автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Деменев, Алексей Григорьевич
Введение.
Глава 1. Проблема обоснования оптимизма в истории русской мысли (последняя четверть XIX - начало XX вв.).
1.1. Постановка проблемы. Предпосылки диалога с пессимизмом в России.
1.2. Апология научной рациональности.
1.3. Возможности средств философского познания.
1.4. Проблема оптимизма в контексте христианских ценностей
Глава 2. Обоснование оптимизма в философских воззрениях И.И.Мечникова.
2.1. Учёный «романтик».
2.2. Биологические корни пессимизма.
2.3. «Чувство жизни».К.
2.4. В поисках эликсира оптимизма.
Глава 3. Е.П.Аквилонов: философско-богословская теория оптимизма.
3.1. Философствующий апологет.
3.2. Диалектика духовного развития.
3.3. Духовные основы оптимизма.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Деменев, Алексей Григорьевич
Актуальность темы исследования. Важное место в проблемном поле истории философии занимает летопись древнего спора между противоположными мировоззренческими принципами - философским оптимизмом и пессимизмом. Основные этапы этого спора, имена и идеи достаточно изучены и представлены в историко-философской литературе. При этом в отечественных исследованиях по данному вопросу конфликт оптимизма и пессимизма выступает исключительно как явление зарубежной философской культуры. А между тем в России в последней четверти XIX века разворачивается напряжённая дискуссия в условиях пессимизации общественной жизни, на фоне кризисных явлений в экономике и политике. Отсутствие специальных исследований по данной теме означает пробел в наших представлениях о духовной атмосфере той эпохи.
Полемика отечественных мыслителей о природе оптимистического мировоззрения представила широкий спектр подходов, среди которых полярно противостоят методология естествознания, тяготеющая к позитивизму, и идеалистическая метафизика, основанная на христианской традиции. Сравнительный анализ этих подходов представляется актуальным на фоне современного интереса к проблеме диалога мировоззрений.
Возможности компаративистского метода позволяют поставить рядом несопоставимые, на первый взгляд, концепции И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова, учёного и богослова. Их оригинальное видение проблем человеческого бытия и сегодня звучит современно.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими положениями:
• Проблема происхождения, сущности и источников оптимистического мировоззрения, задача сохранения сознания человека от разрушающего воздействия радикальных пессимистических учений вновь, 4 как и столетие назад, приобретают актуальное звучание в реалиях современного общества.
• Дискуссия о причинах распространения пессимизма, которая развернулась в российском обществе в последней четверти XIX века, мало исследована. Но её изучение дополнит наши знания об интеллектуальных исканиях эпохи, откроет актуальные для современности пути оздоровления духовной жизни.
• Сравнительный анализ методологически различных подходов к обоснованию оптимизма откроет возможности и пределы диалога мировоззрений, отвечающего коренным потребностям физически и духовно цельного человека. Данное сравнение обретает особую актуальность именно в контексте ценностей русской философии, которой традиционно близка идея синтеза.
• Сопоставление полярных подходов на примере концепций И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова позволит глубже осознать их специфические особенности, достоинства и противоречия. Диалог, выявление общего и различного позволяют глубже проникнуть в сущность исследуемых явлений, чем и определяется актуальность историко-философской компаративистики.
• Философский аспект творчества И.И.Мечникова недооценён и содержит возможность его новых трактовок. Творчество профессора Санкт-Петербургской духовной академии Е.П.Аквилонова неизвестно науке, но введение его в научный оборот дополнит наши знания о философской традиции духовных академий, откроет поиски православными мыслителями путей духовного противостояния пессимизму.
