автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Козлов, Вадим Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Козлов, Вадим Евгеньевич

Введение

Глава I. Основные подходы к изучению толерантности этнического самосознания в отечественной и зарубежной науке

§ 1. Общегуманитарные подходы к проблеме толерантности

§ 2. Межэтническая толерантность и этническое самосознание: основные теоретические подходы

Глава II. "Этнический фон" и межэтническая толерантность

§ 1. Субъективные составляющие «конфликтного поля» в межэтнических отношениях основных этнических групп г.Казань

§ 2. Объективные факторы межэтнического напряжения в городской полиэтничной среде (г.Казань)

Глава III. Межэтническая толерантность как индикатор межэтнических отношений в условиях современного по-лиэтничного города

§ 1. Фрустрация и межэтническая толерантность

§ 2. Социальные и демографические детерминанты межэтнической толерантности в условиях полиэтничного города

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Козлов, Вадим Евгеньевич

Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелем которого является человечество в конце XX века ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом. Так по некоторым данным в мире только в период с 198 9 по 1994 года насчитывалось 94 вооруженных конфликта.1 Рост этнического самосознания, особенно заметный в последние десятилетия, дает основания связывать эти два явления. Особенно это актуально для постсоветской России, где конфликты, как правило, имеют этническую основу. Мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций, обеспокоенное подобными тенденциями в общественном развитии, объявило 1995 год Международным годом примирения и терпимости, целью было провозглашено представление возможности индивидам развить в себе культуру мира в повседневной жизни и поведении, а институтам и организациям - руководствоваться ею в своей философии и действиях.2 Кроме того, с 1995 года началось предложенное ООН десятилетие знаний о правах человека, поскольку, как отметил Генеральный директор ЮНЕСКО, толерантность является обязательным и ключевым условием для реализации прав человека и обеспечения мира.3 Научное сообщество, сознавая всю важность проблемы толерантности, активно включилось в

1 Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы / Вестник Моск. ун-та. Серия 18. - 1998. - № 3. - С.29.

2 Консультирование и толерантность / Высшее образование в Европе. - Т.21. - № 2. - 1997 (№ 1 1996). - С.5.

3 Фэлзон М. Воспитание и толерантность / Высшее образование в Европе. - Т.21. - 1998. - № 3. - С.10-14. подготовку и проведение Года терпимости, в частности, в 1994/95 годах региональные семинары и конференции прошли в Рио-де-Жанейро, Сеуле, Сиеме, Карфагене, Дели.4 Подобные же научные форумы были проведены в России и в республиках бывшего СССР, например, региональная научно-практическая конференция "Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера", состоявшаяся в 1995 го-, ду в Якутске и международная научная конференция "Толерантность как культурная универсалия", прошедшая в Харькове в 1996 году.5 С 1993 года в городе Лос-Анджелес США функционирует Музей толерантности.6 Таким образом, очевидно, что проблемы толерантности воспринимаются во всем мире как чрезвычайно актуальные. В данном случае полиэт-ничная Россия, находящаяся в состоянии трансформации всех государствообразующих систем и институтов является своего рода лабораторией для изучения различного рода конфликтов, причем спецификаконфликтного поля России состоит в одновременном развитии экономических, политических, ценностных конфликтов макроуровня, рождающих ситуацию всеобъемлющего кризиса общества.7 Одними из самых жестоких и опасных являются межнациональные конфликты, которые являются таковыми по форме, но зачастую "вырастают" из накопленного в обществе конфликтного потенциала.8 Значительная часть населения Российской Федерации проживает в городах, которые в той или иной степени являются полиэтнич

4 Тишков В.А. О толерантности / Толерантность и согласие. - М., 1997. - С.19.

5 Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. - 1997. - № 3. - С.138.

6 Фэлзон М. Воспитание и толерантность. С.10.

7 Тагиров Э.А., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 1996. - С. 12. ными по составу населения. Как результат полиэтничность неизбежно накладывает отпечаток на всю культуру и быт горожан. В связи с этим возникает проблема взаимной адаптации представителей разных национальностей, живущих в городе.9 Не случаен поэтому тот факт, как отмечают некоторые зарубежные ученые, что все этнические конфликты в СССР происходили в городах, поскольку вероятность непосредственного физического взаимодействия здесь выше, чем среди различных этнических групп в сельской местности.10 В настоящее время изучение межэтнической толерантности и этнического самосознания в условиях городской среды тем более актуально, что нестабильная общеполитическая обстановка в государстве является благоприятной почвой для роста ксенофобии.

Состояние изученности проблемы. Проблема межэтнической толерантности и этнического самосознания в городской среде достаточно новая как для отечественной науки так и для мировой в целом. Более подробно основные теоретические моменты, касающиеся данной темы, рассматриваются в первой главе настоящей работы. Здесь лишь хотелось остановиться на практических исследованиях, которые имели место в современной отечественной этнологии и социологии с конца 60-х - до середины 90-х годов. Мы не случайно отметили, что данная проблема касается не только этнологии, но и социологии, поскольку межэтническая толерантность и этническое самосознание в отечественной науке разрабатываются в рамках такой дисциплины, как этносоциология,

8 Там же. - С.136.

9 Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. - Л., 1987. - С.9. появившейся как самостоятельная отрасль научного знания в середине 60-х годов.

Появление этносоциологии как самостоятельной научной дисциплины, связывается с проведением во второй половине 1960-х годов массовых этносоциологических исследований в различных частях Советского Союза. Татарская АССР, единственная из российских автономий, стала моделью для широкомасштабных этносоциологических исследований, проводившихся во второй половине 1960-х годов группой этносоцио-логов из Института этнологии и антропологии РАН СССР. Выбор был не случаен, так как Татария являлась одним из наиболее репрезентативных в этносоциальном отношении регионов Советского Союза - индустриально-аграрная республика и в то же время зона активного взаимодействия двух генетически разнородных культур.11

Генеральная гипотеза исследования исходила из идеи подчиненности национальных отношений социально-экономическим отношениям.12 Результаты проведенных исследований изложены в ряде научных публикаций на страницах журнала "Советская этнография", а также в монографиях "Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования", "Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования) и "Эт-носоциология. Цели, методы и некоторые результаты исследования" .

