автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Малые жанры фольклора и их место в адыгских литературах

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Чуякова, Нафсет Муратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Малые жанры фольклора и их место в адыгских литературах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Малые жанры фольклора и их место в адыгских литературах"

АпнгеЯскнЯ госупаратаенннЧ университет

РГ8 Oil

СпетрагапнровакшЯ Совет К 113.Si.01

На правах рукописи

-ЧУЙКОВА. Hajee? Цуратлг.ка

!&ШЗ KAIïPU гОХЫСГОРА И IOC 1SCTO B A^ÎtrarX ШТЕРАТСРАХ

Спеяяальиос*ь 10.01.03 - гагермура пародов Россия.

ABTDFEERW

flRccepreípra га" соиеиине учвяой" етепеяя фшкиогдоестг кауж

Г, lfeîÏKon-1933

Диссертация выполнена в АдмгрЯском государственном университете

Официальные оппоненты: доктор филологические наук, профессор Чамоков Т.Н.

кандидат филологических: наук Тлегпс Б.Г.

Научный руководитель - доктор филологически-»- наук ХУТ И.Х.

Ведущее научное учреждение: Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров КБР.

Защита состоится '/.^ 1993 г. / ■'-'

в Н час, на заседании Спглралилиройянного Совета К 113. 34. 01 по прису*денич ученой степени кандидата филологические наук в Адыгейском государственном университете по адресу: 352700, Майкоп, ул'.ПервомаЯсквя^ёЬЭ^'"^"

в конференц-яале.

С диссертацией можно оанакомиться в библиотеке Адотейского государственного универснйМ;Ьо адресу: : 352700, Майкоп, ул.ПервомаШ'ач,к-ТбЗг;1

Автореферат разослан

" Л- У/ 11993 Т.

Ученый секретарь л кандидат филологически:

Специалияированного Советанаук, доцант

. .Абрегов А.Н.

ОКЦАК XAPAj<TEP.1CTVitA РАБОТА

Актуальность проблчь-и. РеТерируекля ряботя посягает iny-чеика наличестпуятиг»- в аг;»текг.ч ^ллымсре негогеттг«- проная^д^я4 »арактеразуту,!г»-ся евп'яоЗра.яием игу»''нг>-темати»е',коЯ сутлоета, ■*у-

ДО^СС^БЭИНО!? форГ-lí, crfitr-f ':!ч!Г.С-ьв исп0лирн1ш( И Пр:!М?КМ1НЯ п

ууд')тест?енн^^ р-зчн. Таки!Л1 пр^пг^дэнняма является поол^пипч /гу;:;»1я"Ь - по адьте^ски и пеэлт-.агт, - по-кабардино-црр^ррскч^ поговорки, загадки A»jp¿mm>, ет.о^чягь-кьод'я'у''' - по-вдчгеЯеги, кжуа-»ягь-по-.кабардинеги/, стор-.говорхи /1ур!Лутгь-по-аднгй!»ск|, ючвб*8itT-по-кпбардкиепг/, благспотодаиия /аТу*» То-по-адтеЭекп, гуапз гга-тт-э,'яр-по-г»б2р-;!!»!Г!гп/ я vroíl-

скя и пхбяа-пь-гаЗврдаксЕя/, киеиу»кг» им канрято фольклора. ОгТрл::;еииа х ним обусловлено иалоичу-ганноетм) гтооловип, поговорок, загадок и екороговироя и нгчгчучзшюегьа блягоп^елани!» и пртклягпЯ, а так т.е ог.итз irг использован:!.« т> проиягэденаг»" пдыг-еки* литератур.

Пронзсэдения wa.nrr жанров, каряду с другячя проиэведвия-

рим уетно-поэтачеексго творчастяа, отрз^чз? тяиь, нг.торля, бнт,

»

правы, обычаи, традогя!, гзрзяспзгодвкяя, кзчта, чзркт»*, гсздэтди, социзльно-экокллшзехов поло*еиит кзрода-носиузля яти»' жанров. Trvj самим иигпт нзпрегодяс,ое мсторико-позкавятельиоо ít идеЧно-~воспитательно» значение. Ifisi аятагмо пояьяуот зя га а в ус?коИ, так пксь«енноЕ? речи для правого внрячетец» своя* ююлеЯ, чуЕс*?п и енодаЯ.

ГГзль и задача наследован'.?'* состоит в то и," что рефэряру*»-мая работа призвана еосложнять ггуп^ствувпхкй пробел в кяучзкяп иалнтг жанров адчгского фольклора я устамовлапяя пт утялятартого

значения. Автор ставив перед собой вадачу на основе артивнчг материалов, публикаций, полевого материала, собранного им, установить общность и своеобразие малых чянров, выявить т идайно-тематическуо сущность, гудо*ествеино-поаткческие особенности, общественные фикции, бытовое назначение и исполнение, ит роль я место в литературные произведениях

Ндучная новизна работы заключается в что она является первым ыоногря^ичесгаы яееледованиш налы* чакров едигского фольклора, в котором впервые прослеживается опыт использовании пареынй в реализации идзяно-тудо*встЕеииого замысла произведений.

