автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Метафора в творчестве Н. Гумилева
Текст диссертации на тему "Метафора в творчестве Н. Гумилева"
/V ' 4
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Елоева Лариса Тазретовна
МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.ГУМИЛЕВА
10.02.01 - русский язык
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Диброва Елена Иннокентьевна
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1999
Содержание
Введение.........................................................................................................................5
Глава I. Духовный мир и поэтика Н. Гумилева........................................................11
1. Автопсихография и автопсихопортрет как зеркало
духовной жизни творческой личности.....................................................................11
1.1. Автопсихотрафия Н.Гумилева..............Г.........................................................12
1.2. Автопсихопортрет Н.Гумилева........................................................................17
2. Творческое кредо Н.Гумилева...............................................................................21
2.1. Теоретические основы акмеизма.....................................................................21
2.2. Творчество как самопознание в теоретическом и
поэтическом наследии Н.Гумилева........................................................................30
2.3.Пространства "поэтических миров" Н.Гумилева...........................................34
Глава П. Метафора как психобиологическая,
социолингвистическая и семантако-стилистическая структура............................41
1.Психобиологические и социолингвистические основания
художественной метафоры........................................................................................41
2. Традиционное и индивидуальное в явлении "метафора"...................................55
2.1. К истории вопроса.........................................................................................55
2.2. Фокус и рамка как организация метафорической структуры......................59
2.3. Параметры метафорической семантики........................................................61
2.4. Семашико-синтаксическая функция метафоры в
художественном тексте.................................................................................65
2.5. Специфика метафорики Н.Гумилева..........................................................69
3. Композиционное устройство метафоры в стихотворных
текстах Н.Гумилева....................................................................................................73
3.1. Одиночные, распространенные и развернутые метафоры.............................73
3.2. Композиционные типы метафор...................................................................77
4.2.1. Метафора-блок.......................................................................................78
4.2.2. Метафора-пенал.........................................................................................79
4.2.3. Метафора-сундук.......................................................................................82
4. Амплификация как стилистическая особенность метафорики
H.Гумилев а.................................................................................................................84
Глава Ш. Интерпретация: стихотворного текста. Н.Гумилева в социофияологическом аспекте.......................*...........................................................94
I. Принципы и цели еоциофилологического эксперимента...................................94
2. Методика эксперимента........................................................................................95
3. Лексико-семантические и статистические данные опроса................................102
3.1. Анализ текстемы и контекстем стихотворения Н.Гумилева
"Сады души".......................................................................................................102
3.1.1. Лексическое значение слова ..............................................................102
3.1.2. Генезис метафорического значения в структуре
словосочетания сады души .............................................................................109
3.1.3. Генезис метафорического значения в структуре
предложения сады моей души всегда узорны..................................................115
3.1.4. Генезис метафорического значения текстемы
сады души (узорны) и контекстем в структуре текста.....................................120
3.1.5. Итоги эксперимента: метафорический генезис
текстемы сгутьт тггтта (уаориът)...........................................................................137
3.2. Анализ текстемы и контекстем стихотворения
Н.Гумилева "На далекой звезде Венере..."..........................................................151
3.2.1. Лексическое значение словосочетания звезда Венера............................151
3.2.2. Анализ метафорических контекстем стихотворения..............................156
3.2.3. Итоги эксперимента: метафорический генезис текстемы
звезда Венера.....................................................................................................177
4. Читатель Н.Гумилева...........................................................................................186
4.1. Адресат в творчестве Н.Гумилева.................................................................1S6
4.2. Типология читателя у Н.Гумилева................................................................1S7
4.3. Реальный читатель: результаты социофилологического
эксперимента........................................................................................................190
Заключение................................................................................................................19.8
Библиография............................................................................................................199
Словари......................................................................................................................215
Список литературных источников..........................................................................216
Приложение...............................................................................................................217
Люблю обычные слова, Как неизведанные страны: Они понятны лить сперва, Потом значенья их туманны; Их протирают, как стекло, Ив этом нате ремесло.
