автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Марийские бытовые сказки: жанровое своеобразие и поэтика
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сидорова, Марина Владимировна
Введение.
1. Понятие жанра бытовой сказки в марийской фольклористике.
1.1. История собирания и изучения марийской сказки.
• ф 1.2. Жанр бытовой сказки.
1.3. Сказка и современность.
2. Сюжеты и образы марийских бытовых сказок.
2.1. Сказки о хозяине и работнике.
2.2. Сказки о попах.
2.3. Сказки о дураках.
2.4. Сказки о хитрых и ловких людях, ворах.
2.5. Сказки о чертях.
• 2.6. Сказки о мудрых отгадчиках.
2.7.Сказки о супругах.
2.8. Сказки о судьбе.
4 3. Художественно-изобразительные средства бытовых сказок народа мари.
3.1. Присказки и концовки в марийской сказке.
3.2. Метафора в бытовых сказках.
3.3. Эпитет в бытовой сказке.
3.4. Гипербола и литота в бытовых сказках.
3.5. Метонимия в бытовой сказке.
3.6. Взаимосвязь сказки с другими жанрами народного творчества.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Сидорова, Марина Владимировна
Актуальность темы исследования. Сказка является одним из основных жанров устного народного творчества. Велика ее роль в становлении и развитии литературы. Для изучения сказки в науке сделано достаточно много, существует многообразная литература о ней, но, тем не менее, научные изыскания по сказочному творчеству не исчерпаны. Данное исследование посвящено изучению бытовой сказки, что важно уже в силу того, что она сыграла большую роль в истории мирового фольклора.
К сожалению, сказка постепенно исчезает из живого бытования, т.к. уменьшается ее присутствие в народной среде. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что сказки, как и другие жанры фольклора, выполняли и продолжают выполнять важные функции: воспитательную, познавательную, развлекательную - и не исчерпали своего значения до настоящего времени.
Выбор темы данного исследования обусловлен малой степенью изученности жанра бытовой сказки в марийской фольклористике, хотя, как показывает история собирания и изучения марийской сказки, тексты их начали фиксироваться собирателями достаточно давно - еще в конце XIX века.
Значительный вклад в исследование сказок внесли известные марийские ученые: В.А. Акцорин, К.К. Васин, А.Е. Китиков, И.С. Иванов, С.С. Сабитов и др. В их работах анализируются связи национальных сказок со сказками других народов, рассматриваются их поэтические и сюжетные особенности.
Жанр бытовой сказки в марийской фольклористике до сих пор не был предметом специального изучения, хотя общепризнанно, что бытовые сказки народа мари относятся к одному из наиболее высокохудожественных образцов фольклора. Они имеют отчетливо выраженную специфику, проявляющуюся в особенностях их сюжетов, в системе образов и персонажей, в своеобразии художественно-изобразительных средств. К настоящему времени у народа мари накоплен обширный материал по сказочному творчеству. Часть его опубликована в различных изданиях, еще более значительная часть хранится в научных рукописных фондах Марийского научно-исследовательского института им. В.М. Васильева (МарНИИЯЛИ) и Марийского государственного университета (МарГУ).
Ввиду слабой изученности сюжетного состава, галереи художественных образов, художественно-изобразительных средств сказок, связей с другими жанрами фольклора данное исследование является весьма актуальным и представляет определенную значимость для марийской, а также финно-угорской фольклористики, фольклористики народов Поволжья и Приуралья.
Актуальность темы исследования вытекает из проблематики последних форум финно-угроведов, в т.ч. X Международного конгресса финно-угроведов (Йошкар-Ола, 2005 г.).
Выбранная для исследования тема является составной частью комплексной темы исследования кафедры марийской литературы Марийского государственного университета.
Цели и задачи исследования.
Цель настоящего диссертационного исследования: изучение сюжетного своеобразия и поэтики марийских бытовых сказок с выявлением их национальной специфики.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
- научно обосновать выделение марийской бытовой сказки в самостоятельный жанр сказочного фольклора;
- дать общую характеристику сюжетному составу бытовых сказок и выявить их национальное своеобразие;
- проанализировать основные образы; выявить некоторые художественные и стилистические особенности бытовой сказки;
- установить взаимоотношения бытовой сказки с другими жанрами марийского фольклора;
- рассмотреть поставленные проблемы в сравнительно-историческом плане с привлечением сказочного материала русского, финно-угорских народов и народов Поволжья и Приуралья.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической базой настоящего диссертационного исследования послужили труды ведущих отечественных исследователей в области сказковедения: М.К. Аза-довского, В.П. Аникина, Е.А. Костюхина, Н.И. Кравцова, Е.М. Мелетинско-го, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Ю.И. Юдина и др., а в регионе Поволжья и Приуралья - Т.Г. Владыкиной, Н.П. Кралиной, Е.С. Сидоровой, А.М. Сулейманова, Ф.И. Урманчеева, Д.А. Яшина и др., рассматривающих фольклор как подлинное народное творчество со свойственной ему исторически обусловленной спецификой зарождения и бытования, своеобразной формой отражения действительности, со специфическими законами и особенностями поэтики.
Основными методами исследования явились описательный, истори-ко-сопоставительный, исторический.
Источники и материалы исследования. Источниками исследования послужили тексты марийских бытовых сказок, извлеченные из ранее опубликованных сборников, фольклорных фондов МарГУ и МарНИИЯЛИ, а также тексты собранные автором во время фольклорных экспедиций в районах республики. В ходе архивных и полевых разысканий было выявлено и введено в научный оборот более 360 марийских бытовых сказок.
