автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Мустафаева, Маида Ганифаевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Мустафаева, Маида Ганифаевна

Введение 3

Глава 1. Межнациональное общение как предмет философско-культурологического видения.

§ 1. Сущность и формы межнационального общения. 15

§2. Противоречия и трудности межнационального общения. 30-

Глава 2. Культурные аспекты проблемы межнационального общения.

§ 1 . Теоретико-культурологические предпосылки анализа. 36

§2. Национальная (этническая) антропология. 44-

Глава 3. Этнокультурный срез рассмотрения проблемы.

§ 1 . Этнос (народ) как социально-историческая общность. 56

§2. Нация как социально-этническая общность 66

§3. Образ нации и культура. 82-

Глава 4. Национально-культу рные образы и идеи.

§ 1 . Образ русской нации. 99

§2. Общедагестанская национальная идея. 111-

Глава 5. Проблемы национальной аксиологии и политика.

§ 1 . Народы и языки. 143

§2. Черты национальной языковой политики 146-

§3. Большие и малые нации и народности в контексте национальной политики. 156

§4. Национальная политика и национальная культура. 166-

§5. Взаимодействие наций и их культур (конфликты, компромиссы) 188

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Мустафаева, Маида Ганифаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В современном мире одним из самых острых вопросов, требующих вдумчивого теоретического анализа и адекватных политических решений, является проблема межнациональных отношений. Налицо этнический бум, возгорание националистических страстей, многочисленные конфликты, замешанные на этнонациональной почве.

Человечество вступило в полосу глобализации. На Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года лидеры 188 государств указали на глобализацию как на своего рода мировую идеологию. Кофи Аннан - генеральный секретарь ООН, говорил, что наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная задача, стоящая сейчас перед мировыми лидерами и народами разных стран. Но эта же задача стоит и перед философско-культурологической мыслью. Глобализация - объективный процесс. Она неостановима. Экономически, тех-нико-технологически, информационно мир становится всё более плотным. Интенсивность межгосударственных, поликультурных, межнациональных контактов стремительно нарастает. Активность в сфере экономики выплескивается за национальные границы. Это влечет за собой спресование информационных сетей, их планетарный размах, умножаются миграционные потоки различного характера. В связи с этим резко расширяется поле взаимодействия разных культур, разительно отличающихся друг от друга. Эти процессы обретают в наши дни невиданный размах. Глобализация противоречива, в результате её есть выигрывающие и проигрывающие. Поэтому не случайны многочисленные бурные акции «антиглобалистов». Во многих они обретают этнонациональ-ную окраску, выступая как протест против использования глобализации как «вестернизации» или даже американизации, наступление на самобытную культуру тех, кто не входит в «золотой миллиард».

Наличие в современном человечестве стягивающих, интегрирующих и противоположных им факторов, отстаивание локальных интересов, самобытности местных культур делают всю проблематику этнона-циональных отношений острой и злободневной. Ситуация постсоветского пространства в этнонациональном отношении особенно болезненна. Мировые тенденции выявились в ней, может быть, наиболее тревожно и рельефно. Поэтому вопрос о культуре межнационального общения не может быть сугубо академичным. Это жизненный вопрос, который ставит теорию культуры перед необходимостью выработки концептуальной модели культурных контактов в этнонациональном общении. Задаче построения такой модели посвящена настоящая работа.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Литература по этнокультурной проблематике обширна и разно-планова. Общие проблемы этнокультурной стратификации (понятия этнос, народность, нация и т.п.) разрабатывались издавна. Так, начиная от работ С.Н. Широкогорова до концепций H.H. Чебоксарова, Ю.В. Бром-лея, Л.Н. Гумилева сформировалось несколько подходов к анализу этноса как определенного явления культуры (биологизирующие, дуалистические, информационные, системно-статистические). Ни один из этих подходов не утвердился как общепринятый и единственно верный.

Существуют и равные концепции нации, полагаемой как социоэт-ническая общность. Главное, к чему пришли исследователи, это признание того, что нация есть не абстрактно социологическая, а историческая

С u,'th о i /'/ ь шЩзгя. Видимо, прав был H.A. Бердяев, определяя нацию как единство исторической судьбы. Ни известные с советских времен 4 признака нации (И.В. Сталин), ни иные жесткие варианты не исчерпывают богатства её содержания. То, что имеется в виду под нацией, всегда контекстуально и исторически конкретно. На международной конференции в г. Коне на Гавайских островах (ноябрь 1993 года) был принят меморандум об управлении этническими конфликтами. В нем отмечалась трудность научного определения понятия «нация». Участники конференции согласились полагать, что нация реально существует, если значительная часть общества считает, что образует единую нацию или ведет себя как единая нация. В свете такого подхода становятся особо значимым вопрос об общении межнациональном (разделительном) и внутринациональном (единящем).

