автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кириллова, Роза Владимировна
Введение.
Глава I. Становление поэтической индивидуальности М. Петрова.
1.1. Основные стилеобразующие факторы ранней поэзии.
1.2. Развитие идейных и художественно-эстетических принципов поэтики М. Петрова в поздний творческий период.
Глава II. Своеобразие мифопоэтики в лирике М. Петрова.
2.1. Мифологические реалии поэтического мира.
2.2. Семантика растительного мира в творчестве удмуртского поэта.
2.3. Особенности цветописи.
2.4. Зооморфные символы в поэтическом пространстве
М. Петрова.
Глава III. Поэмы М. Петрова в контексте мифо-поэтического анализа
3.1. Мифопоэтические доминанты в историко-биографических поэмах М. Петрова.
3.2. Специфика условности в поэме «Бадзым кож» («Наташа»).
3.3. Поэма «Италмас» как воплощение мифопоэтической символики в удмуртской поэзии.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Кириллова, Роза Владимировна
Демократическое обновление современного российского общества, рост национального самосознания его народов стимулируют интерес к богатому, еще не до конца раскрытому и исследованному культурному наследию удмуртского народа. На наших глазах происходит освобождение гуманитарных наук от «принудительного пресса марксистской социологии и концепции социалистического реализма как высшего этапа литературы, от методологической жесткости, которая декретировалась сверху» [Хализев 2002: 10]. Тем самым открываются новые возможности для полнокровных и объективных исследований, позволяющих устранить «белые пятна» в той или иной отрасли научных, в частности гуманитарных знаний.
Развитие литературы и яркая творческая индивидуальность - явления взаимосвязанные. Нельзя не согласиться с мнением литературоведа 3. А. Богомоловой относительно того, что «понятие «талант» соотносится с главными принципами жизни нации: в нем фокусируется ее нравственно-этическое начало» [Богомолова 1998: 8].
Несомненно, яркой личностью в удмуртской литературе, звездой первой величины является М. Петров (1905-1955) - поэт, прозаик, драматург, теоретик литературы, «собиратель духовного богатства своего народа, знаток его этнографии, психологии, исторических и культурных традиций» [Богомолова 2001а: 6]. По масштабу исторического мышления, глубине знания многонациональной советской литературы, пониманию диалектики сложных процессов общественной жизни, по осознанию ответственности за судьбу родной культуры М. Петров - лидер удмуртской литературы середины XX века. Венгерский исследователь П. Домокош называет его «хозяином удмуртской литературы» [Домокош 1993: 370].
Талант М. Петрова многогранен. Он не только автор стихов, пьес, сказок, рассказов, очерков, романов, но и переводчик шедевров мировой и русской литературы: У. Шекспира, В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, JL Н. Толстого, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, поэтических эпосов разных народов (русского - «Слова о полку Игореве», армянского - «Давида Сасунско-го», финского - «Калевалы»). Он по праву, наравне с Г. Верещагиным, Кузебаем Гердом, Кедра Митреем, принадлежит к основоположникам интеллектуального начала в удмуртской литературе. Более того, он создал свою школу писательского мастерства. Сегодня, спустя десятилетия, влияние идей «мастера» обнаруживается в творчестве таких талантливых удмуртских поэтов, как В. Романов, А. Перевозчиков, В. Ванюшев, А. Леонтьев, В. Шибанов и др.
Личность М. Петрова представляет большой культурно-исторический интерес, поскольку многие его оценки являются базой и ключом к пониманию целой эпохи - эпохи социальных и политических катаклизмов первой половины XX века. Судьба творческого наследия писателя неразрывно связана с судьбой самого автора, которая, в свою очередь, схожа с судьбами многих видных деятелей литературы и искусства. Произведения М. Петрова - это художественная летопись жизни удмуртской интеллигенции в первой половине XX века, это история ее метаний, стремлений, поисков истины. Писатель всегда находился в гуще исторических событий и как их участник, и как свидетель, что, несомненно, «обогатило историческую память, историческое мышление Петрова, обострило его социальные чувства, углубило его нравственные принципы» [Богомолова 20016: 131].
Первая половина XX века в России - время великих уроков и жесточайших испытаний, отразивших в себе трагические и героические, темные и светлые страницы новейшей мировой и отечественной истории. Именно в этот период происходит, как ни парадоксально, блестящий расцвет удмуртской литературы, в развитии которой важную роль сыграли деятельность и творчество Кузебая Герда, Ашальчи Оки, Кедра Митрея, М. Петрова и др. В этой связи актуализируется поиск ответа на вопрос об истоках и смысле творчества художников слова как в русле «классических», так и новых методик анализа текста и в свете современных литературных, исторических, философских и иных подходов.
Литературоведческие труды, появившиеся в последние годы в области исследования феномена творческой личности М. Петрова свидетельствуют о заметном интересе ученых к этой теме. Это можно было бы только приветствовать, однако приходится констатировать, что при этом главное внимание концентрируется порой лишь на творческом процессе и на проблемах мастерства. Такой подход таит в себе опасность отрыва как от социально-политической ситуации, в которой живет творческая личность, так и от ее биографического контекста, вбирающего в себя параметры и черты времени и исторической судьбы народа.
