автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Магия как социокультурный феномен

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Гречишников, Сергей Егорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Магия как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Магия как социокультурный феномен"

косяовский государственный УНИВЕРСИТЕТ

ки. ов. Ломоносова

Р Г Б ОД СПН51АШеК?02АННЫЙСОВЕТ Д.053.05.S4.

1 2 ДЕН Г •

На кронах рукописи

ГРЕЧШШШКОВ Сергей Егоровач

МАГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09.00.06 > теория и история

рпнгип,

свободомыслия и атеизма

А з торефе р а т диссертации 1а соискание ученой степени етидиаата философских наук

Москва -1ОД4

• Работа выполнена на кафедре философии pcEmsi п ргллпшгелгшгз философского факультета Мосгоесгого гссудгрсгсскного уиизерегтехе их. М-ВЛоыоносоаа.

Шучньш ругозэдЕхгь: кандидат фплософсая наук, доцегг Краасяхя А. П.

Официальные оппаЕгптъг. ДОЗГГОр философских плуй, профессор Я.Я.

кандидат философских кзуа, доцент Ярцг-гз A.C.

Ведущая организация: КалухгсаШ фягаш МГТУ sju. Бзуъкигг, кафедра философии

Згшла состоится" * 190 г. в часов ыа заседания

Спетгагашрооаниого Созета (Д. 0S3.05.84) по фплософшш наукам с Моссоассои государственной уипмреатеге шдеш М-В Лоионосоза.

Адрес; 119899. Мссза, Лешшошг гора, 1-2 корпус гушшкгарнш факультетов МП'. фялегофешй факультет. еуякторпа-.

С диссертацией иогно ознакошггьез в читальном зале гуманитарньо факультетов МГУ.

Автореферат разослан " " 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета

Ытмшоа К.И.

ОПЩАЯ ХАРАКТШ1СПЕСА РАьОТЫ

А.ктуальность ксслолоааипя. Религиозие-мистичесхий ренессанс, стаптий зканением кашгго времени, пе есть нечто случайной. Не является случайным, а часшсст. и широкое распространенна такого феномена как ,чап?2. ...

В общественном сознании магия представлена как Сообразнее искусство боздейстыы неким таинственным образом «а екружаюткй мир с целью его изменения з цузглом направлении. Давно замечено, что потребность а таком отнететпт к миру врастает зо времена глубоких сбшествеишп хрнзисоз. Данная работабша за мыслена а $ 937 году, когда вредчупазке гр.тдуигго идеологического п эшномнч-еского хаоса уже В!!Тйла п воааухг.

Было понятно, что в случае ухода коммунистической идеологии, зозннкший вакуум начнет активно заполниться. Было такхе ясно, что традиционные ретгпш. утратнппше свои идеологические позиции за годы соестсссй пласт, не смогут, з ату опюапсплюП Сложности вероучения, быстро восстаногить их. '

Население пошло "по пути наименьшего сопротивления" и стало подбирать то, что лежит на поверхности. Сегодня, по выражению церковного публициста Андрея Курагва, самал распространенная религия в нашей стране - пап а. Она вьгагла нз стадионы. Появилась широкая йозмозэюсть приобщаться к "тайной мудрости" з разного рода оккультных сектах.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания природы магии, социальных и познааатеяыю-псяхологаческих причин ее существования и воспроизводства, функций, роли и места магии з обществе.

В этой связи основная проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: а чем социальная значимость магии?

Степень разработанности проблемы. Исследование магшг как социокультурного феномена основывается на определенном понимзшш самого термина "магия" н причин воспроизаодетьа магических представлений в общественном сознании. В настоящее время имеется

достаточное количество исследований по данной теме, особенно за рубежом. Начиная с последней четверти прошлого века, магия становится одной,из наболее значимых тем западного религиоведения и социальной антропологии. Учеными двигал интерес к культуре колонизируемых народов, который перерос затеи в стремление выделить п "примитивных" верованиях и обрядах ростки культурных особенностей современной цивилизации. "Магноеедение", если допустить его существование как отдельной дисциплины, стезуя логике развития любой науки, начиналось с отюашш магических обрядов и их классификации (А.Фирканд. А.Юбер и М.Мос, Арнольд ®ан Гелнеп. Фраер). Социальным функциям магии были непосредственно посвящены работы Б.Малиновского, Э. Дюркгейма, Э.Эванс-Прнчарда, А.Радкяиф-Браума. Проблема магии как социокультурного феномену затрагивалась такяе в трудах ученых, исследующих взаимоотношение мапод и рздигш (Р.Маррет. К.Прейсс, А.Фнркант,Э.Дюркгейм). ..

Тайлор и Фрезер, представители английской антропологической школы, пытались ответить на вопрос: "как возможно существование машческих представлений?" Функции мапш оставались на периферии их исследований. Блшке всех к пониманию социальной значимости магии, иа наш взгляд, подошел Броансяаа Малиновский. Основная функция мапш названа им "культурной". Заключается она в ршуализаиии человеческого оптимизма, в усилении веры н победу надезкды над страхом. Следуя за Фрезером, Малиновский делает акцент на гносеологическом анализе мапш а на основе такого анализа делает затем социологические обобщения.

