автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Язычество в современной России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Асеев, Олег Владимирович
Введение ф
Глава I. Место языческих верований в сознании риого народа
1. Славяая язычая кология
2. Языческие представления в сознании и менталитетевременных риян
3. Славяое неоязычво ивременнь
Глава II. Особенности неоязычества в России и егоязьэтнополитичими процами
1. Неоязычество в современной России.
Использование язычества современными политическими и общественными движениями
2. Особенности проявления язычества в некоторых регионах Рии
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Асеев, Олег Владимирович
Актуальность проблемы исследования. Одной из важных проблем современного религиоведения является изучение феномена оживления и возрождения в преобразованном виде религиозных взглядов, предшествовавших появлению монотеистических религий. Особую научную и практическую важность имеет исследование возрождения язычества в пределах Российской Федерации, включая прежде всего славянское язычество, а также языческие движения Поволжья, Севера России, Алтая и некоторых других регионов. Особую актуальность этому феномену придает, во-первых, его оформление в своеобразное неоязыческое движение и, во-вторых, его связь с интенсивными социальными и этнополитическими процессами в России.
Появление в последние два десятилетия достаточно большого количества традиционно языческих, неоязыческих и фольклорных общин и организаций, заметное усиление потока издаваемой литературы (научной, научно-популярной, учебной, идеологической и т.д.), посвященной язычеству, усиление у широких масс россиян интереса к бытовому язычеству в виде магии, целительства и веры в духов, а также обострение в социально-политической жизни России проблемы национально-культурного и национально - политического возрождения и автономии свидетельствует о глубокой и прочной укорененности генотеистических и других языческих представлений в сознании и менталитете народов России, а также об оживлении языческих верований в российском обществе в кризисные, переходные периоды.
Между тем религиоведческий анализ истоков, конкретных причин, особенностей детерминации и взаимосвязей основных структурных компонентов этого феномена осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Имеющийся материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов.
Результаты всероссийских социологических исследований, проводившихся научными коллективами институтов РАН, вузов и независимых центров в 90-х годах, позволяют говорить о том, что за последние годы под влиянием радикально изменившихся условий жизни людей, политики государства в области религии в России произошли заметные сдвиги в массовом, групповом и индивидуальном сознании по отношению к религии. В обществе утверждается взгляд на нее как на широкий социально-культурный феномен, содержащий позитивные моральные и духовные ценности. Религиозные установки и оценки, в том числе и языческого характера, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений, сегодня в известной мере выступают ориентирами деятельности у определенной части людей, а также партий, движений, СМИ. Выступая существенным фактором общественно-политической и культурной жизни страны, они нуждаются в объективном, комплексном междисциплинарном изучении.
Состояние разработанности проблемы. Проблема этнополитического аспекта неоязычества в современной России включается в рамки более общей проблемы взаимодействия политики и религии. Так как в 90-е годы политическая ситуация в России существенно обострилась и усложнилась, увеличилась и роль религии и язычества, в частности, в этнополитических процессах в России, соответственно вырос интерес российских исследователей к европейскому язычеству и в еще большей степени к славянскому в его связи с европейским.
Исторические исследования славянского язычества проводились отечественными учеными в XIX веке - А.Н. Афанасьевым1, Е.В.Аничковым2, Н.М.Гальковским3, а также современными отечественными исследователями - Б.А.Рыбаковым, С.А.Токаревым, В.Н.Топоровым и Вяч. Всев. Ивановым, Т.А.Волошиной и С.Н.Астаповым, А.Н. Ипатовым, М.Д. Шевченко и другими. Анализу православно-языческого синкретизма посвящена монография Г.А.Носовой «Язычество в православии» (1975). Анализу язычества и православно-языческого синкретизма в Чувашии посвящены работы Г.Е.Кудряшова «Динамика полисинкретической религиозности» (1974) и А.К.Салмина «Народная обрядность чувашей» (1994), «Предводители обрядов у чувашей» (1997). Традиционный тип общества исследовался И.Н.Яблоковым.
