автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Миф о масонстве в общественном сознании современной России

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Дормидонтова, Анжелика Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Хабаровск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Миф о масонстве в общественном сознании современной России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Дормидонтова, Анжелика Игоревна

Введение

Глава 1. История масонства как история его мифологизации

1.1 Масонство в Европе (XVIII - XX вв.) '

1.2 Масонство в России (XVIII - XX вв.)

Глава 2. Русское масонство как национальное социокультурное явление (анализ-демифологизация)

Глава 3. Миф о масонстве как политический миф

3.1 Политический миф. Опыт осмысления

3.2 Политический миф о масонстве

3.3 Масонство как миф российской политической культуры

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Дормидонтова, Анжелика Игоревна

Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется возросшим интересом к явлению масонства в общественной и научной среде, в СМИ, а также активным изучением теории политического мифа в отечественной науке последних лет.

Исследователь, касающийся масонской темы, на определенном этапе обнаруживает, что фундаментальных научных исследований о масонстве как об историческом и культурном явлении существует гораздо меньше, нежели сомнительных, фактологически не обоснованных обвинительных выступлений в адрес братства вольных каменщиков и «сенсационных» разоблачений преступной деятельности «жидо-масонов». Данный факт можно объяснить тем, что в едином культурном пространстве сосуществуют масонство как объективизированное социокультурное явление и масонство мифологизированное. Последнее формируется в массовом сознании, где претерпевает «подлинную качественную мутацию», которая может иметь место только в «социально-психологическом климате неуверенности, страха и тревоги» (39, с. 52-53). Подобный психологический климат возникает в Европе в период становления культуры Нового времени, когда актуализируется и начинает свое функционирование миф о масонстве, который мы относим к категории политических мифов.

Изучение мифа и его проявлений в социальной и политической сферах человеческого бытия имеет огромное значение для понимания сущности современной культуры. О необходимости изучения значения мифа и мифического сознания на социальном уровне культуры говорил А. Ф. Лосев: «Теория мифа, которая не захватывает культуры вплоть до её социальных корней, есть очень плохая теория мифа. Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф от самой гущи исторического процесса и проповедовать либеральный дуализм: реальная жизнь - сама по себе, а миф - сам по себе» (69, с. 22).

Масонство как социокультурное явление и история его восприятия в России требует серьезного исследования. Как заметил академик В.И.Сахаров, для этого «надобна общая коллективная работа представителей разных наук. Она только начинается, ведется пока разрозненно. К тому же в эту работу неизбежно привносятся разного рода ненаучные соображения (политические страсти и субъективные эмоции)» (7 6, с. 24).

Изучение масонства является необходимым как раз не потому, что масонство серьезно влияло и влияет на ход европейской истории, а потому, что влияние это весьма часто преувеличивают. В связи с этим нам представляются важными и актуальными исследование истории восприятия масонства и изучение сущности и функционирования мифа о масонстве.

Осуществить выделенное выше возможно с опорой на достижения современной гуманитарной науки, уровень которых «позволяет вполне рационально изучить процесс мифотворчества, саму его технологию, т. е. демифологизировать миф» (101, с. 15) .

Данное исследование оказалось возможным благодаря наличию корпуса работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся теоретических проблем изучения социальной и политической сфер культуры, мифа как социокультурного феномена и политического мифа как актуализированного компонента политической культуры. Кроме этого, автор опирался на исследования, посвященные истории и сущности европейского и русского масонства.

Осмысление масонства как исторического и общественного явления, значимого для России, в отечественной науке началось еще в XVIII веке. Тогда появились первые сочинения об историческом и современном масонстве. Постепенно история русского масонства заняла достойное место в официальной исторической науке дореволюционной России. Советская историческая наука старалась избегать масонской темы. Однако находились историки, которые обращались к явлению масонства в различных контекстах. Они сформировали два оппозиционных лагеря. Одни из них разделяли мнение, что масонство - прогрессивное явление русской истории, сыгравшее в ней не последнюю роль. К этим исследователям относились: Ю. М Лотман, Дружинин Н.М., Семенников В.Г., Болдырев А.И., Краснобаев Б.М. Противоположный лагерь составили такие ученые, как И. Я. Щипанов, Н.П.Мишаков, А.Я. Панкратов, В.Е. Курдюков, Пигалев В.А., С.М.Некрасов. Эти исследователи рассматривали русское масонство как реакционное явление в культуре России.

В современной российской науке наметилось стремление дать объективную оценку исторической роли масонства, а также рассмотреть его как реально-историческое и значимое явление в культуре России XVIII-XIX вв.

