автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шамсутдинова, Масгуда Исламовна
Введение.
I глава. Мусульманские праздники у татар
§ 1. Основные этапы истории ислама в Среднем Поволжье.
§ 2. Мусульманские праздники и обряды у татар.
II глава. Роль «Маулид-байрам» и «Маулид китабы» в духовной жизни татар
§ 1. Праздник дня рождения пророка Мухаммада: возникновение и распространение в исламском мире.
§ 2. Поэма Сулеймана Челеби «Маулид-ан-наби»
Василят ун-наджат») и «Книга Маулид» как литературная основа
Маулид-байрам» у татар.
§ 3. «Маулид-байрам» у татар
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Шамсутдинова, Масгуда Исламовна
Начавшиеся в конце XX века процессы ломки общественных отношений, ниспровержение идеалов, разрушение стереотипов сознания, противоречивый информационный поток, обрушившийся на людей после падения «железного занавеса», объективное ухудшение качества жизни и т.д. рождают пессимизм и депрессию в обществе, в том числе и среди татарского населения. Наблюдается уход в иллюзорный мир от действительности. Люди, не выдержав натиска общественных противоречий, находят свое «утешение» в алкоголизме, наркомании. В последние годы также распространяются различные нетрадиционные формы религиозного сектантства. Религиозно-творческая практика татарского народа, имеющая свою этническую окраску, может быть утеряна в связи с активизацией миссионерской экспансии с Востока, особенно в последнее время. Игнорирование основ духовных традиций народа, отрицание нравственных установок, ценностных ориентиров предшествующих поколений может привести часть татарского общества к социальной деградации, к межконфессиональным противоречиям, а значит, и к конфликтам в обществе.
Татары занимают второе место по численности после русских в России и являются народом, который принял ислам более тысячи лет назад. Изучение религиозных обычаев, обрядов и традиций татар, которые полтысячелетия живут в добрососедстве с народами разных вероисповеданий, опыта веротерпимости, обеспечивающего стабильность межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе, может послужить и перспективе дальнейшего мирного сосуществования разных народов, исповедующих разные религии в России. Поэтому изучение обычаев, обрядов и традиций татарской нации, выявление общих установок в воспитании высших чувств, а именно моральных и эстетических, может помочь выработать прогнозируемые ценностные ориентиры татарского общества.
Объективный анализ современного ислама у татар возможен лишь на основе исследования его региональных особенностей, сложившихся в течение веков со времени принятия ислама. Более 1000 лет мусульманская религия целиком господствовала в сфере общественного сознания татар-мусульман. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного1.
Основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д. Она придает им особую ценность, связывая их со священным, сверхъестественным. Всякий же обряд является совокупностью символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные общественные идеи, представления, нормы и коллективные чувства2.
В системе мусульманских обрядов и обычаев особое место занимают праздники. Праздник — форма эстетической и художественной деятельности, включенная в ткань социокультурной жизни общества3. Праздник (безотносительно содержания) выполняет следующие функции:
1) компенсаторную, выступая как средство дополнения, «восполнения» жизни, восстановления сил человека;
2) коммуникативную и регулятивную, так как является формой человеческого общения, используется для обмена информацией, налаживания контактов, преодоления различий;
1 Радугин А.А. Философия. Курс лекции. — М., 1995. — С. 17.
2 Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986. — С. 134.
3 Эстетика. Словарь. — М., 1987. — С.26.
3) эмоционально-психологическую и идеологическую — в процессе праздника, в системе праздничных ритуалов и обрядов, в распространяемых сведениях закрепляются и получают развитие психологические и идеологические комплексы, взгляды и воля инициаторов праздника1.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья"
Заключение
На протяжении более чем тысячелетней истории ислам занимал и продолжает занимать свое особое место в духовной жизни татарского народа. За столь долгий исторический период, став неотъемлемой частью национальной культуры, исламские традиции, обычаи и обряды у татар-мусульман России постепенно приобрели региональные особенности. В силу исторических условий и удаленности от центра мусульманских цивилизаций ислам у татар обретает некоторое своеобразие.
Следует отметить, что ислам, как и во всем мусульманском мире, у татар был мировоззренческой системой, регулирующей все стороны общественной жизни (социальные, правовые, нравственные, коллективные, семейные и т.д.).
Рассмотрение основных этапов распространения и развития ислама в Среднем Поволжье позволяет подчеркнуть его главную особенность — веротерпимость, которая свидетельствует о том, что исламские традиции, укоренившиеся в духовной жизни татар, не были подвержены таким крайним их проявлениям, как фанатизм и экстремизм. Безусловно, единичные случаи, описанные в литературе или имевшие место в жизни, не могли быть определяющими. Это, скорее, исключение, нежели правило.
Другой важной особенностью ислама у татар Среднего Поволжья стала ярко выраженная этничность, приближенность его к исконным народным традициям, при которой в исламе сохранились многие элементы «народного» ислама. «Маулид-байрам» наглядно свидетельствует об этом.
