автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Кулназаров, Арстан Карамырзаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕН И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ. В. И. ЛЕНИНА

КУЛНАЗАРОВ АРСТАН КАРАМЫРЗАЕВИЧ

МЕСТО ИСЛАМА В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА

Специальность 09.00.06. — теория и история религии,

На правах рукописи

свободомыслия и атеизма.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1992

Работа выполнена в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель — доктор философских наук, про-

Официальные оппоненты •— доктор философских наук, про-

Ведущее учреждение — Ташкентский государственный

экономический университет, кафедра философии.

Защита состоится « » ЛОо^ъ-сч. 1992 г. в

часов на заседании специалпзировашгого совета Д 067. 02. 07. по присуждению ученой степени доктора философских наук в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В. И. Ленина (700000, г. Ташкент ул, Энгельса 60-а, ИПК при ТашГУ им. В. И. Ленина, 1-й этаж, актовый зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (Вузгородок).

Автореферат разослан « 1992 года.

фсссор АБДУСАМЕДОВ А. И.

фессор, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан АРТЫКОВ А. А.

кандидат философских наук, доцент УТАНОВ С. У.

Ученый секретарь кандидат философских наук, специализированного ™прт'' доцент

с>ГЕМБЕРДИЕВ Н. У.

I. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Ает^льност^тем^таследово^ия. В условиях демократизации и развития гласности в нашем обществе, создания правовой государственности, формирования суверенных государств, отказа от командно-административных методов в отношении к верув-щим, духовенству и религиозным организациям вачшое теоретическое и практическое значение приобретают проблекы изучения влияния религии, з частности, ислама., на духовное наследие народов регионов традиционного распространения ислама. В последнее время происходит роот национального самосознания народов, в общественном сознании наблюдается возрастание внимания к освоению национальных духовно-культурных ценностей, повышение интереса к собственной истории. В этом прсцеосе видное место занимает вопрос о роли ислама, как одной из мировых религия, в историко-культурном развитии народов Средней Азии и Казахстана. В связи о этим исследование ислама, как элемента духовной культуры кыргызского народа, является ваа-ной задачей обществоведов Кыргызстана.

Объективный подход к изучению истории народа, исследоза-нию его духовного наследия, места и влияния з нем ислама 'будет способствовать духовному обогащению и рагзнтив общеома, формированию нового мышления.

Актуальность исследования данной проблемы гытекаёт, зо-пе£зых, из тех реальных процессов развития гуманизации и демократизация в нашем общестзе, которые приводят к преодолении антигуманного отноиения к'духовному наследив прошлого и осознанию необходимости дальнейшего углубленного изучения культурных достижений каядого народа, являвшихся результатом его интеллектуальной и творческой деятельности. Как известно, к числу основных результатов духовной деятельности народа принадлежат и религиозные ценности, как элементы духовной культуры;

во-вторых, гласнооть и демократизация общества дали огромную возможность религиозным организациям для участия б об-пественно-политической и социально-культурно« деятельности, в делах благотворительности и милосердия. Мусульманское духовенство в своих проповедях и выступлениях в средствах массовой

информации все чаще обращается к проблемам добра, зла, нравственности, дает одностороннею оценку культурно-историческому процессу, что требует всестороннего научного подхода к этим вопросам ;

в-третьих, ныне усиленно.варьируется надуманный тезис о том, что первоосновой духовной культуры, ее движущей силой была и есть религия, что утрата религиозного чувства ведет к потере духовных и нравственных ценностей. Эти обстоятельства усиливают необходимость глубокого анализа социальной обусловленности исторических корней ислама как явления духовной культуры, объективного осмысления его воздействия ка ход культурно-исторического прогресса кыргызского народа;

в-четвертых, создание правового государства, независимость суверенных республик требуют выработки новых подходов к воспитательной работе, обеспечения подлинно.! свободы совести, определения главных направлений диалога неверующих и верующих ш ооноае общечеловеческих ценностей и разработки основных принципов консолидации общества;

в-пятых, в советской философской литературе традиционно устоявзимся был односторонний подход к изучению соотношения ислама и духовной культуры народов Средней Азии, игнорирование их'органической взаимосвязи. Однако политизированные, поверхностные оценки роли и места религии в духовной яизни народов показали свою, полную несостоятельность, и данная проблема требует своего нового осмысления и новых подходов к ней.

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностями социального развития Республики Кыргызстан, идуцей к своему качественно новому состоянию, а такхе теки процессами в сфере духовной культуры, которые находят ныне противоречивое отрадение в кассовом и индивидуальном сознании, веруских и не-зерувакх.

Степень разработанности проблемы. Данная прсбдемз, несмотря на ее актуальность, является малоисследованной. За последние годы опублихован ряд научных статей^, авторы которых

* Социализм и религия // Коммунист. - 1538. - Н; Кдислиоа А.. Кктрсхкн J5.H. История и религия // Коккунлст. - 195/. -£* 12; хитрехин 1.Н. Религия э системе ку-.ьг.'зи //&•.?ка и рижгхя. - 2937. - * 8 ; Ere же. Религия и н.*цкк // Киука к уЗрслоиение сноски с«, ¡¡а след. стр.г

на оснсэе учета нового социального значения религии, в современных условиях, главным образом христианства, питаются по-новому осмыслить соотношение религии и духовной культуры, способствуя тем самым очищению теории свободомыслия от проилых идеологических деформации.