Современные исследователи творчества М. Петрова пытаются определить место его поэзии в контексте как удмуртской, так и финно-угорской и мировой литератур (JI. Д. Айтуганова, 3. А. Богомолова, В. М. Ва-нюшев, П. Домокош, Ф. К. Ермаков, А. А. Ермолаев, А. С. Измайлова-Зуева, А. Н. Уваров, А. Г. Шкляев, В. JI. Шибанов, Д. А. Яшин и др.). В их работах рассматриваются прежде всего проблемно-тематические, жанровые и образные особенности творчества удмуртского поэта. Следует выделить также документально-исторические исследования (Ф. К. Ермаков, Н. С. Кузнецов, К. И. Куликов).
Особо заметный вклад в исследование творчества М. Петрова внес известный критик и литературовед, автор многочисленных книг и статей, в том числе диссертационной работы, впоследствии - монографии «Поэзия и проза М. Петрова» (19606), уже упомянутый выше Ф. К. Ермаков. В его трудах (см.: Ермаков 19606, 1981, 1992а, 19926, 19936) дан наиболее полный охват многообразной деятельности поэта, раскрываются разные грани его жизни, работы, характера: освещаются детство поэта и его становление, учеба, контакты с зарубежными учеными и писателями, общественная деятельность, военные годы и т. д. В своих трудах ученый анализирует поэтические, прозаические, драматические произведения и научные работы М. Петрова, внесшие заметный вклад не только в удмуртскую, но и в общечеловеческую культуру.
Для современного периода изучения творчества М. Петрова характерны новые направления исследований его уникального творчества. В частности, можно выделить работы в плане изучения интертекстуальных связей и аспектов психологизма (С. Касаткин, В. Шибанов).
Своеобразным обобщением накопленного опыта и результатов исследований творчества М. Петрова является книга памяти «Река судьбы» (2001), составленная 3. А. Богомоловой. В книгу вошли как известные, так и неизвестные широкому кругу читателей материалы - статьи, воспоминания, стихи, документы, архивные материалы, письма, фотографии, в которых раскрываются самые различные стороны жизни и деятельности поэта: его отношение к литературному процессу, поэзии, науке, общественной и частной жизни и т. д. В этих материалах виден крупный масштаб личности М. Петрова как Человека и Поэта в контексте его времени.
Вместе с тем, сегодня «тема М. Петрова» остается недостаточно исследованной в ее целостном анализе и восприятии как на теоретическом, так и фактологическом уровнях. Особенно актуальным, на наш взгляд, является целостный идейно-содержательный и художественно-формальный анализ художественного мира удмуртского поэта. Такая постановка вопроса предполагает обращения к одному из новейших подходов, содержащем в себе принципы структурально-семиотического литературоведения. Его основным тезисом является постулат о системности художественного текста (и любого семиотического объекта), в рамках которого этот текст рассматривается как целое.
Структурализм, как известно, - это не только метод научного исследования, это также особое мировоззрение, особая философская система (Р. Барт, Б. О. Корман, К. Леви-Стросс, Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, Р. О. Якобсон и др.). Не случайно структурализм во многом определил не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы XX века. К. Леви-Стросс пытался выявить универсальные структуры общества путем изучения мифов. К. Г. Юнг инкорпорировал в психоанализ принципы структурной лингвистики. Р. Барт подверг критике установленные мнения в области литературной критики. Каждый из них стремился выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, и, таким образом, определить универсальную структуру человеческого бытия (см.: Барт 1989; Леви-Стросс 1999; Юнг 1991,1994).
В литературоведческой науке в последнее время интерес ученых к исследованию текста как особым образом организованной системы проявляется в выявлении и изучении семантической стороны художественного текста. Еще Л. Я. Гинзбург совершенно точно, по нашему мнению, отмечала, что «поэтическое слово - это всегда слово с измененным значением» [Гинзбург 1997: 207]. М. М. Бахтин говорил о «двуголосности» художественного слова в тексте. Эта мысль развита и в «колеблющихся признаках», «в единстве и тесноте стихового ряда» Ю. Н. Тынянова, в «семантической осложненности» Б. А. Ларина, в «прибавочном элементе» Д. С. Лихачева, в «зауми» Ю. М. Лотмана и т. д. Так, в работах Б. А. Ларина подчеркивается, что слово в поэтической речи «имеет не самостоятельную функцию, а поглощенную, оттеночную», т. к. в ней «не дана сполна смысловая ценность слова, а только обозначены пределы разного в каждом слове ассоциативного развертывания смысла данной речи» [Ларин 1974: 33-34]. Иначе говоря, актуальный смысл слова представляет собой контекстуально обусловленное варьирование его значения.
Именно семантический и структуральный аспекты изучения текста позволяют проникнуть в глубинный уровень поэтического текста, выявить в индивидуально-авторской системе единый образ мира.
Понятие образа мира (картины мира) в настоящее время находится в центре внимания философских, этнолингвистических, этнокультурных исследований. Активно разрабатывается направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации. В рамках такого подхода совершенно правомерно, на наш взгляд, утверждение, что в языке действительно можно обнаружить некую модель мира, ибо в нем заложено цельное, единое представление о мире (см.: Гачев 1988, 1998, Караулов 1987, Маковский 1996, Телия 1981, Топоров 1995, Цивьян 1990 и др.).
