автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Белова, Альбина Султанбаевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры"

005007532

Белова Альбина Султанбаевна

Межкультурные контакты Сирии и России национальные традиции и классика

в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

12 ттг

Москва-2012

005007532

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор

Захаров Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор,

Ванслов Виктор Владимирович

кандидат философских наук, профессор Уральская Валерия Иосифовна

Ведущая организация: ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки

работников искусства, культуры и туризма»

Защита состоится «18» января 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.044.01 в Государственной академии славянской культуры.

Адрес: 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, дом 39, корпус 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственной академии славянской культуры.

Автореферат разослан « в » 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор ГАСК

И. Бажов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Определяющей тенденцией современного этапа мирового культурного процесса является глобализация. Однако не менее важной составляющей этого процесса можно считать и национальную самоидентификацию. Человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации и начинают чутко прислушиваться друг к другу. Вместе с тем залогом долголетия человечества в равной степени являются как взаимовлияние культур мировых держав — основа взаимопонимания в мире, так и разнообразие образов жизни и культур на периферии. При этом разнообразие раскрывается как локализация универсализма, универсализм реализуется как интеграция разнообразия.

Формирование единого культурного пространства происходит в контексте исторического развития, в диалоге и полилоге различных культур и цивилизаций. Совершенно очевидно, что никакая культура не может жить только в своём замкнутом пространстве, только по законам саморазвития. Изоляция и замкнутость приводят в конечном итоге к застою и гибели.

Альтернативой в боязни утраты культурной самобытности и механическом заимствовании инокультурных ценностей за счёт утраты исконных традиций являются взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, творческая интерпретация результатов этих процессов. Национальное, самобытное искусство, выражая общечеловеческие ценности, обогащает искусство мировое.

Западный и восточный тип культур различны, но это не означает их противостояния, а наоборот — предполагает позитивный диалог, контакты, способствующие выявлению конструктивного потенциала каждой культуры. Осмысление важности различных тенденций этих процессов приобретает в наше время несомненную актуальность, в особенности с точки зрения необходимости установления культурных контактов между народами, в аспекте развития взаимопонимания и толерантности. Актуальной является и потребность в выявлении и анализе соотношений между охранительным подходом к национальным культурным ценностям и влиянием внешнего инокуль-/ турного воздействия; актуально и решение задач, направленных на

3 />1

выработку концептуальных оснований межкультурных контактов в хореографическом искусстве.

Классический балет Сирии имеет большое значение для развития национального искусства как феномен, отразивший процесс его формирования.

Этапы развития сирийского балета — от первых шагов балетной труппы до создания национальных балетов и освоения сирийскими артистами мировой хореографической классики — передают как общие закономерности профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости в этом виде искусства.

Всё сказанное обусловливает актуальность темы исследования на примере становления и развития хореографической культуры Сирии, в которой творчески синтезированы лучшие традиции Востока и Запада; при этом преимущественное влияние уделено взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца.

Степень научной разработанности проблемы

Творческий потенциал культурных контактов, являющихся фактором историко-культурного развития, был предметом исследования ряда научных школ. Отметим, что при этом затрагиваются различные смежные проблемные поля. Культурные контакты Востока и Запада привлекали и продолжают привлекать внимание культурологов, философов, искусствоведов.

Различные аспекты взаимодействия западного и восточного типа культур отражены в исследованиях С. А. Арутюнова, Н. Я. Данилевского, М. С. Кагана, Н. И. Конрада, П. Сорокина, А. Тойнби, А. Я. Флиера, О. Шпенглера и др.

Такие ученые, как Р. Диксон, К. Уислер, Г. Элиот-Смит и др. — в своих трудах выявили роль контактов в развитии и распространении различных элементов культур в историческом процессе.

Проблема межкультурных контактов как условие успешного усвоения ценностей культуры глубоко исследована в работах Б. Малиновского, Ф. Боаса.

Вопросы культурного диалога, связанные с аксиологическим подходом, осмыслением различных культур в контексте хронотопа, раскрыты М. М. Бахтиным, В. С. Библером, Т. П. Григорьевой.

Проблемами культурных контактов ближневосточных культур с европейской, русской, в частности, интересовались Л. С. Васильева, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек, И. К. Ахмад, М. В. Оганесян, Магда Салех, Магда Фахми Эзз и др.

Однако нет специальных работ, посвященных хореографической культуре Сирии, анализу её функциональных особенностей, раскрытию художественно-эстетического своеобразия сирийской танцевальной культуры, выявлению её творческих контактов и взаимодействий с русской школой классического танца.

Многие из названных работ имеют, скорее, искусствоведческую направленность, нежели культурологическую, историко-культурную; недостаёт и работ, в которых феномен танцевальной культуры Сирии был бы рассмотрен и осмыслен в широком социокультурном контексте; при этом учитывались бы мировоззренческие, аксиологические, социально-функциональные и символические аспекты.

Отсутствуют и работы, посвященные проблемам межкультурных контактов, взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца в становлении и развитии танцевальной культуры Сирии, роли традиций и новаторства в таком нетрадиционном для Востока аспекте, как классический танец на профессиональной сцене театра.

Объект исследования: культурные контакты Сирии и России как значимый фактор в становлении и развитии национального хореографического искусства.

Предмет исследования: процесс становления и развития профессиональной сценической танцевальной культуры Сирии во взаимодействии национальных традиций и русской школы классического танца.

Цель исследования: историко-культурологический анализ становления и развития балетного театра Сирии в контексте взаимодействия традиций национальной хореографии и русской школы классического танца — с точки зрения динамики культурных контактов восточного и западного регионов.

Цель определила постановку следующих задач исследования:

-проанализировать социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии;

-охарактеризовать специфику культурного влияния России на развитие сценической сирийской хореографии;

- раскрыть особенности трансформаций в танцевальной культуре Сирии, происходивших под влиянием русской классической хореографии;

- дать историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений Сирии с точки зрения культурных и эстетических закономерностей создания национальных балетов;

-исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей сирийского балета.

Методологическую основу исследования определяют принципы историзма, теория инкультурации, диалогический подход к изучению восточного и западного типа культур; понимание классического балета как высшей формы танца.

Основой исследования в плане методологии стали труды культурологов, философов, искусствоведов: Б. В. Асафьев, Л. Д. Блок, Т. С. Батищев, В. С. Библер, Ю. А. Бахрушин, Л. С. Выготский, В. В. Ванслов, К. С. Голейзовский, М. Н. Громов, В. М. Захаров, Н. П. Ивановский, А. Г. Климов, И. К. Кучмаева, В. Красовская, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Л. Н. Михеева, Э. А. Орлова, М. В. Силантьева, В. И. Уральская, Н. И. Эльяш.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, описание хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии; метод сравнительного анализа; структурный анализ образцов танцевальной культуры; синхронный и диахронный анализ.

Научная новизна исследования: определяется тем, что:

- впервые достаточно полно рассмотрены межкультурные контакты Сирии и России;

- впервые глубоко проанализирован процесс становления и развития сценической танцевальной культуры Сирии в контексте взаимодействия национальных традиций и русской школы классического танца;

- выявлены доминанты в развитии танцевальной культуры Сирии: влияние народной хореографии, взаимодействие с русским класси-

ческим танцем; развитие сирийской танцевальной школы на современном этапе;

- определена специфика культурного влияния России на развитие сценической танцевальной культуры Сирии;

-выявлены закономерности освоения школы русского балета сирийскими хореографами, сохранившими одновременно свою национальную пластическую культуру;

- определено, что культурные контакты с Россией сыграли большую роль в становлении и развитии сирийской национальной хореографической школы, способствовали утверждению на сцене классического танца в его синтезе с народной хореографией;

- рассмотрены наиболее актуальные проблемы в создании национальных сирийских балетов.

