автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Мемуары как литературоведческий источник

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тарасова, Галина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Мемуары как литературоведческий источник'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мемуары как литературоведческий источник"

ТБИЛИССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО, ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УШЬЕРСЙГЕТ ИМ.И.ДОША2ИШВИМ

На правах рукописи УДК: 882.09.+808.2

Тарасова Галина Валентиновна

МЕМУАРЫ КАК ШТеРАТУР0ВШЕс1с$ ИСТОЧНИК 10.ОХ.03 - теория литературы

Автореферат

• <

диссертаций да соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси - 2990

Работа выполнена на кафедре русской литературы и теории литературы 1а'дгш кого государственного университета ш,Ь.И»

Ленина ' _ ,.

• - - ' * -

НАУЧЙШ РУНОВОДИГЕЛЬ - Кандидат филологических наук,

доцент Милявский Б.Л. 0ФЩШЬНК2 ОППОНЕНТЫ - доктор филологических наук,

профессор Тухарелг* Д.А. доктор филологических наук, профессор Микадзе Г.В. ВВДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Таджикский государственный пединсти-

гут нм.Т.Г.Шевченко й

Защи1 а состоится п/( / " Ш^/сс.и (■■ 19Э0 года на заседании специализированного совета Д.057.03.07 при Тбилисском Государственном Знпьереитете им. И.Дхавахилшили по адресу: 380023, Тбилиси, проспект И.Чавчавадзе, X.

С диссертацией мохнЬ ознакомиться в Оцблиотеке унинерси-тета. ,.-'.' '■'•»■>

Автореферат разослан и (Ли^'^Ц.- 1990. г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ специализированного совета доктор филологических наук,

профессор ' '• . Кикачейавили Т.Д.

••■Д'актуальность исследуемой в диссертации проблема реализации Литературоведческого потенциала (.'.екуаров о писателях ^одедё^язтся такой характерной особенностью современного старая развития науки о литературе, как вовлечение в научный оборот все Солее широкого круга источников, стремление к максимально возможной полноте их использования, совершенстьо-вания методика работа с ними.*

Воспоминания о писателях, оО обстоятельствах художественного движения и его деятелях давно и рлстоянио привлекаются в историко- и георегннолитературши исследованиях ьсох жанров и типов, являясь незаменимым и нередко уникальным источником литературоведческого знания.- привлечение кемуаров для воссоздания обстоятельств жизненного я творческохчэ пути писателя, определения круга его общественных и литературных евлзек, изучения творческой истории произведений, их восприятия и оценок, уточнения адешо-эстстической позиции художника, перипетий общественной и литературной борьбы - в этих и других направлениях акадеи/ческои и советской наукой о литературе накоплен значительный, опит ьклшения информации, содержащейся в мемуарах, в систему ¿акто.ь и доказательств, раэшьаидахсл-ь конкретных исследованиях,2 однако приходится констатировать, что специальных работ, ь которых обобщался бы опыт, где устанавливались

1. См. Паксанов Н.К.' Ава века русской литературы. .М., 1924.¿го же. Творческая история "¿оря ог ума". Л.., 1ма; ¿ерков и.Н. Ььедбние в технику литературоведческого исследования, л., 1Эоо; цикл работ Н.'*>.Бельчикоьа, получлвшик завершение в монографии "«¡игературасэ источниковедение". .V.., 13с*3; «ихачев Д.С. Еде раз о точности литературоведения: /заметка и соображений/. - *"ус.лит., 13с51, и 1; Гухаргли д.А. Об неточна- , ках литературных произведении: лвгора^.докт.дисс., Тбилиси,'

• 19и9 и др.

2. См. Колядич Г:М. ь-ему&рно-Оаогра-^ические произведения 70-х годов /ароОлехитака а жанр/. Кадд.дисс. М., 1979; Дуров Б.Д. мемуарный жанр в художественно* прозе революционного народничества. Канд.дисс. М.; 1ЭЗС; ¡йарахова Г, А. 0 аанрах мемуарной литературы // Уч.зао.Горьковского госпедгнститута. -Го г,ь как. 19Со. Зш. 69; В.Кангорович. Ьравда публицистики /о факте и вымысле/. //"Новый мир, 1973, И Сиольнянова и,А. 0 принципах класса{икации современной мемуарной литера-тури. // Проблемы реалазш. - Ьологда. 1979 и др.

бы оощие принципы йитературоведческого освоения мамуаров» ос 8к-спзртизы в качестве специфического источника,- возможностей и задач их использования б этом качестве* пока что создано не иного.

Этим обусловлена определенная научяйя иоьизна реферуемой работы, которая проявляется, прежде всего, в самой постановке ее проблематики, в предпринятой в ней попытке выделить из многих, сторон и граней литературы воспоминаний ее литературоведческий потенциал, в стремлении наметить некоторые из направлений его реализации.