Особенностью ислама в Среднем Поволжье можно считать и то, что в силу многих причин наравне с официальной религией, проповедуемой религиозными деятелями, в татарском обществе в сохранении исламских традиций большую роль играли женщины. Существует «народный» ислам, опирающийся в основном на деятельность женщин. Именно они осуществляли воспитательные функции в семье, служили хранителями традиций и передающим звеном, осуществляя преемственность поколений.
Безусловно, выявленные нами региональные особенности ислама накладывали глубокий отпечаток и на такой феномен духовной жизни татар, как «Маулид-байрам». Поэтому можно вычленить и особенности, характе-ризирующие этот праздник именно среди татар: наслаиваясь на доисламские традиции и обычаи, мусульманские праздники, в том числе и «Маулид-байрам», приобретали черты народных праздников; помимо функции выражения религиозных чувств, «Маулид-байрам» имеет воспитательную направленность — служит формированию нравственных идеалов, установок и ориентиров на примере образа пророка Мухаммада, как личности, обладавшего привлекательными для простого народа чертами (скромность, терпение, щедрость, простота, великодушие, аскетизм, милосердие и т.д.);
Маулид-байрам» по форме приближаясь к народным праздникам, тем не менее, носит «домашний», а не широкомасштабный фестивальный характер, как его отмечают в мусульманских странах;
Маулид-байрам» служит фактором формирования исконных черт характера народа — оптимистического мировосприятия окружающего мира, что доказывается анализом интонационно-ладового строя исполняемых песнопений. В отборе литературной основы также выявлена тенденция отображения светлых сторон жизни пророка, тогда как в литературной первооснове имеются и печальные страницы жизни пророка;
Маулид-байрам» в какой-то степени способствует удовлетворению коммуникативных потребностей женщин в татарском обществе;
Маулид-байрам» направлен и на удовлетворение эмоционально-эстетических потребностей участников праздника, ибо имеет четкую музыкальную и литературную драматургическую композицию, умело срежиссированную, признанными и почитаемыми всеми участниками праздника духовными наставниками — чтицами;
Маулид-байрам» является формой познавательно-творческой деятельности, поскольку вовлекает участников в коллективное действо и обогащает их знаниями мировоззренческого характера / например, космогонические представления и др./;
Маулид-байрам» у татар выступает как важнейший фактор в духовной жизни, укрепляющий духовные связи между людьми. Это было особенно актуально в условиях отсутствия развитой системы светских праздников и развлечений;
В «Маулид-байрам» заложены богатые традиции приобщения коллектива к духовной культуре. Это особенно важно в условиях, когда в обществе нет специального механизма реализации воспитательных функций регулирования общественного поведения. В данном контексте изучение духовной практики мусульман Среднего Поволжья дает возможность понять некоторые причины общественных противоречий. В свою очередь, это еще раз подчеркивает необходимость всемерной поддержки духовной практики, учета этнических особенностей проявления религиозного сознания у народов России.
На примере праздников можно делать вывод о том, что они способствуют воспитанию высших нравственных чувств и идеалов, сохранению многовековых традиций духовной культуры и могут использованы при разработке концепции мирного сосуществования между различными конфессиями и этническими группами, стабильности в обществе.
Список научной литературыШамсутдинова, Масгуда Исламовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абдуллин Я.А. Татарская просветительская мысль. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. — 319 с.
2. Акбулатов И.М., Булгаков P.M. Праздники в исламе. — Уфа: Литера, 1992. — 47 с.
3. Александров Н.А. Татары. Чтения для народа. — М.: Тип. Борисен-ко, 1899.—61 с.
4. Алькаева JI., Бабаев А. Турецкая литература. Краткий очерк. — М.: Наука, 1967, — 189 с.
5. Амирханов Р. Ислам в истории татарской общественной мысли // Татарстан. — 1993. — № 4. — С. 82-86.
6. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.) / АН Татарстана, Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибр-ва.
7. Казань: ИЯЛИ. — 1993. — T.I. — 124 е.; — 1993. — Т.Н. — 112 с.
8. Анастасиев А. О татарских духовных школах. Наблюдения и заметки инспектора училищ // Русская школа. — 1893. — № 12. — С. 126-137.
9. Артемьев А. Сабан и джиин — татарские народные праздники // Московитянин. — 1850. —Ч. III. — № 11. — кн. 1.
10. Атласов Гадии. Мещеряки // Инородч. обозрение. — 1912. — Кн.1.1. С.11-13.
11. Аширов Н. Ислам и нации. — М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
12. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. — М.: Политиздат, 1972.152 с.
13. Ашмарин Н.И. Очерк литературной деятельности казанских татар-мохамедан за 1880-1895 г. / Труды по востоковедению Лазаревского ин-та восточных языков. — М., 1901. — Вып. IV. — 58 с.
