автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Метафизика пессимизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Метафизика пессимизма"
РГ6 од
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи
ГЕВОРКЯН АРТУР РУДИКОВИЧ
МЕТАФИЗИКА ПЕССИМИЗМА Специальность 09.00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандатата философских наук
Москва 1994 г.
Работа выполнена в Институте философии и права НАН Армении
Научный руководитель - лектор философских наук, профессор К. А. Свасьян
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор К. И Долгов
доктор философских наук,
профессор А. Л. Доброхотов
• *
Ведущая организация - кафедра философии Московского технического Университета им. и. Баумана
Ж
Зашита состоится " " 1994 года на заседа]
Специалиакрсваного совета Д. 002.29.01 при Институте философии 1 121019 Москва, ул Волхонка, 14.
С .диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Инстит философии РАЛ
Автореферат разослан ■М&Э^ .. 1дд4 го
Учеяьй секретарь Спецнаяизироватгого совета кандидат философских наук
Федорова
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В европейском культурной оамосознании, и в ос Зенности в европейской философии последнего оюлегия, проблема "аахвта", "конца" стала одной из тех идей, которые дали творческий импульс пересмотру оснований философствования. В когорте мыслителей, подвергших философию радикальной пэосимистичвехой реконструкции, в первую очередь, надлежит отметить А.Шопенгауэра, Э.ф.Гархманэ, С.Кьеркегорэ, К.Леоцтьозэ, А.Каша.
Особый резонанс проблематика пессимизма получает в наше время - время фундаментального сдвига в крмуре и социальной бытии, еще не ставшем в полной мере достоянием я заданием нашего оамосозн8,ния. Тем большую актуальность получает данная тема. Кризис духовности, связанный с господством позитивизма, материализма и родственных им течений, монет быть преодолен только путем возврата к классической философской метафизике и, квк следствие этого,, новым взглядом на пессииизц.
Глобальные изменения, происходящие во зсо времена и каждый раз приводящие к новому состоянию общественное бытие,имеют в своем основании ту или инуа фундаментальную картину мира, аиждущейся на определенном концаптуаяьно-философсноа осмыслении происходящих событий, пытавшихся как дать им обоснование, так и дознаться, дойти до "последних истин". Гакш образом, сманэ состояний общественной низни есть закономерная смена одной философско-концептуальной системы другой. Однако било бы крайне неверно полагать, что в этом процессе философия сводит на нет вечные вопросы, превращая свою самость в некий обосновывающий или опровергающий конкретное социально-политическое и духовное бытие, инструментарий. Поскольку философия здесь выступает как определенная констатация социальной сущности об-щэства, это не затрагивает ее собственно метафизического ядра, вокруг которого и фориирозывается классическая философская метафизика. Философия не мохег быть сведена к производной.общественных экономических отношений, знаменитого мзрксова определения "общественное бытие определяет общэствонное сознание", поскольку в своей глубинной сущности онэ есть абсолютная ду-
ховн.чя ценность. Непояторимоа своеобразие нашем/ эпохи, ее со вершеннейшая уникальность заклинается в том, что "кризис европейских наук" затронул сама основание классической философской метафизики. Такое кризисно-духошгое состояние привод« часто к мучительному осмыслению как происходя«и* катаклизмов, так и ценностной сущности хиаш А последний аспект так или иначе заводит в "лабиринт проклятых вопросов бдаия".
В каком-то смысле восприятие творчества Достоевского, Къеркегора, У налу но, Ыестова, Ка^ки, Камя не »»лет быть адекватным в относительно благоприятные времена. Нужен особый настрой душ как отдельной личности, так и целой эпохи, чтобы вжиться и как- бы изнутри пережить и понять метафизику пессимизма и (философию трагедии. Такое пониханш трагического мировосприятия необходимо через трагическое осмысление, поскольку пройдя только "неополимум купину" этих осмыслений и переживании МОЖНО ДОЙТИ ДО ТОМ ВЫСЯк.-Я метины, пророками которой являлись Шопенгауэр и ф. Гартман, Достоевский и Кьеркегор. Шестову принадлежит замечательная мысль о том, что "там, где ообыден-ность произносит слово "конец" к отворачивается, там Ницше и Достоевский видят начало и ищут". (См. Шестов Л. И. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб, 3903, с. 242). Это и есть альфа и омега метафизики пессимизма и философии трагедии.
