автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Механизмы визуализации модной формы женской одежды
Полный текст автореферата диссертации по теме "Механизмы визуализации модной формы женской одежды"
На правах рукописи
ЦХОВРЕБАДЗЕ Екатерина Нугзаровна
МЕХАНИЗМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МОДНОЙ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»
г
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва - 2005
Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии
доктор искусствоведения, профессор Петушкова Галина Ивановна
доктор искусствоведения, профессор Савельева Ирина Николаевна кандидат искусствоведения, доцент Барышева Вероника Евгеньевна
Московский государственный университет сервиса
Защита состоится « /<г » 2005г. в f*s -Ьъ мае. на заседании
диссертационного совета Д 212 144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, г. Москва,
л
ул. Садовническая, 33, ауд. 156
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.
Автореферат разослан « /1 » <Л И blA^i 2005 г.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация-
Ученый секретарь
Диссертационного совета ^Jjfy/fcj ¡¿¿.Жу — Жихарев А.П.
те-г
$53 У
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальное! ь темы. Рынок современной модной одежды значительно изменился к концу XX века. Техника производства модной индустрии достигла огромных высот (автоматизированное проектирование одежды, расширение разработок новых материалов), что вызвало появление бесконечного множества новых дизайнерских идей. Огромное число «модников» способны и желают воспринимать эти идеи. Как следствие, изменилась проектная практика моды. Многие предприятия модной индустрии не были подготовлены к такому повороту событий.
Особенности функционирования моды последних десятилетий значительно отличаются от всех предыдущих периодов множественностью разнообразных стилей и течений, изобилием новых дизайнерских предложений, расширением диапазона технических средств, что отмечается в технических, искусствоведческих, философских исследованиях. Настоящий исторический момент предоставляет возможность исследовать перемены, происходящие в теории визуального восприятия и проектирования костюма, как на общетеоретическом уровне исследования моды, так и на конкретном практическом.
Исследование проблем визуального восприятия художественной
формы костюма неоднократно проводилось в теории проектирования костюма. Однако, предыдущие исследования не решают ряд существенных проблем в данной области. Исследования в области искусствоведения и философии «раскрывают горизонты» и «далекие перспективы» упорядочения места моды в обществе. Многие концептуальные идеи развития моды не адаптированы к практическим требованиям проектирования. В частности, отсутствуют разработки конкретных практических вопросов формирования стилистического образа костюма.
Между тем, художественный образ товара (костюма) как основополагающий и I иг мшпппптттА чпшнщ щпнтгтгп мощной
экономической характеристикой Сегодня ситуация такова, что потребитель зачастую выбирает образ, а не функцию вещи.
Относительно имеющихся на сегодняшний день работ технического плана можно отметить, что их излишняя организованность, «жесткость» лишают образ художественного смысла Жесткость порядка в сознании создает творческую инерцию, препятствует образованию целостности изделия с гармоничной естественной природой, окружающим миром. Из-за отсутствия гибкости и свободы подавляется воображение, сковывается способность творчества.
Исследование информативных знаковых систем дает возможность технически структурировать образную информацию, оставляя при этом, поле для творческого самовыражения дизайнера. Данный компромисс позволяет максимально соответствовать гармоничному восприятию потребителя и развитию дизайнера, в гармонии между эстетически нормированным и свободно художественным.
Цель исследования. Цель настоящей диссертации состоит в комплексном изучении механизмов визуализации модной формы женской одежды, и выявлении знаковых структур, создающих определенный стилистический образ.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
• провести анализ и систематизацию теоретических, методологических, организационно - проектных исследований по формированию критериев оценки стилистического образа костюма;
• систематизировать факторы и критерии, определяющие формирование стилистического образа костюма;
• разработать типологию идентификационных геометрических структур (ИГС) костюма, провести их иллюзорную корректировку;
I »^«Т^И^Пча |
..* \1> «ч
• провести исследование статистических закономерностей функционирования ИГС костюма в моде XX - XXI вв., установить особенности их функционирования;
• разработать типологию архетипов (общепонятных схем, символов) стилистических образов на базе ИГС костюма;
• разработать методику проектирования по аналоговым характеристикам архетипов, провести ее апробацию в промышленном проектировании и в учебном процессе.
Мегоды исследования. Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В ходе выполнения исследования были использованы методы: системного анализа, классификации, контент - анализа, глубинного интервью, метод экспертных оценок, статистические методы сбора и обработки информации, проектные методы построения костюма. Научная новизна.
Научная новизна работы заключается в том, что:
• разработаны критерии оценки стилистического образа костюма;
• построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды;
• разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный»;
• построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный»;
• построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования).
Практическая значимость работы:
• разработана методика оценки идентификационных знаковых структур (ИГС) костюма;
• разработана методика исследования особенностей функционирования количественных параметров ИГС костюма;
• разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей;
• разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов;
• разработан ряд эскизов, макетов и опытных образцов креативного и промышленного костюма выдержанных в рамках заданных стилевых образов.
Апробация и реализация результатов работы проведена на предприятиях ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), ООО «Коллекция» (г. Дмитров, Московская обл.), в лабораториях кафедры «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии.
Основные положения и результаты работы обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ, а также на 5 Международной научно - методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г Москва), Международной научно - практической конференции «Современная мода. Механизмы формирования» (г. Екатеринбург). Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии: опубликованы учебные пособия для специальности 0524.03 «Образные характеристики костюма», «Визуальные коммуникации в костюме».
Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в восьми печатных работах.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и по работе в целом, списка
литературы и приложений. Объем диссертации составляет 211 страниц текста, включая 25 таблиц, 43 рисунка, 8 схем. Библиография включает 117 наименований. Приложение представлено на 41 странице.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследований, отражены научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе проведен анализ современного состояния проблемы визуализации художественной формы стилистического образа костюма. По результатам литературного обзора установлено, что особенности функционирования моды последних десятилетий значительно отличаются от всех предыдущих периодов. Анализ теоретических основ функционирования моды конца XX - начала XXI вв. показал, что основополагающими для конца XX века становятся цитатость, принцип монтажа, комбинаторика стилей. Постоянное интерпретирование исторического опыта и цитирование известных стилей в костюме, привело к множеству сложных эклектичных образований и «мутаций».