14. Бакиров М.Х. Закономерности тюркского и татарского стихосложений в свете экспериментальных исследований: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Казань, 1972. — 74 с.
15. Базарбаев Ж. Типология современных верующих мусульман. — Философские науки. — 1973. — №3. — С.95.
16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. — М.: Худ. лит-ра, 1975. — 502 с.
17. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. — М.: Изд-во МГТУ, 1992. — 143 с.
18. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. — М.: Мысль, 1970. — 164 с.
19. Бертельс Е. Литература народов Средней Азии (от древнейших времен до XV века н.э.) // Новый мир. — 1939. — № 6. — С. 210-238; — № 7. — С. 246-265; — № 9. — С. 264-281.
20. Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература.1. М.: Наука, 1965. — 524 с.
21. Большая Советская энциклопедия / Под общей ред. А.М.Прохорова. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. — Т.П. — 648 с.
22. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. — 206 с.
23. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года). —М.-Л.: Гос. изд-во, 1923. — 107 с.
24. Воробьев Н.И. Казанские татары. — Казань: Татар, гос. изд-во, 1953. —383 с.
25. Всеобщая история литературы / Под ред. В.Корша и А.Кирпичникова. — С.—Петербург, Изд. К.Л. Риккера, 1891. — 321-554 с.
26. Гарбузова B.C. Поэты Средневековой Турции. Учебное пособие.
27. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 201с.
28. Гарбузова B.C. Поэты Турции. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 201 с.
29. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. — Симферополь: Спиро, 1881. — 45 с.
30. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. О народах татарского племени. — Спб.: Иван Глазунов, 1799. — 178 с.
31. Герберштейн С. Записки о Московии. — СПб.: Тип. Безобразова, 1886.— 229 с.
32. Гольдциер И. Культ святых в исламе. — М.: Гос. антирелигиозн. изд-во, 1938. — 180 с.
33. Греков Б.Д. и Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1951. — 479 с.
34. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). —М.: Наука, 1975. — 519 с.
35. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. —М.: Наука, 1966. — 352 с.
36. Грушин Б.А. Массовое сознание. — М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
37. Грюнебаум Г.Э фон. Классический ислам 600-1258. Очерк истории. — М.: Наука, 1986. —215 с.
38. Гумилев Л.М. Люди и природа Великой степи (опыт объяснения некоторых деталей истории кочевников) // Вопросы истории. — 1987. — № 11.
39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 318 с.
40. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. — 190 с.
41. Давлетшин К.Д. Стихийно-материалистические и антирелигиозные идеи в татарском фольклоре: Автореф. дисс. . канд. философских наук. — Казань, 1972. — 24 с.
42. Джемс Уильям. Многообразие религиозного опыта. — М.: «Русская мысль», 1910.— 518 с.
43. Дервиши в исламском мире. Исследование Петра Позднева. — Оренбург: Тип. Б.Бреслина, 1886. — 336 с.
44. Еолян И. Традиционная музыка Арабского Востока. — М.: Музыка, 1990. — 238 с.
45. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М: Политиздат, 1990. — 287 с.
46. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII-XIV вв.). — М.: Наука, 1966. — 160 с.
47. Законодательство о религиозных культах. — М., 1971. — 356 с.
48. Зарубежная тюркология: Древние тюркские языки и литературы / Сост. С.Г. Кляшторный. —М.: Наука, 1986. — Вып.1. —- 384 с.
49. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. — М.: Наука, 1967. — T.I. — 212 с.
50. Знаменский П. Казанские татары. — Казань: Центр, тип., 1910. —67 с.
51. Зорин Б. Остатки язычества у татар Оренбургской и Уфимской губернии // Вестник Оренбургского учебного округа. — 1913. —№2.
52. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. —М.: Мысль, 1989.255 с.
53. Ильминский Н.И. О количестве печатающихся в Казани магометанских и о школе для детей крещеных татар // Правосл. обозрение, 1866.1. T.XIX. — № 2.
54. Имамутдинова 3. Музыка и культовые формы ислама // Советская музыка. — 1991. — № 11. — С. 37-40.
55. Ирвинг В. Жизнь Магомета / Перевод Л.П. Никифорова. — М.: Издание М.В. Клюкина. — 312 с.
56. Ислам в истории народов Востока. — М.: Наука, 1981. — 197 с.
57. Ислам в татарском мире: история и современность: Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля — 1 мая 1996 г./ Ин-т истории Акад. Наук Татарстана и др. — Казань. — 378 с.
58. Ислам. Словарь атеиста. — М.: Политиздат, 1988. — 252 с.
59. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы / АН Татарстана, Казань. — 1994. — 206 с.
60. Ислам: Энциклопедический словарь / АН СССР, Ин-т востоковедения; Г.В. Милославский и др.—М.: Наука, 1991. —311 с.
61. История Казани. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1988. — Т.1. — 352 с.
62. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — 336 с.
63. Исхакова-Вамба Р. О некоторых связях народной музыки казанских татар с арабской культурой // Музыкальная фольклористика. — М.: 1978. — Вып.2.
64. Ишмухамедов 3. Ислам и его идеология. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1959. — 36 с.
65. Ишмухамедов 3. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. -— Казань: Татар, кн. изд-во, 1979. — 224 с.
66. Казанская периодическая печать XIX — начала XX века: Библиографические указатели. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 87 с.
67. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. —206 с.
68. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. — Казань: Татар, гос. изд-во, 1932.56 с.
69. Кашафутдинов Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: Дисс . канд. ист. наук. — Казань: 1969. — 254 с.
70. Кашафутдинов Р.Г. Праздники и обычаи татар, связанные с хозяйственной деятельностью // Вопросы истории, филологии и педагогики. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1965. — Вып.1. — С. 32-35.
71. Керимов Г. Как ислам относится к искусству? // Наука и религия.1980. — № 4, — С. 41-43.
72. Климович Л.И. Ислам в царской России. — М.: Гаиз, 1936. — 406 с.
73. Климович Л.И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. — Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд., 1958. — 63 с.
74. Коблов Я.Д. О магометанских муллах: Религиозно-бытовой очерк.
75. Казань: Иман, 1998. —28 с.
76. Коблов Я.Д. О татарских мусульманских праздниках. — Казань: Центр, тип., 1907. — 42 с.
77. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Исследование по мешхедекой рукописи. — Харьков: Изд-во ун-та, 1956. — 347 с.
78. Коран / Перевод И.Ю Крачковского. — М.: ИКПА, 1990. — 512 с.
79. Краткий научно-атеистический словарь. — М.: Наука, 1964. — 644 с.
80. Крымский А. Е. История мусульманства. Самостоятельные очерки: обработки и дополнительные переводы Дози и Голдциера // Труды по Востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом. —М., 1903. —4.1.379 с.
81. Крымский А. Е. История Персии, ее литературы и дервишевской теософии // Труды по Востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом. — М., 1914. — Вып. XVI. — Ч. I. — 62 с.
82. Крымский А. Е. Источники для историии Мохаммеда и литература о нем // Труды по Востоковедению, издаваемые Институтом Восточных языков. — М., 1902. — Вып. XVI. — 89-144 с.
83. Крымский А. Е. Школа, образованность и литература у российских мусульман. — М., 1905. — 23 с.
84. Крымский Л.Е. История Турции и ее литературы. — М., 19101916. — Т.1-2.
85. Курбатов Х.Р. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика. — М.: Наука, 1978. — 218 с.
86. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972.—271 с.
87. Литература Востока в Средние века. — М.: Изд-во Московского Университета, 1970. — 4.II. — 464 с.
88. Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.Т. Николаева. — М.: «Советская энциклопедия»,, 1987, —752 с.
89. Лэйн Эдвард Уильям. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. — М.: Наука, 1982. — 436 с.
90. Магдеев М. Сабантуй // Наука и религия. — 1973. —7.—С. 14-17.
91. Макатов И.А. Что из себя представляет ураза и ураза-байрам. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. — 12 с.
92. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. —452 с.
93. Мазитова Н.А. О востоковедческой деятельности А.К. Казембека // Вопросы истории, филологии и педагогики. — Казань: Изд-во Казан, унта, 1965. — Вып. I. — С. 28-32.
94. Масиньон JI. Методы художественного выражения у мусульманских народов / Арабская средневековая литература. — 1978. — С. 46-60.
95. Массэ А. Ислам: Очерк истории. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.229 с.
96. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и Восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики). — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993.384 с.
97. Мусина Р.Г. К вопросу о месте и роли в жизни современных татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. — Казань, 1992. — Вып.1.
98. Мусульманские праздники. — М.: Корона-принт, 1990. — 63 с.
99. Мусульманские праздники и обряды. — М.: ГЗОТАР, 1997. — 176 с.
100. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, 1966. — 458 с.
101. Муканов С. Слово о Тукае / Габдулла Тукай: Сб. Статей. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1968. — 430 с.
102. Мухамедъяр и его время. — Казан: Гасыр, 1997. — 78 с.
103. Мухаметшин Р. Исламо-христианское пограничье // Татарстан. — Казань, 1993.—№ 12. —
104. Мухаммед Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. —М.: ПК «Сантлада», 1992. — 153 с.
105. Национальная культура в вопросах иответах: Религия — хранительница национальной культуры. — Казань: Тац-Заря, 1996. — 28 с.
106. Никольский Н. Религиозно-нравственное состояние инородцев i Поволжья // Инородческое обозрение / Приложение к журналу «Православный собеседник». —Дек., 1912. -—Кн.1. —С.3-5.
107. Ниязи А. Мусульманские праздники. —М.: СП «Корона», 1990. — 63 с.