Степень разработанности тени. Сразу не отметим, что в советской (философской литературе, за редгскми исключениями, проблематике философских оснований пессимизма, в сущности, не уделялось внимания, что, безусловно, объясняется особы* оптимистическим "настроем" марисисткого мировоззрения. Однако следует оговорить, что работы, поевкдекные творчеству мыслителей пессимистического направления, те*« не менее были, и в их числе хотелось бы превде всего отметить имя Алексея Федоровича Лосева последнего представителя русской философской метафизики, за которым следуют такие имена, как С. С. Аверинцев, Б. Э. Быховский П. П. ГаИденко, А. Л. Доброхотов, К. М. Долгов, А. Ф. Зотов, Н. В. Могрошилова, И. С. Царский, К. А., Свасьян, Н. И Трубников, Н. с. Юдина.
В раГхчгах вылеуказаииьк авторов практически даны в большей степени в историко-философской, а такаю в критической форме компоненты предмета гетафезики пессимизма.
Цели и задачи исследования. Целью агой работы было выявить возможность перехода пессимизме о ценностного уровня из онтологический. Ценностное воззрение навсегда оставляет пессимизм в плану феноменального восприятия бытия и именно в силу этого фактора ему решительно не удается создать адекватно, объективную кэртину мира, хотя к этому безуспешно стремятся Шопенгауэр и ф.Гартнвн.
Важно выявить почему ценностность есть основное препятствие на пути онтологизации пессимизма. Ценностность своим основанием имеет чувственное восприятие мира и попытку его осмысления. В каком-то смысле ценностность как бы вбирает в себя объективный мир, ее адекватность гнечеловеческой объективности ровво нвоктно, наокопько последняя адекватна ей. Пессимизм, основанный на ценностной отношении оугубо эмпиричен, поскольку является следствием внутреннего душевного опыта субьекта, его чувственно-философствующей рефлексией неудовлетворенности мирз сего, т.е. сущность», ядром пессимизма такого тчла является психсгогизи, психологическое мироощущение. И это относится не только к экзистенциальному или кьеркегориан-скому пессимизму, но также и к пессимизму Шопенгауэра и ф.Гарт-ыана.
В отличие от Паскаля и Кьеркегора, Шоленгаузр и ф.Гзрт-ыан пытаются со всею принципиальностью отмежеваться от психологизма, решительно выдавая свое мировоззрение за надпсихоло-гичеокое видение мира. Однако такое преодоление оказывается иллюзорным для обоих мыслителей, ибо самое основное их положение, являвшееся субстанциональным для всей метафизической системы является в свою очередь чисто психологическим состоянием. Речь идет о страдании, которое не только универсализируется Шопенгауэром и ф.Гартманом, но и является самым основным и фундаментальным подтверждением правоты пессимизма.Шопенгауэр наделяет страдание атрибутом положительным, по которому наслаждение и счастье являются только лишь прекращением страдания.
Но насколько правомерно говорить об этих качествах за пределами коллективного человеческого субъекта вообще? Таким образом становится ясным, что эмпирическое состояние субьек-
- б -
тивного ощущения кладется в основание абсолютного пессимизма, который таи самый перестает, бы« тэковым.
С точки зрения философского анализа понятие "плохой" как следствие постановки вопросе "Этот пир наихудший иг всех миров " предполагает озою противоположность в троякой смыола.
I. Наихудшее состояние путем' самоотрицания может прийти к наилучшему (социальный. прогресс, преобразования в обществе и др.).
2. Наихудший osos мир является в сравнительной аспекте с другии нетрэнсцендентным миром или другими нетрэноцендентны-ми ¡¡Ирана.
3. И, наконец, абсолютной противоположностью этого наихудшего мира есть мир трэноцвндаатвый. Трансцендентный мир одним фактом своего существования ухе оправдывает факт наихудшего состояния посюсторонности, ибо это вписывается в промысел Боаий.
Так где же находится на точка, опираясь на которую но: но выйти за предали феноменального песоимигмэ? Первый и самый решительный шаг в этой отношении заключается в совершеннейшем отказе от ценности как таковой. Соответственно превалируют ли страдания над наслаждениями или наоборот, от этого объективна) значимость мира совершенно не меняется.
