автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Демидов, Константин Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Малые произведения Д. Ахиза (775-868) как исторический источник"

ft

POCCÍL'ÍCICAn AAOIi.IILí IIVu

ор;г,ет;л трудового крлсшгс b¡;,*v:iiu: ■

;£ют!ют 130стол(щдл1уп

ît правах рукопло::

Д&ОДОЗ Консгантлн JJoo;¡oob.¡4

а-уш л.м;ы (775-868) ш

¡ICTOEl'UüitL; ШШЕйШ

Специальность 07.00.09-Истор;югра,:ш, источниковедение и методы исторического исследования

АВТОРЕ i'2?vVT диссертант на coa скани в ученой степени кандидата исторических наук

*оо:эа - 12;>2

Работа выполнена в секторе исторического источниковедения Отдела памятнике® письменности народов Востока Ордена Трудопого Красного Пнал'ени "нетитута востоковедения РАН

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доиент М.С.Кяктев

Официальные оппонент: доктор исторических наук, профессор Р.Г.Ланда

кандидат исторических ' наук, допент С.А.Кириллина

Беду~;-л организация - Институт Африки РАН

Защита состоится " _ " ___ 1993 г. в_ часов

на заседании Спеинализиротнного совета Д.С03.С1,С1. ко* историческим наукам при Институте востоковедения PAII по адресу: г.Москва, Рождественка, 12.

С диссергапиеЕ кочно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения Г/Л.

Автореферат разослан " _ " __ 1993 г.

Ученый секретарь Спеича-лгярроЕанкого Совета, хгндидат устсричестх наук .

¡6 ОЩ -7 А .Г. Волошин

"Hcrrr-'i т тсгс-о-скгя РАН, 1903

1. оыда КОЛСКЕНИЯ

Настоящая гасота восзямвии. истачнкковздчеакому исследования трех трактатов Лжахиз» /?75-в68/ - ''Ар-Рисала фй-н-кайита" /"Послакиэ о наросшем"/, "Мачакцб ат-турк ва акмат дстунд ал-хн-яафа" / "Лостои«с*ва т»рвэв и других войск халифата"/ и "Замм ахлая •ал-куттаб" /"Пор-тпакаг нравов шсров"/. Акор трактатов~ Му Осман ибя Бахр ал-Ддоаю - Сез соыиенан, одна из крупнейших {®гур арабо-иусуяькаяскей культуру, писатель, создавши« около ЮО ироизведс-няй, эатрагквмедиз практически вез аспекты жпанй 1йбасндского хата <5?. та IX в., видный мутазилит, политический т-¡лятель, развивший оригинальную теор;:п государственного и оСще-¡твенного устройства. Активное участие в политических событиях ■ого времени привело Джахиза к.созд'анмз своеобразной ву&дашс-икн - жанра трактата-послаиня, Эгн "иальз произведзгшл* Ди.ахя-а сострвляю? по ойьчщ гтрг.мзрго четвертую чаегь всех дошедших о пас пропзрелений писателя. Ккогяе аз его тряктагеп /ь том пеле в три трактате, стагяше пред'/етс:,) намего исследования/ цресоввны пррдставатслям прагяцей верхувкк халифата - веэирам, эдишл я фаворитам халифов."

Трактаты "О иаросяеи", "Достоинства ткркеш" и "Порицание залов пясшв" отофвпя в качестве прецкета изучения потопу» го в низ Дхахиз с рэз!;ы* точек зрения рассматривает проблему шавленгя поляэтиичееяам госуяарс*во» п условяях вограстаяцего вдтивостояная кекду аш*>нзстраш<е2 хеля^ата, опираацейся на горасанскуа", а позднее тиркскуя гвардия, в широкими ¿йсссм-'и ¡селения, недовольство потерях прзгявдй верхушкой выразилось в ютуплениях суяиитов-хшгб/штов в ссрвднкз IX Три указанные т трактчти представляет оцредэлеыауз эпоху б творчестве писо-

' I

теля /30-ые - 40-ые гг. IX в./, когда Ляахиз считал, что только активное участие улемоя в управлении государством может в какой-то мере сгладить суцестлуюте в обществе противоречия; уле-ш, к которым Лкаиз относит и себя, должны оказывать влияние-на халифа и его окрудет е, побуждал последних следовать мусульманским норкам управления, Корану и сунне. Таким образом, трактаты "С наросшем", "Достоинства тюрков" и "Порицание нравов писцов" объединены как общностью основных тем, так и позицией автора, что и делает их ингероснеРипш объектом исследования.

Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать три трактата Джахкза в качестве исторического, источника - определяет и ее задача»:

I» Выяснить условия и преь'я создания памятников, установить их значение как в контексте творчества Дчахиза, так и в контексте произведений других арабо-мусульманскях авторов ОТ-Д вв..

2. Исследовать мировоззрение Джахиэа, в такче определить место его вз.' .ядов в культуре того времени.

3. Выявить информативность трех трактатов Длахкза как исторических источников и определить степень достоверности содержащихся зв них сведений по социальной и политической истории Абба-сидского халифата УТ11—ГХ вв. _

Актуальность теш исследования. Говоря о трактатах ДжахЯ&а, следует отметить, что до него подобной - по целям, проблематике, характеру "подачи" иатериала - литературы на арабском языке не было. Таким образом, ¡гояно высказать предположение о том, что сам ¿акт появления такого автора я откеченннЛ характер его творчества отражают существеннее изменения £ арабо-г.'усульмаиском обществе коша УЕ - первой половины IX вв. Исторические факты говорят о том, что это враги является периодом транс^сркашпт всего уклада жизни в Аббасидскогл халифате,'что в немалой степени пойляяло на пути развития арабо-ыусульманской цивилизация в целом. Рассматриваемые три трактата. Дкахиза существенно проясняю? взаимосвязь меаду политическим к этнические процессами в халифате, а такзе щ.олуь&кт ногый сьет на такие общественно-политические сулы как ласаби1!я", "ц.'ууСийя", "мазали", "хорасанцы", "бакавиты" и др.

