автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия
Заключение научной работыдиссертация на тему "Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия"
Заключение
Диссертационное исследование, проведенное по теме «Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия», показало, что проблема магии, ее семантики и морфологии, эволюции и антропопсихогенеза -одна из самых интересных среди проблем организации и существования социокультурного пространства, в котором мы сегодня находимся, один из феноменов, с которым сталкивается каждый человек, одна из актуальных проблем социальной философии и религиоведения на рубеже эпох в конце XX -начале XXI века.
Работа над объектом и предметом исследования в рамках диссертации в соответствии с целями, задачами и научными интересами автора подтвердила рабочую гипотезу: магия, олицетворяющая первичное синкретическое единство человека и природы в его ритуально-магическом выражении, восходит к инстинкту и существует в психике индивида в качестве компонента бессознательного, имеет собственные понятийно-знаковые построения, параллельные природе знания и характеризуется нерасторжимостью объектно-субъектного взаимодействия в парадигме культуры. Магия принципиально неустранима даже в условиях превалирования рационально-прагматического подхода в отдельную историческую эпоху, но особенно актуальна в условиях кризиса социальных институтов, т.к. она выполняет специфические культурные функции.
Выявление причин и факторов возникновения и цикличиского воспроизводства этого древнейшего вненаучного знания, изучение его спецификации, структуры, а также его многочисленных функций в социуме, особенностей воздействия на психику индивида - все это позволяет говорить о достаточных для подведения итогов результатах проведенного исследования.
1. Одним из продуктивных результатов анализа дефиниций является определение статуса магии, который вслед за Касавиным И.Т., был подтвержден в ходе исследования как древнейшее вненаучное знание, которое начало формироваться в переходный период между природно-витальной и собственно-культурной жизненными стратегиями древнего человека. Конкретные социально-исторические условия потребовали изменений в сознании, в психике, поставили человека перед выбором. Заложенная в сознании европейца аристотелевская логика готовых форм разорвала семиотизированное пространство, в котором пребывал древний человек, и он стал в ситуации выбора опираться не на мистическое трансцендирование, а на свой собственный опыт с помощью логических процедур. Дуализма удалось избежать в культурном опыте Востока. Однако ностальгия по Единому, Всеобщему и Бесконечному стала смыслом прорыва к интуитивно-синкретическому трансцен-дированию как на Востоке, так и на Западе.
2. Платоновская парадигма знаний предполагает единство объективности и понятия, ту нерасчленённость мышления и деятельности, которая легла в основу магической стратегии существования Эмоционально-психологическая модальность магических процедур помогает человеку ощутить свою «самость», возможность субъективно влиять на объективные законы Природы и хотя бы ситуативно уходить от расщепляющей рефлексии. Он приходит в состояние природно-магического синкрезиса: знание переживается всякий раз как своё собственное, им добытое в момент его собственной эволюции.
3. Исследование показало, что магия как древнейшее вненаучное знание, циклично развивалось в течение многих тысячелетий и обрела сложную структуру бинарного характера: имитативная - контагиозная, черная - белая и т.д. Именно гносеологическая природа магии стала источником бурного развития разных наук на почве эзотерического (и до сих пор любая наука относится к сакральному) - алхимия, метафизика, терапевтика, магнетизм (гипноз), астрология и т.д.
Магическая составляющая присутствует во всех религиях мира: вера в сверхъестественное, способы паранормального освоения мира, стереотипы бессознательного, составляющие архетип национального характера - все восходит к эпохе анимизма и колдовства, всё это живет в душе любого верующего.
4. Методологическая и понятийная база исследования была сформирована исходя из специфики объекта и предмета деятельности и такого сложного явления, как магия. При этом были определены три уровня исследования: социокультурный, собственно философский и психологический. Именно эти три уровня позволили определить специфику понятия «магия» как универсального социального института, присутствующего в культуральной парадигме на основе различных для Запада и Востока гносеологии, опирающейся на коннотативно-магическое мышление с большим объемом бессознательного, проявляющегося в виде непосредственного воздействия на психику индивида с помощью особых кодов-медиаторов в состоянии трансцендирования. Для обозначения магии в широком смысле слова на уровне массового сознания в исследовании предложен термин магиозность по аналогии с религиозностью с целью определить магию в качестве мировоззренческой установки, которая накладывает свой отпечаток на деятельность человека и является, по сути , принципом и образом жизни.
