автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Массовая литература 1880-х-начала 1890-х годов

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Абашина, Марина Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Массовая литература 1880-х-начала 1890-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовая литература 1880-х-начала 1890-х годов"

" 5 9 2

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи АБАШНА Марина Георгиевна

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 1880-х - НАЧАЛА 1890-х ГОДОЗ / И.И.Ясинский, В.И.Бибиков / .

Специальность IO.Ci.OI. - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ'

диссертации на соискание ученой степени кандидата ¡^дологических наук

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре история русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор А.Б.МУРАТОВ

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Б.Н.ЗАХАРОВ,

• кандидат филологических неук Н.М.1ШШВА \

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный институт культуры им. К.К.Крупской

тсоо „ . А? '

Защита состоится " ' " с 1992 г. в .Г.. часов

на заседании специализированного совета К 053.57.42 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Санкг-Пзгербургокоы государственном университете (199164, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.II.)

С диссертацией моьио ознакомиться в библиотеке имени Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Университетская наб., д.17).

/Автореферат разослан " " у 1992 г.

Учений-секретарь специализированного

совета, кандидат филологических наук, ^Ио^-^А^-

доцент ' ' .

А.и.Владиквроиа

Актуальность и новизна исследования. Босьмидбсягко года ЛХ вэка сбичяа з первую очередь сяязкваюгся с именем Чехова. Творчество других писателей этой эпохи долгие годи не привле- 1 хало внимания исследователей, и да:аз имена их оставались неизвестными. А з:.:ссте с тем литература той эпохи была обширной и разнообразно;'.. На рубэжз 70-80-х годов в нее вошло целое поколение колодах писателе!:, :.:ногие из которых ичоли немалый успех у читателей того времени, например, И.Л.ЛзонтьевЧЦеглов, И.Н. Потапенко, М.Н.Альбов, К.С.Бараяцевич, И.И.Ясинскии и др.

Они-то и составляли "массовую" литературу своей эпохи.

Недостаточная изученность этой литературы была, отчасти, обусловлена тем, что за эпохой 1880-х годов утвердилась рапута-ция "безБременья", эпохи идейного и литературного упадка. Мнение это основивалось, кстати, и на суждениях самих писателей того времени: широко извостни, например, висиазывания на этот счет Чехова к Короленко.

Такой взгляд на литературу 1880-;с годов в наио время нуяда-отоя в серьезном пересмотре. Как совершенно справедливо заметил В.В.Ка?ьев, в истории литературы биваст эпохи, когда норке пути ее развития оказываются связанными не только с творчеством зкдавдкхся писателей но и автороз, как теперь принято говорить, второго и третьего рядоЕ*.

Действительно,"массовая" литература 80-90-х годов сиграла значительную роль в развитии русской литературы рубежа веков, и это связано с самой спецификой "массовой" литература. Литература этого разряда, как правило, сана по себе не открывает нових направлений, не вырабатывает выдаяшпхея идей, однако, именно эта литература ззчаогуп весьма, чутко улавливает и отражает тэ идея, тенденции я настроения, которые пачанают овладевать массоЕШ.интоллигантским оознанизм. Тэ или иные философские, социальные, этические, эстетически и др. идеи, попадая в литературу этого разряда, начинают вкступать в сниженное, упрощенном, популяризированном виде. Это кзсаатся и тех идей, которые пояадааг в "массовуа" литературу из литература

I. См.: Спутники Чехова. - Л., 1982.

_ " 7

V» (•

"большой". Здесь они тиражируются з упрощенной, облегченной форме, удобной длй усвоения массовым читателем, т.е широкими слоями интеллигенции, на которые и ориентирована эта литература. Однако далеко не всегда "массовая" литература в этом отношении вторична по отношении к классике: творчество "массового" беллетриста, не оголь, может быть, глубокое, сколь творчество классика, оказывается зачастую более гибким и подвижным, что позволяет ему быстрее приспосабливаться к "носящимся в воздухе" новым веяниям и настроеиюш.