В работах структурного и семантического направления одним из основных положений является то, что структура любого произведения -это наложение, соответствие схем мифологической традиции, это повторение прошлого, но на новом уровне (см.: Смирнов 1977, 1995; Топоров 1995, и т. д.). При всей сложности текстов - отмечает В. Н. Топоров, - в них «легко выделяются некоторые заведомо общие схемы» [Топоров 1995: 207]. Р. Барт считает, что текст - это обращение «к тысячам культурных источников» [Барт 1989: 388]. Семантический и структурный аспекты определяют изучение текста через призму ментальных архетипи-ческих представлений и мифологем (Р. Барт 1989, 2000; К. Леви-Строс 1999; Ю. М. Лотман 1972, 1999; А. А. Потебня 2000; В. Н. Топоров 1995 и др.). Именно мифологическая картина мира, как нам представляется, аккумулирует в своем содержании мировидение (миропонимание) и эстетические принципы поэта.
Не секрет, что каждый человек так или иначе несет в себе рудименты мифологической культуры, что, естественно, находит отражение и в его творчестве. Так и использование М. Петровым структурно-семантических особенностей мифологического дискурса позволяют ему обратиться к генетической прапамяти, выражающей народную мудрость, к общечеловеческим ценностям, к вечным вопросам бытия. Особенности его поэтики возникают из взаимодействия образов народной культуры и современных ему представлений. Эта черта художественного метода проявляется на разных уровнях авторского текста - и в особенностях языка, и в обращении к фольклорным архетипам при создании образов героев, т. е. при создании своей (авторской) художественной картины мира. В диссертационной работе предлагается исследование мифопоэти-ческой картины мира удмуртского поэта через соотнесение и осмысление ее конструктивных элементов: метафор, символов, мифологем, т. к. именно через них осуществляется связь текста с подтекстом.
Современная эпоха, с одной стороны, является эпохой разрушения прежних мифов, а с другой - именно в ее рамках создаются свои мифы, становящиеся частью общественного сознания, национального мышления, т. е. современное мифотворчество приобретает новые, нередко более сложные формы.
В нашем исследовании предпринимается попытка изучения и раскрытия мифопоэтической картины мира удмуртского поэта М. Петрова.
Одной из особенностей поэзии М. Петрова является присутствие в ней неомифологического сознания. Важной особенностью «культуры неомифологизма» является осознание культуры как совокупности всех культур. По сути любой художественный текст есть интертекст. Цитаты в неомифологических художественных текстах нередко выполняют функцию мифологем, становятся неомифологемами, отсылающими к «новым мифам» культуры. В неомифологическом художественном тексте могут присутствовать как свободные импровизации на мифологические сюжеты, так и глубинные, мифологические по своему происхождению начала, которые следует искать не столько в их традиционных мифологемах, сколько в их обобщенном бытии, отражающие первоосновы современного сознания.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью комплексного рассмотрения поэтических произведений М. Петрова в свете последних литературных, исторических, философских, культурологических материалов, в русле новых литературоведческих методик. Инициирующим фактором нашего исследования является тотальная включенность мифа в сознание современного человека, в его национальную культуру. Через осмысление мифа, раскрытие мифопоэтических конструктов, выявление доминантных механизмов смыслопорождения в художественном тексте предпринимается попытка репрезентировать авторскую модель мира как эстетическую единицу, отражающую национальный менталитет писателя, мир его субъективных переживаний.
Научная новизна диссертационной работы вытекает из установок и подходов исследования. Она обусловлена методикой изучения поэтического текста как эстетического феномена через призму анализа структурных компонентов мифологического дискурса. Новый подход к изучению поэзии М. Петрова в аспекте мифопоэтики предполагает междисциплинарное изучение текстов с привлечением смежных наук - фольклористики, мифологии, этнопсихологии, философии. Акцент при этом делается на идейно-нравственные и эстетические критерии его творчества. Развитие мифопоэтической картины мира в поэзии М. Петрова рассматривается как единый, непрерывный процесс, тесно связанный с творческой эволюцией поэта.
Объектом диссертационного исследования является поэтическое творчество удмуртского писателя через призму символов, архетипов, мифологем и неомифологем во всем многообразии их ассоциативных связей и контекстуальных сцеплений, характеризующих мифопоэтичес-кую картину мира М. Петрова в контексте его лирических стихотворений и поэм.
Предметом исследования стали мировоззренческие и эстетические основы поэтического творчества М. Петрова, эволюция его поэтического мироотношения, наиболее характерные особенности его поэтики.
Постановка проблемы изучения мифопоэтического начала в творчестве М. Петрова обуславливает цель диссертационной работы - системно-типологическое и структурно-генетическое рассмотрение его поэтических текстов; изучение особенностей созданного поэтом художественного мира; выявление узловых моментов его творческой эволюции.
Сформулированная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- изучить и систематизировать имеющуюся критическую литературу о творчестве М. Петрова, и на этой основе проследить истоки формирования его мировоззренческих и художественно-эстетических принципов;
- исследовать особенности авторской картины мира удмуртского поэта;
- провести анализ растительной, зооморфной и цветовой символики как основных доминант мифопоэтической картины мира М. Петрова;
- проанализировать развитие и функционирование мифологем и неомифологем на каждом этапе творческой эволюции поэта;
- выявить новые качественные грани творчества поэта и в связи с этим уточнить масштаб личности поэта в художественном плане.
Методологической основой исследования стали современные концепции развития культурологических процессов у младописьменных народов России, а также современные литературоведческие подходы, в рамках которых анализируются проблемы поэтики.
