автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: М. А. Бакунин как мыслитель и деятель
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Козулина, Елена Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ.3
РАЗДЕЛ I. Формирование и эволюция мировоззрения
Михаила Бакунина.12
РАЗДЕЛ II. Идея народного "бунта" как ядро бакунинской версии анархизма.31
РАЗДЕЛ III. Создание Бакуниным концепции разрушения государства и установления общественного самоуправления.51
РАЗДЕЛ IV. Идейная борьба бакунизма против марксизма.71
РАЗДЕЛ V. "Философская диссертация" - итог и резюме теоретических исканий Михаила Бакунина.94
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Козулина, Елена Евгеньевна
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - выдающийся мыслитель европейского и мирового масштаба. С его именем связано зарождение и распространение идей анархизма в России и за рубежом. Он заложил теоретический фундамент этого общественно-политического направления, став теоретиком революционного анархизма-коллективизма. Бакунину принадлежит радикальный подход к проблеме социальной революции. Им была разработана иная, по сравнению с концепциями западных представителей анархизма, модель будущего анархистского общества, основанного на идеях федерализма, солидарности и коллективизма. При этом общефилософской основой его анархистских воззрений стало материалистическое понимание природы, гегелевская диалектика и признание закономерностей общественной жизни.
Актуальность темы исследования.
Современность и острота темы данного исследования определяется, во-первых, потребностями объективного изучения и адекватного раскрытия анархистской концепции Бакунина, во-вторых, необходимостью преодоления негативных идеологических штампов, которые сложились в прошлом, особенно в советские годы, в отношении идейного содержания взглядов и деятельности мыслителя, в-третьих, возросшей значимостью многих его теоретических построений для современности. Многие глобальные вопросы, поставленные им теоретически (отношение к государству, условия свободы личности, перспективы развития общества и др.) до сих пор вызывают оживленные дискуссии среди политиков, философов, ученых разных специальностей. Особый научный интерес представляют анархистские воззрения Бакунина в связи с переоценкой и осмыслением опыта России конца XIX- начала XX веков.
Одновременно ощущается потребность в современном толковании понятия и самого феномена "анархизм", последовательным сторонником и теоретиком которого был Бакунин. Одним из примеров может служить неоднозначность подходов к интерпретации терминов "анархия" и lilt w анархизм в литературе, в том числе со стороны самих представителен анархистской доктрины. Даже в энциклопедической литературе и специальных словарях нет единства и однозначности в определении понятия анархизм", что не способствует рассмотрению особенностей его исторических и национальных форм, в том числе и анархизма Бакунина.
В отечественной литературе советского времени учение анархизма в целом рассматривалось как антипод марксизма. Это приводило к тому, что анархистская концепция оценивалась лишь под углом зрения ее соответствия или несоответствия категориям исторического материализма и научного социализма. Поэтому идеологическая заданность, проявлявшаяся в абсолютной истинности марксизма и ложности немарксистских концепций, не давала возможности даже добросовестным исследователям раскрывать истинный смысл и значение подобных учений. К ним относился и так называемый бакунизм - система взглядов и программных анархистских установок Михаила Бакунина.
Лишь под влиянием атмосферы хрущевской "оттепели", с 60-х и более активно с 70-х годов творчество Бакунина (как многих других теоретиков немарксистского толка) стало объектом достаточно беспристрастного изучения. С конца 80-х и в течение 90-х годов в отечественном бакуноведении сложились условия для объективного исследования наследия Бакунина как первого теоретика русского анархизма и крупного русского философа середины прошлого столетия.
Все сказанное свидетельствует об актуальности исследования самобытного идейно-теоретического наследия патриарха русского анархизма М.А.Бакунина - в первую очередь его социально-философских воззрений, составляющих ядро мировоззрения мыслителя.
Состояние и степень изученности темы.
Литература, посвященная исследованию научно-теоретического наследия М.А.Бакунина, обширна и разнообразна по характеру. В целом она может быть условно разделена на несколько групп.
Первая - дореволюционная, она отражена в виде документальных материалов и воспоминаний современников о Бакунине. Для нее характерно стремление дать объективный анализ его теоретических взглядов и дать оценку политической деятельности. Сюда относятся письма В.Г.Белинского, А.И.Герцена, воспоминания Дж.Гильома, М.П.Драгоманова, П.А.Кропоткина, З.К.Ралли, М.П.Сажина, Ю.М.Стеклова и др.
Вторая группа работ о Бакунине - наиболее значительная по объему -относится к советскому времени. Она в целом характеризуется преимущественно негативным, идеологизированным подходом в оценке творчества и деятельности русского мыслителя, хотя некоторые работы о Бакунине этого периода были достаточно объективными. К данной группе публикаций о Бакунине относятся работы В.Полонского, Б.С.Кубалова, Ю.М.Стеклова, А.Д.Косичева, Н.С.Прозоровой, Н.М.Пирумовой, Н.Ю.Колпинского, В.А.Твардовской, А.А.Галактионова и П.Ф.Никандрова, С.Н.Канева, В.В.Комина, С.И.Ерофеева и др.1 Как пример подобных работ подобных работ о Бакунине можно привести посвященный ему двухстраничный раздел в 6-ти томной академической "истории философии", 2 выходившей в СССР в 50-60-х годах.
