автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Михалкович, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы'

Текст диссертации на тему "Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы"

А / ' г//:/ — i.i / ...............■

{/ ) •} ^ ! W ./ ..... i • ' i

f / f 4' V' "W / \У

мордовский Государственный университет

имени н.п.огарева

На правах рукописи

МИХАЛКОВИЧ ИРИНА НИКОЛАЕВНА

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И СЮЖЕТЫ В ПЕСЕННО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ МОРДВЫ

24.oo.oi - теория культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -Действительный член РАСН доктор философских наук, профессор Н.И.Воронина

САРАНСК 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................3

I. ПРОБЛЕМЫ МИФА И МИФОЛОГИИ В НАУКЕ XX ВЕКА.....14

1.1. Становление теории мифа....................................14

1.2. Миф как категория культуры.................................53

1.3. Источниковедческие аспекты мордовской

мифологии.........................................................70

II. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДА ПРОСТРАНСТВЕ

КУЛЬТУРЫ....................................................................108

11.1. Мифология мордвы как культурологическая проблема......108

II.2 Мифологические традиции в песенно-поэтических текстах мордвы.................................................136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................171

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................175

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Ничто так полно не отражает историю того уникального и неповторимого мира наших предков, эволюцию духовной и материальной культуры (мысли, чувства, традиции, опыт и пр.) любого этноса, как мифология. Поэтому в настоящее время интерес к мифологии как к культурологическому явлению отдалённого прошлого заметно возрос, получив новый импульс для развития. Однако мифологизация - явление не только прошлого, но и настоящего. Мифы XX века возникают и функционируют на основе общих законов мифотворчества. Ещё в XIX веке было доказано, что мифология является квинтэссенцией этнического менталитета. В условиях же национального возрождения обращение к мифологической типологии, исследование мифологического образа мышления наших предков представляется весьма актуальным.

Поскольку понятие «миф» многогранно, то трудно найти его определение, которое удовлетворило бы всех. Невозможно, пожалуй, свести к одной модели все типы и функции мифа, принадлежащего различным обществам, социо-культурным группам, творческим индивидам: как ученым -философам, литературоведам, специалистам по языку, этнографам, историкам, искусствоведам, - так и «неспециалистам» - писателям, поэтам, художникам, музыкантам и т.д. У каждого имеется и формируется свое, часто интуитивное, определение мифа, которое соответствует тем или иным посылкам, характеристикам, акцентам, тем точкам зрения, которые необходимы исследователям и практикам для решения своих собственных задач.

Бесспорно одно: мифы объясняют мир и способы существования в нём человека. По убеждению М.Элиаде, мифы сообщали о «важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, - смертным существом того или иного пола,

организованным в общество и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определёнными правилами. Мир и человек существуют только потому, что сверхъестественные существа творили в начале всего» [161: 21], то есть человек есть прямой результат тех «мифических событий», которые боги и герои совершали вначале, и, которые произошли потом. Миф создавался этими событиями. Изучение мифов позволяет приблизиться к тайне происхождения всех вещей, которые были совершены в «начале начал».

Общеизвестно, что черты утраченных мифологических представлений сохраняются в фольклоре. Суждения о том, что многие мотивы, сюжеты, образы и жанры фольклора могут быть возведены к мифологическим моделям, на сегодняшний день достаточно актуальны. Тем не менее, лишь интегрированный подход к мифу, выход за рамки своей специфики, культурологическая и философская рефлексия способны привести к своеобразному сращиванию разных сфер знаний и более объективно представить культурологическое осмысление мифологии (её аспектов и категорий), раскрыть новую грань научных исследований.

В связи с этим и в таком ракурсе настоящая работа посвящена исследованию мифологических мотивов и сюжетов на материале песенно-поэтического творчества мордвы, что является новым и позволяет восполнить некоторые пробелы в исследовании данной проблематики.

Мифология мордвы -тема недостаточно разработанная в гуманитарных науках. Специальные работы единичны и затрагивают лишь отдельные аспекты огромного пласта фольклорного, этнологического, исторического, археологического, языкового и музыкального материала. Поэтому рассмотрение её на любом из уровней представляет несомненный интерес.

