автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Мифопоэтические тенденции в произведениях Дебюсси на античную тему

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Куликова, Василина Радиковна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Мифопоэтические тенденции в произведениях Дебюсси на античную тему'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мифопоэтические тенденции в произведениях Дебюсси на античную тему"

На правах рукописи

КУЛИКОВА Василию Радиковна

МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕБЮССИ НА АНТИЧНУЮ ТЕМУ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

7 НОЯ 2013

005537425

Магнитогорск - 2013

005537425

Работа выполнена на кафедре истории музыки

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова»

Научный руководитель:

Карпова Елена Константиновна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки ФГБОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова»

Официальные оппоненты:

Демченко Александр Иванович - доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики, профессор кафедры истории музыки ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова»

Плотникова Ольга Михайловна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки ГБОУ ВПО 40 «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»

Защита состоится 25 ноября 2013 г. в 10-00 часов на заседании Диссертационного совета по присуждению учёных степеней ДМ 210.008.01 в Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки по адресу: 455036, г. Магнитогорск, ул. Грязнова, 22.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки».

Автореферат разослан 22 октября 2013 года.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения

Е. В. Чернова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сегодня интенсивно осмысливается роль античности в духовной жизни конца ХЕХ - начала XX века. Учёных привлекает процесс, определяемый «рецепцией античности» - приспособлением к культурной практике своего времени системы ценностей далёкой эпохи. Обострённое внимание художников-творцов к образам древности сопряжено с тяготением к мифу, поскольку античное наследие открывает широкие возможности для ремифологизации, то есть возрождения мифа, при котором он предстаёт в произведениях искусства и как структурная модель, и как форма мышления. Вовлечённое в единое русло исканий, музыкальное искусство обнаруживает глубокие взаимосвязи с общекультурными тенденциями, познание которых требует немалых научных усилий. Проблема «миф и музыка», обозначенная отечественным музыковедением несколько десятилетий назад и охватывающая широкий круг разнонаправленных исследовательских путей, остаётся одной из актуальных.

Исключительно важной в свете данной проблематики представляется творческая фигура Клода Дебюсси - автора множества произведений на античную тему и целого ряда нереализованных замыслов, показывающих стремление к мифотворчеству. Названный К. Леви-Стросом «музыкантом мифа», Дебюсси одним из первых повернул к новому типу мышления, обусловленному мифологическим сознанием, и сотворил собственную вселенную. Однако произведения на античную тему композитора, прочно вписанные в панораму культурных событий, остаются во многом неисследованным полем в отношении концепцион-ной устремлённости в создании художественного образа мира.

Широко разработанное эстетикой, литературоведением, философией, научное поле мифопоэтики в меньшей степени освоено музыковедением. В то же время накопленный гуманитарной областью значительный исследовательский опыт может дать импульс для поиска музыковедческих подходов к решению целого ряда вопросов методологического порядка, что остаётся одной из насущных задач современной науки о музыке. Привлечение и адаптация катего-

рий мифопоэтики к изучению музыкальных творений Дебюсси в этой связи особенно актуальны, поскольку ведут к прояснению механизма формирования авторского мифа. Создающая благоприятную среду для мифотворчества, античная тема помогает сфокусировать внимание исследователя на своеобразии художественного мира Дебюсси, по-новому взглянуть на достижения мастера.

Степень изученности темы исследования. В диссертации рассматривается специальная литература о композиторе, опубликованная на русском языке, начиная с В. Каратыгина (1915), Л. Сабанеева (1922), А. Альшванга (1935), где авторы ограничиваются упоминанием сочинений на античную тему и информацией общего порядка. Этапными в постижении творческих устремлений Дебюсси стали труды Ю. Кремлёва (1965), переведённая с польского языка книга С. Яроциньского (1978). Широкую панораму наблюдений над музыкальными достижениями композитора представляют публикации писем, музыкально-критических работ Дебюсси (1964, 1986), сборник статей «Дебюсси и музыка XX века» (1983). Отмечаются теоретические исследования, затрагивающие вопросы изучения музыкального языка композитора, где авторы находят место произведениям на античную тему (Л. Акопян, В. Бобровский, Г. Головинский, Э. Денисов, В. Конен, В. Холопова, Ю. Холопов и др.). Позициями открывающихся перспектив постижения античной темы в творчестве Дебюсси отличаются публикации В. Азаровой, Б. Бородина, Л. Кокоревой, А. Петровой. Трудами, сосредоточенными на проблеме взаимодействия мифа и музыки в сочинениях Дебюсси, выступают исследования С. Гончаренко (1993), а также первая специальная музыковедческая работа, направленная на художественный метод Дебюсси в мифологическом аспекте - О. Перич (2009), где автор обнаруживает свойства мифологического мышления в композиторской технике композитора.

В диссертации акцентируется, что хотя «античные» опусы Дебюсси выделены некоторыми исследователями в особую группу, попытки рассмотреть их с позиций мифотворчества до сих пор не предпринимались.

Объект исследования - художественный мир произведений Дебюсси на античную тему. Предмет исследования - пути ремифологизации в произведениях на античную тему Дебюсси.

Цель диссертации — проследить процесс становления авторского мифа в произведениях Дебюсси на античную тему.

В работе выдвигаются следующие задачи:

- обозначить историко-культурный контекст произведений Дебюсси на античную тему, его роль в формировании художественной идеи;

- определить концептуальные позиции античной темы в наследии французского композитора;

- показать основные эстетические параметры выстраиваемого Дебюсси художественного мира, реконструируя авторскую мифологическую модель;

- рассмотреть «античные» опусы как единое художественное поле, координируемое интонационным процессом;

- раскрыть способы смыслообразования, обусловленные мифопоэтически-ми закономерностями.

Материал исследования составили сочинения, относящиеся к античной тематике, созданные Дебюсси на протяжении более чем трёх десятилетий и обозначившие вехи его творческой эволюции: симфонические произведения -дивертисмент «Триумф Вакха» (1882), «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» (1892-1894), ноктюрн «Сирены» (1897-1899); вокальный цикл «Песни Билитис» на стихи П. Луиса (1897-1898), романс «Фавн» из вокального цикла «Галантные празднества» на стихи П. Верлена (1904), музыка к инсценировке «Песен Билитис» (1900-1901); фортепианные опусы - прелюдии «Дельфийские танцовщицы» (1909), «Канопа» (1910-1912), пьеса «Остров радости» (1904), цикл для фортепиано в 4 руки «Шесть античных эпиграфов» (1914); пьеса для флейты-соло «Сиринкс» (1913). В соответствии с избранным объектом диссертационной работы, материалом послужили также поэтические образцы и произведения изобразительного искусства, составившие основу музыкальных —

П. Вердена, П. Луиса, С. Малларме, А. Ватто. Изучались и цитировались как оригинальные поэтические тексты, так и в переводах разных авторов.

