автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Андреевских, Ольга Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВАI
Жанр биографии в творчестве В. Вулф. Эстетическая программа группы «Блумсбери».
1.1 Специфика биографического жанра. Развитие биографического жанра на рубеже XIX-XX веков. ф 1.2 Эстетическая программа В. Вулф и творческие поиски блумсберийцев (Вирджиния Вулф и Роджер Фрай).
1.3 Жанр биографии в творчестве В. Вулф.
1.4 «Блумсбери» как концепт английской ментальности.
1.5 Образ В. Вулф в современной литературе и искусстве.
ГЛАВА II
Пародийная биография «Орландо» как жанровый эксперимент.
2.1 История создания биографии.
2.2 Художественные особенности биографии.;.
ГЛАВА III
Жанровая специфика биографий «Флаш» и «Роджер Фрай».
3.1 История создания и художественные особенности пародийной биографии «Флаш».
3.2 «Роджер Фрай» как литературная биография'.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Андреевских, Ольга Сергеевна
Английская писательница Вирджиния Вулф входит в литературу в 1904 г. как автор эссе и рецензий. В 1907 г. она делает первые наброски романа под названием «Мелимброзия» (Melymbrosia), которые публикует в 1915 г. как роман «Путешествие» (The Voyage. Out). В 1917 г. вместе с мужем Леонардом Вулфом Вирджиния основывает издательство «Хогарт Пресс» (The Hogarth Press), а вскоре издает книгу рассказов «Пятно на стене» (The Mark on the Wall). t
Литературное наследие Вулф включает романы: «Путешествие» (The Voyage Out, 1915), «Ночь и день» (Night and Day, 1919), «Комната Джекоба» (Jacob's Room, 1922), «Миссис Дэллоуэй» (Mrs Dalloway, 1925), «На маяк» (То the Lighthouse, 1927), «Волны» (The Waves, 1931), «Годы» (The Years, 1937), «Между актами» (Between the Acts, 1941). Вирджиния Вулф получила признание и как автор рассказов. Ею было издано несколько сборников: «Пятно на стене», «Королевские сады» (Kew Gardens, 1919), «Понедельник или вторник» (Monday or Tuesday, 1921). Перу Вулф также принадлежат одни из лучших образцов английской эссеистики. Ее. эссе печатались в сборниках:
Обязательное чтение» (The Common Reader, 1925) и «Второе обязательное чтение» (The Second Common Reader, 1932). Творчество писательницы имеет большое значение для движения феминизма. Вулф излагает свои взгляды на проблемы женщин в современном обществе в эссе «Своя комната» (A Room of One's Own, 1929) и «Три гинеи» (Three Guineas, 1938). Особое место в творчестве Вулф занимают произведения биографического жанра: «Орландо» (Orlando, 1928), «Флаш» (Flush, 1933), «Роджер Фрай» (Roger Fry, 1940). Эти произведения отражают попытки писательницы реформировать биографию, найти новые горизонты жанра, новые возможности изображения внутреннего мира человеческой личности. Однако экспериментаторская природа биографий на протяжении долгого времени была причиной того, что они не рассматривались как произведения, принадлежащие к одному жанру. Почти не вызывала сомнений жанровая принадлежность «Роджера Фрая», но жанровая природа «Орландо» и «Флаша» до' сих пор нуждается в четком определении.
В отечественном и зарубежном литературоведении творчество Вирджинии Вулф вызывало горячий интерес на протяжении XX столетия. Было опубликовано несколько биографий Вулф (Д. Дэйчес, К. Белл, Г. Ли, Дж. Кинг, Н. Николсон). Ученые посвящали работы различным аспектам творчества писательницы. Множество работ сосредоточено на романах писательницы, причем часто в состав романного творчества включаются «Орландо» и «Флаш».
Например, в книге «Главные романы Вирджинии Вулф: Современные басни» (Virginia Woolf's MajorNovels: Fables of AnonУ Мария ДиБаттиста рассматривает «Орландо» как сатирический, пародийный роман. Эвром Фляйшман в монографии «Вирджиния Вулф: Критическое чтение» (Virginia Woolf: A Critical Reading) признает значимость жанра биографии в творчестве Вулф, но характеризует жанр «Орландо» как пародийный Kunstlerroman, роман о художнике. Говард Харпер {Between Language and Silence: the Novels of Virginia Woolf) исследует связь «Орландо» с «Неистовым Роландом» Ариосто, определяет главного героя как архетип английской культуры и рассматривает жанр произведения как роман воспитания. Гермиона Ли в книге «Романы Вирджинии Вулф» (The Novels of Virginia Woolff делает акцент на стилистических характеристиках произведения. По мнению исследовательницы, автор «Орландо» пародирует тот или иной литературный стиль для описания исторических эпох. Джин е
Александр {The Venture of Form in he Novels of Virginia Woolf) выделяет
1 DiBattista, Maria. Virginia Woolf s MajorNovels: The Fables of Anon. - London, 1980.
2 Fleishman, Avrom. Virginia Woolf: A Critical Reading. London, 1975.
3 Harper, Howard. Between Language and Silence: the Novels of Virginia Woolf. - Lousiana, 1982.
4 Lee, Hermione. The Novels of Virginia Woolf. - London, 1971.
5 Alexander, Jean. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf. - London, 1974. символическое начало в произведении. Дороти Брюстер анализирует сюжет «Флаша» и «Орландо» с позиций феминизма, характеризуя жанр произведений как роман6. Подобный подход применяет Сьюзен Меррилл Скуайер7.
