автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Мастерство Алишера Навои в создании пейзажа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мастерство Алишера Навои в создании пейзажа"
ЩШСТЕГСТВО ШСШИГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИИ
УЗБЕКСКОЙ ССР Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им.В.И.Ленина
На правах рукописи
ЭГОИНОВ Афтондид Саднрхонович
МАСТЕРСТВО АЛЙЕЕРА НАВОИ В СОЗДАНИИ ПЕЙЗМ:А / на примере поэмы "Садди Искандарн"/
10.01.03 -Литература народов СССР
Автореферат диссертации на соискание ученой степеии кандидата филологических наук
ТАШЕЩ' - 1999
Работа выполнена в Институте рукописей им.Х.Сулейманова АН УзССР
Научный; руководитель
Официальный оппоненты
член-корреспондент АН УзССР доктор филологических наук Каюмов А.П.
доктор филологических наук профессор ХаЯитметов А.
кандидат филологических наук доцент Мухитдинов М.
Ведущее учреждение
- Ташкентский Педегогический институт им. Низами
Защита диссертации состоится ..¿¿о в .//час на заседании специализированное
1990
в у Тчас на заседании специализированного совета "HU67.02.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Ташкентском государственном университете им.В.И.Ленина /700095.г!Ташкент,Вуз городок,гл.корпус ТашГУ, ФУФ, ауд-409/
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке университета /Дуа городок/
Автореферат разослан "_
1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
Алимджанова X.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми. Перестроечные процессы, происходящие в нашей стране, ставя! перед ооветоким народом важные задачи. Советские люди вдут по пути обновления в социальной и экономической жизни, в духовном развитии. В осуществлении требований времени наряду о социально-экономическими факторами велика роль и художественной литературы. В то ке время при формировании новик человеческих взглядов не менее велико и значение истории узбекской литературы, творчества ее гуманистических представителей.
21 октября 1989 года был принят "Закон о государственном языке Узбекской ССР". Он призывает усилить наши связи с узбекским языком и литературой, с культурным наследием узбекского народа. В 15-й статье Закона о языке говорится об усилении внимания к изучению староузбекской письменности, что означает обращение к литературному наследию, созданному на этой графике. В силу этого нам необходимо еще более глубокое изучение источников на староузбекском языке в идейно-художественном плане. "Для широкой пропаганды и глубокого изучения социального, экономического, исторического, литературно-художественного, культурного и научного наследия прошлого, - гласит 19-я статья Закона о лайка , - необходимо предусмотреть публикации на языке подлинника историко-культурных памятников узбекского народа"3-. Конечной целью всестороннего изучения памятников являетая их публикация и пропаганда. Самое важное для нао - это постижение и освоение вопросов художественного мастерства поэтов-классиков, что способствует развитию современной узбекской литературы.
Творчеотво Алишера Навой, выдающегося представителя узбекской классической литературы, также способствует развитию узбекского языка, обогащении его словарного фонда, созданию стихов, работе над словом, т.е. творческому процессу. Художественное мастерство поэта должно занять достойное место в развитии современного литературного процесса. Грани непревзойденного мастерот-ва Навои могут быть раскрыты только в глубоком научном исследо-
* Закон УзССР о государственном языке Узбекской ССР. Ташкент: Узбекистан. 1989. С.25.
ьшшк, охватывавшем боо оредсьва и приемы,, к ко торим прибегав! ьвлмкзй поэ1. В аюм плана особого вшшаниа заслуживают вопросы мланглиього изображения Алишаром Навои природа, Б узбекской классической лшера»уре взгляцц на ирироду и создание ее лрек-рслих картин имеют далекие исторические корни. Б исслздоваииях пейзаж, являющийся однш из формальных элементов, учасгаувдам в ьуракшши идейного содержания произведения в образцах этой ли?е-рзкуры, аоалвзировался не в целом, а в огделышх ракурсах. В •»зогаоош, наблюдешю над, худонествешшм вамерошш и пейзакек ¡; провзьедштях Навои можно найму Е.Э.Еертельса,Айбека,В.Захидо~ в .а, Е.Косткхина, А. Хайитметова.А. Кахшва, А. Ру стш.юва, Н. Маллаева ,Я.Ис хькова и других ксследовакед.ей1. Вопроз кастеро*ва Навои в более ii;;ipoi;ot.; плане бил предметов исследования в научних грудах А.Ка-шоиа, Ь'ЛСоотиша, СЛайдарова, Р.Ибрахамоьой и Ф.Иабиева. Ввиду того, чю границы передачи пейзажа в "Хамсе" очень широка, ь-.ц сочли необходимом ограничиться изучением граней мастере tea поэта в аспекте поамы "Садци Искандари" - произведения, всесторонне о-тобразащего социально-политические, философские и отческие взгляда Навои. В atofi поеме велика роль пейзажа в оживлении идеи и образов. Bor чю говорил Е.З.Еертелвс о поэме "Санди Искандари": "Все мастерство стихотворной техники.в ней стянуто но преимуществу к разбросанным в ней описательным частям, i.e. к вас|'у"й. Отталкиваясь от згой оценки, ш можем уверенно считать истинным ют факт: на основе изучения пейзажей в новые мокко раскрыть грани художественного мастерства Навои, расщыть своеобразие его техники в поредачэ приемов и средств.
1 Барталto Е.Э. Навои и Джами. М., 1965; Айбек о Ал.Дейч. Али-шер Навои. Крнтико-биографичзокий очерк. Ташкент, 1968; Зондов Б. Улур шоир ижодининг ljanöu. Тошкент. IS72; Костюхин Е. Алекэандр Македонский в литературной и фольклорной традиции.
1972; ¡{айитмеюв А. А.Навоий вжодий ыетоци масалаларс. Ташкент, 1963; Каллаев Н. Алишер Наьомй ва хаы> иЕоциёти. Тошкеаг, 1974; Цаюмов А, "Садци Искакдарий", Топком, 1975;
Исаков Ё. Навоий поэтикаск. Тошкент, J9B3.; Алуетаыов Навоип •.. ниш' бациий ыау,орати.Тошконт. 1979. ~ Ьер'.'&льз B.S. Навои к Джамп. О.Ш.