В последние десятилетия некоторые западные исследователи начали рассматривать современные формы магии (Э.Тнрьякин, Э.Муди, Э.Труззи ндр.): . V-■■•.;' .:'■; ■ . •"

Следует отметить также а оригинальный подход к исследованию магии, представленный К-Касгаиедой, ШСарнером, А.Кроулн. Суть его в • том, что интерпретатор пытается разорвать герменевтический круг при понимании магической традиции, войдя внутрь этой традиции, присвоив ее себе. К сожалению, следствием данного подхода является тр. что его сторонника с необходимостью начинают заниматься апологией магии и утрачивают должную степень объективности.

Вообще, общим недостатком подавляющего большинства зарубежных ;одходоз к магии является их йсесгкая привязанность к какому-либо озном\ упованию. Мы полагаем, что специфичность магии может быть :6сагавана, исходя из различного рода оснований, ибо только их сложение пссобно дать приемлемое решение вопроса. До сих пор исследование грироды магии осуществлялось з рамках какого-либо одного подход;': •оциально-атропологического (Д".с.Фрезер, Э.Тайлор). психологического З.Фрейд. К.Юнг, Дж.Рухейм, Ч.Тарт, Г.Прайс, Дж. Кларк), других ювходсв. определяемых спецификой той формы знания, в которой работает гдниый ученый.

У нас в стране исследованием магии занимались в основном этнографы Л.Н.Майков, М.К.Забьшнн, Е.Г.Кагаров, А.Потебня, А.Ветухов, З.Познанский, Л.В.Черепнин, Н.И.Миклухо-Маклай, Б.Богораз, \.Лезенстрим, Д.К.Зеленин, В.Вербицкий, П.Шейн, А.Малинка, ЪС.Ефименко, С.А.Токарев, Т.А.Лкстова, И.А.Кремлева, Г.П.Дурассз, ЗЛ>асклов). Проблему магии з связи с исследованием религии зассматривалн и отечественные религиоведы (Ю.Ф.Борунксв, -•¡.А.Крьгаелез, Б.А.Лобозик, А.Д.Сухов, Д.М.Угри.чович, И.Т.Кас£«;ш, З.Н.Порус, Б.И.Пружинин и др.). В последние годы интерес к ней стали троявлять даже естествоиспытатели (А.П.Дубров, В.Н.Пушкин, Я.Болдырева, Н.Сотина).

Особо следует сказать о докторской диссертации Григоренко А.Ю. Мы совершенно согласны сданным автором в том, что задачи системного исследования магии как особого социокультурного феномена еще не решены ни в российской, ни в зарубежной литературе. Что объединяет всех перечисленных выше исследователей? Они анализировали частные вопросы зышеуказанной проблемы. Рассматривали место магии в религиозном комплексе, описывали некоторые функции магии, занимались классификацией магических обрядов. Внимания же философскому рассмотрению магии уделялось недостаточно. А.Ю.Григоренко в своей работе представил свое видение общей теории магии. Ему удалось провести семантический и морфологический анализ магии, исследовать философские проблемы и вопросы «5 тгздзпеа, проанализировать еоциально-культурологическиг особенности эволюции магии.

и

Несмотря на то, что труд А.Ю.Грнгоренко носит фундаменталы характер, нам представляется возможным углуб1гть его обобщения за с социально-философского и религиоведческого сидения пробле; рассмотреть те вопросы, которые не были указанным автором иселедоз; или булн только обозначены.

Задачи и цели исследования. Все вышесказанное предопределило ц и задачи данной работы. Они определяются актуальностью темы, сгепе; разработанности проблемы и научными интересами автора. Колеч; целью работы является создание концепции магии как специфичен:! социокультурного феномена. Нам особенно важным предстапляе показать именно специфичность магии, что связано с оправдат существования ее как вполне самостоятельного элемента человечес? культуры.

Акцент на специфику природы магии позволяет показать, что в сф маши человеком могут решаться в принципе те ;ке проблемы, как и в нау религии, но решаться совершенно особыми способами. Тем сам] специфика мапш обосновывается с то1е;л зрения значимости этой сф? для человека. Ответить на данный вопрос невозможно без детальнс исследования природы мапш, ее места и роли в обществе.

Обхцал цепь нт1ро5леладнссертацпсгшош исследования предполага постановку и разработку следующих задач:

- анализ основами подходов в рассмотрении мапш;

- выявление типовых элементов машческой деятельности;

- проведение классификации магачеекпх. действий;

- определение соотношения мапш с родственными и смежными с и феноменами;

- выделение критериев мапш; .

О

- поиск причин воспроизводства магических представлений;

- поиск места магни в общечеловеческом процессе духовн практического освоения мира;

- анализ роли мапш в обществе.