Теоретической базой анализа послужили работы литературоведов Удмуртии 3. А. Богомоловой, В. М. Ванюшева, Ф. К. Ермакова, А. А. Ермолаева, А. С. Измайловой-Зуевой, В. J1. Шибанова, А. Г. Шкляева, Д. А. Яшина и др., в которых рассматриваются вопросы поэтики и стиля на материале русской и удмуртской литератур, а также труды исследователей литератур Поволжья и Приуралья - А. И. Брыжинского, А. А. Ва-синкина, В. И. Демина, П. Домокоша, Е. В. Остаповой, В. В. Пахору-ковой, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова и др., внесших значительный вклад в историю изучения творческой индивидуальности крупных мастеров слова этих регионов.
При анализе конкретных мифологем и архетипов, как компонентов авторской картины мира М. Петрова, использованы основные положения работ отечественных и зарубежных ученых в области применения мифопоэтического анализа в литературоведении - С. С. Аверинцева, Р. Барта, К. Леви-Стросса, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, К. Г. Юнга и др.
В ходе комплексного анализа художественных текстов исследованы принципы изучения лирических произведений, отраженных в работах
М. М. Бахтина, JL Я. Гинзбург, JL В. Зубовой, Ю. Н. Караулова, Б. О. Кормана, Т. Л. Сильман, Ю. Н. Тынянова.
Предлагаемая диссертационная работа, не претендуя на исчерпывающее раскрытие исследуемого вопроса, призвана восполнить пробел в удмуртском литературоведении по анализу мифопоэтики через призму творчества М. Петрова.
Основным методом исследования выбран комплексный подход, предполагающий изучение творчества поэта как целостной системы. В основу исследования положен принцип органического единства формы и содержания, в связи с чем работа построена на сочетании сравнительно-исторического и структурно-семиотического подходов, а также исследования ряда приемов - сплошной выборки материала исследования, контекстуального, мифопоэтического анализа текста, направленного на выделение архетипов и мифологем в тексте художественного произведения, структурно-семантического анализа.
Интертекстуальные и культурологические связи проанализированы на базе материалов мифологии, этнопсихологии, истории, философии.
Практическое значение работы определяется возможностью использовать ее результаты при подготовке нового издания «Истории удмуртской литературы» и, соответственно, при изучении в школах и вузах данного курса. Теоретические положения и конкретные материалы исследования могут быть положены в основу вузовских, школьных учебников, учебных и методических пособий, при чтении спецкурса по творчеству М. Петрова, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Апробация диссертации. Материалы исследования послужили основой для докладов и сообщений на Международной научной конференции, посвященной 30-летию преподавания венгерской и финской филологии на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, МГУ, 27-28 марта 2002), на X Международном конгрессе фин-но-угроведов (Йошкар-Ола, 15-21 августа 2005), на международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию государственности Удмуртской Республики «Проблемы и перспективы функционирования родных языков» (Ижевск, 25-28 октября 2005), на международной научной конференции «М.П. Петров и. литературный процесс XX века», посвященной 100-летию со дня рождения классика удмуртской литературы (Ижевск, 1-2 ноября 2005); на межрегиональной научно-практической конференции (Кудымкар, 30 июня-1 июля 2005); на республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С. Широбокова «Неумолкнувшая песнь соловья» (Ижевск, 19 декабря 2002), на республиканской научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения М. Петрова (Ижевск, 2000) и внут-ривузовской «XXVII итоговой студенческой научной конференции» (Ижевск, 1999). Основные положения работы отражены в публикациях.
Структура и объем диссертации продиктованы логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основная часть изложена на 181 странице. Список использованной литературы включает 243 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова"
Выводы
Произведения позднего периода творчества М. Петрова характеризуются поэтичностью, наполняются психологизмом, гуманистическим содержанием. Важная особенность поэтики этих сочинений - обращение к национальной мифологии, к языческим истокам, что обусловило обращение поэта к крупным поэтическим формам - поэме. Как отмечают многие исследователи, именно с поэзии М. Петрова в удмуртской лите- '] ратуре начинается развитие жанра эпической поэмы. Сочетание легенды с явью, истории с современностью, лирико-публицистического начала с if эпическим, сделали сюжетные поэмы М. Петрова заметным явлением в национальной поэзии. В этом синтезе особый характер приобретает мифопоэтика, имеющая не только идеологическое содержание, но и национальные формы. На наш взгляд, можно утверждать, что мифотворчество выступает одним из проявлений поэтического мышления М. Петрова. Форма мифа позволяет автору сочетать различные, порой взаимоисключающие смыслы и, тем самым, творить собственный миф, приобретающий в творческом процессе новые значения. Попадая в систему поэтики М. Петрова образы-символы подвергаются различным преобразованиям: они могут сохранять связь с народной поэзией, мифом, преданием, а могут совершенно преображаться, превращаясь в один из многочисленных индивидуально-авторских символических образов.
Индивидуально-авторская художественная система поэм М. Петрова располагает значительным фондом растительных образов-символов, которые дают своего рода ключ к пониманию мировоззрения М. Петрова. Так, в его поэмах исключительную роль играет образ ивы. Если ранее этот образ в поэзии М. Петрова традиционно символизировал печаль и скорбь или интимные переживания любящих героев, то в исследуемых поэмах мы видим другое значение образа ивы - как напоминание о героических временах гражданской и Великой Отечественной войн. В этом образе просматривается мужское начало, не свойственное ему в мировой традиции и в ранней лирике поэта.
В поэмах трансформируется функция райского сада как архетипи-ческого топоса. Из утопического сада изобилия она превращается в символ перехода человека из безгрешности в состояние свободного принятия собственной судьбы, которое оборачивается грехом, душевной нищетой и смертью.
