автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Литературные источники романа Л. Н. Толстого «Война и Мир»

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Блудилина, Наталия Даниловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Литературные источники романа Л. Н. Толстого «Война и Мир»'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературные источники романа Л. Н. Толстого «Война и Мир»"

?Г6 Ом

" »

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени А. М. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

БЛУДИЛ И НА Наталия Даниловна

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

(художественно-доку ментальная проза) Специальность 10.01.01 — Русская литература

АВТО РЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва —

1994

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНОТЯП МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ вмени А.Л.ГОРЬКОГО,

; На оравах рукопись

ЕЛдаЯИНА Натаия Данмоваа

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА Д.Ц.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР" >

/хздожвотмнно-докуиеш альаая проза/.

Сашшльнооть ю.01.01 - Расовая мтература

, . .. & о ? в Ф в?дт , (

I

диооэртадалпа ооаоканао учеяой отапсип каядвдята фадйяотачеохдя ваук

Москва - 1994

л-

Рабою шпоявева в Отдела pyeotfofl кяаоолчеоиоЯ лвгсра-туры Института мировой патера туры иыапп А.М.Горьвого РАН.

Научный руководигель:

Основальвые оппоненты:

кандидат (¡Еядолопгчесняхввуж» доцевт С.Е.Нвкопавва

Ведущая оргавлзащш - Мооновоняй пвдагсигчвоыгй ' ^нтввровтв»"

Jfctsara диссертация состоятся ^фе/^il 1994 j», в чаосв ва заоедаввв опвцяаяиаироваянаго о квота S 002.44,01 по ряоабгвчеокян наукам при Иномтутв шфввсЯ • гатеротурв ш. А.М.Горького РАН по адресу: 121069» Коотаа, ув. Поварская, д.25а.

С дпасвршшай всвво озааяокитмя в ваучясЯ <5з6квоуоез Пл<ш*утз ввртооЯ шзвдрзтури вн. А.Ц.Гсрмсго РАН.

I -.

Автореферат роэеоаая 13Э4 Р.

; доктор ^влологичаакях ваук»

•даофеооор Д.Д.Гроыова ^

- ;

доктор (¡ялолагячоокях наук, прсх&еооор ЭЛГ.Бабаав

Учзшй секретарь сшли:з кз ¡яр акта ого савзга ДОЗТСр фЗЕОЗСКВЧООЯВХ ЕЭУЙ

В»И»Сопрсз

'. . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальнооть темы иооледовапия. В каялом литературном произведении отражены не только реальнооть окружавшей действительности, но я мир иллюзорный, мир образного воплощения идей, представлений, чувств - мир литературы; о преемственностью или отрицанием предшествующего опыта. Еооприятие и. творческое усвоение этого опыта писателем происходит не только в результате его рационального изучения, . но и путем опосредованного осознания его оущности в виде идей и концепций или путем непосредственного эотетичеокого или духовного переживания при чтении художественных произведений. "Много у нао -' писателей, есть тяжёлых оторон труда, - замечал Толстой в письме 1865 года, в разгар роботы над романом "Вййпа и мир", - по зато есть эта, верно вам неизвестная, йч>£ир£« (наслаждение) мир ли - читать что-нибудь, понимать одной стороной ума, а другой - думать и в самых общих чертах предотавлять себе целые поэмы, романы, теории философия"1. - -

"Война и мир* - "одна из вершив писательского гения Толстого, где полнее всего проявилась универсальность его творческого метода, ооедивявтего философское я художественное начало. При напиоании .-эйопеи Толстой стремился яе столько к историческому правдоподобия, сколько к художественному воосозлянею эпохи, мечтая "захватить все", то есть дать воеобъемлгацую картину бытия - в чаотнооти, общественного, эотетичеокого, духовного сознания, ярче всего отрззивиегоол п литературных памятниках того времени. Толстой не считал нужным воспроизводить литературную жизнь того времени: имена писателей, их"

I Тояатой О. Поля. ообр. ооч. в 90 т. М.-Я., 1922-1950. Т.Г.1. 0.П6. В дальнейшем вое ооылкя даются в тексте по этому изячни» о указанием тема в страницы, кроме "Войны в мира" .- цитируется по т-данип: Л.Н.Толстой. Собр. ооч. в 22 т. М., 1979-1981. Т.4-7.

сочинения редко упоминаются на страницах книги. Но общая картина жизни роядапаоь с опорой на источники, в том чйоле литературные. Их изучение ставит перед последователями ряд вопросов: о количестве и качестве попользованного в "Войне Й. мире" художественного материала, принципах его отбора, о влиянии литературной первоосновы на творчеокий процеос, о степени "растворения" и преображения этого материала в ткани произведения и "подчинения" творческой воле пи-оателя.

При почти полном отсутствии трудов, где проблема литературных источников "Войны и мира" была бы иооледована специально, необходимо выделить те работы, в которых были намечены пути и подхода я ее изучению. Истоки исследования первоосновы "Войны и мира" находим

• А. '

уже в критичеоких отатьях 60-70-х годов прошлого-века :П.В.Анненкова, Н.Д.Ахшарумова, А.А.Грргорьева, Н.С.Лескова, Н.Н.Страхова, A.C.Норова, А.Н.Витмера, П.А.Вяземского и других.■ Позже определились два аспекта возможных подходов к проблеме: I. сопоставление "Войны я мира" с традицией руооной литературы, без'постановки проблемы литературной первоосновы романа; 2. изучение исторических материалов как лоточников podana. Первого направления придерживались в своих трудах: AiB. Амфитеатров,' К.Н.Леонтьев, А .МЛ об ода, Д.С.Ме-режковокий, П.Морозов*. Второму направлению отдали предпочтение: А.К.Бороздин, А.И.Кйрпичяиков, К.В.Покровоквй2. Изучение проблемы

1. См.: Амфитеатров A.B. Русский литератор я римский император // Амфитеатров А. Литературный альбом. СПб., 1907. С.150-153; Яеоы-» тьев К.Н. О ромавах графа Л.Н.Толстого: Анализ, стиль й веяние. И.,. I9II; Лобода А.М» Отзвуки пушкинской поэзии // Памяти Пушкина: Сборник Киевского университета. Киев, 1899. С.27-34; Мережковский Д.С.. Л.Толстой в Достоевский. СПб., 1903. T.I. С.175-374? Морозов П. Минувший вер. СПб., 1902.

2. См.: Бороздин Историчеокий элемент в романе "Война и. мир". // Минувшие года. 1906. JMO, С.70-92; Кирпичников А.И. Московское общество в изображений Грибоедова и rporfn Толстого // Кирпич-

3.

исторических иоточнянов "Войны и мира" продолжалось в 20-30-е годы вашего столетия в трудах Н.Н.Апостолова, В.Б.Шнловского, Б.М.Эйхенбаума^. Внимание последующего поколения литературоведов било сосредоточено в основном на изучении одной оторонц наше!! проблем» - литературные традиции в "Войне я мире". Этой теме посвятили свои рабом: Э.Г.Беккер, Н.Л.Вершиняна, A.ÏÏ.Гришунин, А.И.Карпенко, Д.С.