10 Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологиче-ские очерки. - Уфа, 1996. - С.86.

11 Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программа, методика и перспективы исследования) // Советская этнография. - 1972. - № 3. -С.З.

Основной задачей, которую решали ученые в этот период, была попытка с помощью социологических методов ответить на вопрос: в какой же стадии находится процесс объединения советских наций в одну единую социалистическую нацию. Конечно же, проблема межэтнической толерантности не могла обрести собственного звучания в силу того, что бесконфликтность межнациональных отношений в СССР не подвергалась ни малейшему сомнению. Поэтому вопросы, в той или иной степени затрагивавшие проблемы межэтнической толерантности, рассматривались в контексте других этносоциальных проблем. Среди проблем, изучавшихся в ходе исследования, были следующие: межэтническая брачность и этнокультурные ориентации супругов; проблема двуязычия - распространенность среди населения и сферы использования языков; этнокультурные установки и этнопсихологические ориентации основных контактирующих групп. Для первого этапа исследования были отобраны три города республики: Казань, представлявшая собой крупный город, Набережные Челны, являвшийся городом среднего типа и Альметьевск -небольшой город. Данные, полученные в ходе исследования, дают лишь косвенное представление об уровне межэтнической толерантности и этнического самосознания в тот период, но тем не менее все же позволяют составить определенную картину и сделать некоторые выводы. В данном случае нам видится целесообразным рассматривать весь изучавшийся в тот период городской массив, не выделяя г.Казань в отдельный ареал.

Отечественные этнографы уже в 1960-е годы отмечали, что изучение семьи занимает видное место среди разрабаты

12 Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исваемых наукой проблем, поскольку она (семья) является первичной социальной ячейкой, подверженной действию этнических процессов.13 Полученный статистический материал позволял ученым определить некоторые общие и специфические черты в семейно-брачной сфере народов Татарской АССР. Во-первых, исследования засвидетельствовали довольно высокий за 20 лет (с конца 4 0-х годов) удельный вес межэтнических браков (например, в Казани 12 %)14 и в целом большинство татар и русских имели положительную установку на семейные контакты с людьми иной национальности.15 Во-вторых, были выявлены некоторые особенности при вступлении в межэтнические браки у русских и татар, в частности, данные свидетельствовали, что русские женщины чаще, чем мужчины, вступают в смешанные браки. У татар, напротив, среди мужчин более распространены браки с лицами не своей национальности. 16 В-третьих, большие различия по количеству межэтнических браков были выявлены между городом и сельской местностью.

Подобные тенденции в семейно-брачной сфере сохранялись и до конца 1980-х годов. Так по некоторым данным в это время межнациональными были 25 % от общего количестследований по материалам ТАССР. - М., 1973. - С.5-6.

13 Терентьева Ю.В. Опыт социально-этнического исследования (по материалам Татарской АССР) // Советская этнография. -1969. - № 3. - С.20.

14 Терентьева JI.H. Некоторые стороны этнических процессов в Поволжье, Приуралье, европейском севере СССР // Советская этнография - 1972. - № б. - С.49.

15 Дробижева J1.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки (по материалам исследований в Татарской АССР) // Советская этнография. - 1971. - № 3. - С.8. ва заключенных браков в городах и до 14 % в сельской местности. 17

Вторым важным направлением этносоциологических исследований, как мы отмечали выше, явилось этнолингвистическое, в частности, касавшееся проблемы двуязычия. Одной из основных задач при изучении двуязычия в Татарской АССР было соотношение итогов двуязычия с современными социально-этническими процессами. Исследования показали, что более свободное знание русского языка татарами находилось в прямой зависимости с высоким уровнем образования и социально-экономической продвинутостью.18 Кроме этого, была выявлена интересная взаимосвязь между языковыми предпочтениями людей и степенью их религиозности.19 Этноязыковые предпочтения отчасти коррелировали и с этнонациональными. У людей, сменивших свой язык, как отмечали ученые, преобладали друзья иной национальности в тех группах, в которых родной язык в результате ассимиляции уже не совпадал с этническим самосознанием.20

И, наконец, исследования третьего блока проблем, касавшиеся этнокультурных установок и этнопсихологических ориентаций основных контактирующих групп, показали имеющиеся различия по определенным вопросам у татар и русских, в частности это касалось, например ориентированно

16 Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования (по материалам Татарской АССР) // Советская этнография. -1968. - № 4. - С.13.

17 Полвека полевой этнографии (с Е.П.Бусыгиным беседует В.А.Тишков) // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 1. - С.127.

18 Губогло М.Н. Социально-этнические последствия двуязычия // Советская этнография. - 1972. - № 2. - С.27-28.

19 Губогло М.Н. Социально-этнические. С.28.

20 Там же. - С. 36. сти на виды труда. Отмечалась также интересная взаимосвязь этнокультурных и этнонациональных ориентаций. Но несмотря на это, абсолютное большинство населения, как показали результаты исследований в Татарии, имело интернациональные установки. Среди татар лишь у 4 % горожан и 2 % сельских жителей были зафиксированы совпадающие негативные установки к инонациональным контактам на производстве и в семейных отношениях.21 Подобные негативные установки на конкретные виды межнациональных контактов, по мнению ученых, носили как правило ситуационный характер.22 Подводя итоги этого периода в исследованиях межэтнической толерантности и этнического самосознания в Республике Татарстан, и в частности в г.Казань, следует отметить некоторые особенности:

- межэтническая толерантность и этническое самосознание не рассматривалось учеными в 60-80-е годы как особая проблема, требующая самостоятельного изучения при проведении этносоциальных исследований;

- не была разработана и методика исследования вопросов, касающихся межэтнической толерантности;

- тем не менее со второй половины 60-х годов Татарская АССР являлась одной из моделей при проведении этносоциальных исследований; а потому определенные вопросы, касавшиеся межэтнической толерантности и этнического самосознания в регионе, рассматривались учеными в контексте других, более насущных в тот период с точки зрения науки проблем.

Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности. С.14.

22 Там же. - С.14-15.