108. Общественное сознание в условиях совершенствования социализма / Под общей редакцией А.И Комаровой. — Львов, Изд-во Гос. ун-та, 1986.— 247 с.
109. Общественное сознание и его формы / Под общей редакцией В.И. Толстых. —М.: Политиздат, 1986. — 367 с.
110. Остроумов Н.Г. Мусульманская высшая школа //Журнал М-ва народного просвещения. — 1906. —№5. —
111. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. — М.: Политиздат, 1990.—465 с.
112. Пантюркизм в России // Азия и Африка. — 1992. — № 7 — С. 58-60;—№8.— С. 53-55.
113. Парыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура. —
114. Паули Ф.Х. Народы России. Этнографический обзор населения России. — СПб., 1862.
115. Петрушевский И. Ислам в Иране в VII-XV веках. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. —400 с.
116. Платонов К.К. Психология религии. — М., 1967.
117. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья: Поиски исторических закономерностей. —М.: Наука, 1982. — 188 с.
118. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. М., 1972.
119. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. — М.: Наука, 1964. —12 с.
120. Приуральские татары / АН СССР, Казан, Научный центр ИЯЛИ. Казань, 1990. — 149 с.
121. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. —М.: Политиздат, 1990. —494 с.
122. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Пер. и комм, под ред. Н.Ю. Крачковского. —М.-Л., 1939. —
123. Радугин А.А. Философия. Курс лекции. —М.: Владос, 1939. —
124. Расулова Т.М. Культовая музыка в исламе (методологические проблемы исследования) // Актуальные проблемы истории и культуры стран Ближнего и Среднего Востока / АН Аз. ССР. Ин-т востоковедения.1. Баку, 1990. —С. 62-63.
125. Религия и общественная мысль народов Востока. — М.: Наука, 1971.—264 с.
126. Рзаев А.К. Мухаммад Али Казембек. —М.: Наука, 1989. — 199 с.
127. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей.1. Л.: Наука, 1974. — 299 с.
128. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — Спб., 1897. — 330 с.
129. Рыбаков С.Г. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. — 1895. — № 7, 8.
130. Садур В. Москвичи с XVI века: Некоторые сведения из истории московских татар // Наука и религия. — М.: 1990. — № 7. — С. 20.
131. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1984. — 302 с.
132. Саксаков Т.С. Паломничество к святым местам: традиция и современность. — М.: Луч, 1993. — 133 с.
133. Саттаров Ш. Празднование курбан-байрама // Инородч. обозрение.—1912.—№ 1.-С. 11-13.
134. Семенов Н. Сабан-туй. —Казань, 1929. — 67 с.
135. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжении по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. 1836-1905 гг. —Уфа: Губернская тип., 1905. — 383 с.
136. Смирнов В.Д. Образцовые произведения османской литературы в извлечениях и отрывках. — Спб., 1903.
137. Смирнов В.Д. Очерк истории турецкой литературы / Всеобщая история литературы под ред. В. Корша и А. Кирпичникова в четырех томах,—Спб., 1891,—Т.4. —1081 с.
138. Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях / Подготовил Д.Языков. — СПб.: Деп. Народного просвещения, 1825. — 309 с.
139. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в ранне-классический период. —М.: Наука, 1976. — 215 с.
140. Стеблева и.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. — М.: Наука, 1971. —299 с.
141. Стеблева И.В. Ритм и смысл в классической тюркоязычной поэзии / Росс. АН, Ин-т востоковедения. — М.: Наука, 1993. — 180 с.
142. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного востока (XIX-XX вв.). — М.: Наука, 1974. — 190 с.
143. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). — М.: Наука, 1982. — 248 с.
144. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987.— 190 с.
145. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. — М.: Наука, 1967. — 538 с.
146. Тенишева А.Э. Татары пензенской области // Российская этнография. — 1993. — № 9.
147. Теория жанров литератур Востока. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
148. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — СПб., 1884. — T.I. — 564 с.
149. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинении. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1941. — Т.П. — 308 с.
150. Токарев С.А. Сущность происхождения магии. —
151. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. — Спб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. — 384 с.
152. Турханов С. Мусульманские праздники. —M.-JL: Огиз «Московский рабочий», 1931. —30 с.
153. Угринович Д.М. Искусство и религия. — М.: Изд-во полит, литры, 1982. — 287 с.
154. Угринович Д.М. О специфике религии и ее месте в общественном сознании: Автореф. дис. . доктора философ, наук. — М., Изд-во МГУ, 1964. — 35 с.
155. Угринович Д.М. Обряды. За и против. — М.: Политиздат, 1975.175 с.
156. Угринович Д.М. Противоречия религиозного искусства. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
157. Угринович Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986.350 с.
158. Узнадзе Д.М. Психологические исследования. —М.: Наука, 1966.451с.
159. Узнадзе Д.М. Экспериментальные основы психологии установки.