Конструирование истории мифологизации масонства в данной работе было осуществлено благодаря трудам таких историков, как: Херасков И. М., Семека А. В., Тукалев-ский В. Н., Соколовская Т. О., Шумигорский Е. С., Лопухин И. В., Пыпин А. Н., Бакунина Т. А., Милюков П. Н., Эйдельман Н. Я., Брачев В. С., Серков А. И., Соловьев О. Ф., Розенталь И. С., Никитин A. Л., Немировский А. И. и Уколова В. И., Шиповская Е. А., Багдасарян В. Э., Серза А., Джекоб М.

Демифологизирование русского масонства опирается на позиции ученых и философов: Бердяева Н. А., Тургенева Н., Лосского Н. О., Зеньковского В. В., Лотмана Ю. М., Лакера У. Г.

Необходимо отметить, что среди существующих исследований, так или иначе касающихся масонства, не выделяются те, которые специально изучают масонство в рамках культурологического подхода. Этим во многом объясняется обращение автора к заявленной теме.

Понимание автором русского масонства как национального социокультурного явления основывается на теории «открытого общества» К. Поппера, философии истории Б. Рассела, теоретических положениях «Русской системы» Фурсова А. И. и Пивоварова Ю. С., концепции русской культуры И. В. Кондакова, «игровой концепции» Й. Хей-зинги, теории «культурной инсценировки» Л. Г. Ионина, а также на исследовании утопии Е. Шацкого.

Существующие общие теории мифа, а также теории политического мифа позволили автору исследовать миф о масонстве и определить его как политический миф.

Теоретической основой глав, посвященных политическому мифу о масонстве, являются концепции мифа следующих зарубежных и отечественных авторов: Юнг К. Г. , Элиаде М., Кассирер Э., Леви-Стросс К., Барт Р., Манн Т., Керени К., Парето В., Жирарде Р., Бергсон А., Хюб-нер К., Кинан Е., Рам Адхар Малль, Лосев А. Ф., Голо-совкер Я. Э., Лотман Ю. М., Кравченко И. В., Ерасов Б. С., Дугин А. и др.

Определение и осмысление автором понятия «политическая культура» базируется на концепциях Алмонда Г., Вербы С., Бляхера Л. Е.

Кроме этого в исследовании используются научные позиции политологов и политических психологов: Гомеров И. Н., Градинар И. Б., Ирхин Ю. В., Котеленец Е. А., Сли-зовский Д. Е, Пеньков В. Ф., Соловьев А. И. и др.

Цель данного исследования: представить миф о масонстве как политический миф и обозначить его культурно-историческую роль в общественном сознании современной России.

Указанная цель определяет следующие конкретные задачи исследования:

- проследить исторический путь восприятия и мифологизации мирового масонства

- представить русское масонство как национальное социокультурное явление, подвергнутое мифологизации представить теоретическую модель политического мифа о масонстве

- проследить функционирование мифа о масонстве в культурном пространстве современной России.

Объектом данного исследования является - восприятие масонства в общественном сознании; предметом - миф о масонстве в культурном пространстве современной России.

Методологическую основу исследования составляют современные научные концепции, обращение к которым позволило выявить определенные закономерности восприятия масонства и функционирование мифа о нем в общественном сознании современной России. В ходе исследования автором применялись как общенаучные методы, так и собственно культурологические.

Для изучения русского масонства как национального социокультурного явления были использованы методы социального культуроведения: культурно-контекстуальный анализ, метод культурной инсценировки JI. Г. Ионина, а также историко-сравнительный метод.

Исследование природы и функционирования политического мифа о масонстве основывается на структурно-функциональном и психоаналитическом методах. Для определения политического мифа был применен метод компонентного анализа и метод выделения частного из общего. Типология политических мифов и варианты мифа о масонстве разработаны на основе метода типологизации. Русское масонство как миф политической культуры России было представлено средствами аналитических методов и методов типологизации.

Автор данного диссертационного исследования выносит на защиту следующие положения:

1. Масонство как социокультурное явление формируется в момент становления европейской культуры Нового Времени. Одновременно с зарождением масонство и его история оказываются подвергнутыми мифологизации.

2. Заимствованное из Европы как готовая культурная форма и вариант идентификации, масонство в России утверждается как самостоятельное социокультурное образование с проявленными национальными чертами. В культурном пространстве России масонство подвергается «двойной» мифологизации.

3. Мифологизированный образ масонства в общественном сознании современной России распространяется посредством функционирования мифа о масонстве, который является полноценным политическим мифом.

4. Политический миф о масонстве обладает собственной структурой, свойствами, функциями и сферой функционирования . По способу возникновения политический миф о масонстве может быть как «естественным» (рожденным в ситуации кризиса в состоянии аффекта), так и «сфабрикованным» (сознательно созданным с различными политическими целями).