Обшие вопросы духовной культуры, ее структуры, закономерности развития глубоко исследованы в работах советских философов*. Философский аспект соотношения культуры и религии пая ал отражение в работах Д.М.Угриновича, Н.Байрамспхатова, В.А.Зо-ца. Из зарубежных ученых к этой проблеме посвящен труд А.Танеев.

В своей книге "Введение в религиоведение" Д.М.Угркнозич, исследуя место религии в обществе, ее социальные функции п социальную роль, считает, что "религия принадлежит зз ооновиои к сфера духовной культуры"^. Нельзя не согласиться с мнением ученого, когда он отмечает, что'"всякая попытка вынести религию "га скобки" человеческой культуры, представить ее ках своеобразную "антикультуру" несостоятельна методологически, ибо культура - зго вся материальная и духовная деятельность лездеЗ независимо от того, зиядется зта деятельность на правильной, адекватном отображении действительности или лояном, искак'ен-hom""5. Следовательно, метафизическое противопоставление религии культуре не в состоянии объяснить взаимопроникновение религии и искусства, религии и философии в определенноа*Иотор;;~

Продолжение сноски со 0.4.

религия. - 1990. - й 3 ;• Его же. Религия и ни // Кзкнтзсосл-ция: Филос.альманах. - Н., 1990; Культура. Нравственность. Религия: (Материалы "круглого стола*) // Вспр.фалософш;, -1990. - № II и др. .

* Арнольдов А.И. Культура и совреме:::-^- ~ \{, 1973; Боголюбова Е.В. Культура и общество. - И. 1978; Ддвидопич В.Е., Нданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростой н/Дону, 1979; Зле-бик Н.С. Культуса и общественный прогреос. - П., 1930; Ио-следозания в СССР по философским проблемам культуон. - й.,

Келле В.К., Ковальзон И.Я. Теория и и'отория. - (■!., 1981; Коган Л.Н. Цель и смысл йизки человека. - Ii., J934 ; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культ?« ри. - Ереван, 1973; Его ке. Теория культурц и оозременнаг/

~ М-. 1983; Межу ев A.M. Культура и история. - !*., 197/ и дтз.

0 .Г

•X Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - Ii., 1985.- С. 10)'. ^ Там ке. - С.103.

ческом этапе развития общества.

Последовавший проблемы духовной культуры в регионах распространения ислама Н.Байрамсахатов верно писал, что "духовная культура представляет собой как единство форм общественного сознания, так и систему образования и воспитания, сохранения и распространения культурных ценностей. В условиях господства религия все отк сторону духовного существования пронизаны ею, связаны с ней и контролируются ею"А. Действительно, в тех регионах, где ислам считался господствующим, там он имел боль- . шое влияние на характер развития духовной культуры этих народов.

Румынский учений А.Тэнасз, исследуя диалектику взаимодействия религии и культуры, отметил, что "'религия необходимый момент развития культуры, благодаря которому человек начинает формировать свое самосознание, иллюзорно осознает себя, свою силу, восполняет свои слабости, свою историческую ограниченность"^-. Религия как форма общественного сознания составляет один из компонентов духовной кизии общества, в условиях которого она функционирует.

Несмотря на схоаесть с вкшепере.численнини трудами., на теоретические выводи которых мы спирались, наше исследование имеет "свое отличие в том, что, ьо-первых, в условиях гуманизации общества коренным образом изменилось отношение к религии и различным концепциям в вопросах духовной культуры и ислама; во-вторых, оно выполнено на материалах Кыргызстана.

Изучении различных вопросов истории'ислама, свободомыслия, кх места и роли в духовной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Закавказья посвящены научные исследования А.И.Аб-дусамедова, А.А.Артшсова, Н.Ашироза, А.Б.Базарова, Дж.Б.Базар-йаева, Н.Еайрамсакатова, Н.З.Вагабова, Й.М.Дваббарова, С.Б. Лораенова, Г.М.Керинова, Т.С.Саидбаева, Н.С.Сарсенбаева, М.У. Ускааова, К.И.ХаПрулдаева, К.Ш.Иуленбаева и др.

В последние годы завидены несколько кандидатских диссертаций, г.освяаеяные проблемам соотнозения духовной культуры и

* ГАйраксахатоэ И. Лухозная культура народа и атеизм. - Ашхабад. 1951. - С.53.

Тзнасе А. 'Кудыура и религия. - К., 1977. - ".15.

ислама^.

В диссертации H.H. Мамадалиеза "Свободомыслие народов и .его значение для абиотического зоспитания" рассматривается творчество реуздовкх мыслителей Туркестана конца XIX и начала XX века, г;а:!шм образом их атеистические и материалногачео-кие мотивы и взгляды.