Достоверность полученных научных результатов определяется широким использованием архивных материалов, применением литературных источников центральных российских издательств, сходством полученных результатов с результатами работы по изучению сказочного творчества других народов России.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- сюжетный репертуар марийских бытовых сказок впервые охарактеризован в соотнесении с данными международного указателя и в сравнении с сюжетным репертуаром соседних народов Поволжья и Приуралья, что позволило: выявить его международную общность и национальное своеобразие; показать вклад марийского сказкотворчества в общесказочный мировой фонд; определить роль соседних народов в формировании сюжетного репертуара марийских бытовых сказок;
- впервые для марийских бытовых сказок показаны признаки, характеризующие их как жанр народного творчества, заключающиеся в единстве специфических свойств, формы и их содержания. При этом специфичность свойств жанра заключается в наличии социально востребованных закономерностей, лежащих в основе имеющихся сюжетов. В то же время формы жанра включают передачу жизненного опыта, решение проблем самовоспитания, демонстрацию негативных сторон и черт в жизни людей, придание терпимости к проблемам и уверенности в хорошем исходе в безвыходных ситуациях, веру в победу добра над злом и умение видеть их в жизни, выявление жизненных ситуаций, приводящих к укреплению семейных отношений, укрепление веры в бога через высмеивание пороков, иногда встречающихся у священнослужителей, обеспечение культурной и исторической связи поколений и сохранение национальных традиций. Содержание марийских бытовых сказок, отражающееся в их сюжетах, связано также с выявлением социальных проблем и нахождением путей их решения;
- в марийских бытовых сказках раскрыто многообразие типовых образов, характеризующихся единством чувств и смысловых моментов, основывающихся на их социально востребованных закономерностях, отражающих все признаки сказочного жанра;
- выявлены приемы, формирующие качественную структуру марийских бытовых сказок, включающую присказки, концовки, эпитеты, метафору, через последовательно меняющиеся настрои вовлечение любителей сказок в обдумывание скрытого смысла сказки.
Исследование современного состояния марийских бытовых сказок дает важный материал для познания перемен в психологии народа, в его запросах, оценке прошлого и современности. Переходя в течение веков из уст в уста, от поколения к поколению, сказка пребывает в постоянном движении, вбирает новые черты и тенденции, несет в себе наслоения разных эпох; эти наслоения не являются каким-то механическим сложением, новое в сказке сливается со старым в одно органическое целое. Появление нового обусловлено действительностью, реалии которой, влияя на традиционность сказки, вызывают смену сюжетов, иную трактовку образа, одновременно с новыми понятиями вливают в рассказ новые слова.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты выполненного научного исследования позволяют пересмотреть знания о жанровой системе марийского сказочного фольклора. Они могут быть использованы в учебном и воспитательном процессах в марийской национальной школе. Результаты исследования используются автором при чтении курса «Культура марийского народа», а также могут быть востребованы при создании учебного курса «Фольклор народов России», при разработке истории марийского фольклора, а также при чтении спецкурсов по марийским бытовым сказкам, проблемам истории формирования и развития его сюжетного состава.
Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования докладывались на XVIII IFUSCO (Helsinki, 2002), X Международном конгрессе финно-угроведов (Йошкар-Ола, 2005 г.), Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2005 г.), на международной научной конференции «М.П. Петров и литературный процесс XX века» (Ижевск, 2005 г.), на постоянно действующей всероссийской, междисциплинарной научной конференции с международным участием «Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен современной науки и практики» (Девятые Вавиловские чтения) (Йошкар-Ола, 2005 г.), на научно-практической конференции «Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья» (Саранск, 2005 г.) и на ряде других межрегиональных, региональных, и межвузовских научных и научно-практических конференциях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения (объемом 6 страниц), трех глав (общим объемом 118 страниц), заключения (объемом 7 страниц), приложения (объемом 35 страниц, списка источников текстов (111 названий), списка используемой литературы (136 названий). В качестве приложения дан указатель сюжетов марийских бытовых сказок. Общий объем текста диссертационной работы -189 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Марийские бытовые сказки: жанровое своеобразие и поэтика"
Результаты исследования могут быть использованы при создании учебного курса «Фольклор народов России», при разработке истории марийского фольклора, а также при чтении спецкурсов по марийским бытовым сказкам, проблемам истории формирования и развития его сюжетного состава, а также в курсе «Культура марийского народа».
Многое из полученных результатов основано на обработке материалов сказочного наследия, взятых для изучения из архивных и библиотечных источников, которые являются первоосновой нашего исследования.
На основе многочисленных записей бытовых сказок XIX - XX вв. в настоящей работе сделана попытка определить, систематизировать и охарактеризовать в свете международной типологии сюжетный состав марийских бытовых сказок, выявить пути его обогащения.
В основу пополнения марийского сказочного фонда лег исторически сложившийся сюжетный состав марийских бытовых сказок, в котором немаловажную роль играют труды первых энтузиастов, просветителей и ученых. В диссертации учтено наличие различных типов сюжетов, зафиксированных в разных районах Республики Марий Эл. Причем необходимо отметить, что работа по сбору материала данным исследованием не исчерпывается. Свидетельство тому - появление новых сюжетов, зафиксированных в последнее время. Отмечается также тот факт, что для репертуара сказок марийского народа характерно бытование сказок с одинаковыми названиями, именами персонажей.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая научная гипотеза, заключающаяся в предположении наличия самостоятельного жанра марийских бытовых сказок с характерной поэтической образной системой и социально востребованными закономерностями при их создании. Таким образом, решены задачи исследования и достигнута поставленная цель. На основе полученного материала четко выявлена тенденция использования всех достоинств сказочного жанра при решении современных задач различного (в частности, воспитательного) характера.
В ходе выполнения исследования, связанного со всесторонним изучением марийской бытовой сказки, богатство художественных средств и приемов, наряду с идейной направленностью и воспитательным значением, занимало не последнее место.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка является одной из основных разновидностей народного устного поэтического творчества. Она живет в последнее время лишь в книге, в устном исполнении встречаясь все реже и реже. В наибольшей степени она присутствует в репертуаре детей. Множество сказок: веселых и грустных, злых и добрых, страшных и забавных, но всегда увлекательных, для многих связано с воспоминаниями о детстве. Сказка пробуждала и воспитывала лучшие качества в людях. Велика роль сказки в становлении и развитии литературы. Многое в науке сделано для изучения сказки, существует огромная, труднообозримая литература о сказке. Тем не менее, научные изыскания по сказочному творчеству не исчерпаны, работы еще много, она продолжается и будет продолжаться.
