автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Силаков, Евгений Святославович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Силаков, Евгений Святославович

Введение.

Глава 1. Эволюция места и роли восточнославянского язычества в русской духовной культуре

1.1. Языческие представления и верования в сознании и менталиг тете народов дохристианской Руси. Социокультурная, мировоззренческая и этическая ориентация языческих культов.

1.2. Наиболее важные аспекты взаимовлияния славянского язычества и христианства в процессе его появления и утверждения в качестве государственной религии.

1.3. Специфика проявлений восточнославянского язычества как одной из форм духовной культуры в Российском государстве.

Глава 2. Восточнославянское язычество в современной России

2.1. Проявление язычества в духовной жизни советской и современной России.

2.2. Восточнославянское неоязычество, его состояние и тенденции. Этнополитический и социальный аспекты.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Силаков, Евгений Святославович

Актуальность темы исследования

В настоящее время наблюдается закономерное повышение интереса к верованиям и обрядам восточных славян, уходящим своими корнями в дохри^ стианскую Русь, но сохранившимся до наших дней.

Многие сферы духовной культуры, официально отвергая язычество, включают его в себя. (Особенно это относится к религии, в частности - к русскому православию). Светская культура, так же отрицая язычество, как и вообще религиозное, фактически содержит в себе остатки язычества.

Религия как духовное и социальное явление занимает заметное место в структуре общественного бытия населения России, представляет себя в вероучении, представлениях и поведении верующих. В свете усиливающейся религиозной ориентации общества представляется необходимой возможность получения четкого представления о месте язычества в религии и культуре в целом, что нужно для осознанной реализации принципа свободы совести и вероисповедания, создания разумной альтернативы влиянию ортодоксальных религий в культурно-нравственной сфере.

Возрождающееся национальное самосознание тоже требует ясного определения роли славянского язычества в формировании и сохранении мировоззренческих, этических, эстетических традиций, знаковых систем, характерных для национальной культуры, а также определения взаимосвязей славянского язычества с общечеловеческими архетипами сознания и с конкретными формами духовной культуры, в первую очередь - с христианством. Особую актуальность это приобретает в связи с существующими крайностями в трактовке истоков национального самосознания - либо полное игнорирование славянской языческой праосновы, с приданием ей однозначно отрицательной окраски, либо ее возведение в абсолют, с полным отрицанием положительного во всех внешних влияниях и неправомерное увязывание славянского язычест ) ва с националистическими и расистскими взглядами.

Возможность более полного использования славянского язычества в процессе воспитания и образования, широкого включения славянской мифологии в учебные программы вызывает необходимость определения потенциала восточнославянского язычества как комплекса знаний, представлений и традиций с точки зрения нравственного, патриотического, эстетического, экологического, трудового воспитания.

Различные компоненты культовой практики восточных славян, связанные с ними обычаи и традиции сегодня широко используются политиками, литераторами, деятелями искусства. Возникают и обретают статус религиозных, историко-культурных объединения последователей языческих культов, в том числе и восточнославянских. Но заполненность повседневной социальной реальности признаками древней языческой культовой символики не находит достаточно полного, адекватного отражениям философском обороте.

Степень разработанности проблемы

Интерес к данной проблеме проявляется прежде всего историками, в меньшей мере - религиоведами, еще в меньшей - философами (причины - недостаток информации, подмена античной мифологией и др.) Вместе с тем язычество - одна из сквозных, магистральных линий в духовной культуре человечества, общая стадия развития человеческих сообществ как в историческом, так и в пространственном отношении.

Началом своеобразного изучения и описания восточнославянского язычества можно считать летописи, критические «Слова» и поучения по борьбе с язычеством, написанные древнерусскими авторами, имевшими целью искоренение исконных народных верований и писавшими о них в абсолютно предвзятом, критическом плане.

Собственно научное освещение вопроса начинается в 18 веке с работ М.В. Ломоносова по изучению происхождения, истории и верований славян. Затем появляются «Краткий мифологический лексикон» и «Абевега русских суеверий» М.Д. Чулкова.

С начала 19 века тема «язычество восточных славян» служит предметом широкого изучения этнографов, религиоведов, систематизировавших данные о славянском язычестве. В работах Г. А. Глинки, А.С. Кайсарова, М.И. Касторского, И.П, Сахарова, Н.И. Костомарова, А.А. Коринфского, А.Н. Афанасьева, А.С. Фаминцина, Е.В. Аничкова, И.Я. Забелина, В.И. Даля и многих других авторов приводятся обширные историко-этнографические данные, на основе которых воссоздаетс&с привлечением этимологических, искусствоведческих знаний - картина восточнославянской мифологии.

Вопросами борьбы христианской церкви с восточнославянским язычеством занимались Н. Гальковский, из церковных историков - Е. Голубинский. Историки (Н. Карамзин, С. Соловьев) также уделяли большое внимание проблемам верований славян.

Использовавшийся М.В. Ломоносовым метод сравнения славянской мифологии с мифологией античной, скандинавской, персидской и др. широко применял А. Н. Афанасьев и другие исследователи—представители школы сравнительной мифологии (Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, О. Ф. Миллер, А. Н. Пыпин, А. Н. Веселовский)

В 18 веке, наряду с научным, начинается и активное эстетическое освоение данного вопроса. На долгое время (со «Слова о полку Игореве») исчезнувшие из произведений литературы и искусства образы славянской мифологии вновь появляются и осмысливаются современниками как художественно-эстетический факт. Именно эстетическое осмысление, чувственно-эмоциональная оценка славянских языческих мифов характерны для русских исследователей М. Д. Чулкова, Г. А. Глинки, А.О. Шеппинга, А.И. Афанасье^ ва.

Некоторые проблемы восточнославянского язычества разрабатывались русской философско-религиозной и эстетической мыслью (B.C. Соловьев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, Н. А. Бердяев и др.).

Таким, образом, к концу 19 - началу 20 вв. многими выдающимися исследователями была проделана значительная работа, разносторонне и относительно полно освещавшая вопрос о верованиях древних славян, явившаяся ценным вкладом в осмысление славянского миропонимания. Сведения о древних славянах и их релйгии были обобщены и систематизированы.

Но эта систематизация часто носила предвзятый характер - славянский языческий пантеон искусственно встраивался в известную (чаще античную) схему; тенденция сводить пантеон к патриархальной системе нивелировала женское праначало, характерное для славянских воззрений. В то же время близость язычества и христианства, особенно прямой переход, замещение некоторых верховных языческих божеств ключевыми фигурами христианской мифологии, существование верховного бога у славян, оставались полузакрытыми темами для исследователей, работавших в рамках официальной православной идеологии. Проявления языческого в крестьянском быту фиксировались этнографами и были в некоторой мере систематизированы по выполняемым функциям, но в должной степени не были соотнесены с древними верованиями, к которым восходили. Основными причинами сохранения и воспроизводства языческих проявлений в крестьянской среде традиционно считались лишь невежество и слепое следование традиции, или же чисто практический смысл многих примет и поверий (В. Даль).

Вопрос же о существовании языческого в светской культуре был недос таточно освещен. Слабым оставалось и философское осмысление языческогр как одной из составляющих русской духовной культуры.

