автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Солманидина, Наталья Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Солманидина, Наталья Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МИР КЛЮЧЕВСКОГО И СМЫСЛОВЫЕ ГРАНИЦЫ МЕНТАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ.

1.1.Ретроспектива отечественных и зарубежных исследований о В. О.Клю чевском.

1.2. Теоретический аспект изучения менталитета.

1.3. Менталитет в культурфилософской концепции В.О.Ключевского.

Глава II. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЯХ ПОЛИВАРЩВТНОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.

2.1. Природа как социальный фон и потенциал менталитета.

2.2. Взаимодействие социально-политического и духовного в формировании российского менталитета.

2.3. Экстраполяция идей В.О.Ключевского в отечественную гуманитаристику.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Солманидина, Наталья Викторовна

Актуальность темы исследования. Мы живем на переломе столетий и тысячелетий, в период, когда перед Россией остро встала проблема поисков национальной идеи, без которой невозможно дальнейшее движение вперед. Глубокое понимание не только явлений настоящего, но и возможно более полное освоение отечественного культурного наследия, позволят осмысливать и дальнейшие перспективы развития истории и культуры.

Имя Василия Осиповича Ключевского (1841 - 1911) является поистине одним из ключевых в русской культуре. Сегодня его труды изучают не только в России, но и переводят на многие европейские языки. Это и есть самая высокая оценка вклада русского ученого в историческую науку, в мировую сокровищницу культуры. В знак глубочайшего признания его заслуг в 1991 г. Международный центр по малым планетам (Смитсоновская астро-физическая обсерватория, США) присвоил его имя одной из планет. о

Отныне малая планета № 4560 КЛЮЧЕВСКИИ - неотъемлемая частица солнечной системы, также как творчество Ключевского стало неотъемлемой частью культуры всей планеты.

Несмотря на то, что явление Ключевского притягивает внимание исследователей, что накопилась обширная литература, изучающая разные стороны его жизни и творчества, существует немало аспектов его наследия, явно недостаточно разработанных в науке. К ним относится культурфилософская проблематика произведений Ключевского. На наш взгляд, без обращения к его творчеству не только немыслимо уяснение национального российского менталитета, но оказываются неполными и теоретические проблемы исследования менталитета. Среди отечественных и зарубежных историков трудно найти более проницательного и глубокого знатока особенностей мировосприятия русского народа, его хозяйственного и бытового уклада, православной духовности, истории просвещения. Взгляды

Ключевского лишены апологистики и умозрительности - они строго документированы даже в мелочах.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, острой потребностью переосмысления отечественного культурного наследия; во-вторых, необходимостью исследования как теоретических аспектов проблемы менталитета, так и конкретным изучением его национальных характеристик; в-третьих, недостаточной разработкой в современной гуманитарной науке культурфилософских концепций Ключевского, раскрывающих российский менталитет.

Состояние изученности проблемы. Творчество Ключевского никогда не рассматривалось ни в культурфилософском аспекте в целом, ни конкретно в проблемном поле изучения менталитета, ментальности, особенностей российского национального менталитета Его теоретическое наследие привлекало внимание в основном историков. В разные годы к его осмыслению обращались В.А.Александров, В.И.Астахов, В.Н.Бочкарев, Н.Ф.Демидова, В.П.Догаева, А.А.Зимин, Л.В.Иванова, Р.А.Киреева, В.М.Кириллова, М.Н.Нечкина, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин, С.В.Чирков, Э.Г.Чумаченко, А.Н.Цамутали, А.Л.Шапиро, Т. Эммонс, А.И.Яковлев.

Социально-философские и социологические аспекты наследия Ключевского рассматривались в работах И.А.Голосенко, М.И.Лапицкого, Л.И.Новиковой. Достаточно редко Ключевский рассматривается в качестве историка культуры: к немногим исключениям относятся работы Б.И.Краснобаева, С.А.Мезина, Г.П.Федотова, Т.Г.Ширинкиной. Выход на проблему включенности творчества Ключевского в широкое пространство российской культуры намечается в работах И.Л.Беленького и Ю.Н.Воробьева, однако это ограничивается только областью литературы.

Достаточно обширно представлены публикации, связанные с исследованием личности Ключевского - воспоминания близких людей, современников выдающегося историка (в том числе его учеников), их дневниковые записи и т.д. (И.А.Артоболевский, М.М.Богословский,

С.К.Богоявленский, И.Н.Бороздин, Е.О.Виргинская, Ю.В.Готье, А.А.Кизеветтер, М.К.Любавский, П.Н.Милюков), а также вопросы уточнения биографии и характеристик личности выдающегося историка (В.К.Абрамов, Р.Ф.Бернс, М.К Голубцова и др).

Особая область литературы о Ключевском - многочисленные публикации пензенских краеведов - его земляков: В.В.Балахонского, В.С.Година, А.Н.Гришина, А.И.Дворжанского, В.А.Дворянова, С.А.Коробова, Е.А.Крючковой, В.И.Лебедева, С.Д.Морозова, П.О.Никишина, О.М.Савина,

A.В.Тюстина, А.В.Храбровицкого, и др.

Безусловно, особый интерес для диссертационного исследования представляют работы, рассматривающие теоретические аспекты проблемы менталитета. Это признанные авторитеты в области изучения данного феномена: М.М.Бахтин, А.А.Белик, М.Блок, П.Динцельбахер, А.Я.Гуревич, П.С.Гуревич, К.Леви-Брюль, Л.Левистрос, М.Коул, а также В.В.Минеев,

B.П.Нефедов, А.П.Огурцов, М.Рожанский, В.П.Сальникова,

C.Н.Соколова и др.

Психологический анализ феномена менталитета представлен в работе И.Г.Дубова, социально-политические проблемы менталитета рассматривали А.А.Вилков, А.С.Панарин и др.