По проблемам общения в философском, психологическом и социально-психологическом контексте существует большой массив литературы (работы последних лет Бодалева А.Б., Добровича А.Б., Доценко C.JL, Коломенского Я.Д., Когана М.С., Кона И.С., Кроника A.A., Лабун-ской В.А., Лебедева И.М., Леонтьева A.A.) Только за последнее время изданы фундаментальные монографии В.Д. Парыгина «Анатомия в общении» СПб., 1999 и В.И. Куницына, Н.В. Казариновой, В.Н. Пагальца «Межличностное общение» СПб., 2001. В этих работах рассматривается связь общения с деятельностью, её особенности в разных сферах жизни, вербальные и невербальные составляющие и т.п.

Понятие «межнациональное общение», исходное в настоящем исследовании, введено в теоретический оборот не так давно. Стоит отметить работы Джунусова М.С. «Культура межнационального общения», 1982, Серова И.И. «Культура межнационального общения», 1986, Гаса-нова З.Т. «Педагогика межнационального общения», 1989. В этих и других публикациях дан анализ норм и правил, которые регулируют взаимоотношения различных этнонациональных субъектов, стиль и особенности общения и т.п.

Проблемы культуры межнационального общения анализируются в изданиях последних лет по общим проблемам этнологии. Это прежде всего цикл оригинальных работ Г. Гачева, работа В.А. Авксентьева «Этническая конфликтология», 1994, Дегтярева А.Г. «Национализм (идеологический генотип)», 1997, Дробижева JI.M. (ответ, редактор) «Социальная и культурная дистанция - опыт многонациональной России, 2000, C.B. Лурье «Историческая этнология», 1997, Арутюнов Н.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. «Этносоциология», 1998, Садохин А.Л. «Этнология», 2000, Хотинец В.Ю. «Этническое самосознание», 2000, Денисова Г., Радовель М. «Этносоциология», 2001.

Наконец, нельзя не сказать об исследователях-кавказоведах (Аб-дулатипов Р.Г., Агаев Л.Г., Боков Х.Х., Бгажноков Б.Х., Вагабов A.A., Дзидзоев Р., Кадилаев Р., Кисриев Э., Коркмазов А., Мамхегов Р., Уне-жев К., Хагуров Ю.А., Хунагов Р., Хоперская Л., Шадже А.Ю., Эфенди-евС.И. иФ.С.)

Всё сказанное о разработке темы свидетельствует, что многие её аспекты нашли адекватное освещение. В опубликованных трудах есть немало ценного и перспективного. Однако, определилась насущная необходимость выделения и более рельефного очерчивания именно культурологического аспекта этнонационального общения. Обобщенная, ин-тегративная, теоретическая модель культуры этнонационального общения в наличном фонде исследований еще не представлена.

Объектом нашего исследования выступает состояние и динамика всего многообразия этнонациональной жизни, прежде всего в нашем Отечестве, и в особенности в регионе Северного Кавказа в постсоветский период.

Предметом исследования выступает сложная вязь отношений общения, возникающих между субъектами межнациональной жизни в их культурологическом ракурсе.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Главная цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы выстроить теоретико-культурологическую модель системы общения в этнонациональной сфере.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

- очертить предметную область для анализа культуры межнационального общения;

- охарактеризовать содержание гармонизирующих и коллизионных процессов межнационального общения в культурологическом срезе;

- показать воздействие религиозно-конфессиональных факторов на межнациональное общение;

- высветить те содержательные моменты этноса и нации, которые адекватны аналитическому рассмотрению этнонациональ-ного общения;

- представить облик нации как образ коллективного сознания, основания массовой и индивидуальной самоидентификации;

- указать на значимость культурного образа нации при построении национальной идеи как фундаментальной культурной ценности;

- фиксировать националистические тенденции как моменты, осложняющие этнонациональное общение в современном российском обществе;

- обозначить противоположные тенденции в культурных устремлениях, к братским отношениям или нагнетанию ксенофобии;

- дать экспозицию современного «этнического парадокса» и его воздействия на облик «национального человека»;

- описать составляющие процесса взаимного обмена культурными ценностями, условия появления «этнического риска»;

- оцепить ту роль в межнациональном общении, которую играют ассимиляционные и конфликте генные процессы, особенно в условиях Северного Кавказа - взрывоопасного региона современной России;

- наметить контуры виртуальной реальности, появившиеся в теоретическом поле представления о национальном общении.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ:

- очерчена предметная область рассмотрения межнационального общения через призму понятий этнокультурологии;

- фиксировано содержание гармонизирующих и коллизионных процессов межнационального общения;

- показано взаимодействие религиозно-конфессиональных факторов на межнациональное общение;

- высвечены содержательные моменты понятия и реалий этноса и нации, присущие изучению их в ракурсе этнонационального общения;

- представлен облик нации как образ коллективного сознания и его значимости для культурной самоидентификации;

- указано на значимость культурного облика нации для построения национального идеала как фундаментальной ценности самобытной культуры;

- фиксированы и оценены наличные националистические проявления в постсоветской России;

- обозначены противоположные тенденции в культуре, устремленные к братскому содружеству или напротив, к нагнетанию ксенофобии;

- дана экспозиция современного «этнического парадокса», в его воздействии на облик национального человека;

- представлены составляющие взаимного обмена культурными ценностями, условия появления «этнического риска»;