Трудами, обобщившими достижения многих русских и зарубежных ученых в исследовании мифологии, являются двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь». В энциклопедии особый интерес вызывает статья В.В. Иванова и В.Н. Топорова «Славянская мифология», в которой, с одной стороны, пестрый мир славянских мифологических воззрений представлен в виде определенной системы, а с другой, дается исторический очерк развития славянской мифологии. По языческой мифологии славян существует множество исследований ученых западнославянских и южнославянских стран.
Важное место в исследованиях, касающихся генезиса понятия «менталитет» в контексте языческой культуры, занимает учение К.Леви
1 Народные русские легенды. - Казань, 1914
2 Язычество и древняя Русь. - СПб., 1914
3Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 3 т. - Харьков. 1916.
Стросса. Исследованиями языческих представлений, типов коллективного мышления, современных и «примитивных» обществ активно занимался Л.Леви-Брюль.
За последние два года (1997 - 1998) было издано более 30 научных и научно-популярных книг о славянском язычестве, а по язычеству в целом -более ста. Начиная с 1995 года издается около 10 журналов и около 20 газет, не считая региональных, пропагандирующих славянское или индоевропейское язычество.
Но феномен язычества в современной России в его связи с социальными и этнополитическими процессами изучен явно недостаточно. Эта проблема поднимается главным образом в апологетических работах современных идеологов неоязыческого движения, в отдельных статьях и одном курсе лекций («Во что верит Россия». А.Щипков. СПб, 1998) социологов А.В.Щипкова и С.Филатова, в журналистских публикациях в прессе (главным образом в газете «НГ-религии»).
К 90-м годам в России появилось множество общественно-политических организаций, политических партий и фольклорных движений, идеологическую и вероисповедную основу которых составляют языческие и неоязыческие представления. Научное исследование и осмысление взаимодействия языческих представлений и политических устремлений, культивирование политическими организациями языческих, генотеистических и синкретических религиозных представлений до сих пор остается не осуществленным.
Оживление славянско-языческой религиозности происходит отчасти в результате распространения научной исторической литературы по язычеству (например, Б.А.Рыбакова), научно-популярной, художественной и так называемой «эзотерической» литературы. Движение информации идет от узко научных разработок к более широким и затем к массам российского населения.
Тема язычества и народной, дохристианской культуры часто звучит внутри публицистики на политические и культурологические темы.
Объектом исследования является язычество и неоязычество в современной России, их место и роль в современном общественном сознании.
Предмет исследования - истоки формирования неоязычства и его связь с актуальными этнополитическими процессами.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить этнополитический и социальный аспекты неоязычества в современной России, а также показать, как проявляются языческие представления и верования в идеологии современных политических партий, общественно-культурных и фольклорных движений.
Данная цель диссертационного исследования обусловили постановку и решение следующих задач: уточнить содержание понятий «язычество» и «неоязычество»; показать содержание и эволюцию славянской языческой космологии; определить место неоязыческих верований в современном сознании российского народа; выявить особенности неоязычества в современной России и их связь с этнополитическими процессами; дать характеристику идеологии и практики языческих организаций в современной России.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что язычество рассматривается на новом этапе общественного развития, в его модернизированном виде и относительно новых функциях; выявляются объективные и субъективные причины его устойчивости, оживления и усиления общественного интереса к этому феномену; выявляются основные показатели, тенденции, направления развития неоязычества; раскрываются мировоззренческие, идеологические, социально-психологические особенности язычества и этнополитические функции язычества в современном российском обществе. Наряду с этим:
• осуществлена систематизация терминов «язычество», «неоязычество», «религиозный синкретизм» и «генотеизм», основанная на анализе различных ракурсов их исследования;
• определены мировоззренческие и социально-психологические функции язычества в современном российском обществе;
• выявлены основные истоки и дана характеристика неоязыческих движений в их связи с актуальными этнополитическими проблемами современного общества в Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в прикладных целях при анализе актуальных этнополитических и этнокультурных проблем современного российского общества на федеральном и региональном уровнях, при разработке стратегии и конкретных программ культурного, политического, национального развития нашего общества, при прогнозировании основных тенденций общественного развития. Философское изучение славянского язычества расширяет возможности идеологического, теоретического и практического формирования новой мировоззренческой парадигмы этнического развития современного российского общества в целом и многих его этносов в отдельности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в практике научной и преподавательской работы, в курсах по религиоведению, этнопсихологии и культурологии.