С 90-х годов начинается новый этап в отечественной этносоциологии. С этого времени этническое самосознание становится одной из центральных тем, получавших со стороны ученых самое пристальное внимание. Затрагиваются, в том числе, и проблемы, касающиеся межэтнической толерантности. Ведущая роль в этом принадлежит сектору социально-психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Учеными данного сектора был осуществлен с начала 90-х годов ряд научно-исследовательских проектов, результаты которых изложены в сборниках и монографиях.23 Кроме того проблемой этнического самосознания в Татарстане занимались и местные ученые. Предметом их изучения стало как комплексное изучение составляющих этнического самосознания татар и русских, рассмотренное в монографии Л.Сагитовой "Этнич-ность в современном Татарстане", так и отдельных его компонентов, касающихся, например, этнических ценностей (Т.Т.Исламшина "Этнические ценности полиэтничного общества"') или отдельных сфер общественной жизни (Т.А.Титова "Этническое самосознание в национально-смешанных семь-ях") , а также определенных хронологических периодов (Ф.Х.Мухаметшин, Т.А.Исаев "Республика Татарстан в зеркале общественного мнения (90-е годы. Социально

23 Например: Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. - М., 1990; Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М., 1995; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Соидатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996; Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. - М., 1998; Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. - М., 1998. экономический аспект)")24. Характерные социологические исследования, в которых затрагивались проблемы этнического самосознания проводились и республиканскими социологическими центрами, в частности, социологическим центром Госсовета РТ. Результатом этого стала книга "Татарстан на перекрестке мнений". Проблема межэтнической толерантности в этих исследованиях рассматривалась лишь в контексте других названных выше проблем, не получив отдельного комплексного изучения. Тем более не освещенной осталась проблема межэтнической толерантности в городской полиэтнич-ной среде. Отдельные моменты, касающиеся в первую очередь особенностей функционирования этнического самосознания в городских национально-смешанных семьях были освещены в упоминавшейся выше работе Т.А.Титовой, но проблематика этого исследования не включала задачу отдельного рассмотрения межэтнической толерантности, при том, что сами межэтнические браки являются индикатором уровня межэтнической толерантности.

Таким образом, за тридцатилетний период этносоциоло-гических исследований в РТ накоплен большой материал по различным актуальным проблемам, связанным в том числе с проблемой этнического самосознания, но на этом фоне тема межэтнической толерантности являлась до последнего времени лишь сопутствующей и не ставшей предметом отдельного комплексного рассмотрения. Тем важнее становится изучение

Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. -Казань, 1998; Исламшина Т.Т. Этнические ценности полиэт-ничного общества. - Казань, 1996; Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. - Казань, 1999; Мухаметшин Ф.Х., Исаев Т.А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения (90-е годы. Социально-экономический аспект). - Казань, 1998. этого необходимого компонента позитивного межэтнического взаимодействия.

В настоящей работе мы сконцентрировались на комплексном изучении взаимосвязи межэтнической толерантности с этническим самосознанием в условиях полиэтнической среды крупного города (г.Казань).

Цель и задачи исследования. В соответствии с уровнем разработанности проблемы и ее научно-теоретической и практической значимостью основная цель настоящего исследования - выявить факторы сохранения межэтнической толерантности при высоком уровне самосознания в условиях современного полиэтничного общества.

В соответствии с заданной целью сформулированы следующие научно-исследовательские задачи:

- рассмотреть основные подходы к проблеме толерантности в гуманитарных науках;

- представить историографию изучения проблемы межэтнической толерантности и этнического самосознания в отечественной этнологии и зарубежной социальной теории;

- выявить комплекс факторов, определяющих состояние этнического фона в г.Казань и РТ в целом, а также выявить степень влияния того или иного фактора на интенсивность «конфликтного поля»;

- рассмотреть в исторической ретроспективе формирование составляющих «конфликтного поля» в связи с проблемой межэтнической толерантности;

- рассмотреть основные индикаторы межэтнической толерантности и их проявление в различных сферах жизнедеятельности общества;

- выявить взаимосвязь между социально-атрибутивными характеристиками представителей основных этнических групп и уровнем этнической толерантности.

Объект исследования - основные этнические группы г.Казани (к ним относятся татары - 40,5 % и русские -54,7 %)25, а также другие этнические группы, объединенные автором в группу «прочие» (соответственно 4,8 %) . Выбор настоящего объекта исследования обусловлен тем, что, во-первых, Казань относится к такому типу многонационального города, который можно охарактеризовать как биэтничный -многонацоинальный,26 что соответствует и этнической модели Республики Татарстан в целом. А во-вторых, в условиях социально-экономических трансформаций проблема взаимной адаптации представителей различных этнических групп в условиях совместного проживания и тесного взаимодействия в городской среде весьма актуальна.

Источники. Настоящая работа основана на результатах комплексного этносоциологического исследования, осуществленного в 1998/99 годах в г.Казани при финансовой поддержке РГНФ. На подготовительном этапе велась работа с данными Всесоюзной переписи 1989 года; различными статистическими справочниками. Основным источником для получения информации являлась программа научно-исследовательского проекта "Межэтническая толерантность и психологическая напряженность в политичном городе» (по материалам г.Казань, руководитель Титова Т.А.). Программа состояла из 65 вопросов, сгруппированных по 4 разделам:

25 Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. - Казань, 1992. - С.97.

26 Галлямов P.P. Многонациональный город: Этносоциологиче-ские очерки. - Уфа, 1996. - С.27.

1. общие сведения о респонденте; 2. - этническое самосознание; 3. - предпочтения, ценности и ориентации респондентов; 4. - язык. При составлении программы автор в соавторстве с Т.А.Титовой использовал отдельные вопросы и тесты, получившие широкое научно-практическое применение (например, тест Куна-Тэджфела, шкала Богардуса и др.). Кроме этого, использовался ряд вопросов из "Опросных листов" М.Н.Губогло, JI.M.Дробижевой, С.В.Рыжовой, Г.У.Солдатовой, Г.Р.Столяровой, В.А.Тишкова.