- оценена роль ассимиляционных и конфликтогенных процессов в современной российской ситуации, особенно во взрывоопасной обстановке на Северном Кавказе:

- намечены контуры национальной виртуальной реальности.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1) в социально-этнической стратификации наличествуют субъекты разных модальностей: от индивида (личности) до субэтносов, этносов, народностей, наций, наднациональных общностей. Многообразные контакты между ними фиксируются в понятии «межнациональное общение». Это понятие обретает разные очертания в социологии, экономической мысли, политологии, этнографии, психологии, социальной психологии и т.д. Специфическое звучание оно обретает в философском аспекте, в этнокультурологии. В этом ракурсе па первый план выступает обмен деятельностью, ценностями, взаимопроникновением традиций, соприкосновением менталитетов. Именно это образует предметную область межнационального общения в контексте теории и истории культуры.

2) межнациональное общение, взятое в культурологическом контексте - это интерсубъектный коммуникативный процесс на формальном и неформальном уровнях, включающий в себя как устремленность к оптимизации отношений, так и возникновение коллизий и противоречий. Бесконфликтное, открытое понимание и сотрудничество противостоит отчужденности, недоверию, ксенофобии, вражде. Культурные нормы и правила в этой сфере нацелены на сглаживание острых углов, создании атмосферы взаимодополнения неодинаковых культур, их разумной соотнесенности.

3) существенную роль в межнациональном общении издавна играли и поныне играют религиозно-конфессиональные моменты. Религия, взятая как семиотическая система, органично сплетена с самосознанием того или иного этноса, нации. Её воздействие незримо присутствует даже там, где налицо масштабная секуляризация, она важнейшая составляющая любой национальной культуры, выступая и как этноинтегрирующий, и как этнодиф-ференцирующий факт.

4) понятие этноса, нации многоаспектны, контекстуальны. В различных дефинициях, характеризующих реальность этнонацио-нального бытия, системообразующим выступают их разные стороны. Одним из наиболее чётких определений является то, в основу которого положен процесс культурной идентификации, их характеристика как социально-семиотической группы. Субъективное осознание этнонациональной принадлежности исходит из ряда объективных предпосылок (территория, язык, историческая память, традиции и др.). Набор этих объективных реалий неодинаков у равных авторов. Ввиду этого пестры и определения этнонациональных и межнациональных отношений. Эти отношения в наличном проявлении сплетены с экономическими, социоструктурными, идеологическими и другими связями. Для собственно культурологического рассмотрения наиболее пригодна характеристика нации (восходящая к Гумбольдту) как конкретной формы человечества, индивидуализированной по отношению к роду, к тотальности, нация - объективная данность предстает для тех, кто ее составляет как определенный образ, явление коллективного сознания. Этот образ задает и направленность индивидуального сознания, определяет контуры культурной самоидентификации. Он детерминирует формирование национальных чувств, осознание национальных интересов, осмысление национально-специфических моментов культуры. значимость культурного образа нации рельефно обнаруживается при построении её релятивистских (сравнительно-относительных) концепций, при отстраивании национальной идеи как фундаментальной культурной ценности. Примером этого могут быть интенсивные поиски в полиэтнических сообществах (русская идея, дагестанская идея). Ни одна из имеющихся версий еще не получила признания политиков, теоретиков, массового сознания. сложность и противоречивость современного развития российского общества, этнополитического кризиса явно способствовала гальванизации националистических умонастроений, серьезно осложняющих весь строй межнационального общения. Национализм гражданский (государственный) и этнический на волне процессов суверенизации и сепаратизации получил широкое распространение. Обозначились такие его типы, как «классический», «паритетный», «экономический». Наиболее наглядны языковые коллизии, обнаруживающиеся в языковой политике. Проблема билингвизма и полилингвизма, столь важные в межнациональном общения, не нашли еще адекватного разрешения.

8) умонастроение то ли братского единства, то ли ксенофобии в национальном отношении конкретны и вариативны. Они зависят от того, как в наличном культурном процессе (соотнесены «большие» и «малые нации») от условий жизни национальных меньшинств при дисперсном расселении, положения диаспор, статуса анклавов, депортированных народов и т.д.) Особенно болезненна сегодня проблема национального бытия малочисленных народов и этнических групп.

9) на уровень и характер национального общения накладывает печать современный «этнический парадокс», в рамках которого взаимопроникают тенденции национально-специфического и общечеловеческого в культуре. Под его воздействием утверждается облик «национального человека» с его конкретными ориентациями как внутринациональному, так и межнациональному общению. Для этого облика характерна нацеленность на совокупность национальных ценностей, традиций своего этноса, исторический этнос собственного народа.

10) для функционирования межнационального общения характерен взаимный обмен культурными ценностями, подражание друг другу, своего рода совместное обучение жизни. Все эти процессы связаны с «этническим риском», нарушением стабилизации межнационального общения.

11) в современной ситуации межнационального общения особую роль играют процессы естественной ассимиляции, кон-фронтационных моментов, возникающих под разными девизами. Идеи исторического приоритета (обоснование ценностей собственной культуры, доктрин, защитных акций против наплыва «иных» и т. д). Наиболее болезненно эти процессы обнаруживаются на Северном Кавказе, самой взрывоопасной зоне современной России.

