автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: М. Г. Сафаргалиев как историк Золотой Орды
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Набиев, Рустам Фанисович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ М. Г. САФАРГАЛИЕВА КАК
ГРАЖДАНИНА И УЧЕНОГО. 1.1. СЕМЬЯ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ 1.2. НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 1.2. ТУРКЕСТАНСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. Г. САФАРГАЛИЕВА. 1.4. МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ.
ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. Г. САФАРГАЛИЕВА. 2.1. ОБ УСЛОВИЯХ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА М.Г.САФАРГАЛИЕВА. 2.2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. Г.-САФАРГАЛИЕВА. 2.3. МОНОГРАФИЯ М.Г.САФАРГАЛИЕВА "РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ"
И ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ.111 & 2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНОГРАФИИ М. Г. САФАРГАЛИЕВА
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ.
ГЛАВА 3. МАГОМЕД ГАРИФОВИЧ САФАРГАЛИЕВ - УЧЕНЫЙ,
ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ.
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Набиев, Рустам Фанисович
История, как наука создается людьми, которые живут и трудятся в определенных условиях. Поэтому, как мы полагаем, вряд ли можно представить себе современную историю, как науку без изучения жизни и творческой деятельности ученых ее создававших.
Только с раскрытием мировоззрения автора, его характера, взглядов на те или иные вопросы, возможно формирование реального представления о тех процессах, которые развивались в исторической науке в целом. Лишь учитывая конкретные условия, в которых приходилось работать исследователю, можно, по нашему мнению, получить представление о его вкладе в развитие научных знаний, и дать им правильную оценку.
Данная диссертация посвящена изучению жизни и творческой деятельности видного саранского историка-ориенталиста -Магомеда Гарифовича Сафаргалиева (Шарифуллина) /2.01.1906 -23.12. 1969 /.
Ученый периферийного мордовского университета, он стал широко известен после выхода в свет его фундаментального труда "Распад Золотой Орды".1 По сей день ни один значительный исследователь истории Золотой Орды или Улуса Джучи не может обойти вниманием эту монографию. Вместе с тем, как нам представляется, ее научный потенциал используется учеными еще недостаточно эффективно.
Круг профессиональных интересов этого ученого охватывал широкий спектр проблем истории народов Поволжья и Золо
1. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П.Огарева, 1960. той Орды в целом. А в его биографии, в той или иной степени, нашли отражение наиболее драматические страницы истории Отечества и историографии Золотой Орды. Все это, а также намечающаяся в наше время тенденция к восстановлению булгаро-татарской исторической школы, делает, на наш взгляд, обращение к изучению творчества талантливого ученого современным и актуальным.
Следует заметить, что за пределами Мордовии до второй половины 90-х годов о нем знал лишь узкий круг специалистов - исследователей Золотой Орды. Более того, в монографиях, изданных московскими историками, ссылки на его труды довольно редки. В Саранске же его память чтится как одного из основателей мордовской исторической науки, учителя наиболее заслуженных мордовских ученых,. профессоров Н.Ф. Мокшина, Н.М.Арсентьева, В.С.Соколова и других.
Повторный всплеск интереса-к его личности, как нам видится, связан с деятельностью его учеников, а также усилиями татарских ученых, сумевших переиздать его монографию на отличном полиграфическом уровне, достаточным тиражом в Москве.1 Магомед.Гарифович мечтал, но не добился этого при жизни.
Таким образом, для широкого круга читателей его основной труд стал доступен лишь спустя более 35 лет после выхода в свет. В этом видится большая заслуга профессоров М.Усмано-ва, Ш. Мухамедьярова, И.Муслимова и других. Детальную разработку творчества М.Г.Сафаргалиева начали молодые исследователи под руководством академика И.Р.Тагирова и А.Г.Мухамма
1. Сафаргалиев М . Г . нентов и цивилизаций
Распад Золотой Орды М.: ИНСАН, 1996. С. На стыке конти-2 7 9 - 5 1 9 . диева. Исследование основных этапов жизни и творчества Магомеда Гарифовича Сафаргалиева, а также попытка оценить вклад ученого в развитие ориенталистики является также целью настоящей работы.
Для достижения указанной цели следовало решить ряд более частных задач:
- выявить неиспользованные ранее источники, разыскать, обработать и сгруппировать их, а также подвергнуть выявленные источники различного происхождения сравнительному анализу и правильно применить их в тексте диссертации,
- определить основные этапы становления личности ученого и их основные особенности,
- выявить работы М.Г. Сафаргалиева неизвестные, либо неучтенные его саранскими коллегами,
- выделить основные, концептуальные идеи его научного творчества и исторические взгляды.
- рассмотреть основные направления служебной, общест-веннополитической и научной деятельности Магомеда Гарифовича Сафаргалиева.
- попытаться оценить вклад ученого-востоковеда в развитие отечественной науки в целом и истории Золотой Орды в частности,
Приступая к разработке данной темы, мы столкнулись с определенными трудностями в сборе материала о М.Г. Сафаргали-еве.
В первую очередь эти сложности связаны с тем, что публикации саранских коллег, освещающие жизнь и творчество Магомеда Гарифовича Сафаргалиева основаны, по большей мере, на их личном восприятии и данных из университетского архивного дела. К таковым можно отнести практически все саранские публикации коллег М.Г.Сафаргалиева о нем до 1998 года.1
Первой публикацией, в которой кратко рассматривается жизненный путь ученого и общая оценка его научных и педагогических заслуг, явилась статья в республиканской газете "Советская Мордовия". В краткой статье, посвященной награждению М.Г.Сафаргалиева почетной грамотой Президиума верховного Совета Мордовии и приуроченной к 60-летию Магомеда Га-рифовича отдавалась дань его активной научной и общественной деятельности.2
Вслед за ней вышла более подробная статья А.Циркина, в которой отмечался научный вклад в развитие истории в Мордовии, его активная общественно-политическая и педагогическая деятельность.3
Роль Магомеда Гарифовича Сафаргалиева в организации становления Мордовской науки в целом отмечалась профессором Г.Я.Меркушкиным в 1967 году.4
Следующая публикация о Магомеде Гарифовиче была уже посмертной. Дань памяти великому ориенталисту отдавала Республика Мордовия. В данной статье приводились сведения об отношении к нему его коллег и учеников.5
1. См.: Приложение N1.2.0 награждении почетной грамотой Президиума Верховного Совета Мордовской АССР т. Сафаргалиева М.Г. // Советская Мордовия. 1966. 22 марта.
3. Циркин А. Ученый, педагог // Мордовский университет. 1966. 24 марта.
4. Меркушкин Г.Я. Развитие науки в Мордовии. Саранск, 1967. С . 1 2 1 .
5. М . Г . Сафаргалиев // Советская Мордовия. 1971. 3 января.
Интерес к ученому и его творческому наследию мы связываем с изменениями, произошедшими в нашем обществе, а также с ростом влияния его учеников, ставших во главе мордовской исторической науки. В.М.Соколов, защищавший ранее диссертацию о развитии исторической науки в Мордовии и отмечавший значительную роль в ее становлении М.Г.Сафаргалиева, в 1990 году попытался дать оценку творческой научной деятельности Магомеда Гарифовича. Эта статья была приурочена к 30-летию выхода в свет основного произведения ученого и 20-летию его смерти.1
К очередной дате рождения ученого была приурочена статья В.Н.Куклина "Магомед Гарифович Сафаргалиев /1906-1970", размещенная в сборнике Саранского университета за 1992 год. В ней также вкратце описывается жизненный путь ученого и его заслуги перед наукой.2 Он же указывает своего наставника в числе исторически значимых для Мордовии лиц в специальном сборнике в следующем году.3
В 1996 году в связи с 90-летием ученого в газетах Мордовии появляется ряд юбилейных публикаций, среди которых выделяются новым материалом статья ректора Историко-социологи-ческого института Мордовского университета имени Н.П.Огарева профессора Н.М.Арсентьева и другого ученика М.Г.Сафарга
1. Соколов В.М . Слово об ученом у К 30-летию выхода в свет книги М.Г.Сафаргалиева "Распад Золотой 0 р д ы " ^ // Вестник Мордовского университета. Саранск, 1990. N 2. С.58-60.