Работа над научно-исследовательским проектом, положенным в основу настоящей диссертационной работы, велась на основе многоступенчатой районированной выборки. Первая ступень - отбираются улицы города с учетом их пространственного размещения, численности населения. Вторая ступень - отбор дома. Конкретные точки опроса осуществляются по спирали, которая накладывается на план (схему) всего города. В точке пересечения спирали с произвольным треугольником определяют улицу и начало маршрута, на котором необходимо опросить 10 респондентов (например, если в задании указано - в городе опросить 4 0 респондентов, то опрос производится в 4 точках города. В каждом из них опрашивается 10 респондентов). Выбор первого дома на обозначенном маршруте осуществляется интервьюером случайным образом. Далее опрос проводится в каждом последующем доме на участке с многоквартирными домами и в каждом пятом доме на участках индивидуальной застройки. Начальное направление движения - по улице в сторону увеличения порядка номеров домов по нечетной стороне, а после того как опрошена полвоина респондентов или в случае, когда улица кончилась, - в обратном направлении по четной стороне улицы. Третья ступень - отбор квартиры. В каждом из отобранных для опроса многоквартирных домов выясняется количество квартир и деЗтится на 3. Число, полученное при делении (при необходимости оно округляется) и есть номер квартиры, в которой следует провести интервью. Если квартира оказалась нежилой (сдана под офис, жильцы выехали и другое) , либо после трех посещений в разные дни и время интервьюер никого не застал дома или получил отказ, следует перейти к соседней квартире с большим номером. Если в выборку попала коммунальная квартира, необходимо опросить ту семью, представитель которой открыл Вам дверь. В случае отказа от участия в опросе, замена интервьюируемой семьи в данной квартире не производится - необходимо перейти к другой квартире. Четвертая ступень - отбор респондента в семье осуществляется по принципу "последнего дня рождения". В квартире интервьюер определяет со слов кого-либо из взрослых членов семьи дни рождения всех ее членов с 18 лет и старше. Далее он проводит интервью с тем из членов этой семьи, день рождения которого уже прошел и оказался ближайшим ко дню проведения опроса. При этом в опросе участвуют только постоянно проживающие в квартире члены семьи. Выборка рекомендована Центром социологических исследований МГУ (руководитель - профессор В.Туманов) и апробирована нами в ряде исследовательских проектов.

Таким образом в 1998 году было опрошено 600 респондентов, а в 1999 году в ходе контрольного опроса было опрошено еще 300 респондентов.

Ошибка выборки по различным параметрам колеблется в допустимых пределах, что свидетельствует о репрезентативности и достаточной надежности полученных результатов. Коэффициент корреляции между основным и контрольным опросам является незначительным. Кроме того, для освещения отдельных вопросов, а также сравнительносопоставительного анализа, в диссертационной работе автором использовались материалы научно-исследовательского проекта «Социально-экономическая дифференциация этнических групп и проблема интеграции в РФ» (руководитель J1.M.Дробижева), проводившегося в Татарстане в 1999 году при финансовой поддержке фонда Дж. и К.Макартуров. В ходе осуществления данного проекта в республике было опрошено 94 0 респондентов, из них 652 человека в городах. Отбор респондентов производился на основе многоступенчатой районированной выборки. В осуществлении данных проектов автор принимал непосредственное участие, находясь в составе научной группы.

В качестве основных методов, использовавшихся автором в диссертационной работе послужили: статистический метод, исторический метод и метод сравнительно-сопоставительного анализа.

Кроме статистических данных, источниками для написания теоретической части диссертационной работы явились произведения классиков философской мысли (Т.Компанелла, Вольтер, Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков), юридической (Г.Гроций, Т.Джефферсон), а также труды по социологии, социальной психологии, непосредственно этнологии и этно-социологии и научные публикации по данной проблематике. Кроме этого автор использовал материалы республиканской прессы.

Научная новизна исследования:

- в диссертационной работе в качестве самостоятельной темы поставлена проблема изучения взаимосвязи межэтнической толерантности и этнического самосознания;

- рассматривается степень влияния на уровень межэтнической толерантности особого рода психического состояния фрустрации на групповом уровне;

- изучается степень детерминированности уровня межэтнической толерантности социальными, в том числе аскрип-тивными особенностями представителей этнических групп.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы государственными структурами для профилактики межэтнической напряженности, оптимизации межэтнического взаимодействия в условиях социально-экономических трансформаций в стране. Кроме того, выводы диссертации могут использоваться в педагогической и научно-просветительской деятельности. И, наконец, результаты исследования могут представлять определенный интерес для консультационных служб, оказывающих психологическую помощь людям.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета (1995, 1996, 1997, 1998, 1999 годах), Республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов (июнь-июль 1996 года, г.Казань), Межреспубликанской научно-практической конференции "Положение молодежи в республиках Российской Федерации" (октябрь 1997 года, г.Казань), III конгрессе этнологов и антропологов России (июнь 1999 года, г.Москва).

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 1,5 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города"

Заключение

Проблема толерантности в современном полиэтничном мире является достаточно очевидной не только для специалистов обществоведов, но признается государственными институтами и даже международными в качестве одной из ключевых. При этом следует отметить универсальность понятия толерантность, историческая эволюция дискурсивного применения которого расширялось вместе с развитием общества и науки, в силу специализации последней привело к современному полипрагматическому характеру его использования. Научный спектр применения этого понятия очень широк и разнороден, но более традиционно рассмотрение темы толерантности в качестве важной комплексной проблемы в гуманитарных науках, что обусловлено историческими особенностями его возникновения. Проблема толерантности, сформулированная гуманистами в раздираемой войнами Европе XVI-XVII веков сначала возникла как проблема веротерпимости, позже выросла в общегуманитарную, многоуровневую проблему, в которой ученые в зависимости от предмета своего исследования используют тот или иной ее операциональный уровень: например, психологи изучают толерантность на личностном и групповом уровнях, социологи и политологи на макросоци-альном, т.е. на уровне целого государства, а правоведы рассматривают эту проблему как важную составную часть международного права, выводя ее на глобальный цивилизацион-ный уровень. В таком случае научные дисциплины, которые по своему характеру являются междисциплианрными, в частности это относится к этносоциологии, охватывают проблему толерантности комплексно, так как синтезируют подходы "родительских" дисциплин, но акцентируют свое внимание на сквозных проблемах, в случае с этносоциологией это изучение этнического в социальном и социального в этническом.