Степень разработанности проблемы. Проблема оптимизма (пессимизма) является древним явлением в истории философской мысли, но в качестве самостоятельного объекта изучения выделяется в XVIII веке в трудах 5
Лейбница, Вольтера, Руссо, Канта. В России интерес к этой проблематике оформляется в дискуссию после знакомства общественности с этикой Шопенгауэра. Популярность идей пессимизма вызвала озабоченность и катализировала полемику, в которой приняли участие знаменитые и менее известные мыслители: Н.Я.Грот, Н.Н.Страхов, В.С.Соловьёв, Д.Н.Цертелёв, П.Л.Лавров, П.В.Мокиевский, К.Н.Леонтьев, Ал-й И. Введенский, В.М.Хвостов, И.И.Мечников и другие. Уже в их работах выявляются некоторые особенности, воспроизводимые в дальнейших исследованиях: полемичность, переплетение истории вопроса с теорией (авторские определения, раскрытие сущности, структуры, источников, типов оптимизма и пессимизма).
Историографы констатируют пробел в изучении проблемы оптимизма в советский период: «.в недавнем прошлом проблема оптимизма как-то выпала из поля зрения нашей философии. Об этом, в частности, свидетельствует факт почти полного отсутствия публикаций на эту тему в 30 - 50-х годах»1. Тема была реабилитирована только в 60-х гг. Тогда появляются диссертации В.И.Синютина, Е.М.Решетниковой, Н.Г.Володиной. В них актуальность темы объясняется важностью научного обоснования пролетарского оптимизма в интересах классовой борьбы. Их положительной стороной является историко-философский анализ проблемы в сочетании с попытками систематизировать противоречивые и многозначные определения основных понятий. Дальнейшая концептуализация проблемы продолжается в монографиях С.И.Попова, В.И.Синютина, на русском языке выходит работа польского философа В.Татаркевича «О счастье и совершенстве человека». Но в их историко-философской части отсутствует анализ широкой дискуссии по данной теме в российском обществе в конце XIX - начале XX вв., и, в частности, концепции И. И.Мечникова.
Творчеству И.И.Мечникова-естествоиспытателя посвящено большое число исследований, чего нельзя сказать о Мечникове-философе. Его
1 СинютинВ.И. Диалектика пролетарского оптимизма. Л., 1983. С. 10. 6 многообразный вклад в биологию и антропологию заслонил собой философскую компоненту творчества, что проявилось в неготовности многих современников воспринять Мечникова как философа. Вышедший в 1909 г. сборник статей ограничивает его интересы исключительно областью естествознания.
Ещё при жизни учёного публикации о нём включали весь спектр оценок, от восторженных до негодующих. Характерным примером критики его философского учения с позиций религиозной мысли стала работа К.К.Толстого «Корни беспросветного пессимизма» (1909 г.). После революции интерес к Мечникову не угасал. В это время закладывается основной подход к изучению его творчества, в основу которого положено отношение В.И.Ленина к стихийному естественноисторическому материализму. Данный подход содержал возможность идеологической предвзятости, которой не избежали многие последующие исследования.
Одним из основных источников информации о творческом пути учёного становятся воспоминания, опубликованные его супругой - О.Н.Мечниковой - в 1926 г. Благодаря ей в научный оборот был введён архив рукописных и документальных материалов учёного.
К столетию со дня рождения интерес к творчеству Мечникова возрастает, появляются статьи, монографии и диссертации А.В.Куртышева, Э.Л.Гольдриной, М.В.Ермакова, Б.Л.Могилевского, И.Л.Меняйло, А.Е.Гайсиновича, в которых исследуются различные аспекты его научной деятельности. В 50-60-х гг. осуществляется издание Академического собрания сочинений Мечникова, источниковедение расширяется за счет анализа эпистолярного фонда, отдельными изданиями публикуются его философские работы со статьями И.Е.Амлинского, А.А.Тишкова. Впервые появляются исследования, специально посвященные анализу философских идей Мечникова. Следует выделить ряд монографий Д.Ф.Острянина, в которых квалифицированный философский анализ не свободен от идеологически 7 предвзятого отношения. Заметна потребность представить великого естествоиспытателя сознательным материалистом-диалектиком, а его общественно-политические убеждения более революционными, чем они были в реальности. В то же время отсутствует специальный анализ проблемы оптимизма - одного из главных философских интересов Мечникова. Исследование им проблемы оптимизма отражено в монографии В.А.Фролова (1980), достоинством которой является выявление психологических мотивов, эволюции личностного мировосприятия учёного. Но при этом отсутствует всесторонний философский анализ его учения о человеке.
