автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Шевченко, Михаил Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Диссертация по философии на тему 'Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края"

На правах рукописи

ШЕВЧЕНКО Михаил Сергеевич

МИФОТВОРЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

л п ? жа

0 I > I

Чита-2012

005020349

Работа выполнена на кафедре философии, теории и истории культуры ФГБОУ ВГ10 «Забайкальский государственный университет»

Научный руководитель доктор философских наук, доцент

Жуков Артем Вадимович

Официальные оппоненты: Бейднна Татьяна Евгеньевна, доктор политических паук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальского государственного университета», заведующая кафедры государственною, муниципального управления и полигики.

Манзанов Георгий Евгеньевич, доктор философских паук ведущий научный сотрудник-отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБ'Г СО РАН

Ведущая организация ФГЛОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Защита состоится "24" апреля 2012 г. в 14 час. 00 мин. па заседании диссертационного совета Д 212.299.04 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» но адресу: 672039, Чита, ул. Ллексапдро-Заводская, д. 30, зал заседаний ученого совета

С диссертацией можно ознакомиться I! научной библиотеке Забайкальского государственного университета но адресу: г. Чита, ул. Кастрииская, 1 Автореферат разослан 23 марта 2012 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета, Бершокевич

доктор философских паук, доцен т Татьяна Владимировна

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследовании. Современное развитие конфессиональной сферы России характеризуется усиливающимся влиянием религии на культуру, политику, экономику и межнациональные отношения. Этот процесс сопровождается ростом напряженности между российским государством и религиозными объединениями, действующими па его территории. Актуализация научного интереса к религиозной сфере объясняется псрсшсмностыо многих проблем, вызываемых распространением современного религиозного мифотворчества, которое многие из религиозных организаций используют в качестве инструмента распространения своих идей. Многие из идей, имеющих форму религиозного мифа, привлекают интенсивное внимание общества. Они обеспечивают религиозное объединение неофитами, иногда приводящее к судебным процессам.

Важный материал для размышлений о проблемах и перспективах развития государственно-конфессиональных отношений даст история организации «Свидетели Иеговы», которая известна тем, что неуклонно сохраняет высокую степень привлекательности для последователей. Это подтверждают судебные процессы, проходившие в начале XXI в. в Российской Федерации, результатами которых является регулярное изменение правового статуса региональных объединений иеговистов, что, однако, не приводит к ограничению их деятельности. Актуальность исследованию данной темы придает осознание того факта, что и религиоведении до сих пор не существует признанной типологической характеристики «Свидетелей Иеговы». Кроме этого, необходимость теоретической концептуализации неговизма обусловлена практической неспособностью существующих теорий адекватно представить их сущность и проявления в обществе. Важную проблему представляет вопрос, почему, несмотря па господство концепции, осуждающих иеговнзм, его деятельность в России продолжается? И, с другой стороны, почему, несмотря па выход в свет научных работ и

судебных решении, оправдывающих социальные и религиозные практики иеговистов, I! обществе продолжается рост недовольства их деятельностью, приводящий к новым судебным разбирательствам? Актуализирует проблему теоретическая и правовая перазрешенпость вопроса о причинах распространения религиозных объединений в обществах, где они встречают сопротивление практически на всех структурных уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление особенностей явления религиозного мифотворчества осуществлено в контексте проблем философии религии 'такими авторами, как В.М. Вундт, Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.1. В контексте философии мифа эта тема представлена в трудах Й.Г. Гердера, Я. Гримма, 13.Ф. Миллера, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, В. Шмидта и др.2. Специфика сознания, составляющая фундамент для распространения религиозного мифотворчества, раскры та в трудах Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, А.Н. Елсуко-ва, '). Кассирера, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, 10.М. Лотмаиа, ЕЛ. Режабека М. Элиаде и др/. Различные аспекты распространения религиозных объединений и их мифотворчества 1! обществе исследуются в трудах Р.А. Лопаткипа, М.П. Мчедлова, 10.10. Сипели-ной и др., где разрабатываются и уточняются характеристики и параметры современного конфессионального пространства'1. Вопросы влияния религиозных объединении па сознание их участников в условиях современного

1 Мюллер М. Вундт В. От слова к к вере. Миф и религия. - СПб., 2002; Спенсер Г. Научные основания прайс"]neminem. Индукции лики. Ошка индивидуальной жизии. - M.. 2008: ТаГиюр Э. Первобытная к\ л 1.1 \ pa. - М.. I9S9; Фрлер Дж.Д. Золотая ветвь. - M., 199S.