Проблемы национального менталитета исследовали Н.А.Бердяев, Г.Д.Гачев, Л.Н.Гумилев, А.Кузьмин, И.Лысый, Д.Ж.Маркович и др.

Специфика российского национального менталитета привлекала внимание гораздо большего числа исследователей. Среди них можно назвать В.А.Ануфриева, Л.В.Лесную, Г.С.Гуськову, Б.О.Егорова, А.Н.Ерыгина, Б.Земцова, С.П.Иваненкова, А.Х.Касымжанова, А.Кузьмина, И.В.Кондакова, Н.О.Лосского, В.П.Макаренко, А.Махлаева, А.О.Маркова, И.К.Пантина, Л.Н.Пушкарева, И.Л. Сиротину, Н.И.Ульянова и др.

Необходимо назвать имена ученых - философов, культурологов, историков, рассматривавших различные проблемы русской культуры и философии, обращение к которым было необходимым при работе над диссертацией. Это Г.К.Вагнер, Г.И.Вздорнов, В.Ванчугов, Н.И.Воронина, Н.М.Зернов, А.А.Кара-Мурза, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, В.А.Малинин, О.Д.Маслобоева, П.Н.Милюков, Л.И.Семенникова, Р.Г.Скрынников, Н.Е.Троицкая, Г.Л.Тульчинский, Ю.П.Трусов, Г.В.Флоровский, С.Д.Франк, В.И.Холодный, Н.И.Цимбаев, В.П.Шестаков, Г.И.Щетинина, Е.Г.Яковлев и др.

Объект исследования: теоретическое наследие В.О.Ключевского.

Предмет - проблема менталитета как «философское измерение» российской истории в нем.

Целью исследования является всесторонний анализ проблемы менталитета и ментальности в культурфилософском аспекте, раскрывающий его теоретический и исторический генезис в культурном пространстве российской истории через призму творчества Ключевского. Данной целью определяются следующие конкретные задачи:

- рассмотреть основные этапы эволюции восприятия и оценки личности и творчества В.О.Ключевского в отечественной и зарубежной науке;

- выявить отношение понятия «менталитет» с близкими по значению терминами («ментальность», «мировидение», «духовный мир», «идеология»); выявить отличие понятия «национальный менталитет» от понятий «национальное своеобразие», «национальный характер» и т.д.;

- выявить место, которое занимает проблема менталитета в культурфилософской концепции Ключевского;

- проанализировать взгляды Ключевского на роль природы в формировании российского менталитета;

- рассмотреть взгляды Ключевского на роль социально-политических и духовных факторов формирования менталитета в их взаимосвязи;

- проследить развитие идей Ключевского в отечественном гуманитарном знании XX в.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование осуществляется на стыке социальной философии, культурологии, исторической науки с привлечением данных из области социальной психологии. Его методологическую базу составляют труды М.М.Бахтина, М.Блока, А.Я.Гуревича, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана и других крупнейших отечественных и зарубежных ученых, а также названных выше исследователей - философов, культурологов, историков. Методологическое основание составили идеи преемственности в развитии истории, философии и культуры принципы системности, конкретности, историчности, целостности.

Раскрытие темы невозможно без привлечения метода исторической и логической реконструкции, позволяющего вычленить культурфилософскую проблематику в творчестве выдающегося русского историка, прежде всего его анализ проблемы менталитета; историко-теоретического метода, предполагающего изучение и анализ теоретических аспектов проблемы менталитета; сравнительно-исторический метод позволяет проследить экстраполяцию идей Ключевского в гуманитаристику XX в.

Таким образом, в работе используется комплексный подход, характерный для культурологического исследования.

Материалом исследования послужили: научные труды Ключевского; опубликованные документы и материалы, связанные с его жизнью и творчеством, в том числе хранящиеся в фондах Пензенского государственного архива, губернские и епархиальные «Ведомости», «Памятные книжки Пензенской губернии»; труды русских мыслителей, развивающих взгляды В.О.Ключевского о природных и геополитических фактрах формирования менталитета; работы отечественных (в том числе учеников Ключевского) и зарубежных историков и философов 1-й половины XX в., в которых дается оценка его творчества.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое культурфилософское рассмотрение наследия Ключевского как исследователя российского менталитета. На защиту выносятся следующие основные положения: впервые дан комплексный ретроспективный анализ отечественных и зарубежных исследований о Ключевском; показан идейный потенциал Ключевского, выявленный отечественными и зарубежными исследователями его творчества; выделено теоретическое поле понятия «менталитет», выявлены сближения и расхождения в его трактовке западноевропейскими (значение веры) и отечественными исследователями (язык, воспитание, религия, социальное общение, культура в целом); определены смысловые границы менталитета в отношении терминов «ментальность», «мировидение», «духовный мир», «идеология»; дано определение «национального менталитета» как глубинной структуры культуры, сформировавшейся в ходе ее социально-исторического развития, определяющей на протяжении длительного времени ее этническое (национальное) своеобразие. показано, что Ключевский близко подходит именно к такому пониманию менталитета, несмотря на то, что в его работах, как и в трудах его современников, нет этого термина; реконструирована система культурфилософских представлений Ключевского о менталитете; выявлено понимание Ключевским условий перехода ментальных предпосылок в менталитет: возникновение на определенной территории определенной народности; место и время («хронотоп», по М.М.Бахтину); наличие «трех сил».: природы страны, личности и общества, вносящих элементы: физиологические (пол, возраст, кровное родство), экономические (труд, капитал, кредит), юридические и политические (власть, закон, право, обязанности), духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство), соединение которых происходит через общение и «историческое преемство»; средствами передачи культурного достояния являются наследование и воспитание; доказано, что в исследовании оснований российского менталитета Ключевский выделял природные (лес, степь, река), социо- и культурогенные факторы, составляющие фундамент становления российской цивилизации. В числе социально-политических и духовных факторов, называемых Ключевским, выделены внутренние (процесс консолидации русского народа, начавшийся с рождения общеземского чувства; взаимодействие с другими племенами, жившими на территории современной ему России, прежде всего с финскими) и внешние (культурный диалог с Востоком (Византией) и Западом (Европой). прослежен процесс экстраполяции идей Ключевского в отечественное гуманитарное знание XX в., являющийся подтверждением их значимости. Как для Ключевского, для многих русских мыслителей характерно проведение связей и соответствий между природными, социальными и культурными явлениями и процессами национальной истории (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Д.С.Лихачев), что закономерно приводит к возникновению концепций на пересечении гуманитарного и естественно-научного мышления (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев). При этом экстраполяция идей не означает их слепого копирования или прямого продолжения. Влияние Ключевского может быть опосредованным и проявляться не только как согласие, но и как «спор-диалог» (Д.С.Лихачев).