Таким образом, оригинальные философские воззрения И.И.Мечникова не получили должного анализа, заслоняемые его масштабным вкладом в естественные науки, искажённые идеологическими предпочтениями исследователей. Сохраняется недооценка места и значения проблемы оптимизма в творчестве учёного, что не позволяет рассматривать его взгляды в единстве с определённой традицией в европейской и отечественной философии. Эти недостатки затрудняют объективную оценку актуальности идей Мечникова для современной философской культуры.
Историко-философский компонент специальных исследований по проблеме оптимизма не раскрывает отношения к ней православной философской мысли. В системе богословских наук данная тема развивается апологетикой и нравственным богословием в традициях духовных академий. Феномен академической философии православия занял достойное место в отечественных исследованиях и имеет широкие перспективы дальнейшего изучения. Но полемика православной этики и апологетики с философским пессимизмом до сих пор не стала предметом специального исследования, как не стало им и творчество профессора Санкт-Петербургской духовной академии Е.П.Аквилонова. Его работы положительно оцениваются Н.Н.Глубоковским, о.Г.Флоровским, П.Я.Светловым. Отдельные аспекты его творчества попадают в поле зрения и современных историков и религиоведов, получив анализ в 8 работах Л.Е.Шапошникова, С.В.Пишуна, Н.П.Красникова. Но основная часть взглядов остаётся неизвестной.
Особенную трудность представляет реконструкция биографического материала по отрывочным свидетельтвам в различных документах. Сведения о периоде учёбы Аквилонова в СПбДА содержатся в исследовании И.А.Чистовича. Деятельность на посту Протопресвитера военного и морского духовенства отмечена в работе С.Ю.Чимарова, в «Российском военном сборнике», в мемуарах о.Г.Шавельского. Е.П.Аквилонову посвящены статьи в словаре «Христианство», в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но отсутствие специальных исследований его жизни и творчества оставляет неизвестной личность этого оригинального мыслителя.
Многие авторы в разных аспектах и в различной степени касаются проблемы оптимизма, её истории в зарубежной философской культуре, творчества И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова. Но пока нет работ, исследующих содержание дискуссии по данной проблеме в российском обществе методом сравнительного анализа её полярных представителей. Попытку такого исследования и представляет собой настоящая диссертация.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в том, чтобы выявить место и значение дискуссии по проблеме оптимизма в истории русской философии, раскрыв содержание данного явления на примере полярных концепций.
Конкретность проблематики определяется рамками исследования: сопоставление концепций И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова в контексте ряда имён и идей отечественной философии последней четверти XIX - начала XX вв., объединённых проблемой оптимизма.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач: 9
• Раскрыть содержание полемики, возникшей одновременно с распространением популярных пессимистических учений, выявить её предмет, условия и причины возникновения, типологизировать основные подходы.
• Проследить связь этого явления с основными интенциями русской философской мысли, с единым процессом эволюции отечественной и зарубежной духовной культуры.
• Определить в данном контексте место и значение теорий И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова. Выполнение этой задачи требует от исследователя обращения к биографическим материалам, изучения в полной мере их многосторонней деятельности, требует умения выделять непосредственно философский материал из естественнонаучного и богословского.
• Выявить точки соприкосновения в концепциях, на первый взгляд противоположных. И на этом примере выяснить пределы, в которых возможен диалог различных мировоззрений, диалог религиозного и нерелигиозного сознаний.
• Рассмотреть значение данной дискуссии для дальнейшей концептуализации проблемы оптимизма в её различных аспектах, оценить это значение применительно к духовным потребностям и исканиям современного общества.
Методологическая основа исследования. Основным методом исследования является компаративный анализ - специфическое применение в историко-философском исследовании общенаучного сравнительно-исторического метода, выявление общего и особенного в различных, но сопоставимых явлениях.
Установление связей между отдельными выступлениями участников дискуссии, а также их места в едином историко-философском процессе осуществляется в рамках системного подхода.