Д. Самойлов
Коммуникативно-когнитивный принцип исследования художественного текста основывается на его параметрическом изучении, включающем три измерения: языковую личность (порождающую текст), содержательную структуру текста и его формальную структуру. К числу наиболее важных проблем в рамках указанного направления лингвистики принадлежит изучение функционирования образных средств в поэтической речи и, в частности, исследование метафорического моделирования, связанного с вышеперечисленными параметрами текста. Проблема исследования метафоры отражена в трудах В.Н.Телии, Н.Д.Арутюновой, В.Г.Гака, Е.М.Вольф, Г.Н.Скляровской и др., а также в работах ведущих зарубежных ученых - Black М., Johnson М., Lakoff J.,Cassirer Е., MacCormac E.R., Ricoeur Р., Searle J.P. и др, На основе общей теории текста, разработанной В.В.Виноградовым, Ю.Н.Жирмунским, Г. О. Винокуром, Ю. М. Лотманом, Р. О. Якобсоном, М. М. Бахтиным, Ю.Н.Тыняновым, В.Б.Шкловским и др., ведется плодотворное изучение проблемы интерпретации художественного текста (Б. А. Успенский, И.Р.Гальперин, H.A.Кожевникова, Г.А.Золотова, О.Г.Ревзина, Е.И.Диброва и ДР-)-
Актуальность исследования определяется тем, что предпринята попытка изучения новых аспектов явления метафоры в художественном тексте: психобиологического, семиолого-семангического и сопдостатистического, не получивших до настоящего времени комплексного описания в науке. Психобиологический аспект связан с процессом кодирования автором и декодирования читателем метафорического значения, заложенного в тексте. Семиолого-семантический аспект позволяет раскрыть специфику метафорического моделирования действительности в поэтическом тексте, установить разнородность композиционного устройства развернутых метафорических образов и их смысловое наполнение. Социостатистический аспект основан на проведении
и обработке данных социофилологаческого опроса по интерпретации метафорического смысла текста информантами.
Поэзия Н.Гумилева , известного поэта Серебряного века и теоретика акмеистического течения в литературе начала XX века, явилась именно той сферой, где актуализируется "вещность" метафорического образа, свойственная поэтическому мировосприятию Н.Гумилева в наиболее очевидном виде. Провозгласившие отказ от "головокружительной метафоры" символистов, акмеисты создали свою, неповторимую метафору "вещности". Текстовое исследование метафорики Н.Гумилева способствует выявлению специфики акмеистической метафоры, установлению характера ее моделирования, рассмотрению ее структурно-семантической типологии и композиционного устройства. Это способствовало раскрытию принципов творческого кредо поэта, основоположника русского акмеизма.
Цель исследования состоит в выявлении специфики метафорического моделирования Н.Гумилева и поэтической функции акмеистической метафоры.
В соответствии с вышеуказанным в диссертации решаются следующие задачи:
1. Изучение постулатов акмеизма и их реализации в стихотворных текстах Н.Гумилева.
2. Выявление семантических механизмов метафоры у Н.Гумилева и ее роли в духовной жизни поэта.
3. Установление специфики метафорики Н.Гумилева.
4. Описание структурно-семантических типов метафоры в текстах стихотворений Н.Гумилева.
5. Рассмотрение процесса авторского кодирования мысли и фиксация ее через метафору в тексте.
6. Раскрытие особенностей дешифровки метафорического текста читателем (изучение интерпретации социокультурной личности).
Объект исследования. Выбор метафоры в качестве основного объекта исследования определен целеустановкой творчества Н.Гумилева - утверждение
"вещной" метафоры, призванной отражать яркость, неповторимость и динамичность окружающего мира, его "высшую пору цветения" (1р. ах|!Т|).
Предмет анализа. Метафорическое моделирование действительности в творчестве Н.Гумилева и изучение возможности его интерпретации.
Методы исследования. Используемые в диссертации методы исследования определены поставленными задачами. Основными методами в работе явились описательный и структурно-семантический. Использованы также методы семного анализа, контекстуального и текстового анализа, статистической обработки данных. Основным методическим приемом явился социофилоло-гический опрос (анкетирование и обработка данных, представленных информантами).
Научная новизна работы. В работе впервые предпринята попытка комплексного описания метафоры в психобиологическом, филологическом (лингвистическом и литературоведческом), семиолого-семантическом и со-циостатистическом аспектах, что диктуется направлением современной научной мысли - лингвистика в интеграции наук. Установлен локально-темпоральный континуум предметного мира акмеистической метафоры как основы художественного мировосприятия и миро отражения объективного мира. Впервые индивидуально-авторская метафорика рассматривается как системообразующий фактор в поэтике художественного текста: выявляется и описывается композиционное устройство метафоры-блока, метафоры-пенала и метафоры-сундука. Новым является также постановка социофилологическо-го эксперимента по дешифровке метафоры в поэтической речи и практическое изучение доминантных сегментов текста - текстемы и контекстемы. В диссертации сделана попытка выявления типов читателей по данным социо-филологического опроса.
Теоретическое значение исследования заключается в развитии теории метафоры (ее индивидуально-авторской разновидности), представляющей собой определенный этап в изучении языковой универсалии, с одной стороны, и анализа языка художественного произведения, с другой стороны, где данная универсалия играет доминантную роль в формировании поэтики произведе-
ния.Изучение метафорики художественного произведения позволяет сделать теоретические обобщения, существенные для установления психобиологиче-екога, социолингвистического и лингвостатистического оснований метафоры -ее интегративных параметров; осмысления локально-темпорального пространства метафоры в творчестве Н.Гумилева и установления экспрессивно-деятельностных функций в ее интенционально-прагматической направленности, этико-эстетическом принципе представления экспрессивности и эмоционально-оценочной значимости в контексте творчества Н.Гумилева.