С б актуальности тэг.к исследования говогит таске и то, что

*> л

число посвященных Дяахизу научных работ явно ие соответствует значению этого автора в арабо-кусульманской•культуре. Таи, творчество Даахиза высоко оценивали такие представители последней, как ал-Мубаррад, Сабит ибн Курра, Абу Али ал-Джуббаи, Абд ал-Джаббпр, ал-Масуди, Абу ХайЯан ат-Таухиди, Ибн Халли-кая, йакут, Ибн Хадцуи и др. Таким образом, источниковедческое исследование произведений Даахиза может существенно дополнить наши представления о всей средневековой арабо-мусулы/анской культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые трактаты Дхахиза подвергнуты детальному источниковедческому анализу в контексте как творчества самого писателя - для чего мнадобилось выяснить особенности мировоззрения Джахиза - так и з контексте работ его предшественников И' современников, а также., з связи о политическими событиями того времени. Анализ трех тра-;татов Дяахиэа показал едяиотво ах проблематики и позволил дать >ценку содержащейся в них информации.

Источники исследования. В основу работы положено издание .М.Харуна Дасеил шг-Дкахиз. Каир,1564/, содержащее, помимо казанных выше трех трактата»,• еще 14 произведений Джахиэа на а злачные темы. А.!.1;Харун, подготавливая издание, собрал все из-гстные на данный момент рукописи трактатов Ддахлза - в том чис-? рукопись #949 /библиотека "Дак-ад ЛбрахпьГ,Турция/, >¿321 тарих 111СВ7 тарйх /"Ал-Мак та б а ат-тейлурийя",Египет/, Й2655 тарих 'Лар ал-кутуб", Египет/ и №100 /"Мактабат Нур ад-Дин Муста^а", •лпет/. В примечаниях к тексту издатель привел разночтения по ей прочим рукописям пмгдю основной.

Б ходе работы кш прибег&гп также к еце одному сборнику "ка-х" произведений Даахиза' /Бейрут,1972/ и таким книга?/ писателя, к "Ал-Байан ва-т-табйян"', "Ал-Хайаган", "Ал-Усканийя, "Катай -бухала" п др. Для выяснения политических, религиозных, этни-;ких реалий того времени привлечены произведения арабских ис-знков /"Китаб ал-ахбар ат-тивпл" Абу Хвни$и ад-Динавери, ТуК аз-захаб" Масуди, "Терях вл-умам га-л-цулук" Табари/, биог-ов/вМудяам ал-удаба" Яакута, "Тарих Багдад" Багдадв/ , исго-ов сект /п1!асаял ал-имама" ан-Наии ал-Акбара, "Фирак ва та-ат ал-мутазила" Абд ая-Дяаббара, "Китаб ал-иилал ва-н-шкал"

3

Еахрастеии, "Гирак ая- киа" Нзуаяути/, литераторов /"Адаб ал-ка-табг' и "Уиун ал-ахбгр" |.;<5н Ку*е2бы/,философов -'/"Китаб ал-Хшда ила ал-Гмутасим бя-.тла £и-л~£.8лса£а ал-ула"/.

Изученность творчестла Дкахкза. Произведения Джахиза - особенно его тракгаты-послалия - далеко не полностью уведены в научный оборот; в частности, их значение как пеннейаих исторических источников явно недооселиьаэгсл. Ка книга Дяахиза .ссылаются довольно часто, однако отсутсвке цельной концепции творчества писателя, а также почти полная неразработанность вопроса об эволшии взглядов Дкахиза к его значении как политического мне- . лигеля приводит к тому, что очень часто мировоззрение Джахиза серьезно искажается, что не мокет не отразиться и на понимании его работ - например, А.Бастоя, Ф.Мэлти-Даглас и другие авторы рассматривают Днахкза только в качестве писателя, в отрыве от его публицистической и политической деятельности.

Самый значительный шлад в изучение жизни к творчества Джа-х;?за внес -.щузский исследователь Ш.Пелла, посвятивший свои книги л статьи презде Есего исследованию той среды, в которой вырос и жил Дхахиз.

Трактаты, рассматриваемые в данной работе, также исследова-.ш пока очень слабо..Хотя авторство Ддахиза не подвергается сомнению А.Ы.Харуноы, П,Пещт и 1С.Брокельыаном, тек не менее войрос о возникновении птах па'гятаяков.а так*.е об откликах на них в арабо-.\:усудьУшском обществе того времени остаётся открытки. Более других произведений повезло трактату "Достоинства тюрков" -он отчасти рассмотрен п работе К.З.Еосворта "Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском шре" и переведен ка английский язкх С.Г.Балкером.

Методика и научны!; аппасат исследования. Б основу настояли работы положена обаая ютэдака гсточкиковедческих-исследований, разработанная в труда;-: Д.С.Лихачева, А.П.Пронитейна, а в применен;:,", к ессточным памятника;; гглсы;о:шости - б габотах Е.Э.Еер-тельса, В.Е.Еартольда, ¿1.'0."рачг.огского.

При написании работа использованы сочинения тгг.пх отечественных и гностраннкх ученых, как ".А.Гойко, О.Г.Еольшаков, Е.К.Еахсдер, А.ЕЛрг..;сль'., Н.В.Пигуяевскея, С.а.Прозоров, К.Кати, А.'ч^тон, А.Я». у от, Г-:..7всснер, П.Пеллз, С .Сабари, • Д.фрдвль

На7ччо-практичссгое значение работа. Собратий в дкесерта:.;'и фактический материал г сделенные иэ ого ослов» выводы н заключения споссбетБумт долее ггчно».? кзишланкю {-ногах аспектов ара-бо-мусульг.;анскеЯ культур!,' Л!' -II яв., обиеруюшаэт слошю комплексы проблем г> гно-политпчесгсош и ролш'Яозкого характера, госпакете в то ьреич, из плл иначе иовли>1пг:йе на разьятиа исторических событкЛ б этс/. регкояе ыготь д.? нашего иреызин.