По тория изучения теми. Замечания о пейзаже в "Сэдди Искан-дари" мы встречаем в ряде исследований. В частности, об этсм разкшляе! А.Кашов в таких разделях своей коисгрвфии "Садди Не-каидарий", как "Родг.из и" природа", "Маворзинахр и Самарканд", "Индия. Заросли Нигера"Поскольку исследование предназначено для широкого читателя, в нем давтоя описания пейзажей. Эти разделы коногра{1ш вакны'для изучения художественного каогереюва Навои.
Литературовед Ф.Наблг.з защитил диссертацию на гену: "Луд о в-шй мир героя и изображение природы в творчестве Ллишера Навои" (на материале поэм "Фархад и Ширин" и "Лейли и Медзиуи"). В диссертации исследованы следующие вопросы: роль изображения природы в освещении духовного «вира героя и место поэтических фигур в пейзако2. Литературовед С.Хайцаров в своей статье характеризует пейзажи "Хайрагул обрар", определяв! их своеобразие^.
Е.Косгюхш, всесторонне изучивший образ Александра Македонского в фольклоре н письменной литературе, в разделе "Садпи Искандера" Навои своей монографии рассуждает о толковании образа Искандера в пооке Навои и подчеркивает роль этой поэмы в цикле существующих на Востоке произведений на данную тему4. Между тем автор недостаточно глубоко понимает специфику литератур!! Востока, допускает неточности в определении связи между эпохой создания поэкы и свойственники ей идеями. В частности, затрагивая вопросы о си®зге, композиции и стиле изложения событий, ои угверкдаег следующее: поома составлена из различных частей (имеются в виду четыре повторяющиеся части - основные события; фпло-софско-дидактические отступления (терминология Л.Кашова); рассказы и притчи), "в результате повествование становится дробным. Деятельность Искандера, конечно, сюжетный стержень позмн.
* См.: Кзплов А. Садди Искандарий. 98-118-бемар.
2 См.: Набиов Ф.Ш. Духовный мир героя и изображение природы в творчестве Алкиера Навои (на материале поем "Фархад и Ширин" п "Лейли и иецотуп"). АКЛ. Ташкент, 1990.
3 См.: Гайдаров С. Нзвоийнинг "^эйрзтуд аброр" достонида пейзаж //■ Узбек пдабиёхи масалалари. ТоиЛУ илмий кшлар ху пламя. 609-сон, 1979.
4 См.: .Коогвхии Е. Л л .Македонский в литературной и фольклорной грздгцки. [.'.., 1972. С.66-84.
Но герой беспрестанно отлучается из поэмы, и не только потому, что Навои следует композиционным принципам Амира Хосрова; нет, героя оттесняют другие, не менее важные проблемы, чем те, что несет с собой рассказ об Искандаре. Роль вводных эпизодов-возрастает значительно, и нередко эти эпизода затмевают повествование о главном герое (таковы описания зимы и весны, размшле-* . ние и рассказ о пользе путешествий, раздумья о старости и т.д. Мы не можем с этим согласиться. И вот по какой причине. Небезызвестно, что для Бостона, в частности, для узбекской литературы, стало традицией использование возвышенного стиля, наставлений, философских рассуждений в произведении, афоризмов. Например,литературовед А.Малехова, изучавшая поэму "Лисон-ут-тайр", указывает, что в повторении событий и рассказов, присущих композиции этой поэмы, есть замысел автора: этим приемом он создает определенный ритм произведения2. И этот факт свидетельствует о своеобразии композиции произведений Навои. Подобное построение поэм присуща в целом восточной литературе. Кандидат филологических наук Р.Ибрагимова в статье "Фантастические элементы в творчестве Навои", останавливаясь на изображении моря в "Садди Ио-кавдари", высказывает отдельные сувдения о пейзаже у Навои^.
•В советском литературоведении создано несколько- исследований о пейзаже в художественной литературе. В их числе можно назвать монографии Б.Галанова, С.Нилина , множество статей, посвященных этой теме на примере анализа произведений русских классиков и советских писателей Н.Гоголя, А.С.Пушнина, Л.Толстого, И.Тургенева, А.Чехова, М.Пришвина, М.Шолохова, Л.Леонова. В узбекском литературоведении этой.теме посвящены исследования' М.Султановой и Н.Ляумаева5.
1 Там же. С.83.
2 См.: Малахова А. Поэма Алишера Навои "Лисан-ат-тайр" ("Язык птиц"). АВД. Ташкент, 1978. С.7.
3 См.: Ибрормова Р. Навоий ижодвда фантастик элементлар // Ада-бнй мерос. 1978. 11-сон.
* Галанов Б. Живопись словом. Портрет, пейзак, вещь. М.; 1974;
Липин С. Человек глазами природы. М., 1985.
5 См.: Султонова М. Пейзаж санъати. Тошкент, 1983; Жумаев Н. Поэтик тасвирда пейзажнинг роли. Тошкент, 1982.
Цели и задачи работы. В диссертации предполагается исследовать мастерство Навои з создании пейзажа на основе анализа его поэмы "Са.вди Искандера". Для раскрытия своеобразия пейзажа у Навои и граней его мастерства мы поставили перед собой задачу осветить следующие проблемы:
- некоторые наблюдения о месте пейзажа как одной из граней творческого мастеротва писателя;
- исследование гуманистических основ отношения Навои к природе;
- выявление связей идей поэмы с пейзажем;
- анализ стиля создания изображений зимы и весны, присущих им отличий;
- определение места, образов, художественных приемов и в изображении времен года;
- выявление авторского стиля в создании экзотических картин природы, анализ вопросов мастерства;
- толкование пейзажных зарисовок с точки зрения пространства и времени.
Научно-методологическая основа. Методологической основой исследования послужили положения и высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина о природе и обществе. Использовались также материалы последних съездов КПСС. В научно-теоретическом отношении появлению работы способствовали исследования о пейзаяе и поэтике советских литературоведов Д.Тимофеева, Д.Лихачева, Е.Э. Бертельса, Б.Галанова, Ю.Лотмана, Н.К.Гей, И.Стеблевой, С.Лшш-на, А.Кашова, А.Хайитмегова.