Теоретическаязначимость исследования определяется подходом к сирийской сценической танцевальной культуре как социокультурному феномену. Танцевальная культура Сирии рассмотрена в динамике, в тех трансформациях, которые обусловлены взаимодействием национальных традиций и русской школы классического танца.

Практическая значимость исследования. Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов, в лекционных и семинарских занятиях в вузах, хореографических училищах: «Культурология», «История культуры», «История хореографии»; в подготовке спецкурсов по культуре и искусству Сирии; в практической деятельности хореографов; как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Сирии.

Гипотеза. Диалог культур Восток - Запад, межкулыурные контакты Сирии и России, осмысление важности позитивного диалога являются основой сохранения и развития национальных культурных ценностей во взаимодействии с инокультурными влияниями — как определяющей тенденции современного этапа мирового культурного процесса. Культурные контакты Сирии и России в аспекте художественной танцевальной культуры позволяют выявить общие закономерности диалога культур Восток - Запад на примере становления и развития хореографической культуры Сирии в её взаимодействии с русской школой классического танца.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональный сирийский балет как явление национальной культуры сложился на основе постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

2. Современная танцевальная культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца.

3. Национальные сирийские балеты являют собой органичный синтез классического танца и народной хореографии. В этой связи показательна творческая практика театра танца «Инанна».

4. В процессе становления и развития национальной хореографической школы определяющую роль сыграло культурное сотрудничество с Россией, творческое освоение философско-эстетических и культурных богатств русской классической хореографии.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были отражены в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях по актуальным проблемам культурологии, искусства и образования «Современное социокультурное пространство: традиции и инновации" (октябрь 2009, ноябрь 2010 гг.), «круглых столах» по социокультурным вопросам искусства, теоретических международных семинарах по искусству хореографа (Институт танца ГАСК, октябрь 2008,2009 гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Основные результаты диссертационной работы отражены в 7 публикациях, в том числе — в журналах «Балет», и «Педагогика искусства», входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень её научной разработанности, определяется научная новизна исследования, формулируется его цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа, методы изучения, формулируются основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

В главе I «Диалог культур Восток-Залад в историко-культурном пространстве Сирин» в § 1.1 «Сущность диалога культур Восток-Запад; роль культурных контактов в исторической динамике культуры» автор рассматривает сущность диалога культур Восток -Запад, подчёркивает значимость этого явления во всемирном культурно-историческом процессе, отмечая интенсивность межкультурных коммуникаций и осознание важности той роли, которую они играют в развитии человечества, что привело к появлению на рубеже Х1Х-ХХ вв. различных теорий в области культурологии, философии культуры, истории, антропологии, этнографии, социологии по данной проблематике.

Мы отмечаем, что в рамках диалогической концепции культуры значение имеет роль культурных контактов, в особенности в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных культур. Мы определяем особую важность в методологии нашего исследования диалогического подхода к пониманию сущности культуры. Безусловно, имеется в виду существование разных теоретических направлений в изучении культурных контактов: диффузионизм (Гребнер, Фробениус, Элиот-Смит), структурный функционализм (Б. Малиновский), аккультурация. Однако, по нашему мнению, именно диалогический подход даёт возможность рассматривать мировые культурные контакты как закономерный и целостный процесс, протекающий последовательно в конкретных пространственно-временных обстоятельствах, без отрыва человека и народа в целом — как создателей культуры — от явлений этой культуры, как взаимодействие культурных целостностей, в результате контактов которых рождаются новые явления.

В современной отечественной культурологии выделены различные этапы межкультурных контактов, среди которых:. отбор элементов культуры для анализа и усвоения; воспроизведение различных

инокультурных элементов; модификация и вживание этих элементов в «свою» культуру; синтез традиционной и новой культур. При этом учитываются механизмы осуществления культурных контактов и их уровни (региональный, этнический, цивилизационный), а также временной аспект. Анализируется и проблема стереотипизации.

С таких позиций и возможно рассмотрение феномена сирийской сценической хореографической культуры в рамках культурного диалога Сирии и России в общем контексте Восток-Запад, в исторической динамике культуры.

Историко-культурный процесс на Востоке был, как известно, отмечен стремлением к консервативной стабильности. Отсюда — традиционализм, цикличный тип развития восточной культуры, в отличие от западной, с её линейной динамикой прогресса. Сопоставление западной и восточной культур рассматривается по следующим критериям: положение человека в обществе (личность и общество); доминирование светской или религиозной ориентации в мировоззрении; отношение к традициям и новациям, как отражение конфликта между традиционализмом и культурной мобильностью.

Становление и развитие сирийской танцевальной сценической культуры являет собой пример сложной диалектики межкультурных контактов Востока и Запада.

В § 1.2. «Национальные истоки и культурно-исторические предпосылки возникновения сирийской танцевальной культуры, роль фольклорной традиции» автор рассматривает истоки сирийского танцевального пластического искусства в культовых образах, храмовых театрализованных действах. Танец был связан с жизнью, бытом, народными обычаями, обрядами. В главе анализируются народные театральные традиции, народное танцевальное творчество, которое сыграло большую роль в становлении современного сценического искусства. Приводятся сведения о существовании ранних форм народного танца, рассматриваются народные представления (действа), где танец был обязательным компонентом.

Народный театр, пляска всегда были тесно связаны с народной песней, которая исполнялась во время народных празднеств: женские танцы, сельские пляски, связанные со сбором урожая, с деревенскими свадьбами, календарно-обрядовыми действами. Танцы были не только способом удовлетворения практических нужд, но и средством выра-

жения эмоций, эстетических побуждений. В силу этого они занимали особое место в человеческой жизни. Утилитарный характер некоторых танцев не мешал им быть ярким, эстетичным зрелищем.

Древний комплекс танцев, разнообразная ритмика, восточная самобытная театральность, выразительное музыкальное сопровождение, народное песенное творчество — всё это можно рассматривать как истоки, подготовительный этап в культуре становления сирийского профессионального балета.

Процессы глобализации и формирования единого культурного пространства являются главными проблемами культурологии. Культурные контакты представляют собой значимый фактор исторической динамики культуры.

Плодотворным подходом к решению важных вопросов культурологии признана диалогическая концепция культуры, дающая возможность преодоления односторонности и ограниченности европоцентризма и позволяющая раскрыть роль культурных контактов в развитии смыслов локальных кулыур (синхронистически и диахронистически).

Мировая культура многообразна и едина, она включает в себе огромное количество национальных культур в их исторической динамике. При их взаимодействии в той или иной культуре происходят различные трансформации, взаимообогащение культур, инонациональные ценности входят в национальные самосознание.

Диалогическая концепция культуры способствовала адекватному осмыслению роли культурных контактов в мировом культурно-историческом процессе. В осмыслении этих межкультурных контактов можно выделить такие аспекты, как этапы развития, хронотопные уровни их реализации, а также механизма реализации; характер культурного взаимодействия.

Национальная специфика сирийской хореографии уходит корнями в глубь веков и является предтечей современной танцевальной культуры. В становлении современного сценического танцевального искусства в Сирии большую роль сыграл народный восточный театр, танцы, входившие в народные праздники.

