автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Мифопоэтика О. Мандельштама
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мифопоэтика О. Мандельштама"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
оъ Л 3кргзе) А**®-с
На правах рукописи
НИКИТИНА Татьяна Юрьевна
/
МИФОПОЭТИКА О. МАБДЕЛЬШТАМА
1908-1925 ГОДОВ
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Тюмень - 2000
Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета Тюменского государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор
Ю.А. Мешков
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор
Л.П. Быков
кандидат филологических наук, доцент
К.В. Ратников
Ведущее учреждение - Омский государственный
заседании специализированного совета К 064.23.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Тюменском государственном университете /625000, г. Тюмень, ул. Семакова, 10, ауд. 211/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного университета.
Автореферат разослан 2000 года.
Ученый секретарь
специализированного совета,
педагогический университет Защита состоится п£_п рг2000 года в /£>час<
и
часов на
<5к< ¿>еи^шГгг/1 О. -Э. S"35Г
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Творчество Осипа Мандельштама в последние годы неизменно привлекает к себе внимание литературоведов и любителей поэзии, притягательность, которой обладают его стихи, обусловлена и широтой -отклика на проблемы, которые порождало его время, и соотнесенностью их с вневременными, вечными ценностями, и той полнотой, с которой поэт сумел воплотить собственное "я", сделать стихи фактами собственной биографии.
Поэзия 0. Мандельштама - яркое явление культуры модернизма, одним из главных направлений ментальности которой стало неомифологическое сознание. Для художников с мифологическим типом мышления, к числу которых относится и 0. Мандельштам, искусство является формой постижения мира и его сотворения по образу и подобию творчества демиурга - Бога. В художественном произведении миф реализуется при условии приобретения поэтическим стилем качеств суггестивного, когда слово становится носителем культурно-исторических ассоциаций; символы и метафоры превращаются в мифологемы, которые осуществляют связь текста с подтекстом»
Осип Мандельштам - поэт резко эволюционирующий: каждая книга его стихов представляет собой поэзию и поэтику нового типа, а его пятилетнее поэтическое молчание усугубляет "разрыв" между его стихотворениями 1908-1925 гг. и так называемой "поздней" поэзией 1930-1937гг. ОБЪЕКТОМ данного исследования является лирика 0. Мандельштама 1908-1925 годов; при этом следует отметить, что исследуются как стихотворения, вошедшие в сборники "Камень", "ТпУ^а" и "Стихи 1921-1925 гг.", так и стихотворения, в сборники не включенные. Исключение составляют юношеские стихотворения 1906 года, а также многочисленные переводы и шуточные стихотворения "на случай".
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена' необходимостью
концептуального ж целостного подхода к поэзии Мандельштама; анализ мифопоэтики к воссоздание мифопоэтической картины мира поэта помогают более глубокому проникновению в художественный мир его поэзии, а также позволяют проследить его поэтическую эволюцию, Мифопоэтика писателя - одна из актуальных проблем современного литературоведения, при этом интерес исследователей вызывают как анализ функционирования в тексте определенной мифологемы, так и исследование мифопоэтической картины мира в целом, данной во всем творчестве художника или на каком-то определенном этапе его развития. Проблема мифопоэтического подхода к поэзии Мандельштама остается нерешенной.
В современном мандельштамоведении существуют исследования, посвященные отдельным мифологемам /М.Л. Гасларов, Е.В. Завадская, И.Ю. Левин, В.В. Мусатов, С.М. Марголина и др./, к исследования, в которых рассматривается мифологизм, основанный на освоении поэтом мифологии как культуры /Л.Ф. Кацис, В.Ш. Кривонос, В.Б. Мнку-тевич, А.И» Немировский, A.B. Нестеров и др./, но целостного описания мифопоэтики Мандельштама пока нет.
Важной особенностью культуры неомифологизма являете^ осознание культуры как совокупности всех культур; по сути, неомифологический художественный текст есть интертекст. Цитаты в неомифологических художественных текстах нередко выполняют функцию мифологем, становятся неомифологемами, отсылающими к "новым мифам" культуры. Таким образом, в неошгфологическом художественном тексте могут присутствовать как мифологизм антологического типа и вольные импровизации на мифологические сюжеты, так и глубинные, мифологические по своему происхождению начала, которые следует искать не столько в их дифференцированных проявлениях, в реминисценциях и традиционных мифологемах, сколько в их обобщенном, диффузном бытии, в затаившейся мысли о живой связи современного сознания с его пер-
воосновами. Из всего сказанного вытекает, что ПРЕДМЕТОМ исследования являются мифологемы и неомифологемы во всем многообразии их ассоциативных связей и контекстуальных сцеплений, характеризующие мифолоэтическую картину мира в лирике 0. Мандельштама 19081925 годов.
