автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Мастер Йены и вазописцы егро круга

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Тугушева, Ольга Виленовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Мастер Йены и вазописцы егро круга'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Тугушева, Ольга Виленовна

Введение.

Глава

1.1. Мастер Йены. История находки и изучения.

1.2. Аттическая краснофигурная керамика конца V - IV вв. до н.э. Основные тенденции развития.

Глава 2. Предшественники и современники.

2.1. Мастерская мастера Мидия.

2.2. Группа sub-Meidian.

2.3. Мастер Мелеагра.

2.4. Мастер Митридата.

Глава 3. Мастер Иены и вазописцы его круга.

3.1. Мастер Йены.

3.2. Мастер стиля "Б".

3.3. Мастер стиля "С".

3.4. Мастер Киль Б 599.„.

3.5. Переатрибуции некоторых ваз, принадлежавших мастеру Йены

- Килик с изображением Прокриды и Кефала.

- Фрагмент Йена 0495.

- Гидрия Берлин F 3768.

3.6. Мастер Диомеда.

3.7. Мастер Кью.:.

Глава 4. Преемники.

4.1. Мастер Вена 202.

4.2. Мастер Вена 155.

4.3. Группа YZ (Ш).

4.4. Группа Вена 116.

4.5. Параллели.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Тугушева, Ольга Виленовна

Аттическая краснофигурная керамика, в течение длительного времени определявшая развитие вазописного искусства Древней Греции, в конце V в. до н.э. вступает в сложный период. Возникновение во второй половине V в. новых центров по производству краснофигурных ваз - в Коринфе, Олинфе, Этрурии, Южной Италии, зачастую под влиянием и при непосредственном участии аттических вазописцев, приводит к утрате последними части прежних рынков сбыта. Политические и экономические потрясения, вызванные Пелопоннесской войной, еще больше усложняют положение Афин. Одновременно в самой вазописи происходят существенные изменения в художественном языке и технических приемах. Все эти обстоятельства в значительной мере определяют дальнейшее развитие аттической краснофигурной керамики в течение IV в. до н.э.

Одной из отличительных черт вазописи конца V - первой половины IV вв. до н.э. стало заметное качественное расслоение росписей, увеличение числа дешевых, небрежно расписанных ваз. Последнее обстоятельство существенным образом повлияло на отношение исследователей к аттической расписной керамике IV в. до н.э. и сказалось на ее изучении. В первую очередь внимание специалистов привлекают высокохудожественные произведения, в частности вазы т.н. Керченского стиля, или сосуды, выделяющиеся сюжетами своих росписей. В то же время керамика, более скромная по формам и характеру декора, часто остается вне поля зрения или рассматривается в массе. Между тем этот, казалось бы второстепенный материал составляет значительное количество дошедших до нас произведений аттической расписной керамики IV в. до н.э., в немалой степени определяя общий ее характер. Его атрибуция, выявление стилистических особенностей отдельных мастеров и групп вазописцев, возможная реконструкция методов их работы представляют существенный интерес как сами по себе, так и для изучения греческой вазописи поздней классики в целом.

В данной работе мы сосредотачиваем свое внимание на поздних аттических краснофигурных киликах, датируемых первой половиной IV в. до н.э. Этот выбор определяется несколькими моментами. Килики - чаши для питья - одна из самых популярных и любимых гончарами и вазописцами форм в греческой расписной керамике. Прототипы киликов можно найти уже в эгейском искусстве II тыс. до н.э., на Крите и в Микенской Греции. Килики известны в греческой протогеометрической и геометрической керамике, популярны у гончаров Коринфа и восточно-греческих центров VII-VI вв. до н.э. В Аттике килик относится к числу наиболее часто расписываемых сосудов как в черно- так и в краснофигурной технике, и существует вплоть до середины IV в. до н.э. во множестве типов и вариантов. Наибольшей популярностью у аттических вазописцев эта форма пользуется в период между 550-450 гг. до н.э. В это время килик для многих художников становится излюбленным и особенно часто украшаемым сосудом. Достаточно назвать таких вазописцев как Олтос и Эпиктет (ок. 525 - 500 гг. до н.э.), Онесимос, мастер Брига, Дурис, Макрон (первая четверть V века), мастер Пистоксена и мастер Пентесилеи (вторая четверть V в.), у которых килики составляют до 3/4 всех расписываемых ими ваз. Во второй половине V в. до н.э. популярность киликов постепенно падает. Эти чаши по-прежнему расписываются в довольно большом количестве, но редко становятся предметом специального интереса вазописцев. Даже у такого признанного мастера чаш как мастер Эретрии (тридцатые годы V в.) килики отнюдь не самая любимая форма, а украшающие их рисунки - далеко не лучшие работы вазописца. И только на рубеже V-IV вв. мы вновь наблюдаем всплеск интереса художников к киликам, и можем говорить о мастерах, специализировавшихся на декоре именно этих сосудов.