Такой подход определяет пей! работы, которая заключается в том, чтобы, привлекая результаты', полученные в теории менуарных жанров, отправляясь от таких критериев исторического источниковедения, как подлинность, достоверность, аутентичность, репрезентативность любого, в том числе и темуарного, источника, определять специфику именно литературоведческого использования мемуаров,раскрыть те особые, дополнительные требования к анспертизв векуаров, которые должны предшествовать их литературоведческое освоении,

Этой задаче соответствует характер привлеченного вработа для.исследования материала, составившего его аоточниковеццсскуа базу.. В.неё вошла, прежде всего, сами мемуары о шсатедях: А.С.Гри-ооедове, ¡а.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском. Привлечение в диссертации воспоминаний именно об этих писателях обусловлено тем, что в кав-дом из этих случаев корпус ыеиуаров достаточно обширен и шогогра-нен, и это дало возможность проследить ь орбцессе их анализа за некоторыми оСдами.для мемуаристики закономерностями. Следуюцим пластом изученного, проанализированного, ойо&ценного в диссертации материала стали те историко-литературные исследования,, шторами которых привлекаются-и истолковываются кегвуарные источники. В работе учтены такхе положения и выведи трудов теоретического характера, .посвященных источниковедения, историческому и литературному ,. и - обдам проблемам мекуарних жанров...

¡¿етодологической и теоретической основой работа явились положения карксисгско-ленш. :ко£ . эстетики, опыт, накопленный литературоведением в области изучения литературных источников а, в частности, научного освоения источников мемуарных. Подход теоретик«»-литературный сочетается в диссертации о историко-литературным анализом конкретного материала.

- з -

Перспективы практического использования диссертации связаны с возможностью учота полученных автором результатов и выработанных в ходе"исследования рекомендаций в работах, которые привлекают, анализируют, оценивает разного рода мемуарные тексты. Материалы и выводы диссертации могут также во^.ти в вузовские литера туроьедг. ска е курсы, стать ос нов 01. спеякурсоп л слецсеы!-нароь.

Апробация сзбо'Ш была осуществлена в докладах автора на четырех республиканских научно-теоретических конференциях 19Ь9 гг./ в г.Душанбе, диссертация обсуздена ка^едрок русской литературы и теории литературу ¿адхикского госуниьерситета им. Б.И.Ленина. Основные ' положения исследования отрамены в ллти печатных и одной депонированной работе.

Структура работы, ток же, как к ее объем, связаны с характером поставленных ь исИ задач и путами, никеченнит для ах. осуществления. Так как в рамках одного исследования представлялось невозможным определить, обосновать и осветить все стороны проблемы работы о мемуарами как литературоведческим источников, В диссертации рассматривался во преимуществу только те особенности згой работа, которые связаны с наличием принципиально разных типов какуароь. Ь диссертации, основываясь на выдвинутом в теории мемуаристики делении Еосисминаник о. писателях на, с одной стороны, литературные, писательские, художественные а, с ' другой, - на непрофессиональные, фактографические, развивается гипотеза о целесообразности разного подхода к этим двум типам мемуаров при их литературоведческом использовании. Бели мееда-ры ^кгогрг&лчсские является источником постижения писателя -ч> объекта воспоминании, то мемуары художественные открывают специфические, воалскиостд изучения их субъекта. Такая постановка проблемы определила содержание двух глав диссертации, которая включает в себя тыщо свед0ЬЯ(|» «заллачение и список использованных йЫочников и научной лате^гурц. Работа изложена на 16& страницах, б'иблиографал имеет 159 наименовании.

Основное содержание работы.

Глава первая диссертация /"воспоминания о писателе как ис-ЮЧ11 кк азучения его творчества"/ открывается первым разделом,

г > *

б котором развиваются положения, теоретически обосновывающие возможности, направления., условия литературоведческого использования мемуаров. Такое обоснование сопряжено с учетом и интерпретацией результатов, полученных в двух научных областях: в активно разра-. батмваедекся в последние десятилетия теории мемуарных жанров и в сфере исторического источниковедения.

Б частности, для выработки принципов работы с воспоминаниями в науке о литературе существенное значение имеет сложившееся в теории мемуаров представление о, .ланровом разнообразии и многообразии зтои сферы словесности, иреаде всего это относится к принимаемому радом исследователей подразделения всей мемуарной литературы на ххудохественную и нехудожественную. В плане осуществляемого б диссертация исследования первостепенно ваша констатация го-го обстоятельства, что "я" мемуариста-писателя и "я" участника тех или иных событии, дтсирую.цего их без эстетических целей, в принципе различии: если мемуары неписательские является по преимуществу источником съедений о фактах, то'мемуары художественные выступает, кроме этого, источником знаний об их авторе, н именно' в этом"сдоем качестве уникальны в ряду других источников.