Марийское сказковедение зародилось в конце первой половины XIX века. В течение всего периода своего существования оно постоянно формировалось как одно из значительных научных направлений марийской фольклористики. Благодаря трудам первых энтузиастов, просветителей и ученых, сказка, как и другие жанры марийского устного народного творчества, нашла свои следы в письменности.
История марийского сказковедения разделена нами на два этапа, отражающих собой непрерывный процесс развития, основой которого было систематическое накопление фактического сказочного материала.
Если до революции марийская сказка была предметом исследования зарубежных ученых (Беке, супруги Вихманн), после революции она получает дальнейшее развитие в трудах и марийских исследователей. Собиранием и изучением всех жанров марийского фольклора стал заниматься Марийский научно-исследовательский институт им. В.М.Васильева. Налажено систематическое издание сборников марийский народных сказок, в том числе в переводе на русский и другие языки.
В диссертационном исследовании сделана попытка определить жанровые особенности бытовой сказки.
Являясь одним из элементов народного искусства и народной культуры в целом, сказка представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное явление. Автор исследования присоединяется к мнению тех фольклористов, которые считают, что и волшебные, и бытовые сказки сложились примерно одновременно. Причем, сказка функционировала параллельно с мифом и была полностью или частично пропитана им. В сказке, в отличие от мифа, на первый план выдвигаются семейно-социальные мотивы. Изучение сказки позволяет выявить мировоззренческие установки, нравственные представления, нормы и правила поведения их создателей.
Бытовая сказка по своему содержанию, сюжетно-художественной структуре и идейной направленности многообразна. Она включает в себя все виды сказок не волшебного содержания. Из всех эпических жанров фольклора бытовая сказка не только самая распространенная, но и самая живучая разновидность устной народной словесности.
Одной из основных особенностей бытовой сказки, как и всего жанра сказок в целом, является широкое использование вымысла, фантастики и условности. Однако, эти важнейшие художественные средства, как и другие элементы из богатого арсенала художественных приемов сказки, выполняют в бытовой сказке далеко не ту роль, что в сказках волшебных. В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями.
Одной из главных добродетелей сказка считает любовь и почтительное отношение к отцу и матери. Причем сказка отражает различные этапы развития этой нравственной ценности. Значительное место в сказке занимает вопрос о воспитании трудолюбия, которое возводится в ранг нравственной добродетели. На примере поведения своих героев она утверждает, что трудиться должен каждый трудоспособный член общества. Воспитание этого качества должно начинаться еще в детстве со стороны не кого-нибудь, а именно родителей. Многочисленные примеры из мира сказок свидетельствуют о том, что право на счастье имеют те герои сказок, кто верен долгу, трудолюбив и стремится к добру.
Сказка, как средство воспитания, дает верную нравственную ориентацию, прививая любовь к труду и уважение к людям труда. Сказку интересуют вопросы, актуальные не столько для отдельно взятого индивидуума, сколько для той или иной общности. Поэтому на первый план выдвигаются взаимопомощь, дружба, единство, верность, щедрость, умение подчинять личное общему. Соответственно, она порицает эгоизм, индивидуализм - то есть все, что мешает процветанию коллектива, семьи. В них, как мы видим, отразились взгляды марийцев на окружающую действительность, своеобразное отношение к различным историческим событиям. Характерной особенностью марийских бытовых сказок является широта тематики.
Марийские бытовые сказки имеют много общего со сказками как финно-угорских, так и тюркских народов Поволжья, особенно в сюжетах и мотивах. Сходство сюжетов у них обусловлено общностью исторических судеб, родственностью языков и культуры, специфическими процессами их культурно-исторического и социально-экономического развития. Но, несмотря на общность сказок, в них много специфического, национального.
Нами выделены такие сюжеты сказок, встречающиеся в репертуаре народного творчества народа мари как: сказки о хозяине и о работнике; сказки о попах; сказки о дураках; сказки и хитрых и ловких людях, ворах; сказки о чертях; сказки о разрешении трудных задач и мудрых отгадчиках; сказки о супругах; сказки о судьбе.
Сопоставление марийского сказочного наследия с данными международного каталога показало, что подавляющее большинство марийских бытовых сказок имеет сюжетные соответствия в международном сюжетном указателе. Вместе с тем, марийцы вносят свое специфическое национальное в международный сказочный фонд: отдельные сюжеты, мотивы, к которым не удалось обнаружить соответствий в международном указателе; своеобразные сюжетные комбинации, которые не имеют аналогов в сказках других народов. Национальное своеобразие проявляется в идейном содержании сказок, в языке, стиле, описании окружающей действительности, бытовой обстановки, действий и поступков героев.
В сказке герой - не конкретная личность с его неповторимым духовным миром, а некий персонаж, в котором воплотились качества многих. Нравственные ценности объективируются в поступках и поведении сказочного героя как типичного члена коллектива. Герои сказки строго делятся на положительных и отрицательных, т.е. их поведение оценивается с точки зрения абсолютного противостояния добра и зла.
Бытовым сказкам, наряду с общими для всех разновидностей сказочного жанра свойствами, присущи свои поэтика и стиль. Под поэтикой понимается совокупность тех средств, приемов, методов, применение которых придает произведениям словесного искусства их специфический характер. Без рассмотрения подобных приемов немыслимо народное творчество.
В процессе выполнения диссертационного исследования, в целом достигнута поставленная цель по формированию методологических основ для использования марийских народных бытовых сказок в марийских школах, так как именно их изучение наиболее полно отвечает требованиям воспитательного процесса по национальной культуре.
Выявлены характерные черты сюжетов марийских бытовых сказок, формализующих их по поджанрам сказочного творчества народа мари. При этом сюжетный репертуар марийских бытовых сказок впервые охарактеризован в соотнесении с данными международного указателя и в сравнении с сюжетным репертуаром соседних народов Поволжья. Это позволило выявить его международную общность и национальное своеобразие, вклад марийского сказкотворчества в общесказочный мировой фонд, определить роль соседних народов в формировании сюжетного репертуара марийских бытовых сказок.