3 ней предпринята лепит."я комплексного вналива малиг жанров в различных аспекта*. ТпкоР подход к ксслодовзккэ даншг произведений устно« словесности адыгов позволяет расширить н* канровуо характеристику, кдеПно-тематачеектз своеобразие .гу-дожеетвенныа особенное«!, Ситогаиие и исполнение. Вместе с той, кажднй ив оти* жанров рассиятрипаптся как олеяенг цзлой систо-ш, обладаодей общими и специЪичепккш «ортома.

ейотод исследования - грашительно-кс^рричзегсий анализ, который последовательно осутчествл-сгляг кэ только при сопоставлении произведений различны* жанров адыгского фольклора, но и . шлыу жанров друг с другом, а текто при сравнительно« изучения каЛьгс жанров фольклора други»- народов /русского, грузинского, дагестанского и т.д./.

Такой метод ичуиени* материала поаволял внявн?ь и.объяснить сходства и различия произведений малы* кантюв устного творчества равны*- народоп, обусловленные общностью кг происхождения,

дл(гтелттшос,ть!]> д 4acTOTffoc.rbn. inr контактов, содетвои к рячличи-с>^.кстор;1адр1си* судеб народоч-нослтвлря эти* жанров. Пмявлен-нпя при чтом лзциотльнал спеда^кка ппчгсгагг пословиц, погопо-рек» .-загадок,. скороговорок, ^ги^яа и благопочплянип способствует пгределенич характера вт вклада в развитие фольклорную тра-ДКПЛ?.

Истзчтткц исследования. ' В'Дрсйортоцнп использованы фольклорное тексты, прзизведенир адюткят писателей, публикация пословиц и погоэорок, яагадох и скороговорок нз русской п аднг-ском рамках, ар*-нвназ изториалы,'а по бгкйяа и бларопсвлаиияй' полевка материалу, собраннее авторет этзх строк а тсчен-ле нзе-колькнх-лет.

прзктйчзсуяя .чцачтгзртъ

Результат! научного екализа налоге *;з1фся пдчгсгого фольклора Пр:!гоця?ся для ттптплопгчсского 1гсслэдпез!п!я офориспшзс-кого творчества многих народов. 0:га ногу? бить полезны и прл уо-тановлзиии традиций, взаямодсПствия и В1асюалл<чг!я фольклор:*-и литератур адыгов, ввоотцяя их туцскзачгепнаго кизяенкя, а • таг« в. образсватеяьно-вссттзтельисЯ и' кузплуряо-прссевтаталь-ноЯ работа, раэргботко курса адктсяого фольклора к литератур и пигтлт и ерэдшге учгйггих гагздгггтлх, состзгетпгз ггрегрз!^!, учсЗ-ншгоз и учебных пособкЯ для сб-асбразогз'гаяъньвг езэл.

. .Дпробашр рзботы. Дйссер^гцзсяягя работа с5ау?даяась в отдала литература АдыгеЯехсго рэеяувлагггггеого пгататута гу:га-нятарнит иевлёдовензй; Осягатгэ пслстшгая дгееэртагра тяогзпа в статьях общин объемом 5,5 п.л. - - '

Структура работы. Дясеарте^я соатоя* вэ весдояйя» <грз*

глав, заключения и библиографии. Главы реферируемой работы разделены на специальные подплавы, посвященные исследования отдельных жанров. Последовательность же анализа исследуемых канров составлена с учетом сходств и различий жанров по рассматриваемой в данной главе проблеме. Это создает наглядность и аргументированность высказываний автора. ; ~

оаюшоЕ оодерйание работы :

Do введении обосновывается внбор темы, её актуальность, характеризуются принципы и задачи работы, а также научная новизна и практическая значимость. Дается краткая характеристика и критический анализ существующих публикации н исследований калых тан-ров фольклора.

В первой главе "Определение и классификация малых жанров" устанавливается своеобразием исследуемых произведений устной словесности адыгских народов, производится их систематизация ¿ группировка. Здесь ко рассматриваются теш и идеи каждого кЗ гах, как определяющих факторов их разграничения. При этом диссертант исходят из того, что систематизация и классификация малых жанров послужит отправной точкой для их изучения, что, в своп очередь, предполагает наличие определенных знаний о них. к'лжду тем, нет специальны* работ, поевлценних установлению жанрового состава адыгских паремий, за исключением нескольких статей обзорного характера и диссертационной работы 3.Кудаевой, посвяцзнноП поэтико-атнографическим аспектам пословиц, поговорок н загадок. Отсутствие таковых работ мешает публикации, каталогизации и научному осмыслению малых, жанров в их целостности и многообразии.

Малые жанры м,ьггского фольклора имеют ряд обцкх и спегрф:-ческих признаков Об:ци:,ш чертам исследуемых паре.\:ий диссертант считает афористичность, краткость, сжатость, приуроченность, сен-

тенциозность и поливалектность.

Пословицами, по мнении диссертанта, называются краткие сбразшэ изречения, обобщающие соцяально-историчеспиЯ опыт народа, содеражагцие совет, назидание и имещие законченную мысль. Исследуемые паремии /пословиц!;/ обычно состоят из следующих частей: общего суждения, характеристики, толкования и вывода.

