автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Степанова, Наталья Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе"

1>

од

На правах р^описи

СТЕПАНОВА Наталья Евгеньевна

Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе

Специальность 24.00.02 - историческая культурология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени каодидата культурологии

Краснодар 2000 г.

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: доктор социологии, профессор

Официальные оппоненты: доктор социологии, профессор

Защита состоится 4 июля 2000 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К.092.24.01 по специальности 24.00.02. «Историческая культурология» (философские и культурологические науки) в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу:

350072, г.Краснодар, ул.40-летия Победы, 33, ауд. 116.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « -3 » Ш^Н^Я*- 2000 г.

Хагуров Айтеч Аюбович

Афасижев Туркубий Индрисович

доктор философских наук, доцент Ремизов Игорь Николаевич

Ведущее учреждение: Кубанский государственный универ

ситет, кафедра философии

Ученый секретарь диссертационного

О

Зырянов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов социокультурной трансформации, которые характерны для России периода 1990-2000 годов. Современная культура предложила дисперсный, «веерный выбор» возможных вариантов человеческого существования. Возникший в первой трети XX века термин «маргинальность» должен был объяснить один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности - на «границе» культурных миров.

Рассматривая феномен «маргинальности», сферу применения данного понятия в контексте современного культурного фона, необходимо выявить роль и значение маргинальных образований для российского общества переходного периода.

В настоящее время в России происходят крупномасштабные преобразования, затронувшие все сферы, все элементы социального целого. Суть происходящих перемен заключается в том, что в стране со второй половины 80-х годов и до последнего времени осуществляется демонтаж государственной системы управления экономикой и общества в целом. Смена общественного строя сопровождается процессом разрушения, перекомпоновки, пере-структуирования, трансформации прежних контуров социального расслоения российского общества. Становление новой социальной структуры связано с массовой десоциализацией и ресоцнали-зацией, с потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие. Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать «маргинальной», поскольку в ее основе - пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалась и Россия среди развитых государств, » общество со всеми его элементами в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В связи с обозначенными социальными процессами проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.

Степень разработанности проблемы. В отечественной культурологической и социологической литературе сравнительно немного работ, посвященных проблеме маргинальности. В качестве основных можно выделить публикации С.Артановского, Е.Раш-

ковского, В.Шапинского, Е.Старикова, А.Атояна1. Но существует обширный пласт этнографических, этнологических исследований, посвященный анализу этномаргинальных феноменов. В статьях и монографиях Б.Андрианова, Е.Рашковского, Г.Маркова, Ю.Плюсннна и др.2 подробно проанализирована специфика эт-нотрансформационных процессов, проведена их классификация, выделены основные стадии развития и сущностные черты этих стадий.

Феномен маргиналыюсти не может быть проанализирован иначе как в контексте более широких культурологических и социологических проблем, таких, как культура и личность, культурная механизация поведенческой регуляции, социализация, норма и отклонение, социальная стратификация и социальная мобильность, источники социокультурной динамики и др. Для понимания социальных процессов наряду с работами крупнейших европейских и американских социологов и антропологов М.Вебе-ра, Г.Зиммеля, Р.Парка, Э.Стоунквиста, П.Штомпки,3 важное значение имеют работы отечественных авторов - Л.Ионина, Ю.Плюсннна, 3. Голенковои, Б.Шапталова4.

Характеризуя отечественные источники, посвященные проблеме маргинальное™, можно выделить две группы работ: работы, описывающие маргинальные процессы в западном обществе,

'Артановскнй С. Некоторые проблемы теории культуры. - Л., 1977; Атоян А. Социальная маргиналистика: О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политич. исследов. - 1993. - №6; Стариков Е. Маргиналы и маргинальное™. в советском обществе // Рабочий класс и соврем, мир. - 1989. - №4; Рашковскнй Е. Научные знания, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX - XX века / АН ССР - М; 1990; Шапинский В. Проблема маргинальное™ в культуре // Ценности культуры и современная эпоха. - М., 1990.

'Плюсннн Ю. Проблемы социализации маргинальной личности // Гуманит. Науки Сибири. - 1994г. • №1.; Рашковский Е. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби: (Опыт критического анализа) - М., 1976.

'Вебер М. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. -М.,1980.; Знммель Г. Конфликт современной культуры. - М.,1995.; Park R. Human migration and the marginal man. - Chicago, 1928.; Стоуиквист Э. Маргинальный человек.Иссяедование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этно-психологня. - М.,1989.; Штом-пка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

4Понин Л. Культура и социаьная структура // сСоциол.нсслед. - 1996.-№3;Плюс-нин Ю. Личностьна перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. - Новосибирск, 1995.; Голенкова З.Новые групповые образования: социальная идентичность-Сб.Социальное расслоение и социальная мобильность. - М., 1999.; Шапталов Б. Маргиналы и социализм // Рабочий класс и соврем-.мир.-1990. - №6.

и работы, авторы которых стремятся осветить эти процессы на материалах российского общества. К первой группе следует отнести статьи И.Кравченко, М.Галкина, С.Васильцова, В.Радаева1 и др. Ко второй группе публикаций относятся работы В.Старикова, И.Поповой, З.Бабкиной и др.2.

Теоретико-методологической основой исследования служат основные идеи и принципы мировой и отечественной социологии культуры, социологии, культурной и социальной антропологии в работах А.Арона, Р.Парка, Э.Стоунквиста, М.Шибутани, Р.Ра-бана, В.Шапинского и др.3.

Осуществленное в диссертации исследование опирается на методологшо структурно-функционального анализа маргинальных явлений. В работе использован комплексный многофакторный подход при рассмотрении механизмов возникновения мар-гинальности в социальной системе российского общества. В ходе диссертационного исследования были использованы сравнительный, логический и исторический методы.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты конкретного социологического исследования, посвященного проблеме маргинальности и проведенного в 4 районах и 2 городах Краснодарского края; официальные статистические данные, публикуемые Госкомстатом РФ о современной ситуации на рынке труда, о численности безработных. Широко привлекались также опубликованные в прессе материалы, посвященные современным процессам изменения социальной структуры общества; данные социологических исследований Института социологии РАН об имущественной дифференциации населения в целом по России и на Кубани, доклада Комиссии по правам человека при Президенте РФ о соблюдении прав гражданина в

'Кравченко И. Введение в исследование политики (философские аспекты).-М.,1008.; Галкин М. На изломах социальной структуры. - М.,1987.; Васильцов С. Рабочий класс и общественное сознание. - М., 1983.; Радаев В. Социальная стратификация. - М.. 1995.

'Бабкина 3. Занятость в социалистической экономике глазами запада. - М.,1989: Попова II. Новые маргинальные группы в Российском обществе // Соц. исслед.- 1999. №5.; Стариков Е. Маргиналы или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» // Знамя. - 1989. - №10.

'Park R. Race and culture. Glencoe.1950.; Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исйл'ёдов'аНне личности и культурного конфликта. - М.,1989.; Raban C.Marginalinalisierung und Wohlfahrestaat,Bonn,1987.;ApoH р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.; Шапинскин В. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма. - М„ 1991.

РФ в 1996-1997г.; Статистнческо-аналитическая справка «О работе учреждений искусства и культуры Краснодарского края»; данные доклада Краснодарского краевого комитета государственной статистики «Социально-экономическое положение Краснодарского края» за 1999 г. и другие.

Целью данного исследования является теоретический анализ концепций маргинальности и эмпирическое исследование реальных процессов маргинальности в российском обществе переходного периода.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать содержание понятия «маргиналыюсть» в современном гуманитарном знании;

- рассмотреть трансформацию исследуемого феномена и ее социокультурную обусловленность;

- провести конкретное социологическое исследование процессов маргинализации на Кубани.

Объектом исследования являются процессы маргинализации и их связь с социокультурной средой.

Предметом исследования являются изменения социокультурных отношений в социальной структуре общества переходного типа, вызываюшие масштабные процессы маргинализации населения страны; конкретные механизмы и региональные особенности этих изменений в России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 года (начало перестроечных процессов в российском обществе) по 2000 год.