В диссертации И.Ш.Шаабдурахимозой "Обаечеяозеческие арпз-ствешшэ ценности в оэободсмыолии мусульманского оредневе-ксвья" (Х1-Х1У вз.) исследованы в основном нравственные Ценности з свободомыслии средневековых мыслителей.

Проблема переоценки роли религии и атеизма в фориироза-нии духовности и бездуховности в современных условиях исследована е диссертации Н.А.АкбароЕой. В своей работе она рао:срцва-ет ряд теоретических положений, связанных с проблемой духовности и бездуховности в условиях гуманизации общества.

В диссертации А.Н.Мансурова, на основе соцкальио~$илооомского анализа, исследозана и выявлена роль ислама з развития . духовной культуры народов Узбекистана, особенности ссзремешю-го соотношения элементов духовной культуры.

На материалах Кыргызстана била защищена кандидатская диссертация С.М.Мукаоова, носдедовавчего традиции свободоишция в духовной культура киргизского народа до о';тлброского парно-да. Однако вопрос о.религии как части духовной культуры народа специально автором не ставился.

Таким образом, следует отметить, что почти мет работ, специально поозявенных цельному исследованию проблемы тмпа. как части духовной культуры киргизского народа. ¡Зрнчгасй этому, на нас; взгляд, является то, что в течение длительного з рамени религия не признавалась в качеству компонента духовной

I

Нукаооз С.М. Традиции свободомыслия в духогаой культ/ре кио-гызского народа (дооктябрьский период). - !{., 1967; Мамада-лиев Н.К. Свободомыслие народов ч"его значение для атэият::-чеокого воспитания (на материалах Туркестана коша XIX к начала XX за.;. - Ташкент, 1990; Шаабдурдхииова И'.П. Сблзче-лоэеческне нравственные ценности з овооодоныолии м*-оулышн~ ск.ого средневековья (Х1-Х1У вв.). - Ташкент, 1930;" Акбаро-га Н.А. Переоценка роли религии и атеизма, в Формировании духовности в современных условиях. - Таакент, 1991; йаиоу-роз Л.Н. Влияния ислама на духовную культуру наосдоз (ооци-ально-философоккй.анализ). - Ташкент, 1992 к др".

культуры. Процессы демократизация V! гуманизации нашего общества создали возможность отказаться от ложных стереотипов представлений, оценок, извращенного понимания целей и задач духовного развития. Сегодня появилась реальная возможность назвать вещи своими именами, объективно оценить все социальные явления, в том числе место религии в структуре духовной культуры народов Средней Азии.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование места ислама как необходимого компонента культуры в духовном наоледии кыргызского народа, научный анализ диалектической взаимосвязи религии с другими элементами культуры.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

- обосновать взаимосвязь культуры и религии, определить место ислама в отруктуре духовной культуры кыргызского народа;

- раскрыть особенности и этапы проникновения ислама в Киргизия;

- выявить степень и характер, влияния ислама на обрядовую сферу;

- исследовать роль социально-экономических преобразований в Киргизии как важнейшего фактора секуляризации сознания и бита народа;

- выяонкть основные направления использования духовенством иоламских ценностей в отруктуре духовной культуры киргизов.

На завшту выносятся результата исследования соотношения кслама и духовной культуры на основании иоторичеокого и местного материала. •

Методологическая основа и иоточники диссертации. Методологической основой диооертации явились труды представителей клаосических филооо^ий и религиоведения по вопросам изучения и использования культурно-духовного наследия. Определяющее значение для диссертационного исследования имел закон "О свободе оозести и религиозных организациях". Кроме того, в диссертации использованы труда руооких ученых, исследователей внзнл и быта киргизов А.В.Бартольда, ■ С.М.Абрамзона и др. Диссертант опирался такие на героический эпо'о кыргызского народа "Наиао", фольклор.

Документальной базой исследования явились труды переломах каслателеЕ Кыргетстана проалых эпох, архизные материалы

ЦГА Узбекистана, а также данные результатов анализа материалов конкретно-социологических исследований, проведенных непосредственно самим автором диссертации. Объектами, исследования были студенты Оыского государственного педагогического института, учащиеся школ и население Ошской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана. При этом использованы .методы анкетного опроса, невключенного личного наблюдения, запрограммированного интервьюирования, анализа документальных материалов.

состоит в том, что в ней:

- предпринята попытка выработать новый подход к историческим этапам проникновения и распространения иолама на территории Кыргызстана;

- осуществлен анализ места и дрли иолама в структуре духовной культуры кыргызского народа;

- вскрыт механизм влияния ислама на нравственность и обрядовую сферу жизни кыргызов;

- выяснены причины и последствия воздействия социально-экономических факторов на секуляризационние процессы в условиях демократизации и гуманизации общества;

- выявлены особенности использования духовенство« реальных и мнимых исламских ценностей в структуре духовной культуры современного Кыргызстана.

Теоретическая и практически значимость^диссертации соо~ тоит в том, что выводы и фактические данные, содержащиеся в ней, могут способствовать дальнейшей разработке проблей культурного наследия Кыргызстана, в частности, в изучении похама как неотъемлемого компонента духовной культуры, рбсснозываз-мые в работе положения такке способствуют более углубленному понимания неста и роли ислама как в истории развития Кыргызстана, так и в современных условиях.

