автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Мемуарная проза Сидони-Габриэль Колетт

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чайка, Ксения Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Мемуарная проза Сидони-Габриэль Колетт'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чайка, Ксения Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ Биография С.-Г. Колетт как источник мемуарной литературы.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Мемуарная проза С.-Г. Колетт.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Стилистические особенности мемуарной прозы Колетт.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Чайка, Ксения Владимировна

Сидони-Габриэль Колетт (Sidonie-Gabrielle Colette, 1873-1954) -признанный мастер французской литературы, одна из ключевых фигур литературной и культурной жизни Франции первой половины XX века. Её творчество оказало значительное влияние на формирование нескольких поколений французских писателей, не утратив актуальности и силы вплоть до настоящего времени. Колетт при жизни была объявлена классиком. Каждое новое произведение писательницы критики сразу же провозглашали шедевром, неизменно восхищаясь изящным стилем и искусным владением словом. Книги Колетт издавались огромными тиражами, многие романы были экранизированы и во Франции, и за рубежом. Так, например, фильм «Жижи», снятый в Голливуде кинорежиссёром Винсентом Минелли в 1958 году по одноимённой новелле писательницы (« Gigi », 1944), имел колоссальный успех у зрителей Европы и Америки. Кроме того, было осуществлено большое количество театральных постановок начиная с 1902 года, когда в театре «Буф-Паризьен» Полэр блистательно сыграла Клодину в спектакле «Клодина в школе». Роман с тем же названием - первое значительное произведение писательницы - получил необычайную популярность во Франции начала прошлого века. Долгое время Колетт и сама принимала непосредственное участие в постановках по собственным произведениям, исполняя роли главных героинь. Многочисленные театральные турне, а позднее и выступления перед публикой с лекциями по различным вопросам литературы и искусства позволили писательнице объездить не только всю Францию, но и побывать в Бельгии, Италии, Германии, Алжире, Тунисе, Марокко, Соединённых Штатах Америки. В 1936 году Колетт была принята в Бельгийскую королевскую академию французского языка и литературы. В 1945 году её единогласно избрали членом Гонкуровской академии, которую она возглавила в качестве президента в 1949 году.

Официальное признание выразилось в присвоении писательнице звания командора ордена Почётного легиона за литературную деятельность. Колетт также была удостоена диплома Национального института литературы и искусств (National Institute of Arts and Letters) США. Её произведения непременно входят в школьные учебники и антологии как лучшие образцы французской прозы, передающие богатство и сочность языка.

Художественное наследие Колетт внушительно. Оно составляет несколько томов, насчитывающих в общей сложности более семи тысяч страниц. Творчество писательницы поражает разнообразием стилей и жанров: романы, рассказы и новеллы, газетные репортажи, театральные рецензии, автобиографическая и лирическая проза, оперные либретто, киносценарии и даже рекламные проспекты и тексты песен. В 1949-1950 годах во Франции было издано полное собрание сочинений Колетт в пятнадцати томах. Среди этого наследия мемуарная проза, послужившая объектом исследования, составляет весомую часть.

Материалом диссертации являются: цикл романов о Клодине («Клодина в школе», «Клодина в Париже», «Клодина замужем», «Клодина уходит») «Дом Клодины» «Рождение дня» «Сидо»

Чистое и Порочное» «Моё ученичество».

На сегодняшний день произведения Колетт в России довольно мало изучены. Началом критического осмысления творчества писательницы можно считать статью А.В. Луначарского «Колетт Вилли». В ней критик жёстко связывает её факты личной биографии и творчества, прямо выводя проблематику книг из личного опыта Колетт. Отмечая, что «она действительно обладает значительной силой психологического анализа, самоанализа в особенности, редкой остротой ощущений и прекрасным, точным, нервным и многоцветным стилем»1, Луначарский тем не менее выделяет писательницу из числа наиболее талантливых, акцентирует глубину и верность анализа тончайших душевных движений её героев.

Представляет интерес статья И.Д. Никифоровой, посвященная Колетт и написанная для четырёхтомного академического издания истории французской литературы. Она является продолжением интерпретации наследия Колетт А.В. Луначарским. Отмечая безукоризненный стиль писательницы, исследовательница в самых общих чертах, верно и тонко, подмечает особенности художественной манеры Колетт. Прежде всего И.Д. Никифорова подчёркивает психологическую глубину её произведений, «довольно тонкое проникновение в область подсознательных душевных движений, свидетельствующее о серьёзном восприятии романисткой опыта литературы на рубеже двух столетий и впервую очередь опыта Пруста»2.

Этапной в обращении к творчеству Колетт стала статья З.И. Кирнозе «Цветение кактуса», которая помещена в качестве предисловия к книге избранных произведений писательницы на французском языке, выпущенной издательством «Радуга» в 1983 году. Статья характеризуется комплексным изучением различных сторон дарования Колетт. Критик доказывает, что популярность романов и лирических дневников Колетт у массового читателя вызвана не единственно безукоризненностью стиля художника. Автор внимательно исследует, каким образом мировоззрение и биографические факты писательницы воздействовали на формирование её литературного почерка. З.И. Кирнозе выделяет характерные черты художественного видения Колетт: «Сравнительно узкий угол зрения, субъективность изображения и оценок, сопутствующие формам лирической прозы, мало смущают Колетт. Она избегает

1 Луначарский А.В. Собр. соч. в 8-ми томах. - М., 1965. С. 455 воспроизведения событий широкого формата, фабула и сюжет романа укладываются в рамки любовной истории»".

Полное представление о художественном мире Колетт дано С.М. Фоминым в его диссертации «Творческий метод Сидони-Габриэль Колетт». Им обрисован творческий метод писательницы, прослежен её творческий и жизненный путь и, что особенно существенно, определён основной жанр, в котором работает художник - жанр автопсихологического романа, где автор будто бы рассказывает историю собственной жизни. Заимствуя термин у Л.Я. Гинзбург, С.М. Фомин подробно излагает основные параметры этой жанровой модификации. Чрезвычайно важной является констатация того, что сокращается дистанция между рассказчиком и автором, хотя никогда не происходит их полного слияния, отсутствует финал в его традиционном понимании, сюжет наполняется «инородными» элементами и заметно тормозится, увеличивая психологическую глубину произведения. Очень существенно замечание, что подобный роман требует особого типа героя, в котором биографические элементы составляют весомую часть.4

Обращение Колетт к фактам собственной биографии, которая выступает в качестве материала её произведений, отмечено в классических работах французских исследователей творчества писательницы: монографии Жана де ла Ира «Вилли и Колетт. Биографическое и критическое исследование» (1905), книге Мишель Сард «Колетт, свободная и пленённая» (1978), монографии Анны А. Кетчум «Колетт, или Рождение дня» (1968), диссертация Поля д'Олландера «Колетт в эпоху Вилли» (1977).

