автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Мифологические аспекты изобразительного искусства Башкортостана

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ахмедьянова, Ирина Дарвишевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Мифологические аспекты изобразительного искусства Башкортостана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ахмедьянова, Ирина Дарвишевна

Введение.

Глава 1. Методологические аспекты исследования образов древней и традиционной культуры: архетипы художественного сознания.if

1.1 .Актуальность понятия "образ" в теории познания.i2.

1.2.Проблемы единства историко-культурного процесса: диалог культур,.

1.3.Синкретическая целостность древней и традиционной культуры.

Глава 2. Художественные образы в мифологии и искусстве Древнего Урала.v?

2.1. Мифологические истоки развития древнего изобразительного искусства

2.2. Пещера Шульган-таш и мифологическая картина мира башкир.<Ьо

2.3.Древнее анималистическое искусство на территории Урала.

2.4. Материальная и духовная культура Южного Урала бронзового века

Глава 3. Сарматское искусство: мифология и творчество.9?

3.1. Вопросы истории и культуры евразийских степей.

3.2. Самобытность искусства "звериного стиля".

3.3. Преемственность культурного наследия.-гso

Глава 4. Искусство Башкортостана: традиции и современность.

4.1. Мифологические аспекты башкирской народной культуры.7SS

4.2. Изобразительное искусство Башкортостана в системе древней и традиционной культуры.-fso

4.3. Человек и природа в творчестве современных башкирских художников./^

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Ахмедьянова, Ирина Дарвишевна

Все что теперь, спустя тысячелетье Умом созревшим понимаешь ты, Тогда как люди, чистые как дети, Уже прочли на лике красоты.

Ф. Шиллер

Культурное наследие Южного Урала достойно входит в общее русло мировой художественной культуры и неразрывно с ним связано. Художественные образы искусства - важная часть представлений о мироздании, природе, человеке. В извечных поисках Истины-Добра-Красоты художественные произведения прошлого раскрывают мифологическую картину мира во всем единстве формы и содержания. Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая), культура Аркаима, сарматское искусство "звериного стиля", башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала. Сопоставление основных этапов развития истории Урала с древнейших времен выводит нас к вопросам преемственности культурного наследия, диалогу культур, актуализирует связь современного изобразительного искусства Башкортостана с архетипами прошлого.

Отправной точкой древнего мифопоэтического миропонимания является первобытное искусство пещеры Шульган-таш. Обращение к его содержанию — начало на пути постижения художественных образов древней и традиционной культуры Южного Урала. Наличие широкого круга историко-археологических, фольклорных и этнографических данных, современные методологические подходы философии культуры, истории, искусствознания позволяют приступить к историко-искусствоведческому исследованию изобразительного искусства на территории Башкортостана, к систематизации основных этапов развития, к выявлению идейно-художественной стороны произведений искусства.

Объект исследования — Изобразительное искусство на территории Башкортостана (Южного Урала) с древнейших времен по настоящее время.

Предмет исследования — Взаимосвязи изобразительного искусства и мифологии в древней, традиционной и современной культуре Башкортостана.

Цель исследования: Рассмотреть историю развития изобразительного искусства на территории Башкортостана в общей системе единых историко-культурных процессов Евразии.

Задачи исследования:

-определить методологические аспекты в исследовании художественных явлений прошлого, связанные с понятиями "мифология", "образ", "архетип", "диалог культур", "преемственность культурного наследия";

-выявить круг наиболее значимых художественных явлений древнего искусства, используя данные археологии, этнографии, мифологии Южного Урала;

-систематизировать основные этапы развития истории изобразительного искусства на территории Башкортостана;

-разработать содержание произведений изобразительного искусства прошлого на основе мифологии Южного Урала, широко используя сравнительно-исторические принципы диалогических связей;

-раскрыть актуальность древних и традиционных образов искусства в развитии современных представлений о мире;

-проанализировать творчество современных башкирских художников, искусство которых, обращено к мифологическим истокам древних культур.

Методологические аспекты исследования. В основе рассмотрения искусства и культуры Башкортостана лежит принцип диалогических связей. "Диалог культур" в качестве методологического принципа есть конкретизация философских положений о "всеобщей связи", "взаимодействии", "единстве мира". Единство художественной культуры, в диалектике общего, особенного и единичного, состоит не только в том, что имеет общее строение, схожие процессы, но и в том, что каждая отдельная культура при всей связи с общем сохраняет свою неповторимость и самобытность. В трудах М.Бахтина, М.Хайдеггера, В.Дильтея, Г.Гадамера выявлен герменевтический круг в исследовании художественных проблем, который можно представить так: целое понимается через части, а части постигаются через целое; познание себя через других является основой целостности духовной культуры.