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах философии, культурологии, истории, краеведения.

Апробация работы. Основные результаты работы были опубликованы в статьях и тезисах, а также представлены в докладах и выступлениях автора, сделанных на научных конференциях.

Работа выполнена на кафедре культурологии Мордовского государственного университета, обсуждена и рекомендована к защите 12 апреля 2001 года. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Менталитет как "философское измерение" российской истории в творчестве В.О. Ключевского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном диссертационном исследовании получены конкретные результаты. Впервые осуществлен анализ культурфилософской проблематики произведений В.О.Ключевского, в частности, уяснена его роль как исследователя российского менталитета. Тем самым исследование российской истории в его творчестве выведено на уровень «философского измерения».

Исследование доказывает плодотворность изучения творчества Ключевского на междисциплинарном уровне: на стыке культурологии, социальной философии, исторической науки с привлечением данных из других научных областей. Мы убедились, что в исследованиях подобного рода оправдывают себя комплексный подход, принципы системности, конкретности, историчности, целостности.

Метод исторической и логической реконструкции позволил вычленить культурфилософскую проблематику в творчестве Кючевского, прежде всего его анализ проблемы менталитета. Историко-теоретический метод дал возможность рассмотреть теоретические аспекты проблемы менталитета в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Сравнительно-исторический метод позволил проследить экстраполяцию идей Ключевского в гуманитаристику XX в.

Предпринятое нами исследование показывает, что Ключевский стремился не столько к полному и систематическому изложению русской истории в последовательности ее событий, сколько к выявлению закономерностей и тенденций исторического процесса, в основе которого лежат, по его мнению эколого-географические, экономические и социо--культурные условия, прежде всего, феномен, который ныне принято именовать менталитетом.

Следует подчеркнуть, что, рассматривая менталитет русской культуры как наиболее общий фундамент социокультурных процессов на протяжении всей более чем тысячелетней истории нашего отечества, мы имеем дело не с одним национально-русским менталитетом, а с ментальностями более общего, наднационального характера. С одной стороны, к исконному, хотя и не вполне сформировавшемуся менталитету восточных славян конца первого тысячелетия нашей эры постоянно примешивались ментальности смежных территориально с восточными славянами народов - кочевых народов Востока (хазар, печенегов, половцев, татаро-монголов Золотой Орды, затем -различных финно-угорских и тюркских народностей Евразии) и оседлых народов ближайшего Запада (болгары, греки Византии, поляки, литовцы и др.). С другой стороны, национально-русский менталитет оказывал значительное влияние на менталитеты смежных народов, входивших прежде всего в состав России, Российской империи, СССР, России. Таким образом, менталитет русской культуры - это нечто гораздо большее, нежели национально-русский менталитет. Это менталитет мегаэтноса, включающего целый ряд взаимосвязанных культур.

Национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в «серебряном веке», и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе посттоталитарного развития России.

Ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов и даже этносов и в случае России носят определенно надэтнический и межэтнический характер, т.е. оказываются действующими, более того, системообразующими - для целого ряда генетически различных культур, связанных между собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями (ландшафтом, климатом, почвенным строением, акваторией, фауной и флорой и т.д.), принципами земледелия и скотоводства, чертами быта, а постепенно и особенностями государственного устройства, типами социокультурной динамики. Так, обладая своеобразными культурами, многие народы, населявшие Россию, - тюркские и финно-угорские, закавказские и среднеазиатские - оказались причастными единой, общей для них российской (а затем и советской) цивилизации, и даже обретение национальной независимости и государственной самостоятельности не освободило большинство из них от общих цивилизационных закономерностей и тяготений.

Когда мы говорим о российском менталитете, мы имеем в виду, что речь идет не только о менталитете, общем для восточнославянских народов, «отпочковавшихся» от некогда единого «ствола» - древнерусской народности (великороссов, украинцев и белорусов), но и о ментальном единстве культур, генетически восходящих к различным этническим, языковым и цивилизационным корням (бурятской, якутской и т.д.), связанных общей исторической судьбой, геополитическими интересами и единством территории, а также традициями межкультурного диалога в ценностносмысловом пространстве русской культуры. Этот аспект феномена менталитета в творчестве Ключевского еще предстоит подробно раскрыть.

Разумеется, рамки кандидатской диссертации не позволяют провести анализ культурфилософии Ключевского в целом, вывести ряд других проблем, имеющих актуальное значение. Это определяет перспективы дальнейших исследований. Интересно выявить связи идей Ключевского с идеями крупнейших русских и западных мыслителей - его современников, провести параллели в осмыслении ими конкретных проблем.