10
Источники исследования. Источниками диссертации стали следующие группы печатных материалов:
1. Сочинения отечественных мыслителей последней четверти XIX -начала XX вв., в той или иной степени участвовавших в обсуждении проблемы оптимизма.
2. Сочинения зарубежных мыслителей XIX в., оказавшие непосредственное влияние на характер и содержание развернувшейся в России дискуссии.
3. Сочинения И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова, изданные в периодической печати и отдельными изданиями.
4. Научные монографии отечественных исследователей, посвященные творчеству И.И.Мечникова, различным аспектам проблемы оптимизма (пессимизма), отражению этой проблемы в православной философско-богословской мысли.
5. Периодическая печать Русской православной церкви последней четверти XIX - начала XX вв.
Научные результаты работы, выносимые на защиту :
В последней четверти XIX - начале XX вв. в России развернулась широкая дискуссия, предметом которой стала природа явлений оптимизма и пессимизма: их сущность, закономерности формирования, причины устойчивости и изменчивости.
Причинами, вызвавшими дискуссию, стали популярность философского пессимизма, разочарование в идеалах науки и прогресса, кризис традиционных религиозных ценностей; условиями явились социально-экономическая и политическая нестабильность пореформенной России,
11 распространение социального пессимизма; поводом послужило знакомство широкой общественности с работами немецких пессимистов.
В ходе обсуждения проблема оптимизма предстала комплексной и многогранной, допускающей различные методологические подходы и решения. Предпринимались попытки её осмысления средствами науки, философии и богословия.
Обсуждение проблемы оптимизма стало частью дискуссии о предмете философии, о специфичности и самостоятельности проблем, составляющих предмет философского знания.
Наиболее крайние позиции в общем спектре дискуссии занимают воззрения И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова, в которых противостоят друг ДРУГУ. соответственно, материалистически понятый позитивизм и телеологический теизм, этический натурализм и этика долга, политический либерализм и консерватизм.
Несмотря на противоположность базовых принципов, концепции И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова имеют множество точек соприкосновения, а их различия составляют определённую симметрию относительно проблемы оптимизма. Это становится возможным благодаря общей логике предмета исследования, единству мотивов и целей.
На примере взглядов И.И.Мечникова и Е.П.Аквилонова раскрываются возможности диалога мировоззрений, в ходе которого сближаются позиции по конкретным вопросам, но который находит свой предел в противоположности методологических оснований.
Дискуссия по проблеме оптимизма пришла из-за рубежа, но приобрела на русской почве национальное своеобразие. В данном конкретном примере русская философия выступает оригинальным, своеобразным, но не замкнутым явлением, находится в постоянном взаимодействии с западноевропейской традицией, осваивает проблематику зарубежных дискуссий в контексте собственных интересов и ценностей.
12
Научная новизна диссертации.
- Впервые в историко-философской литературе отдельным предметом исследования стала дискуссия по проблеме оптимизма, как целостное явление в русской мысли последней четверти XIX - начала XX вв.
- Последовательно проанализированы малоизвестные публикации отечественных мыслителей в качестве взаимосвязанных элементов рассматриваемой дискуссии.
- Исследованию подвергнут специфический смысл, который в контексте ценностей русской философии обретают понятия «оптимизм», «пессимизм», «мелиоризм».
- В диссертации предпринята попытка анализа философского наследия И.И.Мечникова, свободного от идеологических ожиданий и предпочтений.
- Впервые проблема обоснования оптимизма рассматривается как сквозная, центральная тема философского творчества И.И.Мечникова.
- В научный оборот вводятся материалы о жизни и творчестве Е.П.Аквилонова. Анализ разрозненных источников завершается в диссертации последовательным изложением воззрений этого мыслителя и оценкой его места в духовно-академической традиции.
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация должна способствовать развитию теоретической и практической базы истории русской философии, открывая перспективы исследования одной из её актуальных проблем.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по истории русской философии, этике, религиоведению и социальной психологии.