В качестве научно-практической - проблема межэтнической толерантности начинает оформляться в XIX веке, с того времени когда на философско-теоретическом уровне стала рассматриваться проблема национализма.

Более поздняя актуализация проблемы этнического самосознания, которая приобретает собственное звучание в 194 0-50-е годы XX века примерно одновременно как в отечественной этнологии, так и в зарубежной социальной теории обусловила и достаточно позднее обращение ученых к изучению взаимосвязи между этническим самосознанием (этнично-стью) и межэтнической толерантностью. При этом за рубежом проблема межэтнической толерантности рассматривалась в рамках отдельных традиционных для социальной теории тем, таки как этнические меньшинства, теория национализма и др.

На современном этапе, в результате этнополитический процессов во многих частях земного шара и в том числе на постсоветском пространстве взаимосвязь межэтнической толерантности и этнического самосознания представляется ученым достаточно очевидной. Распространенным в данном случае является положение о том, что уровень межэтнической толерантности определяется уровнем этнической идентичности представителей этнической группы; и, если этот уровень определяется как гиперэтничный, то уровень межэтнической толерантности снижается.

В отечественной этносоциологии межэтническая толерантность стала за последние годы одной из наиболее важных и интересных тем, но при этом у ученых пока нет единого мнения по тому, что представляет она по своей сути: индифферентность (невмешательство) или волевое усилие, направленное на диалог и взаимоприятие.

Состояние межэтнических отношений в РФ и РТ как одном из ключевых ее субъектов, интенсифицировало научно-практические исследования в этой области, при этом наиболее актуальной проблемой на протяжении 90-х годов являлось изучение этнического самосознания татар и русских, а в качестве одной из составляющих затрагивалась проблема межэтнической толерантности.

Несмотря на достаточно стабильное состояние межэтнических отношений в республике, ученые, особенно в начале 90-х годов, отмечали наличие определенного конфликтного потенциала в этих взаимоотношениях. И, если до середины 90-х годов, это связывалось с этнической мобилизаций (особенно титульной этнической группы), то со второй их половины стало возрастать влияние объективных социально-экономических факторов на жизнь людей в целом и на характер межэтнического взаимодействия в том числе. Десятилетие рыночных преобразований затронуло всю социальную структуру общества, но наиболее интенсивные процессы социальной стратификации проходили и проходят в условиях города, в особенности, если этот город как Казань является экономическим центром республики и региона, что актуализирует проблему межэтнической толерантности в условиях городской полиэтничной среды.

Определенное колебание общего уровня межэтнической толерантности на протяжении 90-х годов среди основных этнических групп республики и Казани свидетельствовало о непростом характере их взаимодействия. Большую роль в этом играли исторически обусловленные особенности этого взаимодействия.

Тем не менее общая невысокая интенсивность межэтнического «конфликтного поля» говорила об имеющемся в татар-станском социуме психологическом потенциале сдерживания межэтнической конфликтности, который во многом является результатом многовековой традиции несовпадения векторов общегосударственной политики в отношении нерусских народов и реальных взаимоотношений данных этнических групп (в том числе и татар) и русских в ходе совместного проживания и трудового взаимодействия.

В то же время генетическая разнородность культур двух основных этнических групп, основанная, в первую очередь, на принадлежности к разным конфессиям, имеющим исторический опыт негативного взаимодействия, не позволяет говорить о полном отсутствии противоречий между двумя народами .

Хотя за годы советской власти религиозное сознание как татар, так и русских, пусть и в несколько разной степени было постепенно дезактуализировано советским социально ориентированным сознанием. По этому рост религиозного сознания с начала 90-з годов не повлиял кардинально на характер взаимоотношений представителей этнических групп республики и Казани, а идентификационная матрица, в основе которой за десятилетия социальные идентичности прочно заняли первые позиции, в основе своей не изменилась, что было подтверждено и данными, представленными в настоящей работе.

С другой стороны, это повысило роль социальных факторов межэтнической толерантности. А в силу имеющейся в республике этнополитической специфики влияние этих факторов корректирует уровень межэтнической толерантности не только в сторону его увеличения. Влияние социальных детерминант на уровень межэтнической толерантности связано не только с внешними условиями, но во многом, как мы выяснили, зависит от аскритивных и социально-атрибутивных характеристик самих индивидов, в отдельных случаях даже превосходя роль внешних факторов. Так, несмотря на то, что уровень психологической напряженности в социально-экономической и этнолингвистической сфере был несколько выше у представителей нетитульных этнических групп, данные исследования не позволяют со всей очевидностью говорить о взаимно обуславливающем характере внутрепсихологи-ческой напряженности индивидов и уровне их этнической толерантности. В то же время анализ результатов проекта позволяет предположить корреляционную взаимосвязь между уровнем межэтнической толерантности представителей всех этнических групп и их комплексными социально-атрибутивными характеристиками (демографическими, образовательными, социально-профессиональными). При этом данные характеристики имеют различную степень валидности с уровнем межэтнической толерантности, что необходимо учитывать для профилактики и предотвращения возможного межэтнического напряжения.

Подводя общий итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что межэтническая толерантность как проблема тесно связанная с изучением социума, его развития и изменений, происходящих постоянно во всех его многочисленных компонентах, требует от ученых не только комплексного подхода, но в большей степени предполагает динамику научного интереса, адекватную происходящим социальным изменениям.

1S1

Источники

1.Большой энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия. - СПб.: Фонд Ленингр.галерея, 1993. - 1682 с.

2.Долгушевский Ф.Г., Козлов B.C., Полушин М.И., Эрлих Я.М. Общая теория статистики. - М. : Статистика, 1967.

- 383 с.

3.Итоги Всесоюзной переписи населения 198 9 года Т.II // Отв.ред.Кучумов Ф.П. - Казань: Татар.респ.упр. статистики. Отд.переписей и обслед.населения и соц.стат., 1990. - 271 с.

