автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Обнаженность в женской моде как социокультурное явление: социологический анализ

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Шихалева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Обнаженность в женской моде как социокультурное явление: социологический анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Шихалева, Елена Анатольевна

Введение

Глава 1 Методологические подходы к анализу обнаженности в женской моде

1.1 Обнаженность как явление культуры

1.2 Особенности детерминации появления моды на обнажающую женщину одежду

Глава 2 Социокультурные противоречия ориентаций на обнаженность в женской модной одежде

2.1 Основные факторы, определяющие появление обнаженности в современной модной одежде

2.2. Отношение различных групп населения к обнаженности в женской моде

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Шихалева, Елена Анатольевна

Современный мир характеризуется разрушением прежних нравственных, эстетических норм, правил, определяющих в течение многих веков отношения между людьми. То, что еще сравнительно недавно считалось незыблемым, отвергается, заменяясь на новое, необычное, многими не принимаемое. Одной из причин таких изменений является превращение моды в движущую силу социокультурных преобразований. Она начинает диктовать приобретение не только одежды, но и аудио и видеотехники, средств телефонной связи, автомашин, мебели, косметических средств и т.д. Практически не осталось той сферы повседневной жизни, в которую бы не вторглась мода. Она побуждает людей учитывать не столько потребительские свойства товаров, их стоимость, сколько степень соответствия ее требованиям.

Мода с момента ее широкого распространения стала важнейшим способом развития ценностных ориентаций, установок человека. Следуя ей, он уже должен с определенной периодичностью отказываться от прежних своих представлений о прекрасном, полезном, приятном и принимать те взгляды на свойства вещей, поведение людей, которые она утверждает в данное время. С ее помощью происходит смена культурных ориентиров, вызывая неизбежные изменения и в отношениях между индивидами и общностями.

Выделяются те группы, которые сразу принимают модные нововведения, им в разной степени противостоят другие, более медленно на них реагирующие или даже отвергающие. Внутри этих групп и между ними складываются разные отношения, влияющие на общий процесс социальных преобразований, происходящих в условиях дальнейшего ускорения технического прогресса. В связи с этим актуальной социологической проблемой становится изучение различных аспектов моды как социокультурного явления, все более и более активно влияющей практически на все стороны жизнедеятельности современного человека.

Необходимо выяснить как основные факторы, порождающие у индивидов, общностей потребность быть модными, так и противоречивые последствия подчинения ее требованиям. Мода не имеет однозначно позитивного результата на всех этапах ее возникновения, утверждения и постепенного отмирания. Поэтому важной задачей социологического анализа становится определение тех изменений, которые она вносит в конкретный вид культуры, а в результате и в отношения между социальными субъектами. Такое исследование позволит глубже разобраться в основных механизмах преобразования сознания и поведения современного человека. В частности, более полно исследовать роль потребности в самоутверждении в изменении его жизнедеятельности.

Мода в одежде является самой первой и наиболее заметной формой проявления этого социокультурного феномена. Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с разными ее требованиями к мужчинам, женщинам, взрослым, детям. Он с раннего детства приучается оценивать окружающих по степени соответствия их одежды господствующим в данное время модным тенденциям. Одежда всегда влияла на содержание представлений о прекрасном и безобразном, допустимом и неприемлемом, этичном и аморальном в конкретный исторический период. В результате мода в одежде прямо или опосредовано воздействует на характер отношений между мужчинами и женщинами, представителями разных поколений, ее приверженцами и критиками.

Мода всегда отличалась по тендерному признаку. Наибольшие изменения происходили и происходят в женской модной одежде. Периодически возникают попытки сделать модной ту одежде, которая в большей степени раскрывает достоинства женской телесности. В связи с этим актуальной проблемой становится социологическое исследование особенностей воздействия модной одежды на те нормы, правила, которые регулируют отношения между мужчинами и женщинами. Существуют особенности ее влияния на взаимодействия двух тендерных общностей в прошлом, а также в наше время.

Оно характеризуется отмиранием прежней половой морали и утверждением норм, возникших в период т.н. сексуальной революции.