Гораздо меньшее внимание уделяют исследователи проблеме жанра биографии в творчестве писательницы. Возможно, это обусловлено именно тем фактом, что «Орландо» и «Флаш» часто рассматриваются не как биографии, а как романы. Поэтому у исследователей не возникает необходимости объединять биографии Вулф в отдельный аспект в рамках ее творчества. Жан Гиге в своей диссертации посвящает отдельную главу биографическим произведениям писательницы, но исключает из их числа «Орландо». Джеймс Кинг в объемной монографии «Вирджиния Вулф» {Virginia Woolf)9 признает, что «Орландо» - биография Виты и одновременно биография Вулф как творческой личности. Но исследователь не занимается жанровыми особенностями биографических прризведений Вулф. К вопросам биографического жанра в творчестве Вулф обращается Джулия Бриггс в статье «Вирджиния Вулф и «Как следует писать о жизни» (Virginia Woolf and "The Proper Writing of Lives")10. Дж. Бриггс доказывает, что на протяжении всей творческой истории Вулф биография играла для нее важную роль. Во многом проза писательницы была автобиографична, и это справедливо как по отношению к ее романам, так и по отношению к биографическим произведениям. Детальный анализ биографических произведений В. Вулф проводит югославский литературовед Слободан Вукобрат в докторской диссертации на тему «Теория и техника биографического творчества Вирджинии Вулф» (Teorija i tehnika biografskoy stvaralastva Virdzinije Vulf)n. Диссертация состоит из двух частей. Первая посвящена биографии «Роджер
6 Brewster, Dorothy. Virginia Woolf s London. - London, 1959.
7 Squier, Susan Merril. Virginia Woolf and London. The Sexual Politics of the City. - London, 1985.
8 Guiguet, Jean. Virginia Woolf et son oeuvres. L'art et la Quete du Reel. These Principale pour le Doctorat. -Grenoble, 1962.
9 King, James. Virginia Woolf. - New York, 1995. ,
10 Briggs, Julia. Virginia Woolf and "The Proper Writing of Lives"// The Art of Literary Biography. Ed. by John Batchelor. - Oxford, 1995. - C. 245-265.
11 Vukobrat, Slobodan. Teorija i tehnika biografskoy stvaralastva Virdzinije Vulf. - Beograd, 1984.
Фрай». Ученый пишет о «методе компиляции» в биографии, о роли лейтмотива, о функции цитат, об образах и символах, о символике центра, об авторской объективности и нейтральной интонации. Завершается глава
параграфом о соотношении биографии и эскапистских умонастроений блумсберийцев. Вторая глава сосредоточена на биографиях «Орландо» и
Флаш» как экспериментальных и пародийных, «шуточных» произведениях.
В 1987 году выходит книга Рут Хоберман о жанре биографии в английской литературе первой трети XX века (Modernizing Lives. Experiments in English
12
Biography. 1918-1939) . Исследовательница характеризует биографии «Орландо» и «Флаш» в контексте феминистских убеждений автора. Для определения жанровой природы «Роджера Фрая» Рут Хоберман пользуется термином «социобиография» (sociobiography), который, по ее мнению, полностью отражает жанровую специфику этого произведения. Под социобиографией Хоберман понимает такой тип повествования, в котором судьба главного героя раскрывается в контексте его общественной деятельности.
Особое место в общей массе литературы о жизни и творчестве Вирджинии Вулф занимают книги и статьи о взаимодействии писательницы с блумсберийцами, о влиянии эстетики «Блумсбери» на творческую эволюцию писательницы. Следует выделить монографию Дэвида Даулинга «Эстетика Блумсбери и романы Форстера и Вулф» {Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf)n. Ученый дает характеристику эстетики блумсберийцев, исследует различные направления, по которым шло взаимное влияние членов группы «Блумсбери» и Вирджинии Вулф, в частности, влияние современной живописи на формирование писательской манеры Вулф. Леон Эдел в книге «Блумсбери. Дом львов» {Bloomsbury. А House of Lions)14 детально изучает историю группы «Блумсбери», социальное положение, философские и эстетические взгляды блумсберийцев. Джон
12 Hoberman, Ruth. Modernizing Lives. Experiments in English Biography. 1918-1939. - Illinois, 1987.
13 Dowling, David. Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Förster and Woolf. - London, 1985.
14 Edel, Leon. Bloomsbury. A House of Lions. - New York, 1979. •
Леман в монографии «Вирджиния Вулф и ее мир» (Virginia Woolf and her World)15 пишет о том, как шла работа писательницы над итоговой биографией «Роджер Фрай», о том, какую роль' в жизни писательницы играл Фрай. Заслуживает внимания и труд Дж. К. Джонстона «Группа «Блумсбери». Исследование творчества Э.М. Форстера, Литтона Стрэйчи, Вирджинии Вулф и их окружения» (The Bloomsbury Group. A Study of E.M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf, and their Circle)16. Ученый подробно описывает историю взаимоотношений блумсберийцев, их творческую и философскую установку. Вызывает интерес и книга «Группа «Блумсбери». Собрание мемуаров, комментарий, критика» (The Bloomsbury Group. А
• 1П collection of Memoirs, Commentary and Criticism) - сборник воспоминаний и статей членов группы и их современников. Большой объем интересной и важной информации содержит и сборник «Вирджиния Вулф: Воспоминания современников» {Recollections of Virginia Woolf by her Contemporaries)18. Современники Вирджинии Вулф, среди которых - Виктория Сэквилл-Уэст и Э.М. Форстер, вспоминают о событиях, ( связанных с творчеством писательницы и ее деятельностью в рамках «Блумсбери». Сборник «Вирджиния Вулф: интервью и воспоминания» (Virginia Woolf: Interviews and Recollections)19 содержит выдержки из мемуаров и писем блумсберийцев и предоставляет информацию, которая способна прояснить некоторые эпизоды, связанные с творческой судьбой писательницы. Представляется полезным ознакомиться с биографией Роджера Фрая, выполненной в соответствии с традиционным каноном жанра литературной биографии. В 1980 г. Фрэнсис Сполдинг издает книгу «Роджер Фрай. Жизнь и искусство» (.Roger Fry: Art and Life)10, где предлагает читателю новый взгляд на личность и судьбу Роджера Фрая. Как считает автор, Вирджиния Вулф в своем
15 Lehman, John. Virginia Woolf and her World. - London, 1975.
16 Johnstone J.K. The Bloomsbury Group. A Study of E.M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf, and their Circle. - London, 1954.
