автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Мифология и верования нивхов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Островский, Александр Борисович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Мифология и верования нивхов'

Текст диссертации на тему "Мифология и верования нивхов"

На правах рукописи

• •

Островский Александр Борисович Мифология и верования нивхов

Специальность: 07.00.07 -этнография, этнология и антропология

Авторефе/

...

диссерта®

резидиу^т

(решение от

присудил ученую степень ДОКТб'РА

Началу

упразлеййя ВАК России

Работа выполнена в Ордена Дружбы народов Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург)

Официальные оппоненты: чл.-корр. РАЕН, доктор исторических наук Ч.М.Таксами

доктор исторических наук Н.Л.Жуковская доктор филологических наук Е.С.Новик

Ведущее учреждение - Музей истории религии (Санкт-Петербург)

Защита состоится ч. М» ¿У/>/1<'у совета Д.002.76.01 по присужщш'. те этнологии и антропологии,;^: , Адрес: 117334, Москву ¡ен

1 заседании диссертационного н'ских наук при Институ-

С диссертацией можно ознако- .... им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН.

';"> шологии

Автореферат разослан «ДЯ> - ^ __:

Ученый секретарь диссертационн^^овета кандидат исторических наук

#

(А.Е.Тер-Саркисянц)

О

кО

Работа вьшолнена в виде монографического исследования, опубликованного в Санкт-Петербурге Центром «Петербургское востоковедение» в 1997 году.

Общая характеристика работы

Актуальность проблематики

Интерес к ранним формам религиозных верований и связанному с ними так называемому первобытному мышлению не утрачивается в гуманитарных науках на протяжении всего XX в. Концепция Л.Леви-Брюля, представившего в 1910 гг. очерк культов и верований, присущих бесписьменным традиционным обществам в единстве с гипотезой об особых логических механизмах их функционирования в мышлении, хотя и подвергалась неоднократно критике, стала импульсом к разработке новой предметно области как этнологами, так и религиоведами и фольклористами.

Общее в постановке проблемы первобытного М1 (дения в различных научных дисциплинах - это пг ' ^; -; г ¿яческих форм осознания людьк эей выделенности из природы. Это также и поиск особых форм логической рациональное отличных от тех способов мышления о мире и своем месте в нем, которые присущи л. , живущим в индустриальных обществах. Своеобразие в постановке проблемы и ее разрешении у этнологов состоит в системном подходе к реликтовым социокультурным явлениям первобытности - мифам, верованиям и ритуалам.

Для отечественных исследователей - С.П.Толстова, А.М.Золотарева, А.Ф.Анисимова и других, занимавшихся разработкой теории первобытного мышления с опорой на этнографический материал, системный подход был неразрывно связан с принципом историзма: первобытное мышление рассматривалось как особый, обусловленный социально-исторически, тип человеческого мышления.

К мифологии, верованиям и языковым классификациям нивхов как к источнику для изучения свойств первобытного мышления обращались Л.Я.Штернберг и Е.А.Крейнович, лингвист В.З.Панфилов. В настоящее время существуют превосходные, выполненные этими и другими нивховедами, этнографические описания верований и ритуалов, а также обширные собрания мифологических текстов и ритуальной скульптуры (главным образом, промысловые и лечебные онгоны). Однако задача выделения и интерпретации своеобразной логики, присущей этим фактам культуры, остается все еще нереализованной.

Полагаем, что сформировавшийся к середине XX в. как в отечественной (В.Я.Пропп, П.Г.Богатырев, а затем С.А.Арутюнов и В.В.Иванов, В.Н.Топоров и другие), так и в зарубежной (К.Леви-Строс, Э.Лич, М.Дуглас и другие) этнологии и фольклористике семиотический подход, апробированный также в ряде этнологических исследований последних двух десятилетий, позволяет еще раз по-новому подойти к проблеме.

