автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Лицо человека

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Козлова, Полина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Лицо человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лицо человека"

На правах рукописи

Когловв Полина Юрьевна

Лицо человека: опыт философско-культурологического анализа

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 2(103

(

Работа выполнена в Государственном Научном Учреждении "Северо-Кавказский Научный Центр Высшей Школы "

Научный руководитель:

Заслуженный деятель наук РФ, доктор философских чау к, профессор Давидович Всеволод Евгеньевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Мирская Людмил» Анатольевна

доктор философских наук,

профессор Яременко Светлана Николаевна

Ведущая органямция:

Ростовская государственная архитектурная академия

Защита состоите» 2 июля 21)03 года в 15 00 на заседании диссертационного совета в Ростовском Государственном Университете по адресу 344006 Ростов на Дону ул. Пушкинская 140 конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке РГУ по адресу ул. Пушкинская 148. Авторефератрявьслан 2 июня 2003 года.

\\A4z

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучением лица человека занимаются представители разных профессий — философы, культурологи, антропологи, социологи, художники, психологи, врачи и многие другие. Все они вносят свой вклад в науку о лице человека.

В целостном единстве средств невербальной коммуникации человеческое лицо обладает наибольшей полнотой информативности. Лицо - богатейшее поле экспрессивности. Оно предельно выразительно. Эти особенности лица заданы его наисложнейшими анатомо-физиологическими особенностями, универсальностью лицевого выражения эмоций, особенностями мимики, "языка глаз" и т. д. "Чтение по ли!у" издревле и по сегодня незаменимо для медиков, психологов, этнологов, криминалистов, служт-еле культа и т. д.

Лицо человека с давних времен служило источником сигналов, и объем информации, заложенный в лице, возрастал по мере развития человечества. Уже на ранних этапах эволюции лицу отводилась огромная роль в существовании человека: от уродования своего лица с целью отпугивания мифических врагов, до его украшения с целью привлечения внимания представителей противоположного пола. С развитием человечества изменялись и развивались пути изучения человеческого лица.

Знаковые функции лииэ с давних пор стали предметом их осмысления в процессе человеческого общения. "Физиогномика" как теория и практика оценки человека по лицу содержала в себе как зыбкие суждения, так и продуктивные находки. В наши дни она возрождается на основе новых концептуальных подходов. Универсальность мимического языка - это одно из главных глубинных выражений внутренней жизни личности. Визуальные контакты фиксируются как основа для более продуктивного общения. Отнюдь не случайно в культуре в разных

С. НАЦИОНАЛЬНАЯ

БИКЛИПТЕКА

вариантах возникает феномен "маски" как сокрытия собственного лица или символа определенных социокультурных ролей.

Внимание художников и поэтов лицо привлекало как образ, вмещающий в себя все стороны человеческой сущности. Изобразкгельное искусство ставило перед собой разные задачи от чисто портретного сходства с портретируемым до передачи духовной сущности человека и создания формального или ассоциативного образа личности, использую при этом все имеющиеся в наличии средства художественной выразительности. Художники одни из первых уловили связь мимики лищ с характером человека. Вслед за ними и психологи стали различать взаимосвязь между чертами лииа и чувствами и мыслями человека. Психологи отводят исключительную роль нашему лицу в установлении контактов между людьми. Поэтому одним из аспектов нашего исследования стало рассмотрение лица человека как "мотиватора" личности и социального поведения человека.

Интерес к изучению лица человека в наши дни определяется многими обстоятельствами. Ведь люди уникальны именно своим лицом, своим стремлением смотреть в лицо друг другу. Лицо может служить символом эпохи, культурного и этнокультурного развития. В наши дни появилась мода на лица, возникли косметические и хирургические технологии в изменении лица, возникло криминологическое направление анализа лицевых особенностей (габитоскопия). Особенно резко возросла роль лица как кода культуры в связи с появлением кинематографа, телевидения, видеотехники, интернета. Появление в современной культуре такого явления как имидж свидетельствует о возрастании роли лииа в личных контактах. 1

Степень разработанности проблемы. Человека принадлежит двум мирам - миру физическому и миру духовному, а лицо человека является воплощением именно духовного мира. Лицо, выраженное в

художественных образах - это один из доминантных сюжетов искусства. Изобразительное искусство может стремиться к раскрытию божественной истины и при помощи видимых образов возводить нас в духовные сферы. Воплощение этой задачи мы вцдим в первую очередь в искусстве связанном с религиозным культом. Данной проблеме посвящены работы таких ученых и философов как М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, князь Е. Трубецкой, Н. Бердяев, Ю. У. Фохт-Бабушкин, И. Кант, М. Элиаде и др.

При анализе лица человека в сфере социологии и психологии общения были использованы труды С. Волконского, И. А. Сикорского, Л. М. Сухаревского, И. Кона, К. Г. Юнга, Г. Уэйнрайта, X. Рюкле, П. Экмана, Гоффмана, Э. Гвдденса, Н. Смеллзера, Р. Дарендорфа и др.

Проблеме лица человека в искусстве театра и кино посвящены работы таких исследователей как Жорж Садуль, Бела Балаш, Клод Леви-Строс, и др., из наших ученых !им бы хотелось выделить работы А. Авдеева, В.В. Головни, В. Кузнецовой, М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, С. В. Образцова, М. Андрониковой, отдельные главы в работах В. Шаброва, Л. Трауберга др.

Объектом нашего анализа является лицо человека, предметом — анализ

изучения и проявления лица как культурного феномена.

Целью нашей работы является изучение лица человека как телесно-

душевно-духовного единства в конкретном многообразии его культурных

проявлений.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач:

1. Выявить соотношение и взаимообусловленность внешних, телесных признаков лица человека и внутренних, духовных характеристик.

2. Сравнить характеристики лица в аспекте естественнонаучной и духовной сфер культуры.

3. В контексте социального взаимодействия обозначить характерные черты лица как социальной маски.

4. Рассмотреть роль и место лищ человека как средства художественной выразительности.

5. Выявить особенности развития портретного жанра в разных ввдах искусства и его основные цели и задачи в каждую конкретную эпоху.

6. Рассмотреть место роль лица человека в современной жизни.

7. Показать этнокультурную значимость лица человека и раскрыть значение этих характеристик в современном мире.

Теоретической и методологической основой работы является эмпирическое, культурологическое описание и анализ человеческого лица, сравнительно-исторический и морфологический методы исследования. Работа выполнена в рамках гуманистического подхода к изучению феноменов культуры с опорой на данные антропологии, этнологии, этнографии, истории культуры и социологии культуры, культу рпс ихологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлено соотношение природ того и духовного начала в лице человека.

2. Дана характеристика лица в аспекте естественно-научной и духовной сферы.