В советской и современной отечественной науке исследованием различных аспектов язычества восточных славян занимаются археологи и историки -Б.А. Рыбаков (автор исследований о язычестве древних славян и Древней Руси), Н.Н. Велецкая, Ю.В. Кривошеее, Н.А. Чмыхов, J1.T. Мирончиков, Я.Е. Боровский, В.В. Седов; этнографы и фольклористы - Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Е.В. Померанцева, С.А. Токарев; филологи - Д.С. Лихачев, О.Н. Трубачев, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, А.Л. Топорков; религиоведы и философы - В.Н. Гараджа, Н.С. Капустин, if.cp. Никандров, А.Ф. Замалеев.

В настоящее время этой проблеме посвящены отдельные работы Ю.М. Медведева, В.В. Шуклина, Т.А. Волошиной и С.Н. Астапова, В.Н. Демина. Славянское язычество исследуется как одно из оснований русской культуры (А.С. Фролов), как мировоззренческая система (О.С. Осипова). Исследованию славянского неоязычества посвящены работы О.В. Асеева.

На сегодняшний день многие частные вопросы славянского язычества можно считать хорошо изученными, (несмотря на остающуюся спорность или недостаточную разработанность некоторых важных положений). В целом восстановлена (с привлечением данных археологии, этнографии, фольклористики и филологии) картина мира в славянском язычестве. Сформулированы важные положения о славянском языческом мировоззрении как об одной из важных составляющих русской духовной культуры, возможном базисе, истоке своеобразия русской религиозной, эстетической и философской мысли (распространение и развитие ересей, идеи космизма, всеединства). Определены формы борьбы и взаимовлияния славянского язычества и христианства, отражение этого в русском православии. Собран богатый этнографический материал о сохранении язычества в народной среде до 19 - начала 20 вв. 7 ;

Сохранение и возрождение язычества, в частности славянского, требует более полного отражения и осмысления этого явления, но изучение механизмов сохранения и воспроизводства этико-вероучительного и обрядового комплекса язычества древних славян, способов его функционирования на различных этапах становления и развития Российского государства, а особенно - в настоящее время, проводится недостаточно полно. Многообразные проявления элементов язычества в повседневной жизни свидетельствует о высокой степени укорененности феноменов древнеславянского язычества в современной культуре, но эти проявления не отражаются в полной мере в доминирующих формах культуры, призванных адекватно отражать реальность - философии, психологии, социологии, религиоведении и т. д., имеют лишь ограниченное отражение в художественной области (эстетике, искусствоведении). Нет четкого определения сфер существования славянского язычества и выполняемых им социально-антропологических функций, причин живучести языческого в различных областях. Не выявлена динамика, эволюция восточнославянского язычества со времени принятия христианства по сегодняшний день. В достаточной мере не определены потенциальные возможности славянского язычества как ценности культуры. Основной проблемой, которую призвана решить данная диссертация, является, таким образом, фактическая неопределенность места и роли язычества восточных славян в духовной культуре России.

Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение места и роли восточнославянского язычества в духовной культуре России. ^

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

- определить сферы и функции восточнославянского язычества;

- выявить динамику функций восточнославянского язычества после утверждения христианства и по настоящее время;

- выявить противоречия и эволюцию христианства и восточнославянского язычества как форм культуры: а) осознанной (рефлексивной) и неосознанной; б) всеобщей и локальной; в) принудительной и естественной;

- определить формы проявления восточнославянского язычества в жизни и культуре современного российского общества;

- установить причины, степень укорененности и закономерности этих проявлений;

- выявить возможный потенциал восточнославянского язычества как ценности культуры.

Предметом диссертационного исследования являются феноменологические аспекты функционирования восточнославянского язычества в духовной культуре России.

Методологические основы и источники исследования

Теоретико-методологической базой исследования являются принципы и методы социально-философского познания, сравнительный историко-философский и историко-культурный методы, метод структурно-функционального анализа.

Комплексный подход к исследованию обусловлен междисциплинарным характером проблемы. Исследование базируется на использовании различных подходов к осмыслению многих аспектов языческих культов восточных сла вян историками, философами, религиоведами, специалистами в области этики, эстетики, национальных отношений.

Важной методологической основой всего исследования является идея влияния философских и религиозно-этических концепций прошлого на взгляды и деятельность различных слоев населения России. Этот методологический принцип применяется при изучении разнообразных проявлений языческих культов восточных славян в культурных традициях и самосознании национально-этнических групп, в художественном творчестве и т. д.

В работе использовался системно-исторический сравнительный подход, структурно-исторический сравнительный анализ.

Основными источниками исследования явились работы А. Н. Афанасьева, Е. В. Аничкова, В. В. Иванова, А.Ф. Лосева, В.В. Седова, С.А. Токарева, В.Н. Топорова, Дж. Фрезера и других авторов, изучающих различные аспекты язычества, в частности, язычества восточных славян.

Важное значение для исследования имели работы Б.А. Рыбакова, (например, его вывод о существовании верховного бога у славян), Н.С. Капустина- о специфике сиикретизма русского православия, А. С. Фролова - о натурфилософии русской культуры как космологическом обосновании соборности.

Кроме этого, для определения и систематизации проявлений восточнославянского язычества (и язычества в целом) в жизни современной России, а также для изучения различных интерпретаций славянского язычества религиоведами, политическими и другими организациями в качестве источников привлекался разнообразный материал. Это научно-популярные произведения, материалы этнографических и фольклорных экспедиций, в том числе проводимых в последние годы, журнальные и газетные публикации, материалы радио- и телепередач в форме статей, репортажей, интервью, тематических рубг ) рик, телемостов и т.д., печатные издания (газеты, листовки) религиозных, историко-культурных, политических организаций различной, в том числе неоязыческой направленности.

При определении места славянской языческой тематики в образовательном процессе анализировалась учебная и программно-методическая литература; при изучении отраженности данной темы в искусстве - произведения писателей, поэтов, художников, самодеятельных авторов - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.К.Толстого, А.А. Фета, К.Д. Бальмонта, В.Я. Брю-сова, П.Д. Бутурлина, В. Хлебникова, А.Н. Толстого, С.В. Иванова, В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, К. Васильева, Г. Осетрова, B.C. Высоцкого, М. Семеновой, А. Клименко, В. Королькова и многих других.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна

1. В ходе исследования определены все основные сферы восточнославянского язычества: мировоззрение, отношение к среде обитания (человек-природа); производство, в том числе аграрное, семейно-бытовые отношения, продолжение рода, охрана здоровья, социальное устройство и право (антропосоциогенез), национальное самосознание, представления о жизни и смерти, прогнозирование будущего, культура, эстетика (общественное сознание как важная част£ антропосоциогенеза) и выполняемые ими соответствующие функции: мировоззренческая, производственно-экономическая, воспроизводственная, компенсаторная, интегрирующе-дезинтегрирующая, регулирующая. Соответственно уточнена роль восточнославянского язычества как всеобщей формы духовной культуры дохристианской Руси.

Научная новизна данного результата состоит в следующем.

Славянское язычество традиционно анализируется либо по иерархии бо* гов, входящих в пантеон (высшая и низшая мифология), либо по функциям божеств (боги небесные и огненные, боги жизнетворящие, боги земледелия и скотоводства и т. д.)