5. Возникновение и функционирование политического мифа о масонстве изначально обусловлено политическими проблемами власти и государства, а также действием вызванных этим «психо-политических архетипов» (А. Дугин). В России политический миф о масонстве возникает и актуализируется там, где начинается конфликт масонства с Русской Властью. б. Политический миф о масонстве - актуализированный иррациональный компонент современной политической культуры России. В современной ситуации политический миф о масонстве получает актуализацию как составляющая идеологий политических партий националистического толка, как средство создания сенсации или компромата и как орудие политических манипуляций и спекуляций.

Научная новизна данного диссертационного исследования определяется следующими моментами:

- разработана и представлена типология существующих и функционирующих в современном мире политических мифов

- установлено, что в культурном пространстве России сосуществуют масонство как объективизированное социокультурное явление и масонство мифологизированное (представление о масонстве в общественном сознании)

- определена специфика русского масонства как национального социокультурного явления, подвергнутого мифологизации миф о масонстве представлен как политический миф; описаны механизм возникновения и функционирования политического мифа о масонстве, его структура и функции в современной культуре России; проведена классификация различных вариантов политического мифа о масонстве, функционирующих в культурном пространстве

Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что его основные теоретические положения дополняют известные теории политического мифа, а также расширяют границы изучения масонства как исторического и социокультурного явления. Теоретические положения исследования могут быть использованы в таких науках, как: культурология, социальная философия, политология, социология, история, а также в смежных с ними науках.

Основные результаты исследования были представлены для обсуждения на заседании кафедры теории и истории культуры Хабаровского государственного педагогического университета, излагались в виде докладов на международной научной конференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2000 г) и на научно-практических конференциях в ХГПУ (2000 г. , 2001 г., 2002 г.), научный проект автора «Политический миф о масонстве» был обсужден и принят к публикации на кафедре истории европейских культур Университета г. Аугсбург (Германия) в рамках совместной российско-немецкой программы «Александр Герцен» (ноябрь, 2002 г.).

Материалы и результаты исследования были включены в содержание курсов мировой художественной культуры и культурологии, разработанных и прочитанных автором в Хабаровском государственном педагогическом университете в 1999 - 2001 годах, а также составили программу курса «Масонство и русская культура», разработанного и прочитанного автором в Хабаровском государственном педагогическом университете для студентов факультета русского языка и литературы, исторического и биолого-химического факультетов в указанный выше период.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Миф о масонстве в общественном сознании современной России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что необходимо признать сосуществование в едином культурном пространстве масонства как объективизированного социокультурного явления и масонства мифологизированного.

Масонство как социокультурное явление формируется в момент становления европейской культуры Нового Времени. В эпоху формирования научной картины мира масонство, сознательно возвращаясь к мифологическому мироощущению и миропониманию, стремится синтезировать духовный опыт и практику человечества и является оппозицией рационализму. Закрытость и тайность масонской организации привело к тому, что практически одновременно со своим появлением в Европе масонство и его история оказываются подвергнутыми мифологизации. Русское масонство является национальным социокультурным явлением, которое сформировалось в процессе освоения готовой культурной формы европейского масонства. В данном процессе русское масонство успешно прошло три основных этапа: «презентационный», «смысловой» и «этап трансформации в самостоятельное культурное образование».

Трансформировавшись в самостоятельное социокультурное образование, русское масонство обрело специфические черты, принципиально отличающие его от масонства европейского: строгое следование православной религии, приоритет жизни духа, опора на идеологическую триаду: Бог, Человек и Государство. Социальной средой, где произошло освоение культурной формы масонства, стала русская интеллигенция. Для образованной и мыслящей части российского общества масонство в XVIII -XX вв. помогало выстоять и сохранить себя в кризисные периоды крушения традиционной культуры.

Русское масонство, в отличие от масонства европейского, было подвергнуто «двойной» мифологизации. Изначально в российском обществе XVIII в. в позитивном аспекте было мифологизировано европейское масонство, а затем подверглось мифологизации и масонство русское. Мифологизированный образ масонства в культурном пространстве современной России распространяется посредством функционирования мифа о масонстве, который является полноценным политическим мифом.

Политический миф о масонстве обладает собственной структурой, свойствами, функциями и сферой функционирования. По способу возникновения политический миф о масонстве может быть как «естественным» (рожденным в ситуации кризиса в состоянии аффекта) , так и «сфабрикованным» (сознательно созданным с различными политическими целями).

Возникновение и функционирование политического мифа о масонстве изначально обусловлено нестабильной социально-политической обстановкой, политическими проблемами власти и государства, а также действием вызванных этим «психо-политических архетипов» (А. Дугин). В России политический миф о масонстве возникает и актуализируется там, где начинается конфликт масонства с Русской Властью. При этом важно отметить, что тайные общества всегда являлись наиболее удобной формой персонификации Врага. Однако не тайные общества вообще и не масонство, в частности, являются причиной возникающих религиозных, политических и экономических кризисов, а, наоборот, они есть следствия оных.