В последнее десятилетие огзвился интерес к писателям "чеховской" поры, да в к "массовой" литературе в целом. Одно из свидетельств тому - сборники "Спутники Чехова" (ГЛ., 1982) и "Писатели чеховской поры" ( В 2 г. - М., 198^). Творчество;.: пнеателой этого "."руга занялся ряд исследователей, особенно много работают в этом направлении В.Б. Катаев и А.Б.Муратов. Вместе с тем писателя эти привлекают внимание ученых в основном именно как "спутники Чехова", и творчество их изучается во взаимосвязях с творчеством их великого современника. Однако целый ряд важных тенденций в беллетристике 1880-1890-х годов оказало1, мало свя- ■ занаым или вовсе не связанным с Чеховым. Это касается, в частности, декадентских и првдсшволистских тенденций, получивших распространение в литературе и эстетической мысли тех лег. Эти тенденция, наиболее ранние проявления которых характерны именно для массовой литературы 80-х годов, нашли свое наиболее полное вырашшив в творчестве одного из самых известных беллетристов того времени - И.К.Ясинского. И с этой точки зрения оно заслуживает самого пристального внимания•

Впрочем, о Ясинском как о првдвесгвеынвка декадентства говорили довольно часто и при жизни писателя, и в тех немногих исследовательских работах, которые так или иначе связаны с его творчеством. Его совместное с поэтом Н.М.Минским выступление в киевской газете "Заря" в 1884 году давно принято считать о дно I» из первых, если не первой, эстетической декларацией нарождающегося русского декадентства. С этой.точки зрения к

творчеству Ясинского подошли в своих работах А.Б.Муратов и З.Г.Минц*. Затронут этот вопрос я в диссертационной работе В.В.Баикаевой, посвященной творчеству Ясинского 80-х годов*1. Но Л.Б.Муратова и З.Г..'.:кнц Ясияскик интеросует лишь в связи о общими проблемами ясторяко-лигерагурного процесса, а пафос работы З.В.Баикеевой сводится к задача рассмотреть творчество Ясинского в русло рзалпстической литературы 80-х годов, связанно!; с демократически:.!!* традициями. При этом, говоря о декадентстве Ясинс::ого, исследователи ограничивается преимущественно пересказом его статей 1834 г. А между тем для того, чтоби обнаруи:ть, в чем именно Ясинский является прэдиеотвен-накоы русского декадентства, необходим более пли менее подробней анализ его творчества, в котором декларации-1884 г. должны были найти своз ощутимое выргнзние.

Сказанное относится и к творчеству другого писателя того времени, В.П.Еабикова, воыедшего в лигоратуру в качество преемника и последователя Ясинского.

Поли и задачи исследования. Целью диссертационной работы является: подробно рассмотрев творчество Ясинского и Бибикова KS0-:: - начала 1890-х годоб, проследить, на:: в "массово!!" литература того времени возникала и утверждали себя новио, прод-спмволистские тенденции.

¿аг-ериалом исслэдозаяия послужили все опубликованные произведения Ясинского указанного периода (четырехтомное собрание

1. Су..: Муратов А.Б. Литература 1880-х годов // История: русской литературы: В 4 г. - Л., 1383. - Т.4. - С.34-68; Минц З.Г. "Новые романтики". (К проблеме русского пресимзолизма / // Тыняновский сборник. - Рига, 1888. - С.144-158; Ее же. С Статья Н."енского "Старинный спор" и ее место в становлении русского символизма // Блоковский -борник IX. - Тарту, 1889. - С.44-57.

2. Башкэева В.З. Творчество И.И.Ясинского 80-х годов XIX века: Автореф. дпс5. ... канд.фклол.наук. - М., IS85. .

повестей и рассказов, написанных в 1879-1886,гг., двенадцать романов, сборник рассказов "Осончпе листы", включающий произведения, написанные б 80-а - начале 90-х годов , ьсо,опубликовании о отдельными изданиями, а такая'в журналах и газетах, произведения Е.К.Бибикова, материалы киевской газон» "Заря" за шесть лаг еа существования (1830-1886 гг.), а 1'акжо архивные материалы, связанные с литературной деятельностью Ясинского и Бибикова.

Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы при составлении лекционных курсов иоторий русской ли гора тури второй полоеинн ЛХ века, а также специальных курсов по историй русского символизма и литературы "чеховской эпохи".

Адпобаяия работы. Материалы диссертации излагались на научных конференциях: на конференций, посвященной памяти В.М.Гар- • шина (ЛГУ, 1У88), конференции "Литература и нравственность" (Ставрополь, 1920), на итоговой конференции з Саверо-Освгвя-оком госунивзрситето (г.Влацикавказ, 1951), обсуждались на заседаниях кафедры истории русской лигорагуры Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета. .