14
Список научной литературыДеменев, Алексей Григорьевич, диссертация по теме "История философии"
1. /\vpaivivr> Jrs. ri.m ivnniTT iv /Л,у AUDnOIAакадемиях // Вопросы философии. -1997. № 9. - С.138-155
2. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств (размышления
3. ГП')ПЛ^'1П1111/\Г'/1 Т)ПОТТО\ = лд ■ V' / \ I 7 / 'А / 1л 1 ооя „ ао лV/ иу/а~гС1). ±уА. 1 V ч^л^гчНп лрипш I у уО. V.
4. Аквилонов Е.П. Бессмертие // Христианское чтение. 1912. - № 3. - С.269
5. Аквилонов Е.П. Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику // Странник. 1893. - № 12. - С.599-631. - 1894. -№ 1. - С.3-28. -№ 2. - С.228-253. -№ 4. - С.638-659
6. Аквилонов Е.П. Об истинной свободе и нравственном долге (по поводу Высочайшего манифеста от 17 октября. 1905 г.). Спб.: тип. Училища глухонемых, 1905.-35 с.
7. Аквилонов Е.П. Тайна богочеловечества и её значение для современной жизни//Церковный Вестник. 1909. - № 52. - С.1617-1622165
8. A X>*DTTTTATTAn Тн TT VTV ПЯТНО ГТЛТТ) /~Ч ТХ ЛАППДИ fCkTTTJT TQ ЛА^ТТТиП // VnTJA'TTJQ|JAT^A£liz,./nj\i5jriji\-/xiv^r> ь.и. Yvpxxvixxcxriv,idu и cud|/vivivjinoiv vuudilxi>i // /yj^ixc-itlanvi\uv 1 ПАС ЛГа О О ein ZA А \Г/-» С Р
9. Аквилонов Е.П. Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как теле Христовом. Спб.: тип. А.Катанского и К, 1894. - 90 с.
10. Астафьев П.Е. Страдание и наслаждение жизни. Спб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1885. - 70 с.
11. Байдаков A.B. Православное духовенство русской армии и флота: вторая половина XIX нач.ХХ в. М.: ГА ВС, 1994. - 87 с.
12. Белов П.Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX начала XX в. - М.: Мысль, 1970. - 488 с.
13. Грот Н.Я. Отношение философии к пауке и искусству (Речь, произнесённая на докторском диспуте в Киевском университете 2-го февраля
14. QO'í i ■ /\ -т 'Л \ XTimn* 1Л •"> т i i j / > рлп //Qnnm\ 1 09 ч > *i OOJ i\jJj,aj. —iukd. под du ido. wjapfl/í, i uüj. z* i v.
15. Гурьев Г.А. Дарвинизм и религия. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957. -248 с.
16. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. M.: Изд-во МГУ, 1974.- 155 с.
17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
18. Доказательства существования бога на примере порядка во Вселенной. -М.: Даниловский Благовестник, 1994. 148 с.
19. Дробницкий ОТ. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 331 с.
20. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191 с.
21. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
22. Козлов A.A. Письма о книге гр. Толстого «О жизни». М.: тип.и м г/л 7тттттаа ad it tt 1 й01 1 рi х.1 1.1v jxunvpvi) xx xv, 1 uy х . j z,u v.60.AI П /MJА.rTv
23. Лепорский П.И. Речь, сказанная при отпевании Протопресвитера военного и морского духовенства о. Евгения Петровича Аквшгонова // Вестник военного и морского духовенства. -1911. № 9. - С.270-273
24. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
25. Мечников И.И. Антропология и дарвинизм // Мечников И.И. Академическое собр. соч. Т.16. -М., 1964.
26. Мечников И.И. Борьба за существование в обширном смысле // Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М.: И.Н.Кушнерев и К, 1914. - 333 с.
27. Мечников И.И. Письма (1863 1916). М.: Наука, 1974. - 296 с.
28. Мечников И.И. Письма к О.Н.Мечниковой (1876 1899). - М.: Наука,1978.-32*с.170
29. К Д атттт тттт гмэ ТЛ Т/Г ^тттттт гч гггчтттлг> тта тта тт ао ат/'о = Л Д • Т/ГоТТ = Т1П АТГЯТТ ио\/1У- ГГГР 1 ii.ii, ч^лшдш и ирпридС Ч^лии^ла. 1*1. хид ии л тад. иа^ к 51961. -290 с.