Дизайн нового времени игровой дизайн, где костюм - живой элемент самовыражения. Возникновение малых предприятий в противовес крупным комбинатам также диктуют необходимость проектирования легкозаменяемых мобильных, образных коллекций. Метафоричность, вызывающая ассоциации восприятия, действующая как организующий импульс становится эталоном эстетики. Ситуация такова, что сегодня личность в искусстве раскрепощена.
Черты молодежной субкультуры становятся ведущими для всей моды. Наряду с этим появляются искусственные стили, которые создаются дизайнерами без внешних объективных причин. Один из примеров - стиль «неопанк» 94-95 годов. Подобные явления происходят из необходимости
производить все новые и новые образы и идеи, способные привлечь внимание взыскательного зрителя.
Актуальной проблемой сегодня является необходимость формирования профессионального мышления дизайнера способного легко совершать переходы от организации формы объекта к его потребительски - ценностным, эстетическим характеристикам и наоборот' от заданной функции, конструкции, полезности легко и свободно переходить к предметно - чувственным оценкам полученного изделия Техническая форма должна преобразовываться в эстетическую и наоборот. При этом художественный язык костюма как коммуникативное средство использует особое семантическое пространство. Именно оно позволяет общаться потребителю и создателю продукта дизайна. Ассоциативность восприятия вещи при этом становится основополагающей для понимания и передачи информации.
Анализ психофизиологических аспектов формирования зрительного образа показал, что особенностью "восприятия является способность человека воспринимать ту или иную вещь не сразу. Многократно исследуя ее, интерпретируя и трансформируя по-своему, зритель фиксирует лишь информативные признаки. Любой образ или предмет воспринимается как «фигура», выделяющаяся на каком-то «фоне». В качестве фигуры выступает самый значимый элемент восприятия, насыщенный максимальным смыслом. Все остальное воспринимается менее структурированным фоном.
Особенность символов, заключается в том, что они понимаются большинством зрителей даже при грубом воспроизведении. Знак и символ дают информацию об образе, поскольку обладают сигнальной функцией, способной вызвать образные ассоциации у зрителя.
Существует объективный критерий в виде геометрических схем и определяющих их вербальных (словесных) характеристик, которые сохраняют связь с реальным образом. Элемент, несущий при этом
наибольшую информацию, является важным информационным признаком, обладающим максимальной узнаваемостью.
Анализ литературных источников, описывающих механизмы и законы восприятия образа костюма показал, что распознавание сложного образа происходит путем его сопоставления с простым и ясным. Распознавание образа включает в себя: распознавание внешнего контура (силуэта) и внутренних деталей по принципу сопоставления с геометрическими фигурами; распознавание углов и линий максимальной кривизны; выявления композиционного центра - центра психологического равновесия. Типизация образа происходит на уровне геометрии формы. Линия является основным элементом зрительного восприятия костюма.
Визуализация (распознавание образов, наглядное опознание) художественной формы костюма позволяет идентифицировать стилистический образ вербального (словесного) ряда с образом визуального (зрительного) ряда. Визуализация осуществляется на базе информативных знаковых систем.
Существуют ведущие стилистические образы современного модного костюма, являющиеся системой вербальных и визуальных элементов, взаимосвязанных между собой.
Предварительным этапом исследования знаковых систем, визуализирующих стилистический образ костюма, было установление вербального поля моды конца XX - начала XXI вв.
СМИ являются средствами массовой коммуникации, обеспечивающие циркуляцию информации от источника информации (коммуникатора (в нашем случае производителя модного продукта)) до конкретного потребителя. Существует универсальная масс - культура. Ее особенностью является то, что она не столько навязывает стереотипы обществу, сколько реагирует на потребности и психологические стереотипы людей. Анализ данных СМИ представляется прекрасной
возможностью исследования вербального поля используемого как производителями, так и погребителями модного продукта (костюма).
Исследование по выявлению вербального поля современной моды проведено методом контент - анализа, который основан на выявлении числа встречаемости смысловых единиц (некоторых терминов в тексте) и заключайся в подсчете числа повторяемости различных слов, словосочетаний, однокоренных слов. Проведенное исследование выявило следующие закономерности: при описании моды осенне-зимних коллекций отмечено постоянное присутствие следующих терминов: классический, элегантный, изысканный, роскошный, романтический, женственный; при описании весеннее - летних коллекций преобладают термины: спортивный, яркий (авангардный), классический, романтический, женственный, сексуальный.
Разработана схема комплексного исследования для установления знаковых структур, визуализирующих вербальные определения стилистических образов моды. Из обзора литературы установлено, что оптимальной считается интегрирующая стратегия социологического исследования - схема сбора информации, базирующаяся на соединении качественного, количественного и исторического анализа В нашем исследовании применен один из типов такой стратегии: от частных случаев к выявлению их статистической распространенности. Комплексная схема исследования знаковых систем, визуализирующих образ костюма, представлена на рисунке 1.
Вторая глава посвящена комплексному исследованию критериев оценки стилистического образа костюма
В основе выбора критериев оценки стилистического образа костюма, лежит выявление знаковых систем, позволяющих его идентифицировать.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе установлены знаки - символы, визуализирующие стилистический образ костюма 5 наиболее часто встречаемых стилей лет-
Рисунок 1. Комплексная схема исследования (постановка задач)
него женского ассортимента. Исследование проведено методом глубинного интервью. Анализ результатов исследования позволил построить гипотезу о характере знаковых структур, визуализирующих художественную форму костюма.