Лихачев, Е.В.Николаева, А.А.Сабуров, В.И.Сахаров, М.В.Строгапов,

р

Е.Н.Строганова, В.Ю.Тровцкий, А.В.Чичерин и многие другие4'. В той

нияов А.И. Очерки по истории новой русской литературы. М., 1903. Т.1. С.398—139; Покровский К.В. Источники романа "Война и мир" // "Война и ыир": Сборник-под редакцией В.П.Обнинокого и Т.И.Полнзра. M., 1912. С.Ш-IZß. ' ..

I. См.: Апостолов H.H. Лев Толстой над страницами истории. М., 1928; Шкловокий В./13,/ Матерьяд и стиль в романе Льва Толстого ' "Война л мир". М., 1928'; Эйхенбаум Б.М. Дев Толстой: Книга вторая: Шестидесятые годы. .Т.-М.,, 1931.

•2. См.: Векпер Э.Г. "Бородино" Лермонтова - зерно "Войны и мира" Толстого // Литература в школе, 1964. № 3. С.27-33; Верпинкна Н.Л. Традиции "Евгения Онегина" в "Войне и мире" Л.Н.Толстого // Пушкинский сборник ДПП1 им. А.И.Гердена. Д., 1977. С".64; Гришунин А.Я. ТолстоП и грибоедовская Москва // Толстой-я литература нарб-..^дов Советского Сопзэ. Ереван, 1978. С.45-63; Карпенко А.И. Л.Н.Тоя-г стой я И.В.Гоголь. // Лев Толстой. Проблемы творчества. Киев, 1970. С.89; Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. Л., 1984.. С. 107-108, П2-Н6, 122-123; Николаева Е.В. Некоторые черта древнерусской литературы в рогале-эпопее Л.Н.Толстого "Война я мир" // Литература;Древней Руся. Сборник Ш1И nu. Н.К.Крупской. M., 1978. Выя.2. С.92-97; Сабуров A.A. "Война и мир" и руоокая литература . 20-50-х годов ЫХ века // Л.Н.Толстой: Сборник статей о творчества, . И., 1959. С.52-68; Сахаров В.й. Лев Толотой и В.Ф.ОдоевокиЯ.// Толстой в яатература вародов Советского Союза. Ереван, 1978. С.102- .. Ш{ Строганов М.В. Творчество М.Ю.Яерионтопа в Н.В.Гогояя в восп-. ' ряятяв Д.Н.Толотого. Калвввн, 1985. -СЛ-55; Строганова E.H. Пушкинские начала в "Войве я ыяро" Л.Н.Толстого // Автореферат дяосерга-сив на ооиск. уч. от. ганд. (tenon, наук. (ЛГУ. M., 1987. C.Ï-I9; Троицкий B.Di 0 традициях руоокоЯ романтической прозы в творчества

или иной степени интересующей нас проблемы касались авторы слециа- -лышх трудов и комментаторы "Войны и мира": Э.Г.Бабаев, С.Г.Бочаров, Н.Н.Гусев, Г.В.Краснов, К.НДомунов, Я.Д.Опульская, Н.М.Фортуна тов1.

Несмотря па большое количество работ, посвященных вопросу об исторических источниках "Войны и мира" (их исследование существенно дополнила диссертация А.В.Гулина, защищенная в 1992 г.2), изучению традиций русской литературы в романе, вопрос о литературных источниках ставился в литературоведении в ограниченных пределах, и преимущественно речь шла о вершинных явлениях русской литературы первой половины XIX века, которые следует очитать базой историко-литературной традиции, а не ооботвеяно литературными источниками художественных картин великого романа. Художественные пласты ХУШ века, начало XIX века, когда формировались психология, вкусы, общественное сознание героев романа; мемуарная литература этого перио-. да - остаются до сих пор неисследованными. Полная картина литера-_ чурных источников романа до сих пор не представлена; многие из лй-тературных иоточникоЬ не установлены, известные" - или не изучена вовсе, или изучены недостаточно глубоко.

Л.Н.Толстого // Толстой и литература народов СССР. Ереван, 1978. С.85-99; Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

1. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978. С.15-121; Бочаров С.Г. Роман Я.Толотого "Война и мир". М., 1978; Гусев H.H. Дев Николаевич Толстой: Материалы к биограф и о 1855 по 1869 год. М., 1957, С.613-880; Краснов Г.В. Комментария // Толстой H.H. Собр. соч. в 22 т. М., 1979. Т.6. С.415-446. Т.7. С.382-397, 401-403; Яомуиов К.Н. "Война и мир" Л.Н.Толстого. М., 1969. С.6-12; Опульская Л.Д. Роман-эпопея Я.Н.Толстого "Война в мяр", f.!., 1987. С.68-113; Фортунатов U.M. Комментария //.Толсто!! Л.П. Собр. соч. в 22 т. М., 1979. Т.4. С.371-399. Т.5. С.391-427. Т.7. С.307-382, 397-401. ( ■

2. Гули» .A.B. Исторические источники в романе Л.Н.Толстого "BoltP.a и мир" // Автореф. дпсо. ... канд. фялоллаук. М.: !!МЛИ РАН, 1992. С. 1-27.

Из числа источников рсмана не выделялись собственно литературные, поэтому не были выработаны ясные критерии для отличия их от исторических, не с л «ли л ось само определение литературного источника, не осмыслены принципы их отбора Толстым для своего повествования, не изучены роль и место художественно-документальной прозы начала XIX в. в создании романа-эпопеи.

Актуальность теми исследования заключается, таким образом, в необходимости: I) представить более полную картину литературш.'х источников "Войны н мира", обратившись к русской словесности начала XIX века; 2) выделить для изучения из числа источников романа литературные, выработав критерии для отличия их от исторических; ' 3) оценить проблему литературной первоосновы "Войны и.мира", во всей

ее многозначности и важности для понимания художестве! ного замысла ' романа в свете современных представлений о творчестве Толстсго; 4) по возможности расширить круг известных литературных источников "Войны я мира"; 5) рассмотреть процеос "подчинения" художественного материала творческой впле-писателя и преображения его в ткани произведения.

■"Цели'и задачи исследования. Главной целью наотоящей работа яв-ляегся выявление роли литературных источников "Войны и мира", отра-жавших'быт и духовную жизнь Россия начала XIX века, в художественном воосоздании Толстым той эпохи. Для представления более полной картины литературной первоосновы ршана, мы считаем, необходимо было в первую очередь изучить в сопоставлении с текстом "Войны л мира" отечественную словесность начала XIX века, которая являлось д,ля Толстого художественной память» описываемой эпохи, ярким в достоверным свидетельством общественной жизни того времени. При ртом мы руководствовались представлениями Толстого о'характере ппохл как отражения духовной жизни каждого ее современника и общественного сознания в целом, а также его главными прйнляппми отборч худело-

• ' б.

ственного материала: в первую очередь тех литературных памятников (в их число входилй и худоясеотвенные, л публицистические, и мемуарные оочиненяя), в которых ярче.всего выразилась общественная психология автора, его иоторичеокое самосознание, наиболее колоритно изображена эпоха и которые, вмеоте о тем, соответствовали концепции романа-эпопеи.