Наряду с растительным миром, животный мир является своеобразным культурным кодом для раскодировки текстов М. Петрова: за его представителями закреплены различные символические значения. При этом следует уточнить: поэт активно использует орнитоморфные символы. Крылатые существа М. Петрова, как и в мифопоэтической традиции, ассоциируются, как правило, с одухотворенностью, божественностью, они олицетворяют воображение, мысль. Нами выделены некоторые образы, наполненные индивидуально-авторским содержанием. Так, образ «соловья» предстает как символ тоски, страдающей любви, а образ «кукушки» трансформируется в символ смерти. Хищная птица беркут становится символом страсти и свободы. Человеческие свойства страха и мести воплощаются в поэме «Кырзан улоз» («Песня не умрет») в виде «черных крыльев хищной птицы».
Богатая цветовая палитра поэм отсылает нас к традиционным народным воззрениям, к древней культуре удмуртов. Нельзя не заметить, что иногда цвет в поэмах М. Петрова бывает изменчив, неуловим. Например, зеленый цвет характеризуется разнообразием интерпретаций, восприятие его двойственно, то есть содержит в себе как положительный, так и отрицательный смыслы. Такая неоднозначность цвета вошла в образы природных стихий воды, огня, широко представленных в поэмах.
Образ «огня» («лучина», «пожар», «пепелище») сопровождает как исторические, так и личностные потрясения, он связан с любовью, с революцией, с поэтическим творчеством, с жизнью и смертью. «Вода» («река», «озеро», «слеза») предстает в поэмах прежде всего связующим звеном между реальным и потусторонним миром. Мифологема «слезы» вводит тему боли и оберега. Она есть молитва, исповедь.
Мифопоэтическим мировидением проникнуты и образы леса, дороги и ветра. При всей многогранности традиционной семантики образов, в поэзии М. Петрова образ леса чаще предстает хронотопом возвращения домой, возвращения в лоно Природы-Матери. Особую актуализацию данный мотив получает в поэме «Кырзан улоз» («Песня не умрет»). Здесь общение с лесом придает лирическому герою силы, энергию, очищает душу, что так необходимо ему в жестоких условиях войны. Иногда «лес» предстает загадочным миром древнего этноса. Это - почти всегда стихия, чарующая, колдовская, магическая сила; то устрашающая, то успокаивающая, манящая вглубь, как в бездну. В хронотопе леса большое место занимает образ дороги-судьбы, судьбы как отдельной личности, так и всей страны. Пронизывающий все поэмы «ветер» выступает в роли «собеседника» лирического героя, с кем он может поделиться своими чувствами и мыслями о сложностях и перепетиях собственной жизни, мира, страны; как непосредственный свидетель и соучастник войны и жизни лирического персонажа, ветер предстает в качестве жестокого испытателя, посланного жизнью для проверки его характера. Выделяется еще один смысловой пласт: природная стихия, странствующая по всей земле. Образ этого «всемирного ветра» есть отражение пространства культуры, освоенного поэтом. Он перекликается с темой творчества, темой истинного созидания, делающего бессмертным своего творца.
Рассматривая семантику художественных символов в поэмах М. Петрова, следует отметить, что используемая им разнообразная палитра красок тонко, искусно углубляет философско-психологический мир героев; мастерски использованные образы-символы животных и птиц передают характер и поведения героев, углубляют наше представление об их духовном мире; образы природных стихий психологизируются, выражают патриотические чувства, обогащают произведение философской проблематикой. Все это «призывает» читателя к со-участию в творческом процессе создания «второй реальности», приглашает к сотворчеству.
Исследование поэм «Ортчем вамыш» («Былое»), «Сюресэз ворд-скем калыкелэн» («Слово к родному народу») и «Кырзан улоз» («Песня не умрет») показывает, что им свойственны автобиографизм и автопсихологизм, а также ретроспективность. С одной стороны это был эпос революции и войны, в котором типизировались события недавнего прошлого, с другой стороны - история древнего этноса.
Анализ поэмы М. Петрова «Бадзым кож» («Наташа»), ее мифологического начала, позволил прийти к выводу, что произведение является поэмой-преданием, ибо здесь определяется наличие фольклорно-сказового и художественно-условного начал.
Рассмотрение поэмы «Италмас» - вершины поэтического мастерства М. Петрова - в контексте мировой мифологии, русской и европейской литератур позволило выделить грани, позволяющие определить жанр данного произведения как синтез легенды и романтической баллады.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Михаил Петров - поэт нового направления, обогативший удмуртскую литературу разнообразием форм и жанров. Из многожанрового материала удмуртского фольклора он обратился, прежде всего, к народной песне, впитывая культуру родственных этносов, нравственно-эстетические принципы русской классической, европейской и многонациональной современной литературы России. М. Петров, как и репрессированный Кузебай Герд, раздвинул границы национальной литературы, подводя фольклорную эстетику к индивидуально-личностным принципам создания поэтической реальности, тем самым подготовил восхождение на поэтический Олимп Ф. Васильева и Г. Красильникова.
Любовь к культуре родного народа, к просторам удмуртской земли, интерес к литературе и «память детства» стали важнейшими составляющими его богатого, колоритного и яркого творчества, стали Музой его поэтического вдохновения. Сын крестьянина, тысячами нитей связанный с природой, он до конца жизни остался обостренно восприимчивым к красоте своего края, к голосам его растительного и животного мира. Всем своим дарованием он - «до мозга костей» поэт своего народа.