Крупнейшим и наиболее известным среди них бесспорно является мастер Йены, стоявший во главе обширной мастерской. Вместе с ним работали мастер Диомеда и мастер Q, а чуть позже, во второй четверти столетия, килики расписывали мастера Вена 202, Вена 155, художники группы Вена 116. Именно они завершают перечень некогда великолепных имен, связанных с декором киликов, а их работы дают нам последние примеры краснофигурных росписей этих чаш. Творчество названных вазописцев и составляет тему данной работы.

Если говорить о качестве, то произведения позднеклассических мастеров уступают работам их блестящих предшественников конца VI - V вв. до н.э. Это обстоятельство в значительной мере объясняет невнимание специалистов к последним краснофигурным киликам. Если сосудам конца VI - середины V вв. до н.э. посвящен целый ряд специальных работ, охватывающих как общие вопросы (форма чаш, композиция, тематика росписей), так и касающихся творчества и особенностей стиля отдельных мастеров, то материал конца V -первой половины IV в. почти не рассматривается. За исключением самого мастера Йены, лучшего из названных вазописцев, чье творчество несколько раз становилось предметом исследований, остальные художники изучены совсем мало. Многие их работы долгое время оставались неопубликованными и известными только по классификации Д.Бизли, данной в его фундаментальном своде "Аттические мастера краснофигурных ваз" (1963). И лишь издания последних 15-20 лет сделали значительное их число доступным для исследования.

Обращаясь к поздним краснофигурным киликам, мы ставим перед собой несколько задач:

1. Более полно выявить работы конкретных вазописцев путем атрибуции новых или, в случае необходимости, переатрибуции уже известных и определенных чаш и их фрагментов.

2. Охарактеризовать стиль каждого мастера или группы.

3. Определить как связаны эти художники друг с другом, а также с мастерами предшествующего периода (420-400 гг. до н.э.).

4. На основе полученных данных дать характеристику мастерской в целом, определив ее место и значение в истории аттической краснофигурной керамики.

Вопросы интерпретации тех или иных использованных сюжетов могут составить самостоятельную работу и здесь опускаются сознательно.

Актуальность большинства названных задач стала очевидной уже при подготовке к публикации одного из томов каталога расписной керамики из собрания ГМИИ им. А. С.Пушкина в рамках международного проекта Corpus Vasorum Antiquorum. Именно работа по атрибуции большого количества археологического материала, преимущественно фрагментов, разных и по степени сохранности и по качеству росписи, послужила толчком к более широкому и одновременно более внимательному изучению поздних краснофигурных киликов. Интерес исследователя усиливался и тем обстоятельством, что соответствующий материал в своде Д.Бизли был собран и проработан им далеко не с той полнотой и тщательностью, как керамика конца 7

VI - V вв. до н.э., а публикации последних лет, в том числе совершенно новых находок, делали задачу еще более увлекательной.

В основу настоящей диссертации положено более 300 памятников (целых ваз или фрагментов), хранящихся в различных собраниях, западноевропейских и американских. Они значительно дополнены материалами из отечественных коллекций, прежде всего Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа. В хронологическом отношении собранный материал охватывает более полувека. Самые ранние из рассматриваемых памятников датируются последним десятилетием V в., наиболее поздние относятся к концу второй четверти IV в. до н.э.