Одна из важнейших задач исследования ооотояла в выявления новых литературных источников и материалов "Войны л мира", в изуче- _ нии их влияния на творчеокий замыоел. Потребовался таю тельный сопоставительный анализ текста романа о текстом литературных источников, предполагаемых, не изученных или изученных недостаточво. Сохранившиеся рукопиои "Войны я мира" дали возможность исследовать прецеоо работ Толстого Над романом от ранних конспектов до.пвчат-яого текста. Особое внимание при этом уделялось червовым вариантам епопеи, что позволило Вё только найти и объяснить заимствованные . литературные §вкгы и явления, но и восстановить их овязь о развитием творческого замысла Толотого: увидеть влияние той или иной литературной первоооповы" на создание текста романа, исследовать пр'оцеоо "подчинения" чужого художественного материала творческой воле писателя: его растворения и преображения в ткани произведения.

Научная новизна исследования. Настоящая работа ас существу является первой, где специально поставлена проблема литерагурныхио- . точнянов "Войны и мира" й оделана попытка представить более полную их картину но примере изучения литературных памятников, освещавших эпоху, ставшую во времена Толстого историей. !1ря анализе литературной первоосновы толстовского романа нами выработаны критерии для выделения и отличия литературных источников ореди других, йа этом основании сформулировано определение понятия "литературный "источник", На основе аналитического анализа дается классификация литературных источников "ВоШш я мира" по группам/Она поглотает выявить

главные направления в работе Толстого над литературными источниками, чему практически не уделяли внимания исоледователи, приближавшиеся к изучению нашей проблемы.

В диссертация иоследуетоя проекция "чужого" теката в процессе ооздэнвя ромава-эпопзи: от первых наброоков до печатного текста? особое внимание уделяется черновым вариантам., Подобный сравнительный текстологический аналяз литературных1 источников и "Войны и мира" проводится впервые, и на его основе делаются выводы о оамых разнообразных формах преобразования "чужого" словесного материала в "ткани" произведения, исследуются многозначные Функции литературных реминисценций в романе как гармоничной системе, где они попугают соответствупцее развитие. Это позволило установить, каким образом происходило переосмысление и подчинение литературных явлений ' требованиям творческих поясков Толстого, проявившихся в жанре и отялэ романа-йпопеи я оообсм художественном методе Толстого. .

В диссертации анализируются оовоем не язученнне литературные источники "Войны и мяр&" ("Записки сенатора И.В.Лопухина"); привлекаются к изучению новые материалы из малоисследованных источников (Ь.П.1ихарёв "Записки современника". Ч.Г. "Дневник отудентв"); внлв-лены я обследованы новые источники романа (С.П.Лихарев. Указ. соч. Ч.П: "Дневник чиновника"; Н.М.Карамзяп "Записка о древней и новой России", пяоьма 1805-1812 гг., статьи из "Веотнягэ Европы" за №021804 гг., наброски к ясторячеопому сочинению о войне 1012 г. и др.)

В работе утверждается, что мемуары литературно одаренных современников эпохи яввпвоь сдиим из оамых важных источников романч, Я впервые доказывается, что Толстой при создании "Войны и миря" широко использовал сочинения Н.М.Кврамзина.

Научно-практическая значимость 'работе. Вывши п мбадлсшм чв-тора дяосертецяя я приведенный в пей копкрептй материал могут бит* испояьзовапн для дчяьнейпего изучения ясторпп ооэллляп "Ъпът п »»и-

ра". Фактографическая сторона данной работы найдет применение и первом академическом издании Полного ообрания сочинений Л.Н.Толстого, осуществляемого Институтом мирово!! литературы, и в последу»-,. ■ щих изданиях "Войны и мира". Анализируемый в диссертация иоторвко-ллторатурный материал и ее основные положения могут быть использованы в общих и специальных курсах лекций по русской литературе XIX века, и также в учебных поообиях.

Апробация. Ооновные положения диооертации отражены в публикациях, апробированы в докладах ее автора на научных конференциях: ИМЛИ я ИРЛИ АН СССР "Оптина Пустынь и русокая культура" (октябрь 1990 г.); Тверского государственного университета ^Проблема жанра и отиля в русской литературе XIX века" (май 1991 г.); ШЛИ АН СССР й Государственного музея А.С.Пушшна к 225-летк$Н.М.Карамзина (ноябрь 1991 г.); ШЛИ и ИРЛИ РАН "Динаотяя Романовых. Россия, русская Культура. 1713-1993 (май 1993 г.); ШЛИ РАН "Г.Р.Деряавия и русская литература" (октябрь 1993 г.); на заседании научной группы по изучению жизни и творчеотва писателя .в Государственном музее Л.Н.Толстого (октябрь 1989 г.); па научно-методологическом семинаре пв древнерусской литературе ШЛИ,РАН (декабрь 1990 г.); на заоеданиях Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН:

Структура работы. Дисоертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний): списка использованной литературы.

ССНОВНОЕ СОДЕШНЙЕ РАБОТЫ

Введение открывается обзором критической литературы, близкой к проблематике наиой работы; далее обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются задачи исследования, характеризуются принципы его поотроенип. Во введении также исследуется понятие "литературный источник" и формулируется его опрэделейие, вырабатываются кри-

терии дм выделения и отличия его среди других источников. На основе аналитического анализа дается классификация литературных источников "Войны и мира" по группам: I. Худшеетвеннне произведения обще!! о "Войной и миром" тематики - освещаваие то ке время, те же исторические события, тот яе круг общества. В них Толстого могли интересовать точка зрения и подход автора к освещению примет и явлений действительности того времени, он мог обращаться к ним в поисках своего художественного представления о характере описываемо.! в "Войне и мире" эпохи. Эта литературная первооснова романа достаточно хорошо изучена в рамках проблемы традиции руоской литературу, требуются только некоторые уточнения и корректировка аспектов анализа текстов; 2. Художественные произведения, хронологически и тематически выходящие за рамки" повествования Толстого, Но игравшие важную ' роль,для пиоателя в поисках своего творческого метода, формы и жанра произведения - сравнительно с чуяим литературным опытом. Эти ли-1 тературные источники практически неисчерпаемы: в их число по'тенпи-аяьно мажет входить вся мировая литература, с которой-был am ком "Толстой. 3. Литературные памятники той эпохи: художественные »произ-ведения, публицистика, мемуары (в троком смысле слова) соьремешш-. '' нов, обладавших незаурядными литературными, способностями. Спи ямл-■ лись художественной памятью "духа" эпохи, в них для Толстого осо- * бен.чо ценной была живая достоверность изображаемого очевидцем. Грань ыеяду этими группами литературных ваточников "Войны в мирз" доотато-

, чво условна и подвижна, -но если пррвые ДЕв группы больше тяготеют к > <\ ~ . . . базе историко-литературных традиций романа, то последняя в большей

степени является собственно историко-литературной первоосногой художественных картав эпопея, что мы .и попытались доказать в дальнейлом.

Любой творческий ирсцесс разворачивается всегда на Kay см-либо вагаядно представляемом £ове. С зтой целы) Толстой взучэл- яоебхо;»-мые для его творческого замысла материалы, обратился к кстсчпгим.

Увеличение количества сведений о прошлом делало его образ не только более зримым, но и динамичным, ооздавалаоь целоотяая концепция представлений об эпохе, выриоовывался ее характер. В источниках отбиралось то, что непосредственно относилось к творчеокому замыолу. Свое предпочтение, возможно, писатель отдавал литературным источникам (об этом свидетельствуют многие его высказывания), как наиболее насыщенным самой разнообразной информацией о прошлом, ярко индивидуальной и живой при литературной одареннооти автора.