Отметим, что собственно мифологические тексты и древние произведения искусства мордвы не сохранились. Вместе с тем, существует

достаточно большое количество произведений устно-поэтического творчества, на основе которых возможна реконструкция мифологического мышления мордвы, выявление характера и уникальных особенностей древней культуры мордовского этноса.

Так, дохристианские религиозные верования и обряды - это, пожалуй, единственно оставшиеся живые формы эпохи язычества (о других бесписьменных формах ничего неизвестно), которые сохранились, подвергнувшись христианизации, в традициях, обычаях сельского населения и в фольклоре, где во многих жанрах можно выделить архаичные явления и с относительной долей вероятности представить их как древ-неязыческие, характерные для мордовского народа.

Проблема соотношения мордовской мифологии и фольклора актуальна еще и потому, что данный этнос переживает в настоящее время сложный период своего развития. Главная трагедия мордовской культуры - исчезновение языка (речи), который по праву является доминантой культуры любого этноса. К сожалению, эрзянский и мокшанский языки преподаются как учебный предмет не во всех школах республики, не говоря уже о его изучении в многочисленной мордовской диаспоре. Кроме того, утеряны многие национальные традиции, например, культура ношения национального костюма. Мордовский танец и песня живут чаще на сцене.

Такая ситуация побудила многих современных учёных республики заниматься проблемами сохранения мордовской культуры (Н.И.Бояркин, В.С.Брыжинский, А.Г.Бурнаев, Н.И.Воронина, Н.Ф.Мокшин, М.В.Мосин, Е.Г.Осовский, О.Е.Поляков, В.А.Юрченков и другие).

Интерес автора к песенно-поэтическому наследию мордвы объясняется тем, что жанры народного творчества - это не просто жанры искусства, в которых отразились различные комплексы мифологических представлений языческой мордвы о происхождении и строении мира, о солнце, земле, воде, животных и т.д., но и область древнейших человеческих познаний, открывающая фольклористам, филосо-

фам, культурологам, психологам секреты первобытного мышления и его эволюцию. Словом, это «сокровищница» для изучения истоков духовной культуры наших предков и родник вдохновения для художников, поэтов, писателей, музыкантов.

Именно поэтому своё исследование автор посвящает изучению мифологических мотивов и сюжетов в контексте песенно-поэтического творчества мордовского народа и анализу мифологических традиций, «живущих» почти во всех произведениях фольклора.

Такая постановка вопроса и определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современная культурологическая наука накопила достаточно богатый опыт в изучении аспектов мифа и мифологии в различные исторические периоды. Автор работы опирался на богатый отечественный материал по теории мифа, на работы представителей наиболее значимых научных течений (направлений), классиков западной мысли и критические труды, посвященные их творчеству, а также известные энциклопедические издания.

Научный интерес к изучению мифологии возник еще в эпоху Просвещения. В разное время к ней обращались как западные учёные (Дж.Вико, В. и Я.Гриммы, А.Кун, В.Манхардт, М.Мюллер, Б.Фонтенель, Дж.Фрезер, Ф.В.Шеллинг, В.Шварц), так и отечественные (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, ААПотебня, А.А.Шахматов и др.).

Феномен мифа в разных интерпретациях рассматривали в современной науке М.М.Бахтин, Я.З.Голсовокер, Вяч.Иванов, Ю.М.Лотман, К.Леви-Строс, А.Ф.Лосев, Б.Малиновский, Е.М.Мелетинский, A.M.Пятигорский, С.А.Токарев, ДжФрезер, М.Н.Шахнович, Л.Я.Штернберг, К.Юнг, М.Элиаде, что получило выражение в ритуализ-ме, логическом и психологическом символизме, функционализме, структурном анализе и пр.

Вопросам дифференциации и поэтического своеобразия жанров с мифологическими образами, определения их этнографической основы и социально-бытовых функций посвящены работы Н.А.Криничной, Е.М.Мелетинского, Э.Н.Померанцевой, В.Я.Проппа и др.

