автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Метафизика жизни и смерти

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кушова, Ирина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Б.м.
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Метафизика жизни и смерти'

Текст диссертации на тему "Метафизика жизни и смерти"

ФГбОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии и социологии

На правах рукописи

04201455168

КУШОВА ИРИНА АНДРЕЕВНА

МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ И СМЕРТИ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Специальность

09.00.01 Онтология и теория познания

Дисертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель -д.ф.н., профессор Останина О. А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................. 4

Глава 1. Метафизика жизни..........................................................................18

§ 1.1. Экзистенциально-онтологический подход как возвращение к проблеме жизни и смерти..............................................................................18

§1.2. Феномен жизни - от феноменологии к фундаментальной онтологии М. Хайдеггера .................................................................................................27

§ 1.3. Философия существования Ж.-П. Сартра и А. Камю: основные противоречия ..................................................................................................44

Глава 2. Сознание и время - фундаментальные основания человеческой реальности ......................................................................................................58

§2.1. Проблема жизнепереживания в проекции сознания ........................58

§ 2.2. Сознание, определяющее свободу и ответственность, в экзистенциализме Ж.-П. Сартра ................................................................85

§ 2.3. Осознание времени: роль и свойства временных экзистенциалов в человеческой реальности...............................................................................106

§ 2.3.1. Проблема времени в феноменологии и фундаментальной онтологии М. Хайдеггера .................................................................................................106

§ 2.3.2 Сознание и время в экзистенциальных исканиях Ж.-П. Сартра.......

...........................................................................................................................126

Глава 3. Метафизика смерти ......................................................................140

§3.1. Концептуальное развитие метафизики смерти ...............................140

§ 3.2. Экзистенциальное понимание смерти и суицидального поведения в философии А. Камю, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра .......................................151

Заключение ..................................................................................................169

Список литературы....................................................................................179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Начало нового тысячелетия ознаменовано духовно-интеллектуальным кризисом, преодоление которого возможно путём переосмысления фундаментальных оснований человеческого существования, духовных приоритетов, границ и необходимости свободы. Теоретически важным представляется критический анализ положения философии постмодернизма о том, что свобода заключается в способности поступать по-другому; сейчас формируется новое видение свободы и ответственности, и здесь, на наш взгляд, оказываются востребованными и продуктивными идеи философии экзистенциализма. Выбор темы данного исследования обусловлен необходимостью экспликации социально-онтологических оснований учений о жизни и смерти, уже наметившейся в рамках развития современной философии. Данная тема относится к числу незыблемых, «вечных», требующих постоянных уточнений, и каждая эпоха предлагает свой вариант решения проблемы, раскрывающий, так или иначе, тайну и смысл человеческого существования. В метафизическом аспекте, исследование жизни и смерти позволяет выявить и раскрыть сущностные, глубинные основания бытия человека.

Тема диссертационного исследования актуальна и в практическом аспекте, поскольку непосредственным образом связана с постижением реалий современного общества. К ним относятся, во-первых, антропосоциальные проблемы (межнациональные и межконфессиональные войны, мировой терроризм, экономические и социальные кризисы, имунные и онкологические заболевания, и др.).

Во-вторых, трансформация и адаптация личности в условиях научно-технического прогресса, последствия которого, как известно, противоречивы. В свете научных достижений возникают различного рода концепции, например такие, как «Россия 2045», ставящие проблему кибернетического бессмертия в контектсе новой модели цивилизации (Давид Дубровский «Фантастика или

научная проблема». М., 2012).1 Но иллюзия бессмертия равноценна бессмысленности существования. «Вечная жизнь, где нет ни зачатия, ни роста, ни созревания, ни распада - существование столь же застывшее, бесплодное, лишённое любви, бесцельное и неизменное, как у царской мумии, - и есть не что иное, как смерть, только смерть в иной форме».2

В-третьих, информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни. Виртуальный мир модифицировал привычные методы и формы самопроектирования жизни и деятельности человека. Кроме того, виртуальная реальность фантомирует безграничность возможностей, человек всё чаще и чаще представляет себя в роли Бога, вершителя судеб. Благодаря виртуальной реальности можно получить свою копию, живущую в виртуальном пространстве. Знакомство человека с компьютером, Интернетом, привело к новой форме зависимости - от виртуальной реальности.

В-четвертых, стремительные перемены - политические, социально-экономические, культурные — и сопровождающее их ухудшение духовно-нравственного и психологического состояния, выраженного в таких понятиях, как «депрессия», «фрустрация», «экзистенциальный вакуум», «пограничная ^ ситуация», «суицид».

В-пятых, смена типа цивилизационного развития человечества, которая связана с глубокими и всесторонними преобразованиями общества, деятельности людей. Исследовательский интерес в данном контексте представляет вопрос о ^ том, что происходит на уровне фундаментальных оснований бытия человека и на

уровне смысложизненных ориентиров, как они проявляются в «цивилизационном дрейфе», как влияют на него.