Диссертация ш .ет Суть иегш ьго>ш:а при подггот.-^сз спецкурса по истории арабо- ^сулыанекоЗ общественной «кода з средние зека, лекционная курсов но похор?:: Аббасадасого халифата.

Структура дассертасщ обусловлена оеи;ей лэгаяо.1 яссяедова-шя. Работа состоит из вевденкй, четырех глаз, заключения и екб-гаогра$пп. В главе I делается попытка первоначального рзсскогре-гая политических и общественных взглядов Джахиэа, что супгестзен-га облегчает понимание ксследус?.т трактатоз; з глазах П,Ш и 17 щализируотся трактаты и0 нароетем", "достоинства тэркез" и "Порицание правой ггасцов" соответствен:»,.

- - II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСССТАЩ Во введении определяется' цель и • задач:? исследовании, ярзгво-.ится история -изучения творчества Дгахиза, излагается его Оио-рй^йя, дается краткое описание эпохи, г которую жял писатель, той среды, к которой он принадлежал.

Диахяз родился около Т?5 г. в Басре, где противно большое цело сподвггипгов !,;ухег.-згедя, хадкссведсз и асхетоь, в резуль-ате чего этот город сохранил раянеуусульмаюкяе традиции к ук~ ач ж;<зня. Масла по прочсхо*дегл», йсахяз.принадлежал к бедней-ей прослойке «гаселенпя; тем г.е кенэе, он учился у круг,немках тегах того ррекеии - Абу 7беГдн, гл-Асгая, ая-йаэзема, кадп 5у "усу^а V«. др.

Около 016 г. Дкп*?»' иере:зз.-:пе? в столицу халг4ата г.Баг-ад,- что стало ро:-,г.-с*т;ь' с'лагодаря исло*кгйльно2 оценке дет->вскгсс работ об иг,а?/ате хаяп?ом ал-?,'ау.унок /313-83?/; этот ха-

стремился собрать вокруг себя лучших деятелей науки и ис-гсетва - в это же время в Багдад перебираются поэт Абу Нузас, иолог ал-Асъ.аи, гутаэгслиты ан-!!аз:<ам и ел-Аллар, писатель

Сахл ибн Харун и многие другие.

Б Багдаде Джахиз бил назначен писцом" в. .канцелярии, однако гскоре покинул службу. Именно в это время он создает свои главные произведения.

Некоторое время Дчахвз служил воспитателем детей халява , ал~*!утаванкила /847-Я61 1, причем с этим халифом писателя связывали довольно тесные отношения. Следует отметить, что_многие произведения, затрагивающие политические вопросы, били адресованы Дхахизом приближенным хали?а 1"утаваккила и, скорее всего, сыграли определенную роль в ходе соответствующих политических изменений.

В Багдаде блппайтлее окружение Дявхиза составляли по-прещу-¡цеству улеш-мутазмлитн, ^илолоти, грамматисты, литераторы и почты. Б их крухкас и мадяитсах обсуждались вопроси, касающиеся сашх различных отраслей знания, велись полемические дискуссии с представителям! других религий и сект. • *

Следу« отметить, что традиционно высокий социальный статус улеыов в IX в. значительно укрепился вследствие озабоченности Аббасидов сохранением своего авторитета в широких кругах мусульман. АбСасиды находились в чрезвычайно сложном положений - они пспзли к власти, опираясь на икятскиК подъем, но отстранили али-дов от власти и оказались, таким образом, среди огромной мзден враждебно настроенного населения - проомеЯГ.адски настроенного суннитского простонародья и не оставивших надеяд на создание своего государства ¡пиитов. Кутазилизм, объявленный в 827 г. о7и-цгаль»ой идеологией халифата, был необходим для Аббасидов в качестве примиряющей все ст рсны доктрины. Однако, политика насаждения мутазилизка привела к волнениям в Багдаде и еще большему • сплочению касс вокруг суннитских улемов. Усилилась критика режима и со стороны виднейших кутазилитов. Стремление уменьшить разрыв между массами и властью побудило Мутаваккила обратиться к суннизму.

Нарастание напряженности в обществе происходило на (Тоне серьезных изменений этно-сониальнсго характера. Усиление влияя;- я персов и тпрков в политической и военной сферах сопровождалось значительном укеньпен'.'еп роли арабского.этнического элемента. Арабское гглс:.'?,г::ое 'о"с?;о перестало слу?".ть аббвсидскль: 6

халгО.зм в качестве надежной опори, поскоику сзь®, победа посчед-них над ОмейГ.адага била достигнута благодаря тег/ ело да населения, которые "стрегились л первуп очередь унэттогить ополип арабов на управление государством".х Однако, -сечение "хсрасан-скоР", а позднее тюркской гвардии привело к дальнеЕпе^-у ослохпе-нию ситуация. Б сроих трактатах "G неоосье::'', "Досто^нсгяа тюрков" v "Порицание нглвов писцов" Дчахиз попататсл чагтп рео;е«ше стоявших перед обпествоь; проблем, и >?о следует уставать ходе источниковедческого исслекопоиия.этих робот писателя.

Глэез I ."Государство и общество в псог.пзет,сп?ях Д-ахнза".