Постановка проблемы изучения мифопоэтического начала в творчестве 0, Мандельштама обусловливает ЦЕЛЬ диссертационной работы -системно-типологическое и структурно-генетическое рассмотрение мифопоэтической картины мира в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов.
Данная цель конкретизируется в следующих ЗАДАЧАХ:
1/ выявить основные типы мифологем и неомифологем в лирике Мандельштама 1908-1925 годов;
2/ выделить группы мифологем и неомифологем, соотносимых с онтологическими темами, составляющими основу мифопоэтической картины мира в поэзии 0. Мандельштама изучаемого периода;
3/ рассмотреть развитие и функционирование в лирике Мандельштама 1908-1925 годов мифологем выделенных групп на каждом этапе творческой эволюции поэта;
4/ выявить основные тенденции развития мифопоэтической картины дара в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в рассмотрении развития мифопоэтической картины мира в лирике Мандельштама как единого, непрерывного процесса, тесно связанного с творческой эволюцией поэта, а также в отдельных исследованиях мандельштамовских мифологем. На наш взгляд, присущий Мандельштаму мифологизм, согласно составленной В.Н. Топоровым типологии мифологизма русской поэзии XX века, следует относить к третьему типу мифологизма, который соединяет в себе внешний мифологизм, основанный на освоении мифологии как культуры, и "органический" мифологизм, где миф творим
изнутри и представляет собой творчество "натуры", ¿тот творимый изнутри миф представляет для нас несомненный научный интерес. "Органически" творимый изнутри миф вносит в непознаваемое или хаотическое стройность и осмысленность мирового закона или того, что понимает под этим художник. Поэтому в основе мифопоэтической картины мира - своего рода художественная онтология. В поэзии Мандельштама эту художественную онтологию составляют темы бытия человека во Вселенной и творения, созидания мира, в том числе и сотворения второй реальности в искусстве. При этом "воспоминание" о древнем мифе у Мандельштама "пропущено" через память культуры, творимый изнутри миф соединяется в его творчестве с новыми мифами культуры и с различными интерпретациями образов и сюжетов классической мифологии. Исследование динамики мифопоэтической картины мира в поэзии Мандельштама 1908-1925 годов составляет основное содержание работы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертации составляют исследования по теории мифа, представленные трудами Я.Е. Голосовкера, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга и др.; современные исследования мифопоэтики писателей, выраженные в работах Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, Г.П. Козубовской, В,Е. Ветловской, З.Г. Минц, И.П. Смирнова, Д.Е, Максимова и др.; современные исследования по теории лирической поэзии, а также современные исследования поэзии 0. Мандельштама, представленные работами С.С. Аверинцева, М.Л. Гас парова, Ю.И. Левина, В.Б. Микушевкча, В.В. Мусатова, O.A. Лекма-нова и др.
В исследовании мифопоэтики 0. Мандельштама в диссертационном сочинении используются принципы системно-типологического и структурно-генетического анализа, а также семантический метод исследования: поэзии, в основе которого находится метод "открытой" интерпретации текста, разработанный известным югославским филологом-
славистом К.Ф. Тарановскнм применительно к поэзии О. Мандельштама. В своих исследованиях К.Ф. Тарановский пользуется понятиями "контекста" и "подтекста", понимая под ними соответственно "группу текстов, содержащих один и тот же или похожий образ" и "уже существующий текст, отраженный в последующем, новом тексте"; в случае использования поэтом цитат и реминисценций из собственного творчества, что часто встречается у Мандельштама, контексты и подтексты могут совпадать /Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике„-М., 2000. С.31-32/, Максимальное выявление контекстуального и подтекстуального фона манделыптамовского текста необходимо для наиболее адекватного его истолкования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЫДВИГАЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1/ в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов выделяются следующие типы мифологем с точки зрения их соотнесенности с культурными языками немифологического типа: мифологизированные образы явлений культуры, исторических событий, реальных исторических лиц и деятелей культуры; мифологические идеи и образы, трансформированные в свете культуры; собственно авторские мифологемы, сформировавшиеся на основе мифов мировой культуры;
2/ в основе мифопоэтической картины мира лирики 0. Мандельштама 1908-1925 годов находится своего рода "художественная онтология", включающая в себя мифологизированный образ природы в ее сложных взаимоотношениях с художником-демиургом, творящим в искусстве вторую реальность;
3/ мифопоэтическая картина мира в лирике 0. Мандельштама изменяется на каждом этапе его поэтического развития, а это изменение обусловлено формированием мандельштамовской концепции художественного творчества от его "символистских'' стихотворений 19081911 годов до "естественной иррациональной поэзии" 1921-1925 годов, в основе которой - совместное творчество природы и художника-
творца.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в общем курсе истории русской поэзии XX века, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по поэтике лирических жанров.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Промежуточные- и конечные результаты работы были представлены в форме докладов на научных конференциях: "A.C. Пушкин: Образование и культура" /Тобольск, 1999/, "Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века" /Омск, 1999/, "Культура. Литература. Искусство. Регион" /Тюмень, 2000/. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории русской литературы Тюменского государственного университета /май» 2000/.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка используемой литературы. Содержание изложено на 154 страницах, Список используемой литературы включает 243 наименования.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, ее научная новизна, определяются цели и задачи, а также методологическая основа работы.