17 The Bloomsbury Group. A collection of Memoirs, Commentary and. Criticism. - Toronto, 1975.
18 Recollections of Virginia Woolf by her Contemporaries. Ed. with an introduction by John Russel Noble. -London, 1972. >
19 Virginia Woolf: Interviews and Recollections. Ed. by J.H. Stape. - Iowa City, 1995.
20 Spalding, Frances. Roger Fry: Art and Life. - Los Angeles, 1980. . произведении представляет героя с точки ' зрения близкого человека, принадлежащего к тому же тесному кругу людей, как бы «изнутри». Поэтому биография Вулф обходит стороной те факты, которые писательница не хотела или не могла раскрывать читателю. Как отмечает Сполдинг, со времени создания биографии «Роджер Фрай» было открыто достаточно большое количество новых фактов, поэтому первая биография нуждается в уточнении, в том, чтобы была добавлена информация о личной жизни Фрая и его месте в группе «Блумсбери». г
В отечественном литературоведении исследование творчества Вулф имеет давнюю традицию и представлено трудами Н.П. Михальской, Д.Г. Жантиевой, Н.Ю. Жлуктенко, статьями Е.Ю; Гениевой, H.A. Соловьевой, диссертациями Н.И. Бушмановой, A.A. Колотова, JI.B. Моденковой, Н.В. Морженковой. Как правило, в работах отечественных ученых «Орландо» и «Флаш» рассматриваются как несерьезные произведения, «шутки» писательницы. Однако в последние годы появились работы, применяющие «серьезный» метод анализа к «Орландо» и «Флашу». В кандидатской диссертации A.A. Колотова' исследуются особенности романного хронотопа «Орландо» и «Флаша». Н.В. Морженкова делает попытку проанализировать художественные особенности «Орландо» как постмодернистского романа. Вызывает интерес статья О.Б. Вайнштейн «Шекспировские вариации в английской прозе»21, в которой автор сравнивает бессмертного героя Вулф с Шекспиром и выдвигает тезис о том, что мифологему романа можно обозначить термином «мировая книга».
Недостаточно изучена и биография «Роджер Фрай». Наиболее глубокий анализ произведения можно найти в кандидатской диссертации Н.И. Бушмановой на тему «Литературная эссеистика Вирджинии Вулф».
21 Вайнштейн О.Б. Шекспировские вариации в английской прозе // Английская литература XX века и наследие Шекспира. - М., 1997. - С. 92-120.
Автор пишет о жанровой новации Вирджинии Вулф - «крупной форме» эссе. К произведениям этого жанра исследовательница относит «Свою комнату»,
Флаша», «Три гинеи», «Роджера Фрая». По мнению Н.И. Бушмановой, t крупная форма эссе у Вулф представляет собой синтез собственно эссе (литературно-критического, биографического, публицистического) с элементами художественного вымысла, фантастики и романной структуры (фабулой, образом рассказчика и т.д.)»22.
Следует отметить, что биографические произведения писательницы в отечественных источниках не выделяют в особую линию в рамках творческой эволюции Вулф. Кроме этого, в отечественной среде глубоко укоренилась традиция рассматривать произведения В. Вулф вне контекста идейно-эстетических исканий группы «Блумсбери». Возможно, причина этому - мнение, что блумсберийцы не обладали серьезной эстетической программой и в основном представляли кружок близких друзей, имеющих общие взгляды на искусство, философию и политику. Однако, как будет доказано в дальнейшем, изучение произведений писательницы в контексте эстетических экспериментов блумсберийцев дает возможность раскрыть новые неизученные грани ее работ, получить более полное представление о том, как вписывается творчество писательницы в общий культурный контекст начала XX века. t
В качестве материала исследования выбраны три крупных биографических произведения: «Орландо» (Orlando, 1928), «Флаш» {Flush, 1933), «Роджер Фрай» (Roger Fry, 1940). Кроме этого, проводится подробный анализ программных эссе Вулф, посвященных особенностям биографии как жанра литературы: «Новая биография» (The New Biography, 1927) и «Искусство биографии» (The Art of Biography,1939).
22 Бушманова Н.И. Литературная эссеистика В. Вулф. Автореф. - NÍ., 1989. - С. 13.
Предметом исследования является специфика биографического жанра в рамках эстетической программы Вулф, в частности, характеристики модернистской модификации жанра биографии.
В диссертации впервые в отечественном литературоведении указанные произведения («Орландо», «Флаш», «Роджер Фрай») рассматриваются как эволюция жанра биографии в творчестве писательницы. Единство жанровой природы произведений доказывается путем анализа их общей тематики и схожих принципов композиционной организации и построения сюжета. В этом заключается научная новизна работы. Несмотря на то, что многие аспекты творчества Вулф были достаточно глубоко и полно изучены, в отечественной традиции не сформировалось представление о писательнице как о реформаторе жанра литературной биографии. Однако, как доказывает диссертационное исследование, Вирджиния Вулф действительно добилась успеха в создании новой модернистской моделибиографического жанра. Это удается писательнице за счет применения новой техники повествования и эксперимента с образом главного героя и образом автора биографии.
Актуальность работы обусловлена все возрастающим вниманием к творческому наследию и личной судьбе Вирджинии Вулф в конце XX и начале XXI века столетия, а также повышенным интересом читающей публики к произведениям биографического жанра в целом.
К образу Вулф и ее творчеству обращаются и в литературе, и в мире кино. На протяжении XX века образ Вулф входит в литературные произведения: пьеса Э. Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф», биографическая пьеса Э. О'Брайен «Вирджиния», роман Майкла Каннингема «Часы» и роман Жаклин Арпман «Орланда». В 1992 году появляется экранизация биографии «Орландо», а в 2002 году - экранизация романа «Часы».
Такое внимание к творчеству и личной биографии Вирджинии Вулф обусловлено актуальностью в условиях современной действительности тем и проблем, которые писательница поднимала в своих произведениях. С другой стороны, писатели, обращавшиеся к творческому наследию Вулф, как правило, выделяют конкретные аспекты ее прозы. Это, прежде всего, ярко выраженный тендерный характер, стилистические и лингвистические эксперименты и определяющая роль личности и характера героя для выбора сюжета произведения.
Не угасает и интерес к творчеству Вулф со стороны литературоведов. Например, весной 2005 года В Англии была выпущена в свет монография Джулии Бриггс «Вирджиния Вулф: Внутренний мир» .
Цель диссертации заключается в том, чтобы выявить специфику модернистской модификации жанра литературной биографии в творчестве В. Вулф.