лз других положений теории мемуаристики, которые непосредственно связаны с литературоведческим их освоением, в работе обсуждаются различные точки зр'еция на проблему соотношения в воспоминаниях документального и художественного компонентов; на характер -субъективности автора воспоминаний; на допустимость, характер, предела вымысла,£ мемуарах; на специфику образности мемуарного повествования и, в особенности,, образа мемуариста, возникающего в его воспоминаниях; наконец, на жанровую структуру, на своеобразие канровых образований,.на специфику таких разновидностей воспоминании, как собственно мемуары, автобиографии, испоБедь, литературный портрет,, .записки, дневники и пр., и на-то обцее.что объединяет все эти виды документальной прозы в пределах мемуаристики. ¿а или иная трактовка названных проблем определяет, превде всего, характер интерпретации мемуаров как явлений литературы. Однако она непосредственно сьязана также и с определением подходов к кекуарам как литературоведческим источника;!.

В этом своем качестве полохенля теории мемуаристики взаимодействует с принципами и задачами источниковедения - литератур-

- & -

ного и, шире, исторического.

при обращении к мемуарам, как и к любому другому историческому источнику, .перед исследователем встают такие кардинальные вопросы, как их соотношение' с действительностью, в них отражавшейся; как оценка мемуариста, с его целями, намерения:«-!, средствами, с.его способностями и возможностями; как взаимодействие в мемуарах времени их написания со временем, которому они посвяцэнь, Эти ссношполагаюцие проблемы использования источников получили воплощение в таких категориях источниковедения, как "надежность", "репрезентативность1', "подлинность", "достоверность", "аутентичность" источника, его "информационные потенции", "соотношение понятии подлинности, достоверности и исторической правды",^

Категории эти, обцие для всех видов исторических источни-ксв, в полной кере применили а я источникам мемуарным, которые, как и набые другие источники, тоже должны быть предварительно испытаны, проверены, подвергнуты экспертизе.

Так.™ образом, методы подхода к источнику, разработанные н источниковедении как исторической научной дисциплине, определяют и принципы оценки мемуаров с точки зрения литературоведческой., .

Однако ке.ууарный источник, входя ь к[ у г источников исторических, обладает именно ему свойственной спецификой и только •ему присудим литературоведческим потенциалом. С этим связаны оеобыо, дополнительные требования к экспертизе мемуаров, которая должна предшествовать их литературоведческому освоению.

. - Осво .ени»; этих требований посвяден второй раздел главы. Ь качестве материала для анализа здесь привлечен весьма широки« круг мемуаров О «М.ДЛ'ерконгозе и ряд работ о жизни и творчестве поэта, в которых эта яе,/.уары используются, оцениваются, трактуются. Намечены следующие направления экспертизы:

а/ иреаде ,.сэго, экспертиза мемуарного источника призвана установить мару и пределы компетентности его автора. Критический, аналитический подход к высказанным им суздениям в данном

I. Саг.. Тартакоюкии А.Г. Некоторые аспекты проблемы докаэа'гельт ности в источниковедении //история ССР. и., 1Э73, (¡ 6; ■ , Шмидт О.Л, Современные проблемы источниковедения // Источнп-ковадише. Теоретические и исторические проблемы. №., 1969,

• - 6 -

случае осуществлены не с точки зрения их добросовестности, или ложности: речь идет необходимости выявить, доступную мемуаристу степень понимания литературных явлений, решить вопрос, в какой мере соизмеримы уровни личностей, интеллектов, позиций того о ком вспоминав?, с тем, кто. вспоминает. »

Оказывается, в несовпадении, норой разительном, масштабов объекта воспоминаний и их субьекта, в самом непонимании или • лрщптиьности трактовки мемуаристом творчества и судьбы писате-* ля заложен значительный литературоведческий потенциал: в анала-зе этого несовпадения открываются ёозмояслости проникновения в ' ту среду, в которой находился великий художник, в обстоятельства, которые его окрузаяи. Гак, к примеру, наивные, примитивные , сувдения вполне доброжелательного и честного А.П,£ан-Гирея о "Демоне" или "Герое вашего времена", обнаруживающие его чуждость духовному миру Лермонтова, являются в то яе время вахнеи-шаки, дсстовернейшакя свидетельствами о тог,, каким был эт<й> мир, о том,' в какой обстановке жил, действовал, сочинял поэт.

б/ Следуздая задача экспертизы воспоминании о писателе связана с теки случаями,, когда исследователь обнаруживает в них сознательные отступления от истины. Такого рода случая^ лрянаидмально отличастсл от "добросовестных заблуждений" мемуариста, когда он, -улродая,. ошибочно или примитивно трактуя опп-сагаемлв т ца::ты, делает это без злого умысла, представляя события. такими, какими он их действительно пошит а поникает. Речь здесь- идет, таким образом, не о некомпетентности мемуариста, не о его ошибках, но об обдуманных искахениях^ когда в воспоминаниях . прадда соединяется с преднамеренной лоаьа. . . - Такого рода искажении в своде мемуаров о Лермонтове много, особенно это относится к воспоминаниям, посвяценным обстоятельствам гибели поэта. Так,, разыска^^я А.Ь,Попова уличает ¡¿.Л.Глебова» одного из секундантоБ Лермонтова, в том, что он .^е оставался на месте дуэли с умир^лдиа, как он писал в сеопх воспсьшнакиях, а Оросил его. Э.Г.Горштекнн показала, что князь Басильчиков был, оказывается, "га&шм врагом" Лермонтова и что его мемуары, оЗвлкюцяе ¡Мартынова, азобраааадие Лермонтова "невыносимым", §адьси£.ицируам 4&кты. Т.Иванова пришла к выводу, что идеализированные-портрет А.А.Отолыпина-мнго как ве ого

друга поэта, создававшийся "Л.Н.Лонгиноеым, действительности не соответствует, что в картину отношений Лермонтова с его родственником намеренно внесены искажающие эти отношения черты.

