автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Мелкобуржуазные политические концепции в России конца XIX - начала ХХ веков

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гончарук, Леонид Антонович
  • Ученая cтепень: доктора политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Мелкобуржуазные политические концепции в России конца XIX - начала ХХ веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мелкобуржуазные политические концепции в России конца XIX - начала ХХ веков"

СА^Т—РТг^УРГСК;!'! ^ОУДАРС'ПЭДЬА УНИВ?РСл?5Т

' На tí павах рукоттлси

ГСНЧлЕ/л Лео-ид Антонович

MR'iK0T.y?ï7ArjîiU5 ПШТЙЧЭКИВ ЧСНЦЗГОИЙ в РОССЖ KCÍLA XIX - НАЧАЛА XX БКОВ

Сттс.мапьность: 23.по.03 - Гапятечлскал

идеология

АВТОРЕФЕРАТ глссерт/идо! на соисканий ученой степени доктора политических наук

Griík т-Пег" рбуог 1992

диссертация выполнена на кафедре кстопии 'л "олихитодогии Ленг-нградсхого института техстклъной и легкой ^омккленностк к:.:. С.¡.'Кирова

(УЖхальнке оппоненты: доктор Фияосо*суих наук.«оофессо-Овчинников B.C.; доктор кстотжчесикх наук,гпзоЛессот» Ехов ^.А.; доктор юридических наук.профессор Ъаскик L.K.

¿у.ая оргшп:эа!31я: Сгккт- •етеябургский технический Ункзепситет

iHkikra состоится " " '/^1992 i . на заседании латазирозанкого совета Д.063.57.47 по защите дкссепта'ж; ^■'ЙЪте ученой степени доктора нарт ттрк Санкт-^етербучг-5У;:''рствекном университете тю адресу: 1991^4 .Сашст-'ерйург,* 'еядбяеевскал лпшя,д.5, ^теософский "йакулыют

С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке го-тени И.Горького Сзккт-Летербургского государственного

унитарен тета

Автореферат разослан "Я У" ^92 г.

Учена i секретарь

Специализированного совета

к.ф.н., доцент В.А.Ачкасов

г!

Актуальность то;.'Н ко сл. епо „нация. В совпет'еянцх усяогоях на на осщэе нового уровня анаюгЧ и ^ол^тпчес^о" ку*ь*гуг>и латяое значение рриобрс ¿'зад ан&и:з седости г<У1К0буг"',.газК1к поисми-чеспкх концепции в России в конце Л1Х - начала XX ррхсв. Определяется эта прежде всего необходимостью вссстансгиюкня исгоркчсско." правда,усарЕ^еная огглбочшэс, замасзу» ло:;аю: огонак идеолог:;?: кедкобукхуазкнх партий, взглядов их теоретиков. Следует учитывать таске и то,что как бы не схладкваллсь оудздае судьом Россзза, очевидно, соедние слои в бли:-:а>)^м бу-дуцем оудут играть все возрастающую роль' в ссопе политических отаоаенкй. В ото;! связи значительный интерес г^екстпшй-:от г ноше поло~.енкя теоретиков маткобгнг-куазнцх партий России в прошлом. Ба';шо виябкть все цепкое ц пезиткгаое.что било з сокропадацо русской политической мкела.в том числе, и в мелкобуржуазных подитическ:« кокцзтгсдах.

Историческая ретроспектива и общественная перспектива соприкасается, взаимодействуя и взаимопроникая друг з дпугаЛоэто-г.ту необходимо но "голое" и "зряшное" отрицание гуакистическо-го потенциала русской политической мъ:сли,а её реконструпрова-" ю:о на базе нового нолитжо-со апологического знания с удержанием демократической тенденции в - лпцешлзкх либерального народничества, созг гишетов-револмионеров.кародацх социалистов,пень-кежоэ к анархьстов. Актуальность дасссртациолного мсслсдова-нпь определяется танке и тел,что в последние годи в наае"; стране стачи ооразовыватьел партии по названиям сходние или идентичные политическим парткед, существовавшим в конце XIX - качало лХ вена. Вследствие этого, анализ политически.?: концепций,аналогов п 'правдой дает возможность вияекить насколько подитичео-кз:е установки этих парта:'! аутентичны конпепциш их првдаествен-нжов.что они считают нуда-л отбросить,обновить,н;.-оят ли огляди эпигонов догматический или творческий характер,а отсюда вытекает я ои.е^а перспектив юс развития.

В процессе сложного (Армирования политической тсулыуон как совокупности позиций, ценностей и кодекса поведения ке:;:лу властъю и гразданами неггаловаккое значение приобретает познавательная ориентация - „стинное или ло.-аме знание о политически ооъектах и идеях прошлого и настоящего.

Счг'г;:л,чо, ч?о к с это!? точки зрения палитологкчссклЯ а ¡иг.тиз 1 кес-урлулан?п< пэдг.т;:чесчих кокгст;;:;: s России конца ХТХ -нххл.*. /X с? v

КС-,':« i:xrco6yfx;.x польт)!Ч,оог%:х ¡•онцхх;;::; осу-

!-;;г:7г:1-'Чгся п.. основе !:рххя'.;:х в по;х;то:хх"'и:: подход-..-?:

rp;. , Cvii"''^::!:'^ ¡г-, ¡'.реологических сзпояу.; хл;; оргх.г'п-.-•■•.п::хх; r;p03(":,n:ii:Ti:.7b xixiccoixx xxi'fcpxei.r. о"',:; пгх'Д-

г. > :с х;х:0;:дх. ■.¡'¿'.пух.тея подходу.