Основополагающим для исследования является принципиально новое понимание мифа как диалектически необходимой категории сознания и бытия. Миф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа, он настаивает на неразделённости в мифе идеального и вещественного, вследствие чего и является в мифе специфичная для него стихия чудесного», - пишет А.Ф.Лосев [66: 74].

A.M.Пятигорский исходит из того, что миф - это «феномен сознания», «неотъемлемая часть внутреннего мира» [114: 46-47]. Е.М.Мелетинский предлагает типологические ряды мифа, которые мы берём за основание в своей работе.

Несмотря на полуторавековую историю собирания и изучения мифологии мордвы, многое в ней остается спорным или вовсе неисследованным. Первые попытки фиксации языческих божествах мордвы мы находим в этнографических записках уездного землемера К.Мильковича «Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия». Заслуга автора в том, что он впервые попытался разобраться в ряду мордовских языческих божеств, перечислив названия некоторых из них. Он же среди первых (П.С.Паллас (1769), И.И.Лепехин (1771), И.-Г.Георги (1776)) указал на существование культа Солнца у языческой мордвы.

Научный интерес к изучению мифологии мордвы (история, религиозные верования и обряды, отдельные аспекты мифологических представлений, традиции, пантеон) возрастал от XVIII к XX веку и в разное время привлекал внимание русских ученых и писателей (В.А.Ауновский, А.Леонтьев, В.Н.Майнов, П.И.Мельников-Печерский, К.Митропольский, Д.Н.Орлов, М.Попов, И.Н.Смирнов, Г.И.Снежницкий, К.Ф.Фукс, А.А.Шахматов, А.Ф.Юртов), финских (Х.Паасонен, У.Харва) и мордовских

ученых этнографов, философов, филологов, искусствоведов, историков, археологов (М.Е.Евсевьев и А.В.Апешкин, ВАБалашов, Н.И.Бояркин, В.С.Брыжинский, В.Ф.Вавилин, Т.П.Девяткина, Н.В.Заварюхин, А.Д.Еремеев, М.И.Каргина, Е.Н.Ломшина, А.И.Маскаев, Н.Ф.Мокшин, Т.И.Одинокова, И.М. Петербургский, К.Т.Самородов, А.М.Шаронов, А.Д.Шуляев, Н.Г.Юрченкова).

Работы вышеназванных ученых содержат богатый фактический материал, попытки определить очертания той мифологической «эпохи», но многое потерялось на долгом историческом пути, остальное «тает» в череде гипотез. То есть сведения о мордовской мифологии довольно скудны и изучение ее аспектов дает лишь самые элементарные представления о соотношении ее с жанрами фольклора. Нерешенными остаются такие важные вопросы, как семантика мифологических сюжетов с мифологическими образами, их связь с различными уровнями человеческого мировосприятия, идейно-художественная трансформация и особенности современного бытования.

Тем не менее, заслуга названных и других, менее известных исследователей, состоит в том, что им удалось собрать, исследовать и, тем самым, сохранить множество дошедших из глубины веков и тысячелетий преданий, легенд, песен, сказок и других жанров народного творчества.

Укажем на то, что некоторые из учёных в разное время пытались привести мифологию мордвы в стройную систему, раскрыть происхождение и социальные корни языческих божеств. Мы согласны с точкой зрения М.И.Каргиной, которая выделяет в связи с этим две тенденции.

Первая заключается в том, чтобы свести мордовскую мифологию к классическому, близкому к греческому, образцу. Другая - показать большое сходство, более того, единство и неразделимость мифологических систем всех финно-угорских народов [50: 4].

К первой следует отнести В.Н.Майнова, П.И.Мельникова-Печерского, И.Н.Смирнова, А.М.Шаронова, которые иерархию мордовских богов строят на основе брачных и родственных отношений. А в основе космогонии и антропогонии лежит дуалистический миф о верховном боге - Шкае (м.), Нишке (э.) и дьяволе - Шайтане (м.), Идемевсь (э.). Отметим, что работы П.И.Мельникова-Печерского «Очерки мордвы» и В.Н.Майнова «Остатки мордовской мифологии» ценны как первые опыты реконструкции мифологии мордвы и используются в нашем исследовании в качестве источников. Необходимо отметить, что попытка более радикального переосмысления мордовской мифологии была предпринята финским ученым У.Харвой в книге «Религиозные воззрения мордвы». Систематизировав все имеющиеся источники Х1Х-ХХ веков, У.Харва установил относительную иерархию в пантеоне мордовских языческих божеств, указав их происхождение, основные функции и выделив принцип двойственности: существование богов в мужском и женском образе.

