автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Малые жанровые формы современной русской прозы (В.Астафьев, Ф. Абрамов, В.Пикуль, Ю. Бондарев)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Федь, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Малые жанровые формы современной русской прозы (В.Астафьев, Ф. Абрамов, В.Пикуль, Ю. Бондарев)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Малые жанровые формы современной русской прозы (В.Астафьев, Ф. Абрамов, В.Пикуль, Ю. Бондарев)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ Р ,г О ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УПИВЕРСИТЕТ '' имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

На нравах рукописи

ФЕДЪ Татьяна Николаева

МАЛЫЕ ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ

(1?. АСТАФЬЕВ, Ф. АБРАМОВ, 13. ПИКУЛЬ, Ю. БОНДАРЕВ)

Специальность 10.0!.02 — литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических паук

Москва 1993

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогического университета имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор В. А. ЛАЗАРЕВ

Официальные оппоненты:

доктор филологических паук, профессор А. М. МИНАКОВА

кандидат филологических наук, ст. науч. сотр. Б. А. ЛАНИН

Ведущая организация — Московский педагогический университет.

Защита диссертации состоится «~/..С.....)>....... 1994 г.

в часов на заседании Специализированного Совета К 053.01.19 по защите диссертаций па соискание ученой степени кандидата филологических паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская, д. 1, ауд...................

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина но адресу: 119882, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «.Ж...» Ж ЁВ^.^... 1993 г.

Ученый секретарь

нхе дуализированного совета ; «г/]л. В. КАРАВАШКИН

исщял ЛЛГЛП1С.ГИи1ИПЯ г«х>иш

Современная русская литература характеризуется разнообразием жанров, стилей, форм. Одна'из четко обозначившихся тенденция прозы 70-х-начала 90-х годов - тяготение писателей к краткому и одновременно емкому художественному отражении действительности, стремление в лаконичной фор<е закрепив эпизод, событие, явление. В литературном процессе появились х.алые прозаические формы, несущие на себе отпечаток творческое индивидуальности: "Трава-мурава" Ф.Абрамова, "Затеей" В. Астафьева, "Мгновения" Ю. Бондарева, "Раздумья" Н.Васильева, "Зерна'1 В. Кру-пина, "Исторические миниатюры" В.Пикуля, "Камешки на ладони" В. Солоухина.

Главная особенность данного явления - тесное соприкасание с чувствами, мыслями и воображением современника, его представлениями о текущей, быстро менявшейся интенсивной действительности. Отспда - ощущение полноты существования человека, серьезное и глубокое .чувство индивидуальной жизни, усиленное связь» между ней и общественной практикой. В работе освещается и все то, что придает малой форме истинную эстетическуп ценность.

Достижения малой прозы несомненны. Многие выдающиеся русские и зарубежные писатели плодотворно работали в этом плане. Современные авторы обогащалт малые канры новыми произведениями.

Немало сделано и для теоретического осмысления проблемы^. Однако малая проза еце не стала предметом целостного изучения, которое, основываясь на глубоком освоении литературы, задалось бы цельо представить по возможности стройнув систему ее разви-

^Муркков Г. Границы прозаической миниатвры// Звезда.- 1981. -»9.- С. 194-200; Коробов В. Заветное// Север. - 1984.- * Э. -С. 98-102; Фролова Е. Рассказ-миниапзра в современной советской прозе// Малые жанры в русской и советской литературе, - Киров: 1986.- C.I62-I7I; Гинда E.H. Прозаическая миниатюра в советской литературе 60-60-х годов /на материале русской, украинской,и белорусской литератур/-Дисс...канд.филолог.наук.- Львов: 1987;-Орлицкий Б. Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. - Воронеж: 1991; Петрова Н.П. Советская историческая проза малых форм на современном этапе /В.Панова, Ю.Нагибин, В.Пикуль/.- АКД,- М.: 1991.

тия и внутреннюю структуру повествовательной форма во всем ее своеобразии.

Объектом исследования является "Затеей" В.Астафьева, "Трава-мурава" Ф.Абрамова, "Исторические миниатюры" В.Пикуля и "Мгновения" Ю. Бондарева. При отборе материала учитывалась художественная значимость произведений, степень их освещения в критике, а также тот отклик, который они нашли в читательской среде. Большая часть малых форм указанных авторов рассматривается в литературоведческом плане впервые. Для более глубокого проникновения в мир малой прозы привлекаются романы, повести и публицистика авторов, архивные материалы и записи личных бесед диссертантки с <0. Бондаревым.