Пример Ключевского позволяет увидеть обширнейший культурфилософский потенциал в произведениях крупных российских историков, что требует привлечения внимания к данному аспекту исследования их творческого наследия, не ограничиваясь традиционным -историческим.

 

Список научной литературыСолманидина, Наталья Викторовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамов В.К. Василий Осипович Ключевский: К 150-летию со дня рождения // Вестн. Мордов. ун-та. 1991. № 1. С. 56 60.

2. Абрамов В.К. К вопросу о национальности В.О.Ключевского //

3. B.О.Ключевский и современность: Тез. докл. на Всесоюзн. науч. чтениях, посвящ. 150-летию со дня рожд. выдающ. историка. Пенза: ПО «Полиграфист», 1991. С. 7 9.

4. Айхенвальд Ю.И. Ключевский мыслитель и художник // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 117-144.

5. Александров В.А. Василий Осипович Ключевский (1841-1911) // История СССР. 1991. №5. С. 57-69.

6. Античное наследие и культура России Г.С.Кнабе, Б.В.Межуев, А.А.Носов и др. / Под общ.ред. Г.С.Кнабе. М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1996. 260 с.

7. Антощенко A.B. Ключевский о церковном расколе в России в XVII веке (Построение исторического нарратива) // Отеч. история, 1999. № 3.1. C. 100- 120.

8. Ануфриев В.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. 1997. № 3. С. 16 27; № 4. С. 28 - 44; № 5. С. 24 - 32.

9. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее: (историко-философская мысль России XIX-XX вв.) / Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации. М.: ТОО «Интел-Тех», 1995. 207 с.

10. Артоболевский И.А. К биографии В.О. Ключевского // Голос минувшего. 1913. №5. С. 158-173.

11. Ю.Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопр. философии, 1996. № 12. С. 84- 102.

12. И.Астахов В.И. В.О.Ключевский // Курс лекций по русской историографии: В 2 тт. Харьков, 1962. Т.2. С. 170 202.

13. Афанасьев O.A. Американское издание «Курса русской истории» В.О.Ключевского // История СССР, 1970. № 4. С. 203 206.

14. Балахонский В.В. В.О.Ключевский и методология исследовательских процедур исторического обоснования // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз. правда», 1995. Вып. 1. С. 23 29.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож.лит-ра, 1975. 502 с.

16. Беленький И.Л. Имя В.О.Ключевского в текстах русских писателей конца XIX начала XX века // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз. правда», 1995. Вып. 1. С. 29 - 45.

17. Белик A.A. Психологическая антропология: История и теория. М.: ИЭИА, 1993. 190 с.

18. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 220 с.

19. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М.: «СВАРОГиК», 1997. 544 с.

20. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: СП «ДЭМ», 1990. 334 с.

21. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 382 с.

22. Берне Роберт Ф. Молодой Ключевский: «Под сенью колоколов» Пензы» // Земство. Архив провинциальной истории России. 1994. №4. С. 34-59.

23. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высш. шк., 1995. 350 с.

24. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 254 с.

25. Б-ов Н. Новая могила. Памяти проф. В.О.Ключевского II Пенз.гор.вестник. 1911. №8. С. 22-23.

26. Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия. М.: Наука, 1987. 216 с.

27. Бороздин И.Н. Памяти В.О.Ключевского // Современный мир, 1911. №5. С. 309-312.

28. Бочкарев В.Н. Василий Осипович Ключяевский. К 120-летию со дня рождения и 50-летию со дня смерти // Труды науч.-иссл.ин-та языка, литры, истории и экономики при Сов.Мин. Морд. АССР. Саранск, 1961. Вып. 21. С. 158-171.

29. Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г., Лихачев Д.С. Великая Русь: История и художественная культура X XVII вв. М.: Искусство, 1995. 488 с.

30. Ванчугов В. Очерки истории философии «самобытнорусской». М.: Пилигрим, 1994. 402 с.

31. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.

32. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. 374 с.

33. Вернадский Г.В. Два подвига святого Александра Невского // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 84 101.

34. Вилков A.A. Понятие «менталитет» в российской политической науке// Проблемы политологии и политической истории. Саратов, 1996. Вып. 7. С. 9- 14.

35. Винокуров Г.Ф. В.О.Ключевский и революционное народничество // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 50-58.

36. Воробьев Ю.Н. Ключевский о Горьком // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 59 61.

37. Воронина Н.И. «Мир творящее»: Онтологические смыслы русской культуры // Российская провинция: история, культура, наука. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1998. С. 134 136.

38. Воронина Н.И. О многомерности философского текста // Бахтин и время. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1998. С. 122 123.

39. Воронов Ю. Знаменитость в окружении гениев: (В.О. Ключевский и русская литература)//Пенз. правда. 1991. 9 февраля.

40. Воспоминания и дневниковые записи деятелей культуры о В.О. Ключевском (Подгот. P.A. Киреева) //Археографический ежегодник за 1980 год. М.: Наука, 1981. С. 314- 319.

41. Воспоминания о Ключевском его сестры Е.О.Виргинской // Наследие: Хрестоматия. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1994. С. 178 182.

42. Воспоминания С.К.Богоявленского о В.О.Ключевском (Подгот. С.О.Шмидт) //Археографический ежегодник за 1980 год. М.: Наука, 1981. С. 308-314.

43. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопр.философии, 1995. №6. С. 112-121.

44. Гачев Г.Д. Ментальность или национальный космопсихологос // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1994. № 1. С. 25 29.

45. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 1998. 432 с.

46. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.246 с.

47. Гачев Г.Д. Русская дума: Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991. 267 с.

48. Годин B.C. «На Руси не все шито да крыто»: (О документах гос. архива Пенз. обл., связанных с именем В.О. Ключевского) // Наша Пенза, 1991. 24 30 мая (№ 15).