Космос в самом себе, вне сферы овоей очеловеченной части не имеет никакого отношения к "хорошему", "плохому" и ценное tí как таковой. Деке еоли предположить, что существуют одни толь; НВСД8ЖД9НИЯ, от этого станет не лучшэ и не хуже, ибо мир в своем основании имеет не ценвостзую,: а онтологическую значимость. Такая адекватная, объективная картина ыира возможна npi допущении, что в оснований бытия яеазт абоурд. Абоурд, взятый в своей первоначальной данности, может быть воспринят как пок1 еце не реализованная потенция беспредпооилочного знания песси-иистической метафизики.
Мировоззренческую и теоретическую основу настоящего исследования составили, в первую очередь, труды таких выдающих' ся представителей русской философской метафизики как В.С.Соловьев, П.Д.Юркавйч, К.Н.Леонтьэв, Б.Н.Чичерин, Л.И.Шестов, Л.П.Кзраавкн, С.Л .Фрэнк, С.Я.Булгаков, братья Трубецкие, М.Ка-
ринский, Я.Флоренский, НЛосский, В.Ыкаков, Й.Эрн, а такие труди таких историков ^илосо^ии, нэк A.J1 .Доброхотов и К.А.Свасьян.
Научная новизна диссертации. В данной работе сделана попытке, проанализировав философские основания доныне существующих концепций пессимизма, в какой-то мере переосмыслить определенную концептуальную систему эмлиричесного пессимизма, пая некоей архаичности, требующей своего изменения, в чем и видится смысл этой работы-исследования. Б этом отношении использован был критический анализ эмпйрико-ценностной сущности пессимизма, данный в трудах таких мыслителей как йарлнский, Шгейнер, Шмаков. Зта работа являет собой как историко-философское исследование, тан и попытку нового теоретического изменения некоторых положений пессимизма, связанных с эмпиризмом, попытку, поставив вопрос о необходимости радикальной реконструкции концепций пессимизма, достичь существенной цели - онтологизации пессимизма.
Доныне существующий лессимиз нувдется в радикальной реконструкции в силу следующих двух причин:
- он односторонен (т.е. предполагает свою противоположность) ,
- он эмпиричен, имманентен и, з конечном итоге, субъективен, и в этих отношениях, в сущности, .он феноменален и, безусловно, требует своего онто.логического обоснования и реконструкции.
Наиболее важным является выявление изначальной сущности пессимистической рефлексии как субстанционально абсурдного начала. b этой смысле и Воля Шопенгауэра и Бессознательное ф.Гарт-ij3Ha не первичны, а производны от более общ^й, действительно конечной и все порождающей субстанции - Абсурда. В начества констатации мокно сказать, что неудача при построении универсальной системы мира в пессимистической метафизике Шопенгауэра сопряжена с тем, что ни Воля, ни Бессознательное, будучи порождениям» Абсурда, но не тождественными по объему своей всеохват-ности ему, не адекватны глубинной сущности мира. В этом отношении роковой ошибкой и Шопенгауэра, и ф.Гартмана была решительная путаница общего (Абсурда) и частного (Воли, Бессознательного) а выдача второго за первое. Только Абсурдом и через Абсурд мо.д}о понять трагически" стоицизм пессимистического сознания.
Вскрытие субстанциональности Абсурда в сущности пессимистического сознания и есть философская вивиоекция последнего.
Абсурдность в своем основании воть антиномичносгь, и именно поэтому воспринимается через антиномичный разум и принцип антиномиотического монодуелизыв, С позиций принципа знти-номистического мозодуализмз осмысленность есть ничто иное как противоположность абсурдности, о помощью которой последняя приходит н самопозванию, являясь следствием рефлексирующего абсурда ( рефлексия же вбсурдэ есть ничто иное, как преодоление 86-сурда), т.е. появление рефлексии возможно только благодаря аб-СЛРДУ, возаоню только тогда, когда следствием осмысленности абсурда является отрицание самого же вбсурдэ.
На у чно - лрэкги чэ ск эя значимоогь рзботы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по истории и теории метвфивики пессимизме, а также для чтения курсов по классической философской метафизике.