4.Итоги Всесоюзной переписи населения 198 9 года. Т.1 / Отв. ред.Сираева М.А. - Казань: Гос.ком. РСФСР по статистике, Татар, респ.упр.статистики. Отд.переписей и обслед.населения и соц.стат., 1990. - 266 с.

5.Казань в цифрах за 1992 г. Статистический сборник. -Казань: Казанский гор.отдел статистики, 1993. - 82 с.

6. Казань в цифрах за 1997 год. - Казань: Госкомстат РТ Казанский гор.отдел статистики, 1998. - 60 с.

7.Краткая философская энциклопедия. - М. : прогресс, 1994.

- 574 с.

8.Политология: Энциклопедический словарь. - М. : Изд-во Моск.коммерч.ун-та, 1993. - 431 с.

9.Радлов Э. Терпимость // Энц.словарь Ф.А.Брокгауза, И.А.Ефрона. - СПб., 1901. - Т.33, п/т.65. - С.61-62.

10. Республика Татарстан в цифрах за 1997 г.: статистический сборник. - Казань: Гос.ком РТ по статистике, 1998. - 548 с.

11. Современная западная социология: Словарь. - М.: Поли-тидат, 1990. - 432 с.

12. Современный словарь иностранных слов. - М. : Рус.яз., 1993. - 740 с.

13. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-15, 1997. - 575 с. в

 

Список научной литературыКозлов, Вадим Евгеньевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1.Абдрахманов Р., Маврина Э. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. - М., 1999. - 150 с.

2. Абдулатипов Р.Г. природа и парадигмы национального "Я".- М.: Мысль, 1991. 171 с.

3. Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы. Казань: Татарское кн.изд-во, 1977. -200 с.

4. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // Общественные науки и современность. 1998.- № 4. С.19-30.

5. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" // Этнографическое обозрение. -1996. № 3. - С.13-23.

6. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань: Татарское кн.изд-во, 1995. -160 с.

7. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань: Татарское кн.изд-во, 1973. - 216 с.

8. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.- 324 с.

10. Андрусенко В. А. Социальный страх (Опыт философского анализа). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.- 172 с.

11. Антология мировой философии. М. : Мысль, 1970. - 776 с.

12. Анчабадзе Ю.Д. Научная конференция "Этнические процессы накануне XXI века" // Этнографическое обозрение. -1999. № 2. - С.145-148.

13. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа Прогресс-Политика, 1992. - 608 с.

14. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования (по материалам Татарской АССР) // Советская этнография.- 1968. № 4. - С.3-14.

15. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программы, методика и перспективы исследования) // Советская этнография. 1972. - № 3 • О • 3 •

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносо-циология. М.: Аспект пресс, 1998. - 271 с.

17. Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 1998. 204 с.

18. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии). М. 1890. - 47 с.

19. Бабанов В.Г. Крупные этносы. М. : ИФРАН, 1993. - 183 с.

20. Батов В. О межэтнических отношениях на Северном Кавказе // Национальные проблемы в современных условиях. -М., 1988. С.21-67.

21. Бергер А., Лухман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. - 334 с.

22. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 106 с.

23. Болотов В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и националь-но-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос, 1998. - 264 с.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983.- 376 с.

25. Бусыгин Е.П. Русское население Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1966. 404 с.

26. Быструшина Н.Г., Конева Е.В. Изучение поведенческих установок в межнациональных отношения // В.М.Бехтерев и современная психология: Тез.междунар.науч.-практ.конф., Казань 11-15 сент., 1995 г. Казань, 1995. - С.68-69.

27. Валеев Д.Н. Нация как источник религиозных ценностей // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. - С.96-97.

28. Валеев Р.К., Ионенко И.М., Тагиров И. Р. Казань в 1917 году / Страницы истории города Казани. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. - С.66-97.

29. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. - № 4. - С.3-27.

30. Володин Э.Ф. Национальная идеология // Аврора. 1996. - № 11/12. - С.48-53.

31. Вопросы экономического и культурного строительства в Татарии / Под ред.Белялова У.Б., Пунцовой З.С. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 1967. - 210 с.

32. Воробьев Н.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. -М.: Наука, 1967. 539 с.

33. Газизуллин Ф.Г. Дорогой к правде (Социально-экономические интересы классов и татарская экономическая литература 1880-1917 гг.). Казань: Татарское кн.изд-во, 1979. - 272 с.

34. Галеев В.М. Межнациональные отношения в свете философского и системного подхода // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994.1. С.13-15.

35. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. - № 5. - С.20-30.

36. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологи-ческие очерки. Уфа: Еилем, 1996. - 199 с.

37. Гарифуллина М., Граужанина О. Развитие самосознания личности в толерантном общении // Тонус. Научно-публицистический альманах. Казань, 1997. - № 1(2). -С.269-273.

38. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования. 1995. - № 11.1. С.63-67 .

39. Геллнер Э. Нации и национализм. М. : Прогресс, 1991. - 320 с.4 0.Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М. : Ad Manginem, 1995. - 224 с.

40. Гиззатуллин И. Вошуро: светлые мечты и трагический конец // Эхо веков. 1999. - № 314. - С.124-129.

41. Гильмутдинов А. Проблемы социализации толерантного человека / Тонус. Научно-публицистический альманах. Казань, 1997. - № 2(3). - С.252-256.

42. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. -868 с.4 6.Губогло М.Н. Социально-этнические последствия двуязычия // Советская этнография. 1972. - № 2. - С.2 6-36.

43. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 19889. - 495 с.4 8.Гумплович Л. Национализм и интернационализм в XIX веке. СПб.: Типо-литогр. И Люндорф и К°, 1906. - 48 с.

44. Дементьев И. О психологии национальных конфликтов // Коммунист. 1990. - № 1. - С.43-50.

45. Дмитриев В.А. К определению характеристик понятия "индустриально-городская культура" // Этнокультурные процессы. Традиции и современность. Л., 1991. - С.11-52.

46. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М.: Международные отношения, 1991. - 168 с.

47. Драгунский Д.В. Навязанная этничность // Полис. 1993. № 5. - С.24-31.