Произошло не только сближение в способах проявления сексуальных потребностей у представителей разных полов, возникла мода на одежду, которая либо скрывает данные природой отличия женщин от мужчин, либо их специально подчеркивает. С помощью модной одежды регулируется, в конечном счете, проявление сексуального инстинкта. На рубеже веков это выразилось в утверждении особой моды на одежду, повышающую обнаженность женской телесности. Благодаря новым материалам, поиску дизайнеров возникла одежда, которая создает иной в сравнении с традиционными этическими и эстетическими нормами образ привлекательной женщины. Обнаженность того, что почти всегда предписывалось женщине скрывать, стало отличительной чертой этой моды.

В связи с этим, становится актуальной социологической проблемой изучение влияния повышенной обнаженности в современной женской модной одежде на изменение некоторых норм и правил культуры взаимодействия мужчин и женщин в повседневной жизни. Важно выяснить направленность преобразований в системе регулирования культурой природных инстинктов человека под воздействием существенного раскрытия модой тех частей тела, которые всегда специально закрывались одеждой. Социологический анализ этой проблемы также позволяет выяснить изменение самого содержания представлений человека о свободе проявления его индивидуальности в современном социуме. Вновь обостряется противоречие в самоутверждении личности на основе внешних или внутренних достоинств. Обостряется в специфической форме проблема тендерного равенства в современной модной одежде.

Актуальной задачей становится исследование тех противоречий в культуре взаимодействия различных не только по полу, но и возрасту общностей, которые возникают в результате активного распространения обнажающей женщину моды в одежде. При этом важно изучить особенности ее утверждения в нашей стране, быстро копирующей многие нововведения в моде, создаваемой известными дизайнерами мира.

Социологический анализ указанных противоречий позволит выяснить возможности регулирования тех отношений между различными индивидами и общностями, которые возникают в процессе появление и распространении новой моды в одежде.

Степень изученности проблемы

Социологический анализ обнаженности в женской моде как социокультурного явления, прежде всего, опирается на работы таких исследователей культуры, как М. Вебер, Ю.Р. Вишневский, Л.Г. Ионин, JI.H. Коган, И.С. Кон, В.И. Курбатов, К. Поппер, П. Сорокин, Ж.Т. Тощенко, Г. Тард, В.Т. Шапко. В их трудах раскрываются методологические подходы к анализу культуры и факторов, вызывающих ее изменение.

Важную методологическую роль в исследовании указанной проблемы выполняют работы, посвященные вопросу выяснения сущности телесности человека и форм ее проявлениях в разнообразных видах деятельности. Эти вопросы изучались Г.А. Ариной, Р.К. Баландиным, К. Визе, А. Гагановой, А.И. Коркошко, Р. Кюн, О.В. Лавровой, Э. Мичаурд, Н. Нарицыным, В.Н. Никитиным, В.В. Николаевой, А.Б. Орловым, В. Подорога, И.А. Серовой, Б. Тернером, Л. Этинген.

Так как повышенная обнаженность телесности влияет на проявление сексуальных потребностей человека, то следует специально выделить работы о роли полового фактора в регулировании поведения мужчин и женщин. Этот вопрос изучался С.И. Голодом, Е.А. Здравомысловой, В. Джонсон, А. Кинзи, О. Кифер, И.С. Коном, У. Мастере, А.В. Меренковым, М. Мид, Ю.И. Новоженовым, М.Н. Никитиной, Т.А. Пичугиной, Л.Л. Рыбцовой, А.Г. Со-сновским, А. Темкиной, 3. Фрейдом.

В последние годы выделилась особая отрасль социологического знания -социология тела. В рамках ее исследований анализируются разнообразные философские, психологические, социологические проблемы тела как социокультурного образования. В связи с этим следует отметить работы С. Велби,

И.С. Кона, Д.В. Михель, Д. Моргана, В.А. Подорога, П.В. Романова, Б. Тернера, Д. Твигг, М. Фуко, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Поскольку объектом изучения является мода в одежде, то при ее исследовании опирались на труды JI.B. Архиповой, Л. Бенаима, А.Б. Гофмана, 3. Бархатовой, А. Васильева, И. Доброхотовой, В.А. Зайцева, Г. Зиммеля, А.К. Зиновьева, В. Зомбарта, Р. Кеннинга, Е.В. Киреева, Л. Орловой, Л.В. Петрова, С. Рей, З.Л. Совдагаровой. В их работах изучены основные объективные и субъективные факторы, определяющие направленность изменения моды в разные эпохи.