Научная новизна работы. За основу исследования взяты научные наблюдения по проблеме взаимосвязи природы и человека на примерах поэм "Хамсы". В основном нами преследовалась цель определить стиль создания поэтом изображений времен года и экзотических пейзажей. Исследование пейзажей поэмы приводит к определенным научно-теоретическим выводам. Хотя эти теоретические обобщения относятся к пейзажам одной поэмы, они млеют научную значимость для показа логических, художественных основ пути, стиля создания изображений природы у Навои.
Научное и практическое значение работы. Наблюдения по теории пейзажа и непосредственный анализ зарисовок пейзажа могут быть использованы из выводов работы. Метод теоретических размыв-
с
лззкй, кагерналм двасертадаа, виводц z .ойсощйния ¡„сгут на£-íí: вршзвекзв при pocoKtcipeusi. гех ш suua форма.лшнг ксйшояей-soa худокествешшго иравзвбдеикд, ь частота, upe анализе гю£-übSa, Dpíl соогавленис уЧСЮ-Шг ЙЭО'ОбВв, руКСБОДЗГЬ ПО огвв«8Ш!£» овоеоЗразашг ч«рг узбекской классической лв г ера туру,- ее. худоз»-отаенного мирз, cnoiчж oCfusoz, юпрог.ов традицой к новагоро!1-Rsr при ведения спецкурсов па $йтоллбекйх фокулымвг шоасх уч&онах еавьдепл:'..
Ксгочкикк twSoTH« При изучение маотерсгва 1&всг ь созданва пейзак. лава вевользовашг иатеркэж пом:- '•Оаадв Исканляру1. Оскогаым иогочвакоы лэолуЕыо издана *2амсг?" Ií>6& год£, подго-ювлекнее доктором фцяологксоквх каук К.Иеяоьеьик,, nooKo¿bi;v оая являбгав' иаьСолее досго&ерж.
Апрпонт^ i, су&ппкпвяг:, Дадовртаккг оооухцена t. veeotseszo-ьвас % eaaftis s fcßo?asysi рукоаказй ЕйД-Суйвйзако»* AK УзЗО?. 0саоюы5 вопросы д&зйортацкь сосечек* в доклада«: йй конференции молодых ученых в tooíMtyíc язык. к латература АН УзООГ. Во таго ituooeptauaa олуЗликовдш úpowpe. х. osante
Структур?* люосэгиашк» ¿sooeptauai состоит из вселены, • глас, заклзчевЕл. х. ennotts. шикообааьоД ливра ij fu.
ОСНОВНОЕ СШР2ДНИЕ ДЖШ-ШЙШ
Ьо вьедеаш оОоонодквавтод актуальность ш. степень со изученности, научная новизна, поле к задача, научная и пракги-ческам значимость psSotH.
Глава перва.к - "Место пвйзата в гоокгетвк адаГЕ о^гезов"-совете* некоторые набладеная над ноатакоь пейзана » оойоваьш гумаыяотдчаеккх взглядов Нйвок ш природу.
Б раздала "Некоторое за^ечапкт о поэтике itegaaira" быявдя-огса меото negsasa в художзотвяш ирои введено, привод;":ios некоторые теоретичеокиз шдоазвш od ш; особениосгпл.
Пейзак moeüi участвовать в вкраженил едой, иироэоззриш ишателя, шволвягъ роль ме&гз собитай в 5-сдаз, т доторш она орэдоходят. Писатель кэзбрахзез природу, опираясь кг; своз ьаз-лоздцаэ, на поотаилзыше перед собой задачи. Б каздои хукогзотшшои произведении природа изобраяйва ао-сювщ, опшая покжл саиоо'атйшш краокамк, аерерабапншеь в jasöopa горла шва-
теля, она псдучвет нсвув.грантовку. Лриродз kcess бить про газовое тэвлеиз обществу, мог.ет ¡Jatb просто кап меого действия: - это зависит от ехяля писателя, .>го '¿с гола я тех задач, ко tope он поставил перед собой. 3 рскзнтвческях провзввяенеях яейза» изображается одухотворен»!®!, оа wos'eí сливаться о героем либо, противостоять гну. Его функция я прздашоченпв находятся в прямей заввсгмостп oí того, какой характер посит произведение - лкркче-ский, зпвческия или ляро-элотеокпй. Неврквер, веля автор прибегает я пейзагу, чюбч на его фене оттенить чувства лирического герся, то в лврс-зппческш произведении на шрзгеяня этих чуЕст построена «ракхоява пейзажа, Все это говорит о тем, что при анализе пеВгэ«а ну «но гоходвзгь кз гада художественного проягвекепга, особе нносге/t яаира, гворчесгсге квгода, стиля писателя, его взглядов аа природу.
Во втором разделе первой главы "Гумаииочиескае сснсвн взглядов Напои „на природу;' расскагрязавхся Езак,:осгязь гумаппс-гических взглядов Напоя с природой. Диализ строится каки на ррв-иерах, взятых пз псам "Хсмск", Навои был причастеи я шишбавдвй-скому учсаяв философии суфизма. В слота суфийских, взглядах он возвеличивает и человека, и природу. Навоя вырастает любовь к человеку л природе, сгремпгся к бегу, который одновременно впитывает их в ейбя, растворен в них, и возвеличивает бога. Бог в этом миро присутствует з каждой вещи, в qactncota, он отобраяа-ется в человеке и природе, поэт возвеличивает их, поднимая человека до степени божества.
В по вне "ХаПратул абрар" ("Смятение праведных") .Навоя утверждает, что все сущее, природа, ее блага доЛжны служить человеку, ибо человек - высязе создание космоса: Копив jpateona, агар худ яябот, ^ар бири бир гаврари олий сифот. Барчясшш гарчи лагиф айлпдинг, Барчадин иноошш тариф айладинг1.
(Недра я ливогные, растения -
Каждое лз них - яемчуг тааега качества. ■........... —,
1 Навопй Длишер. Хамса. Тошкент, IS60. 21-бет. (Далее примеры дзются по этому «зданию, страницы указываются а скобках после цитаты).