Проблема жизни и смерти человека находится в центре внимания многих направлений современного социально-гуманитарного знания. Среди

■ч _

1 URL: http://vz.ru/opinions/2012/10/25/604264.html

2 Мамфорд Л. Миф машины. Утопия и утопическое мышление. М., Прогресс, 1991. С. 97.

многочисленных философских штудий, занимающихся исследованиями основных форм и уровней человеческого бытия, одним из самых известных является экзистенциализм. Основы философии экзистенциализма были заложены ещё в XIX веке в сочинениях датского теолога С. Кьеркегора. Окончательно это философское направление сформировалось после Первой мировой войны в странах Западной Европы (Германии, Франции), а по окончании Второй мировой войны философия существования стала черезвычайно популярна и молниеносно распространилась по всей территории Европы, а также в странах Латинской Америки и США.1

Зачастую мнения, характеризующие деятельность философов-экзистенциалистов, не всегда правомерны, их обвиняют в излишней эпатажности и идейной утопии. Но позиционировать высокие нравственные убеждения, объявляя свободу высшей ценностью существования, очень сложно в условиях принципиального расхождения с господствующей идеологией. С первого дня своего возникновения экзистенциальная философия, погружаясь в тайны сознания и времени, размышляя о свободе и ответственности, проводя тщательный анализ феномена смерти, пыталась определить роль и значимость человеческой жизни в мире.

Современная гуманитарная наука обращается к проблеме человека, пытаясь выявить, определить и исследовать глубинные основания его существования, обнаружить важное и непреходящее в непрерывном процессе становления утратившего индивидуальность, тождественность с самим собой и проектирующего свой жизненный проект человека XXI века. Современная цивилизация, построенная на иллюзии бесконечных возможностей, открыла невиданное по масштабу отчуждение человека от окружающей его природы, от общества и, прежде всего, от самого себя. Причиной столь глобальной отстраненности человека служит утрата личностью смысловых ориентаций,

1 Панцхава И. Д. Человек его жизнь и бессмертие. М., Политиздат, 1967. С. 70-71.

базовых константных определений своего бытия. Идеи экзистенциализма находятся в центре внимания современных исследователей в области гуманистической и экзистенциальной психологии, психиатрии,танатологии, политологии, социологии и социальной философии, филологии, культурологии и музыкального искусства, в рамках экзистенциального понимания истории, при всём многобразии методологических подходов.

Степень разработанности проблемы

1. Основные экзистенциалы человеческого существования такие, как жизнь и смерть, а также неотделимые от них феномены сознания, времени, свободы и ответственности стали предметом исследования преимущественно в философии Х1Х-ХХ веков, хотя отдельные мыслители предшествующих эпох сделали эти экзистенциалы предметом особого анализа.

В работах Августина Аврелия, Аристотеля, М. Аврелия, А. Бергсона, Ф. Брентано, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Гуссерля, А. Камю, И. Канта, Т. Л. Кара, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Платона, Ж.-П. Сартра, Б. Спинозы, И. Г. Фихте, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Ясперса представлены и раскрыты основные категории человеческого бытия, придающие ему смысл или абсурдность.

2. Базовые социально-онтологические категории (сознание, свобода, ответственность, время) связаны с проблемой жизнепереживания, которая исследуется в работах А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Проблема жизнепереживания представлена и в работах российских ученых: С. Духновского, О. Ф. Больнова, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Б. Демидова, Н. Я. Ивановой, Л. Н. Когана, И. Д. Панцхавы, И. С. Шкловского.

Исследование перечисленных выше категорий органично связано с изучением становления и формирования «философии существования» как самостоятельного философского направления.1

3. Изучая экзистенциально-онтологический подход, мы опирались на работы следующих авторов: А. Камю, Е. Коссака, А. В. Михайлова, И. А. Михайлова, Э. Мунье, А. И. Погорелого, Ж.-П. Сартра, В. В. Трещева, С. Финкелстайна, И. Франка, М. Хайдеггера.

Так, например, в произведениях польского философа Е. Коссака «Экзистенциализм в философии и литературе» и американского критика-марксиста С. Финкелстайна «Экзистенциализм в американской литературе» представлен критический анализ философии экзистенциализма.

В работах раскрывается сложный, неоднозначный характер взглядов представителей данного направления, прослеживается социальная функция «философии существования», а также влияние на культуру Запада. Авторы показывают, что пытаясь ответить на вопросы о смысле жизни человека, о его позиции в мире, экзистенциальная философия предлагает иллюзорное решение этих вопросов, поскольку делает своим предметом внутрений мир личности, изолированной от общества. В работах перечисленных выше авторов

1 Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М., РОССПЭН, 2010., Брентано Ф. О различии психических и физических феноменов. М., Дом интеллектуальной книги, 1996., Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб., Гуманитарная академия, 2008., Избранные работы. М., Территория будущего, 2005., Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. М., ACT, 2010., Камю А. Бунтующий человек. М., Политиздат, 1990., Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000., Хайдеггер М. Бытие и время. М., Ad Marginem, 1997., Разговор на просёлочной дороге. М., Высшая школа, 1991., Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., Лань, 1999., Григорян Б. Т. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973., Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., Мысль, 1986., Гуревич П. С. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., Республика, 1995., Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1999., URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/demid01/index.htrn, Духновский С. Переживание дисгармонии межличностных отношений. Курган, Изд-во КГУ, 2005., Иванова Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, Наукова думка, 1980., Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984., Человек и его судьба. M., Мысль, 1988., Панцхава И. Д. Человек его жизнь и бессмертие. M., Политиздат, 1967., Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., Наука, 1976.