Апробация работы. Основные историко-философские положения диссертации были представлены затором на Всесоюзной научно-теоретической конференции, поовяценной 200-летию оо дня рождения Артура Шопенгауэра (М.,1988 г.), а также как историко-философские, 2эк и теоретические аопенгы в широком спектре собственно видения пессимистической проблематики рассмотрены в броаюрэх:"Критический обзор теоретических предпосылок пессимизма", Ереван,1992; "Анализ ергуыэатации в метафизике Эдуарда фон Гартмана1; Ереван, 1995 «"Философская вивисекция пессимистического сознания", Ереван, 1993.
Структура диссертации определяется целями исследования ■л включает в себя введение, четыре главы и библиографию.
'ОСНОВНОЕ СОДЕР1АНЛЕ■РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы пеледова-ния, раскрываемся степени разработанности отдельных проблем, связанных с этой темой, формулируются цел« и задачи исследования, основные идеи подхода к енэлизу пессимизма, а такие раскрывается теоретическая значимость работы.
Глава I - Философская вивисекция пессимистического сознания. Основное отличие первой главы от второй и третьей глав, где дан преимущественно историко-философский анализ, а в четвертой главе рассмотрены в основном теоретические аспекты метафизической сущности пессимизме, заключается в синтетическом единстве обоих методов рассмотрения проблемы, как изначально данной целостности философского знания, где теоретическая и историко-философская проблематика в своем противоречивом единство проявляется через принцип ангиноиистичаского монодуэлиаыа. Единство теоретического и историко-философского анализа мета-¡риашп и есть методология классической философской метафизики. Таким образом, в первой главе теоретическое постулирование ыв-тафизачвекого пессимизма дается нэ широком фоне развертывания собственно историко-философского процесса.
Начало IX столетия ознаменовалось небывало острым чувством надвигавшейся духовной катастрофы. Данное мироощущение вылилось в трагическое Мировосприятие духовной элиты России и Европы, вынужденной производить переоценку ценностей в ситуации,- где тысячилетниа и абсолютные ценности нэ поверку оказались до невозможности хрупкими, рухнувшими при первом а.о дуновении враждебного ватро. Наиболее адекватно и, пожалуй,глубинно полно выракаот умонастроений этой элиты Андрей Белый своим гениально простим оорззом-сииволои "йвропы-мулэтки и томогозкэ грядущего хааэ, грозящего Дкоконда".
Однако приближавшаяся духовная энтропия, сказавизяся в ¿илософкн вытесненной метвфи'оики, позитивизмом, материализмом и продельной нормой того и другого з наиболее упрощенном виде - прагматизмом, а также технизацией, математизацией философского анания, его "аксиоматизацией" или, в лучшем случае, заеданием философии к роли "методология наук" имела свою драматическую предысторию.
Происхождение позитивизма имеет двухпластный характер, г.е. он является продуктом.развития двух разных этапов миро-ной философии, которые как бы пересеклись на нем. Если с одной стороны позитивизм является завершением предыдущего этапа английской философии, то с другой, его появление было сим-иомоа качавшегося кризиса европейской метафизики в целом. 2 с-юм ебщеа ллэне позитивизм'имеет иного общего о иетериэ-
лизмом. И ют и другой появились, когда натурфилософия стала клониться к упадку. Кризис натурфилософии был следствием тех посылок, которые изначально были ей присущи и которые, рано или поздно, должна были реализоваться. Но оуществу натурфилософия изначально несла в себе свое же отрицание, которое ней-бонее выпукло проявилось в классической немецкой философии и особенно у Гегеля.