Структура работы. Диссертация состоит из,введения, пяти глав, заключения я списка литературы в архивных материалов.

Во введении обоснован выбор темы диссертации, дзпа оценка еа актуальности, определена ее научна! новизна. Еэлаотся обзор научной литературы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе исследуется творчество Ясинского начала 1880-х годов. Ясинский воаел в лп-эратуру в га года, когда в обществе, особенно среди молодежи, еще не утратила своей популярности народнические идеи. Свою литературную деятельность он начинает в журнале "Слово", ешзанном во многом с народническим движением. Ясинский довольно органично вливается б поток демократической литературы тех лет с ее сложившимися традициями: открытой тенденциозностью, сосредоточенностью на социальной проблематике, устойчивым кругом угзорлздаемых идей. На-чиваюища автор обращается к тематике, распространенной в такой литература: он бичует ренегатов народничества, мищек к обывателей, критикует интеллигенцию за еа бозьдэкность, пассиз-

ноогь, отступничество, прославляет тех, кто посвятил свою низнь служению народу, говорят о страданиях обездоленных. Ясинский стремится быть актуальным, идти в ногу со временем; Тенденциозность и демократизм его ранних произведений были в значительной мерз данью времени и литературной моде; он стремится уловить'и отразить популярные или только приобретающие • популярноогь тенденции и настроения - и при этом не просто идет за временем, но зачастую и предугадывает новые идеи и веяния.

В этот период Ясинский пришелся ко двору в "Отечественных записках". Его рассказ "Наташка" (1881) был высоко оценен Салтыковым-Щедриным. В-нем говорится о .трагической судьбе девушки, которую голод и нищета вынудила ступить на путь проституции. Одна!» тема страданий бзйноты не стала в творчестве Ясинского основной. Главное место в нем занимает тема идейной я духовной казни интеллигенции в эпоху "безвременья" (рассказы "Начистоту", "Два подруга", ",1а ли да", "Греза", "Ночь", повесть "Бунт Ивана Ивановича", роман "Всходы").

В своих'ранних произведениях Ясинский близок не только в демократической прозе тех лет, но и к демократической и народнической поэзии: он не столько изображает, сколько воспевает ' подвиг и самопожертвование тех, кто посвятил свою жизнь освобождению народа. Произведения эти отличаются ясно выраженной * в них грагданской позицией автора, некоторой рационалистической заданностью образов и сюжетов: персонажи контрастно противопоставляются друг другу и оцениваются (всегда однозначно) по отношению к неким бесспорным для авгорп ценнооош: это революционная борьба, верность нравственному долгу, способность к самопожертвованию и т.д.

В 1882 году в творчества Ясинского намачаэгея перелом, признаки которого проявились в рассказах "Старый сад", повести "Боло пшй цветок" и романа "Искра Божвя". Так, в "Искре Божией" Ясинский вновь обращается к изображению людей, ведущих революционную борьбу, но теперь он их изображает в самом неприглядном виде: они кесгаи и ограниченны, самоуверенная безжалостна к окружающим людям. Положи тельнши жо героями у Ясинского те-

перь становятся не доя гели, а тертвы, не борющиеся, а страдающие люди.

Все большее место начинает занимать в произведениях Ясинского тема мирового зла, которое осмысляется ш теперь как зло не социальное, а трансцедонтное, навечно присущее миру и роду человеческому (в рассказах "Старый сад", "Терентий Иванович", "Враг рода человеческого", "Верочка"). Мысль о врожденности, необъяснимости злого начала в людях, Езобрдг.ениз мирового зла как грязи жизни и была, на нага взгляд, одной из первых декадентских тенденций!, уже в 1882-1884 годах проявившейся в творчестве Ясинского и развившаяся в его последующих произведениях. Ока связана о переходом Ясинского ка новые идейные я эстетические позиции, декларированные им в его нашумевшем выступлении в киевской газете "Заря" летом 1884 года.

Вгорая глава диссертации посвящена подробному исследованию эсгогглоекои декларации Ясинского (и К.Минского) в "Заре".