Хотя все их гы одарил милостью, Выше всех ты почтил человека).
Навои противопоставляет общество и природу, в зависимости от отношения природы к человеку он поднимает его выше общества. Навои считает, что природа - место действия, возвышающее человека, а общество угнетает человека, унижает его.
Говоря, что человек - высшее создание Вселенной, Навои поникает это как власть человека над обществом и природой. На примере Искандера в "Садди Искандари" он Ьревращает человека во властителя всего мира. В поэме "Фархад и Ширин" Фархад побеждает силы природы, подчиняет их человечеству, делает человеке близким другом природы. Идеальные герои Навои живут в природе. Природа созвучна, гармонична с состоянием возмущенного несправедливость» или влюбленного героя. Она стонет, как и они. В начале поэмы "Сабъаи сайе'р" ("Семь странников") природа дается сочувствующей влюбленному шаху Бахраму. Но в конце произведения, когда он забыл о своем народе, проявил недовольство природой, природа мстит ему. В конце поэмы Бахром устраивает охоту, убивает много зверей. В результате кровь убитых животных разливается по земле, образуется болото, Бахрам и все его спутники попадают в ловушку. Природа петит Бахраму и за себя, и за то, что, занятый развлечениями, Бахрам с безразличием относится к народу, угнетает его. Навои в этой зарисовке стоит на гуманистических позициях и в известной мере выражает заботу об экологии. Здесь Навои утвервдает мысль, что природа нужна человеку. Через природу он защищает человека, строит свое отношение к природе га основе гуманизма.
Вторая глава - "Мастерство Навои в создании пейзажа" - является основной частью диссертации. В ней анализируются проблемы взаимосвязи идей и пейзажа в поэме, изображение весны и зимы, экзотические картины - индийский лес, океан.
В разделе "Созвучие пейзажа и идей поэмы" прослеживается значимость пейзажа и его место в выражении идей "Садди Искандари". В поэме восхваляется красота природы. Посредством пейзажных зарисовок раскрываются некоторые стороны характера Искандера. Например, когда он идет по разным странам,.с" не остается равнодушным к природе и пользуется ее щедрыми д-рами. Прекрасны;* лес Нигор в Индии оказывает положительное ь" ¡ействие на
Иокандара. Эго говори« о том, что Искаядар даже в роли завоевателя ценит природу покоренной км страны, как и вообще красоту. Когда Искандер приходит в Кагриб, между двух гор он возводит ext • ну, препяютвующую нападениям чудовищ Ядяужей а Маджужей на земли, где живу г лзди. Эта стена называется стеной Искандера -это самое великое его деяние. Этим поступком Искандер выступает против темных сил природы, спасает от них людей. Посредством Иокандара идеальным образом осуществляется господство над природой. Став владыкой над сушей, Искаядар направляется теперь ь морскую стихию - океан. Противостоя стихия, он достигает середины океана. В конце концов он становится владыкой всего кара. Но когда Искандар умирает, он уходит из мира о пустыми руками. Навои утверждает, что жизнь шаха, как у любого человека, - преходяща, даже владей человек всем оущим на земле, из этого мира он не макет унести ничего.
Из времен года в подае отдельно изображаются зила и весна. И не случайно, что Навои обращает внимание именно на эти времена года. Весна - врека пробуждения природц и человеческих чувств. Зима, напротив, противостоит человеку, приводит его в трепет, это время она природы. Изображая эта периоды, Навои обращает вникание на ах особенности. Исходя из основной идейкой направленности произведения, он уделяет особое внимание изображении эта и веенн. Если посредством весны он утверждает идем яязьв, вопользовашш рааосгей хизаа, то через зту - жизнь человека ¡-к; вечна, у весны, у радости есть конец. Приходит конец жизни, наряду оо всем хйзнъ имеет начало к конец, - учес он. Вниманий к отоку связано с отношением Навои к йскандару. Вазой поддерживает опраооддввые деяния Иокандара. Но он отрицательно относитсл к его желание овладеть воем миром. Это свое неприятие он изобре-säet посредством звх-з. Воиавдар вне sy пае« я?"" —••"••"•••••••> -
вых чуцоваз, но- з«ш останавливает его noxoii Li « 9orsiotr>eH8oß салоГ,, пролятогвуодеЗ йскянвар.у, i 1 > o'prr^s-ie? ч irnnf-n гшгнт пйлоксвз. птт uaw v > ■ }—-.) .., ..... ..
1 t ii) 1С"
i" i i - i 11 £ i u
! ГН 1 f l 1 1 I
' 1 1 3 ' Г f| jr J
1 1 P » ! r0 ) Ii I 1
зимы и весны, на основе чего даегся оценка мастерству Навои. Изображение вши противоречиво по СЕоей сум, холод и тепло рисуются в противопоставлении, ибо благодаря ему сравнивается тепло и холод. В сравнении ке всесторонне конкретизируются особенности определенных вещей. Зимний пейзаж дается через восприятие человека, вышедшего из теплой комнаты, в которой он пил вино. . Поэтому состоянию этого человека природный холод противоречит. В описании зимы состояние холода даегся в связи с природным теплом тел. Из-за холода они потеряли свои особенности, речь идет об уменьшении тепла. Ослабло солнечное тепло, лучи солнца обессилели. Положение людей и животных ухудшилось, они двигаются через силу. Подумав о фазане, что это пламя,-самшит и кипарис стремятся к нему, чтобы согреться: _ _________
Гуыон айлабон иуъла кургач тазарв, 15илиб даврида ларза шамшоду сарв (708).
(Увидев фазана, приняв его за пламя, Дрожат вокруг него самшит и кипарис).
Сазан - птица красного цвета. Самшит и кипарис - деревья, сохраняющие и зимой зеленый цвет. Увидев эту птицу, они принимают ее за огонь, это свойственно живым тварям,-страдающим от холода. Но поэт прибегает к гиперболе: не кивая тварь, а терпеливые деревья стремятся согреться в холод. Эта гипербола представала, но в жизни не встречается (игроц фис-сифат). В изображении зимы линия холода выпячивается. Навои обращает' внимание на изменения в форме и содержании вещей и существ на холоде. Холод - явление чувств. Живые существа и тела в природе, сущность которых изменяется в природе под влиянием холода, вызывает чувство сострадания, ибо холод оказывает влияние не только па сущность, но оставляет следы и на форме.