2. Куклин В.Н. Магомед Гарифович Сафаргалиев (1906 - 1970) // Мордовский университет (историко-хроникальный очерк). Саранск, . 1 992 . С . 1 45-147 .
3. Куклин В ,.Н . Сафаргалиев Магомед Гарифович // История Мордовии в лицах / Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1994. Вып.111. лиева - кандидата исторических наук, доцента - Г.Чиняева.1
Привлекает внимание попыткой обобщения материала вступительная статья Н.М.Арсентьева на первых Сафаргалиевских чтениях.2
Однако все вышеуказанные публикации во многом дублируют друг друга и, довольно подробно освещают лишь заключительный этап его жизни. Ими достоверно освещается жизнь и деятельность ученого лишь с 40-х годов. В ходе исследования выяснилось например, что сведения о детстве и юности ученого, извлеченные из статей мордовских ученых, посвященных ему, мало соответствуют действительности и насыщены ошибками.
Попытки анализа в этих статьях творчества М. Г. Сафарга-лиева признаны неудовлетворительными в самой Мордовии. "Они носили либо очерковый, либо мемуарный характер. Исследователи не могли определиться с подходом к такому многогранному явлению ( как М.Г.Сафаргалиев - Р.Н.)" - отмечают профессора Н.М.Арсентьев и В. А. Юрченков.3
1. Арсентьев Н.М. Редкий дар души и ума: К 90 -летию М.Г.Сафаргалиева // Известия Мордовии, 1996. 10 февраля: Чиняев Г. Наш Сафар! // Мордовия 7 дней, 1996. 25 апреля, ЗОапреля.
2 . Арсентьев Н.М. Магомед Гарифович Сафаргалиев - ученый, педагог, организатор науки // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: Материалы I Сафаргалиевских чтений. Саранск: Красный Октябрь, 1997. С.5-15.
3. Арсентьев Н.М., Юрченков В.А. Магомет Гарифович Сафаргалиев и ориенталистика // Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских научных чтений. Саранск: Красный Октябрь, 1998. С.21.
Произведением качественно отличающимся от предыдущих, на наш взгляд, следует считать совместную работу саранских ученых Н.М.Арсентьева и В.А.Юрченкова. В своей статье они привлекли значительное количество нового материала, произвели анализ творчества М.Г.Сафаргалиева, попытались оценить его вклад в отечественное востоковедение.
Так, при описании начальных периодов жизни М. Г.Сафаргалиева они опирались также и на результаты наших исследований. В частности, ими было уже правильно указано место рождения ученого.
Однако при анализе научного наследия великого ориенталиста, отмечая сложность обстановки, в которой ему приходилось трудиться, они зачастую не учитывают ее при оценке многих выводов ученого. Так, ссылаясь на отрицательные выводы по поводу государственной организации Золотой Орды и городского ремесла,' ими не берется во . внимание, что иной вывод не смог бы преодолеть в то время идеологического контроля КПСС. Кроме того, вероятно, незначительный объем публикации не позволил им подойти к анализу творчества ученого комплексно и системно.1
Таким образом, научная деятельность столь значительного . ученого не подвергалась специальному комплексному исследованию. Отдельные высказывания об особенностях творчества Магомеда Гарифовича в различных статьях, как правило были связаны с рассмотрением более общих вопросов. Их авторы не ставили перед собой задачи рассмотрения положений, выдвинутых М.Г.Сафаргалиевым, и их развитие в рамках российской школы востоковедения и татарской исторической традиции.
1. Ардентьев Н.М., Юрченков В.А. Магомед Гарифович Сафар-галиев и ориенталистика. С.7-24.
При оценке творчества ученого нами привлекаются в данной работе произведения Г.А.Федорова-Давыдова, А.П.Смирнова, Л.В.Черепнина, М.А.Усманова и многих других. Мы опирались на мнения ведущих специалистов - востоковедов, археологов, географов, источниковедов, изложенные в их трудах.
К сложностям, с которыми нам пришлось столкнуться в ходе работы над данной темой мы относим недостаток фактических данных о биографии ученого. ■
Жена ученого - Л.В.Шерстникова к сожалению не в достаточной мере осведомлена о периоде детства и юношества Магомеда Гарифовича. Большая часть родственников и близких, знавших его в молодые годы, погибли.
Кроме того, в ходе более подробного знакомства с фактами его биографии обнаружились определенные несоответствия с известными официальными данными.
Таким образом, говоря о степени изученности выбранной нами темы, вероятно нельзя считать ее изученной в достаточной степени.
Для поиска объективных данных о Магомеде Гарифовиче, автору пришлось разослать по различным инстанциям более 40 запросов, посетить места проживания родственников в Москве, Саранске, Татарстане.
Таким образом, сложилась источниковая база исследования, которая может быть подразделена на следующие основные группы источников:
1. Документы архивов Казани, Саранска, Самары. Это -Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ), Центральный Государственный Архив Историко^Партийной Документации РТ (ЦДНИ РТ), Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ), Архив Мордовского Государственного Университета им. Н.П. .Огарева, Государственный Архив Самарской области ( ГАСО ). В числе документов из этих архивов нами были использованы подворные карточки, метрические книги, описания населенных пунктов, протоколы комсомольских организаций и организаций наркомпроса; протоколы, рапорта и справки НКВД и Минюста Татреспублики.
2. Отдельные документы из личного- архива ученого, предоставленные в наше распоряжение Т.И.Сафаргалиевой.
3. История семьи Шарифуллиных, составленная младшим братом ученого - Лутфуллой и называемая внутри семьи "История Лутфи". Первые ее страницы основаны на неизвестных документах и утерянном шаджаре. К сожалению она не сохранилась в полном обьеме. Прилагаемый отрывок из этой истории был обнаружен нами у дальней родственницы М. Г. Сафаргалиева - М.Колы-хановой в Москве.
4. Письма, справки, ответы на наши запросы из сел, Зай-Каратай, Мукмин-Каратай, Лениногорска, Москвы.
5. Значительный объем информации мы почерпнули из бесед с родственниками, коллегами и знакомыми ученого.
6. Нами также использовались справки различных ведомств, сведения из которых не имеют самостоятельной ценности. Это справки из ФСБ Мордовии, различных ведомств Ташкента и Татарстана.
7. При анализе творчества Магомеда Гарифовича Сафаргалиева и оценки его вклада в развитие отечественной истории, нами использовались его произведения, а также произведения ученых российской школы отечественной истории, работы российских востоковедов и татарских ученых.
Опираясь на вышеуказанные источники в результате разработки темы, нам удалось составить более реальную его биографию, включающую основные, наиболее значимые этапы его жизни. Так в частности, нами были определены его вторая фамилия, полное имя, точное место рождения и подлинная дата рождения.
Кроме того, мы смогли обнаружить сведения о его семье и некоторые фактические данные, позволившие сделать обоснованный вывод о его образовании в рамках татарской образовательной системы, о воплощении в его творчестве традиций бул-гаро-татарской исторической школы.1
К сожалению, исходя из норм научной этики, а также выполняя просьбу саранских родственников ученого, мы не стали приводить в нашей работе ряд интересных, но несущественных для нашей темы фактов из его жизни.
Основные этапы его жизни и деятельности изложены нами в 1-й главе диссертации, а также в приложениях NN 1-6.
На основе уточненных данных о жизни ученого, во 2-й главе автор попытался проанализировать значимость научного вклада М.Г.Сафаргалиева в разработку проблем истории Золотой Орды и народов Поволжья.
