автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Метафизика М. Ф. Шакки и историко-философская традиция

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Кошкарян, Марианна Саркисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Метафизика М. Ф. Шакки и историко-философская традиция'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Метафизика М. Ф. Шакки и историко-философская традиция"

АЭДИ/Ш НАУК СССР

ордена трудового красного аишш

институт философии

Па правах рукопиои

ШШРЯН Марианна Сэркисовна

готафибика м.ф. шакки

и историко-филосоасш трддания

Специальность 09.00.03 - Истерия философии

Автореферат диссертации на ооиокаша ученой степени кандидата философских наук ■

Москва - 1991

Работа выполнена в оактора истории западной философии Института фляооофии АН СССР.

Научный руководитель: доктор философских наук K.M. ДОЛГОВ

Официальные оппоненты: доктор философских наук Б.Л. ГУКЛАН кивдидат философских неук II.И. ЕЛАУБЕРГ

Ведущая организация: отдел филооофоких наук ИНИОН АН СССР

на заседании Специалиэироваиного совета до иотория философии (Д.002.29.01) Инотитута философии АН СССР по адресу: 121019, Москва, ул. Волхонка, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в биолдотеке Института философии АН СССР.

Авт0паъйпзтхпяяпп±ви: : V _1991 года.

Защита ооотоится

U.U. ФЕДОРОВА

ОЩЛЯ лАРАКТЕРКСТТКА РАБОГс!

Актуальность тэш исследогяния. В ияотеяпон врош все (;олеа насущной теоретической задачей при изучения богптейшаго философского наследия XX вэкэ предотавляэтся обращение исследовательской мысли к многовековой традиции хриотианокой фнлосойпи. Очевидно, что здесь особенно следует выделить тому метафизики; теперь

она становится предметом все более глубокого, пристального внимания как в мировой, так и в отечественной философской литературе. Диссертационное исследование, посвяаенноэ анализу оригинальной философской метафизической системы, созданной выдающимся современным итальянским религиозным шелителем, МЛ. Шаккой, в то же время представляет собой и исследование ледащей в основа этой системы христианской религиозно-философский метйфизйки, исследование всей метафизической традиции, без осноезтольного ^лакомот-ва с которой постижение современней философской культуры Запада неизбежно будет неполным.

Постановка и анализ ваянейших проблем метафизики как в историческом срезе, так и в контекоте современного учения, которое безусловно отразило духовные стремления эпохи, восполняет и другой пробел, очевидный в отечественной литературе: речь вдэт о недостаточной изученности современной религиозно-философской шола Италии, о существующих здесь "белых пятнах", к чиолу которых относится творчество ряда крупных философов, и в том ч оде М.Ф. Шакки (1908-1975). Хотя имя М.Ф. Шакхи пользуется широкой известностью, его глубоко оригинальное творчеоков неследке почти не рассматривалось у нас в стране и еще очень мало исследовано зв Рубеком. М.Ф. Шакка - создатель философской метафизической сио-темы, включающей в себя главным образом онтологию и философскую антропологию. В центре философских исследований М.Ф. Шзкки - поиск хонституирупцих принципов "мыолящего бытия". Данная диссертация является первым в отечественной литературе исследованием о М.Ф. Шакка. _

И, развивая далее мысль о том, что в сравнении о ведущими направлениями религиозно-философской мысли во Франции, Германии, США религиозные течения итальянской философии изучены гораздо ьъпьав, в качестве примера стоит сослаться на "хриотванокий спиритуализм" (1945-1968 гг.). В диссертации осуществлен ачоыя1 гак проблшшого ядра этого направления, так в б целом ошритуаетс- .

'1'йч0ч.к0П трэдпцир б истории европейской роли1?;озко--$илософскоа шоли.