Анализ этих и подобных заведомых искажений показывает,что экспертиза мемуаров в таких ситуациях отнюдь не сводится к тому, чтобы их обнаружить я затем отмести, отбросить. Более важной и литературоведчески перспективной задачей является анализ мотивов, которые в кавдом из рассматриваемых случаев побудили мемуариста к фальсификации. Поникание этих мотивов открывает допрлнительныэ Бозмойности воссоздания действительных отношений художника со ' своими современниками.

в/ Еде одним принципиальным условием полноценности литературоведческого подхода к мемуарным источникам является непременное их сопоставление, сравнение.

Б тех случаях, когда воспоминания разных лиц об одних и тех же событиях друг друга дополняют и их совмещение расширяет дар-тину, вносит, в нее новые штрихи, детали, сложностей не возникает. Проблемы появляются, если сведения, заключенные в источниках, не совпадают,.не. совмещаются, но противоречат или.даже одно другое исклачаот. Такие противоречия характерны, в частности, и для воспоминаний о Лермонтове, причем возникают, они в связи с такими важнейшими, вопросами его биографии, как постижение его личности, нрава, духовного облика, или масштаба приаизненной известности поэта.

Как-доказал анализ'подхода лермонтоведов М . такого, рода противоречиям мемуаристов, путь выбора, дуть предпочтения одного ме муара другим не является самым плодотворным. Предпочтительнее не отбирать мемуарные свидетельства по принципу, "или-или", но в каждом аз них стремиться обнаружить свод истину, свою достоверность, не принимать одни я отвергать другие суздея&я, но ■ . рассматривать их именно в присущей им противоречивости, которая имеет своим-источником не чью-то злую или добрую волю, но противоречивость самой описыва'емой ситуации. В .объяснении несовпадений в источниках- /естественно, в источниках добросовестных, свободных от намеренных искажений/ может открываться лрогиЕоревость, реальная неоднозначность и слояность личности писателя, тех си-

туации, в которых он выступает, содержания и смысла его творческой позиции.

г/ Ь заключение этого раздела освещается еде один аспект подхода к экспертизе мемуаров, относяцемся именно и только к мемуарам о писателях.

Ставится вопрос о том, что эти мемуары, даюцие литературоведению г.ревде всего информацию о -жизни худохнкка, его окружении и взглядах, в то у.е время достаточно часто позволяют увидеть и те события и впечатлений, которые так ила иначе преломились в его творчестве, стали источниками произведении. Поэтому в привлечений мемуаров о писателе для литературоведческого анализа, в том числе и при их экспертизе, могут возникать их сопоставления с фактами его творчества, с его образами, мотивами, сюетамк./Б работе такое сопоставление осуществлено применительно к "Княгине Ли-говскои" и "Герою нашего времени"/- Таким образом, мемуарнне свидетельства призваны сигратв определенную роль и в решении проблем соотношения жизненного материала с его художественным претворением.

В третьем разделе главы обсуждается проблема.связи экспертизы мемуарного источника с его дальнейшим истолкованием.

Чдесь показано, что экспертиза мемуаров о литературе и литераторах, предполагающая установление достоверности, подлинности,представительности заключенных в них фактов -и сведений, является, при всей значительности и ценности её возмохнь^ результатов, все же вспомогательным литературоведческим направлением. Привлечение ые-муарного источника, его включение в исследовательскую аргументация сопряжено с его, этого источника, истолкованием', осмыслением, трактовкой. Причем в решении сложных,.все е^е не получивших однозначного решения историко-литературных-проблем проявляется как уникальная ценность информации, которая кодег быть почерпнута в мемуарах, так и возможная неоднозначность, даже противоречивость ее интерпретации, • В качестве материала для 'анализа в этом разделе привлечено мно-ногообразиа оценок и трактовок, возникшее з русском и советском литературоведении в связи с одним мем}арным свидетельством, отцосядиы-ся к А.0.Грибоедову. Начиная с работ Л.В.Соловьева и И.Е.Цегодева, подвившихся в начале века, включая исследования П.К.Ликсанова и г/.Ъ. йечкшои, вплоть до трудов последних десятилетий,- принадлежащих перу Вл.Орлоча, А.Лебедева, А.Фомичева, для освещения проблемы отно-

шения драматурга к декабризму и декабристам неизменно привлекается зафиксированная мемуарастом его фраза о "ста прапорщиках", которые "хотят изменить весь государственный строк России".Причем диапазон истолкований а-того свидетельства современника ^оказывается широчашим: оно привлекается для обоснования не просто разных, но даге противоположных суждении, от доказательства критического отношения Грибоедова к дворянским революционерам до утверждения о его прямой причастности к их организации.