Основные положения и выводы диссертации имеот непосредственный выход в практику идейно-воспитательной работы. Они могут быть использована при чтении курса философии, историк культуры среднеазиатских народов, иотории религии и свободомыслия и истории народов Кыргызстана в высших учебных заведениях. Материалы диссертации могут стать основой спецкурса для студентов гуманитарных факультетов по проблемам иолама, а тая-ке диалога между исламоведами и представителями, мусульман о ко-

го духовенства.

Апробации диссертации. Она была обсуждена и одобрена на заседании кафедры Истории и теории религии и свободомыслия ТашГУ им. В.И.Ленина.■Результаты и выводы исследования докладывались на республиканских научно-практических и теоретических конференциях в Ташкенте (1988, 1990 гг.), в Самарканде (1991 г.), в г.Ош (1989 г.), в г.Алма-Ате (1990 г.). По теме диссертации опубликованы b статьи с обшим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих четыре параграфа, Заключения и Списка использованной литературы.

. П. ОСНОВНОЕ СОДЕРКАШЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе - "Место ислама в духовной культуре" - исследовано современное состояние разработанности понятия "духовная культура" и степень влияния ислама на нравственность и обрядовую сферу кизик кыргызского народа. В диссертации отмечено, что объективная сложность и многогранность самого феномена культуры, ее значимость в кизнн человеческого общества, проявляется уие в том, что если за время с 1891 по 1919 гг. было выработано лишь семь определений культуры, то в последующем тридцатилетии (1920-1950) их ч.сло возросло до 157, а в конце 60-х годов французский социолог А.Моль насчитал 250 различных определений и интерпретаций культуры*.

Феномен культуры изучают множество конкретных наук. Философии ке культура, в том числе духовная культура, интересует не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной хизин з целом. Обобщая имеющиеся трактовки зткх понятий, автор исследования определяет духовную культуру, прежде всего, как творческую деятельность людей во всех сферах общественного бытия и сознания, как совокупный продукт материального и духовного производства общества, охватывающий все исторически сложивзиеоя обзественные отношения и нредставляю-акй ообой сложный синтез форм духовной жизнедеятельности народа.

* Си. Коль А. Ссциодкнамика культуры. - М., 1973. - С.35.

В философской литература наряду с общепринятым делением культуры на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного, имеются попытки вычленения и других сфер культурной деятельности: изобразительно:*; (художественной) - Ц.Г.Арзаканьян , политической - М.Т.йовчук, Л.Н.Коган2. Отличая ценность высказанных мнений ученых, автор солидарен с выводом Н.Байрамоахатова о том, что разделение культуры на материальную и духовную сферу достаточно и логически верно^.

Многолинейность, динамизм, сложность структуры духовной культуры, ез относительная оамоотоятилышсть, породившая у представителей идеалистической философии представление о первичности духовного над материальным, выдвигают вопрос о тем, что составляет ядро, сердцевину духовной культуры. Среди существующих точек зрения автору импонирует мнение А.Г.Спиркина о том, что "сердцевиной духовной культуры является мировоззрение - обобщенная система взглядоз человека на мир и на свое собственное место з нем, понимание и ценностное отношение человека к действительности, осознание смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, зотетическ'Нх убеждений и идеалов лкдей"\ Мировоззрение, пронизывал .собой все компоненты, духовной культуры, выступает связующим звенон.

Больаинство отечественных ученых считает, что религия как одна из форм общественного сознания, как один из видов духовного производства является компонентом духовной культуры. Однако это признание не снимает вопроса о том, какое воздействие оказывала и оказывает религия на ее развитие.

Ответ на этот вопрос связан с решением ванного мотодоло-

См. Арзаканьян Ц.Г. Трактовки гуманизма в аозрзменных буржуазных концепциях культуры и цивилизации // От Эразма Роттор-дамокого до Бертрана Рассела. - М., 1970.

См.. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1975. С. ¿и.

3

• См. Еайрамоахатов Н. Духовная культура народа и атеизм. -Аахабад, 1991. - СЛбГ

Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция з ::отори и культуры. - М., 1978. - С.7-8Г

гического вопроса о функциях духовной культуры. Одна из них -это осуществление-преемственности, передачи накопленных достижений. До недавнего времени некоторые ученые в исследова- . нии преемственности в развитии духовной культуры не признавали в ней роль религии вообще, ислама в частности. Либо влияние ислама на духовную культуру среднеазиатских народов изучалось односторонне и только критически, не принималась во внимание взаимосвязь этих явлений, их взаимообусловленность и взаимовлияние.

Выяоняя место и роль религии в истории, развития духовной культуры, в диссертации, подчеркивается тот реальный факт, что религия всегда предполагает объективизацию верований, взглядов с помощью практических действий, знаков и символов. В качестве носителей религиозных верований выступают не только ритуальные действия, но и многие материальные предметы и изобра-венкя, либо включенные в систему культа и выполняющие функцию религиозных оимеолов, либо сохраняющие свои материальные "следи" в виде бытующих до настоящего времени орнаментов, узоров, традиционных символов в народном декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.