Функционируя с XVIII по XX вв., миф о масонстве приобрел разнообразные формы, варианты одной общей схемы, суть которой, такова: «масонство - тайное общество антихристианской и сатанинской направленности. Это общество имеет многовековую историю и ответственно за все основные катастрофы европейской христианской истории». Уже в первых антимасонских выступлениях XVIII в. встречаются определения масонства как социально-политического выражения сатанизма, а масонов как богоборцев, развратников и убийц. За последующие три столетия в антимасонской теме не появилось практически ничего принципиального нового, а только различные интерпретации ранее известных мифов. Однако, поскольку природа политического мифа амбивалентна, наряду с «негативными» вариантами мифа о масонах существует вариант позитивный, который можно назвать «миф о святом тайном масонском союзе».

Политический миф о масонстве обладает своей собственной структурой, которая включает в себя три основных компонента: эмоционально-чувственный, психо-архетипичный и смысловой. Миф о масонстве, функционируя, выполняет ряд основных функций: стабилизирующая, мобилизирующая, психотерапевтическая, компенсаторная, манипулятивная и деформирующая.

Распространение мифа о масонстве осуществляется в различных вариантах, которые актуализируются в определенные исторические периоды: сатанинский, конспирологический, революционный, милитаристский, советский, финансовый, антикоммунистический и миф о масонском возмездии.

Миф о масонстве актуализируется всегда в кризисные моменты истории и является активным компонентом политической культуры. Наибольшую актуализацию в России изучаемый нами миф получил в период царствования Екатерины II, в период революций 1905 и 1917 гг. ив постсоветскую эпоху.

Политический миф о масонстве - актуализированный иррациональный компонент современной политической культуры России. Примечательно, что потребителями и распространителями мифа о масонстве являются представители различных социальных групп, при этом не играют определяющей роли такие факторы, как степень образованности, религиозные или политические убеждения.

В современной культурной ситуации политический миф о масонстве получает актуализацию как составляющая идеологий политических партий националистического толка, как средство создания сенсации или компромата и как орудие политических манипуляций и спекуляций.

 

Список научной литературыДормидонтова, Анжелика Игоревна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Полис. 1992. - №4. - с. 132.

2. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.2.: Зарубежная политическая мысль, XX в. / Ред.-сост. Г. К. Амин. М.: Мысль, 1997. - 830 с.

3. Антология исследований культуры. Т. 1.: Интерпретации культуры / Отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. СПб.: Университет, кн., 1997. - 726 с.

4. Андреев Д.А. Русская периодическая печать начала 20 века о масонстве \\ Вестник М. ун-та. Сер. 8. История 1992. №1. с. 27-38

5. Аржанухин С. В. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины 18 первой четверти 19 вв.: автореферат. д-ра философских наук.- Екатеринбург, 1996. - 43 с.

6. Аржанухин С. В. Философские взгляды русского масонства: По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: Ургу, 1995. -224 с.

7. Асоян А. А. О масонском архетипе в генезисе «интеллигентского» самосознания // Архетип. Культурологический альманах. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996. - 124 с. - с. 69-70.

8. Список составлен в соответствии с ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.80-2000(Заголовок)(введен в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2001 г. Постановлением Государственного комитета по стандартизации и метрологии от б октября 2000 г.)

9. Багдасарян, В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины 19-20 вв./ В. Э. Багдасарян; М.: «Сигнал», 1999. 516 с.

10. Багдасарян, В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990 -х гг. / В. Э. Багдасарян; М.: «Народный учитель», 2000. 108 с.

11. Бакунина, Т. А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики / Т. А. Бакунина; М.: Интербрук, 1991. 142 с.

12. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Пер. фр. / Р. Барт; Москва.: Прогресс, 1989 г. 616 с.

13. Башилов, Б. История русского масонства / Б. Башилов; М.: Русло-Община, 1992. 125 с.

14. Бегун, В. Я. Вторжение без оружия / В. Я. Бегун; Саратов.: Приволжское книжное издательство, 1980 г. 175 с.

15. Бегун, В. Я. «Рассказы о «детях вдовы» /В. Я. Бегун; Минск.: Наука и техника, 1986 г. 141 с.

16. Бегунов, Ю. К. Тайные силы в истории России: Сб. ст. и документов / Ю. К. Бегунов; СПб.: изд-во им. А. С. Суворина, 1998. 442 с.

17. Бергсон, А. Два источника морали и религии. / пер. с фр. /.А. Бергсон; М.: Канон, 1994 г. 384 с.

18. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев / АН СССР, научный совет по проблемам культуры. Репринт, воспроизведение. - М.: Наука, 1990. - 220 с.

19. Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России./ Н. А. Бердяев; М.: Сварог и К., 1997. 400 с.

20. Бердяев Н. А. Жозеф де Местр и масонство / Н. А. Бердяев // Масонство и русская культура / Сост. В. И. Новиков. М. : Искусство, 1996. - 495 с. - с. 97 -107 .