Гегель подытожил всю предшествующую философии и вплотную подвел ее к краху. Если на определенных этапах истории натурфилософия ила впереди, то по мере развития естествознания она всь больше и больше превращалась в тормоз для дальнейшего развития, последнего, ибо пыталась естественный процесс развития естествознания, которое уже уопело дифференцироваться на точные науки и теоретические изыскания их подтверждения, вогнать в "проскурово ложе" своих во многом искусственных схем, как правило, ничего общего не имеющих с потребностями бурно развивающихся наук. Получалась весьма парадоксальная, но аакономерная в своей парадоксальности ситуация: когда не натурфилософия приспосабливалась к растущим потребностям естествознания и отпочковавшихся от философии отраслей знания, 8 сама приспосабливала их к своим, во многом окаменевшим догмам, закрывая глава, или попросту не замечая столь разительное несоответствие действительности. Сама натурфилософия оказалась не в состоянии выработать качественно новый метод, позволяющий синтезировать свои абстрактные умозаключения с опытными данными и теоретическими посылками естествознания. Именно в этом месте она и вынесла вердикт собственной коичины. То, что натурфилософия никогда полностью не поглощала естествознание, воочию показывает то,что она появилась вследствие онтологического осмысления универсума и попытку гносеологического подтверждения и оправдания этой самой возможности. В результате этот гносеологический аспект философии смешала о собственно естествознанием, следствием чего являлось, чго оно или оаодилооь на нет, или вбирчлось в гносеологию как один из моментов, а логически вое это должно было привести к определении нетурфилооофии как "царицы неук" или "науки наук". Однако воя кеверзнооть этого определения сводится к тому, что в самой своей сути натурфилософское определе-
кие философии как "неуки наук" нооит свое собственное опровержение, иначе говоря, натурфилософия появляется на свет божий со смертельным недугом позитивизма в груди. Несмотря не кажущуюся парадоксальность натурфилософия и позитивизм взаимно исключая друг друга вмеоте с тем взаимно дополняют друг.друга. "Гегелевское понятие решительно все в себе поглотило и все превратило только в чистую мыслимооть. Но тогда вполне естественной являетоя реакция на твкое всепоглощающее понятие и проповедь действительности не на основе анализа понятий, а на основе анализе данных чувственности. Позитивизм - прямая противоположность гегельянству". (СмЛооев А.4». Вл.Соловьев. М.,1983, 0.91).
Таким образом, искать выход ив создавшегося кризисе философии путем возврвтэ к натурфилософии совершенно бесперспективный и тупиковый вариант. Единственной возможностью преодоления позитивизма с его "научностью", о котором замечательно верно сказвл Hji.Страхов, что "пресловутая "положительно-научная философия", интересная только по тупому упорству, с которым она держится своей односторонности". (См.Лослесловие H.H. Страхова к книга Данилевского "Россия и Европа". М., 199I, с.516), является построение теории конкретного и всеединоцело-стного духа, что тан или инвче ведет к классической философской метафизике.
Исторически и теоретически наиболее близким приближением к классической философской метафизике оказалась "метафизика всеединства" или (что то же самоа)' "конкретная метафизика" русской философии. Сущность сказанного может быть сведена к следующему. "Метафизике воеединства" основана не идее коцоубстенциаль-нооти. Соответственно все философские системы Флоренский подразделял на два типа, в зависимости от того, признэют ли они консубстанциальность или просто сходство. Омиусианская философия. признающая генеричеокое подобие, в не нуиерическое тождество, есть философия рационалистическая. Нуывричесное тождество есть философия сверхрассудочная, преодолевающая ограниченность рационализме, эта метафизика не рассудка, а разума, вскрывающая глубинные пласты бытия. Ороусянская . философии, признающая идею консубстэнциальности, является "философией
разууа и идеи, философией личности и творческого подхода".
Мевду эдими двумя типами философии существует глубокое различие: согласно философия подобия, мир состоит из существ, бытие которых по огноиешм) друг к другу совершенно внешне. Поэтому они связаны мееду собою юлько посредством внешних отношений. Наоборот философия консубстанцяэльности утверждает,что онтологически все существа тесно, свяаены внутренне. Такая точка зрения впарвье дзет возможность удовлетворительного разращения многих вопросов. Тек семьш, ионсубстанциалхная философия представляет возшаскосЕЬ ^инсацик метафизической сущности антано-иистичаости. "Истина есть актиноикя и на может ко быть таковою'.' (Си.моренский Н.А. Отодп и утверждение истины. Соб.соч.,Е 2-х т., М., 1290, s.I, 4.1, с.147). Еыявдениа аятиномисаической сущ-носги мара становится'возиояным на ссноягнии приаанпв ангиномис-тического монодуализиа "Логически раздельное, сснозашгое нэ взаимном отрицении вместе с тем внутренне слитно, пронизывает друг друга - чао одно не есть другое и susctra с тек это другое, и только з ним, з нем и чсрзз него есть то, что оно подлинно есть, в своой последней глубине и полнота. Е зтоы и заключается евти-ноыистический ыонодуэдизы всего сущего, и перед его лицоц вся-чоский ионйзц, как и вснчесаиУ дуопиза, ecu. ¡юэдая, упроцай-щая и излагающая отвлечениоих". (Си. 4ранл С .Л .Непостижимое. Онтологическое введении в философию религии. ■>!., 1990, с.'515).