Р.Тгтогтологичсстая основа исследования. Методологической основой является сочетание исторического I! философского подходов к рассмотрению природы магии. Исторический подход делает акцент на происхождении и эволюции магин во всем многообразии ее форм и в их хронологической посдсяозательностн. Проблемный подход ориентирован на выявление сугпэтзгнного, общего, необходимого в магии. Кроме того, врзботг объединяются социально-философское и религиоведческое рассмотрение Философское исследование магии орнентиовано из

объяснение ее сущности, включает рассмотрение ее как социального явления, раскрытие всей совокупности функциональных и каузальных сзязей этого явления в социальном организме.

Философский взгляд на магию предполагает ее гносеологический анализ, т.е. выявление возможностей формирования магической картины мира, которые возникают в процессе познания.Мы исходили из принципиального положения о взаимной детерминированности материально-предметной и духовной сфер общественной жизни.

Терратичес:пге источники исследования. В качестве теоретической основы диссертационного исследования выступает ряд работ зарубежных и отечественны:; авторов, посвященных проблемам религии и магии. Специально следует отметить книга И.К Лблокова "Социология религии",

3.М.Угриновича "Введение в религиоведение" н Ю.Ф.Борункова "Структура религиозного сознания", а также труды таких отечественных юследователей как АЛО.Григоренко, А.Н .Красникова, С.Ф.Аииснмова, Я.А.Крывеяеза, Б.А.Лобознка, А.Г.Спиркина, С.А.Токарева, А.Д.Сухова. 2реяи аналогичных исследований зарубежных авторов можно упомянуть груды Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Э.Тайяора, .Фрезера, Р.Маретта,

4.Прейсса, А.Фнрканда, Э.Дюркгейма, К.Бета, Л Леви-Брюля, Х.Юбера и Л.Мосса, Б.Малиновсхого, Э.Эванс-Причарда, А.П.Элкина.

Научная новизна исследования.. Нпучняк новизна исследован?; заключается в рассмотрении мапш пе просто ка;: некоего феномен духовной культуры, а как одного из способов духовно-практическог освоения мира. Более конкретно научную новизну диссертации моха? сформулировать в следующих тезисах:

- уточнено понятие "магия", выявлены структурные элемент! магической деятельности (субъект, объел-, предмет, содержание, средств; способы, результат);

- вычленена магическая составляющая в различных сфера человеческой деятельности: науке, репнпш, идеологии;

- описаны четыре формы мапш: магия как сугвгрие, мггня ка оккультная наука, мапш в религии и машл 1:01; составная часть иных видо духовко-пракпгчесхой деятельности человечества;

- раскрыта синтетическая природа мапш, проанализированы е социальные, пюсеолопзческие и пгахологаческие аспекты; обосновано, чт специфичность природы мапш определяется особенностями социальной познавательной 1! психологической деятельности людей;

- выявлены причины воспроизводства мгпгееекпх представлений ] действий в современных условиях; показано, что магяя в ы ступ а е' универсальным заместителем социальных ннеппутов в те?; обыденны: ситуация:?:, когда надпехашнй социальный институт еще не выработа; необходимых способов совладания с ситуацией 31ли индивиду эти способ! неизвестны.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит 1 следующем. Выводы п результаты исследования могут заинтересован философов, работающих в области философии религии, социологов этнографов, политиков, педагогов, управленческих коне)'льтантов.

Данная работа может рассматриваться как теоретическая 1 методологическая основа для ученых и специалистов, анализирующих тот или иной аспект магической деятельности. Выводы работы являют« дополнительным аргументом в пользу обоснования определения мапш н< как плода невежества и обмана или сугубой иллюзии (оценка любого видг знания, как иллюзорного, весьма относительна), а как особого социальное

тггута, работающего на удовлетворение специфических потребностей >!денной практики.

Практическая: значимость работы состоит в том. что ее результаты кно использовать:

- при проведении конкретных социологических исследовании ременного состояния феноменов религиозно-мистического характера;

- при дальнейшей теоретической разработке проблем философии и иологии, истории религии и культуры, з частности, при изучении цессоз, протекающих з сфере общественной идеологии и общественной толопхи;

- при подготовке учебных курсов и составлении учебных пособий по эсофии, социологии, истории мировой культуры, истории религии.

Лппо!>ац;;г!. Отдельные положения диссертации изложены в тезисах кого доклада, статье к книге общим объемом 6,8 пл.

Работа так;::е была апробирована з ходе чтения лекций по философии, гуролопш и истории религии иерея студентами калужских вузов, хьтаты работьт сбсул'яалкс^ на кафедре философии и социологии У Ш1. К.Э.ЦнолтсоЕскогс. Диссертация обсухаалась на кафедре софин религии н религиоведения философского факультета МГУ им. Г1о:.*сносог>а з сезггябре 1594 года и рекомендована х защите.

Стругггура р-.ортм. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти рафсз), заключения и библиографии.

О СНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

•о зоедеппп сбоснозан выбор темы, раскрыта ее актуальность, степень Зотанностп в научной литературе, сфор.чул-.фозаны цели и задачи, -га н общая методологическая основа диссертации.

? перепй гляг.5 - "Природа магии" - детально анализируются сшые особенности исследуемого явления.

гервый параграф первой главы -" Проблема природы магии и основные ды к ее решению" - представляет собой аналитический обзор туры. Автор исходит из того, что исследований магпп не является атнзой дгксй-либо одной катан или да;я*е групди смежных нгл'::. Ее

изучением занимаются представители самых разных областей знания: богословы, философы, социолоп;, психологи, культурологи, релнпюгеды, лингвисты, естествоиспытатели.

Исследователи занимают различные позиции по вопросу о природа так называемых "магических явлений". Одни полагают, что природокгнп физнчна; другие утверждают, что она социальна; третьи - что они психологична; четвертые - что otra демоннчна. Мы предлагаем в хлчестаг единого основания для классификации подходов к изучешпо природа; магии те области знания, в которой работает тот или ¡тай последователь мапш. Тогда основными подходами будут следующие: религиозный богословский, подход представителей оккультизма, философский подход, религиоведческий, естественнонаучный.

История всех христианских конфессий показывает, что принцип резко негативного отношения к мапш остаегся незыблем:.;:.;. В ди ссерг пцз;oí-;¡íс нссдедсвантг зте прослеживается на прннерг русской прагоспавкей церкви, католичества, протестантизма. Подход богословов, куда с известной долей огрубления \£о;.:ло отнести л клерикально настроенных исследователей магия, всегда характеризовался попытками дискредитировать магию, отделить ег от религии. Если попробовать коротко сформулировать суп: богословского подхода, то звучать это будет так: ничего общего между магией к религией нет - религия от Бога, магия от дьявола.

С появлением в начале пашей зры герметической литературы, первзл;; собственно оккультных источников, проблема природы мапш стала решаться к ai; проблема се самоопределения в рамках вссго человеческого знания. Справедливости ради следует отметить, что оккультная традацл.' активно абсорбировала и научное знание. Для примера укажем не вышедшую в 1533 г. книгу итальянского сторонника "естественной мапш" Джанбатисты делла Порты "Magia naturalis". Это сочинение было скорее,практической фгаикой, показывающей, как природными средствам!: можно сделать множество замечательных фокусов. Большинство хашшго в 19 н 20 веках представителей оккультного подхода рассматривают маппс в непосредственной связи с теорией оккультизма: мапш оказьшаетсл оддш,\ из отделов оккультизма наряду с астрологией, психургией, алхимией теургией п другими оккультными дисциплинами. В оккультном пэяхед-.

но прослеживается мысль о непреложной истинности эзотерических зкрытых от непосвященных) магических знаний (магия за пределами :культизма не считается подшитой магаей).

Философский подход предполагает осмысление магии на уровне гобщего з системе "мир-ч^товек". Глубокая философская проработка облемы мапш была представлена в трудах философов немецкой ассичесг.ой школы. Отталтагкассь от мысли Канта о том, что начальной ядией з развитии религии является колдовство как зера в фхь сстеегзенксг без Бога, Г.В.Ф.Гегель предпринял попытку определить сто мапш в общем процессе развитая человеческого духа. В "Лекциях философии рел::пп:" Гегель формулирует противоречие первобытного ¡иакня, которое заключается в том, что человек, чувствуя себя, с одной >роиы, пичтохеным и порабопкнньш перед слепыми силами природы, с .той стороны, осознает п себе потенцию пласта над природой. В щовстве это противоречие разрешается.

Под влиянием Гегеля находились и мкопге религаоведы. Философский код, вообще, исторически и л огически предшествует религиоведческому, нпшведческий подход требу-,, рассматривать мапш в непосредственной зи с религией. Точкой отсчета собственно научного религиоведческого ггедевгшия мапш можно было бы назвать книгу английского этнографа псоционисга Э.Тагёлора "Первобытная культура", вышедшую в Лондоне 37! году. Труды двух других выдающихся нсследозателей магии, аставителей английской антропологической школы, Д-лс.Фрезера я 'злинопсгсого общепризнаны з качестве классических.

Внутри релнпюзед'-есхой традиции исследования магии можно, а о очередь, выделить два доминирующих подхода: социологический, где ш рассматривается как социальное явление и гносеологический (магия абберация сознания). Причем, в рамках обозначенных подходов этади не только профессиональные социологи и психологи, но и зграфы, лингвисты, культурологи. Ярким представителем юлогического подхода бьш французский философ Эмиль Дюркгейм. тпш, что социологический подход исследует не столько сущность мапш, 1ько ее положение в общестзе. Гносеологический подход ктеризозался прежде всего попытками постичь природу магаи. исходя

из особенностей познавательно-псяхпческоп деятельности. Конечно, е "чистом" виде ни социологический, пи гноселопгческий подходы не используются, да и вряд ли это возможно. Просто на что-то делается больший акцент. При гносеологическом подходе социальные причины, предопределяющие существование мапш в обществе, отходят как бы не

и

второй план.