Основной текст диссертации сопровождают три приложения: "Формы и типы киликов конца V - первой половины IV в. до н.э.", "Новые атрибуции ваз и фрагментов" и "Каталог киликов конца V - первой половины IV в. до н.э."

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мастер Йены и вазописцы егро круга"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Аттическая краснофигурная керамика конца V - IV вв. до н.э. представляет собой разнообразную и довольно сложную картину. С одной стороны, это время больших ваз - кратеров, гидрий, пелик, украшенных эффектными многофигурными композициями, в которых нашли отражение поиски и достижения монументальной живописи рубежа столетий - особый интерес к пространству, элементам перспективы, светотени, колористическому богатству палитры. Лучшие вазописцы рассматриваемого периода демонстрируют мастерство сложных композиционных построений, виртуозное владение линией, тонкое чувство цвета. В то же время новые веяния затронули далеко не всех мастеров аттической вазописи. Многие из них сохранили приверженность традициям линейного рисунка, используя дополнительные краски, накладную глину и позолоту очень умеренно.

Вместе с тем, начиная с первых лет IV в. до н.э., в расписной керамике Аттики во все возрастающем количестве появляются сосуды, украшенные маловыразительными и однообразными сценами и отдельными фигурами, исполненными торопливо и небрежно. Эта массовая продукция характерна для всех типов сосудов, но особенно - для небольших ваз: ойнохой, арибаллических лекифов, киликов и пиксид. Возможно, скромность самих задач - изображение двух - четырех фигур на ограниченной поверхности - не вызывала особого вдохновения у мастеров, в результате качество росписей подобных сосудов снижается особенно быстро.

Краснофигурные килики занимают в этом ряду особое место. Образуя компактную группу, охватывающую приблизительно 50 лет - с последнего десятилетия V в. и до 350 г. до н.э., они наглядно демонстрируют путь, во многом характерный для поздней аттической вазописи в целом - от тонких, мастерски исполненных индивидуальных вещей к серийным массовым росписям среднего качества и далее ко все более дешевым ремесленным изделиям, однообразным и примитивным по рисунку.

В настоящей работе было рассмотрено более 300 краснофигурных чаш (киликов на высокой и на низкой ножке, глубоких киликов), датируемых концом V - первой половиной IV в. до н.э. Они включают отдельные работы, вышедшие из мастерской мастера Мидия, росписи художников группы sub-Meidian, мастера Мелеагра и мастера Митридата, мастера Иены и вазописцев его круга - мастера Диомеда, мастера Q, вновь выделенных мастеров стиля "Б" и стиля "С", мастера Киль Б 599, а также чаши художников групп YZ и Вена 116.

Обращаясь к этому материалу мы, в качестве одной из главных задач ставили перед собой определение характерных черт стиля вазописцев, специализировавшихся на росписях киликов. Используя метод стилистического анализа росписей ваз подобной узкой группы и в частности акцентируя внимание на микроанализе деталей рисунка, удалось выявить или сделать более осязаемыми черты и особенности индивидуальной манеры каждого из названных выше вазописцев. Это позволило увеличить, в некоторых случаях значительно, число работ, им приписываемых, и существенно дополнить свод ДБизли 1963 года, включив в него многие новые памятники, разбросанные по различным собраниям мира. Кроме того, подобный метод позволил пересмотреть утвердившиеся со времени Д.Бизли атрибуции целого ряда вещей, в том числе таких важных памятников, как килик с Прокридой и Кефалом из Энсеруна, фрагмент с двумя женщинами из Иены и гидрия в Берлине.

Пристальное внимание к деталям росписей позволило выявить не только индивидуальное, но и то общее, что присуще росписям художников данной группы и на этой основе определить их взаимосвязи и преемственность, охватывающие весьма длительное время. Сегодня, опираясь на стилистические параллели в трактовке отдельных фигур или орнаментальных мотивов, а также на композиционные и сюжетные повторы, можно со значительной долей вероятности утверждать, что большинство рассмотренных художников, от мастера Иены до группы Вена 116, было членами одной мастерской, специализировавшейся на декоре киликов различных типов в течение почти 50 лет.