КоисуСствнциельнак ангиноиичноегь Флоренского и принцип ентиномистичаского иоцодуекигно Франка дредосгзвляпг зсзуоа-нооаь зэноло переосмыслить аеч'Нщааияу пессимизма и вскрыть его аронсцездеатну» сущность. Окоичетэльиии ujxcbou пессимизма,его ' началом и концом, суцноитха и одновременно способом объяснения пессимистической рефлексии является лбсурд. "Абсурд есть противоречив в замой себе". (См.Книге А. Бунтующий человек. ^.,1990, с.124). Абсурд ость ювдзетьо Сутки и талон ия, ь сытаии 6н ок-тологичов, в з ишшевяз екзисгенцяадеа. Оборотной стороной ан-гиаоиичлосги яэляогея Абсурд, а-ак&з лак он без энгвнонистачвос-ти пустой зву:;. йбзурд одинаково а ключа в'.' в себя как аопзнгауа-сово "вое дейогаигваьнов верэ&уыно, все неразумное д^йатвитедь-ио:|, sea и гегедсво " все дейежвигедхвов разумно, вса разумное деасгвияе^ыю", белье soro, и то, и другой сиатегачко долол-
няют друг друга з .Абсурде. Осмысление бессмысленного придает Абсурду трвгичеоицй характер. Овяыно Абоурд является трагическим осмыслением бессмысленности бытия. Диалектическое яе отрицание абоурдшти осмыоь^нноотью цокот быть двно в виде следующей триада: абоурдноотйгосмыояенносгь-огряцаемосгь, где от-рицаемость еоть сняткэ первон8чельной дявиоси.
Таким образом, возрзадающэяся метафизика для самой та себя невольно судит об абсолютной значимости пессимизма,призванного заменить как позитивизм, тек и занять еломэото со своей "философией конца".
Своим последним основанием пессимистическое сознание уходит в глубинные пласты Абсурда. Только Абзурдса к черзз Абсурд можно понять трагачеокий стоицизм пессимистического сознания, для которого "весь этот наш столь реальный ыир со всеми его солнцами и млечными путями - ничто". (См.Иолевгаузр А. Мир кек воля и представление. М.,1838;, о.504).
Глава П. МетвФигичаскяя система Шопенгауэра. Доинея гла-э наиболее соответствует критериям определенной неписаниой, но тем не менее довлзщеЗ стереотипией аввдгиитеосгн вегорико-философокого анализа, Соответственно вся глзээ разделяется вa пять параграфов: §1. Историко-философский очерк; §2. Представление и золя;§3. Детерминизм а этика Шопенгауэра; §4.Пессимизм Шопенгауэре я § 5. Заключение ко Егоре" глазе.
Несмотря на совершенную целосгвоотъ всея главы , к о жди,! параграф вместе о тем мокэт рэйоматриввться как самостоятельная часть, не торявадя своей сущности в отраве от обцзго целого. Основополвгвючка еолехтом, цемрнхирумодм кэчадои для автора является указание Соловьева, что Шопенгауэр выступил "последи«:« представителем великой германской философии". (Ст.Соловьев B.C. Соб.соч., п 2-х т., Я., I9SS, т.к, о.355). Именно з спектре выиэуяаБэккого пояокенля я рассматривается творчество йопенгаузра.
В историко-философском ракурсе философия iiioneiirsyape выступила в кэчеоязе аатисезы по отношению к гегельянству в целом. Чревмерно рэиионалиаированкая Аристотелей сэоретическая . мысль Зэпвдз логически долада была пойти и поако по пути метэ-Фазичеокэй спекуляции. Иигнно этот рационализм з лице Гегеля
и достиг своей кульминации. Само гегельянство закономерно порождало свою философскую антитезу,- которая являясь исторически новый' по сути жэ, была диалектическим возвратом к старому.