Подход естествоиспытателей анализируется автором на примере нескольких наиболее симптоматичных работ отечественных и зарубежны? исследователей. Предметом изучения у естествоиспытателя становится н; магия сама по себе, т.е. не мапш как социокультурный феномен, а то, чт< называют магическими или "таинственными" язленн-тми. Для убежденной в силе магии магическое явление есть чудо. Для ученого "таинственное' есть то, что пока не представляется возможным объяснить г. силу отсутстви: необходимых научных знаний.

Две основных проблемы решаются в рамках естественнонаучной подхода: Возможны ли магические явления вообще^ 2, Если он: возможны, то как? Разумеется, любые попытки рассмотрения самы фантастических явлений необходимо привегстьовать. но для этого ка минимум нужно доказать, что "таинственное" явление существует. Прнче; существует в объективной реальности, а нетольио в голове у адепта мага Современная парапсихология пытается выстроить гипотезы, подтверзкдеш: которых в будущем, как полагают парапсихологи, позволит снять скепси по отношению к магическим явлениям, не укладывающимся пока в рамк известных законов науки.

Автор смотрит на магшз как на социокультурный феномен. М говорим о мапш как о социальном феномене потому, что она есть такс проявление родовой сущности человека, которое имеет отношение воспроизводству общественной жизни. Мы утверждаем тах:ке. что мал есть культурный феномен. Основанием для данного, тезиса являет« определение культуры как неслучайного опыта человечества; опыта, в тс или иной степени отрефлексированного и заложенного в памяти поколени

Второй параграф первой главы - "Структурные элементы машчеш деятельности и классификация магические действий" - являет

^люстрацией авторской мысли о том, что природа магии не гложет быть, ргдстааленг без анализа ее структуры. Определение магии на еиоменологическом уровне - это описание ее зилов и типов, а также ыделение струэтурных элементов магической деятельности. Магическая еятелькость есть такое проявление активности 1Шдибидоз..и социальных >3тш, которое определяется магическими представлениями в их сознании, частности, убеялениостыо втом, что личное сверхъестественное вгаишие. з мир возможно. Такое сознание мы булгу, называть магическим.

В шооой дек гелькопи, и г Ь.гл% здесь пе исключение, выделяют субъект, бъек-Т; прЗдМет, содф:капН5; ср-лстйа, способы, цель и результат. Взятые се ¿шгсТй ОНИ получили название структурные элементы". Мы ассматриваем структурные элементы магической деятельности по налопш со структурными элементами религйозной деятельности. 1одобный подход был успешно апробнройап в социологии религии течествеиным исследователем И.гЬЯблокдвьш.

Субъектом магической деятельности выступает индивид или группа :юдеи 0;ол.т51спййий субъект). соверша/оших магические действия. Объе:ст ¡агической деяТ&йШбстй - то, на кого или на что направлены дейсгзия ыгз. Объектом могут выступать челойех или группа людей, животные, »астения, природные стихии, веши, социальные отношения и другие ущества, явления и процессы, которые могут быть как реальными, так и ¡ымышлешшмн, сфантазированными, хотя само магическое сознание ■акозыми их, естественно, не считает. Предмет магической деятельности --с. с чем работает субъект этой деятельности, то, что он пытается ¡реооразовать ради реальных изменении в о!фуетющем мире. Для него 1то "таинственные", связи и отношения между объектами и явлениями 5крул:а)ощего мира. Содержание магической деятельности определяется хютветствуюшнми убеждениями, взглядами и представлениями субъекта. Содержание есть определенная последовательность действий в :овокупиости с тем смыслом: который з эти-действия вкладывается. Содержание есть "наполненность' магической деятельности. Средствами магической деятельности следует считать все то, что позволяет создать эпределенное знаковое пространство,: необходимое для обретения субъектом уверенности з возможности целенаправленного

сверхъестественного Боздейспзия на объекты окружающего мира. Способы магической деятельности есть нормы (правила) действии субъекта по использованию средств. У профессионального мага обычно имеется цель:*: набор способов, которые он мсяист &арз>ирашъ 55 зазисимогти от ситуации. Нормы магической деятельности отрабатывали«, Риутри магической традиции тысячелетиями. Магическую традицию мы будем пошшптъ ка:: весь потенциал магических знаний, накопленных б ходе развития г.:ап:п.

К чему же в конечном итоге приводит магическая деятельность? Что будет ее результатом? Прежде чем'ответить на этот вопрос, на^! необходимо развести цель и результат. Цель, вообще, есть идеальное предвосхищение результата. Результатом жебудегреалыюе изменение. Считать результатом магической деятельности сам факт достижения цел;: нельзя. Почему ? Потому, что если цель и достигается, то, игт. правило, вследстхше действий совершенно других, часто неизвестных субъекту, причин. Само досшеша цели приписывается субъеетом исключительна цг.гг.::сс:;о;.;у воздействию на объект.