Методологическая и источниковедческая база диссертации. В настоящей работе использован комплексный подход, обусловленный междисциплинарным характером исследования, затрагивающего области музыковедения, литературоведения, культурологии, философии. Автор опирается на метод историзма, разработанный отечественной музыкальной наукой (А. Альшванг, В. Копей, Ю. Кремлёв, Т. Левая, Б. Ярустовский и др.), а также методы теоретического музыкознания: теории музыкальной интонации, музыкального языка (М. Арановский, Б. Асафьев, В. Бобровский, В. Медушевский, Е. Назайкинс-кий), музыкального содержания (Л. Казанцева, В. Холопова, Т. Чернова), музыкальной темы (В. Бобровский, В. Валькова, Е. Ручьевская). Положения работы, связанные с некоторыми мифопоэтическими ракурсами, сложились также в процессе освоения обращенных к пасторали трудов (А. Асфандьярова,

A. Коробова, Н. Пахсарьян).

Методологической базой послужили работы, посвящённые общим вопросам искусства, философии, эстетики, культуры конца XIX - начала XX века, позволившие глубже понять творческие ориентиры, найти точки соприкосновения Дебюсси с искусством современников. Объектом особого внимания стали труды по ведущим художественным направлениям - импрессионизму и символизму (М. Алпатов, Л. Андреев М. Воскресенская, Ж. Кассу, Г. Косиков,

B. Крючкова, Д. Обломиевский, Н. Тишунина), эстетические основы которых оказали наибольшее влияние на композитора. Постижение проблемы претворения античной темы в искусстве рассматриваемого периода стало возможным благодаря работам С. Аверинцева, В. Азаровой, А. Габричевского, А. Денисова, И. Кривошеевой, Е. Чиглинцева. Определение мировоззренческих черт «античных» произведений Дебюсси потребовало обращения к движению эстетизма, ставшего предметом исследования в работах А. Кутлунина, М. Малышева, А. Фёдорова, В. Хорольского, Д. Яковлева. Решение вопросов, связанных с мифом, обусловило изучение трудов выдающихся мифологов Л. Леви-Брюля,

К. Леви-Строса, А. Лосева, М. Элиаде; мифопоэтический аспект прослеживался по работам С. Батраковой, Л. Гулюк, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, С. Телегина, Г. Токаревой, В. Топорова. Важную методологическую значимость приобрели труды, исследующие проблему «миф и музыка» (Л. Гервер, О. Краснова, М. Русяева) и, прежде всего, принципы отражения мифологического мышления в музыкальном языке (Л. Акопян, И. Барсова, В. Валькова, О. Осадчая, О. ГТерич), общих закономерностях драматургии и композиции (А. Аракелова, Н. Бекетова, Г. Калошина, А. Михайлюта).

Привлекается разработанный В. Ивановым и В. Топоровым метод мифо-реставрации, согласно которому ряд произведений рассматривается как художественное целое, подчиняющееся логике мифостроения. Благодаря повторяемости в сочинениях Дебюсси определённых образных мотивов, наличия общих героев, выстраивается единая система. Обнаруживающая мифологические закономерности и позволяющая провести опыт реконструкции, она помогает подойти к пониманию сущности мифа, заключающейся в осознании истины, принадлежащей сфере высшего порядка, абсолюта.

Категориальный аппарат. Авторский миф в диссертации трактуется как ориентированная на миф обобщённая модель художественного мира, нашедшая претворение в произведении искусства, отразившая черты мифопоэтического сознания автора и воспроизводящая мифологические структуры.

В качестве базового выдвигается понятие «мифологема». Укрепившись в мифопоэтике, оно активно используется в различных областях знания, имея значение основополагающего составного элемента мифа. Некоторые шаги по внедрению данного термина сделаны в музыковедении, однако в рамках науки о музыке это понятие детально не разработано.

Опорой для использования аппарата мифопоэтики в музыкальной области послужил предложенный Л. Кокоревой в исследовании творчества Дебюсси метод «звукового символизма» (ассоциативный). Согласно позиции учёного, «символ, как чуткий носитель духовных смыслов», обнаруживает себя через

главный приём - мотивы-символы, в трансформации меняющие смысл, а также интервалы, звуки, созвучия, ритмофактурные элементы, скрытые цитаты.

Введённое автором диссертации понятие «музыкальная мифологема» трактуется как совокупность звуковых элементов, имеющих образно-смысловые характеристики, устанавливающих символическую связь между явлениями художественного мира и участвующих в конструировании мифа. Звуковой комплекс мифологемы складывается на интонационной основе, включая мелодические, ритмические, тембровые, фактурно-гармонические, ладотональ-ные, жанровые компоненты.

Музыкальная мифологема не имеет границ, свободно циркулируя в пространстве музыкальных произведений. Являясь носителем идеи, она может изменяться, её элементы способны приобретать новые значения в соответствии с генерированием авторской мысли. В процессе преобразования выявляются связи между мифологемами, их взаимная зависимость. Мифологемы формируют концепцию авторского мифа, определяя его этико-философскую направленность. Сопряжение мифологем отражает одну из главных мировоззренческих основ мифологии - всеединства, гармонии мира.

В диссертации наряду с музыковедческими категориями (.музыкальный образ, музыкальная интонация, музыкальная тема) используются понятия, разработанные поэтикой мифа - мифологический (культурный) герой, мифологический хронотоп, а также такие понятия теоретической поэтики, как художественный мир, герой, автор художественный.

Научная новизна исследования обусловлена ракурсом рассмотрения произведений Дебюсси на античную тему. Впервые:

- произведения Дебюсси на античную тему изучаются как единое художественное пространство, в рамках которого формируется концепция предназначения Художника-Творца;

- применительно к музыкальным произведениям Дебюсси вводится понятие музыкальной мифологемы и показывается смыслообразующая функция ряда мифологем;

- определяется роль античной темы в творчестве Дебюсси как катализатора мифотворчества, проявления мифологического сознания и воплощения авторского мифа;

- выявляется тип авторского мифа Дебюсси как эстетизированный миф творения;

- рассматриваются особенности преломления традиций пасторали в произведениях Дебюсси как части его мифопоэтической идеи;

- объектом музыковедческого анализа выступает музыка к инсценировке «Песен Билитис» П. Луиса1.

Теоретическое и практическое значение работы обусловлено возможностью использования её положений в дальнейшем изучении проблемы «миф и музыка». Материал диссертации может быть применён в учебных курсах истории зарубежной музыки, теории музыкального содержания.

Апробация исследования. Положения работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова, представлялись на международной конференции (Москва, Государственная классическая академия им. Маймони-да, 2010) и международном музыковедческом форуме (Москва, Государственный институт искусствознания, Российская академия музыки им. Гнесиных, 2012), всероссийских (Уфа, УГАИ им. Загира Исмагилова, 2006, 2007), всероссийской с международным участием (Уфа, 2011) и региональной (Уфа, 2007) конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций в научных сборниках и журналах (см. прилагаемый Список).

Структура. Диссертация содержит Введение, три главы, Заключение, Список литературы (более 300 наименований) и Приложение, где приводятся тексты поэтических произведений С. Малларме, П. Луиса, П. Верлена (в оригинале и различных переводах на русский язык), послуживших основой творений Дебюсси.

1 Хранящиеся в библиотеке Парижской консерватории ноты инсценировки оказались доступными благодаря содействию пианистки Натальи Кадыровой.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются актуальность темы, степень её изученности, формулируются цели и задачи исследования, обозначаются объект, предмет, материал, методологическая и источниковедческая база, научная новизна, приводятся сведения об апробации и структуре диссертации.

Первая глава - «Претворение античной темы во французском искусстве конца XIX - начала XX веков» - посвящена обзору основных философских, художественно-эстетических явлений, связанных с рецепцией античности во французском искусстве данного периода. Внимание к древности во Франции определяют две общекультурные тенденции, получающие характеристику в начальных параграфах. Одна - эстетизм - «представление о Красоте, как глубинной сущности мира» (3. Минц), другая - интерес к мифу и, прежде всего, к античному мифу. Тесно связанные между собой, они являются одновременно и причиной, и следствием друг друга, оказывая огромное влияние на творчество Дебюсси.

В первом параграфе - «Эстетизм как философско-художественная программа» - раскрывается эстетический характер трактовки античной темы в искусстве Франции конца XIX века, обусловивший её интерпретацию Клодом Дебюсси. Волна сильнейшего интереса к античности возникает в духовной атмосфере fin de siècle (конец века) - периода неороматической реакции, выражением которого явилось желание отдалиться от несовершенной реальности. Античность - исток, условное «детство» европейской цивилизации, далёкий, но недостижимый идеал становится некоей точкой опоры для дальнейшего развития.

