автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Демидов, Константин Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник"

pocóiíIckají ащели илу;:

орде1л трудового красного утасягс • ¡21ст!ггут I30CTüK03iiUii;LÍ

It правах pyicon.ic::

далЦОЗ Константин Dop:icoB.¡4

ИРОЯаЩИИ-i HJüiVáA (775-868) KAIC I rCÏOp: Г £ JXJ ÍC-LI ИСТО'ШС

Специальность 07.00.09-Пстор;югра :зя, псточниководен::в я методы исторического исследования

АВТОРЕ i.2?AT диссертации на со^скпнио ученой степени кандидата исторических наук

'ос:шя - 10lJ2

Работа выполнена в секторе исторического источниковедения Отдела паг/ятников письменности народов Востока Ордена Трудового Красного Знамени Института востоковедения РАН

Научны!: руководитель - кандидат филологических

наук, допент М.С.Киктев

Официальные оппонентн: доктор исторических

наук, профессор Р.Г.Ланда

кандидат исторических • наук, допент С.А.Кириллина

Веду", л организация - Институт Африки РАН

Защита состоится " /£_ " 1993 г> в а часов

на заседании Специализированного совета Д.C03.CI.CI. по'историческим наукам при Институте востоковедения РАН по адресу: г. Москва, Рождественка, 12.

С диссертапие): г-юхно ознакомиться п библиотеке Института востоковедения Г/Л.

Автореферат разослан " /У " эу/-^ 199а г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, к.рнцидат гстсрических наук .

(6 0Щ А .Г.Володин

РАН, 1993

I. OHiMfi полсшмя

Настоящая работа посвящена источниковедческому исследования трех трактатов Дхахязы /775-868/ - "Ар-Рисала фа-н-набнта" /"Послание о наросшем"/, "Маканий ат-турк ва а:л:ат дяунд ал-хи-ла£а" / "Дзстояйстза тюрков а других бойся халифата"/ и "Замм ахлак'ал-куттаб" /"Порятние првпов пнспсз"/. Автор трактатов -My Осман ябн Еехр ал-Д*ахиз - без сокненая, одна из круписйанх inryp арабо-мусулы.айской культурн, писатель, создавший около 200 прояаведекйй, затрвгврокцг:'. практически все аспекты жпгкя Аббасидского халифата IX в., видный мутазнли?, политический числитель, развивший оряггнальнув теорйгз государственного и общественного устройства. Активное участке в политрчестсях событиях Того времени прявело Дяахиза к.создании своеобразной нуЗлицяс-теки - г.пнра трагтата-послалия. '¿ту. "if-мне произЕвлсння4 Деяхч-sa составляет ао объему прмгеряо четвертуй часть всех доиедатх до s'ac произведений гтесагвля. "логль за его трактатов /а том чясле в тря трактата, старшие лреддатси ног^го исследования/ адресованы представителя:« вравякеЗ »ерхуздв хелпфата - ветер».;*, кедпяа а фаворитам хаяк^ов."

Траатяти "0 наросшей", "Достоинства тюрков" ¡1 "Порицание нравов писцов" отобрали п качество яредаюта изучешш потому, что з них Да&хяз с разних точек зретчзя рассматривает проблему управления полиэтнкчэсж! государством в условзях Еозрастанцего противостояния уежду вда'кястраниеГ, халт^Тата, оггирялиейся на "хорасанскув", о соэдаев тгркскуг гвпрдкю, и вароккуя кассоыа веселения, недовольстго которых пгэгтщей верхуаяой выразилось в т-нступлениях суннитор-."анбадитоз в середанэ IX в. Три указанное выше трактата предстг.?льат э:;редо."..'!',ну7> эпоху в творчестве пяса-

' I

i

теля/30-ые - 40-ые гг. IX" в./, когда Ддахиз считал, что только активное участие улемов в управлении государством нюасет в какой-то мере сгладить суцестиуюдае б обществе противоречия; уле-ш, к которые. Дкахиз относит и себя, должны оказывать влияние' на хали]а и его окружет е, побуждал последних следовать мусульмански м нормам управления, Корану и сунне. Таким образом, трактаты "О наросшем", "Достоинства тюрков" и "Порицание нравов писпов" объединены как общностью основных тем, так и позицией автора, что и делает их интереснейшим объектом исследования.

Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать три трактата Джахиза в качестве исторического, источника - определяет и ее задачи:

1. Бняснить условия и вреш создания памятников, установить их значение как в контексте творчества Дчахиза, так и в контексте произведений других арабо-мусульмвнских авторов Ш-1Х вв%

2. Иселе-эвать мировоззрение Джахиза, а также определить место его вз.' ;лдов в культуре того времени.

3. Выявить информативность трех трактатов Джахкза как исторических источников и определить степень достоверности содераа-щихся в них сведений по социальной и политической истории Абба-сидского халифата У1'!-1Х ев. . '

Актуальность темы исследования. Говоря о трактатах ЛдахйЪа, следует ответить, что до него подобной - по целям, проблематике, характеру "подачи" г/гнтериала - литературы на арабском языке не было. Таким образом, мо;:;но высказать предположение о том, что сам ¿акт появления такого автора и откеченнн.1 характер его творчества отралаот существенние изменения е арабо-мусульманском обществе кониа У1" - перЕОЙ половит IX вв. ¡'сторическле ¡Такты говорят о том, что это враги является периодом транс^сркашпт все-» го уклада аизни в Аббасидском халифате, что в немалой степенк поёлияло на пути развития арабо-ыусульманской цивилизация в целом. Рассматриваемые три трактата. Дкахиза существенно проясняю? взаимосвязь между политические у. этническим цроиессаш в халифате, а такхе п]олгь£>:т нсп;»: сьет на такие общественно-политические сглы как "асабийя", "и'уубийя", "мавали", "хорасанцы", "банавиты" и др.

Сб актурлькос'тп тег.к исследования говогит также и то, что

о

«с.