Необходимо отметить, что данная проблема была последние столетия весьма привлекательной для ученых России. Кроме того, эта тема являлась одной из ключевых для понимания генезиса Московской государственности и истории народов Восточной Европы и Сибири.2
Немецкими учеными отмечается важность данной темы и для
1. Одним из первых о М.Г.Сафаргалиеве как о представителен продолжателе национальной исторической традиции заявил Д.Исхаков. См.: Исхаков Д. Звездный час татарской истории // ТатаПса. 1 997 / 1 99 8. N.1. С.4.
2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.: АН СССР, 1 9 5 0. С.9.
Европы, т.к. влияние на нее Орды было значительным.1
В связи с этим данная тема постоянно находилась под пристальным контролем правящих кругов России. Поэтому (в виду заинтересованности правительства в определенных выводах), эта тема, по нашему мнению, не.могла быть объективно исследована в рамках российской школы отечественной истории, несмотря на наличие в стране огромного научного потенциала и наиболее подробных источников. В то же время, российская школа востоковедения до конца XIX века находилась на этапе сбора материалов и формирования источниковой базы по истории Золотой Орды. Вероятно поэтому первые значительные обобщающие произведения по истории Золотой Орды появились в Западной Европе.
В связи с этим Историографический обзор обобщающих, крупных произведений, посвященных истории Золотой Орды мы начинаем с произведений западноевропейских ученых. Первым автором, создавшим значительный труд по истории тюрков на уровне, близком к научному, считается Г.А.Федоровым-Давыдовым французский исследователь де-Гинь. Его книга " Всеобщая история гуннов", написанная в 1756-1758 годах стала своего рода олицетворением роста интереса Европы к потенциальным рынкам Азии и ее народам. Однако история тюрков описывается в ней, как череда бесконечно сменяемых диких орд. 2
Отсутствие в России обобщающего труда по истории .Золотой Орды, основанного на всей совокупности источников отмечалось еще в 1805 году Х.Г.Миллером, который указывал на
1 . Spuler В.- Die Goldene Horde. Wiesbaden, 1965. S.8.
2. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М. : Изд-во МГУ, 1973. С.4. необходимость изучения "монгольского" периода, русской истории, называя "завидною" участь исследователя, который возьмется за этот интересный труд.1
В 1808 году А.Лемперт возбудил в императорской Академии наук вопрос о назначении денежной премии за разработку истории Золотой Орды, начиная с завоевательных походов по 1481 год. Российская Академия Наук дважды объявляла конкурс на написание истории Улуса Джучи с привлечением всех известных источников. Итогом этих конкурсов стал отказ единственному его участнику - немецкому ученому И. Хаммеру-Пургшта-лю.2
По мнению некоторых членов комиссии, а также профессора В.Г.Тизенгаузена, работа И.Хаммера-Пургшталя все же заслуживала приза и публикации в России после определенной доработки.3 Результатом этого отказа стало отсутствие в России на протяжении более 100 лет объективного труда по истории Улуса Джучи, обобщающего данные всего известного корпуса источников. Позже труд И.Хаммера-Пургшталя был издан в Вене. Впоследствии он переиздавался неоднократно.4
Как нам кажется, этот его труд стал базовым для всех последующих обобщающих трудов по истории Золотой Орды.
Примерно в то же время в Европе вышла в свет еще одна монография по истории монгол и тюрков. По мнению Г.А.Федо
1. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Спб., 1884. С.4-5. 2 . Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. С.281-282.
3. Тизенгаузен В.Г. Там же.
4. Hammег-Рuгgstа 11 I. Die Geschichte der Goldene Horde. Wiesbaden, 1998. рова-Давыдова, "эпоху в изучении истории кочевников, особенно монголов составил труд французского ориенталиста Д- Оссона "История монголов" (1834-1835). "Огромный объем нового материала, введенный в научный оборот Д- Оссоном, определил все дальнейшие исследования по истории монголов и их государств - полагал Г.А.Федоров-Давыдов.1
Несколько позже в Англии издается одноименный труд Г. Ховарса. Как и в монографиях французских авторов эта работа не освещала подробно историю Золотой Орды, а рассматривала ее в основном в рамках этнической истории монгол.2
Примечательно, что один из величайших ориенталистов XX века - Б.Шпулер ставит в один ряд с этими всемирно известными учеными, создавшими обобщающие произведения по истории Золотой Орды, татарского исследователя Мурата Рамзи, размещая его в своем перечне сразу после И.Хаммера-Пургшталя перед В.В.Бартольдом.3
Все эти произведения не получили широкого распространения в России и на русский язык не переводились.
В итоге, в конце XIX века В.Г.Тизенгаузеном отмечалось,- что "отсутствие основательной, возможно полной и критически обработанной истории Золотой Орды составляет один из самых важных и чувствительных пробелов в нашем отечественном бытописании".4
В 20-х годах то же отмечал В.В.Бартольд.5 В 1937, 1941
1. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. С.4. Ч
2. Федоров-Давыдов Г.А. Там же. С.5.
3. Spuler В. Die Goldene Horde. S.482.
4. Тизенгаузен В.Г. Указ.Соч. С.4-5.
5. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. С . 1 2 . и 1950 годах это пришлось признать Б.Грекову, а в 1960-м -М.Г.Сафаргалиеву.1
После выхода в свет монографии М.Г.Сафаргалиева "Распад Золотой Орды" эта проблема уже не поднималась учеными. Задача была в целом решена.
Отныне исследователи сосредоточили свое внимание на разработке отдельных аспектов ее истории, а также на пересмотре тех выводов, которые были обусловлены конъюнктурными требованиями прежнего руководства. В числе наиболее значимых последующих работ следует особо выделить фундаментальный труд Г.А.Федорова-Давыдова "Общественный строй Золотой Орды" .2
Во всех вышеперечисленных• произведениях наблюдается положительная динамика возрастающей информативности, авторы этих произведений привлекают все более значительное количество исторических источников.
Крупным недостатком почти всех вышеперечисленных работ мы считаем отсутствие в них научного анализа роли и значения Золотой Орды для мировой культуры в целом и для российской империи в частности. Данный недостаток видится нам обусловленным устойчивыми стереотипами восприятия степной культуры, а в советское время - идеологическим контролем КПСС.
Немецкие ученые, писавшие-об Улусе Джучи, испытывали, по всей видимости, определенный недостаток в базовой информации и, кроме того, в значительной мере ориентировались на работы российских и советских ученых.
1. Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С.12.
2. См.: Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой орды. М . : МГУ. 1973.
Наибольший вклад в подготовке почвы для пересмотра традиционных взглядов на роль и значение Золотой Орды для развития мировой культуры сделали, по нашему мнению, российские эмигранты-евразийцы, среди которых наибольшее внимание этому вопросу уделил бывший студент казанского университета Э.Хара-Даван.1
Большая часть российских и татарских историков (таких как М.Г.Худяков, Х.Атласи, Г.Губайдуллин и др.), пытавшихся более объективно освещать историю татар, были репрессированы в советский период или эмигрировали.
К пересмотру сложившихся отрицательных стереотипов в отношении Золотой Орды отечественная наука подошла в конце 60-х годов, но первые крупные произведения появились только с 90-х. К произведениям, положившим начало слому идеологических штампов мы относим книгу В.Л.Егорова "Золотая Орда: мифы и реальность".2 Невозможно переоценить в этом отношении значения произведений Л.Н.Гумилева.3 Наиболее крупным шагом в этом отношении на сегодняшний день считается произведение московского ученого Э.Кульпина.4 И он и В.Л.Егоров и Г.А.Федоров-Давыдов в своем творчестве активно опирались на фактический материал монографии М.Г.Сафаргалиева.
Заявление о том, что именно М.Г.Сафаргалиев ближе других подошел к решению вековой задачи написания истории Улуса Джучи, по нашему мнению, обоснованно. Однако на роль
1. Хара-Даван Э. Чингиз-хан. Белград, 1923.