Научная новизна исследованиях

- конкретизировано понятие «маргиналыюсть», его генезис в концепциях философии и культурной антропологии;

- дана классификация видов маргинальности, основанная на разных критериях в различных сферах: социально-экономической, социально-политической, социально-этнической;

- дана содержательная характеристика маргинальных образований в современном российском обществе;

- проведены социологические исследования с целью выяснения способов возникновения и формирования маргинального сознания населения Краснодарского края.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современном гуманитарном знании по отношению к

б

проблеме маргинальное™ прослеживаются две методологические позиции. Первая возникла в трудах представителей Чикагской социологической школы и трактует маргинальность как специфическое культурное явление, возникающее в зоне культурных контактов, на границах культурных миров. Другая позиция представлена в основном в европейской социологической, политологической литературе, публицистике и трактует маргинальность как предельно широкое явление, включающие социальные группы и роли, не обладающие значимыми статусными позициями и находящиеся вне установленной социальной структуры либо на низших ее ступенях. В современных условиях к пониманию маргинальное™ требуется интеграция этих подходов.

2. Интерпретация маргиналыюсти, предоставляющая возможность предельно широкого применения понятия к разнородным фактам социальной жизни требует конкретизации его содержания. В современных условиях социального реформирования наиболее распространенными типами маргинальное™ становятся динамическая маргинальность, обусловленная социальными перемещениями, профессиональная, половозрастная, этническая и другие виды маргиналыюсти, приобретающие в условиях «переходного периода» новое содержание, масштабы, направленность, интенсивность.

3. Анализ существующей статистической информации показал, что в современном российском обществе происходит процесс насильственного вытеснения в маргинальное состояние на разных уровнях социальной организации. Этот процесс обусловлен социально-политическими, экономическими, культурными трансформациями в обществе, что и порождает целый комплекс последствий, вызываемых маргинальными явлениями.

4. Анализ маргинального сознания, проведенный на основе выводов конкретного социологического исследования о самочувствии российских граждан (на примере Краснодарского края) показал, что на сегодняшний день степень маргинализации населения возрастает. Исследование выявило превалирующий фактор материально-экономического порядка детерминирующий маргинальность.

Научная и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Социология культуры», «Культу-

рология», «Основы социологии», «Социальная психология» и др. Выводы и результаты работы будут полезны для практической деятельности сотрудникам отделов социальной защиты, психологам, политикам и ученым-социологам.

Мы полагаем, что результаты данного исследования могут быть использованы при создании проектов по оздоровлению социально-психологического состояния различных типов общностей.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения работы отражены в докладах, статьях, тезисах и публикациях российских, региональных и межвузовских научных и научно-практических конференций:

«Развитие социально-культурной сферы Кубани».-Армавир,

1996;

«Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования».-Днвноморск, 1997;

«Человек и общество: тенденции социальных изменений».-СПб., 1997;

«Крестьяноведение: опыт исследования роли человеческого фактора в сельскохозяйственном производстве в условиях переходного периода».-Краснодар, 1999;

«Христианство и культура». - Краснодар, 1999;

«Особенности современной российской маргинализации: региональный аспект». - СПб., 2000.

Диссертация была обсуждена и получила положительные отзывы на кафедрах философии и культурологии Краснодарского государственного аграрного университета и теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обуславливается актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи. Определяются теоретико-методологические основы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы. Излагаются основные положения, выносимые на защиту, указываются элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.

В первой главе - «Проблема маргинальности в социальном познании: история и логика становления категории «маргиналь-ность»» - отмечается, что в своем первоначальном значении -«marginal man», «маргинальная, промежуточная личность» - термин возник на грани социологии, культурной антропологии и общей теории личности и был призван обозначить индивидов, имеющих двойственную, (впоследствии - и множественную) культурную самондентификацию.

Понятие «маргинальная личность» было введено одним из основателей Чикагской социологической школы Р.Э.Парком. Условиями, вызывающими феномен маргинальности, Р.Э.Парк считал движение и миграцию народов, развитие рынка, торговли, но особенно - возникновение городов - метрополисов. Р.Э.Парк подчеркивал внутреннюю близость урбанизма, с его нестабильностью социальной организации и ослабленностью социального контроля, и, маргинальности, уменьшающей действие локальных связей, способствующей раскрепощению этнических меньшинств. Отмечая такие характерные для маргинала черты, как моральная раздвоенность и конфликт, Парк подчеркивал, что они присущи любому иммигранту, в период, когда старые привычки уже девальвировались, а новые еще не сформировались. В это время иммигрант представляет собой некий культурный гибрид, в повседневном существовании которого сплетаются традиции, культура двух различных народов. К формированию особого, маргинального типа личности приводит относительная перманентность периода кризиса.

В первом параграфе настоящего диссертационного исследования «Проблемы маргинальности в американской культурной антропологии» прослеживается развитие концепции маргинальности

в трудах Э.Стоунквнста, А.Антоновски, М.Гоулдберга, М.Ман-чини, А.Фаржа, М.Шнбутани, Н.Рабана1.

Э.Стоунквнст сосредоточился на выяснении психологических аспектов маргинальности. Двойственность положения личности «на рубеже культур» определяется, по Стоунквисту, социальными и расовыми антагонизмами, царящими в обществе. Конфликтная ситуация рождается, когда представители менее престижной группы стремятся приспособиться к более престижной, обладающей большими властными полномочиями. Отношения этих групп неравны, но это обычно маскируется общим молчанием. Проблемы маргинальных личностей возникают лишь после осознания членами подчиненной группы своего неравноправного положения. Это осознание порождает психологическую неустойчивость, раздвоенность и может выплеснуться в суициде или аномии. Вариантами решения данного конфликта Стоунк-вист полагал ассимиляцию маргинала господствующей группой, идентификацию с подчиненной, различные формы соприкосновения групп или появления в подчиненной группе лидера, который возглавит борьбу за равноправие.

Развивая данную концепцию, А.Антоновски выделил специфические признаки «маргинальной ситуации». К таковым относятся: длительный контакт плохо совместимых культур, одна из которых является господствующей и не подверженной значительному влиянию другой (маргинальной); возможность для представителей маргинальной культуры переходить границу, разделяющую эти культуры, усваивать образ жизни и мышления, идеалы господствующей культуры и надеяться на поощрение; наличие социальных барьеров вследствие дискриминации, с одной стороны, и преград, выдвигаемых маргинальной культурой, на пути тех, кто желает перейти в более значимую группу, с другой; возрастание интенсивности конфликта с течением времени.

Дальнейшие исследования показали, что возможна маргинальная ситуация, при которой маргинал не находится в конф-

'Antonovscy A. Toward a fefmement of the marginal man concept // Social forces. - Chepel Hill. 1956. -Vol.35, №1/2; Goldberg M. A qualification of the marginal man theory // American sociological rewiew, (Wash), 1941. - Yol.6, №1; Mancini B. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth Girthday; Фарж А. Маргиналы // Опыт словаря нового мышления. // М., 1989; Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследования личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этно-пснхология.-М.,1989.

ликте с обществом и не ощущает внутренней раздвоенности. По мнению М.Гоулдберг, это происходит, когда индивид с детства приспособлен к существованию на границе двух культур, но принимает способ существования своей первичной группы, в жизни которой активно участвует. В дополнение уже существующему термину «маргинальная личность» М.Гоулдберг вводит термин «член-участник маргинальной культуры». Если маргинал воспринимает культуру своей первичной культуры как ущербную и не самодостаточную, то член-участник маргинальной культуры убежден в реальности и полноценности своей культуры так же, как и член-участннк немаргинальной культуры - в своей.

В диссертации показано, что появление термина «маргиналь-ность» в американской литературе было обусловлено, во-первых, традициями Америки как страны иммигрантов и, во-вторых, изменениями, произошедшими в первой четверти XX века в характере миграционных потоков и ценностных ориентациях американцев.