Возникновение религии как феномена культур« было исторической необходимостью. Благодаря религии формулировались первые элементы иллюзорного или реалистического самосознания становящегося человека. Но удельннй вез религиозного и рационального в культуре бал различен на разных этапах истории цивилизации ; и место религии в обдественном сознании в разное время было различным.

В диссертации охарактеризованы основные этапы развития духовной культуры народов Средней Азии, а также выяснены степени влияния ислама на ее уровень. Сливаясь с культурой народов Средней Азии, колам-в определенные периоды их истории, выступал как гооподствувшя идеология и оказывал сильное влияние на духовную оферу иизни людей.

Современные мусульманские богословы объясняют расцвет культу Р41 народов Средней Азии после утверждения здесь ислама кмеакэ его "благодатном" влиянием и включением в состав арабского халифата. Разделяя эту точку зрения в целом, автор под-черклгает, что. несмотря на безраздельное господство религиоз-

ной идеологии, в средние века, она как таковая не играла определяющую роль, обусловливаю^» особенности и своеобразие всей духовной жизни и духовной культуры среднеазиатского общества. В общественном оознании народов Средней Азии вычленились две тенденции: религиозная и материалистическая, источником последней явилиоь: во-пзрвых, естественнонаучная мысль среднеазиатского общества, Еозникаая на основе теоретического обобщения опыта исторического развития; во-вторых, достижения прогрессивной общественно-философской мысли, обусловленные анти-' арабскими, антифеодальными движениями народных маоо; в-третьих, проявления овободомыолия в общественном сознании народов Средней Азии, устное народное творчеотво; з-четвертнх, письменные источники, произведения класоиков средневековой Средней Азии.

В диссертации отмечается, что процесс утверждения и распространения иолама з каждом регионе проходил в особых специфических услозиях, проявляя определенную закономерность. В данном разделе предпринята попытка по-новому подойти к вопро-оу об истории проникновения ислама в быт и оознание хыргызоко-го народа, поскольку этот вопрос среди ученых до сих пор остается спорным. Некоторые ученые считают, что "...как период арабских завоеваний УП-УШ вв., так и позже при Тимуре и таму-ридах в Х1У-ХУ вв. не было соответствующих условий для распространения ислама в Киргизии""''. Большинство ученых, излагая собственно историю иолама киргизов начиная о позднего феодализма, не рассматривают раннесредневековый период распространения ислама и относят начало проникновения на территории Киргизии к более позднему периоду - к ХУП-ХУШ вв.

На основании сведений, письменных источников арабских и персидских авторов 1Х-ХП вв., а также отечественных ученых в диссертации подробно рассматриваются основные этапы формирования религиозных верований и представлений у кыргызов.

Исторический материал дает основания для утверждения о том, что история распространения ислама в Кыргызстане делится

^ дорженов С.Б. Распространение ислама в Киргизии я его современное состояние: Автореф.дис. ... канд.ист.н^к. - II., 195'к - С.5.

на три периода: I) домонгольский, 2) позднесредневековья и 3) завоевания края кокандскими ханами. Домонгольский период распространения ислама на территории Киргизии содержит два основных отапа: первый - 706-960 гг. - проникновение ислама в ореду оседлой части населения; ! второй - 960-1219тг. - признание иолама как официальной идеологии феодальной верхушки Кыргызстана*. Характеристика первого этапа закономерно выдвигает вопрос о путях и формах проникновения исламской идеологии. Автор склонен согласиться с выводами В.В.Бартольда о том, что столкновения тюрков с арабскими войсками начались в конце УП в., но мусульманскому завоеванию области, населенные тюрками, не подвергались: ислам распространился там путем религиозной проповеди под влиянием не столько арабов, сколько персов. 2то было свойственно и населению Кыргызстана. В отличие от оазисов Средней Азии Киргизия не была завоевана арабами, ее население относилось к исламу как к чукдой религии, но он дал о себе знать мирным путем - путем торговых караванов и мусульманского проповедничества. В качестве форпоста мусульман уже в IX в. стал г.Ов и другие приферганские города, обеспечивающие выгодные позиции мусульман по притяньшаньским маршрутам Великого шелкового пути и почти во всех городах по нему были соборные мечети. Арабо-персидские источники уже в X в. перечисляют десятой городов с мечетями на территории современной Киргизии. Тогда же получило широкое распространение и возведение мавз.олеев. Второй этап характеризуется развитием строительства мечетей и мавзолеев, созданием архитектурных памятников, являющихся орудием пропаганды ислама в северо-восточных окраинах мусульманского Востока Х-ХП вв., распространением арабской и перс^ско-таджикской письменности. В конце X в.'-

начале XI в. восточным форпостом мусульманской цивилизации становится город Балаоагун и Кашгар. В 1069 г. была написайа дидактическая поэма "Кутадгу билиг" Юсуфа Еаласагуна - первый дошедший до нас письменно-литературный памятник арабской графики и первым известным нам тюркоязычным выражением ислаиокой

* См. Чороев Т.К., Урстанбеков Б.У. Основные этапы распроотра-

• нения ислама в Кыргызстане в УП-Х1У вв. // Вопр. истории материальной и духовной культуры Кыргызстана. - Фрунзе, 1987. -О» ¿У.