На втором этапе проведена иллюзорная корректировка знаков -символов, позволившая привести их к единой геометрической системе построения, сформировать типы идентификационных геометрических структур (ИГС) костюма (ИГС - утрированное изображение линий композиции, несущих смысл знака - символа).
Для дальнейшего изучения выбраны стилистические образы моды «классический» и «спортивный» как наиболее распространенные в вербальном поле последних лет. Выявлено 8 типов ИГС для стиля «классический», 5 типов ИГС для стиля «спортивный».
На третьем этапе проведена проверка полученных данных. Исследование проведено методом экспертных оценок. Изображения современного модного костюма, содержащего ИГС исследуемых стилей, оценивались на предмет соответствия «классическому» и «спортивному» стилю. По результатам оценок определены ранг и весомость для каждого типа ИГС, что позволило установить наиболее значимые ИГС для стилей «классический» и «спортивный». На рисунке 2 в виде лепестковой диаграммы представлена весомость ИГС стилей «классический» и «спортивный».
В третьей главе проведено исследование по выявлению статистических закономерностей и особенностей функционирования ИГС образов «классический» и «спортивный» в моде XX - XXIbb.
Исследование проводилось на базе фотоматериала коллекций женского легкого ассортимента изделий европейских фирм Haute Couture 1930 - 2004 гг. За исследуемый период было просмотрено, измерено и зафиксировано графически более 7400 изображений.
Весомость ИГС стиля "классический"
6 6
1 (тип 1) 80,05-
(тип 1) У 1 (тип 2)
1 (тип 2)
1 (тип 3)
1 (тип 3)
2 (тип 1)
2 (тип 1)
(тип 2) 2 (тип 2)
Весомость ИГС стиля "спортивный"
1
3 (тип 2)
Рисунок 2. Диаграммы весомости типов ИГС стилей «классический» и «спортивный» (результаты 2-х измерений).
Поведен анализ периодичности функционирования ИГС стилей «классический» и «спортивный». Установлено, что функционирование ИГС стилей носит циклический характер. Рисунок 3 демонстрирует характер функционирования ИГС №4 стиля «классический».
Выявлено, что полный цикл максимального и минимального присутствия суммы ИГС стиля «классический» в моде равен 22 годам и состоит из двух подциклов 9 и 13 лет. За этот период процентное соотношение присутствия в моде дважды набирает точки максимума во временных интервалах, равным подциклам. Существуют мини - циклы равные 3-4 годам. Они составляют основу большого цикла Полный цикл максимального и минимального присутствия суммы ИГС стиля «спортивный» в моде равен 14-18 годам. В нем также существуют подциклы равные 3-4 годам, составляющие основу большого цикла Циклы функционирования разных ИГС одного стилистического образа имеют сходные (почти идентичные) периоды максимального и минимального преобладания в моде. Точки максимального и минимального присутствия в моде отдельных ИГС имеют разброс не более 2-3 лет.
16 14 12 10 8
„I
1930 1935 1940 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Рисунок 3. Распределение частоты встречаемости ИГС №4 образа «классический».
Выявлено, что происходит постепенное снижение процентного соотношения ИГС стиля классический по отношению к общему числу моделей (приблизительно 10% в каждый последующий цикл) и постепенное повышение процентного соотношения различных ИГС стиля «спортивный» по отношению к общему числу моделей.
Разработана типологическая классификация архетипов (общепонятных схем, символов) моды. Схемы ИГС стилей отражают значимые (информативные) при восприятии внутренне членения костюма, являются знаками - символами. При соединении ИГС с внешней формой изделия (силуэтом), возникает архетип современной моды - схема -символ одежды определенного стиля.
Стиль «классический» представлен 8 архетипами, разработанными ни базе 8 гипов ИГС. Стиль «спортивный» представлен 5 архетипами, разработанными на базе 5 типов ИГС. Фрагмент разработанной типологической классификации архетипов и их подтипов представлен на рисунке 4.
Выявлено, что каждый из архетипов и их подтипов имеют собственный характер функционирования в моде. Экспериментально установлено, что пропорции и угловые параметры внутри архетипа, последовательно сменяются на протяжении времени и имеют свои циклы функционирования (у каждого архетипа свой период цикла развития ИГС). При этом задействуются различные композиционные точки и пояса фигуры. Происходит трансформация пропорций.
Построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в пространстве геометрического подобия (схемы по циклам временного развития ИГС), дано подробное описание их трансформаций.
Определена вариативность количественных параметров всех архетипов. В качестве примера на рисунке 5 приведена структура функционирования параметров ИГС архетипа №7 стиля «классический».
Номер типа ИГС
Архетип стиля (иллюстрация)
(тип 1)
1 (тип 2)
Архетип стиля (описание)
I Архетип, основанный на ИГС №1. угол горловины (обязателен); угол низа изделия (возможен); вертикаль застежки (возможна); дополнительные горизонтальные
членения на уровнях от линии уровня груди до линии середины бедра (возможны).
I Архетип, основанный на ИГС №1 угол горловины, дополненный линией воротника различной формы (обязателен);
угол низа изделия (возможен); вертикаль застежки (обязательна), дополнительные горизонтальные
членения на уровнях от линии уровня груди до линии середины бедра (возможны).
Рисунок 4. Типологическая классификация формирующих стиль «классический» (фрагмент).
архетипов,
!
I
\
Рисунок 5. Структурное формообразование ИГС архетипа №7 (на примере 1955 - 1962 гг.)
Сравнительный анализ периодов функционирования ИГС с периодизацией структурных построений симметрии формы костюма в пространстве геометрического подобия показал, что появление ведущих
ИГС стилей предвосхищает структурные изменения формы одежды на 2 -
4 года на уровне ее пропорций, объемных и пластических характеристик.