Обширный материал собранный в диссертации, его анализ позволяют также сделать и некоторые предварительные выводы о характере и методах работы вазописцев, объединенных в одну мастерскую. Достаточно широко была распространена практика росписи вазы двумя мастерами или мастером и подмастерьем, в некоторых случаях к этой паре присоединялся третий художник, специализировавшийся на исполнении орнаментальных мотивов. Повторение, а в целом ряде случаев и прямое копирование одних и тех же композиций указывает на то, что в мастерской могли существовать образцы росписей, в виде специальных «альбомов» или самих сосудов и их фрагментов, которыми пользовались несколько поколений учеников и подмастерьев. Сам принцип копирования, видимо, становится одним из основных методов работы, по крайней мере для некоторых художников, работавших в первой половине IV в. до н.э. Причем повторялись, целиком или частично, как свои рисунки, так и росписи вазописцев, работавших в других мастерских в то же или в более раннее время.

Анализ стилистических и композиционных особенностей росписей некоторых ваз, в частности, сопоставление киликов мастера Мелеагра и мастера Диомеда, позволяет выдвинуть предположение о более широких рамках керамических мастерских, существовавших на Керамике в конце V - первой половине IV в. до н.э. По всей видимости, они объединяли в своих стенах ремесленников, изготовлявших и расписывавших сосуды самых разных форм и размеров. Внутри такой большой мастерской существовала более узкая специализация - в декоре ваз каких-то определенных типов. Мастера группировались вокруг одного-двух ведущих вазописцев, чей стиль во многом становился определяющим для данной группы художников. Специализация не была жесткой и могла нарушаться в случае необходимости или желания мастеров, но в целом сохранялась, опираясь на достаточно четкое распределение обязанностей внутри той или иной группы.

В мастерской, а точнее - в группе мастера Иены ведущие художники расписывали килики или целиком или только тондо, в последнем случае роспись наружных сторон этих чаш поручалась менее опытным или менее умелым художникам. Последние также работали и самостоятельно, расписывая более простые вазы. Ученикам же и подмастерьям доставалась массовая дешевая продукция.

В период расцвета - в первой четверти IV в. до н.э. - одновременно могло работать 6-8 человек. По мере вытеснения индивидуальных росписей однотипной продукцией число мастеров постепенно сокращалось и к середине столетия свелось к 1-2 ремесленникам, чья примитивная керамика очень быстро потеряла спрос. Соответствующие изменения происходят и в самом характере росписей. Лучшие рисунки начала IV в. отличают гибкие энергичные линии, моделирующие фигуры, разнообразие штрихов, их длины, толщины, конфигурации, плотности лака - от густого черного, подчас рельефного до жидкого, полупрозрачного, золотисто-желтых и коричневатых тонов, очень деликатное использование белой краски. В течение первой четверти века рисунок постепенно упрощается, уменьшается разнообразие графических средств, формы огрубляются, нарастает схематизация в передаче фигур, деталей. Этот процесс усиливается во второй четверти столетия, сводя в конце концов росписи к примитивным почти силуэтным изображениям, сделанным одной кистью, так что фигуры и предметы превращаются в бесформенные мазки и пятна лака.

Подобная эволюция скорее всего была характерна и для росписей других малых по размерам ваз, чьи мастера сталкивались со сходными задачами и проблемами - изображение небольшого числа фигур на ограниченном пространстве. В данной работе мы сознательно оставили этот материал вне поля зрения, сосредоточив внимание только на киликах, хотя безусловно сопоставление их росписей с декором тех же пиксид или скифосов позволило бы выявить новые связи между мастерами, сейчас относящимися по классификации Д.Бизли к различным, подчас очень мелким группам.

Но этой работе, как и в случае с киликами, должен предшествовать возможно более широкий сбор материала, в том числе нового, в большом количестве появляющегося в последние годы благодаря раскопкам, а также -систематическим публикациям тех разделов многих коллекций, что ранее не привлекали внимание исследователей в силу своей фрагментарности или недостаточно высокого качества росписей.