Целостность процессов исторического развития, характеризуясь в культурологических понятиях "диалог культур", "архетипы", "культурная преемственность", "традиция", обуславливает устойчивость духовной культуры народа. Каждый историко-культурный этап отличаясь, имеет и нечто общее с последующими этапами.

По мнению российского философа В.С.Библера: "Культура может строиться только на основе духовной преемственности. Только с учетом внутреннего диалога культурных типов" (Библер B.C. Диалог культур // Вопросы философии. 1989, №6). Диалог культур предполагает не только системные связи исторической преемственности в рамках одной территории, но и общение и взаимопонимание между культурами разных стран, диалог между видами культур (философией, наукой, искусством, религией), а также современный диалог с культурами прошлого, составляющими единое духовное пространство. Диалог подразумевает не только гуманитарные контакты в сообществе разных народов, но и общение каждого отдельного человека, его личное переосмысление всего многообразия культурных явлений. Диалог культур приобщает человека к космосу культуры, помогает преодолеть противоречия в обществе, наступающий духовный кризис, приблизиться к пониманию общечеловеческих принципов бытия.

Источники исследования — произведения изобразительного искусства из музейных и частных коллекций Башкортостана, а также археологические, письменные, лингвистические, фольклорные, этнографические материалы по уральскому региону.

Научная новизна заключается в том, что содержание древнего изобразительного искусства раскрывается на материалах мифологии Южного

Урала. В ходе комплексного исследования истории культуры и искусства на территории Башкортостана систематизированы его основные аспекты, дающие целостное представление о духовной и материальной культуре Урала как органическом целом. Изучение художественной культуры Башкортостана основывается на определении преемственности культурного наследия и диалога культур, что связывает архетипы прошлого с последующим и настоящим, тем самым раскрывается неразрывная связь времен и народов. Сопоставление основных линий развития искусства на территории Башкортостана с процессами евразийской и мировой художественной культуры позволяет выявить особенности культурно-исторических периодов Южного Урала и, в тоже время, заметить их связь с общечеловеческими ценностями мировой культуры.

Практическая значимость. Положения и выводы исследования призваны способствовать дальнейшему углубленному искусствоведческому исследованию художественной культуры Башкортостана, осмыслению культурного наследия прошлого в духовной жизни современного общества. Данные, полученные в результате работы, используются при подготовке лекций, учебных пособий, программ по культуре и искусству Башкортостана, при создании музейных экспозиций, в научно-просветительской деятельности в условиях всеобщего интереса к истории и культуре родного края.

Апробация. Материалы исследования применялись в практике работы диссертанта за последние 15 лет в научной и педагогической деятельности в качестве преподавателя истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры, эстетики, культуры и искусства Башкортостана. Некоторые идеи использовались при проведении семинаров в художественных школах, педагогических училищах, Институте повышения квалификации учителей, Башгосуниверситете, Институте искусств и Художественно-графическом факультете педагогического института г. Уфы. На основе данного исследования разработаны программы для художественных и общеобразовательных школ "Культура и искусство Южного Урала (древний период)", "История изобразительного искусства Башкортостана". Содержание диссертации представлено в ряде научных публикаций, книг и монографии. По теме диссертации были сделаны доклады на кафедре фольклора и искусства Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, на кафедре живописи Уфимского института искусств.

Степень разработанности. Рассмотрение образов древнего искусства Урала предполагает анализ и синтез многих областей знания - истории и археологии, фольклора и этнографии, лингвистики и мифологии, религии и востоковедения. Такое комплексное исследование основных аспектов искусства и культуры дает возможность получить более целостное представление о развитии художественной культуры Башкортостана. Богатый материал по изобразительному искусству Древнего Урала представлен в археологических исследованиях О.Н.Бадера, Г.Н.Матюшина, В.Т.Петрина, С.И.Руденко, В.Н.Щелинского, А.Х.Пшеничнюка, М.Ф.Обыденова, Ф.М.Миннигуловой, К.И.Корепанова. Связь башкирского фольклора и этнографии с древними мифологическими представлениями по данным археологии раскрывалась в работах Р.Б.Ахмерова, Н.А.Мажитова, А.Н.Султановой, В.Г.Котова, С.А.Галлямова. Выявлением содержания первобытного искусства, истоков творчества занимались отечественные специалисты по археологии палеолита З.А.Абрамова, А.П.Окладников, А.Д.Столяр, А.Л.Формозов, Б.А.Фролов, А.Д.Рогинский, В.Е.Ларичев.