В диссертации впервые восстанавливается история газеты "Заря", на страницах которой отводилось большое место об-уждоиию научных, философских и эстетических проблем, публиковались произведения многих русских и зарубежных писателей. В "Заре" появились первые произведения Виктора Бибикова - очерки "Умалишенные" (1882) и рассказ "Барьерная сторожиха" (1884). Видную роль в газете играл И.И.Ясваокий.

Поводом дет полемики по вопросам искусства, развернувшейся в "Заре" летом 1884 года, стала публикация в ней отрывка из "Исповеди" Толотого, в котором внрагена мысль о долге писателя быть учителем, наставником публики. Возражая Толстому, Ясинский акцентировал внимание на двух вопроых, вокруг которых к разгорелся' спор: о целях и задачах искусства и о возможностях худо-жасгвенного, с сравнении с научным, познания мира.

В грех своих статьях1 Ясинский декларирует самоценность и совершенную свободу творчества, объявляя искусство высшим родом человеческой деятельности и высшим, внерационалышм постата-

I. См.: Заря. - 1084. - 22 июня, II августа, 19 августа..

нием жизни. Искусство, по мели Ясинского, должно служить лишь красота и дарить людям счастье эстетического наслаждения - и в этом его вечное назначение. С этой точки зрения он резко выступает против подчинения искусства каким-либо практическим целям и против тонденциозносги в искусства. Поль поэзии - лиыь сама поозия, утверждает он.

Оппонентами Ясинского выступали профессор Киевского университета Ф.Г.Мпцэпно, стоявший на позициях демократической эстетики 60-х годов, и редактор "Заря?' М.К.Кулиаюр, сторонник позитивистской эстетики, отводивший искусству роль подулпризагора научных знаний1.

В доддеряку Ясинского выступил поэт Минский. В статье "Старинный спор"2 он осудил эстетику 60~х годов, навязазаую искусству чукдао ему практические цэли и подчинившую его публицистике. 1^асаясь вопроса о соотношении'искусства и науки, ■ первенствующее место он отводит искусству, так как, в отличие от учоного, открывающего законы, существующие в мире независимо от него, зудоянак, уподобляясь Богу, творит новый мир и новоэ человечество по законам своей дуци, и этот новый игр, созданный художником, мир "астатического наслаждения", по мнении Минского, живое к ярче мира реального.

Ясинский и Минский во многом повторяв? полозания теоротиков чистого искусства сарацины ПХ века (Друяшике, Боткина и др.), восходящие, в целом, к обаеромантической традиции: о самодостаточности искусства, об искусстве, гак о высшем интуитивном посгикании мировой гармонии, об эстетическом наслаждении, которое есть выслео счаогьа, доступное человеку. Но эти достаточно общие идеи приобретают укэ во многого новый смол: централышо и взаимообусловленные категории эстетики Ясинского и Минского обрекли на традиционный нравственный смысл. Добро и зло па объяснимы законами причинности, а рояданы только моим "Я". В этом смысле чэловок, отрицающий иокусстзо, остается без идеалов.

Такой взгляд явился но только реакцией на теыденциозвооть демократической и народнической лптарагуры, но и на раопростра-

1. См.: Заря. - 1804. - 4 августа, 12 авгуога, 15 августа.

2. См.: Заря. - 1654. - 29 августа.

нившился в 70-80-а годи эстетический и философский позитивизм и натурализм, утверждавшие в искусстве принцип естественнонаучного детерминизма в ограничивавшие познание пределами феномена, отказываясь при этом от постигания сущности и первопричины явлений , Ясинский и Минский стремились доказать право искусства вый1'И за предела эмпирического в область сущностного, идеального, духовного, открыть "высшую правду" мира, заключенную в творящем свой мир художнике а недоступную научному познания. Поэтому искусство они мыследи как интуитивное, субъективной, эстетическое постижение жизни. Одно лишь искусство «окат приобщить лущу к вечным, абсолютным ценностям, без которых человеческая жизнь теряет смысл. Эстетические взгляды Минского, декларированные им в статье "Старинный спор", связаны с его идейными и духовными исканачми, нашедшими отражение в его книге "При свете совести" (1890) и лирике 80-х годов.