2 История французской литературы в 4-х томах. Т.З (1871-1917). - М., 1963. С.200.

3 Кирнозе З.И. Цветение кактуса. // Предисловие к книге Colette. Oeuvres choisis. -М., 1983. С. 17.

4 Фомин С.М. Творческий метод Сидони-Габриэль Колетт. Дисс.канд. филолог, наук. - М., 1985. Фомин С.М. Колетт // зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. -М., 1997. С. 156-157.

Всё это позволяет рассматривать прозу Колетт в её типологических связях с мемуарной литературой. Актуальность и новизна исследования определяются тем фактом, что проблема является малоизученной в отечественном литературоведении. Впервые в научный обиход вводятся такие произведения Колетт, как «Сидо», «Чистое и Порочное», «Моё ученичество». Литературный процесс XX века рассматривается не только в его традиционной форме, но и в «обратном» направлении. выдвигается теоретическое положение о лиризации прозы как характерной особенности литературы XX века и о необходимости включения в корпус жанровых модификаций промежуточных жанров. Мемуары и эссеистика рассматриваются в качестве самостоятельных литературных жанров.

Мемуарная проза Колетт - явление сложное и многосоставное. Проблема её жанровой специфики закономерно попадает в центр внимания исследователя. Парадоксальная особенность творчества Колетт видится в том, что вопреки движению основной массы писателей от ярко выраженной автобиографичности произведений, знаменующей, как правило, начало литературной деятельности, к абстрагированию от конкретных случаев, типизации проблематики и характеров, она совершает обратный ход. Заявив о себе циклом романов о Клодине, который можно было бы назвать «псевдоавтобиографией», в дальнейшем писательница постепенно отказывается от вымышленных романных коллизий. От целостной эпической формы она переходит к «промежуточным» (термин Л.Я. Гинзбург) жанровым образованиям: дневникам, письмам, литературным портретам, эссеистике.5 Это движение видится одновременно и как собственное оригинальное свойство прозы Колетт, и как проявление общей тенденции, подмеченной многими исследователями

5 « Психологические открытия, которые на данном этапе в законченной форме ещё невозможны в устоявшихся, канонических жанрах . возможны уже в пограничных видах литературы - в письмах, дневниках, мемуарах, автобиографиях». См.: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1971. С. 76. отечественной и зарубежной литературы XX столетия.6 Этот процесс можно охарактеризовать как лиризацию прозы, переход от риторической прозы7 к «промежуточным» жанрам.

Таким образом, цель предпринятого исследования состоит в том, чтобы проследить единство произведений, составляющих мемуарноавтобиографическую линию творчества С.-Г. Колетт и выявить закономерность их развития по пути трансформации риторической традиции к лиризации прозы.

Поставленные в диссертации задачи могут быть сформулированы следующим образом: рассмотреть биографию С.-Г. Колетт как источник её творчества и главный момент, стимулирующий трансформацию романной формы; рассмотреть мемуарные произведения Колетт в параметрах автопсихологической прозы; выявить стилистические особенности мемуарной прозы Колетт.

Попытка решения подобных проблем определила содержание и структуру диссертации, состоящей из введения, трёх глав и заключения. Важным ориентиром послужили труды предшественников, как французских, так и российских учёных, которые помогли чётко отграничить собственный объект

6 См., например, Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1971. Кирнозе З.И. Фомин С.М. Психологическая проза. Практикум. - Н. Новгород, 1997. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. - Воронеж, 1978. Таганов А.Н. Формирование эстетической концепции М. Пруста и французская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. - Иваново, 1993.

7 «Риторическое слово как начало и цель всего не отпускает от себя писателя: оно оформляет всё жизненное, собирает в себе всякий смысл увиденного и познанного в реальности, но писатель и видит жизнь только через оформляющее её смысл слово. Слово антириторическое необычайно богато и гибко, зато уже не собирает в себе всю полноту постигаемого смысла, а несёт на себе лишь отпечаток значительно более богатой, ничем не ограничиваемой действительности. «Правда» действительности имеет преимущество перед словом, нависает над ним, - именно она увиденная и постигнутая индивидуально, индивидуально-полно, творит литературный стиль, который и не может не быть тут сугубо индивидуальным»,- См.: Михайлов А. В.Роман и стиль // Языки культуры. - М., 1997. С. 406. исследования - системное изучение мемуарно-автобиографической линии творчества Колетт, подразумевающее объяснение того, как факт жизни становится фактом литературы.

Изучение особенностей поэтики исповедальной прозы Колетт с точки зрения жанра определяет метод и методику работы. Наиболее продуктивными представляются такие литературоведческие методы, как биографический, культурно-исторический и сравнительно-исторический. Они позволяют рассматривать творчество художника в неразрывной связи с собственной жизнью, с исторической и культурной ситуацией, со сложившимися литературными традициями. Теоретической основой диссертации являются труды видных отечественных учёных, посвящённые общим проблемам культуры, истории и теории литературы, конкретным проблемам поэтики -М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачёва, Б.О. Кормана, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского и других.

В исследовательской литературе отмечается, что по форме изложения, отсутствию единого сюжета, по хроникальности и фактографичности повествования мемуары примыкают к дневнику и автобиографии, хотя g полностью с ними не отождествляются, применительно к творчеству Колетт мемуары органично входят в обширный пласт её произведений, которые справедливее было бы назвать автопсихологической прозой. Главной её особенностью является то, что автор помещает себя внутрь изображаемого мира, диктует свой тип романной формы.

Роль промежуточных жанров, всегда остававшихся на периферии литературного процесса, получает в литературоведении различные трактовки. «Изучение всех этих «младших», «гибридных», вообще полупризнанных жанров всегда очень важно для истории литературы, потому что эти жанры особенно пластичны и подвижны; в них закладываются основы более поздних

8 См.: Левицкий ДА. Мемуарная литература. - Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987. С. 490. жанровых явлений. Панорама вершинных достижений литературной эпохи ещё может без них как-то обойтись, но реалистический подход к литературному процессу, к литературе как процессу без их учёта немыслим»9.

