автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Климов, Константин Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.'

Текст диссертации на тему "Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв."

Президиум ВАК России

(решение от " X/ 19^. г., № Щ/АЗ

присудил ученую степень ДОКТОРА

наук|:

Начальник управления ВАК России

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

На правах рукописи

КЛИМОВ Константин Михайлович

АНСАМБЛЬ КАК ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА В УДМУРТСКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ XIX - XX ВВ.

Специальность 17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Москва, 1998 г.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3

Глава I. Образ мира в финно-пермской культурной традиции,

его истоки и эволюция .........................................................................................27

Глава II. Ансамбль как образная система в удмуртском народном зодчестве XIX - начала XX века.......................................................................................65

Глава III. Ансамбль как целостность мировоззрения в интерьере удмуртского народного жилища XIX - начала XX века

§ 1. Предметный мир в организации внутреннего пространства

кеноса....................................................................................................................99

§ 2. Изобразительно-пластический фольклор в убранстве интерьера народного жилища северных удмуртов XIX - начала XX века ...........................124

§ 3. Изобразительно-пластический фольклор в системе жилого интерьера

южных удмуртов XIX - начала XX века .........................................................143

Глава IV. Система ансамблевого единства, его содержание в традиционном комплексе удмуртской народной одежды второй половины XIX - начала XX века

§ 1. Место ткачества и вышивки, их мотивов в костюмном комплексе северных удмуртов второй половины XIX - начала XX века..............................164

§ 2. Изобразительные символы в ансамбле костюма южных удмуртов

второй половины XIX - начала XX века .........................................................189

Глава V. Искусство ансамбля в жилище и костюме бесермян: истоки, эволюция, параллели.................................................................................................205

Глава VI. Народное изобразительное искусство удмуртов как неотъемлемая часть современной традиционной культуры...............................................242

Заключение .......................................................................................287

Принятые сокращения .............................................................................297

Библиография .......................................................................................298

Приложения .......................................................................................329

Введение

Изобразительно-пластическое искусство удмуртов XIX - XX вв. одно из ярких явлений в жизни народов Поволжья и Урала. Наряду с фольклором оно составляет важнейшую область духовной культуры удмуртского народа, в которой воплощены национальные традиции и национальное самосознание. Оно представляет большую эстетическую и историческую ценность широким кругом тем, богатством и разнообразием мотивов, отличается глубокой самобытностью и необыкновенной устойчивостью местных традиций.

В нем присутствует одновременно как традиционное для финно-пермских народов психологическое принятие существующего порядка Вселенной, свидетельствующее о сохранении общей метакультурной основы образа жизни с его невмешательством в естественный порядок вещей, так и типичная открытость новому, готовность и способность заимствовать внешние приметы современного образа жизни.

Широкая распространенность и бытование изобразительно-пластического искусства на территории Удмуртии, а также у удмуртов, проживающих в прилегающих областях и республиках (Татарстан, Марий Эл, Башкортостан, Пермская, Кировская области), говорят о его необычайной жизненной и полнокровной природе и связи с современными художественными потребностями.

Традиции народного искусства Удмуртии приобретают значимость в связи с дальнейшим развитием народной художественной культуры и декоративного искусства в республике. Без изучения традиций народного искусства невозможно решить многие практические вопросы, связанные с современной творческой практикой, кроме того, народное декоративное искусство может стать одним из выразителей складывающейся новой национальной идеологии.

Следует особо подчеркнуть, что изобразительно-пластическое искусство приобретает актуальность и как часть экологической проблемы, связанной с охраной природы, охраной внутреннего мира человека, и именно здесь оно занимает доминирующее положение, проходящее красной нитью через всю сис-

тему художественно-эстетических традиций идеи гармонического единства, цельности мира, слитности с ним.

Настоящее монографическое исследование анализирует ансамбль как образную систему в изобразительно-пластическом искусстве удмуртов, выявляет его художественные особенности, эволюцию и истоки, как целостность, определяемую мировоззрением, как стилистически-композиционное единство, декоративность, как связь, образующую структуру ансамбля. Искусство ансамбля в культуре удмуртов представляет собой яркое художественное явление, возникновение и развитие которого связано с определенными условиями жизни народа и соответствующими этапами формирования его мировоззрения.

Впервые в истории искусства народов России автором освещены крупные этапы и стили развития традиционного искусства удмуртов и других финно-пермских этносов Приуралья, которые отмечены собственным кругом художественных проблем, начиная с эпохи бронзы и заканчивая периодом нового и новейшего времени.

Истоки удмуртского изобразительно-пластического искусства уходят в глубокую древность, к культурам финно-пермских племен, населявших территорию Западного Приуралья. Этот древнейший период стал доступен науке сравнительно недавно благодаря археологическим открытиям [86, 90; 133; 140; 141; 298; 300].