идеологии.

Второй период истории ислама в Киргизии - период позднего средневековья характеризуется размытостью его проявления, спадом активности проповеднической деятельности мусульманских богословов среди населения, ярко проявляющейся мимикрией ислама и языческих верований кыргызов. Ислам в этот период сохранился как идеология феодальной верхушки, философов и поэтов, либо как мистическое учение, тесно связанное с народной религией, бытовой формой ислама. И не случайно именно суфизм, в отличии от ортодоксального ислама, более успешно справился о миссионерскими задачами в среде кочевых племен. Хотя в целом процесс распространения ислама среди кыргызоз-кочевников з северных и в горных районах края шел медленнее, чем ото было среди оседлого населения, мусульманская идеология воспринималась поверхностно, не проникая глубоко в сознание масс. Это объяснялось, во-первых, кочевым образом жизни; во-вторых, слабыми, связями с оседлыми народами, в-третьих, отдаленность!) края от религиозных центров Средней Азии.

Третий этап истории ислама Кыргызстана связан с историей завоевания края кокандскими хатами в первой четверти XIX в., которые видели в исламе главную опору для своего господства. Основное средство насаждения ислама в Кыргызстане кокандскиз завоеватели видели в направлении в край мулл; ишаков, святых и дервишей в качестве проповедников религиозного учения. Насильственному насаждению иолама кокандскими завоевателями среди кыргызов способствовали и кыргызские феодалы. Влияние ислама в юяных районах было сильнее, чем на севере края.

Ученые ислама постепенно входило в быт и язык кыргызского народа. Его идеи распространялись среди неарабских народов только на арабском языке и арабские слова, понятия стали проникать в лексикон кыргызов, составлял до 5,15% его объема. Как форма социальной политики и идеологии ислам определял весь образ жизни народа. Любое человеческое действие, по требованиям ислама, начиналось с повторения аятов Корана. Одно-ь'ременно влияние ирано-арабской гуманисйТчеохой науки и культуры в области медицины, астрономии, этики, эстетики, филооо-фии, литературы было значительным.

Большое влияние ислам оказал на обрядовуп сферу зизии

киргизов, утвердив сложную, специфически восточную религиозную обрядность.. В диссертации приводится подробная характеристика мусульманских праздников и традиций, а также праздников, не имеющих прямого отношения к исламу, но широко распространенных у народов Средней Азии и вплетенных в ткань мусульманского образа жизни, например, неизвестного еще с дозороастрий-ских времен исконно народного праздника "Навруэ".

В конце раздела делается вывод о том, что своеобразие истории ислама в Кыргызстане, ее сложность, многостадийность и опосредованность определили специфику его влияния на духовную жизнь и культуру кыргызского народа, а также диалектическую противоречивость этого процесса и синкритический характер как верований, так и обрядности кыргызов.

Во второй главе - "Повышение социально-экономического уровня жизни народа как фактор сужения влияния ислама на его духовную культуру" - на основе исторического, фольклорного, литературного материала, показателей результатов анализа конкретно-социологических исследований прослеживается процесс становления и развития духовной культуры кыргызского народа в сопряженности ее с социальными, экономическими и политическими процессами в обществе. Исследование этого вопроса позволяет автору сделать вывод.о том, что царская Россия, с самого начала колониальных захватов преследовавшая свои интересы в Средней Азии, выступала не только в качестве колониального угнетателя нарсдоз, трудящихся масс,, но и в роли духовного поработителя. Превращение края в сырьевой придаток России, стремление русифицировать народы, убить среди них зачатки государственности, стеснять язык и т.д. - все это было направлено на то, чтобы сохра' ить в крае старые феодально-патриархальные отношения и навсегда оставить трудящихся темными и невежественными. Однако не следует игнорировать противоречивость характера последствий подчинения края к России, их объективно-прогрессивное значение для. Кыргызстана, включавшую Киргизию в орбиту капиталистического развития. Прогрессивная общественная мысль, передовая русская культура способствовали поднятию материальной и духовной культуры народа. 3 развитие культуры и науки в Кыргызстане большой вклад внесли крупные русские ученые П.П.Семенов-Пеньков, Н.М.Пркевальокий, А.П.Федченко, '

В.В.Бартольд и др. Ими был написан целый ряд научных трудов по этнографии, геологии, истории., географии, культуре кыргызского народа. Вместе с тем, они привлекали в качестве своих помощников представителей местного населения, которые учились у них и в дальнейшем шли по их стопам.

