автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Логика и онтология в философии Франца Брентано
Текст диссертации на тему "Логика и онтология в философии Франца Брентано"
</ ¿У ¿^ ,
С/ у -* |г/ | ^ / Ь-/
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи
САНОЦКИЙ Януш Евгеньевич
ЛОГИКА И ОНТОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦА БРЕНТАНО
специальность 09.00.01 -Онтология и теория познания
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Смирнов Владимир Александрович
Москва -1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ст.
Введение............................................................................................................ 4
Глава I: Общая характеристика философии Ф. Брентано.
§1. Этапы в изучении философского наследия Ф.Брентано........................10
§2. Брентанизм как научная философия.......................................................13
§2,1. Особенности культивирования философии в школе Брентано.........16
§2.2. Брентанизм и кантианство: проблема априорного познания............17
§2.3. Брентанизм и позитивизм...................................................................19
§3. Эволюция философских взглядов Ф.Брентано.
§3.1. Проблема периодизации.....................................................................22
§3.2. Проблема источников..........................................................................25
Глава II: Проблема отношения логики и психологии - психологизм
Ф.Брентано........................................................................................................27
§1. Причины реактуализации проблемы: когнитивные науки У8.
антипсихологизм..............................................................................................29
§2. Брентано о двух типах психологизма в логике.......................................32
§3. Существование идеальной предметности как онтологическая
предпосылка антипсихологизма Фреге-Гуссерля...........................................37
§4. Брентановское учение об очевидности как критерии истинности.........44
§5. Психологизм Брентано и проблема объективности и
абсолютности истины......................................................................................50
Глава Ш: Онтология субстанции и акциденции. (Реформа метафизики).....59
§ 1. Брентано об истории развития новоевропейской метафизики как
истории деформации аристотелевского учения о субстанции......................62
§2. Брентановская теория субстанции и акциденции...................................68
§2.1. Учение о субстанции основанное на бикатегориальной
онтологии..........................................................................................................68
§2.2. Учение о субстанции, основанное на монокатегориальной
(реистской) онтологии................................... ..................................................71
§2.3. Понятие односторонней отделимости как онтологическое
основание субстанциально-акцидентальной структуры вещи......................74
Глава IV: Онтологические предпосылки теории суждения Ф. Брентано.
(Реформа логики)..............................................................................................83
§ 1. Брентановское понимание природы сужения как развитие
аристотелевского учения о суждении.............................................................87
§2. Идиогенетический характер теории суждения Брентано. §2.1. Историко-философские предпосылки возникновения
идиогенетической теории суждения...............................................................92
§2.2. Суждение как интенциональный психический феномен..................92
§2.2.1. Феномены физические и феномены психические........................97
§2.2.2. Классификация психических феноменов....................................102
§2.2.3. Теория экзистенциальных суждений...........................................106
§3. Онтологические основания принципа сведения категорических
суждений к суждениям экзистенциальным...................................................111
§4. Тетическая форма суждения как беспредикатная
(полемика Брентано с Миклосичем).............................................................117
§5. Логико-онтологический изоморфизм: акцидентально-субстанциальная структура вещи и тетическая форма
суждения.........................................................................................................121
§6. Логический реализм в брентанизме: логика как наука о Sachverhalt. ... 128
Заключение....................................................................................................134
Библиография...............................................................................................141
Введение.
Актуальность темы исследования. Проблема отношения логики и психологии, которая казалось, была решена еще в начале столетия, в наши дни вновь стала актуальной. Причиной тому - успехи когнитивных наук, а также исследования в области компьютерного моделирования интеллектуальной деятельности человека, которые, инициировав исследования по психологии логики, поставили вопрос о пересмотре антипсихологической доктрины. Ставится под сомнение и легитимность современных философских подходов к изучению человеческого разума, главный недостаток которых усматривается именно в том, что основанная на антипсихологизме научная философия ХХ-го столетия санкционирует исследование форм и закономерностей мышления вне ментальных процессов, в которых они реализуются. Но порожденный когнитивными науками неопсихологизм, как и психологизм конца ХЗХ-го ст., обладает резко выраженным натуралистическим характером. Исходя из конкретных прикладных задач т.н. технических наук о разуме (mind- technosciences), интеллектуальная деятельность человека рассматривается как выражение морфо-функциональных особенностей мозга. Из чего делается предположение о зависимости законов логики от особенностей нейрональных мозговых структур и нейрохимических закономерностей.