См.: Полонский В. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. - М., 1922; Кубалов Б.С. Страницы из истории жизни М.Бакунина в Сибири. -Иркутск, 1923; Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. В 3-х т. -М., 1920; Косичев А.Д. К характеристике борьбы Маркса и Энгельса против бакунизма // Труды философского ф-та Московского ун-та, 1954;Его же: Борьба Маркса и Энгельса против анархизма. -М., изд. МГУ,1964; Прозорова Н.С. Борьба К.Маркса и Ф.Энгельса против анархизма.-М.,1961; Пирумова H.M. Михаил Бакунин. -M.: Наука, 1966; Колпинский Н.Ю., Твардовская В.А. Бакунин в русском и международном освободительном движении //Вопросы истории, 1964. - №10. -С. 69-95; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеология русского народничества. -Л., Изд. ЛГУ, 1966; Канев С.Н. Крах русского анархизма// Вопросы истории. 1968.-№ 9. -С.49-75; Комин В.В. Анархизм в России. - Калинин, 1969; Ерофеев С.И. Критика анархистских взглядов M. Бакунина в трудах К.Маркса и Ф. Энгельса: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. - M., 1964. 2 См.: История философии.-Т.IV. - М.: Изд. АН СССР, 1959. -С. 34-56.
В советской литературе все основные пункты анархистской концепции Бакунина (разрушение государства, установление общественного самоуправления, роль социальной революции и др.) рассматривались исключительно через призму марксистских идеологических позиций, а основные положения анархистского учения философа трактовались преимущественно в негативно-критическом плане.
Серьезный исследовательский интерес к научному наследию апостола русского анархизма фактически стал формироваться лишь в 70-80-е годы. В этот период значительный вклад в изучение философского и политического творчества мыслителей был сделан В.М.Артемовым, В.Г.Графским,
B.Г.Джангиряном, В.П.Ивановым, Л.С.Мамут, В.А.Малининым,
C.А.Мндоянц, В.У.Марухиным, П.И.Моисеевым, Ф.Я.Полянским, В.Ф.Пустарнаковым, Н.М.Пирумовой, Л.Г.Сафроновой, Ф.Н.Фельдман и др. исследователями, посвятившими данной теме монографические и диссертационные работы.3 Но в целом существовавшие в советское время идеологемы в отношении анархизма и его теоретиков, в том числе Бакунина, сдерживали объективный научный поиск в этой области обществознания.
Выйти на путь действительно объективного, идеологически не скованного изучения мировоззрения Бакунина и его анархистской концепции отечественным исследователям стало возможным лишь в постсоветское время. В 90-е годы данной теме посвятили свои работы (в том числе диссертации): М.А.Арефьев, И.И.Блауберг, Ю.А.Борисенок, Э.Г.Волков,
3Артемов В.М. Критика К.Марксом и Ф.Энегльсом анархизма: некоторые социально-философские и методологические вопросы // Немарксистские концепции социализма в свете нового политического мышления. -М., 1989; Графский В.Г. Бакунин: Из истории политической и правовой мысли. - М., 1985; Джангирян В.Г. критика англо-американской буржуазной историографии М.А.Бакунина и бакунизма. -М., 1978; Иванов В.П. Бакунин как социолог: Дисс. .канд. филос. наук. - М., 1970; Малинин В.А. Философия революционного народничества. - М., 1972; Мндоянц С.А. Критика Лениным философских основ этики анархизма. К определению понятия "анархизм'У/Философская мысль народов СССР: история, теория, методология. -М., 1986; Марухин В.У. Критика Марксом и Энгельсом анархистской концепции социальной революции: Дис. .канд. ист. наук. - М.,1982; Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). - М.:Наука, 1989; ; Моисеев П.И. Критика философии Бакунина и современность. - Иркутск: Вост. -Сиб. книжное Изд- во, 1981; Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. - M., 1988; Пустарнаков В.Ф. Бакунин как философ //Бакунин M.A. Избр. философ, соч. и письма. - М.: Мысль, 1987; Пирумова Н.С. М.А.Бакунин. -M., 1970; Сафронова Л.Е. Критика социально-политических взглядов M.A. Бакунина: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Л., 1979; Фельдман Ф.Н. Критика К.Марксом и Ф.Энегльсом уравнительного социализма Бакунина и современность. -М., 1978.
Ю.В.Гридчин, В.Д.Ермаков, Г.И.Королева-Конопляная, А.П.Окусов, Н.М.Пирумова, В.А.Твардовская и Б.С.Итенберг, С.Ф.Ударцев4. Но одновременно в некоторых исследованиях заметно обозначилась другая -апологетическая - тенденция идеализации и модернизации идей Бакунина, объявлявшегося при этом социальным "пророком" и "провидцем".5
Особую группу исследований о Бакунине составляют весьма многочисленные работы зарубежных авторов. Среди них особое внимание заслуживают работы Е.Карра, Л.Хэймсона, Г.П.Максимова, Р.Солтмэна и др., основанные на архивных и других новых источниках, посвященные разным аспектам учения Бакунина6. Но в целом работы зарубежных авторов неоднозначны в оценках творчества Бакунина.7
Отмечая особенности имеющейся литературы по бакуноведению, подчеркнем, что самым важным литературным источником при анализе анархистской доктрины, несомненно, являются труды самого Бакунина. К сожалению, начатое издаваться в советское время полное собрание сочинений философа (вышло лишь 4 тома) не было завершено из-за начала Отечественной войны и других причин. Лишь в конце 80-х годов были
4 Арефьев М.А. Философия анархизма: Очерки истории,- СПб., 1992; Блауберг И.И. Анархизм: что мы о нем знаем//Вопросы философии.-1990.-№3.-С.165-170;Борисенок Ю.А., Олейников Д.А. М.А.Бакунин//Вопросы истории. -1994. - №3. -С.55-77; Волков Э.Г. Карл, ты не прав (о переоценке полемики К.Маркса и Ф.Энгельса с Бакуниным по проблеме "правящие-управляемые/управляющие"// Кентавр. - 1994. -№1. -С. 104-118;Гридчин Ю.В. Спор о принципах социализма в русском анархизме//Социология и социализм. -М.,1990; Ермаков В.Д. Российский анархизм: прошлое и настоящее// Политическая демократия в историческом опыте России. - Челябинск.,1993; Он же: Российский анархизм и анархисты: (вторая половина XIX- конец XX веков). - СПб., 1996; Королева-Конопляная Г.И. Анархизм. Утопия и реальность. Политическая теория и практика анархизма в свете современности. Автореф. дис. -М., 1995; Окусов А.П. Метаморфозы анархизма//Философские науки. -1990. -№ 1. -С. 113-117; Пирумова Н.С. Социальная доктрина Бакунина. -М., 1990; Твардовская В.А., Итенберг Б.С. К.Маркс и М.А.Бакунин: борьба идей и амбиций //Новая и новейшая история. -1997. -№3. -С. 58-77; УдарцевС.Ф. Биокосмизм: предпосылки возникновения, критика развития и перспективы человечества: философско-социальный аспект. -М., 1991; Он же: Политическая и правовая теория анархизма в России: История и современность,- Алматы, 1994.