Таким образом, понятие «маргинальная личность» первоначально возникло на грани социологии и культурной антропологии. Оно впитало основные постулаты общей теории личности, с ее принципами приоритета свободы индивидуального самовыражения и самореализации. Имея в целом положительную коннотацию, разработанная американскими учеными концепция маргинальной личности способствовала смягчению этнической напряженности, преодолению сегретации, возникновения нового понимания этничности. Представители Чикагской социологической школы одними из первых увидели новый глобальный этносоциальный процесс преодоления культурной, политической, социально-экономической и пространственно-географической изоляции рас и народов, складывания единого человечества. В результате этого процесса, по Парку, и появляется маргинальная личность.

Во втором параграфе '«Европейский взгляд на проблему «мар-гиналыюсти» диссертант рассматривает сущность и содержание феномена «маргинальность» с позиции философско-культурологи-ческого знания западноевропейских исследователей. Европейская модель маргинала-индивида «на обочине» отличается от классической модели маргинала-личности «на рубеже культур» элементами, которые трактуются как нежелательные и дезорганизющие. Маргинальность воспринимается как потеря социального статуса

вследствие неинтегрированности шщивидов - в силу различных биологических и социальных причин - в общественные структуры. К такого рода деструктивным состояниям относят, прежде всего, иммиграцию (в особенности «цветную»), безработицу, не-реализованность социальных ожиданий. Они, в свою очередь, способствуют ослаблению или распаду трудовой мотивации, утрате социальных связей.

В сравнении с американской концепцией исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, в европейском понимании маргинальность стала видеться как следствие социально-политических процессов. В результате концепция перестала существовать как унитарная, в ней выделились три направления, три типа: культурная (референтная), структурная (социальная) и маргинальность социальной роли.

В диссертации показано, что, будучи принятой в западноевропейской исследовательской литературе преимущественно как структурная (социальная), концепция маргинальности служит для обозначения явлений, связанных с изменением в социальной структуре в результате социальной мобильности и употребляется в основном для обозначения социальных групп, исключенных из системы общественного разделения труда, находящихся «на краю» общества и для исследования социальных условий, приводящих к образованию таких групп.

Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связываются, прежде всего, с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. Основная причина развития маргинальных процессов - кризис занятости. Маргиналы в Западной Европе - это «сложный конгломерат групп», в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы (или альтернативники), характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность. Формами реализации «альтернативного» сознания становятся «бегство из городов», занятие сельским хозяйством, возрождение традиционных ремесел, организация небольших предприятий и магазинов, социальная работа, создание «альтернативного» кинопроката и издательского дела.

Таким образом, новые маргиналы - это личности, которые существуют в определенной культурной среде, стремятся освоить законы функционирования данного социума, но изначально принадлежат к иной социокультурной реальности и не желают забывать об этом.

В третьем параграфе «Развитие концепции маргинальности в современной отечественной культурологии» автор рассматривает развитие концепции маргинальности российскими исследователями. Современная российская действительность вносит свои коррективы в понимание смысла и содержания понятия «маргн-нальность». Главным фактором, благодаря которому принять полностью традиционную концепцию маргинальности нельзя, является кризисное, пограничное состояние общества, находящегося на историческом разломе, границе двух общественных систем.

В диссертационном исследовании отмечается, что динамику и особенности социальной структуры в современном российском обществе в настоящее время определяют следующие факторы: кризисные явления в экономике (спад по всем основным показателям в большинстве секторов); структурные изменения, связанные с конверсией военного производства; рост частного сектора в процессе разгосударствовання и приватизации, развитие рыночных структур и инфраструктур; изменения в сфере занятости, вызванные вышеназванными факторами; безработица; имущественное расслоение, падение доходов большинства населения; миграционные процессы; неблагоприятные демографичекие тенденции - снижение рождаемости; ухудшение криминогенной ситуации и т.д.

Таким образом, концепция маргинальности в современной российской научной и научно-исследовательской литературе опирается на специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью нынешней ситуации «переходного периода» и требует более четкого определения ее параметров и теоретических подходов к исследованию.

Во второй главе - «Маргинальность и особенности ее проявления в современном российском обществе» - показано, что социальная структура современного российского общества характеризуется крайней неустойчивостью; система стратификации теряет былую жесткость и однозначность. В связи с этим в обществе возникает множество промежуточных, маргинальных, труд-

но идентифицируемых групп. Идет активное размывание традиционных групп населения, становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, престижу профессии и профессиональной востребованности, уровню образования и др. Социальный статус групп настолько подвижен, что россияне становятся маргиналами в абсолютном своем большинстве. В России идет растущая, пронизывающая все слои, маргинализация населения.

В первом параграфе второй главы «Маргинализация как следствие изменения социальной структуры общества в России 19902000гг.» отмечается, что большую роль в маргинализации населения сыграла прежде всего социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 1990-2000 годы. Демонтаж государственной системы управления экономикой и обществом в целом, ломка экономической структуры, формирование олигархии, обнищание широких масс населения страны повлекло за собой трансформацию прежних контуров социального расслоения российского общества, переход значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие.

Под воздействием рыночных реформ в России сформировалось два разнонаправленных процесса, два вектора углубляющегося социального неравенства, создавая внутри одной страны две России, которые все больше расходятся: «поле слез» и «поле чудес».

Одна часть общества, включившись в систему рыночных отношений, заняла прочные позиции в «неформальной экономике» или в структурах официального бизнеса. Вырастая на основе старой, советской системы социальных отношений, процесс оформления группы людей, которые благодаря своему особому положению в системе властных отношений быстро становятся господствующим и привилегированным слоем, продолжает развиваться еще более быстрыми темпами.

На фоне неразвитости, неоформленности рыночного сектора российской экономики за годы реформ были «отмыты» огромные нелегальные капиталы, резко возросли масштабы и возможности теневой экономики, широко и почти открыто прошло криминальное первоначальное накопление капитала и формирование финансовой олигархии. Слияние промышленности с банковским капиталом привело к появлению финансово-промышлен-

ных групп, «сказочные» богатства которых были накоплены благодаря дерзким валютным операциям в условиях «галопирующей» инфляции. Годовые показатели роста цен превышали иногда 1000%, и общество платило инфляционный налог, обеспечивая накопление огромных средств, изымаемых у бедных и беднейших слоев населения.

Так, в процессе реформ в социальной структуре общества появился новый слой - элита. Он малочислен - от 3 до 5%, но очень богат. Завоевав господствующие позиции в российской экономике, их империи владеют почти 50% экономики России.

В диссертации отмечается, что, не смотря на кажущееся на первый взгляд благополучное «процветание», российская элита не может считаться сформировавшимся классом, и члены его не обладают достаточно устойчивыми статусными позициями. Причина этого - криминогенность данного слоя и именно в этом признаки его маргннальности.

Модель социальной структуры общества в «продвинутых» странах с рыночной экономикой выглядит как «лимон», с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элитой) и группами беднейших слоев. Модель, характерная для постсоветской России - это своеобразная, придавленная к земле пирамида, где большинство населения прижато к низу - 80%, около 3-5% богатых составляют ее вершину, на средний же класс приходится 15-17%.

Процесс социальной трансформации пошел по пути размывания ядра бывших средних слоев, представленных ранее людьми преимущественно интеллектуальных профессий, а теперь - классом предпринимателей. Средние слои всегда считались цементирующей силой общества. В области социальных отношений они являются средой, способной устранять значительные противоречия между основными классами. В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденций сглаживания противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношениях. В культурной сфере эти слои представляют оплот ценностей современного общества: именно они являются

носителями основных традиции, норм и знаний. В политическом плане для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их оплотом политической стабильности, залогом эволюционного характера общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества. Поэтому средние слои можно назвать подлинны-мИ'Гарантамн социальной стабильности в современном обществе, роль которых особенно важна для России.