Таким образом, обращение к мифологии и верованиям нивхов актуально, во-первых, в силу имеющегося значительного научного задела, предрасполагающего продолжить изучение механизмов первобытного мышления. Во-вторых, на материале традиционного мировоззрения нивхов весьма выпукло, обстоятельно (и автономно от имевшего гораздо меньшую роль в культуре нивхов шаманизма) предстает такая ранняя религиозная форма, как система промысловых культов. В отличие от многих других народов Сибири и Дальнего Востока, у нивхов эта мировоззренческая форма в конце XIX - начале XX вв. имела всеохватный, господствующий характер.

Необходимо отметить, что исследователи, применявшие семиотические методики, обращались к проблеме реконструкции черт первобытного мышления в рамках таких ранних религиозных форм, как тотемизм (К.Леви-Строс) и шаманизм (М.Элиаде; ряд зарубежных и отечественных авторов). Однако в рамках системы промысловых культов изучение данной проблемы не проводилось.

Цель и задачи исследования

Традиционное мировоззрение нивхов конца XIX - начала XX вв. функционировало в культуре на нескольких уровнях - мифологические повествования, ритуалы и скульптурные изображения - чцай обитателей иных сфер мироздания. В силу этого главная цель работы состоит в поиске логических связей и логико-семиотических признаков, объединяющих эти относительно автономные уровни. Именно совокупность этих связей и признаков и представляет собой характерные черты первобытного мышления в контексте ранней религиозной формы. Данная общая цель конкретизирована нами в следующих задачах:

• дать этнологический очерк мифологии нивхов и ритуальной скульптуры (главным образом, лечебных амулетов);

• проанализировать с этнологических позиций и с использованием структурно-семиотической методики каждый из основных уровней функционирования системы промысловых культов нивхов;

• выявить соответствия между знаковой организацией этих уровней;

• выявить характеристики первобытного мышления на всех трех уровнях системы промысловых культов нивхов.

Методы исследования. Степень разработанности проблемы

Историко-типологический метод в постановке проблемы и выработке стратегии ее разрешения составляет главный ориентир исследования. Именно на этих методологических позициях и построены отечественные работы, на которые опирается данное исследование -работы А.М.Золотарева, А.Ф.Анисимова и других, непосредственно затрагивающие проблематику первобытного мышления1; работы, специально посвященные системе промысловых культов - монографии З.П.Соколовой и Г.Н.Грачевой2 и коллективные монографии3, выполненные совместно петербургскими и московскими этнографами, - Ч.М.Таксами, Е.А.Алексеенко, Г.М.Василевич, И.С.Вдовиным, Г.Н.Грачевой, В.П.Дьяконовой, С.В.Ивановым, Е.Д.Прокофьевой, А.В.Смоляк, З.П.Соколовой и другими.

Нами применяется также метод историко-сравнительного изучения однотипных фактов культуры у этносов, принадлежащих к одной историко-этнографической области. Этот метод представлен в работах многих отечественных этнографов. Данный метод использован, в частности, в работах специалистов по народам российского Дальнего Востока - Л.И.Шренка, Л.Я.Штернберга, В.Г.Богораза, а позднее - С.В.Иванова, С.А.Арутюнова, А.В.Смоляк, Ю.А.Сема, Ч.М.Таксами, Е.А.Гаер, Т.П.Роон и других.

Для анализа мифологических повествований нами применяется структурно-семиотическая методика, разработанная французским этнологом К.Леви-Стросом. Конструктивная критика методики, оценка ее эвристических возможностей для анализа мифов впервые дана в отечественной литературе Е.М.Мелетинским, а затем В.В.Ивановым и В.Н.Топоровым. Нами данная методика исследовалась в аспекте ее применимости к задаче изучения характеристик первобытного мышления4.

В настоящем исследовании мы опираемся также на некоторые методические положения историка религии М.Элиаде, в частности, на его тезисы о единстве переживания мифоло-

1 Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.; Л., 1959; Его же. Исторические особенности первобытного мышления. М., 1975;

2 Соколова З.Т1. Культ животных в религиях. М., 1972 (гл.1-2); Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983 (гл.1).

3 Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века /Сб. МАЭ. T.XXV11. Л., 1971; Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX вв.). Л., 1976; Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.) / Сб. МАЭ. Т.33. Л., 1977.