В четвертой главе разработана методика проектирования костюма
по аналоговым характеристика» архетипов
Аналоговое проектирование в дизайне является одним из
направлений Творческой деятельности, при которой в качестве
инспирирующего* источника выступает определенный прототип. При этом
используется программа, способная преобразовывать художественную
\
форму костюма в заданных рамках^, В качестве заданных рамок выступают ИГС архетипов различных стилей моды.
Произведенная типизация ИГС архетипов стилей «классический» и «спортивный», позволяет обратится к множественному преобразованию в рамках заданных ИГС.
С этой целью разработаны .проектировочные». таблицы ^вариантов ИГС стилей «классический» и «спортивный»,,; фрагмент^ которой представлен на рисунке 6. г
Типологическое многообразие линий ИГС, представленное в проектировочных таблицах, служит «точкой отсчета», «рамками» от которых развивается художественная форма костюма Таким образом, сохраняется баланс между технически нормированными параметрами восприятия стиля и свободным художественным выражением дизайнера.
Применение данных таблиц позволяет проектировать модели заданного стиля. Для проектирования необходимо выбрать целесообразную и удобную для конкретного случая схему линий, из всех, заключенных в одну из проектировочных таблиц и осуществить проектный поиск, при котором линии схемы остаются неизменными, а все остальные параметры меняются.
Апробация методики проектирования костюма по созданию промышленных и креативных моделей одежды (в эскизном и макегнйм проектировании) проведена на предприятиях промышленности, а также в
Ряд Типологические варианты внутри заданного ряда
1 -^¡1 /,„ а» ни ни !» -JH, -J-M -J-'" -J«', -¿¡о . 71 4i "i «и 1" ." о. hi —n -JH ~LU ,JH .лЦ >l с II м -->J ~JJ __IJ _JJ
Рисунок 6 Проектировочная таблица на основе ИГС №1 (тип 1) стиля «классический» (фрагмент)
ходе учебного процесса. Разработан комплекс учебных упражнений, для дисциплии «художественное проектирование костюма», «макетирование», «основы теории и методологии дизайн - проектирования», что позволило углубить, расширить, усовершенствовать методику ведения курсов
Выполнен ряд композиций, эскизов, макетов креативного и промышленного костюма заданного стиля, осуществлено проектирование элементов фирменного стиля.
Данная методика позволяет быстро и точно проектировать промышленные и креативные модели заданного стиля. Это дает возможность сбалансировать коллекций современных дизайнеров, позволяв! яснее и четче донести их смысл до рядового потребителя Важнейшим при этом остается сохранение диалога между дизайнером и потребителем посредством информации СМИ, соответствие визуального и
вербального смысла, получаемого продукта, баланс между техническими
параметрами восприятия стиля и свободным художественным выражением
дизайнера и потребителя.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1 Разработаны критерии оценки стилистического образа костюма как знаковой системы, опирающейся на психофизиол01 ичсские, культурно - исторические, художественно - композиционные основы зрительного восприятия.
2. Построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды. Проведена их иллюзорная корректировка. Установлена информационная взаимосвязь вербального и визуального поля моды, позволяющая осуществлять обмен информацией между СМИ, дизайнером и потребителем.
3. Разработана система идентификационных геометрических структур костюма (И1 С) сI илей «классический» и «спортивный». Для стиля «спортивный» выявлено 5 типов И1 С, для стиля «классический» - 8 типов ИГС. Достоверность полученных данных установлена на основе экспертных оценок.
4. Построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «споршвный». Архетипы представлены соответствующими ИГС, позволяющими визуализировать модную форму женского костюма.
5 Выявлены статистические закономерности функционирования ИГС в моде 1930 - 2004гг, установлен циклический характер их смен. Так, например, период цикла «классический» длиться от 18 до 22 лет, стиля «спортивный» - от 14 до 18 лет.
6. Построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в
пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования). Определена их вариативность на основе количественных параметров.
7. Установлено, что появление ведущих ИГС стилей предвосхищает структурные изменения формы одежды за 2 - 4 года на уровне ее пропорций, объемных и пластических характеристик.
8. Разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей. Их использование позволяет сохранить баланс между технически -нормированными параметрами знаковой системы стилистического образа и художественно ассоциативным творчеством дизайнера.
* 9. По результатам обобщения полученных данных разработана методика
проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов. I Она позволяет: быстро и эффективно проводить предпроектную
обработку информации по материалам СМИ; разрабатывать концептуальные креативные композиции на базе ИГС архетипов; создавать эскизы, макеты, изделия креативного и промышленного костюма в рамках заданного стиля; осуществлять проектирование ^ элементов фирменного стиля, замыкая весь цикл проектных работ.
10. Проведена апробация результатов работы. Их внедрение на ' предприятии и в учебном проектировании показало, что работа имеет
4
социальный эффект, выражающейся в ускорении процесса систематизации модной информации на стадии предпроектных и проектных исследований, что позволяет получать стилистически выразительные формы одежды на дальнейших этапах проектирования, и, в конечном счете, повышать качество продукции и степень удовлетворенности потребителей.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Цховребадзе E.H., Иетушкова Г.И. Структурно - морфологическая характеристика модных стилей и направлений в современной одежде // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы 7-й международной научной конференции - СПб.: СПГУТД, 2004. - с. 115 -117
2. Цховребадзе E.H., Петушкова Г.И. Образная структура современной моды // Совершенствования процесса изготовления обуви и кожгалан герейных изделий: Международный сборник научных трудов - Шахты: ЮРГУЭС, 2004. - с. 89 - 92
3. Цховребадзе E.H., Петушкова Г.И. Архетипы современной моды // Актуальные проблемы современной науки. - 2004, №5. - с. 71 - 73
4. Цховребадзе E.H., Петушкова Г.И. Механизмы визуализации архетипа одежды // Естественные и технические науки. - 2004, №4. -с. 281 -283.
5. Цховребадзе E.H. Меховые образы сезона // Текстильная промышленность, №9 2003, с. 50 - 55.