Сирийский танец впитывал в себя элементы культур других народов (эпоха эллинизма, доисламская, арабское владычество).

Национально-самобытное искусство Сирии выражает общечеловеческие ценности и обогащает мировое искусство новыми, специфики

ческими гранями. Это один из главных выводов, сделанный на основе анализа социокультурных и исторических аспектов развития танцевальной культуры Сирии.

Глава II «Становление и развитие профессионального хореографического искусства Сирии в контексте культурных контактов с русской хореографической школой» посвящена истории возникновения и становления сирийского балетного театра.

Автор анализирует специфику танцевальной культуры Сирии, этапы её эволюции. Эти вопросы освещены в §2.1 «Традиционная танцевальная культура Сирии, её эволюция».

Если в Европе после средневековья танец был реабилитирован на сцене в эпоху Ренессанса, то на Востоке эти процессы стали возможными только в XIX веке. В этой связи историки упоминают военную экспедицию Наполеона в Египет и Сирию на рубеже ХУШ-ХИ вв.

По-разному оценивая ее, они тем не менее считают, что экспедиция оказала большое влияние на развитие всего Ближнего Востока, и в арабском мире впоследствии произошли значительные перемены во многих сферах общества, прежде всего — в культуре, межкультурных контактах Востока и Запада. На Востоке происходила так называемая «вестернизация» — т. е. проникновение европейской культуры в арабский мир, своеобразное «Арабское Просвещение». Подготавливалась почва для рождения в арабской среде профессионального театра, сценического искусства. Это и подготовило появление сценического танца. Сюжеты танцевальных спектаклей брались из национальной истории, героического эпоса, мифологии, культуры.

Сирийские деятели основной силой сценического произведения провозгласили музыку, ввели в спектакли всё то, что вбирало в себя народные зрелищные традиции, сформировавшиеся веками и отвечавшие эстетическим вкусам зрителей.

Появились и женщины-актрисы. Народный танец, существовавши"! веками, был обязательным компонентом в народном театре, но сценического народного танца Сирия не знала. Не знала она и классического балета. Впоследствии, взяв за основу академическую форму, сирийские балетмейстеры с помощью русских мастеров обогатили танцы национальным характером, сирийской традиционной пластикой и культурными особенностями.

Поиск самобытности, своего почерка определял усилия сирийских мастеров, стремившихся к созданию национального балета. Были творчески переосмыслены достижения древнего танцевального искусства. При этом народный танец обогащался достижениями классики, её образными средствами, хореографической лексикой. Сирийские хореографы сосредоточились на достижении танцевального симфонизма, где логика симфонического развития танца соединялась бы с логикой развития действия.

В параграфе анализируются вопросы взаимодействия музыки и танца с жанровой точки зрения в сценическом искусстве. Эволюция сирийского сценического танца определяется и лирико-субъективной линией, типичной для сольных и ансамблевых номеров в спектакле. Массовые же сцены воссоздают обстановку действий, праздничных церемоний, народных гуляний.

В исторической эволюции танца закрепилось то, что отличало именно народные праздничные действа: эмоции радости, веселья, торжества (игры, свадьбы, народные обряды).

Мы останавливаемся также на различных функциях танца (функция сюжетного развития в обрядово-бытовых или сольных танцах; бифун-кциональность танцев воинов и т.д.). Танец наделён событийностью, конфликтностью, он драматичен и может иметь концептуальное значение для развития сирийской культуры.

В параграфе особо выделяется ещё одна народная традиция —-танец живота, развивавшийся в разных регионах Ближнего Востока, так называемый «беллиденс». Ливан, Сирия и Иордания, страны, находящиеся на древних территориях Шумерии и Вавилонии, сыграли большую роль в эволюции женского танца, каким является танец живота. Он восходит к древнему обряду поклонения женскому божеству в городе Бальбек. Сегодня известно более 50 видов этого общеарабского танца. Он пронизан особой философией ■— культа женской красоты, великой силой и энергией женщины-матери.

В § 2.2 «Культурные контакты Сирии и России; их роль в развитии национальной хореографии» выявляются особенности в развитии культурных контактов Сирии и России, взаимообмен в области науки, культуры, взаимное ознакомление народов двух стран с достижениями в сфере искусства, гастроли, организация выставок, совместных

концертов, фестивалей, мастер-классов, Дней культуры и искусства обеих стран, научно-практических конференций.

Плодотворность культурного сотрудничества другой своей стороной имела и то, что среди сирийских деятелей искусства возникло осознание необходимости освоения национального фольклора во всех его жанрах. Творческая интеллигенция все яснее осознавала роль культурных контактов с Россией, межкультурного диалога, который постепенно расширялся. Это стало мощным импульсом для создания национальных народных коллективов в Сирии. Так возник Государственный ансамбль народного танца «Омейя» (1964 г.). Российские хореографы помогали освоить традиционный фольклор, оказывали помощь в изучении и систематизации обычаев, обрядов, традиций, уходящих корнями в глубь веков.

В этой связи следует особо отметить роль директора Института танца Государственной академии славянской культуры, художественного руководителя Московского государственного академического театра танца «Гжель» и Московского хореографического училища при МГАТТ «Гжель» — народного артиста России, доктора культурологии, профессора В. М. Захарова. В его творческой мастерской, под непосредственным руководством маэстро Захарова учился и получил высшее хореографическое образование главный балетмейстер Государственного театра танца Сирии «Инанна» Джихад Муфлех. Он создал целый ряд спектаклей, дав современное прочтение многим национальным сюжетам, и осуществил постановку балетных спектаклей, которым нет аналогов в современном сценическом арабском искусстве.

Научную стажировку в МГАТТ «Гжель» проходила и автор диссертации, которая является художественным руководителем театра танца «Инанна» и создателем хореографической школы сирийского национального балета.

Театр танца «Гжель», Московское хореографическое училище при МГАТТ «Гжель» неоднократно посещали Сирию: приезжали на гастроли, выступали с совместными концертными программами. Актёры «Инанны» совершенствовали своё профессиональное искусство на ежегодно проводившихся под руководством проф. В. М. Захарова мастер-классах, где происходил обмен опытом между педагогами и исполнителями.

В проведении таких мастер-классов принимали участие крупные специалисты — ученые, хореографы, артисты театра танца «Гжель»: канд. пед. наук, проф. Н. В. Пермякова, проф. В. И. Слыханова, канд. филос. наук, проф. В. И. Уральская, канд. психол. наук, проф. М. JI. Архипова, народная артистка России, проф. JI. В. Мовчан-Коркина, заслуженный артист России, проф. A.B. Ковтун. Росту профессионального мастерства, укреплению теоретической подготовки сирийских специалистов, несомненно, помогли и ежегодно проводившиеся Праздники танца на приз В. М. Захарова, международные научно-практические конференции и семинары хореографов, искусствоведов, культурологов, фольклористов, посвященные актуальным проблемам культуры и искусства, народного и классического танца, изучению бесценного опыта мастеров.

В целом, с деятельностью этих мастеров связано становление и формирование национальной школы хореографии Сирии. Большое значение имело и то, что русские педагоги выдвинули из числа наиболее одарённых сирийских артистов небольшую группу своих учеников, которых стали готовить к самостоятельной работе в качестве репетиторов и постановщиков, понимающих различные нюансы традиционных народных танцев, что имеет особенное значение в пластическом решении танцевальных номеров, сохраняющих вековые традиции фольклора. Подготовка профессиональных кадров из национальной среды имела особое значение для развития сирийской народной танцевальной культуры. Ценность уникального опыта, который использовали российские специалисты при создании танцевальных программ, необычайно велика.