Показывается эволюция представлений об античности, уход от «классического» винкельмановского возвышенного образа древности, сложившегося в Европе в эпоху Просвещения. В конце XIX века он начал разрушаться под действием новых открытий историков, обнаживших несовершенство древней цивилизации, а также под влиянием иррационализма в философии и декаданса в

эстетике, обнаруживших тягу к тёмным сторонам архаики. На фоне изменений Франция предстаёт наследницей более традиционного взгляда. В искусстве наблюдается стремление к раскрытию прекрасного облика древней эпохи, продиктованное господствующей тенденг/ней эстетизма. «Главный нерв представлений времени» (Д. Сарабьянов), эстетизм провозгласил возвышение Красоты как универсальной категории и отрыв искусства от морально-дидактической задачи, выражаемый формулой «искусства для искусства», что особенно интенсивно проявилось в отношении к античности. Дебюсси, признававший Красоту единственным подлинным критерием шедевров художественного творчества, разделял взгляды современников, ратуя за возрождение идеалов Красоты как исконного свойства искусства Франции.

К предпосылкам формирования философской программы эстетизма относятся идеи И. Канта (о независимости эстетического отношения от всяких иных элементов познания), Ф. Шиллера (автора модели «эстетического человека» -«Homo aestheticus»), Ф. Шеллинга (о существовании «абсолютного тождества», доступного лишь эстетическому созерцанию, универсальный способ постижения которого - искусство). Кульминационной точкой становится философия Ф. Ницше, потребовавшего «возвышения самой действительности». Индивидуальный творческий процесс стал при этом атрибутом жизни, её эстетически самоценной сущности.

Подчёркивается, что идеи, возникшие в недрах немецкой философии, получили во Франции своеобразную трактовку, играя доминирующую роль. Торжеством красоты по представлению французских символистов выступал греко-римский эллинизм. Поэты, однако, прошли мимо мифов и произведений искусства античности, воспевающих высокий моральный дух человека. В их произведениях античность раскрылась по-новому, они наполнили её чувственностью, смысловой многогранностью, открытыми в сказаниях древности. Эти позиции оказались созвучны гению Дебюсси.

Во втором параграфе - «Пути ремифологизации в художественном творчестве» - в центре внимания находится процесс возрождения мифа, обо-

значившийся в искусстве Франции и тесно связанный с интересом к античности со стороны Дебюсси. Тяга к мифу проявляется в самых разных областях, элементы мифологических структур мышления обнаруживаются не только в искусстве и философии, но и в науке. Эпоха мифотворчества во Франции начинается с интереса к Р. Вагнеру. Его идеи синтеза искусств, уходившие корнями в древность, а также использование лейтмотивов в качестве основы организации целого, покорили Ш. Бодлера (автор эссе «Рихард Вагнер и "Тангейзер" в Париже»), П. Верлена, С. Малларме (автор эссе «Грёза о Вагнере»). Дебюсси также проходит через увлечение Вагнером, стремясь в итоге преодолеть его «сомнительную метафизику».

Акцентируется тот факт, что для французских символистов миф обретает специфические черты, представая под знаком эстетической функции. Мифология как система первообразов, предлагающая идеальный материал для искусства, была воздвигнута в ранг высокого образца, наилучшего способа воплощения Красоты. В произведениях символистов на первый план выступает желание запечатлеть сверхчувственную реальность. Они смотрят на миф как на эстетическую модель, воплощая грёзы современного художника. Символисты представляют своё восприятие мифа, свободно преломляя древние сюжеты, интерпретируя их и, в конечном счёте, создавая авторский миф.

Одной из форм реализации эстетической функции выступает мифологизация творческого процесса и личности автора. Дебюсси в его убеждении, что способность чувствовать и создавать подлинную красоту - удел избранных, был близок к идее теургической мощи Художника-Творца. Наделённый способностью проникать в суть вещей и понимать истину, Художник уподобляется божеству, совершающему акт творения. Из отдельных деструктивных элементов, словно из хаоса, он может восстановить, создать мир, космос заново в произведении искусства и, тем самым, придать ему совершенную форму. Возврат к первоначалу, времени первотворения в эпоху символизма отождествляется с античностью — мифологическим прошлым, в котором было впервые выполнено мистическое действо - создание произведения искусства.

В третьем параграфе - «Некоторые особенности трактовки античной темы в музыкальном искусстве» - представлена панорама явлений, происходящих в творчестве композиторов Франции - предшественников и современников Дебюсси. В музыке, преодолевающей романтическую эстетику позднее, чем литература и изобразительное искусство, усиление интереса к античности становится свидетельством периода обновления; она притягивает авторов, ставящих перед собой противоположные эстетические задачи.

Сюжеты древних мифов, как указывается в работе, были призваны воскресить высокий этический дух, вдохнуть жизнь в жанр большой оперы в кризисный для музыкального искусства период 1850-1860-х гг. Подобную цель преследовал Г. Берлиоз, задумывая дилогию «Троянцы» как «национальную оперу», соперничающую с Вагнером и его идеями. Античная тема послужила основой и для оперетты (Ж. Оффенбах), где высмеивались и пороки общества, и условности серьёзной оперы.

Одной из тенденций трактовки античной темы видится обращение к трагическому пафосу (Ж. Массне, К. Сен-Санс, Г. Форе, А. Брюно, Т. Дюбуа). Внимание композиторов, авторов музыки к постановкам, привлекают древнегреческие трагедии - подлинные и в истолковании современных драматургов. Мир античности, олицетворяющий классические традиции, возникает сквозь призму художественных произведений мастеров второй половины XVII - начала XVIII вв., периода высочайшего расцвета Франции и взлёта во всех областях искусства. Однако очевидной предстаёт и тенденция лирической трактовки античной темы, зародившаяся в годы становления французской лирической оперы: мир чувств героя выходит на первый план, заслоняя собой повествование о его великих подвигах (К. Сен-Санс, Ж. Массне). В балете широкое отражение получает пасторальный ракурс, начиная с «Сильвии» Л. Делиба.

В симфонической музыке авторы выдвигают на первый план изобразительные и красочно-колористические задачи, что демонстрирует новый взгляд на античную тему (симфонические поэмы К. Сен-Санса, С. Франка, Т. Дюбуа). Лирический характер образов свойствен вокально-инструментальным сочине-

ниям (жанровые обозначения произведений Л. Делиба, Ж. Массне, Г. Форе: «лирические сцены», «античная идиллия», «мифологическая сцена»). Тем самым в подходе к античной теме в творчестве французских композиторов наметились некоторые установки, впоследствии подхваченные Дебюсси.

Высвечивается обусловленность нарастания волны интереса к античности в сфере музыкального искусства влиянием поэзии «парнасцев», противопоставивших своё творчество романтизму. Их сочинения привлекли внимание многих композиторов, включая молодого Дебюсси, работавшего над созданием музыки к героической комедии Т. де Банвиля «Диана в лесу».

Важным представляется тот факт, что в музыкальных произведениях предшественников Дебюсси (С. Франк, Г. Форе, Л. Делиб) на первый план выдвигаются мифологические герои - носители идей красоты и любви Афродита-Венера, Елена, Психея, а также фигуры Орфея, Эола, Аполлона, символизирующие не только высокую божественную роль искусства, но и избранность творца. Особое значение они приобретут и в художественном мире Дебюсси.

Обозначенные во французской музыке тенденции найдут продолжение в творчестве Дебюсси, но уже на новом этапе. Композитор, впитав достижения современных художественных направлений, преодолев влияние романтизма, сделал решающий шаг навстречу веяниям нового времени, тем самым открыв дорогу музыкальной неоантичности.

Во второй главе - «Формирование авторского мифа в произведениях Дебюсси на античную тему» - рассматривается процесс становления мифологической концепции в сочинениях композитора. Первый параграф - «Поэтическое слово как импульс рождения концепции» - обрашён к произведениям, послужившим литературной основой музыкальных опусов Дебюсси. Поэзия лидеров символизма С. Малларме, П. Луиса, П. Верлена, представивших новый взгляд на античность, обусловила рождение художественного мира Дебюсси, основанного на мифологической модели. В работе показана определяющая роль Малларме и его эклоги «Послеполуденный отдых фавна» - наиболее раннего образца символистской поэмы, воспевающей античность. Выделяются

ключевые позиции эстетики поэта: признание Красоты абсолютом, центром мироздания; желание высвободить чистый смысл в искусстве; превознесение творческой грёзы; значение пасторального времени. Поэтическое содержание концен трируется вокруг образов Художника-Творца, природы и искусства.