Основным структурным элементом этих классификаций остается, таким образом, божество или несколько божеств, объединяемых местом в пантеоне, степенью значимости или выполняемой функцией. Но многофункциональность и многозначность некоторых божеств не позволяет получить полного представления о месте славянского язычества в дохристианской Руси исходя из этих классификаций.

Предлагаемое в работе структурирование восточнославянского язычества по сферам его приложения и по выполняемым функциям позволило получить полную картину всех сфер духовной культуры дохристианской эпохи, отраженных в нем (необходимость упоминания одних и тех же божеств при анализе различных сфер духовной культуры подтверждает функционирование славянского язычества как многозначного гармоничного комплекса с взаимопроникающими составляющими). Таким образом представилось возможным на основе суммарного анализа этих основных сфер дать более обоснованное определение славянского язычества как всеобщей, определяющей формы духовной культуры дохристианской Руси.

2. В работе выявлена динамика функций восточнославянского язычества в духовной культуре России. Так, мировоззренческая функция, целиком выполнявшаяся славянским язычеством, ослабевает с утверждением христианства, сохраняя влияние в непосредственной среде обитания и сужаясь за ней, одновременно происходит частичное слияние христианского и языческого мировоззрения. Далее мировоззренческая роль славянского язычества, как и христианства, ослабляется с усилением светского характера культуры и распространением научных знаний. Исключительно важным оставалось место славянского язычества в сферах календарной обрядности, аграрного цикла, свадебной и погребальной обрядности, народной медицины, народного искусства, примет и предсказаний будущего. Здесь его роль остается значительной во все времена после принятия христианства и вплоть до наших дней, особенно часто проявляясь в неосознанной форме в обыденном сознании. Язычество утратило определяющую роль в сфере права, а также в сферах национального самосознания и экологии, ставших особенно актуальными в настоящее время. Язычество как мифологическое (донаучное) знание и как сфера эстетики, искусства сохранялась в скрытой и открытой формах в народной среде, иногда проявляясь (например, как художественный образ) и в светской культуре.

Научная новизна данного результата состоит в том, что динамика функций восточнославянского язычества дана в комплексе по всем основным сферам духовной культуры, с указанием конкретных причин угасания, сохранения или частичного возрождения данных функций по настоящее время.

3. Выявлены противоречия между христианством и восточнославянским язычеством, их эволюция как различных форм культуры: а) осознанной и неосознанной - язычество восточных славян как стихийное, опирающееся на очевидное знание противостояло христианству как осознанной и теоретически обоснованной форме духовной культуры. В дальнейшем и христианство, также в большой степени опирающееся на неосознанное, должно было противостоять светскому, научному знанию, как более осознанному, логично обоснованному. Неоязычество последних лет также заявляет о себе как о ведическом (научном) знании, свободном от религиозноб) всеобщей и локальной - язычество, являясь всеобщей, но более привязанной к местным условиям формой духовной культуры, противостояло христианству как претендующему на всеобщность. В дальнейшем православное христианство, восприняв многие черты славянского язычества, укоренясь на русской почве, сократив многие сферы влияния (право, образование и т. д.) противостоит светской культуре - науке, философии, претендующим на объединяющую роль, и - в качестве «русской религии для русских» - неоязычеству, заявляющему о себе как о культуре, общей для всех славян (ариев) и, с другой стороны - религиозным движениям, претендующим на «вселенскую» роль - экуменизм и т. п.; в) принудительной (привнесенной) и традиционной (естественной) -язычество как естественное, традиционная форма культуры противостоит насильственно насаждаемому христианству, которое впоследствии, воспринима-ясь как традиционное, противопоставляется' насильственно проводимым церковным реформам; - новообрядчество, в свою очередь, выступает как традиционное, привычное, против советской, принудительно насаждаемой идеологии, причем элементы славянского язычества, как вошедшие в православный культ, так и существующие на бытовом уровне также воспринимаются как привычные, естественные. В настоящее время имеет место некоторое возрождение данного противоречия, так как православие в противоборстве с различными религиозными течениями отстаивает свою древность и глубокую укорененность на российской земле, а неоязычество претендует на роль традиционной формы духовной культуры по этим признакам в большей степени. Кроме этого, в последние годы православие, усиленно внедряемое средствами массовой информации также может восприниматься как принудительно навясти; зываемое, а может выступать как традиционное вкупе в советской идеологией, в противостоянии с западными культурными ценностями.

Научная новизна этих результатов состоит в определении противоречий социального плана, в которые язычество вступает, взаимодействуя с другими формами духовной культуры; эти противоречия рассматривались в основном как противоречия между языческим и христианским мировоззрением (в первую очередь между многобожием и монотеизмом), а также как между народной и эксплуататорской идеологиями, с классовой точки зрения. Анализ эволюции славянского язычества как изначально всеобщей и естественной формы духовной культуры позволил попутно сделать дополнительный вывод о подобной эволюции, совершаемой христианством - то в «противофазе» с языческим, то одновременно с ним - и советской идеологией.

4. Славянское язычество имеет многообразные проявления в различных областях духовной культуры современной России - погребальной и свадебной обрядности, сферах, связанных с праздничной, календарной обрядностью, сельским хозяйством, экологией, национальным самосознанием, предсказаниями будущего, в народной медицине, в заговорах, в рекламе, политике, в изобразительном искусстве, литературе и поэзии. Эти проявления носят не всегда осознанный характер, но имеют широкое распространение в условиях как села, так и города. Особое место занимают проявления славянского язычества в христианстве, во многом определившие своеобразие русского православия - как на официальном, так и - в большей степени - на бытовом уровне. Одним из самых ярких примеров сохранения и возрождения славянского язычества, проявления его в культовой форме, является неоязычество, появившееся в постсоветский период.

Научная новизна данного результата состоит в определении широкого спектра проявлений восточнославянского язычества в настоящее время. Большинство работ, посвященных славянским верованиям, указывали в основном на сохранение их элементов в крестьянской среде, православии, на проявление в ересях - преимущественно в дореволюционные годы. Формы проявления языческого в современности определялись фрагментарно, в основном касаясь сохранившихся примет и суеверий.