48. Дробижева Л.М. Говорит элита Республик Российской Федерации. М.: ИЭА РАН, 1996. - 303 с.

49. Дробижева Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений (некоторые вопросы методологии) // Советская этнография. 1974. - № 4. -С. 15-26.

50. Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки (по материалам исследований в Татарской АССР) // Советская этнография. 1971. - № 3. - С.3-16.

51. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / Толерантность и согласие. М.: ИЭА РАН, 1997. - 307 с.

52. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М.: Мысль, 1996. - 382 с.

53. Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. / Отв.ред.Дробижева Л.М. М. : Тип Краснознаменного института, 1991. - 287 с.

54. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. - № 12. - С.23-35.

55. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996. - 317 с.64.3имбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник С.-Петербургского ун-та. 1996. - Серия 6. -Вып.З. - С.22-28.

56. Знаменская Н. Толерантность в индивидуальных толкованиях / Тонус. Научно-публицистический альманах. Казань, 1997. - № 1(2). - С.273-277.

57. Зорин А.H. Горожане Среднего Поволжья во второй половине XVI начале XX в. - Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1992. - 256 с.

58. Ильин В. Государство и социальная стратификация Советского и постсоветского обществ 1917-1996 гг.: Опыт кон-структивно-структуралистского анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, Институт социологии РАН, 1996. 349 с.

59. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Татарское кн.изд-во, 1999. - 128 с.

60. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского гос.техн.ун-та им.А.Н.Туполева, 1996. - 248 с.7 0.История Казани. Книга I. Казань: Татарское кн.изд-во, 1988. - 357 с.

61. История Казани. Книга II. Казань: Татарское кн.изд-во, 1991. - 382 с.

62. Исхаков Д.М. Введение в историческую демографию Волго-Уральских татар. Казань: Фонд М.Султан-Галиева, 1993. - 71 с.

63. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань: Мастер Лайн, 1997. - 248 с.

64. К итогам дискуссии по некоторым проблемам теории нации // Вопросы истории. 1979. - № 8. - С.86-99.

65. Калинин Н.Ф. Казань. Исторический очерк. Казань: Таткнигоиздат, 1955. - 415 с.

66. Каримов A.M. Съезды Советов Татарии (1920-1937 гг.). -Казань: Татарское кн.изд-во, 1967. 64 с.

67. Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. Казань: Татарское кн.изд-во, 1988. - 128 с.

68. Каутский К. Национализм и интернационализм. Петроград: Жизнь и знание, 1918. - 112 с.

69. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. - 192 с.

70. Козлов В.И. Динамика численности народов. М.: Наука, 1969. - 408 с.

71. Комаровский Л.А. Об идее мира между народами // Русская мысль. 1884. - № 7. - С.120-138.

72. Консультирование и толерантность // Высшее образование в Европе. Т.21, № 2. - 1997 (№ 1, 1996). - С.3-5.

73. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. - 100 с.

74. Котов А. П. Межнациональные отношения в Российской Федерации // Социологические исследования. 1991. - № 6. - С.140-141.

75. Крюков М.В. Социальное и этническое: проблемы соотношения // Расы и народы. М., 1992. - № 22. - С.5-25.

76. Кудрявцев И. В. "Национальное Я" и политический национализм // Полис. 1997. - № 2. - С.77-94.

77. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и южного Урала. -М.: Наука, 1992. 347 с.

78. Куликов В.Н., Сушков И.Р., Ципцюк В.Г. социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. - Т.12, № 1. - С.31-39.

79. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 280 с.

80. Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы / Вестник Моск.ун-та. Серия 18. 1998. - № 3. - С.28-36.

81. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Психологический журнал. 1967. - № 6. -С.118-130.

82. Левкович В.П. Социально-психологический аспект этнического самосознания // Советская этнография. 1983. - № 4. - С.75-78.

83. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход в структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. - Т.4. - С.64-74.

84. Лекторский В.Л. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С.4 6-55.

85. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 120 с.

86. Личность в системе межнациональных отношений. Баку: ЭЛМ, 1985. - 187 с.

87. Личность. Общение. Групповые интересы: Современные направления теоретических и прикладных исследований. М., 1991. 162 с.

88. Лойко H.A. Исследования этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов / Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Сборник научных трудов. М. : Ун-т Дружбы народов, 1984. - С.34-48.

89. Лурье C.B. Историческая этнология. М. : Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

90. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

91. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. - 384 с.

92. ЮЗ.Маркузе Г. Одномерный человек. M. : REFL-BOOK, 1994.- 368 с.

93. Матвеева С.Я. Национализация проблемы России: современные дискуссии // Общественные науки и современность.- 1997. № 1. - С.52-62.

94. Минибаев Т. Национальное самосознание и административно-командная система // Общественные науки. 1990.- № 1. С.5-31.

95. Юб.Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М. : Братья Карич, 1997. - 192 с.

96. Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Выпуск I. Казань, 1992.1. С. 52-64.

97. Мустафин М.Р., Хузеев Р. Г. Все о Татарстане. Казань: Татарское кн.изд-во, 1994. - 164 с.

98. Муталимов А.Э. Этническое самосознание (принципы исследования) . Саратов: Изд-во Поволж.фил.Рос.учеб. центра, 1996. - 116 с.

99. Мухамадиев А.Г. О времени возникновении города Казани / Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков: Материалы международного симпозиума. Казань, 8-10 сентября 1998 г. Казань: Изд-во Мастер Лайн, 1999. - С.248-258.

100. Мухаметшин Ф.Х., Исаев Г. А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения (90-е годы. Социально-экономический аспект). Казань: Изд-е Кабинета Министров Республики Татарстан, 1998. - 338 с.

101. Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии (октябрь 1917-1920 г.). М. : Наука, 1969. - 287 с.

102. ИЗ.Мчедлов М. Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль. - 1994. - № 5. - С.59-70.

103. Национальная психология. Тезисы докладов и выступлений на межрегиональной научно-теоретической конференции. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1992. - 120 с.

104. Национальные процессы в СССР: мнение ученых // Общественные науки. 1990. - № 1. - С.146-158.

105. Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода.- Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1990. 116 с.