Всесторонний разбор мотивов разных подходов к трактовке данного мемуарного свидетельства позволили удоЕнть некоторые специфические возможности и специфические трудности, Еозника*>-щие при введении почерпнутой в воспоминаниях информации в ту или иную литературоведческую концепцию, ¿¡а этом основании сделаны некогерые вывода обоодаюдего характера:

.Бо-лервих, о том, что мемуарное свидетельство кокет оказаться источником уникальным, ничем не заменимым и не восполни-мым, - как в данном случае, когда ни одного прямого свидетельства о точке зрения А.С.Грибоедова на перспективы движения, наме-реваадегося "изменить весь государственный быт России",■ кроме этого, заключенного в мемуаре, до нас не дошло.

Далее, судьба грябоедовской фразы в'литературоведческих трудах, какой ..она складывается на протяжении столетия, свидетельствует о настоятельной необходимости экспертизы любого мемуарного источника на его достоверность, аутентичность. В данном случае свидетельство мемуариста давно я прочто вошло в научный оборот, будучи принятым "на веру", без должной проверка, причем вопрос о том, верно ли передал мемуарист высказывание' Грибоедова, даже не ставился.

Ь-третьях, обзор аргументации авторов, привлекавших фразу о "ста прапорщиках", подтверждает, в какой мере важно рассмотрение мемуара в связи с другими фактами, причем возможно более многообразными. Чем в более шрокоз поле свидетельств - мемуарных, документальных, эпистолярных, .'.художественных - вовлечены разбираемые слова А.С,Грибоедова, тем определеннее становится их роль как одного из^звеньев в системе доказательств.

яаконец, анализ разных литературоведческих истолковании одного мемуарного свидетельства подтвердил, что в данном случае -как .я зо многих других •• возможности неоднозначных Илтерпрета-

ц&к. заключены в ксючшша изначально. Входя в об^уо концепция исследователя, он-должен рассматриваться как одно из составляющих этой концепции,

о.лава вторая диссертации /"Бослошшания паозтеля и постижение проблем его идейно-творческой эволюцил"/ рассматривает сг.е-ци^ческие вопросы, ьозника^дие при литературоведческом использовании мемуаров, создаьаьа^хся кар произведения документально-худояестьенные, писавшиеся с определенной эстетической установкой, т.е. мекуара профессиональные, писательские.'

В первом раздело главы предпринята попытка обосновать положение о том, что такого рода произведения являются уникальным, ничем незаменимым могочиикоа. дорииешзд.остетичёской позиции, художественного своеобразия, идешок эволюции их автора.

Здесь оговаривается, что это положение отнадь не отменяет значения писательских воспоминаний, господинаник писателя о писателе, для изучения их объекта, для ассгик.вння того худохнака, которому они посвядены. ..Напротив, в обдем своде, в корпусе всех воспоминаний, посвлденных тому или другому автору, как раз писательские восЕшдишяя представляют, как правило, особу» ценность. Так, из воспог.'^яанкй о Н.¿.Гоголе своей информативностью и глубиной выделяется кеыуары С.Т.Аксакова; ь воспоминаниях' С.Н.Некрасове выделяются записки Н.Г, Чернышевского- а "Ф",¿".¿оотоевского; наиболее выразительный психологический' портрет А.А.Чехова оставил й.А.Буник; последние годы жизни ¿.И. Толстого во всем их драматизме осьецены в очерке М.Горького и т.д. Ъ этом своем качества писательские аомуяры в принципе не отличаются от л^Оых других мемуаров, и их литературоведческое использование предполагает такую же экспертизу, осноыше направления которой были намочены в первой главе дассертацш.

Однако значение писательских воспоминаний как литературоведческого источника эвди не исчерпывается. Они, кроме источника сведеьиа об объекте мемуарного повествования, являются танке материалом для исследования их субъекта.

Речь мет о том, ^что в центре писательских мемуаров находится, как правило, сам мекуарнст. 0 чем бы ни вспоминал., о чем бы ни размышлял писатель, в том числе и особенно тогда, когда он размышляет о другом писателе, его судьбе,- его шагах. , - он умыолен-но или безотчетно, /юваствует о себе, раскрывает себя. Ь сукден^ях

автора-мемуариста о худо,шике-современнике или о писателе, общение с которым происходило задолго до его описания в мемуарах,для литературоведческого анализа возникает возможность открыть существенные обстоятельства творческий позиции, места в литературоведческой борьбе, эволшия взглядов самого мемуариста.