Говоря о п?.гляпах ."даетга ire государство, о гасеобг.азпой тэорли oo'qecTBcarjovo устройства, излокеяаой не сасгзматетяо, от-рнакакя во одэгах кроя зт еде киях писателя, следует пзгакть, что мировоззрение Дяахиза отражает некую новую реальность, которую характеризует правде.всего взаимодействие и соперничество в государстве шогих этно-соцналышх групп.с дрисуишгл' им разным! типагд! пшзпня. Заслуга Д^ахизн з тем, что ему удалось увидеть эту новую реальность в сэ целостности; именно это помогло е>.;у пи'Ат'л за ранни взглядов кааол-слбс одтюй группн или общности. Джахиз рассматривает общество как единый организм, существование которого обеспечивают различные по своим сЕункпиям органы - соответственно этому в обиестве Дкахиз находят разние слои я группы. Говоря о причинах пряяадлетностя человека к той или гной группе, Дчахяз описывает иерархию способностей, сзо.':ствешшх людям, и соотнесенных с этими способностям!: ценностей /богатство, здоровье, зншше, власть/. По як стремлениям Джахкз делит лицеЯ нэ "сазут-них" и "нетозугстве"; у последних, :;о Дкахвзу, преобладает "чувственная природа". Лкснно "чувственной природе"', присуаей всем жиеьч! существам, свойственны инстинктивнее стге;/л?к>тл, которые побу-гдалт людей вступать в противоречие друг с друге?.:; сотому для полчерчатш порягая в oi^ecrne лгди избчрзот прлгяте-тей.

В обществе Л*ахпз ьвдедяет такие основное силы, как "ал-;асса" /ело'/ носителей духовности и порядка/, "ал-а?.*га'' /пгос-•онаглпье/ и '>о-султан" /власть/. Под "пл-хпсеа" пои-

ГЛ. 'сн Грет'ебау!.:.Чл^егчвсислам.600-1Я5Р.'.;. ,Ii'66,c.74.

разукечает- людей, разум которых препятствует инстинктивным устремлениям; определяющим фактором принадлежности' к этой общественно? группе является "лл Дхахлга религиозное в своей основе, значив /ал-илм/. Дкахиз сравнивает "ал-хасса" с разумом, а "ал-аь?.:а" с органами тела ;власти писатель, по всей видимости, отводит функции воли . "Ал-акка", пс Дкахпзу, не способна самостоятельно отличить истинное от ложного - поэтому простонародье всегда гонит пророков, вносит порчу в релягяю, склонно к выступлениям против власти. Дяахиз, однако, не склонен считать "ал-аг.ма" замкнутой в себе кастой - он видит и промежуточные слои. Поэтому он считает, что "ал-хасса" может и'должна распространять свое влияние путай просвещения. Именно эту нель ставит перед собой Дяачиз го веет, сяоих произведениях; образованность приобретает для него особое значение еще и потому, что администрация халифата пс уровню просвещенности ближе, по мнению писателя, к "ал-рут/а", нозели к "ал-хасса". Таким образом, "ал-хасса", по Ддглчзу, занимает промежуточное положение между двумя стихийными силами - кассами и влаотьп - и должна удерживать эти с«ш в равновесии. Подобное сознание отяетстленности за судьбп общества било свойственно многим улекам того времени;' однако, только Дтсахкза что сознание привело к созданию своеобразной теории управления государством. .

Следует ответить, что вопрос о том, что такое власть, кто и к&яем обрезом должен управлять государством,'стоял в то время необычайно остро. На ззасть в хал?*ате претендует юииты.хгрдц;:!!-тн, гностические секты различных направлений; происходят частые лроомейЯадские восстания; поягляптся .тнастии Саманидов и Тахи-ридов, позже-. - СасЗаридов и Тулунипов, которые провозглашапт -свою независимость от Аббасидоз. Разрабатывая сгою .теории управления государством, Д-узхиз исходит яз убеждения, что смуты в халифате - кекзбехное следствие забвения обшеством и, прежде всего, правше?} верхушко? тех норм и законов, которые были положены в основание гусульманской общины. Дтахкз стремится выработать приниипы "правления, которые, отвечая духу раннего ислама, подто _.,,т. пдя его 5иеие!т; женяо поэтому во нсех своих построе-к::.<::< спкрается «а т'.':раи, сунну, изречения "праведных ха-

лг'сь". Ь ~о же гре.*.-х, Я*:а'«*з обратает внимание читателей на то,

что положение гсдей со временя первокачэ«лого голаиа каревнчм образом изменилось: ср-зда ток, кто упргрпле> оСциной верующих, 1лного еретиков и отступников, которые хотят путем подмени четкий добиться власти в халифате. Поэтому правитель и его приближенные должна не только знать Коран я сунну, ко и изучать светские науки, прежде всего те из них, которые касаются приводы лкдей. Политик не должен строить иллюзий относительно человеческой приводя, и это, по Л-'-ахизу, презде всего касается выбора подчинённых. Указывая на конкретные проявления сложности управления огрошчх полиэтническим государством, Г;::ялии нриэкшвт халата я его окружение советоваться с му sp еиаг»гд п удепа-.д; разрабатываемая Д«цензом модель управления предполагает, таким образом, как самос-гоятелыюсть правителя - в том числе и в вопросах "знания" -гак и его единство с сбг'инсй в лице лучеих ее представителей.

Следует отметить, что своими посланиями Дчсахнз создал новы:: тап взаимоотношений между представителями власти и независимым! 'лемами. Попытки Дчахиза при помощи подобных средств удержать щкинистраиик халифата в рамках исламских тоделей управления бита вызваны, в первую очередь, распространением теорий, согласно :оторнм вся полнота власти в государстве должна быть сосредото-ена в руках калина п его ближайших помощников - писцов - придем оследние, как показывают исторические £акты, нередко становились подлинным хозяевам халифата. -Эти теории о наделенном бо-ественной справедливостью государе и необходимости сильно!: пен-ралиаованной власти являются иранскими по происхождению и отра-энн во многих персоязычных памятниках письменности вплоть до [7 в. Именно такие методы управления били предложены халифу ал~ знсуру писцом 1!бн ал-Кука$фой /ум. в 753 г./, активно участво-1ВС!им в переводе персидских сочинений политического характера i арабский язык; подобные идеи в IX в. развивая другой предстатель администрации - Ибн Кутейба. Дкахиз, со своей стороны, тек ст с&крализацни власти - последнею он сравнивает с рынком, юме того, Дкахиза отличает его стремление к шкеиыально воз-ч.ноиу расширению слоя сознательных и ученых людей, оказывающих иянпе на ход дел в государстве. Именно поэтому Дквхиз насыщает ИД1ЛИ полоч1е5«ият:я своей доктрины даче чуздую eiy по духу теория агата /эту теорию в IX в. усиленно разрабатывали гакитекме

о

торн, позаимствовавшие иранские представления о непререкаемом авторитете руководителя государстве; написать работы на ату тему поручил Дяахиау халжТ ал-'Лямун, проводивший политику сближения о !1!!!т'Та:.:И/.