С■: х -s ^"у гтne.'x.'iciyx: упз!:хо' "Ом-:-:■.' •■■..' ■X/beixiOx г;":" Т'л; мvo

rc •".7'„i-:-nv нл-.;:х Х>: г;5л;;<г,г-;ес.-:::й :: кс-г.'•;•:••-:>.>-

. г,-, с- х-рах'^рххт г. ria рлбо-: G. 5./.:xxix, I...'.: :слг :.сгог''. ¿Лиххр.хюхого, С.;. .K'ur., Л.Х.хуоi.v.xx;1, i'.x.ij.Kvx';p-vy:;x, х.'l.iio;Л.,:»Л"г....<г::-./с110В1, ii.-'i-.xxj'iv.v , ii/i .r,"y,:v?fna.r<o^'; и yr::.-: rxopC'ii.

L.:x:;x.x.: гол»:ixxocoJxh кг-. угогл'о

".".'■ccg:! ;> х'х)ссс.;х>;; o'cpb'iu пда^гд'ххуо осхгхлих'хтс-: лп'хх-'л'. ;:стспн;: по.хггх^оех::-: ¡: пxr:r::!:e-

сх :/. "х х.. ryror, гх.;:^":хх;'-'гол, п рх.С'стхл х Л. полг.т;:-

:?п г' х:7"кого tiv:;Tf\iicvT)X к yeioix.rx россл/хго/ дкП.птягель }. 'с-.;: :.П1:риыс7ся I; р.г5о~хх Ь.х.^ох;;;^, /i.H;£ofrt".v;»n, С.Н. XXUM.X, ¿ЛЛ'р'/ДЧКНЛ.

Г.рсх.е:.!.! генепксп у.олкоб:,pvyca'v." полят^иеко;': утог.и.л, ■-.{.■ хс.торпч^с;•;"/) р"';н к рх^л^ххх;

xax ww-иг, рмэр'и'5'i.T«.г-зо?ог хЛ!,:'. И.П.Плт.г.ро!л:м,

ii.C. ■ xx-xx'-xrrx. Couixj'LHM:! и ^г.оово-гхкхологичеекк;: статус t/cxKcs; С'урхухопи, ct: :х;огос-Л1.ххооть, ::рст;::-преч::пость х 'дхох.хьсхкооть icrfH A.!iВ-.В.Злрэног-км,

Hox^xni; ияупк;:; икт'.гес прд.ютагляют >,r.6ora! coi отских историков о тс;;'тя:со яолк&Сур'::"::чу.тх 'xpTH.'i в ро:'о."к£;иих (3£<й-100?-10Г/ гг.). Рочг, ;:дс?'о рлсхпхх К.5.Гуояг«, Н.Д. Epofcmi, А.п.;;::.и.лспч, и.Л.Подйологхчп, /i.A.Koxecni'uciX'fi, . ¿Х.Я .У.'у^.ОГЛ . Порок.'. COlWfU!ыю-пслкгич:сскоГ; концепции соспля-сгор-рьяом-кфонгров гокмп1;па:отсл ¡и.П,См'].яной. ¡¡робхгт-'л с.">-

xooxcpxr.:;xi s тсэрхх ико'гпродччч.т.тиа шп-л;;пнру-ич:р К.ПЛ'ипОГ-Ям.

Mo;iKri6yoxyno;'o;rr:: .х;л:х:о к с^'рс-хи-тг'тл,

r'-/ir~'?*ypr<y,' .«гость п уз ком :i шр-'жок ci.'fT,:o рчссит. рихаотся Ь.М.Дртсхоггм. Т«!ндс-1шия нелкобур-г^яно^тя, аргукоитп про-

/

тив последней н? современной этапе нааего общества стали объектом внимания со стороны В.Гргчова и А.Во-.кова. Всеете с тем исследование мелкобуржуазных политических концепций в нащей стране носило характер-односторонности. Так боль-пинство мел ко бу ркуаз ных политических концепция в России конца XIX-го - начала XX ев. рассматривалось сквозь призму классового детерминизма. Ленинская критика мелкобуржуазных политических партий канонизировалась, трансформировалась в абсолют, что бьио выражением типичного догматизма.

Следует; отметить, что в 30 , 40 , 50 , 60-е годы научные разработки по истории политических учений, мелкобуржуазных теорий России бвди крайне ограничены, что главным образом связано с отсутствием доступа к архивным источникам. И если политико-философская мысль в Древней Руси, России ХУЛ -второй половины ХУШ, первой половины XIX в. исследованы достаточно глубоко {работы А.Ф.Замалеева*, К.А.Мокичева^, Э.Л.Розина ), то политическая теория либерального народничества, особенно неонародничества, меньшевиков» и,анархистов гораздо слабее.

В научн<-4 литературе 50-х, 60-х годов доминировало мнение, что либеральные народники 80, 90-х годов били злейшие . врагами марксизма в России, а век политика народничества была реакционной и порочной^. Подобные сугубо догматические и коверные трактовки неродничества быяи продиктованы Кратким курсом Истории ВКП (б), где утверждалось, что главным идейным препятстоием на пути распространения марксизма

См.: Замалеев А.Ф., Зоц B.Ä. Мыслители Киевской .'уси. -

Киев. - 1987. 2

См.: История политических учений. Под'рзд.Мокичева H.A. - М.: Высшая школа. - 19оЕ..

3

См.: Источники по истории политических учений. Учебное пособие. Отв. ред. Э.Л.Роэин..-. M.-I980; См.: Халипов Н. Борьба 8.ИЛетша против субъективной социология либерального народничества. - Минск. - 1954.

