автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Сериал в контексте развития телевидения Сирии

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Немех, Мишель Абдо
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
Автореферат по искусствоведению на тему 'Сериал в контексте развития телевидения Сирии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сериал в контексте развития телевидения Сирии"

РГ6 од

тптстрягпиълКУМТУШ российском Фплю'лцпн

V /ч! И'1! -ШПУСТОМIЙ гор ДАРСТВЕННЫИ -¡пи мг?'.':"-/ *гпаТ1'Л, СЛУЗЫКИ И кппсМ^ТОП'ЛФНН им. и. к. чегкдсппл

На арапах рукописи

НЕМЕК Мишель Абда

СЕРИАЛ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ СИРИИ

Специальность - 17.00.03 -" Киноискусство и телевидение"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Стисг-Петербург 1993

Иабота выполнена и Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии jjm.I7.Jv.Черкасова.

УаучньиЧ руководитель

- д о mu о р и ску ссиш он ед tu 1 ал Р. Д. Копылош

< h¡; m viniл ъ иьниш и ш > с ит м:

- доктор филологических наук, профессор О. Ь\ Фролова

- доктор iicKyccinuouec/ciiun, профессор Т. А. Марченко

íJcAyuuui opr;vn>5cUt!!.ní! : Саикт-Петербургски

''ОСуА.фСТБСНПЫИ ИНСТИТУТ к_улъ'1 урЫ

. Зашита состоится ^ " ^НР'/НЛ/ 1993г. \\£L часов па заседании Снеипализнровинного совета .Д.092.06Ш при Санкт-Петербургском государственном ni.ennyi театра, музыки п кинематографии им. 11. К. Черкасова но адрссу: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая,35, аул, «Ш5.

С диссертацией можно ознакомитьсн п библиотеке института.

Автореферат разослан ' ¡/¿¿¿^Д/.

¡<Ш i

Ученый секретарь Специализированногосонета кандидат искусствоведения

(М1. Мельников,

ОБЩШ ХАРАКТЕРИСТИКА PAEOTíi _____________ .. - -......

I] Сирии телевидение по праву стштаотсл одним из самих существенных факторов формирования и распространения культура таг. как подавляющее большинство населения в нашей страно до сих пор неграмотно.

Сирийское теловидение еще очень молодо. Его первые передачи начались в I960 году. С момента своего основания теле- • видение находится в ведении правительства ввиду его оообой значимости. Государство прилагает больше усилия для совершенствования этого средотва массовой коммуникации с тем, чтобы оно наиболее эффективно реализовало свои социализирующие цели, социальные и эотетические функции.

Сегодня телевидение в САР более популярно, чем театр, кшо дли рядаовеидаие, оно заняло первое место-в структуре дооуга людей. Телевидение - желанный гость в каждом доме, поокольку оно в силу своей специфики наглядно расширяет кругозор, реализует важнейшие просветительские задачи.

В свете зтого особую значимость приобретают проблемы подготовки опытных кадров по воех сферах деятельности телевидения, способных обеспечить его эффективное Функционирование. Проблема ати стоят достаточно остро, так как, во-первых, планомерных исследований, посвященных деятельности телевидения САР,до сих пор не проводилось, фактически отсутствует ае только научный, но и практический анализ его достижений и промахов; во-вторых, основной кадровый контингент телевидения составляют режиссеры, актерн и технические работники, пришедшие из театра. Та же картина характерна и для кинематографии. В итоге просчеты, цриоущие театральной системе Сирии, перенооятоя и на область аудиовизуальных средств массовой коммуникации.

Кроме того, в иясточщэз время ТВ САР не имеет какой-либо научно обоснованной программы или конкретного плана развития и направляется усилиями отдельных талантливых люпей. Постановки, пользующиеся успеха; у зрителей, пока роще:, и 'Токто-рп, оиссобств уГЛЩЮ их уопйxv t ¿jo ¿.«iа^йяируются*

Цель настоящего диссертационного исследования вытекает из всего вышесказанного. Автор предпринимает опыт анализа факторов, обусловивших массовый успех тех или иных художественных телевизионных программ, стремясь на этой основе выявить тенденции развития телевидения Сирии, которое, по сравнению с телевидением других стран (не только западных, но и арабских) еще находится в стадии становления. Центральное внимание в диссертации уделено многосерийному телефильму, который пользуется неизменным успехом в массовой аудитории. Телесериал, подобно ТВ САР в целом, сегодня такке переливает период становления. Несмотря на то, что первые телесериалы появились еще в 60-х годах, творческие удачи тут пока очень редки. Как нам представляется, необходим серьезный теоретический анализ как промахов, так и удач в этой области - для того, чтобы сирийский телесериал обрел новое дыхание.