6. Цховребадзе E.H., Шустикова Н.В. Весна - лето 2004 года Между спортом и классикой // Тексшльная промышленность, №10, 2003, с. 28-31.
7. Цховребадзе E.H., Петушкова Г.И. Образные характеристики современного костюма II Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности: Тезисы докладов 5 Международной научно -методической конференции. - М.: ИИЦМГУДТ, 2003.
8. Цховребадзе E.H., Петушкова Г.И. Современные характеристики формирования образа костюма // Современная мода. Механизмы формирования: Тезисы докладов межвузовской научно
практической конференции. - Екатеринбург.: УрГЭУ, 2003.
Ротаяр:ент ЛЗаказ ' 27. Тираж - 70экз.
»
г
i
С
6 ее í
РНБ Русский фонд
2006-4 5534
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна
Введение
Глава 1. Информационная структура современной моды
1.1 Теоретические основы функционирования моды конца XX -начала ХХ1в
1.2 Образное содержание костюма и компоненты его визуализации
1.3 Психофизиологические аспекты формирования зрительного образа при восприятии художественной формы костюма
1.4 Вербальное поле современной моды
1.5 Разработка методики комплексного исследования механизмов визуализации модной формы женской одежды
Выводы по главе
Глава 2. Исследование механизмов визуализации модной формы женской одежды
2.1. Формирование знаковой системы одежды
2.1.1 Выбор критериев оценки знаков - символов, формирующих художественный образ костюма
2.1.2 Иллюзорная корректировка идентификационной геометрической структуры (ИГС) стилистического образа
2.2 Методика оценки идентификационной геометрической структуры (ИГС) костюма на примере «спортивного» и «классического» стиля
2.2.1 Проведение экспертного опроса
2.2.2 Математическая обработка результатов исследования 65 Выводы по главе
Глава 3. Характер функционирования ИГС костюма в моде XX -XXIbb
3.1 Разработка методики проведения эксперимента
3.2 Установление периодичности функционирования ИГС в моде XX - XXIbb
3.3 Разработка типологии ИГС костюма в моде XX - XXIbb
3.4 Построение архетипов моды
3.5 Историческая трансформация архетипа
3.6 Закономерности взаимосвязи функционирования ИГС со структурными изменениями формы костюма
Выводы по главе
Глава 4. Разработка методики проектирования костюма по аналоговым структурам архетипов
4.1 Разработка типологических таблиц проектирования на основе ИГС костюма
4.2 Апробация методики в учебном и промышленном проектировании
Выводы по главе
Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна
Рынок современной модной одежды значительно изменился к концу XX века. Техника производства модной индустрии достигла огромных высот (автоматизированное проектирование одежды, расширение разработок новых материалов), что вызвало появление бесконечного множества новых дизайнерских идей. Огромное число «модников» способны и желают воспринимать эти идеи. Как следствие, изменилась проектная практика моды. Многие предприятия модной индустрии не были подготовлены к такому повороту событий. В результате ведущие кутюрье 70-х годов и их дома моды не вошли даже в сорок ведущих предприятий современной моды. Преобразования домов И. Сен-Лорана, Ю. Живанши - ярчайшие иллюстрации «изгнания» мэтров из моды последних лет [23, 13].
Исследователи приходят к выводу, что с начала 1990-х гг. происходит сильнейший спад интереса к ведущим кутюрье и их маркам. Многие авторы связывают это с потерей общепринятого эталона. Если раньше было необходимо своевременно среагировать на изменение стиля и выдать новый продукт в рамках новой всеобщей модной концепции, то сегодня дизайнер вынужден решать совершенно иные задачи [24]. Сегодня каждый дизайнер вынужден самостоятельно выбирать модную концепцию, опираясь при этом на образ, диктуемый потребителем данного дизайн - продукта. Способность дизайнера правильно выбрать образный ряд для конкретного покупателя становится мощнейшим экономическим фактором.
Последние 30 лет принесли множество разнообразных стилей и течений, изобилие новых дизайнерских предложений, расширение диапазона технических средств. Эти перемены заставляют дизайнера искать выражение своих ценностных ориентиров в новых творческих концепциях. Проблема формирования и развития образа при этом становится актуальной как никогда. Сегодня роль дизайнера заключается в том, чтобы постичь образы, господствующие в «стихии многообразных ролей повседневности». Решение диной задачи приобретает огромную коммерческую ценность [3, 23].
Чувственное восприятие человека (потребителя, «соучастника» и заказчика моды) становится важнейшим предметом и объектом научных исследований. В рамках данного направления рядом авторов рассматривались особенности восприятия образно - информационных структур моды [13, 3].
Установлено, что субъективное восприятие моды, основывается на фундаментальных механизмах восприятия зрительной системы человека.
Механизмы восприятия базируются на социальных установках и стереотипах общества. Их основа - определение знаков групповой принадлежности. С переходом от индустриального общества к информационному, усиливается интерес к коммуникативным функциям костюма. Несмотря на то, что большинство людей понимают несостоятельность существования связей между физическим обликом и качествами личности, характер представлений о личности все равно подвержен оценке со стороны физического облика, и в частности костюма, именно общение посредством костюма является одним из условий становления каждого человека как личности [17, 9].
Сейчас многие продукты дизайна не несут смысловой нагрузки. В результате потребитель не угадывает и не понимает смысла дизайнерской концепции. Символы и знаки костюма рождают образы - типы. Поэтому возникла необходимость исследования механизмов визуализации знаковых структур моды, их идентификации с вербальными определениями, используемыми в нашем языке. Образные заимствования и образное осмысление позволяет вкладывать новый смысл и новое содержание в старую форму. Сегодня необходимо осмысление новых функций дизайна костюма, способных выявить и подчеркнуть его коммуникативность в знаково-символической семантике, позволяющей связать «технического» человека с окружающей природой [23].