экзистенциализм анализируется, как правило, с позиций марксистской философии.1

Следует отметить также, что экзистенциальная философия связана с феноменологией, в диссертации рассматриваются учения и идеи её представителей Ф. Брентано и Э. Гуссерля.

Влияние феноменологии на становление и развитие экзистенциализма и на творчество Ж.-П. Сартра, в частности, раскрывается в работах В. Бабушкина, А. Ф. Зотова, К. Твардовского.

В монографиях, относящихся к советскому периоду - М. А. Киссель «Философская эволюция Ж.-П. Сартра» (JL, 1976 г.), В. Кузнецова «Жан-Поль Сартр и экзистенциализм» (М., 1969 г.) - рассматриваются основные этапы творческого пути Ж.-П. Сартра, раскрыта личность философа, но, опять-таки, с позиции марксизма. Авторы пишут о Ж.-П. Сартре как об одном из главных

идеологов «новых левых» - экстремисткого течения, противопоставляющего себя

2

мировому коммунистическому движению.

Помимо всего прочего, в работах современных авторов, например таких, как А. Н. Сидоров «Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (5070-е гг. XX в.)» (Иркутск, 2006 г.) и JI. Андреев «Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век» (М., 2004 г.) личность философа рассматирвается через анализ левого движения послевоенной Франции. Более личностный подход представлен в предисловии к философскому трактату Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии» (М., 2004 г.); переводивший данное

1 Коссак Е. Экзистенциализм в американской литературе. М., Политиздат, 1980., Михайлов А. В. М. Хайдеггер: человек в мире. М., Знание. 1990., Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М., Дом интеллектуальной книги, 1999., Э. Мунье. Надежда отчаявшихся. М., Искусство, 1995., Погорелый А. И. Эволюция экзистенциализма М. Хайдеггер и кризис современной буржуазной философии: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.03. Киев., 1975., Трещев В. В. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900 - 1970: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01. СПб., 2006., Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., Прогресс, 1976 г., Франк И. Введение в экзистенциализм. М., Технотран, 1995.

2 Андреев Л. Ж-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., Гелеос, 2004., Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., Лениздат, 1976., Кузнецов В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., Изд-во МГУ, 1969.

3 Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.). Иркутск, Изд-во ИГТУ, 2006.

произведение В. И. Колядко пытается раскрыть личность французского философа, проанализировать причины, повлиявшие на становление и формирование его фундаментально-онтологической концепции.1

4. Анализируя категории сознания, времени и проблему смерти, мы обращаемся к философским трудам М. Хайдеггера, а также критическим работам, посвященным его личности и творчеству.

Особый интерес представляет монография М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге» (М., 1991 г.) и более раннее произведение, философский трактат «Бытие и время» (М., 1997 г.). Нельзя было оставить без внимания ключевую категорию хайдеггеровской философии «Dasein», подробный анализ которой представлен в публикации И. О. Инишева.

5. Проблема свободы и ответственности, затронутая в нашем исследовании не в меньшей степени, чем проблемы жизнепереживания и сознания, раскрывается в философских произведениях А. Бергсона, А. Камю, И. Канта, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера. Более подробно проблема ответственности рассматривается в статье И. В. Ветошкиной «Культурно-исторический анализ

л

феномена ответственности» (Томск, 2006 г.).

Кроме того, в нашей работе представлен анализ природы социально-исторической временной реальности; проблема времени человеческого бытия, как одна из фундаментальных мировоззренческих проблем, имеет самые непосредственные выходы к широкому кругу актуальных естественнонаучных, социологических, психологических, эстетических и других вопросов. Для полноценного качественного исследования поставленного нами вопроса о причинности, свойствах и значении времени, мы использовали работы

1 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. M., Республика, 2004.

2 Хайдеггер M. Разговор на проселочной дороге. M., Высшая школа, 1991., Хайдеггер М. Бытие и время. М., Наука, 2002., Инишев И. О. О термине «Dasein» // Топос. 2000. № 1. С. 46-49.

3 Ветошкина И. В. Культурно-исторический анализ феномена ответственности // Вестник ТГПУ. 2006. Вып. 12 (63). С. 97-100.

следующих авторов: П. П. Гайденко, В. Молчанова, H. Н. Трубникова, А. Г. Чернякова.

6. Характеристика смерти как феномена, определяющего конечность нашего существования, представлена в работах Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Кроме того, проблеме смерти в экзистенциализме посвящена публикация Н. Т. Роговой, феномен смерти рассматривается в монографии Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» (M., 1992 г.) и В. Янкелев