В первой главе "Типология мифологем в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов" исследуется двойственная природа мандельштамов-ского мифологизма, а также дана типология мифологем в лирике поэта изучаемого периода. В лирике Мандельштама 1908-1925 годов миф, с одной стороны, воссоздается на языке культуры, мифологическая образность трансформируется в свете памяти культуры, с другой стороны, миф реализуется в суггестивности поэтического стиля и-представляет собой основу художественного мира. В основе мандельштамовской мифопоэтической картины мира - космогонический
мкф, который реализуется в творческом взаимодействии природы-Вселенной и художника-творца. Творение мифа "изнутри" у Мандельштама соединяется с сознательными установками на обыгрывание мифов, трансформацией мифологической образности в свете памяти культуры, при этом сама культура мифологизируется. Характерное для Мандельштама понимание культуры в ее всеобщности соединяется в его творчестве с показательным для акмеизма отношением к мифу, которое, в конечном счете, вытекало из отношения акмеизма к культуре,-миф был "пропущен" через культуру, возведен к ней. Таким образом, лежащий в основе мандельштамовской мифопоэтической картины мира космогонический миф, а также образы и сюжеты классической мифологии восприняты поэтом сквозь призму мировой культуры, при этом сама мировая культура мифологизируется. Поэтому любая мифологема восходит ко всем контекстным употреблениям этой /или аналогичной/ мифологемы и обладает огромным спектром значений, что является особенностью семантической поэтики,
С точки зрения художественной реализации и соотнесенностью с культурными языками немифологического типа в лирике Мандельштама 1908-1925 годов мы выделяем следующие типы мифологем:
1/ мифологизированные образы явлений культуры, исторических событий, реальных исторических лиц и деятелей культуры;
2/ мифологические идеи, представления, образы, трансформированные в свете культуры;
3/ собственно авторские мифологемы, сформировавшиеся на основе мифов мировой культуры*
В диссертации мы оговариваем, что данная типология мифологем является в значительной степени условной, так как в поэзии Мандельштама важное значение имеют контекстуальные сцепления влов и под-текстуальный фон его произведений.
К первому типу мифологем относятся мифообразы отдельных произ-
ведеяий искусства, образы деятелей культуры /К.Н. Батюшкова, A.C. Пушкина, П.Я. Чаадаева, Р. Вагнера, Бетховена и др./, властителей /Петра Первого, Цезаря/, встречаются у Мандельштама и образы русских :царей, которые объединены в единый образ российского самодержавия. Кроме того, предметом мифологизации в лирике Мандельштама 1908-1925 годов становятся отдельные культуры - Древний Египет, Древний Рим, Эллада, Иудея. Римская и противопоставленная ей египетская культуры наиболее ярко представлены в сборнике "Камень" /1908-1915/, эллинская культура преобладает в "Тл/з^а" /19161920/.
К трансформированным в свете культуры мифологическим представлениям, идеям, образам в лирике Мандельштама изучаемого периода относятся образы и сюжеты, заимствованные из различных мифологий, древние мифологические представления и идеи о тьме, хаосе, судьбе, мире и человеке о Яркий пример восприятия классического мифа в свете культуры в творчестве поэта представляют миф об Орфее и миф о Федре, первый из которых трактуется Мандельштамом в свете его поэтической концепции, а второй - в свете восприятия поэтом современной ему действительности.
К собственно мандельштамовским мифологемам, сформировавшимся на основе цитат, реминисценций из произведений мировой культуры, относятся такие, как мифологема "овечьего", "соломы" и другие, такие, как "узор", "волы" и т.д. Механизм образования мифологем этого типа демонстрируется на примере мифологемы "овечьего", восходящей к пушкинским стихотворениям "Свободы сеятель пустынный..." и "Лицинию", и мифологемы "соломы", сформировавшейся на основе культурного мифа о "мыслящем и поющем тростнике", выраженного в творчестве Б. Паскаля и Ф.И. Тютчева. Исходные культурные мифы в творчестве Мандельштама переосмысливаются, мифологемы становятся собственно авторскими. В лирике поэта мифологемы разных типов
тесно переплетены между собой, этому способствует обилие ассоциативных связей и отношений, которыми обладает каждая мифологема в семантической поэзии.