Духовная жизнь народа в конце XIX - начале XX вв. также как и социальная, экономическая и политическая регулировалась царизмом, представителями местной власти, и духовенством. Все то, что многие другие народы вложили э различные виды культуры свою иоторию, свое видение мира, систему своих воззрений, ■ свое этническое самосознание, киргизский народ вложил в оозда- . ние устного, прежде всего эпического, художественного творчества. Каждому жанру богатого кыргызского фольклора - пословицы и поговорки, народные и жанровые песни, загадки, оанаты, насняты, сказки и т.д. била отведена определенная воспитательная и познавательная функция. Не случайно в народных эпосах "Манас", "Семетей", "Сейтек", "Коджажаш" и др. воспроизводились многие фрагменты доисламской истории кыргызского народа. Устная народная традиция сохраняла известную автономию от исламского влияния. В дисоертации приводится характеристика основных видов кыргызского устного народного творчества, а также отметается влияние на них мусульманской дидактики и нравоучительных филоссфоко-религиозных "химкетов" среднеазиатского суфия и мистика Ахмада Яссави, жившего в Туркестане в ХП в. п пользовавшегося огромным влиянием ореди кочевых народов Средней Азии. .

Особое место среди фольклорного эпоса кыргызского народа занимает "Манас", состоящий из трех частей: ообственно "Манас", "Семетей" (сын Манаса), "Сейтек" (онн Семетел). Недав-' но отало известно, что у китайских киргизов "Манае?~состоит. из 7 частей. По своим размерам "Манас" является монументальным эпосом в мире, законченный вариант его в 5 раз больше персидской героической поэмы "Зах-намэ", в 24 раза больше "Илга-дц" и в 20 раз больше "Одиссеи". Впервые "Нанао" был полностью записан со слов крупного талантливого маяасчн Сагынбал Оразбакова (1967 г.). Значение "Манаса" в общественной и культурней жизни кыргызского народа исключительно велико.

Ныне, когда происходят.демократические преобразования зо

всех сферах кизни кыргызского народа стало возможным вернуть народу многие художественные ценности, открыть доступ к трудам мыслителей прошлого, реабилитировать таких представителей литературы, подвергнутых в свое время остракизму, как К.Тыныс-танов, М.Кылыч, А.Арабаев и др., знакомиться с социально-политическими и философскими взглядами и мыслями акынов прошлого Женижок, Ы.'Шайбеков, Арстанбек, Калыгул и т.д.

В диссертации прослеживаются процессы, связанные с развитием культурной революции в крае с ликвидацией безграмотности, становлением и развитием кыргызской литературы, драматургии., поэзии, театра, музыки, сферы обрядности. Анализируя достижения в духовной и социальной сфере кыргызского народа, произошедшие за последние 70 лет, автор подчеркивает, что культура Кыргызстана, обычаи и традиции его народа лишились питательных корней, был разрушен особый уклад кизни, прервана преемственность воспроизводства духовных ценностей. Но сегодня у людей появилась уверенность в том, что можно возродить национальную культуру, восстановить и дополнить духовное наследие народа. В общественном сознании эти надежды овязаны с исламом, ро и определяет наряду с другими факторами рост интереса и ' внимания к нему среди всех слоез населения.

. Мусульманские религиозные организации и олужители культа особенно большие надежды возлагают на взаимосвязь религиозного к национального, заинтересована в том, чтобы она не ослабевала, а усиливалась и питаатся внедрить в сознание пасс нисль <5 невозможности сохранения их самобытной национальной культуры и традиций вне ислама. Социологические наследования, проведенные автором, показывает, что воспроизводство ислама все больше и больше становится зависимым от национального фактора. Из тысячи опрошенных респондентов в различных областях Кыргызстана более 65$ религиозную принадлежность связывают с национальной. В диссертации приведены данные результатов.анализа материалов конкретно-социологических исследований, автора. Сознание сопричастности человека к данной национальной общности становится одним из главных социально-психслогичеоких факторов, 'используемых мусульманским духовенством для активного -воздействия не только на верующих, но и на незрелых ь мировоззренческом отношении неверующих, в том числе и на молодежь.

Отождествление национального и религиозного в современных условиях проявляется более заметно, чем когда либо.

Под влиянием существенных перемен в экономической, политической и духовной сферах растет самосознание кыргызского народа. Как известно, национальное самосознание включает: сознание этнической принадлежности, приверженность к родному языку и национальной культуре, национальным традициям, обычаям, обрядам и ритуалам, идея чувства уважения и любви к истории народа, к его героям и т.д. Из всех структурных элемзн.тов национального самосознания наиболее устойчивым его элементом является чувство этнической принадлежности.

У верующих формирование национального самосознания происходит не только на базе прогрессивных национальных черт кизнн, но и под влиянием религиозной идеологии, ее нормативно-моральных установок и традиций, передававшихся из поколения в поколение и рассматргаающихся как часть национальной психологии и уклада жизни.

Использование и спекуляция на религиозных чувствах ладей, попытки культивирования под видом национальных особенностей реакционных обычаев и традиций, отживших, архаичных форм национальной культуры выотупагат ныне как проявления национализма. Народ Кыргызстана за свои многовековую история выработал немало демократических традиций и обычаев, заслуживающих всяческого распространения и поддержки в наши дни: патриотизм, любовь к Родине, защита Отечества, гостеприимство, уважение к старшим, честь и т.д. Но вместе с тем есть и специфические для киргизов моральные категории и традиции, определившиеся их образом жизни: купля и продажа (калым) женщин, но отсутствие их затворничества, относительно слабое проявление религиозных -традиций в воспитании девочек, отсутствие, традиции ■ для женщины носить паранджу, наличие этичзской нормы обращения жены к мужу в вежливой форме на "Вы", также как и младших к старшим и т.д.