.Литературный источник прежде воего содержит образное (художественное) представление о действительности. В нем воспроизводится обобщенное знание о жизни, прошлый духовный опыт: вооооздаетоя осмысленный и уже отраженный в сознания современника образ действительности. Многое определяется личностью автора литературного-памятника: в зависимости от о таящей перед ним задачи происходит отбор и упорядочение исходного бытового и'духовного "материала" действиге-• льности. Особое внимание направляется на те овойотва и отношения явлений жизни, характеров людей и т.д., которые для него особенно значимы. Видение окружающего мира автором литературного источника в ¡значительной степени зависит от степени понимании я.ч л анализа явлений жизни. ( ■

Предмет первой главы - "Мемуары александровской эпохи как литературные источники "Войны и мира". В ней дается теоретическое обо-опомиие к постановке проблемы - "мемуары как литературный источники". Мемуарная литература описывала явления жизни, значимые в своей единичности; худсксотвениая литература также претворяла в овопх образах индивидуальность явлений, но о особой целью, чтобы они стали более типичными, Художественное изображение всегда было результатом прторского отбора, хотя грань переходя '¡литографических образов в образы художественные очень подвижна, к многро зависит от литературной егчрееноотп мемуариста. Мемуары приближались к литературе ретро-

• И.

биективной системой отражения жизни, структурой повествования - связный, огасетно-организованный рассказ-воспоминание. В записках за-рокдалооь и формировалось искусство психологического портрета, приемы воспроизведения душевных переживаний. Мемуаристика входила в чяояо документальных жанров, с которых начиналась русская проза . ХУШ века; в кояце ХУМ - начале XIX века с приходом сентиментализма, впервые обнаружившего себя как лятературно-стилиотическое течение в мемуарах, отаиа отираться грань между документально-мемуарными жанрами я литературными: форм^ первых часто использовались автора-• . ыв как художественный прием, помогающий организовать повествование. 5 * Период создания "Войвы и мира" - переломное время значительных

' соцяальвых я духовных перемен вРосоии, когда закономерно возрос интерес к изучение недавней отечественной истории. Прошлое заново первоеныояялооь в переоценивалось, и потребность общественной мысли в мемуарах'была велика. Мемуары отановягшеь неотъемлемой частью духовной жизни общества, оказывали овое оообое влияние на развитие литературного прссесса". Продолжалось сближение жанров документальной, и художественной литературы; появились автобиографические про-^ «

»ведения, воспринимавшиеся оовремевникамя как мемуарные: "Былое я думы" А.И.Герцена, "Семейная хроника" и "Детокие года Багрова внука" С.Т.Аксакова.

Глубина и масштабность замысла "Войны и мира" требовала от Толстого в процессе создания плательного изучения материалов эпохи. "Пишу „о том времени, - говорил Толстой в вариантах начала роаана, - которое еще цепью воспоминаний овязано о нашим, которого неуловима характер, запах и звук, ооединяяоь о оообенноЯ прелесть» прошедшего ■ детства, так жяо знакомы вам" (13, 75). В поисках "живит" воспоминаний Толстой обратился к изучению мемуаров. Они давяли ему кпп к осмыслении и верному повиманлв характера ушедшей эпохи, исторического самосознания ее современников, помогая» туткягян-

' ; Г Х2,

ку достичь удивительной достоверности, красочности и полноты в изображении прошлого.' . . £ . ;

Среди русских мемуаров об александровской времени, прочитан--1 ных Толстым, мы остановились на анайиэе двух наиболее характерных литературных памятниках, которые представляли заметное явление в ' духовной жизни общества, это - "Записки сенатора И.В.Лопухина" я' "Записки современника" С.П.Жихарева. Предметом нашего исследования были личности авторов мемуаров, история их создания и текст, о не-, лью выявления материала, который мог заинтересовать Толстого.для , . его повествования. Выяснить, как он использовался и трансформиро- .

вался в романе в соответствии с художественными целями писателя, : помог функциональный текстологический анализ;! ^ " '. , . "Записки сенатора И.В.Лопухина" - известное мемуарно-овтобио-графичеокое сочинение, подучившее общественную огласку в литературных кругах уже в 1810 году. В ЯснЬполявскоЙ библиотеке хранятся эк' земпляр московского издания 1860 года. \ ^ V у

"Записки" обширны по замыслу и: охвату событий: о еУнеринин- _ оких времен по 1809 год. В них прослеживались и анализировались последовательные изменения Ъ духовном климате эпохи, вобщественном_< . сознании и в историческом самоощущения. Толстой внимательно энако- . мялся о личностью и деятельностью авторе мемуаров: филантропом и моралистом, защитником правосудия, видной фигурой в. масонско-про-светительоком движении конца ХУШ века, участником александровских, реформ, сенатором при Александре I. Писатель использовал многие черты И.В,Лопухина для своего повествования, особенно в образах "екатерининских стариков": ях стиль оуждений о "веке минувшем"; детали биографии, слабости и пристрастия, излюбленные темы для беседы, характерный облик в манера общения, - многое из "Записок" было перенесено в текст "Войны и мира", пре«бразившиоь в реплики я описания персонажей, что доказывает проведенный сравнительный тек-

4 отологический анализ..

Толстой в романе уделял много внимания общественным преобразованиям александровского времени, поэтому его особенно заинтересовало в мемуарах.Л.В.Лопухина описание этой отороны его активной деятельности: участие в улучшении судопроизводства и его анализ системы тогдашнего правосудия я законодательства. Многое было использовано писателем для характеристики в романе преобразовательной деятельдооти. князя Андрея Болконского. Для Толстого было также важно проанализировать в "Войне и миро" взгляд современников ■александровской эпохи на освобождение крестьян, когда эта проблема была только поставлена,и либералы-помещики спешили опередить .время. Мы доказываем, что здесь путеводителем для Толстого отчасти служили вполне консервативные суждения И.В.Лопухина, желавшего, чтобы все русские были свободны, яо убежденного в необходимости в его время крепоотной зависимости я преждевременности освобождения крестьян, потому что негуманно я безнравственно дать не во время свободу людям, не готовим к ней морально а. экономичеоки.

'"Текстологический анализ показывает, в какой степени Толотой 'следовая за И.В.Лопухиным, поставив перед ообой задачу "описать /> противоположное воем описаниям того времени" в современной ему литературе - описать ве ярых крепостников, а дворяв, заботящихся о благе рвоих крестьян. Андрей я Пьер проходят в ромаие через воо соблазны либеральвыйх проектов освобождения ^рреотьян я приходят к твердому убежденвп их бесполезное та в преждевременности. Ияио-• пай Роотов а эпилоге - убежденный оторовввн вааютого блага в л ля креотьяв.я для помещиков крепкой связи между ними.

Одной из творческих задач Тояотогобако отражение в "Войне я иирвй общественного оозвавия впоха! В вовне 1866 года писатель усердно язучаля о обирал материалы по йоторди маоояотва в Россия. Чтение иаоовскнх рукописей веудовяетворипй Толстого - в потеря-

и.

чеокях источниках царя ли чяотая абстрактность маооноких понятий я условный яероглифичеокий язык; они давай фактический материал, но крайне запутанный для непосвященных: "Неяовооти мистического

I - ■. .