Исследование образных явлений становится устойчивой темой таких отраслей науки как теория дизайна и теория творческой деятельности. По мнению многих исследователей, человек предрасположен к образному мышлению на генетическом уровне [14, 7]. Основа образного восприятия -принцип уподобления. Этот процесс активный и заключается в создании визуальных моделей. Построение «визуальных комплексов», способных структурировать восприятие, исследование «визуального языка», формирующего образ, становится первостепенной задачей. Результаты исследований зрительного восприятия человека ставят новые задачи восстановления образа в правах традиционной тематики.
Кроме того, расширение образных диапазонов позволяют рядовому человеку включиться в увлекательный процесс формирования своего стиля. Ограниченность рациональностью и функциональностью делает продукт дизайна скучным. При восприятии продукта дизайна у зрителя должна возникать игра воображения. При недосказанности, образном намеке, потребитель достраивает и домысливает образ и он представляется ему насыщенным и интересным. Знаковые коды предполагают расшифровку, а, следовательно, игру и удовольствие от этой игры. Возникает диалог дизайнера и потребителя. Сознание выделяет наиболее информативные знаки, воображение - достраивает образ [13].
Функционализм уступает место образности, что соответствует новым принципам визуальной культуры современности. Это определяет постановку цели и задач настоящего исследования. Возникла необходимость тщательного обобщения новых разработок и выработки конкретных рекомендаций для дизайнеров.
Цель работы состоит в комплексном изучении механизмов визуализации модной формы женской одежды, и выявлении знаковых структур, создающих определенный стилистический образ.
Объектом исследования являются закономерности формирования знаковых систем костюма.
Предметом исследования являются механизмы визуализации художественной формы костюма (на примере костюма европейских домов мод XX-XXI вв.).
Хронологические рамки изучаемой темы ограничены 1930 - 2004 гг. Данное ограничение введено в виду того, что именно к 1930-м гг., сложились и стабилизировались основные черты костюма XX века.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: провести анализ и систематизацию теоретических, методологических, организационно - проектных исследований по оценке стилистического образа костюма; систематизировать факторы и критерии, определяющие формирование стилистического образа костюма; разработать типологию идентификационных геометрических структур (ИГС) костюма, провести их иллюзорную корректировку; провести исследование статистических закономерностей функционирования ИГС костюма в моде XX - XXI вв.; разработать типологию архетипов (общепонятных схем, символов) стилистических образов на базе ИГС костюма;
- разработать методику проектирования по аналоговым характеристикам архетипов, провести ее апробацию в промышленном проектировании и в учебном процессе.
Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В качестве инструмента исследования использовались методы: сравнительного литературно анализа для обобщения информации современных исследований по идентификации художественной формы и обработки фотоматериала; метод контент - анализа для определения вербального поля современной моды; метод глубинного интервью для первоначального построения знаков - символов, позволяющих идентифицировать художественную форму костюма; метод экспертных оценок для выявления геометрических идентификационных структур (ИГС) костюма; статистические методы сбора и обработки информации для исследования особенностей функционирования архетипов моды XX - XXI вв.; теоретические и практические основы проектирования костюма для разработки авторской методики проектирования.
Границы исследования. Все рассматриваемые вопросы исследуются в связи с общепринятыми положениями теории проектирования костюма. Исторический диапазон исследования 1930-2004гг.
Научная новизна работы:
- разработаны критерии оценки стилистического образа костюма;
- построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды;
- разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный»;
- построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный»; построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования).
Практическая значимость:
- разработана методика оценки идентификационных знаковых структур (ИГС) костюма;
- разработана методика исследования особенностей функционирования количественных параметров ИГС костюма;
- разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей;
- разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов;
- представлен пример разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативного и промышленного костюма выдержанных в рамках заданных стилевых образов.
Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), ООО «Коллекция» (г. Дмитров, Московская обл.). Реализация результатов диссертационной работы показала эффективность разработанных методов.
Результаты работы обсуждены и получили положительную оценку специалистов на 5 Международной научно - методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно - практической конференции «Современная мода. Механизмы формирования» (г. Екатеринбург), на заседаниях кафедры «Дизайн» МГУДТ.
Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятиях швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно - технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «художественное проектирование костюма», «основы теории и методологии дизайн - проектирования».
Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в восьми печатных работах.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы и приложений. Работа изложена на 211 страницах, содержит 25 таблиц, 43 рисунка, 8 схем. Приложения представлены на 41 странице содержащих 12 таблиц и 2 рисунка. Библиография включает 117 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Механизмы визуализации модной формы женской одежды"
Общие выводы по работе
1. Разработаны критерии оценки стилистического образа костюма как знаковой системы, опирающейся на психофизиологические, культурно -исторические, художественно - композиционные основы зрительного восприятия.
2. Построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды. Проведена их иллюзорная корректировка. Установлена информационная взаимосвязь вербального и визуального поля моды, позволяющая осуществлять обмен информацией между СМИ, дизайнером и потребителем.
3. Разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный». Для стиля «спортивный» выявлено 5 типов ИГС, для стиля «классический» - 8 типов ИГС. Достоверность полученных данных установлена на основе экспертных оценок.
4. Построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный». Архетипы представлены соответствующими ИГС, позволяющими визуализировать модную форму женского костюма.
5. Выявлены статистические закономерности функционирования ИГС в моде 1930 - 2004гг, установлен циклический характер их смен. Так, например, период цикла «классический» длиться от 18 до 22 лет, стиля «спортивный» - от 14 до 18 лет.
6. Построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования). Определена их вариативность на основе количественных параметров.
7. Установлено, что появление ведущих ИГС стилей предвосхищает структурные изменения формы одежды за 2 - 4 года на уровне ее пропорций, объемных и пластических характеристик.
8. Разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей. Их использование позволяет сохранить баланс между технически -нормированными параметрами знаковой системы стилистического образа и художественно - ассоциативным творчеством дизайнера.