С другой стороны, i "огге произведения Дхахиза, затрагпва--' f"m:e проблем общества п государства, полемически заострены против низового движения суннитов, которых, кстати, в то время часто назквали "•рл-ектиа*. Несмотря на то, что отделите черта иг умения /в частности-» призкв к возро.зденига услга® через обре/дение к сунне, стрег.-яекуе предотвратить смуты внутри ойцивк, открытое порицаете заблуждающихся грапателеЯ / были близки ад Дягахизусун-нитн, ориентировавшиеся на простонародье, видевшие в распростре-неняи самостоятельного, критического.ютления осногнугс причину кризиса кусулы.-.йлскоЁ об-цини выступавшие за беспрекословное следование сунне, не когли вызвать симпатии Дкахиза-улема» считавшего, "то разу!,; к предание долчны дополнять друг друга. Кроме того, в кассовых выступлениях, организованных суннитами в середине IX е., Д-:;ахмз усматривал глазную опасность для существования государства.

Сопоставление построений Хдахиза с теоршв.® других арабо-мусульманских числителей и $илосо£ов последующих веков /ал-íа-раби, ал-Газали, Ибн Рушда и дрJ позволяет говорить о ток» 4fo Дкахизок были развиты штате идеи, ставшие i последствии основой наиболее известных политических теорий арабского средневековья;, в то те время, нельзя ле отметить, что рационалистическое направление арабо-гусу.тьг.анской 5влосо;ии все более тяготело к абстрактности, тогда как саг/ Дяахиз отталкивался прежде всего от анализа реальности, что во многом повлияло v на выбор им публицистической í.cpMH для изложения своих шслеи.

Глава II. "Трактат Лдахиза "Послание о нарос:зем" о судьбах гусулъ;'энской облпнк" •

поселена кстота:л сгсдчзскоуу анализу трактата, адресованного "ухе:л:аду ибн кигодц гбн Дбп Дуваду, которкй в 647 г. os рннл гй посту глйш^го •■•ад» чали'-ата сгоего отта, известного :/ута?::т,-?а '::гада гбн кбп Д;т.а?а. Г: 533 г. "ухажад ибн Ах?ад ь':л снят со с} се го поста хатгс'.' c-л-'..'.у? авакквлом. О .''уха'.зиадом v'v Лл1.т.-см - так .se ::ек г с его стгс:.: - Дкехна подчеркивал довольно тесш:е cTH.v:<j»:yi г* алгесо-<сл "V п?зг::е гя с°скх книг и 1С

трактатов.

С достаточной степенью уверенности мочно говорить о, том, -что "Послание..." было написано мекду 847 и 853 гг., когда ?.'ухатл,:ад вбк Ахм.ад бнл тлдвным кади - в тексте трактата Джахиз обращается к нему как к одному из представителей высшей власти в хагпГете. С правильности отнесения "Послания..." к этому промежутку времени говорит и тесная связь мезду содержанием трактата и событиями конца 4С-ых - начала 50-ых годов. Именно это время отмечено выступлениями суннитского простонародья, которые побудили Дхахига Еаяисзть "Послание..." и в конечном счете вынудили халифа ал-Цу— тавакхила изменить форму вероисповедания в халифате - с последним обстоятельством, скорее всего, и связана отставка Мухаммеда ибя Ахмада ибн Аби Дувада.

В "Послании..." Джахиэ занят поиском причин возникновения и развития ересей в мусульманской общине. Джахиз на историческом-материале показывает, как ересь разрастается и становится извра-' ценной сунной, что ведет к появлению тиранов и новым злодеяниям. "Наросшее", по Дкахизу, - это еретические, чуждые исламу взгляды, распространившиеся в среде простонародья, не умеющего самос-. тоятельно отличить истину от лжи. В конце трактата Дхахиз призы'-' вает представителей власти и духовных вождей общества встать на пути у еретических движений, во главе которых стоят'мавали п шу-убитн.

Говоря о значении "Послания..." как памятника общественной мысли следует выделить следующие моменты: во-первых, анализируя события политической истории мусульманского государства, автор • трактата создает одну из первых целостных концепций мусульманской истории; во-вторых, утверждая законность правления всех без исключения "праведных халифов", вопрос об отношении к которым в мусульманском сознании УГО—IX вв. стоял очень остро, Дяахиз тем самым объективно - выдвигает понятие традиции общественной . жизни, что делает "Поставив..." значительной вехой в утверждении суннизма в качестве ортодоксии.

Трактат является историческим источником большой информа-. тивной насыщенности. Так, Дяахиз анализирует в нем еретические утверждения дрижения антропоыор£истов, которое через асабийю ¡актически объединилось с шуубитским движением неарабов /ал- '

II

адкам/ г мавали. Анализ источника по^азивает, что под антропо-г«юр}.исгжи, отлвчаидешся, как рх описявает Дхохла, прелознесе- . нием дгкассти Рго&'.адов Л пг.оповедущкш предопределение - из чего делается г-.ччод о необходимости по:;^г.нят-ься даче прэвите-лю-тпраиу - подразумеваются суннпты-'.анбалпты. 11:..енно так эту секту описывают ан-Нгыи ал-Акбар и ал-Лшари. Социальной базой ханбалятов бита в IX т>. багдадские шззь; по этой причине это дн'.ление р то ]-ремя чюто называла "ал-с!и.:&" г ли ";.л-Г'ьаи.:". Хьибаяя'ш достт'лч к оеуодинс IX вена такого т?лшлг.;.1, «ло ла..:в • ал-:'утя'-а:а:ил бкл вннучя.ен советоваться с глььо:, дгихекия Ахмадогл з'бн Хьябалем /730-855/ относительно назначения судей.