Задачи диссертации заключается в следующем:
1) определить жанровые параметры литературной биографии;
2) очертить степень влияния идейно-художественных воззрений членов группы «Блумсбери» и эстетических взглядов Роджера Фрая на формирование творческой установки писательницы;
3) определить жанровые особенности модификации модернистской биографии В. Вулф;
4) проследить динамику развития жанра биографии в творчестве В. Вулф;
5) охарактеризовать место биографических произведений в творческом наследии писательницы
Структура работы, в соответствии о поставленными целями и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей источники на русском, английском, французском и сербском языках. Первая глава посвящена анализу жанровой природе литературной биографии, особенностям развития жанра биографии на рубеже Х1Х-ХХ веков. Помимо этого, в главе анализируется роль жанра биографии в творческой системе Вулф. Далее рассматривается культурный контекст, в рамках которого творила Вулф, а именно - контекст эстетической
23 Briggs, Julia. Virginia Woolf: An Inner Seif. - Oxford, 2005. деятельности группы «Блумсбери». Глава завершается анализом рецепции творчества Вулф на протяжении XX века. Творчество писательницы является неотъемлемой частью культурного наследия блумсберийцев, поэтому представляется целесообразным изучать природу жанрового эксперимента Вулф именно в контексте эстетики «Блумсбери».
Вторая глава сосредоточена на жанровых характеристиках биографии «Орландо». Произведение рассматривается в рамках биографического и общелитературного контекстов. Такой подход к исследованию произведения обусловлен самой его природой. Вулф экспериментирует, прежде всего, с образом героя биографии: это герой, наделенный чертами реального прототипа, но, в то же время, Орландо - символ поэтического сознания вообще. Поэтому его биография - не только события частной жизни, но и история его взаимодействия с литературной традицией, критикой, история его творческого развития.
Третья глава посвящена двум другим, более зрелым биографиям писательницы. Это «Флаш» и «Роджер Фрай». Как и в «Орландо», главные герои этих произведений - творческие люди, поэтесса Элизабет Барретт-Браунинг и искусствовед и художник Роджер Фрай.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых по тебрии и истории литературы. Исследование жанра литературной биографии, динамики его развития и характерных черт, проводится с опорой на труды С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Б.В. Томашевского, Б.А Успенского, В.Е. Хализева, Г. Николсона, Р. Хоберман.
Из зарубежных источников по проблемам биографии особое внимание уделено книге Гарольда Николсона «Развитие английской биографии» {The Development of the English BiographyfA. Учитывая тот факт, что Вулф и Николсон достаточно тесно общались (Вирджиния была близкой подругой его супруги Виты, Гарольд Николсон бкл вхож в «Блумсбери»),
24 Nicolson, Harold. The Development of the English Biography. - London, 1933. представляется правомерным утверждать, что взгляды Вулф и Николсона на природу и перспективы развития жанра биографии были взаимосвязаны: проза Вулф давала возможность Николсону прогнозировать дальнейшее сближение биографии с литературой, а Вулф в ее жанровых поисках вдохновляло исследование Николсона.
В соответствии с особенностями диссертационного исследования в качестве основных методов выбраны: 1) биографический метод, помогающий проследить степень и характер влияния эстетики «Блумсбери» на творческую установку Вулф, механизм' взаимодействия концепций В. Вулф и Р. Фрая; 2) рецептивный метод, используемый для характеристики восприятия творчества Вулф и «Блумсбери» как концептов культуры; 3) комплексный метод, позволяющий исследовать биографические произведения Вулф в рамках общего контекста творчества писательницы, г проанализировать их тематику, систему персонажей, особенности сюжетостроения, обозначить черты, роднящие биографии с основой частью произведений писательницы.
Теоретическая значимость работы состоит в попытке расширить рамки биографического жанра, выделить' характерные особенности модернистской модификации литературной биографии, проанализировать творческое наследие В. Вулф с точки зрения реформы биографического жанра и жанра «новой биографии».
Практическое значение работы заключается в возможности применять выводы и материал исследования в лекционных и практических курсах «Истории зарубежной литературы XX века», «Истории английской литературы XX века», в спецкурсах, посвященных различным аспектам творчества Вулф, а также в семинарах по проблеме жанра в эпоху модернизма и в XX веке в целом.
Апробация диссертационного исследования осуществлялась в рамках научных конференций: «Литература: миф и реальность» (Казань, 2003), «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний
Новгород, 2003), «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2003), г
Перевод и межкультурная коммуникация» (Нижний Новгород, 2003), «Феномен прецедентности и культурный традиции» (Тамбов, 2003), «Художественный текст и культура V» (Владимир, 2003), «Компаративистика на пороге XXI века. Современные теоретико-методологические проблемы» (Санкт-Петербург, 2004), «Французский язык и культура Франции и России XXI века» (Нижний Новгород, 2004), «Пуришевские чтения» (Москва, 2003-2005 гг.). Различные аспекты исследования были освещены в двенадцати публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. H.A. Добролюбова.
15
Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери""
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жанр биографии действительно занимает особое место в эстетической программе Вирджинии Вулф. В создании «Словаря национальных биографий» принимал участие ее отец Лесли Стивен, проблемами модернизации биографии занимались ее друзья Литтон Стрэйчи и Гарольд Николсон. Для самой писательницы жанр оставался актуальным на протяжении всей жизни. На разных этапах своей творческой судьбы она обращается к вопросам, связанным с сущностью биографии, возможностями ее развития, ее будущего. Писательница признается, что для нее это самый трудный жанр, но одновременно и самый любимый. Ведь произведения такого рода по определению сконцентрированы на том, что для Вулф представляло наивысшую ценность: они повествуют исключительно о жизни человека. Анализ художественных особенностей биографий «Орландо», «Флаш», «Роджер Фрай» позволяет сделать выводы об эволюции не только жанра биографии, но и в целом творческого сознания Вулф, ее писательской манеры.
Орландо», первый серьезный опыт' писательницы в области биографического жанра, является воплощением тех задач, которые она ставит в программном эссе «Новая биография» годом ранее. Вулф говорит о том, что соединить «правду факта» и «правду вымысла» - задача, посильная не каждому писателю, но именно эту задачу должен безукоризненно выполнить биограф в своей книге. Викторианская биография утратила ценность, но и среди современников Вулф не видит автора, способного с успехом балансировать на грани между фактом и литературным вымыслом. В «Орландо» она сама предпринимает попытку «революционизировать» биографию.