5 См., например: Сухотина Л.Г. Пророчества Михаила Бакунина// Вестник АН ССР. -1991. -№5. -С. 115-122.
6 См.: Carr Е. Karl Marx. London, 1934. Он же: Michael Bakunin. London, 1937; Он же: The Romantic Exiles. A 19- century portrait gallery. - London, 1949; Он же: Studies in Revolution. - London, 1950. Haimson L. The Parties and the State. - The Evolution of Political Attitudes. In: The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change since 1861. -Cambridge, 1960; Он же: The Russian Marxists and the Origins of Bolshevism.- Boston, 1966; The Political Philosophy of M. Bakunin. Scientific Anarchism / Ed by G.P. Maximoff. -N.Y., 1964; Richard B. Saltman The Social and Political Thought of Mikhael Bakunin. -N.Y., 1993.
7 Подробнее см.: Джангирян В.Г. Критика англо-американской буржуазной историографии М.А.Бакунина и бакунизма. -М.: Мысль, 1978. изданы два однотомника избранных сочинений мыслителя.8 В настоящее время публикация идейно-теоретического наследия М.А. Бакунина и других анархистов осуществляется Российским Независимым Институтом социальных и национальных проблем совместно с Амстердамским институтом социальной истории, где хранится архив русского мыслителя9. Парадоксально, но издание полного собрания произведений М.А. Бакунина было осуществлено не в России, а в Амстердаме.10 По этой причине диссертанту пришлось пользоваться вышедшими до войны и в конце 80-х годов сочинениями теоретика русского анархизма, а также некоторыми его работами на английском языке. Осуществив их перевод на русский язык, диссертант одновременно делает попытку ввести их в научный оборот, хотя это представляет собой особую задачу.
Таким образом, анализ существующих отечественных и зарубежных источников о Бакунине позволяет констатировать, что при наличии весьма значительной литературы о жизни, деятельности и теоретическом творчестве мыслителя до сих пор нет специальных монографических исследований, в которых с современных методологических позиций давалось бы целостное изложение его социально-философских воззрений как теоретической основы его анархистской доктрины. Посильному решению этой задачи и посвящена настоящая диссертация.
Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе текстологического изучения трудов М.А.Бакунина и анализа имеющейся литературы о деятельности мыслителя раскрыть целостную социально-философскую концепцию его анархистской доктрины. Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
8 См.: Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. - М.: Мысль, 1987; Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989.
9 См.: Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935гг. В 2т./Т.1. 1883-1916гг.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.
10 См.: Archives Bakounine. - Leiden, 1961 - 1974, v. 1 - 5.
1. рассмотреть формирование и эволюцию общефилософского мировоззрения Бакунина;
2. раскрыть особенности понимания "народного бунта" как ядра бакунинской версии анархизма и систематизировать представления мыслителя о социальной революции;
3. проанализировать содержание анархистской концепции Бакунина о разрушении государства и установлении общественного самоуправления;
4. показать с современных позиций смысл идейной борьбы бакунизма против марксизма;
5. выяснить содержание и значение "Философской диссертации" Бакунина как итога и резюме его теоретических исканий;
6. ввести в научный оборот для анализа творчества мыслителя отдельные его работы, не переводившиеся на русский язык.
Объект диссертационного исследования - доктринальные концепции русского анархизма, предмет исследования - социально-философские воззрения М.А.Бакунина.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретической базой работы явились наиболее значительные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам теоретической философии, политологии, социологии, истории, философии и др.
Методологической основой диссертации явился диалектический анализ истории мировой и русской общественно-философской мысли. При этом применялись в единстве принципы научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющие важное мировоззренческое значение в исследованиях теоретического наследия различных научных школ и направлений в философии, политологии и социологии. В исследовании конкретно-текстологического материала - трудов М.А.Бакунина - были одновременно использованы общенаучные принципы познания, в частности, компаративный метод, с помощью которого выявлялись как общие, так и отличительные черты анархистской доктрины Бакунина, а также методы системности и целостности, анализа и синтеза и др.
Новизна научного исследования.