В статьях Ясинского и Минского уае в I8R4 год}' выявились контуры некой новой системы эстетических предотавлоний, во многом предвосхищающей будущие теоретические обоснования символизма. В этом скнеле взгляды Ясинского и Минского были близки к философским и эстетическим идеям А.Л.Волынского, нашедшим отражение в его статьях 1890-х годов. Осмиоление красоты как выражения "высшей правды", мысль об искусстве как о создании новой, высшей реальности соприкасались с идеями Вл.Соловьева, высказанными им в статьях "Красота в природе" и "Общий смысл искусства" (1689-1890).

В упогьоГ1- главе рассмотроно творчество Ясинского середины 1880-х годов. С чзмананием эстетических взглядов Ясинского связана и его решительная идейная переориентация. Она проявилась в его нашумевшем романе - замфлете "Кринарх Пдугархов" (1885), в котором автор выразил свое резко-негативное теперь отношение к либеральной журналистике и народнической литературе.

Но дело, разумеется, не только в "Прин^рхэ Плугархове". В середине 80-х годов Ясинский венет поиск новых путей в своем творчестве, стремясь реализовать свою эстетическую программу и создать искусство "эстетического наслаждения", обращенного к глубокий и вьчным проб.тмам бытия. В ого произведениях этих лут на первый пин выходят темы мирового зла и мировой скорби.

Наогроания безысходного отчаяния и глубокого пессимизма пронизывают его рассказы 'Петербургская повесть", "Город мертвых", "Проводы", "Лилкг.", "За городом" (1855-1886). И пессимизм этот ужа не социальный (как поссимизм, например, Гаршина), а "глобальный": в этих произведениях центральной стала мысль о неизбывности страданий и зла в мира, клонящемся к упадку. Это были те с_:.!ыо мысли и настроений, которые в те годы начали овладевать массовым сознанием,и связанные с разочарованием в философских и социальных учениях предшествующих десятилетий, с растущей популярностью в обществе философии пессимизма (Шопенгауэра, Гаргмана в др.). Их и могаю расценить как декадентские, лотя эти настроения оказываются нередко облечены в традиционную форму, в автор использует порой условные, фантастичеокие образы, обращаясь к романтической традиции (интересны в этом смысле рассказы "Петербургская повэсгь" и "Город мертвых"), или показывает зло в его низменном, бытовом обличье ("За городом"); иногда же эта тема соседствует с "надрывныы" мелодраматизмом и сентиментальностью, типичными вообще для массовой литературы.

Впрочем, "декадентство" Ясинского у^изалось с вполне "маосо-вымь" и расходами идеями. В эти годы Ясинский отдает дань мо-рально-дидактичеокой тенденции, проявившейся в литература 80-х годов (в творчестве Толстого, Лескова, в последних рассказах Гаршина). В целом ряде произведений 1885-1887 годов Ясинский злу пытается противопоставить "искру Боявю", т.о. некие нравственные ценности, связанные, глазным образом, с христианотЕом. "Христианство" Ясинского, однако, не идог дальше проповеди лас.тож-ной морали и добродегилп (романы "Добрая фея", "Путеводная звезда", "Старый друг"). 3 некоторые из этих произведений Ясинский вводит эломепгы легенды, притчи ("Добрая фея", "Путеводная звезда"). 3 этих романах Ясинский пытается интерпретировать идею мирового зла в духе христианского учения, противопоставив злу христианскую добродетель. В то же время он старается ув-лочь читателя занимательной любовной интригой. И в этом проявилась характерная для "массовой" литературы установка: развлекая читателя, преподать ему в то ко время нес.чолашй нравственный урок.

Вскоре, впрочем, Ясинокий отходит от дидактической линии в своем творчестве и сосредоточивается на иных проблемах - философских и - прежде всего - эоготических.

В четвертой главе рассматривается творчество Ясинского конца 80-х - начала 90-х годов. В это время, основное место в его произволениях начинает занимать проблематика, характерная для раннего символизма: смыол кизнп, цель бытия, место человека во вселенной, поиск вечных, абсолютных ценностей. Одной из центральных гам его творчества становится искусство. Теме искусства а людям искусства посвящен целык ряд романов: "Великий человек" (1882-1888), "Свет погас" (1888), "%за" (1890), "Горный ручей" (1891). В них Ясинский развивает и конкретизирует свои эстетические идоа, заявленные еще в 1884 году. Все эти романы отличаются полемической направленность» и не случайно большое место в них отводится спорам об искусстве, о красоте а т.д.: в них Ясинский как бы продолжает полемику со своими оппонентами, декларируя свои эстетические установки.