Методологической и теоретической базой работы служат труды и исследования русских и зарубежных ученых, писателей, литературоведов, посвященные проблемам истории и теории литературы: И.Ниногродова, Л.Н.Веселовского, Г.И.Поспелова, А-Н.Радищева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л. И. Тимофеева, Д.Талева, Г.Филлипса, С.О'Фаолейна, Б.Мэтыоса, А.Лебуа, П.Моро и многих других.

Новизна исследования . Анализ литературной эпохи конца. XIX - начала XX столетия вплоть до 90-х годов приводит к более углубленной и обновленной оценке рдда устоявшихся выводов о движении и развитии малых прозаических форм. Предпринята попытка выразить свой взгляд на своеобразие малого жанра и его историю, включая проблему "белых пятен". Восприятие реализма как общей основы словесного искусства позволяет не только определить наиболее перспективное направление современной малой прозы, но и ответить на вопрос, в каком соотношении находится классическое наследие /А.£ертран, Ш.Бодлер, И.С.Тургенев/ с литературой XX века.

Малая проза анализируется в контексте общего художественного процесса, тесно увязывается с генезисом трех малых литературных жанров: новеллы, рассказа /его модификации - короткого рассказа/ и стихотворения в прозе, В связи с этим иэучштся взаимообусловленность и специфические особенности трех жанров.

В настоящем исследовании впервые предпринимается попытка историко-литературного, сравнительно-типологического и монографического подходов к малым формам русской прозы 70-х-начала 90-х годов XX века. Автор работа стремится реяить проблему на

уровне осмысления ногых явлений живого литературного процесса. Общепринятого жанрового обозначения для рассматриваемых произведений до сих пор не существует, что затрудняет решение вопроса. Это связано, во-первых, с терминологической неразберихой в области малой прозы, усугубляемой как писателями, так и критиками; во-вторых,- с жанровой неоднородность» произведений./Используится различные обозначения типа "миниатара", "мини-роман", "микроновелла" и т.д./

Целью диссертации является системное исследование малых прозаических форм с тем, чтобы определить типологические черты и жанровые разновидности данного явления.

При этом в работе поставлены следующие задачи:

- проследить эволюцию малых жанров /рассказа, новеллы, стихотворения в прозе/ на широком историко-литературном фоне;

- установить закономерности и выявить тенденции развития, современной малой прозы;

- определить жанровую специфику исследуемых произведений;

- изучить проблему циклизации на примере малых прозаических форм;

- исследовать вопрос традиции и новаторства;

- рассмотреть проблему языка малой прозы;

- определить роль автора и героя-повествователя в структуре произведения;

- осознать меру художественной ценности рассматриваемых произведений, их место в литературном процессе.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что результаты исследования могут способствовать как более глубокому изучению творчества названных писателей, так и рассмотрению проблемы малых жанровых форм прозы в целом. Работа может быть использована при чтении курсов по истории русской литературы XX века и теории литературы, спецкурсов по малой прозе /новелле, рассказу, стихотворению в прозе/.

Апробация работа. Главные положения диссертации легли в осно(у статей /5 - опубликованы, задепонированы: I - в ИНЙОН РАЙ, I - в ЦНТБ^ЦИНТИ, г.София-Болгария/, выступлений на некучных конференциях: болгарских аспирантов с международным участием "Актуальные проблемы современной науки"/Москва-1988/, в Университете Дружбы народов /1991, 1992/, Мапряд "Художе-

- Ц -

ственное время и пространство в русской литературе"/Болгария, 1992/, в МГУ "Русская литература в контексте развития мировой литературы"/1993/. Теоретическая глава работы обсуддолась на методологическом семинаре аспирантов кафедры русской литературы XX века МПГУ им. В. И. Ленина.

Структура диссертации, определяется общим замыслом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, степень научной новизны, а также намечены задачи исследования и основные тенденции их решения.