160. Тблиси, Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.
161. Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968.— 324 с.
162. Ураза-байрам // Уфимские губ. Ведомости. — 1887. — № 12.
163. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. — 145 с.
164. Урманчеев Ф И. По следам Белого Волка: Ранние этнокультурные связи тюрко-татарских племен / АН Татарстана, Ин-т яз., лит-ры и искусства им. Г. Ибрагимова. — Казань, 1994. — 125 с.
165. Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. — 310 с.
166. Условия веры. — Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1894. —63 с.
167. Усманов Хатиб. Древние истоки тюркского стиха. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 148 с.
168. Усманов Хатиб. Тюркский стих в средние века. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 144 с.
169. Федоров-Давыдов Г.А. Культура и общественный быт золотоор-дынских городов. — М.: Наука, 1964. — 11 с.
170. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1966. — 274 с.
171. Философский энциклопедический словарь / Под общей редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. — М.: ИНФРА, 1997. — 576 с.
172. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М.: Наука, 1978,— 605 с.
173. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. — Казань: Унив. тип., 1844. — 131 с.
174. Фукс К.Ф. Праздники казанских татар // Заволжский муравей. — 1834,— Ч.З. — 52-71 с.
175. Фукс К. Татарские училища // Казанские известия. — 1816. —6.
176. Фукс К.Ф. Рамазан // Казанские известия. — 1814. — № 38.
177. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1978. — 160 с.
178. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. — Казань: Фонд ТЯК, 1990. —309 с.
179. Худяков М.Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. — Казань: Первая Гос. Тип., 1922. — 21 с.
180. Чаолян В.К. Восток — Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества). — М.: Наука, 1968. — 223 с.
181. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губерний в хозяйственном, статистическом, этнографическом и промышленном отношении. — Уфа, 1859.—472 с.
182. Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей и пути их преодоления. — Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд-во, 1963.— 55 с.
183. Шпиц Е.П. Социально-психологические факторы в динамике обычаев и обрядов / Общественное сознание: Некоторые теоретические проблемы. — Барнаул, Изд-во Гос. пед. ин-та, 1975. — 139 146 с.
184. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. — Л., Изд-во Ин-та народов севера, 1936. — 572 с.
185. Щербак A.M. Соотношение аллитерации и рифмы в тюркском стихосложении // Народы Азии и Африки. —-1961. — № 2. — С. 142-153.
186. Эстетика. Словарь / Под общей редакцией А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. —М.: Политиздат, 1987. —447 с.
187. Юзефович А.А. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России // Русский вестник. — 1883. — март.
188. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортстане. — Уфа: Уфимский поли-графкомбинат, 1990. — 352 с.
189. Юнусова В.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. — М.: Хронограф, 1997. — 150 с.
190. Яковлев Е.Г. Антагонизм и взаимосвязи эстетического и религиозного сознания: Автореф. дисс. . доктора философских наук. —М.: Изд-во Московского ун-та. 1965. — 34 с.
191. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. — М.: Высшая школа, 1985. —287 с.
192. Яковлев Е.Г. Искусство и религия. —М.: Знание, 1959. — 40 с.
193. Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. — М.: Высшая школа, 1962. — 64 с.
194. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. —М.: Искусство, 1969. — 175 с.
195. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность // Труды Международной конференции в 3-х томах. — Казань, 1992.
196. Янбулатов X., Тазетдинов А. В чем вред обрядов и праздников ислама. — М., 1960. — 45 с.
197. Абдуллин Я.А. Ислам тарихыбызда Ьэм мэдэниятыбызда // Яцаваз. — 1991. — №3.
198. Абдуллин Я.А. Тарихыбызда исламныц урыны Ьэм хэзерге за-ман: Дин hoM тормыш // Татарстан. — 1995. — № 7-8. — Б. 33-38.
199. Амирханов P.M. Татар иж;тимагый фикер тарихында ислам // Татарстан. — 1993. — № 2-4. — 82-86 б.
200. Атласый h. Себер тарихы. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. — 448 с.
201. Атласый h. Казан ханлыгы. —Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. —
202. Баязитов Г. Мехэммэд Мостафа СГВС нец деньяга килуе вв дин-нец башлануы. — Казан: Баязитов, 1881. — 52 б.
203. Баязитова Ф.С. Гомернец еч туе: Татар халкыныц гаилэ йолала-ры. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. — 295 б.
204. Баязитова Ф.С. Татар халкыныц бэйрэм Ьэм кенкуреш йолалары. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. — 158 б.
205. Борынгы татар эдэбияты. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1963. — 576 б.
206. Борынгы терки Ьэм татар эдэбиятыньщ чыганаклары: Уку— укыту эсбабы / Тезучесе Хатип Госман. — Казан: КДУ нэшр., 1981. — 246 6.
207. Борынгы Ьэм Урта гасыр эдэбияты: Программа / Тезучесе Х.Мицнегулов. — Казан: КДУ нэшр., 1973. — 16 6.