Отмечается эстетическая общность между эклогой Малларме и поэзией П. Луиса. В «Песнях Билитис», ставших основой ряда произведений, Дебюсси вновь обратился к волнующей его теме утверждения искусства, близкого природе, к образу творческой личности, отодвинув тему свободы отношений и чувств. В двенадцати стихотворениях, избранных для инсценировки, образам любви и красоты противодействуют смерть и забвение. Намеченную антитезу композитор графично отражает в «Шести античных эпиграфах», где сам определяет смысловую сторону сочинения, давая собственные названия каждой из пьес. Поэтические заглавия Дебюсси обозначают центральные слагаемые художественного мира его произведений.

Тема «Галантных празднеств», запёчатлённая в романсе «Фавн» на слова П. Верлена и фортепианной пьесе «Остров радости» по картине А. Ватто, открывает особый ракурс античности Дебюсси, преломлённой сквозь призму французского искусства XVIII века. Подчёркивается эстетическое начало, а также идея игры, характерная для античных образов галантных празднеств. Произведения Ватта и Верлена представляют две стороны одной темы, окрашивая её противоположными чувствами: любовному восторгу противостоят разочарование и отказ от надежд юности.

Поэтическое слово выступает источником образования в произведениях Дебюсси единого художественного пространства, имеющего признаки логики мифостроения: наличия пантеона богов (Фавн, нимфы, наяды, сатиры), системы двоичных противопоставлений (мужского и женского через образы Фавна и Билитис; весны, лета - зимы; жизни - смерти), характерных пространственно-временных отношений - замкнутости времени, его цикличности. Становится очевидным, что Дебюсси в произведениях на античную тему фокусируется на мысли о предназначении Творца.

Во втором параграфе второй главы - «Творческая личность и её ми-фопоэтическое воплощение в произведениях Дебюсси» - высвечиваются центральные фигуры галереи героев - Фавн, Билитис и женские персонажи. Будучи культурными героями, они играют важнейшую роль в становлении главной идеи композитора - возвышения Красоты и способа приближения к её познанию - единения человека и природы, приобщения к искусству. В работе показывается, что связь природного и творческого начал относится к основной проблеме мифологизма - происхождения культуры из природы (К. Леви-Строс). Создавая искусство, герои производят по-настоящему мифологический ритуал; посредники между природой и культурой, они приближены к одной из главных тайн - тайне творчества.

В первом разделе второго параграфа - «Фавн. Музыкальная мифологема флейты» - характеризуется трактовка образа античного бога, символически воплотившего для Дебюсси идеал Художника. Мифологический музыкант выразил дух творческой свободы, к которой стремился Дебюсси с консерваторских лет. Фавна репрезентирует музыкальная мифологема флейты, заключающая в себе многогранный смысл. Символизируя душу музыканта, рефлексирующего Художника, она запечатлевает момент рождения нового, процесс творчества, а также обнаруживает природный ракурс. Объединяя важнейшие компоненты созданного Дебюсси художественного мира, мифологема флейты способствует концепционному единству античной темы. Стержнем мифологического знака выступает тембр, подчёркивающий первозданное, естественное природное начало. К звуковым элементам мифологемы относятся чш^-импровизационный пасторальный пастуший наигрыш, вбирающий звукоизо-бразительные элементы - голоса природы, знаки пейзажа (золотой ход валторн - лесной рог; мелодические фигурации - движение воды; трели, форшлаги -щебет птиц), опора на модальные лады как воскрешение духа архаики. Данные черты присущи и флейтовым соло, и имитации инструмента на фортепиано.

Раскрывается эволюция образа Фавна-Творца - его преображение сравнимо с обрядом инициации, в котором участвуют герои мифа, проходя путь ис-

пытаний. Идеи мифологического порядка - единение Человека и Космоса, близость Искусства Природе композитор утверждает в «Послеполуденном отдыхе фавна». Выделенные фактурно и композиционно флейтовые соло уподобляются авторскому слову в повествовании, начиная с симфонической прелюдии. Моделируя мифологический тип мышления, Дебюсси тесно связывает своего героя с миром и себя с ним, мифологизируя тем самым авторское «я». Выход лирики за пределы внутреннего мира наблюдается в пьесе для флейты соло «Сиринкс». Элементы музыкальной мифологемы флейты подобны ускользающей иллюзии. В монологе, обращенном к природе, композитор балансирует на грани лирической интонации и звукоизобразительности, увлекаясь идеей чистой красоты. Двух героев - античного бога и Билитис, музыканта и поэтессу -мифологема флейты связывает в романсе «Флейта Пана» (из цикла «Песни Билитис» на стихи П. Луиса).

Отчуждение композитора от любимого героя происходит в романсе на слова П. Верлена. В интонационное поле мифологемы флейты проникают элементы мифологемы забвения-смерти, несущей мысль об утекающем, уходящем времени. Мотивы любви, питающей творчество, и её утраты займут в мифологической концепции особое место. Символизируя идею совершенства в идиллическом мире красоты, флейтовый знак принимает черты «кристалла», одновременно демонстрируя отстранение автора от Фавна («Пасторальная песнь» инсценировки «Песен Билитис» и первая пьеса цикла «Шесть античных эпиграфов»), Герой становится неким абсолютным символом Природы и Творчества.

Во втором разделе второго параграфа - «Билитис. Музыкальные мифологемы забвения-смерти и грёзы» - внимание фокусируется на женской ипостаси Творца - Билитис. Прослеживаются интонационные процессы, связанные с развитием концепции. Творческая натура поэтессы раскрывается через мифологему флейты, при этом происходит смена флейтового амплуа, отмечающая выход героини за грань пасторального мира. В смысловой цепочке: флейта - природа - искусство - автор, - на первый план выступает углубляю-

щее трактовку флейтового знака новое звено, активно взаимодействующее с музыкальной мифологемой забвения-смерти. Мифологема флейты приобретает функцию некого универсума, объединяющего различные стороны мира: в звуках инструмента, говорящего голосами природы, рождается любовь, но они и возвещают о грядущем конце. Противопоставление любви, жизни, творчества, с одной стороны, и смерти, забвения, - с другой, становится одним из проявлений дуализма мифологического сознания. Мифологему забвения образуют знак погребального колокола, музыкально-риторическая фигура сашЪаххн (нисхождение), целотоновый лад, мелодико-ритмическое остинато как символ уходящего времени. Очевидно наличие важнейших примет элегии (нисходящий бас, как и нисходящее движение в мелодии, повторение мелодических и ритмических фигур, медленный темп, ведущее значение тембра флейты), выступающей в качестве жанрового элемента мифологемы, привносящего характерный мотив «любования переживаемым чувством».

Антитеза любви-жизни-творчества и забвения-смерти, лежащая в основе произведений, связанных с Билитис, предстаёт в вокальном цикле. Любовное чувство раскрывается через постепенно формирующуюся мифологему грёзы. Её обозначают ноктюрновые черты в романсе «Волосы» (отмечены тональность ОеБ-скг, особая многослойная «вибрирующая» фактура, сочетание пластичной мелодии с графически прочерченной линией баса, - придающие музыке чувственность и томность). Символика волос героини как знака единения влюблённых вызывает ассоциации со сценой ночного свидания Пеллеаса и Мелизанды. Близость Билитис и Мелизанды раскрывается музыкально: фортепианное сопровождение романса вырастает из лейтинтонаций оперной героини (сцепление большой секунды, малой секунды и малой терции). Музыкальные элементы мифологемы забвения - «мотив снега», пронизывающий пульсацией шестнадцатых музыкальную ткань, и знак погребального колокола - символически возвещают о конце любви в трагической «Гробнице наяд». Снег, зима, холод отныне связываются у композитора с печалью, смертью.