Социологический анализ тенденций развития современной моды дан в работах Андреевой А.Ю., Васильева А., Володина В., Гофмана А.Б., Зелинг Ш., Кокаревой Л.В., Коркошко А.И., Курбатова В.И., Липовецкого Ж., Мас-ленцевой Н.Ю., Пармен Ф.М., Херсонской Е.А.

Проведенный нами анализ социологической литературы показал, что практически не исследована проблематика, влияния повышенной обнаженности в современной женской модной одежде на изменение моральных, эстетических норм, регулирующих взаимодействие двух полов, представителей разных возрастов. Появляется необходимость специального теоретического и эмпирического анализа тех проблем и противоречий, которые характеризуют обнаженность в современной женской моде как особое социокультурное явление.

Методологической основой исследования являются тендерный, исторический, структурно-функциональный, междисциплинарный подходы, позволяющие раскрыть направленность и особенности изменений в женской моде как в прошлом, так и в настоящее время. Выделяются основные причины, которые вызывали в отдельные эпохи потребность в повышенной обнаженности в женской одежде. Исследуется роль тех факторов, которые породили на рубеже веков очередную моду на повышенную обнаженность в женской одежде.

Использование тендерного подхода позволило обнаружить ту роль, которую выполняет повышенная обнаженность в одежде в регулировании отношений между мужчинами и женщинами. При этом изучаются особенности восприятия различными общностями проявления этой моды не только в женской, но и в мужской одежде. Междисциплинарный подход помог выяснить специфику философского, психологического, социологического анализа человеческой телесности и форм ее проявления с помощью модной одежды. Выделены основные противоречия, которые характеризуют утверждение современной моды на повышенную обнаженность в женской одежде.

Объект исследования - современная мода на повышенную обнаженность в женской одежде как социокультурное явление.

Предмет исследования - изменения, происходящие в нормах культуры, регулирующих отношение различных общностей к повышенной обнаженности в женской одежде.

Целью диссертационной работы является анализ основных противоречий, возникающих в культуре и отношениях между различными общностями в процессе утверждения моды на повышенную обнаженность в женской одежде на рубеже веков.

Задачи:

1. Осуществить анализ человеческой телесности как социокультурного явления.

2. Исследовать основные факторы, определяющие периодическое возникновение в истории западной культуры моды на повышенную обнаженность в женской одежде.

3. Изучить основные противоречия становления моды на повышенную обнаженность в современной женской одежде.

4. Выяснить общее и особенное в восприятии и оценке данной моды как ее создателями, распространителями, так и потребителями.

5. Изучить влияние данной моды на эстетические и нравственные нормы, регулирующие взаимодействие между различными общностями в современных условиях.

Эмпирической базой работы послужили материалы исследований, проведенных автором в 2002-2004 гг. Методом анкетирования по квотной выборке было опрошено 600 жителей г. Екатеринбурга, представляющих все основные социальные группы. Также методом анкетирования по двухступенчатой квотной выборке опрошено 300 подростков в возрасте 15-17 лет. Методом углубленного интервью было опрошено 15 известных в городе дизайнеров одежды, а также 15 моделей, постоянно представляющих модную одежду на различных конкурсах и выставках.

Научная новизна работы заключается в следующем: -раскрыты особенности современной телесности как социокультурного явления. Они характеризуются ориентацией на конструирование всегда молодого, привлекательного тела с помощью использования последних достижений биотехнологий, медицины, косметологии, а также других способов обеспечения необходимых его характеристик;

- исследованы основные причины формирования современной моды на требуемые свойства телесности. Они связаны в первую очередь с появлением в последние годы многоотраслевой индустрии создания разными способами красивого и привлекательного тела;

-исследованы факторы, вызывающие потребность в повышенной обнаженности женской телесности. Рассматривается противоречие между реальной и желаемой обнаженностью;