Специфические жанровые структуры, будучи «предтечей переоформления романного жанра», необходимы для его изучения, так как они, подобно «меченым атомам», проходят сквозь вещество, помогая узнать его природу».10 «Современные автобиография, мемуары, литературный дневник обращаются к романной технике. Открещиваясь, отмежёвываясь от романа как жанра, надеясь снова его обогнать, они оказываются в русле свободных романных форм. Такова динамичная и поучительная диалектика жанровых взаимодействий».11

Мемуарная проза неоднократно рассматривалась в сопоставлении с эссеистикой, которой придаётся статус «внутреннего двигателя культуры нового времени».12 Подчёркивается непосредственная связь «эссеистической и беллетристической систем»: «Жанровая доминанта романа - создание особой, замкнутой в себе, вымышленной действительности, которая вбирала бы современность, но в претворённом виде, отгораживая от подлинной, вовне текущей современности. Роман эссеизируется не в результате внешнего воздействия на него со стороны эссеистики, а в процессе собственного становления навстречу действительности. Эссеистическая система встраивается в беллетристическую так, что каждая может рассматриваться как интерпретация другой. Взаимовключённость двух начал характерна для литературы XX века:

13 беллетризованные эссе или эссеизированные романы». J

9 Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. -М.: Наука, 1989. С. 20.

10 Затонский Д.В. Сцепление жанров (место автобиографии, мемуаров, дневника в становлении и жизни современного романа). // Жанровое своеобразие современной прозы Запада. Сб. статей под ред. Д.В. Затонского. АН УССР. Институт литературы имени Т.Г. Шевченко. - Киев: Наук, думка, 1989. С. 10.

Там же. С. 58.

12 Эпштейн М. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре нового времени)//Вопросы литературы. 1987, №7. С. 140.

13 Там же. С. 141-142.

Французская традиция никогда не считала мемуары, автобиографию, дневник полноценным литературным явлением. Литературная критика во Франции полагает основным достоинством художественного произведения его «вымышленность», то есть то, что по-французски обозначается термином «fiction ». Однако в наши дни французская автобиографическая проза нашла способ выжить в борьбе с романом и даже победить его традиционные формы. Начало этого процесса относится к периоду рубежа Х1Х-ХХ веков. Наибольший вклад в явление, которое получило сегодня название « autofiction », внёс, без сомнения, автор романа «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст.

Термин « autofiction » был предложен известным французским писателем и критиком Сержем Дубровски в его романе «Сын» (1977). Чтобы быть отнесённой к разряду «autofiction» книга должна внешне напоминать традиционный роман, но главный герой непременно обязан носить имя автора биографического. При этом вовсе не требуется, чтобы факт биографии и факт литературы совпали в малейших деталях. Достаточно того, чтобы соблюдалась верность документу, известному во Франции как curicullum vitae. Соответствие (чаще всего фиктивное) автора биографического и концепированного подчёркивается всеми возможными способами и на всех уровнях текста.

Серж Дубровски добился виртуозного мастерства в написании текстов в жанре autofiction. Вместе с тем можно с уверенностью говорить, что пальма первенства принадлежит вовсе не ему, как это полагает современная критика, и не Антонину Бладену, которого называют рядом с Дубровски, а Колетт, предложившей образей произведения в жанре autofiction - роман « Рождение дня ».

В отечественном литературоведении существует тенденция объединять промежуточные жанры общим понятием «мемуаристика». Поскольку память лежит в основе культуры любого общества, значение мемуаристики огромно. Она - «овеществлённая историческая память, средство духовной преемственности поколений, показатель уровня цивилизованности общества, его отношения к своему бытию».14 Связь этой литературы с данным временем и данным менталитетом социума очевидна. В мемуаристике историческое самосознание личности реализуется наиболее адекватным образом, что является одним из главных жанрообразующих признаков.

Другой гранью проблемы выступает подвижность, условность границ между мемуарно-автобиографической литературой и художественно-исторической прозой. Поскольку предмет мемуаристики - определённый фрагмент прошедшего или быстротекущей и уходящей в прошлое современности, она непременно ориентирована на воссоздание исторически конкретной, реально бывшей действительности. Наличие даже элементов вымысла «видоизменяет» мемуарный жанр, разрушая его в самых фундаментальных основаниях. Для творчества Колетт в целом характерна авторская установка на подлинность, однако встречаются и смешанные по составу повествования. Рассказ о действительных событиях причудливо сочетается с неправдоподобными фактами, придуманными ситуациями. Причём порой линии размежевания оказываются трудноуловимыми, что усложняет определение жанровой доминанты. Поскольку авторская субъективность, то есть открыто выраженное авторское начало, составляет структурно-организующий принцип мемуарного повествования, необходимо обратиться к рассмотрению категории автора.

Проблема автора является одной из наиболее сложных в литературоведении. В диссертации она трактуется как проблема внутренней формы, определяющей весь строй произведений писательницы. Под автором таким образом следует понимать не биографического, а «художественного» или «концепированного автора», который есть «весь текст» (термин Б.О. Кормана). В трактовке Б.О. Кормана автор представляет собой некий взгляд на действительность, выражением которого является всё произведение.

14 См.: Тартаковский А. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999, №1. С. 45-51.

Собственная жизнь, биография, внутренний мир во многом служат для писателя исходным материалом, но этот исходный материал, как и всякий жизненный материал, подвергается переработке и лишь тогда обретает общее значение, становясь фактом искусства»15. В результате такой переработки возникает художественный (концепированный) автор. Понятие концепированного» автора предстаёт системой, включающей в качестве элементов биографического автора и автора «субъекта сознания», материальный и идеальный аспекты. На уровне автора «субъекта сознания» происходит «включение» в авторское мировоззрение всей реальности, осознаваемой им как историческая и идеологическая данность и выражаемой в произведениях. Автор как «субъект сознания» также воспринимает и перерабатывает ту традицию, которой он следует или которую, даже отрицая, учитывает. При этом в «системе литература» центральное положение занимает художественное произведение или всё творчество писателя, не равное опыту биографического автора. Подобный подход не совпадает с той задачей, которую ставил перед собой В.В. Виноградов, говоривший об «образе автора» в произведении и вычленявший зоны автора, повествователя, героев.