В этой ситуации обращение к наследию австрийского философа Франца Брентано представляется вполне закономерным. Ведь Брентано в своем понимании логики был далек как от платонизирующего антипсихологизма, так и от редуктивно-натуралистского психологизма. Для Брентано логика является опосредующим звеном между онтологией и психологией. Ее предмет составляют универсальные структуры и отношения реального мира вещей. Законы же логики получают свое определение тече-
нием актуальных ментальных процессов, в совокупности своей составляющих мышление. Основанная на теории интенциональности идея о взаимной обусловленности онтологии и психологии, не только определила специфику понимания науки логики, но и оказалась чрезвычайно продуктивной для разработки самой онтологии. Брентано и его последователи разрабатывали теорию предметов (так предпочитали называть онтологию в школе Брентано) в строгом соответствии с ментальными процессами, в которых эти объекты познаются. Это и отличает брентанизм от традиции Фреге, продолженной впоследствии в аналитической философии, в которой онтология и логика рассматриваются безотносительно к психологии. Различие подходов Фреге и Брентано позволяет предположить возможность иной концепции научной философии, отличной от традиции инициированной немецким логиком.
Обратившись к докантовской аристотелевской традиции, Брентано положил начало новому способу культивирования философии, характерной чертой которого является ориентация на общность естественнонаучной и философской методологии. Причем речь шла не о прямом заимствовании метода естественных наук, а о поиске единой научной методологии, которая могла бы применяться к различным предметным областям. Главной особенностью такого единого метода Брентано считал примат эмпирического опыта, включающего в себя не только чувственный, внешний опыт, но и внутренний, интроспективный опыт. Именно такой метод должен стать основанием научной метафизики.
Все это дает основание утверждать, что обращение к философии Брентано является актуальным, поскольку может оказаться плодотворным как для решения внутренних проблем логики и психологии, обостренных онтолого-гносеологическнми проблемами когнитивных наук, так и для выявления оснований кризисных явлений в современной аналитической философии.
Степень разработанности проблемы. До недавнего времени логическое учение Брентано не привлекало интереса исследователей, что можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, реформаторские устремления Брентано в области логики и онтологии были отодвинуты в тень грандиозной реформой традиционной логики, проведенной Готтлобом Фреге. Во-вторых, многие из текстов Брентано, в которых изложены его метафизические и онтологические взгляды, оставались неопубликованными, что не давало возможности ни адекватно оценить особенности его логического учения, ни понять его философию в целом.
Первые исследования метафизики и онтологии Брентано начали появляться лишь в 60-70-х годах нашего столетия. Это прежде всего труды американских философов Р. Чизольма и Г. Бергмана, в которых исследовались преимущественно онтолого-психологические и онтолого-этические корреляции. И лишь в работах философов т.н. "манчестерской школы" (К.Маллиген, Б.Смис, П.Саймонс), логика Брентано стала рассматриваться в перспективе его метафизики и онтологии. Однако внимание этих исследователей направлено преимущественно на обнаружение связей логико-онтологических идей Брентано с таковыми логиков и философов Львовско-Варшавской школы, а также с феноменологическими концепциями логики. Так, производилась попытка сопоставления реистской онтологии Брентано и логики Лесьневского, влияние онтологических воззрений Брентано на возникновение реалистской концепции логики А. Рай-наха. Основной недостаток этих подходов состоит в том, что интерпретация логического учения Брентано совершается в терминах и на основе логистической парадигмы, которая не соответствует брентановскому пониманию как научности философии так и логики. Это и породило убеждение о бесперспективности и неплодотворности логических идей Франца Брентано.
В настоящей диссертационной работе исследование онтологических предпосылок Брентановской логики проводится впервые.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в выявлении онтологических предпосылок логического учения Ф .Брентано, а также исследование онтологической обусловленности брентановской теории суждения и его учения о взаимоотношении логики и психологии.
Реализация цели диссертации предполагает решение следующих задач:
Во-первых, выявить и прояснить особенности брентановского понимания научности философии;
Во-вторых, вскрыть онтологическую обусловленность брентановского варианта решения проблемы отношения логики и психологии,
В-третьих, показать, что в психологизме Брентано не происходит субъективизация опыта, а общезначимость знания основывается на не-корреспонденционной теории истины.
В-четвертых, проанализировать историю становления учения Брентано о субстанции в свете антитезы бикатегориальной и монокатегориальной онтологий;
В-пятых, показать, что теория экзистенциальных суждений Брентано содержит в качестве предпосылки онтологическое учение о субстанциаль-но-акцидентальном отношении.
Основные результаты диссертации и их новизна. Работа представляет первое на русском языке исследование логико-онтологического аспекта философии Франца Брентано. Впервые в отечественной философии предпринята попытка рассмотреть учение Брентано о субстанции как
основания его теории экзистенциальных суждений. Впервые прослежена связь психологизма Брентано в контексте современных проблем когнито-логии и теории "искусственного интеллекта". Новизной отличаются следующие полученные результаты:
- показано, что философия Ф.Брентано может рассматриваться как исток новой концепции научности философии, которая основывается на не-кантовском понимании априорного знания;
- установлено, что постановка проблемы отношения логики и психологии и ее решение в антипсихологизме и натуралистском психологизме определяется различием понимания онтологического статуса идеальных предметов. В связи с этим обосновывается необходимость выделения психологизма Брентано в особый тип, основанный на реистской онтологии и дескриптивной психологии;
- раскрыта внутренняя логика эволюции брентановского понимания категории субстанции;
- показано, что в основании теории суждения Брентано находится идея структурного логико-онтологического изоморфизма, которая является предпосылкой двух основных положений теории: принципа сведения всех типов суждений к экзистенциальному и утверждения об одночленности логической формы экзистенциальных суждений;
- выявлены возможности применения результатов Брентано по онтолого-психологическому обоснованию логики для решения теоретико-методологических проблем когнитологии и исследований в области "искусственного интеллекта".