Данная диссертационная работа представляет собой одну из попыток в отечественной литературе монографически исследовать социально-философские основы анархистской доктрины М.А.Бакунина, ее общефилософские истоки, концептуальное содержание, гуманистическую направленность, прогностический потенциал.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
• подробно охарактеризованы социальные и идейные предпосылки формирования, основные этапы эволюции и сущность социально-философских воззрений М.А.Бакунина;
• раскрыто содержание идеи "народного бунта" как смыслового стержня бакунинской версии социальной революции;
• показана роль мыслителя в создании концепции ликвидации государства и государственности, утверждения общественного самоуправления;
• с современных позиций выявлены причины, смысл и значение идейной борьбы бакунизма против марксизма;
• освещено содержание "Философской диссертации" М.А.Бакунина как итога его теоретических исканий;
• использованы в различных разделах диссертации отдельные материалы Бакунина, содержащиеся в ранее не опубликованных на русском языке работах мыслителя.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, сделанные в данной работе, могут служить определенной научной основой для дальнейшего исследования феномена русского классического и современного анархизма, для разработки проблем по истории философской и политической мысли. Некоторые выводы, сделанные автором по проблемам федерализма и самоуправления, могут быть использованы в дальнейшей разработке этой актуальной проблематики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов по истории отечественной философской мысли, социальной философии и философии истории. Основные положения исследования могут быть применены в практике преподавания спецкурсов по истории философской, социологической и политической мысли, а также в курсовых и диссертационных работах.
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях БГУ (1999,2000гг.), а также изложены в трех научных публикациях.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и экспертной группы диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Бурятском государственном университете.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "М. А. Бакунин как мыслитель и деятель"
Заключение
Рассмотренная в диссертации в социально-философском аспекте анархистская доктрина М.А.Бакунина как продукт исторической эпохи XIX столетия является крупным достижением теоретической радикальной мысли, отражавшей в своем содержании реальные потребности и устремления людей. Как теоретик анархизма, Бакунин вместе с тем внес крупный вклад в развитие отечественной и мировой социально-философской мысли. Его критика государственности, жесткого доктринизма и оценка государства как исторически преходящего общественного института, идеи социального преобразования общества, взгляды на федерализм и самоуправление, анализ соотношения свободы личности и общества, несущие в себе заряд гуманизма и нравственности, представляют несомненный вклад в социальную философию и не имеют ничего общего со сложившимися ранее стереотипами и негативными оценками анархизма и самого Бакунина как "апостола разрушения". Анархизм в его сугубо бакунинском понимании - это не хаос, а прежде всего созидающее начало, деструкция и последующая реконструкция нового общества и созидание нового Человека, нового Сознания.
Рассмотрение и анализ эволюции мировоззрения Бакунина позволят видеть, что определяющую роль в этом сложном процессе сыграли не только исторические и политические условия эпохи, но и личные нравственные установки русского мыслителя, его неиссякаемая жажда познания действительности не только путем изучения философских концепций, но и через активную общественно-практическую деятельность. Несмотря на то, что "чистым философом" Бакунин не был, а являлся скорее философствующим теоретиком и практиком, все же он был первым из русских философов, кто разработал и теоретически обосновал теорию разрушения государства посредством революционного преобразования, и, исходя из идеалов анархизма, разработал особый, безгосударственный путь развития России через федеративное объединение самоуправляющихся автономных общин.
В процессе научного и философского обоснования анархистского учения у Бакунина сложилась собственная система социально-философских представлений, теоретической основой которой выступал закон универсальной солидарности развития живых существ не только как биологического, но и как социального вида. Исходя из этого он выводил особый, социологический закон, смысловым стержнем которого была мысль о том, что "бунт" - это родовое свойство всех живых существ, которое проявляется в зависимости от активизации внешних и внутренних факторов развития цивилизации. Отсюда делался вывод о том, что основным фактором эволюции, сущность которого состояла, на его взгляд, в движении человечества от животного состояния к абсолютной свободе индивида, а также главным условием исторического прогресса был бунт.
В этом контексте свобода представлялась неизбежным следствием и результатом естественной и социальной необходимости. Формы общественного развития рассматривались им с точки зрения соответствия или несоответствия естественному укладу и идеалам народной жизни. При этом особо выделялась община, как наиболее адекватная форма общественного развития и прообраз будущего идеального общества.
Исходя из убеждения, что социальная солидарность есть первый человеческий закон, а свобода - высшее выражение солидарности, Бакунин считал, что последняя может быть полностью осуществлена при условии политического, экономического и социального равенства, которое может быть достигнуто лишь при уничтожении государства, государственности вообще.
Антиэтатизм Бакунина привел его к обоснованию необходимости "безгосударственных" форм организации общества, причем основную роль он отводил началам самоуправления и свободной федерации. Федерализм для него прежде всего - это универсальный принцип построения будущего коммунистического общества. Федералистские идеи Бакунина оказали в дальнейшем воздействие на несколько поколений революционеров всего мира.
При всей лаконичности и абстрактности положений бакунинской анархистской концепции, в ней, несомненно, проступают черты иного (по сравнению с марксистским) подхода к проблеме переустройства общественной жизни, угадывается прообраз будущего федеративного объединения общин на основах самоуправления.
Осознавая необходимость выработки нравственного идеала, воспитания Нового Человека, теоретик анархизма возлагал надежды на общество анархического коммунизма, которое, по его убеждению, окажет положительное и воспитательное воздействие на людей.
Несмотря на историческую отдаленность эпохи, анархистская концепция все же оказалась применимой к современной исторической действительности. Так, разрабатывая проблему соотношения правящих и управляемых, теоретик анархизма довольно правильно предугадал превращение «народных представительств» в самодовлеющую и оторванную от народа диктатуру бюрократии. Есть определенная доля справедливости и в политико-психологическом подходе анархиста к решению организационно-технологических аспектов управления.
Основная заслуга Бакунина состоит в том, что он предпринял первую попытку теоретически и философски обосновать анархистскую доктрину исходя из принципов материалистического миропонимания и признания закономерности общественного развития. Но все же в такой систематической и последовательной форме, в какой сделал это Кропоткин, изложить ее ему не удалось - она осталась логически незавершенной и во многом эклектичной.