В тексте формами авторского сознания могут быть следующие субъекты речи: повествователь, личный повествователь, рассказчик. Первые два наиболее близки автору биографическому. Повествователь - это носитель речи, который не заметен при непосредственном восприятии текста. Он не выявлен, не назван, растворён в тексте произведения. Личный повествователь, напротив, выявлен в тексте. Для читателя совершенно очевидно, что всё описанное в произведении воспринимает тот, кто говорит. Но эта выявленность субъекта речи ограничена. В тексте он лишь назван («я»). Его личностная определённость при непосредственном восприятии текста почти не бросается в глаза. Рассказчик же является носителем речи, открыто организующим своей личностью весь текст.

15 См.: Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972. С. 32.

Он совершенно открыто присутствует во всём тексте, непосредственно определяя собой для читателя и лексику, и синтаксис, и движение мысли. Чем заметнее его личность в произведении, тем в большей степени он становится не только субъектом, но и объектом речи. «Субъект речи тем ближе к автору, чем в большей степени он растворён в тексте и незаметен в нём. По мере того, как субъект речи становится и её объектом, он отдаляется от автора, то есть чем в большей степени субъект речи становится определённой личностью со своим особым складом речи, характером, биографией, тем в меньшей степени он выражает авторскую позицию»16. Изучение авторской позиции предполагает определение соотношения «формально-субъектной и содержательно-субъектной организаций текста».17

М.М. Бахтин видел задачу автобиографической прозы в том, чтобы показать «не только мир своего прошлого.в свете настоящего зрелого осознавания и понимания, обогащённого временной перспективой, но и своё прошлое осознание и понимание этого мира (детское, юношеское, молодое). Это прошлое сознание - такой же предмет изображения, как и объективный мир прошлого. Оба эти сознания, разделённые десятилетиями, глядящие на один и тот же мир, не расчленены грубо и не отделены от объективного предмета изображения, они оживляют этот предмет, вносят в него своеобразную динамику, временное движение, окрашивают мир живой становящейся человечностью.»11

В случае Колетт это соотношение выступает на уровне личный повествователь - автобиографический герой, позволяя рассматривать её произведения в русле жанровых модификаций не только мемуарной, но и автопсихологической прозы. Этот термин, введённый в литературоведение Л.Я.

16Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. С. 41.

17Там же.-С. 43. гБахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 398.

Гинзбург, используется, в частности, в работах учёных Нижегородского лингвистического университета.15

Автопсихологическая проза, чей предмет непосредственного изображения - внутренний, духовный мир самого субъекта творчества, в наибольшей мере соответствует художественному мышлению Колетт. Автор биографический практически приравнивается к автору концепированному. Он не просто сочинитель произведения, а и его главное действующее лицо, персонаж, несущий большую смысловую и художественную нагрузку, герой, самосознание которого является организующим центром повествования. Собственная личность рассматривается Колетт как новое художественное единство. Речь идёт о новом типе героя произведения - одновременно обобщённо-вымышленном и индивидуально-конкретном. Анализ этой конкретной личности приводит писательницу к обобщениям, исследование индивидуальных проблем - к всеобщим, что позволяет сочетать исповедническую задачу с морально- этическими проблемами .

Включение подобного героя в ткань повествования рождает особую «авторскую» прозу, в которой происходит отказ от «явной фабульности, традиционного понимания сюжета, беллетристических героев . всего того, что обладало проверенным эстетическим качеством». Литература предпочитает «поэтику непредустановленного», «поиск новых контактов с действительностью». «Писатели как бы отказываются от эстетики - ради этики, от профессионально - беллетристической манеры - ради откровенного монолога перед читателем, ради обнажения своей позиции, своего мировидения».?°

Автопсихологическая проза имеет некоторые отличия от лирической. Лирическая проза имеет ностальгическую интонационную окраску и соотносима с жанровой разновидностью элегии. Для неё характерно стремление запечатлеть окружающий мир и своё отношение к нему. Авторское сознание

См.: Кирнозе З.И., Фомин С.М. Французская психологическая проза: Практикум. Часть первая. - Н. Новгород, 1997. С. 7-8. уподобляется музыкальному инструменту, лирически преображающему увиденное. Повествование представляет собой задушевный разговор, в котором автор делится ощущениями и раздумьями, неизменно пробуждающими в душе человека личные воспоминания. Цель лирической прозы - поэтическое познание мира, в то время как автопсихологическая проза тяготеет к самопознанию. Она стремится познать прежде всего себя и своё время. Автор ведёт напряжённый диалог с собственной личностью, его взгляд от действительности направлен внутрь самого себя. Детство - постоянный авторский критерий, так как именно в нём находятся истоки формирования любого человека.

К этой теме обращается и Колетт. Она пытается в творчестве воскресить навсегда утраченную «страну детства», чтобы обрести идентичность собственной личности. Ценность самопознания заключается для писательницы в возможности озарить прошлое «новым светом» человеческого и литературного опыта. Проза Колетт держится взаимодействием двух источников, между которыми возникает напряжение - прошлого и настоящего. Их взаимная проверка рождает необходимость знакомства читателя с детством или многочисленными перипетиями молодости писательницы. Колетт руководствуется при их воссоздании памятью художественной, а не строго исторической. Она свободно монтирует разные планы, перемежая прошлое настоящим, снова уходя в ретроспекцию. Но повествование чётко организовано при помощи туго натянутой - от прошлого дня к сегодняшнему - линии жизни. Стремление писательницы к преображению, эстетическому очищению минувшего реализуется в предельной метафоризации обыденного через слово. Поэтому строго реалистическое слово-обозначение соседствует в её произведениях с лирико-поэтическим словом-метафорой.

Таким образом, мемуарная проза Колетт предстаёт как многожанровое единство, включающее в твёрдый однородный сплав несколько компонентов.

См.: ИвановаН.Б. Точка зрения: О прозе последних лет.-М., 1988. С. 13-14.

17

Фрагменты истинно лирической прозы сочетаются с прозой автопсихологической, элементы трактата с эссе, исповедь с проповедью, вставная сюжетная новелла с мемуарами. Характерно, что все жанры соединены в целое при помощи сочленения, а не соподчинения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мемуарная проза Сидони-Габриэль Колетт"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что исследование мемуарно-автобиографической линии творчества С.-Г. Колетт, позволяет выявить единство её прозы, которое держится на двойных скрепах. С одной стороны, на фактическом материале личности и биографии писателя. С другой стороны, на целостности авторского взгляда на мир.