2. Егоров В . Л . Золотая Орда: мифы и реальность. М . : Знание, 1 99 0 .
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Ди-Дикс, 1994.
4. Кульпин Э. Золотая Орда. М. : Московский лицей, 1999. всеохватывающего и обобщающего труда по истории Золотой Орды претендует также монография Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского "Золотая Орда и ее падение", изданная крупным тиражом в издательстве АН СССР.1 В связи с этим, во второй главе диссертации мы провели анализ творческой работы М. Г. Сафаргалиева над своим подлинно' великим произведением в сравнении с этой академической работой, ранее признанной лучшей в данном направлении и удостоенным Сталинской премии.
При этом, мы посчитали возможным, при проведении сравнительного исследования произведений, применение элементов математического анализа. Данный способ нам показался приемлемым в связи с тем, что авторы указанных монографий ставили перед собой одну задачу и трудились в одно и то же время, в схожих условиях,пользовались практически одинаковыми приемами исследования.
Результаты математического анализа изложены в конце второй главы и в приложениях NN 16-17.
Автор данной диссертации попытался также проследить развитие отдельных научных положений по истории империи Джу-чидов в различных работах М. Г. Сафаргалиева и отражение их в итоговой монографии. Мы постарались также проследить развитие некоторых его выводов в работах предшественников и последующих ученых.
В первую очередь это были работы его саранских учеников. Кроме -того, практически каждый ученый, исследующий проблемы этногенеза буртасов, распада Золотой Орды и Но
1 . Греков Б . Д дение . М. : АН СССР,
Якубовский А . Ю
Золотая Орда и ее пагайской Орды опирается сегодня на его работы. Автор также предпринял определенные усилия по выявлению в работах М.Сафаргалиева отдельных положений, выдвинутых представителями различных исторических школ. Так например, он развивал положения не только столичных востоковедов В. В. Бартольда, А.Н.Насонова, но и опирался на выводы представителя казанской школы М.Г.Худякова, на работы ученых татарской национальной школы Ш.Марджани, Х.Атласи, К.Насыри и др.
Выводы, к которым мы пришли в результате исследования научной деятельности М.Г.Сафаргалиева приводятся в конце 2-й главы и заключительной части нашей работы.
В третьей главе нашей диссертации рассматривается служебная, общественная и преподавательская деятельность ученого побле выхода в свет его итогового труда. В ней же мы попытались осветить его роль в деле становления мордовской исторической науки и формирования кадров историков Мордовии.
Обобщающие результаты и выводы по данной работе приведены нами в заключении. Значительный объем диссертации составляют приложения - копии документов, графики и таблицы, на которые опирается автор, обосновывая или иллюстрируя свои выводы и предположения.
В конце работы размещается список использованных источников и литературы.
Такова структура представленной диссертации. Научная новизна нашей работы обусловлена недостаточной изученностью выбранной нами темы и заключается в том, что на основе анализа разнообразного комплекса источников и литературы впервые подробно прослеживается жизнь и творческая деятельность выдающегося историка-ориенталиста на протяжении всей жизни.
В ходе исследования, в частности, нами обосновывается версия о принадлежности М.Г.Сафаргалиева также к булгаро-татарской исторической школе. Это, по нашему мнению, сказалось на принципиально ином подходе ученого к рассмотрению истории Золотой Орды. В рамках российской историографии он стал первым, кто создал значительный труд по истории собственно Золотой Орды. Его российские коллеги и предшественники, как правило, уделяли основное внимание рассмотрению отношений русских княжеств с Сараем.
В сфере методологии исследования относительно новым можно считать применения математического способа при проведении сравнительного анализа двух монографий. Редчайшая возможность применения подобного способа обусловлена исключительным стечением обстоятельств, когда и М.Г.Сафаргалиев и А.Ю.Якубовский работали в одно время, в схожих условиях, решали одну научную проблему используя одни и те же средства.
К новым, возможно, следует отнести и попытку автора по-иному оценить некоторые выводы ученого, продиктованные, по нашему мнению, внешними условиями и находящиеся в явном противоречии с приводимыми им фактическими- данными.
Практическая значимость работы не ограничивается, как нам кажется, лишь академическим аспектом изучения жизни и деятельности Магомеда Гарифовича Сафаргалиева.
В ходе исследования нами'была проведена значительная работа по популяризации произведений выдающегося ориенталиста. Полная библиография его научных работ была предоставлена нами в распоряжение Национальной Библиотеки Республики Татарстан.
Описание основных этапов его жизни и деятельности было направлено нами в его родное село. Новые факты и документы, которые удалось разыскать автору, были переданы семье ученого в г.Саранск.
- 21-
Взаимодействие с мордовскими учеными в ходе поиска сведений о жизни и деятельности М. Г. Сафаргалиева стало посильным вкладом автора в деле установления более тесных связей между регионами Поволжья. Результатом этого взаимодействия стали не только регулярные выступления автора на Сафар-галиевских чтениях. Наиболее значимым результатом этого взаимодействия нам видится обнаружение следов неизданных произведений Магомеда Гарифовича Сафаргалиева.
Материалы данной диссертации возможно станут основой для монографии, переговоры об издании которой автор ведет с мордовской стороной. Они также могут быть использованы в лекционных курсах по истории Отечества, истории Татарстана, историографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "М. Г. Сафаргалиев как историк Золотой Орды"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате проведенной нами исследовательской работы, впервые подробному анализу были подвергнуты основные этапы жизни и деятельности выдающегося ученого-ориенталиста Магомеда Гарифовича Сафаргалиева (Шарифуллина).
Анализируя комплекс разнообразных источников и литературы, нами в целом были решены следующие задачи:
1. Выявлен и введен в научный оборот ряд документов, освещающих наиболее сложные для изучения эпизоды жизни ученого. К наиболее значимым и интересным можно, по нашему мнению, отнести записи о рождении "Мухамметгали Сафаргали" в селе Каратай, а также историю семьи Шарифуллиных, написанную младшим братом ученого - Лутфуллой. Эти документы, наряду с многочисленными личными беседами с родственниками и знакомыми Магомеда Гарифовича, позволили нам правильно выбрать направление поисков и методику исследования.
2. Определены основные этапы жизни и деятельности Магомеда Гарифовича Сафаргалиева /Шарифуллина/. Многие факты его жизненного пути раскрываются автором впервые на страницах данной диссертации. Другие, ранее известные эпизоды, приобрели несколько иное значение при сопоставлении их с неопубликованными ранее документами и устными свидетельствами родственников и знакомых. Автор попытался осуществить подлинно объективный, научный подход при сборе и обработке собранного материала.
3. Исследовано в целом творческое наследие великого ученого-ориенталиста и условия, в которых оно создавалось.
Итогом работы над темой стала реконструкция подлинной биографии ученого, многие аспекты которой не были известны даже ближайшим родственникам Магомеда Гарифовича. В частности были установлены: место и дата рождения Магомеда Гарифовича, его полное имя и вторая фамилия. Удалось установить, что его родители не только не погибли во время Граж- • данской войны, но и оказали существенное влияние на становление мировоззрения ученого.
Выяснилось также, что ко времени выезда Мухаметгали Шарифуллина из Татреспублики, он имел образование, достаточное для ведения преподавательской деятельности в Туркестане. Так известно, что во время нахождения его в интернате г.Туркестан, М.Сафаргалиев занимался преподавательской деятельностью в с.Урангай. То есть он получил хороший уровень образования ( в том числе и исторического) на Родине, в рамках булгаро-татарской образовательной системы.
В этом отношении весьма существенными, на наш взгляд, является совокупность косвенных фактов, позволяющих сделать предположение о том, что. одним из его учителей мог быть видный татарский просветитель, историк и общественный деятель - Хади Атласи. Непосредственно обучали детей в селе Каратай соратники и ученики Хади Атласи - братья Туйкины. Таким образом, его роль продолжателя булгаро-татарских исторических традиций не может вызывать сомнений.