В современном литературоведении (как отечественном, так и зарубежном) имеется немало работ по изучению творчества М. Петрова. Однако исследование этой темы с точки зрения мифопоэтики, смыслового и изобразительного значения символики его произведений только начинается. Несмотря на влияние на умы людей советской идеологии и практики, удмуртская литература в XX веке продолжала оставаться сферой активного мифологизирования. При этом традиционное мифогенное сознание, оперирующее традиционными (языческими и христианскими) мифологемами, осложнилось тоталитарной социалистически-утопической мифологией, охватившей значительную часть мирового сообщества первой половины XX века (творчество Г. Медведева, С. Самсонова, Г. Сабитова, В. Широбокова и др.). Поэтому и мифоцентрическая поэзия М. Петрова является закономерным явлением в рамках истории такой литературы.
Проведенный анализ растительных, цветовых, зооморфных и др. символов убедительно доказывает, что творчество М. Петрова выходит за рамки узкой классовости, что социалистические по содержанию стихи М. Петрова оказываются по структуре намного богаче, сложнее и многограннее, чем диктуемые временем соцреалистические конструкты 1930-50-х гг. Все компоненты его мифопоэтики как довоенного, так и военного времени удивительно органично соединяются в особую философскую систему, истоки которой кроются, с одной стороны, в пантеизме сознания удмуртского народа, с другой стороны, были подготовлены опытом предшественников (К. Герд, Ашальчи Оки и др.). Первозданность, естественность, традиционность народной культуры коренится в истории народа, и это общечеловеческая ценность.
Мифологическая концепция мира поэтом не просто воспроизводится, она переносится в плоскость современных проблем. Поэтому любая мифологема здесь обладает огромным спектром значений, что является особенностью семантической поэтики М. Петрова. Более того, картина мира лирики М. Петрова во многом является соединением традиционной (языческой и христианской) мифологии и авторского мифотворчества через художественное переосмысление и трансформацию традиционных мифологем.
С точки зрения художественного прочтения мифа и его соотнесенности с культурными языками неомифологического типа в поэзии М. Петрова нами выделены следующие типы мифологем: а) мифологические идеи, представления, образы, трансформированные в свете национальной и мировой культур («ива», «река», «омут» и др.); б) мифологизированные образы явлений культуры, исторических событий и реальных исторических лиц (образы вождей, революции и т. д.); в) собственно авторские мифологемы, имеющие в своей основе мифы мировой и национальной культур («полная луна», «полное зерно» и др.).
Мифологические идеи, образы, трансформированные в свете национальной и мировой культур, представлены образами растительного и животного мира, цветописью художественного мира поэзии М. Петрова. В мифопоэтическую систему лирики поэта, как и в систему мифологии удмуртского народа, входят его основополагающие понятия, на которых строятся традиционные представления: это вода, небо, солнце, жизнь, смерть, время, историческое пространство и т. д. Но в традиционные представления вносит свои коррективы сама эпоха, XX век, обстановка и атмосфера времени: культурный «код» дополняется авторскими коннотациями. Мифопоэтические реалии художественного мира М. Петрова, их варианты и инварианты отражают различные грани действительности и философию творчества художника, его поэтическую индивидуальность.
Ко второму типу мифологем относятся образы деятелей культуры (А. Пушкин, В. Маяковский, Ф. Кедров и др.), вождей (Пугачев, Ленин, Сталин) и т. п. Поэт в своем творчестве попытался постичь закономерности социального мифомышления нового времени и в художественной форме осмыслить все аспекты феномена культа вождя.
Воспевая» исторические события начала XX века, поэт вводит традиционные символы восходящего солнца, цветущей земли, райского сада. Знаками новой жизни предстают золотой, желтый и красный цвета. Традиционно удмуртский менталитет за цветом видит смыслы, а потому цветообозначение играет важную роль в сущностной характеристике действительности. Так, и золотые колосья, и золотое солнце, и красные цветы, и цветущий сад - эти этнически маркированные слова и концепты удмуртского поэта явились одним из главных элементов его художественного мировосприятия и поэтической философии.
Собственно авторские мифологемы, имеющие в своей основе опыт национальной и мировой культур, представлены образами «райского сада», «полной луны», «полных колосьев золотой ржи», «перепелки», образами-символами богатства, изобилия, счастья. В этих образах поэт как бы актуализирует миф о «Золотом веке» в истории удмуртов. В образах вождей, батыров (богатырей) просматривается миф о пришествии человека-спасителя.
Кроме этнических аспектов в модели мира удмуртского поэта обнаруживаются мифологемы, истоками которых является мировая культура. Каждый народ в той или иной степени несет в себе черты этнокультурного взаимодействия со своими соседями, что, естественно, '» находит отражение и в творческом процессе художников слова. Так, мифологема «полной луны», ее блеск, яркие тона поэтического пространства М. Петрова приближают его мир к культуре восточных народов. Например, его частушки перекликаются с японскими «хайку» или фарсиязычными «рубай», заключая в себе множество ассоциаций, смыслов, идей, целые миры переживаний и философских раздумий. Эти наблюдения привели нас к выводу - сегодня совершенно очевидной становится настоятельная необходимость исследования всего религиозно-мифологического комплекса удмуртов в едином контексте с религиозно-мифологическими системами индоевропейских, алтайских и уральских языковых групп.