Однако метафизика Шопенгауэра была не только снятием зто( эмпирино-рационэлистичеокой односторонности, но также и историческим преодолением рационализма аристотелевского типа путем возврата к платонизму. Наряду с платонизмом на Шопенгауэра большое влияние оказала такие ведическая уипосо^ия. Пессимизм-центральный нерв всей шопенгауэровской метафизики - тоже был удивительным сплавом, по-своему, абсолютного индийского пессимизма о непоследовательным и половинчатым пессимизмом Платона.
Взяв за основу платоновскую и индийскую диалектику, Шопенгауэр вместе с тем не уог пройти мимо новой европейской кри тической мысли. Наиболее близким Шопенгауэру оказался Кант, Учение Шопенгауэра есть попытка синтеза восточной мудрости с европейской метвфизикой в доле создания универсального (*илосоц> ского знания.
Глава Ш. Пессимистическая метафизика ¿Эдуарда фон Гартман классическая немецкая философия в лице Кента, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра в каком-то смысле поставила большее вопросы, чем ответила на них, и нэ только на вопроси докритичас-кого периода, но и на те, которые по ходу возникали в процессе становления и развития самого критицизма. Такая постановка задачи и недоговоренность но многим кардинальным аспектам метафизики, должна была привести к еитимета^изической реакции как со стороны аилиричоской (¿шосо&ии, имевшей имманентную тен денцию н позитивному знании, и полному сведению на нет "вечных проблем Оытия", являвшихся по ее убеждению "заштемпелеванными" пустыми метафизическими абстракциями, так и со стороны быстро развивающегося естествознания, стремившегося освободиться от тякелой опеки натурфилософии, пытавшейся вораать в зачастую бледные н пустые свои схемы хивой и бурный процесс роста, ¿ти два определяющих факторе наыли мощную поддержку у третьего -англосаксонского механицизма, успевшего переплестись с француз скин материализмом, приобрести лоск "глубокоосыысле аости" и выступить в крестовый поход против германской метафизики, лн-глоовнеонаки!" механицизм оып ииьечньм врагом гурманской д^хов-
гости. Но именно определенное стечение обстоятельств, где роль .'роянсного коня взяли нэ оебя эилириэм и еомотвоззэние, поз-юлили англосаксонскому карлику нанести поражение германскому "иганту, о которой он в лучшие для метафизики времена и не ¡мел мечтать. "Бэкон знаменует собой нападение на философский /ы вообще, Гоббс, Юм и Локк - унижение и умаление значения портил "философ" более чем нэ целое столетие. Против Юма посстал 1 поднялся Кант; Локн был тем философом, о котором йеллинг ос-1елился сказать: " 3<г гпёргь¿есАосЛе (я презираю Локка, |фэнц.); в борьбе с англо-механистическим оболваниванием мира 1ействовали заодно Гегель и Шопенгауэр (с Гете), эти оба враждебные братья-гении в философии, стремившиеся к противоположим полюсам германского духа и ара эгоы относившиеся друг к другу несправедливо, как могут относииоя только братья" (См. 1ицше ф. По ту сторону добра и зле.. Прелюдия к философии бу-хущего. Соб.соч., в 2-х т., Ы., 1990, 1.2, с.371).
Таким образом, под удараии этих сил рухнуло величественное здание метафизики, при всех своих изъянах сохраняющее то самое величие, которое навсегда осталось в истории героическим дерзанием философского Духа. Однако господство антиметафизических позитивизма и материализма оказалось исторически кратковременным. Даже в условиях казалось полного преобладания позитивизма, метафизическая мысль продолжала о интенсивной пульсацией ставить и решать по новому не только старые, но и новые возникающие по ходу задачи. Оонознш проблемы, о которыми столкнулась поздняя метафизика в шестидесятые годы и от решения которых в той или иной степени зависели ее судьбы сводились к нескольким кардинальным вопросам.