Нам также удалось уточнить некоторые обстоятельства и эпизоды, связанные с проживанием Магомеда Шарифуллина в Средней Азии. Так например выяснилось, что его переезд за пределы республики был следствием преднамеренных действий людей старшего поколения, спасавшего талантливую молодежь от голода и репрессий.
Подвергнув анализу имеющиеся факты об обучении Магомеда Гарифовича Сафаргалиева в Татарстане и Туркестане у видных татарских ученых, мы полагаем возможным считать его представителем не только официальной советской исторической школы, но и ученым, сформировавшимся в рамках булга-ро-татарских исторической школы. Традиции этой школы были реализованы им в своей научной деятельности и обусловили особый для того времени подход к рассмотрению истории Золотой орды.
Принадлежность к булгаро-татарской исторической школе выразилась не только в несколько ином подходе к изучению истории Золотой Орды, но и в преемствености методики и позиций по некоторым вопросам. Так, в частности, он опирался не только на работы ученых московской школы отечественной истории, но и на труды татарских ученых, на татарские исторические источники, эпос и сведения из татарских надписей на камнях, тюркскую топонимику. При рассмотрении вопроса о причинах падения Империи Джучидов, Магомед Гарифович придерживался позиции, высказанной ранее татарским историком Г.Губайдулиным.
Им использовались также труды ученых-востоковедов российской и зарубежных школ ориенталистики. Поэтому мы считаем, что превосходство монографии М.Г.Сафаргалиева над аналогичными трудами современников во многом обусловлено творческим синтезом элементов булгаро-татарской исторической традиции с достижениями российской школы востоковедения.
В его работах прослеживается глубокое знание языков, обычаев и других этнографических особенностей народов, историю которых он описывал.
При анализе творческой деятельности мы постарались также учитывать те внешние условия в которых приходилось трудиться ученому-ориенталисту.
Анализируя научную деятельность ученого во второй главе данной работы, мы обратили внимание на чрезвычайно сложные условия, в которых приходилось трудиться Магомеду Гарифовичу Сафаргалиеву. Большая часть времени творчества ученого пришлась на период сталинских репрессий, когда усилиями НКВД значительная часть творческой интеллегенции была уничтожена физически, а историческая наука стала средством идеологической обработки масс. В этих условиях оставшиеся в живых ученые были вынуждены приспосабливаться к господствующему в ЦК ВКП(б) мнению.
В период с середины 30-х по середину 50-х годов приходится пик пропагандистского использования темы истории Золотой Орды идеологами Коммунистической Партии. Предполагалось, что советские люди должны были знать лишь об отрицательных аспектах истории Улуса Джучи и его влияния на зарождавшуюся Московскую Россию. Золотая Орда стала в глазах советского общества олицетворением агрессора и тирана, воплощением всего средневекового зла.
В этих условиях М. Г. Сафаргалиев также должен был ориентироваться в своих выводах на стратегическую линию Коммунистической Партии. Характерной чертой его работ по истории Улуса Джучи сталинского периода.становится вопиющее противоречие между фактическим материалом, изложенным в них и выводами о роли Золотой Орды, продиктованными конъюнктурными требованиями ВКП(б).
К таковым можно, например, отнести выводы: - - о наличии в Золотой Орде классовой борьбы,
- об агрессивной сущности Казанского ханства,
- об обычном для того времени уровне ремесла в золо-тоордынских городах,
- о борьбе русского народа против Золотой Орды, как одной из основных причин падения Улуса Джучи и др. Подобные выводы расцениваются сегодня как обусловленные идеологическими соображениями.
С опасением неизбежных репрессий мы связываем такой очевидный недостаток его монографии ( впрочем, как и всех других фундаментальных трудов, посвященных Улусу Джучи), как отсутствие раздела, посвященного влиянию, которое оказала культура Золотой Орды на мировую цивилизацию, культуру и государственность России. Без комплексной объективной оценки роли и всемирно-исторического значения Золотой Орды, как нам кажется, не может идти и речи о завершении создания истории Империи Джучидов. Подобной работы нам неизвестно.
С другой стороны, в условиях, когда за любое отклонение от линии партии "ренегаты" и "ревизионисты" неизменно подвергались наказаниям, иной подход к рассмотрению проблемы и выводы, отличные от предначертанных решениями партии, требовали от ученого большого личного мужества, граничащего с самопожертвованием.
Творческий стиль ученого отличался предельной для того времени смелостью в отстаивании своей научной позиции, в критическом переосмыслении известных науке исторических источников и в привлечении значительного числа письменных источников, не.применявшихся до него историками Золотой Орды.
К идеологически неприемлемым во времена сталинизма положениям ученого мы относим выводы Магомеда Гарифовича:
- о развале Золотой Орды задолго до "стояния на Угре",
- группировку фактического материала о существовании Большой Орды до 1502 года.1
Смелым шагом мы считаем также изложение фактов о разгроме Мамая Тохтамышем во время подготовки похода первого на Москву после Куликовской битвы, что ставит под сомнение значимость этой битвы для истории Золотой Орды.1
Но наиболее отважным шагом принято считать продолжение ученым дискуссии об ордынском участии в формировании государственности и этногенезе Казанских татар.2 Ученый склонен учитывать и булгарский и татарский элементы при анализе этногенеза казанских татар. Но, говоря о государственном устройстве Казанского ханства, он доказал, что оно сходно с государственной организацией Золотой Орды, а Казанское ханство является ее наследником.
Не меньшего мужества требовало заявление о международной транзитной торговле, как экономической основе Золотой Орды. Разрушение международных торговых путей через Дешт-и-Кыпчак называлось в числе основных причин развала империи.3 Эти выводы противоречили мнению К.Маркса и Б.Грекова и фактически развивал идеи татарских ученых Г.Губай-дуллина, X.Атласи а также великого российского востоковеда В. В. Бартольда.
Безусловно, что такая работа могла быть издана только в период хрущевской "оттепели". При последовательном изучении творческой деятельности Магомеда Гарифовича Сафаргалиева, нами обнаружилась следующая закономерность: по мере ослабления пережитков сталинизма в науке, его работы по истории народов Поволжья стано
1. Сафаргалиев М.Г. Распад золотой Орды. С.403.
2 . Там же. С.502.
3. Там же. С.429. вятся все более раскрепощенными-и постепенно теряют ссылки на труды таких "специалистов" по истории Улуса Джучи, как К.Маркс и Ф.Энгельс.
Обязательные ссылки на классиков Марксизма-Ленинизма и партийные выводы о роли Золотой Орды и ее значении выглядят в научных трудах М.Г.Сафаргалиева чужеродным элементом.
Значительной заслугой Магомеда Гарифовича Сафаргалиева считается определение хронологии правления ханов Золотой Орды и их генеалогии.
С именем Магомеда Гарифовича связывается постановка проблемы истории татарского населения мордовского края и мордовско-татарских отношений.
При осмыслении истории мордовского края большое внимание М.Г.Сафаргалиев уделил проблеме присоединения мордвы к Русскому централизованному государству. Он указывал на сложность и длительность этого процесса, считая, что определенную роль в нем сыграли взаимоотношения и перепетии борьбы Москвы и Казани. Ученый, успешно увязывал местные региональные особенности мордовской истории с закономерностями развития таких крупных социально-экономических и политико-идеологических реалий, как Русское централизованное государство и Золотая Орда.
По нашему мнению, ученый постепенно выходит не только за рамки татаро-булгарской исторической школы, но и стремится к освобождению от позиции московской исторической традиции в рассмотрении истории Золотой Орды. Предшествовавшие ему историки московской исторической школы отечественной истории, по нашему мнению, при исследовании истории Золотой Орды чрезмерно увлекались описанием русских княжеств. Исключение составляют труды ученых-востоковедов и, в первую очередь академика В.В.Бартольда, не успевшего, к сожалению, реализовать свой богатейший потенциал.