С диссертация автор, вслед за другими исследованиями, отмечает, что больпуа близость к пословицам обнаруживает- поговорки. В народном сознании адыгоз эта близость настолько тесна, что не существует специального терглша* для их обозначения. Ач-тор считает, что вместе с тем существует определенные отличительные признаки пословиц и поговорок. Одним из ватнейпих приз юков считает ярко вырзхекнуп закоиченнуп мысль в пословицах, тогда как в поговорках она не совсем четко выражена. Поговорки ограничиваются образноЛ -характеристикой предмета или явления по определяйте признакам и свойствам. В то время как пословицы делают выведи и обобщения.

С учетом отличительных черт пословиц и поговорок, автор формулирует определение поговорэк следуоякм образом: "Логовор-каыи называятся краткие образные изречения, характеризующие предметы, явления, человеческие пороки по их определяющим признакам"

В реферируемой работе подчеркивается многообразие тем и проблем, которым посвяцены адыгеккз афоризм. Наиболее валэтши из них является тега труда и мастерства,' нравственности и моральных качеств лпдей, патриотизма и интернационализма, социально-классовых отнсяениЛ и т.д.

Пословицы и поговорки падгамапт и решают большие проблемы. Благодаря атому очи становятся кладезем народной мудрости, служат мрралыг.и кодексом народа, наставником и учителем подраставшего поколения, служат связущим звеном методу поколениями.

Диссертантом предпринята попытка научного исследования. ш1уфа1о /благопожеланий/. Он считает бдагопожвланнямя краткие образ мыв речевые формулы, выражавцмв пожелания добра ж блага» по~ буждаодке на ответное добро. Обращение человека к ним всегда связано с каким-либо событием в жизни людей. Чаще всего это радостное событие, как-то:рожденкеребенка, женитьба« купля я продажа, проводы в Армию, выздоровления больного, новоселье.и т.д. Сиесте с тем« диссертант отмечает, что ш1^а1о звучит и на похоронах, и во время пожара, ■ по воводу стихийных явлений прегроды и многих других несчастных случаев в жизни народа.

В связи с тем, что благопожелания и бгыбза /проклятия/ впервые вводятся в научный оборот, в данной работа автор рассматривает проблемы фольклор»ост« етн* жанров. По его имени«, их следует признать фольклорными жанрами по следующим признакам:во-первых, подобно другим фолыелоркш жанрам, онл созданы устно, коллективно, имеет варианты; во-вторых, они как и другие фольклор- ' ные жанры, плод многовекового опыта бесписьменного в прошлом народа; в-третьих - они под руку говорящему и всегда готовы к упог» реблешо.

Следует отметить, что в повседневном общении друг с другой люди выражает свои мысли и чувства, исходя из собственного уме-нмя пользоваться словом и речью. При атом он* пользуется вырабо-танныш другшш людьми готовыми клише, видоизменяя и дополняя их в меру своих способностей и знаний.

Специальный подзаголовок первой главы посвящен, изучению бгыбза /проклятиям/. По мнение автора, бгыбза - бто .фатхле изречения, выражающие пожелание зла в ответ на содеянное зло. Законченность, воспроизводимость в готовом яяде, самостоятельность, вариантность, традиционный характер употребления делают бгыбза жанром фольклора. Они, наряду с другими произведениями устного

народного творчества адигоэ, уходят свои,.¡и корнями в длло;ае прои-лое. Бгыбза прошли долгий исторический путь и дошли дэ изпих дней, претерпев определенные изменения. Одни из ни« устарепали и уходили в архаизмы, другие появлялись, третьи сохранялись в своем первозданном виде.

Диссертант от?лечает, что бгыбза всегда являются ответным выражением чувств и эмоций человека, вызванных злом, неправильным поступком, плохим обращением, несправедливым отнопением одного человека к другому.

В адигских бгыбзах осуждаются все человеческие пороки: ложь, клевета, обман, воровство, измена. Они направлены против зла и насилия. Примечателен тег факт, что бгыбза не щадят ни старых, ни молодых, ни богатых, ни бедных, ни близких, ни родных и деже ушедпих в мир иней. Однако стоит отметить, что исследуете произведения имеют целую гамму смысловых оттенков в зависимости ст ситуации и контекста, в котором они употребляются. Как правило, • сопровождаются вводными словами, небольпими объяснениями. Люди верили в магическую силу бгыбза. Считалось неприличным произносить бгыбза в доме- невинного человека, а тем более проклинать его - греховным делом и величайшим злом. Б адыгской среде устойчиво бытовало мнение, что проклятия в адрес безвинного человека обладают эф-'фектом обратного действия: ош падает не на адресата, а-возвращаются к самому 'проклинающему. Обычно проклинаемый отвечал проклинающему словами: "Твои проклятия в твоем подоле", или: "Пусть падут тйои проклятия на твою голову". Это в том случае, если он был проклят без -, вини. Наряду с этим верилось в то, что они обязйтелЬ но падут на согергивдаго зло.

Диссертант отмечает, что люди"без особой нужди нэ прибегали к проклятиям, как не прибегает без нуткда и исключительных случаев к оружия. Можно сказать с уверенностью, что бгыбза служили

эружлси fif-рьби со злом.