В силу отсутствия научных работ, посвященных деятельности ТВ САР, автор предполагает, что наиболее продуктивным способом изучения обозначенных проблем является обращение к опыту развития телевидения других стран, в данном случае -России. Российское искусствоведение, теория телевидения и СМК накопили большое количество серьезных, фундаментальных исследований, рассматривающих ТВ в контексте функционирования средств массовой коммуникации и художественной культуры, -анализирующих телевидение как новый вид художественного творчества. Телесериал, с одной стороны, благодаря своей структура соответствует программности ТВ, то есть его специфике как коммуникативного средства,,а с другой - является художественным видом, сплавляющим традиции театра, кинематографа и литературы в телевизионном образе.

Распространение и окончательное утверждение сериала (тело драмы и многосерийного фильма) совпадает йГа малых экранах раз витых стран с той порой, когда телевидение от прямой передачи и репортажей переходило к фиксированным программам.

Российский исследователь II.М.Зоркая выделяет кардинальные системообразующие свойства сериала. Первые два признака -длительность и прерывистость - органично связаны со свойствами телевидения как средства массовой коммуникации (всзмо'-лосг

регулярного потребления аудиовизуальной информации-и про-?раммность). С другой стороны,~ длительность многосерийного гёлёфильма отсылает нас к литературе. Многосерийные карти-ш, сперва в кино, а затем на телевидении начинали с сюжета 'по горизонтам". К одной истории присоединялась вторая, третья и т.д. Эта .традиция связана с авантюрным европейским эоманом,* Повторяя этапы развития романа, телеэкран овладел :акже и возможностями аудиовизуальной интерпретации реалистической прозы. И здесь длительность как основополагающее ¡войство сериала дала принципиально новое качество телевизи-«ного образа и особенности сюжетослоясения. Как указывает '.Д.Копылова, многосерийному фильму на телевидении присуще 1олее всего повествовательное, эпическое, а не собственно

о

фанатическое начало. Н.М.Зоркая отмечает также особую орга-изацаю частей - серий, требующую определенной их идентично-ти, наличие сквозных персонажей, постоянных героев.**

Краткий анализ становления- российского телевизионного ильма позволяет автору выявить закономерности развития те-всериала. Во-первых, соответствие этих форм определенным рхаическим пластам зрительного сознания, не случайно возни-ает сопоставление телесериала в различных его ипостасях с ольклорными жанрами, античным и "старым" европейским и вос-очным эпосом, образцами раннего романа. Во-вторых, обраща-тся внимание и на преемственность телеэкрана по отношению серийности (выраженной и латентной) в литературе, кино, еатре, эстраде.

. Зоркая Н. Чары многосерийности // Многосерийный телефильм,

Истоки. Практика, Перспективы. М., 1976. . Копылова Р. Контакт. Заметки о феномене телевизионности. М., 1974. С. 101. На этот момент - своеобразную эпизацию драмы в многосерийном экранном произведении указывает А.Вартанов: Вартанов Ан. О характере многосерийного повествования // Многосерийный телефил! ч. Потоки. Практика. Перспективы. М., 197(5. , Зорк |Я 11. Указ. соч.

Уточняя значение понятия "сериал", которым обычно охватываются все жанрово-структурные разновидности телевизионных многосерийных произведений, диссертант проводит разграничение между собственно сериалом и телевизионными сериями. Для сериалов в собственном смысле характерно обращение к театру, эстраде, ранним фельетонным выпускам и бульварному приключенческому роману. Каждая серия - самостоятельна по своему значенко, их драматургическое построение повторяется от одной части к другой.

Телевидение в России прошло достаточно долгий путь от репродуктивных форм к собственно творческим. Сравнительно недавно началось производство собственно телевизионного многосерийного фильма, вобравшего в свой художественный арсенал свойства телевидения как вида коммуникации и выразительного сродства.

Для того, чтобы охарактеризовать особенности становления и тенденции развития сирийского телесериала по отношению к российскому аналогу, мы должны- прежде всего проанализировать связи с теми культурными явлениями, на опыт которых телевидение опирается в процессе формирования собственной эстетики, Речь должна идти об особенностях сирийской литературы и специфике сирийского театрального искусства, так как именно они на сегодняшний день определяют художественные особенности ТВ-произведений.