 

Список научной литературыТугушева, Ольга Виленовна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Античная расписная керамика в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва, 1985.1. Блаватский, 1956

2. В.Д.Блаватский, История античной расписной керамики. Москва, 1956.1. Виппер, 1909

3. Б.Р.Виппер, Техника вазового производства в Греции. I/ Журнал Министерства Народного Просвещения, новая серия, ч. XX, Москва, 1909, апрель, Отдел классической филологии, 155-182.1. Виппер, 1962

4. Б.Р.Виппер, Несколько тезисов к проблеме стиля // "Творчество", 9(1962), 11-12.1. Виппер, 1970

5. Б.Р.Виппер, Кпроблеме атрибуции. //Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве. Москва, 1970, 539-560.1. Виппер, 1972

6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. Москва, 1972.

7. Воронеж, музей, 1984 Воронежский областной музей изобразительныхискусств. Москва, 1984.1. Глускина, 1983

8. Л.М.Глускина, Предэллинизм на западе: Греция и Македония.//История Древнего мира. Москва, 1983, ч. 2, 237.1. Горбунова, 1977

9. К.С.Горбунова, Краснофигурный килик, найденный на некрополе у села Панское. // История и культура античного мира. Москва, 1977, 41-45.

10. Горбунова, Передольская, 1962

11. К.С.Горбунова, А.А.Передольская. Мастера греческих расписных ваз. Ленинград, 1962.1. Кобылина, 1967

12. М.М.Кобылина, Раскопки юго-восточного района Фанагории в 1964 г. //КСИА, 109(1967), 124-129.1. Колпинский, 1977

13. Ю.Д.Колпинский, Великое наследие античной Эллады. Москва, 1977.1. Лосева, 1962

14. Н.М.Лосева, Аттическая краснофигурная керамика Пантикапея из раскопок 1945-1958 гг. II МИА, 103 (1962), 166-179.1. Передольская, 1945

15. А. А.Передольская, Вазы Ксенофанта // Труды отдела античного мира Гос. Эрмитажа. Ленинград, 1945. Вып. 1. 47-67.1. Масленников, 1990

16. А. А.Масленников, В.Н.Розов, Расписная керамика с мысаЗюк. //КСИА, 197 (1990), 66-73.1. Масленников, 1998

17. А. А.Масленников, Эллинистическая хора на краю Ойкумены. //Москва, 1998.1. Передольская, 1963

18. А. А.Передольская , "Мастер керченских фрагментов, найденных на горе Митридат " // Archeologia, XIV (1963), 41-48.1. Передольская, 1967

19. А. АПередольская, Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог. Ленинград. 1967.1. Передольская, 1971

20. В.М.Полевой, Искусство Греции. Древний мир. Москва, 1970.

21. М.В. Скржинская, Афинский мастер Ксенофант // ВДИ, 3 (1999), 121-130

22. Г. А.Цветаева, К вопросу о торговых связях Пантикапея. //МИА, 56 (1957), 182-201.

23. B.A.Sparkes, L.Talkott, Black and plain pottery of the 6th, 5th and 4th centuries B.C. The Athenian Agora, vol. XII, Princeton, 1970.

24. M.B.Moore, Attic red-figured and white-ground pottery. The Athenian Agora, vol. XXX, Princeton, 1997.

25. N. Alfieri, Spina. Museo archeologico nazionale di Ferrara, 1. Bologna, 1979.

26. N. Alfieri, Grande kylix del pittore di Pentesilea con ciclo Teseico // Spina e la ceramica Attica (A cura de Stella Patitucci). Ferrara 1994.