Неизбежная переоценка ценностей в эпоху ломки общественных и жизненных устоев, испытания на трудных фронтовых дорогах дали поэту новые темы, расширили диапазон видения мира, усилили ро-» мантический и драматический пафос его поэзии. Пытаясь отказаться от заданности, от «отягощенности» тоталитарной социалистическиутопической мифологией, поэт становится внимательнее к внутреннему миру своих героев, высвечивая истинно человеческое в характере.
В лирике периода Великой Отечественной (1941-1945) основными мифологемами выступают «вода», «огонь», «лес», «ветер» и мифологема пути-поиска. «Вода» («река», «озеро», «слеза») предстает в поэмах прежде всего связующим звеном между реальным и потусторонним миром. Мифологема «слезы» вводит тему боли и оберега. Образ «огня» («лучина», «пожар», «пепелище») сопровождает как исторические, так и личностные потрясения, он связан с любовью, с революцией, с поэтическим творчеством, с жизнью и смертью. Образ леса чаще предстает хронотопом возвращения домой, возвращения в лоно Природы-Матери. В хронотопе леса большое место занимает образ дороги-судьбы, пути-поиска Идеала, Истины. Пронизывающий все поэмы «ветер» предстает природной стихией, странствующей по всей земле. Образ этого «всемирного ветра» есть отражение пространства культуры, освоенного поэтом. Он перекликается с темой творчества, темой истинного созидания, делающего бессмертным своего творца.
В смысловом объеме лирических образов практически утончается грань специфически ментального.
В поздний творческий период (1945-1955) наблюдается «возвращение» поэта к генетическим корням, побудившим его поэтическое воображение к созданию самых ярких, неповторимых образов в истории удмуртской литературы. Фоном его произведений становятся языческий пантеизм, мифопоэтические и языческие традиции народа, разного рода реминисценции. Символы «умолкнувших веков», войдя в поэзию М. Петрова, в его поэмы «Бадзым кож» («Наташа») и «Италмас», вступают в сюжетную канву поэм и раскрывают свои тайны, становятся знаками мироощущения поэта. Это целая система, в которой многогранно реализует себя душа язычника, «наивно-восторженного дитя Природы». Творчество природы и творчество человека предстают частями единого процесса, и результатом этого творческого взаимодействия является поэзия - «вторая реальность».
Анализ поэм М. Петрова на уровне мифопоэтики позволяет увидеть, как фольклорный и индивидуальный символ функционирует в большом полотне лиро-эпического жанра, как этот символ в сюжете произведений обогащается новыми значениями и нюансами, вступает в различные отношения с другими слоями структуры. Традиционно-мифологическая и индивидуально-авторская символика создает в поэмах как бы второй сюжет, второй пласт, который вступает в различные оппозиции с теми социальными конфликтами, обозначенными на формально-содержательном уровне этих повествований. В этом плане особо выделяются многокрасочная (цветовая) палитра, многообразие форм деревьев и др.
В эволюции художественной системы М. Петрова выделяются три основных этапа (довоенный, военный и послевоенный), что еще раз подтверждает установленную периодизацию, сделанную удмуртским литературоведением. На уровне мифопоэтики мы также убеждаемся, что на каждом этапе поэтического развития М. Петрова его ми-ровидение постепенно меняется, арсенал поэтических образов и приемов все больше расширяется, осложняется все новыми и новыми коннотативными значениями. В поздний творческий период особо наблюдается обращение к генетическим корням, побудившим к созданию не только эпических полотен (роман «Старый Мултан», 1954) но и поэтических шедевров (поэма «Италмас», 1946).
В диссертационном исследовании нами предложен один из возможных вариантов прочтения лирики М. Петрова, приближающий к осмыслению и пониманию явлений, происходящих в современном литературном процессе. Проведенное исследование позволяет, на наш взгляд, обозначить новые подходы к изучению многогранного творчества удмуртского поэта в контексте не только удмуртской литературы, но всей многонациональной российской, финно-угорской и мировой литератур. М. Петров - явление глубоко национальное и общечеловеческое одновременно.
Список научной литературыКириллова, Роза Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Петров М. П. Такмакъёс. Кенеш. - 1930. - № 9-10. - С. 47-48.
2. Петров М. П. Такмакъёс. Кенеш. - 1930. - № 13-14. - С. 58-59.
3. Петров М. П. Метрика и художественная композиция удмуртского народного песенного творчества // Молот. 1935. - № 8. - С. 59-64.
4. Петров М. П. Урымтэ чабей // Молот. 1940. - № 9. - С. 31-41.
5. Петров М. П. Сильтол пыр. Ижевск: Удмурт Госиздат, 1946. - 61 с.
6. Петров М. П. Художественной произведенилэн кылыз // Молот. -1954.-№2.-С. 25-29.
7. Петров М. П. Дышетсконо, улонэз мургес тодыны // Советской Удмуртия. 1955. - 14 янв.
8. Петров М. П. Люкам сочиненное: Кылбуръёс, кырзанъёс, поэмаос: 6 томен. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1959. - 1-тй т. - 227 с.
9. Петров М. П. Люкам сочиненное: Быръем статьяос, речьёс, докладъёс но гожтэтъёс: 6 томен. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1961. -6-тй т. - 292 с.
10. Петров М. П. Выль авторъёслы // Советской Удмуртия. 1965. -21 нояб.
11. Петров М. П. Италмас: поэма / Пер. В. Семакина. Ижевск: Удмуртия, 1984.-47 с.
12. Петров М. П. Италмас: / Пер. К. Камского // Луч. 1993. - № 7. -С. 9-19.