Доисламская Аравия не знала развитой мифологии. У древни: арабов не было мифов о создании мира, не существовало сказаний о богах, в которых высшие силы были бы не символами, а живыми образами. Это компенсировалось наличием преданий о можпломенних войнах, напоминающих устные' исторические хронига Такпо предания - своеобразные воспоминания народа о действительно имевших место событиях, чаше всего,военных, древнеара< г.кой истории. Они были призваны сохранить для потомков плат "че героические традиции. Исторические предания арабов получ! н' наименование "Айям аль-араб" - "Дни арабов".^

Поздоесредневековые эпические пов^стпорлния, так называв* народные романы, содержали элементы героики из лоисламсм

Дтирдки Зойлан. История литоратурн на арабском языке.

' .'Г, 1ИЛ7.

исторических преданий. В народных романах изображались по— двиги доисламских-богатырей, либо~_рассказывалось о Содунн-ских походах. В народных романах уже можно найти зародыши той изобразительности, которая станет характерной для арабской прозы в последующие века. В них можно встретить, хотя еще в умеренных формах, элементы будущего орнаментального стиля: повторение однозначных слов и оборотов, вычурность и "цветистость" при выражении элементарных идей.*

Сегодня арабская литература перекивает процесс модернизации. Однако этот процесс встречает много сложностей на своем пути. Реалистическая романная проза находится пока лишь в стадии становления. Простое заимствование приемов п.. современной западной литературы носит часто поверхностный, внешний характер. Традиции арабской классической литература очень сильны. Возникает проблема их творческого переосмысления, .а не сохранения в виде незыблемого канона.

Сходные процессы борьбы -.достаточно острой - между классическими для арабской культуры традициями и современна-ми веяниями определяют и развитие современного сирийского театра.

История арабского театра начинается со средних веков. Актеры-рассказчики включали в свой репертуар народные поговорки и прибаутки, стихотворные вставки, пение, речитатив. Оживляли рассказ жестикуляцией, танцем или пантомимой. Иногда по ходу представления переодевались в разные костюмы. Декораций не было, но использовался реквизит - палки, дубины, платки, посуда. Материал для исполнения первые арабские актеры брали отовсюду - прежде всего из фольклора, из старинных легенд и преданий, анекдотов, песен, сказок. Не меньшей популярностью, чем сказка, пользовались в устном исполнении "сиры", то есть "жизнеописания", в которых исторические лица соединены с вымышленными, героические подвиги соседствуют с любовной интригой. Рождается особая драматургия - народный фарс, получивший название "фасл мудхик", это комическое пред-' ставление, импровизированная комедия.^

1. См.Насулии Анис Закарая. Причины арабского Возрождения в ДХ веке. Бейрут, ^926.

2. Ланду Якуб. Исследования театра я кико арабов. Каир, 1972.

Профессиональный театр появляется в Сирии лишь в середине XX века. Его режиссура в настоящее время, подобно литературе, испытывает, в основном, два пристрастия: одно связано с западными влияниями, перенесением на местную почву опыта и репертуара мирового театра, для другого характерно утверждение формы национального фольклора на театральной сцене. В тексте, в сюжетных ситуациях они апеллируют к приемам, которые вплотную смыкаются с традиционными персонажами народных комедийных сценок, с искусством древних сказителей - "медцахов", "мухаббизинов", "хаккавати", с импровизированной комедией, с народными сельскими обрядами.

Сирийский сериал наследует традиции классической арабской культуры. И в западных странах исследователи говорят о глубинной связи многосерийной формы с устным народным творчеством. В Сирии эта связь выступает в гораздо более наглядных и зримых формах.

Настоящая диссертация является первым опытом анализа как художественного телевидения Сирии вообще, так и сирийского телесериала в частности. Автор опирался на проведенные им интервью с ведущими режиссерами ТВ Сирии, работающими над многосерийными постановками^ над интервью с С.Колосовым, пионером российского телевизионного кино, создателем первых советских телесериалов.