Первая глава "Проблемы истории и теории жанра" посвящена теории и истории возникновения литературной малой прозы. В общем выражении здесь рассмотрены три аспекта проблемы: жанр как соотношение формы и содержания, проявляемое в контексте эпохи; жанр как сложная система способов и средств художественного освоения действительности; роль творческой индивидуальности, накладывающей свой отпечаток на жанр.

Малые прозаические формы современной русской литературы связаны с генезисом нескольких жанров: новеллы, рассказа /и его модификации - короткого рассказа/ и стихотворения в прозе. Прослеживается возникновение и развитие новеллы, указываются ее истоки, уходящие в эпоху итальянского Ренессанса. Если новелла пришла в русскую литературу из западноевропейской, то рассказ возник и сформировался в недрах русской художественной культуры. Уже в памятниках древнерусской литературы наблюдается качественное изменение в житиях и сказаниях. ТЬк, например, "Повесть о Петре и $евронии"/ХУ1 век/ напоминает рассказ своим динамичным сюжетом, живыми характерами и занимательностью.

Понятие "рассказ" в качестве литературоведческого стало употребляться в конце ХУШ - первом десятилетии XIX века. Им пользовался И.Рижский в "Опыте риторики", имея в виду разновидность повествования. А.Мерзляков пользуется термином "Пиитический рассказ" для обозначения тех случаев, когда поэзия "заключается/.../ в историческом представлении истинных и выиывлснных происвествий". * В "историческом представлении"

^Мерзляков А. Краткая риторика. - М.: 1621.- С.6Ч-65.

здесь означает в "последовательном изложении". В конце 1630-х-первой половине 1840-х годов употребление термина "рассказ" в журнальных публикациях стала правилом. Наконец, во второй половине 1840-х, в период бурного развития повествовательных жанров, когда рассказ получил "право гражданства"/В.Г.Белинский/, возникает устойчивый термин "рассказ" в значении "повествовательное произведение малой формы".

Наряду с рассказом сохраняется и форма малой прозы, близкая реиессансной новелле. Это произведение качественно иного слоя: утвервдение новеллы в русской литературе шло, с одной стороны, через усвоение западной традиции, с другой - через преодоление чуждого русскому сознании индивидуалистического духа западной традиции.

Диалектическое соотношение рассказа и новеллы способствовало появлений такой модификации малой прозы, как короткий рассказ, в котором соединились и глубина, и стремление к занимательности. Теория короткого рассказа в русском литературоведении: недостаточно разработана, поэтому широко привлекается исследования западных и американских ученых: Г.А.Филлип-са "Сожет короткого рассказа", С. О'Фаолейна "Короткий рассказ", Фр.Перкинса "Статус короткого рассказа", Бр.Мэтьвса "философия короткого рассказа" и др.

Предтечей современной малой прозы является и жанр стихотворения в прозе. Песни Библии, диалоги Леопарди, произведения парнасцев и Э.Парни предшествовали возникновение этого жанра. 1 его истоков стоит французский поэт Алоизивс Бертран, автор книги "Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло". Форма его художественного высказывания явилась не только особенностьв его восприятия, но известной реакцией на реальнув французскую действительность XIX века. Мысли и чувств, ва Бертрана не могла выразить регламентированная стихотворная традиция, на смену ей яла свободная форма строфической прозы.

Термин "стихотворение в прозе" укрепился в литературе после выхода в свет "Стихотворений в прозе" Шарля Бодлера. Этим термином обозначалась промежуточная область между поня^ тиями "гияия", "поэма!' и "проза".

Элементы стихотворения в прозе в те же годы, что и у Бодлера, возникали и в рассказах и романах Льва Толстого

50-60-х годов XIX века /"Набег", "Люцерн", "Утро помещика", "Поликушка", "Семейное счастье"/. Однако высшим достижением явились "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева, ознаменовав-иие собой принципиально новый жанр в русской литературе.

Воздействие внутренней структуры, лирико-философского пафоса стихотворения в прозе испытали на себе такие писатели, как В.Короленко /"Огоньки"/, В.Гаршин /"Миниатюры"/, И.Бунин /"Письмо", "Канун", "Журавли"/, И.Анненский /"Сентиментальные воспоминания"/, Ф.Сологуб /"Дрова"/, В.Розанов /"Мимолетное", "Опавиие листья"/, М.Приввин /"Глаза, земли"/, Ю. Бондарев /"Мгновения"/.