Утверждение народного танца на сценических подмостках, чего ранее не знал Восток, подготовило почву для появления и развития в Сирии классического балета. И в этом процессе решающая роль также принадлежит России.

В задачи сирийских хореографов входило изучение элементов классического танца и постановка большого числа танцевальных номеров. При этом необходимо было уделять должное внимание техническому уровню («школе») и традициям академизма. Через молодые творческие коллективы классический танец внедрялся в сирийскую культуру. С помощью российских специалистов сирийская хореография

поднялась на профессиональный уровень подготовки национальных кадров.

Сирийцы учитывали опыт своих учителей из России. Именно русский балет стал эталоном для сирийских деятелей искусства.

Профессиональный балет Сирии как явление национальной художественной культуры развился в непосредственной взаимосвязи с традициями русского балетного искусства, что, безусловно, помогло в формировании национального художественного самосознания.

Современный этап развития культурных контактов Сирии с Россией в области сценической танцевальной культуры ознаменован появлением в стране национальной хореографической школы — народной и классической. Активное влияние русской хореографической школы способствовало освоению и развитию в Сирии народных танцевальных традиций и их сценическому воплощению, а также оказало значительное влияние на формирование сирийской классической хореографии. С помощью российских хореографов были подготовлены квалифицированные национальные кадры в области классической танцевальной культуры.

В главе освещены основные этапы формирования национальной хореографической школы в Сирии, отражена деятельность труппы театра танца «Инанна», связанная с освоением классического наследия русской хореографии, репертуарной политикой.

В становлении и развитии в Сирии национальной хореографической школы, классического балета определяющую роль сыграло культурное взаимодействие с Россией, большое позитивное влияние русской школы классического танца.

Национальная неповторимость, колорит, неисчерпаемые богатства музыкального и танцевального фольклора стали источником вдохновения сирийских хореографов. С другой стороны, интенсивное влияние русской школы классического танца приводило к взаимопроникновению народной и классической хореографии. Народный танец обогащался классическими образными средствами, лексикой, а классический танец получал яркие, самобытные черты.

Этапы развития сирийского балета убедительно показывают закономерности в развитии хореографии, связанные с тем, что на основе успешного освоения русской школы классического танца в национальных театрах возникает потребность самовыражения на приоб-

ретенной основе. Взаимопроникновение самобытной национальной танцевальной пластики и пластики академической является источником развития и освоения новых художественных средств хореографической лексики, стимулирует создание произведений, вобравших в себя всё лучшее, чем богато мировое искусство.

Параграф 2.3 «Рост профессионального мастерства труппы театра танца "Инанна"» посвящен росту профессионального мастерства этого коллектива. Мы исследуем деятельность театра с первых его постановок, показываем, что первые профессиональные сирийские балеты отличала установка на освоение классики.

В деятельности театра акцент поставлен на трансформации фольклорной лексики и органическом сочетании её с лексикой классического танца; используются и приёмы стилизации.

Анализируя некоторые постановки театра «Инанна», мы подчёркиваем, что они свидетельствуют о больших возможностях дальнейшего развития сценической танцевальной культуры Сирии и служат стимулом к возрождению фольклорного наследия, поиску форм гармоничного синтеза национальной самобытности сирийской культуры и современных культурных веяний.

В параграфе перечислены основные спектакли театра танца «Инанна»:

«Грёзы Дамаска», 2000 г. Композитор—Мухаммад Хаббаш; сценарист— Мухаммад Омар; балетмейстер—Джихад Муфлех;

«Дети солнца», 2001 г. Композитор — Мухаммад Хаббаш; сценарист — Мухаммад Омар; балетмейстер — Джихад Муфлех;

«Джулия Думна», 2003 г. Композитор—Мухаммад Хаббаш; сценарист — Махмуд Абдель-карим; драматург — Жавад Асади; балетмейстер — Джихад Муфлех;

«Занобия — царица Востока», 2004 г. Композитор — Мухаммад Хаббаш; сценарист — Мухаммад Омар; балетмейстер — Джихад Муфлех;

«Синдбад», 2006 г. Композитор—Мухаммад Хаббаш; сценарист — Махер Хули; балетмейстеры: Джихад Муфлех и Альбина Белова;

«Царица Дейфа Хатун», 2007 г. Композитор — Мухаммад Хаббаш; сценарист — Мухаммад Кожже; балетмейстер — Альбина Белова; режиссёр — Джихад Муфлех;

«Арабский орёл», 2008 г. Композитор—Мухаммад Хаббаш; сценарист — Ясер Айюби; балетмейстер — Альбина Белова;

«Саладин», 2009 г. Композитор — Мухаммад Хаббаш; сценарист — Ясер Айюби; балетмейстер — Альбина Белова; режиссёр — Джихад Муфлех;

«Дом Знаний», 2010 г. Композитор — Мухаммад Хаббаш; сценарист — Ясер Айюби; балетмейстер — Альбина Белова; режиссёр — Джихад Муфлех; дизайнер — Виктория Танжи (костюмы, декорации, грим).

Первым же профессиональным сирийским балетом был поставленный в 1998 году балет «Инанна». Это языческая богиня любви, плодородия, гармонии — в переводе со староассирийского языка. Так же был назван и театр танца— «Инанна». Главной целью деятельности театра является стремление познакомить зарубежные страны с национальной танцевальной культурой Сирии. Ныне в труппе театре насчитывается около ста исполнителей. Художественным руководителем является Альбина Белова, профессиональный хореограф, получившая высшее хореографическое образование в России, родившаяся и выросшая в городе Омске; она — автор данной диссертации. Главный балетмейстер — Джихад Муфлех, также получивший высшее хореографическое образования в России, в Институте танца Государственной академии славянской культуры, в мастерской профессора В. М. Захарова.

Театр «Инанна» многократно выезжал в разные страны на гастроли, где его творчество имело большой успех и было тепло принято зрителями: Россия, Украина, Канада, США. В деятельности театра акцент поставлен на трансформации фольклорной лексики и органическом сочетании её с лексикой классического танца; используются и приёмы стилизации.

Сюжеты спектаклей театра танца «Инанна» связаны с мифологией с национальной историей древних эпох, начиная с домусульманского периода. Помимо сирийских, представлены традиционные танцы других арабских стран: Египет, Марокко, Палестина, Иордания, Ливия, страны Персидского залива — звучит идея объединения народов.

Зритель уже привык к движениям классического балета, столь непривычного для Востока; на спекгаклях он в плену Прекрасного, видит ожившую национальную историю, знакомые легенды, обряды,

интерпретированные языком балета, и испытывает то светлое потрясение и восторг, очищение души, которые древние греки называли «катарсис».

Театр танца «Инанна» — в постоянном поиске: новых тем, сюжетов, средств художественной выразительности. Его руководство озабочено как стабильностью труппы, как и её обновлением, ростом профессионального мастерства, подготовкой юной смены, ростом и укреплением творческих контактов с российскими коллегами. Гастроли, совместные концерты, мастер-классы, научно-практические конференции, Праздники танца, Дни Москвы в Сирии и Дни Дамаска в России являют собой прекрасный пример культурного обмена, творческого диалога, который никогда не прекращался.