Анализ учения М.у. Шакки в диссертации тесно связан с исследованном творчества крупнейшего итальянского философа-спиритуалиста Х1л века А. Роак'ни-Сорбпти (чье творчество мало изучено у нас), в котором автор диссертации видпт непосредственного предшественника l.i.'i. Ыакки, оказавшего на главу "христианского спиритуализма" (а М.Ф. L'aKKa был лидером этого направления) значительное влияние. Диссертационное исследование позволило выявить как влияние на М.Ф. Шакку традиции христианского спиритуализма, от А. Розшши-Сербати до наших дней, так и несомненное воздействие на его учение других ведущих направлений религиозной философии XX веку; з иэрвуъ очередь, пероонализма, экзистенциализма, "философии духа" ц др. Осуществленное в диссертации исследование философии М.Ф. Шакки а свете этого взаимодействия позволяет обнаружить общность проблем, выявить точки соприкосновения мезду ними, и, одновременно, расхождения в решении вопросов, касающихся человека как духовного существа. Вклад 1Л.Ф. Шакки в разработку этой проблематики весом и уникален; изучение его наследия имеет духовное, культурное и этическое значение.

Состояние научной разработанности темы. Диссертационная работа представляет собой первый в отечественной литературе опыт исследования религиозно-философского учения М.Ф. Шакки. Автор даооертации опирался на труды советских ученых в области современной итальянской философии: наиболее разносторонние исследования в сфере итальянской философии и культуры принадлежат Долгову K.M., Грецкому М.Н., Эфирову С.А. Как уже отмечалось, итальянская религиозная философия наименее исследована в сравнении о такими регионами христианской философской культуры, как религиозная философия франции либо германояэычннх стран. В то ке время в советской историко-философской литературе ведетоя значительная исследовательская работа по проблемам, тесно связанным с темой настояней диссертации. Это, в первую очередь, работы, посвященные проблемам европейской метафизики, интерес к которой заметно возроо в последние годы. В данной связи хотелось бы выделить особо работы А.Л. Доброхотова.

Другая актуальная область исследований, слугшзиая ирч разработке теш важной теоретической базой, ото работы по современной католической а протестантской философии Г^б^ана Б.Л., Каш-лева U.A., Кузмицкаоа B.iü., Митрохина Л.Н. Наряду с этим автор \ имел возможность опереться на богатый опыт отечественной философской литературы, посвященной исследованиям истории христианской философии в koiitgkcto мировой культуры: ото труди Авершлюва С.С., Васильевой Т.В., Гандэшю В.П., Гаддннко П.П., Лосева А.1?., Майорова Г.Г., Столярова A.A., 1«ачалина ¡O.A. и др.

В советской философской наука существует обш;:рнпя иссладо-вательская литература по важнейшим направлениям современной западной философской мысли. G некоторыми из них - прежде всего, персонализмом, экзистенциализмом, особенно религиозным, - тесно связано учение ¡Л.Ф. Шакки, а также судьбы рассматриваемого в диссертации направления христианского спиритуализма. Иссдвдоъания в этой области современной западной философии принадлекат Елауберг И.И.; Вдовинон И.О., Григорьяну Б.Т., Гайденко П.П., Долгову K.M., Кисседю !Д.А., Кузьминой Т.А., потрошиловой II.В., Митрохину Л.Н., Ойзерману Т.И. и др.

В то же время следует отметить, что в диссертации философия М.Ф. Шакки анализируется в достаточно нетрадиционном для отечественной исследовательской литературы ракурсе, а именно, под углом зрения основных тем и проблем христианской религиозно-философской метафизики. В этом плане автор диссертации ориентировался на традицию западной, преимущественно католической истории филооо-фии, а также на посвященные истории христианской философской ш-' ели труды русских философов: Блонского И.И., Введенского А.11., Карсавина Л.П , Трубецкого С.Н., Эрна Б.Ф. и др.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является показать связь философской системы гД.О. Шакки с традицией религиозно-философской метафизики з западноевропейской философии. Для этого автору диссертации пришлось решить ряд других задач, среди которцх надо выделить оладукдне:

- выявить метафизическое ядро философских трудов Ы.Ф. Шакки;