- б -

к с^циал-демлкратнческого движения были народнические взгляды. Народники якобь: тем и занижались, что отвлекали внимание трудящихся от'борьбы о классом угнетателей, тррыо-оили развитие революционной инициативы рабочего класса и крестьянства^, Револкциок"-ые народники заносились в разряд героев-неуда-шиков, а народники 80-х, 90-х годов превращались в выразителей интересов кулачества^. Танеева была сталинская оценка народничества.

Б отечественной историографии, длительное время господствовала концепция, отрицавшая роль народнических партий в политическом пробуждении крестьянства. ,Но^.'.!о:айловский, Н.ФлероЕски-й, С.Вкакоь, Е.Воронцов, С.Кривенко, Х.Каблиц СОзоб), Н.Русаяов, Е.Колосов и другие) внесли существенный вклад б разработку проблем русской деревни, аграрного демократизма и других вопросов. Остры их публицистические вступления против политических институтов русского монархизма и буржуазии. Представляется, что политические концепции либеральных народников, оейрег,, неньгаевиков и анархистов должны стать оо'-ектсм осмысления современной политологии, истпии политических учений. При этом исходной методологической посылкой долгов быть принцип ьзаи'.хдеиствия нетории и современности, ибо так или иначе существует. "ноьейшая кгийнь" классических доктрин, их вовлечение в современную борьбу'идей".

Б истории политических учениГ,, политической культуре в целом, еще не преодолена тендг ция отторжения политических принципов и концепций народнических партий. Речь идет, например, о концепции "социализации" социалистов-революционеров, сыгравшей значительную роль в революционизировании сознания крестьянских масс населения, что бнло признано впоследствии З.Н.Лениным; Долгое время понятия "эсеры" и "меньде-гики" били - у нас ругателькьтш: словами, синонимами предательства.

; См.: История НШ(б) Краткий курс. - Г.И. - 1938. - СЛЗ. 2 Там ко. - С.Тб,

3. См.: Грацианский П.С., Гулисв В.Е., Нерсесяне B.C. политические учении: история и совпе^енность/^/Маркоиом и полп-тичсскан к:ь;сть >ЛХ е. - î.';.: Kay да - 1979. - С.З.

В последнее десятилетие з работах В.Г.Хсро«" А.И.Лев-ювского, Э.С.Вкленской, А.И.Новикова, Б.Н.Чг-ина и других 1В?оро8 концепция одностороннего, негативного крит'.яцизма по лношению к политической идеологии мелкой буржуазии, сред-ввс слоев, стала преодолеваться. Необходимо считаться с ?ем фактом, что большинство мелкобуржуазных теорий амбива-юнтно по своей природе, ибо в последних причудливо сочетается иллюзорное и реальное, критическое и утопическое, ¡тало быть задача состоит в том, чтобы показа.ь соотношение «зального и иллюзорного в мелкобуржуазных политических кон-1епциях. Но и сегодня окончательно не решена проблема реаль-юго (позитивного) в политическом идеале либеральных народ-мков, социалистов-революционеров, меньшевиков и анархистов.

Ваяноо значение приобретает проблема живучести принципов ¡елкобуржуазных концепций (эгалитаризм, патриархальность, равнительность в распределении материальных благ, нивели-ювка потребностей, антииндустриализи, антяэтатизм, различие формы анархо-синдикализма), которые в той или иной фор-1е реанимируются сегодня в кашей стране, на фоне гиперинфляции, распада: союзных структур, острейшего кризиса политичес-:ой власти, и этой связи нуждается в исследовании и конкрети-а—ш романтизм и патриархальность в экономике, политике, уховной жизни общества. Бывают случаи, когда реакционная агриархал^остъ и автаркия в состоянии отбросить общество а стадию докапиталистического феодального развития, вверг- . уть его в бездну хаоса. Достаточно сослаться ка такое урод-ивое явление "левого" акстреи*зма как полпотовщпна* Данная азновиднбсть казарменного общественного устройства оконча-елыю не осмыслена в научной литературе.

Цель и зада'-:; йсадедования. ЦйЛьв и^следовадая я^ляет-я целостный анализ мелкобу^хуазннх политических концепций России, йосстачовление их подяиююй сущности с позиций овременного уровня политических наук. Это предполагает ешение следущих задач- показать еоотновение реального, и иллюзорного в.мел-оС/ржуазных политических концепциях, определить их типологию;

- дать сравнительный аначиз политической мнзли в мел-эбуржуазных концепциях общественного развития;

- определить сущность политической власти, субъекты

и средства ее достижения в концепциях либерального народничества, нзонародничества, нснкзесиков и анархистов;

- обосновать критический анализ ленинских взглядов на су-дчсг.Т! мелкобуржуазной политики и теории;

- показать однородно-генетическое содержание русского ультра-революционного максимализма к современного "левого" экстремизма;

Методология и источкиуь ксследовак-:я. Методологической основой диссертационной работы является общедемократическая (гуманистическая) сокровищница русской политической мысли конца XIX - начала XX вехос, а также критически осмысленная методология К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Фундаментальным источником'исследования стали материалы цент-раль;п:>с архивен в Москве и Санкт-Петербурга по истории и теории либерального народничества, неснароднччестса, меньшевизма, анархизма, а такие программные установки различных ,.!е;:;;обур.л:/азнш партий.