Так главное в духовной и материальной культуре древнего общества характеризуется в фундаментальном явлении, называемым синкретизмом. Синкретическое видение мира проявилось в органическом синтезе всех начал культуры - искусства, религии, науки, которые строились в рамках единого мифологического мироощущения. Е.М.Мелетинский, подчеркивая роль мифологии в культуре древних, писал: "Значение мифологии очень велико в развитии различных видов искусств, в самом генезисе художественно-образного мышления" (Поэтика мифа. М., 1976. С.29). Исследованиями специфики древнего мифологического мышления, систематизацией основных мифологических образов занимались М.И.Шахнович, С.А.Токарев, В.В.Иванов, Н.А.Алексеев, Д.Д.Фрэзер, Л.Л.Брюль, К.Г.Юнг, Э.Б.Тайлор, К.Л.Стросс, Э.Кассирер. Рассматривая духовные аспекты архаического общества, исследователи в первую очередь выделяют космогонические аспекты, которые определяют наиболее сакрализованные связи человека с Вселенной (В.В.Евсюков, М.Элиаде, В.Б.Иорданский, Е.А.Окладникова,

B.Е.Ларичев, Б.А.Рыбаков, Ю.А.Шилов).

Искусство, культура, история древних народов Евразии, в том числе и Южного Урала, крупномасштабно представлена в трудах Л.Н.Гумилева,

C.И.Руденко, Б.Г.Здановича, Е.Е.Кузьминой, Г.М.Бонгарда-Левина, Э.А.Гран-товского, Д.С.Раевского, М.И.Артамонова. Ими дана общая картина истории евразийской культуры, сформулированы основные концепции ее материального и духовного развития. Но в научных представлениях о развитии евразийской истории еще недостаточно оценены роль и место культуры, мифологии, искусства Южного Урала. Следует отметить, что среди многочисленных исследовательских работ историко-археологического, этнографического, культурологического характера - к изобразительному искусству они имеют лишь косвенное отношение. В Башкортостане нет искусствоведческих исследований по истории развития искусства Урала, а его древнее искусство в башкирском искусствознании специально не изучалось. К тому же мало работ, которые бы рассматривали художественные явления прошлого не изолированно, а в едином звене развития культурно-исторических процессов, как на Урале, так и в связях с мировой художественной культурой.

Одним из первых опытов целостного рассмотрения изобразительного искусства народов России стали исследования С.М.Червонной. Ее труды важны не только с искусствоведческой стороны, но и определением методологических подходов к художественной культуре конкретной республики. С.М.Червонная, особо акцентируя на том, что "история искусства автономной республики, как научная искусствоведческая концепция, принципиально отличается и от истории искусства того или иного отдельного народа и от истории художественной культуры определенной местности. ", выделяет именно отношение " к тому, что реально соответствовало истокам, традициям, процессам сложения и моментам расцвета национальной культуры данного народа" (Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М., 1987. С.296). В последующей монографии "Все наши боги с нами и за нас (Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России) автор, широко показывая процессы развития искусства разных народов, прежде всего рассматривает духовные ценности национального самосознания. В соответствии с этим, важно заметить, что методологические проблемы истории изобразительного искусства автономной республики Башкортостан находятся не только в сфере искусствоведческих, но и этнологических исследований, в области решения национальных вопросов, понимания процессов становления духовной культуры башкирского народа.

Наиболее полный анализ искусства и культуры башкир был дан в труде С.И.Руденко "Башкиры. Опыт этнологической монографии" (1925). Археологические исследования Урала, Сибири, Алтая (в частности раскопки Пазырыкских курганов в 1929 году) позволили С.И.Руденко глубже рассматривать проблемы этнического происхождения народов Урала и выявить наиболее древние пласты традиционного искусства башкир (Руденко С.И. Искусство и фольклор // Башкиры. Историко-этнографические очерки". M.-JI., 1955). Впервые специальное исследование декоративно-прикладного башкирского искусства было проведено в диссертационной работе этнографа Н.В.Бикбулатова (1964). Им были даны характеристики разнообразных видов башкирского народного искусства, подробные сведения о технологии, материалах, выделены особенности декоративного искусства башкир различных районов Башкирии, Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской областей. Продолжались все более углубленные исследования конкретных видов башкирского искусства, как народная одежда (С.Н.Шитова), традиционный интерьер (А.Г.Янбухтина), башкирский орнамент

Н.Х.Хисматуллина), вышивка (Е.А.Никанорова), жилище (С.Н.Шитова, Б.Г.Калимуллин, Т.А.Масленникова).