На наш взгляд, длительное пребывание в регионе, занимающем промежуточное положение По отношению к Москве и Казани, и всю свою историю испытывавшего влияние обоих культур, положительно сказалось на объективности изложения автором фактического материала по истории Золотой Орды. Ученый, по нашему мнению, в целом занимает нейтральную позицию при описании истории евразийской, по сути, державы.
В целом, на наш взгляд, подход Магомеда Гарифовича Сафаргалиева к изложению материала по средневековой истории народов Поволжья можно назвать близким к евразийскому. В его научном подходе прослеживаются также некоторые черты цивилизационной теории.
В качестве особенности методики работы ученого с историческими источниками нами выделяется комплексный подход М.Г.Сафаргалиева к изучению проблемы распада Золотой Орды. При анализе того или иного факта он стремился комплексно использовать все известные на то время источники.
Особенностью творчества М.Г.Сафаргалиева является большое количество исторических фактов, которые автор сумел изложить в систематизированной, доступной форме. Итоговый труд великого ориенталиста стал подлинным памятником исто-' риографии Улуса Джучи.
В целом же, основной труд М.Г.Сафаргалиева оценивается нами, как лучшее обобщающее произведение по истории Золотой Орды.
Практически ни один ученый, занимающийся проблемой истории Золотой орды не может обойти вниманием творчество видного ученого- Магомеда Гарифовича Сафаргалиева.
Весьма важно определение места М.Г.Сафаргалиева в процессе дальнейшего развития исторических исследований.
Он оказал существенное воздействие на творчество Г.А.Федорова-Давыдова, В.Л.Егорова, А. X. Халикова, А.Н.Полякова, А.Каппелера и многих молодых ученых. Его работы , на-вятся все более раскрепощенными и постепенно теряют ссылки ряду с произведениями А.X.Халикова, Ф.X.Валеева, Я. Д.Абдул-лина и других стали основой для возрождения татарской исторической науки. Фактически он выступил в качестве связующего звена между классикой отечественного востоковедения, булгаро-татарской исторической школой и современной ориенталистикой.
Мы полагаем также, что необходимо подчеркнуть еще один аспект интегрирующей функции творчества Магомеда Гари-фовича: его жизнь и творчество сами по себе являлись связующим звеном между культурами и историческими традициями Татарстана, Москвы и Мордовии.
Анализируя жизнь и деятельность Магомеда Гарифовича, мы обязаны отметить, что его заслуги не ограничиваются публикацией превосходного исторического труда, хотя и этого вполне хватило бы для того, чтобы поставить его в один ряд с самыми заслуженными учеными-ориенталистами.
Мы должны также сказать и о том, что его память бережно хранится в Мордовии, как одного из основателей мордовской исторической науки, учителя многих ведущих ученых современной мордовской науки Н.Ф.Мокшина, Н.М.Арсентьева, В.А.Юрченкова и многих других. Он стал олицетворением тесных связей между татарской и мордовской культурами и наукой. Его портреты различных форматов украшают здание исто-рико-социологического института МГУ им.Н.П.Огарева. В саранском университете учреждены ежегодные Сафаргалиевские научные чтения, посвященные его памяти.
На этих чтениях автор, в частности, довел до саранских коллег некоторые из описанных в данной диссертации фактов.
Характеризуя роль научных произведений Магомеда Гари-фовича Сафаргалиева /Шарифуллина/ в развитии исторических знаний, хочется надеяться, что она будет и далее возрастать. Мы уверены, что с публикацией неизданных работ ученого его имя по праву станет одним ,из первых в ряду самых выдающихся историков-ориенталистов планеты.
Научно-практическая значимость данной диссертации заключатся в том, что ее материалы могут быть применены наряду с другими работами в лекционных курсах по историографии, истории Отечества, спецкрсах исторических факультетов по истории Золотой Орды.
По нашему мнению, некоторые разработки данной диссертации, а также рабочие версии, изложенные в ней могут послужить отправной точкой для дальнейших научных исследований. Например, о татарской диаспоре в Средней Азии и ее роли в революционных преобразованиях в Туркестане. Темой отдельного исследования может стать также политика татарских националистов в деле образования молодежи вне России, в период крушения традиционной национальной татарской образовательной системы.
Говоря о практическом применении данной работы, следует, наверное отметить, что автор довел результаты своих исследований до семьи ученого. Материалы о творческом пути Магомеда Гарифовича направлен в школы сел Каратай и Зай-Ка-ратай, а также в Татарскую энциклопедию.
Наиболее значимым результатом настоящей работы и мы считаем обнаружение рукописей неизданных работ М.Г.Сафаргалиева. В настоящее время нами ведутся переговоры с семьей ученого с целью издания его заключительного труда в полном объеме.
Список научной литературыНабиев, Рустам Фанисович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"
1. НАРТ. (Национальный архив Республики Татарстан в Казани)
2. Ф. 993. Самарская губернская земская управа.
3. Ф. 993. Оп. 1. Д. 424. Ф. 993. Оп. 1. Д. 505. Ф. 993. Оп. 1. Д. 421.
4. Ф. 231. Бугульминская земская уездная управа
5. Самарской губернии. Ф. 231. Оп. 1. Д. 1. Ф. 231. Оп. 1. Д. 2.
6. Ф. 4. Казанская духовная консистория.
7. Ф. 4. Оп. 177. Д.1011. Ф. 4. Оп. 177. Д. 937. Ф. 4. Оп. 177. Д. 64.
8. Ф. 3622. Фонд Народного Комиссариата Юстиции.
9. Ф. 3622. Оп.З-л. Д. 167. Ф. 3622. Оп.З-л. Д. 168.
10. Ф. 3682. Фонд Народного Комиссариата Просвещения
11. Татарской АССР. Ф. 3682. Оп.1. Д.64. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 153. Ф. 3682. Оп.1. Д.157.16. Ф. 5852. Фонд НКВД ТАССР.
12. Ф. 5852. Оп. 1. Д. 166. Ф. 5852."Оп.1. Д.167.
13. Ф. 7083. Фонд правления Союза Советских писателей Татарии.
14. Ф. 7083. Оп. 1. Д. 62. Ф. 7083. Оп. 1. Д. 21.
15. ЦГАИПД РТ.( Центральный архив историко-партийной документации Республики Татарстан в Казани)
16. Ф. 80. Отчетная документация областного комитета РКСМ за 1919 -1921 годы.1. Ф. 80. Оп. 1. Д. 201. Ф. 80. Оп. :1. д. 211. Ф. 80. Оп. 1. д., 491. Ф. 80. Оп. 1. д. 501. Ф. 80. Оп. 2. д. 1.1. Ф. 80. Оп. 2. д. 2.1. Ф. 80. Оп. 2. д. 3.
17. Ф.15. Татарский областной комитет КПСС. Ф. 15. Оп.5. Д. 1142.1. Ф. 15. Оп.5. Д. 1143.
18. Архив МГУ им. Н.П.Огарева в г.Саранске.
19. Ф.2. Личные дела сотрудников МГУ им. Н.П.Огарева. Ф.2. Оп.18. Д.117. Личное дело М. Г. Сафаргалиева.
20. ЦДНИ РМ. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия в г.Саранске.
21. Ф. 333. Документация первичной партийной организации МГПИ. Ф. 333. Оп.1. Д. 341. Ф. 333. Оп.1. Д.600.
22. Ф. 327."Мордовский областной комитет ВКП(б). Ф. 327. Оп. 1. Д.48.
23. Личный архив семьи Сафаргалиевых в г. Саранске.
24. Шарифуллин Л.Г. История семьи Шарифуллиных. Рукопись.
25. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.
26. Аннотированный указатель докладов и сообщений, поступивших на учредительный съезд историко-археологического общества. Казань: КГУ, 1962. 32 с.