3. В контексте социального взаимодействия обозначены функции лица как маски, социальной роли человека.

4. Рассмотрены возможности и функции лиид как средства художественной выразительности.

5. Выявлены изменения в изображении человеческого лица в зависимости от изменения идеалов и ценностей каждой эпохи.

А

6. Дана характеристика лииз, как символа эпохи и культурного развития и как сосредоточия высших ценностей каждой конкретной эпохи.

7. Показана этно-культурная обусловленность духовно-душевно-телесной выразительности лица и необходимость изучения этнокультурных характеристик.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Лицо человека, являясь телесным, природным феноменом, как и сам человек, воплощает не только внешние, но и внутренние душевно-духовные характеристики. Изучение и восприятие человеческого лица всегда направлено на раскрытие внутреннего, психического его смысла.

2. Генерализующие методы ес1ественнонаучной сферы культуры (медицины, физиологии, анатомии, физиогномики) дают объектное знание о лице человека, индивидуализирующие методы духовной сферы культуры представляют субъектное отношение к лицу человека, однако даже объектное изучение лица всегда подразумевает связь с искомым целым.

3. Лицо человека может становиться маской, что подразумевается в социальном пространстве при исполнении актором социальных ролей. В этом контексте, контексте социального взаимодействия, маска лица это одна из возможных, наиболее значимых для данной роли характерных черт индивида.

4. Маска и грим лииз как средства художественной выразительности призваны донести до зрителя наиболее сущностные личностные характеристики представляемого персонажа.

5. Изображение лица человека является одной из наиболее важных и сложных задач искусства. Разные виды (литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, фотография) имеют собственные специфические средства изображения. Художественно-образное постижение человеческого лииэ зависит от идеалов, вкусов и

ценностей эпохи и может изменятся от полной бесплотности в иконописи до принципиальной безликости и преднамеренной деформации в некоторых течениях модернизма.

6. Лица историчны. Лицо всегда является символом определенной эпохи и культуры. То есть оно указывает на те высшие цели и ценности, которые являются смыслополагающими в каждую конкретную эпоху.

7. Лицо человека несет этнокультурную информацию и в современном мире массовых коммуникаций кросскультурное изучение характеристик лица приобретает особую значимость.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.

Основное содержание работы.

Во "Введении" обосновывается актуальность темы исследования, формируются его цели и задачи, раскрывается степень разработанности проблемы, определяются теоретические и методологические основы авторского анализа, формулируется основные положения, выносимые на зашигу,тезисы научной новизны. В первой главе "Физика и метафизика лица" рассматривается соотношение телесного (физического, природного) и духовного начала в лице человека. Сегодня исследования лиид человека ведутся по многим направлениям. Совокупность научных данных, относящихся к лицу разделяют на две группы: 1. анатомо-физиологические и клинические признаки; 2. Признаки выразительности лица, называемые мимикой, отражающие психическое состояние человека через движения мимических мышц. В первом параграфе "Топонимика лица" рассматривается первая группа признаков. Прежде всего, указывается на то, что лицр человека в значительной мере отражает его внутренние качества - характер, психологический склад, эмоциональное состояние. Еще с древних времен при исследованиях человеческого организма делались попытки определить и постичь выражение духовной

сущности человека. Первые попытки прочесть тайны лица, определить внутреннее состояние организма по внешним признакам были сделаны в Китае, где распознавание болезни по лицу человека было названо искусством Сянь мин, что приблизительно переводится как "чтение по лицу". Это знание было тайным, и великие мастера Сянь мин устно передавали свой опыт немногим ученикам.

Исследователи-анатомы изучают строение лица человека, форму, пропорции, контуры, композицию, соразмерности, рельеф. Они определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лииа, создают фундамент для понимания законов его структурной организации.

По лииу можно судить о состоянии здоровья, о сопротивляемости заболеваниям. Кожа лииа, кровеносные сосуды, радужная оболочка глаз, язык реагируют на любое заболевание, даже если пораженный орган находится далеко от лица. Не случайно, обнаружив патологические изменения мимики, врач внимательно обследует больного, составляет описание настораживающих признаков, направляет к специалисту (дерматологу, невропатологу, хирургу, косметологу и др.). На основании многовековых наблюдений изменений лиц больных и выявленных характерных для различных патологий признаков была составлена терминологическая классификация видов лиц больных.

Психические заболевания также находят свое отражение на лице человека. Следует отметить, что в современной медицине разработаны новые нетрадиционные методы лечения психических заболеваний непосредственно связанные с лицом человека, такие как бодиарттерапия, живопись, лепка по живому лицу, метод автопортрета. А в 1990 году в Москве был даже создан институт маскотерапии для лечения психических расстройств традиционными и нетрадиционными методами. Изменяется

ч

также лицо и при социальных болезнях - лииа алкоголиков, наркоманов имеют свои характерные особенности.

Во втором параграфе "Анатомирование и психологизирование лица" говорится о том, что в аспекте естественно-научного знания, анатомии, физиологии и т. д., лицо человека досконально изучено. Но даже в естественных науках подразумевают его связь с целым: или - с телом (в восточных культурах), или - с духом (отсюда - психологические и криминалистические гипотезы). В XIX веке возникла гипотеза о том, что способности человека находят свое отражение в форме черепа. Автором данной гипотезы был Франц Иозеф Галль. Через несколько лет френологическое учение Галля получило неожиданное продолжение. Итальянский судебный врач Чезаре Ломброзо выступил с утверждением о том, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим преступлениям. Он считал, что преступника можно вычислить по форме черепа. Хотя данное учение было в дальнейшем отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов, характерные особенности лица человека использовались и используются для розыска преступников. Существует особое криминалистическое учение о внешнем облике человека - габитоскопия, которое рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений. Одним из важных направлений этого учения является систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии, названное "словесный портрет". У криминалистов существует единая специальная терминология, используемая при составлении словесного портрета, применяются и другие способы распознавания человека - графический способ и способ фотореконструкции лииа.

ю

Словесный и литературный портреты принципиально различны, так как первый является портретом объекта, а второй, в свою очередь портретом субъекта и подразумевает словесное изображение внешности персо!ижа, его духовного мира, а также действий и поступков Главным принципом создания литературного портрета всегда была характеристика внешности человека через отношение к ней, посредством описания чувств, которые она возбуждает. И в каждом созданном персонаже всегда присутствует частица личности самого писателя. Литературный портрет это, прежде всего образ, и очень важными для его создания считается применение метафор, сравнений, уподоблений и т. д. Они рождают в сознании живой и духовно-конкретный образ человека. Столь же противоположны фоторобот и фотопортрет, который относится уже к жанру искусства. Истинный фотопортрет - это не беспристрастная фиксация внешности человека, он направлен на создание образа, сознательного выделения каких-либо характерных только для данного человека особенностей. Фотопортрет воздействует на наше сознание, прежде всего своей документальной достоверностью. Сила его огромного воздействия в том, что, ассоциируясь с реальным конкретным человеком непосредственно, он затрагивает самые близкие, самые сильные наши ассоциативные представления, его образ выходит за пределы кадра, возбуждая мысль, улавливая настроение или неожиданно разрушая наши привычные зрительские представления.