В романе "Великий человек" вновь встречается понятие "ис1фы Бокией", но теперь оно связано не столько с этическими, сколько с эстетическими проблемами: светлое, божественное начало несет в сэбэ только искусство, и только оно может быть противопоставлено мировому злу. Поэтому содержание искусства, как ут-варздаог один из героев романа, художник Бокинский, должно непременно быть религиозным: только в красоте может быть выражена божественная идея. Так уточняются прежние взгляды Ясинского на цели а задачи гворчьогва. Этот взгляд на красоту,как выраже-нио божественного начала в мире, высказывает в романе еще один ого рерой - Ломачев, ведущий отрешоньый от повседаовноств образ жизни, погруженный в созерцанио вечной красоты, что в делает ого истинно "великим" человеком.

Главный герой романе "Свет погас" Багрянов - токе художник. В этот образ автор вложил много азтобиэграфичеокого: роман написан под впечатлением киевской казни середкны 80-х годов, и за его событиями и персонажами угадываются реальные ^акга и конкретные прототипы. Багрянову доверено выразднае мыслей, владевших в со время самим Ясинским: о жизни и смерти, о Боге, об искусстве. Именно искусство, считает Багрянев, призвано удов-

летворить писана запросам человэчоокого духа и донести до человека неземной, божественный свет. Таков искусство стремится создать сам Багрянов: его картина, (их описание в романа ориентировано, скорее всего, на метод худо-таиков-импрессионистов) передают этот божественный свет.

С эстетическими проблемами связан и роман "Муза". В нем Ясинский продолжает полемику о Толстим, начатую ш еще в 1804 году. Один из парсонахэй рсмана, талантливый скрипач, ув-лекпийся учением Толстого, вслед за своим учителем приходит к отрицанию искусства, служащего, по его мнении, лишь удовлетворенно развращенных вкусов пресыщенной и праздной публики. Он сяигает свою скрипку, отказывается от творчества, но при этом сам страдает, так как, по логике автора, лрезэт себя высшей ценности в своей я'изни. 2го позиция противопоставлена в романе точка зрения главного героя - ¡.'аныкина, считающого искусство высшим родом человеческой деятельности, болэсгвокннм даром, утверждающего (как и Ясинский) полпуо свобод7 художника от служения каким бы то ни бпло практическим целям. 3 то гдз время в этом романа выраген чисто декацонтский взгляд на красоту п любовь: если раньэе любовь мыслилась Ясинским как своглое, чис- . roe чувство, го теперь его герой находит утонченное наслаждение в порочной, греховной лабзи, непостижимую красоту в порочной, развратной .-кантике.

Но наибольшее место, пояалуй, философская а эстетическая проблематика занимает в романе 'Торный ручей". Все герои ого - ли-дь искусства, и роман буквально перегружен разговорами об искусстве, о красоте. Здесь вновь провозглашается божественная свобода художника, вновь идет полемика со сторонниками традиций гражданетве.шого искусства 60-х годов. Одним газ из осноеных вопросов, который мучитйльно пытается разрешить для себя главный горой романа, становится вопрос о соотношении ■ красоты в нравственности. В романе вырггается идея порочной, злей красоты (в бодлеровском духе), которая порой влечет к себе человека больше, чем красота чистая. В романе сопоставлены различные ■ точки зрения на проблемы красоты, нравственности, а такта смысла жизни, идеала и т.д.

Однако ни окна из этих точек зрения не берег верх: в Финала жизнь представляется главному герои непостижимой и трагической путаницей добра и зла, счастья и несчастья, любви и злобы. Символичным становится заглавный образ романа: жизнь - как горный ручей, шум которого лейтмотивом сопрововдаег все действие романа, она стихийна и загадочна в омнсл ее неведом человеку.

С проблематикой книги Минского связано содержание еще одного произведения Ясинского - повеоги "Современник" (18'Л): герой ее, Поспелов, размышляет о бессмысленности краткой человеческой жизни в бесконечном и равнодушном мире, об относительности всех нравственных ценностей и решает, совершив преступление и став сказочно богатым, утвордить таким образом краткий миг своей жизни, бросив вызов вечнооти. Однако душа его протестует против этой рационалистической установки: отрицающий любовь Поспелов« неожиданно для себя влюбляется в молоденькую и наивную доеушку, преклоняясь перед ео чистотой и невинносп"1. Такова, номксли автора, психология современного ему интеллигента, рассудочно отрицающего dûs духовные ценности, но внутренне тоскующего по идеалу.