27. P.E.Arias, M.Hirmer, Mille anni di Ceramica Greca. Florence, 1960.

28. S. Aurigemma, La necropoli di Spina in Valle Trebba. Roma, 1960-1965.

29. J.D.Beazley, Attic Black-figure Vase-Painters. Oxford, 1956.1. Beazley ARV

30. J.D.Beazley, Attic Red-figure Vase-Painters. Oxford, 1942.1. Beazley ARV2

31. J.D.Beazley, Attic Red-figure Vase-Painters. (2nd ed.) Oxford, 1963.1. Beazley Para

32. J.D.Beazley, Paralipomena: addishions to ABVand ARV2. Oxford, 1971.1. Beazley Addenda

33. Additional references to Attic Black-figure Vase-Painters and Attic Red-figure Vase-Painters2 and Paralipomena, compiled by L.Burn and R.Glynn at the Beazley Archive. Oxford, 1982.1. Beazley, 1928

34. J.D.Beazley, рецензия на CVA France 6, Collection Mouret //JHS 48 (1928), 126-127.1. Beazley, 1932

35. J.D.Beazley, рецензия на CVA Pays-Bas 2, Musee Scheurleer (La Haye) 2 l/JHS 52 (1932), 142.1. Beazley, 1939

36. J.D.Beazley, The excavations at AlMina, Suedia, 3: the red-figured vases // JHS 59 (1939), 1-44.1. Beazley, 1986

37. J.D.Beazley, The development of Attic black-figure. Berkeley, 1986 (revised ed.).1. Beazley, 1989

38. J.D.Beazley, Potter and Painter in Ancient Athens // Greek Vases: Lectures by J.D.Beazley. Ed. by D.C. Kurtz. Oxford, 1989, 39-59.1. Beazley, 1989a

39. J.D.Beazley, Spina and Greek Pottery. // Greek Vases: Lectures by J.D.Beazley. Ed. by D C. Kurtz. Oxford, 1989, 60-65.1. Bloesch, 1940

40. J.Bloesch, Formen attischen Schalen von Exekias bis zum Ende des Strengen Stils. (Dissertation). Bern-Bumpliz, 1940.1. Boardman, 1987

41. J.Boardman, Silver is White IIRA 1987, 279-295.1. Boardman, 1989

42. J .Boardman, Athenian Red-figure Vases: the Classical Period London, 1989.1. Burford, 1972

43. A.Burford, Craftsmen in Greek and Roman Society. London, 1972.1. Burn, 1987

44. Burn, The Meidias Painter. Oxford, 1987.

45. Burn, 1991 L.Burn, A dinoid Volute-Krater by the Meleager

46. Painter: An Attic Vase in the South Italian Manner II Greek Vases in the J.Paul Getty Museum, 5, 1991, 107150.

47. Campenon, 1994 Ch. Campenon, La ceramique attique a figures rougesautour de 400 avantJ.-C., Paris, 1994.

48. Carpenter, 1962 R. Carpenter, Greek art: a Study of the Formal

49. Evolution of style. Philadelphia, 1962.

50. Caskey, Beazley, 1931 L.D.Caskey, J.D.Beazley, Attic Vase Paintnings in the

51. Museum of Fine Arts, Boston. Oxford, 1931-1963.

52. Castle Ashby, 1980 Greek, Etruscan and South Italian Vases from Castle

53. Ashby. Christie Sale Catalogue, 1980.1. Cook, 1960

54. R.M.Cook, Greek painted pottery. London, 1960.1. Cook, 1987

55. R.M.Cook, "Artful Crafts": a commentary IIJHS 107 (1987), 169-171.1. Corbett, 1960

56. P.Corbett, The Burgon andBlacas tombs II JHS 80 (1960), 58-60.

57. Cygielman, Mangani, 1991 M.Cygielman, E.Mangani, La collezione Chigi

58. Zondadare. Ceramiche figurate. (Museo archeologico Nazionale di Siena). Siena, 1991.1. Dunbabin, 1999

59. K.M.D.Dunbabin. Mosaics of the Greek and Roman World Cambridge, 1999.1. Ella, 1995

60. Ricardo J.Ella, рецензия на Artful Crafts: Ancient Greek Silverware and Pottery (M.Vickers, D.Gill) II AJA 100 (1996) 422-423.1. Eretria IX

61. K.Gex, Rotfigurige und weissgrundige Keramik. Eretria. Ausgrabungen und Forschungen IX. Lausanne, 1993.1. Fellmuth, 1996

62. N.Fellmuth, Zeitliche und stilistische Einordnung des Jenaer Malers. II Jena Cat., 1996, 48-54.1. Folsom, 1976

63. R.S.Folsom, Attic red-figured pottery. New Jersey, 1976.1. Frel, 1985

64. J.Frel, A New Etruscan Vase Painter at Malibu II Greek Vases in The J.Paul Getty Museum, 2 (1985), 145-158.1. Grinten, 1966

65. E.F. Grinten van der, On the composition of the medallions in the interiors of Greek black- and red-figured kylixes. Amsterdam, 1966.