Тем не менее, в настоящее время средний класс в России находится в состоянии маргинальное™ из-за нестабильного состояния экономики, политики, систематического разорения, отсутствия уверенности в завтрашнем дне.

Далее в диссертации отмечается, что подавляющее большинство населения России, которое располагается в основании так называемой «пирамиды», находятся сегодня за гранью бедности. Так, по данным официальной статистики в 1998 г. 31,9 млн, человек, т.е. 21,6 % всего населения, имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. Прежде всего это работники бюджетной сферы и пенсионеры. Их бедственное положение в большей степени обусловлено значительным занижением уровня минимальной зарплаты по сравнению с прожиточным минимумом. Это несоответствие закладывает в показатель уровня жизни нищету как основную составляющую, которую невозможно изменить пособиями, льготами, выплатами. Этот экономический фактор и обуславливает в большей степени их маргннальность. В то же время немаловажную роль, особенно для старшего поколения, играет и социально-психологический фактор. Ведь прежние идеалы, на которых оно было воспитано не имеют теперь большого значения, так как быть достойным уважения и почтения, но бедным, сегодня оказывается невозможным.

В диссертации показано, что особое значение маргннальность приобретает как состояние, сопровождающее вынужденный переход человека из одной социальной группы в другую и существенно изменяющее характеристики социально-профессионального статуса.

Состояние маргинальное™ в значительной степени характерно для многих групп. Это, во-первых, квалифицированные рабочие, специалисты, ИТР, часть управленческого корпуса, работающие в государственном секторе экономики, имевшие в про-

шлом высокий уровень образования и социально-профессиональный статус, оказавшиеся ныне в ситуации вынужденной смены его. Созданные кризисом и политикой государства условия невостребованности привели к кричащему несоответствию резко снизившегося уровня материального положения достаточно высокому социальному статусу, превратив их в социально-беспомощных. Во-вторых, это представители мелкого и среднего бизнеса, самозанятое население, представители «новых» профессий, соответствующих рыночным условиям («челноки», «охранники», члены криминальных сообществ и т.д.). Положение этих групп неустойчиво, не всегда лигитнмно. В-третьих, это «мигранты» - вынужденные переселенцы из ряда регионов России и стран «ближнего зарубежья».

Таким образом, в результате маргинализации в обществе растет напряженность, экстремизм, национализм. Необходимо возвращение к социальной норме, консолидации статуса как характеристики, интегрирующей позицию человека в разных измерениях социальной структуры.

Немаловажную роль для роста маргинализации населения сыграла политическая ситуация в стране. Экономическая реформа в России пересеклась с ломкой политической системы. Ее главные звенья - распад СССР, отказ от коммунистической партии, развенчание коммунистической идеологии, отказ от однопартийной системы, возникновение в стране нескольких десятков новых партий и политических движении. Серьезной угрозой стал политический экстремизм, проявляющийся в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма, создании незаконных вооруженных и военизированных формирований.

К числу актуальных проблем теории и истории культуры относится проблема формирования гражданского общества. В диссертации подчеркивается, что проблемы гармонизации отношений между личностью, обществом и государством, неразрывно связаны с формированием гражданского общества, охватывающим предельно широкие спектры социума. Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод как основной детерминанты политической системы общества, которое стремиться быть современным и демократическим.

В России преобладает авторитарный менталитет, проявляю-

щнйся в авторитарной политической культуре. Консенсус по поводу основных социальных ценностей, без чего невозможно развитие гражданского общества, подлинная интеграция людей в обществе, до сих пор не достигнут. На этой почве возникла ситуация аномии, когда одна ценностно-нормативная доминанта разрушена, а другая еще не сформировалась. Значительное число граждан ощущает отчуждение от социальных процессов, свою социальную невостребованность. В обществе нет устоявшейся политической системы, нет четкой экономической политики, нет общей идеологии, нет общепринятой системы ценностей.

Формирование и развитие институтов гражданского общества предполагает наличие свободных, экономически независимых, самостоятельных и самоосознающих себя граждан. Это трудно сказать о гражданах России.

В диссертации показано, что в настоящее время пространство индивидуальной свободы и прав граждан постоянно сужается (скажем, право на труд серьезно поставлено под угрозу); более 1/3 населения страны едва в состоянии удовлетворить свои основные потребности, а еще 1/3 находится на границе бедности.

Все это позволяет сделать вывод, что в современной России гражданское общество не развито, а многие его элементы вытеснены и «заблокированы». Современное российское общество является квазигражданским. Структуры и институты его, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют, по сути, противоположные функции, придавая тем самым черты маргинальности всему обществу.

Второй параграф «Региональные особенности маргинализации (на примере Краснодарского края)» посвящен рассмотрению маргинальных явлений в Краснодарском крае. Проводя исследование изменений социокультурной ситуации и процессов маргинализации на региональном уровне, автор показывает, что дезнн-теграционные процессы, охватившие политическую, экономическую, социальную, культурную сферы жизни общества России, находят свое отражение в крае.

Основу социальной структуры Краснодарского региона составляют традиционные социальные слои, группы и классы общества - рабочий класс, крестьянство, интеллигенция (хотя изменилась их социальная роль в обществе и количественные показатели). Появились и параллельно формируются новые соци-

оструктуриые образования: новая буржуазия, новая бюрократия, предприниматели, менеджеры, свободные профессионалы, «челноки», наемные работники в частном секторе, безработные, паразитические и криминальные элементы и др.

В диссертации подчеркивается, что трансформация общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения социально структуры, но остро поставила вопрос об осознании индивидуальной и групповой идентичности, месте в социальной иерархии, уровне сплоченности, системе ценностей.

По результатам проведенного нами социологического исследования в 2 городах и 4 районах Краснодарского края 30% опрошенных репондентов можно отнести к маргинальному населению, т.к. при ответах на вопросы о своей социально-классовой принадлежности они находились в затруднительном положении. Оценивая положение человека в обществе, 84% опрошенных в качестве критерия отдавали предпочтение деньгам в сравнении с образованием, профессионализмом, заслугами перед обществом и духовностью. По роду занятий, уровню образования, половозрастной принадлежности данная группа ничем не выделялась, среди них было достаточно много людей, работающих в сферах обслуживания, образования и культуры, производстве, предпринимательстве, сельском хозяйстве, учащихся вузов. Все это говорит о том, что маргинальные явления возникают в любых социальных прослойках и общностях и на сегодняшний день эти цифры составляют достаточно большой процент от общего числа населения Краснодарского края.

Статистические данные показывают, что самая многочисленная категория люден, оказавшихся за «бортом» - это безработные. На 1 сентября 1999 г. в Краснодарском крае численность граждан, ищущих работу, составила 22082 тысяч человек; численность безработных - 20000 тысяч человек, назначено пособий по безработице - 18041. Таким дбразом, уровень безработицы в крае в процентном отношении к трудоспособному населению составил практически 1% . Однако, это доля (1%), которые состоят на учете в службе занятости. Известно, что многие слои безработного населения, особенно в последние годы, в эти службы не обращаются. По данным соц. исследований Института социологии РАН (Краснодарского отдела), доля безработных по разным отраслям и регионам доходит до 50%.

На втором месте после безработных находятся беженцы и вынужденные переселенцы. Миграционные потоки в Краснодарском крае складываются следующим образом: миграционный прирост беженцев из Украины в крае составил 23%, из Грузии -18%, из Узбекистана -9%, из Азербайджана - 4%, из Армении -7%, из Туркмении - 4%, из Таджикистана - 3%, из Казахстана -29%, другие - 3%.

На обочине социокультуры оказываются учреждения культуры - клубы, библиотеки, музыкальные школы и школы искусств, парки, музеи, выставочные залы, театры, концертные организации и др.

Основной тенденцией в клубной подотрасли в последние годы является процесс сокращения общей численности сети. За последние годы в городской сети (в сравнении с 1990 годом) произошло уменьшение числа клубных учреждений на 19,5% , в сельской же местности - на 4.5% .