Зимний пейзаж -по-своему спокоен, сдержан. Это исходит от сущности зимнего периода, спячки природы.
В зимнем пейзаже встречаются бейты, которые очень сложны и по своему построению и стилю выражения. "Здесь налицо все го- • ловолошше стихотворные приемы той эпохи во всей их изощренности"^. Чтобы дать представление о таких бейтах, проанализируем некотоpua из них:
1 Бор?1\яьа Е.Э. Навои и Лики. G.4II.
Еэлкрлар булуб дай нарнгига $ут, Тонг эрмао на^ангшш, 1;ут эгса #ут (708).
Содержание бейта: как рыбы являются пищей киту, стали керт-вой кита зилы, то есть замерзли; но этот кит - $ут - большую рыбу тоже может съесть - заморозить. Чтобы раскрыть художествен. ную тонкость этого бейта, нужно обратить внимание на слово Это ключ бейта, "эдт" - большая рыба и последний месяц зимы (с 22 февраля по 22 марта). В бейте нужно иметь в виду оба смысла'. Используя второе значение - месяц года, Навои создает прием ийхом.
Прежде всего читатель обращает внимание на метафору "дай на^анги" ("кит зимы"). Замерзание рыб рождает мысль, что кит их сьел. Во второй ке строке определяющее слово "дай" (зима) в метафоре "дай на^анги" опущено, и слова "на^анг" и "$ут" вдруг обнаруживают два смысла, строка может толковаться двояко. "Тонг эрмас на^ангики, цут этса ^ут" мокет быть понята как "кит может проглотить большую рыбу", и "большие рыбы могут замерзнуть". "На^анг" имеет значения "большое животное" и "стужа". Это нелегко заметить, и только через образ "дай наз^анги" в первой строке можно понять,.что он связан со значением "месяц года". Месяц "^ут" продолжается до 21 марта, когда становится сравнительно тепло. Съедание рыбы - го есть продолжение месяца "$ут". То есть сила холода кокет продержаться до 21 марта. Следовательно, особое внимание нугшо обратить на второй смысл строки. Если бы не метафорическое выражение "дай яа^анги" ("кит зимы") в первой строке, мы вообще не смогли бы догадаться о значении "^ут" как месяце года. Стужа связана с метафорическим толкованием слова "на-утг". Если бы "кит зимы" и "^ут" были связаны непосредственно, мы сразу бы догадались о значении "месяц года". Поэтому позг в первой строке говорит "дай на^анги", а в следующей, используя образ кита без определительного слова зима (прием истиора-мета-фора), выделят в слове "$ут" значение "рыба". Значение "месяц года" мы понимаем только через переносное значение слова "на-^анг" - "стужа". Вместе с тем своеобразный ключ, раскрывающий художественную тонкость бейта - слова "^ут" и "^ут", чтобы обратить на них вникание читателей, использован в конце строк, т.е. в качестве ря$мн.
Можно привести несколько примеров подобного построения в
пейзаже зимы. Например, леди, замученные холодом и стремящиеся к теплу, сравниваются с янтарем, притягивающим солому. Этот кажущийся простым бейт можно анализировать на нескольких страницах: - . Чу саргартиб элни насими сабо, Булуб ул сомонларга ут ка^рабо (708).
(Когда ветер заотавил пожелтеть людей, Они тянутся к огню, как солома к янтарю).
Такой предельно сложный смысл Навои вкладывает в самую малую стихотворную частицу - бейт. Сложность поотроения стиха не мешает создавать яивые картины сложной природы. Слово, в част- : посте в изображении времен года у Навои, несет большую эстетическую нагрузку. Слово-образ входит в связь с другими словами и участвует в создании целостности смысла и изображения. Е высокохудожественных бейтах, изображающих времена года, несмотря на их лапидарность, уошшваетоя глубина содержания, смысловая нагрузка. Высокая художественность видна также в том, что в одном бейте заключен глубокий смысл. Выражая в минимальной форме -бейте максимальный смысл, Навои демонстрирует высокое искусство.
При создании картин весны Навои также исходит из своеобразия этого времени года. В создании пейзажа особое внимание он уделяет приему "ташбих" (сравнение). Образы сравнения в гашби-хах берутся из самой природы и общества. При изображении картин весны особое внимание обращается на изменения б небесной атмосфере и в растительном мире. Например, довдевое облако сравнивается со слоном. Этот пример как и в пейзажах зимы входит в число сложнопсстроенных. Каждая рифмующая строка автономна: она несет в себе слова, заостряющие внимание читателя. Выделим их:
Ругубаг аро гуйи ул хайл к ] пил
Булубтур бори гарр дарёйи \ Нил
Гор андод эмас, бас недур, айт | бу? Ки ^арёк влардш томар ртра ! суп (779)
(Во влажности словно стадо слонов, Все они нырнули в реку Нил. Если не гак, скажи, что это Отовсюду льются капли вода).
Для демонстрации совершенства художественной техники Навои п изобраЕсниях времен года характерно, что в отрывках, бейтах основное смысловое слово стоит в конце строки и рисуется.
В части сравнений в пейзажах весны используются традиционные сравнения любовной лирики в восточной литературе. Но теперь образы сравнения становятся его предается. Налрииор, в традиционной литературе стан возлюбленной сравнивается с кипарисом, локоны - с гиацинтом, лицо -. о розой. В изображении весны наблюдается обратное: кипарис - отал возлюбленной; гиацинт - локоны красавицы; роза - лик возлюбленной... В пейзаже используются приемы "руджуъ", "хусни таьлил". Красота природа обосновывается различными средствами. Используется "талмих" - намек на имена легендарных и исторических героев или существ;
Цплиб шуъла зо$ир гули оташия, Самандар ииби булбул ахгаракиин (779).
(Пламенная роза испускает лучя, Подобно саламандре сгорает соловей).