Далее в работе подробно рассматривается космогонический миф, представляющий собой своего рода художественную онтологию в творчестве Мандельштама и составляющий основу мифопоэтической картины мира в лирике поэта 1908-1925 Годов. Космогонический миф у Мандельштама также трансформируется в свете культуры и воплощается в мифологизированном образе природы в ее сложном взаимодействии с художником-творцом; в результате этого взаимодействия "творится" мир, в том числе и "вторая реальность" в произведении искусства, близость темы природы и бытия человека в ней и темы творчества в лирике Мандельштама подчеркивается соотнесенностью этих тем с образами стихий: мифообраз природы представлен в виде определенного соотношения взаимопронизывающих друг друга стихий, творчество человека йазвано "пятой стихией".
Предметом исследования во второй главе "Мифологемы природных стихий в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов" становится мифологизированный образ природы, его изменение на каждом этапе поэтической эволюции Мандельштама. Глава состоит из четырех параграфов, в каждом из которых последовательно исследуется функционирование и динамика каждой из природных стихий в творчестве поэта указанного периода.
Первый параграф посвящен мифологемам водной стихии, "вода" занимает первое позначимости место среди мандельштамовских стихийных мифологем - в его стихах "влажность", "вода" противопоставлены "сухости", которая отождествляется с "дремучестью", затрудненностью дыхания. На каждом этапе поэтического развития "вода" в лирике Мандельштама 1908-1925 годов представлена различными мифологемами. В "символистских" стихах 1908-1911 годов "вода" - воплоще-
ние хаоса природы-Вселенной, "водная пучина", которая сродни тютчевской "пылающей бездне" - этот образ узнается во многих мандель-штамовских стихотворениях этого периода. Человек в стихотворениях поэта 1908-1925 годов - игрушка в руках стихии, жизнь человека-скитания "паруса" по бескрайней "водной пучине", голосом стихии становится поэт-праковинап. Бездна человеческой души также связана со стихией воды и воплотилась в мифологеме "омут". Эта мифологема играет важную роль во всем творчестве поэта, но формирование ее происходит именно в стихах 1908-1925 годов, и здесь также явно просматривается тютчевское влияние. "Омут" у Мандельштама сближается с образами "окна", "зеркала"; "омут" - окно в бездну, таящуюся в душе человека, а глядясь в "зеркало", манделыптамовский герой смотрит в эту бездну. Этот мотив присутствует в нескольких стихотворениях поэта. Так, из "омута" вырастает "тростник" в стихотворении "Из омута злого и вязкого..."/1910/; в стихотворении "Соломинка" /1916/ "омутом" названо круглое зеркало, в котором отражается зазеркальный /двойнический/ мир спальни, этот же мотив повторен в стихотворении "Веницейской жизни, мрачной и бесплодной..." /1920/, причем здесь "кипарисные рамы" зеркал указывают на присутствие в нем темы смерти. Таким образом, из "омута" -"зеркала", "окна" - на человека смотрит бездна, манделыптамовский лирический герой стремится преодолеть власть "родимого омута", но его глубина и непостижимость завораживают. В стихах "акмеистского" периода /1912-1915/ стихия воды представлена мифологемой "море". В "символистских" стихах Мандельштама "море" было знаком объединения природы и человека в едином дионисийском порыве /"Вечер нежный. Сумрак важный...", 1910/, в стихах 1912-1915 годов "море" также связано с темой античности, но здесь античность - это поэмы Гомера, "море" воспринимается сквозь призму древнегреческого эпоса, культуры. В стихотворении "Адмиралтейство" /1913/ появляются "всемирные моря", ассоциирующиеся с водной "пучиной-бездной" стихов
-131908-1911 годов, но природным стихиям в этом стихотворении противопоставляется "пятая стихия" - творчество человека, привносящее гармонию в хаос природы; "всемирные моря" - пространство культуры, освоенное человеком. Во второй книге стихов Мандельштама /1916-1920/ "вода" - это прежде всего "река", струящаяся вода, которая является как бы связующим звеном между реальным и потусторонним мирами, струение воды вводит тему беспощадного времени, преходящести всего сущего и неотвратимости гибели. Важную роль в стихах "Тлг!5*//а" также играет мифологема "омута", сформировавшаяся в стихотворениях 1908-1911 годов. "Река" в "Т<л7.?/£а" - это и реальная петербургская Нева, и Лета - река забвения, и река древнегреческого Аида Стикс. Причастность "реки" к инфернальному, потустороннему миру подчеркивается почти постоянным в стихах Мандельштама этого периода сближением с этой мифологемой сочетания черного и прозрачного цветов, & также тесной ее связью с мифологемой "омута", которая соотнесена с мифологемой "зеркала" и является окном в потусторонний мир. Реальная "черная Нева" в соединении с "струящимся льдом-дыханьем" /"Соломинка",1916/ или с "прозрачной весной" /"На страшной высоте блуждающий огонь...",1918/ обретает черты Стикса. В стихотворении "Я слово позабыл, что я хотел сказать..."/1920/ с испитием воды Стикса и постижением ирреальности связывается отказ от "слова-камня" и обретение "блаженных слов". Интересно, что в воспоминании о "причащении" водам Стикса - снова сочетание прозрачного и черного: "А на губах, как черный лед, горит // Стигийского воспоминанье звона". Стихия воды в стихах 1921-1925 годов также представлена мифологемой "реки", но если в "ЧНя-ка? "река" связана прежде всего с присутствием потустороннего начала, то в стихотворениях третьей книги Мандельштама "река" - это державинская "река времен", знак конца старой эпохи и грозное предзнаменование грядущего насилия /"Нет, никогда, ничей
я не был современник...",1924; "1 января 1924"/. В то же время происходит сближение "реки" с образом "родника", который у Мандельштама имеет устойчивое значение речи, языка /"Зверинец",1916, "Чуть мерцает призрачная сцена...",1920/; в "Грифельной оде"/1923/ появляется образ учащей "воды проточной", которая не только разрушает, но и строит, "учительствует". Пение водной стихии превращается в связный язык, стихия воды становится одной из основ новой поэзии, призванной пережить агонию "века-зверя" и соединить прошлое и будущее.