Третий параграф первой главы носит название "Лицо и лик". В лице человека отражаются два мира - мир физический и мир духовный, об этом говорили мнтие философы. Еще в Древней Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия. Ранее мы уже выяснили, что анатомически лицо не меняется на протяжении веков. Сравним липа древнего римлянина, человека эпохи Возрождения и нашего современника — все то же анатомическое строение, изученное еще в

и

древности. Но мы видим на этих лицах существенные различия и без труда можем определить к какой эпохе принадлежит данный человек. Так что же меняется в лицах с течением времени и что влияет на эти изменения? Человек является личностью именно по духу, по природе он лишь индивидуум. И именно дух формирует личность, в целостность которой входит также и лицо человека. Человек как дух связан с вечностью, а лицо человека служит воплощением духовного мира. Воплощение этой задачи ставит тот вид искусства, который связан с религиозным культом. Культовая живопись и скульптура Древнего Егиггга, Древнего Китая, и как вершина религиозной живописи - икона, в которой отражается высшее сосредоточие духовной жизни.

Уже в Древнем Египте портрет был связан с религией, со сложной системой анимистических представлений, разработанных жрецами. Уже в то время художника интересовало лицо человека, узнать тайну которого стремились мастера живописи. Создание ' двойника умершего ' считалось возможным лишь при условии правдивого и точного изображения лица конкретного человека, которое было призвано передать его образ. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые были созданы в Егиггге в I в. до н. э. - IV в. н. э., по месту находки позднее их стали называть Фаюмские.

Основной тенденцией китайской портретной живописи можно также назвать стремление воплотить в портрете "духовное начало", "сущность человека". Гу Кай-чжи понимал портрет как двойник изображаемого человека, считая, что душа воплощается в облике каждого человека по-разному. По эстетическим принципам китайский портрет близок и иконописному искусству, где всё предопределено и ведомо посвященному.

Византийское христианство достаточно рано ощутило, что изобразительное искусство может быть носителем божественной истины и

I I

хранителем божественного откровения. На смену высокому искусству I портрета римской эпохи приходят изображения-символы, портреты-лики.

1 Их производят во фресках, в мозаиках и очень часто - по готовым

образцам-прорисям. Именно в Византийской империи сложилась твердая иерархическая система церковных изображений, от которой под страхом жестокой церковной кары боялись отступить художники. Иоанн

*

Дамаскин сформулировал основные функции культового изображения, 1 такие как дидактически-информативная, коммеморативная и

декоративная. Дальнейшее развитие иконопись получила в древнерусском искусстве. Для русского человека икона - это особый символ. В образе Иисуса Христа нашему духовному зрению открывается Личность Богочеловека, обладающего двумя природами - божественной и человеческой. Икона также возводит наш дух в духовные сферы, она ! наделена особой силой и энергией. Верующий человек любит икону,

поклоняется ей, как самому изображенному на ней лицу и получает от иконы духовную помощь, как от самого первообраза.

Во второй главе, названной "Лицо и лицедейство", мы 1 рассматриваем возможности человеческого лица в процессе социального

взаимодействия. Первый параграф назван "Физиогномика и кинесика лица". Развитие физиогномики, появление такой науки о лице как кинесика, изучение физиологического проявления эмоций позволили ученым выявить особые характеристики лица, как мотиватора личности и социального поведения человека. Эзотерическое знание утверждает, что ' каждая черточка нашего лица - это наши материализованные мысли.

Опытный физиогномист может узнать все о человеке, изучив его лицо. Впервые диагностика по лицу была изучена и применена в Китае. В западных странах этот вид диагностики восходит к временам древних греков. Отличными "чтецами лица" были Сократ и Аристотель, Платон и Плутарх, блестящими диагностами по лицу был Отец Медицины -

Гиппократ, а также Гален, Пельс и др. Аристотель и его сторонники считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип людей и что по ним можно определи! ь характер человека, уровень его интеллекта и одаренности. В Средние века и эпоху Возрождения физиогномика получает дальнейшее развитие. Леонардо да Винчи подвергал научному анализу закономерности строения лица, его пропорции и т.д. Ему принадлежит идея математизации природных анатомических признаков. Но первая попытка создать научную физиогномику была сделана лишь в XVIII веке. Лафатер, Лихтенберг, Энгель и Белл открыли новые страницы в изучении строения человеческого тела. Первый том сочинения Лафатера "Физиогномические опыты" вышел в свег в 1775 году и имел большой резонанс. В начале XIX века передовые исследователи обратились к научным методам изучения выразительности эмоций. В 1806 году шотландский физиолог Белл опубликовал книгу "Анатомия и философия экспрессии", которая вошла в историю как первое научное произведение, посвященное »¡учению физиологического проявления эмоций. Также большую заслугу в науку о лице внес и Ч. Дарвин, который написал сочинение о выражении душевных движений человека и животных. С помощью научной методологии он впервые сформулировал положение, ставшее с тех пор аксиоматичным: язык мимики и жестов доступен всем людям.

Созданию новейшей физиогномики содействовали: развитие антропологии: оно дало возможность точнее формулировать описание внешних знаков телесной и нервно-психической организации; успехи психологии и более точная психологическая классификация чувств (внутренние знаки); применение (по инициативе французских психиатров) поэтических изображений душевных состояний; а также применение художественных произведений для целей научных и физиогномических.

Мимика лииз, которая формируется в процессе жизни и имеет существенные различия у детей и у взрослых. Психологи подразделяют мимику человеческого лииз на несколько типов и выделяют определенные функции человеческого лица. Два американских исследователя, Экман и Фризен, сделали вывод, что существует шесть основных типов выражения лица, которые присущи человеку, когда он испытывает радость, печаль, отвращение, гнев, страх или интерес. Самым мощным средством самовыражения многие исследователи языка человеческого тела называют глаза. Согласно китайской натурфилософии, глаза представляют внутреннюю энергию, которая соотносится с космическими энергиями Инь и Янь. Цвет, живость и блеск глаз могут свидетельствовать о степени жизненности человека. В китайской натурфилософии и медицине впалые глаза, лишенные блеска говорят о человеке, склонного к печали, пессимизму и меланхолии. Помимо этих свойств имеет значение размер глаз. В наибольшей степени глаза проявляют свою силу при взгляде друг на друга. Пиз различает следующие взгляды: деловой взгляд, социальный взгляд, интимный взгляд, взгляд искоса. Арджайл вывел правила "грамматики глаз". Ортега-и-Гассет в своей книге "Человек и люди" пишет, что каждый взгляд говорит о внутреннем состоянии посылающего его человека. Взгляд всегда сопровождался сильными эмоциями и даже запрещался в определенных обстоятельствах в доисторических легендах.