Впервые введены жанровые понятия автопсихографии и автопсихопорт-рета, в которых описываются творческие этапы биографии художника слова и раскрывается самопознание творчества.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении филологическому анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся старшей и средней школы. Обучение в школе филологическому анализу текста развивает чувственно-интеллектуальное восприятие художественного произведения, способствует повышению общего культурного уровня развития молодого человека, воспитывает его эстетически и этически. Исследование метафоры органически входит в современную парадигму Человек - Язык - Культура, раздвигая тем самым интеллектуальные горизонты молодого поколения, обогащая его духовность, развивая самостоятельность его творческих начал. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы при чтении курсов современного русского языка, русской литературы, стилистики русского языка, лингвистического анализа художественного текста и спецкурсов по изучению идиосги-лей писателя.
Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужили тексты поэтических произведений Н.Гумилева. Было проанализировано 373 стихотворения поэта, из которых методом сплошной выборки извлечено 6234 иллюстрации. К анализу привлекались и теоретические работы Н.Гумилева.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Метафора в творческом кредо Н.Гумилева:
- "вещность" метафоры как проявление одного из теоретических оснований акмеизма;
- пространства "поэтических миров" Н.Гумилева.
2. Метафоризация как интегральный психобиологический, социолингвистический процесс:
- психобиологические и социолингвистические основания метафоры;
- структурно-семантические особенности метафоризации в стихотворных текстах Н.Гумилева;
- композиционное устройство метафоры Н.Гумилева.
3. Амплификация как стилистика метафорики Н.Гумилева.
4.Авторская ориентация метафорических средств в поэтике Н.Гумилева:
- воплощение в локально-темпоральном континууме текстов идеала "вещности";
- построение акмеистического метафорического пространства при помощи лишвостилистических средств, представляющих экзотичность, живописность, экстравагантность, романтичность и заключенных в "прибавочном" элементе характеризующего имени;
- приемы метафорических ассоциаций и их эмоционально-оценочная значимость в контексте творчества Н.Гумилева,
5. Экспрессивно-деятельностные функции метафоры Н.Гумилева:
- антропоцентризм в лингвистике эмоций, формирующихся под влиянием авторской интенции и прагматической установки;
- пространственно-временное представление предметного мира;
- этико-эстетический принцип представления экспрессивности;
-композиционное устройство метафорических объединений как специфика метафорики Н.Гумилева.
6. Читательское осмысление текста на основе проведения социофилоло-гического опроса, имеющего своей целью анализ смысла метафоры в художественном тексте социокультурной личностью:
- дифференциация генезиса в структуре словосочетания, предложения и целого текста стихотворения.
- анализ текстем и контекстем в программных стихотворениях Н.Гумилева;
Апробация. Основные положения диссертации обсуждались в виде докладов на научных конференциях (Москва, МГОПУ, У-У1-е Международные конференции "Семантика языковых единиц" -1996,1998гг.; Москва, МГУ им.Ломоносова, "Категоризация мира: пространство и время" -1997г.) и нашли свое отражение в пяти статьях. Главы диссертации обсуждались на кафедральном семинаре "Структура содержания художественного текста" при кафедре русского языка МГОПУ - 1995 - 1998гг. Практическая апробация идей диссертации проведена ее автором в студенческих группах 1У-го курса филологического факультета МГОПУ при ведении практических занятий по стилистике русского языка и лингвистическому анализу художественного текста, а также в классах средней и старшей школы №1744 г. Москвы на уроках литературы, русской словесности, факультативных занятиях по анализу художественного текста (1993 - 1999гг.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русского языка Московского государственного открытого педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы - 241 страница, основной - 198 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает 283 наименования.
Глава I. Духовный мир и поэтика
Н.Гумилева
Переставляя акцент на духовность, Мы возрождаем суть человека.
А. Мартынов
1.Автопсихография и автопсихопортрет как зеркало духовной жизни творческой личности
Пусть люди расхищают твое сердце , но берегись сделать хоть одного из людей пленником красоты твоей души.
Свами Вивекананда
Особенностью лингвистики нашего времени является возрастание внимания к человеку, общественной жизни и культуре. Антропологическая программа языкознания ставит своей задачей изучение языка в неразрывной связи с бытием человека - его мышлением, предметно-практической и духовной деятельностью.Под духовной жизнью понимается категория, характеризующая бесконечно развивающиеся и совершенствующиеся возможности и способности индивида как субъекта познания и практической деятельности. Духовная жизнь - это и чувственная и интеллектуальная стороны души, необходимые человеку и порождающие в людях творческих творч