йри. таком подходе к мемуарам литераторов они рассматршзаот-ся яад одна из ^орк, одно из правлении писательской критики, трактуемой как самостоятельная с^ера творческой деятельности, в которой реализуется все многообразие ырааепия писателем своего V отношения к литературному движение, к другим художникам и их произведениям, к оостоятельстьам современной литературное асизна.Подобная критика осудествляетея разними способами, может приооре-тагь разные направления, писатель' мо«ет выступать в традиционных критических жанрах; критические его оценки могут входить в пуоли-цистику писателя, содержаться в его письмах, развиваться в его дневниках; наконец, специфическим именно дЛя писательской критики является образный способ воплоцения литературных суэденяи и взглядов, когда они входят непосредственно в художественный текст. 6 стот же- ряд, в числе других способов и типов писательской критики, ставятся в диссертации и мемуары писателя о писателе.

Об ¡¡им, типологическим качеством писательской критики, закономерностью, как показано и раде {.абот последних лет, присущей всем ее проявлениям, является то, что критическое суждение писателя выступает кйк его творческое самосознание, что в нем не в [«ечьие« степени, чем писателя "критикуемого", открываются творческие принципы и своеобразие писателя "критикуюдего"А ¿)то Присущее для всех форы, направлений, способов, тинон писательской критики положение, реализуясь в произведениях мемуарных;"обретает, как ¡¡оказано я работе, некоторые специфические особенности.

Обусловлены они, прежде Есего, тем, что писательская критика, какою она складывается ъ мемуарах, в силу самоЕ сути мемуарного кайра непременно является ¿¡ретроспективной: время описываемых со-биткй а время их описания," по определил», отделены друг от друга су^оственнои дистанцией. Эта дистанция могет быть краткой , в о-10 лет, может бить весьма протяженной, достигать 30-40-^0 лет,

* См. Писагелп-критики. К^'ериалы научно-теоретической конференции. ""роблемы писательской критики". - .Душанбе, 196?.

однако наличие ее является непремен ыы условием самой возможности мемуарного повествования. Повествования, ланрообразуюдей и содержательно-смысловой особенностью которого является совмещение, пересечение, взаимодействие двух времен, в результате чего изображение "былого", прошлого, освещается современной, нынешней о нем "думой", когда само это прошлое входит в настоящее и становится его частью. "

Независимо от намерений автора, в том числе и в тех случаях, когда мемуарист стремится воспроизвести свою точку зрения такой, какой она была в прошлом, его Литературные воспоминания несут на себе отпечаток, они окрашены,'они во многом определяется не былым, а нынешним его мировоззрением, его сегодняшними, т.е. относящимися ко времени написания мемуаров, взнлядами, заботами, проблемами.

Последнее обстоятельство особо подчеркивается в работе, потому что обращение к воспоминаниям писателя о писателе как к источнику постижения творческой эволюции мемуариста исходит именно из такой трактовки критики в.мемуарах, мемуарной формы писательской критики. Почему и почему именно в данный момент, обращается писа'тёлЪ"1« литературным воспоминаниям, какие события'литературной жизни прошлого его сейчас привлекают, наконец, самое важное, -как он трактует "судьбы своих былых современников, содержание их произведении, значение их деятельности, во всем этом, превде всего, проявляется его,' мемуариста, сегодняшнее положение и состояние, геперяшяее его место в литературном Движении, характер его отношении с Современниками нынешними. " ,

В диссертации обозначены некоторые возможные направления литературоведческого использования писательских мемуаров, Вытекающие из охарактеризованного здесь к ним подхода, и, в качестве примеров, предпринято разыскание в двух таких направлениях.

Бо-.червнх, сделана попытка показать, как у мемуариста возникает потребность в воспоминаниях именно о данном литераторе, ка-дие внутренние побуждения и внешние обстоятельства делают для него необходимы обращение к воссозданию его образа, к его оценке, к разделениям о нек» Зтому посвяцеи второй . раздел главы, в котором привлекается воспоминания о Б.Г.Белинском, вошедаие в ткань "Былого и дум" .и других произведений А.И.Г ерцена.

- 13 -

Рассмотрение обстоятельств политической и литературно!; биографии А.И.Герцена с напала 40-х годов и до 18М года, когда создавалась четвертая часть "Былого и дам", где появляется портрет критика и дается оценка его деятельности, показывает, что обращение к В.Г.Белинскому явилось а свидетельством, и судест-Еенным ([актором развития самого Герцена, что в середине о0-х годов А.Л.Герцену был необходим именно такой В.Г.Белинский, каким он раскрывается на страницах его мемуароь. Не собственно литературные воззрения критика, а его обдественнне, политические взгляды; бойцовские качества, непримиримость и бескомпромиссность к противникам как определяющие черты натуры; проймуцэстаенисе обралепае к тому периоду деятельности критика, когда он был. и в теории и на практике, безусловным противником основ существующего в России строя и порядка, - эти черты образа Белинского, каким его видит и изображает A.¿I.Герцен, непосредственно связаны с теми задачами, которые встали в этот период перед мемуаристом, с теми решениями, которые ему приходилось принимать.