число посвященных Джахиэу научных работ яено не соответствует значению этого автора в арабо-ыусульманской'культуре. Так, творчество Джахиза высоко оценивали такие представители последней, как ал-Уубаррад, Сабит ибн Курра, Абу Али ал-Дяубба:;, Абд ал-Джаббар, ал-Масуди, Абу Хаййан ат-Таухиди, Ибн Халли-кан, йакут, Ибн Хадцун и др. Таким образом, источниковедческое исследование произведений Джахиза может существенно дополнить наши представления о всей средневековой арабо-мусульг.анской культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые трактаты Джахиза подвергнуты детальному источниковедческому анализу в контексте как творчества самого писателя - для чего понадобилось выяснить особенности мировоззрения Джахиза - так и в контексте работ его предшественников и' современников, а такасе.. в связи с политическими события*® того времени. Анализ трех трактатов Джахиза показал единство их проблематики и позволил дать эценку содержащейся в них информации.

Источники исследования. В основу работы положено издание V.M.Xapyna /lacаил ал-Ддахиз. Каир,1964/i содержащее, помимо указанных выше трех трактатов, еще 14 произведений Джахиза на Различные тега. А.М.Харул, подготавливая издание, собрал все изустные на данный момент рукописи трактатов Джахиза - в том чис-ie рукопись /библиотека "Дамад Ибрахкм",Турция/, >'321 тарих I #1С87 тарих /"Ал-Махтаба ат-тей!.!урийя", Египет/, №2855 тарих '"Дар ал-кутуб", Египет/ u М00 /"Мактабат Hyp ад-Дин !,;ycTaja", !п'.пет/. В примечаниях it тексту издатель привел разночтения по сем прочим рукописям погано основной.

Б ходе работы ми прибегала такке к еще одно;1у сборнику "s/.a-ых" произведений Джахиза /Бейрут,1972/ и таким книгам писателя, ак "Ал-Байан ва-т-таб!<ии'', "Ад-ХаЯар.ан", "Ал-Усмшшйя, "Китаб л-бухала" и др. Для р.инсиения политических, религиозных, этни-еских реалий того вреиенв привлечены произведения арабских ис-ориков /"Китаб ал-охбар ат-тквал" Абу У„ани£ц ад-Днкарери, "V,y~ уд* аз-захаб" Масуди, ''Тарах ал-умам ва-л-иулух" Табари/, биог-э£ов/"1.!удкам ал-удаба" йакута, "Тарах Багдад" Багдяди/ , исто-иков сект /"!.'асанл ал-иыама" ан-Наии ал-Акбара, "Фирак ва та-1кат ал-мутазила" Абд ал-Джаббара, "1{итаб ал-килал ва-н-нкхал"

3

Нахрязтапи, "'прак аи-пиа'" '¡еубахти/, литераторов /"Адаб ал-ка-тгб'' к "Уг.ун ал-ахбар" ISciH Кутсйбы/,философов "/"Китай ая-Глщда ила ал-Мутасжи би-лла 2;:-л-4адса.Та ал-ула"/.

Изученность тьорчестпа Дкахкза. Произведения Дхахиза - особенно его трактаты-нослапия - далеко не полностью введены в научны;: оборот; в частности, их значение как неннейаих исторических лоточников явно недооценивается. На книги Джахиза .ссылаются довольно часто, однако отсутсвие цельной кониепшш творчества писателя, а также почти полная неразработанность вопроса об эволюции взглядов Д*.ахиза и его значении как политического мыслителя приводит к тому, что очень часто глтровозэреняе Джахиза серьезно искажается, что не ко~ет не отразиться и на поникании его работ - например. А.Еистон, Ф.Мэлти-Даглас и другие авторы рассматривают Джахиза только в качестве писателя, в отрыве от его публицистическом и политической деятельности.

Самый значительней вклад в изучение жизни к творчества Джахиза внес if.р•-■лцузекий гсследователь Ш.Пелла, посвятивший свои книги и статьи прежде Есего исследованию той среды, в которой вырос и жил Джахиз.

Трактаты, рассматриваемые в данной работе, также исследованы пока очень слабо..Хотя авторство Джахиза не подвергается сомнении А.М.Харуном, И'»Печла и ¡С.Ерокельманом, тем не менее возрос о возникновении этих па\'Лт:п:коБ,а таюке об откликах на них в арабо-.\:усуль?.'анском обществе того времени остаётся открытым. Более других произведений повезло трактату "Достоинства твркоЕ" -ок отчаот;; рассмотрен в работе К.Э.Еосворта "Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском rape" и переведен ка английский яэкк С.Т.Балкером.

Методика п научны;', аппарат исследования. В основу настоя-цей работы положена об:дая гетодика источниковедческих -исследований, разработанная е труда.-': С.Лихачева, А.П.Пронптейна, а в прпг,гене;:;:;: к еосточны:.! памятника:.: плск.:ошюсти - в работах'Е.Э.Бер-тельса, Ь.Е.Еартольда, ¡1.Г,".рачкогского.

При написании работы использованы сочинения таких отечественных и г'.'остг.еннсх учзньх, как ".А.Гойко, 0.Г.Большаков, Е.'1.2ахсдер, А.Б.:Срк:.;скк.'., Н.В.Пигудевская, С.П.Щ.озоров, К.Ка-гч, А.." ген, А.Л^уст, с.'ссске::, П.Пелла, С.Сафари, Д.Сурдель

Еатчно-практкчзсьо? .»нсчен:;" работа. Лсраннуй з $актическкй материал и оделаhksí ::а ero основе вк/золч и зиклп-чения способствует Селеэ точ.:сг_? яо"::-л»к«> t с юл-.-оя st;&-

бо-аусулылигсхой культур" ТЕ- IX зв., с/Оперу«пгьвт ел^-шна коу-ялзкеи проблем тгно-полигичеокого а рол^гизануго характер», возникшие в то h\yju-{, иэ t;¡¡: кла иначе позлия^ио па разыг/ае исторических cotí^vK."; р чтом регионе з;;.-гс-?ь до н^зго иреые^и.