В середине 20 века с оживлением выставочной деятельности появляются публикации искусствоведов о современном изобразительном искусстве Башкортостана (Г.Р.Пику нова, Э.П.Фенина, Л.Н.Попова, А.Г.Янбухтина, В.М.Сорокина, Т.Л.Речкалова, И.Н.Оськина, С.В.Евсеева). Были изданы книги, альбомы и каталоги по искусству Башкортостана: С.А.Авижанская, Н.В.Бикбулатов, Р.Г.Кузеев. Декоративно-прикладное искусство башкир (1964); М.Ф.Обыденов, Ф.М.Миннигулова. Древнее искусство Башкирии (1985); Г.С.Кушнеровская. Изобразительное искусство Башкирской АССР (1974); С.Т.Червонная. Живопись автономных республик РСФСР (1978); И.Н.Оськина. Современное изобразительное искусство Башкортостана (1997) и ДР

Большим вкладом в систематизацию художественного наследия Башкортостана стало издание Башкирской краткой энциклопедии (1992). Во многих статьях энциклопедии было намечено содержание основных моментов художественной культуры Южного Урала, которые требуют своих дальнейших углубленных исследований. Перед молодыми искусствоведами Башкортостана развернуто широкое поле деятельности, так как история изобразительного искусства Башкортостана еще не написана. Потому в данной работе первоначально определяются методологические аспекты исследования истории искусства автономной республики, которые необходимы в дальнейшей систематизации материалов с древнейших времен до двадцатого века. Автором выделяются содержательные аспекты образов древнего, традиционного и современного искусства на мифологической основе, на основе сохранения древних архетипов, как исходного начала в развитии творчества.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифологические аспекты изобразительного искусства Башкортостана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выявлении всеобщности мышления и состоит абсолютная ценность культуры.

Гегель

Единые связи в понимании мира природы, человека и общества, выдвинутые во главу проблем нашего времени, сохранила древняя земля Башкортостана. Культура пещеры Шульган-таш, эпос Урал-Батыр, Аркаим, сарматские образы "звериного стиля", башкирское народное творчество, — это те звенья единой цепи духовной культуры Южного Урала, которые таят во всей своей глубине жемчужины древнего миропонимания. Художественные образы искусства Урала как яркое явление духовной жизни его народа, создаваемые в течении многих веков, интересны мировой художественной культуре и определяются собственной мифологической картиной мира.

Ориентация историко-искусствоведческого исследования древнего изобразительного искусства Урала на мифологию как содержательную сторону художественных произведений стала выходом к широким обобщениям. В итоге определились следующие положения, важные для понимания духовной и материальной культуры Башкортостана:

Древнее искусство Урала - неотъемлемая часть культурного наследия Башкортостана. Древняя, традиционная культура и современное искусство Башкортостана как единое целое впервые стало материалом искусствоведческого анализа. Искусство каменного, бронзового и железных веков Южного Урала составляют единые историко-культурологические процессы, связанные с основными тенденциями развития художественной культуры в евразийской истории.

Историко-искусствоведческое рассмотрение периодов изобразительного искусства позволило увидеть внутренние связи, преемственность древнего и традиционного искусства, обусловленное мировоззренческими аспектами, что выразилось в мифологии. Мифологизм существенно входил в плоть, содержание, структуру духовного и материального мира древнего человека. В мифологических образах закреплялась связь между человеком и природой, в них заключались художественные и познавательные аспекты осознания человеком действительности. Выявление структуры художественных произведений, его идейно-мировоззренческих основ и образно-пластических особенностей позволило проследить преемственность мифологических образов Урала.

Образы древнего искусства Урала обусловлены мифологическими представлениями, сохраненными в архетипах художественного сознания, реконструируемые из башкирского фольклора и этнографии. Так, образы башкирской мифологии являются неисчерпаемым источником рассмотрения содержания историко-археологических материалов по Южному Уралу. Обращение к башкирской мифологии актуально и может вывести к более углубленному изучению древней культуры, т.к. именно всеобъемлющая мифологическая система является его универсальным основанием.