Цикл романов о Клодине, произведения «Дом Клодины», «Сидо», «Рождение дня», «Чистое и Порочное», «Моё ученичество» имеют прочную мемуарно-автобиографическую основу, не являясь при этом мемуарами в собственном смысле слова, а представляя автопсихологическую прозу. Анализ произведений показывает, что в прозе Колетт постепенно происходило ослабление сюжетно-беллетристического начала. Писательница отказывается от традиционного понимания сюжета, беллетристических героев, в её прозе формируется новая эстетика. Она подразумевает открытость авторской позиции, включение лирического элемента в эпическую ткань произведения, что и порождает эту особую художественную структуру.

Автопсихологическая проза может быть также определена как autofiction и имеет двойную природу: материально-реалистическую и вымышленную. Вымысел, выступающий непременным признаком каждого художественного произведения, у Колетт опирается на чувственно-интуитивную сферу. Психологизм прозы писательницы питается из двух источников: из воспоминаний и собственных наблюдений над жизнью и из мощной традиции, восходящей к произведениям мадам де Лафайет, А.-Ф. Прево, Ж.-Ж. Руссо, к французским романтикам. В XX веке эта традиция связана прежде всего с именами М. Пруста и А. Жида.

Особенность авторской позиции в творчестве Колетт в том, что в центре любого произведения - авторское «я», имеющее своего двойника. Обращение к психологии рождает особую сложность прозы Колетт, в которой несовпадение

183 мотива и поступка становится апробированным приёмом и имеет как субъективную, так и объективную природу. Важной чертой творчества писательницы является разность психологических регистров, что делает её прозу столь же трудно переводимой, как лирику.

Подвижность авторской точки зрения в этических оценках, их неоднозначность не снимает чрезвычайно точного и строгого отношения писательницы к французскому языку, что делает её классиком XX века. Это позволяет говорить о принадлежности Колетт одновременно к элитарной и массовой культуре.

Колетт работает на стыке жанров. Создавая новые жанровые единства, она включается в общую литературную традицию трансформации риторической прозы и мощного потока лиризации прозы. Всё это делает наследие Колетт столь значимым для французской, общеевропейской и американской литературы.

 

Список научной литературыЧайка, Ксения Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения Сидони-Габриэль Колетт на французском языке:

2. Colette. Romans recits - souvenirs (1900-1919). // Preface et noticesde Fr. Burgaud. P., « Bouquins », 1991.

3. Colette. Romans recits - souvenirs (1920-1940). // Preface et notices de Fr. Burgaud. - P., « Bouquins », 1991.

4. Colette. Romans recits - souvenirs (1941-1949). Critique dramatique (1934-1938). // Preface et notices de Fr. Burgaud. - P., « Bouquins », 1989.

5. Colette. Oeuvres. Т. I. // Preface et notices de CI. Pichois. P., « Bibliotheque de la Ptei'ade », 1984.

6. Colette. Oeuvres. Т. II. // Preface et notices de CI. Pichois. P., « Bibliotheque de la Plei'ade », 1986.

7. Colette. Oeuvres. Т. III. // Preface et notices de CI. Pichois. P., « Bibliotheque de la Plei'ade », 1991.

8. Работы, посвящённые творчеству С.-Г. Колетт, на русском ииностранном языках:

9. Arland М. La vieillesse de Colette. Essais critiques. P., 1931. Bal M. Narratologie. Essai sur la signification narrative dans quatre romans modernes. - P., 1972.

10. Beaumont G. Parinaud A. Colette par elle-meme. P., 1958.

11. Berger M. Colette. Le style au microscope. P., 1941.

12. Billy A. La muse aux Ьёз1с1е8. P., 1924.

13. Bioley-Godino M. L'homme-objet chez Colette. P., 1972.

14. Caradec F. Feu Willy. P., 1984.

15. Chalon J. Colette, l^ternelle apprentie. P., 1998.

16. Chauviere C. Colette. P., 1931.

17. Clifford-Barney N. Aventures de l'esprit. P., 1929.

18. Cocteau J. Discours de reception a l'Academie royale belgique. P., 1955.

19. Colette. Exposition. Catalogue. P., 1973.

20. Colette, nouvelles approches critiques: Actes du colloque de Sarrebruck.-P., 1986.

21. Davies M. Colette. London and Edinburgh, 1961.

22. Dormann G. Amoureuse Colette. P., 1984.

23. Dufour H. Colette, la vagabonde assise. P., 2000.

24. Duquette J-P. Colette : L'amour de l'amour. Montreal, 1984.

25. Dupont J. Colette ou l'univers concentre. P., 1985.

26. Fargue L.-P. Colette ou la sensibilite feminine fransaise. Portraits defamille.- P., 1947.

27. Fillon A. Colette.-P., 1933.

28. Forestier L. Les chemins vers « La Maison de Claudine » et « Sido ».1. P., 1968.

29. Gandon Y. Colette ou la saintete du style. // Le demon du style. P.,1960л9. Giry J. Colette et Г art du discours interieur. P., 1980.