Проявление магии в узком смысле слова обозначено как магическая практика, целенаправленное культивирование магических традиций у разных народов и в разные времена несколько различными способами, однако по единому основанию и в одинаковых процедурах и ритуалах как альтернативная рационально-логической культуре стратегия в целях осуществления непосредственного магического воздействия, пусковым механизмом которого является духовно-энергетическая связь субъекта с объектом в акте прямого апофатического единения-переживания. В качестве иллюстративного материала широко представлены материалы по древнеегипетской магии.
5. В диссертации обобщенно представлены в виде схем и таблиц результаты исследования магии на категориальном уровне в виде форм от суеверия и оккультного учения до культовой деятельности в современных пара-религиозных организациях, на основе таких обязательных принципов магической деятельности, как имманентность и иррационализм, агностицизм и др. не в их негативно-оценочной окраске, а в их недуализированной самоценности. Специфика магических методов и приемов в процессе магического акта воздействия субъекта на объект от заклинаний до проклятий, будь это гипноз или знахарство, заключается в апологии интуиции и сверхъестественных способностей, иногда сводящихся к манипуляциям профанирующего характера. Но об этом не задумываются носители магического сознания, субъекты данного социального воздействия, к которому они прибегают для разрешения проблемных ситуаций: магическое сознание обеспечивает необходимый уровень мистификации, уводящий субъекта в зависимости от его культурного опыта в так называемую «отдельную реальность», в которой в условиях интуитивно-синкретического трансцендирования происходит прорыв сознания индивида к Единому, Бесконечному, к метасмыслу своего существования, и это дает ему духовные силы для борьбы со своими затруднениями в реальной жизни. И в этом сущностное проявление мистических традиций с их платоновской генетической очевидностью.
6. Для прогнозирования дальнейшего развития большое значение имеет то обстоятельство, что на Западе и на Востоке, а также в России, имеющей свой архитип коллективной и индивидуальной интуиции, установились в конце XX века отношения взаимодополнительности гносеологических стратегий в жизни человека: устав от тотальной формализации так же, как и от культивирования апофатической прострации, культура приходит в равновесное состояние, которое создается по принципу комплиментарных отношений между доминантой рационализма и компонентами интуитивно-магического в форме семиотических конструктов.
При этом ученые прогнозируют, что в XX веке наиболее перспективными областями психологических знаний станут те, что примыкают к теологии и теопрактике, к искусству и художественному творчеству, этическим формам эзотерического.
7. «Психологизаторский» характер философии XX века в работах К. Юнга и его последователей, «магический ренессанс» обыденного сознания, бум опытов Кастанеды, кризис рационально-прагматических подходов свидетельствует о возникновении комплиментарных отношений магического и логического, даже о распаде универсальной иерархии в культурном опыте человечества, который благодаря современным СМИ и телекоммуникациям, компьютерным технологиям принимает вид нового неструктурированного синкрезиса (вместо природного). Наступает новый гносеологический цикл культуры.
Список научной литературыПавлова, Влада Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверинцев С. С. Мистика/ Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Издание 3-е, Т. 16. -М.: Советская Энциклопедия, 1974.
2. Аверинцев С.С. Магия/ Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
3. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос./ Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания/ Под ред. Касавина И.Т. М.: Политиздат, 1990.-с. 52-55.
4. Алексеева JI.B. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. М., 1995. - 243 с.
5. Амфитеатров A.B. Дьявол. М.: ИЦ МП «ВНК», 1992. - 325 с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. - 515 с.
7. Анисимов О.С. Методология мышления М.: Издательство МГУ, 1989.-328 с.
8. Анопова Е.И. Стучащему да откроется! 4-е изд., исп., доп. - М.: При-сцельс, 1997 - 149 с.
9. Антонович В.Б. Колдовство. Документы, процессы, исследования. -СПб., 1887.-116 с.
10. Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. М., 1995. -128 с.
11. Бадж Э. Легенды о египетских богах / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.
12. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. - 208 с.
13. Бахтин М.Н. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985. - М.: Наука, 1986. - 356 с.
14. Бердяев H.A. Философия свободы// Прилож. к журн. «Вопросы философии». М.: Изд-во «Правда», 1990. - 457 с.
15. Березовская В.Ф. Современная индуистская мистика.: Дисс. . к. фи-лос. н./МГУ.-161 с.
16. Библия. М.: Новая жизнь - Советский Союз, 1991. - 1220 с.
17. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
18. Болдырева Л., Сотина М. Магия и квантовая механика.// Наука и религия. 1990 №5, с. 36.
19. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. - 176 с.
20. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. - 333 с.
21. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914. 171 с.
22. Быкова М.В. Гегелевское понимание мышления. М., 1990. - 119 с.
23. Быстрицкий Е.К. Практическое знание в мире человека./ Заблуждающийся разум?: многообразие вненаучного знания. Под ред. Касавина И.Т. -М.: Политиздат, 1990.-229. с.
24. Василенко Л.И. Магия в наши дни: старое зло или новое благо?/ Знание за пределами науки. М.: Институт философии АН СССР, 1990. -115 с.
25. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов (опыт реконструкции традиционного мировоззрения дореволюционного удмуртского общества): Дисс. д.и.н./ МГУ, 1991 465 с.
26. Васильев Л.С. История религий Востока (Учебное пособие для вузов по спец. «История»), 2-е изд. пер. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. -414 с.
27. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т.т. Т.З. - М., 1982.
28. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. Собр. соч. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.
29. Вогэн А. Этруски / пер. с англ. А. Блейз. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -328 с.
30. Гегель. Г.В.Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1976. - Т.1. - 532 с.
31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1975 -1977.
32. Головащенко С.И. Особенности эволюции русской православной церкви как общественного института: Дисс. к. филос. н./ Институт философии АН Украины. 181 с.
33. Гречишников С.Е. Магия как социокультурный феномен: Канд. дисс. -М.: МГУ, 1994.- 158 с.
34. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Советская Россия, 1987. -220 с.
35. Григоренко А.Ю. Философский анализ магии: Дисс. доктора филос. н.-М.:РАУ, 1992.-421 с.
36. Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М.: Наука, 1979. - 303 с.
37. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. Критические очерки. М.: Издательство политической литературы, 1984. - 302 с.
38. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: 1988. 279 с.
39. Гуров Ю.Г. Философия. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 136 с.
40. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика// Вопросы философии. 1995. -№5.
41. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. -СПб., 1996.
42. Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1972. - 478 с.
43. Домострой. М.: Советская Россия, 1990. - 318 с.
44. Дорошенко Е.А. Зороастризм: верования и обычаи// Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6. 4.1. М., 1996.
45. Древние германцы. Сборник документов М., 1937. - 578 с.
46. Древе А. Происхождение христианства из гностицизма. М., 1930. -96 с.
47. Дбуров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. -М.: Соваминко, 1990. -401 с.
48. Еременков В.П. Специфика, характер проявления и пути преодоления вневероисповедальной мистики: Канд. дисс. Киев, 1978. - 163 с.
49. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. - 199 с.
50. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I XIV в.в. / Сост. и общ. ред. Касавин И.Т. - М.: Республика, 1996. - 447 с.
51. Кант И. Сочинения. В 6 т. М.: ИПЛ, 1966 - Т.6.
52. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы классической теории познания. СПб.: РХГИ, 2000. - 407 с.
53. Касавин И.Т. Размышление о магии, ее природе и судьбе/ Магический кристалл. М.: Институт философии АН СССР, 1994. - 421 с.
54. Кастонеда К. Отдельная реальность. М.: Мир, 1991. - 224 с.
55. Кеннет Медоуз. Магия североамериканских индейцев. Пер. с англ./ И. Митрофанова. К.: «СОФИЯ» 1997. - 288 с.
56. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: Наука, 1988. - 176 с.
57. Клебанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.-316 с.
58. К итогам дискуссии по статье С.А. Токарева «О религии как спиральном явлении».// Сов. этнография. М.: 1981, №1, с. 65 - 66.