Теоретическое значение диссертационного исследования связано с выявлением мировоззренческих и социально-психологических функций язычества в современном обществе, характера детерминации функционирования и развития такого своеобразного феномена, как неоязычество, с определением и разграничением таких понятий, как «язычество», «неоязычество», «генотеизм» и «религиозный синкретизм».
Методологическая и источниковая база диссертации. Работа основана на принципах исторического детерминизма и научной объективности, системно-аналитическом подходе, позволяющих рассмотреть происхождение, специфику и многофункциональный характер язычества и неоязычества. В диссертации были использованы религиоведческие и социологические труды, материалы журнала «Наука и религия», программные документы и партийная литература современных отечественных национал-патриотических и праворадикальных партий (РНЕ, «Память», «НОРД» и др.), языческих и неоязыческих общин, церквей и движений («Вятичи», «Джива храм Инглии», «Союз венедов» и др.), а также интервью диссертанта с их лидерами, результаты экспертного опроса, невключенного наблюдения.
Положения, выносимые на защиту. Детерминация процесса возрождения язычества и формирование феномена неоязычества включает как общие, предрасполагающие, так и специфические, актуально действующие факторы. Одной из важных особенностей этого процесса является своеобразная интеграция, частичное наложение во времени и пространстве ряда культурных, социальных, политических и психологических тенденций в современной России.
Среди конкретных причин возрождения язычества на территории Российской Федерации следует назвать:
1. Глубокая укорененность языческих представлений в менталитете, сознании россиян.
2. Актуализация задачи сохранения того или иного этноса, специфики ее культуры, психологического склада, менталитета, отстаивание идеи «особого пути» нации, стремление к национальному обособлению и в ряже случаев связанный с этим политический сепаратизм части национальной интеллигенции; обращение в связи с этим к древним корням, прошлому народа, стремление частично воссоздать архаические, патриархальные традиции и элементы его образа жизни.
3. Стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.; сокращение геополитического пространства этноса и угроза биологической деградации; негативное культурное, идеологическое, политическое влияние США и Западной Европы, в частности рыночных отношений, либерально-буржуазных ценностей типа индивидуализма и пр.
4. Возросшее влияние восточных национальных и религиозных культурных традиций (индуизма различных модификаций, буддизма, шаманизма), частично влияние новых религиозных культов иностранного происхождения с элементами язычества.
5. Неудовлетворенность и разочарование ряда групп населения в православии в связи с тенденциями бюрократизации церкви, оценка ее позициий как недостаточно самостоятельных и активных по ряду актуальных вопросов этнополитического и иного характера.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры религиоведения РАГС, опубликованы в ряде статей в сборниках РАГС, стали основой формулирования ряда практических рекомендаций для практики решения межконфессиональных и этнополитических проблем на федеральном и региональном уровнях.
Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы (пять параграфов), выводы и заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Язычество в современной России"
Заключение
Изучение истоков возникновения, исторического развития и современных функций традиционного язычества и неоязычества и его связи с этнополитическими и другими процессами в современном российском обществе важно не только как таковое, но и в плане выявления общих закономерностей функционирования и развития, взаимозависимостей религиозного и политического, религиозного и социально-психологического в целостном процессе развития общества, в структуре детерминации этих существенно разных, относительно самостоятельных, но в то же время взаимозависимых явлений.