- структурировать, по возможности, учение ¡Д.Ф. Шакки, определив в нем главные сферы развития принципов метафизики (таковыми, как показывает аналиь, являются: онтология и философская антропология); продемонстрировать обусловленность подхода М.ф, Шак-

ки к тем или иным проблемы философии основным принципами его . метафизики;

- проанализировать связь философской систеш ¡.1.Ф. Шакки о наиболее значительную сиот8!<й>,ш в истории христианской Философской мысли (Платон, Августин, Сома Аквпнский), равно как и в итальянской философской традиции (А. Розмини-Сербати);

- лрсдемснстрироватъ нрекмущественную связь философского учения Ц.Ф. Шайка со спиритуалистической линией христианской философии: традицией неонлэгошззш, августиш1?ма, раннего христианства (Григорий Иааианзин, Григорий Нисскчй, Боэций), о тайке Ансэлъш Кенгэрбарийского, с&ц-Викторианской школы, цистериан-цаа, и, с ХШ в. - $ранцислакцав;

- показать, что, хотя корни философской систеш М.Ф. Шакки - глубоко в прошлое, том не менее сама философская система итальянского философа представляет ообой новое явление.' Философская рефлексия Шакки направлена как на проблемы, поставленные философией Козого грэж>ни (в первую очередь, учение о самосознании Декарта), так и не проблемы, общие для философии нашей &похи, пре-вде всего, персонализма, экзистенциализма, "философии духа" (свобода, время, смерть и др. в их современной постановке);

- вскрыть органичную связь мезду традицией философской ме-яефяаики я христианством; ::оатъ, что учета М.Ф. Шакки являет собой синтез "автономно!':/ развития современной философской шсли и религиозно-метафизической философской масли Запада;

- проанализировать причины возникновения подобного синтеза. (Гак, анализ творчества М.Ф. Шакки подводи? к выводу, что к это-цу синтезу его привела потребность обоснования человека как мыслящего существа, что, по убеждению М.Ф. Шакки, невозможно без опоры на традицию христианской онтологии.);

- показать, на примера М.Ф. Шакки, что подобный синтез современной философии о исторической традицией христианской философии, "примиряющий", в том числе, различные традиции в рамках самого хриотйаастЕа, - одна из перспективных линий в развитии современной европейской философии.

Теоретичэокио г методологические основы работы. Диссертационная работа выполнена на материале истории философии, в первую очередь на основе илальянокой религиозной философии; при этом автор диссертации опирался на опыт отечественной и зарубежной философской литературы б области методология иоторпко-философ-

5 •

ских исследований, па достижения исследовательской тэдсли в области современно,! религиозной философия, па западную философскую литературу, прежде всего католическую.

Научная новизна исследования. Диссертационная рэбота - первое в отечественной философии исследование, поскпценное творчеству крупнейшего итальянского философа XX века М.Ф. Иакки. Диссертационная работа восполняет известный пробел в согагской философской литературе и в более широком плане. Ряд наиболее значительных в истории западноевропейской мысли философских систем рассмотрен в диссертации в контексте христианской культуры: проанализирована обусловленность этим рэлигиозннм контекстом ряда важнейших проблем философской метафизики. Новнй горизонт дзет во зможность сосредоточить внимание на основных проблемах 1. лафпзи-ки, которым в советской историко-философской мысли посвящались лишь единичные работы. Среда важнейших из этих проблем,- анализируемых в диссертации, следует назвать проблему онтологии.