Таковы структурные элемента ы&птейиой деятельности. Определив их. мы построили некоторую концептуальную матрицу. В чем ее методологическое значение? Наложенная на реальность, она помогает выделягь в ней типовые признаю! магии.

Продвижение к сущности магии предполагает классификацию магических действий. Примером такого действия, может быть магический обряд - традиция, преломленная в ритуале.

В нашем понимании магическое действие есть актуализация магического знания. Магическое знание мы определим как такую ин( урмзцто, используя которую человек надеется снедать успешным "таинствегное" или, выражаясь в религиоведческих терминах, сверхъестественное, воздействие на объекты и явления окружающего мира.

Природа магии должна быть схвачена в ее определенич, в фиксации ее качественных признаков, т.е. сущностных критериев.

Зг дачей третьего параграфа первой главы - "Критерии магии" являлась выработка таких критериев и проведение затем на их основе сравнительного анализа магии и смежных с ней феноменов.

Отличительными признаками магии могут быть следующие. Во-аер?ч.т, деятсльностно-пракппеский характер магии, ее направленность на лосглэтетге желаемых изменений з реальном мире. Во-вторых, наличие (рационально необусловленной уверенности) в подлинное сущесггосзинг саерхг естеотаиных сил. связей н отношений. И, в-третьп;:, аеры з возможность их использования а целях полупения желаемого результата.

Перечисленные признаки а соаогсупностн .здяжот собой комплексный 5:p:rrepm'i мпггш. Автор отдает еепг отчет з том, что наиболее спорным здесь является второй приза ах. Действительно, некоторые субъекты varimeexoñ аеггеяьностн ко делят мир ал "естественный" н "сверхъестестг'енный" и полагают, что дейстзухот кате раз естественными, но совершенно особыми, методами. Однако здесь речь идет об иллюзорных связях, образах и отношениях. Они остаются таковыми, дзтле тогда, .тогда самому их носителю так не поздсгазлястсл.

В целях бо.пгз темного определенна сущности магии, автор разлиласт магнго в узком и широком смысле. В широком смысле магия объегслет ссбоЛ псе то. 1 ivo зоздейстгугт иа людей таинственным и непонятным образом, чему дейепшггльне крайне трудно оказать сопротивление не столько по прнишз ;1£ГфИятия пнгшнего зоздействия, сколько по причине того, что cao яр:;;тгнзаег, ззгерзяашает и. в конечном счете, подчиняет. "Магия пола", сдоаа", "магия личности", "магия искусства": • ses

это примеры понимания маггш з широком смысле. Здесь понятие "мзгая" является скорее :í-j.■аферой. ■

И спользовакие мапш в широком смысле предполагает, что магические приемы, выработанные л рамках магической традиции, не используются целенаправленно. О них вообще не думают в подобных ситуациях субъекты социальных взаимодействий. Не когда мы гозорим о маггш в узком смысле, мы как бы подразумеваем, что налицо факт сознательного и целенаправленного культивирован!» магической традиции.

Однако и в узком смысле магия проявляется в самых разк.*;::; сблнчьях. В каких же ипостасях сна сегодня выступает? Во-первых, как суезерне. Во* зторьсс. как ехкуг-зткееу^е^лг. В-третьих, как. зкгс^'лчтозсГг- ^rrz^rre -:

б современных религиозных системах. В-четвертых, как элемент других феноменов духовной культуры (имеется ввиду шшчешюсть магической традиции в идеологию, искусство и т.п.).

Решение проблемы соошошеша понятий в нанзем случае ослогензетсз тем, что границ« указанных категорий s сопоставлений их друг с другом трудно определимы. Явления реальности, которые ими обозначаются, не только переплетены друг с другом, но часто взаимопереходят друг в друга.

Автор подробно рассматривает соотношение магии и религии. Мо::аю сформ}'лировать следующий тезис: магия является органической частью религиозного комплекса и в то же время магия не есть религия.

Магия в религии есть, наряду с умилостивительными обргдам'л, один из вадоз культовой деятельности. Ее задача здесь - воздействие на мир посредством использования могущества божества. Умилостивительный культ обращен к Еогу непосредственно. Важно "достучаться" до Бога, а уж что будет потом, зависит только от Него. Здесь Бог аз средство, а цель. Магия же делает из Бога средство. Конечно, магия в религии приобретает повое качественное состоящие, к© от этого она не перестает быть магией. • Все религиозные системы с необходимостью шпузэдеяы, во всяком случае - пока, включать в себл магию. В противном случае притагатеяъназ сила религии во многом была бы ослаблена.