"Духовный крах", "духовная драма", пережитые Герценом после ' 1848 года, когда ж овладел "глубокий скептицизм и пессимизм", преодолевались. ¿ середине 50-х годов А.Н.Г'ерцен, испытавши "духовное возвращение на родину", обретает веру в ьозмо.шости русского народа, находит силы для борьбы, он, по определению ü.ií.-Ленина, '.'поднял; знамя революции". На этом пути И.Герцен нуждается в союзниках, причем не только в настоядем, из числа деятелей нынешнего его олруяения, но и в прошлом.. Поэтому й возник- , ла у А.И .Герцена-внутренняя потребность в общении с Белинским, ' обращения к его образу, размышлениям о. его исторической рола. Причем в Белинском выделяются такие черты его натуры, поведения, убеждений, которые укрепляют Герцена в его нынешней, т.е. середины 50-' годоб, позиции. Анализ страниц "Былого и дум", на которых воссоздан образ В.Г.Белинского, в сопоставлении с другими ' суждениями Герцена о нем,^поставленный в связь со всем 'кругом свидетельств о развитии А.И.Герцена за цредшествуюдее десятилетие, позволяет приблизиться к пониманию зтой позиции.

• Еде одно üosmojíhou направление анализа писательских мемуаров - исследование того, как именно в воспоминаниях о литератур-

См. Ленин Ь.й. Памяти Герцена. Иолн.соор.соч., изд. — I.ül.

г i"., Г980. - ос. 2iJ? ,¿ia,koS.

.г 14 - . ..

ном прошлом проявляются и решаются проблемы литературного настоящего, как мекуары становятся лолем литературной полемики с современными тенденциями общественно-литературной казна, как указанные тенденции воздействуют на содержание и направленность воспоминании мемуариста. Этот круг вопросов освещается в третьем разделе главы, где разобраны некоторые особенности образа Б.Г.Белинского и сувдении о его деятельности, возникающие в очерке "Воспоминания-о Белинском", вошедшем в "Литературные и житейские воспоминания" И .С.Тургенева.

публицистический, полемически« характер этого произведения отмечался не раз, однако не всегда в должной мере осведалось то обстоятельство, что общественно-политическая, публицистическая установка мемуариста вырааалась не только непосредсавенно в прямых политических, социальных, литературных его высказываниях, но -чт~ представляется особенно ваяным - также и в самой художественной ткани очерка, в том образе критика, который в нем складывается. -

Из вопросов, по поводу которых И.¿.Тургенев-в .конце 60-х годов,'в "пору создания воспоминаний о В.Г.Велинс^ом,'так ;;;е, как и в предшествующие десятилетия, спорил, задицался, отстаивал свою правоту и историческую обоснованность своей позиций, в качестве главных могут быть выделены следующие. Во-первых, спор о возможных путях преобразования России, о "постепеновстве" или революционности - спор с революционными демократами. Бо-вгорых, вчерашний спор со славянофилами, нынешний спор с "почвенниками" - о тургеневском "западничестве", плодотворность и патриотический смысл которого писатель отстаивает. Наконец, в-третьих, - существенные расхождения в оценке ситуации в.России и ее перспективах вс второй половине 60-х годов с Герценом, чью оценку Тургенев считал славянофильской. Я все эти проблемы, которые обсуждаются, становятся предметом открытой дискуссии в художественных произведениях, в письках, в статьях Тургенева, проникают в глубин^, составляют структурную основу его воспоминаний о Белинском, - произведения, оказавшегося насквозь полемическим,

причем поленика осуществляется здесь Я.С.Тургеневым в двух направлениях, в двух формах.

Ь одних случаях она ведется непосредственно. В таком вариан-

- 15 -""

те суждения мемуариста о его нынешних общественно-литературных оппонентах только внешне связаны с ходом его размышлений о В.Г. Белинском, о воспоминаниями о нем. Тот или инои относяцт:сд к Бе. инскому эпизод в таких 'случаях становится своего рода поводом для полемических выпадов автора, здесь авторитет Белинского,ореол близости.к нему Тургенева апрлорно подкрепляет весомость су;..денйй мемуариста /примзрами такого типа полемика является эпизоды очерка, в которых фигурируют д.И.Писарев, п.Л.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Л.М.Достоевский/'. Другими словамл, полемика здесь ьво- V дится в повествование как некое к нему дополнение, когда мемуарист, отвлекаясь от воспоминании, прямо обращается к современности.