Теоретические положения своего исследования автор черна, из работ Э.Багирова, В.Вильчека, Р.КопыловоЙ, В.Саппака, Н.Зоркой, А.Вартанова, Ю.Богомолова, коллективных монографий "Средства массовой коммуникации и современная художественная культура" (М., 1983), "Массовые виды искусства и современная художественная культура" (М., 1986). Основным ориентиром в исследовательской деятельности автора диссертации стал сборник "Многосерийный телефильм. Истоки. Практика. Перспективы", сочетающий глубину теоретического анализа с практическими рекомендациями и анализом конкретных фильмов.

Диссертационное исследование опирается на анализ сирийских и египетских многосерийных телефильмов, вышедших на экраны в 60-90-х годах, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают тенденции развития жанра.

Во Введении определяется теш и актуальность исследования, обосновывается обращение к опыту российского.ТВ,----------- ---------

кратко, охарактеризована история российского многосерийного фильма, намечаются основные черты различия между сирийскиш п российскими телесериалами.

Первая глава "Основные этапы и тенденции развития телевидения САР. Становление художественного ТВ" посвящена анализу основных этапов становления сирийского телевидения. В центре внимания автора - художественное телевещание, связи телевидения, с кинематографом и театром, первые многосерийные телесериалы.

Лата рождения ТВ САР - 23 июля 1960 года. Телевидение, возникшее а в Египте, и в Сирии, явилось рупором идей единства в самом широком смысле. Одной из главных идеологических задач молодого средства массовой коммуникации, массовой информации была задача распространения арабского национализма.

Учет идей арабского национализма необходим при исследовании любого средства массовой информации арабских стран,.н особенно ТВ, так как он лежит в осново мировоззрения арабов, и - соответственно - определяет способ подачи любого телевизионного материала.

Телевидение, как ц другие средства массовой информации Сирии - радио, кино, - ставило перед собой задачи пропаганда достижений мировой культуры, подъема повседневной, бытовой культуры людей, поощрения любви, к чтению, сохранения и развития народного творчества, ремесел и промнслсч.

Ванной целью являлась профессиональная ориентация общества, связанная с развитием техники я промышленности, распространение санитарно-гигиенических знаний и навыков среди молодежи , психологическая помощь подросткам..

В соответствии с этими задачами на телевидении шли передачи об истории арабского отечества, о литературе и новостях щуки и искусства, о проблемах студентов, военнослужащих и юсте женщин в обществе, а такие юридические и детские пера-(ачи. Показывали драматические постановки, полученные от еги-:етского ТВ. Длительность трансляции в начале не превышала ескольких часов в день.

Телеспектакль возник на телевидении только благодаря усилиям энтузиастов. Драматическим постановкам на первых порах не придавалось большого значения, так как телевидение должно было решать преете всего идеологические задачи. Не велась профессиональная подготовка кадров для театра, кино, телевидения и радио. Актеры, пришедшие играть на ТВ, были полупрофессионалами, участниками театральных клубов ' и обществ, к примеру клуба Ан-Нади аш-Шарки.

Определенный толчок для развития драматических постановок на ТВ дал Селим Катая. Он использовал движущуюся камеру, особое внимание уделял декорациям, раскрывающим творческий замысел. Эффективное использование различных художественных средств, тщательная работа с актерами отличали постановки этого режиссера ("Лодка без рыбака"^ Альхадро Касо-на, "Мертвые без могил" К.П.Сартра и др.)

Халдун ал-Малих, окончивший курсы режиссуры в Италии, поставил первые телекомедии. Его программа "Счастливые каш кулы" представляла собой короткие драматические оценки, перемежавшиеся вокальными номерами. В нее включались танцевальные номера под фонограммы Фейруз. В. самых популярных скетчах Филомон Вахби исполнял роль фольклорного персонажа Сабаа. Помимо основного сюжета сценарий включал песни и тш цы, маленькие интермедии, связанные б основным сюжетом. Успех этой передачи, по нашему мнению, обусловливался использованием фольклорных мотивов как в структуре построения де! ствия, так и в сюжетных ходах и художественном оформлении передачи.

Первым опытом осуществления сценария арабского автора на телевидении явилась постановка Хикмета Мухсина "Конец пьяницы". Это была.радиопьеса, которую автор переделал в п< луторачасовой телеспектакль.