Писательница максимально романизирует биографию, хотя и сохраняет некоторые черты, традиционно присущие этому жанру. Например, главный герой/героиня имеет реального прототипа. Это Виктория Сэквилл-Уэст, и Орландо обладает многими чертами характера Виты, аристократки и известной поэтессы. Книга изобилует деталями, цель которых - вызвать у осведомленного читателя ассоциации с личностью Виты, ее судьбой, взаимоотношениями с мужем Гарольдом Николсоном и Вирджинией Вулф, с ее родовым поместьем Ноул. Кроме этого, первое издание сопровождалось фотографиями близких Вулф людей в костюмах героев книги. Благодаря этому, книга читалась окружением Вулф как «роман с ключом».
В то же время, стараясь уделить внимание литературной, творческой ипостаси Виты, Вулф вписывает «Орландо» в широкий литературный контекст - от Ариосто до современности. Писательница подробно исследует тему творчества, рассуждает о природе литературного таланта, эволюции г поэтического сознания, сути литературного произведения, проблемах женского творчества.
Таким образом, жанр «Орландо» можно определить как модернистскую модификацию литературной биографии. Однако экспериментальная основа произведения может вызывать ассоциации с множеством разновидностей романного жанра.
Биография «Флаш» посвящена викторианской поэтессе Элизабет Барретт-Браунинг и связана с феминистской темой в творчестве писательницы. На уровне тематики произведение продолжает развивать идеи, высказанные г
Вирджинией Вулф в эссе «Своя комната», о женском творчестве и социальной роли женщины. Вулф размышляет о бесправном, недостойном положении женщины в семье и в обществе в викторианскую эпоху. Прибегая к приему двойничества, она выбирает в качестве главного героя пса Флаша, верного спутника поэтессы. Образ такого двойника выполняет несколько функций. Вулф не только иронически сопоставляет собаку и женщину как равных по социальному положению, по степени их свободы. Помимо этого, писательница развенчивает как устаревший канон биографии, так и «новую биографию» Литтона Стрэйчи, прибегая, как и в «Орландо», к пародийному г образу биографа. Наконец, такой герой иллюстрирует тезис Вулф о принципиальной непознаваемости духовного мира человека для традиционного метода повествования. Вулф считает, что ни традиционная биография, ни литература в целом еще не выполнили своей главной и, пожалуй, единственной задачи: ни одному писателю не удалось в полной мере, объективно, но одновременно и творчески, раскрыть характер героя, исследовать внутренний мир человека.
Как и в «Орландо», «Флаш» органично входит в общий контекст творчества писательницы. Здесь тоже разрабатываются ключевые для Вулф темы творчества; «своей комнаты» как личного пространства и возможности творить; путешествия как определяющего этапа в становлении героя; а также темы любви, брака, роли женщины в обществе и литературном процессе. Биография «Роджер Фрай» является одним из итоговых произведений писательницы: она была опубликована в 1940 году, незадолго до трагической гибели автора. Неслучайным представляется тот факт, что в конце своей творческой судьбы, подводя итоги, Вулф. вновь обращается к жанру биографии. Одновременно работая над «Роджером Фраем», она пишет эссе «Искусство биографии», где анализирует творчество Литтона Стрэйчи и рассуждает о пути развития биографического жанра. По мнению Вулф, биограф должен неукоснительно следовать принципу достоверности и объективности, но при этом стремиться приблизить биографию к произведению искусства. Задача биографа - так отбирать материал, так компоновать его, чтобы, не умаляя достоверности и объективности произведения, создать живой, интересный читателю образ главного героя. Заявленную установку писательница пытается воплотить в серьезном биографическом исследовании, посвященном искусствоведу, художнику, дизайнеру Роджеру Фраю.
На первый взгляд, биография «Роджер Фрай» является образцом традиционной биографии. Она посвящена современнику Вулф, идейному центру группы «Блумсбери», ключевой фигуре в культуре Англии начала XX века. Как и каноническая биография, «Роджер Фрай» отличается фактографичностью, обилием деталей, описывающих характер героя; она основана на реальных документах - на свидетельствах современников и на архиве самого Фрая. Однако произведение обладает и такими характерными чертами, которые позволяют говорить о его необычности и о новаторстве Вулф. Отказавшись от пародийного элемента, Вулф концентрирует внимание на композиции произведения. Различия с традиционной биографией и «новой биографией» Литтона Стрэйчи сосредоточены в области сюжетостроения и в особенностях проявления образа автора.
Писательница стремится сохранить фактографичность и создать у читателя объективное представление о Роджере Фрае. Но при этом она старается создать биографию по законам произведения искусства, а именно -по законам музыкального произведения. Музыкальность биографии проявляется в полифонии как множестве голосов, точек зрения на героя, и в особом типе сюжета, основанного на ассоциациях и развитии ряда тем и мотивов.
За счет полифонии Вулф добивается объективности изображения. Она сама очень трепетно относилась к Роджеру Фраю, ее симпатия была настолько глубока, что ее необходимо было скрыть, иначе читатель получил бы представление не о Роджере Фрае, а о чувствах и эмоциях Вулф. Поэтому в тексте представлены точки зрения близких людей и современников Фрая, обширно цитируются дневники, письма, статьи героя, но собственного мнения о герое автор напрямую не высказывает. В целом роль автора заключается в том, чтобы компилировать и комментировать цитаты, а также обеспечивать логическую связь, смысловые переходы между различными эпизодами жизни Фрая.
Сюжет произведения, по замыслу Вулф, не должен опираться лишь на хронологию событий. Основой сюжета должен был стать ряд тем, важных для жизни и творческой судьбы Роджера Фрая. В первой главе писательница намечает темы, дает их развитие и вариации, а'в заключительной главе вновь сводит их воедино. Такая организация сюжета сближает биографию с художественной литературой, делает книгу ценной не только в качестве источника сведений о герое, но и как образец писательского мастерства.
Таким образом, анализ биографических произведений Вирджинии Вулф позволяет сделать следующие выводы:
1. Жанр биографии является центральным в творчестве Вирджинии Вулф и дает представление о творческой эволюции писательницы.