49. Голосенко И. А. В.О.Ключевский: историк и социолог // Социолог.исследования. 1993. №9. С. 113 120.

50. Голубцов С.А. В.О.Ключевский в студенческие годы // Письма В.О.Ключевского к П.П.Гвоздеву (1861 1870). М., 1924. С. 129.

51. Голубцов С.А. Теоретические взгляды В.О.Ключевского // Русск. истор. журнал. 1922. Кн. 8. С. 178 207.

52. Голубцова М.А. Воспоминания о В.О.Ключевском // Московский журнал. 1991. №11. С. 6-7.

53. Готье Ю.В. А.О.Ключевский как руководитель начинающих ученых //

54. B.О.Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово.1. C. 177- 182.

55. Гришин А.И. Мысли о российском идеале воспитания // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 84 91.

56. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1993. 781 с.

57. Гумилев J1.H. Конец и вновь начало. М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. 544 с.

58. Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Прогресс, 1992. 334 с.

59. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Д.: Изд-во ЛГУ,1989. 495 с.

60. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.327 с.

61. Гуревич А .Я. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. С. 454 456.

62. Гуревич А.Я Послесловие // Блок Марк. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 182-231.

63. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история. Дискуссии, новые подходы. М., 1989. Вып.1. 85 с.

64. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1995. 286 с.

65. Гулыга Е. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. 306 с.

66. Гусысова Г.С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 106- 108.

67. Дворжанский А. И. «Из моего чудного прекрасного далека простираю я теплые объятия Пензе»: (Материалы к биографии В.О. Ключевского пенз. периода) // Пенз. временник любителей старины. 1991. № 1. С. 2 5.

68. Дворжанский А.И. Пензенские адреса Ключевского // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып. 1. С. 91-97.

69. Дворянов В.А. Окружение В.О.Ключевского в «пензенский» период жизни будущего историка // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 97- 105.

70. Демидова Н.Ф. В.О. Ключевский как председатель «Общества истории и древностей Российских» (1893-1905) // Археографический ежегодник за 1991 год. М.: Наука, 1994. С. 304 305.

71. Догаева В.П. Ф.И.Буслаев и В.О.Ключевский: учитель и ученик // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып. 1.С. Ill -119.

72. Доклад М.М.Богословского о В.О. Ключевском на заседании общества «Старая Москва» (Подгот. С.Б. Филимонов, г.Симферополь) // Археографический ежегодник за 1991 год. М.: Наука, 1994. С. 304 305.

73. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопр. психологии. 1995. № 5. С. 20 27.

74. Егоров Б. О материальной культуре. О народной нравственности: Материальная культура России XIX в. как отражение многовековых традиций и национального менталитета // Звезда. 1995. № 8. С. 185 197.

75. Ерыгин А.Н. Российский менталитет и феномен «западничества» в русской культуре / Российский менталитет (материалы «круглого стола») //Вопр. философии. 1994, № 1. С. 45 49.

76. Зайцев Б. Слово о Родине // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 381 387.

77. Золотова Н.П. В.Соловьев и С.Булгаков о русской национальной идее// Отеч. философия: опыт, пробл., ориентиры исслед. 1996. Вып. 19. С. 139- 147.

78. Ильин И.А. О путях России // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 128 134.

79. Иваненков С.П., Кустанова А.Ж. Исторические вехи российского менталитета //Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. Вып.1. С. 98- 105.

80. Иванова Л.В. «Старая Москва» и увековечивание памяти В.О. Ключевского // Археографический ежегодник за 1991 год. М.: Наука, 1994. С. 200-202.

81. История ментальностей. Историческая антропология. М.: Аспект-пресс, 1996. 760 с.8 7. Казак А.П. Об эволюции теоретических основ концепций исторического знания В. О. Ключевского // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1984. № 4. С. 140 144.

82. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1992. 351 с.

83. Карамзин Н.М. История государства Российского // Соч.: в 12 тт. В 4. кн. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. Кн. 1. 560 с.

84. Кара-Мурза A.A. Между «Империей» и «Смутой». Избранная социально-философская публицистика. М.:ИФРАН, 1996. 173 с.

85. Карл ob H.B. Честь имени, или О русском национальном самосознании // Вопр.философии. 1997. № 4. С. 3 18.

86. Карпинская P.C. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 350 с.

87. Касымжанов А.Х. Восток и Запад: единство и взаимосвязь в развитии общественной мысли // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. 18 19 октября 1988. Вильнюс, 1988. С. 13-15.

88. Кизеветтер A.A. В.О.Ключевский как преподаватель // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 164-176.

89. Кизеветтер A.A. На рубеже двух столетий (Воспоминания 1881 -1914 гг.). Прага, 1929. 119 с.

90. Киреева P.A. В.О.Ключевский как историк русской исторической науки. М.: Наука, 1966. 232 с.

91. Кириллова В.М. В.О.Ключевский в иностранных энциклопедиях// В.О.Ключевский и современность: Тез. докл. на Всесоюзн.науч. чтениях, поев. 150-летию со дня рожд. выдающ. историка. Пенза: ПО «Полиграфист», 1991. С. 87 89.

92. Кирхман П. История общественного и частного быта. Чтение в школе и дома. Пер. К.Розенберг. Допол. В.Ключевским. 4.1. М.: Общество распространения казенных книг. 250 с.

93. Ключевский В.О. (Биография) // Памятная книжка Пензенской губернии на 1989 год. Пенза, 1988. С. 423 424.

94. Ключевский В.О.//Богословский вестник. 1911. Май. Т. 2. С. 5.

95. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. М.: Ладомир, 1994. 570 с.

96. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. С. 77-94.

97. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. 509 с.

98. Ключевский В.О. и Пензенское общество (Сообщение о панихиде в Пензе) //Пенз.ведомости. 1911. 25 мая.