59. Конвей Д. Дж. Мистерии и магия луны. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 448 с. с ил.
60. Косарева Л.М. Герметизм и формирование науки Нового времени // Герметизм и формирование науки. М., 1993.
61. Красников А.Н. Классики мирового религиоведения // Антология. Пер. с англ., нем., фр./ М.: Канон+, 1998. -432 с.
62. Критический анализ ненаучного знания./ Под ред. И.Т. Касавина. М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. - 129 с.
63. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности (опыт историко-этнографического конкретно-социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания религиозных пережитков чувашей) Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 355 с.
64. Кузнецов C.B. Религия Древнего Египта. http:/history.mtu.ru/articles/ rel/01.htm. Internet, 2000. 32 с.
65. Кукушкин В.Д. к проблеме социальной обусловленности неокультов в СССР./ Критика идеологии и практики нетрадиционных культов и неомистицизма. Сб. тезисов всесоюзной науч. конф. Новосибирск: ФО АН СССР, 1989.-с. 8-11.
66. Кураев A.B., Кураев В.И. Религиозная вера и рациональность. М., 1995. -Т.1.
67. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. - с. 161.
68. Леманн. А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Киев: Украина, 1993. - 399 с.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. - 431 с.
70. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия, мифология, культура. -М.: Политическая литература, 1991.-601 с.
71. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. - 296 с.
72. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. -Казань, 1881,- 114 с.
73. Мазелло Р. История магии и колдовства/ Пер. с англ. М. Новодворско-го. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 637 с.
74. Маккей Э. Древнейшая культура долины инда. М., 1951. - 98 с.
75. Максуд Р. Ислам/ Пер. с англ. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 304 с. с ил.
76. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с.
77. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. М.: ИПЛ, 1975. - с. 328.
78. Менли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1993 - 792 с.
79. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7-ми томах. М.: Изд-во Совбритсовмест. Предприятие «Слово», 1991. - Т. 2: Магизм и единобожие: религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. - 1991.-461 с.
80. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1995. 275 с.
81. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М.: «Вече», 1999. - 576 с.
82. Мусхешвили Н.А., Шрейдер Ю.А. Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации// Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.-198 с.
83. Новомберкский Н. Колдовство московской Руси XVII столетия. -СПб., 1906.-91 с.
84. Оккультизм и магия в современном мире. Беседа П.Т. Касавина с членом-корреспондентом РАН B.C. Степиным./ Магический кристалл. -М.: Республика, 1994. с. 509 - 526.
85. Орлов М.А. История сношения человека с дьяволом. М.: Интербук, 1991., 478 с.
86. Павлова В.А. Магические аспекты древнеегипетской религии и их формы воздействия на психику человека. Чебоксары: МОУП, 2000 -93 с.
87. Папюс (Жерар Анкос). Оккультизм. Магия и гипноз. / Пер. с фр. М.: ACT, 1989. - 552 с.
88. Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма.-М.: ИПЛ, 1985.-380 с.
89. Первушин А.И. оккультные тайны НКВД и СС. СПб.: Издат. дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 416 с.
90. Платон. Собр. соч. в 4-х т./ Т. 2. М: «Федон», 1993.
91. Повель J1., Бержье Ж. Утро магов. М., 1992. - 117 с.
92. Прайс Г. Сознание сверх сознания и сознание сверх материи/ Магический кристалл. М.: 1994, с. 253 - 267.
93. Радьяр Д. Астрология личности: представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. / Пер с англ. М. Антарис», 1992. - 348 с.
94. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. СПб.: Журнал «Нева»: ИТД «Летний сад», 1997. 192 с.
95. Раушенбах Б.В. Логика троичности// Вопросы философии. 1993, №3. -с. 78-112.
96. Религия, магия, миф: современные философские исследования. Под ред. В.Н. Поруса М., «УРСС», 1997. - 292 с.
97. Рожнов В.А. Правда о «чудесных» исцелениях. М., 1969. - 156 с.
98. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. 2 изд. М.: Наука, 1981. -607 с. с ил.
99. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси./ АН СССР, Отделение истории, Институт археологии М.: Наука, 1987. - 782 с. с ил.