21. Бляхер, JI. Е. Презумпция виновности и метаморфозы политических институтов в России: очерки политической культуры (авторский рукописный вариант)

22. Бляхер, Jl. Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры / JI. Е. Бляхер // Полис. 2003. - с. 63- 74.

23. Бостунич, Г. Масонство и русская революция. Правда мистическая и правда реальная / Г. Бостунич; Репринт, издание с изд. Новый сад, 1922 г. - 22 8 с.

24. Брачев, В. С. Религиозно-мистические кружки и ордена в России. Первая треть 20 в. / В. С. Брачев; СПб.: Нестор, 1997. 157 с.

25. Брачев, В. С. Русское масонство 20 века / В. С. Брачев; СПб.: Стомма, 2000 г. 256 с.

26. Брачев, В. С. Масоны и власть в России ( 18 -перв. четв. 19 вв.) / В. С. Брачев; СПб.: Стомма, 2000 г. 228 с.

27. Вейман, Р. История литературы и мифологии: Очерки по методологии и истории литературы / Р. Вейман; М.: Прогресс, 1975. 344 с.

28. Волошин, М. Лики творчества / М. Волошина-Ленинград.: Наука, 1989. 848 с.

29. Герцен, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 14 / А. И. Герцен; М.: изд-во Академии Наук СССР, 1958. -701 с.

30. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер; М.: Наука, 1987 г. 218 с.

31. Гомеров И. Н. Политическая культура. Учебное пособие. Новосибирск, 2001 г. - 34 с.

32. Градинар, И. Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. Ч. 1. / И. Б. Градинар; Санкт-Петербург.: Наука, 1996 г. 255 с.

33. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич; М. : Аспект Пресс, 1995. 285 с.

34. Гуревич, П. С. Философская антропология /П. С. Гуревич; М., Вестник, 1997, 448с.

35. Гуревич, П.С. Социальная мифология / П. С. Гуревич; М.: Мысль, 1983. 175 с.

36. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. т. 4. / В. Даль; М.: Терра, 1995. 688 с.

37. Дугин, А. Конспирология (наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне)/ А. Дугин; М. : Арктогея, 1992 г. 144 с.

38. Дугин, А. Великая война континентов / А. Дугин // Элементы. 1993. - № 3. - с. 43-45.

39. Ерасов, Б. С. Социальная культурология. В 2 ч. / Б. С. Ерасов; М.: АО АСПЕК ПРЕСС, 1994. Ч. 1. - 379 с., Ч. 2. - 238 с.

40. За кулисами видимой власти. М. : Молодая гвардия, 1984 г., - 174 с.

41. Зверев, В. М. Социологическое прочтение философских идей России 18 века. Контент-анализ./ В. М. Зверев; Рус. Христ. гуманит. ин-т. СПб.: Изд-во Рус. Христ. Гуманит. ин-та. - 1998. - 158 с.

42. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2 т.- т. 1. ч. 2. / В. В. Зеньковский; JI.: МП «Эго», 1991.- 279 с.

43. Иванов, А. М. Логика кошмара / А. М. Иванов; М.: Рус. Вестн., 1993. 190 с.

44. Иванов, В. Ф. Православный мир и масонство / В. Ф. Иванов; М.: ТРИМ, 1993. 96 с.

45. Иконникова С. Н. Культурное пространство России: многомерность и динамизм/ С. Н. Иконникова // Культура на пороге III тысячелетия. Материалы III Международного семинара в Санкт-Петербурге(6 7 мая 1996 г.). - СПб., 1996. - 307 с. - с. 146 - 151.

46. Ильин, М. В. Слова и смыслы: опыт описания ключевых политических понятий / М. В. Ильин; М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 432 с.

47. Ионин, Л. Г. Основания социокультурного анализа. Учебное пособие / Л. Г. Ионин; М. : РГГУ, 1996 г. 151 с.

48. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие /Л. Г. Ионин; Издание 3-е.- М.: Логос, 2000 г. 432 с.

49. Ирхин, Ю. В. Проблемы теории психологии политики / Ю. В. Ирхин, Е. А. Котеленец, Д. Е. Слизовский; М.: РУДН, 1996 г. 224 с.

50. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. / пер. с нем. / Э. Кассирер; М.: Гардарика, 1998 г. 780 с.

51. Кассирер Э. Техника современных мифов / Э. Кассирер // Вестник МГУ, серия 7, Философия. 1990, №2, с. 58-65.

52. Клизовский, А. Правда о масонстве: Ответ на кн. В. Ф. Иванова «Православный мир и масонство». 2-е издание (1-ое в 1934)/ А. Клизовский; Рига.: Виеда, 1990. 31 с.

53. Кон, Н. Благословление на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов» / Н. Кон; М.: Прогресс, 1990. 245 с.

54. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков; М.: Аспект Пресс, 1997г. 687 с.

55. Кравченко И. В. Политический миф: вечность и современность /И. В. Кравченко // Вопросы философии. -1999 г. №1. - с. 3 - 17.

56. Круглов А. И. Тайное, «тихое» и «бесшумное» оружие мирового сионистско-масонского правительства / А. И Круглов // Держава. 1999. - №1 - с. 48-53.

57. Кузнец А. А. О социальном психоанализе / А. А. Кузнец // Вопросы философии, 1998, №3. , с. 162-172.

58. Купарашвили, М. Д. Бессознательные основы человеческого мышления / М. Д. Купарашвили; Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 1996. 108 с.

59. Курносов, Ю. В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен.: автореф. на. д. ф. н. / Ю. В. Курносов; М., 1997 г. 45 с.

60. Лакер, У.Г. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. / Пер. с англ. / У. Г. Лакер; М.: Текст, 1994. 430 с.

61. Ланин П. Тайные пружины истории (масонство в его прошлом и настоящем) / П. Ланин // Молодая гвардия. 1991. - №7-8. - с. 201-264.

62. Леви-Стросс К. Структура мифов / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. 1970. - №7., с. 152-164.

63. Леви-Стросс К. Увертюра к первому тому «Мифологики». «Сырое и печеное» / К. Леви-Стросс //РЖ «Социологические и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, серия 3, Философия. 1. М.: РАН ИНИОН, 1998. с. 83 - 122.

64. Легенды и мифы о Пушкине / Рос. АН., Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом) . СПб.: Гуманит. агентство «Акад. Проект», 1994. - 342 с.

65. Леруа, М. Миф о иезуитах. От Биранже до Мишеле. / пер. с фр. В. А. Милочиной / М. Леруа; М.: Языки славянской культуры, 2001 г. 4 64 с.

66. Лесков Л. В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы / Л. В. Лесков // Вестник Московского университета. Серия «Философия», 2000, №1, с. 46-56.

67. Лопухин, И. В. Записки сенатора И. В. Лопухина: Репринт, воспроизв., Лондон, 18 60 / И. В. Лопухин; М. : Наука, 1990. 211 с.

68. Лопухин, И.В. Искатель премудрости, или Духовный рыцарь / И. В. Лопухин; М.: Рудомино, 1994. -60 с.

69. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; М.: Политиздат, 1991. 524 с.

70. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский; М.: Советский писатель, 1991. 478 с.

71. Лотман, Ю. М. Карамзин: «Сотворение Карамзина». Статьи и исследования. 1957 1990. Заметки и рецензии / Ю. М. Лотман; СПб.: Искусство - СПб., 1997. - 829 с.

72. Малышев, В. За ширмой масонов / В. Малышев; М.: Советская Россия, 1984 г. 93 с.

73. Масонство в его прошлом и настоящем. Сборник. В 2-х т. М.: СП «Искра», 1991 г. - т.1. - 255 с.

74. Масонство в его прошлом и настоящем. Сборник. В 2-х т. М.:СП «Искра», 1991 г. - т. 2. - 2 65 с.

75. Масонство и русская культура / Сост. В. И. Новиков. М.:Искусство, 1996. - 495с.

76. Масонство и русская литература 18 н. 19 вв. Под ред. д-ра философ, наук Сахарова В. И. - М.: Эдиториал УРСС, 2000 г. - 272 с.

77. Масоны возвращаются -в Россию // Московский комсомолец, 1996, 9 июля, с. 4.

78. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 3. / П. Н. Милюков; М.: Прогресс Культура, 1995 г. - 480с.

79. Мифология и политика: материалы семинаров // Золотой лев: Издание русской консервативной мысли. -Пушкино, 1998.

80. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - Т. 1. - 672 с. с ил.

81. Назаров, М. Тайна России. Историософия 20 в. / М. Назаров; М.: Русская идея, 1999 г. 736 с.

82. Немировский, А. И. Свет звезд, или Последний русский розенкрейцер / А. И. Немировский, В. И. Уколова; М.: Прогресс-Культура, 1994 г. 416 с.

83. Никитин, A. JI. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. Исследования и материалы / A. JI. Никитин; М. : Интеграф Сервис, 1998 г. 344 с.

84. Николаевский, Б. И. Русские масоны и революция / Б. И. Николаевский; М.: Терра, 1990. 199 с.

85. Нилус, С. А. Близ есть при дверях. О том, чему не желают верить и что такое близко. Репринт изд. / С.

86. A. Нилус; СПб.: Пересвет, 1996. 288 с.

87. Оппоков В. Кащеева игла масонства / В. Оппоков // Молодая гвардия. 1995. - №2. - с. 103-141.