Происходящие в современном сознании перемены дают возможность убедиться в том, что реальный ход истории всегда неизмеримо сложнее любых теоретических представлений и схем. Рассматривая и адаптируя позитивные аспекты анархистской доктрины Бакунина, его учение о социальной трансформации общества, конструктивную критику государства и власти, отказ от жесткого доктринизма, воссоздание нового Человека на идеалах добра и гуманизма, поиск социальной перспективы общественного развития, современной философской рефлексии предстоит переосмыслить и по-новому оценить вклад русского мыслителя в социальную и политическую философию. Данная работа начата, проводится, однако время полной переоценки теоретического наследия М.А.Бакунина все еще впереди.
Список научной литературыКозулина, Елена Евгеньевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935гг. В 2 т. Т. 1. 18831935гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 704с.
2. Анархия и власть: (Сборник) / Российская академия Наук; Ин-т всеобщ, истории. -М.: Наука, 1992. 172с.
3. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989. -683с.
4. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Социальная философия русского анархизма // "Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура": Матер, науч. конф. СПб., 1994. - 4.2. - С. 24 - 25.
5. Артемов В.М. М.А. Бакунин: к свободе через образование // Социально-политический журнал. 1995. -№ 4- С. 197-201.
6. Артемов В.М. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом анархизма: некоторые социально-философские и методологические вопросы // Немарксистские концепции социализма в свете нового политического мышления. М., 1989.-С. 75-79.
7. Архив Маркса и Энгельса. М.: Политиздат, 1973. - 756 с.
8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант: (Предисловие к публикации). М.: Наука, 1973.-543с.
9. Бакунин М.А. Воззвание к славянам. Берлин: Штейниц, 1904. - 52с. Ю.Бакунин М.А. Всесветный революционный союз социальной демократии.
10. Русское отделение к русской молодежи. Берлин: Штейниц, 1904. - 86с. 11 .Бакунин М.А. Государственность и анархия // Философия. Социология.
11. Политика. М.: Правда, 1989. - 236с. 12.Бакунин М.А. Избранные сочинения. С биографическим очерком
12. В.Черкизова. Т. 1-5. - Пг., - М.: Голос труда, 1919-1921. - 447с. 1 З.Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма / Вступ. ст.
13. В.Ф. Пустарнакова. -М.: Мысль, 1987. 573с. Н.Бакунин М.А Исповедь и письмо Александру II / Вступ. статья Вяч. Полонского.-М., 1921.- 142с.
14. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли. - Развитие государственности // Вопросы философии. - №12. - 1990. - С.55 - 60.
15. Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция // Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. - С. 188 - 290.
16. Бакунин М.А. Международное тайное общество освобождения человечества // Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.-С.258-274.
17. Бакунин М.А. Наука и народ // Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.-С. 125 -143.
18. Бакунин М.А. Наука и насущное революционное дело // Философия. Социология. Политика.-М.: Правда, 1989.-С. 144- 187.
19. Бакунин М.А. Письма к французу. Избр. соч. Пб., - М., 1920. - Т.4. -С.228.
20. Бакунин М.А. Политика Интернационала/С предисловием П.Кропоткина. -М.: Свобода, 1906.-32с.
21. Бакунин М.А. Полное собрание сочинений / Под. ред. А.И. Бакунина. -Спб., Балашов, в 2-х томах, T.I. - 235 е., Т.П. - 266с.
22. Бакунин М.А. Программа общества международной революции// Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. -С. 331 -336.
23. Бакунин М.А. Революционный катехизис// Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. - С.274 - 279.
24. Бакунин М.А Речи на конгрессе Лиги мира и свободы. Берлин, Штейниц, 1904. -54с.
25. Бакунин М.А. Философские рассуждения о божественном призраке, действительном мире и человеке// Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. - 573с.
26. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. - С.11 - 124.
27. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220с.
28. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей / Рос. акад. Управления; Гуманит. центр; каф. философии. М.: Луч, 1993. - 252с.
29. Блауберг И.И. Анархизм: что мы о нем знаем? // Вопросы философии. -1990. -№3. С. 165 - 168.
30. Блауберг И.И. Выбор в твоих руках // Вопросы философии. 1991. - №11. - С. 64 - 72.
31. Богатов В.В., Моисеев П.И. Молодой М.А. Бакунин и диалектика. (К проблеме генезиса диалектических идей в России) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1977. - №2. - С. 35 - 45.
32. Бокова В.М. М.А. Бакунин и его трактат "Условие помещика с крестьянами" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. 1992. - №5. - С. 53 -65.
33. Борисенок Ю.А. Контакты М.А. Бакунина с представителями польского освободительного движения накануне революции 1848-1849 годов // Советское славяноведение. 1991. - №2. - С. 30 - 40.
34. Борисенок Ю.А. Чертово Колесо: Исповедь М. Бакунина // Родина. 1997. -№12.-С. 44 - 50.
35. Борисенок Ю.А., Олейников Д.И. М.А. Бакунин // Вопросы истории. -1994.-№3.-С. 55 76.
36. Борисова Н.Л. Социологические воззрения русских анархистов и современность // Социология: Материалы по спецкурсам. М., 1993. - С. 72 - 80.
37. Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы. М.; Д.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.-584с.
38. Вильчек В.М. Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории). М.: Прогресс. Культура, 1993. - 222с.
39. Волков Э.Г. Карл, ты не прав: о переоценке политики К. Маркса с Г. Гегелем и М. Бакуниным по проблеме "правящие управляющие / управляемые" // Кентавр. - 1994. - №1. - С. 104 - 118.