"Стихотворния

в прозе" И.С. Тургенева оказали влияние и на развитие славянских литератур. В работе исследуется взаимосвязь малой прозы И.С. Тургенева и сербского писателя Иво Лндрича /цикл "Ex ponto"/.

Как л»бой жодр, стихотворение в прозе проходит стадии кристаллизации и изменения. Возникнув на стыке поэзии и прозы, он все больше обретает эпические черты. Может быть, эта изменения и послужили некоторым исследователям отправной точкой для создания теории прозаической миниатвры.

Ввиду своей краткости все произведения перечисленных малых жанров обладовт центростремительной силой. Поэтому встает проблема циклизации малых прозаических форм, не менее древняя, чем сами канри.

Последний момент первой главы - проблема "белых пятен" на карте русской литературы XX века. При переводе на язык научных понятий - это довольно большой пласт малоизвестных к малоизученных явлений словесной художественной культуры. Среди них "Лирические отрывки" А.Белого, "Бич Божий" Е. Замятина, малая проза М.Булгакова, Б.Пильняка, А-Куренского /имеется в виду цикл лиричеоких миниатюр в альманахе "Гр1ф"/ и другие.

Вторая глава "Идейно-художественные особенности малых жанровых форм В.Астафьева, Ф.Абрамова и В.Пикуля" посвящена конкретному анализу циклов "Затеей", "Трава-мурава" и "Исторические мияиатари".

Начиная с 1961 года, Виктор Астафьев постоянно обраща- • етсп к малым формам прозы. Постепенно складывается оригинальный цикл "Затеей". Фориа высказывания писателя неотделима от

идеи, содержания прш.эведения. В "Затесях" В.Астафьев стремится найти наиболее адекватную форму своему идейному замыслу. Поэтому радом с короткими рассказами /"Деревенское приключение", "Медведевы", "Запоздалое спасибо"/ соседствуют зарисовки /"Весенний остров", "Хлебозары"/, легенды /"Чтобы боль кеждого"/, а также стихотворения в прозе /"Доы-ский собор"/.

Человек и природа - сквозная тема астафьевских "ЗатесеП". Способствовать возврату человечеству утраченной гармонии с миром - благородная миссия прогрессивного искусства XX века. Экологическая угроза заставляет человечество не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, и тем невозможней становится то бессмысленное и противоестественное представление о некой противоположности между человеком и природой, укоренившееся в сознании поколений со времени упад-1 ка классической древности. Контакт человека с природой сам по себе не обеспечивает гармонии, убежден В.Астафьев. Поэтому поставленная проблема решается автором как нравственно-философская и нравственно-психологическая, выражающая бесконечность познания и преобразования мира человеком.

Автор постоянно разнообразит повествовательный спектр. Наряду с отмеченными выше формами "Затесей" появляются примеры сплава рассказа и очерка. Своеобразие состоит в том, что в одних случаях более очевидна художественная организованность рассказа /"Яика-лось"/, в других /"Медвидевы"/ сквозь художественную ткань просвечивает деловая очерковость с ее сюжетной разомкнутостью. В таких случаях автор выступает как непосредственный участник или свидетель происходящего.

Следует однако признать, что в последних произведениях налой проза герои В.Астафьева теряют свою индивидуальность, а заодно исчезает и динамика в изображении действительное™. Некоторые произведения, посвященные крестьянской жизни 80-х годов, в существе своем стали описаниями статических состояний. Результатом явилось не выявление духовно-нравственной субстанции действующего лица , а фиксация видов поведения персонажа, вытекающих из его социального статуса. Если прежде произвольно построенная цепочка обстоятельств, базирую-

щаяся на представлении о случайном характере воздействия действительности, вела к раскрытию индивидуума в момент драматической кульминации, то в 80-е годы из признания закономерности общественного развития возникло изображение типажа в подчеркнуто усредненных обстоятельствах.

По общей тональности "Затесям" близка книга малой прозы Федора Абрамова "Трава-мурава", в которой заметно стремление к постижению сути реального бытия деревни, к художественному осмыслению процессов, происходящих в психологии, нравственности, духовном мире землепашца. •

Авторская концепция окружающего мира раскрывается через события и героев. Чем глубже погружается читатель в художественный мир писателя, тем больше обнаруживает свойств, черт и примет современной действительности. §. Абрамов как бы раздвигает горизонты своего повествования: в чувствах, порой трагических судьбах деревенских тружеников угадываются мысли, заботы и дела современников.