маоонокого учения скрыты тем, что другие их, будто,, знают" (13, 24). Для художественных цепей повествования надо было яайтя другой шточяяк, более яояый, доотупный, в котором была бы отражена^ психология человека, входившего в .избранный круг масонства я ато-•явшего у потоков заршдения этого движения. В качеотве такого литературного иоточника Толстой воспринял, использовав,в романе "Запиоки,,И.В.Лопухина (часть первая, книги вторая а третья)-," где • оддержалаоь. апология маоовотва л оамогащитаодног.о иа главных • ■. представителей втого движения в Роасва, мартиниста новиковокого временя. Яснооть литературного иаясиения филооофаи^ыаоойст^а .в,ме-.цуарах Лопухина, их оправдательный пафоо, .обретенный к-несведуще-_ му читатели» ^аокрыгае перед вяы. тодько одной полижитальной-отсро-деятельности ыартияяотов, просветитеяьокая адеаяивацва-наоовот-. ва,'.удодеблв1!в&-егй-хризадв<}каду яуаяо йыдо.убя-

отсму ддя. вовооздания я-равве^чавяя'вдяого вй царивших в унах про-■ влого покояанаа^габеуздеавй д Мйфоя. в^ериейярго/создоная. а0ча да -века* Иопвайвйзавяешшатадвк яатературного иатериаад "Эапи-- сок",.позвяаедног.о ыа 9 оаотву, оочинэявя "Нравоучятедьяыа ^катя--хлвкз-секдашг $раяк-«аойВоа"-падтверзУ5аег вра-вяввддашй Увкоило-ярчеокий опалив. В-облике гостя-ыаоова. в червовых вариантах. "Войны я мира" я в манере веста боаеду «а о она Ваздвева в -овввввда те. коте р&мяма ^отчетливо вида черта «еауэрвсязиаЕС'ЛрвзсззЕДуйт те , в уапскоительные вонши", чтоиИ.В» Лопухин, па роль вакгдачаетоя лишь в привлечения иасфитоз -к-кавсшзгву, >в цедш оойованнсму "ва внешности п. ВЕЩо.ободкзэваа''« Скрытая впедтзкоте "Войян я ми^а" полемика Толстого .о лввеаук^в .шргиавотеи своего _ . врелепя И»В,Лепузщт1м ог;фЫ1э-Е0ТВВВое кааб -кааоиотвят:из-етрвив-

цах романа был дан ясный ответ на вопроо - в чем оущность маооно-тва, хотя это было скрыто от глаз непосвященных в масонских руко-пиоях, и об этом хравиля молчание "Запиокя" Лопухина.

В личности И .В. Лопухи ва сошлись два начала общественного сознания того переломного времени: консервативное и либеральное. Суждения мемуариста о происходивших переменах мяогосторовня я не- • , однозначны. Толстой, изучая свидетельства Лопухина относительно обща отведяой жизни и нравов того временя, воздействие яогорячеонях событий на его жизнь я мировоззрение, омог передать в романе живое.,, предогавлеяяе об умственном я нравственном состояния общества алек-, оандровокой эпохи, о господствовавших тогда понятиях, идеях.

Другдмя руЪащщ мемуарамя, которые.явились для Толстого важным овядетельотвом о частной жизни обдеотва о 1805 по 1807 годы _ (начало повествования в "Войне я мяре")„б1Ш "Зэляокя современника" С.Д.Жяхарева. Одя представляля для Тояотого материалы подлин-яо интерёоние я наоыщааные разнообразными я язрактернымя описания-на людей того временя, ях нравоЗ, привычек, бытовыми подробностями шгакавокой аязня, ооагавляввшя вмеате^йявуя картяпу. прошлого. Сыешеняе рцея .мирйой «ооновской жизни я врывающихся я нее военных • . србыий -в.ме!чгарах1яхарева совпадало.о внутренним замыслом,поот- ■, -. ровняя, ошета, "Войнымира", привлекало Толстого я помогало ооз-даняп.аязн.енн? достоверного повествования. •

При всей ограниченности ясторячеоких.представлений автора "За. пасок современника^ _его взгляд .на военные ообытия 1805-Г806 года, представляя несомяенннй интерес дляТолотого как_сиюминутное воо^_ приятие происходящего оовремеявяком, как живое свидетельство "вол-вевяй умов".людей прошлого, поколенияi как тот яявой материал, который не мог ве оценить, я не попользовать писатель для воссоздания в эпопее йстррячеокого оам осознания людей,, для правдивого изображения мвогсиернооти восприятия исторических ообытий героями.романа. ..

- . 16.

Развернутый анализ не исследованных ранее материалов из "За-пиоок современника" С.Пдихарева в сопоставлении с основным текстом и черновыми вариантами "Войны -и мира" позволил выявить много нового из этого источника, использованного Толстым в романе. Характеристика образа Марьи Дмитриевны АхросимовоЙ в романе во многом -соответствует описаниям в мемуарах известной в московском обществе Наотаоьи Дмитриевны Офрооимовой. Образ другого пероонажа - дя~ • дошки Роотовых в сценах охота - лапиоан также под врянв.ем чтения "Запиоок современника". Жихарев в,"Дневнике студента" вспшввает о овоем дяде Иване Николаевиче, мелкопоместном дворянине, жившем_ в уединении и бывшем страстным псовым охотником. У дядюшки Ростовых- очень знакомые по Еихареву черты (особенно в деталях), во пои-хологяческлй портрет .его тоньше-и олсашее. В мемуарах Толстого заинтереоовали описания скрсыных представителей масонства, не ищущих земных благ: Максима Ивановича.Невзорова в Григория Максимовича Походя шва (оба мармшиоя» яэ круга Н.И.Новикова). Некоторые'ях черты как доотойных духовных цаомрей для молодежи, в .свое время подвергавшихся гонениям за убеждения, отстраненных теперь от деятельного учаотая в "долах nos" и в "делах человеческих", norpyseg-'вых.в "таавозгаа вауви. ордевд% - ^OT^^o^is'.lMe^m^jbiH : ра в; масонотве, мартациоту новиковского времени Иосифу Аяекоееад-чу ?аздееву. Толотой передав в романе я »оото^енвое восшрвядае - а ..вх нрлодьш цоволерем героев"Войяц я «яра*,лятературивн çoseoBJB-. хам автора мемуаров. В "Замоках оовреаевшда^ вшшавдм Тояогого орвваек^ хоя(фЯШ1е jrawm..<tau_p^ox№c помездков^, ¿довгатхоа овош гмморродом в И8брооилта<м.;Нв8от^в^яе1ви расокааа . Жихарева о црамоамм швамгД^ у

А^.Ордвва ^вюгЛ^яадвв^вжв-.^.ададии wijje^e^y Роо-«оя«.Као?ае ашоя Mjngmii »eerjTtoww* морса чяцюцшЗ »ВДФО? фивдавдмядодо •

, Золотому художественным материалом для написания психологически -; точной и достоверной сцены политических опоров гостей, Ростовых

(эпизод именин): двойственные настроения московского общества, мах вера.московских' "политиканов" о необыкновенным воодушевлением тол- , г. ковать ó политике я другие характерные черты тревожной атмосферы. /.свидания приближения войны (многие детали остались и в других сце-..