5. Основными причинами, определяющими сохранение, воспроизводство и частичное возрождение языческого (в том числе славянского) в современности остаются причины, собственно и порождающие религиозное, мифологическое отношение к миру. Это существование необъяснимого (субъективно сверхъестественного), недоступного, необъясненного современной наукой, остающаяся зависимость от природных сил и потребность оградиться от их нежелательного воздействия (например, в сельском хозяйстве) - сохранение бессилия перед природой, бессилие перед неизбежностью смерти, перед многими болезнями и стремление обезопасить себя, близких, потенциальное потомство - потребность в психологической защите; неизвестность событий конкретного будущего и потребность в их предвидении;

Но кроме этого существует ряд специфических причин, определяющих сохранение именно восточнославянского языческого комплекса, а также причины, особенно характерные для настоящего времени:

- национальное самосознание, потребность определения себя и своего места в мире. Эту причину следует считать одной из главных в появлении неоязычества;

- осознание своей связи с природой, необходимости ее защиты; художественная ценность народного искусства, имеющего языческую праоснову, потребность в его дальнейшей художественно-эстетической разработке;

- остающееся (в неосознанной форме) отношение к труду как к благу, процессу творения,

- почтительное отношение к традициям, стремление к их сохранению;

- невостребованность, невосполненность большинства вышепёречис-ленных причин в христианской, затем в советской идеологии;

- заполнение духовного вакуума, образовавшегося в последние годы, снятие ограничений на исследование и освещение различных вопросов, в том числе славянского язычества;

- осознание политическими, экономическими и другими организациями и объединениями усиления внимания к славянской языческой тематике и ее использование в рекламе, политике. Цели, преследуемые этими организациями, являются причиной интерпретации славянского язычества в русле их интересов. —

Научная новизна данного результата состоит в том, что вскрыты причины, определяющие многообразные проявления славянского язычества практически во всех сферах духовной культуры современного российского общества. В качестве основных причин сохранения славянского язычества ранее указывались в основном приверженность к традициям (неосознанное выполнение элементов обрядов), переплетение языческого с христианским в сознании верующих. Пережитки язычества считались остатком еще не искорененных суеверий, не имеющих реальной почвы для их сохранения и воспроизводства.

Выявлена высокая степень укорененности феноменов славянского язычества в социальной реальности. Обоснована закономерность, неслучайность его проявлений и обращений именно к славянскому язычеству (например, в сферах национального сознания, искусства и т. д.). Соответственно установлены основные причины возрождения в современности славянского язычества, неоязычества в частности.

6. Выявлены потенциальные возможности славянского язычества как ценности культуры, в первую очередь:

- с точки зрения философии и науки - возможность более полного осмысления дохристианского этапа как истоков своеобразия русской религиозной, философской, научной мысли;

- с точки зрения национального самосознания и самоопределения - возможность обращения к истинным корням отечественной истории и культуры, национального менталитета (при освобождении от заведомо субъективных оценок, навязываемых, в частности, православным христианством и, с другой стороны - националистическими силами «языческой» ориентации);

- с точки зрения экдаогии - использование языческого мироощущения как нравственного примера выработки почтительного отношения к среде обитания;

- с точки зрения искусства и эстетики - возможность дальнейшего художественного освоения славянской языческой тематики как имеющей высокий эстетический, нравственный и эмоциональный потенциал, опирающейся на естественные для национальной культуры символы и архетипы;

- с точки зрения воспитания и образования - возможность приобщения человека к русской национальной культуре путем более полного использования различных аспектов темы славянского язычества как одной из его основ; патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое, нравственное воспитание; более Полное включение народного искусства и традиций в систему непрерывного воспитания и образования.

Научная новизна данного результата заключается в определении возможности комплексного использования славянской языческой тематики в различных сферах духовной культуры России исходя из понятия о славянском язычестве как ее неотъемлемой части.

Практическая значимость работы

Полученные результаты и выводы имеют научное и учебно-педагогическое значение и могут быть применены: в современных социально-философских и религиоведческих работах, посвященных социально-антропологическому осмыслению религиозных воззрений; в практике преподавания философии, религиоведения, истории и теории искусства, культурологии в ВУЗах (в том числе в ИПК); в практике школьного^ преподавания МХК, изобразительного искусства, экологии и истории; для адекватной оценки различных религиозных взглядов; для диалога с религиозными деятелями различной конфессиональной принадлежности, с представителями различных групп современной российской интеллигенции.

Апробация работы

Основные положения проведенного исследования нашли отражение в ряде публикаций автора, выступлениях на Международном экологическом форуме «Современные экологические проблемы провинции» (Курск, 1995 г. -«Изучение славянской мифологии как одно из средств формирования экологической культуры»); на международной научной конференции «Философия в системе духовной культуры на рубеже 21 века» (Курск, 1997 г. - «Родопле-менные культы славян на Руси и их проявление в культуре современного общества»); на Международных Илиадиевских чтениях (Курск, 1998 г. - «Отражение славянской мифологии в современном художественном творчестве»); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы провинци

7 ) альной художественной культуры» (Курск, 1998 г. - «К вопросу об отражении славянской мифологии в современном изобразительном искусстве»).

Результаты исследования докладывались на кафедрах философии ИПК МГУ, КГПУ, Курского ИПК и ПРО.

Структура работы

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается также список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре"

Выводы: восточнославянское язычество, выполняя различные социально-антропологические функции до крещения Руси, сохранило свое значение в течение всего последующего времени, вплоть до настоящего; восточнославянское язычество многообразно проявляется практически во всех сферах жизни и культуры современного российского общества; эти проявления носят не случайный, а вполне закономерный характер, так как функции, удовлетворения славянским язычеством ряда общественных и личных потребностей не были восприняты церковно-государственным механизмом, а потенции личности и общества не были востребованы; восточнославянское язычество по-прежнему имеет значительный потенциал в различных сферах личной и общественной жизни, в решении насущных социально-антропологических задач; в первую очередь это относится к формированию национального самосознания, экологической системы ценностей, созданию разумной альтернативы в мировоззренческой, духовной, культурной ориентации, к экологическому, эстетическому, патриотическому, трудовому воспитанию и образованию, к разработке эстетических концепций и созданию произведений литературы й искусства в соответствующих жанрах, к развитию мифологических, философских, исторических взглядов на восточнославянское язычество и на язычество в целом. f

Заключение

Язычество восточных славян в социально-антропологическом аспекте оставалось значимым в течение всего времени, прошедшего после крещения Руси в 988 году. Высокоразвитая (для родового общества с появившейся государственностью) система воззрений на мироустройство долгое время противостояла появившемуся христианству и в результате частично слилась с ним, частично вошла в основу многих «ересей» - антицерковных движений средневековой Руси.

Важное место занимает вопрос о соотношении моно- и политеизма в дохристианских восточнославянских верованиях. Высокая степень генотеизма позволила, с одной стороны, признать монотеизм христианства (также имеющего многие черты языческой религии); с другой - идейно противостоять ему. Эти две тенденции - на начальном этапе взаимное противопоставление двух религиозных систем, а затем их взаимодействие и взаимовлияние привели к образованию языческо-христианского синкретического образования, которое получило название русского православия. Следы произошедшего слияния просматриваются и в наши дни как на официальном, церковном, уровне, так -в особенно очевидных формах - на «бытовом».

Календарная обрядность включает в себя дохристианскую систему летоисчисления, связанную с природными циклами. Являясь основой производственного, аграрного цикла, праздничной обрядности она продолжала функционировать во все века после принятия христианства, не утратив своего значения и сейчас.

Тесно связанные между собой через понятие рода как линии «предок - я - потомок» (основы родового общества) семейно-брачная, свадебная, погребальная обрядности остались во многом неизменными и сейчас; как по внеш' ) ним проявлениям, так и по своему внутреннему содержанию, основанному на потребности в психологической защите (компенсации) от понятия смерти как неизбежного, на невозможности полностью обезопасить потенциальное потомство, на потребности в моральной поддержке со стороны предков.