Впервые марийские бытовые сказки представлены как жанр народного творчества, имеющий признаки единства специфических свойств, формы и их содержания. При этом показано, что специфичность свойств жанра заключается в наличии социально востребованных закономерностей, лежащих в основе имеющихся сюжетов. В то же время, формы жанра включают передачу жизненного опыта, решение проблем самовоспитания, демонстрацию негативных сторон и черт в жизни людей, придание терпимости к проблемам и уверенности в хорошем исходе в безвыходных ситуациях, веру в победу добра над злом и умение видеть их в жизни, выявление жизненных ситуаций, приводящих к укреплению семейных отношений, укрепление веры в бога через высмеивание пороков, иногда встречающихся у священнослужителей, обеспечение культурной и исторической связи поколений и сохранение национальных традиций. Содержание марийских бытовых сказок, отражающее их сюжеты, также связано с выявлением социальных проблем и нахождением путей их решения.
В марийских бытовых сказках раскрыто многообразие типовых образов, характеризующихся единством чувств и смысловых моментов, основывающихся на их социально востребованных закономерностях, отражающих все признаки сказочного жанра.
Выявлены художественно-изобразительные литературные средства поэтической образной системы марийских бытовых сказок, представленные приемами, формирующими качественную структуру марийских бытовых сказок, включающими присказки, концовки, эпитеты, метафору, которые через последовательно меняющиеся настрои обеспечивают вовлечение любителей сказок в обдумывание скрытого смысла сказки.
Список научной литературыСидорова, Марина Владимировна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. I—III. / А.Н.Афанасьев // Под ред. М.К.Азадовского, Н.П.Андреева, Ю.М.Соколова. JL: Гослитиздат, 1936-1940.
2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. I III. / А.Н.Афанасьев // Подготовка текстов, иредисл. и примеч. В.Я.Проппа. -М.: Гос. изд. худ. лит., 1957.3. АФ-1999, № 2, С. 1-123.
3. Башкирское народное творчество / Сост. А. М. Сулейманов. -Уфа, 1990. Т. 5.: Бытовые сказки. 325 с.
4. Бирюков, Н. Марийские сказки / Натиск (Лит. ежемесячник) / Н.Бирюков, А.Иванов, Б.Пильник. Горький: Горьковская коммуна, 1935, № 10, С. 68-91.
5. Васильев, В.М. Марий калыкын йомакше, ойлымашыже, тушты-жо, тошто, мутшо, мурыжо (Фольклор. Сборник материалов устной марийской словесности) / В.М. Васильев. М., 1931. - 113 с.
6. Волга родная. Сказки народов Башкирии, Татарии и Чувашии (Сост., послесловие и комментарии М.Н.Юхмы). Л.: Лениздат, 1986. - 432с.
7. Волжский фольклор. Составили В.М.Сидельников и В.Ю.Крупянская с предисловием и под ред. проф. Ю.М.Соколова. М.: Советский писатель, 1937. - 209 с.
8. Грачева, Ф.Т. Мыры масак тошто шамак / Ф.Т.Грачева. Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2000. - 80 с.
9. Долгая жизнь слова. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. - 346 с.
10. Ежовые рукавицы. Саранск, 1985. - 279 с.
11. Зеленин, Д.К. Великорусские сказки Перм. губернии / Д.К.Зеленин. М.: Правда, 1991.-543 с.
12. Зелинский, Ф.Ф. Сказочная древность: Античный мир: (Мифы Древней Греции: для детей) / Ф.Ф. Зелинский. М.: Совмест. рос.-ам. предприятие «Соваминко»: Культура. - 1994. - 367 с.
13. Зелинский, Ф.Ф. Сказочная древность Эллады / Ф.Ф. Зелинский. -М.: Моск. рабочий. 1993.-381 с.
14. Изи шудыр. Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1988. -135 с.
15. Изумрудная книга лучших сказок мира. М.: Дрофа; Филол. общ-во «Слово», 1994. - 446 с.
16. Йомак-шамыч (йоча-шамычлан) // О.Г. Хорошавина ямдылен. -Йошкар-Ола: Мар.гос.изд-во. 1946. - 135 с.
17. Карельское народное поэтическое творчество // Подг. и перв. текстов В.Я. Евсеева. АН СССР: Кар. филиал ИЯЛ и И. - Ленинград: Наука, 1981.-412 с.
18. Карельские народные сказки // Изд. подготовила У.С. Конкка. Общая ред. В.Я. Евсеева. АН СССР. Карельский филиал инсти-тута яз., лит. и ист. Изд-во АН СССР. - М.-Л.: 1963. - 527 с.
19. Конь с серебряной гривой: марийские народные сказки на русском языке / Сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола: Map. полиграфо-издательский комбинат. - 1996. - 226 с.
20. Куслезе тукым. Марий калык йомак-влак/ А.Е. Китиков поген-Йошкар-Ола, 1979. 169 с.
21. Лазарев, А.И. Плакал и смеялся, а бог не отозвался / А.И. Лазарев. Челябинск: кн. изд-во. - 1963. - 136 с.
22. Лудшаш книга 2 кл. (А.Н. Клюкина ден В.М. Дмитриева ямдылен). Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во. - 1979. - 215 с.
23. Лудшаш книга 3 кл. (Б.Г. Данилов и Т.М. Четкарева ямдылен). -Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во. 1977. - 191 с.
24. Марий йомак / Сборник К.А. Четкарев поген. Йошкар-Ола: Марийское государственное издательство. - 1950. - 252 с.
25. Марийские народные сказки / Сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во. - 1984. - 278 с.
26. Марийский фольклор. Сказки горных мари.- Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во. 1995. - 356 с.
27. Марийский фольклор. Сказки луговых мари. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во. - 1992. - 366 с.