аах "Войны в мира", особенно в черновых вариантах). /'■' * Сравнительный анализ текстов "Войны и .мира" я "Записок совре- ,

ыенняка" показад, что именно Тойотой отбирал из источника для сво-' его повеотвовавяя я как этот литературный материал трансформиро-. ваяся в ромаве в ооотвемтвии .о.худшсеогвенными задачами писателя/- ..... > Например, взятые у Жихарева характерные московские лица того врэ- -маян в качестве, второстепенных пероояажей "Войны идара", о.охранив оамые долоритше черта, были допиоавн Тояотым до совершенного ху-.-; дсаеотвеняосо_ образа благодаря малейшим деталям, даже намекам в, " . рассказах мемуариста, и органично.вошли в повествование, .где узе "ничего похожего о действительностью se происходило ,о. этими дица-мя"1.«:.-: _ _ . '* ;• дh '-"л"'. • '

Во;второй глава "^очиненля Н.М.Карамзина, как иоточники "Войны я мира" перед нами о;сяда брявв сложная "задача - иоолэдовать в из? ,. - бранном, аопекте. произведения выдавшегося, ума своего времени, ут-?_... .. дерхдавшие главную, "вдеп", "яу*". эдохв. .йвализяруютая оохройИЕщя-,.. . ооя паброокя. а .цланы .неооотоявяэгооя .яоторичеокого произведения о . войне 1912 года, переписка Карамзина в период I805-I8I2 годов, t ^явцдотята : ота^ьвяэ "Веотявяа Европы." за.^СЙ-ЩрД г,рды,"3авд- , •'•'. ока р. дравпеЦ я. íraDa^qocaa'' в другие.■

В одной во шгсеи периода ооздапяя "Войны,я мира".1олотой пред- ; отввял развитое, русской 'яптература в виде восходящей в виоподэпцей

1.;Тояотой Л.Н.Собр. ооч. в 22 т» M*,.IS8IátT.7»,,Q}358.;

кривой(61, 274-275). В начале оинуоояда оточено вин' Карамзина, в высшей точке параболы Пушкина, в конце ее падевая Толстой поставил оебя: "мы, грешяне". ^ " ' - Еще в . 1853 году под вляявяем чтения "Иотория Государства Российского" у Толотого появилоя вамыоея: "Составить яотвнйую, правдя-вую Нагораю Европы нынешнего века. Bor цел* ив вою кязнъ, Eon мало эпох в иотории столь поучительных, кан ете, я етоль маяообоу-жениых беоприотраотно я верно.i. Богатство, свежеотьясгочяиков в беопряотрастяеиоторячеокое, невиданное - оовврвввсгвои (46, 141142). Деаять лег cayo ta ТояогоЯ возвратяжся к ваторячеовсиу аашо-jtfirtidpänxoji и эпохе Карамзвва.;

^ Шеотидеоягае года в чей-то напоминай* "даей аяекоандровыг пре-(фаоное начало" - te же яяяюзяи временя веремев, гоаударотвевных реформ. В 1866 году ооотоялооь пышое празднование столетнего юбв-лея Н.М.Карамзява, сопровождавшееся пояемикой вокруг его вменв ■ иаояедяя между либералам в ревоиоционерамв-демократамя, о одной еторови, в коноерва торами, омвявофияамя - о другой. "Карамзян вал, уотврея", утверждала первые; другве ообяралв ere пвоьыа, руколяов, готовяля материалы к «го биография. Тояотой в «то время шгаал "Войну я мяр"; в описке кввг, необходимых для работа - трехмияоеооб-равяв оочяненвй Н,М.Карам8Вва 1848 г.; "Веотняк Ввроаы" за I80&-1804 гг. - втв комплект журналов, о вшепсамя пяоатя, до оях пор хранятся в библиотеке Яоной Пеяявм (I6jl43, 153). Чвтял Тояотой я -вовне ввдвпяя 1866 г.: янягу МЛ.Пегедяяа "Някомй Мвпйявввч Кара-мвян па «го оочвваввяи, швоьмаи в огшвам аоармнявяов: Ы»*#раалв ХМ ввогре|м"| "Шюын ti.К.Кармина а И$ЯДмтраеВ7"-<17, 576). В 1890-щ row ТоютоЯ «а раа мтдоадел « H.S.Scrcs>mw * «pteerpe-фяП,И.Баргм«ви1,яалямжм1 » 6y*y*e* "Эшясга «даевлвЖв новой Рооовв V пмвяоаахоя ях тгаряаяам.

В работе вмоваямяаагел ярехпмоввявеа шпигм Толотого о

планами Карамзина напяоать "Историю Отечественной войны" на оонова-- яия: I) упоминаний о нем в пяоьмах Карамзина и И.И.Дмитриеву (20 -' апреля я II мая 1814 г.),в.ответном письме императрицы Марии Федоровны к Карамзину (10 апреля 1814 г.), процитированных в хорошо из-■ веотном Толстому труде Погодина; 2) предисловия Карамзина к атихо-творению "Освобождение Европы и олава Александра I" (оно входит в его ообраняв оочинений 1848 г.), где публично выраяено намерение . - вапиоать о пооледнях "великих прояошеотвяях нашего временя" (май 1814 г,)*. Среди бумаг Карамзина оохраняляоь "Мыоля для Истории --Отечественной войны", представлявшие, по-видимому, план вотупитель-

9

ной чаотя задуманного Карамзиным груда .

Оопоетввяение этого наброока о черновыми вариантами начала "Войны в мира" позволяло очитать его одним яз лоточников. В экопо-зяцяя романа Толстой объяоняет полятячеокую оитуацию в начале XIX . века темя яе причинами, что я Карамзин: резким изменением полятяче-" окого равновеояя Европы; влиянием французокой революция, превратившейся в военную диктатуру; иепредскавуешмЯ дейотвяямя Наполеона, которого прахетлявый случай вынео на гребень успеха. Сохранялоя я более подробный план Истории Отечественной войны в воспоминаниях современника Карамзина, Д»В.Дашова.!По оваим. задачам, целям, обширности задуманного повествования замысел Карамзина был бляэок к эпопее Толстого, много общего было в ях разгшшлейлях о той временя,-в подходе к осмыслению эпохи наполеоновских вгйл; главное внимание Толстого при создания "Война а мира" было сосредоточено, как и в планах

1.Cm.: Карамзин Н.М» Пясьмз Н.М.Карамзива я И.И»Дмигряеву| СПб., I86G. С.180-181; Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, пяоьмпм я отзывам современников: Материалы ;ил бпогрл- -фяя. М., 1886. Ч.П. C.II5-II6; Карамзян U.M. Собр. ооч. в 3 т. СПб,, 1840. T.I.

2. Карамзин U.M. Неизданные сочинения и переписка. СПб., 10(32. С. 192-193.