Дальнейшее исследование языческих и неоязыческих верований должно осуществляться, на наш взгляд, как в направлении изучения многочисленных «белых пятен» в его историческом развитии, так и в направлении выявления предпосылок и перспектив развития или снижения актуальности неоязыческих движений. Безусловно необходимо продолжить анализ и обобщение уже накопленных материалов о языческих верованиях, которые далеко еще не завершены в ряде своих аспектов. Язычество и неоязычество должно стать объектом междисциплинарных исследований комплекса наук - этнографии, религиоведения, истории, социологии, культурологии, психологии и других наук.
Этап оживления славянского язычества в России осуществляется по двум направлениям: попыток реконструкции традиционного славянского язычества и появления синкретичного неоязычества.
Современное российское неоязычество имеет свои социальные, мировоззренческие и психологические особенности, которые обусловлены историческим, политическим, экономическим развитием общества. Руководители языческих и неоязыческих общин изучают, культивируют и
пропагандируют опыт славянского язычества и язычества индоевропейских народов, но делают упор на литературное освоение языческих знаний и навыков, на различные специальные курсы обучения народной медицине, славянским единоборствам и воинским искусствам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что славянское язычество - с одной стороны, религиозное верование, возникшее в эпоху неолита, задолго до разложения родового строя, основанное на древних анимистических культах, на мифологических архетипах, и, с другой стороны, - это комплекс мировосприятия и образа жизни, в основе которых лежат традиционные верования и культы, сложившиеся естественным путем в последующих общественно-экономических формациях; с третьей стороны, славянское язычество соединяет в себе элементы ряда «социальных технологий»: древней народной медицины, поэзии, народного эпоса, а также своеобразные формы психотерапии.
Детерминация процесса возрождения язьгчества и формирование феномена неоязычества включает как общие факторы, выполняющие функцию предрасполагающих, так и специфические, непосредственно связанные с язычеством, актуально действующие факторы.
Одной из важных особенностей этого процесса является своеобразная интеграция, частичное наложение во времени и пространстве ряда культурных, социальных, политических и психологических тенденций, выявившихся в современной России в основном в постсоветский период.
Среди конкретных причин возрождения язычества на территории Российской Федерации следует назвать:
Актуализацию задачи повышения национального самосознания и самого сохранения данной нации, специфики ее культуры, психологического склада, менталитета, отстаивание идеи «особого пути» нации, стремление к национальному обособлению и связанный с этим политический сепаратизм
части национальной интеллигенции; в связи с этим обращение к древним корням, ее славному прошлому, стремление частично воссоздать архаические, патриархальные традиции и элементы образа жизни;
Стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.; сокращение геополитического пространства этноса и угроза биологической деградации; негативное культурное, идеологическое, политическое влияние США и Западной Европы, в частности рыночных отношений, либерально-буржуазных ценностей типа индивидуализма и пр.;
Возросшее влияние аналогичных восточных национальных и религиозных культурных традиций (индуизма различных модификаций, буддизма, шаманизма), частично влияние новых религиозных культов иностранного происхождения с элементами язычества;
Неудовлетворенность и частичное разочарование православием в связи с тенденциями бюрократизации церкви, «неправильной» позицией по ряду актуальных вопросов этнополитического и иного характера.
Список использованных материалов и литературы
1. Авцинова Т.Н. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы. // Социально-политический журнал, 1996, № 3.
2. Антоненко С. Нежить: размышления о современном язычестве. // Москва, 1996, № 9, с. 157-165.
3. Атеистический словарь. М., 1983.
4. Бабинцев В.А., Бердников А.Ф. Национальный вопрос в программах политических партий и общественых движений Современной России. Сб - к док. М., 1994.
5. Балабанов С.С. Национальная идентичность: особенности эволюции.// Социологический журнал, 1995, № 4.
6. Балагушкин Е.Г. Новые религии, как социокультурный и идеологический феномен. /ОНС (общественные науки и современность). М: 1996 № 5 с.90 - 100 (возникновение новых религий и увлечение оккультизмом)
7. Барле. Оккультизм. Ленинград., 1991.