Бгибза эдигс;:;;х народов тпрзплены гаг на лсдеП, так и ил лывэтлыЛ и растнгелышй пир, нп раяличные природные яа^енил, на социально-экономические условия яшм. Слсвои, на все, что мела-ет человеку в его нормальной хизиа и деятельности. Tan, к призеру, в летиоэ страду, когда идут кспрагрчцая^иеся дотдн, народ прежним т дожди, которые иезаот убпр"е урстак. Хазяия мохег проклясть своих дглгаишх яивспгак, которно разбрелись, разбекзлись, потерялись, перестали слушться.

На нал взгляд, бгибэо нагп^у с адигэ хабзэ /адигеЯски" оти-кет/ сагрзли полститсльнуч роль г пепитанли подрастапдих. погояо-ш;П. Они удерживали о5итссш1сго, нсзаслугснно оскорбленного человека от физической распраш со езгиггн противниками, сбздчнкана. Вместе с тем давали продлина»эцему разрядку, успокоение, чувство стемдешюсти. Опираясь на фактически!'. материал и результаты проведенных анализов, автор утвзртдаст, что бгыбэа .как алнр фольклора представляпт собой определенный интерес и требуют сбора, публикации и дальнейшего исследования, учитывая кситег.ст их реального, функционирования.

Загадки как жаир фольклора - наиболее изучегаый пласт адыгского фольклора. Некоторые исследователи склонны отмести их к диалогической форма речения. Изучение этого ханра в динамит доег право утверждать справедливость такого суждения. Контекст воспроизведения загадок - гтр:Едар тону. Мснкурс проходят в ягровоЗ форда и требует участия двух н более человек. Ена игрового коммуникативного контекста невозможны полное построение и реализация загадки как жанра.. Ваяесказашое дггт право утверждать, что пра определении загадок нужно учигкеэгь, ярож метафоричности, иносказательности, афористичности, сё судестгопание в игровом крыиуникатнвном контексте.

Скороговорки занимает определенное место в первой главе диссертации. Диссертант отмечает, что они каз жанр имепг об'пие я спе-хртфичесхие 1 особенности, рассматривал* иг я сравнении с друг и:.™ малыми «аирами, фольт^тора. Дает -пределение.

Вторая глава диссертапки пьсвкдана худотестеенно-позтичес-киы особенностям малик жанрэв адыгского фольклора, определении об-п;их признаков, поэвэлмя^их судить о систегатичлэстя малых ханров и сеобенпостях газдого акнр-.. АгтиЕиая хизнь ыалнх жанров объясняется совершенством худяжеетв^чно-поэтических особенностей каждого иа' них. Псэтсму во второГ. г.чвве в.сам^теятелыптх подзаголовках рассматривается худ^аестг^пг—пгэтаческие особенности маг?« •инров в отдельности- ^

Поэтика пословиц и погасая, отмечает диссертант, отличается 5:льяш.1 своеобразием худсггстгггапЯ форги. По своей морфологии, лексике и ритгико-синтаксическсуу стрсп ож ярко выделяится среди других малых жанров. "Адыгские пгсловиця и поговорки, - пишут ХАЛГуз-ихсв и З.Г, Кулиева, - это средстсчие выразительных средств устно-псэтичесхого языка, что дплязт их :ягснмчнэ-образныки, афористичными , обсбг.енньтхя и поучательтии— Адыгские пословицы и поговорки сохранили цегыЯ ряд лексических, семантических и грамматических явлений, утраченных разговорно-бытовым и литературным язы-•ком. Образность и обобщенность содержания пословиц и поговорок определят» и принципы построения ях граьглтпческсй структуры"^.

Одной из характерных черт адыгстах пословиц является то, что в них выражается законченная ж ель. Эта делает их в идейном смысле значительны! каиром, придает км цельность и строгость композиции. Такая особенность защищает помовкцу я поговорку от осложнения раскрытия её вдеЯнсЯ еуялости. Например, если бы элементы опи-сательноети присутствовали ч пословицах а поговорка«, как в загадках, то это мешало бы раейритш» образа шгсяи ■ вмбцноиалъному воз-

I М.Дг.Кумахов, З.Ю.Кумахова. Язык адыгского фольклора ЛартскиЙ впее. -М, ..Наука, I935.-C.46.

действии :м слушателей. Логичгская сторона в пословицах вырахает ся обнаженно, а не пр.5;фи»гется и на подразумевается.

АдытскиЯ народ, создавший asr.ua жанра восСсге, пословицы, го говорки в частности, точно и укало выбирал Еоштратный образ, в который воплогцал обобщенный переносный смысл. В силу этого обобщения и объяснения становились тияичкыьтп чертяги афоризуов__

Своео6раз>шм синтаксическим и легсвческям строем отяачгягся псслоеицы, вклгзчгш;;;« пряауч рс«ь. Автор отмечает?, что пссловиць и потоворхи адыгских народов форырэваны такаш сйце^элыкоряал художественными средствами, к л г аллегория, сравпеняе, кетафора, метонимия, антитеза, кр-нял, гиперйгла. С их покспь^ создаст? гя образ.чость, "е^эрястцчность, 1>гтг~с7ь гегснчзсгпх единиц мудрых изречений. В псслович11о-лэгояор?':;пи рзлертувре ¡датов кигется довольно бояьъав тася 1 г^зрврктг, тгредставятзвс собой сдавпЛте; ные конструкции.