Н' .т'г.л твизна псаюлор-гниг.. Научная ноппзча работы заключается в том, что вгергые осутцестглена реконструкция .•¿¿л кобура азных течений концепций п России, лерсос^'лен-нь'х с точки зрения общедемократических (общечеловеческих) интересов. Значительным элементом новизны исследования является типологический анализ мелкобуржуазных социально-политических теорий, выявление п последних сущности политической власти, ее субъектов и средств достижения, а также введение и научный оборот архивных материалов п^з истории и .еорпи либеральных народников, ссцпзлистоь-реполюционе-ров, трудовиков, менс.иге.сиков и анархистов. Б работе вскрывается обгцео генетическое содержание, что объединяет русский анграо-индивидуализк'и современный "ле.г.>.:г;и экстре-шам. Таким образок полезны следующие новые научные результаты:

- вскрыта сущность политической власти в доктринах либерального народничества, неонародничества, меньшеви- -ков и анархистов;

■ - показано соотношение реально.1'о (истинного) и утопического (иллЕзорного) в мелко буржуазных полита геских кониепдирх;

_ с _

_ показана диалектик! кляссовог.. к общедемократического з ленинском акал- зе политических и теоретических воззрений шберальных народников, соииалксто^-революциомеров, мекькеви- • сов и анархистов. Обоснована как истинность так и неадекватность отдельных положений и концепций В.И.Ленина б реалиях :овременной эпохи;

- осуществлен анализ политической мысли в различных 1е л ко бу р^уаз них доктринах;

- показаны особенности политического сознания современна? "левых" радикалов.

Основные положения и выводы, вынос.! :?.;ьте на защиту:

1. Мелкобуржуазные политические концепции в России моя-ю подразделить на три типа: реформистский, ультрареволкцион-1ъ;й и интегральный. К реформистскому типу относятся концепции 'малых дел" либерального народничества, "кооперативного" и конструктивного социализма" неонародкичества, "этического"

[ "муниципального социализма" меньшевиков. Особенность данных юлитических концепций - отторжение легитимности политической ласти,- основанной на революционном насилии, диктатуре, авто-мтаризме.

К ультрьреволюционаристскоиу типу принадлежат концепции .нэ "тс о -к о шу н и з к а и анархо-индизидуализиа. Их отличительная ерта - воинствую;?,ий 'антиэтатизм, политический волюнтаризм, трицание к,.кой-л,чбо власти, авторитета. К интегральному, т.е. обирательному типу относятся анархо-синдикализм и анархо-ниверсализм. Сущность этих концепций - отрицание политики и олитических партий, синтез бултарства, кооперации,' реформиз-а.

2. Для Н.Михайловского - выдающегося представителя линеравного народнячес:за - характерна близость к б ихевиор;.стекой поведенческой) модели властч как психологии взаимодействия тдельной личности и социальной группы, героя и толпы. "Бласт-ая личность" Н.Михайловского воздействует на эпоху, т.е. на корость исторического движения в том случае, если она сана оответству&т тону эпохи.

3. Ленинский анализ мелкобуржуазных социально-гголитичес-их концепций.показал, с одной стороны, взаимообусловленность лассового принципа и общедемократических.интересов, с другой

- их разъединение. Поэтому в ленинизме имеет место единство и столкновение между классовым и общечеловеческим.

Несмотря на то, что В.И.Ленин не чуждался первенства общедемократических интересов над ценностями классовыми, ибо интересы общественного развития выае интересов пролетариата, он оценивал политические концепции либерального народничества, неонародничества и т.д. с позиций классового, т.е. поли • яического детерминизма.

4. Специфической особенностью русской политической шел; (либеральное народничество, неонародничестпо) является хариэ-матизы как_наделенкость выдающейся отдельной личности, лидера качествами исключительности, сверхестественности и непогр

ЕИМОСТК

Своеобразие русской политической гасли данного историче сксго периода состояло в единстве к столкновении различных тенденций н традиция - -национально!» ойцинн, русского почвен-ничестра и западничества, веры, соборности и атеизма, монархизма и анархизма, марксизма и либерализма.

о. пеальное в политической.теории либерального народничества и коонародничестьа - сильный политический протест, напраз.1енн! ' на ликвидацию наиболее уродливых сторон крепост - кичест.ва, самодержавной власти, идея- трудового начала к Крит чески мыслящей личности, кооперативно-артельной организации труда, социализации, кредитных и страховых учреждений. Все это есть ценности демократические (общечеловеческие).

6. Мелкобуржуазные политические концепции в реалиях ру< с ко Я действительности .таили в себе и деструктивное содержание - теоретический эклектизм, патриархальность, идеи при-ката распределения над производством. Это и определенная па радигма политико-гносеологических методов (от фальсифицированной диалектики П.Прудона, вульгаризированного марксизма, субъективной социопогки либерального народничества, соци&л-дарвинизма и позитивизма Г.Спенсера, эмпириокритицизма Э.Ма ха, этического детерминизма И.Канта и неокантианства до иррационализма и волюнтаризма Ф.Ницше и А.Шопенгауэра). В этом смысле мелкобуржуазные идеи в России не были чисто русским национальным явлением. Они интегрировали в себе мне . гие идеи и принципы западно-европейской общественной мысли.

Фактическая значимость 'работы. Ксскедовашю малкобузлуаз-нкх политических концсггкй в услот>чях револк 'огзюго тюлрсса в России /конец ХД-го,т"рзсе и второе десятилетие Ху-го пл./ тактически необходо'о й плане воссоздания ттодшшой хаотикм -русской политической миоли в целях гптаироваикя научного сознания. Анализ келкобуркуазикх политические концептдаД нгеет л-гачти^-чеку» ценность с тотаг зрения обоснования совр^гешсй теопнн нашего оСкестаа,ибо их многие прияцпттк таят в себе кснотоуктяв-ное к,гладкое, общедемократическое содержание. Следовательно, 01ш додаш быть вклкчены в сокровнвдп-гу -современной политической ИКСЛЙ.