8. Баширов Л.А., Кудрина Т.А., Лопаткин Р.А., Пинкевич В.К., Трофимчук Н.А. Религия и межнациональные отношения: проблема гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. И Религия и церковь в России и за рубежом. М., 1996, № 8, с. 4-45.
9. Белова А.В., Пертухин В.Я. Славянское язычество: новые исследования. // Славяноведение. - М., 1996, № 5.
Ю.Белова А.В., Петрухин В.Я. Славянское язычество: новые исследования // Славяноведение. М., 1996, № 5.
П.Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология: новые ценности. - М., 1997.
12.Библия. - М., 1997.
13.Буканова Р.Г. Тенгрианство - древняя религия башкир // Исторические чтения. - Челябинск, 1996,2.
14.Викинги и славяне. - Спб., 1998.
15.Власов А. Древнее благочестие у коми. // Памятники Отечества, -М., 1996, № 36.
16.Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. -Ростов-на-Дону, 1996.
П.Воронцова А.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании. // Социологический журнал, 1995, №11.
18.Гайдуков А.В. Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России // в Сб.: Поиски исторической психологии. Сообщения и тезисы докладов Международной междисциплинарной научной конференции. - СПб. 21-22 мая 1997 г. /Под набл. Т. В. Партаненко и В. И. Старцева. - СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 1997. - 4.2.
19.Гамалов А. Конец света (разума): от АУМ до АО МММ. // Социум, 1995, № 8.
20.Гараджа В.И. Социология религии.- М., 1995.
21.Генон Р. Символы священной науки. Пер. с французского. - М., 1997.(изначальная сакральная символика и проявление ее в различных религиях мира).
23.Генон Р. Символы священной науки. Пер. с французского. - М., 1997.(изначальная сакральная символика и проявление ее в различных религиях мира).
24.Гиперборейский полюс. Книжное обозрение. // Наследие предков, 1997, № 3.
25.Глаголев B.C. Религиозный модернизм и культура. - М., 1988.
26.Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. -М., 1996.
27.Глоба П.П. Живой огонь. Учение древних ариев. - М., 1996,
28.Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. -Нижний Новгород, 1996.
29.Головнев А.В. Говорящие скульптуры. Традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.
30.Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. - М., 1996.
31.Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. - М., 1997.
32.Группсо Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. - М., 1996.
33.Губогло М.Н. Три линии национальной политики //Этнографическое обозрение, 1995, № 5, № 6.
34.Гудзь-Марков А.В. Корни индоевропейских религий. // Наследие предков, 1997, № 3.
35.Гумилев JI.H. От Руси до России. - М., 1998.
36.Данилов О.В., Золотова Т.А. Славянский Велес и финноугорский Керемет как главные божества низшего языческого пантеона. И Народы Содружества Независимых Государств накануне третьего
тысячелетия: реалии и перспективы. // Тезисы Международного научного конгресса. - Спб., 1996, т. 4.
37.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.
38.3апесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
39.3дравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. - М., 1996, № 12.
40.3орин А.В. Образы воды и огня в структурах языческого мировоззрения (по материалам погребальной обрядности древних славян) // Человек в научной и философской картине мира ХУ1 века. - Курск, 1996, ч. 2.
41.3ороастрийская мифология. - Спб., 1998.
42.Зырянов А.А. Оккультизм. Переселение душ и другое. На злобу дня. // Религия и церковь в Сибири.- Вып. 8.-Тюмень, 1995,С. 118.
43.Ивахненко Е. Средневековое двоеверие и русская литратурно-философская мысль нового времени.//Рубежи. № 2.М., 1997.
44.Изакович 3. Политические и этно-религиозные аспекты югославского конфликта. // Социс: социальные исследования. № 5. -М., 1996.
45.Иллюстрированная история религий.Т.1, 2. - М., 1992.
46.Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - М., 1985.
47.Ипатов А.Н. Национальная культура и религия.- Киев, 1985.
48.Кантор A.M. «Религия сердца» в современном искусстве России. // Искусство и религия.-М., 1998.
49.Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма. // Инновационные подходы в науке. - Ростов-на-Дону, 1995.