Основные образы башкирской мифологии - Урал-батыр и Шульган-таш содержат идею единства верхнего и нижнего мира, выраженного в концепции универсальной двойственности всего сущего. Внутренняя сущность полярных субстанций, неразрывно связанных между собой, является активной творческой силой. Противостояние противоположностей понимается как -источник порядка на всех уровнях, как механизм, создающий порядок из хаоса, составляющий основу развития явлений мира.

Представления о значении пещеры Шульган-таш связаны, прежде всего, с мифологической системой взглядов на мир, с её универсалиями. Пещера и Гора - две стороны модели мира, выражают структуру мироздания. Пещера осуществляла пространственно-временную связь между двумя мирами — подземного и возвышенного. Пещера Шульган-таш стала символом первозданной природы, конкретной моделью мира, в которой почиталась сакральная связь микрокосма с макрокосмом, где образы четырех стихий мира, как вода, огонь, воздух, земля, представляли начала мифологических представлений. Пещера Шульган-таш явилась пещерным святилищем древнего населения Урала и играла значительную роль в духовной жизни общества.

Первым этапом в развитии изобразительного искусства Урала стало искусство палеолита. Наскальные рисунки животных в древних пещерах — лошадей, быков, мамонтов определяли тотемические представления, что было связано с анимистическим сознанием, характеризуемым пониманием всеобщей связи явлений природы и общества.

Искусство бронзовой эпохи на Урале представлено аркаимским кругом материалов - зооморфными образами ритуальных скипетров, мелкой скульптурной пластикой, орнаментированной керамикой и культовыми архитектурными комплексами Аркаима и Синташты. Планировка Аркаима соотносится с мифологическим принципом мандалы (колесо, круг, орбита) -психокосмической системы, задающий особый вселенский ритм, объединяющий макро и микрокосм. К.Г.Юнг считал, что принцип мандалы использовался как средство достижения единого ритма человека со Вселенной.

В основе художественных явлений культуры Древнего Урала -космогонические образы, раскрывающие единые связи мира природы, человека и общества. Космогонические рисунки тагильских писаниц, произведения пермского звериного стиля, сарматского искусства могут рассматриваться как шедевры мировой художественной культуры. Например, уникальный образ солнечного оленя из Филипповского кургана вбирает в себя семантику мирового дерева - универсального символа мифологической модели мира.

Архетипами древнего сознания определяется традиционное искусство башкир - ткачество, орнамент, резьба по дереву, металлу и др., в образах, которых читается космологическая модель мирового древа. Такие древние башкирские кубаиры как "Урал-Батыр", "Акбузат", народные празднества -"Каргатуй" (праздник Ворона), "Сабантуй" (праздник плуга), "Айыутуй" (медвежий праздник) хранят древнейшие мифологические представления, на основе которых, возможно реконструировать мифологию Древнего Урала. Тема уральской мифологии неисчерпаема, ее общие и частные вопросы ждут

188 своего углубления. Исследование духовной культуры Урала - дело коллективного труда ученых, разрабатывающих в комплексе исторические, искусствоведческие, этнографические, фольклорные, лингвистические, социологические материалы.

Идеи прошлого актуализируются в современном изобразительном искусстве Башкортостана. В творчестве талантливых башкирских художников выражается преемственность духовного постижения мира. Они видят гармонизирующие начала в истоках древней и традиционной культуры Урала. Потому мифологизм стал основной чертой в творчестве таких художников, как Ф.Ергалиев, Р.Миннебаев, Дж.Сулейманов, А.Мазитов и др. Их картины напоминают нам о стремлении древних к единству, к гармонии, целостности бытия человека и космоса как высшего смысла жизни.

Восстановить уходящее культурное наследие, связь времен - важно сегодня и для того, чтобы понять ход собственной духовной жизни, чтобы найти те ориентиры, которые ведут к будущему, ту дорогу, которая необходима каждой личности в ее духовных поисках собственного "родника души".

189

 

Список научной литературыАхмедьянова, Ирина Дарвишевна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Абаев В.И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М., 1981.

2. Абдуллин А.Р. Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства. Автореф. канд. дисс. Уфа, 1995.