27. Документы и материалы по истории Мордовской АССР/ Под ред. Б.Д.Грекова. Саранск: МНИИЯЛИЭ, 1940. 280 с.
28. Республика Татарстан. Карта топографическая. М.: 1:200000. N 48. от 29.09.1994. М. : ГУКГ, 1994.
29. КПСС в резолюциях и решениях. М.: Политиздат, 1985. т. 7. 518 с.
30. Ленин В.И. Письмо к Каменеву // Полн. Собр. Соч. т. 44. С. 73.
31. Ленин В.И. Политический отчет ЦК РКП(б) // Полн. Собр. Соч. т.45. С. 85-120.
32. Ленин В.И. Наша ошибка // Полн. Собр. Соч. т.44. С.157-158.
33. Маркс К., Энгельс Ф. Из .рукописного наследия bbfßeme
34. К.Маркса. О потреблении // Сочинения, т.12. С.709-724.
35. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. А.К.Арендса; Под ред. А. А. Ромаскевича, Е. Э. Бертельса, А.Ю.Якубовского. М. : АН СССР, 1946. 2 т.
36. Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Спб.: Изд-во МВД, 1854. 235 с.
37. Татарская АССР. Административно-территориальное деление / Составитель Г.С.Губайдуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1948. 281 с.
38. Татарская АССР. Административно-территориальное деление / Составитель Б.М.Еникеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1956. 380 с.
39. Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIY-XYI вв. Казань: Изд-во КГУ, 1979. 181 с.
40. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении. Репринтное воспроизведение. Казань: ТЯК, 1991. 210 с.
41. Шильтбергер В. Путешествие по Европе, Азии и Африке // Записки Новороссийского университета. Одесса, 1869. т.1.3. ЛИТЕРАТУРА.
42. Аджиев М. Мы из рода половецкого. Рыбинск: Дом печати, 1992, 115 с.
43. Адиле Айда. Садри Максуди Ареал / Пер. с турец. В.Б.Феоновой. М.: Сюз, 1996. 357 с.
44. Азовцев H.H. Гражданская война в ССОР. М.: Воен-издат, 1986. т.1-2.
45. Акманов И.Г. За правдивое освещение истории народов. Уфа: Китаб, 1995. 61 с.
46. Александров Г.Ф. О некоторых задачах общественных наук в современных,условиях // Большевик. 1945. N 14. С.17.
47. Алексеев C.B., Каламанов В.Н., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. М.: Книга и бизнес, 1998. т.1. 423 с.
48. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.: Наука, 1989. 218 с.
49. Арсентьев Н.М. Редкий дар души и ума: К 90-летию М.Г.Сафаргалиева // Известия Мордовии. 1996. 10 февраля.
50. Арсентьев Н.М. Магомет Гарифович Сафаргалиев -ученый, педагог, организатор науки // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: Материалы I Сафаргалиев-ских научных чтений. Саранск: Красный Октябрь, 1997. С.5-15.
51. Арсентьев H.М., ЮрченковВ.А. Магомет Гарифович Сафаргалиев и ориенталистика // Российская провинция: история, культура, наука. Саранск: Красный Октябрь, 1998. С.7-24.
52. Ахсанов К.Г. Евразийцы 20-х годов о роли тюр-ко-татар в истории России // Материалы итоговой конференции Татарского государственного гуманитарного института за 1996 год. Казань: изд-во ТГГИ, 1996. С.78-82.
53. Багаутдинов Ф. По закону 1934 года. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. 133 с.
54. Баллод Ф.В. Приволжские Помпеи / Опыт художественно-археологического обследования. М.: Госиздат, 1923. 123 с.
55. Баллод Ф.В. Старый и новый сараи столицы Золотой орды / Результаты археологической работы летом 1922 года. Казань: Комбинат изд-ва и печати, 1923. 62 с.
56. Бартольд В.В. Сочинения / Под ред. Б.Г.Гафурова. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. т. 1-9.
57. Бахрушин C.B. Научные труды / Под ред. А.А.Зимина. М. : АН СССР, т.1. 1952 Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XYI начала XYII вв. 264 с.
58. Бахрушин C.B. Дмитрий Донской. Ташкент: УзФАН, 1942. 42 с.
59. Бахрушин C.B. Иван Грозный // Большевик. 1943. N13. С.48-61.
60. Белорыбкин Г.Н. Буртасы -посопные татары // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность: Труды международной конференции в 3-х томах. Казань, 1992, июнь 9-13. М.: ИНСАН, 1993. т.1. С.35-36.
61. Березин Н.И. Внутреннее устройство Золотой орды. Спб., 1850. 24 с.
62. Березин Н.И. Библиотека восточных историков. Казань, 1853. т.2.
63. Бизертдинов Р.Н. Татары, тюрки потрясатели вселенной. Н.Челны: Камаз, 1997. т.1-3.
64. БлокА. Стихотворения, поэмы. JI.: Лениздат, 1974.
65. Бутков А. . История о Ногае и всех прочих монгольских ханах Дешт-Кипчака // Северный Архив. СгГб., 1824. Вып. И.
66. Бушков А. Россия которой не было. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 520 с.
67. Валидов А.З. К столетию со дня рождения татарского ученаго историка Шагабуддина Марджания. Казань: Типография Императорского Университета, 1915. 3 с.
68. Вахитов С.Т. Исследование.ярлыка Сахиб-Гирея хана // Известия общества археологии, истории и этнографии казанского ун-та им. В.И.Ленина. Казань: 1925. Вып. 33.
69. В.П. Конференция историков Татарии // Вопросы истории. 1960. N5. С.227-229.
70. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политэмиграция. Начало XX века, 30-е годы / Под ред. И.Р.Тагирова. Н. Челны: Камск. изд-ский дом, 1997. 159 с.
71. Гибадуллина Р. Этот учебник не выдерживает большевистской критики // Эхо веков. 1997. N2. С.81-110.
72. Гильманов 3.И. Татарская АССР в Великой отечественной войне. Казань: Татарск. кн. изд-во, 1997. 321 с.
73. Гимади X. Один из вопросов истории Татарии // Вопросы истории. 1951. N9. С.63-66.
74. Глинкин П. Страницы подвига. Очерк русской прозы 1941-1945. М.: Современник, 1978. 112с.
75. Гордеев A.A. История казаков. М.: Страстной бульвар, 1992. 456 с.
76. Горский A.A. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды // Вопросы истории. 1997. N5.1. С.21-34.
77. Греков Б. Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда. М. ;Л.: АН! ССР, 1937. 201 с.
78. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда. М.: Политиздат, 1941. 208 с.
79. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М:; Л.: АН СССР, 1950. 479 с.
80. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М.: Наука, 1975. 519 с.
81. Губайдуллин Г.С. История татар. М.: Московский лицей, 1994, 197. с.
82. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: ДИ-ДИКС, 1994. 553 с.
83. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1998. 560 с.
84. Даниялов А. Об извращениях в освещении мюридизма и движения Шамиля // Вопросы истории. 1950. N9. С.З.
85. Дроздов П.С. Татары и их господство в Восточной Европе. М.; Политиздат, 1936. 24 с.
86. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М.: Знание, 1990. 85 с.
87. Застелева Л.Б. Культура и быт русского населения Северного Кавказа // Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1984. Вып. 8. С.51-62.
88. Иванов П. Об одной ошибочной концепции ( Извращения истории Руси проф. М. И. Артамоновым).// Правда. 1951. 25 октября.
89. Идиятуллин Д. Мама не пускала нас на улицу боялась съедят // Эхо-веков. 1995. май. С. 228.
90. Измайлов И. Идегеево побоище ЦК ВКП(б) // Роди-, на. 1997. . N 3/4. С.116-118.
91. История СССР / Под ред. М.И.Тихомирова. М.: Наука, 1966. т. 2. 625 с.
92. Исхаков Б.Звездный час татарской истории: Улус Джучи, Алтын Урда, Золотая Орда // Татаг1са. 1997/1998. N1. С. 3-9.