Научно-практическая значимость работы.. Диссертационная рабо та, а также опубликованные на ее основе статьи диссертанта, могут служить основой для подготовки лекционных курсов псторико-фи досовской направленности (в частности, по истории западной роли-гиозно-философской мысли, онтологических учений), а также для-лекционных курсов по современной итальянской философии, способствующих ознакомлению широких кругов общественности с философией и культурой Италии в XX веке. '

Апробация научных результатов работы и ее научно-практической значимости. Диссертация обсуждалась я была рекомендована к защите сектором истории западной философии Института философии Alt СССР. Результаты диссертационного исследования использовались диссертантом в следующих курсах лекций для студентов и аспирантов Московского физико-технического института в I989-I99I гг.: "Современная итальянская философия"(6 ч.); "Современная католическая философия" (G ч.) (ом.: Кошкарян'М.С. Современная католическая философия // Програг-мэ спвцизльшх курсов по философии для аспирантов и студентов ШТИ. - М.: ШТЙ, 1991. - С. 17-19); "Религиозная метафизика и ее истоки" (30 ч.) (см.: Кошкаряи М.С._Религиозная мегафяз:;.'з и ез истоки // Сб. прогрет кзфадрк "Исто-рня культуры" для студентов всех факультетов МФТИ на 199Q-I9S! гг. - 1,1.: ¡ЖГЛ, 1931. - С.-48-53).

Основные положения диссертация были представлены диссертантом в выступлениях на ряде научно-': < оретичоских конференций. В их.числе: доклад "Христианский спиритуализм в Италии (1945-1968): истоки и судьбы" (УТ Межвузовская конференция молодых ученых и специалистов з Ленинграде; ЖУ, апрель 1988); доклад "Метафизика М.Ф. Шэкки и историко-философская традиция" (Всесоюзная конференция молодых ученых - историков философии, М., Институт философии All СССР, май 1989); доклад "Онтология М.Ф. Юакки" (Международная конференция "Теология, философия и космология: Запад к Восток". Краков, май 1991).

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение и библиографию.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИИ PAB0TU

Во введении обосновывается актуальность теш диссертации, характеризуется степень ее разработанности в научной литературе; определены цели и задачи исследования; представлен обзор пьющейся отечественной литературы' как непосредственно по теме диссертационного исследования, так и по более широкому кругу проблем, связанных с избранной темой, - философских, теологических, культурологических. Во введении ко автором диссертации предварительно обрисована новая для пашой литературы фигура италх>янокого философа М.Ф. Шаккв, дани основные характеристики его творчества. Так, М.Ф. "1акка (1908-1975) охарактеризован, в первую очередь, как создатель .оригинально!! метафизической систош; ее основными сферами являются онтология и философская антропология. Помимо то го, М.Ф. Шакка - блестящи!-! историк философии: его перу принадлежит большое число работ по античной и 'средневековой философии, итальянской философии XX века. И,, наконец, М.Ф. Шакка - прекрасный организатор, один из инициаторов Галлэратского движения, -ежегодных конгрессов, организованных философским факультетом общества Иисуса в г.'Галларато, объединявших христианских философов различных направлений. Для читателя становится очевидным, что фигура М.Ф. Шакки - одна из ключевых (если не ведущая) в философской жизни послевоенной Италии I95Q-I970 -х годов.

Ро введении также дано -определение теорогпко-кетодояогичес-ких основ диссертационной работы,' очерчена сфера ее новизны, ее научно-практической значимости.

Глава первая "Основные этапы творческого пути Ы.З. Шакки" посвящена рассмотрении эволюции мировоззрения Ы.Ф. Шакки, становления его метода.Итальянский философ, как показано в диссертации, порезал увлечение различными философскими направлениями, духовными исканиями своого врошн». В творчестве Шакки выделены три периода. Первый - это период поиска на базе философии актуализма Д-«. Дкентнле, с постепенным отказом ст игошгонтизыа; второй период - время, когда И.О. Шакка относит слое учение к "христианскому спиритуализму" (собственно, именно он ввел чпер-этот терьиш); и паконоц третий период - период создания им собственной штгфдаичеокой сзстеш, кстору» он называет "философией иитегральности" (под которой он подразумевает гармоничное учение о человеке как о целостном, духовн -1 существе). В диссертации подчеркивается, что собственная философская система била создана Ызккой /ишь на этом, позднем, этане ого творческой деятельности: именно дошшЛ пориод и избран преимущественно предметом диссертационного исследования.