Смысловой стержень музыки к инсценировке составляют два образных круга - идиллический и элегический, усиливающие антитезу. При анализе первого обнаруживаются элементы музыкальных мифологем флейты и грёзы («Пасторальная песнь», «Песня», «Билитис»), второго - мифологемы забвения-смерти («Безымянная могила», «Утренний дождь»). Выявляется концепционная роль наигрыша флейты-сиринги, звучащего в коде и выступающего символом бессмертия Искусства, Творчества, не подвластного времени, слитого воедино с Природой.

Отстранение автора от героев - Фавна и Билитис - ведёт к тому, что сопоставление любви и смерти-забвения приобретает внеличный характер. Преодоление забвения-смерти в «Шести античных эпиграфах» (результат переработки музыки инсценировки) композитор показал через итоговое значение флейтового наигрыша «Пасторальной песни».

В третьем разделе - «Музыкальная мифологема Вечно женственного» - раскрывается эстетическая сущность женских образов, занимающих в галерее героев «античных» произведений исключительное место и выступающих важным звеном идеи утверждения Красоты. Образ Билитис, ранее исследованный с позиций Художника-Творца, в данном параграфе освещается как неотъемлемый атрибут мифологемы женственности. В работе привлекается фило-софско-эстетическое понятие Вечной женственности (Ewige Weiblichkeit) - источника красоты и одного из мировых начал, связанных с образами Матери-природы, христианской Богоматери, средневековой Прекрасной Дамы, тем самым приближающегося к понятию Душа мира - посредника между божественным и земным.

Музыкальная мифологема женственности проявляет себя через магическую энергию танца («Дельфийские танцовщицы», «Мназидка», «Танцовщица с кроталами», «Египетские куртизанки»), ориентальный колорит («Танцовщица с кроталами», «Египетские куртизанки»). Обнаруживается сближение с другими мифологемами, - так, черты ноктюрна, фактурно-гармоническая, ладото-нальная изысканность объединяют её с музыкальной мифологемой грёзы, а че-

рез включение элементов фигуры трагической флейты, погребального колокола, са1аЬаз18, вырисовывается связь с мифологемой забвения-смерти (в сочинениях по «Песням Билитис» П. Луиса). Женское начало, рождаясь в сплетении красоты, любовно-поэтической грёзы и забвения-смерти, несёт отпечаток «комплекса Мелизанды»: олицетворяя красоту, героиня оказывается в центре драматического противостояния любви и смерти. Воплотившая Художника-Творца, Билитис становится его носительницей в «античных» произведениях -за пленительной красотой угадывается тень обречённости.

Трактовка женственности у Дебюсси обладает отчётливыми признаками мифологичности. Выделяется, прежде всего, тесная связь женских образов с водной стихией, что обусловлено характерными для данного типа мышления метафоричностью, инстинктивным чувством единения с миром. Среда всеобщего порождения, вода аналогична материнскому чреву и выступает в качестве древнейшего женского символа. Связь женских образов с водной средой очевидна в сочинениях, где главная героиня - поэтесса Билитис. Вода в различных состояниях (звуковая иллюзия водного зеркала, чистой воды и снега, дождя) -не просто близкая Билитис стихия, она воспринимается у Дебюсси признаком духовного перерождения поэтессы, подобно тому, как в мифологии омовение в водах ведёт к условному переходу в новое бытие. Древние архетипические представления о море как о женственной субстанции (французское слово ¡а тег - женского рода) Дебюсси раскрывает в симфоническом ноктюрне «Сирены», где звукообраз воды в сочетании с ритмом колыбельной производит «гипнотический» эффект. В убаюкивающем пении сирен, укачивающем движении моря наиболее непосредственно проявляет себя материнская сущность Вечной женственности. Мифологические полуженщины-полуптицы в интерпретации композитора лишены демонических черт, символизируя слияние природы и искусства.

Вечная женственность видится композитору одним из источников рождения тайны. Для Дебюсси женщина окутана загадкой, будь она фантастической полуптицей-полудевой, созданной в воображении древнегреческой поэтессой

или египетской танцовщицей. Ускользающе-хрупкая звуковая материя Дебюсси помещает женщину его античных опусов в особый мир, находящийся на грани сна и реальности. Созерцание красоты сопровождает мысль о недолговечности сущего, о забвении и смерти, однако аура завораживающей женской магии словно отодвигает её. Красота властвует, лирическое чувство, поэтическая грёза останавливают мгновения прекрасного, преодолевая непреклонный ход времени.

В третьей главе - «Основные компоненты мифологического хронотопа "античных" произведений Дебюсси» - рассматриваются признаки особой связанности, тождества между макрокосмом и микрокосмом, природой и человеком, являющиеся основой мифологического представления. Они становятся важной ступенью в запечатлении идеального, гармоничного сосуществования человека с миром, обозначенного композитором через пастораль. Античность Дебюсси как источник красоты, единения природы и искусства, чудесной грёзы сравнима с мифологическим сакральным временем, идеальным прошлым, в котором мир был совершенным и человек ещё не оторвался от своей матери - природы.

В произведениях Дебюсси на античную тему моделью мирового древа -символа универсальной концепции мифологического мира, космической опоры, играющей организующую роль, точки наибольшей сакральности пространства, - определена флейта. Подобно тому, как в мифе древо соединяет различные уровни мира - подземный, земной и небесный, флейта в произведениях Дебюсси на античную тему выполняет функцию структурной оси, соединяющей собой несколько миров - в авторской концепции это мир природы, мир людей и мир искусства. Согласно мифу любое творение начинается с «центра» и основывается на нём, повторяя космогонический акт - Сотворение мира; с флейты, символизирующей мифологическое древо, начинает свои «античные» сочинения Дебюсси.

Композитор воплотил особенности мифологического времени - цикличность и замкнутость, сравнимые с движением по спирали: жизнь его героев

происходит согласно космическим ритмам, антиномия дня и ночи, смена времен года соответствуют этапам их существования. Имитируя в жизни некий сакральный архетип, преднамеренно повторяя действия, совершённые богами или героями в ритуалах, художник переживает момент начала, творення, постигает своё единство с Космосом.

В ходе исследования произведений выделены два типа временных процессов - обратимые (круговые, циклические) и необратимые (векторные), сопоставление которых подобно столкновению мечты и реальности. Замыкая, «сворачивая» время, композитор претворяет коренное структурное сходство музыки и мифа, которые служат «машиной для уничтожения времени» (К. Леви-Строс). Для Дебюсси лишь зафиксированное в мифологическом представлении космическое, диктуемое природой время внушает красоту. Безвозвратно уходящее, векторное время, отражаемое мифологемой забвения, разрушает мечту, гармонию. Прелюдия «Канопа», музыка инсценировки, романс «Фавн» выступают наиболее скорбными страницами сочинений Дебюсси, где на первом плане оказывается мысль о бренности земного.

Выражением мифологического хронотопа в произведениях композитора видится обращение к пасторали, с которой в его музыку вошла мечта о прекрасном мире, радостной жизни в согласии с природой. Пасторальное время эквивалентно мифологическому как некое природное время. У Дебюсси усматриваются два типа пасторали - антикизированная, появление которой объясняется желанием воспеть Красоту, и галантная, ассоциирующаяся с мечтой об «утраченном рае». Убедительно использована композитором пасторальная топика: звукоописательная, пространственно-изобразительная. Определяющей своеобразие пасторали Дебюсси становится присущая ей музыкальная мифологема грёзы. Среди способов музыкального воплощения композитором необъяснимого состояния, балансирования на грани смысла самым значительным представляется арабеска. Для неё характерна свобода мелодического и ритмического развёртывания, орнаменталыюсть, структурная нерегламентированность, эффект плавного перетекания рельефа в фон. Ослабленные семантические связи,

высвобождение чистой красоты звуковых «узоров» оказались привлекательными для композитора. В его пасторалях причудливая звуковая игра, вуалирующая смысл, перемещает слушателя в «царство грёзы».