28. Марийские сказки. Т 1. Ронгинский район. Записи, перев., ст., и коммент. К.А. Четкарева. Йошкар-Ола: Map. гос. изд-во. - 1941. -316 с.
29. Марийские народные сказки / Сост. Е.А. Тудоровская и С. Эман. -Йошкар-Ола: Map. гос. изд-во 1945. - 105 с.
30. Марийские народные сказки. Йошкар-Ола, 2003. - 111 с.
31. Марийские народные сказки. Т.2. Моркинский район. Запись, пе1. KJревод и статья К.А. Четкарева. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1956. - 198 с.
32. Марийские народные сказки. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во,1956.-243 с.
33. Мордовские народные сказки. Саранск, 1985. - 354 с.35. МФП- 1993, № 8, С. 1-98.36. МФП-1991, № 1, С. 18-21.37. МФП- 1993, №23, С. 25-27.38. МФП-1997, №12, С. 12-13.39. МФП- 1995, №37, С. 1-67.
34. МФП- 1998, № 13, С. 29-30.52. МФП 2000, № 19, С. 16-18.
35. МФП- 1997, № 12, С. 15-17.54. МФП-1978, №2, С. 60.
36. МФЭ, 1974, № 109, С. 16-21.72. МФЭ- 1973,№21, С. 33.73. МФЭ 1978, № 2, С.23-45.
37. Неизданные сказки из собрания Н.Е. Ончукова (тавдинские, шокшо-зерские и самарские сказки). С-Петербург: Алетейя, 2000. - 482 с.
38. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 205.139
39. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 206.
40. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 207.
41. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 208.
42. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 209.
43. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 217-218.
44. НРФ МарНИИ, оп.З, д.312, С. 219.
45. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 222.
46. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 228.
47. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.312, С. 245-246.
48. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.337, С. 1-3.
49. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.337, С. 4-5.
50. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 10.
51. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 110.
52. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 190.
53. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 311-313.
54. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 383.
55. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 385.
56. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.418, С. 29.
57. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.487, С. 240.
58. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.387, С. 311.
59. НРФ МарНИИ, Оп.З, д.418, С. 2.
60. НРФ МарНИИ, Оп. 3, д.418, С. 27-28.
61. Никифоров А.И. Севернорусские сказки в записях
62. А.И.Никифорова. Изд. подг. В.Я.Пропп. M.-JL: Изд-во АН СССР: Ле-нингр.отд., 1961.-386 с.
63. Нылле ик шоя / К.А.Четкарев поген. И.А.Шехурдина суртлен. -Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во., 1990. 49 с.
64. Сказки удмуртского народа // Сто сказок удмуртского народа/ Сост. НЛ.Кралина. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1960. - 366 с.
65. Татарские народные сказки // Под ред. Л.Замалетдинова. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 464 с.
66. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. -351 с.
67. Четкарев, К.А. Марийские сказки / К.А.Четкарев. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1948. - 181 с.
68. Шуклина Т. А. Сказки. / Т.А.Шуклина// Ижевск, 1999. 248 с.
69. Юзо туня Волшебный мир: Марийские народные сказки на мар. и рус. языках /Сост.А.М.Юзыкайн. - Йошкар-Ола: Марево, 2002. - 144 с.
70. Alho Alhoniemi, Sirkka Saarinen. Timofej Jevsevjevs folklore Sammlungen aus dem tscheremisssischen (II) (Märchen.sagen und volkserzälun-gen. Helsinki: Suomalais-ugrilaisen seura, 1983. -212 c.
71. Beke Ödön. Mari szövegek (Tscheremissische texte. Tomus I). -Szomb: Savariae, 1995. 463 s. - (Bibliotheca ceremissica).
72. Tscheremissische Märchen, Sagen und Erzählungen. Gesammelt und herausgegeben von Ödön Beke. Mémoires de la Société Finno-ougrienne LXXVI. -Helsinki, 1938.
73. Tscheremissische Texte. Gesammelt und herausgegeben von Ödön Beke. Band I. Budapest, 1957.110. (A cseremiszek (marik) nepkolteszete es szokasai/ I kotet/ Gjuytotte es kiadta Beke Odon. Budapest. Akademiai Kiado. 1951. -272-280 L).
74. Volksdichtung und Volrsbräuche der Tscheremissen. Herausgegeben von Yrjo Wichmann Journal de la Société Finno-ougrienne LIX. Helsinki, 1931.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
75. Азадовский, М.К. История русской фольклористики. Т.2 / М.К. Азадовский М., 1963. - 426 с.
76. Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество / Т.М. Акимова, В.К. Архангельская, В.А.Бахтина. М.: 1983. - 336 с.
77. Акцорин В.А. Некоторые методологические проблемы изучения марийского фольклора // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып.5.- Йошкар-Ола: МарНИИ, 1986. С.5-23.
78. Алиева, Ф.А. Социально-бытовая сказка народов Дагестана / Ф.А. Алиева. Махачкала, 1979. - 205 с.
79. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. М: Худ. лит., 1984.-176 с.
80. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин.- М.: Высшая школа, 2001. 726 с.
81. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В.П. Аникин. -М.: КДУ (Университет «Книжный дом»), 2004. 432 с.
82. Афанасьев, А.Н. Предисловие ко второму изданию "Народных русских сказок" / А.Н. Афанасьев // Народ художник. - М.: Советская Россия, 1986.-С. 120-143.
83. Бараг, Л.Г. Межнациональные связи башкирских новеллистических сказок // Межэтнические общности взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала/ Л.Г. Бараг, A.M. Сулейманов. Казань, 1987.-С. 135-141.
84. Баранникова, Е.В. Социальная борьба в бурят-монгольской бытовой сказке. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Е.В. Баранникова. Л.: ЛГУ, 1954. - 20 с.
85. Баранов, С.Ф. Русское народное поэтическое творчество (Пособие для студентов ист.-филол. факультетов пед. Институтов / С.Ф. Баранов. 1. М: Учпедгиз, 1962.-306 с.