12) для понимания проблем межнационального общения в наши дни важно появление в фонде теоретического анализа представлений о национальной виртуальной реальности. Это новое понятие. Оно полагается как выражение характеристик жизни народов в диаспоре, этнодисперсности и т.д. Её наличие способствует порождению вариативных ответвлений национальной культуры, включенности иноэтничных культурных фрагментов.

Всё сказанное, взятое во взаимодополнении и целостном единстве, образует исследовательский результат, обладающий признаками новизны и являющийся итогом настоящей диссертацией ной работы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЕМ предлагаемой работы являются подходы, общепринятые в современной культурологии. Сопоставительный (компаративистский) анализ, моменты герменевтического истолкования, классические принципы диалектического размышления, функциональный подход, общенаучные принципы системности и целостности.

Синтезирующий философско-культурологический взгляд на сущность и проявление культуры межнационального общения был ведущей концептуальной основой настоящего исследования.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы определяется тем, что содержащиеся в ней положения могут служить методолого-теоретическими предпосылками при определении целей и путей практической национальной политики. Работа может быть использована в педагогическом процессе и в СМИ.

14

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались с 1982 г. по наст.время на Всесоюзных, региональных, республиканских межвузовских конференциях (Махачкала, Грозный, Ташкент, Душанбе, Орджоникидзе, Нальчик, Пятигорск.)

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Главы 1, 2,4 включают по два параграфа; глава 3 - три параграфа; пятая глава состоит из пяти параграфов.

 

Список научной литературыМустафаева, Маида Ганифаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.Д991.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.,1991.

3. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация (введение в ин-терпретативную социологию). СПб., 1999.

4. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

5. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. // Проблемы общения в психологии. М., 1981.

6. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология (в 2-х частях). Ставрополь, 1996.

7. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.

8. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

9. Агаев А. Г., Магомедов Р. М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.

10. Агеев А. Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала, 1993.

11. Агаев А. Г. Философско-методологические проблемы исследования культуры межнационального общения. Махачкала, 1991.

12. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.

13. Агеев В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. 1967.

14. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез М., 1989.

15. Алексеев В. П. Этногенез. М., 1989.

16. Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов. // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. М., 1990.

17. Алиева В. Ф. Русское население Дагестана. Махачкала, 2001.

18. Ананьев Б. Г. О проблемах современного чеповекознания. СПб., 2000.

19. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

20. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999.

21. Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Автор, дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1998.

22. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993.

23. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Для вузов. /Перев. с англ. М., 1999.

24. Артановский С. И. Проблема единства и множественности культуры в современной этнографии. Л., 1964.

25. Артановский С. И. Этноцентризм и "возврат к этничности" // Этнографическое обозрение, 1992.

26. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

27. Арутюнов С. А. Фантом безэтничности. // Расы и народы. Вып. 19. М., 1989.

28. Арутюнян Ю. Б., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциоло-гия. М., 1998.

29. Арутюнян Ю. Б. Социально-культурное развитие и национальное самосознание// Социологические исследования, 1990, № 7.

30. Асипова Н. А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика, 1991, № 12.

31. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1990.

32. Асмолов А. Г. Личность как предмет педагогического исследования. М., 1984.

33. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

34. Аствацатурова М. А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ставрополь, 2000.

35. Бабаков В. Г. Межнациональные противоречия и конфликты // Социально-политический журнал, 1994, № 7-9.

36. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное самосознание и национальная культура. М., 1996.

37. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Кишинев, 1983.

38. Балкашев А. П. Азбука национализма. М., 1992.

39. Баранов Е. Е. Нациопатия источник конфликта // Общественные науки и современность, 1996, № 6.

40. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.

41. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского. М., 1963.

42. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

43. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стертотипы поведения. Л., 1985.

44. Байбурин А. К., Топорков А.Л. У истоков этики: этнографический очерк. Л., 1990.

45. Байрамов А. С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку, 1985.

46. Бгажноков Б. X. Коммуникативное поведение и культура // Советская этнография, 1978, № 5.

47. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

48. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 6. М., 1994.

49. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1998.

50. Велик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1983.

51. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. 2000.

52. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.

53. Бельдюгина Л. Кавказ мятежен, но мудр // Российская газета, 1999, 22 мая.

54. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

55. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

56. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

57. Бодалев А. Личность и общения. М., 1995.

58. Бозиев Р. С. Из истории социально-культурной политики на Северном Кавказе // Педагогика, 1996, № 4.

59. Болотоков В. X. Национальный менталитет в теории и практике межнациональных отношений // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы симпозиума. Пятигорск, 1996.

60. Бороноев А. О. Основы этнической психологии. СПб. 1991.

61. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб. 1994.

62. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

63. Брежнев В. С. Человек и религия. Ростов-на-Дону, 1992.

64. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

65. Бромлей Ю. В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1988, № 8.