30. Мечников И.И. Этюды оптимизма. = М.: Наука, 1987. 327 с.
31. Моральные ценности и личность / под. ред. А.И.Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд-во Московского университета, 1994. - 176 с.
32. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 205 с.SQ ТГлтттата Т/" r^VrT;r|/-a pii'ipti or ТЧ./Г • Чцдицр 1 GЯО А/1 /">OJ.aivlii^ij xv. /1 г i ¡411 w i (I v.' 1 list. lvi. sjiidimv, i V/ i v.
33. Отчёт о состоянии Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1911 г. // Христианское чтение. 1912. - № 3. - С. 1-58
34. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб.: Андреев и сыновья, 1994. - 284 с.
35. Русская религиозная антропология/ под ред. Н.К.Гаврюшина. Т.1. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. - 528 с.
36. Ю.Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев: тип.Г R Т^лгтт Ю1П 376 г1 у 1 v. J / U V1.Ш.Светлов П.Я. Мистицизм конца XIX века в его отношении кхристианской религии и философии,- Спб.: И.JI.Тузов, 1897. 166 с.
37. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996,- 478 с. 1 П.Соловьёв B.C. Оптимизм // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза иТА Д ürU^TTo 1 Ö07 т 99 р /1Q ^пг jl.^v. jjvji id. — t/iiu., i ОУ / . I.Z.Z. — v^. -т
38. Страхов H.H. Гартман и Шопенгауэр // Страхов H.H. Философские очерки. Спб.: тип. бр. Пантелеевых, 1895. - 530 с.
39. Суровегина Н. А. Философия русского православия : история и современность. Ч. 1. - Тверь: Изд-во ТГУ, 1990. - 54 с.
40. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.гw/V/ / V .121 .Титарепко А. И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278 с.173
41. Флоровский Г. Пути PRESS, 1983. 599 С.ГРОТГАГЛ ПЛТЛЛ TT АптхгтUV Wi\Ul и иш UWlUDiL/I.Paris: Вильнюс: YMCA
42. Фролов В.А. Из кагорты энциклопедистов // Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. М.: Сов. Россия, 1989. - С.5-60.
43. Хвостов В.М. О пессимистическом мировоззрении // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 108. - С. 187-233.
44. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М.: Совершенство, 1998. - 176 с.
45. Хижняков В.В. Творчество И.И.Мечникова и литература о нем. М.: Медгиз, 1951. - 190 с.1 п л1 /4
46. Хлебников Н.И. О пессимистическом направлении современной немецкой философии. Шопенгауэр // Хлебников Н.И. Исследования и характеристики. Киев: тип. И.И.Завадзкого, 1879. - 324 с.
47. ГТ го ПАТХГГЛТПА // РАААПТХЛ Г'11 ГХ ТЭААТГТТГ ТТХ А^АПТТТЛ/" 1 007х ^о.^^рИл^х ^л) хэОххххч/ х / / 1 ч^ ч^СхххХч^хчкх гх хЗч^ч^лгхЬахх V Ч^Ч^р/ХХХХХХ. X У У / .вып. 12. 495 с.
48. Цвик И.Я. Религия и декаденство в России: методологические аспекты социально-философской критики. Кишинёв: Штиинца, 1985. - 191 с.
49. Ципко А. Оптимизм истории. М.: "Молодая гвардия", 1974. 192 с. 143.Чимаров С.Ю. Русская православная церковь и вооружённые силы России в 1800 - 1917 гг. - Спб.: Нестор, 1999. - 272 с.
50. Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). Спб.: Синодальная типография, 1889. 236 с.
51. Павельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т.1. - Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1954. - 414 с.
52. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Спб.: тип. Суворина, 1886. - 360 с.
53. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Спб.: тип.ММ Гто/члподшго 1 Q81 /I Qfl п .iVi.^iaviv/jivDri-iaj iuui . v.
54. Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. Спб.: тип. Суворина, 1886.-296 с.