30. Goudeket M. Pres de Colette. P., 1956.

31. Guth P. Colette le Grand. Quarante contre un. P., 1947.

32. Harris E. L'approfondissement de la sensualite dans l'oeuvre de Colette.-P., 1973.

33. Hellens F. Sur Colette. Style et caractere. -Bruxelles, 1965.

34. Hollander (d') P. Colette a l'heure de Willy. // These de doctorat. Lille,1977.

35. Hollander (d') P. Colette : ses apprentissages. P., 1978.

36. Houssa N. Le souci de l'expression chez Colette. Bruxelles, 1958.

37. Hire (de la) J. Willy et Colette. Etude biographique et critique. P.,1905,

38. Joubert A. Colette et Cheri. P., 1972.

39. Jouhandeau M. Colette. Carnets de l'ecrivain.- P., 1957.

40. Keller F. Lautier A. Colette (Colette Willy). Document pour l'histoire dela litterature frangaise. P., 1923.

41. Ketchum A. A. Colette ou la naissance du jour. Etude d'un malentendu.-P., 1968.

42. Larnac J. Colette. Sa vie, son oeuvre. P., 1927.

43. Larfod C. Etude preliminaire sur Colette, academicienne. Buenos1. Aires, 1936.

44. Le Hardouin M. Colette P., 1956.

45. Le M. Recit et saison chez Colette. // These de doctorat. P., 1999.

46. Lextrat F.G. Les animaux dans l'oeuvre de Colette. Toulouse, 1959.

47. Malige G. Colette, qui etes-vous ? P., 1996.

48. Marks E. Colette. New-Brunswick, 1960.

49. Maulnier Th. Introduction a Colette. P., 1954.

50. Mitchell J. A taste for life. London, 1977.

51. Montherlant (de) H. Colette. Carnets (annees 1930 a 1944) P., 1957.

52. Phelrs R. Colette. Autobiographic tiree des oeuvres de Colette. P.,1957.

53. Pichois C. Brunet A. Colette. P., 1999.

54. Picon J. Songeant a l'oeuvre de Colette. Humanisme actif. P., 1968.

55. Raarphorst-Rousseau M. Colette. Sa vie et son art. P., 1964.

56. Reboux P. Colette ou le genie du style. P., 1925.

57. Resch J. Corps feminin, corps textuel. Essai sur le personnage feminin dans l'oeuvre de Colette. P., 1973.

58. Roy C. Colette. Descriptions critiques. P., 1947.

59. Sarde N. Colette, libre et entravee. P., 1978.0. SiglR. Colette.-P., 1924.

60. Trahard P. L'art de Colette. P., 1941.

61. True G. Madame Colette. P., 1941.

62. Viel N.J. Colette au temps des Claudines. P., 1978.

63. Virmaux A., Virmaux O. Colette. Au cinema. Chroniques, dialogues, senarios. P., 1975.

64. Willy Indiscretions et commentaires sur les Claudines. P., 1962.

65. Walzer P.O. Colette. Le XX-e siecle. P., 1975.

66. Кирнозе 3. И. Цветение кактуса. // Предисловие к кн. Colette. La Naissance du jour. Oeuvres choisis. -M., 1983.

67. Луначарский A.B. Колетт Вилли. // Собр. соч. в 8-ми томах. Т. 4. -М., 1965.

68. Михеева А.П. Лирические дневники Колетт. // Диссертация . канд. филолог, наук. Ленинград, 1990.

69. Никифорова И.Д. Колетт С.-Г. // История французской литературы в 4-х томах. Т. 4. М., 1963.

70. Фомин С.М. Творческий метод Сидони-Габриэль Колетт. // Диссертация . канд. филолог, наук. Горький, 1984.

71. Фомин С.М. Сидони-Габриэль Колетт. // Зарубежные писатели.

72. Биобиблиографический словарь. -М., 1997.

73. Труды по теории и истории литературы, философии, лингвистике и страноведению на русском языке :

74. Августин А. Исповедь. // Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит, статья А.А. Столярова. -М., 1991.

75. Аверинцев С.С. Историческая поэтика. Истоки и перспективы изучения. М., 1986.

76. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

77. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность : диалектика замкнутости и разомкнутости. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

78. Андреев Л.Г. История французской литературы. М., 1987.

79. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

80. Анисимов И.И. Французская литература в контекстесовременности. // Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. М. 1985.

81. Анисимов И.И. Французская классика со времён Рабле до Р.Роллана : (Статьи, очерки, портреты). М., 1977.

82. Антонов С.П. Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями. -М., 1973.v2. Балашова Т.В. Эрве Базен и пути французского психологическогоромана. -М., 1987.v3. Банк Н.Б. Соавтор жизнь. - JL, 1982.

83. Баткин JI.M. « Не мечтайте о себе » : О культурно-историческом смысле « я » в « Исповеди » блаженного Августина. М., 1993.

84. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

85. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

86. Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998.

87. Борьба методов и направлений в литературах современного Запада. // Д.В. Затонский, В.И. Оленева, Т.Н. Денисова, JLA. Еремеев. Киев, 1986.

88. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

89. Берберова Н.Н. Курсив мой : Автобиография. // Вступит, статья Е.В. Витковского. Коммент. В.П. Кочеткова, Г.И. Мосешвили. -М., 1996.

90. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX-начало XX века. -М., 1987.

91. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении. // Изв. АН СССР сер. литературы и языка. Т. 57. 1998, №5.

92. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. -М., 1994.

93. Бродель Ф. Что такое Франция ? Кн. первая : Пространство и история. // Пер. с фр. М., 1994.

94. Бродель Ф. Что такое Франция ? Кн. вторая : Люди и вещи. // Пер. с фр.-М, 1995.

95. Вайнштейн О. Для чего и для кого писать эссе ? // Литературная учёба. 1985, №2.

96. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., 1979.

97. Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М., 1999.

98. Верцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. М., 1976.

99. Виноградов В.В. проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

100. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.

101. Виноградов В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

102. Виноградов В.В. Избр. труды. О языке художественной прозы. -М., 1980.

103. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1999.

104. Виппер Ю.Б. « Мемуары » Кардинала де Реца. // Кардинал де Рец. Мемуары. Пер. Ю.Я. Яхнин. Примеч. А.Ф. Строев. М., 1997.

105. Владимирова В.И. Проблемы художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). Д., 1976.

106. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.

107. Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы. Минск, 1986.

108. Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1, 2. М., 1992.

109. Гинзбург Л.Я. « Былое и думы » Герцена. М., 1957.

110. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Статьи. Эссе. Заметки.-Л., 1987.

111. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

112. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

113. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

114. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

115. Грехнёв В.А. Словесный образ и литературное произведение. -Н.Новгород, 1997.

116. Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988.

117. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.

118. Деке П. Семь веков романа. М., 1962.

119. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

120. Днепров В.Д. С единой точки зрения. Литературно-эстетические очерки.-Л., 1989.

121. Дубин Б. Как сделано литературное « я ». // ИЛ 2000, №4.

122. Евнина Е.М. Современный французский роман. 1940-1960. М., 1962.

123. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм : Традиции и современность. Киев, 1991.

124. Жанровое своеобразие современной прозы Запада. // Сб. статей под ред. Д.В. Затонского. Киев, 1989.

125. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

126. Жирнумский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные романтики. Л., 1978.

127. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

128. Жуков Д.А. Биография биографии. Размышление о жанре. М., 1980.

129. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами. О публицистической прозе. -М., 1979.

130. Зарубежная мемуарная и эпистолярная литература. // Межвуз. сб. под ред. проф. В.Е. Балахонова. Д., 1987.

131. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973.

132. Зенкин С. Жития великих еретиков. Фигуры Иного в литературной биографии. // ИЛ 2000, №4.

133. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Система « литература » и методы её изучения. Н. Новгород, 1998.

134. Зыкова Е.П. «Опыты» Монтеня и проблема зарождения жанра эссе. // Филологические науки. 1980, №4.

135. Иванова Н.Б. Точка зрения. О прозе последних лет. М., 1988.