Анализ различиях этапов творческого пути 1Л.-5. Шакки позволяет выявить генезис ого самобиткой философской системы ~ "философии интоградьнооти". Итальянский 'философ, как покапано в диссертации, па протяжении всего своего творческого цуги рззшалял над решением одной проблеш: проблемы человека как духовного существа. которая стала для него, в итоге, также проблемой онтоло-ги .некого статуса человека. Анализ философских искании М.Ф. Шакки обосновывает вывод о том, что обращение М.2>. Шэкки к традиционно!, у христианству было связано с невозможностью для него решить проблему человека - т.е. обосновать человека как духовное существо - вне контекста христианской культуры. Так же, как создание им позже собственной метафизической системы, явившееся следствием неудовлетворенности "христианским спиритуализмом", бш'о обусловлено невозможностью решить данную проблему в одних лишь рамках тех пли иных направлений современной философской мц-сли ("экопержентализил" А. Алиотты, актуализма Дж. Даентиле, христианского спиритуализма), - учантй, в 'которых не обосновывался онтологический статус человека, но были разработаны онтология и философская антропология.

В глава дан анализ объективного характера причин, делавших невозможной реализацию М.Ф. Шаккой его задачи в рамках оозремег-

них философских направлений. Показаны роль размышлений философа над дроблбмой морали, влияние, которое оказала на эти размышления постановка проблем морали в литературе XIX-XX веков, в том Числе, у русских писателей (S. Достоевский, Л. Толстой, Е. Замятин, Б. Пастернак и др.). В заключение речь вдет о мыслителях, окончательно шрадвлжвших интерес !Д.Ф. Шакки к христианской метафизике - Августине и А. Розмшш-Сербати;' н последние годы кизни философе., в иерлод разработки им собственной метафизики, это Фо-гла Акяьнекий.

В главе второй "Онтология М.Ф. Шакки" изложены и проанализированы основные идеи учения Шакш; о бытии. (Бытие едино, полагается самим собой, ограничено небытием; взаимная пронизчн-мооть бытия и шмления; бытие дано нашему уму в форме бытия как ¡■'дай; о последнем дух имеет изначальную интуицию - "ннталлнтаг-И<Ш" > сознание присутствия в уме его бесконечного объекта.) Выявлены и проанализированы "уровни бытия" б онтологии Ы.ф. Шакки: быгле как Идея, экзистенциальное бытие и роалыюо (природное) бите i разуу.еегоя, Абсолютное бытие несводимо ки к одной из своих форм. Подчеркнуты характерные черты онтологической систеш ¡¿.v. Uukkb. Так, согласно Шакке, ь человеке присутствует Идея, а но бытие в полноте своих форм. Один лишь Бог - Абсолютное бытие -есть бытие в себе, поскольку Бог существует независимо от духа, который ого мыслит, внешним по отношению к нему образом. Присутствие Идеи делает человека причастный бытию в себе следующим образом: Идея присутствует и в божественной Уме и в уме человека, и в том и в другом она "идентифицируется", причем в Боге оно идентифицируется с его Умом. Идея объединяет Творца о тварью, и Человек - посредством интуиции Идеи -' участвует в бытии.

В главе дан сравнительный анализ онтологии М.Ф. Шакки и философских учений Августина и А, Роэмини-Сербаги. Выявлена близость иаккианского учения о бытии как Идее, постигаемой интуитивно. посредством особой способности человеческого ума, интеллигенции, йАвям Августина об интериорности (ср. соч. Августина: "Об истинной религии"; "Против академиков"; "О Троице"), а такие средневековой опирчтуадиотачеокой традиции (например, цистериан-, цам - Исаак Стелла). Показано также влияние нз М.Ф. Шакку учения А.'Ровмани-Сзрбати об "идее неопределенногс бытия", лежащей, согласно Розмшш, в основа всех других идей нашего ума. Истоки это-хр понятия ~ дакарговско-кантианскиа. В то ко .время - и ято по-