Доктор Рафик ас-Саббан в начале 60-$ годов ставил на т( левидении пьесы европейских авторов. Эти постановки, несмо ря на усилия их авторов, имели в значительно большей степе: познавательное, чем художественное значение. И это вполне объяснимо: национальная культура не имела к тому времени е ропейских театральных традиций, сам театр носил фактически полупрофессиональный характер. Отсутствие настоящей театра

ной школы не могло не сказываться на телевизионных версиях театральных постановок. При этом само направление поисков молодого ТВ - телеспектакли на- основе -европейской"драматур-— гии' — носило, безусловно, прогрессивный характер. И режиссеры, и актеры приобретали необходимый опыт в ходе практической работы, знакомя зрителей с шедеврами мировой драматургии.

Анализируя первые шаги художественного телевещания в Сирии, нельзя не остановиться на истории возникновения профессионального театра.

Возникновение профессионального театра в Сирии на рубе--.9 1260-х гг. связано с именами доктора Рафика ас-Сабана и Шарпфа Хазнадара, осуществивших "прививку" европейской театральной традиции, которая была необходима стране, основу искусства которой составляло устное народное творчество. Частные коммерческие труппы, кочующие по Сирии, играли низкопробные адаптации европейских пьес на местных диалектах. Игра актеров базировалась на аффектированных интонациях, бессмысленных жестах и дешевых приемах, рассчитанных на вку>-си простой публики.

Рафику ас-Сабану принадлежит заслуга воспитания лучших театральных сил Сирии и поддержки театрального движения в целом. Молодые театральные деятели создали "Общество мысли и искусства". Государство оказало всестороннюю помощь этому обществу,и на его основе возник первый национальный драматический театр САР,-

Затем были основаны Национальный театр народного искусства и Театр кукол. В этих театрах работали актеры любительских трупп "ан-Надп ай-Шарки" и "ал-Масрах ал-хурр", труппа Саадад-ина Бандуниса". Рафик ас-Саббан. уделял много внимания актерам этих театров, повышая уровень их мастерства.

Отличительной чертой деятельности сирийского ТВ в 60-70-х годах явилось преимущественное внимание к арабу - человеку и гражданину, упор на общественно-политические и культурно-просветительские функции телевещания.

С увеличением контактов с восточным и западным миром, знакомством с уровнем современного телевещания, техникой по-

становок и оборудованием, работники сирийского ТВ начинают прилагать громадные усилия, стараясь использовать чукой опыт в собственной деятельности. Развертывается обучение технических кадров по различным специальностям: техника декораций, музыкальное оформление, дизайн костюмов и грима, звуковое сопровождение, техника освещения и фотографий, ТВ-оборудование, планировка студий' в соответствии с международными стандартами.

В соответствии с генеральной установкой ТВ на решение просветительских, общественно-политических функций появляются циклы программ, объединенных общей тематикой: I. информационные программы} 2. культурные программы; 3. воспитательно-просветительские; 4. развлекательные; 5. учебные.

Первые многосерийные драматические постановки, появившиеся в этот период, были зачастую мало выразительны. Режиссеры могли опираться лишь на небольшой опыт, приобретенный в результате просмотра зарубежных ТВ-постановок. Кроме того, разным был уровень образования режиссерских кадров: одни прошли краткие профессиональные куроы в Восточной Европе, другие более основательно учились на Западе.

Особенность динамики ТВ Сирии заключается в том, что в развитых странах как Запада, так и Востока, телевидение в период своего становления опиралось fea опыт более старших искусств - театра и кинематографа. В Сирии ТВ, театр и кинематограф возникли как государственные институты практически одновременно. Трудности роста во всех трех областях творческой деятельности были (да и остаются до сих пор) во многом схожими. Простое заимствование иностранного опыта в наших условиях не могло и не может принести положительных результатов в силу национальных и культурных особенностей страны. По-видимому, наиболее перспективной тенденцией в совершенствовании деятельности всех трех общественных институтов -театра, кино и ТВ - является тенденция органического сплава лучших достижений народной культуры, народных национальных традиций с техническими и культурными завоеваниями мировой практики.

Комитет по кино, относившийся к Высшему совету поощрения

литературы, общественных наук и искусств, был создан в САР в начале 60-х годов. Государственная.кинокомпания,-

-тгевшая-административную и финансовую самостоятельность, возникла примерно в это же время. Свою работу компания начала -со съемок короткометражных лент. Выпускники киноинститутов Европы и Египта получили возможность практического применения своих знаний. Документальные фильмы снимались по заказам сирийских посольств и студенческих землячеств за границей. Эти фильмы имели по большей части познавательный характер.