100. Сандулов Ю.А. Культ дьявола как историко-культурный феномен: Дисс. . к. филос. н./ СПб гос. ун-т., 1991. 109 с.
101. Сидоров A.C. Знахарство, колдовство и порча у народов коми. Л., 1928.- 115 с.
102. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 385 с.
103. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. докт. дисс. М., 1994. - 20 с.
104. Солсо Р.Л. Когнитивная психология/ Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. -600 е.: ил.
105. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.-387 с.
106. Тейлор Э. Первобытная культура. М.: ИПЛ. 1989 - 504 с.
107. Тибетская книга мертвых. / Пер с англ. О.Т. Тумановой М.: Агенство «Фаир», 1998. - 366 с.
108. Тимоти Родерик. Мистерии темной луны./ Пер. с англ. К.: София», 1997.-256 с.
109. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.: ИПЛ, 1990. 622 с.
110. Уэринг Ф. Популярный словарь примет и знамений/ Пер. с англ. М. Кириллова. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.
111. Феизов Э.З. Восприятие и реальность. Чеб., ЧТУ, 1992. - 128 с.
112. Феизов Э.З. Философские основания психосоматической медицины. -Чеб., ЧТУ, 1985.-93 с.
113. Фейербах Л. Сочинения. М., 1926. - Т.2. - 426 с.
114. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. - 570 с.
115. Фрэзер Дж. Фольклор в ветхом завете./ Пер. с англ. Д. Вольпина; Пред. И комм. С.А. Токорева. 2 изд. пер. - М.: Политиздат, 1990. -541 с.
116. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия// Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. - с. 135 - 256.
117. Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука. Сборник. -М.: «СФЕРА», 1997. -366 с.
118. Хазрат Инайат Хан. Учение суфиев. Сборник. -М.: «СФЕРА», 1998. -352 с.
119. Хашановская В.А. Критический анализ современной вероисповедаль-ной мистики в капиталистических странах: Канд. дисс. Л., 1977. -193 с.
120. Черепнин Л.В. Из истории древнерусского колдовства 17 века// Этнография. 1929. - №2. - с. 17 - 34.
121. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают легенды. М.: Алетейя, 1999. - 448 с.
122. Шахнович М.И. Петербургские мистики. СПб., 1996. - 276 с.
123. Широкова Н.С. Кельтские друиды. Л., 1984. - 199 с.
124. Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. 2-е изд. доп. и перераб. -М., 1981.-365 с.
125. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995.-508 с.
126. Эдред Торссон. Северная магия: мистерии германских народов. Пер с англ. К.: «София», Ltd., 1997. - 256 с.
127. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс. К., Энгельс Ф. соч., Т. 21 М.: Госполитиздат, 1956.
128. Эшлен Ш. Происхождение религии. М.: ИПЛ, 1954. - 236 с.
129. Юнг. К.Г. Различие восточного и западного мышления // Философские науки 1988, №10, с. 94.