50.Капустин Н.С., Васечко Е.Н. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания. // Право и культура: проблема взаимосвязи. - Ростов-на-Дону, 1996.
51.Касаткин Д. Бехаистская община. // Азия и Африка сегодня.- М.,
1996, № 9.
52.Касьянова К. О русском национальном характере.- М., 1994.
53.Клаас. Язычество и социализм. // Ж. «Атака», 1997, № 13.
54.Классики мирового религиоведения.- М., 1996.
55.Козлов А.А. Ведические корни русской культуры.- Екатеринбург,
56.Комарова Н.П. Семантика отдельных космогонических представлений забайкальских писаниц // Историческое, культурное и природное наследие. Вып. 1.-Улан-Удэ, 1996.
57.Конаков Н. Светлая мораль древних богов // Памятники Отечества.- М., 1996, №36. (Сохранение язьгчества в некоторых областях России).
58.Конаков Н. Светлая мораль древних богов.// Памятники Отечества. М., 1996, № 36 (сохранение язычества в некоторых областях современной России).
59.Коротаев А.В. Апология «трайбализма»: племя как форма социально-политической организации сложных первобытных обществ. // Социологический журнал. - М., 1995, № 4.
60.Краткий курс фашизма. Составитель О. Танин.- М., 1997.
61.Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности.-Чувашкнигиздат, 1974.
62.Кулаков А.Е. Религии мира.- М., 1996.
63.Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия. // Социс, 1995, № 11.
64.Кураев А. Оккультизм в православии.- М., 1998.
65.Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Т.1 и П. М., 1997.
66.Кырлежов А., Троицкий К. Современное российское православие. Ст. 1: Типология религиозного сознания. // Континент. - Москва-Париж, 1993, № 75.
67.Левада Ю. Существуют ли сегодня массовые корни фашизма? // Нужен ли Гитлер России? -М., 1996.
68.Локальные и синкретические культуры. - М., 1991.
69. Лопаткин Р.А. Результаты экспертного опроса участников научно-практической конференции. // Религия и церковь в России и за рубежом. М., 1996, № 7.
70.Ляушева С.А. К вопросу о религиозных верованиях адыгов.//
71.Маковский М.М. Язык-миф-культура.- М., 1996.
72.Марченко Г.И. Формирование этнополитических идей. // Социально-политический журнал, 1994, № 12.
73.Медоуз К. Магия рун. - М., 1997.
74.Миролюбов Ю. Сакральное Руси.Т. 1.-М., 1996.
75.Мистики XX века. Энциклопедия. - М., 1996
76.Митрохин Л.Н. Культура и религия: линии сопряжения // Культурология, XX век. - М.,1997. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., 1993.
77.Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт, обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. - Саратов, 1996.
78.Мифы Древней Греции. - М., 1992.
79.Мифы древних славян. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. - Саратов, 1993.
80.Михайлов Г.А., Трофимчук Н.А. Религиозная ситуация в России. //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1998, вып. 1-2.
81.Мифы исчезнувших цивилизаций. - Саратов, 1996.
82.Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1, 2.- М., 1997.
83.Молодежь и политика. Информационно-методические материалы Костромской области. - Кострома, 1996.
84.Москва. Религиозные центры и общины.- М., 1992.
85.Мурыгин А. Идолопоклонники у Полярного круга. // Памятники Отечества. -1996. - № 36.
86.Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального. // Национальное и религиозное. - М., 1996.
87.Мчедлов М.П., Нурулаев А.А., Филимонов Э.Г., Элбанян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения. // Социологический журнал, 1994, № 5.
88.Мысль и власть в эпоху моноидеологизма. - М., 1997.
89.Наука, религия, гуманизм. - М., 1996.
90.Новые религиозные культы, движения и организации в России. -М.: РАГС, 1998.
91.0 месте язычества в современной жизни мордовского народа // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. -Саранск, 1997.
92.0всиенко Ф.Г. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в России в освещении средств массовой информации. // Религия и церковь в России и за рубежом. - М., 1996, № 8.