88. Основы социального психоанализа / Попов В. Д., Федоркина А. П., Степанова JI. А., Гробец Т. Н.; Под общ. ред. Попова В. Д. М. : Изд-во РАГС, 1996. - 192 с.

89. Острецов, В. М. Россия на перепутье: Ист. -филос. Очерки / В. М. острецов; М. : Молодая гвардия, 1990. 139 с.

90. Острецов, В. М. Черная сотня и красная сотня /

91. B. М. Острецов; М.: Воениздат, 1991. 48 с.

92. Островский А. В. Осторожно! Масоны! / А. В. Островский // Из глубины времен. СПб., 1996 г. - № 6. - 214 с. - с. 163-175.

93. Пеньков, В. Ф. О политической культуре российского общества / В. Ф. пеньков; Томск, 1996 г. -124 с.

94. Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке / Ю. С. Пивоваров // Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. Сборник обзоров. М.: РАН, 1996. 138 с. 6 - 47.

95. Платонов, О. А. Россия под властью масонов / О. А. Платонов; М.: Русский Вестник, 2000 г. 112 с.

96. Платонов, О. А. Исторический словарь российских масонов 18-2.0 вв. / О. А. Платонов; М.: Арина, 1996 г. 128 с.

97. Платонов, О. А, Терновый венец России. История масонства 1731-1995 / О. А. Платонов; М. : Родник, 1995 г. 432 с.

98. Платонов, О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731-2000 / О. А. Платонов; М.: Русский Вестник, 2000 г. 912 с.

99. Платонов, О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы. Т. 1. / О. А. Платонов; М.: Русский Вестник, 2000 г.- 720 с.

100. Платонов, О. А. Загадка сионских протоколов / О. А. Платонов; М.: Родник, 1999 г. 800 с.

101. Политическая антропология (Ильин В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В.)/ под ред. Ильина В. В. М.: Издательство Московского университета, 1995 г. - 254 с.

102. Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. Сборник обзоров. -М.: РАН, 1996. 138 с.

103. Полосин, В. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии. Издание 2-е / В. Полосин; М.: Ладомир, 1999 г. 440 с.

104. Поппер, К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. / Пер. с англ. / К. Поппер; М. : Международный фонд «культурная инициатива», 1992. Т. 1. - 44 6 е., Т. 2. - 525 с.

105. Поппер К. Магия мифа / К. Поппер // Alma mater. 1997. - №8. - с. 22-25.

106. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Изд. 2-е / А. С. Пушкин; М. : Изд-во АН СССР.- Т. 10. Письма. 1958. - 902 с.

107. Пыпин, А. Н. Масонство в России, 18 и первая четверть 19 в. / А. Н. Пыпин; М.: Век, 1997. 486 с.10 6. Пыпин, А. Н. Общественное движение в России при Александре I / А. Н. Пыпин; СПб.:Акад. Проект, 2001. 556 с.

108. Пятигорский, А. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа / А. Пятигорский; М.: Языки русской культуры. 1996. - 279 с.

109. Рассел, Б. История западной философии. В 2 т. / Пер. с англ. / Б. Рассел; М.: Миф, 1993. Т. 1.- 509 с.

110. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. 3-е изд. / Б. Рассел; М. : Акад. проект, 2000. 766 с.

111. Ретюнских, Л. Т. Этика игры /Л. Т. Ретюнских; М.: Прометей, 1998. 120 с.

112. Рид, Д. Спор о Сионе: 2500 лет еврейского вопроса / Пер. с англ. / Д. Рид; М.: Витязь, 2000. 80 с.

113. Розенталь И. С. Масоны и попытки объединения политической оппозиции в России н. 2 0 в. / И. С. Розенталь // Вопросы истории. 2000 г. - №2 -с. 5264 .

114. Сабиров, В. Ж. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии / В. Ж. Сабиров; СПб.: изд-во С. -Петер. Ун-та, 1995. 151 с.

115. Саттон, Э. Как орден организует войны и революции / пер. с англ. / Э. Саттон; М., 1995 г. 128 с.

116. Сахаров, В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература 18 н. 19 вв. / В. И. Сахаров; М.: Жираф, 2000 г. - 216 с.

117. Сахаров В. И. «Под знаменем я стою багровым.» Н. Карамзин и вольные каменщики» / В. И. Сахаров // Родина. 1995.- №2.- с.75- 78.

118. Селянинов, А. Тайная сила масонства. Репринт, воспроизв. изд. 1911 г. / А. Селянинов; Новый Иерусалим.: Феникс, 1993. 294 с.

119. Серков, А. И. История русского масонства (1845-1945) / А. И. Серков; СПб.: изд-во им. Н. И. Новикова, 1997 г. 477 с.

120. Серков, А. И. Русское масонство 1731-2000 г. / А. И. • Серков; М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1222 с.

121. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. / Сост. А. П. Логунов, Т. В. Евгеньева. М.: РГГУ, 1995 г. - 95 с.

122. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев; М. : Аспект Пресс, 2001 г. 539 с.

123. Соловьев, О. Ф. Масонство в мировой политике 20 века / О. Ф. Соловьев; М. : РОССПЭН. 1998. - 254 с.

124. Соловьев, О. Ф. Русское масонство 1730-1917 / О. Ф. Соловьев; М. : Изд-во МГОУ: АО «Росвузнаука», -1993. 265 с.

125. Соловьев, О. Ф. Масонство. Словарь-справочник / О. Ф. Соловьев; М.: Аграф, 2001 г. 432 с.

126. Соловьев О. Ф. Масонство в России / О. Ф. Соловьев // Вопросы истории. 1988. - №10. - с. 3-25.12 6. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов; М. : Акад. проект, 2001. -990 с.

127. Толь, С. Д. Ночные братья. Масонское действо / С. Д. Толь; М.: Москва, 2000. 374 с.

128. Уайт J1. Наука о культуре / JI. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / Отв. ред. и сост. JI. А. Мостова. СПб.: Университетская книга, 1997ю - 726 с. - с. 141 - 156.

129. Уколова В. Под покровом масонской тайны / В. Уколова // Наука и жизнь. 1990, №12. с. 10-13.

130. Флоровский, Г. Пути русского богословия. Репринт, изд. / Г. Флоровский; Вильнюс, 1991. 599 с.

131. Фурсов А. И. Русская система / А. И. Фурсов, Ю. С. Пивоваров // Полис. 2001. - №4. - с. 37 -48 .

132. Хейзинга, И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры./ Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильверстова, Д. Э. Харитоновича / И. Хейзинга; М. : Прогресс Традиция, 1997 г. - 416 с.

133. Худушина, И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (к. 18 н. 19 вв.) / И. Ф. Худушина; М.:РАН, 1995. - 232с.

134. Хюбнер, К. Истина мифа. / пер. с нем. / К. Хюбнер; М.: Республика, 1996. 448 с.

135. Черняк, Е.Б. Невидимые империи. Тайные общества старого и нового времени на Западе / Е. Б. Черняк; М.: Мысль, 1987 г. 271 с.

136. Черняк, Е. Б. Времен минувших заговоры / Е. Б. Черняк; М.: Межд. отнош., 1994. 540 с.13 9. Черняк, Е. Б. Призрачные страницы истории / Е. Б. черняк; М.: Остожье, 2000. 427 с.

137. Черняк, Е. Б. Тайны Старого и Нового Света: Заговоры. Интриги. Мистификации / Е. Б. Черняк; М. : Остожье, 1996. 521 с.

138. Шацкий, Е. Утопия и традиция. Пер. с польск./ Общ.ред. и послеслов. В. А. Чаликовой. / Е. Шацкий; М.: Прогресс, 1990. 456с.

139. Шиповская, Е. А. Исповедь рыцаря Света. Воспоминания / Е. А. Шиповская; М. : Интеграф сервис, 1998 г. 184 с.

140. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. / К. Г. Юнг; М.:Прогресс Универс , 1996. -329 с.14 8. Юнг, К. Г. Дух и жизнь / Пер. с нем. / К. Г. Юнг; М.: Практика, 1996. 560 с.

141. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг; М.: Ренессанс, 1991 г. 304 с.

142. Юнг, К. Г. Психология и алхимия / пер. с англ. / К. Г. Юнг; М.: Рефлбук, 1997 г. 592 с.

143. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного /К. Г. Юнг // Вопросы философии. -1988. №1, с. 133-150.

144. Юнг, К. Г. О современных мифах / Пер. с нем. / К. Г. Юнг; М.: Практика, 1994. 251 с.

145. Яковлев, Н. Н. 1 августа 1914 / Н. Н. Яковлев; М.: Молодая гвардия. 1974. - 239 с.

146. Яковлев Н. Н. О «1августа 1914», исторической науке, Ю. В. Андропове и других / Н. Н. Яковлев // Яковлев Н. Н. 1 августа 1914. М.: Молодая гвардия, 1993. - 320 с. (с. 286-315)

147. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ситуация в современном мире /К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 г. - 528 с.

148. Cerza A. "Let There Be Light". A Study in Anti-Masonry. Silves Spiring, 1993.

149. Jacob M. Living the Enlightenment. Freemasonry and Politics in Eighteenth-Century Europe. New York, 1991.

150. Keenan E. L. On certain mythical beliefs and Russian behaviors// Russian Literal Project. Maryland. 1993.

151. Ram Adhar Mall. Der Mensch in der Verschraenkung vom Mythos und Logos: Zur Komplementaritat von Denkkulturen in der Anthropologic// Dialektik Hamburg, 1996. - №1. - S. 13-27 .1. CGCOtliK