Диссертация ;л>.-.ет Оа.-ь г.ак.г.ь.-.оъ&ян крк подгегоькв опепкур-са по истории ерабо- ¡¡.-усуль:. ътко»! соцесвакноп шел:; в средние века, леюпошшх хурсоз во aesopu:: Аббасадекого халифата.

Структура диссерт.'ЯШй обусловлена об;цеЗ логикой исследования. Работа состоит из введений, четырех глав, заключения и библиографии. В главе I делается г.оситка первоначального рассмотрения политических и общественных взглядов Джахиза, что существенно облегчает понимание исследусьпсс трактатов: в главах П,Ш и 17 анализируются трактаты "О нарост;.:", "Достоинства тюрксв" и "Порицание нравов гасцов" соответственно..

, - II. С0Л5?£АНИВ ДИССЕРТЩЯ!

Бо тоедсупч определяется'цель и • задачи исследования, приво-цктся история изучения творчества Ддахиза, излагается его биография, дается краткое списание эпохи, в которую .аил писатель, ! той среды, к которой он принадлежал.

Дхахвз родился около 775 г. в Бесре, где продавало больпог п'сло сподви-кнгков Мухг-.з'эда, хо.-уссаедов и зскзтое, в зазуль-гатз чего что? город сохранил ранне\:усул1Л'£Шс;с;:е традтшии и ук-ian *1»зка. Кама по прсгсхоздгнии, Д'.;ахио4принадлежал к бедке.Ч-'еГ. прослойке населения". t-íí на т/.енее, сч учился у къупне?шкх 'чеках того грекеня - АСу 7<?вГди, ад-Дсга:*, ан-Назгака, кади 1бу НусуХа и др.

С»оло 318 г. Д-ах.м' ;:егегз.-:;-ят в столицу халифата r.Hartan,- что стало ро:-.:.-,о .'hú:; благодаря, по то«ктелыюй опенке ,u".a;ni-юиских работ об кманатз х:.,:и.1ом ат-^а'.-уног.: /CI3-SP3/; этот хз-г* стрелялся собрать вокруг себя лучших деятеле}! науки н гс-усства - в ото т.е врег.л в Багдад перебираются поэт Абу Кувас, илолог ал-Ас:.:аи, гутазнлити ан-Ная-ам a ал-Алла?, писатель

Сахл ибн Харун и многие другие.

Б Багдаде Джахиз был назначен писцом' в..канцелярии, однако гскоре покинул службу. Именно в это время он создает свои главные произведения.

Некоторое время Дчахиз слупил воспитателем детей халифа , ал-.^утаваккила/Е47-Я61 /, причем с этим хали$ом писателя связывали довольно тесные отношения. Следует отметить, что многие произведения, затрагивающие политические вопросы, были адресованы Дкахизом приближенным халифа Мутаваккила и, скорее всего, сыграли определенную роль в ходе соответствующих политических изменений.

В Багдаде блпзайпее окружение Дкахиза составляли по-преиму-ществу улемы-мутазилиты, филологи, грамматисты, литераторы и поэты. В их кружках и мацяугасах обсуждались вопросы, касающиеся самгх различных отраслей знания, велись полемические дискуссии с представителями других религий и сект.

Следуе отметить, что традиционно высокий социальный статус улеыов в IX в. значительно укрепился вследствие озабоченности Аббасидов сохранением своего авторитета в широких кругах мусульман. Аббаскды находились в чрезвычайно сложном положений - они лги .зли к власти, опираясь на шиитски!', подъем, но отстранили али-дов от власти и оказались, таким образом, среди огромной мадсн враждебно настроенного населения - проомейЛадски настроенного суннитского простонародья и не оставивших надезд на создание своего государства пиитов. Кутазилизм, объявленный в 827 г. официальной идеологией халифата, был необходим для Аббасидов в качестве примиряющей все ст >роны доктрины. Однако, политика насаждения мутазилпзма привела к волнениям в Багдаде и еще большему • сплочению касс вокруг суннитских улемов. Усилилась критика режима и со стороны виднейших кутазилитов. Стремление уменьшить разрыв между массами и властью побудило Мутаваккила обратиться к суннизму.

Нарастание напряженности в обществе происходило на йоне серьезных 1'зменений этно-сопиальнсго характера. Усиление влияния персов и тюрков в политической и военной сферах сопровождалось значительным уменьшением роли арабского этнического элемента. Арабское плс::вг:ое ' о"с:;о перестало слугдть &ббасидскт<: 6

хали?ам в качество иадездгоЯ споры, поскольку сги.л победа последних над ОмеХ.адами била достигнута йлаг.гюря тек ело ли каселе-ния, которые "стремились л перауп очередь унячтоть .-.'окополяп арабов на управление государством"",х Однако, .-гечйнме "хоргюан-скоР", а позднее тюркской гвардии привело к пальизИлеуу ос-тлению ситуашя. В с?оих трактатах "О нгоос;. , "Дост5-.кст|»ь треков" V. "Портщаи/е нгавов писцов" Дл&чиз поголатсл чагтг решение стоявших перед обпеством проблем, и .то следует уч^тынг.ть р'ходй источниковедческого всслетап^гоя. этих габот писатолл.

Глвез I."Государство и обпестгз п псспзг'оден'.'чх Д-ахнза".