В современном сирийском искусстве сцены музыка и танец предстают в художественном синтезе.

Эволюция сирийского сценического танца определяется и микросубъективной линией, типичной для сольных и ансамблевых номеров в спектакле. Массовые сцены воссоздают обстановку действий, праздничных церемоний, гуляний. Происходит динамика кинестетического ряда.

Трансформации в танцевальной культуре Сирии происходили и происходят под влиянием русской классической хореографии. Хореографическая культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца. Профессиональный сирийский балет — явление национальной культуры и плод постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

Культурное сотрудничество с Россией, помощь видных российских хореографов, творческое освоение философско-эстетических богатств русской классической хореографии сыграли определяющую роль в становлении и развитии национальной хореографической школы Сирии.

Результатом такого сотрудничества является научный подход к национальному фольклору, народной танцевальной культуре и развитие её на профессиональной основе, а также становление и развитие классического танца — высшей формы хореографического искусства — в его взаимодействии с народным танцем. Результатом межкультурных контактов Сирия-Россия можно считать станов-

ление профессионального балетного театра и подготовка к созданию балетной школы при помощи российских мастеров хореографии.

Творческая практика театра танца «Инанна», национальные сирийские балеты убеждают в том, что органичный синтез классического танца и народной хореографии в процессе межкультурной коммуникации способствовал успешному развитию современной танцевальной культуры Сирии.

Проведённый историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений выявил социокультурные и эстетические закономерности развития хореографической культуры Сирии.

В заключении подводятся итоги исследования, содержатся выводы и намечаются перспективы по дальнейшему изучению проблем, связанных с темой диссертации, подчёркивается, что межкультурные контакты определяют характер современного культурно-исторического процесса. Успешное развитие любой национальной культуры может происходить ныне только в рамках диалога или полилога культур.

Профессиональный сценический сирийский балет, ни в чём не похожий на традиционные танцы Востока, сложился тем не менее в результате творческого освоения народной хореографии. На протяжении веков сирийский народный танец был связан с жизнью, бытом, обрядами, обычаями народа.

Плодотворное сотрудничество с российскими хореографами возродило народный танец, дало мощный импульс к его развитию и вывело его на сценические площадки.

Современное сирийское хореографическое искусство сформировалось в результате творческих контактов, во взаимодействии с русской школой классического танца.

Взаимопроникновение самобытной национальной танцевальной традиции и академической классики — неисчерпаемый источник новых художественных средств хореографической лексики, художественной выразительности.

Современные сирийские балеты, постановки театра танца «Инанна» демонстрируют синтез классического танца и народной хореографии. В этом процессе огромная роль принадлежит тесному и плодотворному сотрудничеству с Россией, творческому освоению богатств и традиций русской школы классического балета.

Нами были проанализированы социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии. В этом анализе мы опирались на достижения учёных культурологов, искусствоведов, теоретиков и историков культуры: концепция культурных контактов, разработанная в рамках структурного функционализма; теория диффузионизма; исследования по аккультурации; диалогический подход к пониманию сущности культуры, межкультурных контактов в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных национальных культур, в особенности — диалог Восток - Запад. Это позволило выявить закономерности развития и существующие противоречия, которые проявляются в контактах восточной и западной цивилизаций, в самой историко-культурной динамике культурных процессов.

Цикличный и линейный принципы развития различных культур, традиционализм и мобильность—главные отличия в развитии восточного и западного типов динамики культур.

Хореографическая культура Сирии насчитывает многие века своего развития, она всецело связана с её историей, народно-бытовой и дворцово-храмовой культурой. Фольклорная стихия отражала быт, обычаи, обряды народа, его эстетические вкусы, этику, религию, контакты с народами арабского мира. Танцевальный фольклор Сирии, арабо-мусульманские традиции были той базой, на которой впоследствии развивалась современная сирийская хореография.

Особую роль в этом процессе сыграли культурные контакты с Россией, влияние русской хореографической школы. При непосредственном участии и под руководством русских специалистов проходило становление и развитие сирийского балета, сценическое воплощение народных танцевальных традиций.

Современная сценическая танцевальная культура Сирии представляет собой синтез древних национальных арабо-мусульман-ских и европейских танцевальных традиций, что стало возможным в процессе межкультурного диалога Восток - Запад, непосредственного взаимодействия Сирии с Россией.

В процессе работы под диссертацией мы рассмотрели проблемы, связанные с современными сирийскими балетами, определили гармоническое сочетание в них национальной пластики и классической хореографии. Наметили также ключевые вопросы, определяющие дальнейшие перспективы развития сирийского балета, подготовки

кадров хореографов, форм творческих контактов со специалистами из России.

В приложении представлены фотографии, иллюстрирующие творческие встречи, контакты, сирийских и российских хореографов в разные периоды деятельности театра танца «Инанна», а также гастроли театра в различных странах. Представлены также сцены из спектаклей театра танца «Инанна».

Основные положения диссертационного исследования опубликованы автором в следующих изданиях:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Белова А. С. Хореографическая классика и национальные традиции в искусстве балета (культурные контакты России и Сирии) // Балет. 2011. №6. -0,3 п. л.

2. Белова А. С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства. 2011. №4.-0,3 п. л.

Другие публикации:

3. Белова А. С. К вопросу взаимодействия хореографической классики и национальных традиций в балетном спектакле // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Материалы научно-практических межвузовских конференций. - М., 2009. Вып. №1.-0,25 п. л.

4. Белова А. С. Роль культурных контактов в развитии сирийской национальной хореографической школы // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Материалы научно-практических межвузовских конференций. - М., 2009. Вып. № 1. -0,25 п. л.

5. Белова А. С. Культурно-исторические предпосылки возникновения сирийского балета // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Материалы научно-практических межвузовских конференций. - М., 2010. Вып. № 2. - 0,25 п. л.

6. Белова А. С. Сущность диалога культур Восток-Запад // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство.

Материалы научно-практических межвузовских конференций. - М., 2009. Вып. №2.-0,25 п. л.

7. Белова А. С. Исторические детерминанты особенностей развития культурных контактов Востока и Запада. Культурные контакты Сирии и России // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Материалы научно-практических межвузовских конференций. - М., 2011. Вып. № 3. - 0,25 п. л.

Формат 60x84/16. Усл. -печ.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 83.

ООО Научно-издательский центр «Инженер» 119034, Москва, Курсовой пер., 17 Тел. 233-27-98

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Белова, Альбина Султанбаевна

Введение.

Глава I. Диалог культур Восток-Запад в историко-культурном пространстве Сирии.

1.1. Сущность диалога культур Восток-Запад; роль культурных контактов в исторической динамике культуры.

1.2. Национальные истоки и культурно-исторические предпосылки возникновения сирийской танцевальной культуры, роль фольклорной традиции.

Выводы из I главы.

Глава II. Становление и развитие профессионального хореографического искусства Сирии в контексте культурных контактов с русской хореографической школой.

2.1 Традиционная танцевальная культура Сирии, ее эволюция.

2.2 Культурные контакты Сирии и России; их роль в развитии национальной хореографии.

2.3 Рост профессионального мастерства труппы театра танца "Инанна.". .71 Выводы из II главы.