4 Островский А.Б. Проблема первобытного мышления в работах представителей школы французского структурализма: Автореф.дисс... канд.историч.наук. М.,1986.

гических образов и интеллектуального их осмысления носителями культуры; об интегрирующей роли религиозно космологической схемы, выработанной в конкретной культуре.

Ряд методических положений и К.Леви-Строса, и М.Элиаде уже нашли определенное применение, апробацию в работах отечественных филологов, этнологов (в первую очередь, у Е.М.Мелетинского, В.В.Иванова и В.Н.Топорова, а также Н.И.Толстого, А.К.Байбурина, В.Н.Басилова, Н.Л.Жуковской, Е.С.Новик, Е.А.Окладниковой, Е.В.Ревуненковой, Т.В.Цивьян, Я.В.Чеснова и др.). Учитывая их результаты, мы опираемся также на собственное «прочтение», на специально произведенный нами ранее анализ достижений К.Леви-Строса и М.Элиаде - в связи с проблематикой первобытного мышления.

Для построения концептуального плана исследования мы обращаемся также к методическим положениям, разработанным классиком отечественной психологии Л.С.Выготским. Благодаря разработанному им в ] 920-х - начале 1930-х гг. семиотическому подходу к психологии мышления можно обоснованно выделять в самом мыслительном процессе такие основные его элементы, как единицы мышления, операции мышления и др.

Единство методологической базы предпринятого нами исследования определяется следующими факторами. Во-первых, все вышеназванные методические источники, проанализированы и интерпретированы применительно к цели и задачам работы. Во-вторых, в отличие и от К.Леви-Строса, и от М.Элиаде изучение характеристик первобытного мышления проводилось, главным образом, в рамках отдельной этнической культуры, рассматриваемой как целостный многоуровневый организм. В-третьих, подтверждающая проверка тех мыслительных черт, которые удалось реконструировать из анализа ритуала, мифов и верований, осуществлена в ходе анализа ритуальных скульптурных изображений (в особенности лечебных амулетов), обладающих весьма сложной религиозно-мифологической семантикой и составляющих важный компонент в функционировании традиционного мировоззрения у нивхов (и соседних тунгусоязычных народов).

Источниковая база

Литературные источники: этнографические исследования традиционного мировоззрения нивхов и других народов Амура и Сахалина, представленные в работах Л.И.Шренка, Л.Я.Штернберга, Б.О.Пилсудского, Е.А.Крейновича, Ч.М.Таксами, Г.А.Отаиной, А.В.Смоляк, В.И.Цинциус и др.; опубликованные подборки мифологических текстов нивхов, подготовленные в конце ХК - начале XX вв. Л.Я.Штернбергом, а во второй половине XX в. - писателем-фольклористом В.М.Санги и др.

Архивные источники: хранящиеся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН мифологические тексты нивхов, собранные Б.О.Пилсудским, - 183 л., из которых около половины опубликовано нами, в русской версии, в 1990 гг., большая часть из них записаны на двух языках, а некоторые - только на нивхском языке, в русской графике; «Нивхско-русский словарь» и др. неопубликованные материалы Л.Я.Штернберга; материалы исследователей-сибиреведов, хранящиеся в архиве Российского этнографического музея.

Музейные материалы: коллекционные описи и коллекции экспонатов - ритуальной пластики, главным образом, лечебных амулетов нивхов и других народов Амура и Сахалина, собранные в конце XIX - XX вв. и хранящиеся в двух центральных этнографических музеях в Санкт-Петербурге (РЭМ; МАЭ РАН); коллекции лечебных амулетов, хранящиеся в региональных музеях (во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Охе и др.).

Полевые материалы: две экспедиции (1988 и 1992 гг.), предпринятые нами к нивхам Амурского лимана и сахалинским нивхам с целью восполнения некоторых пробелов в области изучения верований.