Говоря о пяглязач Дхахиз? на государство, о сзсесОразиой теории общественного устройства, изложенной не систематично, отрывками во многих про:'зг.эдениях писателя, следует помнить, что мировоззрение Дзахяза отражает некую новую реальность, которую характеризует ¡¡реаде всего взаимодействие и соперничество в государстве многих этно-согоюлыплс трупп.с .присуицня« од разню» Т1ща:."И квтения. Заслуга Дпахиза. в том, что ему удалось увидеть эту новую реальность в го целостности; именно это помогло ему выйти за рамкп взглядов какой-либо одной группы илл общности. Дхахиз рассматривает общество- как едини': организм, сущестеованге которого обесиьчпваит различные по своим функциям ерг.-лп; - соот-, ветственно этому в обзестзе Дхахиз находит разные слоч и группы. Говоря о причинах принадлежности человека к гоЯ или иной группе, Дчахаз списывает иерархия способностей, свойстзешшх людик, и соотнесенных с этими способностям ценностей /богатство, здоровье, знание, власть/. По их стремлениям Джахяз долит л идей на "разумных" и "неразумных"; у последних, пс Джахазу. преобладает "чуветазниаа природа". Именно "чувственной природе", прксудпй всем г.явнм существам, свойственны инстинктивные стгг:.'Д?н;:я, которые побуждают людей вступать в противоречие друг с другом; поэтому для поддерча;,п'т порядка и обществе лг.ди избчпавт пгмгите--ле(!.

В обществе Д*а:<пз хм-челтст такие осчовяке силы, лак "ач-хасса" /с.чс!- носителей духовнеетп и порядка/, "ал-амма" /пгос-тоиягл^ье/ и "рс-су тгчч" /рлпстьЛ Пол "пя-члпла" Д»а'-ги"

ХГЛ. 'сн Грга'обаум.'огрсс/'чес'":''' иолпг.:. 6С0-125г\Ч. ,11'8?,с.74.

разуь:ечает.людей, разум которых препятствует инстинктивным устремлениям; определяющим фактором принадлежности' к этой общественно." группе является для Джахпга религиозное в своей основе -знание /ал-илм/. Джахиз сравнивает "ал-хасса" с разумом, а "ал-аи:а" с органам тела ; власти писатель, по всей видимости, отводит функции воли . "Ал-ажа", по Джахизу, не способна самостоятельно отличить истинное от ложного - поэтому простонародье всегда гонит пророков, вносит порчу в религию, склонно к выступления!;: против власти. Джахиз, однако, не склонен считать "ал-амлэ" замкнутой в себе кастой - он видит и промежуточные слои. Поэтому он считает, что "ал-хасса" может и долхна распространять свое влияние путем просвещения. Именно эту пель ставит перед собой Дяатяз го всех своих произведениях; образованность приобретает для него особое значение еще и потому, что администрация халифата по утовню просвещенности блике, по мнении писателя, к "ал-??л/а", нежели к "ал-хасса". Таким образом, "ал-хасса", по Джа^чэу, занимает промежуточное положение между двумя стихийными силами - массами п властьп - и должна удерживать эти сеты в равновесии. Подобное сознание ответственности за судьбы общества било свойственно многим улекам того времени;' однако, только Джахиза это сознание привело к созданию своеобразной теории управления государством. " л

Следует ответить, что вопрос о том, что такое власть, кто и иахкм образом должен управлять государством,"стоял в то время необычайно остро. На в тесть в халг?ате претендуют шииты, херядтл!-ты, гностические секты различных направлений; происходят частые' проомеййадские восстания; поргляптся династии Са?.:анидов и Таки-ридов, позже - Са^ааридов к Тулунидов, которые провозгласят • свою независимость от Аббасидоз. Разрабатывая сгою .теоргп управления государством, Длсахиз исходит из убеждения, что смуты в халифате - неизбежное следствие забвения обществом и, прежде всего, правяще-;; Еерхушко? тех норы и заг.онов, которые бнли поло^енн в основание >;усулый&нской общины. Ддахкз стремится выработать пришили управления, которые, отвечал духу раннего ислама, под го-г:-"" чля его рреиенг; якеяяо поэтому во «сех своих построе-улг.х ~ч:г1"из опирается на т".'ран, сунну, изречения "праведных ха--г'съ". Т, -о же рре.'.т, Д».ач?з обращает внимание читателей на то,

что положение воивз со грвцэки первоначального ислама кореянка образом изменилось: среди тех, кто управляет- обляноЗ ввруяеих, 1.п?ого еретг.ков и отступников, которые хотят путем подмени "стшш добиться власти в кантате. Поэто^ правитель и его арчблккенние долзиц не только знать Корпа сучиу, но я изучать светские науки, пречда гсего тэ пэ игл, хоторке касаются природы л. лей. Политик не чолз'чн строить аллюзкй относительно человеческой ариго-д», р это, по .Рг'яхкзу, /.роп.е ясегс касается выбора пэдчииопних. Указывая на конкретнее прогвлонкп слоккост« упрча-.енил огрсин:: лчлнятнкчееккм госукарст.,г^, Лг.чхкз прчгшгае? калина ч чго акрч-~ениз советоваться л /у'цччччч к v17-/.i; разсабатит.ч'Ы.ля чо;.' модель укрзтапя прг-:гк)лзгччг, с?!::';.: огчччсч, как сччос-то.чтглыгость пчарчтч~ч - ч -^н ччоче б чччрссчч "ччгчкч" -так п его ^ччкстгч о сСцгнсч. ч ччк° чучччч чч чч-тч:чч -чеч.

Слегу-т оп--¡чI-т• , е^сччч' лсччаи!чгч; /•■чг''чч гоч'ччл ко;"'..1 •.чч чччч: -' ■ п; >'~ч-тч"ч,грччг/:' ч"=стч ч :.-.-.ч ;-ч:еч;л

торы, позаимствовавшие иранские представления о непререкаемом апторитете руководителя государства; написать работы на ату тему поручил Джахизу халя>Т яя-'.'ямун, проводивятй политику сблктсе-иип с чи'т-'тагиЛ

С другой стороны, гногге произведения Дхахиза, затрагпва--' гже проблеш общества и государства, полекическл заострены против низового движения суннитов, которых, кстати, в то время часто назк»али "•рл-аглка". Несмотря ва то, что отдельное «гертн их умения /я частности,, призыв к лозро.кдению ислама через обрс-.цегие к сунне, стремление предотвратить смуты внутри общкнк, открытое пориианге заблуцвдщихся правителе?! /была близки ?» Дкахиру,. сун-нитн, ориентировавшиеся на простонародье, видевшие в распространении самостоятельного, критического .г.сшления осногную причину кризиса г.сусульмннской об-;ини и выступавшие за беспрекословное следование сунне, не гогли вызвать симпатии Дкахиза-улема, считавшего, что разут.; и предание долкны дополнять друг друга. "роме того, в массовых выступлениях, организованных суннитагл в середине IX е., Д::ахлз усматривал глазную опасность для существования государства.