2. Выбор героя определяет художественные особенности биографии. В центре внимания Вулф - творческая личность: Орландо - поэт, Элизабет Барретт-Браунинг - поэтесса, Роджер Фрай - художник. Несмотря на формальные различия, сюжет трех биографических произведений строится по одной схеме: это движение от патриархального косного мира к личной свободе героев, свободе творчества, познанию себя. Орландо обретает внутреннюю свободу через бегство в далекий'Константинополь и необычную метаморфозу. Флаш и Элизабет Барретт становятся двойниками: положение женщины в викторианской семье схоже с положением собаки в доме. Двойники и сообщники, они бегут из Лондона, города патриархальной тирании, в Италию, в страну свободы, где обретают счастье. Судьба Роджера Фрая - история постоянной борьбы со стереотипами, устаревшими взглядам, ограничениями творческой свободы, а также история борьбы с собою и обретениями внутренней свободы.
3. Экспериментаторский подход к жанру логичен для Вулф. По ее убеждению, отправной точкой для любого литературного произведения может быть только сама личность героя, его внутренний мир, поэтому необходимо в первую очередь преобразовать принципы изображения главного героя.
4. Вулф ведет жанровые поиски в контексте- характерного для начала XX века интереса к жанру биографии и в рамках общей для того времени г психологизации прозы, усиления в литературном произведении автобиографического и биографического элемента.
5. Возникает необходимость говорить о Вулф не только как об экспериментаторе в области романа, но и как о реформаторе жанра литературной биографии, наравне с признанными родоначальниками жанра «новой биографии» - Литтоном Стрэйчи и Андре Моруа.
Список научной литературыАндреевских, Ольга Сергеевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. A Change of Perspective. The Letters of Virginia Woolf. 1923-1928. Vol. 3. -London, 1977.
2. The Diary of Viriginia Woolf. Vol. 3: 1925-1930 / Ed. by Anne Olivier Bell. -London, 1980.
3. The Diary of Virginia Woolf. Vol. 4: 1931-1935 / Ed. by Anne Olivier Bell. London, 1982.
4. The Flight of the Mind. The Letters of Viriginia Woolf. 1888-1912. Vol. 1. -London, 1975.
5. Leave the Letters till we are Dead. The Letters of Virginia Woolf. Vol. 6. 1936-1941.-London, 1980.
6. Moments of Being. Unpublished Autobiographical Writings of Virginia Woolf / Ed. by Jeanne Schulkund. Sussex, 1976.
7. The Sickle Side of the Moon. The letters of Virginia Woolf. 1932-1935. Vol. 5. London, 1975.
8. The Question of Things Happening. The .Letters of Virginia Woolf. 19121922. Vol. 2. London, 1976.
9. Virginia Woolf. A Moment's Liberty. The Shorter Diary of Virginia Woolf/ Ed. by Anne Olivier Bell. London, 1990.
10. O.Virginia Woolf and Lytton Strachey. Letters / Ed. by Leonard Woolf and James Strachey. London, 1956.
11. Virginia Woolf. A Writer's Diary. Being Extracts from the Diary of Virginia Woolf. St. Albans, 1973.
12. Woolf V. Between the Acts / Ed. with an Introduction and Notes by Frank Kermode. Oxford, 2000.
13. Woolf V. Collected Essays. Vol. 2. London, 1966.
14. Woolf V. Collected Esays. Vol. 4. London, 1968.
15. Woolf V. The Common Reader. -New York, 1948.
16. Wool V. Flush. A Biography. New York, 1933.
17. Woolf V. The Moment and Other Essays. New York, 1948.
18. Woolf V. Mrs. Dalloway. London, 1996.
19. Wool V. Mrs. Dalloway. Hertfordshire, 1996.
20. Woolf V. Night and Day / Ed. with an Introduction and Notes by Julia Briggs. London, 1992.
21. Woolf V. Orlando. A biography. Hertfordshire, 1995.
22. Woolf V. Roger Fry. A Biography. New York, 1940.
23. Woolf V. Roger Fry. A Biography. London, 2003.
24. Woolf V. A Room of One's Own. London, 1977.
25. Woolf V. A Room of One's Own. London, 2000.
26. Woolf V. Selected Short Stories / Ed. with an Introduction and Notes by Sandra Kemp. London, 2000.
27. Woolf V. To the Lighthouse. London, 1996.
28. Woolf V. The Waves / Introduction and Notes by Dr Deborah Parsons. -Hertfordshire, 2000.
29. Woolf V. The Years / Ed. with an Introduction and Notes by Jeri Johnson.r1.ndon, 1998.1.. Переводы произведений В. Вулф на русский язык
30. Вулф В. Волны / Пер. с англ. Е. Суриц '// Иностранная литература. -2001, №10.-С. 137-260.
31. Вулф В. Джейн Остен / Пер. с англ. И. Бернштейн // Эти загадочные англичанки / Сост. и предисл. Е.Ю. Гениевой. М., 2002. - С. 162-174.
32. Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал» / Пер. с англ. И. Бернштейн // Эти загадочные англичанки / Сост. и предисл. Е.Ю. Гениевой. М., 2002. - С. 156-161.
33. Вулф В. Своя комната / Пер. с англ. Н. Рейнгольд // Эти загадочные англичанки / Сост. и предисл. Е.Ю. Гениевой. М., 2002. - С. 81-155.
34. Вулф В. Избранное // Вступ. статья Е. Гениевой. М., 1989.
35. Вулф В. Комната Джейкоба / Пер. с. англ. М. Карп. СПб., 2004.
36. Вулф В. Между актов / Пер. с. англ. Е. Суриц. СПб., 2004.
37. Вулф В. На маяк / Пер. с. англ. Е. Суриц. СПб., 2004.
38. Вулф В. Орландо / Пер. с. англ. Е. Суриц. СПб., 1997.
39. I. Художественные произведения других авторов
40. Арпман Ж. Орланда. М., 2003.
41. Каннингем М. Часы // Иностранная литература. 2000. №9. С. 3-112.
42. Олби Э. «Смерть Бесси Смит» и другие пьесы. М., 1976.
43. Форстер Э.М. Избранное. JL, 1977.