-дано понимание обнаженности как атрибута телесности, так как мера ее раскрытия определяется господствующими в данной культуре моральными, эстетическими, правовыми, религиозными нормами и правилами. Исходя из этого, раскрываются основные тендерные особенности обнаженности;

-выявлены основные противоречия, характеризующие современную культуру обнаженности женского тела. С одной стороны, утверждаются общие с мужчинами нормы поведения на производстве, в быту, в интимной сфере. С другой стороны, обостряется потребность в стимулировании женщинами интереса к себе с помощью повышенной обнаженности в одежде;

- показаны исторические особенности изменения потребности в одежде, меняющей степень обнаженности женщины. Доказывается спиралевидный характер развития моды на такую одежду в западной культуре;

- исследовано противоречивое воздействие сексуальной революции на развитие женской моды. С одной стороны, идеология равенства с мужчинами формирует моду на «унисекс», с другой - появляется и развивается особая женская мода на повышенную обнаженность;

-на материалах конкретно-социологических исследований выявлены противоречия в оценке создателями моды и ее потребителями различных вариантов проявления обнаженности в женской одежде. Показано, что дизайнеры, независимо от тендерной принадлежности, возраста, позитивно оценивают большинство форм утверждения повышенной обнаженности в одежде, в то время, как у различных групп населения при ее восприятии и оценки четко проявляются тендерные и возрастные различия.

Практическая значимость работы

Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований диссертационной работы могут быть использованы в процессе организации просвещения различных групп населения по поводу основных тенденций развития современной моды в одежде.

Они важны при подготовке будущих дизайнеров одежды в различных учебных заведениях региона и страны в целом. Они могут быть применены в работе тех специалистов, которые занимаются созданием современной женской и мужской одежды.

При чтении курсов: «Социология культуры», «Гендерная социология», «Социология молодежи», «Социология телесности».

Апробация диссертационной работы

Положения и выводы настоящей работы нашли свое отражение в выступлениях автора на практических конференциях: «Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи». // Российская научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2004; «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса, власти».// XX Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2004; «Возрождение России: общество-управление - образование, культура -молодежь» // 5 Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире». // 7 Международная конференция памяти JI.H. Когана, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» // 8 международная конференция памяти J1.H. Когана/Екатеринбург, 2005.

Основные положения диссертационной работы были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Обнаженность в женской моде как социокультурное явление: социологический анализ"

Заключение

Социологический анализ обнаженности в современной модной женской одежде показывает, что, во-первых, в прошлом были кратковременные периоды, когда в отдельных социальных группах утверждалась и распространялась потребность в увеличении степени обнаженности женской телесности. Сама телесность рассматривается нами как продукт воздействия культуры, требующей от человеческого тела тех свойств, которые позволяют ему наиболее продуктивно участвовать в основных видах социальных взаимодействий.

Во все времена к телесности человека, независимо от его половой принадлежности, предъявлялись такие требования, как выносливость, наличие крепкого физического здоровья, приятного внешнего вида, готовности к выполнению основных заданных природой функций, а также норм и правил господствующей культуры.

К женской телесности предъявлялись те требования, которые во многом было связаны с особенностями реализации сексуального инстинкта мужчин. Представители сильного пола предпочитали женскую телесность, характеризующуюся способностью к продолжению рода, особой привлекательностью, которая выражается в фигуре, развитости груди, красивом лице и т.д. Поэтому одежда обеспечивала не только защиту от негативных природных факторов, но всегда выступала как способ регулирования привлекательности женщины с помощью разной степени открытости ее телесности. Предельными явлениями культуры выступают полная закрытость женщины-мусульманки и практически отсутствие одежды у женщин некоторых племен, находящихся на начальной стадии исторического развития.

Западная культура создала ту одежду, которая позволяла почти во всех случаях демонстрировать привлекательность женского лица. Все остальные части тела с помощью одежды скрывались, создавая повышенную тайну самой женской телесности. Поэтому сексуальный инстинкт мужчины, с одной стороны, определяется потребностью в раскрытии этой тайны, с другой стороны, усиливается самим ее наличием. Та или иная форма повышения обнаженности в женской одежде выступает способом регулирования в первую очередь сексуальной привлекательности женщины. Когда она по разным причинам должна была повыситься, возникала мода на более обнажающую ее телесность одежду.