Большая часть абрамовских коротких рассказов раскрывает сложные, нередко драматичные судьбы русских женщин /"Вкус победы", "Татьяна Васильевна", "За мужика в доме"/. По строгости тона и стилистической четкости они напоминают собой небольшие фрески, соединенные в единое целое.

Народность "Травы-муравы" проявилась и на языковом уровне. Ф.Абрамов черпал из богатых поэтических сокровищниц России. Его внимание привлекала нарядная поэтическая сторона фольклора, влекущая за собой меткое слово, богатство ритмов, эмоционально насыщенный слог. Автор пишет: "У русского народа на все есть слово: и на велик день, и на велико сиротство"*. В УII разделе книги Абрамов помещает пословицы и поговорки, собранные им. Это не просто азбука народной мудрости, а концентрация меткого народного слова.

Сокровищница русского языка пополняется и по сей день. Родник разговорной речи неиссякаем. Традиции передаются из поколения в поколение. Поэтому писателем движет желание правдиво отразить жизненный процесс, своеобразие характеров, а ровно стремление совершенствовать язык, который отражает уровень национальной культуры.является неотъемлемым элементом

^Абрамов $.А. Трава-мурава.-М.: 1983.-С.50.

ее самосознания.

Творчество Валентина Пикуля вызвало огромное число противоречивых мнений, оценок, откликов писателей и философов, литературных критиков и историков. Одни критикуют, другие хвалят, но пока никто не дал глубокого анализа и объектив-' ной оценки феномену В.Пикуля. В то же время сказал свое веское слово читатель: художественные произведения писателя привлекают внимание людей разных возрастов, социальных грулп, убеждений. С 1972 года в печати начали появляться "Исторические миниатюры", структура которых во многом соответствует новеллистической композиции. Нельзя, конечно, говорить о-непосредственной связи с ренессансной новеллой, однако присут- , ствие ее жанровой доминанты несомненно.

Каждая миниатюра - это своего рода маленький роман. История "просвечивается" через личность. Поэтому в центре малой формы В.Пикуля - судьба исторической личности, причем жизнь и деятельность того или иного лица неотделимы от исторической жизни державы, будь то Василий Григорьевич Костенецкий /"Конная артиллерия - мари-мара"/ или Дмитрий Минаев /"Король русской рифмы"/.

В ткани произведений просвечивает документальная основа: здесь и исторические ссылки, и свидетельства очевидцев, и отрывки из документов соответствующего времени, и надгробная надпись. Писатель стремился осмыслить эпоху в ее основополагающих ракурсах: социально-политическом, культурном и нравственном.

"Исторические миниаторы" создавались на протяжении двадцати лет /1970-1990/, и постепенно малая форма шлифовалась под пером автора. Все органичнее сливались воедино документальная основа и творческая фантазия. Если вначале /публикации 70-х -начала 80-х/ документ порой резко и навязчиво выделялся в художественной ткани, то в поздних, произведениях /конец 80-х-90-й/ он настолько сопряжен, с сюжетом, что отделить его -значит лияить миниатюру живого дыхания", обескровить ее. Однако только воображение превращает историческое событие в динамичную картину.

Поздние миниатюры В.Пикуля /"Реквием последней любви", "Есиповский театр", "Сандуновские бани"/ внутренне переклика-

иг«я с "Темными аллеями" И.Бунина. Любовь-страсть к женщине и в "Исторических миниатюрах", и в бунинских произведениях /"Генрих", "Натали", "Чистый понедельник"/ - чувство сильное, всепоглощающее, ибо у настоящей любви нет счастливого конца, полагают авторы. Но. если у И.Бунина трагедия любви, являясь крахом человеческой жизни, вырастает до всеобщего трагизма бытия, то у В.Пикуля чувство к женщине уступает место любви к Отчизне, ибо все земное преходяще, а остается только вечная память сердца.

И другая странность судеб двух русских писателей разных эпох и миросозерцании:-И. Бунин был вырван из родной национал*, ной почвы, а В.Пикуль, живя в России, тоже пребывал как бы в изгнании - во внутреннем /Доказательства тому - замалчивание его творчества критикой, травля семьи писателя и т.д./. Обоих художников слова роднит ностальгия по культуре, духу России, .которые постепенно утрачиваются.