Алая красивая роза сравнивается с огнем, соловей в разлуке с розой напоминает саламандру. Согласно легенде саламандра роя-дается и живет в огне - это символ вечности. Поэтому он * и использован поэтом.
На рассвете дует свежий ветер, сгнившие кости деревьев -высохшие ветви обретают жизнь - покрываются листвой. Зтот ветер подобен дыханию Йен, мертвые в саду оживают - деревья обретают душу:
Зсар оубрам ру^парвар из сам, ~ Топар жон йигоч^а изома рамим. Бу ел Иои анфосия исбот этзр, Ки бог ичра в$ёйи амвот этар (779).
(Подул на рассвете свежий ветер, Обретают душу сухие ветви деревьев. Этот ветер выявляет животворящее дыхание Йен, Ибо в саду оживают мертвые).
Согласно легендам, дыхание Исы оживляет мертвых. В этил примере оживание сада, который покрывается листьями и цветами, связан с Исой. В го же время в этом отрывке попользован прием "хусни таьлил", художественно подтверждающий оживание природы.
В пейзажах весны, нак и в зимних пейзажах, встречаются высокохудожественные, сложнопостроенные бейты и фрагменты. Ввиду того, что читателям хорошо знакомы эти два времени года - объекты изображения, Навои приводит в них такие сложнопостроенные бейты. "Однако в угоду доступности Навои все же не мог снизить художественного уровня своей поэмы. Если бы она была написана нарочито упрощенным языком, она опять-таки не выполнила бы своего назначения. Читатель той эпохи, особенно читатель высокопоставленный, привык к определенному, очень высокому стандарту технизации стихотворной речи. Снижение этого стандарта было бы рассмотрено как отсутствие художественности, поэму не стали.бы читать, а тем самым и общественная ее полезность значительно упала бы. Таким образом, и в этом отношении перед Навои стояла исключительно трудная задача. Надлежало яайти "золотую середину", избежать обеих крайностей"1. В результате этого впечатляющие картины времен года написаны высоким стилем в духе литературы той эпохи. К.Маркс говорил: "Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком""*. Некоторые отрывки, изображающие в поэме времена года, были предназначены художественно образованному читателю, наделенному богатым вкусом. Чтобы читать, понимать и чувствовать такие изображения,. нужно было иметь определенные сведения о восточной ли- • тературе.
Следует особо подчеркнуть, что весенний пейзаж олицетворяет животворность и вечность природа. В каждом проявлении приро-' ды весной Навои видит человека, етэое создание. Он проявляет большое маотерство в таком истолковании весны.
Экзотические изображения. В поэме даются и экзотические изображения - картины природы дальних стран. Это картины леса Нигор и океана. В диссертации приводятся сведения об индийской природе в разделе, названном "Изображение леса Нигор в Индии". При изображении экзотики особое внимание обращено к противоестественному, чудесному, замечательному. Создавая экзотические . изображения, Навои, несомненно, ставил перед собой довольно труд-
1 Бертельо Е.Э. Навои и Джашь С.411.
2 Маркс К. и Энгельо Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.151.
Hue задачи. Oil должен бал познакомить читателя с природой дальних стран и в то же время создать виды, отличающиеся от окружающей читателя природы, чудеса чарующего леса. А для чудесных изображений оя стремится к гиперболическим, противоестественны!,! сравнениям. При создании картины леса он плодотворно использует образ неба. Деревья у Навои дотягиваются до небес, между их ветвей не видно солнца:
Шакар ^ар бири еткуруб кукка бош, Булуб барглар ичра шщон вдёш. ^уёш барг аро ул сифат мунзави, Ки туфро^а соя аро партави (741).
(Каждое дерево достигает небес, Среди его листьев прячется солнце. Солнца не видно среди листьев, На землю падает свет сквозь тень).
Небо характеризуется бесирайн'остью и недостижимостью. Такое представление о деревьях леса в далеких, странах,достигающих небес, всегда привлекающих внимание человека, н служит созданию выразительного изображения.Перед глазами читателя предстает Необычная природа.Основываясь на такой характере экзотических картин, Навои вводит их в произведение
Зивотных, населяющих лес, поэт изображает гиперболично. Они рисувтся двояко:
- знакомые читателю животные живут в необычных, гиперболизированных условиях, на горах тысячи оленей гуляют среда цветов по текущему по земле меду:
Кийка хайли бу тор уза- минг гала,
Гулу тщ аросида бори яла (743).
(На эжх горах пасутся тысячи оленей.
Среди роз и меда, все они едят);
- животные и птицы отличаются красотой. Например, птицы фазан и турэч своей красотой лишают человека рассудка:
Тазарвд хиромаяда, дуррок-рм Цилиб з^уш на^дшш юрок $ам (742).
(Походка фазана и турача Грабит ценность разума).
В поаме Навои мастерски пользуемся таете приедем "талыех". Здесь легендарный события и небесные явления даются ь связи. Павлин, сидящий на самой высокой ветви дерева, сравнивается с Дхэбраилом, садящим на дереве ломе на оедьмом небе и восходящем в небо:
Чу тоьус улуб сохи олий шшш, Булуб опдра шохида ру^ул - ш (742).
(Когда павлин сел на самую высокую ветку, Он о*ал- Джабраилом, евдядк» иа деравз логос).
Талмох в связи с небом дается с определенной целью. Чзрез цзЗо, которое всегда над головой человека» ему легча воспринять картину незнакомого леса. Легендарных, реккгиознше герое* люди той эпохе считала существующими, Иаобрцдешш лиса через знаковое ему, через легендарных н таинственных персонажей усиливало впечатление у читателя.
Таыбихи, используете Навои в создании картин леоа, !.'оже !,;оано разделить на два вада:
- используицае предает природы в качаете образа ср£-,шо-шк. Здесь лес объясняется самой природой;
- использующие предке па природы в качестве, првоущем обра-ау «изки человека. Здесь приводятся качества, осязании* с людьми Инда». Индийца хотя бы частично были зкикош читатели, и 'это создавало хорошее впечатление. Например, индийский скворец, украденный бронзовым'.! ПЗрЪЯМЕ, сравнивается о яядкйошве тшщов-йшдош;
лав$а кшаон бааа зевар;,, Ашшдевкк, $яндуйс оэзвгара (742;,
(Чарует краооюй индийский икваови. Похожи! н:; бкеяЗок?» ганЕоваду).