В контексте нашего исследования интересен тот факт, что термин "личность" ("personality") происходит от латинского слова "persona", обозначавшего маску, которую надевал актер в греческой драме. Во втором параграфе второй главы "Homo sociologicus: лица, маски, роли" мы рассматриваем понятия маски и социальных ролей. Люди склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью или публичным имиджем. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который

индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. В теоретической системе К. Г. Юнга особое внимание уделяется "персоне" как маске, социальной роли человека. Персона, согласно Юнгу, это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми.

Лицо, которое мы демонстрируем внешнему миру не всегда бывает нашим истинным лицом. Согласно одной теории, маска служит не простым заменителем, а выразителем метафизического желания заменить свой облик каким-то другим, превосходящий собственный. Кобо Абэ сметает, что маска способна не только скрыть, но и полностью изменить духовный облик человека. Считается, что мы можем показывать свои истинные чувства на лице или в поведении в редких, почти исключительных случаях. Вместо этого мы упражняемся в мимике и телодвижениях, которые бы их скрывали. Таким образом, феномен маски можно объяснить желанием человека защитить свою душу от вторжения, либо скрыть то, что не предназначено постороннему взгляду, а возможно и наоборот, желанием расширить эту тропинку.

Наше повседневное взаимодействие с другими людьми зависит от тончайших взаимосвязей между выражением лица, жестами и словами. Лицо, жестикуляция и речь используются нами, чтобы передать определенное значение и скрыть остальное. Во многих социальных ситуациях мы вовлекаемся, по определению Гоффмана, в нефокус ированное взаимодействие с другими людьми. Такое взаимодействие возникает всякий раз, когда люди дают понять, что они замечают друг друга, даже не разговаривая, вовлечены в невербальную коммуникацию. Фокусированное взаимодействие происходит тогда, когда индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит и делает. Вдиничное фокусированное взаимодействие Гоффман

назвал "столкновением" и большая часть нашей повседневной жизни состоит из таких столкновений с другими людьми. Коммуникация в процессе фокусированного взаимодействия осуществляется посредством мимики, жестов и обмена словами.

Социологическая деятельность рассматривается многими учеными как "спектакль", в котором актеры исполняют отведенные им роли. Такой подход получил название "драматургии". Отсюда и употребление термина "маска". Еще Платон в "Законах" говорит о живых тварях как марионетках божественного происхождения. Сенека пишет о "миме, отводящем нем роли, которые мы плохо играем". Цицерон пишет о существовании нескольких ролей или персон (лиц). Маркс неоднократно говорил о "масках характера" капиталиста и буржуа. Он проводил различие между "лицами капиталиста и землевладельца" и этими же лицами как "олицетворениями экономических категорий" то есть социальными ролями. Дарендорф вводит такое понятие как homo sociologicus, ,т. е. человек как "носитель социально преформированных ролей". Человеку приходится играть много таких социальных ролей в своей жизни, возрастные, семейные, классовые, профессиональные, национальные, одна из таких социальных ролей - роль "политика". Его внешний вид, а в частности лицо является частью его имиджа. Специалисты продиктовывают те или иные типы поведения для политика, создавая, таким образом, его имидж. Визуальное сообщение несет достаточно четкую информацию, которую необходимо учитывать политическому деятелю.

Третий параграф "Маски и грим лица как средства художесзвенной выразительности" продолжает тему масок, но уже в узком художественно-образном смысле. У многих народов, несмотря на большое распространение масок и разнообразие их типов, слова "маска" в языке не существовало; чаще всего каждая маска, в отдельности взятая,

имела и отдельное наименование, в зависимости от того, кого она изображала: бабочка, медведь, бизон, волк и т. д. Но как только сформировалось обобщающее название оно обязательно связывалось с представлением о человеческом лице или о человеческом черепе. Что касается наименования маски у народов, стоящих на более ранних ступенях развития, последнее обязательно связывалось с понятием о лице умершего.

В японском театре Но широко использовались разнообразные маски. Следует отметить, что количество актеров в этом театре было немногочисленным, а центральное положение главного актера подчеркивалось тем, что он единственный был в маске. Эти маски были постоянны и были закреплены за каждым персонажем во всех 200-х канонических пьесах и образовывали целую особую отрасль искусства Но. Существует громадное количество памятников, изображающих маски древнегреческого театра: разрисованные вазы, статуэтки, барельефы, мозаика, резные камни и т. д. Для каждой отдельной роли требовалась и отдельная маска. Но иногда актер, игравший одну и ту же роль, должен был менять маску, если по ходу пьесы надо было показать резко изменившееся лицо. Применялась маскировка и участниками мистериальных процессий. В Венеции на рубеже 16 столетия разыгрывались пантомимические представления в масках. Именно на территории Венецианской республики появились первые профессиональные труппы, положившие основание особому жанру, так называемой комедии дель арте, именуемой с XVIII века комедией масок. Следы маскировки сохранились и в испанском театре эпохи Возрождения. Маски применялись и русскими народными потешниками и скоморохами, положившими основание русскому народному театру. В недавнем прошлом одним из самых распространенных театральных представлений на острове Ява в Индонезии был так называемый топенг-даланг. Актеры

играли преимущественно в масках (топенг - маска), количество которых исчислялось несколькими десятками. С течением времени некоторые актеры стали прибегать, помимо масок и полумасок, еще и к краскам. Особое распространение получил в то время один из приемов гримировки - обсыпание лица мукой, сохранившийся до сих пор в цирке ряда стран у клоунов - сатириков и эксцентриков.

С развитием театрального искусства маска как принцип оформления лица актера постепенно сходит со сцены. Во французском театре конца XVII и начала XVIII века актеры, выступавшие в трагедиях Корнеля и Расина, в комедиях Мольера, Лопе де Вега и других пьесах того времени, прибегали к гриму, но главным образом пользовались им для приукрашивания, для усиления мимики лица, используя приемы и материалы бытовой косметики. Хорошо продуманный и искусно выполненный грим, позволяет театральному актеру подчеркнуть наиболее свойственные данному характеру черты, передать внутренний мир образа.