 

Введение диссертации2012 год, автореферат по культурологии, Белова, Альбина Султанбаевна

Актуальность исследования. Определяющей тенденцией современного этапа мирового культурного процесса является глобализация. Однако не менее важной составляющей этого процесса можно считать и национальную самоидентификацию. Человеческие сообщества все более стремятся к универсализации и начинают чутко прислушиваться друг к другу. Вместе с тем залогом долголетия человечества в равной степени являются как взаимовлияние культур мировых держав - основа взаимопонимания в мире, так и разнообразие образов жизни и культур на периферии. При этом разнообразие раскрывается как локализация универсализма, универсализм реализуется как интеграция разнообразия.

Формирование единого культурного пространства происходит в контексте исторического развития, в диалоге и полилоге различных культур и цивилизаций. Совершенно очевидно, что никакая культура не может жить только в своем замкнутом пространстве, только по законам саморазвития. Изоляция и замкнутость приводят в конечном итоге к застою и гибели.

Альтернативой в боязни утраты культурной самобытности и механическом заимствовании инокультурных ценностей за счет утраты исконных традиций являются взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, творческая интерпретация результатов этих процессов. Национальное, самобытное искусство, выражая общечеловеческие ценности, обогащает искусство мировое.

Западный и восточный тип культур различны, но это не означает их противостояния, а наоборот - предполагает позитивный диалог, контакты, способствующие выявлению конструктивного потенциала каждой культуры.

Осмысление важности различных тенденций этих процессов приобретает в наше время несомненную актуальность, в особенности с точки зрения необходимости установления культурных контактов между народами, в 3 аспекте развития взаимопонимания и толерантности. Актуальным является и потребность в выявлении и анализе соотношений между охранительным нидлидим к национальным кулыурным ценное 1ям и влиянием внешнею инокультурного воздействия; актуально и решение задач, направленных на выработку концептуальных оснований межкультурных контактов в хореографическом искусстве.

Классический балет Сирии имеет большое значение для развития национального искусства как феномен, отразивший процесс его формирования.

Этапы развития сирийского балета - от первых шагов балетной труппы до создания национальных балетов и освоения сирийскими артистами мировой хореографической классики - передают как общие закономерности профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости в этом виде искусе 1ьа.

Все сказанное обусловливает актуальность темы исследования на примере становления и развития хореографической культуры Сирии, в которой творчески синтезированы лучшие традиции Востока и Запада; при этом преимущественное влияние уделено взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца.

Степень научной разработанности проблемы

Творческий потенциал культурных контактов, являющихся фактором историко-культурного развития, был предметом исследования ряда научных школ. Отметим, что при этом затрагиваются различные смежные проблемные поля. Культурные контакты Востока и Запада привлекали и продолжают привлекать внимание культурологов, философов, искусствоведов.

Различные аспекты взаимодействия западного и восточного типа культур отражены в исследованиях С.А. Арутюнова, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, II. Сорокина, А. Тойнби, А.Я. Флиера, О.Шпенглера и др.

Такие ученые, как Р. Диксон, К. Уислер, Г. Элиот-Смит и др. - в своих трудах выявили роль контактов в развитии и распространении различных элементов культур в историческом процессе.

Проблема межкультурных контактов как условие успешного усвоения ценностей культуры глубоко исследована в работах Б. Малиновского, Ф. Боаса.

Вопросы культурного диалога, связанные с аксиологическим подходом, осмыслением различных культур в контексте хронотопа, раскрыты М.М. Бахтиным, B.C. Библером, Т.П. Григорьевой.

Проблемами культурных контактов ближневосточных культур с европейской, русской, в частности, интересовались JI.C. Васильева, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек, И.К. Ахмад, М.В. Оганесян, Магда Салех, Магда Фахми Эзз и др.

Однако нет специальных работ, посвященных хореографической культуре Сирии, анализу ее функциональных особенностей, раскрытию художественно-эстетического своеобразия сирийской танцевальной культуры, выявлению ее творческих контактов и взаимодействий с русской школой классического танца.

Многие из названных работ имеют, скорее, искусствоведческую направленность, нежели культурологическую, историко-культурную; недостает и работ, в которых феномен танцевальной культуры Сирии был бы рассмотрен и осмыслен в широком социокультурном контексте; при этом учитывались бы мировоззренческие, аксиологические, социально-функциональные и символические аспекты.

Отсутствуют и работы, посвященные проблемам межкультурных контактов, взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца в становлении и развитии танцевальной культуры Сирии, роли традиций и новаторства в таком нетрадиционном для Востока аспекте, как классический танец на профессиональной сцене театра.

Объект исследования: культурные контакты Сирии и России как значимый фактор в становлении и развитии национального хореографического искусства.

Предмет исследования: процесс становления и развития профессиональной сценической танцевальной культуры Сирии во взаимодействии национальных традиций и русской школы классического танца.

Цель исследования: историко-культурологический анализ становления и развития балетного театра Сирии в контексте взаимодействия традиций национальной хореографии и русской школы классического танца - с точки зрения динамики культурных контактов восточного и западного регионов.

Цель определила постановку следующих задач исследования:

- проанализировать социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии;

- охарактеризовать специфику культурного влияния России на развитие сценической сирийской хореографии;

- раскрыть особенности трансформаций в танцевальной культуре Сирии, происходивших под влиянием русской классической хореографии; дать историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений Сирии с точки зрения культурных и эстетических закономерностей создания национальных балетов; исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей сирийского балета.

Методологическую основу исследования определяют принципы историзма, теория инкультурации, диалогический подход к изучению восточного и западного типа культур; понимание классического балета как высшей формы танца.

Основой исследования в плане методологии стали труды культурологов, философов, искусствоведов: Б.В. Асафьев, Л.Д. Блок, Т.С. Батищев, B.C.

Библер, Ю.А. Бахрушин, JI.C. Выготский, В.В. Ванслов, К.С. Голейзовский, 6

М.Н. Громов, В.М. Захаров, Н.П. Ивановский, А.Г. Климов, И.К. Кучмаева, В. Красовская, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Л.Н. Михеева, Э.А. Орлова, М.В.Силантьева, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, описание хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии; метод сравнительного анализа; структурный анализ образцов танцевальной культуры; синхронный и диахронный анализ.

Научная новизна исследования: определяется тем, что: впервые достаточно полно рассмотрены межкультурные контакты Сирии и России;

- впервые глубоко проанализирован процесс становления и развития сценической танцевальной культуры Сирии в контексте взаимодействия национальных традиций и русской школы классического танца;

- выявлены доминанты в развитии танцевальной культуры Сирии: влияние народной хореографии, взаимодействие с русским классическим танцем; развитие сирийской танцевальной школы на современном этапе;

- определена специфика культурного влияния России на развитие сценической танцевальной культуры Сирии;

- выявлены закономерности освоения школы русского балета сирийскими хореографами, сохранившими одновременно свою национальную пластическую культуру;

- определено, что культурные контакты с Россией сыграли большую роль в становлении и развитии сирийской национальной хореографической школы, способствовали утверждению на сцене классического танца в его синтезе с народной хореографией;

- рассмотрены наиболее актуальные проблемы в создании национальных сирийских балетов.

Теоретическая значимость исследования определяется подходом к сирийской сценической танцевальной культуре как социокультурному феномену. Танцевальная культура Сирии рассмотрена в динамике, в тех трансформациях, которые обусловлены взаимодействием национальных традиций и русской школы классического танца. Практическая значимость исследования.

Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов, в лекционных и семинарских занятиях в вузах, хореографических училищах: «Культурология», «История культуры», «История хореографии»; в подготовке спецкурсов по культуре и искусству Сирии; в практической деятельности хореографов; как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Сирии. Гипотеза.