В первые годы работы студии режиссеры не ставили перед собой художественных задач: обогащения выразительных возможностей и поиска новых путей киноискусства. Их ленты отличались добротностью и простотой и вполне отвечали тем задачам, которые на этом этапе стояли перед студией.

Первый полнометражный художественный фильм в САР был поставлен югославским режиссером Бошко Бофоничем. Сюжет картины рассказывал о борьбе водителей со своим работодателем. Серьезность социальной проблематики картины, интересное художественное решение поставили ее в один ряд с фильмами передового кинематографа других стран. До конца 70-х годов в студии было снято 19 художественных фильмов. В основном они были посвящены проблеме неоколониализма и противоречиям развития сирийского общества.

Акцент на социальную тематику в государственном кинематографе Сирии объяснялся еще и его соперничеством с частными кинокомпаниями, унаследовавшими черты коммерческого кино •Египта, захватившими кинорынок и приучившими зрителя к мысли, что киноискусство - лишь развлечение.

В с 0-е годы руководство телевидения стало уделять больше внимания драматическим телепрограммам. Специально для юношества были поставлены щесть многосерийных телефильмов: "Король Чидас".' "Великий звездочет", "Сказка принцессы ¿Марии", "Три гозн". "Волшебный плащ", "Лиза и 10 джиннов". Для драматурга Ахмуда KJcyrta Дауда, написавшего пьесы, это был первый опыт 'пснгск для ТВ. Филшг привлекли внимание не только детской,

"I »грсслой аудитории, благодаря занимательному • сюжету и яркой драматической трактовке.■

Большинство создателей телеспектаклей для взрослого зрителя обращалось к проблемам семьи и взаимоотношений ее члене . Первым многосерийным телеспектаклем на ату тему был "Опыты семейной жизни". Драматург Акрам Шарим и режиссер Аль ад-Дин Кокеш поставили эту картину в жанре комедии, но проблема главенства в семье решается в ней серьезно. Авторы • телепостановки предлагали зрителям разные взгляда на эту проблему, как бы приглашая аудиторию поразмышлять вместе с создателями спектакля.

Глава 2 "Становление серийной Формы. Еанровые разновидности телесериала" посвящена анализу тем, сюжетов, форм сирийского телесериала, их связи с национальной телевизионной публицистикой; с фольклорными истоками и влияниями. В центре, внимания автора - конкретные произведения ТВ САР, которые подтверждают кивую традицию устной литературы, "рассказывания", длительного повествования как источника многосерийной формы, .

Режиссер-пионер Лжами ль Вилайя так рассуждает об истоках сирийского многосерийного фильма: "Логика подсказывает, что эстетика создается самим произведением, в процессе творчества рождаются художественные и идейные элементы эстетического целого. Как известно, драма в Сирии родилась в XIX веке в виде исторических пьео, поставленных в"жанре мюзикла, сюжеты для которых были взяты из исторических преданий, из сказок 1001 ночи. Кроме того, у нас есть народные романы, имеющие форму драматических произведений: их герои - Антара ибн Шад-дад, Абу Зейд ал Хилали, Сират ибн Хилал".

Фольклорно-эпический элемент, составляющий стержень цикла сказок "Тысяча и одна ночь" и исторических преданий (как они сложились в арабской культуре) соответствует внутренней структуре телесериала. Повествовательная форма, форма "рассказывания" занимательных историй, прерываемых на самом интересном месте, чтобы внимание зрителей не ослабевало, вообще характерна для телесериала как такойого. Отличие его сирийского варианта заключается в том, что связь.с фольклорной традицией наиболее обнажена, явственна. К примеру, первый телесериал "Почтальон" (работа покойного режиссера Натайи) исполь-

I. Интервью автора с Дкамилем Видайей.

зует такой скгаетный ход: почтальон приносит письма, каждое

из которых рассказывает об одной из социальных проблем,-------

- волнующих аудиторию. .........

Сериал, поставленный на сирийском телевидении режиссером Дкамилем Вилайя по книге Абу Фаражя ал-Исфахани "Книга песен", использует музыку как основной драматургически" прием организации действия. Серии этого фильма никак не связаны между собой, каждая посвящена одному из арабских певцов. Любопытство, заинтересованность аудитории поддерживается ожиданием того, какая история ляжет в основу следующей серии, какой музыкальный материал будет в ней использован.