В Заключении обобщены результаты исследования. Рассмотрение «античных» произведений Дебюсси приводит к утверждению, что они образуют единое художественное пространство. Античное искусство, сыгравшее огромную роль в развитии европейских традиций, запрограммированное на воплощение проблем творчества, оказывается для Дебюсси оптимальной формой, позволяющей понять тайны мироздания, открывающей широкую перспективу для проявлений мифологического.

Обращаясь к философской проблеме предназначения Творца, Художника, через миф Дебюсси приходит к утверждению сакральной сущности искусства и его создателя. Художник для него - исключительная личность, способная открыть путь к подлинной идее мира, заключённой в Красоте. Мифологическая проблема соотношения природы и культуры в трактовке Дебюсси видится прежде всего как соотношение Природы и Искусства, через единство которых достигается Красота. Создание произведения Искусства, неразрывно связанного с Природой, сравнимо с познанием мировой идеи. В концепцию Дебюсси вписана Любовь, дарующая вдохновение творцу и открывающая путь к подлинной Красоте.

Философская концепция Дебюсси раскрывается согласно мифопоэтиче-ским законам. Важнейшую роль в организации единого художественного пространства произведений на античную тему играют музыкальные мифологемы, выполняющие смыслообразуюшую функцию, воссоздающие глубокие слои мифологического содержания, организующие, замыкающие время. Выделенные музыкальные мифологемы флейты, забвения-смерти, женственности, грёзы имеют множественные значения и тесно взаимодействуют между собой.

Интонационная основа музыки Дебюсси моделирует один из главных логических механизмов мифологического мышления, базирующегося на принципе бинарных оппозиций. Дихотомия составляет опору художественного мира

Дебюсси, разворачивающегося в плоскости мифа. Две группы полярных музыкальных элементов, составляющих мифологемы и символически отражающих антагонизм мироустройства, высвечиваются на разных уровнях музыкального языка - тембра (пасторальная флейта - погребальный колокол), ладотонально-сти (диатоника - целотовость), ритма (ритмическая свобода, яиаБь импровизационность - ритмическое остинато), мелодики (орнаментальность, арабесковость - графика музыкально-риторической фигуры са1аЬаз1з), жанра (пастораль, ноктюрн - элегия). Обнаруживаемая мифологическая бинарная логика свидетельствует о концептуализации, осмыслении фундаментального противостояния жизни и смерти. Преодоление смерти возможно через творчество, творческое созидание. Утверждается идея бессмертия Искусства, Художника: он продолжает жить в своих творениях.

Античная тема у Дебюсси становится основой воплощения авторского мифа. Миф Дебюсси представляет собой тип мифа творения, повествующего о возникновении мирового порядка. В представлении композитора Музыка, Искусство - это остов, основа, путь к мировой гармонии. В мифе объясняется сущность явлений, их генезис: в мифе Дебюсси Искусство представлено в качестве Абсолюта, музыка возникает из единения с Природой, а творчество уподобляется ритуалу космогенеза. Постепенно выстраивая в произведениях цельную многоступенчатую мифологическую концепцию, сосредоточенную вокруг идеи Красоты как источника мироздания, композитор создаёт эстетический миф творенья.

Диссертационное исследование не исчерпывает проблемы ремифологиза-ции в творчестве Дебюсси, но открывает возможности изучения её за пределами «античных» произведений. Обладающее ярко выраженными свойствами монолитности, музыкальное наследие композитора вызывает необходимость более широкого, концептуального взгляда на происходящие в нём интонационные процессы. Найденные в диссертации способы мифореставрации, исследования музыкальных мифологем как основополагающих составных элементов целого, могут помочь глубже проникнуть в смысловое поле художественного

мира Дебюсси, понять его неразрывную связь с явлениями переломной эпохи истории западноевропейского искусства.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

В научных изданиях, рекомендованных ВАК

1. Рамазанова В. Р. Фавн в художественном мире произведений Дебюсси на античную тему // Музыковедение. - 2010. - № 7. - С. 34-40. -(0,6 п. л.).

2. Рамазанова, В. Р. Билитис в художественном мире произведений Дебюсси на античную тему // Музыковедение. - 2013. - № 8. - С. 13-21. - (0,7 п. л.).

В других изданиях

3. Рамазанова В. Р. «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» К. Дебюсси: особенности воплощения античной темы // Художественный текст. Автор и исполнитель: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных 10 февраля 2006 г.: в 2 т. - Уфа, УТАИ им. Исмагшгава, 2007. - Т. 2,- С. 91-100. -(0,3 п. л.).

4. Рамазанова В. Р. Античный миф в творчестве Дебюсси // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ / гл. ред. Б. Хавторин; сост. и науч. ред. В. Логинова. - Оренбург, 2008. - Вып. 4. - С. 107-110. - (0, 2 п. л.).

5. Рамазанова В. Р. Некоторые особенности воплощения античной темы в творчестве Дебюсси // Художник и эпоха: мат. Всерос. науч.- практ. конф. от 1 марта 2007 г. / отв. ред. С. Платонова; УГАИ им. Загира Исмагилова. - Уфа, 2009. - С. 284-293. - (0,3 п. л.).

6. Рамазанова В. Р. Пейзаж в произведениях К. Дебюсси на античную тему // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. тр. / гл. ред.

Б. Хавторин, сост. и науч. ред. В. Логинова; ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург, 2009. - Вып. 6. - С. 131-134. - (0,2 п. л.).

7. Рамазанова В. Р. Образно-смысловая символика в вокальном цикле Дебюсси - Луиса «Песни Билитис»// Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ / гл. ред. Б. Хавторин; ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. - Оренбург, 2010. - Вып. 8. -С. 47-52. - (0,3 п. л.).

8. Рамазанова В. Р. «Грёзовое царство» музыкальных пасторалей К. Дебюсси // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика. Параллели и взаимодействия: сб. ст. по мат. Междунар. науч.-пракг. конф. от 5-11 апреля 2010 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной и Г. Р. Консона; Государственная классическая академия им. Маймонида. - М., 2012. - С. 165-169. - (0,3 п. л.).

9. Рамазанова В. Р. Пастораль в произведениях Дебюсси на античную тему // Художественный образ мира и язык искусства: сб. ст. по матер, науч.-практ. конф. от 18 декабря 2007 г. / отв. ред.-сост. И. Алексеева; УГАИ им. Загира Исмагилова. - Уфа, 2010. - С. 51-56. - (0,3 п. л.).

10. Рамазанова В. Р. Женщина-загадка в произведениях Дебюсси на античную тему // Произведения искусства в контексте художественной культуры: мат. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / ред.-сост., автор вступит, ст. И. Алексеева; УГАИ им. Загира Исмагилова. - Уфа, 2011. -С. 193-198.-(0,2 п. л.).

11. Рамазанова В. Р. Музыка Дебюсси к инсценировке «Песен Билитис» Пьера Луиса: отражение композиторской концепции творчества [Электронный ресурс] // Музыковедческий форум 2012 / ГИ искусствознания, РАМ им. Гнесиных. - [С. 1-8]. - Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.gnesin-academv.ru/sites/default/files/docs/Ramazanova.pdf. - (Дата обращения 12. 05. 2013). - (0,3 п. л.).

Подписано в печать 18/10/13. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать ризографическая. Тираж 130 экз. Заказ 1162. Гарнитура «ТітезКечуІІотап». Отпечатано в типографии «ПЕЧАТНЫЙ ДОМЪ» ИП ВЕРКО. Объем 1 п.л. Уфа, Карла Маркса 12 корп. 5. т/ф: 8(347) 27-27-600, 27-29-123

 

Текст диссертации на тему "Мифопоэтические тенденции в произведениях Дебюсси на античную тему"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова»

Кафедра истории музыки

04201364268 и

На правах рукописи

Куликова Василина Радиковна

Мифопоэтические тенденции в произведениях Дебюсси на античную тему

Специальность - 17.00.02 Музыкальное искусство

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Карпова Е. К.