Второй параграф "Стихия воздуха и ее мифологемы" посвящен исследованию функционирования и динамики в творчестве Мандельштама мифологем данной группы. Стихия воздуха в лирике поэта представлена четырьмя основными мифологемами - "небо", "воздух", "ветер", "эфир". В стихах 1908-1911 годов воздушная стихия выражена в мифологемах "неба", "эфира" и "ветра". "Небо" в "символистских" стихах Мандельштама - "мертво", "пусто", "стеклянная твердь", но "бездна неба" скрывает "эфир", родину поэзии и "неизменную отчизну" человека. Власть воздушной стихии над человеком в лирике этого периода проявляется в мифологеме "ветер". "Ветер" - дыхание Вселенной, часто губительное для человека, но в то же время несущее в себе музыку; "ветер Орфея? "потусторонний ветер" связывает человека с "эфиром", унося к звездам "веретено", являющееся у Мандельштама знаком творчества. В "Тл/stf/a" стихия "неба", которая в "Камне" была "пуста", оживляется, становясь обиталищем птиц. При помощи "ласточек", связанных в "легионы боевые" в стихотворении "Прославим, братья, сумерки свободы..." /1918/ происходит обуздание воздушной стихии и оживление ее. При этом изображаемое переводится в область поэзии - освоение стихии осуществляется именно посредством "ласточек", которые ассоциируются у Мандельштама с поэзией, весной, душой. Важную роль в стихах "TW?tm" играет мифологема "воздуха". Основными характеристиками этой мифологемы являются,
с одной стороны, способность струиться, что-либо передавать, переносить, проводя в реальность дыхание зазеркального мира /в этом "воздух" сближается с мифологемой "реки"/, с другой стороны -формирующаяся в "ТН^ьа" "густота", "плотность" - появляются образы покрытого шерстью мира и "шерсти", "повисшей в воздухе" /"В хрустальном омуте какая крутизна!..",1919/. Но в первую очередь "воздух" в стихотворениях 1916-1920 годов пронизывает мир, посредством "воздуха" происходит взаимопроникновение исторического и потустороннего миров, характерное для "Т/ч^/а". В этом смысле происходит взаимозаменяемость водной и воздушной стихий! "помутившийся воздух" "пьется", словно "темная вода" /"Сестры -тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...",1920/. В стихотворениях третьей книги Мандельштама с "небом" связана надежда поэта на грядущее возрождение. "Небо" ассоциируется с кормилицей /"1 января 1924"/, в некоторых стихотворениях этого периода появляется мотив беременности неба /"Как тельце маленькое крылышком...",1923; "А небо будущим беременно", 1923,1929/. Еще одна мифологема воздушной стихии, появляющаяся в стихах Мандельштама этого периода,-"воздух". Главными характеристиками этой мифологемы в "Стихах 1921-1925 гг." являются густота, плотность, способность "обволакивать" - появляются образы "шапки воздуха", "шапки овечьей". "Шапка воздуха" возвращает поэта "в родной звукоряд", новая поэзия строится уже не на "эолийском чудесном строе", не "против шерсти мира" - перед нами снова поиск новых путей в творчестве и обращение к поэзии, в основе которой - природа /"Я по лесенке приставной.. .",1922/.