66. Брудный А. А., Шукуров Э. Мир общения. Фрунзе, 1972.

67. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

68. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

69. Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. М., 1986.

70. Буянов М. И. От одиночества к общению, или контактология. М., 1998.

71. Ватин И. В Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону, 1984.

72. Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

73. Волков А. Г. Этнически смешанные семьи и межнациональная политика. М., 1991.

74. Валков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1975.

75. Волков Ю. П., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1994.

76. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-на-Дону, 1993.

77. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер II Вопросы философии, 1995, № 6.

78. Галкин Е. М. Толерантность межэтнических установок в этнически-смешанных браках // Женщина и свобода. М. 1994.

79. Гаплямов Р. Р. Многонациональный город: Этносоциологические очерки. Уфа, 1996.

80. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.

81. Гараджа В. И. Социология религии. М., 1996.

82. Гарунов Э Г. Интернациональное воспитание в школах со смешанным национальным составом учащихся. Махачкала, 1993.

83. Гарунов Э. Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся. Махачкала, 1995.

84. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998.

85. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. Махачкала, 1999.

86. Гасанов М. Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала, 1997.

87. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и образ врага. М., 1994.

88. Гасанов Н. М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования, 1995, №11.

89. Гесанов Н. Н. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал, 1997, № 3.

90. Гасанов Н. Н. Смешанные браки в Дагестане: роль, тенденции развития //Женщина и свобода. М., 1991.

91. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

92. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо Психо-логос . М., 1995.

93. Геплнер Э. Нации и национализм. Пер. с английского. М., 1991.

94. Горшунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996.

95. Гиэатов К. Т. Противоречия и их проявления в национальной психологии. М., 1989.

96. Глейзер Н. Мульткэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение, 1998, №6.

97. Гнатенко П. И. Национальный характер. Днепропетровск, 1992.

98. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

99. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М., 1990.

100. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1978.

101. Громыко М. М. Этнографическое изучение религиозности народа. // Этнографическое обозрение, 1985, № 5.

102. Гулевич О. А., Безменова И. К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. М., 1999.

103. Гумилев Л. Н. Психологическое несходство этносов // Психологиянациональной нетерпимости. Минск, 1998.

104. Гумилев Л. Н. Этнические процессы: подходы к изучению // Социологические исследования, 1992, № 1.

105. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

106. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

107. Гурвич В. Национальная идея и личность // Новый мир, 1993, № 5.

108. Гуревич П. С. Проблема "Другого" в философской антропологии М. Бахтина //М. М. Бахтин как философ. М., 1992.

109. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

110. Давлетшин К. Д. Нации и ислам. Казань, 1986.

111. Дагестан на рубеже веков: Приоритеты устойчивого и безопасного развития. Материалы научно-практич. конференции. М., 1998.

112. Дашдамиров А. Ф. Национальная идея и этничность. М., 1996.

113. Дегтярев А. К. Национализм: природа и идеология. Проблемы. Поиски. Решения. Ростов-на-Дону, 1995.

114. Денисова С. Г. Основные тенденции этнической миграции на Северном Кавказе // Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде. Ростов-нв-Дону, 1999.

115. Денисова С. Г., Радовель М. Этносоциология. Ростов-на-Дону, 2001.

116. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихопотя. М., 1979.

117. Джандипьдин Н. Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.

118. Джапаридзе О. М. На заре этнокультурной истории Кавказа. Тбилиси, 1989.

119. Джендубаев А. Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1991.

120. Джунусов М. С. Введение в марксистко-ленинскую теорию нации. Ашхабад, 1988.

121. Джунусов М. С, Культура межнационального общения. Белгород, 1982.

122. Джунусов М. С. Мы самые, самые . // Жизнь национальностей, 1993, №5-6

123. Джунусов М. С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998.

124. Джунусов М. С. Национализм "чужой" и "свой" // Жизнь национальностей, 1996, №3.

125. Дзидзоев В. Д., Кадилаев А. М В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.

126. Дзидзоев В. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1995.

127. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.

128. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентификации. // Вопросы психологии, 1997, № 4.

129. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998.

130. Дробижева Л. М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

131. Дробижева Л. М. Духовная общность советских народов. Историко-социологический очерк межэтнических отношений. М., 1981.

132. Дробижева Л. М Историческое самосознание как часть национального самосознания народа. М., 1990.

133. Дробижева Л. М. Межличностные национальные отношения // Социологические исследования, 1982, № 4.

134. Дробижева Л. М. Формирование культуры межнационального общения // Социальная политика и национальные отношения. М., 1982.

135. Дубов И. Г., Затылкина Т. Б. Социально-психологический аспект общенациональной идеи в России // Психологический журнал, 1999, № 5, том 20.

136. Дубов И. Г. Феномен менталитета: "психологический анализ" // Вопросы психологии. 1993, № 1.

137. Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1. " М., 1990: Вып. 2. М., 1991.

138. Евлампиев И. И. Антропология Достоевского // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб. 1997, Вып. 8.

139. Егидес А. П. Лабиринты общения. М., 1999.