Таков был путь Ясинского: ог произведений в духе демократической литература он пришел к кругу философских в эстетических идей, которые можно считать предвестием декадентства в руской литературе. Разочарование в жизненных.ц^аноотях и ощущение глобальности зла, перенесение нравственных проблем в область чисто субъективного созньаия в, как следствие - индивидуализм и абсолютизация астатического взгляда, заменяющего нравственную противоположность зла и добра, что вело, в конце концов, к релятивности нравственных ценностей. Все это свойства прозы Ясинского, обозначившиеся в его творчестве как тенденция, не всегда последовательная, но ясно ощутимая. Она же дает о себе знать и в творчестве Бибикова.

Пятая глава посвящена анализу творчества В.К.Бибикова. Наиболее известное произведение этого писателя - роман "Частая любовь", посвященный Ясинскому (1887). Он является как бы идейно-тематическим центром всего творчества Бибикова. В нем выражено авторское представление о мире как царстве сорока и зла. В каждом человека, кем бы он ни был, скрывается зверь.

Чистая лабовь - это идо ал, мечта, которой на дано осуществиться в реальной жизни, или, ззрнее, это нокая высшая ценность, противопоставленная раальноку миру, листанному ценностзй. С мыслью о врожденной порочности людей сеязщю и представление о нзсоогоятальносгя всех социальных идей и теорий: чолозек не руководствуется в своей жизни "идеями и убеждениями, в с и .чу своой природа он груб, грязен и гесток - затасканными радикальными фразами герои романа'липь прккркваэг своя пустоту,поп-яоеть и порочность.

Столь же скептическое отношение к разного рода "шеям" и теориям выра;дзно в целом ряде произвздений Бибикова: "Встреча" (1884), "Любочка" (1885), "¡¿аслатзль" (1887), "Увлечени" (1890). Об этом за оя шглег и в романа "Друзья-приятели" (1884-1890).

Одна из ведущих там у Бибикова (эди ч у Ясинского) - тама мирового зла и безысходного трагизма человеческой жизни. Об этом его рассказы "Маруся", "Старый портрет" и "Счастьо", написанные в конца 80-х годов.

Единственным нзеомпепныа счастьем и единственной нз илллзор-ной ценностью а произведениях Бибикова этих лзт оказывается искусство. Поэтому худояни::, челозек, живущий искусством, стоит ваша других лядэй я в известной мера г.о;.;ег быть свободой от нравственных обязательств перод ними. Единственной подлинной жизнью длз! него становится искусство - оно заменяет ему рэзль-вую здгяь или, точнее, оказывается некой зкешай реальностью. Такой взгляд вьраавн в рассказ«"Первая победа" (1887), "Случайность" (1891) и в романе "Друзья-приягсли", в котором единственным человеком, чье убаядонка на оказываются лозаыкс, зц-отунает автобиографический горой Пловутпн, всецело преданный литературному творчоству.

Свои 3cïoïH4acr.iis взгляды Бибикоз непосредственно вкрязпл в книга "Три порграга. Стендаль. влобор.Бодлор", гад он отстаивает ирак ч/стого искусства (в духз Ясинского) я говорит об искусогвз как о божества илом прозрониг. в вксйеи знании.

Б этой главе рассмотрен вопрос об отношении Бибикова к натурализму (главным образом, Золя), в подразни:) которому его час-

го упрекала критика, говорившая о "безыдейности" ого произведений, об отсутствии у кого социальных, нравственных и др. идеалов, о пристрастии его к "сомнительным" темам и сосредоточенности на наиболее негативных, отталкивающих явлениях кизнн. Но критики, обращая внимание на внешнюп сторону производений Бибикова, упускали из виду тот факт, что в основе этих произведений лежит совсем кз натуралистическая концепция мира, человека и искусства. Если говорить о литературпых влияниях, го следует отметить прежде всего влияние на Бибикова творчества почитаемого им Флобера с его беспристрастной "безличной" манерой повествования, с его апологией свободного творчества, а также Бодлера с его эротизмом и эстетизацией порока и зла.