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются:
- исторический метод;
- феноменологический метод;
- семиотический метод;
а также исследования русских (В.А. Лекторского, Ф.Т. Михайлова, Н.В. Мотрошштовой, В.А. Смирнова, Е.Д. Смирновой и др.) и зарубежных (В. Баумгартнера, Я. Воленского, А. Гжегорчика, К. Маллигена, Р.Поли, Б. Смиса, Р. Чизольма и др.) философов и логиков.
Практическая значимость работы. Полученные при решении поставленных в диссертации задач выводы могут быть использованы как для дальнейшего развития исследований философии и логики Брентано, так и для анализа философских проблем современных когнитивных наук.
Изложенные в диссертации результаты могут быть использованы при подготовке спецкурсов: "Философские проблемы современной логики", "История логических исследований", "Философские проблемы когнитивных наук" и др.
Апробация работы. Полученные в ходе исследования результаты отражены в статьях, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных конференциях: "Общественно-политическая и философская мысль на западно-украинских землях в контексте национально-культурного развития народов Австро-Венгрии" (Львов, 1991), "Львовско-Варшавская философская школа и современная философия" (Львов-Варшава, 1995), "Чтения памяти В.И. Смирнова" (Москва, 1997), ежегодных "Чтениях памяти К. Твардовского" (Львов, 1990-1998). Диссертация была обсуждена на заседании исследовательской группы "Философия самосознания" 24 декабря 1998 года и была рекомендована к защите.
По теме диссертации опубликовано 5 научных трудов общим объемом 2,5 авторских листов.
Глава первая: Общая характеристика философии Ф. Брентано.
Этапы е изучении философского наследия Ф.Брентано.
Наверное мало найдется в философии Х1Х-го века мыслителей, философия которых имела бы такое количество различных, даже взаимоисключающих интерпретаций и оценок, как философия Брентано. С одной стороны - это несомненное доказательство неугасающего интереса к ней, ее значительности, ведь влияние Брентано на развитие философии ХХ-го столетия трудно переоценить, но с другой - это свидетельствует о том, что философия Брентано в ее целостности на сегодняшний день все еще остается непонятой. "Брентано был довольно загадочной фигурой. До сих пор неизвестно каковой была его роль в истории философии. Состояла ли она в том, что он ввел в европейскую философию какие-то существенно новые идеи, или же в том, что, как незаурядная личность, он оказал влияние на ряд выдающихся ученых и, таким образом, инициировал в общем потоке современной европейской мысли новое направление исследований и взглядов [...]. Не выяснено также каким влияниям была подвержена его философия, а также связи его взглядов с другими современными ему философскими направлениями. Все это задача будущего".1 Автор этих строк - Роман Ингарден, и написаны они в начале 30-х годов нашего столетия. Для того чтобы смысл вышеприведенного мнения стал ясен, а его компетентность не вызывала сомнения, напомним, что высказано оно философом, который учился у двух выдающихся учеников Ф. Брентано - Эдмунда Гуссерля и Казимира Твардовского. Оправдались ли надежды Ингардена на то, что в будущем будет достигнута некая определенность в оценке брентанов-ской философии?
1 1п§агёеп Я. Ъ Ьаёап паё Я1огоЦ|а \vspolczesna.- \Varszawa, Р^М -1964, 8.196197.
В 1968 году в Тюбингенском университете чилийским философом Виктором Фариасом была защищена диссертация на тему "Бытие и предмет в философии Ф. Брентано"2. Во вступительном разделе своей работы Фариас приводит любопытное сопоставление различных взаимоисключающих оценок философии Брентано: "Гуссерль считал Брентано натуралистическим психологом и не причисляет его к феноменологическому движению3, тогда как Гадамер, наоборот, считает, что феноменология начинается именно с Брентано4; Хайдеггер причисляет Брентано к психологистам, тогда как Айер называет его предшественником "Венского кружка"; Штумпф утверждал, что Брентано от начала и до конца был метафизиком, тогда как Цигенфус считает, что основной дисциплиной, которой занимался Брентано, была психология".5 Итак, тридцать лет после Ингардена ситуация осталась по существу прежней, если не еще более запутанной, ввиду увеличения количества противоречащих друг другу оценок.
И вот совсем свежий пример: "... наследие Брентано и его школы ... до сих пор остается плохо понятым. А освоение современными философами трудов Майнонга и Твардовского сводится к упроще