На современном этапе общественного обновления все больше вникания приобретают вопросы возрождения неоправданно забытых народных традиций, их всемерного обогащения и развития, укрепления дружбы и взаимопомощи между народами, интернационализация общественной жизни. Говоря о духовной обшности мнегокацио-

надьного Кыргызстана и формирование на этой основе научного мировоззрения, нельзя обойти молчанием языковые проблемы, поскольку авторитаризм, жесткая централизация, переводы с арабского на латинский, а затем кирилический алфавит языков народов Средней Азии не могли не привести к определенным потерям, к нарушению закона преемственности в духовной культуре. Сегодня - время исправления ошибок и забота каждого народа о развитии своего языка, своей культуры должна восприниматься как закономерность, но не как проявление национализма.

В диссертации отмечается, что в нашей стране проводилась длительная широкая и весьма расточительная кампания по вытеснению религиозных обрядов новыми, светскими, однако, результаты ее более, чем скромные. В связи с этим проблематичным является и вопрос о необходимости различать религиозные и народные обряди, правомернее было бы говорить о мере сочетания светского и религиозного в них, об использовании всего ценного, прогрессивного и позитивного в духовном наследии прошлого для возрождения духовности, нравственного оздоровления общества и развития национального самосознания кыргызского народа. Автор далек от мысли о том, чтобы в условиях сегодняшнего дня не учитывать исламские ценности в системе духовной культуры и игнорировать их кначение в развитии духовности кыргызского народа. Но этот процесс должен развиваться в рамках закона "О свободе оовести и религиозных организациях11, обеспечения и соблюдения гарантий подлинных свобод и плюрализма.

В_закл^еН1^адо£е£тации пь. основе объективного научного анализа места и роли ислама в духовной культуре кыргызского народа сделан ряд практических рекомендаций, направленных на дальнейшее повышение эффективности нравственного, патриотического воспитания трудящихся масс, которое выражается б следующем:

I. Изучение положения ислама в прошлом имеет важное теоретическое и практическое значение для исследования истории философской и общественно-политической мнсли в Средней Азии Казахстане. Ислам, как один из компонентов духовной'культура, содержит в себе философокие взгляды, социальные и этические концепции. Поэтому сбор и издание духовного наследия народа, без "украшения" исторической правды играют огромную ооль

процессе гуманизации нааего общества.

2. В пропаганде духовных ценностей народов среди трудящихся большую роль играют республи кап с ум е средства массовой информации (радио, телевидение, печать). Поэтому, мы рекомендуем открыть рубрики: "Духовное наследие киргизов", "Народные и религиозные традиции", с привлечением ведущих ученых философов, исламоведов целесообразно систематически обновлять тематику этих передач.

3. Возрождение и применение истинно народных обычаев, обрядов, традиций киргизов в жизни обогатили бы народную культуру и тем самим способствовали бы развитию самосознания и самоутверждения народа. Для этого предлагаем с привлечением писателей, историков, исламоведов разработать сценарий этих народных обычаев и традиций с последующим распространением их сре- . ди аироких слоев населения.

Результаты исследования, основные теоретические положения и выводы могут быть использованы при чтения курсов философии, истории, религии и свободомыслия, истории культуры среднеазиатских народов в высших и средних специальных учебных заведениях, а также они могут служить для разработки спецкурса студентам гуманитарных факультетов по проблеме "Ислам как часть духовной культуры".

Основное содержание диссертации отражено в оледующнх пуб-ликациях_диссертанта:

1. Условия формирования основ атеистической убежденности учащихся в процессе идейно-нравственного воспитания на уроке и во внеурочное вреда // Актуальные вопросы совершенствования атеистического воспитания студентов и учащихся: Материалы конференции. - Ташкент: Укитувчи, 1988. - С.31-32 (в соавторстве).

2. Взаимосвязь интернационализма и атеизма з воспитании сельской молодежи // Научно-теоретическая конференция молодых ученых СнГПй. Тез. докл. и сообщ. - Ош. 1989. - С.7-8.

3. ЗччимодсЯствие религии и духовней культуры как объект р.г.учаогр -'следования //Ленинское наследие: социально-философ-с.тле и гкл'.вев.че проблемы обновления общества: Науч.-теоретич. кенф. одчх учшшх-оевдетвоведов. - Таакент, 1991. - С.36-39.

'к Религия и духовная культура: на перекрестке мнений. (3 помо'5:- лектору). - Олг С£з»отзо "Знание" СасхсЯ области Рео-публяхи Кыргызстан, 1991. - I п.л.

Подписано к печати lZ.CZ. 1992 г. Формат бумаги 60x84 1/16. Заказ В Ыо. Тираж 100 акз. Объем I п.л.

Отпечатано на ротапринте в типографии ТашГУ им. В.И.Ленина. Адрес: 700095. г. Ташкент, ГСП, Вузгородок, ТааГУ.