История возникновения искусства грима уходит в глубь веков к периоду обрядов и религиозных культов. Однако театральный грим в нашем понимании пришел на сиену только в начале XVIII века. Стремясь к психологической индивидуализации роли, Тальма впервые в истории театра использовал гримировку как наиболее полное выразительное средство для раскрытия внутренних черт исполняемого персонажа. Некоторые современные деятели театра отказываются от использования грима и масок, считая, что актер сам должен создавать органическую маску с помощью своих лицевых мускулов. Мимика лица является одним из средств театральной выразительности. Она состоит в умении актера передавать различные душевные состояния персонажа через выражение глаз, лица. В целом же современное творчество характеризуется возрастающим вниманием к лицу, которое становится своеобразной "передвижной декорацией".

Третья глава носит название "Лицо как символ эпохи и культуры". В каждую новую эпоху возникали свои представления о красоте человеческого лица, рождались новые вкусы и критерии оценки красоты, эталон которой складывался из ценностей и ориентации каждой конкретной эпохи. В первом параграфе "Лицо человека в современной эпохе" мы говорим о том, что наши представления о красоте человеческого лица не остаются неизменными. Лицо, которое мы демонстрируем внешнему миру, играет большую роль в нашей жизни. Оно может сделать нас счастливыми и уверенными в себе, а может сделать несчастными и служить причиной порождения многих комплексов и проблем. В наши дни очень выгодным и прибыльным бизнесом является бизнес, цель которого - "создание красоты". Косметические препараты, косметические услуги, пластическая и эстетическая хирургия, "иньекции красоты" - составные части такого бизнеса, призванного изменить не только ту или иную часть человеческого лица, но и внутреннее самоощущение и самооценку. Но совершенно не изучены ещё психологические последствия жизни с другим лицом, ведь перемена внешности может отрицательно сказаться на психике клиента. Романисты давно писали о феномене прирастания маски, когда затверженная роль становится сущностью человека, когда маска диктует линию поведения и даже мысли. Кобо Абэ писал о человеке, который хотел скрыться под чужим лицом, и какая катастрофа из этого получилась. Теперь встает вопрос, меняется ли к лучшему человек, если у него меняется к лучшему лицо.

Лицо человека выражает не только современные представления о красоте, но и этнические, которые базируются на природных, расовых и антропологических отличиях людей. Чаще всего это комплекс наглядных признаков, в число которых входят цвет кожи, форма черепа, рост и пропорции тела, выступание челюстей, форма носа и г уб, разрез глаз, цвет

глаз и волос. Но помимо анатомо-физиологических различий существуют культурные различия в мимике разных народов и даже малозаметные невооруженным взглядом сигналы могут иметь различное значение для разных культур.

Лицо как символ несет в себе информацию не только о том, как выглядел человек в ту или иную эпоху, но также оно является 01 ражением культуры и развития целого народа. Проследить это мы можем на примере портретной живописи, сохранившей для нас образы персонажей прошлого. Искусству портрета посвящен второй параграф третьей главы "Возможности и проблемы портретирования человека". Главной темой изобразительного искусства всегда был и остается человек, его внешний облик, сложный духовный мир, его мысли и чувства. Понятие "правильные черты лица", которое мы часто употребляем в наше время, основывается на тех общих формах и пропорциях, которые были выработаны в эпоху греческого классического искусства. Историю искусства средневековья можно назвать беспортретной, потому что данная эпоха была не индивидуализирована. Только в эпоху Возрождения, идеологией которого был гуманизм, антропоцентризм, когда возникли сами термины - индивидуальность и личность, в искусстве появляется Человек, торжествует яркая индивидуальная личность со своим неповторимым физическим обликом, духовным миром и темпераментом. Ценится красивая внешность, красивое лицо художники стремятся придать изображению более жизненный и конкретный характер. Этому способствовали и также и новейшие технические изобретения, в частности изобретение стекла, зеркала, в котором человек мог видеть тончайшие движения, изучать взаимосвязь между внутренним состоянием и его внешним проявлением. В ту пору появляется такой жанр как автопортрет.

В искусстве XVII века изображение человека становится сложным и многогранным. Идеально-обобщенный образ человека, сложившийся в

эпоху Возрождения уже перестает удовлетворять. Художники стремятся показать конкретного человека, со своим сложным духовным миром и темпераментом. Человек уже не мыслится вне окружающих его вещей, которые помогают его характеристике. В XIX веке традиционные классические формы сохраняются лишь в официальном академическом искусстве, и вместо совершенных пропорций и форм мы наблюдаем стремление к "выразительному и характерному", которое определяет сущность новой эстетики. В русской художественной философской мысли теоретическое обоснование социальной природе эстетического идеала дал Чернышевский, когда противопоставил идеалы крестьянской и дворянской среды. На рубеже XIX и XX веков реалистический подход перестал удовлетворять современным требованиям, поэтому в XX веке в искусстве возникает такое явление как "беспредметность". Оно означает отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека) и его видимой формы. Эксперименты с цветом и формой привели к появлению абстрактного искусства, целью которого является передача духовного только с помощью цвета и абстрактных форм.

Задачи и формы изображения человеческого лицд также менялись в зависимости от идеалов и вкусов, господствующих в разное время, перемещая точку зрения от классической гармонии лииэ и души к индивидуальному выражению, скорее лишенному гармонии. Но жанр портрета всегда был направлен на создание зримого эквивалета духовных глубин личности. Согласно утверждению Гегеля, прогресс живописи состоит в том, "чтобы доработаться до портрета". Данное утверждение можно применить ко всему искусству в целом. Оно актуально и для искусства кинематографии, о чем мы говорим в третьем параграфе "Кинематограф как портретная летопись современности". "Кино становится театром человеческого лииэ" (Ж. Садуль). Кинематограф сделал возможным немой монолог, когда лицо говорит тончайшими

мимическими нюансами, оттенками, которые понятны зрителю, так как они естественны. В немом диалоге говорит одинокая человеческая душа более откровенно, неприкрыто, чем в любом произносимом, более естественно и непосредственно (Б. Балаш). Кинематограф обладает способностью передавать вд экране чётко, крупно, выразительно глаза человека, его лицо - и через них мир его чувств, мыслей, настроений, переживаний, способностью выделить, подчеркнуть, укрупнить и, если нужно, наполнить особым психологическим содержанием. Первые попытки кинематографистов проникнуть во внутренний мир героя были связаны именно с крупным планом. Актеры немого кино говорили так же, как теперь говорят в звуковом кино. Это было мимическим средством выразительности. По мере развития кинематографа открывались и глубинные возможности психологического крупного плана.

Теоретики кино ввели такие понятия как ритм мимики и темп выражений лица. Возможность задерживать внимание на каких-то деталях внешности укрупнением плана или длительностью изображения на экране, повторным их изображением придает кинообразам частей человеческого лица метафорическое значение.