Наиболее сироксе рагпргстриин/е в адг-спьс п~сдсг.;:ц.?.х и п говорках получила кстарсра. Объясняется это её Ссльсль-и кззб^а гельно-выразитедыйки возмсгн^стя^и. П~рг.а сяк гранит предмету или явления метафорически нс-гз качзстг.а путек лакпл;тзл!^;; художественного образа.

Адыгская пословица употребляет художественное проугслпчг ние - гиперболу. Следует гс-геть б саду: огрозлюз, не соотезтству две реальности преувеличение изо5рз*яе:?сго па явягетея ярзвдсй. Она служит для подтверждают кксяк о тса, что преувелпчзкы ирг,; наки явлений, действия.

Одним из худг.гептгяян^позтичесгпс средств создания ыудрпз народных изречений г,?глетсп крекиа. Основное средство вроняи -насмешку народ в спор?' творчестве попользует для того, чтобы п< казать свое отнонои!е к тем »¡ли швы человеческим парован. Сраз иительньй анализ хуг,з тзствеяно-поэтичеслях средств создаюш п

ловиц и «сговорах адагссих народов с пословицами и поговорками других нэргдов, и в частности грузинского Народа, показали, что ярояня строга используется как гзсбразительно-выразительное средство. ЙзгестннЯ исследователь грузянского фольклора доктор филологических гсауя A.B. Цэяаяа пязет: "Дзя нрондя характерны намек, сиз-грниа, ду'лярэтяпие, т.е. к:сстзлатегья ость. Эта последняя, наиболее характерная •гесбетаютть п'сясвздзи. Пословица представляет в:.тесте с тем ритмачгся! ертягаязотаян«» пеэтичэсков высказывание, состоящее йз д?ух ^астеЯ: уеггеггд и заклггсзния. Ирония проявляется з специально тедо^рзгатег "кэсгсгггтсггяи" кэауцг этим условием я зяхта-пуяга. Игтгя^зя, irarpsrsp, 1геггмщу: "Ваза пьот, о у па-слх с бс.тгг". тети это" послогяца г?з

стгпртат т^гштго crvps, из вх создает определенны?. обоо-

rr«e?i!5 оТраз"^. Зга еззгя я««» еззкетл а К адатскоау фольклору.

-CJpisrccT!. р-г—.-.sura я стиля адыгских афоризма с-■>..>.~2?т<;я дия тастсро сггссьз232П2я разнообразных повторов, Г"23'кт: ¡у rrrojwc яалятеея фЕтегачгезпй, гар^яогячвскяЧ, лэкся-

ЧЭСЛЛ 55 др.

сг.оз"^у сзстгзгсятзгзкчу стрп икетдуешэ повествования прэ дета слягут еа£гЯ "редлогсгля рвзгис татоз. Ео.тьгая часть из них юаез гозестэ-зкамаиД хгргигер.

П? сттэ-ггуг-г^ггз^кт^тгггзгу тгспу гредлоггягЛ псслогицы бы-rsor с гсгахаявавевя фгрхзка глагола, а пакото-

рне г.-'Тггг? - гт-лгтггэ сдатая? жз"Трг* я йедгэ простых предлст.9-инй.- Зря зтг.1 rrcscs к^едытвиа» евгед вз^зяггвльноз значение, cb-дзрзкт SKersaLTisra, (сшш и еркгазу, к пзетзятельноЯ просьбе. !1удгнз кярттггэ Езретгяжя бкгъ ¡тлягуипйгопгк и слслно-

ссчяяэтйзг'и гз гжгтругз^ш гргдЕгтеетз. "л жанровая природа обус-

2. 1'.»". А.И. Сгдарэ и смор в гйутиезскаД взртдяоЯ словесности Авторе.^ртзз1 кз е~тсстаЕва зрагкзй степгня доктора филологических

ловила также наличие в них значительного числа афоризмов, построен кък на условных предложениях. Таковы, например изречения: "Шьхьэы имьигьыыэ лъэр ыэулэу" /"Если в голове пусто, то ноги устают"/« "Узэрзгугьэу ухьумэ уунэхъунэп"/ "Если получится так, как ты думаешь, то ты не пропадешь"/ и т.д. :-л

Автор.отмечает, что панторифма тоже как изобразмтехьно-выразительнее средство занимает определенное место среди художествен-

—но-поэтических средств адыгского, фольклора. . ____•

Во второй главе авторам отводится определенное место худо-г жественному своеобразию блзгопожеланий. Он указывает, что ш1уфв1о как жанр фольклора имеет свси художественно-поэтические особенности я по своей поэтической форме и художественному оформлении наиболее близки к бгибза. К примеру^ в своем большинстве .те, и другие обращены ко второму лицу как в единственном, так и во множественном числах. Обращенность благеполеланмй к тому или иио:<(у гиду создается употреблением соответствующих притяжательных аффиксов си, ти. уи. дгьуи. я. ■ Установлено, что в благопожеланиях не на-" до искать логическое значение в подтексте. 3 них. основной смысл . излагается четко, ясно, выразительно, а не приирыва^тся'и.не подразумевается, как в загадках. Для них не характерны поэтические особенности, присущие хохам, пословицам, поговоркам и. т.д. Для выражения благопожеланий сравнительно редко прибегает « метафора, сравнению, аллитерации и другим формам и приема*-.!. Правда, иногда в благопожеланиях присутствует элемент повтора. Это помогает человеку показать всю искренность его чувств, его состояние в момент произнощвния благопожеланий. '

По своему синтаксическому строю исследуемые изречения могут состоять из одного и более простых предложений. Вместе с тем, по мнению автора, они могут быть сложносочиненными и сложноподчиненными.