Результаты исследования могут бить использован» при раз-расо№е спепкурсов го гтоллтаюпш.истотж^.ттолиаических уче-шй, солильной н-политической фкософж.а так;;:е в целях подготовка пособил для чиоаеЭ школн.

Аттроба;тпя работа. ?|вдёпкаяк диссертации обсуждались на кафедре истории и политолога! Ленинградского, института тес-сяклъноЧ д легкой ттроммилегиооп» »т. С.П.Киоо.па.ка ка^ддао сошалько-толикгческшс наук Саикт-Петелбургского' государст-вектого Университета. Результат» . ^следования поелу:«ки те-моЗ вшяуге1С1.ня на различиях региональных коайорешдозс.Ос-ногчио выводи диссертация докладывались на тёопеткческих семинарах ка^едри истории и-политологии Яекпнгоадского кн-стаауга текстильно"! л логкоЗ промкаяешосюг им. СГ4М*\яроки Ка протяжении ряда лет читались курсы "История политические учений",

Основное содержание' иасегртанйи отражено й тоногр'ойял "Марксизм-ленинизм и келкобурхуазпкй псевдосоцгализм" -Л»: Л1У. - 1935,8,5 тт.л., депонированной монографии "ь-елкобуи-разные политаче^'ню концепции в России кокка XIX -.К'чала XX-го йскоз" /16 п.л./ КНИСН.л 45860 от. 10.01.92 г., в ряде статей >.-урнш1а "Со^качъ'ло-нолитическпе науки" и .других ка-учшк изданиях.

Структура к обт.гтт -п'.ссертаниП. дксоевташя состоит из Введения,четнрех разделов, заклинешк - обман объемом 350' стришц машинописного текста и би&тпохри^ли.шлглащей 502 названия.

ОСНОВНОЕ ССДЕРЖШЕ ДИССКРГЛЩИ

Зо Введении обоснована актуальность избранной темы, раскрывается степень ее разработанности в современной научной литературе, формулируются цели и задачи исследования, пока- . эывается его научная новизн? , теоретическая и практическая значимость, определяются источники исследования,

В первом разделе показызается сущность и особенности по-, литической социологии либерального народничества. Осмуслнва-ютсп судьбы русской крестьянской общины, а также субъекты и средства политической власти в доктрине либерального народничества, Одна из центральных Функций, политичзской социологии либерального народничества - бсрьба с монархическим абсолютизмом, крепостническими пережитками.

Особенность политической социология либерального народ-. ничестза - идея.гражданского общества, в котором.нет места насилию. Социологи либерального народничества (К.Михайловский, В.Воронцов, И.Каблкц (Юзов) и др.) полагали, что именно интеллигенция должна отказаться от насилия' в истории и ограничиваться только умственным и.нраЕстветкз.! воздействием на народ. Поэтому политически социология либерального народничества ориентировалась преимущественно не на классовые, а на общедемократические (общечеловеческие) ценности. Социолог,.^ точки зрения'В.Воронцова,-должен уыеть "чувства и идеи общечеловеческого характера отличить от сословных, классовых"1.

В разделе показывается, что г'чоритет личностл, справедливости, нравственности пронизывают социология Н..Михайловского. Эпическое в его социологии имеет ярко выраженный, общо-человеческий характер, который распространяется на область политических преграмк..Чрезвычайно важно, что теоретик либерального народничества' настаивал на нравственной оценке политических фактов. ^ Данное интереснейшее положение Михайловс-

Воронцов В.В. Наши направления. - СПб. - 1893. - С.37. ■ ^ См.; Михайловский ,Н.К. Что такое прогресс? - СПб. - 1911. Т.1. - С.71.

кого 6w!jo нами но востребовано. йсиг ' та:, если €я иксе общество сумело во гг<смя оценить 1.-ногсчлелс;:ш.:е ноп у.'глi:e полл-ти»«сс:«о catrT!;' периодов рефляции, гра«длискс ' воинн, пос.тэ-ЛУ'0","сЛ истории по акаяс Ценностей нравственности, -пелне возможно было бы иеньао иисло деструктивных тенденций, политических присчетом и т.д.

Б раздел о отмечается» что нельзя однозначно негативно оп^ниьать и субъективный метод б политическая социолог::« лн-бёглдьного народничества, под слиянием которого формировались убеждения глчдх поколений прогрессивно мыслях л»де2. Tax концепция "Героев" и "Толпи"' п.Михайловского, сбуслоклэнная вакханалией еврейских погромов в России 80-х годов прошлого вето, учит час различать, в частности, шов::насткческиЯ патриотизм и истинную любовь к русскому отечзетву.

В разделе показывается, что нельзя однозначно негативно oi''-жтть теории "мляих дел" лравкх народников г, лице П.КаС-j,;n:a (Юг-ot«ft), К.Карелина, А.Т^нм&яко, П.Черпг.нг.кого '■'■ других лублиипстоп "Недели,". Несмотря на то, что последние кметуппли прети?1- стой идеи реполчязки, они сыграла всеомую роль в демократизации общественных откоионг.П. Это касалось практически всех сфер по/ нтическо;! жизни - государстап, армии, еу:'гпро-клБоцства, городского и областного земств, сельской ой^шн, тр; л, производства и распределения. В отоГ: связи больное значение приобретает сравнительное исследование политически',? мысли в рамках различных доктрин и идейных течений. Это касается ts.kw хточренх проблем современной политологии, как влпеть, государство, управление, самоуправление. Разработка этих понятий возможна с учетом достижений политической философии, всеобщей истории, государства и политики, ц-.-тории политических и правоmrx учений.1

Для представителей либерального нпр т,н»чества был при-суц реформистский вариант р гения проблем политической вла-

^ См.: Нер,..есянц B.C. Сравнительной анализ политических нд-..Е: взаимосвязь исторического и лог-лчеокого // История политической миели и современность. - М.: Н -'«а. - 1968. - С.23.