13. Петров М. П. Наташа / Пер. Цвелева // Луч. 2000. - № 1-2.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
14. Бидермап Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. и пре-дисл. И. С. Свенцицкой. М.: Республика, 1996. - 335 с.
15. БСЭ Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред.
16. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. Энцикл., 1975. - Т. 20. - 608 с.
17. КЛЭ Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -М.: Сов. Энцикл., 1968. - Т. 5. - 975 с.
18. ЛитЭС Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.: Сов. Энцикл., 1987. - 752 с.
19. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1996. - 416 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997.-Т. 2. К-Я. -719 с.
21. Тресиддер Дою. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: Фаир-Пресс, 1999. - 448 с.
22. ФЭС Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. - М.: Сов. Энцикл., 1983.-840 с.
23. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов: Пер. с англ. 2-е изд. -М.: Вече, 1997.-512 с.
24. Шейныла Е. Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: Торсинг, 2001. - 591 с.
25. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид; Миф, 2000. -576 с.
26. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Авт.-сост. В. Э. Багдаса-рян. 2-е изд. - М.: Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. - 495 с.
27. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
28. Аверищев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.-320 с.
29. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. № 3. - 1970. -С. 113-143.
30. Айтуганова Л. Д. Некоторые особенности стиховой организации поэзии М. Петрова // Река судьбы. Жизнь и творчество Михаила Петрова: Воспоминания, статьи, речи, письма / Сост. 3. А. Богомолова. -Ижевск: Удмуртия, 2001. С. 161-163.
31. Александров С. А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1990. - 192 с.
32. Алешкин А. В. Единство традиций. Народ и личность в мордовской эпической поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 198 с.
33. Антология коми поэзии. Перевод с коми / Сост. А. Е. Ванеев. Сыктывкар. коми кн. изд-во, 1981. - 320 с.
34. Архипов Т. А. Михаил Петровлэн творчествоез // Пролетар литература понна. Ижевск: Удкнига, 1932. - С. 50-58.
35. Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001.-216 с.
36. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово: Сборник статей / Сост., вступ. ст. и коммент. А. И. Баландина. М.: Сов. Россия, 1988. -508 с.
37. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
38. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.
39. Бахтина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.-288 с.
40. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
41. Богданова JI. А. О поэмах М. Петрова «Былое» и «Песня не умрет» // Река судьбы. Жизнь и творчество Михаила Петрова: Воспоминания, статьи, речи, письма / Сост. 3. А. Богомолова. Ижевск: Удмуртия, 2001.-С. 148-153.
42. Богомолова 3. А. Песня над Чепцой и Камой. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1981.-352 с.
43. Богомолова 3. А. «Как эхо долины родной.»: Статьи, очерки, воспоминания. Ижевск: Удмуртия, 1983. - 304 с.
44. Богомолова 3. А. «Прозревшей молнией сверкнуть.» // Как молния в ночи. К. Герд. Жизнь. Творчество. Эпоха / Сост. и лит. обработка З.А. Богомоловой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998. - С. 8-25.
45. Богомолова 3. А. Истоки жизни и вдохновения // Река судьбы. Жизнь и творчество Михаила Петрова: Воспоминания, статьи, речи, письма / Сост. 3. А. Богомолова. Ижевск: Удмуртия, 2001а. - С. 6-8.
46. Богомолова 3. А. Война в судьбе и творчестве Михаила Петрова // Река судьбы. Жизнь и творчество Михаила Петрова: Воспоминания, статьи, речи, письма / Сост. 3. А. Богомолова. Ижевск: Удмуртия, 20016.-С. 127-135.
47. Богомолова 3. А. Голоса эпохи: Статьи, воспоминания, эссе, очерки, письма. Ижевск: Удмуртия, 2003. - 672 с.
48. Бройтман С. Н. Историческая поэтика // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - Т. 2. - 368 с.
49. Бусыгина Л. В. Поэтическая картина мира в лирике Кузебая Герда: Дисс. канд. филол. наук. Ижевск, 2003. - 216 с.
50. Бутолии А. Удмурт литературами выль азиискоиъёс поииа // Советской Удмуртия. -1951.-14 авг.
51. Бутолии А. Писательлэн сюресэз // Молот. 1955. - № 11. - С. 17-20.
52. Ванюшев В. М. Расцвет и сближение. О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах. Ижевск: Удмуртия, 1980. - 252 с.
53. Вашошев В. М. Вершины корнями сильны: Статьи об удмуртской литературе. -Устинов: Удмуртия, 1987. -264 с.
54. Ванюшев В. М. Бурдъясь кужым // Инвожо. 2000. - № 9-10 - С. 6-9.
55. Ванюшев В. М., Макарова Е. Кыл но кылбурет. Ижевск: Удм. кун ун-тысь книга поттонъя люкет, 2003. - 40 с.
56. Васильев С. Ф., Шибанов В. Л. Под тенью зэрпала (дискурсивность, самосознание и логика истории удмуртов). Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997.-304 с.
57. Васинкин А. А. Поэтический мир В. Колумба: Монография. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - 224 с.
58. Введение в литературоведение: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; под ред. Г. Н. Поспелова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.
59. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк.; Из-дат. центр «Академия», 2000. - 556 с.
60. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / Отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз; вступ. ст. Е. В. Падучевой М.: Русские словари, 1996.-411 с.
61. Велъдяйкина Е. И. Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы. Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. Саранск, 2006. - 16 с.
62. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И. К. Горского; Коммент. В. В. Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989. - 405 с.63