Во второй главе автор отвечает, что бгыбза, наряду е другитм произведсниятя! устапЯ словесности адагов, обладает не только своеобразную содержанием, но и соответсгвущеП художественной формой. Прежде всего в гак логическое зна гонге дается открыто, обнаженно. Оя указывает на гоягретяые ве~и, части человеческого тела, на конкретное !«стэ, врекя, на то яля глее явление или событие, того пли гспго челгвега, лоторых хочет гроллясть. Одной из наиболее характерных черт бгыбза является законченность л ясность выражение:' т/ысля. Это предает яи тсотгазиропнув дальность и строПность.

В работе отгтечается, чтэ исследуемые изречения употреб-лготся в первом, во второй я з третьем'ллдо единственного числа. Наряду с этим, проклятия ысгут стоять п во мютественном числе гтэрогэ и третьего ~ттп. По свсеггу композпрскноцу строп и по величине Згыбзз в ево»ч больлзгкетве грооттге продло?.еняя. Однако это яе ксклвчеет вирзжеяяв их в слозисподчиненного предло-

жения. По лнтоплпга еял могут -Сеть язвгетяователыпдта п восклица-телыгл-я. '

Возялгиояеняо повествовательных и восклицательных проклятия затисит ст стегг>?»п седеятмого зла я кэста пропзнопения я от того, присутствует яля отсутсТвугт ссдеявзяЯ зло. Если проклянас-гздЯ грсязносят нроглятяя в трксутстгпя ссдеягзего зло, то произносит лас в етрдпах, ол всеклтает. 3 этои проллятии и боль, и зло, я пенагнеть л соделвтану зло. Это крик дуля. Но если прокляни преизноегтгя в отсутствия ездиязпигз зло и по истечении опре-делетегп грет.гепп, то прехлдагяя иестего «¡итчаптся, они повест-вулт. ответном ¡зле, жоторзэ хочет сотерзгть произносящий эти нрггл.ттгл.

П дт^ертгпкн расжкатргжготся рсо^атасстд поэтики народных: загэ-,-л- По мяэня» автора'мэта?юра является наиболее уттг.тра-'кш »»жг^.'г** иигсаазаицт зм"адсл. Эигвфвракя в пях "выетупзчт

разные части речи. Чаще метафорами служат существительные. Реже -глагол и количественные числительные.

Как поэтический троп в народных загадках выступает прием иносказания - олицетворение.

В работе отмечается также, что одним из распространенных -приемов создания поэтической выразительности исследуемых произведений является сравнение. 7

Проведенный анализ показал, что в своем большинстве адыгские загадки по своему синтаксическому строю - простые распространенные предложения. Наряду с ними выступают и загадки, состоящий из двух и более простых предложений. По мнению автора, многие загадки ведутся от первого лкца множественного числа. В своем большинстве они начинаются с притяжательного аффикса та. Но'это не исключает возможности выражения загадок в единственного числе.

Характерно, что загадки складываются в повествовательную 'эпическую форму, но в них всегда подразумевается вопрос: кто это? «ля что это? Зместе с теы, в фольклоре адыгов наличествуют загадки, в которых содержится прямой вопрос.

Интересен тот факт, что композиционная структура загадки предопределяет слушателей и загадывающих. Это, в свою очередь, определяет наличие или подразумевание в загадке вопроса, который требует ответа. В загадке композиция имеет свои особенности:прежде всего загадка состоит из зачина: хэты къыпЛэн? /Кто отгадает?/ или кьаш1а /Отгадай/. Сущность зачина - привлечь внимание присутствующих, вовлечв их в игру. Не меныций интерес представляет и композиция отгадывания загадки.

Диссертант считает, что по своим художественно-поэтическим свойствам загадки находят наибольшую близость с пословицами и поговорками. 1!ак пословицы и поговорки, загадки отличаются ст

Ф -

других жанров фольклора граткостья, четкостью, лаконичностью,

афористичностью. Те и другие построены на'метафорическом irpwss-Гге. В этом автор видит сходство и близость этих паремий. Пословиц» часто раскрывает смысл метафсры сразу. Она сема содержит в себе толкование, тогда как загадка содеркит вопрос я требует ответа.

Диссертант считает, что скороговорки как трудиопроиэноси-' мне фразы я словосочетания имавт художественно-поэтические сред-СТ53 вфажения. Они зависят от предназначения исследуемых изучений. По MHetbin автора, скороговорки предназначены для соревнования в скора:* к точном произношении. Специально, сознательно затрудняется произношение этих выражений повторением одних и тех же слов и звуков с прибавлением различных аффиксов и притяжательных местоимений.

Установлено, что скороговорки имев» две формы: повествовательную и вопросительную. Повествовательные, скороговорки содержат в себе сообщение о каком-нибудь действии или состоянии предмета, Автор отмечает, что вопросительные скороговорки отличаются от . повествовательных более сложной композицией и трудностью произношения. Для них характерны повторы одного и того же слова два, три, а иногда я белее раз. • .