Диалог культур Восток - Запад, межкультурные контакты Сирии и России, осмысление важности позитивного диалога являются основой сохранения и развития национальных культурных ценностей во взаимодействии с инокультурными влияниями - как определяющей тенденций современного этапа мирового культурного процесса. Культурные контакты Сирии и России в аспекте художественной танцевальной культуры позволяют выявить общие закономерности диалога культур Восток - Запад на примере становления и развития хореографической культуры Сирии в её взаимодействии с русской школой классического танца. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональный сирийский балет как явление национальной культуры сложился на основе постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

2. Современная танцевальная культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца.

3. Национальные сирийские балеты являют собой органичный синтез классического танца и народной хореографии. В этой связи показательна творческая практика театра танца "Инанна".

4. В процессе становления и развития национальной хореографической школы определяющую роль сыграло культурное сотрудничество с Россией, творческое освоение философско-эстетических и культурных богатств русской классической хореографии.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были отражены в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях по актуальным проблемам культурологии, искусства и образования "Современное социокультурное пространство: традиции и инновации" (октябрь 2009, ноябрь 2010 гг.), "круглых столах" по социокультурным вопросам искусства, теоретических международных семинарах по искусству хореографа (Институт танца ГАСК, октябрь 2008, 2009гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Основные результаты диссертационной работы отражены в 7 публикациях, в том числе - в журнале «Балет» и "Педагогика искусства", входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры"

Выводы из II главы

В современном сирийском искусстве сцены музыка и танец предстают в художественном синтезе.

Эволюция сирийского сценического танца определяется и микросубъективной линией, типичной для сольных и ансамблевых номеров в спектакле. Массовые сцены воссоздают обстановку действий, праздничных церемоний, гуляний. Происходит динамика кинестетического ряда.

Трансформации в танцевальной культуре Сирии происходили и происходят под влиянием русской классической хореографии. Хореографическая культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца. Профессиональный сирийский балет - явление национальной культуры и плод постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

Культурное сотрудничество с Россией, помощь видных российских хореографов, творческое освоение философско-эстетических богатств русской классической хореографии сыграли определяющую роль в становлении и развитии национальной хореографической школы Сирии.

Результатом такого сотрудничества является научный подход к национальному фольклору, народной танцевальной культуре и развитие ее на профессиональной основе, а также становление и развитие классического танца - высшей формы хореографического искусства - в его взаимодействии с народным танцем. Результатом межкультурных контактов Сирия-Россия можно считать становление профессионального балетного театра и подготовка к созданию балетной школы при помощи российских мастеров хореографии.

Творческая практика театра танца "Инанна", национальные сирийские балеты убеждают в том, что органичный синтез классического танца и народной хореографии в процессе межкультурной коммуникации способствовал успешному развитию современной танцевальной культуры Сирии.

Проведенный историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений выявил социокультурные и эстетические закономерности развития хореографической культуры Сирии.

Заключение

В результате проведенного нами исследования можно сделать ряд выводов.

Межкультурные контакты определяют характер современного культурно-исторического процесса. Успешное развитие любой национальной культуры может происходить ныне только в рамках диалога или полилога культур.

Профессиональный сценический сирийский балет, ни в чем не похожий на традиционные танцы Востока, сложился тем не менее в результате творческого освоения народной хореографии. На протяжении веков сирийский народный танец был связан с жизнью, бытом, обрядами, обычаями народа.

Плодотворное сотрудничество с российскими хореографами возродило народный танец, дело мощный импульс к его развитию и вывело его на сценические площадки.

Современное сирийское хореографическое искусство сформировалось в результате творческих контактов, во взаимодействии с русской школой классического танца.

Взаимопроникновение самобытной национальной танцевальной традиции и академической классики - неисчерпаемый источник новых художественных средств хореографической лексики, художественной выразительности.

Современные сирийские балеты, постановки театра танца "Инанна" демонстрируют синтез классического танца и народной хореографии. В этом процессе огромная роль принадлежит тесному и плодотворному сотрудничеству с Россией, творческому освоению богатств и традиций русской школы классического балета.

Нами были проанализированы социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии. В этом анализе мы опирались на достижения ученых культурологов, искусствоведов, теоретиков и историков культуры: концепция культурных контактов, разработанная в рамках

90 структурного функционализма; теория диффузионизма; исследования по аккультурации; диалогический подход к пониманию сущности культуры, межкультурных контактов в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных национальных культур, в особенности - диалог Восток-Запад. Это позволило выявить закономерности развития и существующие противоречия, которые проявляются в контактах восточной и западной цивилизаций, в самой историко-культурной динамике культурных процессов.

Цикличный и линейный принципы развития различных культур, традиционализм и мобильность - главные отличия в развитии восточного и западного типов динамики культур.

Хореографическая культура Сирии насчитывает многие века своего развития, она всецело связана с ее историей, народно-бытовой и дворцово-храмовой культурой. Фольклорная стихия отражала быт, обычаи, обряды народа, его эстетические вкусы, этику, религию, контакты с народами арабского мира. Танцевальный фольклор Сирии, арабо-мусульманские традиции были той базой, на которой впоследствии развивалась современная сирийская хореография.

Особую роль в этом процессе сыграли культурные контакты с Россией, влияние русской хореографической школы. При непосредственном участии и под руководством русских специалистов проходило становление и развитие сирийского балета, сценическое воплощение народных танцевальных традиций.

Современная сценическая танцевальная культура Сирии представляет собой синтез древних национальных арабо-мусульманских и европейских танцевальных традиций, что стало возможным в процессе межкультурного диалога Восток-Запад, непосредственного взаимодействия Сирии с Россией.

В процессе работы под диссертацией мы рассмотрели проблемы, связанные с современными сирийскими балетами, определили гармоническое сочетание в них национальной пластики и классической хореографии.

Наметили также ключевые вопросы, определяющие дальнейшие перспективы

91 развития сирийского балета, подготовки кадров хореографов, форм творческих контактов со специалистами из России.

 

Список научной литературыБелова, Альбина Султанбаевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аванесова Г.А. Взаимодействие культур // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

2. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т.1.-М., 1995.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

4. Абд ад-Даим Абдалла. Арабские национальные идеи в диалоге культур // Перо. Багдад, 1984. № 8. (на арабском языке).

5. Абдель Хамид Юнис. Фольклорное наследие. Каир, 1998. 184 с. (на арабском языке).

6. Ю.Аль-Хигази Ахмед. Египетская культура в зеркале времени // За рубежом. Каир, 1968. № 12. (на арабском языке).

7. Аль-Хофайри Аджадж Салим. Театральные явления в религиозных обрядах исламских суфиев и их связь с подготовкой современного арабского актера. Диссертация кандидата искусствоведения. СПб., 1992.

8. И.Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 1983.

9. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

10. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

11. П.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989.

12. Аркина Н.Е. Языком танца./ Знание М., 1975. №8.

13. Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока (на примере становления и развития сценической танцевальной культуры). Дисс. канд. культурологии. М, 2003.

14. Атитанова H.B. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов. Диссертация кандидата философских наук. Саранск, 2000.

15. Бакаев И.А. Балетные сцены в казахской опере: к проблеме жанровых взаимодействий автореферат канд. дисс. искусствовед. -М., 2009.

16. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

17. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.

18. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988.

19. Батищев Т.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987.