"Арабская личность любит напев. Почти все работы театрального деятеля Сирии ал Каббани являлись историческими или музыкальными, чтобы сохранить связь с арабским зрителем, воспитанным на песне или поэзии, декламируемой под музыку. Основой телевизионной работы является любовь к мелодии и красивому слову, которые веселят кровь и сердце".*

В дальнейшем в основу драматических произведений легли радиосерпалы, театральные пьесы, народные жизнеописания, нё потерявшие еще власти над умами слугателей. Корпус устных рассказов продолжает влиять на телесериал. Происходит его художественное преображение на почве ТВ. При этом устная традиция все еще жива, по мере движения яизпи на нее наслаиваются новые реальности, сегодняшние проблемы и заботы людей, кото- • рые находят отражение в устном народном творчестве, а затем переплавляются на ТВ. Возникает любопытный круг, практически уникальный в мировой практике: телесериал и изустные формы всэдействуют друг на друга, сосуществуют в одном культурном пространстве, одновременно выраяая и формируя специфику и неповторимость арабской культуры.

События и проблемы повседневной жизни, богатой драматическими коллизиями, недавнее прошлое и история в устной традиции - таковы истоки теледрлмттургических произведений.

I. ;!пбиб Саад. Культурные и общественные цели организации программ на телевидении. Искусство в срояствах массового воцания. Багдад, Iv73. С. 26.

Реальное отображение жизни требует от художника пристального внимания к окружающему миру, а воссоздание подлинной картины жизни - огромного творческого напряжения. И для современного ТВ художественная проблема правдоподобия-.в его соотношении с художественной условностью. Для сирийской телеаудитории сериал - не только средство развлечения, но и в огромной степени способ Познани» жизни. Познавательно-информационная функция любых передач и, в первую очередь, любимых зрителем телесериалов - чрезвычайно актуальна. Подобная специфика функционирования серийной формы требует особого художественного языка - понятного и доступного зрителю, с одной стороны, с другой - не теряющего при этом эстетической значимости. Одним из выходов из этой проблемы является обращение к опыту народной традиции. Другим, не менее актуальным - использование накопленного опыта телевидения развитых стран.

Американские сериалы занимают 10-205? ежедневного телевизионного времени. Эти сериалы не однородны, различаясь как содержанием и целями, так и художественными средствами, использованными дая раскрытия темы.

. Среди других на сирийском телеэкране были показаны такие известные американские фильмы, как "Корни", сериал, рассказывающий об истории африканцев в Америке, в частности - о судьбе негритянского юноши, похищенного американскими пиратами; картина "Лдллас" и фантастический многосерийный телефильм "Зеленый человек". Мы не можем однозначно оценивать влияние этих картин на арабскую аудиторию, имеющее и негативную сторону. Американские ленты пропагандируют стиль жизни, образ мыслей, характерные для этой страны. Особенно податливой оказывается молодежная сирийская аудитория, у которой возникает определенный диссонанс между реальным миром и миром экрана, воздействующим на эмоциональные реакции. Иногда этот диссонанс приводит к тревожным последствиям."''

Кроме американских сериалов сирийское телевидение транс-' лирует продукцию других арабски^ стран, в основном египетские многосерийные картины. Большую часть этой продукции представ-

I. Вали Абдал Лдабар. Дрль радио и телевидения в развитии общества. Искусство в средствах м-чосового веаршия. Ьагд.чл, 1У77.

.тают так называемые "бедуинские" сериалы (все сюжеты. взяты -----------

-из-жизни-кочевников""-"бедуинов). Эти фильмы могут классифицироваться как фильмы об арабских ковбоях. Большинство сценариев этих сериалов приключенческого характера, где события развиваются таким образом, чтобы максимально заинтриговать зрителе)!. Сюжетная схема в целом воспроизводит схему вестерна: погони, схватки, любовь, ровность, месть, разнообразные интриги п т.д.

Б последние года появилось много сирийских телевизионных фильмов, базирующихся на классике ¿провой литературы. Адаптация произведений для сценария проходила в двух направлениях: переделка романа в драму с сохранением оригинального текста или поверхностной его адаптацкей-'арабизациен" - изменение имен, персонажей, места действия; полная адаптация первоисточника в соответствии с реалиями арабской жизни. Таков, например, сериал Абд ал Азиза Хилала, снятый по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ал ад-Дик Кокса' был режиссером картины. Фильм назывался ''Выбор". Несмотря на ¡юльу'о арабизацию, картина в какой-то мере доносит эстетические и психологические достоинства оригинала.