Низким в Краснодарском крае является показатель обеспеченности населения библиотеками. Численность библиотек сохраняет тенденцию к уменьшению: если в 1995 г. в среднем на одну библиотеку приходилось 5009 жителей, то в 1996 г. - 5039. В Российской Федерации на 1млн. жителей приходится 368 библиотек, в Краснодарском крае - 196.

На конец 90-х годов в Краснодарском крае функционировало 182 учреждений (музыкальные, художественные школы, школы искусств) эстетического образования сетн Министерства культуры РФ. В целом же за период 1990-1998 годы сеть учреждений этого типа уменьшилась на 13%.

Существующая в крае сеть парков далека по своим показателям от принятых нормативов: «Социальные нормативы и нормы МК РФ» (одобренные Правительством РФ от 03.07.96 № 1063-р) предусматривают в качестве обязательного момента наличие одного парка в населенном пункте от 10 до 100 тыс. жителей и в городах свыше 100.000 населения - один парк на каждые 100200 тысяч. Таким образом, край располагает менее чем половиной от нормативной численности парков.

По материалам статистической отчетности на 01. 01. 97 года в Краснодарском крае действуют 24 государственных и муниципальных музея и 5 их филиалов. Из них: 2 - музея-заповедника федерального значения, 19 музеев исторического, краеведческого,

литературно-мемориального профилей, 2 художественных музея и 1 выставочный зал изобразительных искусств. 5.4% музейных зданий находятся в аварийном состоянии, 44.6^- требуют капитального ремонта, 16.2% музейных помещений арендуется, 27% музеев края не оснащены средствами технической охраны.

Приведенные выше статистические факты показывают, что вся инфраструктура культуры в крае также находится в пограничной, по существу, маргинальной ситуации.

Таким образом, основные тенденции трансформации социальной структуры общества Краснодарского края - это углубление социального неравенства по всем показателям (экономическое, политическое, социальное) и маргинализация значительной части населения.

В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки вопросов, связанных с преодолением магринализации и ее последствий. В будущем автор предполагает обратить особое внимание на изучение и изыскание возможностей, препятствующих формированию и развитию личности «маргинального типа» (или развития личности по маргинальному пути) среди молодежи Кубанского региона.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1. Природа возникновения маргинальных явлений в российском обществе // Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования. - Сб.: Дивно-морск, 1997.-0,25 пл.

2. Маргинализация творческой личности в условиях новых социально-экономических отношений // Развитие социально-культурной сферы Кубани.-Сб.:Армавир, 1996.- о,25 пл.

3. Особености социодннамики и критерии социальной стратификации современного общества // Человек и общество: тенденции социальных изменений. - СПб., 1997. - 0,25 пл.

4. В каком обществе живет крестьянин II Крестьяноведене: опыт исследования роли человеческого фактора в сельскохозяйственном производстве в условиях переходного периода. - Сб.: Краснодар, 1999. - 0,25 пл.

5. Христианство как духовный фактор ослабления послед-

ствий маргинализации // 2000 лет Христианству - Краснодар, 2000 .- 0,25 п.л .

6. Особенности современной российской маргинализации: социологический аспект // Наука глазами молодых ученых . - СПб, 2000.- 0,5 п.л. ( в печати).

7. Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе // В сб.: Агрессия и маргинализация - характерные черты кризисного общества.- Институт социологии РАН, - М., 2000, 2 п.л.

Общий объем публикаций составил - 3,75 п.л.

СТЕПАНОВА Наталья Евгеньевна Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии: специальность 24.00.02 - историческая культурология. Краснодар, КГУКИ, 2000. -22 с.

Типография Краснодарского государственного университета культуры н искусств. 350072, Краснодар, ул.40-летля Победы, 33. Тираж 110 экз. Заказ №299.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Степанова, Наталья Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ: ИСТОРИЯ И ЛОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МАРГИНАЛЬНОСТЬ».

1.1. Проблемы маргинальности в американской культурной антропологии.

1.2. Европейский взгляд на проблему «маргинальности».

1.3. Развитие концепции маргинальности в современной отечественной культурологии.

ГЛАВА 2. МАРГИНАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

2.1. Маргинализация как следствие изменения социальной структуры общества в России 1990-2000 гг.л.

2.2.РЕГИОНАЛЫШЕ особенности маргинализации.;. на примере Краснодарского края).'.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Степанова, Наталья Евгеньевна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов социокультурной трансформации, которые характерны для России периода 1990-2000 годов. Современная культура предложила дисперсный, «веерный выбор» возможных вариантов человеческого существования. Возникший в первой трети XX века термин «маргинальность» должен был объяснить один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности - на «границе» культурных миров. Рассматривая феномен «маргинальности», сферу применения данного понятия в контексте современного культурного фона, необходимо выявить роль и значение маргинальных образований для российского общества переходного периода.

В настоящее время в России происходят крупномасштабные преобразования, затронувшие все сферы, все элементы социального целого. Суть происходящих перемен заключается в том, что в стране осуществляется демонтаж государственной системы управления экономикой и общества в целом. Смена общественного строя сопровождается процессом разрушения, перекомпоновки, переструктуирования, трансформации прежних контуров социального расслоения российского общества. Становление новой социальной структуры связано с массовой десоциализацией и ресоциализацией, с потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие. Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать «маргинальной», поскольку в ее основе -пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В связи с обозначенными социальными процессами проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.

Степень разработанности проблемы. В отечественной культурологической и социологической литературе сравнительно немного работ, посвященных проблеме маргинальности. В качестве основных можно выделить публикации С.Артановского, Е.Рашковского, В.Шапинского, Е.Старикова, А.Атояна1. Но существует обширный пласт этнографических, этнологических исследований, посвященный анализу этномаргинальных феноменов. В статьях и монографиях Б.Андрианова, Е.Рашковского, Г.Маркова, Ю.Плюснина2 и др. подробно проанализирована специфика этнотрансформационных процессов, проведена их классификация, выделены основные стадии развития и сущностные черты этих стадий.

Феномен маргинальности не может быть проанализирован иначе как в контексте более широких культурологических и социологических проблем, таких, как культура и личность, культурная механизация поведенческой регуляции, социализация, норма и отклонение, социальная стратификация и социальная мобильность, источники социокультурной динамики и др. Для понимания социальных процессов наряду с работами крупнейших европейских и американских социологов и антропологов М.Вебера, Г.Зиммеля, Р.Парка, Э.Стоунквиста., П.Штомпки,3 важное значение имеют

Артановский С. Некоторые проблемы теории культуры. — Л., 1977.;Атоян А. Социальная маргиналистикаа: О предпослках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза II Полтин, исследов. - 1993. - №6.; Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и соврем, мир. - 1989. - №4.; Рашковский Е. Научные знания, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX - XX века / АН ССР - М; 1990.; Шашгаский В. Проблема маргинальности в культуре // Ценности культуры и современная эпоха. - М., 1990.

2Плюснин Ю. Проблемы социализации маргинальной личности // Гуманит. Науки Сибири. - 1994г. - №1.; Рашковский Е. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби: (Опыт критического анализа) - М., 1976. ебер М. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. -М.,1980.; Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М.,1995.; Park R. Human migration and the marginal man. - Chicago, 1928.; Стоунквист Э. Маргинальный человек.Исследование личности и культурного конфликта II Современная зарубежная этно-психология. - М.,1989.; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. работы отечественных авторов - Л.Ионина, Ю. Плюснина, З.Голенковой, Б.Шапталова1.

Характеризуя отечественные источники, посвященные проблеме маргинальности, можно выделить две группы работ: работы, описывающие маргинальные процессы в западном обществе, и работы, авторы которых стремятся осветить эти процессы на материалах российского общества. К первой группе следует отнести статьи И.Кравченко, М.Галкина, С.Васильцова, В.Радаева2 и др. Ко второй группе публикаций относятся работы В.Старикова, И.Поповой, З.Бабкиной3 и др.

Теоретико-методологической основой исследования служат основные идеи и принципы мировой и отечественной социологии культуры, социологии, культурной и социальной антропологии.