Упоь'янув тесно связанную с движением ашаров асебиЪ), Д*а-хиз затронул другую организацию ь£атеч:нах группировок городского . населения, которая к концу IX в. в значительной степени контролировала положение в городах.. За помощью к а!::.арам прибегали и ханбалиты. С другой стороны, определенная взаимосвязь существовала мезду асабякей и профессиональны:'® организациям^, объединявшими неарабское население городов и' случившими проводником культурно-религиозного наследия покоренных народов. В свою очередь, шуубита утверждали свое превосходство - в том числе и в культурном отношении - над араба.«; об этом Дкахиз пишет в. своде. "Ал-Байан ва-т-табйин" и трактате "Замы ахлак ел-куттаб". . Шуубитские настроения были.широко распространены в среде чиновной интеллигенции халифата. По мнению«Г.Буссе, персидская шу-. убийя вместе с культурным возрождением проложила дорогу политическим имперским традициям.

Особое место в "Послании..." отведено напали. Именно с навали Д;еахиз связывает появление "ан-набйта" - ереси, которая, как пишет Дкахиз, состоит в утверждении превосходства мавали и над арабами,и над неарабами. Как показывает анализ трактатов "5и-н-набита", Танакиб ат-турк" и "Замм ахлак ал-куттаб", мавали персидского происхождения, составлявшие в УИ-1Х вв. значительную часть аппарата управления в халифате, стремились к сосредоточению всей полноты власти в своих руках и, в конечном счете, к переустройству государства по'образцу сасанвдской монархии .

Таким образом, в "Послании о наросшем" .Дкахиз д£Л свою ин-

12

терпретшгаю исторических политических событа;: б халифате. По мнения Дтахиза, нчзким уровнем сознательности масс пользуются" проираноки настроении кеяаях. и ь'уубатц, что приводит, как щввбт Л$ахиз, к "перерожден1*» об:дт;ны в хосройское царство и насилие кесарей". О том, насколько Тлахпз бкл обеспокоен этой проблемой, моуло судить таккэ по его трактату "Об опровержении антропоморфизма", в котором, обращаясь к тому :кэ !'ухаи,;аду ибн Axt/,аду абн Аби Дувану, Деэхиз госорчт о силе "ал-змма" и о необходимости привлекать к сотрудничеству во.гаков простонародья.

Глага III. "Тсйктат Деатаза "Достоинства.' горков" о межэтнических отношениях в хзлг'ате УГ-IX вв. к проблеме единства-мусульманского гогуларотва'.'

Трактат "Достоинства тюрнов и других воЛск халифата" был наппсан Джахизом в ответ на письмо ал-Фатха ибн Хшсана /ок.016-. 861/, обративцегося л писателю с просьбйй высказать мнение отно-' сительно спорних вопросов, касапщихся .^тройства войска и противоречий между различный! "партиям!" в халифате. Ал-'атх ибн Хакан -,,"ерганец по происхождению, сын торкского военачальника, приемник -син халифа ат-^утасм/а, воспктынаваийся вместе с будущим халифом ал-:.'утавахкилом /фаворитом я советником которого он позднее стал/, ада б и поэт, един из самих страстных,' по мнению Кбн ан-Надима, кш'голнбов своего времени.

Основная проблема, затронутая в трактате, - единство государства в условиях нарастзкцего противоборства различних этно-прлитических группировок в армии и обществе /арабы, тюрки, "хо-расанин", "банавиты", мавали и др./. Арабское племенное войско нз могло слупить и качестве надежной опоры для аббасидских халифов - ухе "бн ая-"ука.7;"а в "Послании о сподвижниках" указывает на "хорасанцев" как на новую силу, способную выполнить эту роль. Известно, что ч .это яе время/50-не годы УИ в./ в Хорасане бпл произведен крупны:"; набор для "вэГ.ска из неарабов". Во. врегл. вой-нн ме-.ду ал-Аглином /8С9-ЛЗ/ и ал-Ма;зуном первого погпеткпвали "ховасатш", в то гремя кяк армия второго состояла преимущественно из нои"х мавали. После взятия "туном Багдада недовольство арабов потерей влияния и засильем чиновников и роенннх из числа i-of'ix мавати гызгрли восстав::«: п разных частях Пое это тасотвало .''я"ука вновь яскь'.'ь поддзр.да: "хораепшюз",

что и отразилось в составленном по -Поручению халифа "Послании четверга". При Мутасиме продолжалось уменьшение роли арабов в армии и создавались новый Жоршрования - "ас-судан", "ал-^ара-ггна" и др. Ровной политической силой в халифате стала тюркская гвардия. Мугаваккил сделал попытку увеличить число арабов в аппарате управления и армии, однако его стремление уменьшить влияние тюрков стоило ему кизнк. Та ке участь здала и халифа ал-Цу-хтади / 869-87С / , выдвигавшего "банаЕИтсв" в .качестве противовеса тпркам.