93. Каппелер А. Россия многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М.: Прогресс-традиция, 1997. 341 с.
94. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII век. М.: Просвещение, 1966. 135 с.
95. Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М.: Просвещение, 1973. 143 с.
96. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М.: Наука, 1980. 152 с.
97. Каргалов В.В. Под московским стягом. ( К 600-летию Куликовской битвы) М.: Московский рабочий, 1980. 109 с.
98. К.Маркс и проблемы докапиталистических формаций. М. : ОГИЗ, 1934. 187 с.
99. Керейтов Р.Х. Найманский компонент в этногенезе ногайцев и его параллели у других народов // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность / Казань, 1992, июнь 9-13. М. : ИНСАН, 1993. С.23-24.
100. Климов П. Школе-хорошие учебники!// Культура и жизнь. 1948. И июля.
101. Крисанова Н.А. Политические репрессии в высшей школе Мордовии // Российская провинция: история, культура, наука. Саранск: Красный Октябрь, 1998.'С.392-393.
102. Кузеев Р.Г., Пименов В.В., Шитова С.Н. Народы Поволжья и Приуралья,- Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. С.307.
103. Куклин В.Н. Магомет Гарифович Сафаргалиев (1906-1970) // Мордовский университет: Историко-хроникальный очерк. Саранск, 1992. С.145-147.
104. КульпинЭ.С. Золотая Орда.' М.: Московский Лицей, 1999. 220 с.
105. Куклин В.Н. Сафаргалиев Магомет Гарифович // История Мордовии в лицах: Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1994. Вып. 111.
106. Кумыков Т.X. К вопросу о происхождении балкарцев и карачаевцев // Вопросы истории. 1960. N1. С.266-267.
107. Куряева Р. Гидроойконимы Среднего Поволжья // Идель. 1996. N9/10. С.56-66.
108. Левашова В.Н. О городищах сибирского юрта // Советская археология. М., 1950. т.13. с.349-352.
109. Луцкий Е.А. Основные принципы периодизации развития советской исторической науки // Вопросы истории. 1960. N2. С. 102-115.
110. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф / Пер. А.Н.Юзиева. Казань: ИМАН, 1999. 125 с.
111. Махмутова А. П.А.Столыпин: направить серьезные усилия к пресечению национального татарского натиска // Эхо веков. 1998. N3/4. С.68-70.
112. Машанов М. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношения к другим инородцам. Казань: Тип. И.С.Перова, 1910. 132 е.
113. Меркушкин Г.Я. Развитие науки в Мордовии. Саранск: Красный Октябрь, 1967. 268 с.
114. Мизель П.-К., Федорова Н. Голодомор в Поволжье // Родина. 1998. N1. С.76-78.
115. Миннулин Р. Хади Атласи // Эхо веков. 1997. N 1/2. С.246-247.
116. Мокшин Н.Ф. Мордовско-татарские этнические связи и гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск: Красный Октябрь, 1998. С.30-31.
117. Набиев-'Р.Ф. О месте рождения М. Г. Сафаргалиева // Российская провинция: история, культура, наука: Материалы
118. I-IY Сафаргалиевских чтений. Саранск: Красный Октябрь, 1988. С.16-17.
119. Набиев Р.Ф. М.Г. Сафаргалиев как историк Золотой Орды // Гуманитарные науки на рубеже XXI века: Материалы Y Сафаргалиевских чтений. Саранск: Красный октябрь. 1999. С. 17-25.
120. Набиев Р.Ф. М.Г.Сафаргалиев. Неизвестные страницы биографии // Эхо веков. 1999. N 3/4.
121. Насонов А. Н. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М.: АН СССР, 1940. 178с.
122. Никитин Н.И. О происхождении, структуре и социальной природе русских казаков // История СССР. 1986. N4. С.186.
123. Новые книги // Вопросы истории. 1965. N5. С. 145.
124. О награждении почетной грамотой Президиума верховного Совета Мордовской АССР т. Сафаргалиева М.Г.// Советская Мордовия. 1966,. 22 марта.
125. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. 310 с.
126. Партийно-политическая работа в Красной Армиии / Под ред. С.Ф.Галаджева. М.: НКО, 1949. 268 с.
127. Пархоменко В. Б.Греков, А.Якубовский "Золотая Орда" // Историк-марксист. 1938. N4. С.148.
128. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: Феникс, 1997. 382 с.
129. Покровский Н.М. Русская история в самом сжатом очерке. М.; Л.: Госиздат, 1931. 367 с.
130. Против исторической концепции Н.М.Покровского / Под ред. Б.Грекова, М.: АН СССР, 1939. 517 с.
131. Радлов Ф.В. Государственность у кочевых народов // Эхо веков. 1997. N 3/4. С.259-261.
132. Рожков А. Беспризорники // Родина. 1997. N9. с. 70-74.
133. Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны. М.: Мысль, 1997.
134. Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Россия между Европой и Азией: Евразийский сооблазн / Под ред. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземской. М.: Наука, 1993. 368 с.
135. Савельев П.С. Монеты джучидов, джагатаидов, дже-лаиридов и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохта-мыша. Спб., 1857.
136. Сафаргалиев М.Г. За чистоту исторических наук. По поводу перевода на узбекский язык учебника по истории классовой борьбы Богарова и йонисяни // Партийная учеба. 1934. N2.
137. Сафаргалиев М.Г. Рецензия. // Историк-марксист. 1938. N3. С. 103-105. Рецензия на кн.: "История Татарии в документах и материалах" / Под. ред. Н.Л. Рубинштейна. М.: Соцэкгиз, 1937. 503 с.
138. Сафаргалиев М.Г. Борьба мордовского народа с татарским игом // Записки МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1946. N6. С.147-160.
139. ЛИТЕРАТУРА НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ.
140. Алишев С.Х. Алтын урда хэм казан ханлыгын ханы // Мирас. 1993. N8. С. 54-62.
141. Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. Казань: Комбинат изд-ва и печати, 1922.
142. Галлэмов Р.Ф. Татар тарихында нугай эзлэре // Мэ-гариф. 1994. N4. С. 40-41.
143. Губайдуллин Г.С., Али Рахим Татар эдэбияте тарихы. Казань: Комбинат изд-ва и печати, 1922.
144. Марджани Ш. Мустафад эль-Ахбар фи ахвали уа Булгар. Казань, 1885.
145. Мухаммадиев А.Г. Алтын Урда сэяхэт // Мирас. 1993. N8. С.64-78.
146. Хади Атласи Себер тарихы. Соэнбике. Казан ханлы-гы. Казан: Татар китап нэшрияты, 1993. 447 с.
147. Хафизов Г.Г. Алтын урда белен Рэсэй багланышлары // Мирас. 1997. N10. С.75-77.
148. Юзиев Н., БаПаветдинова Д. йади Такташ. Эсэрлэр оч томда. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1983. т.1-3.
149. ЛИТЕРАТУРА НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ.
150. Chambers James. The devil-s horsemen: The mongol Invasion of Europa.- London, Cassel, Oxford University Press, 1988. 214 s.
151. Hammer-Purgstall J. Geschichte der Goldenen Horde Im Kiptschak. das Ist der Mongolen in Russland etwa 1200-1500. Amsterdam, 1979. 683 s.
152. Spuler B. Die Goldene Horde. Die mongolen in Russland 1223-1502. Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1943. 640 s.
153. Spuler B. Die Goldene Horde. Die mongolen in Russland 1223-1502. Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1965. 638 s.
154. Jaschke G. Zur geschichte des names Tatar // Recid Rameti Arat icin. Ankara, 1966. pp. 287-285.
155. Kappeler A. Russlands erste Nationalitaten. Das Zarenreich und die- Volker der Mittleren Wolga vom 16 bis 19 Jahrhundert. Köln, Bohlau Verlag, 1988. 572.