ч

ти. т.е. с точки зрения либеральной, когда идея солидарности обеспечивает необходимость классового сотрудничества1.

3 галдело рассматривается концепция властной .т/чноети г. доктрине либерального народничества. Н.михайловский и сери;* блсстякряс работ о "Гороях" и "Толпе" показал {екскгк власти на ; ;.овке вспкмодейстпкя личности :: группа, Золя "ТероГ,"в состоянии увлечь массу лк>дсй на благородне^усо или поддсйт.ес, т.е. касса способна стать объектом кодкг.део-с:их т.охделбнпя отдельной лкчнрети, то и масса молот б!ггь детонатором взры^их;-; действий отде-льной личности; Слодога-тел ь но .►¡..'.¡пхзйлэпслнй делает акцент на пс:-.хо.тог.г-:сскиэ осо-бе.'Гг-ост»! с"нс:;:еннЧ мс.гду мсссой (толпой) герое:.: (отдеть-но1: личность»). Все ото сз;:детел1стьу^т о слстмя: психологическом азаг.модсйстЕии мегкду /■ичностью и ссииадьно? группой, личнэск« к классом. Причем, кахдая отдельная лсихоло-гичссдая чарта- приобретет особге качеств'*". Например, з г.рссл-тандсиии Я.КаС'липа (Юзоэа) итдольнал личность мо:г:;т

г;

потрясать гелп.: обществом0. Е ото:.: глено мокно уьидеть в либеральном ипподнкчестие, как впрочз:: в русской политический е целом, явно вгракеннуб харн'зматппескуг течден-т.е. нэдоленкость пг'сго-либо липа, лидера особая качеством:! - исключите.1:ы:эсти, с-ерхестестьс^ности, мезогреьи» ыоеш или святости. 5 ото:.' отношении пнов;. актуален сказался Сакс Вобор, которая пр5?лгопос7л:>-«!л идея рзю;о:;алм-:о-ст.! современной сг.рспсйскэй культуръ: харизматической организации обчсствен'дос отксдеснкб''.

См.: Рогозин Н.П. Проблема сласти в русском либерализме последней трети XIX- начала XX ;».// Политический про.'.'ссс и политической сознание. - '■:.: АН СССР. - 1СРб. - С.

о

^См.: Еарокои В.В. Психология ¡'лосса.-ЛГТ. - 1У7о.-С.74. "См.: Каблиц иОзов) Озно.тн -народничества. Сосислогкчссккс

очерни. - СПб. - 1852. - С.16. 4 Термин "рацио;;альч!й" К.Бобер употреблял в широком поди-•гнко-окопомпчестсог.. смыслс. сто рациональное государство, право, образ ымсли и жизни, бухгалтерия, хоон/стпо и т.д. См.: Всбср И. История хозяйств«. Пг. - 1923. - С.212,221.

3 раздолсПоднтсческая идеология иеонйоодш'ч^сттръс-

смзтригпстся политическая къюль русских неокароднш'.сг: в липе соикплистог-револяцяонероп, начоднчх сог.айлкс?ог, трудогк-ков к т.д. Политическая идеология русского несиародккчества была м-«ражскием конгломерата идо?.; ст. "'лекого" экстремизма, т.е. политики террора, зульгяркзкрогактго 1'<°ркс:!з:-:а до анархс-синдикалняш и конституционного . ¡анархизма. Покачиваете л, что рлялиедтгг г.коли в русской к зчпадкой социологи.! (гсогра^ич^кая, пеихслогкчесн.чп, биологическая) сказали зоеьна е«.>л'нсе гоздс/стгие на политическое соончкле и поведение з дотов нсег'ароднпчества. Так, н:<-~1;:.:ер, политика у^писн-унлыюгс террора сецнплпстоз-регслпииокерез исходила не только Toe.wn "пкткпкого прогресса", "^илософли действия" ст-хрого щ^рзцп/.чсстза с культей критически :.г.,:ел."т;сй личности, по г значительной норе бглл детерчинкрогана "лп-нг:/нчсс:;ои сокизлогией" П.Ссрлккна. Псслсдкн;', состоянии б р^длх партии до ICH2 год"., з

Г?14 году обзеногал биологическую теория рогол¡опии, з оско-2с которой (гхеднлаеь канисг.цич "сякзпропзволвнэгэ дш»л:.мз-

еопнзльноп ерс-тщ". 5 силу тал казкглемогс дзна'/иггла .• социзпыкй среди, посто.-::«-:о ипнокя:а.;е"ся уормк впаииодсГст-PHíT групп ГСЩИРИПОЗ 3 СиЩЭСТЗС, происходит пропоес ярне-тосо-бленпп ин^нгидлг'оь друг к другу, б результате чего г вт конфликт:!, бсрьг--;, кризкем - .тертг-;-', г,лüú;n:e эктк, уйиЛ-стзз, папина диненпа^а сн.*.т:а начинает прнегссебллть перегк-

зктк пнди-кдеп друг к другу1. Богио иметь в г-::лу, что конйегцпл "дннзл-пзкп cor,игл i исЯ сред-'" П.Сорокина ¡rixo-дпт croo псят. .'рудскяз р сяоянеЯдоЛ к дгя'/етнчнеЯ кстзгга. Прошлое г.сро'«и:ч:с!Л1я зпэха пестрит iта.-о'гкел gkt'ií.';: и-снял.'/, нйяпггит.укастбо власти д;:?таторск:гх pawes оргвчко~иией геноцида пел;-тх кородор.