Западное Приуралье, куда входит Удмуртия, - своеобразный историко-этнографический район, расположенный на границе Европы и Азии, Великого Леса и Великой Степи, зона активного взаимодействия финно-угорского, славянского и тюркского этносов, зона противостояния двух мировых религий -христианства и ислама, иначе говоря, самой природой здесь был помещен великий животворный крест: Север - Юг, Восток - Запад [56, с. 42 ]. Здесь издавна проходили важнейшие пути передвижения древних племен, носителей различных культур. Финно-пермские племена Прикамья соприкасались и контактировали с ираноязычными народами, в частности со скифо-сарматами, алана-

ми, позднее тюрками (ранние тюрки, волжские булгары, позднее тюркское население Поволжья - чуваши, татары, башкиры), с представителями родственной финно-угорской языковой семьи (поволжские финны, мари, мордва, угорские и пермские группы, возможно, имели контакты и с предками венгров, живших в районе Волго-Камья) [312, с. 99].

Удмурты (прежнее название ары, аряне, арские люди, чудь отяцкая, отя-ки, вотяки - коренной народ Прикамья (прилож. 1.4). Удмуртский язык составляет особую пермскую ветвь восточно-финских языков финно-угорской языковой семьи [312, с. 97]. Внутри удмуртского этноса видны следы древних этнических подразделений: Ватка, Калмез. К ватке относятся удмурты северных районов, а к калмезам - удмурты центральных и отчасти южных районов республики, расположенных по р. Кильмези и ее притоку Вале [57, с. 43]. Нынешние удмурты по ряду специфических особенностей в языке и материальной культуре подразделяются на две большие группы: северные и южные [21, с. 134]. Среди северных удмуртов живет особая этнографическая группа загадочного происхождения - бесермяне, вопрос об этногенезе которых до настоящего времени полностью не решен [23; 313; 316].

Северные удмурты в XIII - XV вв. входили в состав своеобразного политического и экономического образования - Вятской земли, ас 1489 года вместе с остальными вятчанами - русскими людьми - вошли в Великое княжество Московское.

Южные удмурты входили в сферу влияния Волжско-Камской Булгарии, а после падения Булгарского государства оказались под властью Золотой Орды и Казанского ханства. Процесс вхождения южных и северных удмуртов в Русское государство завершился к 1558 году [246, с. 38].

Длительные этнокультурные связи удмуртов с родственными им волго-камскими финноязычными народами, а также с русскими на севере и тюркоя-зычными татарами, чувашами и башкирами на юге Удмуртии способствовали развитию и формированию специфических черт в материальной культуре се-

верных и южных удмуртов, что нашло отражение в их изобразительно-пластическом искусстве.

Остро сегодня обсуждается вопрос самого понятия народного искусства, содержания и форм его проявления как в прошлом, так и особенно современных. "Именно на этой главной проблеме сегодня скрещиваются разные подходы и методы исследования", - справедливо подчеркивает И .Я. Богуславская [34, с. 7]. Сегодня как никогда назрела необходимость изучать народное изобразительно-пластическое искусство не по видам, "... как это было до сих пор, - пишет М.А. Некрасова, - а в художественных ансамблях, многосторонних связях с культурной средой" [144, с. 5]. Ее позиция, на наш взгляд, отражает наиболее правильный подход к решению общих проблем жизни, содержания и форм развития народного искусства, и такой подход явился главной методологической посылкой в настоящей работе.

Автор исходит также из метода комплексного изучения явлений народного искусства, который дает возможность сочетать разностороннее освоение историко-художественного материала с его теоретическим осмыслением через призму смежных дисциплин - археологии, этнографии, истории, фольклористики, лингвистики. Этот синтетический подход к предмету исследования определил необходимость изучения большого материала искусства прошлого и современного, литературы отечественной и зарубежной. Сказанное устанавливает общее направление исследования, где метод складывался пониманием предмета и формировался на стыке общих достижений гуманитарных наук.

Особо подчеркнем, что в качестве основных средств изучения изобразительно-пластического искусства удмуртов использовались методы: эмпирический - в полевых условиях, а также специальные теоретические - описательно-систематизирующий, иконографический, семантический, сравнительно-исторический. Хронологические рамки исследования ограничиваются XIX - XX вв., так как произведения изобразительно-пластического искусства удмуртов более

раннего периода почти не сохранились и не представлены в музейных коллекциях нашей страны и за рубежом.

Данная работа является попыткой на материале народного изобразительно-пластического искусства удмуртов раскрыть проблему ансамбля как целостности мировоззрения, где выявляется духовно-содержательный аспект, роль образного начала в его решении на примере отдельно взятого этноса. "Мировоззренческая основа определяет ансамблевое мышление народных мастеров, - так полагает М.А. Некрасова, - и это имеет особый исследовательский интерес в свете современных поисков" [144, с. 7]. В принципе изучение в этом ключе народного декоративного искусства составляет одно из современных направлений отечественного и зарубежного искусствоведения.