40. Володин А.И. Мысль на весах истории // Новый мир. -1988. №11. - С. 259 - 262.
41. Гаагский конгресс Первого Интернационала. 2-7 сентября 1872г.: Протоколы и документы общество и культура": Материалы научной конференции. СПб., 1994. - Ч.2. - С. 24 - 25.
42. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеология русского народничества. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. 148с.
43. Герцен А.И. Сочинения в 9-ти т. Т.4.- М., 1955-1958. -535с.
44. Герцен А.И. Михаил Бакунин // Собр. соч. в 30т. М., 1966. - Т.?.- 576с.
45. Графский В.Г. Бакунин. М.: Юрид. лит., 1985. - 142с.
46. Гридчин Ю.В. Спор о принципах социализма в русском анархизме // Социология и социализм. 1990. - С. 105 - 129.
47. Гридчин Ю.В. Эволюция взглядов русских анархистов на социальную науку и ее роль в жизни общества // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986. - С. 128 -154.
48. Губарь И.И. М.А. Бакунин и диалектика Гегеля // Уч. зап. кафедр общ. наук вузов Ленинграда. ЛГУ, 1973. - Вып. XIV. - С. 190 - 199.
49. Гуманистические традиции русской философии // Философские науки. -1990. №6. - С. 113 - 118.
50. Джангирян В.Г. Критика англо-американской буржуазной историографии М.А. Бакунина и бакунизма. М.: Мысль, 1978. - 181 с.
51. Должиков B.A. М.А. Бакунин и Сибирь (1857 1861гг.) / Отв. ред. Л.Г. Сухотина. - Новосибирск: Изд - во Новосиб. ун-та, 1993. - 148с.
52. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / Рос. АН; Ин-т славяноведения и балканистики. М.: Наука, 1993. -205с.
53. Дьяков В.А. Славянский федерализм в воззрениях М.А. Бакунина и М.П. Драгоманова // Славянская идея: история и современность. М., 1998. - С. 95 - 110.
54. Дюкло Жак Бакунин и Маркс. Тень и свет /Пер. с франц. М.: Прогресс, 1975.-462с.
55. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции//Вопросы философии.-2000.-№3. С.3-21.
56. Ерофеев С.И. Критика анархистских взглядов М. Бакунина в трудах К.Маркса и Ф. Энгельса: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1964. -13с.
57. Иванов В.П. Бакунин как социолог: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М.,МГУ, 1970.-23с.
58. Иванников И.А. Проблема государственного устройства в русской политико-правовой мысли: (М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин, К.П. Победоносцев): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1995. -21с.
59. История марксизма-ленинизма. Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении. 40-е годы XIX века -1871г. М.: Политиздат, 1986. -734с.
60. История философии. T.IV. М. Изд-во АН СССР, 1959. -С. 34-56.
61. Канев С.Н. Крах русского анархизма// Вопросы истории.-1968.-№ 9. -С.49-75.
62. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 1917гг.). - М.: Мысль, 1987. - 328с.
63. Коваль Б.И. Этика анархизма // Вопросы истории. № 5. - 1990. - С.3-17.
64. Колпинский Н.Ю. Анархизм в современной России и издание сочинений М.А. Бакунина // Обновление России: Трудный поиск решений. Годичные чтения в Российском независимом институте. Вып. 1/ Отв. ред.: Горшков М.К., Мчедлов М.П. - М., 1992. - С. 168.
65. Колпинский Н.Ю., Твардовская В.А. Бакунин в русском и международном освободительном движении // Вопросы истории. №10. - 1964. - С. 69 -95.
66. Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. -172с.
67. Конюшая Р. Научные открытия К. Маркса и Ф. Энгельса // Диалог. 1997. - №7. - С. 73 - 78.
68. Королева-Конопляная Г.И. Анархизм. Утопия и реальность. Политическая теория и политическая практика анархизма в свете современности: Автореф. дис. . д-ра полит, наук / Воен. ун-т. М., 1995.-40с.
69. Королева-Конопляная Г.И. Идеи федерализма в политической теории русского анархизма // Социально- политический журнал. 1995. - №3. - С. 204-213.
70. Косичев А.Д. Борьба К.Маркса и Ф. Энгельса против анархизма. М.: Изд-во МГУ, 1964.-414с.
71. Кривенький В.В. Анархисты-коммунисты // Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 36 -39.
72. Кропоткин П.А. Анархия, ее философия и идеал // Воспоминания о М.А. Бакунине. М., 1906. - 56с.
73. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. -Т. 7. СПб.: Знание, 1907.-351с.
74. Кубалов Б.С. Страницы из истории жизни М. Бакунина и его семьи в Сибири. Иркутск, 1923.
75. Кузьмичева А.А. Критический анализ буржуазных фальсификаций истории разработки К. Марксом и Ф. Энгельсом идеи диктатурыпролетариата в борьбе с анархизмом // Из истории социалистических учений. М., 1989. - С. 62 - 72.
76. Куц Н.В. Лавров и Бакунин, каким путем поднять народ на революцию? // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. -М., 1995. Вып. 15 - С. 127 - 139.
77. Лавров П.Л. Философия и социология // Лавров П.А. Избранные произведения. М. , 1965. - 628с.
78. Лебедева Т.П. К проблеме анализа некоторых идей теоретиков анархизма // Социально-политические науки. 1990. - №8. - С.98 - 105.
79. Ленин В.И. Что делать? //Полн. собр. соч. -Т.1. 734с.
80. Лосский П.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.-478с.
81. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М.: Наука, 1972.-340с.