93.0ндар Т.А. Социально-психологические функции тувинского шаманизма: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1998.
94.0рлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.
История России. М., 1997. 95.0сипова О. Славянское языческое миропонимание // «Волшебная
гора». -М, 1995, №3. 96.0сновы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. - М., 1994.
97.Панков А.А., Пощивалкина В.И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе. // Социс,
1995. -№11.
98.Персонажи славянской мифологии. - Киев, 1993.
99.Пивоваров В. Вопрос о сектах. // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. - Кемерово, 1996.
ЮО.Поляков JI. Арийский миф. Исследование истоков расизма. -Спб., 1996.
101.Попова И.М. Этнополитические представления жителей южных регионов Украины//Социологический журнал., 1995, № 1.
102.Программа Всероссийского общественного патриотического движения «Русское национальное единство». // Газета «Русский порядок», № 3 (44), 1997.
ЮЗ.Радугин А.А. Введение в религиоведение. - М., 1996.
104.Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. - М., 1996.
105.Религии мира. - Минск-Москва, 1994. Юб.Религиозные традиции мира. Т. 1, 2.- М., 1996.
107.Религия и демократия. - М., 1993.
108.Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.,
Ю9.Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. - М., 1997.
110. Ритуальная символика сил природы, выраженная в
камнепочитании // «Коломенское». - М., 1993. Вып.4. Ш.Рогачев М. Святая обитель у зырян. // Памятники Отечества, 1996, №36.
112.Рожков В.П. Запад и Россия: философские основания цивилизационной константы общественного сознания. - Саратов, 1998.
113.Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига, 1994.
114.Русанова И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры. - М., 1997. Вып.З.
115.Русские веды. Звездная книга Коляды. - М., 1996.
116.Русские обрядовые праздники. Сценарии и сценарные материалы для использования в школе. - Владимир, 1994.
117.Русское колдовство, ведовство, знахарство. - Спб,. 1997.
118.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1997. И9.Силаков Е.С. Родоплеменные культы славян и их проявление в
культуре современного общества // Философия в системе духовное культуры на рубеже XXI века. - Курск, 1997.
120.Силласта Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации. // Социс, 1996, № 40.
121.Современный философский словарь. - М., 1996.
122.Соловьев В. Языческий след // Слово. - М.,1996, № 7/8. С. 18-21. Элементы язычества в современных религиозных культах.
123.Социальные исследования в России. Самопознание общества. Группы интересов. Партии. Элиты. Регионалистика. Национальный интерес. Интерпретации преобразований. Социоструктурные сдвиги. - М., Берлин, 1998.
124.Сперанский Н.Н. Слово почитателям древней культуры. -Троицк, 1997. 112 с. Философия русского язычества, пантеон, праздники.
125.Справочник партий и движений Российской Федерации. - М.,
126.Степанов В.Г. Проблема духовного в художественном и научном творчестве В.В.Кандинского. // Психологический журнал, 1996, № 2.
127.Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М., 1996.
128.Тимощук Б.А. Сакральные границы языческих святилищ // Истоки русской культуры. -М., 1997, Вып.З.
129.Ткач В.А. Попытка осмысления язычества новой волны на примере ордена миссии «Джива-храм Инглии». Дипломная работа. - М.: РАГС, 1998.
130.Филатов С., Щипков А. Сотая епархия. Последний языческий народ Европы. // Пробуждение финноугорского Севера. - М., 1996, т. 1.
131.Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. - М., 1990.
132.Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск-Москва, 1997.
133.Шарков Ф.И. Социальная полигика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики (по материалам социологических исследований в Чувашской республике и других регионах). - Чебоксары, 1998.
134.Шнлов Ю. Прародина ариев. История, обряды и мифы.- Киев.,
135.Шилов Ю. Прародина ариев. - Киев, 1995.
136.ШуклинВ. Мифы русского народа. - Екатеринбург, 1995.
137.Шуклин В. Мифы русского народа. - Екатеринбург, 1995.