■ ¡Ь ь пейаал; леоа помея гапьбйя иапользуьгея мая», в к> вра-1 1 . J^ > 01 ч 1 {а 1 ^ 1, 1 пр >-
1 , 1 1 I 3 > ( 1 , с
невозможно полностью изобразить средствами окружающей природы. Таинственность в изображении леса была бы упрощена. Кроме того, невозможно показать природу далеких стран средствами только известных, окружающих читателя вещей.
В изображении леса Нигор упоминаются и виды, присущие животному и растительному миру Индии. Это в какой-то степени основано на реальности,'показывает, что Навои был знаком с географией Индии. При создании экзотических, впечатляющих картин Навои действительно создает образы.
В этом разделе после анализа картин океана делаются общие выводы об экзотических изображениях. Искандар выходит в океан путешествовать. Картину океана Навои строит как противоречащую человеческой природе. Он гиперболизирует далекую и неизвестную человеку природу океана, ее необычайность. Навои изображает явления и особенности, присущие океану. Например, бурю на океане он передает на основе контраста посредством приема тазод: волнения океана (поверхности.земли) - небо. Гиперболически показывая движение волн океана,"*он противопоставляет океан небесам -как самой великой стихии, простирающейся между землей и небом. Поэт основывается на представлениях той эпохи о строении земли. Олицетворяя картину бури, он еще больше расширяет картину о противоположности океана (лика земли) небесам. В результате волнения океана корабли от седьмого слоя земли поднимаются до звезд на небе. Из-за того, что читателю не знакома водная среда и бури на ней, такое движение корабля по великим просторам воспринимается ими как страшная картина. Помимо конкретизации движения корабля и волн, читателю объясняются и другие явления через уже знакомые ему. Например, во время бури звезды на небе сталкиваются с их отражением на земле - волны поднимаются до небес:
Нечаким юдордин курунуб нужум, Лларнинг сувда акси айлаб $ужум (821).
(Сколько звезд видно с высоты, Отражение их в воде наступает на них).
Океан трактуется как волшебная среда. Здесь известные читателю естественные- предметы предстают неожиданными. Например, солнце погружается в воду, и оттуда же, кажется им, выходит.
Неча нуркнп cia^p аро бутратиб, Теагиздкн туруб рм тенгизга ботпб (8SI).
(Сколько лучей рассыпало (солнце) в коре, Из woря рождается в в коре погружается).
В изображении океана Навои обращается и к образу небес: лучи небес больше связаны с водной средой. Небо приближавi к читателю далекую природу и в то же время служит воспркягЕЮ его как таинственной природы,
В изображении водной среда в основном участвуй! темные цвета. Часть событий происходит ночь». Темные краска уовяхшавг ыю~ чатление укаоа. Путешественники на корабле, наблюдающие прекрасные к противоестественные картины, испытывают страх от буря, темноты, движений каких-то кквошис в воде. Если в пейзаже леса краски разнообразны, то в картинах океана их очень мало и все они в основном темные. Если в изобрааекет. леса на первом месте красота а чудеса, тс в пёйзая океана к вин присоедишет-ся ужас, который превалирует на переднем плане.
Океан трактуется в произведении как безмернее пространство (путешеотвенники за два года достигли только его середины). У океана не видно берегов, создается впечатление, что он окружен небом. Путешественники думают, что они плывут по небу:
Сув афдокдин $еч топмай гусял, Булуб. давраси даврота муттасил.. ¡"умон айлабон хайли дарё хирои, Ки гардун аро ейламишлар ма$ои (820).
(Вода неразрывна с небесами, Круг ее неразрывен с ее кругом. Путешествуя по воде, кажется, Что находишься на небесах).
Б изображении океана показаны безграничные тайны, присущие водной среде. Как и в пейзажах зимы и весны, в нартянах леса и океана используется вид гиперболы игроц-фис-сифпг. Но в толковании экзотики этот прием исходит из характера экзотического изображения, занимая особое место, так как здесь необходимо выпукло показать далекую природу, привлечь к ней ттшие. Правы игрок усиливает впечатление от того, что в лг.знп не встреча-
3IÍ13 Е ЭТС4 осред«5язз?оя. Он служат конкретизации изобрзхигдз неизьесяноЯ ярироз. И изображение калекой природа как простой, подобной оаругшцвЗ и очень абстрактной иогвг получиться оез-жвзагшюВ. В определенной .мер« от этого и спасает прием кгрок-флс-ай-эг^
В картинах океана, как к з видах леса, мало tasösxos (срав-HSHtSli). Sic происходи? ог того, что объяснять океан окружав^ природой,' водну:." среду сухопутной Природой почти bsböskoskj. Эоачяг, Еавок прл создании экзогячэоках язобрааензй внбврвв ; особый путь. Каеннз эгэ * определяет мастерство Навои при соэде--ии: экзотических изображений.
П;< Ki-sisjaaßs доныне сведениям, Навои не ввдел на шдпйску-го лес£( ни океана, но агеи ив менее он нарвсова? вх впечэгдяядо.
о грчкп зреакя qj>t>ofraqcsgoj; времся:.'. Г:о своему времевс изойракенныс оеаоаа гона охватасакг lis грс месяца соошегствукаего четвертг.. Зоо полису Rsoöposeirzs довольна значительно m временк, оно может быть вяевремектл, оть'оонгьсз кг- всему сезону, Картнла сезонов дается в фалосо§ово~ дйдакгичэск;-! отступлениях. В згах частям нет событвз, но згоя taca ?«лооо$овиг наставлений. Поэтому авк виеарьилп-
пв$, Экзотические изображения даютоя в чаотз собнтиЗ, проиохоь*-i'Uíi в поэме с Кокаядаром. Навои подтверждает., чю'cuasi-, сшзса--нкй о Искандеров, относигая к прошлому» Одедователиз, раооаьзн-вая с лесз к океан.?, он говори® о пргродо, существовавшей seríalo. Поэтому экзотические изображения кишсятся к проалеку, из относятся к овгоивяшвему дав, к агш усиливают интерес к osíe,
Отнооагельио пространства экзотические изображения располагаются в далеких, ведоовуишх, ТЕШштвеншп: землях. Иецоогуа-яоось пз врэмепь и пространству прагягшэаз? читателя, ибо "прзз-ргокы sei,1ш - зекля, путь в которуо долог" (й.Логман). И времена года з соответствии с пространством пз связаны с конкретной seppsíopaaS (названий ее чзг).