82. Мамут Л.С. К. Маркс как теоретик государства. М.: Наука, 1979. - 264с.
83. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период) / АН СССР. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1989.-253с.
84. Маркс: за и против: (К новому осмыслению теоретического наследия Маркса и Энгельса): (Сб. ст.) / Всесоюз. Дом полит. Просвещения при ЦК КПСС. М.: Знание, 1991. - 79с.
85. Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих// К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Изд. 2-е.-М.: Политиздат, 1961. Т. 18. - С.323-452.
86. Маркс К., Энгельс Ф. Гражданская война во Франции. -Изд. 2-е. М.: Политиздат. - Т. 17. - С.456- 523.
87. Маркс К. Капитал, Т.1. // К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. -М.: Политиздат, 1961. - Т.23. - 793с.
88. Маркс К., Энгельс Ф. Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия»// К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1961. - Т.18. - С.579-624.
89. Маркс К., Энгельс Ф. Критика Готской программы. М.: Политиздат, 1982.-48с.
90. Маркс К., Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале// К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1961. - Т.18. - С.1 -46.
91. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство// К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е. изд.-Т.2,-С. 125-126.
92. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Изд. 2-е. М.: Политиздат. - Т. 281961- 1966.-745с.
93. Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. М.: Политиздат, 1987. - 187с.
94. Марксизм и время: "вчера" и "завтра" теории // Альтернативы = Alternatives. М., 1998.-Вып. 1.-С. 113-126.
95. Марухин В.У. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом анархистской концепции социальной революции: Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1982.-19с.
96. Материалы для биографии Бакунина. Т.2. -М., 758с.
97. Менхус Н.Г. Методологические принципы критики К. Марксом и Ф. Энгельсом бакунинской концепции теории революции // Методологические вопросы материалистического понимания истории в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Фрунзе, 1986. - С. 145 - 155.
98. Михаил Бакунин 1876-1926. Неизданные материалы и статьи. М.: Изд-во Всесоюзного общества Политкаторжан «ссыльно-посленцев» «Мосполиграф», 1926. - 190с.
99. Михайлов М.И. Борьба против бакунизма в I Интернационале. М.: Наука, 1976.-351с.
100. Моисеев П.И. Критика философии М. Бакунина и современность. -Иркутск: Вост. сиб. кн. изд - во, 1981. - 175с.
101. Моисеев П.И. Философия Михаила Бакунина: Автореф. дис. .докт. филос. наук. Д., 1982. - 29с.
102. Мндоянц С.А. Анархизм как социально-философское течение (на материалах истории русской общественной мысли). Критический анализ // Актуальные вопросы философской и общественной мысли народов СССР. М, 1985. - Ч. 2. - С. 364 - 403.
103. Мндоянц С.А. Безгосударственный социализм (М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин об идеале общественного устройства) // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 90 - 116.
104. Мндоянц С.А. Проблема государства в социальной философии М.А. Бакунина // Проблемы коммунистического движения. М., 1988 - 1989. -С. 303 -321.
105. Морозов О.П. Проблема власти в русском анархизме / Редкол. журн.: Вестн. Санкт-Петербург, гос. ун та. Сер. Философия, политология, социология, психология, право. - СПб., 1993. - 13с.
106. Неттлау М. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина. Пг.; М., 1920. -432с.
107. Никитин С.М., Майбурд Е.М. Экономическая теория Маркса: наука или идеология? // Мировая экономика и международные отношения. -1993. -№3,-С. 5-22.
108. Окусов А.П. Метаморфозы анархизма // Философские науки. 1990. -№1. - С. 113-117.
109. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528с.
110. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1914. -343с.
111. Певзнер А .Я. Карл Маркс и современная социалистическая идея // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - №8. - С. 79 -94.
112. Певзнер А.Я. Крах коммунизма и современные общественные отношения. М.: Наука, 1999. - 240с.
113. Пирумова Н.М. Бакунин М.А. -М.: Молодая гвардия, 1970. 399с.
114. Пирумова Н.М. Конфликт М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева в освещении зарубежной историографии // История СССР в современной западной немарксистской историографии: Критический анализ.- М.,1990.-С.72- 82.
115. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М.: Наука, 1990.-319с.
116. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. -963с.
117. Полонский Вяч. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). М., 1920. -167с.
118. Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М.: Наука, 1988,- 112с.
119. Прозорова Н.С. Борьба К.Маркса и Ф.Энгельса против анархизма. -М.,1961.-223с.
120. Пустарнаков В.Ф. М.А.Бакунин как философ // Вступит, статья. Бакунин М.А. Избранные философские соч. и письма. М., 1987. - 576с.
121. Ралли З.К. Из моих воспоминаний о Бакунине // О минувшем: Исторический сборник СПб., 1907.
122. Ракитская Г.Я., Ракитский Б.В. Методология марксизма и историческое поприще ее плодотворности / Ин-т перспектив и проблем страны; Акад. естеств. наук. М., 1998. - 70 с.
123. Революционная ситуация в России в 1859-1861гг. М.: Наука, 1974. -386с.
124. Рудницкая E.JI. Русская революционная мысль: Демократическая печать, 1864 1873. - М.: Наука, 1984. - 330с.
125. Рудницкая E.JL, Дьяков В.А. Возникновение тайного Интернационала Бакунина // Новая и новейшая история. 1971. - №6. - С. 113 - 124.
126. Русаков А.Ю. Сущность и тенденции развития современного анархизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. СПб., 1991. - 18с.
127. Рыкунов В. Общество будущего глазами идейных наследников Бакунина // Диалог. №12. - 1996. - С. 45.