Рассматривая малую прозу В.Пикуля, нельзя обойти вниманием те незримые нити, которые связывают ее с романным творчеством писателя. Оттуда она берет свои истоки, обретая контуры нового жанра. Помимо близости в идейно-тематическом плане, существуют и иные точки соприкосновения. Герои некоторых миниатюр упоминаются в романах либо играют там рдль эпизодических персонажей. Например, генерал Драгомиров /"Пень генерала Драгомирова"/ упоминается в романах "Из тупика" и "Честь имев", разведчик Альфред Рэдль /"Выстрел в отеле "Кломзер"/ и "Дама из Готского альманаха" /и« одноименного произведения/в романе "Честь имею". Название миниатюры "Битва железных канцяеров" перекликается с одноименным романом, наводя на мысль, что она выкристаллизовалась в процессе работы над крупной формой.

Фрагментарная композиция ииниапзр подобна романной, где в главах сюжетно прослежены кульминационные события в развитии действия. Велика доля авторского присутствия в преамбулах, отступлениях, заключениях.

Однако все это внешние сходства и переклички. По сути исторические миниатюры - принципиально нова« жанровая форма, живущая по законам малой прозы.

ч Резюмируя все проведенные исследования, можно выделить

следующие черты исторической миниаторы В.Пикуля. В центре повествования - биография исторической личности или событие в ходе поступательного движения времен. Наличие сюжета с его основными элементами. Фрагментарная композиция: миниатюра складывается из наиболее значимых эпизодов из жизни героя,' подчиненных общей идее. Документальная основа. Авторское присутствие в тексте. Связь с портретом.

Третья глава "Эстетическое своеобразие мгновений й.Бондарева. Элементы экспрессионизма в малой жанровой форме". Опираясь на углубленный литературоведческий анализ цикла "Мгновения", исследования последних лет, иатериалы из. архивного фонда Ю.В.Бондарева и записи личных бесед с ним, автор диссертации доказывает тезис о новаторской сущности жанровой формы мгновения.

Мгновение - сложное и своеобразное явление малой прозы. К этой форме писатель пришел не сразу - предшествовал нелегкий творческий поиск. Путь пролегал через повести и романы, где все чаде появлялись отступления, которые, однако, нельзя выделить в самостоятельные произведения. Они живут только в контексте повести либо романа как единое составное целого. Иное дело малая форма прозы.

Эстетическое своеобразие мгновений Ю.Бондарева дает право рассуждать о традиции к новаторстве. Писатель творчески осваивал опыт своих предшественников. В данном случая имеется в виду близость мгновений стихотворениям в прозе И.С.Тургенева. И все ж у произведений Ю.Бондарева внутренняя перспектива во многом иная, И лирический тон, и философский пафос, и слово приобретают плотность, ритмику, звучание, присущие именно прозе, а не поэзии, как у И.С.Тургенева. Есть перекличка бондаревских мгновений с некоторыми новеллами И. А. Букина последнего периода творчества /в частности, из цикла "Темные аллеи"/, в. которых так сильна и пронзительна печаль, а ностальгия рождает необыкновенно целостное одущение уходяяего времени. Но длл Ю. Бондарева обостренное внимание к прошлому есть стремление художника понять закономерности как собственной жизни, так и человеческого бытия вообще. •

у системе исследования мгновения важным -эвеном явля-

- 12 -

ется герой-повествователь. Принимая на себя повествовательные функции, герой выражает авторское видение, в то же время оставаясь и живой личностью со своей логикой и житейской позицией. Иногда автор и герой-повествователь тесно соприкасаются /"Ожидание", "Свет в окне"/, нередко в роли героя-повествователя выступает сам автор /в мгновениях, где отражена концепция искусства/. В произведениях же позднего времени /"В Коломне", "Мокрая монета"/ происходит некое слияние /контаминация/ образов автора и героя-повествователя.

Для выяснения проблемы стиля мгновений автор работы обратился с рядом вопросов к Ю.Бондареву. По мнению писателя, "различие, особенность, выраженный характер стиля - это и есть индивидуальность писателя, его "я".