20. Батищев Т.С. Универсалии культуры глубинного общения // Лики культуры. М., 1996.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2- изд. М., 1986.

22. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

23. Бажов С.И. Философия истории Н.Я, Данилевского. М., 1997.

24. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

25. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры. Диссертация кандидата культурологии. М., 1992.

26. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.

27. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.

28. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

29. Библер B.C. Цивилизация и культура. М., 1993.

30. Билз PJI. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.31 .Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М., 1987.94

31. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб., 1997.

32. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

33. Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

34. Бочарникова Э.В. Страна волшебная балет. - М., 1974.

35. Брейгель А. Запад родина великого наскального искусства. В кн. Первобытное искусство. - Новосибирск. 1971.

36. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1980.

37. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М., 2001.

38. Ванслов В.В. Народный танец в профессиональном балете // Балет. 1993. -№ 4.

39. Ванслов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблемы наследия в теории искусства. М., 1984.

40. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1968.

41. Ванслов В.В. Под сенью муз. (Воспоминания и этюды) М., 2007.

42. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник Российской академии наук. 1996. Т.66. № 5.

43. Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. СПб., 1997.№5

44. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Е.П. Челышев. Сб. ст. М., 1987.

45. Воробьева Т.В. Диалог культур и проблема художественного восприятия // Философские науки. 1984. № 2.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.,1968.

47. Гачев Г. Национальные образы мира: (к анализу национальных особенностей и национального своеобразия в культуре) // Вопросы литературы. 1987. № 10.

48. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.95

49. Голейзовский К.С. Образы русской народной хореографии. М., 1964.51 .Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

50. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

51. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. О преемственности в искусстве. М., 1982.

52. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.,1997.

53. Губер A.A., Ким Г.Ф., Хейфиц А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1982.

54. Гудожник И.Г. Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX начале XX вв. Диссертация кандидата исторических наук. М., 1993.

55. Гердер И.Г. Идея к философии истории человечества. М.1977.

56. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. JL., 1975.

57. Давидович В.Е., Жданова Ю.А. Сущность культуры. Ростов на Дону. 1979.

58. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д.,1996.

59. Древний Восток // Сб. статей под ред. И.С. Кацнельсона. М., 1975.

60. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М., 2000.

61. Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. АН СССР, Институт востоковедения. М., - 1983.бб.Захаров В.М. Поэтика русского танца; в 5 томах. М., 2007-2011.

62. Захаров В.М. образы русской народной хореографии. М., 1989.68.3ахаров В.М. Радуга русского танца. М., 1986.

63. Идеи в культурологии XX века: Сб. обзоров /РАН. ИНИОН. М., 2000.

64. Иконникова С.Н. Восток и Запад. Проблемы межкультурного взаимодействия и понимания // Культура в современном мире: состояние и тенденции развития. М., 1989. Вып. 2.

65. Искусство в системе культуры / Под ред. М.С. Кагана. JL, 1987.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

67. Каменец A.B. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. 1994. - Вып. №5.

68. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991.

69. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М., 2006.

70. Кирабаев Н.С. Ислам и философия // Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. М., 1981.

71. Киселева М.С. Историческая типология культуры // Культурология. -М., 1993.

72. Климов А.Г. Прикладная культурология. М., 2001.

73. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

74. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестес-ственную историю. М., 1996.

75. Культура в современном мире: состояние и тенденции развития: Сб. обзоров. Вып. 2. Восток в современных культурологических интерпретациях. М., 1989.

76. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.

77. Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1999.97

78. Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. /Отв. ред. А.И. Арнольдов/. М., 1999.

79. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М., 1999.

80. Кууси П. Этот человеческий мир. М.1988.

81. Кучмаева И.К. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования / И.К. Кучмаева, В.Н. Расторгуев; Государственная академия славянской культуры. М., 2004.

82. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. Междунар. прогр. непрерывного гуманит. обр. Выпуск №2; VIII Междунар. асамбл. ректоров ун-тов / И.К. Кучмаева; Академия славянской культуры. М., 1997.

83. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006.

84. Лотман Ю.М. Ассиметрия и диалог // Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т.1.

85. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур /семиотический аспект// Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992.-Т.1.

86. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб., 2001.

87. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

88. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

89. Малхасянц Г. Синтез классической и национальной хореографии // Балет. 1993.-№4.

90. Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание. -М., 1998.

91. Малыгина И.В. Межкультурный диалог и национальная самобытность (по взглядам отечественных мыслителей) // Современные проблемы исследования культуры. Выпуск 2. М., 2001.

92. Маркарян Э.С. Теории культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

93. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

94. ЮЗ.Михеева JI.H. Культурология. М., 2002.

95. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная культура мира. // Вопросы философии. М., 1983, №7.

96. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.

97. Юб.Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. JI.-M., 1965.

98. Новикова М.В. Воспитание культурно-экологического сознания молодежи в русле традиционной русской философии мысли. Автореферат канд. дисс. М., 2004.

99. Ю.Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). Сер. очерков /Отв. ред. О.Г. Большаков. М., 1982.

100. Ш.Орлова Э.А., Арнольдов А.И. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.112.0рлова Э.А. Концепция социокультурного пространства. М., 2002.

101. ПЗ.Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. № 4.

102. Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

103. Протасова Jl.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца. Автореферат. Канд. искусствовед. Улан-Удэ., 2007.

104. Рытов Д.П. Традиции народной культуры. М., 2001.

105. Ромм В.В. Тысячелетия классического танца. Новосибирск, 1998.

106. Современная художественная культура в странах Азии и Африки. -М., 1986.

107. Садовникова Л.А. К проблеме влияния итальянской школы классического танца на русский балет в последней четверти XIX века // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. СПб., 1997, №5, с.53-61.

108. Сборник программ учебных дисциплин культуролого-искусствоведческого профиля / под ред. Л.Н. Михеевой. Махачкала, 2008.

109. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

110. Суриц Е.Я. Хореодрама // Русский балет: энциклопедия. М., 1997.

111. Сухарев Ю.А. Проблема взаимодействие культур: становление единого культурного пространства // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. -М., 1999.

112. Суслова Т.И. Культурология: учебное пособие. Томск. 2001.

113. Силантьева М.В. Проблемы рациональности современной европейской философии (Экзистенциально-диалогический анализ); -М., 2004.

114. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

115. Танец в изобразительном искусстве / Балет, энциклопедия, М., 1981.

116. Уральская В.И. Фольклорная традиция: к вопросу о понятии. // Балет, 1993, №4.

117. Уральская В.И. Природа танца. М., 1990.

118. Фарух Юсеф. Модернизм: осознанное действие или формальноеприсвоение // Перо. Багдад, 1985. (на арабском языке).100

119. Фатхи Абдель Хади Ассанфаун. Песенно-фольклорное наследие Египта. Каир, 1978. (на арабском языке).

120. Фокин М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Л,: Искусство, 1981.

121. Функции художественной деятельности. М., 1985.

122. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

123. Эрвин Ласло. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие/ Экология и жизнь. М. 1996. Пер. с англ. Ю.А. Данилова.

124. Эльяш Н.И. Образы танца. М., 1970.

125. Эльяш Н.И. Русская Терпсихора. -М., 1965.

126. Эльяш Н.И. Зрителю о балете. М., 1963.

127. Цивилизация. Выпуск 2. М. 1993.

128. Яхъя Ахмед Абдель Таваб. Проблемы создания национальной балетной школы в Египте. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1979.