Осуществленное в диссертации исследование опирается на методологию структурно-функционального анализа маргинальных явлений. В работе использован комплексный многофакторный подход при рассмотрении механизмов возникновения маргинальности в социальной системе российского общества. В ходе диссертационного исследования были использованы сравнительный, логический и исторический методы.

Теоретическими источниками работы стали труды Р.Парка, Э.Стоунквиста, М. Шибутани, Р. Рабана, А. Арон, В. Шапинского, и др.1.

Ионин Л. Культура и социаьная структура // сСоциол.исслед. - 1996.-№3;Плюснин Ю. Личностьна перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. - Новосибирск, 1995.; Голенкова З.Новые групповые образования: социальная идентичность-Сб.:Социальное расслоение и социальная мобильность. -М., 1999.; Шапталов Б. Маргиналы и социализм И Рабочий класс и соврем.мир,-1990. - №6.

2Кравченко И, Введение в исследование политики (философские аспекты).-М.,1008.; Галкин М. На изломах социальной структуры. - М.Д987.; Васильцов С. Рабочий класс и общественное сознание. - М., 1983.; Радаев В. Социальная стратификация. - М., 1995.

3Бабкина 3. Занятость в социалистической экономике глазами запада. - М.,1989.; Попова И. Новые маргинальные группы в Российском обществе // Соц. исслед.- 1999. №5.; Стариков Е. Маргиналы или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» // Знамя. - 1989. - №10.

Park R. Race and culture. GIencoe,1950.; Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта. - М.,1989.; Raban C.Marginalinalisierung und Wohlfahrsstaat,Bonn,1987.; Арон P. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.; Шапинский В. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма. - М., 1991.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты конкретного социологического исследования, посвященного проблеме маргинальности и проведенного в 4 районах и 2 городах Краснодарского края; официальные статистические данные, публикуемые Госкомстатом РФ о современной ситуации на рынке труда, о численности безработных. Широко привлекались также опубликованные в прессе материалы, посвященные современным процессам изменения социальной структуры общества; данные социологических исследований Института социологии РАН об имущественной дифференциации населения в целом по России и на Кубани, доклада Комиссии по правам человека при Президенте РФ о соблюдении прав гражданина в РФ в 1996-1997г.

Целью данного исследования является теоретический анализ концепций маргинальности и эмпирическое исследование реальных процессов маргинальности в российском обществе переходного периода.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать значение понятия «маргинальность» в современном гуманитарном знании;

- рассмотреть трансформацию исследуемого феномена и ее социокультурную обусловленность;

- провести конкретное социологическое исследование процессов маргинализации на Кубани.

Объектом исследования являются процессы маргинализации и их связь с социокультурной средой.

Предметом исследования является изменение социокультурных отношений в социальной структуре российского общества, вызвавшее масштабные процессы маргинализации всего населения страны; конкретные механизмы и региональные особенности этих изменений на примере Краснодарского края.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 года (начало перестроечных процессов в российском обществе) по 2000 год.

Научная новизна исследования:

- конкретизировано понятие «маргинальность», его генезис в концепциях философии и культурной антропологии;

- дана классификация видов маргинальности, основанная на разных критериях в различных сферах: социально-экономической, социально-политической, социально-этнической;

- дана содержательная характеристика маргинальных образований в современном российском обществе;

- проведены социологические исследования с целью выяснения способов возникновения и формирования маргинального сознания населения Краснодарского края.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современном гуманитарном знании по отношению к проблеме маргинальности прослеживаются две методологические позиции. Первая возникла в трудах представителей Чикагской социологической школы и трактует маргинальность как специфическое культурное явление, возникающее в зоне культурных контактов, на границах культурных миров. Другая позиция представлена в основном в европейской социологической, политологической литературе, публицистике и трактует маргинальность как предельно широкое явление, включающие социальные группы и роли, не обладающие значимыми статусными позициями и находящиеся вне установленной социальной структуры либо на низших ее ступенях. В современных условиях к пониманию маргинальности требуется интеграция этих подходов.

2. Интерпретация маргинальности, предоставляющая возможность предельно широкого применения понятия к разнородным фактам социальной жизни требует конкретизации содержания. В современных условиях социального реформирования наиболее распространенными типами маргинальности становятся динамическая маргинальность, обусловленная социальными перемещениями, профессиональная, половозрастная, этническая и другие виды маргинальности, приобретающие в условиях «переходного периода» новое содержание, масштабы, направленность, интенсивность.

3. Анализ маргинального сознания, проведенный на основе выводов конкретного социологического исследования о самочувствии российских граждан (на примере Краснодарского края) показал, что на сегодняшний день степень маргинализации населения возрастает. Исследование выявило превалирующий фактор материально-экономического порядка детерминирующий маргинальность.

4. Анализ существующей статистической информации показал, что в современном российском обществе происходит процесс насильственного вытеснения в маргинальное состояние на разных уровнях социальной организации. Этот процесс обусловлен социально-политическими, экономическими, культурными трансформациями в обществе, что и порождает целый комплекс последствий, вызываемых маргинальными явлениями.

Научная и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Социология кулыуры», «Культурология», «Основы социологии», «Социальная психология» и др. Выводы и результаты работы будут полезны для практической деятельности сотрудникам отделов социальной защиты, психологам, политикам и ученым-социологам.

Мы полагаем, что результаты данного исследования могут быть использованы при создании проектов по оздоровлению социально-психологического состояния различных типов общностей.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения работы отражены в докладах, статьях, тезисах и публикациях российских, региональных и межвузовских научных и научно-практических конференций:

Развитие социально-культурной сферы Кубани».-Армавир, 1996;

Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования».-Дивноморск, 1997;

Человек и общество: тенденции социальных изменений».- СПб., 1997;

Крестьяноведение: опыт исследования роли человеческого фактора в сельскохозяйственном производстве в условиях переходного периода».-Краснодар, 1999;

Христианство и культура». - Краснодар, 1999;

Особенности современной российской маргинализации: региональный аспект». - СПб., 2000.

Диссертация была обсуждена и получила положительные отзывы на кафедрах философии и культурологии Краснодарского государственного аграрного университета и теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе"

Основные результаты исследования сводятся к формулированию следующих положений:

- в основе маргинальности лежат процессы дезорганизации: ослабления или разрушения, разрыва социальных связей в системе, сопровождающие любые структурные преобразования;

- разрушение или ослабление связей между маргиналом и обществом происходит вследствие изменения социокультурной ситуации, нарушений в процессах адаптации, приспособления маргинального объекта к окружающей его среде;

- значительное расширение процессов маргинализаци в современном обществе - неизбежное следствие деструктивного этапа социальной трансформации. По мере развития реинтеграционных процессов в обществе, по мере формирования нового экономического уклада в часть нынешних маргиналов обретет новый социальный статус, новые социальные связи и социальные качества. Когда сформируется новое функциональное ядро социальной системы российского общества, количество маргиналов сократиться и стабилизируется.

Таким образом, кризис последних двух десятилетий привел к появлению целого комплекса последствий маргинальных явлений, которые не должны получить своего дальнейшего развития. Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем констатировать, что преодоление маргинализации современного российского общества возможно только через его духовное возрождение, обращение к истории, религии, национальной культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная социальная реальность, определяемая как «переходный период» от одной общественной системы к другой, заставляет переосмысливать известные и изучать новые социальные явления, что требует поиска адекватных методов ее познания.

К числу таких категорий, нуждающихся в переосмыслении, необходимо относить понятие маргинальности. В центре внимания становится поиск разрешения противоречия между состоянием маргинальности как вполне естественной характеристики эволюции общества, и теми масштабами, которые оно приобретает в развитии дезинтеграционных процессов, способных привести к развалу структур общества, становясь серьезным дестабилизирующим фактором.

Диссертационное исследование - «Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в обществе в постсоветский период» -обращено к изучению проблемы маргинальности в социальном познании, анализу особенностей ее проявления в современном российском обществе, причинам, обусловившим возникновения маргинальных явлений в Краснодарском крае, и возможным направлениям их оптимального регулирования.