Через понятие Рода как всей циклично рождающейся и умирающей ( при безусловном первенстве жизни) Природы взгляды на человеческую жизнь и смерть увязывались со всем миром живых и неживых предметов, являющихся выражениями одной всеобщей сущности. Этот комплекс, утративший цельность в современном сознании проявляется в сходстве сохранившихся обрядов, связанных с аграрными, семейно-брачными и погребальными ритуалами. Частично он проявляется в отношении к труду, особенно труду ручному, ремеслу как к благу, к акту «творения», «рождения» новой вещи.

Идеи, связанные с национальным сознанием, подвергались наибольшему давлению со стороны церковно-государственного аппарата в Российском государстве и со стороны официальной государственной идеологии в советское время. В последние годы происходит закономерное возрождение национального самосознания, обращение к древней культуре и истории восточных славян.

Наряду с этим, как показывает анализ деятельности существующих неоязыческих объединений, наблюдается подмена поиска и возрождения собственно «национального» националистическими, антисемитскими идеями. Эта родовая черта многих национал патриотических изданий и объединений позволяет сделать вывод о том, что вопросы славянского язычеств (равно как и принципы православного христианства, достижения естественных и гуманитарных наук) используются ими лишь как средство пропаганды собственных идей, возможный способ достижения политической цели - утверждение социального устройства и законов, основанных на принципах «русского национализма». Традиции боевых искусств, идущие от древних представлений о священности оружия, воинского духа зачастую возрождаются под влиянием данного замысла.

Религиозный культ, свойственный восточнославянскому язычеству, претерпел в противостоянии с христианством многие изменения. Он частично исчезал, частично сочетался с христианством, входя в него, частично переходил в разряд суеверий и действий, осуждаемых церковью, но сохранившихся вплоть до наших дней. Основным механизмом его сохранения и воспроизводства является постоянное наличие субъективного, сверхъестественного (относительно человека, независимо от степени его образованности и убеждений) в форме непознанного и неподдающегося объяснению или реальному воздействию. Особенно это характерно для комплекса «жизнь - смерть» и вопросов, связанных с прогнозированием ближайших и отдаленных событий, - сохранение большого количества гаданий и примет, причем различия «город - село» не имеют принципиального значения. Все эти потребности, включая заботу о здоровье, не находя должного отражения в христианском культе, приводили к использованию имеющегося арсенала языческих средств.

Большое значение в сохранении элементов языческих культов имеет и традиция четкого воспроизведения действий, не осознанных, но осмысленных как необходимые.

В современных неоязыческих общинах в настоящее время наблюдается процесс творческого возрождения языческих обрядов на основе неполных этнографических, исторических данных с тенденцией к унификации.

Экологическая функция восточнославянского язычества - одна из основных, претерпевших наибольший урон со стороны христианства и технического прогресса, не ограничиваемого религиозно-этическими и юридическими нормами. В отыскании путей выхода из экологического кризиса представляется необходимым использовать экологический потенциал славянской языческой культуры в выработке системы ценностных ориентаций и потребностей современного общества, в закладывании основ экологического воспитания и образования.

Восточнославянское язычество, пройдя сквозь этап полного осуждения церковно-проповеднической литературой " (что вылилось в своеобразную форму его изучения), начиная с 18 века стало предметом научного исследования. От Ломоносова и до наших дней русские историки, философы, филологи, искусствоведы вырабатывали собственные оригинальные подходы к осмыслению его как явления всеобщего с собственной, восточнославянской спецификой. В последние годы наблюдается подъем интереса к данной теме, что отражается в тематике научно-исследовательских работ и методических разработках, в произведениях художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства и т.д. Этот процесс сопоставим с ситуацией начала века, когда духовно-нравственные и эстетические искания сложная социально-экономическая обстановка приводили к древним истокам отечественной культуры.

Славянское язычество как естественная, свободная, всеобщая, теоретически не осознанная (нерефлексивная) форма духовной культуры проходит определенную эволюцию. Оно утрачивает всеобщность, либо уходя из многих сфер духовной жизни, либо сохраняясь - иногда в скрытых формах, иногда в довольно полном объеме. В настоящее время наблюдается процесс от/ ) крытого возрождения славянского язычества, в том числе в культовых, а так же теоретически обосновываемых формах.

 

Список научной литературыСилаков, Евгений Святославович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алферова М. Небесная тропа: Роман. СПб.: Азбука - Терра, 1996. - 480 с.

2. Аничков Е. В. Два взгляда на язычество древнерусской проповеди. М.: тип. Г. Мисснера и Д. Совко. 1914- - 18 с.

3. Аничков Е.В. Искусство и социалистический строй. СПб.: Якорь, 1906.30 с.

4. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб.: типография Стасюлевича, 1914,-386 с.

5. Анненкова JI. М. Реальность и горизонты декоративного творчества // Человек природа - искусство. - Л.: Наука, 1986. - С.238 - 253.

6. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Информационно аналитический бюллетень № 1 (18). - М. : Изд-во РАГС, 1999 - С. 29 - 35.

7. Асеев О. В. Язычество в современной России: социальный и этнополитиче-ский аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1999 - 124 с.

8. Асов А. Путь в волшебную Русь // «Оракул».- №5.- 1997.- С. 3 5.

9. Ю.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. репр.изд., с испр. М.: Индрик, 1994.

10. П.Афанасьев А.Н. Народные русские легенды // Звездочтец: Русская фантастика 17 века. Сост., повлесл. и коммент. 2 раздела Ю.М. Медведева.- М.: Сов. Россия, 1990.- Т.2.- С. 397 467. (Б-ка русской фантастики: В 20 т.)

11. Афанасьев А.Н. Персты указующие: О символах русского иконописания //Наука и религия.- 1993.- № 3.- С.22 25.

12. И.Баранкова Г. С. Антиязыческие мотивы в словах Григория Богослова // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: сб. статей М.: ИФРАН, 1992.-С. 85 - 88.

13. Н.Бердяев Н. Истина православия // Гонец. Саратов.- 1992.- №4.- С. 8 - 11.

14. Бобринский А.А. Гончарство восточной Европы. М.: Наука, 1978.- 272 с.

15. Бобринской А.А. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего хозяйственного и отчасти церковного обихода. М.,1914,- С.57.

16. Бобринской А. А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902.-12 с. ^

17. Большакова Н.В. Мифическое мышление: архаика и современность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. философ, наук. -М., 1998.-27 с.

18. Борисов А. Народ крещен, но не просвещен // Новое время. 1993.- №14.-С. 53 - 55.

19. Бугров Ю. А. Русские веды. Курск, 1997. - 64 с.

20. Буйда Ю. Православна ли православная Русь? (О российском религиозном феномене) // Новое время. 1995.- № 18.

21. Буслаев Ф; Бес // Звездочтец. М.: Сов. Россия, 1990.- С.358 - 371.

22. Бутяков Л. Меч Владогора: Роман. СПб.: Азбука - Терра, 1997.- 416 с.

23. Бушков А. Рыцарь из ниоткуда: Роман. СПб.: Издательский дом «Нева», 1996.-448 с.

24. Бушков А. Летающие острова: Роман. СПб.: Издательский дом «Нева».-512 с.

25. Василенко В. М. Русское прикладное искусство: истоки и становление: 1 в. до н. э. 13 в. н. э.- М.: Искусство. 1997 - 464 с.