66. Hahland, 1930 Hahland, 1931

67. W.Hahland, Vasen um Meidias. Berlin, 1930.

68. W.Hahland, Studien zur attischen Vasenmalerei um 400 v.Chr. Inauguraldissertation zur Erlangung der Doktorwiirde einer Hohen Philosophischen Fakultat der Philipps-UniversitatMarburg. Marburg, 1931.1. Hannestad, 1988

69. Hannesatad. The Athenian Potter and the Home market. // Proceedings of the 3rd Symposium on Athenian Greek and Related Pottery. Copenhagen, 1988, 222-230.1. Hemmelrijk, 1991

70. J.M.Hemmelrijk, A closer look at the potter //Looking at the Greek vases (ed. T.Rasmussen and N.Spivey). Cambridge, 1991, 233-256.1. Hesperia Suppl. X

71. Talcott, B.Philippaki, G.Roger, Edwards V.R.Grace, Small objects from the Pnyx: II. Princeton, 1956. Hesperia, Supplement X.1. Jannoray, 1955

72. J.Jannoray, Enserune. Contribution а Г etude des civilisations preromanies de la Gaule Meridionale. Paris, 1955.1. Jena Cat., 1996

73. Der Jenar Maler. Eine Topferwerkstatt im klassischen Athen. Formen attischer Trinkschalen der Sammlung Antiker Kleinkunst der Friedrich-Schiller-Universitat Jena. Ausstellung Katalog. Wiesbaden, 1966.1.nglotz, 1932

74. E.Langlotz, Griechische vasen in Wiirzburg. Munchen, 1932.1.zzi-Hafter, 1976

75. A.Lezzi-Hafter, Der Schuwalow-Maler. Eine

76. Kannemverkstatt der Parthenonzeit. Kerameus 2., Mainz, 1976.1.zzi-Hafter, 1988

77. A.Lezzi-Hafter, Der Eretria-Maler. Werke und Weggefahrten Kerameus 6. Mainz, 1988.1. Massei, 1978

78. Massei, Gli askoi a figure rosse nei corredi funerari delle necropoli di Spina. Ferrara, 1978.1. McDonald, 1981

79. B.R.McDonald, Emigration ofpotters from Athens II AJA, 85-2(1981), 158-168.1. McPhee, 1973

80. McPhee, Attic Vase-painters of the late 5th B.C. University of Cincinnati, Ph.D., 1973.

81. McPhee, Pemberton, 1990 I.McPhee, E.Pemberton, Aphrodite on the swan; a redfigured vase in Avellino // Ceramic and Iconographic studies in Honour of Alexander Cambitoglou. Sydney, 1990, 125-129.1. Metzger, 1951

82. A.Metzreg, Les representations dans la ceramique attique du IV e siecle. Paris, 1951.1. Metzger, 1965

83. A.Metzger, Recherches sur I'imagerie athenienne. Paris, 1965.1. Metzger, 1996

84. H.Metzger, Le "Genie des lieu" dans les imageries attique et italiote. //Journal des savants, 1996, 261289.1. Midwestern coll., 1979

85. W.G.Moon, L.Berge, Vase-painting in the Midwestern Collections. Chicago, 1979.1. Millin 1808

86. A.L.Millin, Peintures de vases antiques. Paris, 1-П, 1808-1810.

87. Museo delle Marche, 1982 La ceramica atticafiguratanelle Marche. (Mostradidattica). Museo Archeologico Nazionale delle Marche. Anchona, 1982.1. New York Market