Сопоставление гос троений Д?ахиза с теория!Л! других араоо-кусулъканских г,-целителей I! Зилосо£ов последующих веков /ал-£а-раби, ал-Газали, Ибн Рушда и дрУ позволяет говорить о ток, Ч?0 Дкахизом был!: развиты многие идеи, ставшие впоследствии основой наиболее известных политических теорий арабского средневековья; в то же врекя, нельзя не отметить, что рационалистическое направление арабо-г.-усули-алскоГ; ,?глосо;ии все более тяготело к абстрактности, тогда как сш Дчахиз отталкивался прежде всего от анализа реальности, что во многом повлияло г. на выбор им публи-иистическси {ормы для изложения своих шслеИ.

Глава II. "Трактат Дчахиза "Послание о нароспгзм" о судьбах гусульганской обчинк".

Глава посязена г.с\'пч;г.:: с; сдчзсга/у лнзу трактата, адресованного ;:;.;ка:л.:аду ибн Ахмаду гбн Абя 7уваду, который в 347 г. слепил гн посту глп лого кади лалгТата своего отга, известного гутээдт/тб Лдгзда гбн Духа-а. Г £оЗ г. "ухагг.зд ибн Ах?:ад б--л снят со своего поста хати^о?.' ел-'.!утаваккилок. ГС !'уха».-мадом "..'н г.дсм - так .-.о г с его стгс;,: - Дхвхиз подчеркивал до- , гсльно тесчке стнг,ие»::я т" адресов-; :т г-ноте гз с°скх книг и 1С

трактатов.

С достаточной степенью уверенности иршо говорить о, том, -что "Послание..." било написано между 847 и 653 гг., когда Кух&»л-ад ибн Ахмад был главным кади - в тексте трактата Джахиз обращается к нему как к одному из представителей высшей власти в хали'-рте. С правильности отнесения "Послания..." к этому промежутку времени говорит и тесная связь ыехду содержанием трактата и событиями конца 4С-ых - начала 50-ых годов. Именно это время отмечено выступлениями суннитского простонародья, которые побудили Джахиза написать "Послание..." и в конечном счете вынудили халифа ал-1ду-таважкгога изменить <1орму вероисповедания в халифате - с последним обстоятельством, скорее всего, и связана отставка Мухам/ада ибн Ахмада ибн Аба Дувада.

В "Послании..." Джахиз занят поиском причин возникновения и развития ересей в гусулы.-аяской общине. Дкахиз на историческом-материале показывает, как ересь разрастается и становится извра-' щенной сунной, что ведет к появлению тиранов, и новым злодеяниям. "Наросшее", по Ддахизу, - это еретические, чуждые исламу взгляды, распространившиеся в среде простонародья, не умеющего самостоятельно отличить истину от лжи. Ё конце трактата Дкахиз призывает представителей власти и духовных вождей общества встать на пути у еретических движений, во главе которых стоят мавали и шу-убиты.

Говоря о значении "Послания..." как памятника общественной мысли следует вцделгть следующие моменты: во-первых, анализируя события политической истории мусульманского государства, автор ■ трактата создает одну из первых целостных концепций мусульманской истории; во-вторых, утверждая законность правления всех без исключения "праведных халифов", вопрос об отношении к которым в мусульманском сознании УШ-1Х вв. стоял очень остро, Джахиз тем самым объективно выдвигает понятие традиции общественной лизни, что делает "Послание..." значительной вехой в утверждении суннигка в качестве ортсдокспи. . . .

Трактат является исторический источником большой информа-. тивной насыщенности. Так, Джахиз анализирует в нем еретические утверждения движения антропоморХистов, которое через асабийю фактически объединилось с куубитским движением неарабов /ал- '

II

аджам/п ыавали. Анализ источника по"казнвает, что под антропо-Mop.J-iicTuivji, отлнча^дпмися, как гх описывает Д'кахпз, превозкесе-. нием дгявствк СгоГЛа^ов ft ягоповедуи-важ предопределение - из чего де дается r-ьчод о необходимости по:;игнят-ься дж;е превите-л»-т!!раку - подразумеваются суйнгты-хаибалитв. Илгино так jçy секту опвсш'ьет ан-Нсиз ел-Акбар п ел-Акари. Со.тлалыгал ôuaofl ханйал-.'тор бглл в 1л т>. (5агдадс»:ке низа;; по иоГ. ар-чине что дп'.-.еш'е 7: то лглллл чьсто нпаьвала "ал-л.лла" >%•;•: "« д-пмаг.". X? ябадята ;'ос.:-'лк к жп.еппш Т.'. т.ек-ч тьгсг.» -.oïbjjii:: >, что чл.е --ллтне; ал-"утР1 -х-лхл &м i-цну-- '.ей советоваться а глаъо;. дгл::;ен;ш Лхг.:адо:. г.он Хькбалем /'ГЗС~?5£/ относительно нс-уначеш«: суде«.