140. Егорова А. И. Внутриэтнические различия в поло-ролевых стереотипах супружеских пар народа Саха. Дис. канд. психол. Наук. Иркутск, 1997.

141. Емельянов Ю. Н. Основы культурной антропологии. СПб. 1994.

142. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

143. Ершов П. М., Ершова А. П., Букетов В. М. Общение на уроке, Режиссура поведения учителя. М., 1998.

144. Жданов Ю. А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов-на-Дону, 2000.

145. Замогильный С. И. Логика межнационального конфликта как проблема управления // Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде. Ростов-на-Дону, 1999.

146. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999.

147. Зиммель Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии // Социопогич. исслед., 1984, № 2.

148. Знаменский А. А. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии (аналитический обзор) // Социс, 1992, № 12.

149. Ибрагимов X. А. О некоторых аспектах межнационального общения в городах Дагестана // Советская этнография, 1979, № 3.

150. Иванова Т. В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии, 1998, № 2.

151. Иванов В. А., Ладодо И. В., Назаров К. Состояние межнациональных отношений в РФ // Социально-политический журнал, 1998, № 3.

152. Иванов П. М. Национальный вопрос: нужен иной подход к его решению // Вестник РАН, 1996, т. 66, № 6.

153. Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1998.

154. Иконникова Н. К. Программа курса "Основы межкультурного общения» //Социс, 1995, №5.

155. Ильин Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск. М.,1988.

156. Ильяева И. П. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж, 1989.

157. Илюшенко В. П. Национальное и националистическое // Pro Armenia, 1992, №4-5.

158. Ионин Л. Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

159. Ионин Л. Г. Философия национальности // Новое время, 1998, №12.

160. Иордан М. В. Наука национального примирения // ОНС, 1992, № 4.

161. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

162. Кабаканова С. Ш. Содержание образования и культура межнационального общения // Советская педагогика, 1991, № 9.

163. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1989.

164. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

165. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Ростов-наДону, 1997.

166. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

167. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Л., 1991.

168. Кисриев Э. Ф. Социальные конфликты и национальность //Дагестанский социологический сборник. Махачкала, 1997.

169. Козлов В. И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // Расы и народы. М., 1993.

170. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Минск, 1987.

171. Колосов В. А., Трейвиш А. И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов. // Полис, 1996, №

172. Комаров В. Культура межнационального общения // Народное образование, 1993, № 5.

173. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971.

174. Кок И. С. Национальные особенности психологии людей // Социальная психология. М., 1975.

175. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир, 1966, № 9.

176. Кон И. С. Социологическая психология (избранные психологические труды). М., 1999.

177. Кондратьева С. В. Психолого-педагогические проблемы общения. -Гродно, 1982.

178. Кореняко В. А. Дагестанцы в Ставропольском крае // Научная мысль Кавказа, 1998, № 4.

179. Коркмазов А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

180. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

181. Коул M., Скрибнер С. Мышление и культура. М., 1994.

182. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990.

183. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993.

184. Крупник Е. П., Тагирова Р. А. Преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях // Психологический журнал, 1999, № 6, том 20.

185. Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.

186. Кукушкин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

187. Кулешова Н. С Национальное и националистическое в сознании и самосознании. М., 1996.

188. Куликов В. Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал, 1991, №1.

189. Кумарин В. В. Коллектив среда общения школьников // Педагогика, 1994, №4.

190. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. СПб., 2001.

191. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб., 1999.

192. Куницына В. Н. Этнические стереотипы // психологический журнал, 1989. № 4.

193. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика, 1992, №7, 8.

194. Курбанов М. Р. Кавказ: Этнос и религия // Народы Дагестана, 1993, №3.

195. Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал, 1986, № 2

196. Кэмпбелл Д. Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

197. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

198. Лавров Л. М. Этнография Кавказа. Л., 1982.

199. Латышев А. Н. Национальное и религиозное в историческом самосознании. Автореф. диссерт. канд. филос. наук. М., 1991.

200. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

201. Лебедева Н. М. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М, 1994.

202. Лебедева Н. М. Психологическая природа этнической интолерант-ности // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М., 1996.

203. Лебедева Н. М. "Синдром навязанной этичности" и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997.

204. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

205. Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество. -М., 1997.

206. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

207. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

208. Левкович В. П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. М., 1993.

209. Левкович В. П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал, 1990, № 1.

210. Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социальнопсихологический феномен // Психологический журнал, 1995, № 2.

211. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

212. Леонтьев А. А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография. 1981, № 3.

213. Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография, 1983, № 2.

214. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

215. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

216. Леонтьев А. А. Философия психологии. М., 1994.

217. Леонтьев А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

218. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. психология, 1979.

219. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

220. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

221. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

222. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

223. Магомедов А. А. Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы. Махачкала, 1997.

224. Магомедов А. М. Традиции кавказских горцев. Махачкала. 1999.

225. Магомедов Р. М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

226. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

227. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

228. Межнациональные отношения в условиях нестабильности. СПб., 1994.

229. Межнациональные отношения. Термины и определения. Киев,

230. Межуев В. М. О национальной идее // Вопросы философии, 1997, №7.