Важнейшей особенностью мгновений является художественная деталь, обретающая качества образа. Встречаются два типа деталей: первые передают ощущения и эмоции; которые могут быть почувствованы всеми /"Лунный свет", "Бегство"/; вторые выражают ощущения и эмоции определенного лица, возникшие под влиянием его состояния /"Женщина с зонтиком", "Пыль"/, Проводится разграничение художественной детали и подробности.

Огромную роль в художественном творчестве играет воображение. Одной ил форм проявления воображения является литературный* сон. Как традиционный прием иррационально-психологического характера, сон имеет богатую историю в русской литературе: "Евгений Онегин" А.С.Пушкина, "Портрет" и "Невский проспект" Н.В.Гоголя, "Преступление и наказание" $.М. Достоевского. В сновтаениях отражены мучительные поиски героев, фиксируемые подсознанием, внутренняя борьба.

В мгновениях С.Бондарев ставит вопрос о роли подсознательного в жизни человека. Раздвигая рамки реалистического произведения, писатель как бы погружается в непознанные глубины сознания, обращаясь к сновидениям. Цикл "Сны" в книге "Мгновения" несет на себе веяную смысловую нагрузку: здесь отражена подсознательная жизнь личности. Все мплощено в обобщенно-символивеской форме.

В диссертации рассмотрены черты экспрессионизма в мгновениях С.Бондарева, а также некоторые специфические особен-ч ности не исследованною русским литературоведением проблемы.

Экспрессионизм - направление, отличавшееся разнообразием ипостасей, поливалентностью. Он ароявил себя в разных художественных областях /живопись, музыка, театр, кино, литература/. Экспрессионизм возник на Западе в конце XIX века как бунт против существовавших норм общежития, традиционного искусства, как ответ на социальный и духовный кризис. В России экспрессионистическая эстетикй. стала реальностью в литературе в начале XX столетия, в период девальвации духовных ценностей и падения нравственности.

Возникает потребность вкратце остановиться на истории вопроса. Во-первых, в русской литературе начала XX столетия, в русском сознании существовало мироощущение, созвучное экспрессионистическому. Во-вторых, экспрессионизм как литературное явление не оформился в виде определенного течения с четкой программой, но принципы экспрессионистической поэтики проявили себя в ряде произведений, которые обычно считаются "промежуточными". Понск писателя-экспрессиониста шел под знаменем повышенно выразительного перевоплощения действительности /"Красный смех" и "Царь Голод" Л.Андреева, "Крестовые сестра" и "Пятая язва" А.Ремизова, "Мелкий бес" Ф.Сологуба, "Уездное" и "Пещера" Е.Замятина/. , .

Не следует впрямую выводить из эстетического опита прошлого тенденции современной русской литературы. Но связь между творчеством писателей разных эпох несомненна. Поздняя малая проза Ю.Бондарева подтверждение тому. В мгновениях "Беда", "Приступ? "Стук", "Опять о звездах" изображена символически обобщенная, деформированная картина внешнего мира, утрабивэего свои реальные очертания и ставиего разорванный. Идет нагнетание нарочито отталкивающих образов и деталей, призванных эмоционально воздействовать на читателя.

Экспрессионистические мотивы конда. 00-х-начала 90-х годов в мгновениях обусловлены видением Ю. Бондарева. Благодаря известной отстраненности от своих героев, писателю удается создать атмосферу напряженности, передать глубокое чувство грусти, возиикеиощее из контрастов между ускользающей иллюзией и жизненной реальностью.

В заключении содержатся основные выводы из проведенного исследования. • ■

- 14 -

Малая проза развивается в контексте общелитературного процесса, Зародившись в глубокой древности, она постепенно приобретает устойчивые жанровые признаки. Свидетельство тому - формирование новеллы и рассказа, появлении такой модификации, 'как короткий рассказ. Взаимопроникновение же стиха и прозы способствовало возникновению стихотворения в прозе. Здесь важно подчеркнуть, что малая проза ближе всего к поэ-• зии и чувству.