Другая форма, другой тип..реализации критического отношения автора к противостоящим ему общественно-литературным концепциям характерен погружением полешки в глубину повествования, в самую художественную его ткань, специфически преломляясь, прежде всего, в возникающем в мемуарах образе их объекта." полемическое противопоставление литературы и критики 40-х годов "сегодняшнему времени", равно как и спор автора с врандебными ему течениями ¿-'0-х годов входят в саму характеристику взглядов и поведения Белинского в очерке о нем. Сущность этого процесса,, в самом общем виде, заключается в том, что Я.С.'Тургенев, вне зависимости от субъективных своих намерении , представляет Ъ.Г.Белинского своим полным единомышленником и союзником. Ьо всех случаях, когда мемуарист ■> ьызньаег к хизни облик и образ критика, во всех сценах, относящихся к 40-м годам, ко времени, о котором Тургенев вспоминает, Л.Г.оолинский предстает человеком тех же убеждений,, тех. же взглядов, тон же позиция, что и сам Тургенев, причем Тургенев как той поры, когда они общались и были олизки, так и всех последуйцих лет, вплоть до времени написания мемуаров, т.е. до конца бС-х годов.

Ьеллнекай в очерке Тургенева вполне осознанно, добровольно и даже охотно ограни«-лвае^свою деятельность исключительно литературой; он ни в коем случке не политик и, тем более, не революционер; обцветвенчая позиция его вполне "постеаеновокая"; он безусловный "западник", что не мекало ему в то же время быть "вполне русским челоьеком, даке патриотом", л т.п. - все зато дзло'изьест-

--

ные основания недоброжелагельному оппоненту писателя сказать, что "главный персонаж в воспоминаниях Тургенева не Белинский, а , сам '1'ургенев; этот персонах составляет главную цель, подкладку •и средоточие воспоминаний".*

Мера достоверности "Воспоминании о Белицском", когда она привлекаются в целях постижения биографии критика, долила быть установлена в процессе такой хе всесторонней их экспертизы, как и любые другие, в том числе и неписатзльские, мемуары, - на осно-, ве их сравнения о другими мемуарными свидетельствами, в свете анализа документов обдесгвенно-лнтерагурного движения 40-х годов, в сопоставлении с литературно-критическим творчеством и эпистолярным наследием Ь.Г.¿елянского.

Если хе мемуары писателя, з данном случае - И.С.Тургенева, рассматриваются для постижения его собственной эволицип, ого взглядов и творчества того времени, когда они создается, перед исследователем возникает другой принципиальны! вопрос. Речь идет о том, осознанны или непроизвольны те коррективы, которые вносах ыекуарг.сг в рпсусша; им портрет, применительно к "Воспоминаниям о Бе.Ь'Жхсм" - это вопрос, действительно ли Л.С.Тургенев 'в конце 60-х годов б^л убежден, что Ь.Г.Белинский в годы его общения с ним являлся "постепсновцем", "западником просветительского толка", или что он, спустя четверть века, намеренно его "поправлял".

Поиски ответа на этот вопрос /который в данном случае окончательного решения, по-видимому, не имеет/ связаны с проникновением в обстоятельства литературно;! казня времени, коЪ.а 'писались мемуары, в те отложения, которые складывались в оО-е годы у >1.0. Тургенева с современниками, с дальнейшим изучением его художественного творчества, гуЗлдцдстшй, писем, воспоминаний о кем.

«¡тоги диссертации подводятся в ее &Алзоченак. Здесь выражается надевда, что осуществленные в работе наслюдения подтверада-ст целесообразность дальнейшего изучения возмошостем и специ^и-. чи изучения воспоминания как литературоведческого источника, а в перспективе - создания теории и методики литературоведческого использования мемуаров о писателях.

* Антонович Ы.А. иовие материалы для биографии и характеристика '¿¡одинокого; - Космос, 18сЛ), приложение !. I.// Тургенев я.С.

Собр.соч. в 12 т. -••-1.19. -'а.,19оо. - С,«:Ь.

- I? -

Основной содержание диссертации отражено в следуецих публикациях:

1. Отношение Пушкина к декабризму /по воспоминаниям современников/. - Методические указания к курсовым работам по русской литературе XII века для студентов-заочников факультета русского языка и литературы. - Душанбе, 1ГУ, 19с34. - С. 12-13.

2. Научно-популярные биографии Л.С.Пушкина последних лег. - Гам же. - С.13-14.

3. Мемуарный жанр и проблемы преподавания в школе. - Тезисы докладов Республиканской научной конференции "Русский язык -язык дружбы и братства". - Душанбе, Д'В, 19йЬ. - С.73-74.

4. мемуары писателя как ясточнжс для литературоведческого изуче- . ния его творчества. - Материалы Республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов, посвяденной бО-летию образовании Таджикской СОР и Компартии Таджикистана.-душанбе:Донаш, 19а 5. - С. 173-174.

5. Литературоведческая экспертиза мемуаров и использование воспоминаний о Лермонтове в исследованиях жизни и творчества поэта. /Гада. гос. ун-т ям.а.¡1.Ленина. - Душанбе, 1986. - 16 с. -Деп. в ТаджиклгШ!« 16.12.86, Ц 74/367/ Га-ДЗб.

6. Личность Лермонтова и использование воспоминаний современников о поэте. - Тезисы докладов ^есп.научно-теоретической конференции молодых-'ученых я специалистов.-- Душанбе, НУ, 1937. - С.К 110. ;