231. Мелибруд Е. Я ты- мы. М., 1995.

232. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

233. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

234. Миллер А. И. Национализм как фактор развития // Общественные науки и современность, 1992, № 2.

235. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 1997.

236. Мирзоев Ш. А. Народная педагогике Дагестана. Махачкала, 1992.

237. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы симпозиума. Пятигорск, 1996.

238. Мир этноса (аспекты и методы исследования). Нальчик, 1999.

239. Мирский Г. Этнос, религия, национализм // Азия и Африка сегодня, 1994, №2.

240. Мнацаканян М. О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социс, 1999, № 9.

241. Мнацаканян М. О. Этносоциология. Нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.

242. Моисеев Н. Н. Размышления о национализме // Социально-политический журнал, 1994, №3,6.

243. Мосалев Б. Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления. М., 1998.

244. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

245. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. Т. 1, № 2, 1992.

246. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

247. Мудрик А. В. Социализация и "смутное время». М., 1991.

248. Мустафаев М. Б., Мустафаева М. Г. Влияние межнациональных конфликтов на развитие и функционирование национальных стереотипов //Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Первые Эльбрусские чтения. Нальчик, 1996.

249. Мустафаев М. Б., Мустафаева М. Г. Вопросы социально-психологического поведения личности (национальный и этноконфес-сиональный аспекты) // Известия СКНЦ ВШ, Общественные науки, 1987, №2.

250. Мустафаев М. Б., Мустафаева М. Г. Культура межнационального общения. Программа и учебно-методические материалы для студентов Даггоспедуниверситета. Махачкала, 2000.

251. Мустафаев М. Б., Мустафаева М. Г. Некоторые элементы педагогики межнационального общения // Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане. Махачкала, 2001.

252. Мустафаев М. Б. Некоторые социально-психологические проблемы межнационального общения // Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. Махачкала, 1973.

253. Мустафаев М. Б. К вопросу о понятии "межнационально-коммуникативной личности" // Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. Махачкала-Пятигорск, 2000.

254. Мустафаев М. Б. О сущности национально-межнационального конформизма // Религиозный фактор в жизни современного Дагестанского общества. Махачкала, 2001.

255. Мустафаеа М. Б., Мустафаева М. Г. Поиски факторов интенсивности кругов межнационального общения // Материалы научно-практической конференции, 30. 11. 2001. Махачкала, 2001.

256. Мухина В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994, № 3.

257. Мясишев В. Н. Психология отношений. М., 1995.

258. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

259. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

260. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997.

261. Национальная культура и общение. М., 1997.

262. Национальная школа: концепция и технология развития. Сборник документов международной конференции. М., 1993.

263. Национальная школе: что дальше? // Педагогика, 1996, № 3.

264. Национально-культурная специфика речевого поведения, М., 1977.

265. Нельга А. Самосознание личности и его этническое содержание // Философская и социологическая мысль, 1993, №№ 7-8.

266. Нерадовский В. X., Лерадовский Э. X. Национальные особенности мышления учащихся // Педагогика, 1996, № 4.

267. Николаев С. Как создается национальная идея // Свободная мысль, 1997, №6.

268. Ночевник М. Н. Культура и этика общения. Ташкент, 1985.

269. Ночевник М. Н. Человеческое общение. М., 1988.

270. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

271. Обозов Н. Н. Совместимость людей //Социальная психология. Л., 1974.

272. Общения и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

273. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.

274. Ольшанский В. В. Межличностные отношения // Социальная психология. М., 1975.

275. Орлова Э. Л. Введение в социальную и культурную антропологию.-М, 1994.

276. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. ML, 1997.

277. Павленко В. Н., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993.

278. Панферов В Н. Общение как предмет социально-психологических исследований.JL, 1983.

279. Парыгин Б. В. Анатомия общения. СПб., 1999.

280. Перепелкин JI. С., Соколовский С. В. Этносоциология. Новосибирск, 1995.

281. Петренко В. Ф., Алиева JI. А. Исследование этнических стереотипов с использованием методики "множественных идентификаций" // Психол. журнал, 1987, №6.

282. Петренко О. JI. Этнический менталитет и язык фольклора. Курск, 1996.

283. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1986.

284. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994.

285. Питюков В., Тищенко С. Пообщаемся // Педагогический вестник, 1995.

286. Платонов Ю. В., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

287. Поздняков Э. А. Национализм. Национальные интересы. М., 1994.

288. Поликультурное образование в современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997.

289. Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы //Материалы международной научно-практической конференции. Махачкала, Пятигорск, 2000.

290. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

291. Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.

292. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М, 1979.

293. Поссель Ю. А. Этническое "Я": психологический подход // Петербуржцы. Этнонационапьные аспекты массового сознания. СПб., 1995.

294. Потылико Г. П. Этико-психологические основы общения. М., 1983.

295. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

296. Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

297. Пучков П. И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе // Расы и народы. Ежегодник, 1991, вып. 21.

298. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

299. Резников Е. П. Этническая психология. Программа и методические материалы для подготовки психологов. М., 1997.