26. Василенко И.А. Греко-православная традиция в современном диалоге культур// Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1996.- С.53 - 62.

27. Васильева Jl. Секреты Татьяны Догилевой // Комсомольская правда.- 1999.26 февраля.

28. Ведическая концепция. // Родные просторы. 1994.- № 3.

29. Велесов В. Америка // Родные просторы. 1994.- №2 - С. 3.

30. ЗКВелесова книга. Перевод и комментарии А.И. Асова.- М.: Менеджер, 1995.320 с.

31. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов,-М.: Наука, 1978.- 206 с.

32. Величко И.А. Пророческие традиции в русской культуре // Философия. История. Культура. Книга для высших и средних учебных заведений. Часть 1. Курск: Изд-во Курск, пед. об-ва,1995.- С.332 - 336.

33. Виссарион, архимандрит. Язычество как выражение утилитарных и чувственных стремлений человеческой природы. Почаев: типография Почаево-Успенской лавры, 1905.- 24 с.

34. Вишнякова С. Светославие // За Русь. 1997.- № 1. - С. 4.

35. Волошина Т.А. Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996,- 448 с.

36. Волхвы. Восстановим древнюю веру предков, чтобы выжить! // Родные просторы.- 1995.- №1 С. 1.

37. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 1998.-672 с.

38. Воскресенский Л. За туманом ничего не видно // Истина и жизнь. 1997. -№5.-С. 56-61.

39. Гальковский М.Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1 2.- Харьков: Епархиальная тип., 1916.

40. Гараджа В.И. Религиеведение: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений и препод, ср. школы. М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

41. Глинка Г. Древняя религия славян. Митава: т. Штефенгаген, 1804. - 150 с.

42. Голан А. Миф и символ. М.: РУССЛИТ, 1994.- 375 с.

43. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Изд. 2-е. Т. 1 2. - М.: Имп. о-во истории и древностей росс, при Моск. ун-те, 1901 - 1911.

44. Горбунов В. Из глубины веков. Из родословной видов спорта // Спорт в школе. 1998. - № 6 (120). - С. 6 - 8.

45. Гордиенко JI. Н. К изучению историко-культурной эволюции проблемы «Человек и природа» // Человек природа - искусство. - JL: Наука. 1986. -С. 5 - 20. ——

46. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: Факты против легенд и мифов. Л.: Лениздат, 1986.- 287 с.

47. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979.- 274 с.

48. Громов М.Н. История русской философской мысли // История философии: Запад Россия - Восток. Книга 1: Философия древности и средневековья. -М.: Греко-латинский кабинет, 1996.- С.416 - 443.

49. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород: Изд-ва «Русский купец», «Братья славяне», 1995.- 368 с.

50. Гумилев Л.Н. Русь и Великая степь. М.: Индрик, 1997.- 912 с.

51. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.-912 с.

52. Даль В.Н. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Сказания о чудесах. М.: Сов. Россия, 1990.- С.408 - 430.

53. Даль В. Записка о ритуальных убийствах. М.: фирма «Витязь», 1995. - 110 с.

54. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь. Л.: Знание, 1988.32 с. - , \

55. Демин В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: Вече, 1997. - 560 с.

56. Денисова В.Т. Приобщение детей к русской национальной культуре. Методическое пособие. Часть первая. Курск: Изд-во ООО «Пед-Сервис», 1998.40 с.

57. Денисова В.Т. Приобщение детей к русской национальной культуре. Методическое пособие. Часть вторая. Курск, 1998.- 67 с.

58. Динцесс JI.A. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития. M.:~rr5TFBO Акад. наук СССР, 1936.- 108 с.

59. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди .- СПб. : Азбука, 1999.- 368 с.

60. Евсеев В. Политические ориентиры в помощь пястукам общин // Родные просторы. - 1994.- № 2.

61. Елков И. Светлане Капаниной помогают потусторонние силы // Утро.-1999.- 12 марта.

62. Жарких Т. Земля непокорных // Городские известия. Курск. - 1998.- 19 сентября.

63. Жегалова C.JI. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. -160 с.

64. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916.- 312 с.

65. Зеленин Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1937.- 77 с.

66. И воскресают забытые боги // Мы. 1995.- № 7.

67. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. -М.: Наука, 1974-342 с.

68. Иванов В. В. Образы природной среды в знаковых системах культуры и искусства // Человек природа - искусство. - Л.: Наука, 1986 - С. 20 - 30.

69. Из «Измарагда». СловгГтвятого Нифонта о русалиях. Подготовка текста, переводы и комментарии О.В. Творогова // Сказания о чудесах. М.: Сов. Россия, 1990.-С. 171-172.

70. Из сочинения Аввакуума о сотворении мира. Подготовка текста и комментарии Н.С. Демковой // Звездочтец: Русская фантастика 17 века. М.: Сов. Россия, 1990.-С. 179-186.

71. Ильин И. Кризис безбожия // Русская провинция. Новгород. - 1991.- №1.-С. 62- 74.

72. Индейцы и язычники живут под Воронежем // Комсомольская правда. Воронеж. - 1998. - 22 мая.

73. История русского искусства // Под ред. Грабаря И. Э.: В 3 тт. М.: изд-во Академии наук СССР, 1953 - 1964.

74. История русской церкви. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.- 736 с.

75. Итс Р.Ф. Шепот Земли и молчание Неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. М.: Политиздат, 1990.-318 с.

76. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. М.: типография Дубровина и Мерзлякова, 1810. - 124 с. )

77. Как была крещена Русь: Сборник. М.: Политиздат, 1989.- 318 с.

78. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983.- 221 с.

79. Кандыба В. М. История русского народа. М.: «КСП», 1995.- 224 с.

80. Капустин Н.С. Пережитки древних религиозных верований и борьба с нис/ми. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1968.- 60 с.

81. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: На материалах древних верований и христианства. М.: Мысль, 1984.- 222 с.

82. Карамзин Н.М. История государства российского. Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М. Строева. М.: Книга, 1988.

83. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1 - 2: Очерки по истории русской церкви. - М.: Терра, 1992.

84. Когай Е.А. На пути к экологическому выживанию // Философия. История. Культура. Часть 1.- Курск: изд-во Курского пед. об-ва, 1995.- С. 233 242.

85. Когай Е.А. Очерки социальной экологии: Человек и природа в социокультурном измерении. Курск: Изд-во КГПУ, 1997.- 151 с.

86. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М: АО «Аспект -пресс», 1994. - 368 с.

87. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России // Труд есть жизнь (хрестоматия по психологии труда из серии «Познать человека») Составитель А.А. Криулина. Курск: Курскинформпечать, 1995.- С. 5 -36.

88. Кожинов В. Ольга и Святослав. // Родина. 1992.- № 11 - 12. - С. 16 - 23.

89. Коловрат А. Дажьбог (Пантеон славянских богов) // Народная защита. -1996.- январь.- №7. \

90. Кондратьев А.А. На берегах Ярыни. Демонологический роман // Кондратьев А. А. Сны: Романы, повесть, рассказы. СПб: Северо-Запад, 1993.- С. 305 - 505.

91. Корабельников О. Башня птиц. Повесть // Советская фантастика 80-х годов. М.: Дружба народов, 1994.- С.249 - 294.