В третьем параграфе второй главы исследуются присутствующие в лирике Мандельштама изучаемого периода мифологемы, в которых воплощается огненная стихия. На каждом этапе творческого развития поэта данная природная стихия воплощается в различных мифологемах,
но самое общее значение стихии огня /любовь, жизнь-"горение"/ формируется уже в стихотворениях 1908-1911 годов. Вместе с тем, "огонь" в стихотворениях Мандельштама "символистского" периода -это "бывший" огонь, "дым",-"пепел". "Дым" - это и жертвенный дым /"Над алтарем дымящихся зыбей...",1910/, это и след тающей жизни /"В морозном воздухе растаял легкий дым...",1909; "Пустует место. Вечер длится...",1909/.Интересно, что в лирике Мандельштама "дым" -это еше и "бытия узорный дым", который не исчезает бесследно, представая в виде "узора", "мозаичного сна" и оставаясь в памяти культуры /"Мне стало страшно жизнь отжить...", 1910/. "Пепел" - также след жизни-"горения", но если "дым" сохраняет в себе частицу прежнего бытия, то в "пепле" жизнь полностью отсутствует. В стихах "акмеистского" периода стихия огня связана с творческой деятельностью человека и представлена мифологемами "свечи" и "пламени". Тема жизни-"горения" воплощается, с одной стороны, в образах дио-нисийского пламени, сжигающего человека /"Ода Бетховену",1914; "Уничтожает пламень...",1914/, с другой - в горении "свечи", чей "огонь" не является губительным для человека: с горящей в полдень свечой сравнивается духовная жизнь, духовная свобода /"0 свободе небывалой...",1915/. Мифологема "свечи" становится особенно важной для Мандельштама и играет важную роль в его более поздних произведениях. В "Trisiia" мифологемы огненной стихии представлены наиболее широко, из всего творческого наследия поэта "ТNriite" -самая "огненная" книга. Кроме мифологемы "свечи", играющей в стихотворениях этого периода важную роль, во второй книге Мандельштама часты образы "открытого огня" - "факелы", "горящие головни", "пламя". Так же, как и другие стихии, "огонь" характеризует показательное для "THrlia" слияние реального и потустороннего миров. "Огонь" сопровождает все.потрясения, как исторические, так и личностные, "огонь" связан с любовью, поэтическим творчеством, революцией, поэтому эта стихия всегда присутствуетлри соприкосновении
лирического героя и потустороннего мира. Со стихией огня в "Тнз--Йа" часто соединяется сияние черного цвета, это соединение огнень ной вспышки с сияющей чернотой проявляется в важнойдля Мандельштама мифологеме "ночного-черного солнца". "Ночное-черное солнце" является знаком переступания границ нормированного, исчерпавшего себя существования. "Ночное-черное солнце" восходит в современности, где гармония утрачена и нормой становится безумие; в мире "ночного-черного солнца" истинным зрением становится слепота, истинным словом - "блаженное, бессмысленное слово", а истинным светом - отсутствие его. Не случайно в стихотворениях 1920 года пой является мотив гашения свеч /"В Петербурге мы сойдемся снова...", 1920/. В третьей книге Мандельштама "Стихи 1921-1925 гг." столь ярко выраженная в "ТК?1/а" огненная стихия практически сходит на нет: "огонь" снова становится "дымом", "пламя" остается только в образе "спички", мгновенной вспышки огня, причем этот "огонь" нужен не для того, чтобы осветить тьму: в стихотворении "Кому зима -арак и пунш голубоглазый..."/1922/ "спичка"должна согреть лирического героя, а в стихотворении "Я не знаю, с каких пор..."/1922/ -нарушить тишину. "Огонь" остается только в поэтическом творчестве, оя рождается из взаимодействия поэта и стихий природы, предстает в загадочных образах "горящего мела", который несет "ночь-коршун-ница", воплощающая стихийную память /"Грифельная ода"/ и "горящих рядов" /"Я по лесенке приставной..У,1922/. Так, стихия огня становится одной из основ поэзии нового типа.
В четвертом параграфе "Стихия земли и ее мифологемы" предметом исследования является формирование в лирике Мандельштама 1908-1925 годов мифологем, в которых воплощается стихия земли. "Земля" в в лирике 1908-1925 годов представлена значительно в меньшей степени, чем другие природные стихии, и это тем более интересно, так как в стихотворениях Мандельштама 1931-1937 годов стихия земли
-IS-
становится одно! из основ, а мифологема "чернозема" - основной. Впервые стихия земли начинает играть важную роль в творчестве Мандельштама в стихах 1916-1920 годов /"Tr-teih"/, эта стихия представлена мифологемой "земля". Интересно, что "земля" в своем традиционном значении "матери-кормилицы" в стихотворениях этого периода почти не встречается и соотносится только с древностью /"Зверинец",1916; "На каменных отрогах Пиэрии...",1919/, в современности же "черная земля иссякла", единственное, что растет на ней - "деревянные стрелы": в стихотворении "За то, что я руки твои не сумел удержать..."/1920/ мифологический мотив оплодотворения земли дождем превращается в свою противоположность - земля "оплодотворяется" стрелами а порождает стрелы. "Земля" в "ТгЫсв становится хранительницей памяти культуры, в этом смысле показателен образ "поэзия-плуга", встречающийся в лирике Мандельштама и его статьях этого периода. "Земля" обретается в стихотворении "Прославим, братья, сумерки свободы,.."