136. История Франции в трёх томах. Т. 3. // Отв. ред. А.З. Манфред. -М., 1973.

137. История французской литературы в 4-х томах. Т. 3. / Отв. ред. В.М. Жирмунский. М., 1956.

138. Кандауров О. Автопортрет как исповедальный жанр. // Красная книга культуры ? Сб. статей под ред. В.Л. Рабиновича. М., 1989.

139. Кирнозе З.И. мастер биографического жанра Андре Моруа. // А. Моруа. Избранное. М., 1992.

140. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. Годы 20-30-е. Проблема жанра. Горький, 1977.

141. Кирнозе З.И., Фомин С.М. Французская психологическая проза : Практикум. Часть 1, 2. Н.Новгород, 1997-1998.

142. Коваленко А.Г. Циклизация в современной прозе (Проблема целостности). // Филологические науки. 1987, №3.

143. Колядин Т.М. Воспоминания писателей : проблемы поэтики жанра. -М., 1999.

144. Кокто Ж. Портреты-воспоминания : Эссе. М., 1985.

145. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

146. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. // Предисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск, 1992.

147. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора.-Ижевск, 1982.

148. Крылова М.А. Автобиографическая тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского. Проблема жанра. // Автореферат диссертации . канд. филолог, наук. Н.Новгород, 1998.

149. Крылова С.В. Мемуарно-автобиографическая проза 60-70-х гг. XX века. // Автореферат диссертации . канд. филолог, наук. М., 1995.

150. Кургинян М.С. Человек в литературе XX века. М., 1989.

151. Лансон Г. история французской литературы. Современная эпоха. -М., 1909.

152. Лежён Ф. В защиту автобиографии. // ИЛ 2000, №4.

153. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.

154. Липин С.А. Сквозь призму чувств : о лирической прозе. М., 1978.

155. Лихачёв Д.С. Литература реальность- литература. - Л., 1984.

156. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

157. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

158. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек Текст -Семиосфера - История. - М., 1996.

159. Луков В.А. Проспер Мериме. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писателей.- М., 1983.

160. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840-60-х гг. // Автореферат диссертации . доктора филолог, наук. СПб, 1995.

161. Ман, Поль де Аллегории чтения : Финуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.

162. Манн Ю.В. Автор и повествование. // Изв. АН СССР сер. литературы и языка. Т. 50. 1991, №1.

163. Маноли И.З. Французское поэтическое слово : (Очерк на материале художественных произведений французских писателей XX века). -Кишинёв, 1979.

164. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

165. Мешкова Л. А. Авторская позиция в современной прозе (теоретический аспект). // Филологические науки. 1988, №3.

166. Милешин Ю.А. Достоевский и французские романисты первой половины XX века. Учебное пособие. Челябинск, 1984.

167. Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

168. Мольер, Вольтер, Руссо, Дидро, Ренан : Биографические очерки. -СПб., 1998.

169. Монакова И.Ф. Объективирующая функция времени в жанре мемуаров. // Филологические науки. 1974, №3.

170. Моруа А. Мемуары. М., 1999.

171. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

172. Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней : Нравственные и социальные искания. М., 1980.

173. Мотылёва Т.Л. Роман свободная форма. - М., 1982.

174. Мюссе А. Исповедь сына века. // Пер. Д. Лившиц, К. Ксанина. Вступ. статья А. Андрее. Л., 1970.

175. Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. М., 1982.

176. Неупокоева Н.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

177. О художественно-документальной литературе. // Межвуз сб. научн. трудов под ред. проф. П.В. Куприяновского. Иваново, 1972.

178. Оскоцкий В.Д. Портрет современной прозы. М., 1989.

179. Паперно И. Семиотика поведения : Николай Чернышевский -человек эпохи реализма. М., 1996.

180. Песис Б.А. От XIX к XX веку. Традиции и новаторство во французской литературе. М., 1979.

181. Подорога В.А. Функция языка в автобиографическом анализе (пример М. Пруста). // Познание и язык. М., 1994.

182. Померанцева Т.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ : замыслы и воплощения серии. М., 1987.

183. Потебня А.А. Слово и миф. // Отв. ред. А.К. Байбурин. М., 1989.

184. Проблема автора в художественной литературе. // Сб. статей под ред. Б.О. Кормана. Воронеж, 1972.

185. Проблемы истории зарубежных литератур (лирическая проза в зарубежных литературах). // Межвуз. сб. научн. трудов под ред. В.Е. Балахонова. СПб., 1993.

186. Проблемы истории зарубежных литератур (мемуаристика). // Межвуз сб. научн. трудов. Л., 1979.

187. Проблемы литературных жанров. // Материалы междунар. научн. конференции. Томск, 1999.

188. Пронин В.А. Теория литературных жанров. Учебное пособие. М., 1999.

189. Ревель Ж.-Ф. О Прусте. Размышляя о цикле «В поисках утраченного времени ». М., 1995.

190. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л., 1958.

191. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

192. Рымарь Н.Т. Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.

193. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

194. Сануйе М. Дада в Париже. -М., 1999.

195. Свинников В.М. Из реки по имени Факт (о документалистике). -М., 1985.

196. Сен-Симон. Мемуары. // Вступ. статья Л.Я. Гинзбург, коммент. О.С. Заботкина. М., 1976.

197. Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1972.

198. Сервантес. Шекспир. Руссо. Гёте. Карлейль: Биографические повествования. // Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. Челябинск, 1996.

199. Синявский А.Д. Преодоление литературы. Жанровое своеобразие « Опавших листьев » В.В. Розанова. Наше наследие. 1989, №1.

200. Современный роман. Опыт исследования. // Сб. статей. М., 1990.

201. Сокол Л.Э. Анализ жанра художественного произведения. Рига,1973.

202. Таганов А.Н. Формирование эстетической концепции Марселя Пруста. // Автореферат диссертации . доктора филолог, наук. М., 1996.

203. Таганов А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. Иваново, 1993.

204. Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории. // Пер. и примеч. А.А. Энгельке. Послеслов. Т. Хатисова. -М., 1974.

205. Тартаковский А.Г. русская мемуаристика XVIII первой половины XIX веков : от рукописи к книге. - М., 1991.

206. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения. М., 1980.

207. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

208. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.

209. Туровская М. Герои «безгеройного времени» (Заметки о неканонических жанрах). -М., 1971.

210. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

211. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998.

212. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

213. Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.