Научная новизна

• впервые проведено монографическое исследование традиционного мировоззрения нивхов, которое рассмотрено на трех уровнях его функционирования в культуре - ритуалы, мифологические повествования и ритуальные скульптурные изображения (лечебные амулеты);

• с этнологических позиций и с использованием структурно-семиотической методики представлен очерк мифологии нивхов в контексте такой ведущей ранней религиозной формы, как система промысловых культов;

• введено в научный оборот и исследовано значительное число лечебных амулетов нивхов и других народов Амура и Сахалина (всего около 70, в том числе принадлежащих к культуре нивхов - около 40);

• характеристики первобытного мышления, обнаруженные в ходе изучения семантики мифов, проверены путем рассмотрения такого типа ритуальной пластики, как лечебные амулеты;

• показано, что в рамках системы промысловых культов носителями культуры используются различные, относительно автономные религиозно-космологические схемы мироздания, каждой из которых присущи специфические логические связи и лризваки. определяющие знаковую организацию фактов духовной культуры (мифы, ритуалы, лечебные онгоны);

• установлено, что в самом традиционном мировоззрении происходит преодоление «множественности логик» и существуют тенденции к логической унификации различных способов мышления.

Практическая значимость работы

Основные положения и выводы могут найти применение в разработке конкретных методик для исследования традиционного мировоззрения в бесписьменных культурах и для изучения проблемы первобытного мышления. Общие и частные результаты могут быть применены для изучения таких реликтовых фактов культуры, как мифы и лечебные амулеты, в том числе для научной атрибуции амулетов, хранящихся в музейных собраниях. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при разработке учебных курсов лекций по традиционной культуре нивхов (и шире - народов Амура и Сахалина), а также в курсах по мифологии, религиоведению, семиотике культуры.

К настоящему времени основные результаты внедрены в разработанных автором курсах лекций «Мифология: культурологические исследования» (Санкт-Петербургская Государственная Академия культуры) и «Психологическая антропология» (Восточноевропейский Институт психоанализа, Санкт-Петербург).

Апробация работы

Работа обсуждалась на заседаниях Ученого совета Российского этнографического музея и отдела этнографии народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии РАН. Основные положения работы публиковались в центральных и региональных этнографических, краеведческих изданиях - всего, кроме представленной монографии, более 20 статей и тезисов докладов (общий объем - более 32 п.л.). Общие и частные результаты исследования неоднократно были представлены на региональных (Санкт-Петербург, Владивосток), федеральных (Санкт-Петербург) и международных конференциях (Южно-Сахалинск, 1991; Санкт-Петербург, 1994,1995 и 1997).

Структура работы

Монография состоит из шести глав (первые две имеют вступительный характер, соответственно, в методическом и теоретическом отношении) и заключения. Представлены четыре указателя: а) именной (два раздела - исследователи, информаторы); б) мифологических персонажей и соответствующих элементов ландшафта; в) ритуальных предметов и мест со-

вершения ритуала; г) основного исследовательского инструментария. В работе имеется 35 иллюстраций, в том числе 32 - публикация музейных экспонатов. Общий объем - 18 п.л.

Основное содержание работы

В главе I «В поисках системы отсчета (историография проблемы)» рассматриваются различные историко-этнологические и религиоведческие подходы к проблематике первобытного мышления, опирающиеся на материал верований и мифов, зафиксированных в бесписьменных традиционных культурах.

Значительное внимание уделено анализу вклада в изучение первобытного мышления, внесенного отечественными исследователями, разрабатывавшими историко-типологический подход к ранним верованиям и мышлению. В этой связи рассматриваются прежде всего работы А.Ф.Анисимова, А.М.Золотарева и С.А.Токарева.

Книга А.Ф.Анисимова «Исторические особенности первобытного мышления» (1971 г.) - первое в отечественной этнографии и религиоведении монографическое исследование, в котором была предложена концепция первобытного мышления. Центральное положение данной концепции состоит в том, что мышление людей первобытной исторической эпохи обусловлено господствовавшей формой религиозного мировоззрения. Ранее в ряде работ, выполненных на сибирском материале, Анисимов выявил такой базовый для изучения первобытного мышления этнологический контекст, как ранние формы религии, в особенности тотемизм. Кроме того, ему удалось конкре