труда Карамзина, на ообытиях войвы 1812 года, В черновых вариантах романа подробно объяснялись причины вторжения французов в Роосию, которые оовпадают о наброоками "Мыопей для Истории...", но, в отличие от замысла иоторика, где эти ообытия представлены "в отдаления", кампания 1805 года была описана у Толстого очень подробно; совсем не коонулоя Толстой зарубежных походов руосной армии, эпизода взятия Парижа, которому Карамзин хотел уделить особое внимание. Обоих волновала тема Отечественной войны 1812 года; но разная временная диотанция отделяла Толстого и Карамзина от исторических событий:-для одного они были преданием прошлого, которое необходимо художественно вооооздать; для другого - выстраданным настоящий, которое надо переболеть, отстранившись от личных переживаний, оомыолить и познать во всей возможной полноте, собрав нужные "оведевяя",, без которых невозможно-'объективное освещение прощэдшего.^ / ,

Мы впервые последовали как'источник "Войны и мира" эпистолярное наследие Карамзина за 1805-1812' годы, о,которые Толстой/'квй ' 1 - удалось доказать, был хорошо <знакой. В письмах Карамзина .за •воея-ные 1805 и. 1812 годы был в трезвый анализ, и ясная оценка событий историком, и "провидение" их будущего поворота художником, и живое свидетельство его переживаний, тревог я отраданай в то трагическое время* - оиюминуткое и субъективное вооприятие происходившего современником и очевидцем. В письмах'йирного периода 1806-1811 годов содержится много важных суждений Карамзина об умственных вбляеяиях того временв, связанных о алекоандровокьыа преобразованиями, который много вникания уделил Толстой на страницах романа. В результате сопоставительного анализа писем Караызива я основного текста,» вариантов "Войны, я мара" мы приола/к выводу, что духовный опыт Ка; рамвива, отраженный в его эпистожярвон наследия, явился увикальшм художвогБаано-дояуыеатажьнам материален дхя Толстого, благодаря которому писатель гяубае почувотвовая характер я "дух" уведшей эпохе

в иоторячеоков'самосознание прошлого поколения; этот материал был использован в ромапо для более психологически достоверного опиоа-няя восприятия исторических событий его героями.

Публицистические, оочияения Карамзина (помимо других источников, в том чиоле рассмотренных в первой главе) помогли Толстому ху-дсяествевво вооооэдать в "Войне я мире" общественное оознание александровской эпохи в его развитии.

Политические статьи Карамзина в "Вестнике Европы" за 18021804 годы и его авторизованные переводы-извлечения из двенадцати лучших европейских журналов (подбор материалов был воегда определен издателем) отражали овежий взгляд своего времени и оценку происходивших событий эрудированным и литературно -одаренным современником. Политические о та ты) журнала подготавливали и' формировали общественные взгляды образованной русской публяня начала XIX века, '. "Читателя аз двухнедельных яоннх обозрений Карамзина, - утверждая М.П.Погодиа в овоем биографическом труде. - понимали яонее и уэвэ-валв крсче положение Европы, чем узнается оно из еженедельных ваших газет"*. Потенциальными читателями '.'Вестника Европы" для Толстого могли быть.герои "Войны и мира" (в черновых вариантах романа журнал читает Андрей Болконский - 13; 867 , 408). Политические статьи "Вестника Европы" могли привлечь внимание Толстого пе только озрадевиеы в них событий, которые являлись дредяоторяой "Войны в мира", но и своим литературными достоинствами: яоноотью, убедите-льноотьэ, мастерством изложения; в них отолько ума, оотроты, спокойствия, независимости оундоний, ведь издатель воегда предлагал своз мнение о событиях, о характерах действующих лиц.

Проведенный текстологический анализ общественно-политических статей "Вестника Европа" за 1802-1804 годы в сопоставлении о миого-

Т. Погодин ШЛ. Указ. ооч. 4.1. С.340-341.

чиоиеннымв вариантами я ооновшм твкотоы вачада "Вбйны и мира" позволил доказать, что журваяыше отатьа Карамзина: "Приятные виды, надежда в желания нынешнего временя" (1802, * 2).- "Первые годы царствования Александра I" <1604, # 21) и многие авторизованные пе-

\ >

реводы-извлечения: "Новая поли тика "Д1802, * 3), "О мире" (1802, -# 8). "Пвоьмо о коноуле Бонапарте" (1602, К З), "Девь ноноула Бонапарта" (1803, К 12), "Пвоьмо иг Парижа. Прием в Сен-Клу" (1803, № 18), "Цезарь, Кромвель и Бонапарте" (1804, К 20.) - являясь автора турно-пубяицвдгачеакям иогочшивмя для художественного изображения общественно-политической стороны экспозиция "Войны и мира", тенденций в заблуждениях и прозрениях общественного оознания начала XIX века. Благодаря отатьям "Вестника Европы" Тояотой художественно точно, воторичеоки достоверно передал неоднозначное вооприя-гяе Бонапарта современниками того времени. Внимательный а вагяэ те-котов показал: нельзя обгяаоипоя о утверждеввямя исследователя творчеотва Карамзина, что журнал "Веотняк Европы" "откровение бо-напартиотокий", а поэтому "Л.Н.ТолотоЯ, глубоко проникший в неуловимые оттенки духа времени... не олучайяо оделал в первых главах "Войны я мяра" я княая Андрея Болконского, я Пьера Беэухова бонапартистами"*. 8га вааимоовязь выведена «я предположения, что антитеза Наполеон - Алекоавдр I, ооотавившя организующую нить политической позиции "Веотнииа Европы", состояла в пропвопоотавявняи онйьного правителя - оиабому правителю?. Карамэли, что подтверждается «наливом многих о тятей журадвл, противопоставляет "«много" псяягячвокого гения - Бонапарта "светлому" политическому гению -Аявкоаядру I. "Гений «'ялодейотво - жм вещи неоовмвотие» - это пугалнояов убвщдеаяв, ввоогггаао, ри «делял бы и лет те ль "Веотялга

1« Iones ЮЛ. Оегврреяле Карамяава. V«« 1967. С.282.

См.: Там же. 0*281-285.

Европы". Из номера в номер Карамзин в отатьях орывал маоку героя о кумира toro времени; нечто подобное - разочарование в овоем роман-,«ячеоясм идеале - ожидает в дальнейшем повествования я Героев Тол-отого (в червовых вариантах начала романа даетоя воя оложяая гамма воопряятяя фигуры Бонапарта). В "Войне я мяре" Наполеону противопоставлен во Александр I, а. полководец народной войны Кутузов. í

Друг*» яятературно-аубмциотячеокйм Источником "Войны я мира", впервые проанализированным а таком начеетве, было иоторико-публи-циотяческое сочинение Карамзина "Запяока о древней я новой Роооии в ее аолитичеоком я грахданоком отношениях"* где автор во второй, чаотя вира зил более зрелый я велицеприятяый взгляд иоторина на аяакоандровоков правление я его реформы, У Толотого было мвого возможностей позвакомиться о ее тёкстом, хах это доказывается в нашей работе (в берлинском издании 1861 г., через окружение А.А.Толотой, через археографа П.И.Бартеневе, через историка М.П.Поголина, в тру^ де «второго приводя тол яотория вапяоаняя в оодярмняе "Записки").

"Запяока", хах показывает еравяятельный текотологячеокий ана-яяз.поолужяяа первоосновой дня худовеогвенвйговооооздавия во втором томе "Войвн я. »ара" общеотвеяво-полятичеояях опоров перяода дй-июмьннх аяехоавдроввхях реформ:'о духе вового временя, о лябераяь-аях идеях, о самодержавии я его исторячеокой роли в Россия, о конституция, о преобразовательных проектах Оаерааохого, о креатьяно-хом вопросе. Все эти направления подробно рассмотрены в pactóte. Для оовещеняя в роыаае путев раэрешевяя креотьянского вопроса в Россия начала XIX века Толстой прявяея статья Карамзина "Пяоьмо сельского жятеяя" яз "Веатвяка Вврсян" (1803, Я 17): ойа попользована в эпилога эпопея» *

Карамзин был представлен на атранишх первоначальных редакций ""Войны я мира" как историческая личность, харавтеоянй деятель эпохи: полвмн-коноерватор, составитель знаменитой "Записки о древней я .