Уфа - 2013

Оглавление

Введение ................................................................................3

Глава I. Претворение античной темы во французском искусстве конца XIX - начала XX веков

1.1. Эстетизм как философско-художественная программа........19

1.2. Пути ремифологизации в художественном творчестве..........28

1.3. Некоторые особенности трактовки античной темы

в музыкальном искусстве.............................................37

Глава II. Формирование авторского мифа в произведениях Дебюсси на античную тему

2.1. Поэтическое слово как импульс рождения концепции..........48

2.2. Творческая личность и её мифопоэтическое воплощение

в произведениях Дебюсси............................................67

2.2.1. Фавн. Музыкальная мифологема флейты.................70

2.2.2. Билитис. Музыкальные мифологемы забвения-смерти и грёзы....................................................................86

2.2.3. Музыкальная мифологема Вечно женственного........104

Глава III. Основные компоненты мифологического хронотопа

«античных» произведений Дебюсси..............................124

Заключение.............................................................................153

Список литературы...................................................................159

Приложение.............................................................................189

Античность на самом деле имеет какое-то особое отношение к искусству; и она не просто прекрасна, как прекрасна всякая законченная культура, но она в самом существе своём, в самой своей специфичности содержит связь с художественным творчеством и с искусством.

А. Лосев'

Введение

Актуальность исследования. Сегодня интенсивно осмысливается роль античности в духовной и художественной жизни конца XIX - начала XX века. Учёных интересует процесс, обозначаемый как «рецепция античности» - своеобразный феномен интеллектуальной жизни данного и последующего периодов [256]. Возникая вследствие желания присоединить иную систему ценностей к культурной практике своего времени, рецепция особенно усиливается в переломные эпохи, когда пересматривается старое и оформляется новое.

Вопросы определения места античности в искусстве рубежа веков издавна привлекали внимание научной мысли. Признавая огромное значение традиций, ставших могучим фактором развития культуры, исследователи отмечают изменения представлений об античности (С. Аверинцев, А. Габричевский, А.Лосев [1; 40; 150]). Отношение к «колыбели европейской цивилизации» складывалось на протяжении столетий. Начиная с середины XVIII века в трудах И. Винкельмана, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля осуществлялись попытки постичь существо античности. Вехой в процессе переооценки образа античности стала работа Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Открывшая антагонистическую природу эллинства, она дала толчок разнородным явлениям, получившим обозначение неоантичности. Множественные открытия в археологии и науке подкрепили платформу для возникновения и ведения межкультурного диалога.

1 Курсив автора. См.: [150, с. 15].

Обострённое внимание к античности исследователи связывают с тяготением к мифу, ключевой тенденцией искусства рубежа Х1Х-ХХ веков. Как фон «античного бума» трактуется мифологизирование - «важнейший модус эпохи» [140, с. 79]. Характеризуя процесс ремифологизиции, Ю. Лот-ман отмечает: «Кризис позитивизма, разочарование в метафизике и аналитических путях познания, идущая ещё от романтизма критика буржуазного мира как безгеройного и антиэстетического, породили попытки вернуть "целостное", преобразующе волевое архаическое мироощущение, воплощённое в мифе» [153, с. 61].

Античное наследие открывает широкие возможности для возрождения мифа, при котором он предстаёт в творениях искусства и как структурная модель, и как форма мышления. Проблема «миф и музыка», обозначенная отечественным музыкознанием несколько десятилетий назад и охватывающая широкий круг разнонаправленных исследовательских решений, остаётся одной из актуальных.

Исключительно важной в свете данной проблематики представляется творческая фигура Клода Дебюсси - автора множества произведений на античную тему и целого ряда нереализованных замыслов, показывающих стремление к мифотворчеству. Названный К. Леви-Стросом «музыкантом мифа», Дебюсси одним из первых повернул к новому типу мышления, обусловленному мифологическим сознанием, и сотворил собственную вселенную. Однако произведения на античную тему композитора, прочно вписанные в панораму культурных событий, остаются во многом неисследованной областью в отношении концепционной устремлённости в создании художественного образа мира.

Широко разработанное эстетикой, литературоведением, философией, научное поле мифопоэтики в меньшей степени освоено музыковедением. В то же время накопленный гуманитарной областью значительный исследовательский опыт может дать импульс для поиска музыковедческих подходов к решению целого ряда вопросов методологического порядка, что является

одной из насущных задач современной науки о музыке. Привлечение и адаптация категорий мифопоэтики к изучению произведений Дебюсси в этой связи особенно актуальны, поскольку ведут к прояснению механизма формирования авторского мифа. Создающая благоприятную среду для мифотворчества, античная тема помогает сфокусировать внимание исследователя на своеобразии художественного мира Дебюсси, по-новому взглянуть на достижения мастера.

Степень изученности темы исследования. В первых работах о Дебюсси на русском языке В.Каратыгина (1915, 1918) [98; 99], Л.Сабанеева (1922) [209] авторы ограничиваются упоминанием сочинений на античную тему в ходе рассмотрения основных черт стиля, эстетики композитора. Информация общего порядка об этих опусах появляется в монографии А. Алыиванга (1935) [9], где отмечается художественное значение таких выдающихся творений композитора, как симфоническая «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» и вокальный цикл «Песни Билитис».

Освоение творчества Дебюсси отечественным музыкознанием на протяжении долгого периода тормозилось неоднозначным отношением к западноевропейским направлениям и негативной оценкой модернизма. Идеологических предпочтений подобного рода не избежала фундаментальная монография Ю. Кремлёва (1965) [125]. Вместе с тем труд стал важным шагом в изучении произведений на античную тему композитора. Опираясь на многочисленные западноевропейские изыскания, автор представил обширный обзор творческого наследия Дебюсси. Выявляя особенности музыкального языка композитора с позиций импрессионистской эстетики, исследователь одним из первых в отечественном музыкознании проявил интерес к уточнению сведений о неосуществлённых замыслах Дебюсси, среди которых немалая доля принадлежит античной тематике.

Принципиальную роль в новом понимании эстетики Дебюсси в целом, и его «античных» произведений, в частности, сыграла книга польского учёного С. Яроциньского («Дебюсси, импрессионизм и символизм», 1976, в

русском переводе - 1978 [270]). Выступая против укоренившегося взгляда на композитора как представителя импрессионизма, автор вскрывает прочные связи его творчества с французским символизмом и показывает органический сплав художественного своеобразия музыки с достижениями литературы. В рамках подобного толкования эстетических устремлений Дебюсси намечается особый ракурс в подходе к античной теме, поскольку её формирование происходило прежде всего через сочинения поэтов-символистов.

С. Яроциньский высвечивает сочинения на античную тему, связывая их с исключительным значением образа Фавна («Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна», «Флейта Пана», первый романс «Песен Били-тис», «Фавн» из «Галантных празднеств» и первый из «Античных эпиграфов»), выделяя при этом тембр флейты ([там же, с. 207]). Автор вплотную подходит к вопросу эстетических основ претворения античной темы, однако оставляет его открытым.

Постижение творческих устремлений Дебюсси, его видение современного искусства, проникновение в тайну рождения замыслов произведений на античную тему стало возможным благодаря публикации литературного наследия композитора. Имеются в виду «Статьи, рецензии и беседы» с комментариями А. Бушен под редакцией Ю. Кремлёва (1964) [70] и «Избранные письма» в составлении, переводе и с комментариями А. Розанова (1986) [64]. Безусловно, выделяется сборник статей «Дебюсси и музыка XX века» (1983) [62], демонстрирующий широкую панораму наблюдений, касающихся музыкального языка, стиля композитора. Подтверждая свои доводы, музыковеды нередко обращаются к его «античным» опусам.