Гиомтшув тесно с.'игапьуи с дттхегиеи ai,»iíipoB a Л sa—

хт:з затронул дк туи о: гся'.зиги» хятвеких грушлцоно:: городского наоэдлллл, которая к îwiiay IX в. у значительно,: стеган:' кичт^о-лнуллалл : 'ле т- гос.Га по::оллп к a::.ata:: лллйели'л: :: ла-лллл... С л: _ллл а.л:л,л, .лу^ллл ;лллл ьз;л::."0с:лл:л сул;естю-на..,а леллу аса:л;ллХ к 1:ло-лсооло;;л.л1тл ...л оргаллллцллл:', обьалл-кяьлллн исарайонгс :л ;.:л-л:ло гаулулл л слулл.лллл л] ологлнно:.: кулатугло-у-алглоллоле лллл..;л.л i,о :аллнллл нлуоу,ол. M о?он> олс-

лууолтл: yr „л :.. сг.л,- лу ■ о: л.лт.-о - л то : <.л^.-лс ¡; л культурно..: алло ллнл: - нлл аул'лл:л; : гол ^ллхлл л, тллгл-лл "лл-лллан лл-^-'-лл лл" л гуа-ллтл ''2-.:.., Л"'"'Л уа.ла'!. . lXyyô'"ie::::e НЛСЛЛЛ..ЛЛГ с л: ' -голо ллллл\лт р'ллл:" л .у,-.- ллллл-но:' :л;толчнген;н:л ллглулгл, :л) лл^ллл л огл., лелл: л:л: лу-у.ллл: нлоол^. с л;..ллу'лллл л^лглл.ценл1.л л;л>ло.:л;:::. ллллл-

чеол,.:.: наперели;: трллн.; лл.;.

Соооис и-зсто ъ "Послании...' о'л.едено г.лаллл. У.:,ллно и лл--валп Дас1кпз еллзнлалт польлепио ''аа-каОлти" - ауоол, кстор«'., как шлют Длахла, сосюш л утверждении пронооладеглл ааналл т ндл араб-л;-'И,н ¡:л,л колл лаал:л. Кик показнлаат аналл: трактаюл '•Уи-н-лаанта", "Пачакно ат-турк" н "Га;,::.: ахлак ал-куттаЗ", ь:а-валк nofonncHoio нголсл.л ленлл, соотавля^ "(is л 2-1 .'-1л ' г.. зла-члтельлук' лаллт. аппарата упуаллоллл л :сал::;аге, cí¡ л: лл.ль л сссг "ллтолйнлн р::-л ¡;о..ноть: Е;:аотл н о'олл lyi.a'; л, л ллн''чнсл еллтл, к пуроустуоХллгу г..оу.глуот1:а по' образцу саолн::,л:э: гауллл.

Тал:".' ос1;'a.ïO:.:, ; "Полкан;;:: о нароса .:.." ^лал:л лл. лло ; ни-

терпретацню исторических :■' политических событий в халифате. По мнению Дч&киза, нчзким уровнем сознательности масс пользуптся" проираиски настроении капал:-: и суубчтц, что приьодпт, кик пишет Дкахиз, к "перерочло.чм» обцпнн в хосройское царстго и насилие кесарей". О том, насколько Ддахиз 6мл обеспокоен этой проблемой, moy.ho судить такке по его трактату "Об опровержении антропоморфизма", в котором, обращаясь к тому :кэ !"yxav.i.:any ибн Ахмеду ибн Аби Дуваду, Дх-:ахиз го:?ордт о силе "ал-амма" и о необходимости привлекать к сотрудничеству вожаков простонародья.

Глава III, ""с&ктат Дт.ахпза "Достоинства' горков" о межэтнических отношениях в х:пг.'зте У!"-1Х вв. и проблеме единства' мусутк/анского государства'.'

Трактат "Достоинства тярг.ов и других воЛск халифата" бил написан Дтахизом в ответ на писы..о ол-Фатха ибн Хаклна /ок.016-. 861/, обратишегося к писателю с просьббй высказать мнение отао- ' сительно спорных вопросов, касающихся .• стройства войска я противоречий между различными "партиям" в халифате. Ал-Г-атх ибн Хш:ан - Дерганец по происхождению, сын тюркского военачальника, приемный -сын хали;а ат-^утасима, воспитывавшийся вместе с будущим халифом ал-:.'утавьккилом /фаворитом и советником которого сн позднее стад/, адиб и поэт, един из сашх страстных, по мнению Ибн ан-Нядима, кнрголпбов своего времени.

Основная проблема, затронутая в трактате, - единство государства в условиях нарастакцего противоборства разлпчних этно-прлитических группировок в армии и обществе /арабы, тюрки, "хо'~ расанпн", "банавиты", маната и др./. Арабское племенное войско не могло служить г. качестве надежной споры для аббасидских халифов - ухе йбп ап-"укаТ!Та в "Послании о сподвижниках" указнвает на "хорасаниев" как на новую силу, способную выполнить эту роль. Известно, что * это яе время / 50-ые годы УИ в. / в Хорасане б:;л произведен крупны" набор для "воГ.ска из неарабов". Во. времл.воП-нн ме-кду ол-Аштом /809-313/ и ал-Маг.уном первого погдермпг.пл" "хсоасатш", в то время клк армия FTororo состояла преимущественно из нових мавяли. После взятия мацуном Багдада недовольство арабов потерей, влияния г. заелльек чяаовкиков я военных у.г числа гогпс капали екзгрли восстания п разных частях Г*>се это гастс-ридо на г-.новъ искич'ъ ncTvrep.r.itn "xopac^inioTi",

что и отразилось в составленном по -йоручению халифа "Послании четверга". При Мутасиме продолжалось уменьшение роли арабов в армии и создавались новые формирования - "ас-судан", "ал-<ара-ггна" и др. Раненой политической силой в халифате стала тюркская гвардия, "утаваккил сделал попытку увеличить число арабов в аппарате управления и армии, однако его стремление умекьиить влияние тюрков стоило ему жизни. Та же участь ждала и халифа ал-Чу-хтади / 069-S7C / , выдвигавшего "банаЕитов" в-качестве противовеса тпркам.

Трактат состоит из трех частей, в первой из которых, написанной не танее 839 г. / дата взятия войсками халифата византийского города Апорий, о чем содержится упоминание в тексте/ Джахиз пересказывает содержание письма, с.которым к нему обратился ал-Фатх .ибн Хакан. Во второй части трактата,, созданной в то see время, что и первая, Дуахиз анализирует содержание письма ал-'атха ибн Хакана. Третья часть - собственно трактат о достоинствах тюрков - была написана, по словам Дкбхиза, для калифа ал-Мутасима - то есть, между'833 и 842 гг. - но не "дошла до него по причинам, которые, как говорит писатель, объяснять долго. Следует отметить, что отнесение-трактата о тюрках ко времени Цутасима, во-первых, могло быть и литературным приемом, обеспечивающим автору определенную степень независимости е суждениях при обращении к тюрку ал-Фатху ибн Хакану,'а во-вторых говорят о некоторой временной дистанции. Исходя из этого, наиболее вероятным временем написания трактата следует считать конец ЗС-их начало 4С-нх гг. IX в.