Учитывая все это. а также нсаалг-Зуа найдсшшв критерии аапш, нам а хотелось преяяоашъ следующее опргягдйак} пселсдуемого феномена: .агия есть исторически обусловленный епогоо даоигШ'Ирактнческого освоения действительности, основанный на вере s возможность сверхъестественного воздействия на объекты окружающего ьпгра со стороны человека, евлг.лезшего 'соответствующими знаниями, и выполняющий в обществ? фуакщтю универсального заместителя социальных институтов.

■Разумеете:;, в одном определения природа какого-либо социального явления полностью отражена быть не iioser. Необходимым дополнением должно стать выявление его социальной значимости и источников его сущестг звания и развития. В частности, нам нужно контекстуально определить основную социальную функцию магии.

Этому посвящена nropan глава. днссергаикокнот исследования -"Социальная 5и&ч:пгость глаги«**. Первый параграф второй главы -' "Инстнтуционаяькэсть магии" * построен на материале авторской интерпретации теории ияештуциализзцнн. •

с

Длительная история мзгпи и ее широка,! распространенность наталкивает па мысль, что мзгня существует не столько за счет инерции общественного сознания и преемственности магической традиции, сколько з силу того, что се воспроизводит сама действительность. Воспроизводство «агип обусловлено сохранением качества социальных условий, с необходимостью порождающих маппо. Непосредственной социальной :етгрмшзшггой ыапш является неразвитая практика. Однако, взятая сама ю себе, она еще не способна передать потребность в магии, Природа мапш -:е только социальна, она синтетична. Магия порождена во многом >собенносгямн нашей познавательной деятельности и соответствующими ¡мониоиально-волгэымн процессами.

Магия есть способ соаладания с ситуацией принципиальной [еопрсделенкости. Ситуация принципиальной неопределенности >редсгавяяет собой противоречие ме-/:ду насущной необходимостью а :екоторой деятельности и отсутствуем знания о том, какова долхена быть та деятельность. ■

Поскольку с лтуаиия принципиальной неопределенности для человека райке дискомфортна, она требует своего немедленного разрешения. В яучае наличия comiaти ых институтов, способных взять на себя запнгту идивияа, т.е. обеспечить вольную деятельность, указанное противоречие азрешзется через обращение к этим социальным институтам. Если нети тутов нет, то противоречие снимается в магии. Магия выступает ¡пгверсалькым заместителем.социальных институтов. В этом ее основная

эшгальная функция.

П

Сам механизм замещения магией социальных инеппутоэ представляет збой ряд процессов и набор средств их обеспечиваюшнх, которые в >вокупности позволяют совершать деятельность в. условиях ;институализируемости. Неразвитая практика порождает ситуации ишституализнруемости, разреилпъ которые и призвана магия за. счел-

использования специфических средств. Средства создают условия, необходимые для снятия неинституализируемости ситуации. А поскольку инспггуалнзацня в объективной действительности невозможна, то эта действительность мистифицируется.

Потребность в обращении к шпш возникает всегда, когда ситуации некнетнтуализируема, т.е. нет реальной возможности .обращения к социальным институтам для получения от них помощи ь разрешении проблемных затруднений. Причем, нсобход?що отметить, что на уровне индивида отсутствие социальных институтов нужно понимать относительно. Речь идет об отсутствии таковых для конкретного носителя магического сознания. Институт мозкет быть и сфоркщровш, но человек о нем ничего не знасг или v.ce знает, но не имеет £оз?4о;;:цодтп воспользоваться qfo помощью. Например, когда р случае ш&озмо^ностп вызвать врача, испедьзугот для лечения магичеекз« приемы,

Итак, как только становится возмохшьщ ннституг.-лопйльиос обеспечеике деятельности, магия уступает C8QS место, но пока этого не произошло, она продолжает заполнить институциональный вакуум,-обеспечивает деятельность в. условиях отсутствия нйспггуадщируемоста.

Проблема механизма институционального замещенпх сформулирована в виде следующего исшроса: как становится возмсйжыу Замещение магией социальных, институтов? При редукции вопроса с-Знарузкиваеггся, что г.аы ш&бходнмо найти средства этого замедещ'Х г- оказать, как они работа»? и что происходит i. рздудьтатс. Отчасти мы оо rvroM говорили, когда описдаад» типовые здекенты магической деятельности. Caí.: механизм замещения магией социальных институтов представляет собой ряд процессов и набор средств их обеспечивающих, которые в совокупности позволяют совершать деятельность б условиях чеинституализируемости. Процессы, гфотекшэщнещ® замещении магией социальных институтов, уже описаны в многочисленной литературе. Однако, они не были рассмотрены в рамках институционального подхода. Мы же исследуем их именно в этом ракурсе.

Три важных процесса лежат в основании механизма институционального замещения: социальный, познавательный и

психологический. Социальный процесс обеспечивается за счет '.¡спо^ьзовопанил социальных средстз. Этими средствами могут быть общественно-значимые нормы и разного рода социальные взаимсдейстзия. ПозказзтслышЛ процесс предполагает подключение определенных особенностей «'еяоаечеекого познания, а психологический процесс задсЯсгзуег определённые особенности человеческой психологик.