3. Абрамзон С.М. Фольклорные мотивы в киргизских преданиях генеалогического цикла // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977.

4. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М., 1962.

5. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

6. Акишев А.К. Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык) // КСИА. Вып. 154. М., 1978.

7. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.

8. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966.

9. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л., 1967.

10. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

11. Алексеев В.П. К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1976.

12. Алексеев Н.А. Ранние формы религий у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

13. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

14. Артамонов М.И. Сокровища саков: Амударьинский клад. Алтайские курганы, минусинские бронзы, сибирское золото // Памятники древнего искусства. М., 1973.

15. Артановский С.А. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ. Л., 1967.

16. Артыш. Каталог творческого объединения башкирских художников / Сост. С.Евсеева. Уфа, 2002.

17. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. Сб.ст. М., 1988.

18. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996.

19. Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала. Уфа, 2001.

20. Байбурин А.К. Некоторые вопросы реконструкции архаического мировоззрения // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985.

21. Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись. М., 1965.

22. Бадер О.Н. Смеловская палеолитическая стоянка в степях Южного Урала //МИА. 1971. №173.

23. Бадер О.Н. Тайны седого Урала // Сквозь века: Сб.ст. М., 1986.

24. Бажов П.П. Сочинения в трех томах. М., 1986.

25. Балакин Ю.В. Урало-сибирское культовое литье в мифе и ритуале: Автореф. канд. диссерт. Новосибирск, 1996.

26. Барцева Т.Б. Цветная металлообработка скифского времени. М., 1981.

27. Башкирские шежере. Уфа, 1960.

28. Башкирское народное творчество (БНТ): В 5-ти томах. Уфа, 1987.

29. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

30. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира // Вопросы философии, № 4, М., 1994.

31. Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии И СЭ. № 6-7. 1947.

32. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1993.

33. Бикбулатов Н.В. Декоративно-прикладное искусство башкир (декоративное ткачество, вышивка, аппликация). Автореф. канд. диссерт. Л., 1964.

34. Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.

35. Бибиков С.Н. Неолитические и энеолитические остатки культуры в пещерах Южного Урала // СА, 8 . 1950.

36. Библер B.C. Диалог культур // Вопросы философии, 1989, № 6.

37. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. ML, 1983.

38. Борев Ю. Эстетика. М., 1988.

39. Быструшкин К. Аркаим великая обсерватория древности // Наука и жизнь. № 12, 1996.

40. Валеев Ф.Х., Валеева Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань. 1987.

41. Васильев В.Н., Савельев Н.С. Ранние дахи Южного Урала по письменным источникам. Уфа, 1993.

42. Васюткин С.М., Горбунов B.C., Пшеничнюк А.Х. Курганные могильники Южной Башкирии эпохи бронзы // Бронзовый век Южного Приуралья. Уфа. 1985.

43. Высочина Е.Е. Проблемы изучения художественной картины мира // Вопросы философии. М., 1983, №10.

44. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

45. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

46. Галяутдинов И.Г. Тарих Нама и Булгар Таджетдина Ялсыгулова. Уфа. 1990.

47. Гегель Г.В. Философия религии. В 2-х тт. М., 1971.

48. Гегель Г.В. Феноменология духа. СПб, 1992.

49. Генинг В.Ф., Ашихмина Л.И. Могильник эпохи бронзы на р. Синташта // АО 1975. М., 1975.

50. Генинг В.Ф. и др. Синташта: археологический памятник арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992.

51. Генинг В.Ф. Проблемы исследования духовной жизни древних обществ // Духовная культура древних обществ на территории Украины: Сб. научн. тр. АН УССР. Киев, 1991.

52. Геродот. История в 9-ти книгах. JI., 1972.

53. Горбунов B.C. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа, 1992.

54. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.

55. Грибова JI.C. Пермский звериный стиль (проблемы семантики). М., 1975.

56. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Д., 1990.

57. Давлеткулов А.Х. Картина мира в народном эпосе. Автореф. канд. диссерт. Уфа, 1991.

58. Даль В.И. Повести и рассказы. Уфа, 1981.

59. Диалог в философии: Традиции и современность. СПб, 1995.

60. Древности урало-казахстанских степей (красота и духовность мира вещей мира). Челябинск, 1991.

61. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988.

62. Закиев М.З. О скифо-сарматских корнях татарского народа // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.

63. Зайберт В.Ф. Поселение Ботай и задачи исследования энеолита Северного Казахстана // Энеолит и бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1985.

64. Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале. М., 1992.

65. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988.

66. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

67. Золотые олени Евразии. Каталог выставки. СПб., 2001.

68. Иванов В.А. Раскопки в Оренбуржье и Южной Башкирии // АО 1983. М., 1984.

69. Игнатьев В.И. Всемирная история как целостность (проблемы методологии). Новосибирск, 1993.

70. Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. ст. СПб, 1998.

71. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.

72. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

73. Каталог археологических коллекций. Выпуск 1. Уфа. 1994.

74. Киреев А.Н. Культ медведя в древних верованиях и отражение его в фольклоре башкирского народа // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979.

75. Коран. Перев. с араб. акад. И.Ю.Крачковского. М., 1991.

76. Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М, 2002.

77. Корепанов Е.А. Звериный стиль в искусстве племен Среднего Поволжья и Прикамья в 7-3 в.в. до н.э.: Автореф. канд. диссерт. . М., 1980.

78. Корепанов Е.А., Обыденов М.Ф. Искусство Урала и Прикамья. Уфа, 1997.

79. Котов В.Г. Хтоническая мифология населения Южного Урала. (К вопросу о реконструкции хтонических культов по данным археологии, этнографии, фольклора). Уфа, 1999.

80. Кузеев Р.Г. Урало-аральские этнические связи в конце 1 тыс. н.э. и история формирования башкирской народности // Археология и этнография Башкирии. Т.4. Уфа, 1971.

81. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.

82. Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977.

83. Кушнеровская Г.С. Изобразительное искусство Башкирской АССР. М., 1974.

84. Кюн Герберт. Искусство первобытных народов. М., 1993.

85. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

86. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

87. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930.

88. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1998.

89. Любин В.П. Изображения мамонтов в палеолитическом искусстве (по материалам Каповой пещеры) // Советская археология, 1991. № 1.

90. Мажитов Н.А. Южный Урал в 7-14 вв. М., 1981.

91. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994.

92. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.

93. Малов С.Е. Древние и новые тюркские языки. М. 1952.

94. Маловицкая Л.Я. Сарматский звериный стиль. Автореф. канд. диссерт. Л., 1967.

95. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1995.

96. Матюшин Г.Н. Памятники каменного века на территории Б АССР // БАС. Уфа, 1959.

97. Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

98. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии, №7. М., 1983.

99. Мелетинский Е. М. Первобытное наследие в архаических мифах. М., 1964.

100. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

101. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство // Малая история искусств. М., 1973.

102. Мифологический словарь. Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1991.

103. Морозов Ю.А. Тавлыкаевское поселение срубной культуры // Поселения и жилища древних племен Южного Урала. Уфа, 1983.

104. Морозов Ю.А. Могильник эпохи бронзы у села Верхнетавлыкаево // Памятники кочевников Южного Урала. Уфа. 1984.

105. Мошинская В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М., 1976.

106. Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры // САИ. Д-10. М., 1963.

107. Мошкова М.Г. Сарматские погребения Ново-Кумакского могильника близ г. Орска // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М., 1972.

108. Обыденов М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство Башкирии. Уфа, 1985.

109. Обыденов М.Ф., Корепанов К.И. Искусство Урала и Прикамья. 4.1. Эпоха камня и бронзы. Уфа, 1997.

110. Окладников А.П. К истории культурно-этнических связей населения Евразии в 3-2 тыс. до н.э. // СЭ, 1996, № 1.

111. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

112. Первобытное искусство: Сб.ст. под ред. Р.С.Василевского. Новосибирск, 1976.

113. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994.

114. Переудина Н.В. Значение мифологии для изучения идеологии первобытного общества // Идеологические представления древнейших обществ. Тез. докл. конф. М., 1980.

115. Пещерный палеолит Урала: Материалы Международной конференции. Уфа, 1997.

116. Петрин В.Т. Новые наскальные изображения на Южном Урале // АО -1976. М., 1977.

117. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992.

118. Пластика и рисунки древних культур: Сб.ст. под ред. Р.С. Василевского. Новосибирск, 1983.

119. Платон. Соч. в 3-х тт. Т.З, часть 1. М., 1971.

120. Потапов Л.П. Иер-су в орхонских надписях /У Советская тюркология. 1979, №6.

121. Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово, 1979.

122. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу в 921-922 гг. Под ред. И.Ю.Крачковского. М., 1996.