99. Ключевский В.О. История русского быта. Чтения в школе и дома. М.: «Ваш выбор ЦИРЗ», 1995. 76 с.

100. Ключевский В.О.: Некролог // Пенз.ведомости. 1911. 17 мая.

101. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1983. 416с.

102. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968. 525 с.

103. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М.: Прометей: Дизайн ТПО «Квадрат», 1991. 334 с.

104. Ключевский В.О. Содействие церкви успехам русского гражданского права и порядка. Лекция, произнесенная В.О.Ключевским на торжественном собрании Моск. Духов. Академии 28 сентября 1888 г.// Москва, 1991. №6. С. 152 161.

105. Ключевский В.О. Сочинения: В 8 тт. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1956- 1959. Т. 8.491 с.

106. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 тт. М.: Мысль. Т.1 1987. 430 е.; Т.2 - 1987. 447 е.; Т.З - 1988. 414 е.; Т.4 - 1989. 398 е.; Т.5 - 1989. 476 е.; Т.6 - 1989. 633с.; Т.7 - 1989. 508с.; Т.8 - 1990. 445 е.; Т.9 - 1990. 525 с.

107. Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и соц.антропология. СПб.: Алтейя, 1997. С. 31-44.

108. Кондаков И.В. Воскресеновка: (Об историке В.О. Ключевском) // Знамя коммунизма (Пенз. р-н), 1979. 16 июня.

109. Кондаков И.В. Менталитет русской культуры // Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. С. 38 72.

110. Кони А.Ф. Воспоминания о В.О.Ключевском // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 145 -163.

111. Коробов С.А. Голосом совести: (О предках Н.Г. Чернышевского и В.О. Ключевского)//Пенз. правда. 1989. 6 апр.

112. Коробов С.А. Детство историка-земляка: (О детских годах В.О. Ключевского в с. Можаровка Городищенского у.) // Пенз. правда. 1989. Юфевр.

113. Коробов С.А. Новое о детстве В.О. Ключевского // Вопр. истории. 1992. № 1.С. 187- 188.

114. Коробов С.А., Дворжанский А.И. Новое о Ключевском: (Материалы к биографии В.О. Ключевского) // Пенз. временник любителей старины. 1991. №2. С. 14-15.

115. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа / Сост. А.И.Уткин. М.: Просвещение. АО «Учебная литература», 1996. 576 с.

116. Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Ист. монографии и исслед.; Автобиография. М.: Фирма «Чарли», 1995. 651 с.

117. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1987. 261 с.

118. Краснобаев Б.И. В.О. Ключевский о русской культуре XVII XIX веков // История СССР. 1981. № 5. С. 131 - 149.

119. Крючкова Е.А. Музей В.О.Ключевского // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 350-354.

120. Кузьмин А. Истоки национального характера // Вест. Моск. ун-та. Серия 8. История. 1993. № 5. С. 13 22.

121. Лапицкий М.И. Глазами Ключевского: наше прошлое, настоящее, будущее // Полит, исследования. 1991. № 4. С. 116 124.

122. Лаппо-Данилевский A.C. Исторические взгляды В.О.Ключевского // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 100 116.

123. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 9, 29.

124. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 382 с.

125. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 535 с.

126. Лебедев В.И. Ученик Буслаева II Полит, собеседник. 1991. № 2. С. 15-17.

127. Лебедев В.И. «. Я свечу отраженным светом» // Пенз. правда. 1991. 26 янв.

128. Леонтьев К. Н. Как надо понимать сближение с народами. М.: Мир книги, 1991. 15 с.

129. Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб.: Logos, 1995. 517 с.

130. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1981. 70 с.

131. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда П Новый мир. 1994. № 8. С. 3 8.

132. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. (Историческое самосознание и культура России) // Новый мир. 1994. № 6. С. 113 120.

133. Ломоносов М.В. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам, географии. 1747 1765 гг. // Собр.сочинений: В 10 тт. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1950 - 1959. Т.6. 605 с.

134. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. М.: Ключ, 1990. Кн.1. 62 е.; Кн.2. 90 с.

135. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: Искусство, 1996. 398 с.

136. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избр. статьи: В 3 тт. Таллин: «Александра», 1993. Т.1. С. 200-202.

137. Лысый И. Менталитет и духовная культура украинцев //Философ, и социолог, мысль. Киев, 1995. №11/12. С. 37-59.

138. Любавский М.К. Василий Осипович Ключевский // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 45 68.

139. Любавский М.К. Соловьев и Ключевский //В.О.Ключевский. Характеристики и воспоминания. М., 1912. 56 с.

140. Макаренко В.П. Российский политический менталитет / Российский менталитет (материалы «круглого стола») // Вопр. философии, 1994. № 1. С. 38 -45.

141. Малахов B.C., Филатов В.П. Менталитет // Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 176.

142. Малинин В.А. Русь и Запад. Начальный фазис отношений. М.: МФТИ, 1995. 156 с.

143. Марков А.П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996. С. 42-46.

144. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993. 229 с.

145. Маркович Д.Ж. Встреча цивилизаций и культурная самобытность // Диалог цивилизаций: Восток Запад: Тез. выступл. на втором междунар. филос. симпозиуме. М.: Гос. ун-т Дружбы народов, 1995. Вып. 2. С. 41-43.

146. Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность: В 3 ч. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1995. 4.1. 67 с.

147. Масловский А. Жизненный путь нашего знаменитого земляка Василия Осиповича Ключевского (от рождения до профессорства) // Пенз. епарх. ведомости, 1916. № 20-21. С. 643-653; № 22. С. 695-703.

148. Махлаев А.О. О русском национальном характере // Социал.-полит, журн. 1996. №4. С. 24-25.