214. Фомин С.М. Традиции автопсихологической прозы и современная французская литература. Тезисы // 9 Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1997.

215. Фомин С.М. современная французская автопсихологическая проза. Тезисы. //10 Пуришевские чтения. М., 1998.

216. Фомин С.М. О лирической прозе. // Лит. Учёба, №6, 1986.

217. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. // Сб. статей под. общ. ред. И.Е. Даниловой. -М., 1972.

218. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. // Подг. текста и общ. ред. Н.В. Брагинской. -М., 1997.

219. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт : Статьи Воспоминания -Эссе (1914-1933). -М., 1990.

220. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.

221. Эйхенбаум Б.М. О прозе. М., 1969.

222. Эпштейн М. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре нового времени). // Вопросы литературы. 1987, №7.

223. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М., 1985.

224. Эткинд Е. Семинарий по французской стилистике. Л., 1989.

225. Эткинд Е. Семинарий. Проза. М.-Л., 1964.

226. Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. Саратов, 1974.

227. Янская И.С., Кардин В. Пределы достоверности. Очерки документальной литературы. -М., 1981.

228. Труды по теории и истории литературы, философии, лингвистике и страноведению на иностранных языках:

229. Adam A., Lerminier G., Morot-Sir Е. Litterature fran9aise. Т. 2. P., 1968.

230. Alberes R.M. Histoire du roman moderne. P., 1971.

231. Alberes R.M. Bilan litteraire du XX siecle. P., 1971.

232. AH^res R.M. Litterature, horizon 2000. P., 1974.

233. Autobiography: essays theoretical and critical. Princeton, 1980.

234. Bachelard G. L'air et les songes. Essai sur l'imagination du mouvement. -P., 1962.

235. Barthes R. Le degres zero de l'ecriture. Nouveaux esais critiques. P., 1994.

236. Beaujour M. Miroirs d'encre: Rethorique de l'autoportrait. P., 1980.

237. Berger M. Le style au microscope. P., 1934.

238. Billy A. Propos du samedi. P., 1968.

239. Billy A. L'epoque contemporaine (1905-1930).-P, 1956.л48. Boisdeffre P. De Les ecrivains fra^ais d'aujourd'hui. P., 1973.

240. Boisdeffre P. De Metamorphose de la litterature. De Barres a Malraux.1. P., 1950.л50. Bouvier E. Les lettres fran9aises au XX siecle. P., 1962.

241. Broueziere M. Histoire descriptive de la litterature contemporaine. Т. 1.1. P., 1975.

242. Casanova N. Sainte-Beuve. P., 1995.

243. Chassang A., Senninger Ch. Les textes litt6raires g6neraux. P., 1973.

244. Darcos X., Boissinot A., Tartyare P. Le XX siecle en litterature. P.,1989.л55. D6caudin M. XX-e siecle franc^ais. Les temps modernes. P., 1964.

245. Diesbach G. de Proust. P., 1991.л57. Duby G., Mandrou R. Histoire de la civilisation fran9aise. T. 2 : XVII1. XX-e. -P., 1984.

246. Girard A. Le journal intime et la notion de personne. These de doctorat.-P., 1963.

247. Girard M. Guide illustre de la litterature fran9aise moderne. Rennes,1968.

248. Jauss. Pour une esthetique de la reception. P., 1994.

249. Lanson G. Histoire de la litterature fran9aise. P., 1912.

250. Lanson G., Tuffrau P. Manuel illustre de la litterature fran9aise desorigines a l'epoque contemporaine. P., 1967.

251. Lecherbonnier В., Rince D., Brunei P., Moatti C. Litterature : XX siecle.-Evreux, 1992.

252. Lee Benns F. Europe since 1914 in its world setting. New-York, 1949.л65. Lis J. Le journal d'ecrivain en France dans la l-ere moiti6 du XX siecle.-Poznan, 1996.

253. Magny C. Histoire du roman fran9ais depuis 1918. P., 1950.

254. Mehlman. J. A Structural Study of Autobiography. Proust, Zeiris, Sartre,1.vi-Strauss. -Ithaka-London, 1974.

255. Michel Fr.-B. Proust et les ecrivains devant la mort. P., 1995.

256. Miraux J.-P. Autobiographie: Ecriture de soi et sincerite. P., 1998.

257. Nadeau M. Le roman fran9ais depuis la guerre. P., 1970.

258. Paribatra M. Le romantisme contemporain. Essai sur l'inquetude etl'evasion dans les lettres fran9aises de 1850 a 1950. P., 1954.

259. Picon G. Panorama de la nouvelle litterature fran9aise. P., 1967.

260. Robichez J. Precis de la litterature fran9aise du XX siecle. P., 1985.

261. Simon P.-H. . Histoire de la litterature fran9aise au XX siecle. Т. 1. P.,1957.

262. Simon P.-H. Theatre et destin. La signification de la rennaissancedramatique en France au XX siecle. P., 1959.

263. Spengemann. W.G. The forms of autobiography: Episodes in the historyof a literary genre. London, 1980.

264. Tadie J.-I. Introduction gene;rale. Proust M. A la recherche du temps perdu.-P., 1987.

265. Terrasse J. Rethorique de l'essai litteraire. Montreal, 1977.

266. Thibaudet A. Histoire de la litterature fran9aise de 1789 a nos jours. -P., 1936.

267. Thiesse A.-M. Ecrire la France. P., 1991.

268. Tieghem (van) Ph. Les grandes doctrines litteraires en France. P., 1965.

269. Valette B. Esthetique du roman moderne : Le roman en France : XIX-XX s.-P., 1987.

270. Viart D. Le roman fran9ais au XX siecle. P., 1999.

271. Walzer P.O. Litterature fran9aise. Le XX siecle. Т. 1. (1896-1920). -Paris-Grenoble, 1975.

272. Zeltner G. La grande aventure du roman fran9ais au XX siecle. P., 1967.1. Справочные издания:

273. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2-х частях. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1997.

274. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.л88. Литературный энциклопедический словарь. / Общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

275. Dictionnaire de la litterature fran9aise et francofone. T. 1-3. P., 1987.

276. Dictionnaire des Grandes Oeuvres de la litterature fran9aise. P., 1994.

277. Le Petit Robert. Dictionnaire de la langue fran9aise. P., 1991.

278. Nouvelle encyclopedie Bordas. -P., 1985.

279. Beaumarchais J.-P. de, Coty D., Rey A. Dictionnaire de la litteratures de langue fran9aise. T. 1-3. P., 1987.