Полученные результаты исследовательской работы позволяют реально оценивать изменения социокультурной ситуации в крае как неоднозначные и весьма сложные. Крупномасштабные преобразования, затронувшие все сферы, все элементы социального целого, процессы социокультурной трансформации общества, становление новой социальной структуры, связанные с переходом значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие, приводят к маргинализации значительной части населения региона.

Продолжение исследования данной темы в практике региональной социальной и культурной политики представляет определенный научный и практический интерес для властных структур, административных работников социальной сферы, деятелей культуры, учебных заведений, и которые в своей практической деятельности, мы надеемся, будут использовать полученные автором результаты и рекомендации.

Заключительным этапом диссертационной работы явилось изучение и исследование особенностей процессов маргинализации в Краснодарском крае, который показал, что на сегодняшний день маргинальным является 80-90% населения края, и что превалирующее большинство неуверенных в своих статусных позициях приходится на работников сферы образования, обслуживания, культуры и искусства.

 

Список научной литературыСтепанова, Наталья Евгеньевна, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Закон Российской Федерации «О беженцах» // Сборник законов РФ. -М., 1999.-С.341.

2. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» // Сборник законов РФ М., 1999. - С.353.

3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Сборник законодательных актов РФ.- М., 1992.-Вып.5.-С.66-98.

4. Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» // Сб.законов РФ. М.,1999, С.37

5. Закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Сб. законов РФ. -М.,1999.-С.74.

6. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего» // Сб.законов РФ М„ 1999. - С.323.

7. Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» //Сб.законов РФ М., 1999. - С.326. (!)

8. Конституция РФ Статья 27 «О свободном месте прибывания и о свободе выбора места жительства» // Сб.законов РФ. М., 1999. -С.9.

9. Конституция РФ Статья 18 «о выплате страховых сумм в случае гибели военнослужащих») // Сб.законов РФ. М., 1999. - С.302.

10. Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии»

11. Закон Российской Федерации «О судебной системе РФ»

12. Закон Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека при Президенте РФ».

13. Уголовный кодекс РФ, Статья 242 «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов», М.,1996. - С. 154.

14. Уголовный кодекс РФ, Статья 115 «Заведомо ложная реклама», М., - с.115.

15. Европейская конвенция «О защите прав и человека и основных свобод» // Цыганов П. Природа международных отношений (анализ конкурирующих парадигм. Вестник МГУ. - 1999. - №1. - С.118-133.

16. Постановление правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // Сборник законодательства РФ. -№12.-С.5110.1. Монографии, сборники.

17. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М.,1993. - 608с. Ю.С.Борцов, Д.В.Мятеш, Г.С.Харламова Феномен социокультурного пространства, 2000 Ростов - на - Дону.

18. Белых Е.П., Векреенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе / Моск. гос. открытый пед.ин-т -М., 1993. -85с.

19. Бойков В.Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М.,1990. -287с.

20. Волкогонова О.Д. Приоткрывая Завесу времени: О социальном предвидении будущего. М.,1998. - 110 с.

21. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика, / РАУ; Ин-т компл. социол. исслед; Под общ. ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1993. -42с.л

22. Гослэн Г. Антропология и антиномия равенства культур //Культурология XX века. М., 1997. - С.39-49.

23. Головатенко А. Спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты,- М; Школа-пресс, 1994.

24. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология XX век: Антология. М.,1995. - С.378-398.

25. Здравомыслов А.Т. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.,1994. - 317с.

26. Интеллигенция и нравственность: Социологические оценки. -М.,1993 249с.

27. История социологии: Учебное пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н.Грицанов. Минск: Высш.шк., 1993.

28. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления) / РАН; Ин-т государства и права. М.,1992. -133с.

29. Логика социологического исследования. М., 1987. - 174 с.

30. Лукина В.И., Нехорошков С.Б. Динамика социальной структуры населения СССР. М., 1982. - 182 с.

31. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М., 1995-74 с.

32. Маргинальные группы молодежи и «группы риска» // Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: (Доклад комитета РФ по делам молодежи) М., 1993. - 66 с.

33. Маркс К. Капитал. Гл.23,24. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - т.23. -С. 626-724.

34. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов / Отв. ред. Т.И. Заславская. -Новосибирск, 1974. 318 с.

35. Мотрошилова Н.В. и др. История философии: Запад-Россия-Восток.- М.,1999 .-С.412-420.

36. Мостовая И.В. Социальное расслоение: Символический мир метаигры. М., 1996. - 208 с.

37. Мухаметлатыпов Ф.У. Трудовая мобильность: концептуальная модель, реальные тенденции, проблемы управления. Уфа, 1990. -180 с.

38. Мяло К.Н. Время Выбора: Молодежь и Общество в поисках альтернативы. М., 1991. - 251с.

39. Навджавонов Н.О. Проблема маргинальности личности: постановка, задачи и определение подходов // Социальная философия в конце XX века,- М., 1991. С.149-158.

40. На изломах социальной структуры / Рук. авт. коллектива А.А.Галкин -М., 1987,- 315с.

41. Овчаренко В.И., Гричанов А.А. Социологический Психологизм. -Мн., 1990.- 205с.

42. О соблюдении прав человека и гражданина в РФ в 1996 -1997 г.г.: Доклад Ком. по правам человека при Президенте РФ. М., 1998. -78 с.

43. Поляков В.И. Проблема маргинализации в контексте безработицы: Социально-психологический аспект // Безработица в России. М., 1993.-48с.

44. Процессы социального расслоения в современном обществе: (Научный доклад) / Ин-т социологии РАН. М., 1993. - 66с.

45. Панарин А.С. Культура и люмпенство / Культура и судьбы мира. -М.,1997. С.140 - 141.

46. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. -237 с.

47. Региональные проблемы социальной мобильности / АН СССР; Ин-т социологии. Отв. ред. Ф. Р. Филиппов-М., 1991. 142с.

48. Рывкина Р.В. Социальная структура общества как регулятор экономики // Экономическая социология и перестройка. М., 1989. -С.69-89.

49. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономические реформы / Ред. сост. Ф. М. Бродкин, Л. Я. Колсалс, Р. В. Рывкина. - М., 1989. - С. 17-35.

50. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социол. очерк. -М., 1996. -204 с.

51. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. - 688 с.

52. Советский город: социальная структура / Рук. авт. кол. Н.А.Аитов. -М, 1988.-286 с.

53. Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и прогноз / Под рук. акад. РАН Г.В.Осипова- М., 1993. 120 с.

54. Социальная структура и социальная стратификация / Ред. Е. Игитханян-М., 1992. 110 с.

55. Социальная психология: саморефлексия маргинальности // Хрестоматия, М.Д995. - 252 с:

56. Современная американская социология // Под.ред. В.И.Добренькова.-М.: Изд-во МГУ,1994.-311с.

57. Социальные ориентиры изменяющегося общества / Ин-т социологии РАН. Отв. ред. В. 3. Роговин; М., 1993. - 178 с.

58. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов; Пер. с англ. М., 1992 - 542 с.

59. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология: Реферат, сб. М., 1989. - 291 с.

60. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. - 554 с.

61. Удалова И.В., Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности. Новосибирск, 1988. - 113 с.

62. Формирование среднего класса в России // Социальная политика в России: Доклад Центра экономических и политических исследований. -М., 1994. С.23-28.

63. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов н/Д., 1991. - 152 с.

64. Хагуров А.А. Опросы общественного мнения: Как правильно составить анкету. Краснодар, 1993. - 43 с.

65. Черников Г., Черникова Д. Кто владеет Россией? М.,1998.

66. Шапинский В.А. Проблема маргинальности в культуре // Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990 - С.6-14

67. Шапинская Е.М., Шапинский В.А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура. М., 1991. - С.8-33.

68. Шибутани Т. Социальная психология. / Общ. ред. проф. Г.В.Осипова. М., 1969. - 535 с.

69. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ; Под ред. проф. В.А. Ядова,- М.,1996.1. Периодические издания

70. Ансар П. Современная социология. «Интеллектуальное поле» общественных наук в 80-90 гг. XX века, основные проблемы играницы между течениями, их значения и цели // Социол. исслед. 1995. №12. - С.132-137.

71. Атоян А.И. Социальная маргиналистика: О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политич. исслед. 1993. - № 6. - С. 29-38.

72. Айрапетов B.C. Социальная адаптация вынужденных мигрантов и беженцев // Вестн.Рос. Академии. 1993. - Т.63, №10. - С.889 -893.

73. Бестужев С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социол. исслед, 1995.-№2.-С.58-64.

74. Бутенко И.А. Социология за рубежом // Социол. исслед. 1995. -№11 - С.141-153.

75. Беляева JI.A. Средний слой российского общества. Проблемы обретения социального статуса // Социологические исследования. -1993. №10. - С.101-108.

76. Вторичная занятость // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Инф. бюл. 1994. - №4 . -С.27-30.

77. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социол. исслед.1996. №8.

78. Гарсия Исер М. Вынужденная трудовая мобильность // Человек и труд.- 1993.-№12.-С.6-13.

79. Гордон Л.А., Назимова А.К. Социально-профессиональная структура советского общества: типология и статистика // Рабочий класс и современный мир. 1983. - №2. - С. 61-73.

80. Гордон Л.А. Социальная адаптация в условиях переходного кризиса // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Инф. бюл. 1994. - №2. -С.12-16.

81. Денисова Г.С. Социальное расслоение как фактор напряженности в городе // Социол. исслед. 1992. - №9. - С.81-84.

82. Зуй М.И. Социология Мифология - Философия (Типы сознания) // Социол. исслед. - 1996. - №12. - С. 13-16.

83. Иванов В.Н. Реформы и будущее России // Социол. исслед. 1996. -№3. - С.21-27.

84. Иконников O.JI. Гипермобильность научных кадров // Проблемы прогнозирования. 1993. - №5. - С.91-102.

85. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура //Социол. исслед.-1996.-№3.-С.31.

86. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социол. исследов.-1995.-№2.-С.41 -48.

87. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? // Социол. исследов. -1996. -№12.

88. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопр. экономики.-1995.-№1.

89. Камилов М. Маргинальная личность и общество // Коммунист Таджикистана. Душанбе, 1990. - №6. - С. 16-18.

90. Климова С.С. Динамика социальной структуры города: ценностные основания // Социол. исслед. 1993. - №11. - С. 77 -86.

91. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социол. исслед. 1993. - №9. - С. 17-28.

92. Левада Ю. Динамика социального перелома: возможности анализа // Коммунист. 1989. - №2. - С.34-45.

93. Лукин Н.Н. К вопросу о понятии «социальная мобильность». Рук. деп. в ИНИОН АН СССР. Красноярск, 1989.

94. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социол. исследов. -1992. -№3. С 104-114; №4.-С.91-96.

95. Морозова Г.Ф. Влияние миграции на формирование рынка труда // Социол.исслед. 1993. - №5. - С.92-96.

96. Микаелян Н.Р. Личность в процессах социокультурной адаптации на Востоке. Новые направления в западной социологии (60-80-е годы )// Народы Азии и Африки. М.,1990. - С.167 -178.

97. Осипов Г.В. Современные Российские реформы: Опыт социологической экспертизы // Соц.-полит. журнал.-1995.-№1.

98. Петякшева Н.И. Проблема диалога цивилизаций. // Вопр. философии. 1996. - №1. - С. 186 - 189.

99. Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социол. исслед. 1996 - №7 -С.68-78.

100. Плюснин Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности // Гуманит. Науки Сибири. Сер. / Философия и социология.-1994.-№1,-С.10-12.

101. Попова И.В. Маргинальность: феномен, понимание // Социол. исследов. 1993! - №3. - С.37-39?

102. Переведенцев В.И. Миграция населения с СНГ: опыт прогнозирования // Полит, исслед. 1993. - №2. - С.69-79.

103. Попов В. Адаптация человека к рынку. // Человек и труд. 1993. -№3.-С.76-80.

104. Путко А. По принципу бетономешалки. О тотальной люмпенизации советского общества // Общественные науки и современность. -1991.-№1,- С. 117-125.

105. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопр. фил. -1997. №10. - С.13-29.

106. Руткевич М.Н. Социальная поляризация. // Социол. исслед. 1992. -№9. - С.З -16.

107. Радаев В.В. На изломе социальных структур // Альманах социальных исследований.-1995.-№6-7.

108. Синкевич З.В. Национальное самосознание русских: (социологический очерк). М., 1996.

109. Рывкина Р.В. Между социолизмом и рынком: судьба экономической культуры России. М.: Наука, 1994.

110. Стариков Е.И. Социальная структура переходного общества: опыт «инвентаризации» // Политич. исслед.-1994.-№4.-С.87-96.

111. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и соврем, мир. 1989. - №4. - С. 142-155.

112. Стариков Е. Маргиналы или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» // Знамя. 1989. - №10. С.133-162.

113. Сыродеева А.А. Локальность как социокультурный феномен второй половины XX века // Вопр. философии. 1994. - №12. - С.164-170.

114. Феофанов К.А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии. (Обзор) // Общественные науки за рубежом: РЖ Сер. 11. Социология. 1992.- №2.-С.70-83.

115. Фролова Н.А. Маргиналы и маргинальность в современном обществе. Рук. деп. в ИНИОН РАН. М., 1993.

116. Упорова Г.И.' Маргинальность и проблемы перехода к новой системе ценностей // Социальный прогресс: проблемы гуманизации.- Сыктывкар, 1992.-С.71 -79

117. Хагуров А., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда. М., 1995.-101с.

118. Чернина Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества // Социол. исслед. 1994. - №3. - С.54 -61.

119. Чучупал В.В. Маргиналы и маргинальность в социально-классовой структуре социализма // Проблемы формирования и развития общественного сознания в обновляющемся обществе. Воронеж, 1991 С. 10-26.

120. Чуконин А.А. Культурология или конститутивная феноменология социальной системы // Вест. МГУ 1996 №3. - С.94-109.

121. Чугин Русов А.Е. Культурно-истроричесий процесс: форма и содержание // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С.3-14.

122. Шамшурин В.И. Кто живет в маргиане? // Социол. исслед. 1997. -№9. -С. 139-142.

123. Шапталов Б.Н. Маргиналы и социализм // Рабочий класс и соврем.мир. 1990. - №6. - С. 168-171.

124. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопр. философии.- 1990.-№8. С. 109-115.

125. Шапинский В.А. Проблемы маргинальности в культуре // Ценности культуры и современная эпоха. М.,1990. - С.6 - 14.

126. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журнал. 1994. - №1. -С.35-52.

127. Диссертации, авторефераты диссертаций

128. Фролова Н.А. Маргинализация как социальный феномен: Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 1994. - 20с.

129. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: Автореф. дис. .канд.филос. наук. М„ 1991.-15с.

130. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: Дис. .канд.филос.наук. -М., 1991. 147 с.

131. Ярская-Смирнова ЕР. Социокультурный анализ нетипичности: Автореф.дис. .д-ра социол.наук. Саратов,1997. - 41с.

132. Литература на иностранных языках

133. Dictionary of Sociology. New York, 1994

134. Park R.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. - Vol. 33, № 6. - P.881-893.

135. Stonequist E.Y. The marginal man. A Study in personality and culture conflict. New York, Russel, # Russel. 1961.- XIX.-218p.1. Справочная литература

136. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. М., 1988. - 479 с.

137. Пятьдесят на пятьдесят: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ю.Афанасьева, и М.Ферро. М., 1989. - 431 с.

138. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. - 432 с.

139. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 812 с.

140. Энциклопедический словарь Культурология в 2-х томах, М., 1999., 640 с.V