128. Сафронова JI.E. Критика социально-политических взглядов М.А. Бакунина: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Д., 1979. - 18с.
129. Сесюнина М.Г., Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М. Идеология сибирского областничества. -Томск, 1974. -421с.
130. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. В 3-х частях. М., 1920.- 392с.
131. Столяров Н.С. Социальное управление: " сверху вниз" или " снизу вверх": Современен ли Бакунин? // Социально-политические науки.1990. -№11.-С. 59-65.
132. Сухотина Л.Г. Пророчество Михаила Бакунина // Вестн. АН СССР.1991,-№5.-С. 115-122.
133. Твардовская В.А., Итенберг Б.С. К. Маркс и М.А. Бакунин: Борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. 1997. - №3. - С. 58 - 77.
134. Ударцев С.Ф. Проблемы государства и революции в политических взглядах М.А. Бакунина: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1977.-21с.
135. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984. - 200с.
136. Федоров И. А. Идея социального преобразования: Критическая интерпретация марксистской парадигмы СПб., 1993. -216с.
137. Фельдман Ф.Н. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом уравнительного социализма Бакунина и современность: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1978.-21с.
138. Ширинянц А.А. Концепция формирования личности революционера в идеологии народничества: Ист. крит. анализ взглядов П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1987.-22с.
139. Чепуренко А.Ю. Образ Карла Маркса в современной публицистике: крушение марксизма или кризис в его развитии? // Социально-политические науки. 1990. - №11. - С. 13-24.
140. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. 1939-1953. Т.1. -М„ -784с.
141. Энгельс Ф. Бакунисты за работой. Сочинения. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1961. - Т. 18. - С.457 - 474.
142. Bakunin М.А. Appeal to My Russian Brothers// Bakunin, Michael, translated by Marie Stromberg. Correspondance. Paris, 1896.
143. Bakunin M.A. Egalite.- Geneva, 1869. 4p.
144. Bakunin M.A. God and State. N.Y., 1916, Chapters I, И, III, IV.- N. Y. Mother Earth Publishing Association.-267p.
145. Bakunin M.A. Project Declaration to the Polish People // La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique.- Didier, 1896.
146. Bakunin M.A. Letter to Herzen, 1862// La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique. -Didier, 1896.
147. Bakunin M.A. Letter to Herzen, October3, 1862// La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique. -Didier, 1896.
148. Bakunin M.A. Letter to Herzen and Ogareff, Augustl7, 1863// La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique. Didier, 1896.
149. Bakunin M.A. Letter to Herzen and Ogareff, from San Francisco, October 3, 1861// La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique. Didier, 1896.
150. Bakunin M.A. Marx. Freedom and the State / Translated and edited with a biographical sketch by K. J. Kenafick. -N. Y., Freedom Press, 1950. 32p.
151. Bakunin М.А. Rousseau's Theory of the State// La Correspondance de Michel Bakounine, "Lettres a Herzen et a Ogareff, Paris: Librairie Academique. -Didier, 1896.
152. Bakunin M.A. The German Crisis, 1860 // Guy A. Aldred Bakunin's writings. Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co. -N.Y., 1947. -240p.
153. Bakunin M.A. The Commune, the Church, and the State// Guy A. Aldred Bakunin's writings. Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co. -N.Y., 1947. -240p.
154. Bakunin M.A. The Capitalist System / Ed. by G.P.Maximoff. The Knouto-Germanic Empire and the Social Revolution. Buenos Aires, 1926. - vol. 3, p. 181-196.
155. Bakunin M.A. The Class War, 1870// Bakunin's Writings. Guy A. Aldred Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co.- N.Y., 1947. 240p.
156. Bakunin M.A. The Parish Commune and the Idea of the State // Guy A. Aldred Bakunin's writings. Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co.- N.Y., 1947. -240p.
157. Bakunin M.A. The Workers Path to Freedom, 1867 // Bakunin's Writings, Guy A. Aldred Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co.- N.Y., 1947. -240p.
158. Bakunin M.A. Workers and the Sphinx, 1867 // Bakunin God and the State, ed. by G. Aldred. Glasgow and London: Bakunin Press,1920.
159. Basic Bakunin. Republished from the (British) Anarchists Communist Federation's original pamphlet in 1993 by P.А.С Publications.- 19p.
160. Carr E.H. Michael Bakunin// The Slavonic and East European Review. L., 1937. -vol. XV. -№44.
161. Founding of the Worker's International / Ed by G.P.Maximoff. The Political Philosophy of Bakunin: Scientific Anarchism. -N.Y., 1953. 75p.
162. Guy A. Aldred Bakunin's writings: Marx's Confidential Communication. Modern Publishers, Indore Kraus Reprint Co.- N.Y., 1947. - 240p.
163. Hare R. The Portraits of Russian Personalities between Reform and Revolution. London, 1959.
164. Haimson L. The Russian Marxists and the Origins of Bolshevism. Boston, 1966.
165. Lehning A. Introduction // Archives Bakounine. V. Ill Leiden, 1967.
166. Murphy M.C. Philosophical Anarchism and Legal Indifference // American philosophical quart. Oxford, 1995. - vol. 32. - №2. - p.195 - 198.
167. The Political Philosophy of M. Bakunin. Scientific Anarchism // Ed. by G.P.Maximoff. N.Y., 1964.
168. Putting the Record Straight on Mikhail Bakunin / Translated by Nick Heath. Originally published in Libertarian Communist Review. 1976. -№2. - 28p.
169. Saltman Richard B. The Social and Political Thought of M. Bakunin. N.Y., 1990. -306p.1. POCrjv-T • si; :1. Г Ч Я * С : ' '- ' 'т- I4'