9. По результатам обобщения полученных данных разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов. Она позволяет: быстро и эффективно проводить предпроектную обработку информации по материалам СМИ; разрабатывать концептуальные креативные композиции на базе ИГС архетипов; создавать эскизы, макеты, изделия креативного и промышленного костюма в рамках заданного стиля; осуществлять проектирование элементов фирменного стиля, замыкая весь цикл проектных работ.
10. Проведена апробация результатов работы. Их внедрение на предприятии и в учебном проектировании показало, что работа имеет социальный эффект, выражающейся в ускорении процесса систематизации модной информации на стадии предпроектных исследований, что позволяет получать стилистически выразительные формы одежды на дальнейших этапах проектирования, и, в конечном счете, повышать качество продукции и степень удовлетворенности потребителей.
Список научной литературыЦховребадзе, Екатерина Нугзаровна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Мишин В.М. Управление качеством: Учебн. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 303с.
2. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. -240с.
3. Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 90х гг. XX века : Дисс. канд. филос. наук: 09.00.04. - М., 1995. - 184с.
4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебн. пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. -224 с.
5. Ильичева Е.В. Формирование стиля в проектировании европейского костюма XX века: Дисс. . канд. искусствоведения: 05.19.07. М., 1999. -150с.
6. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.-320с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. М.: Мир, 1996. - 496с.
8. Петушкова Г.И., Терпенова О.Н. Пропорции в костюме: Учебн. пособие для вузов. М.: типография МГУДТ, 2000. - 55 с.
9. Психология. Учебник. /Алахвердов В.М., Богданова С.И, Вансовская Л.И и др.; Под редакцией А.А. Крылова. -М.: «ПРОСПЕКТ», 2002. 584 с.
10. Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. Ванслова В.В. Изобраз. Искусство, 2000. - 292с.
11. Основы теории проектирования костюма: Учебн. для вузов / Козлова Т.В., Степучев Р.А., Петушкова Г.И и др.; Под ред. Козловой Т.В М.: Легпромбытиздат, 1988. -352 с.
12. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебн. пособие 4-е изд., испр. - М.: Издательство Московской гуманитарной социальной академии: ФЛИНТА, 2003.-240с.
13. Секачева О.В. Выявление образно — информационной структуры современной российской моды: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999.- 196с.
14. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984. — 192с.
15. Киселева А.Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1991.-247с.
16. Федоров М.В. Научно методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Дисс. . д-ра искусствоведения в форме науч. докл: 17.00.06.-М., 1998.-44с.
17. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982. - 144 с.
18. Петушкова Г.И., Козлова Т.В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий и рисунка в модных изделиях // Текстильная промышленность, 1980, №11, с. 35 38
19. Цховребадзе Е.Н., Петушкова Г.И. Визуальные коммуникации в костюме/ учебное пособие/ М.: ИИЦ МГУДТ. 2003 - 33с.
20. Козлов В.Н. Особенности моделирования изделий легкого ассортимента из тканей с рисунком полос. М.: Дисс. на соискание учен. степ. канд. техн. наук, 1955. - 164с.
21. Беляева — Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. -М.: Академия моды, 1996. — 117с.
22. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. -М.: Стройиздат, 1996. -200с.
23. Мильман А.Л. Мода как форма театрализации жизни: (эстетические аспекты проектирования костюма): Дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.16.-М., 1998.- 184с.
24. Матюнина В.И. Образ моды. //Текстильная промышленность, 2002, №3, с.46-48.
25. Николаева Е.И. Телевидение и мы.// Эко, 2001, №12, стр.171 180.
26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992, - 272 с.
27. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. — М.: Прогресс, 1988.-380с.
28. Беляева — Экземплярская С.Н. Психология и эстетика модного костюма // Декоративное искусство СССР, 1963, №12, с. 26 28.
29. Балонов Л.Я. Последовательные образы. Л.: Наука, 1971. - 212с.
30. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: изд-во МГУ, 1973. 245 с.
31. Звягинцев С. В. Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999. - 161с.
32. Марц Л.В. О воспитании визуального мышления // Техническая эстетика. Вып. 4. М.: 1973, с.123 130
33. Юсупова Ж.А. Разработка исходной информации для формирования рационального гардероба и ассортимента детской одежды для школьников: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1998. - 247с.
34. Митькин А.А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения // Психологический журнал, 1982, №1. с. 31- 42
35. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288с.
36. Леушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. Л.: Наука, 1978.- 176с.
37. Забродин Ю.М. и др. Особенности решения сенсорных задач человеком. -М.: Наука, 1981.- 198 с.
38. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.
39. Гаскаров Д.В., Шаповалов В.И. Малая выборка. М.: Статистика, 1978. -248 с.
40. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1984
41. Маслов П.П. Техника работы с цифрами: Практические указания. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1977. - 136 с.
42. Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. Романова А.Н. -М.: Статистика, 1991. 224 с.
43. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. -344 с.
44. Майер Н.Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 1998. - 197с.
45. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология : 4М, 1991, №1, с. 14 31
46. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 106с.
47. Кириченко О.В. Зрительный образ и его роль в европейской культуре. Автореф. дисс. .к.ф.н. Воронеж, 2000. -22с.
48. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии, 1988, №7, с. 93-104
49. Коробцева Н.А. Разработка способа проектирования швейных изделий на основе конструктивно модификационных рядов деталей: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. - М., 1991. - 184с.
50. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред, спец. учебн. заведений. М.: Легпромбытиздат, 1990. - 320 с.
51. Паперашвили Т.В. Изобразительное искусство на телеэкране: (Эстетика и технология показа произведений изобразительного искусства втелевидении) : Дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.03. Д., 1979. -124с.
52. Корнилова Т.В. и др. апробация методики А.Эдвардса. Список личностных предпочтений на российских выборках // Психологический журнал. 1995. №2. с. 142-151
53. Суслова Н.В. Разработка метода сквозного автоматизированного проектирования верхних трикотажных изделий. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2003. 27с.
54. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. - М.: КДУ, 2003.-296 с.
55. Сунна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига: Зинатне, 1985. - 271с.
56. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы философии, 1997, №12, с. 96-134
57. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. М.: Политиздат, 1990. -288 с.
58. Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучениия жизни производственного коллектива // Социологические исследования, 1975, №3, с. 92 99
59. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии: Учебное пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995. 384с.
60. Порус В.Н. Тенденции развития общей методологии и философии науки // Вопросы философии, 1988, №6, с. 26 39.
61. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. JL: Издат-во Ленинградского университета, 1989. - 136 с.
62. Филатова Г.В. Использование методов декоративно прикладного искусства в создании новых структур поверхности швейных материалов: Учебное пособие. - М.: Типография МГАЛП, 1998. - 42с.
63. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: 1976. - 395 с.
64. Жахова О.Н. Разработка дизайн метода формирования ассортимента одежды в швейной промышленности: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. -М., 1986.- 159с.
65. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004.-227с.
66. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. Проблемы формирования. -М.: Экономика, 1982. 208 с.
67. Евсюкова И.В. Элементы товарной политики обувного предприятия. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2003. -28с.
68. Степучев Р.А. Практикум по художественному проектирования костюма (Семиотический аспект, дизайнерский аспект): Учебное пособие. М.: МГТУ, 2001.-374 с.
69. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416с.
70. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: Дисс. д-ра. техн. наук: 05.19.04. М., 1991. - 322с.
71. Козлов В.И. Зрительные иллюзии и полифункциональность восприятия // Вопросы психологии. 1985. №2. с. 136 144
72. Горбачева Л.М. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. -М.: Изд-во «ГИТИС», 1996. 120 с.
73. Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма. Серия: трансформируемые конструкции. Часть 3. Круг: Учебное пособие. М.: Типография МГУДТ, 2000. - 86с.
74. Голованова А.Н., Фомина Т.Т., Петушкова Г.И. Особенности проектирования нетрадиционных конструкций обуви: Учебное пособие. — М.: Типография МГУДТ, 2000. 43с.
75. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль./Под. ред. Володина В. М.: Аванта +, 2002. - 478 с.
76. Карабанов П.С. Развитие теоретических основ литьевых методов в обувном производстве. Автореф. дисс. .д.т.н. -М., 2004. -45с.
77. Сырейщикова О.А. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.04. -М., 1988.-203с.
78. Клопова И.В. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи. Автореф. дисс. .к.ф.н. М., 2001. - 20 с.
79. Леонов Ю.П. Теория статистических решений и психофизика. М.: Наука, 1977. - 277 с.
80. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений: Пер. с англ / Под ред. Венды В.Ф. М.: Мир, 1973.-262 с.
81. Филин В.А. Глядя на город // Техническая эстетика. 1989. №9. с. 20 22
82. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.-52с.
83. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М.: ГНОМ - ПРЕСС, 1998. - 224с.
84. Петрова Е.А. Знаки общения. М.: ГНОМ и Д, 2001. - 256 с.
85. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.
86. Смурова JI.B. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2001. 16 с.
87. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ГНОМ ПРЕСС», 1998.-224с.
88. Петушкова Г.И., Голованова А.Н. Основы графического дизайна костюма: Учебное пособие. М.: Типография МГАЛП, 1999. - 111с.
89. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение (перевод с англ.). М.: Мир, 1990. - 239 с.
90. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т.1.- М.: Академия Моды, 1993. 543с.
91. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве: Учебное пособие. — М.: Типография МГАЛП, 1996. 102с.
92. Пименов П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках. Автореф. дисс. .к.искусстоведения. М., 2000. - 25с.
93. Голованова А.Н., Фомина Т.Т., Петушкова Г.И. Средства гармонизации форм обуви: Учебное пособие. М.: Типография МГУДТ, 2000. - 55с.
94. Шершнева Л.П. Качество одежды. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 189 с.
95. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. -М.: РИП-холдинг, 2002. 172 с.
96. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-холдинг, 2002. - 222 с.
97. Левушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. — Л.: Наука, 1978.- 174 с.
98. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И. А. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб.: Лениздат, 1992. — 448 с.
99. Акилова З.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды): Учебное пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1993. — 200 с.
100. Коробцева Н.А. Проектирование одежды: импрессивный подход. Монография. -М.: 2001.- 160 с.
101. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.
102. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика. Автореф. дисс. .к.т.н. М., 2002.-26с.
103. Как шить красиво: Пер. с англ./ Предисл. В. Зайцева. К16 М.: Мир, 1990.-368 с.
104. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриенко В.Н., Ратникова В.П. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
105. Брун. В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М.: ЭКСМО, 1995. - 463 с.
106. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА, 2000. - 519 с.
107. Божко В.П., Браго В.В., Бубнова Н.Г и др. Информатика: данные, технологии, маркетинг / Под ред. Романова А.Н. М.: Финансы и статистика, 1991. - 224 с.
108. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.
109. Жукова Н.В. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1993 94, №3 - 4. с. 110 — 153
110. Моин В.Б. Две стратегии измерения // Социологические исследования. 1989, №6. с. 112-119.
111. Терпенова О.Н. Методология повышения качества и расширения ассортимента одежды промышленного производства. Деп. рук. №3528 — ЛП.№8 (274) с.42 от 16.03.94.
112. Лазарчик Е.В. Разработка автоматизированного метода прогнозирования технологичности швейно трикотажных изделий. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2004.-26с.
113. Howell G. In Vogue: Sixty years of celebrities and fashion from British Vogue. Harmondsworth, 1978. — 344 p.
114. Mulvagh J. Vogue histori of 20th century fashion / with a forew. By Valerie D. Mandes. London etc: Viking, 1988.-410 p.117. Vogue-Paris-1930-2004