Что касается второй тенденции, исходящей из принципа синкретизма мифологических систем всех финно-угорских народов, то на это указывали в разное время Т.П.Девяткина, Н.Ф.Мокшин, В.В.Напольских, У.Харва, Н.Г.Юрченкова.

П.И.Мельников-Печерский, К.Милькович и др. исследователи подчеркивали сходство мифологических представлений мордвы с другими народами. Например, во время праздного обряда Купальнице и Семику, сопровождаемого музыкой, играми, песнями, «они в песнях своих, которые поют таким же голосом, как и русские, поминают «дий Лада, лемо» и прочих древних славянских богов...» [81: 25]. «Молитвы их (мордвы) подобны чувашским, претворение же во время молитвы, вид преклонения лица к земле и другое, сему подобное, переняли они у Татар» [81:26]

Некоторые мордовские сказания, «существуя у других финских племен, например у черемис, чуваш, вотяков и пр., сохраняются и в

русском народе, переходя из поколения в поколение не только изустно, но и посредством рукописей. На подобные сказания нельзя смотреть иначе, как на остатки верований русского народа еще во времена язычества. Кто от кого заимствовал эти верования, славяне ли от финнов, или финны от славян, - решить трудно, но, кажется, вернее предположить, что верования эти были общи обоим соседским племенам...» [80: 55].

Эти догадки авторов еще раз подтверждают, что связи мордвы с восточными славянами уходят в далекое прошлое и значительно усилились во второй половине I и в начале II тысячелетий н.э., когда рядом с мордовскими поселениями стали возникать поселения восточных славян.

Известно, что язычество - древняя религия мордвы, охватывающая всю сферу духовной и значительную часть материальной культуры (охотничья, собирательская и пр.). Мировосприятие мордвина было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии во всей его жизни сверхъестественной силы, которой была наделена вся вселенная. С нею приходилось иметь дело, она была опасна, хотя и не всегда вела к плохому или трагическому исходу. Иногда эту силу можно было умилостивить и даже отпугнуть, что совершалось согласно особым ритуалам и традициям. Постепенно в этой среде сверхъестественного выделились устойчивые языческие божества-покровители, легенды, предания, сказки и песни о которых дошли до нашего времени и стали предметом тщательного изучения.

Исследователями мордовской народной эпической песни и сказки был А.И.Маскаев, лирических песен - А.Д.Шуляев, легенд и преданий -Л.В.Седова, календарно-обрядовой поэзии - К.Т.Самородов, похоронных обрядов и причитаний - Н.Г.Юрченкова, свадебных -Т.П.Девяткина. Работы названных авторов привлекаются нами в качестве источников.

Источником исследования является также свод мордовского фольклора «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» в 17-ти книгах.

Объект исследования: мифологические мотивы и сюжеты как элементы (рудименты) древней духовной культуры мордвы.

Предметом исследования являются необрядовые жанры исконно-поэтического творчества мордвы: легенды, предания, песни (эпические, лирические, лиро-эпические, песни-мифы, песни-сказки), сказки, а также обрядовая поэзия (календарная, свадебная и похоронная), где, возможно в меньшей степени, но отражены отдельные элементы мифологических представлений.

Основная цель исследования направлена на изучение культурологических оснований феномена мифа и выявление в песенно-поэтическом творчестве мордвы мифологических мотивов и сюжетов, либо их рудиментов в виде поэтических образов, тропов.

Реализации этой цели были подчинены конкретные задачи:

- проведение сравнительного анализа ведущих мифологических концепций в науке XX века;

- определение сущности и значения мифа как культурологи