86. Бахтина, В.А. Время в волшебной сказке // Проблема фольклора /
87. B.А. Бахтина. М.: 1975. - С. 78-82.
88. Бахтина, В.А. Пространственные представления в волшебных сказках // Фольклор народов РСФСР / В.А. Бахтина. Уфа, 1974. - Вып. 1.1. C. 93-99.
89. Белинский, В.Г. Собрание сочинений. Т. 3. Статьи, рецензии, заметки. Февраль 1840-февраль 1841 / В.Г. Белинский. М.: Худ. лит-ра, 1978.- 614 с.
90. Белинский, В.Г. Собрание сочинений. Т. 4. Статьи, рецензии, заметки. Март 1841-март 1842 / В.Г. Белинский. М.: Худ. лит-ра, 1979. - 654 с.
91. Берецки, Г. Взаимосвязи языков Волжско-камского ареала / Г. Берецки // Труды X Международного конгресса финно-угроведов: 1 часть / Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола. - 2005. - С. 5-53.
92. Бычко, А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа / А.К. Бычко. Киев: Вища шк. Изд-во при Киевском гос. университете, 1988. -197 с.
93. Вавилова, М.А. Эволюция некоторых разновидностей русской бытовой сказки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / М.А. Вавилова. М., 1971. - 20 с.
94. Вавилова, М.А. Русская бытовая сказка: Учебное пособие по спецкурсу / М.А. Вавилова. Вологда, 1984. - 78 с.
95. Васин, К.К. О проблеме творческих взаимосвязей марийского фольклора с фольклором татар и башкир / К.К. Васин // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 3. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1982. - С. 43-55.
96. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка / Н.М. Ведерникова.- М.: Наука, 1975.- 135 с.
97. Венгерские ученые о марийском крае и народе. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1990.-108 с.
98. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
99. Вопросы народно-поэтического творчества. Проблемы соотношения фольклора и действительности (сборник статей). М.: Изд. АН СССР, I960.- 171 с.
100. Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. АН Белорусии, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Минск: Навука и техника, 1993. - 478 с.
101. Галкин, И.С. К вопросу о монголизмах в марийском языке / И.С. Галкин // Вопросы марийского языка. Вопросы грамматики и лексикологии. -Йошкар-Ола, 1980.-С.122-127.
102. Глухова, H.H. Тестовые признаки марийской сказки /H.H. Глухо-ва // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 12. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002. - С. 34-40.
103. Горький, A.M. О том, как я учился писать. Собр. соч., Т.24 / A.M. Горький.- 1962.-435 с.
104. Горький, A.M. О сказках. Собр. соч., Т.27 / А.М. Горький. 1962.451с.
105. Гусев, В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики / В.Е. Гусев. -M.-JL: Изд-во АН СССР, 1963. 205 с.
106. Давлетов, К.С. Сказка / К.С. Давлетов // Фольклор как вид искусства.- М.: Наука, 1966.- С. 128-179.
107. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах / В.И. Даль. М.: Терра, 1995. - 695 с.
108. Елеонская, E.H. Некоторые замечания о роли загадки в сказке /E.H. Елеонская//Этнографическое обозрение, 1907, № 4. С. 78-90.
109. Еремина, В.И. Веселовский и современное изучение сказки / В.И. Еремина // Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. Российская АН, Институт русской литературы, Пушкинский Дом.
110. Спб.: Наука, 1992. С. 62-74.
111. Жанр сказки в фольклоре народа Коми. Вып. 53 / Труды НИИЯЛ и И, Российская АН, Уральское отделение, Коми научный центр. Сыктывкар, 1992.-119 с.
112. Зеленин, Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов /Д.К. Зеленин// Труды Института антропологии, археологии, этнографии АН УССР: Этнографическая серия 5. М.; JL, 1937. - Т. 15. - Вып. 2. -С. 85-98.
113. Историко-этнографические исследования по фольклору. Сб. статей памяти С.А. Токарева. / Российская АН, Институт востоковедения. М.: Наука. Изд. фирма «Вост. лит-ра», 1994. - 274 с.
114. Калиев, Ю.А. Калык ойпого / Ю.А. Калиев // Марий калыкын эт-нографийже. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2000. - С. 176-181.
115. Кербелите, Б.П. Сюжетный тип волшебной сказки / Б.П. Кербе-лите // Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. -М.: Наука, 1984. -С. 203-222.
116. Касимов, Э.С. Сатира и юмор в татарских народных сказках. Ав-торефер. на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Э.С. Касимова. Казань: КГУ, - 1966. - 28 с.
117. Китиков, А.Е. Ученый патриот К.А. Четкарев / А.Е. Китиков. -Йошкар-Ола, 1985.-20 с.
118. Китиков, А.Е. Фольклорым кузе погаш / А.Е.Китиков. Йошкар-Ола, 1978.-42 с.
119. Колесницкая И.М. Загадки в сказке / И.М. Колесницкая // Москва.-1941.-234 с.
120. Костюхин, Е.А. Сказка и миф у Веселовского / Е.А. Костюхин // Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. Российская АН, Институт русской литературы, Пушкинский Дом. Спб.: Наука, 1992. -С. 55-62.
121. Кравцов, Н.И. Сказка как фольклорный жанр / Н.И. Кравцов // Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. - С. 68-84.
122. Кравцов, Н.И. Проблемы славянского фольклора / Н.И. Кравцов. М.: Наука, 1972.- 360 с.
123. Кравцов, Н.И. Сказка // Славянский фольклор / Н.И. Кравцов. -М.: Изд-во Московского университета, 1976. 263 с.
124. Кравцов, Н.И. Русское народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. М.: Высшая школа, 1983. - 447 с.
125. Краевед Т.Е. Евсеев. Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1988. - 104 с.
126. Криничная, H.A. Персонажи преданий: становление и эволюция образа / H.A. Криничная. Л.: Наука, 1988. - 192 с.
127. Крук, И.И. Восточнославянские сказки о животных: Образы и композиция / И.И. Крук. Мн.: Наука и техника, 1989. - 159 с.