Сэма постановка этих вопросов зависела от того, в какой новой исторической форме возможно проявление метафизики. Соответственно, метафизикой были выявлена следующие вопросы, суть которых сводится н следующему. I. Сивзэз пвнлогизив Гегеля и панволюнтаризма Шопенгауэра отэйился нэ повестку дня, ибо только при этом синтезе могла быть обеспечена .цельность философского знания. 2. В зависимости от положительного решения этого вопроса делалась попытка реконструкции в новых условиях натурфилософии. 3. Насколько завершена пессииистичаская ыасль Шо-
пенгауэром и можно ли считать его метафизическую систему "ис тиной в последней инстанции" для пессимизма, соответственно не смокет ли пессимизм в новой своей метаморфозе преодолеть односторонности системы Шопенгауэра? И, наконец, в гарт-мэновоной философии метафизика сделала замечательную попытку преодолеть кризис не возвратом к натурфилософии, а на путях построения теории конкретного и всеедино-целостного духа.
Таковы были зздзчи, поставленные метафизикой перед Здуа; дои фон Гартыаном, чье творчество не данном историческом эта пе явилось вершиной развитая филооофокой мысли.
Глава 1У. Теоретические предпосылки пессимизма. Критиче кий обзор. Эта глава завершает всю работу как в лоследовэтел: ности изложения, так и своими изысканиями, как бы подводивши ми итог всему исследованию. Четвертая глава, имея общие точк! соприкосновения в первую очередь с первой главой, вместе с к в отличие ог неэ посвящена полностью теоретичэоким аспектам исследования метафизики пессимизма. Суть ее сводится к следу| щему.
Зтот мир также абсурден, как все существующие и возможные миры, т.е. актуализированные и потенциальные, включая и трансцендентность. Такое определение объемлет в себе не. толь ко экзотерическое существование; но и сферу эзотерического. Тем самым, абсолютно обесцениваются любые идеальные и материальные, (соответственно основывающиеся на идеалистическом и материалистическом воззрениях), формы жизни как таковой в предельно широком смысле этого понимания. Но почему при тако! определении выбран предикат "абсурден", а не "плох" или трагичен? Понятие "плохой" с логической неизбежностью предполагает "хороший" с трй же необходимостью как существование наихудшего невозможно без существования наилучшего, ибо толы • в сравнении с ним он можех быть охарактеризован подобным образом. Даже чисто филологическими средствами выявляется невозможность одностороннего существования хорошего, являющегося одновременным носителем своей противоположности. Применен! определяющего понятия "плохой" к миру такит в себе очень болз ыую опасность, ибо достаточно поменять "плохой" на "хороший" и при всей диаметральной противоположности смысл останется
ей не. Если предположить, что иир как тэковой трагичен, то ридется допустить его... осмысленность, ибо семо трагическое оявляется в качестве осознающей дилеммы трагического, а когда рагическое осознает и тем самый осмысливает свмое себя, то роисходит своеобразное снятие самой трагичности. Соответствен-о такому метафизическому взгляду трагичен не мир, который олько лишь абсурден, а трагична возмоздость восприятия его знэчэльной, онтологической абсурдности. Но абсурдность оа-а по себе не монет перейти в осознание трагического. Для это-
0 она нуждается в своей противополояности, и только и о ее шощью возможно качественное ае определение. Таким образом, ¡вязующим звеном абсурда с трагическим является осмысленность,
1 именно, трагическое осмысление абсурдности. Введение оомыслон-юсти также помогает с феноменального уровня чувства трагичес-:ого перейти на ноуменальный - трагического созерцания. Осмыо-енность тем самым появляется как диалектическо-необходимый ¡оррелят абсурдности, и именно благодаря этому (т.е. осмыслен-юсти) абсурдность приходит к осознанию самой себя, причем это ¡амосознание возможно только на основе самоосмыления, а само-юмысление и с логической и с диалектической необходимостью ве-(ет к самоотрицанию.
Резюмируя вышесказанное, надо заметить, что диалектичес-юе отрицание абсурда осмысленностью может быть дано в виде ¡ледующей триады: абсурдность - осмысленность - отрицаемость, до отрицаемость есть снятие первоначальной данности.
Основные положения диссертации были ^дзлонены '. автором в следующих брошюрах: '
£. Критический обзор теоретических предпосылок пессимизма. Ереван, 1992.
■>. Анализ аргументации в метафизике Эдуарда фон Гартманэ. Ереван, 1993.
3. философская вивисекция пессимистического сознания. Ереван, 1993,
э также в материалах Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 200-летию со дня рокдания Шопенгауэра. Философские науки. 1988, й II.