Кинематографу принадлежит открытие типологии лица и выражений лииа социальных классов. На протяжении всей истории существования кинематографа существовала и изменялась "мода на лицо". От романтического патетического, почти экспрессионистского лица, как у Конрада Фейдта, до простого, подчеркнуто неинтересного лица. В начале двадцатых в моде лицо женщины-вамп: бледная кожа, яркие губы и глаза, ярко очерченные тенями, этот образ создавали на экране Алла Назимова, Наташа Рамбова, Пола Негри и др. С приходом в кинематограф Мэри Пикфорд, в моду вошло "ангельское" лицо: золотые кудри, нежный румянец, пухлые розовые губки. В сороковых годах на экране царила строгая и величественная красота Греты Гарбо. С появлением на экране

Мерилин Монро, Кетрин Хепберн и Бетт Дэвне, в актрисах ценится, помимо красивого лица, ярко выраженная сексуальность. С приходом 60-х, изменением политической ситуации в мире, коренным образом меняется "мода на лицо": Барбара Стрейзанд и Лайза Минелли далеко не красотки, их лица, можно сказать, некрасивы, но именно это и прекрасная актерская игра отличают их от многих других.

Кинорынок требует мимики и движений, понятных всем. Первая предпосылка международной популярности фильма - это чтобы повсюду были понятны его мимика и жесты.

В заключении подводятся итоги данного исследования и выносятся общие выводы.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

- Лицо человека в истории культуры// Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2000 год. - Вып. № 2. -С. 119-122

- Роль мимики и жеста в немом кинематографе (Из истории киноискусства XX века)// Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2000 год. - Вып. №3. -С. 73-76

- Мимика лица как иллюстрация личности человека// Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2001. - Вып. № 2. - С. 26-28

Отпечатано в типографии ООО "ВУД". Лицеи !ия ПД№ 10-65062 01 26 04.2001 г. г. Ростов-па-Допу. ул Красиоармсиская. 157. Офис: пр. Булетговсыш, 2, ком. 310. гол /фикс: (S612) 999-7Ю Закл i № Ш Тираж ¡О&ж i.

2оо?-А

(\44a~

»11А42

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Козлова, Полина Юрьевна

Введение.

1 глава Физика и метафизика лица.

1.1 Топонимика лица.

1.2 Анатомирование и психологизирование лица.

1.3 Лицо и лик.

2 глава Лицо и лицедейство.

2.1 Физиогномика и кинесика лица.

2.2 Homo sociologicus: лица, маски, роли.

2.3 Маски и грим лица как средства художественной выразительности.

3 глава Лицо как символ эпохи и культуры.

3.1 Лицо человека в современной эпохе.

3.2 Возможности и проблемы портретирования человека.

3.3 Кинематограф как портретная летопись современности.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Козлова, Полина Юрьевна

Актуальность темы исследования. Изучением лица человека занимаются представители разных профессий - философы, культурологи, антропологи, социологи, художники, психологи, врачи и многие другие. Все они вносят свой вклад в науку о лице человека.

В целостном единстве средств невербальной коммуникации человеческое лицо обладает наибольшей полнотой информативности. Лицо - богатейшее поле экспрессивности. Оно предельно выразительно. Эти особенности лица заданы его наисложнейшими анатомо-физиологическими особенностями, универсальностью лицевого выражения эмоций, особенностями мимики, "языка глаз" и т. д. "Чтение по лицу" издревле и по сегодня незаменимо для медиков, психологов, этнологов, криминалистов, служителе культа и т. д.

Лицо человека с давних времен служило источником сигналов, и объем информации, заложенный в лице возрастал по мере развития человечества. Уже на ранних этапах эволюции лицу отводилась огромная роль в существовании человека: от уродования своего лица с целью отпугивания мифических врагов, до его украшения с целью привлечения внимания представителей противоположного пола. С развитием человечества изменялись и развивались пути изучения человеческого лица.

Знаковые функции лица с давних пор стали предметом их осмысления в процессе человеческого общения. "Физиогномика" как теория и практика оценки человека по лицу содержала в себе как зыбкие суждения, так и продуктивные находки. В наши дни она возрождается на основе новых концептуальных подходов. Универсальность мимического языка - это одно из главных глубинных выражений внутренней жизни личности. Визуальные контакты фиксируются как основа для более продуктивного общения. Отнюдь не случайно в культуре в разных вариантах возникает феномен "маски" как сокрытия собственного лица или символа определенных социокультурных ролей.

Внимание художников и поэтов лицо привлекало как образ, вмещающий в себя все стороны человеческой сущности. Изобразительное искусство ставило перед собой разные задачи от чисто портретного сходства с портретируемым до передачи духовной сущности человека и создания формального или ассоциативного образа личности, использую при этом все имеющиеся в наличии средства художественной выразительности. Художники одни из первых уловили связь мимики лица с характером человека. Вслед за ними и психологи стали различать взаимосвязь между чертами лица и чувствами и мыслями человека. Психологи отводят исключительную роль нашему лицу в установлении контактов между людьми. Поэтому одним из аспектов нашего исследования стало рассмотрение лица человека как "мотиватора" личности и социального поведения человека.

Интерес к изучению лица человека в наши дни определяется многими обстоятельствами. Ведь люди уникальны именно своим лицом, своим стремлением смотреть в лицо друг другу. Лицо может служить символом эпохи, культурного и этнокультурного развития. В наши дни появилась мода на лица, возникли косметические и хирургические технологии в изменении лица, возникло криминологическое направление анализа лицевых особенностей (габитоскопия). Особенно резко возросла роль лица как кода культуры в связи с появлением кинематографа, телевидения, видеотехники, интернета. Появление в современной культуре такого явления как имидж свидетельствует о возрастании роли лица в личных контактах.

Степень разработанности проблемы. Человека принадлежит двум мирам - миру физическому и миру духовному, а лицо человека является воплощением именно духовного мира. Лицо, выраженное в художественных образах - это один из доминантных сюжетов искусства. Изобразительное искусство может стремиться к раскрытию божественной истины и при помощи видимых образов возводить нас в духовные сферы. Воплощение этой задачи мы видим в первую очередь в искусстве связанном с религиозным культом. Данной проблеме посвящены работы таких ученых и философов как М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, князь Е. Трубецкой, Н. Бердяев, Ю. У. Фохт-Бабушкин, И. Кант, М. Элиаде и др.

При анализе лица человека в сфере социологии и психологии общения были использованы труды С. Волконского, И. А. Сикорского, Л. М. Сухаребского, И. Кона, К. Г. Юнга, Г. Уэйнрайта, X. Рюкле, П. Экмана, Гоффмана, Э. Гидденса, Н. Смеллзера, Р. Дарендорфа и др.