Диссертант полагает, что кзльзяс по.-г;остыэ стпсргзть политико-социологическую копцегцип П.Сорпккна о плпп кмаожоствецнпсти) цтггоров (политических, окспонпчгснни, психологических} » сбцестг>«:ию« 5'рл.с-.ссо. Сте:;г,г гг.•• -тсрпалистпческого потяти«:.-: истории недьл« г.Ъ-пеп'.:-. -глть, преградить ринг абсолютного г-

* С:.:.: Сорокин-П. Преступление и кзрч, годьиг и иг;- -. -СПб. - ГСМ. - С.ПЭо.

т:.о, по7:"гл*мкч<т гичиь я тем или г.нсу географическом регко-}!••••, ^¿й ¡'»-А страно б^ггло, рЛ.чзо£рд.-,нео, чем лгбие Тгогч'Ч■■'.чссг'.и* постулат::,

2 р.-:».и>1 сеь.зпе архглн.гх материалов погуо.'-г-астея к етол'^кп-оцло шу ¿Гч.рчэго и рсалтоге п г>т.г.ол ьнкх сг^-ч^но-политич^..;:!;: мо;!':;.^:".1ссцигпигтоъ-розолгпконо-Ст"0',остс(;, -"!') идус.г1Г.-гчсс::*,;П ся.м-.тгчиз».*, с^локтн-и &:■<:'. ;\>: суха;>;::и;е!:ноеты1. В.:зете

с -.-см б &к*х !••":!;'•. пц;!;пс тгл'-к^ь и шкетруэт.шкоо (обс;гс,с-

сод:.>р:<а5-;ч>. "ак, политическая нал р.а ил «'.•.кость т:-;к Г('.ятсгр'«.чьного" или "со<Ь'.рьт«яы:ого социа-

лизма'' се'и-.глпг^ог'-ропол^^понгрсп - сткг.з от сугуго классового характера соп.^лпо'-'а, егкентг.ц/я на пнрог-^о соцладьные СОМЫ И Су'ЛЬ! о практике роГСЛГ-ЦЯСИНЭГО 1!«'-рОуСТрОгСТЬа. Это б ;.о яоьоротон от классового к оСцсчс.иоьсчеекоцу.

Политический с?.пчсл "копегругтнгпого социйлизул" Б.Чернота зпклк'слся 5 идее рап/.'ове^чя (сг.гду ргпруг.-г.тг'.тьяоЗ и сс.г<,.:ч-,'-тс-лы1ог! стот.ономи -еголзшипшасг прсо'.'рэдоБяш;!':: созидание /:.: ке за разрушение**, тлм c-c-.iv. неизбежно пгт.!.'-'>!!.'-:Пчо отстрк.рп ел иего,- но везде, где ОТО Г03*Л0?ШС,

ггчгу.ес'И'одать е*:у'. Представляется, »'то Чернов г,о-ст*»г:«/ пзлссслогк^бску« пгоС,.о;.«у разру^'.мия и соаи-

Д1Н/.»-. в процессе обгузстм-шюго переустройства. ■

5 д->н!:„м рзодгпс анализир/й-гс« нгчшироднкчоская кокпег*-ц.:я псл:'.т»ие-с:-с.й ur.se-V.'. Рас сдел ри ваетс я газносбраз!::^ ~слостр средств достижения политической власти: от авторитета крпт.'.чеекп и об^^-гно-мчелпе;^'! личности, перманентного на-о\*»яя (террора), буржуазного либерализма до конституционного моКоли осири-каксинилисты, ратуя за коронной политический и имущественный переворот, призывали к прямому зглвпту всех земель - удельных, государственных, частносла-д«х-!ьчоск1зс, то народнь-о социалисты (Мякотин, Пешехо-оп л др.1 борьбз за политическую власть апеллировали к роф^рмярованно-

1 См.: Чернов Б. Конструктивней социализм. - Праг' - 1925. - Т.1. - С.212.

му буржуазному государству. При этом этатистские воззрения насэдних социалистов персонифицировались,- отбадеетвлялись с чаяниями нарздшдс mee. Причем прааоо крнло гтартчи народных социалистов было не чуждо идей конституционного монархизма. Это говорит о том,-, что.'народные социалисты считали государство, KOHCTHtyyiíGííHo-ííOíiapxiriecxKfi строй — центральном политическим институтом власти.

Показательнаконцепция политической власти В.Чернова, которая'з эмигрантский период его деятельности претерпела значительную зеолйциа. Так (Ттаосйхянасилия (террсра) суеня-ется .политическим, реформизмом, а антибольшевкз»- и антйленинизм ctshobrtci константой его политических- рассуждений. Поэтому ' термин."политическая .власть" 3.Чернов ассоциирует с понятием' "захват "власти" отождествляя последнюю с болъшегкетским максимализмом.