& натурализм? же Бибиков.: относился рззко отрицательно, о чем он прямо говорил в своем очерке, посвященном Золя. Эстетическую теорию Золя он сравнивал с идеями гражданетванного искусства, в том смысле,^так лее, гак и шестидесятники, натуралисты отводят искусству .вторичную, служебную роль, ставя его в зависимость 'от науки, липая его свободы.

В 1890-1891 годах в творчестве Бибикова происходят значительные изменения. Он сосредоточивается на огичзской проблематике. В его последних произведениях на смену эстогизму приходит утверждение нравственных ценностей, осмысленных в духе религиозной морали. Начавпийся поворот впервые проявился в повести "Первая гроза" (1890), в которой развенчивается утонченный эстет, считающий, что ради любви можно пренебречь нравственным долгом и разрушить чухое счасгьа. Моральная тенденция отличает и рас-каз "Три письма" (18У1), в котором Бибиков впервые заговорил о Боге, как о неком нравственном ориентире, помогающем человеку, несмотря ни на что, не сворачивать с пути добра и правды.

Но особенно определенно эти тенденции выраз'ились в произведениях, написанных Бибиковым незадолго до смерти - в его неоконченном романе "На пороге к новой жизни" и в повести "Мученики" ("Христианская мученица"). В первом из них утверждается мысль о некой роковой вина интеллигенции в отступлении от извечных, заповеданных человеку свыше нравственных норм. Подлинными жо хранителями нравственных устоев оказквавгря в романе простые

лвдп, носители патриархально-религиозного сознания. Вкскязц-ваегся мысль о недопустимости свободы для человека: свобода понимается автором как богооставлвьность, которая оказывается причиной зла и страданий. Презыше свобода .долган быть нравственный закон, за уклонение от которого человека неминуемо постигает возмездие.

Моральная тенденция пронизывает и повесть "Христианская мученица",' истолкованной? однако, критикой как произведение зстотски-декадонгскоа. На нащ взгляд, в этой повести Бибиков как раз выступает с осуждением эстетства, воспринимаемого пм теперь как своого рода языческое поелонокпз, ставящее красоту фор:.ш, тела, выше красоты духовной. Носительницей из подлинной духовной красоты в повести оказывается девушка из бедной мещанской семьи, предпочитающая скорое умереть, чем отступить от евлцонной для нее морали. Умирая в костюме христианской мученицы,. она, по логике автора, оказывается истинной мученицей за веру.

Ранняя смерть оборвала творческие поиски Бибикова, связанные, возмокно, с влиянием на него творчества Толстого 80-х годов пли, что вероятнее, позднего Лескова, с которым, Бибиков сблизился, живя в Поторбургэ. (ПоЕесть "Христианская мученица" стилистически близи к сказовым произведениям .Тесковз).

В ззклшени:: подводятся итоги исследования и делается вывод, что в "массовой" ллтературе 80-х - начала 90-х годов в творчестве Ясинского и Бибикова возникло нокое новое точение, во многом подготовившее модернистскую литературу рубежа веков.

Возникает, однако, вопрос, почему хэ Ясинский и Еи6ш;об, имевшие, казалось бы, все основания считаться прэдизстзеннпка-т символизма, самими символистами но признавались. 1Га этот вопрос ответила З.Г.^инц в своей статье "Нозх.о романтика" (К проблеме русского пресидзолизма): по ее мнению, слишком прямолинейное декадентство Ясвнокого и его сомнительная репутация ренегата народничества, а га:жз ориентация его на "массовую" литературу оттолкнула от него как старших, так в млацщпх символистов; Б:;биков .та, не бивший особенно заметкой Фигурой в лагэрг-

- ть -

тура и рано умерший, вскоре был .совершенно забыт*. С этими доводами можно, в целом, согласиться, высказав, однако, предположение, что некоторые случая "признания" Яопнокого, по крайней мерз "старшими" символистами, все-таки имели место. На эту мысль наводит сохранившееся в архиве ИРЛИ письмо к Ясинскому К.К. Бальмонта, написанное в 1900 году, в котором Бальмонт благодарит Ясинского за то, что имэнио он, по его словам, впорвые доброжелательно заговорил о его поэзии, в подчеркивает свои духовную и..творческую близость с ним2.

1. Тыняновский сборник. - С. 157-158.

2. ИРЛИ. - Ф.123. - Оп.1 -. Ед.хр. 1020.