Трактат состоит из трех частей, в первой из которых, написанной не оанее 839 г. / дата взятия войсками халиЖата "изангай-ского города Амоглй, о чем содержится упоминание в тексте/ Дяа-хиз пересказывает содержание писька, с.которым к нему обратился ал-Загх -Ебн Хакан. Во второй части трактата,-созданной в то не время, что и первая, Дзжиз ад&тазирует содеркание письма ал- -Фатха ибн Хакана. Третья часть - собственно трактат о достоинствах тюрков - была написана, по словам Дкйхиза, для Халкта ал-Мутасима - то есть, между '633 и 642 гг.- - но не' дошла до него по причинам, которые, как говорит писатель, объяснять долго. Следует отметить, что отнесение-трактата о тюрках ко времени Цутасима, во-первых, могло быть и литературным приемом, обеспечивающим автору определенную степень независимости в суждениях при обращении к тюрку ал-Фатху ибн Хахану,'а во-вторых говорит о некоторой временной дистанции. ]"схоля пз этого, наиболее вероятны!, ; временем написания трактата следует считать конец ЗС-ых начало 4С-кх гг. IX в. ■

Сложной композиции памятнкка соответствует и его огромная насыщенность исторической информацией, Сана по себе позиций Джа-хиза в контексте двух противоположных точек ярения на положение в хали-Тате - некоего "государственного куна" /абсолютизация розни/к ад-4атха ибк Ханана /абсолютизация единства и мира/ - имеет большое историческое значение: Дкахиз выступает за сотрудничество метду различными народами, но подчеркивает, что подобное сотрудничество должно строиться с учетом особенностей и отаХств каждого из народов; в качестве примера в трактате Дг.ахиэ описывает достоинства и недостатки греков, китайцев, персов и арабов. Дискуссию Лгчзхиз умело переводит из этнического плана /соперничество различных "партий"/ * политический /все народи халифата

равны п едины в том, что касается исполнения рл.ли Аллаха, п службы халифам/. Если учесть, что е IX б. появляется большое количество как шуубитских пс духу произведений, т&к и прямо противоположных - например, щмггт у>.е ¿покянугого Ко'н ХутеЕбы "Прего-сходство арабов няд неарайеы!"- то трактат "Достоинства тюрков" свидетельствует о возникновения реалистичного и конструктивного подхода в решении этих вопросов.

Большой интерес вызывают "¿ахры" /самовосхваления/ различных "партий", приведенные г изложении "государственного муха". Так, анализ \axpa" "хорасавыэв" дает основания утверждать, что аббасидское дЕз:;".ение на сзхгом раннем этапе спиралось на иранский этнический элемент. Сш<и -же "хоресанцц" связывает свои заслуги прежде всего со славок персов, переведшей к ним по наследству, и ведут свое происхождение от разных категорий персидской знати.

давали утверждают свое претосходство как йад арабами, так и над неарабами, гордятся, с одной стороян, своим положением при дворе и, с другой стороны, близостью к простонародью /именно эти черты В трактате "Порицание нравов писдов" Д*ахкз отвечает г. у чиновничества/. Отсутствие в их "фахре" чисто военной тематики объясняется тем, что формирования мавати, оставшиеся со времен Мамуна, е это время как военная сила теряют значение.

"Банавиты" или "абна ад-давла" /сыны династии/ - это, по мнению Г.Э. Тон Гршебаука, персы, принятые в семью Аббасидов в качестве сыновей и одорировавшие в начале правления новой династии военное ядро империи. Г.аЯ считает Дчс.Ласснер, "банавиты" были одной из основных сил аббасидского переворота. Это объясняет их слова в "Тахре" о той, что они - "отпрнски халифов", а такие ту безнаказанность, с которой они совершают убийства на "базарах и улицах" Багдада. Похоже,именно чрезмерные претензии "хорасаниев" и "бенавгтов" вынудили халиУов искать другие силы, которые обеспечили бы стабильность режиму. Как пишет Д.Сурдель, вторая половина правления ;;а*-уна отмечена удалением "хорасак-ских" элементов из армии и администрации.'

Счень любопытно с исторической точки зрения данное Дхахизом в 3-ей части трактата описание достоинств тюрков. Тлрки, по Д:;а-хизу, воины по преимуществу; вся их производственна активность связана с военным делом, в кототом они не знают себе равных.

Дкахиз объясняет читателю, что подобйие качества тюрков возникли под влиянием определенных; условий хизни и обладают достаточной устойчивостью. Поэтому, п'ямет Дчсахиз, следует учитывать как то, что тюркам несвойственны лесть, доносы, лицемерие и хвастовство, так и их страсть к набегам и грабежам.

Ценность трактата как источника увеличивается еще и тем, что что он насыщен ссылками на мнение высокопоставленных аббасидских военачальников и чиновников.

Таким образом, трактат "достоинства тарков", представляв вшийся ка первый взгляд описанием боевнх качеств различных час-тег. войска, оказывается документом большой исторической вахисс-ти, поскольку рассказывает о выходе на политическую арену и борьбе различных этно-политическях сил в халифате.-Потеря араба-.ми влияния в государстве, как показывает анализ других произведений Джахиза, ассоциировалось для пего с забвением мусульманской законности, превращением халвТата в царство, упадком арабского языка. Важно отметить, однако, что, Сравнивая сйойбтва различных народов, автор трактата с • саго го начала откетает мысль о превосходстве одного народа над другим. Сознание Джахиза выходит за пределы какой-либо ограниченной общности. Последнее очень существенно - о немусульманских народах он говорит с таким же ■ увакение!.', как и о народах мусульманских.

Глава IУ. "Трактат Джахиза "Порицание нравов пионов" о проблемах управления халифатом". ■

Трактат, анализу которого посвящена 1У глава, - это, как и трактаты "О наросшем" и "О достоинствах"тюрков", послание публицистического характера; в нем Джахиз отвечает на "писы.:о,. восхваляющее писпов". Аптор этого п::сы,,а в трактате не назван;" судя по упоминанию в тексте везира ал-4аола ибн Нарвана, трактат бил написан не ранее 832 г. Основная тема трактата - неэффективность аппарата управления в халифате по причине взяточничества и продажности писпов, ориенирущкхся на пррвицские годели управления. Как показывают исторические ?акт;;, особенно широкие масштабы коррупции и наиболычие размер« персидского преобладания в . среде бюрократки - при том, что АббасЩда изначально подражали трядш:шк сасанидского двора - приходятся на врегля прав-

IG

леняя Мутасима/833-842/. . Скорее всего, именно тогда и был написан трактат Джахиза. •

Показывая в трактате среду писцов, Джахиз не столько критикует нравы последних, сколько обращает вникание читателя на пороки всей система управления. Так, целенаправленная политика Аб-басидов по комплектовании штага писцов из числа персидских (.завали - об этом свидетельствуют многие исторические источники,' хотя сам.Дкахяз, конечно, не мог сказать об этом прямо - приводит, по Дкахизу, к тому, что писпы не только пренебрежительно относятся ко рсеиу арабскому, вклгчая Коран а сунну, но и вполне сознательно перевирает поедания я стремятся действовать в .. обход законов и супни. Дпахиз упоминает образны излюбленного ... чтения писнов - "Изречения Еузурджмяхра", "Завещание Ардашира", "Книга Маздвка", "Калила и Дикна" и др. Следует отметить, что проблематика этих кягг персидского происхождения связана с уп-' ■ равлением государством.