Характерно, что 3:Чернов верно указал:'баяевке.точки большевистской власти. Он отмечал,,что. большевйтг-сопиалистн прониклись верою в чудодействённуя силу р ластигосподства насилия,.прияузщБНкя, декретов над"' жизнья. Но эта pepa в магическую силу приказов и декретов была не конструктивным, а "императивным социализмом"-1.. сто говорит о том, что В.Чернов за много десятилетий до нового политического мьЕшения показал истоки созетйкого-тоталитаризма, касариснности.-

В третьем раяделе рассматривается феномен-мекьзеЕизма в русской социал-демократии.. Переосшсяквается граяишкшкий взгляд на.кекьпевизи как агентуру буркуазии п рабочем держании, гак партию контрреволвцяи, разновидность международного оппортунизма. - т.д. Между тем менызеаизм,.преимущественно слой непролетарский, предстамлл собой сложкеЯиее образование политической философии, социологии марксистского толка, легального марксизма, а таюхе в лице отдельных икол позитивистской направленности. Ведущими политическими течениями внутри меньжепиэт были ыенызевпки-парткйщт, менкпевика-ликзи-даторы, меньаепшси-интернавдоналисты, троцкисты. В силу ото-

^ См.: Чернов В. Конструктивный социализм.. -1.1. - С. 167.

го обстоятельства' трактовка кзныаеснэма' как одномерно оппортунистического Течения представляется упроченной.

Соша-пной базой кзнЬаегпэиа бета в основном мелкобуржуазная- интеллигенция; 'студенческая молодехь,-т.е. средние слои, а таккс-ан^чктеяьйчя-.часть рабочего, класса. Нельзя забывать, что идея создания Советов, как органа рабочего самоуправления, принадлежит меньшевикам."' ■ '

. Политическая ф-илоеофия меньшевизма' бь'ла выражением ненасильственных' программ переустройства русского общества в рамках" трэднпнонноГ) • европейской социал-демократки. Та i; сущность политической философии Л.Мартова и-А.Потрессва состояла в эти-зац'пк 'политического процесса, в. стремлении интегрировать в единое келое русские НАц:;онлтыю-реве-люпионны5 tpадииии и за-пег-го-европеЯскую культуру, в отсутствии какого-либо г.^екло-

■ нения перед марксизмом, вормсхности его, интерпретации и'т.д.

Б разделе токазнгаятся отдельные аспекты соотношения ф-и-лосо'Тни и политики .ь липе -'крупного- фклссо?а мскьа&Еипма -П.'Ьксьнча, Последний стремился "раскрепостить мировоззрение '" человека от. раалачннх наслоений.и лрибли ,-ить его. и идеалу

■ вольного формирования" . Кирсвопярешо-должно освободиться - от подобной, служебной „роли, -а философия. должна перестать

быть сдукаЬсой политики*". Совпел-ешю звучание идей Е.&зкевкча о разругана;: китайской стены предрассудков, усвоении гсех завоеваний культ;.*?« п свободе .-.¡нений'3,. Данные установки Jl.Sta-кошча Сь-лк общедемократических юбчсгуиаиистиче-

оких) ориентиров в области.фидософеко-со^пологичеекого знания. Но вряд-ли можно согласиться с тезисом вьгеуказаиного ■автора с5 стд&векк* пойктинй от теории, прогрыз» от системы, партий от идеологии. Политика без теоретического обоснования

. 1 См.: Ешксьпч П. Мировоззрение ;: мировоззрения. - СП". -

ТШ. -.C.2I. ■ * - ■

° - -

См.: йсгсегич П. На тему дня. К вопросу о философском бро •„'г, .«Лрксйзкс // Есрп:«ы. - СПС. - 1905. - C..V72. ° См.: гЬкевич П. Столпы .философской ортодоксии. - СПб. -. 1910. С.71, 72. ...

обречена на провпл. Одной из причин кризиса и распада КПСС является ке только августовский путч (1991 г.), но и идейный, догматизм и консерватизм еысших партийных идеологов, их пренебрежение вопросами теории.

Для меньшевизма характерна специфическая трактовка политической идеологии. В частности, меньшевистский теоретик В.Мачинскйй определяет политическую идеологию нак разновидность портативного мышления, как стремление нормировать общее управление какой-либо группы*. Вместе с тем политическая идеология есть отражение процессов человеческого группирования, возникающего в борьбе за суцзствование*". Следовательно, МачинскиЯ рассматривал политически идеологию как Зорму общественного сознания под углом зрения биологических, социал-дарвккистских факторов. ' ' ' ,

Но вызывает законный интерес концепция Б.Мачинского о "политической интеграции исторически групп". Последний справедливо отмечал, что человечество на протяжении истории, группировалось в крупнуе политические тела - род. Фратрии, трибы, племя, государство. В.Иачинский наряду с экономической необходимости показывает значение политических факторов в организации различных человеческих сообществ.

В плане социально-политических теорий меньшевиков рассматривается так называемый "этический" и "цуниципальныЯ социализм", а также менькевистская концепция политической масти.

Центральное содержание "этического социализма" в условиях классово-антагонистического общества - отторжение идеи революционного насилия во имя нравственной эсолпции, совершенства всех людеР, Поэтому одним из средств власти в теориях меньшевиков была философия права, становление демократических, ев-ропеизированнкх политических институтов. Это бяло отказом от насилия (террора) в политике,, диктатуры какого-либо класса, а ориентацией на суверенитет самого норода, всеобщее избирательное право я политические свободы. Для Л.Мартова на этапе 'буржуазно-демократических преобр^^оваам"»

1 См.: МачянскиВ В. (!.!еч В.). О человеческой культуре. Эскиз социологии. - СПб. - 1909. - С.105.

2 См.: Там же. - С.Т09.