130. Assman J. Egypten. Theologie und Frommigreit einer frühen Hjchkultup. -Stuttgard, 1984.
131. Beltz W. Das Tor Gootter. Altvorderasiatische Mythologie. В., 1978.
132. Beth К. Religion und magie bei den Natur Volk aren. В., 1914, s. 222.
133. Bernhart J.(Hrg.) Mystik, Magie und Daemonologie. München, 1927.
134. Codrington R. The Melanesians. Oxford, - 1891.
135. Debus A. Man and Nature in the Renaissance. Cambridge, 1978.
136. Dürkheim E. Zes formes elementeires de la viereligienuse. P., 1912.
137. Dutt Nalinaksha. Early monastic Buddhism. Calcutta, 1981.
138. Harling. Novalis als Philosoph. 1955.
139. Kalisky R. L'islam. Origine et essor du monde. Verviers, 1989.
140. Krause W. Religion der Kelten. Leipzig, 1953
141. Man E.N. On the aboriginal inhabit and of the Andaman Islands. L., 1932.
142. Needelman J. The New Religions. N. Y., 1977.
143. Perjinger M.A. The Paranormal. -N.Y., 1974. -Pt. 1-11.
144. Rao K.R. Experimentation Parapsychology. A Review and Interpretation, III. Springfield: Thomas, 1966.
145. Rivers W.H. Medicine, magic and religion. L., 1924. - P. 48.
146. Robertson-Smit W. Lectuves on the religion of the Semites. L., 1907.
147. Ruderpher M. Phisical Theory of Phsichic Phenomena. N.Y.: Dimension Inc., 1973.
148. Seligman G.C. The Veddas. Cambridge, 1911.
149. Simon H. Der mag. Idealismus. Studien zur Philos des Novalis, 1906.
150. Spiegel F. Commentar über das Avexsta. Wien, 1979.
151. Starloff C.F. The people of the center. The American Indian Religion and Christianity. N.Y., 1979.
152. Steiner R. Makrokosmos und Mikrokosmos. Dornach, 1962.
153. Schreiber H. Worterbuch der Parapsychologie. Zurich, München: Kindler Verlab, 1976.
154. Schott C. Magia universalis naturae et artis. 1657.
155. Urbanezyr St. Religia poganskich Slowian. Krakow, 1947.
156. Webb J. The Occult Establishment, Jll, 1976.
157. Терминологический словарь к диссертации
158. Аберрация (от. лат aberratio уклонение), отклонение от нормы.
159. Аксиология (от греч. axia ценность и . логия), учение о ценностях.
160. Аморализм (iимморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.
161. Антология (греч. anthologia, букв. собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкаль-ных) разных авторов.
162. Глосса (греч. glossa устаревшее или малоупортребительное слово), перевод или толкование непонятного слова или выражения; наунчый коментарий законов или решений суда.
163. Гносеология (от греч. gnosis познание и .логия), то же, что теория познания.
164. Демонология, учение о духах, о бесплотных существах.
165. Имманентный (от лат. immanens пребывающий в чем либо, свойственный чему либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению процессу. Противоположность имманентному трансцендентный.
166. Имморализм (от лат. im не и moralis - нравственный), то же, что аморализм.
167. Канонизация (от греч. kanonizo узаконяю), в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.
168. Клерикализм стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
169. Когерентность (от. лат. cohaertns находящийся в связи), согласованное протекание во времени нескольких процессов.
170. Когнитивный акт (от лат. cognitio знание, познание), акт познания.
171. Константность (от лат. constans постоянный, неизменный), постоянность, неизменность предметов, процессов, явлений.
172. Континуум (от лат. continuum непрерывное), непрерывность, неразрывность явлений, процессов.
173. Концепт (от. лат conceptus мысль, понятие), смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени.
174. Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
175. Ноумен (от греч. noúmenon), умопостигаемое, в противоположность феномену, т.е. постигаемому чувтсвами; термин впервые употреблен Платоном.
176. Онтология (от греч. on, ontos сущее и .логия), раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
177. Профанация (от. позднелат. profonatio осквернение святыни), искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства); непочтительное отношение к достойному, опошление.
178. Раритет (нем. Rarität, от лат. raritas редкость), редкая, ценная вещь, диковина.
179. Сакральный (от лат. sacer, sacri священный), относящийся к религиозному культу и ритуалу:; обрядовый.
180. Семантика (от греч. semanticos обозначающий), 1) значения единиц языка. 2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значенияединиц языка, прежде всего слов. 3) один из основных разделов семиотики.
181. Сциеитализм (от лат. зЫепйа наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
182. Теургия (греч. theurgia, букв, божеств, действие, чудо) вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов.
183. Тотальность, то же, что целостность.
184. Универсум (лат. universum, summa rerum), философский термин, обозначающий «мир как целое».
185. Целостность, внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.
186. Эзотерический (греч. esöterikos внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных.
187. Экзотерический (греч. exóterikós внешний), понятный всем, предназначенный для непосвященных, не составляющий тайны.
188. Эмпирический, 1) основанный на опыте. 2) Следующий эмпиризму.
189. Энтропия (от греч. entropía поворот, превращение), процесс изменения предметов под воздействием каких-либо явлений, процессов.
190. Эпистемология (от. греч. episteme знание и .логия), то же, что теория познания.