Первые опыты такого рода в отечественной науке проделаны М.А. Некрасовой и Г.К. Вагнером на материалах народного и древнерусского искусства [41; 236]. Представляется, что проделанное ими исследование обещает быть успешным и в дальнейшем изучении народного изобразительно-пластического искусства многочисленных этносов России. Важность и необходимость такого изучения является сегодня неоспоримой. Именно подход к народному изобразительно-пластическому искусству как системе мировоззрения позволяет на основании сопоставления различных источников в их совокупном органическом единстве реконструировать ансамбль удмуртов как символ мироздания. Здесь мы подходим к узловому моменту для нашей темы и далеко не достаточно разработанному вопросу в нашей отечественной науке: "Ансамбль как образная система".

К сожалению, искусствознание редко уделяет внимание этническому аспекту художественного развития ансамбля. В этой связи очень важной представляется идея В.В. Пименова:"... не следует ли предположить, что специфика этноса возникает не из суммы специфических элементов, а как специфическое сочетание, как своеобразная связь, интеграция неспецифических или лишь специфических элементов" [260, с. 114].

Особо хотелось выделить новейшие научные изыскания, посвященные изучению системы миропонимания родственных, сопредельных и типологически близких этносов. Это прежде всего фундаментальная работа этнолога И.Н. Гемуева "Мировоззрение народа манси. Дом и Космос" (1990 г.). Автор прослеживает функциональные, содержательные и структурные связи традиционного жилища, в котором создаются целостные образные системы, специфические в своих связях, но единые в общих свойствах. Дом, по мнению автора, неотделим от Космоса, он представляет собой не его отображение, а сам этот Космос. Картина такой ненарушенной целостности мифологического восприятия отличает и работу В.В. Напольских "Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф)" (1991 г.), новаторскую по постановке и исполнению; в ней впервые дается целостная картина мира финно-угорских (уральских) народов.

Говоря о современных зарубежных исследованиях в области финноугроведения, в первую очередь имеющих важное значение для нашей работы, следует выделить фундаментальный труд крупного венгерского ученого, историка искусства Клары Чирелли "Начало венгерской народной культуры" (1982 г.) В ее монографии привлекается обширный финно-угорский материал народов Восточной Европы и Азии, в том числе и удмуртов. Оригинальная, неожиданная его интерпретация рассматривается в контексте народной венгерской художественной традиции в искусстве ансамбля.

Рассмотрим более конкретно историографию, имеющую непосредственное отношение к изобразительно-пластическому искусству удмуртов, его образному содержанию. Удмуртское народное декоративное искусство создало на протяжении веков своеобразные художественные традиции, которым принадлежит заметное место в культуре Поволжья и Урала. В декоративном искусстве удмуртов старыми и богатыми традициями обладает художественный текстиль. Удмуртия - это прежде всего культура текстиля. Наиболее ранние

сведения об орнаментированных текстильных изделиях удмуртов относятся к XVIII веку. Мы находим их в трудах и путевых заметках участников комплексных экспедиций Академии Наук П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера, И.Г. Георги, Н.П. Рычкова [84; 230; 249; 277].

Сообщения участников академических экспедиций носят описательный характер, тем не менее именно из них мы можем почерпнуть интересные и ценные сведения о распространении отдельных видов ремесел, о связи традиционного национального искусства с материальной и духовной культурой народа. Так, Н.П. Рычков, наблюдавший быт удмуртов во второй половине XVIII века, писал, что "женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна и вышивают полотна шелковыми фигурками, которые употребляют для украшения своей одежды" [277, с. 163]. Об изготовлении сукна и войлока сообщал и И.Г. Георги: "Женщины прядут, ткут холст, делают толстые сукна, валяют войлоки, вышивают узоры и портничают" [84, с. 49]. Кроме того, удмурты занимались ткачеством безворсовых ковровых изделий.

Начатое в XVIII веке изучение культуры и быта народов Поволжья было продолжено учеными-этнографами XIX века. Обширный этнографический материал об удмуртах был опубликован в последней трети прошлого века. В сборе этнографического материала и его публикации исключительно большую роль сыграло организованное в 1878 году Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Работы членов ОАИЭ издавались в виде отдельных статей и очерков в "Трудах" и "Известиях" общества. Это прежде всего исследования Д.Н. Островского, Г.Е. Верещагина, Н.Г. Первухина, А.Ф. Риттиха, И.Н. Смирнова, статьи и публикации B.C. Кошурникова, П.М. Богаев-ского [30; 50; 184; 278; 250; 302].

В работах этого периода, наряду со сведениями о культуре удмуртов, содержались интересные описания их быта и подмечались характерные черты, особенности их изобразительно-пластического искусстсва. Особое значение для нас в плане поставленной задачи имеет работа Д.Н. Островского "Вотяки

Казанской губернии", в которой автор рассматривает и узорные ткани, костюм, резное дерево, изготовлявшиеся удмуртами. "Всю одежду вотские женщины приготовляют сами и большей частью из домашнего материала, из шерсти. Ткать они большие мастерицы. Надобно видеть, с каким искусством и как чисто вытканы шерстяные материи на ашьянах и рубашках" [244, с. 25]. Он также отметил народные празднества, языческие религиозные воззрения.

Ценные сведения о характере народного быта, взаимоотношениях предметного мира с архитектурным пространством мы находим в работе А.Ф. Рит-