149. Мезин С.А. В.О.Ключевский как историк русской культуры X-XVII веков // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып. 1.С. 169-179.

150. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России / Дубов И.Г., Смирнов JI.H., Толстых H.H. и др. М.: Имидж-контакт, 1997. 477 с.

151. Мень A.B. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. М.: Фонд. им. А.Меня; Нижний Новгород: Нижегор. ярмарка, 1995. 671 с.

152. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. Статьи. М.: Прогресс. Пангея, 1995. 459 с.

153. Милюков П.Н. В.О.Ключевский // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 183-217.

154. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: МГТУ, 1992. 157 с.

155. Милюков П.Н. Русская культурная традиция // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 46-67.

156. Минеев В.В., Нефедов В.П. Русский космос: источники мировых сенсаций, русский философский и научный менталитет, проблемы смерти и бессмертия. Красноярск: ИБФ, 1992. 50 с.

157. Морозов С.Д. Общественные взгляды и мастерство В.О.Ключевского // Ключевский. Сборник материалов. Пенза, 1995. Вып.1. С. 209 216.

158. Мосейко А.Н. Сравнительный анализ российской и африканской ментальности: архаика и современность // Африка. М., 1996. Вып. 9. С. 3 6.

159. Некоторые из известнейших лиц, родившихся в Пензенской губернии (Краткая справка о В.О.Ключевском) // Справочная книга Пензенской губернии на 1893 году (Пенза) б.г. С. 5.

160. Неопубликованный доклад Л.В. Черепнина «В.О. Ключевский как источниковед» (Подг. С.О. Шмидт) // Археографический ежегодник за 1980 год. М.: Наука, 1981. С. 331-340.

161. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М.: Наука, 1974. 638 с.

162. Николаев В. Земляки чтут память В.О.Ключевского // Знамя коммунизма (Пенз. р-н), 1966. 3 февр.

163. Новикова Л.И. Идея цивилизации в «Методологии истории» Ключевского // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988. С. 123-141.

164. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности / Российский менталитет (материалы «круглого стола») // Вопр. философии, 1994. № 1. С. 50 53.

165. Опыт антропологии. СПб., 1836. С. 67 68.

166. Павленко Н.И. Василий Ключевский // Наука и жизнь, 1996, №5. С. 100-107, №6. С. 50-57.

167. Пак М.Н., Югай Г.А. Новоевразийская концепция российской цивилизации: Философ, аспект //Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. №3. С. 62-75.

168. Панарин A.C. Процессы модернизации и менталитет. Российский менталитет (материалы «круглого стола») // Вопр. философии, 1994. № 1. С. 33 -37.

169. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России / Росийский менталитет (материалы «круглого стола») // Вопр. философии, 1994. № 1. С. 29-33.

170. Пичета В.И. Введение в русскую историю (источники и историография). М., 1923. С. 151 157.

171. Пичета В.И. Исторические взгляды и методологические приемы В.О. Ключевского // Известия Общества славянской культуры. 1912, Т.1, кн. 1.С. 14-29.

172. Платонов С.Ф. Памяти Ключевского // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 94 — 99.

173. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли: В 3 кн. СПб, 1914. Т.1. Гл. 1-4.

174. П.Н. (П.О.Никишин) Неопубликованные письма В.О.Ключевского // Под знаменем ленинизма (Пенза). 1927. №8. 5 февр.

175. Пойзнер Б. О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высш. образование в России. 1996. № 3. С. 57-60.

176. Покровский М.Н. О «Курсе русской истории» В.О.Ключевского // Печать и революция, 1923. № 3. С. 101 104.

177. Покровский М.Н. Марксизм и особенности исторического развития России. Л., 1925. С. 76 88.

178. Поступление воспитанников Пензенской духовной семинарии в высшие учебные заведения за истекшие столетие // Пенз. епарх. ведомости, 1901. № 9. С. 636 639.

179. Пресняков А.Е. В.О. Ключевский (1911 1921) // Русский исторический журнал. 1922, Кн. 8. С. 203 - 228.

180. Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII веков. М.: Наука, 1994. 191 с.

181. Пушкарев Jl.H. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории // Преп. истории в школе. 1995. № 2. С. 2-6.

182. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отеч. история. 1995. № 3. С. 158 166.

183. Рожанский М. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. С. 459 461.

184. Рубинштейн H.A. Василий Осипович Ключевский // Исторический журнал. 1941. № 6. С. 32 42.

185. Рубинштейн H.A. К выходу в свет «Курса русской истории»

186. B.О.Ключевского // Книга и пролетарская революция. 1937. № 9.1. C. 88-91.

187. Русская история: проблемы менталитета: (Материалы науч. конференции)//Преп. истории в шк. 1995. №3. С. 21-28.

188. Савин О.М. В.О.Ключевский в пензенской печати//В.О.Ключевский и современность: Тезисы докл. на Всесоюзн. науч. чтениях, поев. 150-летию со дня рожд. выдающ. историка. Пенза: ПО «Полиграфист», 1991. С. 120-123.

189. Савин О.М. В.О. Ключевский и Пенза // Полит, собеседник (Пенза). 1991. № 1,С. 19-24.

190. Савин О.М. «.Рекомендовал бы вам Ключевского»: (В.О. Ключевский и знаменитые земляки-пензенцы) // Полит, собеседник (Пенза). 1991. №2, С. 8-15.

191. Селиванов В.В. К вопросу об истоках различий в художественных культурах Востока и Запада // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. 18-19 октября 1988. Вильнюс, 1988. С. 13-15.

192. Село Воскресеновка и его окрестности. Историко-топонимический словарь. Пенза: Тип. «Пенз. правда», 2000. 150 с.

193. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 598 с.