208. Вэли X. Татар шигыре тезелеше (метрика). — Казан: Яцалиф, 1929. — 1кисэк. — 134 6.
209. Газиз Г., Рэхим Г. Татар эдэбияты тарихы. Борынгы дэвер. — Казан: Татар, дэулэт нэшр. — 1923. — Икенче булек. — 244 б.
210. Газиз Г., Рэхим Г. Татар эдэбияты тарихы: Феодализм дэвере.— Икенче басма. — Казан: Татар, нэшр. комбинаты, 1925. — 316 б.
211. Гайнуллин М.Х. Кенчыгыш heM татар эдэбияты // Совет эдэбияты. — 1958. — № 9. — Б.82-93.
212. Гаффарова Ф. Русия Дэулэт Думасындагы эшчэнлеге // Садри Максуди. —Казан, Татар, кит. нэшр., 1996. — Б. 40-53.
213. Гафури М. Хэзрэте рэсулюллаЬ салаллаЬу галэйЬи вэсэллэм вэ дурт хэлифэ. — Казан: Татар.кит.нэшр., 1995. — 47 б.
214. Думави Н. Хэзерге татар руханилары Ьэм аларньщ эшлэре. — Казан: Татиздат, 1928. —44 б.
215. Зэйнуллин Д.Г. XVIII йез башында татар рухани эдэбияты: Корьэн тэфсирлэре, хэдислэр Ьэм башка чыганаклар. —- Казан: Мэгариф, 1998.—208 с.
216. Ислам. Белешме сузлек. — Казан: Татар, китап нешр., 1993. — 191 б.
217. Исмэгыйль Нежип. Мирасы барныц килэчеге бар: Терек-татар телендэге дини-эдэби мирасны текстологик эзерлэу тэжрибэсе Ком бу елкэдеге мвсъэлэлэр // Ватаным Татарстан. — 1994. — 15 апр.
218. Касыйдэи Бврдэ. — Казан: Кэримовлар, 1915. — 40 б.
219. Касыйдэи Бердэ. —Казан, 1911. — 56 б.
220. Касыйдэи Бердэ. —Казан, 1903. — 40 б.
221. Касыйдэи Бердэ. —Казан: Кэримовлар, 1901. — 56 б.
222. Касыйдэи Бердэ. —Казан: МинЬажетдинов, 1896. — 56 б.
223. Касыйдэи Бердэ. — Казан: Кэримовлар, 1894. -— 56 б.
224. Касыйдэи Бердэ. — Казан, 1888. — 56 б.
225. Касыйдэи Бердэ. —Казан: Хесэенов, 1880. — 56 б.
226. Касыйдэи мэуледен нэби саллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм. — Уфа, 1910. —13 6.
227. Касыйдэи мэуледен нэби саллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм. — 1908. — 16 б.
228. Касыйдэи шамаил эн-нэби. — Казан, 1882. — 13 6.
229. Касыйдэт эш-шэрифэ. — Казан: Кэримовлар, 1901. — 56 б.
230. Кыйссаи ан хэзрэт рэсулнец мигъражга кунак булганы. — Казан: Хесэенов, 1908. —24 б.
231. Кыйссаи нэбиемез Мехэммэд Мостафа саллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм мега Обу-Ж^аЬил. —Казан: Хесэенов, 1910. — 15 6.
232. Кэримуллин Э. Г. Китап деньясына свяхэт. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. — 208 6.
233. Кенчыгыш классикасы Ьэм татар вдэбияты: Махсус курс про-граммасы / Тезучесе Х.Миннегулов. — Казан: КДУ нэшр., 1982. — 14 б.
234. Максуди ЭхмэтЬади. Гыйбэдэте исламия (Дини трактат): Гакаид, гамэл, балигъ вэ гакыйль, гыйбэдэт // Мирас. — 1996. — № 5-6. — Б. 277-278.
235. Максуди ЭИметЬади. Гыйбэдэте исламия. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. — 128 с.
236. Мэхмутов М., Хэмзин К., Сэйфуллин Г. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге. —Казан.: Иман, 1993. —T.I, II.
237. Мэржани Ш. Местафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар / Басмага эзерлэуче Э. Хэйруллин. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. — 415 6.
238. Мэулед эн нэби китабы. — Токио, Матбагаи исламия, 1931. —47 б.
239. Мэулед эн нэби саллэллаИу галэМш уэ сэллэм. — Казан: Миллэт, 1912. — 16 б.
240. Мэулед бэйрэме. — Казан, 1992. — 24 б.
241. Мэулед бэйрэме. — Казан, 1995. — 24 б.
242. Мэулед эн нэби саллэллаЬу галэйИи уэ сэллэм. —Казан, 1910. —16 6.
243. Мэулед эн нэби саллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм. — Казан, 1873. —47 6.