постановка многосерийных телокартш, оснобые.'о.5:лся н-ч произведениях мировой кдассикп, имеет огромное значение дяя развития отечественного ТВ. Столь же велика роль этих картин по отношению к сирийской аудитории, большая ч.чоть которой только благодаря телевидению монет познакомиться о иодеврачп мировой литературы.

Разнообразие форм телесериала хотя впрял':/'-" и не воспроизводит, но п целом связано с системой жанроп, раапботаштой в охровой литературе, -театре и кинематографе. У нас существуют трагедийные, комедийные, сентиментальные, мелодраматические, детективные, социальные, исторические и т.д. сериалы,

В Заключении сформулированы основные выводы исследования. П.; развитии многосерийной формы гак важнейшей составной части художественного вешания отражаются все трудности, которые испытывает телевидение в целом. Мало профессиональных кадров. п,о сих нор техническое оснащение телестудий'оставляет желать лучшего. Нет четко разработанного, продуманного плана раз- ■ вития телевещания, наконец, отсутствует научный и профессионально-критический анализ телепрограмм в целом и сериалов, в

частности. Несмотря на ту огромную роль, которую играет телевидение в стране, где значительная часть населения остается неграмотной, где функция просвещения в самом узком смысле слова крайне актуальна, ш с сокалением должны отметить, что во многом развитие ТВ происходит стихийно, связано с деятельностью талантливых одиночек, которым удается "на энтузиазме", преодолевая технические я организационные трудности, добиваться хороших результатов.

Помимо внутренних, обозначенных нами проблем, становление многосерийной телевизионной Форш неотделимо от магистральных путей развития сирийской культуры в целом. Как мы уже говорили, психология араба, основанная на идеях арабского национализма, шеет ряд' специфических черт, отличных от психологии представителей американского и европейского миров. Эта психология глубинными нитями связана с особенностями формирования арабской национальной культуры.

Путь арабской литературы, театра, кинематографа, телевидения на сегодняшний день определяют два магистральных направления: процесс модернизации и обращение к традиционным народным истокам. Иногда эти линии перекрещиваются, и их органическое сплетение приводит к высоким художественным результатам. Но, к соаалению, чаще подобное соединение носит поверхностный, внешний характер. Преодоление этого недостатка -одна из вакнейшх задач сирийского искусства, в частности, молодого искусства телевидения.

Трансляция зарубежных сериалов по сирийскому ТВ, на взгляд диссертанта, не может решить насущную проблему недостатка собственных высококачественных произведений. Как нам представляется, выполняя ванную миссию знакомства аудитории с культурой, образом жизни в других странах, эти многосерийные картины могут отрицательно воздействовать на психологию зрителей и, в первую очередь, молодежи, так как они пропагандируют стиль кизни, в корне отличный от арабского.

Как мы пытались показать на примере анализа конкретных фильмов, наиболее удачными серийными формами на ТВ САР являются тб, которые творчески осваивают традиции народной арабской культуры. Здесь и музыкальные фильмы, использующие исконную тягу араба к народным м* лодпям и танцам. Здесь сериалы.

г '■■■'"J - ■ L ■>:.•' i n¡¡;¡¡ :::i¡; ;;МГ! ¡:ЪЛЬ~

■::!.a L^Ü-^Oujüííiíí!. .мораль—_____

"■ >:" ,'■■-•■••'■:•. ih-"': ■•■;;). - lijj.ï.^i

'.iOIMITOilflH 'f мт.тп.т.-.тгпрчоч-.' :"i<\i;r:7";?"> '.V-'li'bO.;! 1 "■ V."J!,'_тг!'Г1

■'.■ -.'. .T: ' i ■ : ''ví. ! ■ ■■ - i ¡ r!-'< p.'!:"¡!T;::<

,. .¿lu , Л л "Г шолыслошыс ИСТОКИ WO^fm .-i"':" ТТГ.'Т". r,i;:t.v.;i.-

.í[¡;;> p;>0o;;¡ i) ОЛ'.>Ду BlüííX иу0.Ч.!!.!СЛЦШ*л:

■ roí: Третьего AkiO'Ucovo тйло.мзйогного too-

iii;!.i;:fi и 't'yиное.Ауриод"Xyiia". ."аюск, 1965. J? 217. 2,5 и. л.

.'i. Шшяшю театра на телевидение в Сирии./Газета"Лль-Маскра".

• Ii v:î , 1.5 ». л.

мл. i v. гн">.'р:ь