/1918/, обретение "земли" становится результатом проникновения стихийного, природного начала в поэзию. Стихия земли наиболее важна для третьей книги стихов Мандельштама, именно "земля" воплощает собой противоречивость современной поэту эпохи: с одной стороны, со стихией земли связана идея о конце старого века, с другой - "земля" становится одной из основ новой поэзии, которая призвана "животворить" нарождающуюся эпоху. Тема гибели "века-зверя" воплощается в мифологеме "глины", при этом современный "глиняный" мир соотносится с "глиняным" же концом предыдущей эпохи /"Нет, никогда, ничей я не был современник...",1924/. В "Стихах 1921-1925 гг." "глиняными" становятся губы, тело, обиды умирающего века и его "больного сына" /"1 января 1924"/. Интересно, что снова образ "глиняных губ" ветре чается в стихотворении "Я больше не ребенок! Ты, могила..."/1931/, но в нем, наоборот, при помощи "земли-глины" смерть преодолева-
ется, губы поэта становятся "розовой глиной", которая говорит за всех. "Земля" в стихотворениях Мандельштама 1921-1925 годов сохраняет значение хранительницы памяти культуры, сформировавшееся в "Тл/г^'а", причем формируется единая природная субстанция -"чернозем Нееры", объединяющий в себе все природные стихии. "Чернозем Нееры" становится основой "естественной иррациональной поэзии". Мифологема "чернозема" впоследствии станет одной из главных в поэзии Мандельштама /"Чернозем",1935; "Стансы",1935/. Таким образом, "чернозем" в стихах 1921-1925 годов - своего рода питатель* ная среда для возникновения новой поэзии, чьи корни не в культуре, а в природе,
В третьей главе "Мифологемы творения в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов" исследуется динамика мифологем, в которых в лирике поэта воплощается тема творчества - как сотворения мира, так и сотворения второй реальности в художественном произведении. Сам Мандельштам выделяет творчество художника как еще одну стихию, противостоящею природному хаосу: "Нам четырех стихий приязненно господство,// Но создал пятую свободный человек"/"Адмиралтейство? 1913/, при этом творчество понимается им по-разному на каждом этапе его поэтического развития; соответственно, оно реализуется в различных мифологемах.
В "символистских" стихах 1908-1911 годов, где поэт - раковина, поющая голосом стихий, способность творить в первую очередь принадлежит не человеку, а высшим силам и стихиям природы, хотя сотворенный мир создан при помощи ремесла, рукоделия - этот мир соткан, вышит и тем самым уподоблен творению человеческих рук. В стихах Мандельштама этого периода формируются важные для поэта мифологемы творения, такие, как "нити", "сети" /"цепь"/, мифологемы рукоделия /"челнок", "веретено"/, а также мифологема "узора" /"кружева", "паутины"/. В мифологеме "узор" воплощается тема ис-
тинного творчества, делающего бессмертным своего творца /"На бледно-голубой эмали...",1909; "Дано мне тело - что мне делать с ним...",1909/. "Узор", чертимый на "стеклах вечности", несет в себе радость творчества, и этим отличается от бессмысленного подражания творчеству природа, результатом которого становится мир "фиолетового гобелена" /"Истончается тонкий тлен...",1909/. В этом плане интересно стихотворение "Мне стало страшно жизнь отжить. .."/1910/, в котором "бытия узорный дым" связан с мифологемами "нитей" и "сетей"; "нити" и "сети" - то, что наполняет жизнь художника, связывает, его с миром и благодаря чему художник не остается "безымянным камнем", канувшим в Лету. В мифологемах "нитей", "узора" реализуется робкое противостояние человека-творца стихиям природы, поэтическое творчество сравнивается с полетом стрекоз, "ткущюс паутину" над черной гладью "омута", этот полет заканчивается падением в "омут" - "и волны траур свой сомкнут" /"Стрекозы быстрыми кругами...",1911/. Хотя уже в стихах этого периода одни и те же мифологемы соотнесены как с творчеством человека, так и с творчеством природы, в целом взаимодействия между художником и природой нет. Стремясь преодолеть свою подчиненность стихиям и власть "омута" в собственной душе, художник трактует свое творчество как противопоставленное творчеству природных стихий. Наиболее последовательно это противостояние человека и природы проявляется в стихах так называемого "акмеистского" периода.
Творчество в стихах Мандельштама 1912-1915 годов - "пятая стихия", превращающая хаос в гармонию, и это прежде всего творчество художника, воплощающееся в мифологеме "камня". "Камень" наиболее соответствует "технической концепции слова", лежащей в основе "поэтики реминисценций", образцом которой, по мнению М.Л. Гаспа-рова, являются стихотворения Мандельштама "акмеистского" периода. В то же время в образе "каменного кружева" сохранена преемствен-
ная связь мифологемы "камень" с мифологемами творения, характерными для "символистского" периода творчества поэта. В "камне", "каменном кружеве" особенно полно проявляется противостояние художника-зодчего хаосу природных стихий, значение творческой деятельности художника - в преодолении хаоса, в создании "прекрасного" из "тяжести недоброй". "Камень" является и идеальным строительным материалом, и символом неизменного бытия - Мандельштам в "акмеистских" стихотворениях пишет о явлениях, "каменных" по своей сути.