44. Шекспир У. Как вам это понравится /.Пер. с англ. П. Вейнберга. -СПб., 2002.г
45. Barrett-Browning, Elizabeth. Sonnets from the Portuguese and Other Poems. New York, 1992.
46. Fry, Roger. French, Flemish and British art. New York, 1951.
47. Holroyd, Mihael. Lytton Strachey. A Biography. Harmondsworth, 1980.
48. Letters of Roger Fry. London, 1972.
49. O'Brien, Edna. Virginia. London, 1981.
50. Spalding, Frances. Roger Fry. Art and Life. Los Angeles, 1980.
51. Strachey, Lytton. Eminent Victorians. London, 1988.
52. Strachey, Lytton. Ermyntrude and Esmeralda / Introduction by Michael Holroyd. London, 1969.
53. Strachey, Lytton. Queen Victoria. New York, 1935.1.. Литературно-критические работы о творчестве В. Вулф
54. Брэдбери, Малькольм. Вирджиния Вулф // Иностранная литература. -2002,№12.-С. 255-271.г
55. Бушманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза: Учебное пособие по спецкурсу. Ярославль, 1992.
56. Бушманова Н.И. Литературная эссеистика В. Вулф. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1989.
57. Бушманова Н.И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма (Проза Д.Х Лоуренса и В. Вулф). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.-М., 1996.
58. Вайнштейн О.Б. Шекспировские вариации в английской прозе (В. Вулф, О. Хаксли, Дж. Фаулз) // Английская литература XX века и наследие Шекспира. М., 1997. - С. 92-120.
59. Днепров В.Д. Роман без тайны: Вирджиния Вулф. «Миссис Дэллоуэй» // Днепров В.Д. С единой точки зрения. Л., 1989. - С. 328-341.
60. Ивашева В.В. Вирджиния Вулф // ' Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. - С. 58-66.
61. Колотов А.А. Художественная структура романов В. Вулф 20-х -начала 30-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата филологических наук. М., 2000.
62. Михальская Н.П. Литературно-критические взгляды Вирджинии Вулф // Ученые записки Московского педагогического института им. В.И. Ленина. Т. 245. М., 1966
63. Моденкова JI.B. Ранняя проза Вирджинии Вулф 1915-1922 гг.: проблемы психологизма / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1995.
64. Морженкова Н.В. Романы В. Вулф 20-х гг. («Комната Джейкоба», «К маяку», «Орландо»). Проблемы поэтики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Нижний Новгород, 2002.
65. Форстер Э.М. Вирджиния Вулф // Форстер Э.М. Избранное. JL, 1977.
66. Albright, Daniel. Personality and Impersonality: Lawrence, Woolf and Mann. London, 1978.
67. Alexander, Jean. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf. -London, 1974.
68. Apter Т.Е. Virginia Woolf. A Study of her Novels. London, 1979.
69. Bell, Quentin. Virginia Wolf: A Biography. Vol. 2: Mrs Woolf. 1912-1941. -London, 1972.
70. Blackstone, Bernard. Virginia Woolf. A Commentary. London, 1972.
71. The Bloomsbury Group. A Collection, of Memoirs, Commentary and Criticism. Toronto, 1975.
72. Brewster, Dorothy. Virginia Woolf s London. London, 1959.
73. Briggs, Julia. Virginia Woolf: An Inner Self. Oxford, 2005.r
74. Briggs, Julia. Virginia Woolf and "The Proper Writings of Lives" // The Art of Literary biography / Ed. by John Batchelor. Oxford, 1995.
75. The Cambridge Companion to Virginia Woolf / Ed. by Sue Roe and Susan Sellers. Cambridge, 2004.
76. Dahl, Liisa. Linguistic Features of the Stream-of-Consciousness Techniques of James Joyce, Virginia Woolf and Eugene O'Neil. Turku, 1970.
77. DiBattista, Maria. Virginia Woolf s Major Novels: The Fables of Anon. -London, 1980.
78. Dowling, David. Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf.-London, 1985.t
79. Dusinberre, Juliet. Virginia Woolf s Renaissance: Woman Reader or Common Reader? London, 1997.
80. Edel, Leon. Bloomsbury. A House of Lions. New York, 1979.
81. Fleishman, Avrom. Virginia Woolf: A Critical Reading. London, 1975.
82. Goldman, Mark. The Reader's Art: Virginia-Woolf as Literary Critic. The Hague, 1976.
83. Graham, John. The "Caricature Value" if Parody and Fantasy in "Orlando" // Virginia Woolf. A Collection of Critical Essays / Ed. by Claire Sprague. -New Jersey, 1971.
84. Guiguet, Jean. Virginia Woolf et son oevres. L'art et la Quete du Reel. These Principal pour le Doctorat. Grenoble, 1962.
85. Hafley, James. The Glass Roof. Virginia Woolf as a Novelist. Los Angeles, 1954.
86. Harper, Howard. Between Language and Silence: The Novels of Virginia Woolf. Louisiana, 1982.
87. Hoberman, Ruth. Modernizing Lives. Experiments in English Biography. 1918-1939 / Foreword by A.O.J. Cockshut. Illinois, 1987.
88. Johnstone J.K. The Bloomsbury Group. A Study of E.M. Forster, Lytton
89. Strachey, Virginia Woolf and their Circle. London, 1954.
90. King, James. Virginia Woolf. London, 1995.
91. Lee, Hermione. The Novels of Virginia Woolf. London, 1977.
92. Lee H. Virginia Woolf. London, 1995.
93. Lehmann, John. Virginia Woolf and her World. London, 1975.
94. Lodge, David. Some Verbal Features of Virginia Woolf s Novels // Critics on Virginia Woolf / Ed. by Jacqueline E.M. Latham. Florida, 1970.
95. Meisel, Perry. The Absent Father: Virginia Woolf and Walter Pater. -London, 1980.tr
96. New Essays on Virginia Woolf / Ed. by Helen Wussow. Dallas, 1995.
97. Nicolson, Nigel. Bloomsbury: The Myth and Reality I I Virginia Woolf and Bloomsbury. A Centenary Celebration / Ed. by J. Marcus. Bloomington, 1987.