Многообразные наблюдения над процессами, происходящими в музыкальном языке Дебюсси, в частности, сочинениях на античную тему, содержат теоретические работы, посвящённые вопросам гармонии (С. Скребков, Ю. Холопов) [217; 247], тематизма (В.Бобровский, Б. Ионин) [26; 91], ритма (В. Холопова) [241], формообразования (Э. Денисов) [77], связи с

фольклором (Г. Головинский) [51], влияния внеевропейских музыкальных

культур (Э. Герштейн, В. Конен) [46; 109]".

Позициями открывающихся перспектив постижения античной темы в творчестве Дебюсси, отличаются работы В. Азаровой (2006), Б. Бородина (2009), А. Петровой (2004). Так, тяготение к античной теме как существенную черту эстетики композитора отмечает В. Азарова в исследовании античности во французской опере 1890-1900-х годов [2; 3]. Используя расширительное понимание античности, автор упоминает многие опусы и замыслы Дебюсси, при этом в качестве объекта избирая христианскую мистерию «Мученичество Святого Себастьяна».

Концептуальным видится музыковеду А. Петровой замысел оперы «Орфей-царь», либретто которой создавалось в тесном сотрудничестве Дебюсси и Виктора Сегалена [198]. Опираясь на малодоступные сохранившиеся архивные материалы, автор приходит к выводу, что сочинение должно было воплотить идеальное видение искусства Дебюсси и стать своеобразным музыкальным завещанием композитора.

Несомненный интерес представляет публикация Б. Бородина, посвященная античным образам Дебюсси [30]. Исследователь раскрывает их особую значимость, пристальное внимание уделяя «наиболее ностальгическому сочинению» К. Дебюсси - циклу «Шесть античных эпиграфов». Проводя многочисленные параллели с явлениями русской культуры, автор видит в музыке французского композитора претворение эстетики переломной эпохи.

В музыкальной науке последних лет в целом усиливается тенденция рассмотрения наследия Дебюсси в широком культурном контексте. Авторы обнаруживают многочисленные связи творчества композитора с модерном, прерафаэлитами (Б. Егорова, Е. Кривицкая) [81; 82; 83; 126], осуществляют

2 Пристальное внимание особенностям музыкального языка Дебюсси традиционно уделяют западные учёные. Назовём публикации А. Форте («Дебюсси и октатоника») [292], С. Трезайса («Дебюсси и "ритмизированное время"») [300].

межвидовые сопоставления между музыкой и поэзией, живописью, - а именно, творчеством А. Рембо (Е. Комарова) [108], О. Редона (Е. Ровенко)

о

[205] . Художественное мышление Дебюсси как отражение современной картины мира составляет предмет научного интереса JI. Купец [136].

Опираясь в некоторой степени на суждения французского философа В. Янкелевича, в своей новейшей монографии Л.Кокорева (2010) [104] исходит из символистской концепции творчества композитора. При этом, если В. Янкелевич создаёт философское эссе, то отечественная исследовательница на первый план выдвигает поиск символического звукового плана, центральной осью которого обозначает оперу «Пеллеас и Мелизанда». Обнаруживая ряд сквозных музыкальных символов в сочинениях Дебюсси, Л. Кокорева смотрит на творчество композитора как на целостный организм, раскрывая скрытые слои музыкального содержания.

Исследовательское поле, охватывающее музыку Дебюсси, существенно расширилось благодаря работам Л. Акопяна, С. Исхаковой, С. Мозгот [5; 6; 92; 93; 94; 175; 176]. Авторы изучают глубинные структуры музыкального текста, музыкальное пространство, процессы темообразования, находясь в русле современных научных открытий.

Всё более привлекают искусствоведов вопросы взаимодействия мифа и музыки в сочинениях Дебюсси. Так, в труде С. Гончаренко (1993), исследующей зеркальную симметрию в музыке на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века, феноменом мифологического мышления отмечен принцип обратимости, найденный автором в некоторых произведениях Дебюсси [52]. Сравнивая его творческие позиции с Вагнером, С. Гончаренко стремится раскрыть специфику метода французско-

3 Процессы, происходящие в отечественном искусствознании, аналогичны происходящему за рубежом - очевидно сближение интересов. Так, укажем на публикацию «Дебюсси и прарафаэлиты» Р. Смита [299], статьи, раскрывающие творческие связи Дебюсси и С. Малларме (Д. Коуд, М. Эмберти) [288; 267], П. Верлена (А. Райт) [301], П. Луиса (Ф. Лесюэр) [296].

го композитора, по её словам, интерпретирующего миф «изысканно и подчас иронично, в духе эстетизации античности Верленом и Малларме» [там же, с. 146].

Первым специальным исследованием, направленным на изучение художественного метода Дебюсси в мифологическом аспекте стала диссертация О. Перич (2009) [195]. Автор фиксирует причастность композитора к процессу ремифологизации, охватившему культуру, искусство, науку и философию конца XIX - начала XX веков. Творчество Дебюсси, по мнению О. Перич, представляет пример музыкального мышления мифологического типа. Анализируя сочинения различных жанров, периодов, исследовательница обнаруживает отражение свойств мифологического мышления в его композиторской технике.

Таким образом, интерес к Дебюсси как музыканту, одним из первых повернувших к мифологизму, постепенно возрастает. И хотя «античные» опусы композитора выделены некоторыми исследователями в особую группу, попытки рассмотрения их с позиций мифотворчества до сих пор не предпринимались.

Объект исследования - художественный мир произведений Дебюсси на античную тему. Предмет - пути ремифологизации в произведениях на античную тему Дебюсси.

Цель работы — проследить процесс становления авторского мифа в произведениях Дебюсси на античную тему.

В работе выдвигаются следующие задачи:

- обозначить историко-культурный контекст произведений Дебюсси на античную тему, его роль в формировании концепции творчества;

- определить концептуальные позиции античной темы в наследии французского композитора;

- показать основные эстетические параметры выстраиваемого Дебюсси художественного мира, реконструировать авторскую мифологическую модель;

- рассмотреть «античные» опусы как единое художественное поле, координируемое интонационным процессом;

- раскрыть способы смыслообразования, обусловленные мифопоэтическими закономерностями.

Материал исследования составили сочинения, относящиеся к античной тематике, созданные Дебюсси на протяжении более чем трёх десятилетий и обозначившие вехи его творческой эволюции. К ним относятся: симфонические произведения - дивертисмент «Триумф Вакха» (1882), «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» (1892-1894), ноктюрн «Сирены» (1897-1899); вокальный цикл «Песни Билитис» на стихи П. Луиса (18971898), романс «Фавн» из вокального цикла «Галантные празднества» на стихи П. Верлена (1904), музыка к инсценировке «Песен Билитис» (1900— 1901); фортепианные сочинения - прелюдии «Дельфийские танцовщицы» (1909), «Канопа» (1910-1912), пьеса «Остров радости» (1904), цикл для фортепиано в 4 руки «Шесть античных эпиграфов» (1914); пьеса для флейты-соло «Сиринкс» (1913). В соответствии с избранным объектом диссертационной работы, материалом послужили также поэтические образцы и произведения изобразительного искусства, составившие основу музыкальных

- П. Верлена, П. Луиса, С. Малларме, А. Ватто. Изучались и цитировались как оригинальные поэтические тексты, так и в переводах разных авторов.

Методологическая и источниковедческая база диссертации. В настоящей работе использован комплексный подход, обусловленный междисциплинарным характером исследования, затрагивающего области музыковедения, литературоведения, культурологии, философии. Автор опирается на метод историзма, разработанный отечественной музыкальной наукой (А. Алынванг, Б. Асафьев, В. Конен, Ю. Кремлёв, Т. Левая, И. Нестьев, К. Розеншильд, Б. Ярустовский [9; 16; 109; 123; 125; 140; 181; 206; 271]), а также методы теоретического музыкознания: теории музыкальной интонации, музыкального я