92. Коринфский А.А. Народная Русь // Сказания о чудесах. Т.1.- М.: Сов. Россия, 1990.-'С. 219-236.

93. Кривошеее Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. J1.: Знание, 1988.-31 с.

94. Костомаров Н.И. Славянская мифология: Историко-монографическое исследование. М.: Чарли, 1995.- 683 с.

95. Куликов А. Космические образы славянского язычества. СПб.: МТП «Оргтехиздат», 1992.- 30 с.

96. Куликов С. Нить времен: Малая энциклопедия календаря. М.: Наука, 1991.-288 с.

97. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М.: Мол. Гвардия, 1988.- 238 с.

98. Культура славян и Русь. М.: Наука, 1998.- 316 с.

99. Кур А. Из истинной истории наших предков // Народная защита. 1996.-январь. - № 7.

100. Кураев А. Соблазн неоязычества. М.: МНПП «Буква», 1994. - 40 с.

101. Курский край: история и современность. Под общей ред. Б.Н. Королева.-Курск: АП «Курск», 1995. 288 с.

102. Лабзина Г. Как я снимала сглаз. // Здоровье.- 1995.- № 1. С. 54 - 55.

103. Левицкая 3. В. История отечества для детей: пособие для уч-ся. М.: ВЛАДОС, 1996.- 176 с.

104. Левкиевская Е. Е. Славянская мифология: проблемы диалектного членения // Истоки русской -к$ш.туры. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. - С. 111126.

105. Леонтьев К. Византизм и славянство // Родина. 1993.- № 1. - С. 22 - 24.

106. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов-на-Дону: «Донское слово», «Квадрат», 1995. - 352 с.

107. Ломоносов М.В. Избранная проза. Сост., предисл. и коммент. В.А. Дмитриева. М.: Сов. Россия, 1986.- 544 с.

108. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.-544 с.

109. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 книгах. Книга 1.- М.: Искусство, 1992. - 656 с.

110. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -559 с.

111. Лукашев М. Страницы истории // Спорт в школе. 1998.- № 25 - 26.

112. Маликов В. ПлаМя и лед // Народная защита. 1996.- январь. - №7.

113. Малинин В.А. Русь и Запад. Начальный фазис отношений: Учебное пособие. -М., 1995.- 156 с.

114. Макарцева Н.Н. Духовно-символические основы русской культуры //Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1996,-С 62-71.

115. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903.- 526 с.

116. Мартыненко А. М. Глубинные истоки народного творчества // Роль народной культуры в духовном возрождении России.- Курск, 1995.- С. 25 -27.

117. Матвеев И. Танцы страсти // Интим-калейдоскоп. 1998.- №5.

118. Медведев Ю. «Исполнена есть земля дивности.» // Сказания о чудесах. Т.1.- М.: Сов. Россия, 1990.- С. 492 504.

119. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. -М.: Беловодье, 1995. 320 с.

120. Мишучков А.А. Мифологическое сознание и образование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. философ, наук. М., 1997.25 с.

121. Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993.- 318 с.

122. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991.-736 с.

123. Миропольский С. Н. Очерк истории церковно-приходских школ на Руси. СПб, 1898. - 61 с.л

124. Моця А. П. Степень этнической интеграции восточных славян в древнерусское время // Истоки русской культуры. Вып. 3 М.: «Русский мир»,1997.-С. 127- 137.

125. Муравьев Вл. Во времена Перуна: Повесть-легенда. (Рис. В. Владимирова).- М.: Дет. лит., 1980.- 95 с.

126. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 45 - 54.

127. Никифорский М. Русское язычество. СПб., 1875.- 125 с.

128. Новое русское книжное обозрение. 1997.- № 1.

129. Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси 17 столетия // Звез-дочтец. М.: Сов. Россия, 1990.- С. 372 - 396.

130. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975.- 150 с.

131. Обереги и заклинания русского народа. М.: Крон-Пресс, 1993. - 191 с.

132. Осетров Г. Гибель волхва // Витязи. М.: Гепта-Трейд, 1993. - С. 3 - 176.

133. Осипова О. С. Картина мира в славянском язычестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.,1998.-28 с.

134. Павлов А. Черный альпинист к обвалу, Белая дева - к снегу // Комсомольская правда. - 1998.- 3 октября.

135. Перьков А. Возрождение Ведического мировоззрения шанс к спасению природы и человечества. // Родные просторы. - 1995.- № 1.

136. Петров Д.В. Союз венедов. // Родные просторы. 1994 г. - № 2. - с. 2.

137. Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: Сб. статей // Редкол.: Н. Громов (отв. ред.) и др. М.: ИФРАН , 1992.- 206 с.

138. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. Смоленск: Русич, 1995.- 320 с.

139. Пинчук Л.Т. Ильин день. М.: Политиздат, 1977. - 79 с.

140. Политеизм и централизация богов//Итоги науки в теории и на практике. М.: Мир, 1914.- Т^Часть 1.- С. 39 -44.

141. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Репринтное издание. М.: Возрождение, 1992.

142. Помеси отдаленных видов. // Родные просторы.- 1996.- № 2.

143. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // Сказания о чудесах. Т.1.-М.: Сов. Россия, 1990.- С. 366 407150. Православный обряд погребения (По учению Православной Церкви).

144. М.: Новая книга, 1996.- 48 с.

145. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука, 1988.- 272 с.

146. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI., Изд-во Jle-нингр. университета, 1946. - 340 с.

147. Рапов О.М. Русская церковь в 9 первой трети 12 в. Принятие христианства. - М.: Высш. шк., 1988. - 414 с.

148. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России).- М.: Мысль, 1975.- 255 с.

149. Ритуал прощания. Издание первое московское. Выпуск 1.- 1997. 96 с.

150. Розанов В. В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.- 558 с.

151. Розин В., Шапинская Р. Любовь в архаической и примитивной культуре // Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.- С.47 - 55.

152. Романова Т.Л. Обретение Перуна: Фантастический роман. М.: Армада, 1997.-428 с.

153. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. Сост. и авт. Вступ. статьи С.В. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994.- 240 с.161. Русская цель. 1997.-№ 3.

154. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: Автор, 1992.-624 с.

155. Русский строй. Сборник статей по проблемам российской государственности. М.: Интеллект, 1997.- 344 с.

156. Русский фашизм (интервью с Онегиной С.) // Родина. 1992.- № 11-12.-С.10-15.

157. Русский языческий манифест. М.: Царицино, 1997. - С.4.;

158. Рыбаков Б.А. История и перестройка. М.: Книга, 1989.- 79 с.

159. Рыбаков Б.А. Основные проблемы изучения славянского язычества // 7/ ) Международный конгресс антропол. и этногр. наук (Москва, август 1964г.). Доклады. М.: Наука, 1964.- 8 с.

160. Рыбаков Б.А. Русское военное искусство 10-11 веков. Стенограмма лекции, читанной 18 ноября 1944 г. М.: Объединение гос. издательств при СНК РСФСР, 1945. - 22 с.

161. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.- 608 с.

162. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 784 с.

163. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: Учебное пособие для средних школ. М.: ВЛАДОС, 1995.- 272 с.

164. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Терра, 1997.- 352 с.

165. Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах. Из книги протоирея Е. Попова. М.: Даниловский благове-стник, 1995.- 16 с.

166. Седов В.В. Славяне в"древности. М.: Фонд археологии, 1994.- 343 с.

167. Семенов С.П. Вешнее ладоденье. СПб.: Ассоциация «Исток», 1991. -20 с.

168. Семенов С. П. Восхождение в духе. Публичная проповедь богочелове-чества. Ленинград: Ленинградский мужской клуб, 1990. - 14 с.

169. Семенов С.П. Путь богов и путь предков. СПб., 1991.- 22 с.

170. Семенов С.П. Род и его треба. Л.: Ленинградский мужской клуб, 1990.12 с.

171. Семенова М. Валькирия: Роман, повести. СПб.: Терра-Азбука, 1995.464 с.

172. Семенова М. Волкодав: Роман. СПб.: Терра-Азбука, 1997.- 592 с.

173. Семенова М. Мы славяне! - СПб.: Азбука-Терра, 1997.- 560 с.

174. Семенова М. Поединок со Змеем: Мифологический роман. Спб.: Азбука-Терра, 1996.-400 с.

175. Скуратов М. Храм сатаны // Русский порядок. 1997.- № 3. - С. 8.

176. Славянская мифология. Словарь-справочник. Сост. Л.М. Вагурина. М.: Ликор Совершенство, 1998.- 320 с.

177. Слово о полку Игореве. Ред. древнерусского текста, перевод и примеч. Д.С. Лихачева; поэтический пер. и послесловие И. Шкляревского; худож. Д. Бисти. М.: Дет. лит., 1988.- 70 с.

178. Современные секты в России. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. М.: Издательство АО «Журнал «С нами Бог», 1995.- 80 с.

179. Соловьев В. С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.- С. 114 - 131.

180. Спесивцев Ю.С. За возрождение народных традиционных промыслов // Роль народной культуры в духовном возрождении России ( Доклады 1 региональной научно-практической конференции) .- Курск, 1995.- С. 31 -33.

181. Срезневский И.П. О языческом богослужении древних славян. СПб., 1848,- 96 с.

182. Срезневский И.П. О языческом веровании славян в бессмертие души // Журнал Министерства просвещения. 1847.- № 2.

183. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992.- 191 с.

184. Строев П. Краткое обозрение мифологии славян российских. М., 1815.

185. Струнина М. Наша арктическая прародина. Где атлант держал небо. //Потаенное.- 1997.- № 3. С. 3.

186. Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.- 45 с.

187. Терехина В. Христу подарки вовсе не противны. Рождественские приметы // Комсомольская правда. 1999.- 6 января.

188. Тихонравов Н. Памятник отреченной русской литературы // Звездочтец. М.: Сов. Россия, 1990.- С. 203 - 212.

189. Ткач В. А. Орден-миссия «Джива-храм Инглии» // Государство, религия и церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. №5 (17). М.: Изд-во РАГС. 1998. - С. 39 - 44.

190. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964.200 с.

191. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов 19 -начала 20 веков. М: Изд-во АН СССР, 1957.- 164 с.

192. Топорков A.JI. Теория мифа в русской филологической науке 19 века. -М.: Изд-во «Индрик», 1997.- 456 с.

193. Трубецкой Е.Н. Два^шра в русской иконописи // Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., ИнфоАрт, 1991. - С. 39 - 72.

194. Федоров К. Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского языческого народа и его влияние на усвоение русским народом христианства. Сергиев Посад, 1914.- 24 с.

195. Федосов В. К. Русские люди должны быть вместе // Родные просторы. -1997.-№ 1.

196. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. -М.: АСТ-ПРЕСС,' 1997.- 144 с.

197. Фили шов В. Загадка языческого святилища // Известия. 1997.- 25 июня.

198. Филиппов JI.A. Крещение. М.: Политиздат, 1975.- 80 с.

199. Филатов С., Щипков А. Языческий вызов христианству: О религиозной ситуации в России // Дружба народов. 1996.- № 3.- С. 138 - 147.

200. Философия русского религиозного искусства 16-19 вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшииа. М.: Прогресс, 1993.- 400 с.

201. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -М.: Госиздат, 1923.- 170 с.

202. Фролов А. С. Философско-религиозные основы русской культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. -М, 1995-33 с.

203. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история: Работы разных лет. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997,- 592 с.

204. Фроянов И.Я. Исторические условия крещения Руси. JL: «Знание», 1988.-31 с.

205. Харитонова В.И. Черная и белая магия славян. М.: Интербук, 1991. -62 с.

206. Худушина И.Ф. Особенности эстетического восприятия природы в средневековой Руси // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. М.: ИФРАН, 1992.- С. 94 - 108.

207. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов: Т. 1-2. - 2-е изд. стереот. - М.: Рус. яз., 1994.

208. Чудо Георгия о змие. Подготовка текста, перевод и комментарии В.В. Колесова // Сказания о чудесах. Т.1.- М.: Сов. Россия, 1990.- С. 93 96.

209. Чулков М.Д. «Абевега русских суеверий» // Сказание о чудесах. Т. 1М.: Сов. Россия, 1990.- С. 189 209.

210. Что такое икона и как творил е.е древнерусский живописец // Русь. Ростов Великий, 1993. - № 8,- С. 144 - 147.

211. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1994.- 400 с.

212. Шафарик П.И. Славянские древности. Т.1-2.- М., 1837-1848.

213. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества.- М.: Терра, 1997.- 240 с.

214. Шиндин С.Т. О возможном присутствии рефлексов архаического ритуала в русских заговорах // Славяноведение. М., 1993.- № 3.- С. 60 - 68.

215. Шуклин В. Мифы русского народа. Ред. В. Мылов.- Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. 336 с.

216. Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей: очерки истории археологического изучения южнорусского края. Курск, 1997.- 136 с.

217. Щеглов JI. Был ли секс на Руси? // Интим-калейдоскоп. 1998.- № 5.

218. Щедрина Г.К. Природные факторы национального своеобразия в архитектуре // Человек природа - искусство. - JL: Наука. - С. 48 - 55.

219. Щербинина О.Т. Архетип веры. От язычества к христианству. Екатеринбург: Тезис, 1998.- 128 с.

220. Эпштейн М.Н. Мцр животных и самопознание человека // Человек -природа искусство. - Л.: Наука, 1986.- С. 126 - 146.

221. Юдин Ю.И. Мотивы и, роль природы в русском фольклоре // Человек -природа искусство. - Л.: Наука, 1986. - С. 146 - 160.

222. Язычник А. Слово Алексея Язычника Роду Русскому. НПО «Эталон», 1992.-С.19.

223. Яиков В. В поисках третьего измерения // Родина. 1992.- № 11-12. - С. 89 - 92.

224. Яковлев В.Г. Пережитки язычества в христианстве. Алма-Ата, 1975. -40 с.

225. Яцимирский А.И. Хрестоматия по славянским древностям. Верования. -Ростов-на-Дону: Лит. Тер-Абрамян, 1916.- 96 с.

226. Gumley F. Angels versus a God of Thunder // Gumley F. The Christian centuries. London, 1989. - C. 123 - 131.