служило причиной обращения к томизму и А. Розмини, и «l.fi. И'акки - в посдекантовской философии онтология долгое время фактически отрицалась. В томизма и Розмини, и Шакку, как показывает анализ, привлекла метафизика и, в первую очередь, учение womh Аквинско-го о Бытии, йлесте с том в глава локаогшо и отличие учения Лйкки от учения Фош: расхождения обусловлены нреаде всего арастоточе-вскими мо?и<ззым последнего. Пзконоц, выявлено то приэдииаадьпо ноиоз, что внесено Даккой в онтологию; Какку отличал' оь розмани то, что он является философом dell* eeiatente , того, "кго сущо-отвует в своей онтологической целостности, - и здесь ми видим влияние экзистенциально ориентированных философских уиений XX века.

Все это подводит к следующим выводам. Метафизика М.Ф. Шакки является (как oii утверждает сам) метафизикой Человека в его шштоиовско-августшшанском, "спиритуалистическом" поникании: метафизикой внутреннего опыта в его онтологическом, а на только психологическом значении. Вместе с тем онтология Шакки - свидетельство не простого следования спиритуалистической традиции в христианской философии: необходимо рассматривать ого учение шире, как синтез двух основных традиций ь христианство - спиритуализма и томизма. В диссертационной работе выявлена чозпзна иод-хода М.Ф. Шакки и по ряду других аспектов: ока обусловлена влиянием на него постановки многих важнейших проблем философии в современной философской литературе.

Глава третья, "Метафизические принципы философской антропологии и моральной философии М.Ф. Шакки", коовяцеиа анализу другого важнейшего раздела метафизической системы Шакки - философской антропологии; в отой же главе сформулированы основные принципы его учения о морали. Параграф первый данной главы содержит анализ этического учоиия А. Розшша-Сербати: наличие такого анализа обусловлено тем, что именно в вопросах философской антропологии и моральной философии Шакка наиболее строго следует идеям'Розмини. Кроме того, Розшии интересен для нас как предшественник Шакки в традиции итальянской католической философии: ведь именно Розмини является одной из тех немногих фигур, с появлением которых в XIX веке итальянская мысль, еще недавно провинциальная, обретает самобытность, самоопределяясь по отношению к магистральным направлениям европейской философии. (Так, философия А. Розмини самоопределяется в первую очередь в отношении криттшзыа- Ван-

та, в меньшей степени - в отношении эмпирических философских систем французского Просвещения.)

Б центре метафизики А. Розмини находится личность; она является средоточием всех форм бытия (идеальной, реальной и моральной). Идеальному бытию человек причастон посредством "идеи неопределенного бытия", реальному - посредством фундаментального телесного чувства; моральное бытие - присущее одной лишь личности - объединяет обе названные виде формы бытия. Идея (неопределенною) битая, признаваемая волей, обретает, согласно Розшни, статус высшего морального принципа.

В этом есо параграфе учение Розшни сопоставляется с учением Канта. Роздини следовал Канту в своем стромлошш построить систему морали независимо от каких бы то ни било эмпирических условии. В то ко время шэд зтшда учениями есть весьма существенное различие: для Розкини, в отличие от Канта, моралишй закон (признание бытия в его порядке) носит определенно трансцоцценг-ный в отношении нашего ума характер; обнаруживаемый, а но формулируешь субъектом, этот закон укоренен в лэие бытия. Как впоследствии Шакка, Розмини ирзаэл к выводу о невозможности обосновать человека вне христианской антропологии. Мысль Розшши неизбежно возвращается к христианскому теизму, а точнее - к традиции спиритуализма, при этом Розмини обогащает ое осмыслением носле-докартовского философского оштеа. Это дает Розмини возможность обосновать личность метафизически, а также - и это тоже отличает его философию от канговокоЯ - поставить и решать ряд проблем метафизики, Фактически, как показывает анализ, Розмини осуществил синтез христианской культурной традиции и современной философии (начиная с философии Нового времени).