300. Релятивистская теория нации. М., 1998.

301. Розенберг М Эффективное общение без принуждения. М., 1996.

302. Розин М. Д. Научный комплекс Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2000.

303. Розов Н. С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии, 1997, № 10.

304. Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.

305. Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.

306. Рубан Л. С. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект) // Социс, 1995, № 4.

307. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

308. Русские: этносоциол'огические очерки. М., 1992.

309. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросыфилософии, 1999, № 5.

310. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

311. Саидбаев Т. С. Национальные школы: что дальше? // Педагогика, 1996, №3.

312. Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1998.

313. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

314. Серова И. И. Культуре межнационального общения. Минск, 1986.

315. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

316. Сикевич 3. В. Русские: образ народа. СПб., 1998.

317. Сикевич 3. В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994.

318. Ситаран К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №№2-5.

319. Соболев В. Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения // Педагогика, 1994, № 6.

320. Соковнин В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). Фрунзе, 1974.

321. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

322. Солдатенко А. Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика, 1993, № 1.

323. Солдатове Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988.

324. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

325. Солдатова Г. У. Этнический стереотип и поведение: Структурный подход // Социально-психологические аспекты общественного сознания. М., 1991.

326. Социальная и культурная дистанция опыт многонациональной России. М., 2000.

327. Социальная идентификация личности. М., 1993.

328. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993.

329. Старовойтова Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

330. Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном городе. М., 1987.

331. Старовойтова Г. В. "Этнический парадокс" и стереотипы мышления //Радина, 1989, №7.

332. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

333. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

334. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология, Учебник для высших учебных заведений. М., 2000.

335. Сусоколов А. А. Межнациональные броски в СССР. М., 1967.

336. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии, 1996, № 4.

337. Сущий С .Я. Пространство культуры. Ростов-на-Дону, 1995.

338. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1978.

339. Терен М. И. Социалистическая культура межнационального общения. Львов, 1990.

340. Тишков В. А О нации и национализме // Свободная мысль, 1996, №3.

341. Тишков В. А. О толерантности // Экономический вестник, 1995,

342. Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологичеекой перспективе // Вопросы философии, 1990, №12.

343. Тишков В. А. Что есть Россия? // Вопросы философии, 1995, №2.

344. Томилин А. В. Межнациональные семьи и миграция // Социс, 1995, №5.

345. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.

346. Уледов А. К. Русская идея как феномен национального самосознания // Вестник высшей школы, 1992, № 7-9.

347. Услар П. К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881.

348. Филонов Г. Н. О культуре межнационального общения // Педагогика, 1999, №2.

349. Философско-методологические проблемы общения. Фрунзе, 1982.

350. Фомичев П. Н. Социологические теории национализма научно-аналитический обзор. М., 1991.

351. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

352. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., СПб., 1998.

353. Хабибуллин К. Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Л., 1989.

354. Хабибуплин К. Н. О национальном самовосприятии в постсоветской России // Социально-политический журнал, 1995.

355. Хабибуллин К. Н., Скворцов Н. Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993.

356. Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа. Майкоп, 1997.

357. Ханаху Р. Традиционные культуры Северного Кавказа: Дагестан -вызовы времени. Ростов-на-Дону, 2001.

358. Хатаев Е. Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия //Поликультурное образование в современной России. Пятигорск, 1997.

359. Хоперская Л. Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1997.

360. Хотинец В. Формирование этнического самосознание студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии, 1998, №3.

361. Хюбшер К. Нация. М., 2001.

362. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.

363. Чарикова Е. И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика, 1991, № 12.

364. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

365. Чернышева М. А. О культуре общения. Л., 1983.

366. Чешко С. В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение, 1994, №6.

367. Чугров С. В. Влияние националистических стереотипов на формирование общественного мнения Японии. М., 1978.

368. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (Социально-философский аспект). Майкоп, 1996.

369. Шадриков Б. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

370. Шаповалов В. к. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

371. Шаров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989.

372. Шержухамедов С. К. К вопросу о культуре межнационального общения// Философские науки, 1990, № 8.

373. Шестопалов Ю. А. Общение: возможность и действительность. Фрунзе, 1985.

374. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999.

375. Шихирев П. Н. Межнациональные отношения: Социально-психологический подход // Национальные процессы в СССР. М., 1991.

376. Шихирев П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Современная социальная психология. М., 1979.

377. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону,1994.

378. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М., 1927.

379. Шульга Н. А. Этническая самоидентификация личности. Киев, 1996.

380. Этническая психология и общество. М., 1997.

381. Этнические дагестанцы в ближнем зарубежье. Махачкала, 2001.

382. Этнические и этносоциальные категории. М., 1995.

383. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1981.

384. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

385. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб.,1995.

386. Этнография детства. Кн. 1. и 2. М., 1983.

387. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

388. Этнология. Учебник для вузов. М., 1994.389. Этнопедагогика. М., 1981.

389. Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

390. Этнос, нация, общество. Словарь. М., 1996.

391. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

392. Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С. К проблеме изучения этнопсихологических особенностей народов Северного Кавказа // Национальное возрождение России: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.