88. Royal-Athena Galleries. Art of the Ancient World. New York. (Sale catalogue).1. Noble, 1966

89. J.V.Noble, The techniques of Attic painted pottery. London, 1966.1. Olynthus V

90. D.M.Robinson, Excavations at Olynthus V Mosaics, Vases, and Lamps of Olynthus. Baltimore, 1933.1. Paul-Zinserling, 1994

91. V.Paul-Zinserling, Der Jenar Maler und sein Kreis. Zur ikonologie einer attischen schalenwerkstatt um 400 v. Chr. Mainz, 1994.1. Paul-Zinserling, 1996

92. V.Paul-Zinserling, Der Jena-Maler. Eine Topferwerkstatt im Klassischen Athen. II Antike Welt, 2 (1996), 135-139.1. Picazo, 1977

93. M.Picazo, Las ceramicas aticas de Ullastret. Barselona, 1977.

94. Pottier, 1897 Richter, 1975

95. E. Pottier, Vases antiques du Louvre. Paris, 1897-1922.

96. G.M. A.Richter, Attic red-figured vases. A survey. Yale, 1975 (3d ed.).1. Robertson, 1951

97. M.Robertson, The place of vase-painting in Greek art. II BSA XLVI (1951), 151-159.1. Robertson, 1982

98. M.Robertson, Beazley's use of terms. И Beazley Addenda, 1982, xi-xviii.1. Robertson, 1985

99. M.Robertson, Beazley and Attic vase-painting. II Beazley and Oxford. Ed. by D.C.Kurtz. Oxford, 1985, 19-30.1. Robertson, 1991

100. M.Robertson, Adopting an approach. III Looking at Greek Vases. Ed. by T.Rasmussen and N.Spivey. Cambridge, 1991, 1-12.1. Robertson, 1992

101. M.Robertson, The Art of vase-painting in classical Athens. Cambridge, 1992.1. Rudolph, 1988

102. W.Rudolph, Workshops: Some Reflections and some Pots. // Proceedings of the 3rd Symposium on Ancient Greek and Related Pottery, Copenhagen, 1988, 524535.

103. Schefold, 1930 Schefold, 1934

104. K. Schefold, Kertscher Vasen. Berlin, 1930.

105. K.Schefold, Untersuchungen zu den Kertscher Vasen. Berlin, 1934.1. Schorner, 1996

106. G.Schorner, Manteljunglige in Jena Epheben an der Grenze // Jena Cat., 1996, 60-64.1. Simon, 1982

107. E.Simon, Satyr-plays on vases in the time of Aeschylus // The eye of Greece. Studies in the art of Athens. Cambridge, 1982, 123-148.1. Sparkes, 1996

108. B.A.Sparkes, The Red and the Black: Studies in Greek Pottery. London, 1996.

109. Spina. Storia di una citta tra Greci ed Etruschi. Ferrara Castello Estense, 1993.

110. E.M.W.Tillyard, The Hope Vases. Cambridge, 1923.

111. W.Tischbein, Collection of Engravings from Ancient Vases now in the possession of Sir Wm. Hamilton. Naples, 1791-1795.

112. A.D.Trendall, Farce and tragedy in South Italian vase-painting // Looking at Greek vases. (Ed. by T.Rasmussen, N.Spivey). Cambridge, 1995, 151-182.

113. G.Trias, La cerarnica atica de figuras rojas II D.Arribas, M3 G.Trias, D.Cerda, J. De la Hoz, ElBarco de El Sec.fCalvia Mallorca). Estudio de los materialos. Mallorca, 1987, 47-123.

114. M.True, A New Meidian Kylix // Greek Vases in The J.Paul Getty Museum, 2 (1985), 79-88.

115. A.D.Ure, Red-figure cups with incised and stamped decoration I // JHS 56 (1936), 205-215.

116. A.D.Ure, Red-figure cups with incised and stamped decoration IIII JHS 64 (1944), 67-76.

117. P.D. Valavanis, Panathenaic Amphoras from Eretria. A contribution to the Attic vase-painting of the 4th century

118. B.C. Athens, 1991 (на греч. яз.).

119. M.Vickers, Artful Crafts: The influence of metahvork on Athenian painted pottery II JHS 105 (1985), 108128.