Проблеме лица человека в искусстве театра и кино посвящены работы таких исследователей как Жорж Садуль, Бела Балаш, Клод Леви-Строс, и др., из наших ученых нам бы хотелось выделить работы А. Авдеева, В.В. Головни, В. Кузнецовой, М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, С. В. Образцова, М. Андрониковой, отдельные главы в работах В. Шаброва, Л. Трауберга др.

Объектом нашего анализа является лицо человека, предметом -анализ изучения и проявления лица как культурного феномена. Целью нашей работы является изучение лица человека как телесно-душевно-духовного единства в конкретном многообразии его культурных проявлений.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач:

1. Выявить соотношение и взаимообусловленность внешних, телесных признаков лица человека и внутренних, духовных характеристик.

2. Сравнить характеристики лица в аспекте естественнонаучной и духовной сфер культуры.

3. В контексте социального взаимодействия обозначить характерные черты лица как социальной маски.

4. Рассмотреть роль и место лица человека как средства художественной выразительности.

5. Выявить особенности развития портретного жанра в разных видах искусства и его основные цели и задачи в каждую конкретную эпоху.

6. Рассмотреть место роль лица человека в современной жизни.

7. Показать этнокультурную значимость лица человека и раскрыть значение этих характеристик в современном мире.

Теоретической и методологической основой работы является эмпирическое, культурологическое описание и анализ человеческого лица, сравнительно-исторический и морфологический методы исследования. Работа выполнена в рамках гуманистического подхода к изучению феноменов культуры с опорой на данные антропологии, этнологии, этнографии, истории культуры и социологии культуры, культурпсихологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлено соотношение природного и духовного начала в лице человека.

2. Дана характеристика лица в аспекте естественно-научной и духовной сферы.

3. В контексте социального взаимодействия обозначены функции лица как маски, социальной роли человека.

4. Рассмотрены возможности и функции лица как средства художественной выразительности.

5. Выявлены изменения в изображении человеческого лица в зависимости от изменения идеалов и ценностей каждой эпохи.

6. Дана характеристика лица, как символа эпохи и культурного развития и как сосредоточия высших ценностей каждой конкретной эпохи.

7. Показана этно-культурная обусловленность духовно-душевно-телесной выразительности лица и необходимость изучения этнокультурных характеристик.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Лицо человека, являясь телесным, природным феноменом, как и сам человек, воплощает не только внешние, но и внутренние душевно-духовные характеристики. Изучение и восприятие человеческого лица всегда направлено на раскрытие внутреннего, психического его смысла.

2. Генерализующие методы естественнонаучной сферы культуры (медицины, физиологии, анатомии, физиогномики) дают объектное знание о лице человека, индивидуализирующие методы духовной сферы культуры представляют субъектное отношение к лицу человека, однако даже объектное изучение лица всегда подразумевает связь с искомым целым.

3. Лицо человека может становиться маской, что подразумевается в социальном пространстве при исполнении актором социальных ролей. В этом контексте, контексте социального взаимодействия, маска лица это одна из возможных, наиболее значимых для данной роли характерных черт индивида.

4. Маска и грим лица как средства художественной выразительности призваны донести до зрителя наиболее сущностные личностные характеристики представляемого персонажа.

5. Изображение лица человека является одной из наиболее важных и сложных задач искусства. Разные виды (литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, фотография) имеют собственные специфические средства изображения. Художественно-образное постижение человеческого лица зависит от идеалов, вкусов и ценностей эпохи и может изменятся от полной бесплотности в иконописи до принципиальной безликости и преднамеренной деформации в некоторых течениях модернизма.

6. Лица историчны. Лицо всегда является символом определенной эпохи и культуры. То есть оно указывает на те высшие цели и ценности, которые являются смыслополагающими в каждую конкретную эпоху.

7. Лицо человека несет этнокультурную информацию и в современном мире массовых коммуникаций кросскультурное изучение характеристик лица приобретает особую значимость.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лицо человека"

Заключение

Изучением лица человека занимаются представители разных наук - психологи, философы, социологи, антропологи, врачи, художники и др. Каждый из них вносит свой вклад в науку о лице человека.

Мы видим теперь, что лицо человека служит отражением духовного и физического мира человека. В нем прослеживаются душевное через анатомическое, психическое состояние через мимические движения, этнические и культурные различия и в нем заложен огромный информационный потенциал. Лицо человека несет в себе сведения не только о состояние физического здоровья, но и здоровья душевного. Лицо связано с целой метафизикой тела.

Но выражение лица человека часто является результатом социальной маскировки. Определенной социальной роли соответствует определенная маска и соответствующая мимика и поведение. Исследователи выделяют несколько типов социальных ролей. В такой социальной роли как "политик" лицо является еще и составной частью его имиджа.

Изображение лица человека было тесно связано с религиозным культом, поскольку оно является воплощением духовного мира. В Древнем Египте, Древнем Китае, в Византийском искусстве в изображение лица вкладывали особый смысл. Иконопись является вершиной религиозной живописи по своему действию на формирование духа человека. Портретная живопись веками меняла свой характер, а также формы и задачи в изображении лица. Но основной задачей всегда была передача духовной сущности человека.

Существуют принципиальные различия между литературным и словесным портретами, фотопортретом и фотороботом, который используют в своей практической деятельности криминалисты.

Лицо человека, его мимика, грим лица и маски являются также и основными средствами театральной выразительности. Для актера лицо является его визитной карточкой. С появлением кинематографа и возможностей крупного плана существенно меняются особенности актерской игры.

Лицо занимает важное место в жизни современного человека. В каждую новую эпоху возникали свои представления о красоте человеческого лица, рождались новые вкусы и критерии оценки красоты. Меняется мода на лица и с развитием новых технологий возникают новые возможности соответствовать этой моде от использования косметических средств до пластических операций.

Лицо человека является своеобразным символом эпохи, в нем отражается результат культурного развития не только целого народа, но и целой эпохи. В лице воплощаются также и этнокультурные различия.

 

Список научной литературыКозлова, Полина Юрьевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абэ К. Чужое лицо. С.-Пб. Симпозиум, 1998

2. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.- М: Искусство, 1959.

3. Андроникова М. Портрет. М: Искусство 1985

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальной восприятие. М., 1974

5. Аристарко Г. История теорий кино. М: Искусство, 1966

6. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М: Искусство, 1978

7. Базен А. Что такое кино? М: Искусство 1972.

8. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М: Прогресс 1968.