Етброй параграф главы посвящен философской антропологии М.Ф. Шакки. Речь здесь идет■о важнейшей для Шакки проблеме -проблеме онтологического статуса Человека, в первую очередь как духоеного бытия ( animale spirituale - игал.). 1Сак и у Розмшш, в философии Шакки человек - средоточие всех форм бытия. Однрко, в отличие от своего предшественника, Шакка вводит еще одну форму бытия, присущую одному только чэдоведу: бытие экзистенциальное. Именно благодаря последнему человек способен быть духовным оуоьэктсм. В главе показано, что и при создании философской антропологии Уакка и,, лвержен спиритуалиотокой традиции; так, в ка-

чество первого объекта человеческого интеллекта Шакка называет бытие в качество Идеи. Для обозначения этого первого онтологического акта, акта самосознания и самопознания, Шакка вводит соб г~ ствонный термин - "объективная интериорность". В диссертации вч-явлсш августиннанские истоки этого понятия; показаш также истоки другого основополагающего понятия философии М.ф. Шакки -"ннтоллигешщи" - означающего способность человека постигать бытие как Плою. Раскрывается смысл таккизнского определения человека как духовного субг.екта: он есть изначальный онтологический синтез собственного экгпотенциального бытия и присутствующего в нем посредством Идеи бытия Абсолютного, которое собственно и позволяет ему быть духовным и мыслящим.

По Шакке, Человек в силу самого своего онтологического статуса (поскольку он - синтез реального бытия, экзистенциального бытия и бытия как Идеи) изначально "лишен рзвновесиг", пребывает ивяду конечным и бесконечным. Переживаемый человеком опыт своей онтологической глубины и одновременно ' своих пределов уже сам по себе является опытом религиозным.

В этом ко параграфе сделан вывод о связи философской антропологии 1,1.0. Шакки как с розмшшанством, так и, в целом, со спиритуалистической традицией, особенно - непосредственно с учением Августина. Вместе с тем Шакка привнес в спиритуализм нечто суи,-hoctfo новое, перемостив акцент исключительно на человека: в центре его внимания - экзистенциальная форг-.я бытия. Пороззно влил-нио на Шакку в данном вопросе некоторых философов-экзистенциалистов.

Третий параграф посвящен концепции" личности в философии Н.Ф. Шзкки. Рассматриваются и исследуются розличгаю аспекты личности у Какки: нзделешюстъ ее свободой волн, "моральной интеллигенцией" (направленность воли на любовь к бытию в порядке и во имя Бытия). Шэккэ противопоставляет понятие ".моральной интеллигенция" • "этическому разуму" фплософли Нового времени. 3 отличие от последнего, моральная интеллигенция требует от чоловека постоянной "ангажированности": нести все изпрякеняч овоей яизии, свое иотзн-. -ьое бытие, не подменяя его ничем, личность связана о колей человека строить собя в соответствии со 0в»8чи ^yxodhijmh принципами. Последние дояаш проистекать из "иктоллпгпровання" цгш Идой бытия, морального закона. Личность определяется Шакксй как личное быт-fo для Бытия (личность осуществляет собя, действуя свободно,

согласно фундаментальному, первичному призванию к Бытию); тем самым она выракает абсолютную ценность; личность уникальна и священна.

Очевидно, что учение о чэловеке также выводит шзкку к теистическому горизонту. Это неслучайно, ведь личность - открытие христианство. В соответствии о христианским вероучением Шакка формулирует основную задачу человека; жить в этом миро в любви к каждому сотзорвнному бытию для мира иного.

Учение М.Ф. Шакки о личности рассматривается диссертантом в контэксте многих основополагающих философских проблем, связанных с вопросом о личности: таковы проблемы природы зла, смерти, вопросы человеческой истории и коммуникаций мезэду людьми. В диссертации сопоставляется учение Шакки с тем, как эти проблемы ставились до него в философской литературе: у Августина, Вико, Къер-кдгора, Гегеля, Нише), а также в современном экзистенциализме и других философск. х направлениях. На основе подхода Шакки к этим проблемам в диссертации реконструируется и анализируется общественный идеал Шакки - societas humana , которое предстоит построить. Под aocietao humana Шакка подразумевает общность людей, основанную на понимании ими друг друга во имя Бога..Оно станет достижимо лишь тогда, когда на смену современному homo calculator придет поистине мудрый человек, заново исполненный pie-tas.