128. Курганов, Е.Г. Анекдот как жанр / Е.Г. Курганов. Спб: Академический проект, 1997. - 123 с.
129. Лазарев, И.Ф. О художественном методе фольклора / И.Ф. Лазарев. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. - 51 с.
130. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филологических факультетов университетов и педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». 2-е изд., испр. и доп. / С.Г. Лазутин. М.: Высшая школа, 1989. - 208 с.
131. Лупанова, И.П. Русская бытовая сказка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / И.П. Лупанова. Л.: 1950.-310 с.
132. Литературный энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.
133. Мальцев, Г.И. Традиционные формулы русской необрядной лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона) / Г.И. Мальцева.- Л.: Наука, 1989.-168 с.
134. Мелетинский, Е.М. Генезис образа героя волшебной сказки / Е.М. Мелетинский // Известия АН СССР, Отделение литературы и языка. Т. 16. Вып.2. 1957.-С. 128-142.
135. Михайлов, С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С.М. Михайлов. Чебоксары, 1972. - 188 с.
136. Мордвинцев, A.A. Славянская антирелигиозная сказка / A.A. Мордвинцев. Киев: Наукова Думка, 1970.- 131 с.
137. Нагишкин, Д.Д. Сказка и жизнь. Письма о сказке / Д.Д. Нагиш-кин. М.: Детгиз, - 1957. - 269 с.
138. Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. Российская АН. Институт русской литературы. Пушкинский Дом. Спб.: Наука, 1992.-389 с.
139. Неелов, Е.М. Сказка, фантастика и современность / Е.М. Неелов.- Петрозаводск, 1987.- 125 с.
140. Неелов, Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки: Учебное пособие по спецкурсу / Е.М. Неелов. Петрозаводск: Петрозаводск, гос. университет им. О.В. Куусинена, 1989. - 86 с.
141. Новикова, К.А. Обзор материалов по эвенскому фольклору / К.А. Новикова // Языки и фольклор народов Сибирского Севера. М.-Л.: Наука, 1966.-С. 203-219.
142. Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М.: Наука, 1979.-236 с.
143. Пермяков, Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише) / Г.Л. Пермяков. М.: Наука, 1970. - 240 с.1. KJ
144. Петухова, А.Н. Детский фольклор / А.Н. Петухова. Йошкар-Ола, 2003.-173 с.
145. Померанцева Э.В. Образы низшей мифологии в русской бытовойсказке/ Э.В. Померанцева// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971.-С. 68-76.
146. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. -М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963.-127 с.
147. Померанцева, Э.В. Писатели и сказочники / Э.В. Померанцева. -М.: Сов. писатель, 1988. 357 с.
148. Померанцева, Э.В. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. -М.: Наука, 1977.-119 с.
149. Порудоминский, В. Чтобы взглянуть на мир светлыми очами./ В. Порудоминский // Наука и религия. 1978. - № 1. - С. 36-42.
150. Проблемы фольклора (Сборник статей АН СССР)/ под ред. Кравцова Н.И. М.: Наука, 1975. - 229 с.
151. Пропп, В .Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -335 с.
152. Пропп, В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (Проблема комизма и смеха) / В .Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999. - 285 с.
153. Пропп, В.Я. Собрание трудов. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп. -М.: Лабиринт, 1988. 352 с.
154. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи /В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. - 325 с.
155. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. М.: Худ. лит., 1958.-604 с.
156. Пропп, В.Я. Морфология. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов) / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
157. Пропп, В.Я. Русская сказка (Собрание трудов) / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000.-416 с.
158. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп // Фрагменты. Русский фольклор М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО Агенство КРПА «Олимп», 2002. - С. 476-507.
159. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В .Я. Пропп. Л., 1963. -176 с.
160. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. -Спб: Наука, 1994.-238 с.
161. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора / В.Г. Родионов. Чебоксары, 1987. - 126 с.
162. Разумова, И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки / И.А. Разумова. Петрозаводск: Карелия, 1991.-151 с.
163. Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки / Н. Рошияну. М.: Наука, 1974.-216 с.
164. Руденко, С.И, Башкирские сказки и поверья / С.И. Руденко // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. - Т.5 - С. 37-48.
165. Русский фольклор в Марийской АССР: Методические указания для студентов филологических факультетов университетов: Map. гос. ун-т. // Сост. Т.А. Золотова. Йошкар-Ола, 1987. - 29 с.
166. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для пед. институтов / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков и др.; Под ред. A.M. Новиковой. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1978. - 440 с.
167. Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и послесловья. М.: Худ. лит., 1985. - 367 с.
168. Русское народное поэтическое творчество. Т.2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.-512 с.
169. Русское народное творчество в Башкирии / Сост. С.И. Минц, Н.С. Полищук и Э.В. Померанцева. Уфа: Башкнигоиздат, 1957. - 216 с.
170. Русские народные сатирические сказки Сибири. / Сост., вступит, ст. и коммент. Н.В. Соболевой // Отв. ред. Э.В. Померанцева. Новосибирск: Наука, 1981.- 187 с.
171. Сабитов, С.С. К вопросу о происхождении некоторых мотивов вмарийских волшебных сказках / С.С. Сабитов // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 3. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1982. - С. 34-42.
172. Сабитов, С.С. История публикации и изучения марийских сказок в советское время / С.С. Сабитов // Проблемы изучения марийского фольклора и искусства. Вып. 5. Вопросы марийского фольклора и искусства, -Йошкар-Ола: МарНИИ, 1986. - С. 38-55.
173. Сабитов, С.С. Новаторство в современной марийской сказке / С.С. Сабитов // Проблемы изучения марийского фольклора и искусства. Вып. 6. Вопросы марийского фольклора и искусства. - Йошкар-Ола: МарНИИ, 1992.-С. 100-111.
174. Сабитов, С.С. Уста йомакче. Даниил Лебедев (Талантливый сказочник. Даниил Лебедев) // Кугарня. 1994. - 17 июня.
175. Савушкина, Н.И. Метафора в бытовых сказках / Н.И. Савушкина // Художественные средства русского народного поэтического творчества. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 67-78.