194. Серафим, архиепископ Пензенский и Саранский. Сам стал историей: (О

195. B.О. Ключевском) // Пенз. правда. 1991. 26 янв.

196. Сиротина И.Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интеллигенции: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Саранск, 1995. С. 13-35.

197. Соколова С.Н. Духовность и менталитет: к вопросу о соотношении понятий // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. Туманит, и соц.-экон. науки. Тула, 1997. Вып. 1. С. 24-29.

198. Солоневич И.Л. Дух народа // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т. 2.1. C. 297-339.

199. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения: В 18 тт. М.: Голос, 1993 1999. Кн.1. 751 с.

200. Сообщение о 30-летии деятельности проф. В.О.Ключевского. Пенз. ведомости. 1909. № 260. 8 дек.

201. Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. 559 с.

202. Степун Ф.А. Мысли о России // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 233-293.

203. Сыромятников Б.И. В.О.Ключевский и Б.Н.Чичерин // Василий Осипович Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. С. 69-93.

204. Тихомиров М.Н. К выходу в свет первых трех томов Собрания сочинений В.О.Ключевского // Вопр.истории, 1958. № 8. С. 159.

205. Тихомиров М.Н. Предисловие // В.О.Ключевский. Сочинения в восьми томах. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1956. Т.1. С.5-12.

206. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М.: Изд-во МГУ, 1958. 615 с.

207. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом: (Историософские миниатюры). М.: ТКП Русло, 1995. 52 с.

208. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Альма матер. 1996. № 1. С. 3-14.

209. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 67-83.

210. Тульчинский Г.Л.Российский потенциал свободы //Вопр. философии. 1997. №3. С. 16-30.

211. Трусов Ю.П. Понятие о ноосфере // Природа и общество. Сборник статей. М.: Наука, 1968. С. 37-38.

212. Тюстин A.B. Пензенский спутник Ключевского // Ключевский. Сборник материалов. Пенза: Тип. «Пенз.правда», 1995. Вып.1. С. 271-277.

213. Ульянов Н.И. Русское и великорусское // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 340-354.

214. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. ст. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994. 149 с.

215. Федотов Г.П. Россия Ключевского // Наше наследие. 1991. № 6. С. 97-102.

216. Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячилетие», 1996. 374 с.

217. Флоровский Г.В. Пути русского богословия // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 135-177.

218. Франк C.JI. Из размышлений о русской революции // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 тт. М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 8-46.

219. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблемы соборной феноменологии. М.: Лофери, 1994. ИЗ с.

220. Храбровицкий А. Письма В.О.Ключевского в Пензу // Сталинское знамя. 1945. 28 февр.

221. Цамутали А.Н. Права памяти: К переизданию соч. Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского // Звезда. 1988. № 4. С. 201 207.

222. Церковно-народный месяцеслов на Руси // Состав И.Калинского. М.: ТЕРРА «Книжная лавка РТР», 1997. 304 с.

223. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1986. 269 с.

224. Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М.: Мысль, 1968.383 с.

225. Черепнин Л.В. В.О.Ключевский // Отечественные историки XVIII -XX вв. М.: Мысль, 1984. С. 74-91.

226. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 367 с.

227. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995. 696 с.

228. Чирков C.B. Ключевский и отечественная археография И Археографический ежегодник за 1990 год. М.: Наука, 1992. С. 9-25.

229. Чумаченко Э.Г. В.О. Ключевский источниковед. М.: Наука, 1970. 223 с.

230. Шапиро А.Л. «Мои бриллиантики» // Наука и религия. 1987. № 5. С. 12-14.

231. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1995. 205 с.

232. Ширинкина Т.Г. Некоторые проблемы духовной жизни русского общества в трудах В.О. Ключевского // Проблемы духовной жизни социалистического общества. Омск, 1984. С. 155 163.

233. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990. 251 с.

234. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции, конец XIX -нач. XX в. М.: Наука, 1995. 275 с.

235. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России, конец XVIII начало XIX столетия. СПб.: ЭТС «Экслибрис», 1992. 382 с.

236. Эммонс Т. Ключевский и его ученики // Вопр. истории. 1990. № 10. С. 45-61.

237. Яковлев А.И. В.О.Ключевский (1841-1911). // Записки научно-исслед. ин-та при Совете Мин. Мордовской АССР. Вып. 6. История и археология. Саранск, 1946. С. 94-131.

238. Яковлев Е.Г. Духовность как основополагающее начало восточной и западной культур // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез.докл. Всесоюз. науч. конф. 18-19 октября 1988. Вильнюс, 1988. С. 67 69.

239. Яхонтов С.Д. Памяти В.О. Ключевского. Рязань, 1912. С. 2-5.

240. Bouthoul G. Les mentalités. P., 1952. 5-e ed. P., 1971. P. 31-32

241. Grand Larousse Universel. V. 10. P., 1989.

242. Grand Dictionaire Enciclopedique Larousse. P. 6834 6835.

243. Dictionaire de la lange philosophique. P., 1986 (5-e ed.). P. 435.

244. Vocubulaire technique et critique de la philosophie. Sur dir A. Lalande.

245. P., 1988 (16 ed.). P. 609.

246. Europaische Mentalitatsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarstellungen.

247. Alfred Kroner Verlag. Stuttgart, 1993 (Kroners Taschenaufgabe. Band 469).

248. Byrnes Robert F. V.O.Kliuchevskii. History of Russia. USA: Indiana University Press, 1995. 310 p.

249. Schon S.R. Natural-kind terms and the status of Folk Psychology // Amer, philos. Oxford, 1997. Vol.34 № 3.P.333-334125 3.ГАПО, ф. 182, on. 6., л. 74 лл. 1496- 499.25 4.ГАПО, ф.р. 453, on. 1а, д. 687, л. 167-16825 5.ГАПО, ф. 285, on. 1, д.2-6).