Третья глава диссертации посвящена общественной функции, битовому назначению я исполнению малых жанров адыгского фольклора» Диссертант отмечает, что•наибольшую близость малых жанров находят в.их поэтике, а их различна больше выражено в их бытовании и исполнении, а также общественной функции. Но ото не исключает некоТоруй общность бытования и исполнения: во-первых, все они ногут существовать как отдельно, так и в составе других фольклорных произведений, во-вторых, как в. устной, так й в писымнной речи.

В силу того, что каждый нз интересукщях автора жанров пт-ет/îBon особенности в бытований, исполнении, а тактке и в общественной -функтии, ?о'они .рассматриваются отдельно. Очень разнообразны '

формы бытования пословиц и поговорок. Они употребляйся везде, при явбоЯ обстановке, в любое время, при любой аудитории, они под руку говорящему. Эти паремии употребляются и в большом серьезном споре, и во время поездок и походов, они хорошо вписываются в радио- и телепередачи, в сценические веща, в писаную литературу, в произведения устного народного творчества.

Пословицы и поговорки могут суцест*1>вать самостоятельно, выражая чувства и ьуоцки говорящего кратко й лаконично. Исследуемые— паремии бытуют в устной речи собеседников для подтверждения мыслей в слов говорящего. Они встречаются в произведениях других фольклор-них канров: в сказках, сказаниях, преданиях, легендах, в песнях-плачах, в героической нартском эпосе и др.

Автор отмечает, что пословицы и поговорки бытуют в произведениях адыгских писателей, поэтов, драматургов, придавая кх творчеству национальный колорит, национальную самобытность, вкладывая в них народную мудрость.

Диссертант считает философские канрц фольклора значительным памятником народной педагогики, потому что они прививали подрас таицему поколению трудолюбие, гуманизм, патриотизм, заботу о старых и маленьких, чувство долга и ответственности, смелость, честность, благородство, ненависть к врагам.' В силу этого они занимают определенное место в учебниках к учебных пособиях для общеобразовательных школ, средних и специальных учебных заведений.

Народная мудрость развивает мышление учащихся, повьпает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературно-драматических произведений.

Особую значимость приобретают пословица и поговорки в изучении детьми родного языка.

Вместе с тем, автор отмечает, что с появлением радио ж телевидения, книг, газет, журналов, различных моя оде »¡¡к клубов, ве-

через стдаха, тссяззяпя ш гзгевора* стали"режа исполняться в тетях oj^sn.

3 дзезгрищ** ягавчается. что б^агсттсягмаяия - наиболее 5Гзтре5яЕеж5 из всех жвярзв устязЯ ся~«кзпстя. Огаг бнтувт во zzax хзярзх кгзркгого фзгьжгзра: сказках, скаэзгашх, преданиях,лв-

: рат-ах, во ses* гесггпЕлс жгнрах, в сказаниях я каргах, я' дкрацраа грезюведегагях, в уетнсЯ разговсрясЯ рачя. Он» ис-гааг.мся пэ пз?ягу псвЪду, гакьми всех возрастов я любого

еярп^ьятгэ та^гаягзш. 3 кротжвзвес яругам жанрах н в частности

/гр^КЗЯЯЕЕц/ СКЯ СЖ77 фуигца» рз спросТраИ8}!ЯЯ добра, «ртвяи sx д^^лх чувств л sîktî^I по тсау ялн точу слу-ггз, пс тезу ая Егзгу есСзтгэ, яагепет в гззпя пзлогэяа.

Прсгггтгз. rsz гргтзгз, адресованы гстеягрмяьгпг! врагам ггз Зггвдртвзя этзго, cm Еьгрягапт везгда зло-

zxrrs^iтз. Kzrrr^a tî yr^rpsirsrïca без поведя. Двесертаэт откачает, тг;- ттреггпгя гггут су^ствавать самсстсятвльпэ, биговать в

гггздег в rp~=rcr С-кл разного рода сбора гтлгд-г* тз^р^пз, ргз.тзтгггтг гзрегряггяя. Обычно жгигда-fm сг'т'-тсь нл п:—х -iLTiï'rx /нз стса^ах пэ прязгкв сэрсти/, на г*.-:г.гт "г-'тгяг. д^птпгл з.т.тпга вуаракз лядл собирались /по

г. rb rzzy/ я ссрггггз^зг^сь з ззга^зякгл я отгадывания sari;:'-:, з ее 3rî!3i тсчяэ пзЕ?ггпть характерные черты то-'гз к.'т, rrr-î гт^яггя, тегэ кгя гнего гжггяяя и елггять загадку по crî-'ч.." -г"":-;. _гл п^гг^г? егггудгдвицуя нзгрузку. Зугшзш этих тгт-г -* — -.тгга з тггг, «rrcitf еззкггелягь лгде!? с сгрута^к'.! г.ти-- тг.-л ггэтягпя гряродз, е труда, орфизм,