Д!!ссертант останавливается далее на гносеологическим анализе

механизма институционального замещения. Поскольку описать его

невозможно без определения магического сознания, одновременно с

познавательными процессами здесь необходимо параллельно нееяедозаи.

и психологические. Все ходы мышления з магическом зознанни с

необходимостью окрашены эмоционально и сопряжены е шзестными

полевыми усилиями. Посмотрим :га проблему исторически. Первобытная

эпоха с ее предельно неразвитой практикой возлагала на магию

колоссальную нагрузку по обеспечению выгшеання социальной общности

з условиях невозможности инстигугшшрусмости. Подчас только магия

могла обеспечить уверенность з ситуации неопределенности. Степень

магичпостн мировоззренческих представлений была предельно высокой.

Возникает мапссо-мифологичесхое сознание, для которого характерна вера

з зозмогкность магического влияния буквально на все существующее. Какие

черты магического сознания, оставшиеся без изменений со' времен

перзсС'.шюстн, несут особую нагрузку в механизме институционального

замещения? Зо-пгрзмх, ограничение абстрактного теоретизирования. В

основном используются наглядные формы познзшм, чувственные сбразы.

Лсшчнссть з познании допускается до определенного предела, розно

настолько, насколько она не мешает верить в чудо. Такач вера возможна

лишь как логически кеобусловленкая уверенность в существовании

невероятного. Во-вторых, эмоциональность. Магическое сознание.

неспокойно, :-:спр~:;-:еяно. Для пего нет нейтральны;; символоз, последние

л

либо кзеуг информацию об опасности, либо наоборот сигнализируют о чем-то благоприятном. Все магнкомнфологмческне представления возможны благодаря тому; что отсутствие гбстрактноготесретпзнрозашм позволяет использовал эмоционально насушенные образы при любых ходах мышления.

ОДнахо, с другой стороны, если бы некоторые связи и отношен: , действительности не отражались адекватно, магия дэдскреднтировда, С1 себя. Рациональное и мистифицированное % переплетено. О1

. взапмоусишшают друг друга, обеспечивая жизнеспособность магпи ц, конечном итоге, работают на поддержание ее дасгпггушкшаяьносш.

Во втором параграфе второй главы речь идет о функциях и ролл мал в обществе. Магии, как и другим социокультурным феноменам, свойствен] определенная система социальных футшнй. Основная фулкция машибы средством инстнгуализащш в апуащщх прцнщшиальнон неопределеннее - уже была обозначена. Постулирование этой функции является логичеекз следствием развития той традиции в цесдедрвашш магии, котор рассматривает ее как искусство, направленное ид достижение вдактпчеек' целей в ситуациях, когда ничто другое помочь человеку не м9й:съ

В отечественном религновед$«щг обычно выделяют сд^длдощ функции магии: мировоззренческую, организационную, щгтегратиаиу компенсаторно-защитную. В чем наша позиция «йлнадд? Мы полагаем, ч сущность магпи остается неизменной в любом обществе, меняются толь ее формы. Соответственно, магия везде и Есегда вьш,одаряет основную св< специфическую функцию - быть средством ннсгатуалшации в ентуаци принципиальной неопределенаоста. Коисчдо,. выполняет г

перечисленные функции, ко, цо,нашему, ьшещщ, «дашочитеяьно в предк V ализашш ею своей основной функции.

Далее автор анализирует место магии в современном обществе. Сейч когда идет процесс изменения уклада жизни, переоценки ценности возникают проблемы, с которыми люда раньше не сталкивались. Нов жизненные ситуации • это ситуации, таящие в себе возмозкность поте или уничтожения ценностей, на оснозе которых деятельность лнчно< осуществлялась ранее. Люди неподготовлены к участию в политике, ча населения просто не понимает, что происходит. А государствен! идеология необходимых объяснений не дает. Неудивительно, что мага такой ситуации начинает работать за идеолопао, берет на себя •выполни объяснительной и даже регулятивной функции.

В настоящее время магия может выступать как в качес

гиэнтропнйной силы и косвенно работать на увеличение ««способности общества, так и в качестве энтропийной силы, фавленной на разрушение, на воспроизводство хаоса. Диссертант сматоивает ыаппо в этих двух качествах.

В связи с тем, что в трансформирующемся обществе неопределенность растает, можно прогнозировать ус:шение з ближайшем будущем роли ни в нашей стране.

В заключении изложены ебщяе выводы исследования.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Соотношение религии, мистики и суеверий. - В сб. материалов союзной научной конференции "Критика идеологии и практики радиоионных культов и кеомнетииизма". - Новосибирск.: Философское 1естзо СССР, 1989,0.2 пл.

2. Природа суезерий. - Общественно-политический журнал "Трибуна". * , Калуга, 1990,0,6 пл.

3. Поиск надезды и дух утешения. Очерки по истории религии. - М.: сатеяьсгво МСХА, 1991,6.0 пл.