Социально-исторические условия в известной степени влшпот на развитие жанра, определяют комплекс его признаков и внутриобразующих особенностей. И, тем не менее, жанр не меряет своей специфики и фундаментальных структурных характеристик. Именно в жанре закрепляются наиболее устойчивые формы художественного отражения жизни. В зтом смысле жанры являются универсальными формами художественного опыта, пере. дающими стереотипы общечеловеческого опыта;

Литература 70-х-начала 90-х годов XX века отличается разнообразием авторских вариантов малой прозы. Поэтому речь шла не просто о жанрах как таковых, а о малых прозаических формах, тесно связанных с традиционной новеллой, рассказом, стихотворением в прозе. Каждый крупный писатель, обращаясь к малой прозе, совершенствует ее форму и содержание.

"Затеей" В.Астафьева - большая и постоянно пополняемая группа произведений, куда входят и достаточно объемные вечи, ничем не отличающиеся от классического рассказа /"Гемофилия", "Бедный зверь"/ или очерка /"Деревенское приключение"/, н стихотворения в прозе /"Домский собор"/, и сверхкраткая проза /"ИЗ далекого сна", "Мелодия", "Строка"/. Тем не менее писателю наиболее близок короткий рассказ. Несмотря на различия в жанровой природе и структурных особенностях, "Затеей" -единое образование, отличающееся ярко выраженным лирическим началом.

"Трава-мурава" Абрамова - это короткие рассказы, как правило, фабульные, почти обязательно включающие речь персонажей.

Если малая проза В.Астафьева, {.Абрамова и Ю.Бондарева более или менее исследована и интерпретирована, то "Исторические миниатюры" В.Пикуля долгов время находились как бн

- 15 -

"вне" литературоведческой науки, являясь "белым пятнс^м" на карте русской словесности XX века. Поэтому в работе была предпринята попытка проследить эволюцию малой проза В.Пикуля в тесной связи с его романным творчеством. Произведен анализ наиболее значительных произведений, показывающий идейно-тематическую и эстетическую ценность этого интересного автора. А перекличка поздних произведений В.Пикуля с "Темными, аллеями" И.Бунина еще .раз доказывает, что "Исторические-, миниаторы связаны с развитием лучших традиций русской литературы.

В 80-е-начале 90-х годов наметились новые подходы в-изображении действительности; писатели все больше тяготеюв к углублению и усложнению образов. В этом контексте рассмотрены "Мгновения" Ю. Бондарева.

Мгновение - это соединение, сплав мысли и чувства, анализа и синтеза, краткости изложения и силы художественного выражения. Отсюда - философские раздумья над важнейшими вопросами бытия, повышенная выразительность голоса героя-повествователя, наконец, образно-речевая экспрессия и емкая деталь.

Чалая проза - часть общелитературного процесса. Возникнув в древности, развиваясь в Средневековье, в эпоху Реяас^ санса и в последующие столетия, ока продолжает свою жизнь и сегодня,в канун XXI века.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Малые жанровые формы современной советской прозы. Деп. в ЦИНИ-ЦНТБ /г.София-Болгария/ под № 4823/88 в 1988 г. /Доклад на научной конференции болгарских аспирантов с международный участием "Актуальные проблемы современной науки" Москва, 1988г./- 0,5 п. л.

2. Достоинство слова и< мысли. /Малые жанры в современной прозе/.// Кубань /г.Краснодар/.- 1989.- V В.- I п.л.

3. "Тут целый мир - живой, разнообразный..."// Кубань /г.Краснодар/.- 1990. - * Ч.- 0,5 п.л.

¡к Идейно-художественное своеобразие мгновения Юрия Бондарева. Деп. в ИНИОН РАН, * «Й5Ю от 7.05.91- /В сб.: Ма-

- 16 -

териалы ХХУ1 научной конференции молодых ученых и специалистов ист.-филоЛ.фак. Ун-та дружбы народов им П.Лумумбы, Москва. 5 апр. 1991 г. - Москва. 1991./- 0,5 п. л.

5. Поэтика литературного сна Юрия Бондарева. /К вопросу о художественном своеобразии цикла "Мгновения"/.// Болгарская русистика /г.София-Болгария/.- 1991,- К 5-6.- О.Зп.л.

6. Пространственно-временная организация малой прозы Ю.Бондарева. Тезисы в сборнике тезисов Международного научного симпозиума МАПРЯЛ "Художественное время и пространство в русской литературе", г.София-Болгария. - 1992. - С.38-39.

7. феномен Валентина Пикуля // Кубань /г. Краснодар/.-1993.- * 7-8.- 0,7 п.л.