сиделки, пункты выгона и встречи домзених животных, Адыги.впроп-: , лом во в^Ш!"цногоДн13ЕНь'<*'АВхедйв, и'гереходов: для -коротаняя в рема ни соревновалась в?загйДй8анйк^загадок-и их ртгадцввнии. В со- . Бетёй6б"врёйя>;-*голевые • Станы,"'иес«?коллектавного труда.^На чап^-. щах и'св^баххз11гаД1й9и^п(^Ш&сь~.£3'вре11Я';отдих9 от»„трнцев к. других тгбдввйнас игр:и^а5?леЬенйй; А в сстальнж. местах-: ькм исполнялись "с целью на"только^ •разнйсбра^йть'тпровздишг мероприятия и скоротать но" я д^-Ч-'ого, чгобы проЕарвд кругозор рр^еут-,

ствувднх'н '"расйрить" его". -Исполнителями "загадок цоглибыть все присутствующие. >" ' : ■ --■< г . • -

Б Диссертаций отызчаатсячто автор вслед за .кандндатац педагогических наук Шоровыи }!."А. ,счк1ает -загадка .очень ценнши в изучении родного' языка, е дело воспитания и обучения подрастающего поколения. -"""

Загадки имеют широкса применение в начальных классах, в детских дошкольных учреждениях, где чараз их посредство знакомят детей с окружающим трои. Ззгадкм ка утратили свое значение и по-прзянзиу занимают достойное кего на.литературных вечерах, разных школьных праздниках, где соревнуются в чаткоа к быстром кх загадывании и отгадываний. Исполнение ксследуемгк произведешь"! косит игровой характер.

0 третье глава прэдезггеасй работы опредвланког шето оу-еодйтся скороговоркам. Отмечается, что зги, кап к загадки,'-.прос-з-дурт педагогичаскш цзла. Исследуемый ганр шзет непреходга;зо ЕП2-цзние в^вовнри родного языга. Их главное гкачзкш заключается 5 том, чтобы научать датвй свободно н отчзтл5»т проязноенть трудные звуки,"слога я выракения родного языка. Но из только еуо. Скороговорки икают больрое познавательно© значаще. Особенно велика роль г этой вопроситзльнаг скороговорок. Они обращаются от первого лица ко второму с вопросом. При этом обращается внимание слу-

сатолеЯ па какие-то качеств я, Форму или содержим того иля иного прэлмгтл, дамп п то кв првиг свод нпекио, свой взгляд, своэ отно-сзнпо к нему в iTiopi.ro вопроса. Одновременно прпзэтат)? прчеут-стзуггзят высказать свое мняняэ.

Исполнение скороговорок ппся? ягровсЯ тарзхтэр. Праттна-участие в этоЧ пгрэ отдыхает л в то из врзн" обогреет своя аканяп, увзлячивает своя кругозор, лр:?обрзтзс? навита, умение Роэорять четко, ягао п крзсяао.

Общественное значение скороговорок остается прэтагаи, но к-ссгзжжяч, их нсполивни становятся ргг.э. От, как раяк», га исполняется на спепяальнкг вачорзг, из яоуорчх рагагз собиралась По полу п зозрчету. ИсслпдусичЯ чанр являются прэдяб?ои сорзвно-сштЯ на посядалклх, пи*афпт, гастя» вотона л зетрзчи *ляотнчт. Скороговорки биваит з утабяияа* я учэбну пособия* по родному яяыгу 1 качестве дидактачаского иаторяяла. Правда, опл исполняется нл рчэличнмг литератур«* вечерях, рз:нс?о рода утрзниякат а сполп* и дохлолт);Гг?т д^таяпг учрэтдвниА.

К сохалэгспз, еяороговэркя стала гадо употребя-?гг, чзч другяэ излвд» твари.'

П заключении едзлаггн наводи я обобщения, вчтамсгцяв яз прздчдудам анализа.

По твмэ дкеейртзпла опубликовано:

Т. Нзлчз тпнр-; адкгеко?о фольклора //альм."Дружба" /т ап>т.яа./.-'1аПкоп,1933.-^3.-0,5 п.л.

2. Трутеклги-скозптэлй //алы*. "Лру^ба" /на аднг.яя./.-МлЯйоп, 1930.-"3.-0,7 п.л.

3. ЦцвЯно-такатяческов своеобразна малых жанров адыгского фольклора //Проблемы адыгейской литература и фольглрт,->Л.7. !.Мгол, 1990.-1 п.л.

4. Поэтика цалич канров //Прэблгиы литературы и йоль-клора.-Шп.ГЗ.-ИаПкоп, 1992.-2'ru.

5. Посговицы, погозэр«!, благопор.елгния с про «я v." я ç *

геросздсЕом слога "'Нарты". Доклад на У1 Кзздународном коллоквиума Есрапайскоро обцвсгва кавк£5ологог.«Ш!коп,1991 p. I п.л.

6. Исподьзоезнез фхлософскит такрэв i«mbioiûpâ_iiâ~ypc»=_ est Доглсд lia пэргсЯ реепуб-шсангкой каукно-прзккь вдскоЧ «онфграицаа из те»гу: "Harp; мал мшв традацла народов Ады-ran: геказвс, суцное?ь и прзс.-.енч зоепитанлп". .'Школ, 19Л г. 0,5 п.я,

Sopaax 6U»84/I6. Объем 1.3 усл.п.л. Т. 100 3.201

Типография издательства "Дебет", уд.Яукоьского,54.