Социологический анализ показал, что с помощью одежды, скрывающей телесность женщины, обеспечивалось утверждение таких моральных норм, как целомудрие, женская скромность, подчиняемость мужчине, ориентация на создание семьи, выполнение материнского долга и т.д. У мужчины эта одежда обеспечивала более успешное формирование таких норм, как уважительное отношение к женщине, оценка ее не только по внешним достоинствам, но и внутренним качествам, умение ограничивать и регулировать свое половое влечение, готовность защищать ее честь и достоинство.

Повышение женской телесности всегда вело к усилению сексуального инстинкта мужчины в результате ослабления созданных культурой регуляторов его проявления. Мужчина видит в первую очередь внешние достоинства женщины, у него не возникает потребности в выяснении внутренней культуры потенциальной партнерши. В отношениях между двумя полами утверждаются те нормы, которые позволяют свободно реализовать половой инстинкт с разными и часто меняющимися партнерами. Так было когда-то в Древней Греции, в 18 веке во Франции.

Проведенный нами анализ показал, что современная мода на повышенную обнаженность в женской одежде вызвана как новым витком сексуальной революции, так и в целом потребностью усилить эмоциональный фактор в отношениях между двумя тендерными общностями. Современный человек жаждет сильных эмоциональных встрясок, и обнаженность в одежде позволяет повысить эмоциональную реакцию у мужчин и женщин при их общении. Она призвана, с одной стороны, дать женщине более полную свободу в демонстрации того, что она считает у себя привлекательным, с другой стороны, усилить сексуальную активность мужчин. Однако, как показало наше исследование, у представителей сильного пола обостряется интерес к внешним достоинствам, но ослабляется желание разбираться во внутренних положительных качествах, которые чаще всего порождают чувство влюбленности и любви. В результате приверженцы такой моды, в лучшем случае, только на короткое время привлекают к себе представителей другого пола.

Исследование показало противоречивость самой оценки обнаженности различных частей женского тела с помощью модной одежды. Если значительная часть мужчин с большим интересом и любопытством относится к моде на прозрачные блузки, юбки, особенно когда отсутствует нижнее белье, то женщины, включая дизайнеров одежды, негативно воспринимают такую форму обнаженности. При этом часть дизайнеров-мужчин считает, что такая мода приемлема только для тех женщин, которые имеют красивую фигуру, грудь, ноги. Невольно возникает оценка женщины как вещи, предназначенной лишь для реализации одной ведущей потребности мужчин.

В то же время, как показало наше исследование, мужчины не готовы следовать женской моде, повышая обнаженность собственной телесности. Господствует стереотипы восприятия мужчин с повышенной обнаженностью, как принадлежащих к сексуальным меньшинствам.

Также меняются представления о самой красоте женского тела. Повышенная обнаженность в моде привела к тому, что границы красивой телесности стали расширяться. Уже не предъявляются жесткие требования к наличию талии, стройных ног, особой формы груди. Обнажают себя женщины с очень разными внешними данными. Возникает новая форма толерантности в отношении к внешнему виду человека.

Современная культура приемлет человека практически с любой степенью обнаженности его телесности. Тем самым повышается степень свободы самовыражения индивидуальной трактовки того, что является допустимым. На наш взгляд, в этом выражается общая тенденция к изменению отношений между индивидом и обществом. Социум все в меньшей степени ограничива-1 ет проявление индивидуальности в одежде, манерах общения, досуговых занятиях, представлениях о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном. Однако в этом случае неизбежно увеличивается разобщенность людей, так как снижается степень их единства на основе принятия общих норм и правил взаимодействия между различными индивидами и общностями.

Обнаженность в моде в определенной степени усиливает безразличие к другому человеку, так как сравнительно быстро возникает привыкание к тому, как и какими способами он пытается представить себя окружающим. Поэтому большинство дизайнеров одежды вполне обосновано, на наш взгляд, считает, что мода на повышенную обнаженность скоро будет заменена на другую с очень высокой закрытостью тела.