98. Nicolson, Nigel. Virginia Woolf. London, 2000.
99. Peach, Linden. Virginia. New York, 2000.
100. Showalter, Elaine. A literature of their Own. British Women
101. Novelists from Bronte to Lessing. London, 1978.t
102. Squier, Susan Merril. Virginia Woolf and London. The Sexual Policy of the City. London, 1995.
103. Recollections of Virginia Woolf by her Contemporaries / Ed. with an Introduction by John Russel Noble. London, 1972.
104. Virginia Woolf: Interviews and Recollections / Ed. by J.H.Stape. -Iowa City, 1995.
105. Vukobrat, Slobodan. Teorija i tehnika biografskoy stvaralastva Virdzinije Vulf. Beograd, 1984.r
106. V. Работы по теории и истории литературы
107. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.
108. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. -М., 1975.
109. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). М., 1990.г
110. Барахов B.C. Искусство литературного портрета. М., 1976.
111. Барахов B.C. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. -М., 1985.
112. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
113. Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
114. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
115. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
116. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.
117. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.
118. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
119. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
120. Волохова Е.С. Ассоциативный • монтаж как композиционная основа романа М. Каннингема «Часы» // Эстезис: Научно-художественный сборник кафедры культурологи / Под. ред. проф. В.А. Фортунатовой. Нижний Новгород, 2004. - С. 159-163.
121. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.
122. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
123. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
124. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие. М., 1998.
125. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
126. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918-1939. М., 1965.
127. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение / Под. ред. З.И. Плавскина, H.A. Жирмунской. СПб., 1996.
128. Жлуктенко Н.Ю. Импрессионизм в современном английском психологическом романе (Вирджиния Вулф) // Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. М., 1984. - С. 58-66.
129. Жуков Д.А. Биография биографии. ^ М., 1980.
130. Зарубежная литература XX века. Практикум / Сост. и общ. ред. Н.П. Михальской и Л.В. Дудовой. М., 2003.
131. Затонский Д.В. Искусство романа и двадцатый век. М., 1973.
132. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Система «литература» и методы ее изучения. Монография. Нижний Новгород, 1998.
133. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2-х т. JL, т.2, 1984.
134. Комаровская Т.Е. Творчество Ирвина Стоуна. Минск, 1983.
135. Корман Б.О. Литературные термины по проблеме автора. -Ижевск, 1982.
136. Копыленко М.Л. Тема музыки и образ музыканта в английской художественной прозе // Литература Англии, XX век: Учебное пособиег
137. Под. ред. К.А. Шаховой. Киев, 1987. - С. 118-140.
138. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / Сост. A.A. Тахо-Годи.- Киев, 1994.
139. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
140. Межкультурная коммуникация. Практикум: В 2-х ч. Ч. 1. — Нижний Новгород, 2002.
141. Михальская Н.П. Взаимодействие литературы и живописи в истории культуры Англии // Диалог в пространстве культуры. К 100-летию со дня рождения Б.И. Пуришева / Отв. ред. В.Н. Ганин. М., 2003.
142. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930 гг. Утрата и поиски героя. М., 1966. .
143. Моэм С. Подводя итоги. М., 1991.t
144. Наркирьер Ф. Андре Моруа. М., 1974.
145. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.
146. Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. -M., 1988.
147. О художественно-документальной литературе. Иваново, 1979.
148. Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени: ЖЗЛ; замыслы и воплощения серии. М., 1987.
149. Поспелов Г.Н. Теория литературы. M., 1978.
150. Проблемы литературных жанров. Материалы 6-й международной конференции. Томск, 1990.
151. Русская словесность: Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. М., 1997.
152. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки / Сост., вступ. статья, коммент. М. Трескунова. М., 1987.
153. Струков В.В. Художественное своеобразие романов П. Акройда (к проблеме британского постмодернизма). — Воронеж, 1998.
154. Теоретическая поэтика: Понятия и определения. Хрестоматия для студентов / Авт-сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.
155. Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). М., 1996.
156. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко. Коммент. С.Н: Бройтмана при участии Н.Л. Тамарченко.-М., 1996.
157. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.
158. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
159. Трыков В. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.г
160. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
161. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
162. Уэллек Р. Уоррен О. Теория литературы / Вступ. статья A.A. Аникста. М., 1978.
163. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
164. Хализев В.Е. Теория литературы. M., 1999.
165. Хрестоматия по теории литературы. М., 1982.
166. Циглер Е.М. Литературные заимствования в постмодернистской прозе Великобритании. Минск, 1999.
167. Явчуновский М.Г. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. Саратов, 1974.
168. Якобсон Роман. Работы по поэтике / Сост. д.ф.н. М.Л. Гаспарова. Вступ. статья д.ф.н. Вяч.Вс. Иванова. -М., 1987.
169. Allen, Walter. The English Novel. Aylesbury, 1954.
170. Approaches to Victorian Autobiography / Ed. by George. P. Landow. Athens, Ohio; 1979.
171. The British and Irish Novel since 1960 / Ed. by James Achesen. -London, 1991.
172. Burgess, Anthony. English Literature. London, 1974.r
173. Gentte, Gerard. Palimpsestes. La Literature au Second Degre. Seuil, 1982.
174. Kumar, Shiv.K. Bergson and the Stream-of-Consiousness Novel. -London, 1962.
175. Lytton Strachey by Himself / Introduction by Michael Holroyd (микрофильм)
176. Meisel, Perry. The Myth of the Modern. A Study in British Literature and Criticism after 1859. London, 1987.
177. Nicolson, Harold. The Development of English Biography. London, 1933.
178. Rantavaara, Irma. Style and Text. Studies Presented to Nils Erik Enkvist. Stockholm, 1979.
179. Romanticism, Modernism, Postmodernism / Ed. by Harry R. Garwin. -London, 1980.
180. Stevenson, Lionel. The English Novel. A Panorama. Boston, 1960.
181. Stevenson, Randall. Modernist Fiction. Prentice Hall, 1998.
182. Torgovnick, Marianna. The Visual Arts, Pictorialism and the Novel. -Princeton, 1985.1. VI. Справочные изданияг
183. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. / Под. ред. А.А. Суркова. М., т. 1, 1962.
184. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
185. Современная документальная проза за рубежом. -М., 1975.
186. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М., 1996.
187. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. С.И. Кормилов. М., 1999.
188. Судленкова О.А., Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. -Минск, 1997.
189. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow, 1995.
190. Longman Dictionary of English Language and Culture.