176. Сидорова, Е.С. Сюжеты чувашских бытовых сказок / Е.С.Сидорова // Чувашский язык, литература и фольклор. Чебоксары, 1974. -С. 171-200.
177. Сидорова, Е.С. Чувашская бытовая сказка/ Е.С. Сидорова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975. - 17 с.
178. Сидорова, Е.С. Записи и публикации чувашских сказок в XIX -начале XX вв. / Е.С. Сидорова // Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. статей. Вып. 2. - Чебоксары, 1973. - С. 246-276.
179. Сидорова, Е.С. Поэтика и стиль чувашских бытовых сказок / Е.С. Сидорова // Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. статей. Вып. 4. -Чебоксары, 1974.-С. 194- 199.
180. Сказки Господарева. М, 1941.- 138 с.
181. Смирнов, А.М. Иванушка-дурачок / A.M. Смирнов // Вопросыжизни. 1905. - № 12. - С. 5 - 73.
182. Соболева, Н.В. Типология и локальная специфика русских сатирических сказок Сибири / Н.В. Соболева. Новосибирск: Наука, 1984. -171 с.
183. Собрание марийского фольклора Т. Евсеева (Сказки, былины, народные сказания). Изд. Алхо Алхониеми, Сиркки Сааринен. Хельсинки,1983.-345 с.
184. Сулейманов, A.M. Башкирские народные бытовые сказки. Сюжетный репертуар и поэтика / A.M. Сулейманов. М.: Наука, 1991. - 223 с.
185. Сумцов Н. Ф. Разыскания в области анекдотической литературы. Анекдоты о глупцах. Харьков, 1898 - 232 с.
186. Табахьян, П.В. Поэтика и перевод русских народных сказок. Спецкурс по сопоставительной стилистике / П.В. Табахьян. Днепропетровск: ДПУ, 1978.-37 с.
187. Тарасенкова, Е. Ф. Жанровое своеобразие русских сатирических сказок / Е.Ф. Тарасенкова // Русский фольклор: Материалы и исследования. -М.-Л., 1957. Вып. 2, С. 62-84.
188. Традиции русского фольклора / Под ред. В.П. Аникина. М.: Изд-воМГУ, 1986.-208 с.
189. Тудоровская Е.А. О классификации волшебных сказок // Советская этнография. 1965. № 2. - С. 57-66
190. Тхамокова, Ж.Г. Адыгская бытовая сказка: Сюжетный состав в сравнительном освещении / Ж.Г. Тхамокова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филолологических наук. Нальчик,1984.-16 с.
191. Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1978. - 135 с.
192. Формулы сказки и их языковая реализация // Язык русского фольклора. Межвуз. сб. / Петрозаводск: Петрозав. ин-т им. Куусинена, 1985. -164 с.
193. Хланта, И.В. Украинская социально-бытовая сказка / И.В. Хланта. Диссертация на соскание ученой степени кандидата филологических наук. - Киев, 1976. - 213 с.
194. Четкарев, К.А. Марийские сказочники / К.А. Четкарев // Ученые записки МарНИИ. Вып.И. Йошкар-Ола, 1941.- С. 95-134.
195. Четкарев, К.А. О марийских терминах «сказка» / К.А. Четкарев // Труды МарНИИ. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1940. - С. 17-22.
196. Чичеров, В.И. Русское народное творчество / В.И. Чичеров. М.: Госучпед., 1949.-110 с.
197. Чичеров, В.И. Русское народное творчество / В.И. Чичеров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 522 с.
198. Чувашский фольклор: специфика жанров. Чебоксары: НИИЯ-ЛИиЭ при Совете Министров Чув. АССР, 1982. - 188 с.
199. Чуриков И.А. Марийские народные сказки как средство воспитания // Марийское краеведение: Материалы II республиканской конференции. Йошкар-Ола, 1997. - С. 13-14
200. Шастина, Е.И. Сказки, сказочники, современность / Е.И. Шастана.-Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1981. -318 с.
201. Шастина, Е.И. Сказки и сказочники Лены-реки / Е.И.Шастина. -Иркутск: Восточно-Сибирское кн.изд-во, 1975. 175 с.
202. Шестакова, Т.А. Горномарийские сказочники / Т.А. Шестакова // Ученые записки МарНИИ. Bbin.IV. - Йошкар-Ола, 1951. - С. 235-43.
203. Эпитет в русском народном творчестве. М.: Изд-во Моск. университета, 1980. -144 с.
204. Эстетические особенности фольклора / Доклады конференции 510 июля 1968 г. Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР, 1969. - 272 с.
205. Юдин, Ю.И. Типология героев бытовой сказки / Ю.И. Юдин // Известия АН СССР: Отделение литературы и языка. Т.16. Вып.2. 1957. - С. 121.
206. Юдин, Ю.И. Историко-художественная проблематика русских народных бытовых сказок и о разрешении трудных задач и мудрых отгадчиках / Ю.И. Юдин // Научные труды Курского государственного педагогического института. Курск: КГПИ, 1973. -Т.24, С. 3-24.
207. Юдин, Ю.И. Русская народная сказка / Ю.И. Юдин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Курск, 1978.-32 с.
208. Юдин, Ю.И. Русская народная бытовая сказка / Ю.И. Юдин. -М.: Академия, 1998. 255 с.
209. Яшин, Д.А. Удмуртская народная сказка / Д.А. Яшин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Тарту, 1967.-21 с.
210. Children's Folklore. A source book. Edited by Brian Sutton-Smith. Jay Mechling, Thomas WJohnson and Felicia R. Mc. Mahom Guarland Publishing Inc. New York and London, 1995. 378 p.
211. Feminist massages. Goding in Women's folk culture. Edited by Joan Newton Radner. University of Ulionois Press, Urbana and Chicago, 1993. - 322 p.
212. Seppo Knuuttils. Kansan huumorin mieli kaskut maailmankuven aineksena. Helsinki: Suomalaisen kirjalliuuden seura. 1992. - 343 S.