В аппарате управления, по словам Ддахизэ, господствует та- . кая система отиохеШ;, что ппсеп более записям от голи начальника, чем'раб от хозяина; писатель рассказывает, как по причине угодничества некоего пчспа перед начальством войско оказалось на грани распада. Еслг учесть, что ?. среде улемов были распространены вдеялг п?ч»г'5сж.юети от гл&ста / большая часть улемов, как локязшдо? исследование С.Сабари, зарабатнваяа на -хизнь ручным трудом /, то мо~но пведподо.слть, что именно в рабской зависимости писпов Дг.ахиз бпдрт конкретное содержание процесса "пре- • вращения хадн'ата в хосроЯское царство"; к этому следует доба- • рить, что от других народов, как тпет Дпахиз в трактате "Достоинства торнов", яса'м отличаются свободой от гнета.

Некомпетентность г необразованность писцов приводит, по слонам Дгахчза.'к восстаниям, распространении доносов, провалу государственник дел. Писпч стали чем-то вроде замкнутое касты, . иэгоняяае?. из своих глдоп всякого, кто нарушает неписаннке законы - например, тех, кто интересуется мусульманским правоведением.

Таким образом, в это:.: V других трактатах - например, "Похвала куш.'ар/ и осуждение службы в аппарате управления" - Двахиэ пояаэнгпет, что властнее структуры - ••то' стихийная, неразумная по свое/, тнгоде с:*яа; пот^.у его беспокоят влияние писнов-

мавали на массы и правителей. Становятся понятными призывы Джа-хиза, обращенные к улемам и сознательным представителям власти, противостоять разного рода авангюрийтам, проникшим в аппарат управления /трактат "О наросшем" и вступление к трактату "Достоинства тюрков"/. Речь идет о борьбе.кеэду писпаии и улемами за влияние на халифа.и егр окружение - так, близкий друг Джахиза Сумама ибн-Ашрас,также критиковавший писцов за некомпетентность" и антиисламские настроения, убедил халифа ал-'Лавдна не назначать везира. _

Итак, трактат "Порицание нравов писцов" - чрезвычайно ценный исторический источник, позволяющий не только составить представление об управлении х&ти*атом, но и дающий массу интересных -подробностей /имена чиновников, конкретные исторические ситуации демонстрирующие некомпетентность писцов/. Насколько достоверна содержащаяся в трактате шфорАриия?

Почта все т тех писцов, которых Джахиз упоминает в тракта-' те-, были мавали по происхождению; многие иЗ них входиАи- ё семейные кланы писпов, враздовавше между собой. О необразованности писцов писал Ибн Кутейба в книге "Адаб ал-катиб". Широкое распространение получило расхищение- государственной казны и дворцовые интриги - например, многие из упомянутых в трактате писцов .были связаны с тюркскими военачальниками негласными договорами, Правильность опенки, данной Джахизом пионам, подтверждает и дальнейший ход собнтий в халифате: уступавшееся в конце IX в. соперничество мезду кланами писпов /возгедение на трен ал-Мук-тадира /908-932/ кгк триуьф шиитских писцов, неудавшийся заговор писпов-суннитов в 909 г./ подготовило приход к власти "великого эшра", что означало упразднение реальной власти халифа. *

В заключении подводятся йтоги исследования, формулируются основные вывода, высказываются некоторые соображения об основных особённостях творчества Деткиза и задачах изучения его наследия.

Анализ трактатов "С наросиеи", "Достоинства тюрков" и "Порицание нравов писцов" в контексте общего ллроюззрения Дхахиаа и историл Аббасмдмого халифата УС!—IX вв. показывает, что эти „произведения объединены как тематикой, так и отношением автора к 'предмету, о котором идет речь в трактатах. Эти послания публицистического характера являются богатейшим историческим источни-1С

ком, ладим инТоркатш о расстановке сил в арига и аппарате управления Аббасидского халифата IX в.; изменениях в государственной политике Аббасидов; динадике ятно-соплальных процессов и массовых движениях в хали'ате того ьремени,

"от показывает лсследолание трактатов Джахиза, заведомых искажений Тактической стороны того или иного вопроса в этих произведениях нет.

Изучение произведен1/.'! Джахиза как исторических источников находится в начальной стадии своего развития. Необходима долгая работа по выяснению история развития идей и представлений, которые леглп в оснопу произведений Джахиза. Большое значение имеет изучение стилистических особенностей, характерных для работ.этого автора. Все что позволите бы уточнить свойственную ему систему взглядов, а ото вакно кпк для исследования этих и других произведений Джахиэа, так и дня адекватного понимания арабо-мусулы.ак-, ской культура того времени в целом. =• XXX

Основные положения диссертагии освещены в следующих публикациях: • .

1. "О политических к исторических взглядах Джахиза"« - Тезисы 4-ой Всесоюзной школы молодого востоковеда, М.,1936,т.I,с.185-186. - С,2 п.л.

2. "Государство и имамат в произведениях Джахиза". - Тезисы 5-ой Всесоюзной школы молодого востоковеда, М. ,1989,т.I,с.27-29. - 0,3 п.л. ' .

3. "Джахиз о судьбах Мусульманской общины". -.Тезисы Бар-тольдовских чтений, П.,1990,т.I,с.27-28. - 0,3 п.л.

■фгииуЖ-