106. Новиков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная Среда // Педагогика. 1997. - № 4. -С.83-87.

107. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. - 639 с.

108. Панарин С. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1994. - № 5. - С.30-37.

109. Паин Э.А., Попов A.A. Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению) // Советская этнография. 1990. - № 1. - С.З-15.

110. Пантин И.К. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. -№ 6. - С.3-15.

111. Парыгин В.Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971. 352 с.

112. Петрецкий В. А. Толерантность универсальный этический принцип // Известия С.-Пб.лесотехнической академии. - СПб., 1993. - С.139-151.

113. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М. : "Школа и Языки русской культуры", 1998. - 384 с.

114. Петрушин С. Де-идентификация как способ повышения толерантности в общении // Тонус: Научно-публицистический альманах. Казань: Магариф. - 1998. - № 4. - С.216-221.

115. Полвека полевой этнографии (с Е.П.Бусыгиным беседует В.А.Тишков) // Этнографическое обозрение. 1996. - № 1.

116. Попов Л. Концепция толерантной личности как субъекта саморазвития // Тонус. Научно-публицистический альманах. Казань, 1997. - № 1(2). - С.258-269.

117. Попова О.В. Политическая идентичность в кризисном обществе // Вестник С.-Петербургского Университета. Серия 6. Вып.2. 1998. - С.29-33.

118. Поршнев В.Ф. Принципы социально-экономической психологии. М.: Наука, 1964. - 12 с.

119. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.- М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.

120. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. - 536 с.

121. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии "этнос": философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение.- 1998. № 6. - С.3-16.

122. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. -Казань: Изд-во Татполиграф, 1998. 184 с.

123. Салихова М. Толерантность и психическое здоровье / Тонус. Научно-публицистический альманах. Казань: Ма-гариф, 1998. - № 4. - С.227-231.

124. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996. - 208 с.13 6.Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. - № 3. - С.138-156.

125. Скворцов П.Г. Проблемы этичности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 1996. - 184 с.

126. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

127. Советская Татария: перестройка и межнациональные отношения. Казань: Изд-во Татарского обкома КПСС, 1990. - 134 с.

128. Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Выпуск II. Казань: Татарское кн.изд-во, 1994. -116 с.

129. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - 389 с.

130. Соловьев В. Национальный вопрос в России. СПб., 1888. - 209 с.

131. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М. : Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 388 с.14 4.Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам ТАССР. М. : Наука, 1973. -330 с.

132. Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования) . М. : Наука, 1986. - 454 с.

133. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. JI. : Наука, 1987. - 176 с.

134. Столярова Г. Р. Национально-смешанные семьи сельских районов Татарской АССР (современные Этнокультурные тенденции) : Автореф.дис.канд.ист.наук. М., 1985. - 23 с.

135. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.: ИЭА РАН, 1995. - 299 с.

136. Сусоколов A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. 1973. - № 5. - С.73-78.

137. Сухарев А. Этнофункциональный подход в психологии / Прикладная психология и психоанализ. 1998. - № 3. -С.54-68 .

138. Таболина Т. В. Этническая проблематика в современной американской науке. М.: Наука, 1985. - 15 с.

139. Тагиров Э.Р., Тронова JI.C. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань: Изд-во Казан.фин.-экон.ин-та, 1996. - 235 с.

140. Татарский народ и его предки. Казань: Татарское кн.изд-во, 1989. - 222 с.

141. Татарстан на перекрестке мнений: проблемы, тенденции, перспективы. Казань, 1993. 0 233 с.

142. Татары и Татарстан. Справочник. Казань: Татарское кн.изд-во, 1993. - 176 с.15 6.Терентьева JI.H. Некоторые стороны этнических процессов в Поволжье, Приуралье и на европейском севере СССР // Советская этнография. 1972. - № 6. - С.38-51.

143. Титова Т. А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. Казань: Форт-Диалог, 1999. - 164 с.

144. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. - 318 с.

145. Тишков В. А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. -№ 9. - С.3-27.

146. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - С.3-21.

147. Тишков В.А. Очерки теории и политики этичности в России. М.: Русский мир, 1997. - 532 с.

148. Толерантность и согласие. М. : ИЭП РАН, 1997. - 307 с.

149. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии 91917-1940-е гг.). Казань: Татарское кн.изд-во, 1975.- 204 с.

150. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII в. Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1972. - 224 с.

151. Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации // Полис, 1994. № б. -С.56-73.

152. Фахрутдинов Р. Золотая Орда. Что в душе народа? -Наб.Челны: Газетно-книжное изд-во Камаз, 1993. 0 64 с.

153. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М. : Наука, 1983. - 584 с.

154. Фирсов H.H. Колонизация Волжско-Камского края и связанная с ней политика.- Казань. 18 с.

155. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булга-рия. Казань: ФЭН, 1994. - 164 с.

156. Халиков А.Х., Халиуллин И.Х. Основные этапы монгольского нашествия на Волжскую Булгарию / Волжская Булга-рия и монгольское нашествие. Казань, 1988. - С.4-22.

157. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к ленитамизации в современном мире // Философские науки. 1994. - № 12.- С.16-29.

158. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - 23 6 с.

159. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. - № 6. - С.35-50.

160. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.

161. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография. - 1908. - № 4. -С.65-75.

162. Шибутани Т. Социальная психология. М. : Прогресс, 1969. - 536 с.

163. Шкаратан О.И. Этносоциальная структура городского населения ТАССР // Советская этнография. 1970. - № 3. -С.3-18.

164. Шлет Г. Введение в этнопсихологию. СПб.: Алетейя, 1996. - 156 с.

165. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.

166. Этика ненасилия: Материалы международной конференции. М., 1991. - 242 с.

167. Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М. : Наука, 1994. - 320 с.

168. Этнологические исследования за рубежом. М. : Наука, 1973. - 232 с.

169. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования / Ю.В.Арутюнян, JT.М.Дробижева,

170. В.С.Кондратьев и др. М.: Наука, 1984. - 256 с.

171. Юдкевич М. Госсовет устранит национальный и половой дисбаланс / Вечерняя Казань. 2000. 11 января. С.1.