Сложной композиции памятника соответствует и его огромная насыщенность исторической информацией. Сема по себе позиций Дча-хиза в контексте двух противоположных точек зрения на положение е халифате - некоего "государственного муха" /абсолютизация рознен ал,-<Татха ибн Хакана /абсолютизация единства к мира/ - имеет большое историческое значение: Дкахиз выступает за сотрудничество межлу различными народами, но подчеркивает, что подобное сотрудничество должно строиться с учетом особенностей и сго*ств каждого из народов; в качестве примера в трактате Джахиз отшагает достоинства и недостатки греков, китайцев, персов и арабов. Д/скуссию Джахиз умело переводит из этнического плана /соперничество различных "партий"/в политически!" /все народи хали:ата 14

paFiii: и едины в том, что касается исполнения вели Аллаха и сду.к-йы халифам/. Если учесть, что е IX е. появляется большое колц-чество как пуубктских пс духу произведений, т&к и прямо противоположных - например, tje-ktít j,.e jпомянутого 1Кн Хутекбн "Превосходство арабов над неарабаыи"- то трактат "Достоинства тюрков" свидетельствует о возникновении реалистичного и конструктивного подхода в решении этих вопросов.

Большой интерес вызывают "¿эхры" /самовосхваления/ различных "партий", прн.-еденньге в изложении "государственного мука". Так, анализ ";;ахра" "хорасакиев" дает основания утверждать, что аббасидское дез'.чение на саком раннем этапе спиралось на иранский этнический элемент. Сани "ке "хоресанцц" связывают сбои заслуги прежде всего со слыск персов, перешедшей к ним по наследству, и ведут свое происхождение от разных категорий персидской знати.

.'."авали утверждают croe превосходство как йад арабами, так и над неарабами, гордятся, с одной сторбяы, своим положением при дворе и, с другой стороны, близостью к простонародью /именно эти черты й трактате "Порицание нравов писцор" Дчачг.з отвечает к у чиновничества/. Отсутствие в их "фахре" чисто военной тематики объясняется тем, что формирования швали, оставшиеся со времен Мамуна, в это время как военная сила теряют значение.

"Банавиты" или "абна ад-давла" /сыны династии/ - это, по мнению Г.Э. Тон Грэтнебаума, персы, принятые в семью Аббасидов в качестве сыновей и сформировавшие в начале правления новой династии Еоенное ядро империи, "ак считает Дя.Ласснер, "банавиты" были одной из основных сил аббасидского переворота. Это объясняет их слова в "Тачре" о том, что они - "отприски халифов", а также ту безнаказанность, с которой они совершают убийства на "базарах и улипах" Багдада. Похоже,кменно чрезмерные претензии "хорасанцев" и "банавитов" вынудили халифов искать другие силы, которые обеспечили бн стабильность режиму. Как пишет Д.Суряель, вторая половина правления Мамуна отмечена удалением "хорасак-ских" элементов из армии и администрации.'

С-чень лпбопктне с исторической точки зрения данное Джахизом в 3-ей части трактата описание достоинств тюрков. Т.-ьрки, по Д*а-хизу, воины по преимуществу; вся их производственная активность связана с военным делом, в хотогом они не знают себе равнгх.

Дчсахиз объясняет читателю, что подобйие качества тюрков возникли под влиянием определенных условий жизни я обладают достаточной устойчивостью. Поэтому, пкиет Джахиз, следует учитывать как то, что тюркам несвойственны лесть, доноса, лицемерие и хвастовство! так и их страсть к набегам и грабеяам.

Ценность трактата как источника'увеличивается еще и тем, что что он насыщен ссылкам на мнение высокопоставленных аббасидскпх военачальников и чиновников.

Таким образом, трактат "Достоинства тмрков", представлявшийся ка первый взгляд описанием боевых качеств различных частей войска, оказывается документом большой исторической важности, поскольку рассказывает о выходе на политическую арену и борьбе различных этно-политических сил в халифате.-Потеря араба-.ми влияния в государстве, как показывает анализ других произведений Дкахиза, ассоциировалось для него с забвением мусульманской законности, превращением халиТата в царство, упадком арабского языка. Вакко отметить, однако, что, сравнивая с^ойбтва различных народов, автор трактата с -сагого начала отлетает мысль о превосходстве одного народа над другим. Сознание Дяахиза выходит за пределы какой-либо ограниченной общности. Последнее очень существенно - о немусульманских народах он говорит с таким же • уважением, как и о народах мусульманских.

Глава 1У. "Трактат Джахиза "Порицание нравов писпов" о проблемах управления халифатом". ■

Трактат, анализу которого посвящена 1У глава, - ото, как и трактаты "О наросшем" и "О достоинствах"тарков", послание публицистического характера; в нем Джахиз отвечает на "письмо, вое» хватающее писпов". Автор этого письма в трактате не назван;'судя по упоминании в тексте везира ал-Фадла-ибн !-'арв»на, трактат бил написан не ранее 83?, г. Основная тема трактата - нез.^ектип-нссть аппарата управления в халиТате по причине взяточничества и продажности пиитов, ориенирумцкхся на пррвидские модели управления. Как показывелт исторические ?акт;;, особенно иирокие мас-штаби коррупции и наибольшие размеры персидского преобладания в С1 еде бюрократии - при том, что АббасНды изначально подражали традициям сасанидского двора - приходятся на время прав-

ления Мутасима/333-842/. Скорое всего, именно тогда и был написан трактат Дяахиза.