9. Балаш Б. Видимый человек. М: Прогресс 1968

10. Башкирова Г. Лицом к лицу. М: Детская литература, 1967

11. Барская Н. А. Основные сюжеты древнерусской живописи. М: Искусство 1991

12. Бердяев Н. А. Дух и реальность. М: Республика, 1995

13. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., Питер, 1997

14. Бодалев А. А. Личность и общение. М: Педагогика, 1983

15. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневекоья и Ренессанса. М: 198216. БСЭ17. БМЭ

16. Большой толковый социологический словарь. М: Вече Аст 199919. Брехт Б. Театр. М., 1965

17. Бычков В. В. Эстетика. М: Гардарики, 2002

18. Валери П. Об Искусстве М: Искусство, 1993й

19. Волконский С. Выразительный человек. СПб, 1913

20. Вознесенский А. Девочка с пирсингом. М: 2000

21. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М: Изд. иностранной литературы, 1959

22. Гегель Собрание сочинений в 14 томах, М., 1958

23. Головской Звезды немого кино. М: Искусство, 1968.

24. Гоникман Э. И. Искусство диагностики по лицу. Минск: Сантана, 1997

25. Гачев Г. Национальные образы мира. М: Академия 1998

26. Гидденс Э. Социология. М., 1999

27. Головня В. В. История античного театра М: Искусство 1980

28. Гундзи М. Японский театр Кабуки. М: Искусство 1980

29. Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу. Труды Института Этнографии АН СССР, 1955

30. Гуревич П. С. Приключения имиджа. М: 2000

31. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. М: МедГиз, 1956

32. Гален К. О назначении частей человеческого тела. М: Медицина, 1971

33. Григорьян Б. Г. Философская антропология. М., 1982

34. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

35. Гуманитарные науки. Северо-Кавказский регион № 3,1994

36. Дворниченко О. Гармония Фильма. М: Искусство, 1982.

37. Дарендорф Ральф Тропы из Утопии. М: Праксис, 2002

38. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. М: Искусство1993

39. Дмитриева Н. Изображение и слово" М: Искусство 1962

40. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб: Питер, 2001щ

41. Ждан В. Эстетика фильма. М: Искусство, 1982.

42. Зайцева Л. А. Выразительные средства кино. М: Знание,1971.

43. Зингерман Б. И. Парижская школа. М: Союзтеатр, 1993

44. Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965

45. Комаров С. История зарубежного кино, т. 1. М: Искусство, 1965.

46. Кузнецова Е. А. Красота человека в искусстве. М: Искусство1985

47. Кракауэр 3. Природа фильма. М: Искусство, 1974.

48. Кон И. С. Открытия "Я". М: Изд-во полит, лит-ры, 1978

49. Князь Евгений Трубецкой Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XX век, 1991

50. Кузнецова В. Кинофизиогномика. Л: Искусство, 1978.

51. Кон И. С. Социология личности. М., 1978

52. Комсомольская правда 2000-200256. "Космополитен" 200057. "Косметика для профессионалов" №3 1999

53. Куприянов В. В. Стовичек Г. В. Лицо человека. М: Медицина, 1988

54. Коган Л. Н. Вечность: Преходящее и непроходящее в жизни человека. Екатеринбург, 1974

55. Лабунская Е. А. Экспрессия человека. Ростов на Дону:1. Феникс, 1999

56. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы кино эстетики. Таллинн: ЭэстиРаамат, 1973.

57. Лицо человека в криминалистике и медицине М: 1987

58. Лазарев В. Н. Русская иконопись. М: Искусство 1983

59. Львов Н. А. Грим в театре. М: Искусство, 1980

60. Лоуен. Язык тела. СПб, 1997

61. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе М: Дело, 1999

62. Лоусон Дж.-Г. Фильм творческий процесс. М: Искусство 1965

63. Мартен М. Язык кино. М: Искусство, 1959

64. Милев Н. Божество с тремя лицами. М: Искусство, 1968

65. Моруа А. Литературные портреты. М: Прогресс 1971

66. Макаренко А. С. Сочинения, т. 5. Изд. АПН РСФСР, 1949

67. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовойкоммуникации. М: Наука, 1986.

68. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. М: 1992

69. Образцов С. В. Моя профессия. М: Искусство, 1984

70. Пави П. Словарь театра. М: Прогресс, 1994.

71. Пиз А. Язык телодвижений. М: 1994

72. Перрюшо А. Жизнь Ренуара М: Прогресс 1973

73. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М: рогресс 1973

74. Петрушенко Л. А. Лейбниц. Его жизнь и судьба. М: 1999

75. Пигулевский В. О. Ирония и вымысел. От романтизма к постмодернизму. М: Фолиант 2002

76. Почепцов Г. Г. Имидж и выборы. Киев: АДЕФ-Украина,1997.

77. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М: Рефл-бук, Ваклер,1999.

78. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. (Мимика, жест,движение). М: АО Ингерэксперт, 1996

79. Садуль Ж. История киноискусства М: Издательство иностранной литературы, 1957.

80. Сато Т. Кино Японии. М: Радуга, 1988

81. Смелзер Н. Социология. М: Феникс, 1994

82. Сикорский И. А. Физиогномика в иллюстрированном изложении. М: Эксмо-Пресс, 1998

83. Сборник под ред. Вайсфельда И. В. Азбука кино. М: Киноцентр, 1990.

84. Станиславский К. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953

85. Сухаребский Л. М. Мимика клинических расстройств. М.,1966

86. Сенека, Честерфилд, Моруа. Если хочешь быть свободным. М: Издательство политической литературы, 1992

87. Современное искусство. Краткая энциклопедия. М: Премьера, Астрель, 200194. "Семь дней" 1999-2002

88. Топорков А. А. М: ЮРИСТЪ, 1999.

89. Топорков В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М: Гнозис, 1995

90. Трауберг Л. Избранные произведения в 2-х томах. М: Искусство, 1988.

91. Театральная энциклопедия, т. 3 ред. Марков П. А. М: Сов.1. Энц., 1964

92. Трусов. Выражение эмоций на лице.// Вопросы психологии5, 1982

93. Уэйнрайт Г. Язык тела. М: 1994

94. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М: Искусство 1982

95. Хьелл Л. Зиглер Д. Теори личности. СПб., Питер, 1999

96. Хеджоу Джон Искусство цветной фотографии. М: Планета, 1985к

97. Чирков Б. Про нас, про актеров. М: Молодая гвардия, 1970.

98. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М:1. Гардарика, 1998

99. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в антропологии. ПСС т.5. М: 1950

100. Шабров В. Конфликт и характер в кино. Л: Искусство, 1969.

101. Шепель. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1934

102. Шен П. Судьбу читаю по лицу. М: Эксмо-Пресс, 2000

103. Экман П. Фризен У. М: 1992

104. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994

105. Эстетические проблемы старого Китая. М: Искусство 1990

106. Юнг. Человек и его символы. М: 1996

107. Art insight. McGraw-Hill, Inc. 1994

108. Gilbert R. Living with Art. McGraw-Hill, Inc. 1995