123. Пучков А.Я. Механизм преемственности поколений: исторический опыт и современность. Автореф. канд. диссерт. Екатеринбург, 1993.

124. Пшеничнюк А.Х. Охлебининский могильник // АЭБ. Уфа, 1968. Т.З.

125. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Урала. Уфа, 1983.

126. Пшеничнюк А.Х. Раскопки "Царского" кургана на Южном Урале. Препринт доклада. Уфа, 1989.

127. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей 1 тыс. до н.э. М., 1985.

128. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977.

129. Ранние формы искусства. М., 1972.

130. Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб, 1991.

131. Ригведа. Мандалы I-IY. Под ред. Т.Я.Елизаренковой. М., 1989.

132. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

133. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

134. Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра 1 // Археология СССР. САИ, вып. Д 3-9, М.-Л., 1962.

135. Сагалаев A.M. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1981.

136. Сагитов М.М. Культ животных в башкирском фольклоре // Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа, 1984.

137. Сагитов М.М. Культ коня в башкирском народном творчестве // Этническая история народов Урала и Поволжья. Уфа, 1976.

138. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Автореф. канд. диссерт. Уфа, 1994.

139. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.

140. Семантика древних образов: Сб.ст. под ред. Р.С.Василевского. Новосибирск, 1990.

141. Сиротин А.Н. Историческая география Южного Урала (7 в. до н.э. 5 в. н.э.). Автореф. канд. диссерт. Уфа, 1997.

142. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.

143. Скифо-сибирский звериный стиль. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987.

144. Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.

145. Скурту Н.П. Искусство и картина мира. Кишенев, 1990.

146. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.

147. Смирнов К.Ф. Ранние кочевники Южного Урала // Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа, 1971.

148. Стеблева И.В. Поэзия тюрков YT-YIII веков. М., 1965.

149. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

150. Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказки. М.,1994.

151. Сулейманов A.M. Исторические основы и идейно-эстетические функции топонимических легенд и преданий башкирского народа. Автореф. канд. диссерт. Уфа, 1962.

152. Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Автореф. канд. диссерт. Уфа, 1994.

153. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

154. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

155. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М., 1972.

156. Топоров В.Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.,1981.

157. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982.

158. У истоков творчества: Первобытное искусство. Сб.ст. под ред. Р.С.Васильевского. Новосибирск, 1978.

159. Урал-Батыр (перев. с башк. Г.Шафикова) // БНТ 1. Уфа, 1987.

160. Федоров В.К. Савромато-сарматские ложечки: к вопросу об индоиранских корнях некоторых явлений сарматской культуры // Башкирский край. Выпуск 1. Уфа, 1992.

161. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой орды. Очерки культуры и искусства народов евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976.

162. Фирдоуси. Шах-наме. М., 1989.

163. Фольклор и этнография (Связи фольклора с древними представлениями и обрядами). Сб. ст. Л., 1977.

164. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства. М., 1966; 1980

165. Франкфорт Г.А. и др. В предверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

166. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

167. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1990.

168. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985

169. Фролов Б.А. Палеолитическое искусство и мифология // У истоков творчества. Новосибирск, 1978.

170. Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас. (Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России). М., 1999.

171. Червонная С.М. Искусство Татарии. (История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 г.). М.1987.

172. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. М., 1971.

173. Черных Е.Н. Древняя металлургия Урала и Поволжья. М., 1970.

174. Чижова JI.B. Идеология древнего населения Урала и Западной Сибири (по материалам культового литья): Автореф. канд. диссерт. Д., 1983.

175. Членова Н.Л. Предыстория "торгового пути Геродота" //СА 1983. № 1.

176. ШахновичМ.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

177. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

178. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.199

179. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.

180. Эдинг Д.Н. Резная скульптура Урала. Из истории звериного стиля. М., 1940.

181. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

182. Этнознаковые функции культуры / По ред. И.В.Бромлея. М., 1991.

183. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.

184. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.,1997.

185. Юсупов P.M. Краниология башкир. М., 1989.

186. Янбухтина А.Г. Ергалиев Фарид. Уфа, 1989.

187. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993.

188. Cassirer Е. The Philosophy of Symbolic Forms. New York, 1957.

189. The Golden Deer of Eurasia. Scythian ahd Sarmatian Treasures from the Russian Steppes. Exhibition catalogue. New York, 2000.

190. Jung C.G. Symbole der Wardlung. Zurich, 19522,020420sr