138.Щипков А. Во что верит Россия. - Спб., 1998.
139.Элиаде Мирча. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. - С-Петербург, 1998.
140.Элиаде Мирча. Словарь религий, обрядов и верований. - С-Петербург, 1997
141. Энциклопедия суеверий. - М., 1995.
142.Ю.Миролюбов. Сакральное Руси (т.1, т.2). - М.,1996.
143.Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. - М., 1996.
144.Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.
145.Язычество. У истоков великой трагедии. Вып. 5. - Киев, 1994.
146.Язычество. У истоков великой трагедии. Вып. 5. Киев, 1994.
147.Balzer М.М. Flight of the sacred: Simbolism and theory in Siberian shamanism // Americ. Antropologist - Wash., 1996, vol. 98, № 2. (исследование священных символов в сибирском шаманизма).
148.Bradbury S. Julian's pagan revival and the decline of blood sacrifice // Phoenix - Toronto, 1995, vol. 49, № 4, p. 331-356. (реставрация язычества при Юлиане Отступнике, упразднение кровавых жертвоприношений).
149.Gothoni R. Principles of studing religions.// Temenos-Helsinki, 1995, vol. 31, p. 37-54 (основные принципы религиоведения.
150.Schlesier K.H. The wolves of heaven: Cheyenne shamanism, ceremoniesa. Prehist. Origions.- Norman: L. Univers. Of Oklahoma
149.Tager D.K. Religions de synthese // Actualite religions. P., 1996, № 148, p. 30-31. (религиозный синкретизм в современных афро-христианских церквах).
Статьи в периодических изданиях
1. Крылов А. Языческие традиции Кавказа. // НГ-религии, 10 марта 1999 г.
2. Токунь А.А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // Вопросы истории. М., 1997, № 4.
3. Филатов С., Щипков А. Башкортостан: религия и власть. // Дружба народов. - М., 1996, № 5.
4. Якиев С. Религия и политика (материалы круглого стол в МГУ). // Социально-политический журнал, 1996, № 3.
Конфессиональная, партийная и идеологическая литература
1.Антоненко С.Г. Русь арийская. (Непривычная правда). - М., 1994.
2.Баркашов А.П. Азбука русского националиста. - М., 1994.
4. Белов А. Нация, которую мы создадим. // Наследие предков. 1997, № 4.
3.Волхв (журнал Венедов) № 1-2 1997.
4.Петухов Ю.Д. Колыбель Зевса. - М., 1998.
5. Гриневич Г.С. Вначале было слово. Славянская семантика лингвистических элементов генетического кода. - М., 1997.
6.Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. - М.Д993.
7.Голяков В.Ю. Солнцеворот. Родовой трактат. - М., 1995.
8.Голяков В.Ю. Солнцеворот. Родовой трактат. - С-Петербург, 1992.
9.Дугин А. Гиперборейская теория. - М., 1993.
Ю.Дугин А. Конец света. Эсхатология и традиция. - М., 1998
11. Дугин А. Тамплиеры пролетариата. Национал-большевизм и инициация. - М., 1997.
12.Именослов. Неполный список имен славянских с толкованием значения и происхождения. Калуга, 1994 (Составитель В.С.Казаков).
13.Именослов. Список славянских имен. Второе издание. - М., 1996.
14.Кандыба В.М. Ригведа. Религия и идеология русского народа. - С-Пб., 1996.
15.Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 2, 3,4, 5. - М., 1997.
16.Платов А. Руническая магия. - М., 1994.
17.Телегин С. Восстание мифа. - М., 1997.
18.Тулаев П. В. Родные боги. // Наследие предков.- М. - 1997,
19.Ушкуйник В. Памятка русскому человеку. - М., 1993.
20.Федоров В. Язычество древних славян. // Наследие предков. Журнал правой перспективы. 1997, № 4.
17. Что такое праворадикальная партия и чего она хочет? // Атака. - 1997. - № 13.
18. Шилов Ю. Троя-Илион и этногенез славян. // Наследие предков. 1997, №4.