Исследование показало необходимость формирование у различных групп населения, прежде всего молодежи, культуры отношения к современной моде в одежде. В настоящее время практически отсутствует какое-либо обучение способам восприятия и реагирования на различные проявления мо* ды с учетом индивидуальных возможностей, вкусов, предпочтений. В результате возникает слепое копирование моды частью молодежи.

На наш взгляд, необходимо:

1. Организовать в системе общего и специального образования обучение различных групп молодежи восприятию особенностей современной моды не только в одежде, но и в других явлениях повседневной жизни. Требуется раскрыть смысл и содержание тех или иных модных явлений, побудить к рациональному и взвешенному отношению к ним.

2. Положительную роль сыграли бы специальные передачи на телевидение и по радио, посвященные появлению модных новинок в различных сферах жизни, в том числе и одежде. Они могли бы помочь различным группам населения более полно освоить культуру приобретения и потребления современной модной одежды.

3. Очень важно обеспечить повышение роли специалистов-дизайнеров модной одежды в формировании культуры потребления одежды разными группами населения. Решить эту задачу можно с помощью открытия специального центра обучения моде, в котором специалисты раскрывали бы основные ее особенности, тенденции развития и возможности применения с учетом индивидуальности человека.

 

Список научной литературыШихалева, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Андреева О. Нравственна ли девственность?//Потолок пола. Новосибирск,1998. С. 183-194.

2. Андреева А.А. Массовая мода и техническая эстетика. // Техническая эстетика, 1985, № 7. С. 34-42.

3. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма: эпохи, стиль, мода от Египта до модерна. СПб.: Паритет. 2001. 573с.

4. Алпатов М. Всеобщая история искусств , М.-Л. 1948, Т. 1 -451с.

5. Архипова Л.В. Мода и ее влияние на спрос населения. М.,Искусство,1977 -197с.

6. Бовуар С. де Второй пол: В 2 т. М.: Прогресс, 1997- 235с.

7. Баландин Р.К., Маслов А.А. Что такое время? Зеркало тела и души. М., 1996.-276с.

8. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики.// Социс. 1997. № 7. С. 45-53

9. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., Изд-во ЛГУ, 1976. 473с.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество М.: Логос, 2002. 390с.

11. Бочарова О.А. Сексуальная свобода: слова и дела. // Человек, № 5 . С. 98107

12. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения М.: Аспект Пресс, 1998. -385с.

13. Васильев А. Русская мода 150 лет в фотографиях. М.: Слово, 2004. -395с.

14. Васильев А. Мода и секс. // Аргументы и факты, 2000. № 45 С. 17-18

15. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и характера. М., 192. 192 с.

16. Визе К., Хирш А. Тело и душа. Ростов-на-Дону, 1996. 149 с.

17. Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет.//Социс.1999, №4 С. 56-62

18. Володин В. Современная энциклопедия: «Мода и стиль». М.: Аванте, 2002.-431с.

19. В поисках сексуальности. /Под. ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной . СПб.: «Дмитрий Буланов». 2002 .- 612с.

20. Гаврилова Е.А. Романтизм и женщины Востока: мечты о Гюльчатай в сегменте искусства // Дискурс Пи, 2004, № 4, С. 77-79

21. Гаганова А. Построй свое тело сам. //Семья и школа, 1996, № 7. С. 31-37

22. Глобализация: человеческое измерение. М.: МГИМО, 2002. -497с.

23. Голубева А. Формула красоты. М., 1968. 187с.

24. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996.- 341с.

25. Гофман Б.А. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., «Наука», 1994- 187с.

26. Гофман А.Б. Мода и люди: или новая теория моды и модного поведения. М., 2000.-236с.

27. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989. -387с.

28. Дискриминация? // Учительская*газета, 2004, 14 дек. С. 11

29. Дмитриева И.И. Гейша носительница традиций Японии // Дискурс Пи, 2004, №4 С. 81-86

30. Доброхотова И. Беседы о моде или зеркало, которое не лжет. Алма-Ата, 1991.-232с.

31. Женщина. Тендер. Культура. /Под. ред. 3. Кочкиной. М. 1999. 376с.

32. Жеребкина И. Страсть: женское тело и женская сексуальность в России.//

33. Тендерные исследования. 1998. № -1 . С. 155-210

34. Женщины и визуальные знаки. М., «Идея пресс», 2000. - 278с.