В стихах периода "Тт^га" с природными стихиями связано взаимопроникновение реального и потустороннего миров, именно из соприкосновения художника с инфернальным миром рождается поэзия. Художник-творец уже не стремится противостоять хаосу природы, ему свойственно желание осмыслить, принять этот хаос. Для "поэтики ассоциаций", которая, по мнению М.Л. Гаспарова, характерна для "ТНуг^а", показательна "органическая" концепция слова: слово -Психея. Поэтому основными мифологемами творения в стихах Мандель-лтама этого периода являются мифологемы, разработанные им в стихах 1908-1911 годов, но теперь в творчестве поэта противостояние природы и художника-творца снимается, начинается процесс их сближения. Так, в стихотворении "Прославим, братья, сумерки свободы..." ^1918/ посредством "сетей" соединены "ласточки" и "небо", поэзия а природная стихия. В мифологемы рукоделия /"челнок",
'прялка", "веретено"/, с одной стороны, являются реминисценциями гатературных произведений, в том числе и автоцитатами, с другой ;тороны - используются Мандельштамом в "описании каких-либо жизненное ситуаций, таким образом, сама жизнь згаодобляется произведению юкусства - перед нами снова соединение творчества человека и фироды /"ТНя^'а",1918; "Золотистого меда струя из бутылки тек-1а...",1917/. При этом утверждается закон вечной повторяемости: [олотно жизни ткется человеком на основе, натянутой судьбой, выс-
шими силами, природой; "узор" может изменяться, но сама "основа" остается прежней - из века в век повторяются истории Делии и Тибулла, Пенелопы и Одиссея.
В третьей книге Мандельштама "Стихи 1921-1925 гг." творчество природы и творчество человека являются составными частями единого творческого процесса. Результатом творческого взаимодействия природы и человека становится "естественная иррациональная поэзия", чьи корни не в культуре, а в природе. При этом в стихах этого периода само творчество воспринимается не как сотворение мира вообще, как это было в предшествующем творчестве Мандельштама, а как сотворение поэзии, и в этом творческом акте принимают участие и художник-творец, и стихии природы. Творчество в стихотворениях 1921-1925 годов воплощается в мифологемах "узора", "нитей", "сетей", а также в мифологеме "камень". Культурное и стихийное начала в "естественной иррациональной поэзии" приведены в равновесие, не случайно важную роль в стихотворении о рождении новой поэзии - "Грифельной оде"/1923/ - играет образ "отвеса", вводящий тему гармонии, рожденной "из тяжести недоброй". В основе поэзии нового типа находится стихийное начало, но в то же время стихийные силы природы "облагорожены" литературными реминисценциями, "кремень" становится "учеником воды проточной", а "молочный грифельный рисунок" - "узор", чертимый "на стеклах вечности" -создан стихией и рождается из "бреда овечьих полусонок". Созданно в творческом напряжении равновесие кладется Мандельштамом в основу поэзии, призванной связать прошлое и будущее.
В Заключении подчеркивается, что все компоненты мифопоэтики 0. Мандельштама удивительно органично объединяются в систему. В основе мифопоэтической картины мира лирики 0. Мандельштама 1908-1925 годов находится космогонический миф, реализующийся в создании мифологизированного образа природы-Вселенной из перво-
элементов - основных природных, космических стихий. Тема бытия человека во Вселенной в лирике поэта соединяется с темой творчества. При этом сотворение второй реальности в художественном тексте, создание поэзии на каждом этапе поэтической эволюции Мандельштама становится все более значимым. В результате традиционный космогонический миф в лирике поэта трансформируется в свете его концепции поэтического творчества, а обретение "земли" соотносится с обретением поэзией новой основы. Таким образом, поэтический генезис Мандельштама от его "символистских" стихов 1908-1911 годов до "естественной иррациональной поэзии" 1921-1925 годов воспринимается как единый, непрерывный процесс, а стихи 1908-1925 годов - как закономерные предшественники его "поздней" поэзии 19311937 годов.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. "Миф о поэте" в стихотворении 0. Мандельштама "Сестры -тяжесть и нежность, одинаковы ваш приметы..." // A.C. Путин : образование и культура. Тез. докл. меквуз. науч.-практ. конф., поев. 200-летию A.C. Пушкина.- Тобольск, 1999.
2. Пушкинская цитата и мифологема "овечьего" в лирике 0. Мандельштама 1908-1925 годов // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века. Материалы регионального симпозиума. Выпуск 1. - Омск, 1999.
3. Материал и мир в поэзии 0.3. Мандельштама 1908-1925 годов // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры: Сборник статей. - Тюмень, 1999.