новой России", участник споров о "духе нового времени", о "потребностях этого времени", как защитник "отарого порядка", "освященного временем" (13, 672), В образе Карамзина на страницах черновых вариантов романа было отражено в большей степени понимание его личности современниками; общеполитические взгляды Карамзина Толстой передает в контекоте эпохи как архаические, отставшие от духа времени. "Записка" - предмет- политических споров в первоначальных вариантах "Войны и мира" между старым и молодим поколением. В одних вариантах романа Андоей Болконский, в других Пьер Безухов пишут ' возражение на это сочинение (13; 680, 692). В окончательном гекоте остается.спор Болконского с князем Мещерским (Толстой хорошо знал П.И.Мещерекого, женатого на'дочери Карамзина - 60, 181), вЬвлзче-ние Пьера в полемику "опера нсиэтов" и "карамзинистов"'1'. Удалось установить, что на страницах первоначальных вариантов эпопеи перед нами предстает худскеотвенная проекция полемики ''молодых якобинцев" о Н.М.Карамзиным вокруг "Истории гооударства Роосийокого"', относившейся к более позднему времени, чем действие романа.

Мы очитаем, что в первоначальных редакциях "Войны и мира" Тойотой ооздал соответствующий пониманию и духу опиоываемой эпохи образ Карамзина, расходившегося о либералами до политическим вопросам. Истинный образ иоториогра^а, во многом непонятого и недооцевев-ного обоими молодыми современниками, далекого от злобы дня, погру-_ жеиного в исследование глубиввого течения иогории, прозревшего внутренний смысл ообытий, ос та ноя в подтексте романа - в восприятии в наследовании Толстым русской традиции исторического мышления я исторических воззрений - руоокой фзяоеофаи Истории. Толстой, возможно, вояед за Карамзиным, преследовал главную для его «пичвокого аадоодв цель: созвать тайны исторического баткя вар ода о точки зре-

I..Толстой 1.Й. Собр. соч. в 22 ?. Т.5. 0.26.

ния нравственного императива, когда историческая необходимость переходят в предопределенность, таинственную волю Провидения.

В Заключении делается ряд выводов обобщэхщего характеоа. В романе-эпопее "Война и мир" Толстой открыл овой "проотой" род литературы - "поэзию содержания", в которой сливались "интерео сочетавия событий", "картина нравов", "характеры людей" л исгорико-георегичэ— оние, философские отступления, универсальный творческий метод, соединивший философское и художественное начало (48, 112). Всеохват-ность замысла "Войны и мира", философско-историчеокая в нравственная основа гениального "сцепления мыслей" в романе, из которой вырастает описание действительности, ожившей уже в другой, художеот-^ венной реальности ¡ "воснреоает" ушедшая в прошлое жизнь других поколений русских людей, воссозданная Толстым во воей полноте и яркости а глубина постарения духа эпохи конца ХУШ - начала XIX века. ' Создание иотории духовной яизни народа в особо значимый для его оу-дьбы период потребовало от пяоатеая глубокого поотижения вовх ото-роа общественного бытия в оозвайвя того времени. Иоояедованяе памятников отечесгвеяаой оловеснооти начала' XIX века как литературных источников "Войны-и мира" позволило не только.открыть много новых материалов, использованных при оозданяр ромава, но я установить, каким образом происходило переосмысление и подчияэпяэ литературных явлений требованиям творческих поясков Толстого, проявившихся в яэарз и стало ромапа-апопеи а особом худшсеатвенном метода Толстого*

В результата изучения мемуаров современников аяеноаядровоного времени как источников "Войны я мира" мы пришли к оледупцему выводу: ота мемуары помогли Толотому определить овой взгляд на. "характер" эпохи, вооотаиовать побитая прошлого во воей их подлинности, которую ея видел глазами художника; воссоздать худаязотвегшо доо-товорпую картину ушеяяей русской жазня, отвергнув общепринятые упко-

ооциалыше предо тавления большей чао га его современников - пяоа галей я историков - о недавнем прошлой; в отличие от сухих исторических официальных иоточаяков мемуары да валя возможность осветить яоторичеонае ообытия во ваей доотоварноотя и многомерности воопря-ятяя их современниками, художественно я правдиво отобразить в ро-ыане-эпопее историческое в общественное ооаяавие лвдей, живших г . начале XIX века.

. Оообенно важное значение в доотижениа творческих целей выело для Толотого изучение сочинений этого периода Н.М.Карамзива, выдающегося ума своего времени, открывавшего в них главные атороаы ду» ховной в общественной жизни я утверждавшего главную "идее", "дух" • той эпохи, Толотойво многом о ледовая по овоиы задачам, целям, обширности задуманного роввотвования яеоосгоявшвмуоя аамыоау Н.М.Ка-; рамзина - "История Отечественной войны", оохравившиеоа наброски вступительной части втого груда поодужялв материалом для евопоая-дия "Войны я мира" (так же как и общественно-политические охаяв . "Веотняка Европы"). Другим литературно-публяцисгичеоким ваточником

, -л - "

романа (второго тома) явилась "Запивка о драввей в вовой Роооия". Тодотой наследовал русскую философию художеотвениой иоторяи во

г ' '

многом у Н.Ы.Карамзива, во доказательство втих предположений трвбу-. вт дальнейшего глубокого в врестороаииаго ясояедоюния, тэк же как в воя ив затронутая в литературоведения тема "Лев Тодотой в Карам. - айв"., В работе вамечены пути изучения »той проблемы, дальнейшего расширения пояоков иоторяко-литературного коитвком, отраженного в "Войне я.аире?.

. Оояоввн* полевения двооерпдвв отражены > следугвдх публикациях:' . . .'-¿Н к __

.•I» Литературный иоючвикв ромам Г.Н.Томтсге "Война я мвр".

К поотавовяе проблемы // Актуальвые проблемы филология в.вузе я . школе. Тверь: Тверокой Государственный университет. 1991. - 0,1 п.л.

2. Я.Н.Тояотой я Н.М.Карамэин (К вопросу о литературных вето-■ чвявдх романа. "Война я мяр") // Д.Н.Толотой: иоточяякя тенота я проблемы поэтики, и.: ИМЛИ им». А.М.Горького РАН. 1992 » 0,7 П.л. : 3» Заадокя оенатора И.В.Яоаухяяа вак литературный источник ' "Войны'« мира",. Депонировано в ИНЙШ.РАН, Депонент № 48249 от 30 ■пня 1993 г, Библиографический указатель: Литературоведение. 1993 Т» Ж 12 — 2 п.я,

~ 4. Вяутревний мяр человека в изображевви нвна ^орокого// Герменевтика древверуезвой литера туры Х-ЗУ1 вв< М, : ИМЛИ РАН Об-во - иеоледователей Древней Руои.1992. Оборник.З. ,-.1,4 д.л. .

- 84 Яев Толатой я Державин // Г.Р«Дермвив я руоокая литературе» 41<|","Ваояадяе" (готовится к печати) - I п.л.