35. Зборовский Е.М. По законам красоты. М., 1988 175с.

36. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М,, Политиздат, 1986.273с.

37. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров 1900-1999. Гамбург, Конемман. 2000 -397с.

38. Зиммель Г. Психология моды // Научное обозрение СП-б, 1901, № 5 С. 12-78

39. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. Киев: Наук. Думка, 1988. 397с.

40. Зиновьев А.К. Понятие моды// Декоративное искусство, 1973, № 8. С. 1215

41. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СП-б, 1904 231с.

42. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1987 462с.

43. Ионин Л.Г. Социология культуры М., Логос, 1998. 342с.

44. Из нас все-таки делают суперменов. // Комсомольская правда, 2004, 10 дек.

45. Кащенко О.В., Козлова Т.В. познавательно об одежде и моде. М., 1986. -121с.

46. Кеннинг Р. Социология моды. Прага, 1969 297с.

47. Киреева Е.В. История костюма. М., 1978. -487с.

48. Коган Л.Н. Природа и культура Ек., 1995. 154с.

49. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Социокультурный анализ. Н.- Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. 378с.

50. Коркошко А.И. Научись быть красивой. Новосибирск, Изд-во Новосибирского ун-та. 1999. 197с.

51. Кречмер Ф. Строение тела и характер. М., 1995.- 287с.

52. Кифер О. Сексуальная жизнь в Древнем Риме. М., ЗАО «Центрополи-граф», 2003-321с.

53. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М.: Институт философии РАН, 1996. 273с.

54. Кон И.С. Введение с сексологию. М., «Медицина», 1988 295с.

55. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М.Ю.Г.И., 1997-341с.

56. Кон И.С. Мужское тело как эротический объект // О муже(М)ственности / Под ред. С.А. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002 С. 37-52

57. Кон И.С. Мужское тело как эротический объект. // Человек. 2ООО, № 6. С. 21-28

58. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея- Пресс, 2000.-412с.

59. Культура гражданственности./ Под. общей редакцией В.Т. Шапко. Екатеринбург, Н.Тагил., 2004. - 180с.

60. Курбатов В.И. Женская логика. Игры общения и поведения. Ростов-на-Дону, 1995.-322с.

61. Кюн Р. Возвращенное тело: радикальная субъективистская феноменология, примененная к исследованиям телесности. // Философия человека: традиции и современность. М., 1991, Вып. 2. С. 159-167

62. Лаврова О.В. Отраженная телесность как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник Московского университета. 1999, № 3. С. 23-37

63. Ладыжец Н.С. Проблемы пола: развитие феминистских и тендерных исследований. // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2000 № 7 С. 3-18

64. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость потрясения женственности. СП-б., «Алтейя», 2003 -221с.

65. Лоране Бенаим, Зоя Бархатова Персонажи Диагноз L"offlcial //«Сексапил № 2000» L"official. 2000 № 3 С. 49-57

66. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 1999. 376с.

67. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. М. 2001. 256с.

68. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Ек., 2001 321с.

69. Меренков А.В. Система детерминации человеческой жизнедеятельности. Ек., 2003 234с.

70. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов М., Искусство, 1993, Т. 1 -397с.

71. Мир и эрос: антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991.-335с.

72. Михель Д.В. Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. 341с.

73. Мнчаурд Э., Анастас JI. Слушай свое тело. М., 1996 197с.

74. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. -473с.

75. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 451с.

76. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.-476с.

77. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М.: Изд-во ин-та этнологии и антропологии Ран, 1999, Т.1.- 451с.

78. Нарицын Н. Доверительный разговор: психология счастья М.,«Махаон» 2000-234с.

79. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб: Изд-во РХГИ, 2000. -372с.

80. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М., Алтейа, 2000 376с.

81. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности. // Вестник Московского университета. 1996, № 2. С. 27-37

82. Ново'женов Н.И. Таинственное либидо Ек., 2000 432с.

83. Ольховиков К.М. Проблемное поле морали. //Ученые записки НТГПИ. Т. 2 Н- Тагил, 2001. С 31-35

84. О любви и красотах женщины: трактаты о любви эпохи Возрождения. М: Республика, 1992.-368с.

85. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 12-23

86. Орлова Л. Мы и мода. М.: Просвещение, 1982. 263с.

87. Орлова Л. Азбука моды М.: Просвещение, 1988 341с.

88. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. -352с.

89. Пас О. Эротические изыскания в прошлом и настоящем. // Социум. 1995, № 6. С. 77-83

90. Пармен Ф.Н. Композиция костюма М., 1997. 321с.

91. Паров Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Д., Наука, 1980. 296с.

92. Петров JI.B. Мода как общественное явление Л., 1974. 275с.

93. Пичугина Т.А. Сексуальная девиация: тендерный аспект.//Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2000 № 7 С. 38- 51

94. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. 421с.

95. Потапова М. Социальные роли и различия мужчины и женщины // Дискурс Пи, 2004, № 4 с. 79-81

96. Прохожев А. Духовные ценности, интересы, идеологии. // НИВИГУТ, 2004 С. 19-25

97. Решетникова Т. Такие разные шорты. // Екатеринбург, 2004. № 6. С. 2123

98. Рей С.-Что есть красота? // Наука и жизнь. 1992, № 10. С. 57-68

99. Романов П.В., Ярская- Смирнова Е.Р. Социология тела и социальной политики // Социология и социальная антропология. 2004, № 2 С. 123-137

100. Серова И.А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург. 1993. -198с.

101. Сосновский А.Г. Лики любви. М., 1992 211с.

102. Сорина О., Сорина С. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М.: ТАНДЕМ, 1998. -284с.

103. Сорина О., Сорина С. Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды М.: Гном-Пресс, 1999. 184с.

104. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М., 1972. 345с.

105. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии М.: «Дашков и К», 2004.-204с.

106. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма М., 1994. 378с.

107. Тернер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. №6, 1994.С.141- 150.

108. Тильке Б. История костюма М., 1979. 475с.

109. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. 371с.

110. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы.// Вопросы философии. 1990, № 10. С. 34-43

111. Турнье М. Пятница или тихоокеанский лимб. М., 1999 297с.

112. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М.: Республика, 1995.-448с.

113. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. М.: Республика. 1993- 511с.

114. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М.: Республика. 1994-479с.

115. Фукай О., Суо Т. Имагами М. История моды с 18 по 20 век. М.: АРТ-Родник, 2003.-431с.

116. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990. -298с.

117. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT». 1998. - 512с.

118. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.-397с.

119. Херсонская Е.А. Мода вчера, сегодня, завтра. Екатеринбург, 2002. -221с.

120. Хорни К. Женская психология. СПб, 1993.- 221с.

121. Человек и современный мир. М.: ИНФА-М, 2002. -460с.

122. Шапко В.Т. Измерения и полюса культуры. //Ученые записки НТПТИ. Т. 2 Н- Тагил, 2001. С 12-20

123. Швайгер-Лерненфельд А.Ф. Женщина: ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов мира. М., 1998 641с.

124. Шарден П.Т. Феномен человека. М.: Прогресс, 1990. -471с.

125. Шигарева И. Сексуальность в моде признак нехватки мужчин.// Аргументы и факты, 1999, 26 июня.

126. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.-372с.

127. Эрос /Сост. П.С. Гуревич. М.: Алетейа. 1998. 360 с.

128. Этинген Л. Ощутимая бренность: как устроено человеческое тело.// Наука и жизнь. 1999, № 11, С. 73-82

129. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.-431с.

130. Юдахина Г. Для юных мадемуазелей и зрелых дам. //Дамское белье, 2004, jYS 2 С. 49-52

131. Damkjaer S. The body and cultural transition in Russia // Soviet Civilization between Past and Present. Odense University Press, 1998.-170 p.

132. Morgan D.H.J, and Scott S. Bodies in a social landscape, in: Scott S. and Morgan D. (eds) Body matters: essays on the sociology of the body. London: Falmer Press, 1993.-231 p.

133. Pick C. The mind and body. London. 1980.- 275 p.

134. Twigg J. Social Policy and the Body, in: Rethinking Social policy. London, Thousand Oaks, New Dehli: Sage, 2000. 173p.