Прл аэобрагзниЕ времен года юлкоЕаяиз природа о точки зрелая орсмеза otoas ад породней плана, понята-!, оюосяадесч vj временд, создав« в перэуа очередь карту вроввяа года Сдекь, ночь, огугз, облачно, доздь, пвегзяиз тпыинов...). Природа габлзда-згеи в определенное вр«£1 годз.
В экзотических изображениях, напротив, ел иаредниЗ швя
выступают понятия, относящиеся к пространству. Пером Навои с помощью понятий, относящихся к месту, создаются картины далекой природы (деревья леса, заросли камыша, буря, волны, дает воды,..). Таким образом, здесь на первом месте не состояние природы, время года, дня, меояда, а свойства определенной территории. Такая основа в изображении пейзажей, логически происходящая из характера объекта, уместное использование образов и художественных приемов и есть свидетельство высокого мастерства Навои.
В заключении диссертации сформулированы следующие ВЫВОДУ:
1. Свои гуманистические взгляды Навои выражает и с помощью природы. Восхваляя красоту человека и природы, он возвеличивает проявляющегося в них бога. Великий поэт призывает сохранять природу. Говоря, что природа нужна человеку, он обличает противо-гуманное отношение к человеку и природе.
2. Навои утверждает, что по отношению к человеку природа выше общества, по отношению к самой себе природа ближе всего подходит к человеку. Если человек разрушает природу, она начинает мстить ему. Если же он бережно относится к природе, она
его возвышает.
3. Для выражения идей поэмы Навои пользуется и пейзажем. Картинами весны он утверждает, что в жизни человека есть 1адос-ти, а изображением зимы -.что жизнь человека преходяща. В стремлении завладеть миром Искандер выступает против легендарных чудовищ, доходит до середины океана, но зимой прекращает походы. ^ С помощью весны и зимы он утверждает существование для человека рождения, радости и смерти.
4. Связь образа Искандера с пейзажем проявляется и в наблюдаемых видах природа. Во время своих походов Искандер не разрушает природы, пользуется ее красотой. Он выступает против оил, приносящих вред природе, сооружает им заслон.
5. При изображении времен года - зимы и весны в центр пейзажа ставятся их основные особенности: зиме присуща огужа, весне - пробуждение и оживание природы. Освещению этих сторон служат образы и художественные приемы. Изображение зимы строится на противопоставлении тепла и стужи, это усиливает восприятие холода. Существа, сохраняющие жизнь при помощи тепла, в том числе и человек, изображаются страдающими от холода. Поэтому в картинах зимы во всем сущем господствует тяжесть, живые сущеотва
о трудом передвигаются. Картинам весны присущи пробуждение, живость. В весенней природе каждая .вещь кажется одушевленной, живой. Связь с оживлением, пробуждением дается с помощью приемов ташбих а талмех, Таким образом, поэт обосновывает каждый образ и прием.
6. В пейзажах зимы и весны встречаются сложнопостроешше бейты, отрывки. Описывать их художественное совершенство можно на многих страницах. Подчеркнем главное: в таких бейтах усиливается смысловая нагрузка слова, соотношение образов в них сложное - их нелегко понять. Слова, используемые в рифме, выполняют задачу смыслового ключа для раскрытия их смцсла при анализе поэтической техники. Стихи, написанные таим "головоломным" стилем и одновременно создающие живые картины природы, - свидетельство высокого мастерства Навои. Навои отдает дань литературным традициям своей эпохи, и усиливает внимание к художественной форме, но это не мешает содержанию, впечатлению от изображаемого.
В создания совершенного содержания совершенной формой проявился талант Навои, как поэта.
7. При создании экзотических изображений Навои использует особый прием. Знакомя читателя о далекой и незнакомой природой, он прибегает к образу неба. При этом далекая природа своими особенностями оказывает влияние на небеса." Прием талмех также дается в связи о небом. Картины индийского леса и океана приближаются к читателю с помощью небес, хотя поэт и утверждает, что далекая природа отлична от окружающей.
. 8.-В основу картин леса положена загадочность, .таинственность. В картине океана к ним присоединяется "ощущение ужаса. Этим,достигается впечатляемость изображений. Навои добивается того, что экзотические изображения совершенно не похожи на окружающую природу вообще непредставимы. Поэт достигает этого помимо использования образа небес применением вида гиперболы игрок-фис-сифат и ташбихов. Определенное место в экзотических изображениях, очень впечатляющих, но не встречающихся в жизни, занимает гипербола.
9. В изображении времен года на передний план выдвигаются явления природы, связанные со временем. В экзотических изображениях особое внимание обращается на пространственные особенности далеких мест. Экзотические изображения вызывают большой ин-
юрос, так как по условиям той епохи они были недосгиясвин. Картины го времен года являютоя общими повсюду.
10. Навои создает пейзаки с учетом сведений науки своего врзменя. Его изображения одлыш логичностью, обоснованность», художественной убедительностью. Маотерство Навои в том, что в пейзажах у него не случайны ни одш образ, ни одна деталь: каждая ив них несет определенную нагрузку, участвует в создании общей картшш. Каждое слово, накдый образ выношешш, уместны к определяют живость и впечатляемость текота.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:.
1. Навои - мастер пейзажа. Ташкент: Фан, 1988. 3,3 п.л. (пп узб.яз.).
2. Вам чукды разногласия и измены // Узбекистон адабкёти из сантати. 1985. 559 дек. 0,2 п.л. (на узб.яз.),
3. Человек - избранное существо // Гулистон. 1988. !i II, 0,2 п.л. (на узб.яз.).