Показывая в трактате среду пионов, Д:кахиз не столько критикует нравы последних, сколько обращает внимание читателя на пороки всей системы управления. Так, целенаправленная политика Аб-басидов по комплектованию штата писиов из числа персидских гавани - об этом свидетельствуют многие исторические источники,' хотя сам.Джахиз, конечно, не мог сказать об этом прямо - лрит?о-дит, по Джахизу, к тому, что писпы не только пренебрежительно . относятся ко всему арабскому, включая Коран и сунну, но и вполне сознательно перепирают ппедания и стремятся действовать в .. обход законов и сукин. Дпахпз упоминает образны излюбленного .. чтения писиов - "Изречения Еузурдпихра", "Завещание Ардашира", "Книга Маздака", "Калила и Димна" и др. Следует отметить, что проблематика этих кшт персидского происхождения связана с уп-* ■ равлением государством.

Е аппарате управления, по словам Джахиза, господствует такая система отнои:енп:!, что ппсеп более зависим от голи начатьни-ка, чем'раб от хозяина; писатель рассказывает, как по причине угодничества некоего писца перед начальством войско оказалось на грани распада. Еслг учесть, что ? среде улемов были распространена цдеатг н?чят«С'.!мостп от власти /большая часть улемов, как покязг.горт гсследозание С.Сабари, зарабатывала на -згазнь ручным трудом/, то мо-но предположить, что именно в рабской зависимости писпов Дтахиз видит конкретное содержание процесса "пре*- ■ вращения халп'ата в хосройское царство"; к этому следует доба- ■ грть, что от других народов, как пнлет Ддахиз в трактате "Достоинства тюрков", яра'я отличаются слободой от гнета.

Некомпетентность г нэобразо^антость писцов приводит, по слоеэм Дтахчза, к восстаниям, распространению доносов, провалу государственных дел. Писпк стали чем-то вроде замкнутой касты, -изгонящей из споих гл.топ всякого, кто нарушает неписаннке зако-ни - например, тех, кто ::нтересуетсл мусульманским правоведением.

Таким образом, - этом к друггх трактатах - например, "Похвала купцам п осуждение службы в аппарате управления" - Джахиз показ'.тает, что властнее структуры - '-то' стихийная, неразумная го свое^. т. «годе с~ла; по >тзг..у сто беспокоят- влияние писиов-

17

мавали на массы и правителей. Становятся понятными призывы Дда-хиза, обращенные к улемам и сознательным представителям власти, противостоять разного рода авантюриЬтам, проникшим в аппарат управления /трактат "О наросшем" и вступление к трактату "Достоинства тюрков"/. Речь идет о борьбе■мехду писиаг.:и и улемами за влияние на халифа и его окружение - так, близкий друг Джахиза Сумама ибн^Ашрас,также критиковавший писцов за некомпетентность" и антиислаг.'ские настроения, убедил халифа ал-Мамуна не назначать везира.

Итшс, трактат "Порицание нравов писцов" - чрезвычайно ценный исторический источник, позволяющий не только составить представление об управлении халифатом, но и дающий массу интересных -подробностей /имена чиновников, конкретные исторические ситуации, демонстрирующие некомпетентность писцов/. Насколько достоверна содержащаяся в трактате ин^орцания?

Почти все из тех ииспов, которых Джахиз упомлнает в тракта-' те-, были мавали по происхождению; многие иЭ них входиЗЫ в семейные кланы писцов, враждовавшие мехду собой. О необразованности писцов писал Ибн Кутейба в книге "Адаб ал-катиб". Широкое распространение получило расхищение- государственной казны и дворцовые интриги - например, многие из упомянутых в трактате писцов .были связаны с тюркскими военачальниками негласными договорами, Правильность.оненки, данной Джахизом писиам, подтверждает и дальнейший ход событий в халифате: уснащавшееся в конце IX в. соперничество мезду кланами писцов /возведение на трон ал-Мук-тадира /908-932/ кгк триум$ шиитских писцов, неудавшийся заговор писпов-суннитов в 909 г./ подготовило приход к власти "великого эмира", что означало упразднение реальной власти халиТа. *

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, высказываются некоторые соображения об основных особённостях творчества Джахиза и задачах изучения его наследия.

Анализ трактатов "С ниросшем", "Достоинства тюрков" и "Порицание нравов писцов" в контексте общего мировоззрения Дкахиза и историч Аббасидского халифата УП-1Х вв. показывает, что эти „произведения объединены как тематикой, так и отношением автора к предмету, о котором идет речь в трактатах. Эти послания публицистического характера являются богатейшим историческим источни-1£

ком, дающим информацию о расстановке сил в ариш и аппарате управления Аббасцдского халифата IX в.; изменениях в государственной политике Лббасидов; динамике ятно-сопиальных процессов и массовых движениях в халифате того времени.

"як показывает доследование трактатов Джахиза, заведомых искажений Тактической стороны того или иного вопроса в этих произведениях нет.

1!зу,!91ше произведений Дчахиза как исторических источников находится в начальной стадии своего развития. Необходима долгая работа по выяснению истории развития идей и представлений, которые легли в основу произведений Джахиза. Большое значение имеет изучение стилистических особенностей, характерных для работ .этого автора. Все это поэвелито бы уточнить свойственную ему систему взглядов, а это вачно как для исследования этих и других произведений Джахиза, так и для адекватного понимания арабо-мусулылак-, ской культуры того времени в целом. =• XXX

Основные положения диссертации освещены в следующих публикациях:

1. "О политических и исторических взглядах Джахиза"« - Тезиса 4-ой Всесоюзной школы молодого востоковеда, М.,1986,т.I,с.185-186. - С,2 п.л.

2. "Государство и имамат в произведениях Джахиза". - Тезисы 5-ой Всесоюзной юколы молодого востоковеда, Ы.,1989,т.I,с.2?~ 29. - 0,3 п.л.

3. "Джахиз о судьбах мусульманской общины". -.Тезисы Бар-тольдовских чтений, [,!.,1990,тЛ,с.27-28. - 0,3 п.л.