Б заключение данного параграфа проводится сравнительный анализ ученая М.Ф. Шакки о oocietaa humana и учения Августина о Граде Божием, а также концепций современных персоналистов (Э. Мунье, Ж. Лакруа).

Четвертая глава "Метафизика М.Ф. Шакки и традиция религиозной метафизики е западноевропейской философии" содержит выводы о метафизической системе Шакки в целом; в ней содержится вывод о месте метафизики Шакки в традиции европейской религиозно-философской метафизики. Учитывая, что Шакка - прекрасный историк философии, диссертант в параграфе первом данной главы помещает его учение в историко-философскую традицию, исходи из собственного видения этой перспективы Шэккой. Так, Гйакка убедден в неоспоримом преимуществе метафизических систем перед иными типами философствования, убежден также в превосходстве именно христианской, креационистской метафизики. Вместе с тем корни своей философии

Шакка усматривает глубже - вместе о корнями оамой христианской философии - в традиции платонизма. Очевидно, что предшественниками Шакки в таком случае являются и Августин, и Розманя; на последнем этапе творческого пути М.Ф. Шакки усиливается его интерес к Фоме Аквинскому, В параграфе подытожены идеи о сеязц П-екка с предшествующей традицией христианской метафизики, которые высказывались в диссертации в связи с конкретной проблематикой.

Б параграфе втором четвертой главы диссертант обосновывав? свое определение моста М.Ф. Шакки в историко-философской традиции; выявляются черты близости философского учещш П-акки традиции неоплатонизма, раннего христианства (Григорий Назаапзнн, Григорий Нисский, Боэций), учению Ансельыа Кентерберайского, традиции сен-викторианской школы и цистерианцев, а с Ж века - безусловно, францисканской традиции. Особенно детально исоладуется влияние на учениэ М.Ф. Шакки "онтологического арг/канта" бытия Бога - что такие закономерно, поскольку автср диссертации относит Шакку к спиритуалистской традиции. Шесте с тем похазэш "сичтезирующие" элементы уче1шя Шакки, во г1ом своей творчестве тяготевшего к созданию разработанной онтологической сдсте«о, что неизбежно- должно было привести его к сближению о учением Ак-винского. -

В Заключении подводеш итоги диссертационного исоледованзя, сформулированы выводы, касающиеся как философской системы, тан и личности этого видающегося, оригинального шслителя нашей эпохи. В Заключении рассматривается также вопроо о том, насколько . удалооь М.Ф. Шакке осуществление ого цели - ооэдание гарыоничда-го учения о человеке как о духовном существе, равно как и вопроо об актуальности философского поиска подобной направленноотя.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в сдеду-. нцих работах:

1. Метафизика М.Ф. П!экки и ксгорико-фшюсофскэл традиция. (Тезисы к конференции.) // Ценности культуры и современная эпоха. - 1,1.: ИО АН СССР, 1990. - С. 106-113.

2. Шакка М.Ф. // Современная западная философия. Словарь. -М.: Политиздат, 1991. - С. 375.

■3. Метафизика И.Шакки и историко-философская традиция (в печати) // Новые идеи в филооофпи: Ежегодник Философского ой-

. 14 -,'v.

•едотва. 1-М.; Фука, I99Z. - I и.л,

4. too ли гал Li. Ф. Шакки (принята к лечат), Но анрд. яз. // Журнал "Theorie et Uiatovla Scieptaim. In International Journal for Iater'HscipUPRrj Stadlea"»' lorua (Poland). Срок выхода -I9S2 г. - I п.л.

нфгц "^W т»р /РО 5.H.QI