244. Мэулед эн нэби саллэллаЪу галэйЬи уэ сэллэм. — Казан: Хесэенов. — 64 б.
245. Мэулед эн нэби саллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм. — Казан: Кэримовлар, 1895. — 39 б.
246. Мэулед он нэби галэШш вэ сэллем. — Казан: Хесэенов, 1883. —47 б.
247. Мэулед вн неби. Касыйдэ. — СПб.: ИбраЬимов, 1901. — 20 б.
248. Мэулед эн неби ягъни хезрэти рэсулнец денъяга килгэнен вэ денъядан ахирэткэ кучкэнен бэян иткэн мебарэк китабдыр. — Казан: Ун-т тип., 1849.—45 б.
249. Мозафар Зариф. Ишанлар, дервишлэр. — Казань, 1931. — 60 б.
250. Мехэммэдгата улы Эхмэтгэрэй. Мэктэп балаларына кейле иман. — Казан: Кэримов, 1912. — 16 б.
251. Мехэммэтжанов Р. Ел фасылларына бэйле йолалар Ьэм жырлар // Казан утлары. — 1992. — № 1. — Б. 177-185.
252. Пэйгамбэр белэн бер кен. — Казан: Иман, 1993.—35 б.
253. Пэйгамбэребезнец догалары.—Казан: Иман, 1993. — 61 б.
254. Рэхим Г. ©мэлэр // Татарстан яшьлэре. — 1964. — 17 дек.
255. Саттарова JT. Ислам сэнгатьне тыйганмы? // Мэдэни домга. —1995. — № 14.—20 окт.
256. СаллэллаЬу галэйЬи уэ сэллэм. Мэулед китабы. — Казан: Иман,1996. —24 6.
257. Сибгатуллина серлэре: (Терки-татар шигъриятендэ дини-суфичыл символлар, образлар, атамалар). — Казан: Заман, 1996. — 368 б.
258. Татар теленец ацлатмалы сузлеге: 3 томда / Тезучелэр: И.А. Аб-дуллин, С.Б. Вахитова, Ф.М. Газизова h.6.; СССР ФА. КФ. Г.Ибрагимов исем. ТЭТИ. — Казань: Татар, кит. нэшр., 1979. — Т. II.— 728 б.
259. Татар халык иж;аты. Бэетлэр / Редкол.: И.Н. Надиров (житэкче), М.Г. Госманов, Х.Р. Курбатов h.6.; СССР ФА. КФ. Г.Ибрагимов исем. ТЭТИ. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. — 352 б.
260. Татар халык ижаты. Риваятьлэр Ьэм легендалар / Редкол.: И.Н. Надиров (дитэкче), М.Г. Госманов, Х.Р. Курбатов h.6.; СССР ФА. КФ. Г.Ибрагимов исем. ТЭТИ. ■— Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. —368 б.
261. Татар едэбияты тарихы: 6 томда / редкол: Н.Г. Юзиев., Я.Г. Аб-дуллин, Ш.Ш. Абилов h.6.; СССР ФА. КФ. Г.Ибрагимов исем. ТЭТИ. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. — T.I. — 568 б.
262. Терки меулед эн небисаллелла1ш галэйЬи ве селлемнец ка-сыйдесе. — Казан, В.В. Вараксин тип. — 24 с.
263. Урманче Бакый. Сабантуй йолалары // Социалистик Татарстан. — 1989. —2 июнь.
264. Урта гасыр татар эдебияты тарихыннан: Мекалелер >кыентыгы.
265. Казан, Татар, кит. нешр., 1981. — 131 б.
266. Файзи Мирхейдер. Ак калфак. — Казань, Татгосиздат, 1952. —47 б.
267. Фехретдинов, Ризаэтдин. Болгар ве Казан тереклере. — Казан: Татар, кит. нешр., 1993. — 287 б.
268. Халиков А. Алтын Урда хакимияте вакытында Болгарда дин, меденият Ьем сенгать: Алтын Урда тарихы // Мирас. — 1995. — № 3. — Б. 82-84.
269. Халиков А. X. Татар халкыныц килеп чыгышы. — Казан: Татар, кит. нешр., 1994. — 127 б.
270. Хатипов Ф. Эпик жанрлар. — Казан: Татар, кит. нешр, 1973. — 144 б.
271. Хейри Э. Ислам дине бейремнере. — Казан: Заман, 1996. — 72 б.
272. Эмирханов Решат. Милли яшееш Ием ислам // Татарстан. — 1995.-№9-10.-29-38 б.
273. Эдеби шигырьлер. Дамалетдин Юмаев шигырьлере. II дефтер.
274. Казан, Типо-литография «Умидъ», 1915. —
275. Gibb, E.J.W. A history of Ottoman Poetry. — London, 1900.
276. Cagatay N. The tradition of Mawlid recitations in Islam particularly in Turkey/ Stadia Islamica XXXVIII. — Paris. — P. 127-133.