2 Гердер И.I . Идем к философии истории человечества. - М., 1977; Герман Г. Братья Гримм. - M., 19S0; Миллер В.Ф. Народный эпос и история. - М., 2005; Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочннепия. - М., 1990; Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. - СПб., 2000; Schmidt V. Origine et évolution de la religion, les théories et les laits. - P.. 1931.

3 Карт P. Мифологии. - M., 200S; Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных паук. Эпос н роман. - СПб.. 2000-2001 ; Голосовкер Я. Логика мифа. - М.. 1987; Ел су ков А.Н. Познание и миф. - Минек. 19SI: Касспрер Э. Познание п действительность. - М„ 2006; Леии-Стросс К. Мифологикн. От мета к пеплу. - М. 2007; Левп-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - M., 2010; Лнфшнц М. Мифология древняя и современная. - М„ 1979; 1973; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - M.. 1991; Лотман Ю.М. Семносфера. - СПб., 2001; Режабек Е.Я. Мифомышлеиие (копштнвпый анализ). - М.. 2003; Элиаде М. Космос и история. - М.. 1987.

А Лопагкпн P.A. Современная религиозная ситуация // От политики государственного атеизма к свободе совести. - М.. 2000; Мчедлов М.П. [и лр.] Религия в зеркале общественного мнения /.' Социол. нсслед.. 1941. -Х?х Спнелпна 10.10. Изменение религиозности населения России: православные н мусульмане: суеверное поведение россиян. - М.. 2006.

конфессионального пространства рассмотрены в произведениях таких авторов, как Е.Г. Балагушкип, А. Баркер, П.С. Гуревич, Ю.В. Рыжов, В. Ште-иа1 її др. Проблемы современного состояния конфессионального пространства Забайкалья раскрываются в работах H.A. Арзуманова, А.О. Барипоиа, Л.В. Дроботушепко, П.С. Кондаковой, В.П. Секерипа, A.B. Тивапеико2, которые создают картину целостного развития конфессиональной сферы региона, и то же время они не выделяют в качестве особого предмета исследования религиозную организацию «Свидетели Иеговы»

Труды, посвященные исследованию истории вероучения, основ социальной практики «Свидетелей Иеговы» можно подразделить па несколько направлений. Наиболее представительным из них является кри тика неговизма, в рамках которой освещается история, вероучения и деятельность организации «Свидетели Иеговы» в рамках традиции атеистического религиоведения. Она характерна для таких отечественных исследователей, как A.B. Белов, В.В. Коник, Л.Т. Москаленко"', относящих иеговистов к одной из наиболее опасных тоталитарных религиозных организаций. У большинства исследователей, таких как Л.10. Нгорцсв, Д.А. Тасв-ский, В.II. Римский1, в отношении конфессиональной и типологической принадлежности организации «Свидетели Иеговы» не возникает сомнений. Они определяют' данную организацию как тоталитарную, деструктивную п нехристианскую. Как основанные па насилии и обмане оценивают социальную и культовую практику, и ценности иеговизма В.П. Лрзамасов,

' Ьадагушкнн Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. - М, 1999; Баркер Л. Новые религиозные движении. - СПб., 1997; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и восточные религиозные культы. - М.. 1985; Рыжов Ю.В. Ignolo Deo: новая религиозность в Kv.nuype н искусстве. - М„ 2006: Шгена В. Инверсии. - Петрозаводск. I99S. .

2 Лрз\мапов H.A. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. - Иркутск, 2006; Барннов Л.О. Английский десант на берега Чптпнкн // Эффект. - 1999. - 17 шоня; Дроботушепко A.B. Российское Забайкалье - задачи мирного сосуществования религий И Православие и образование. - Чита, 2003; Секернн В.П. Религии на карге Забайкалья. - Чита. 1995: Тиваненко Л.В. История Английской духовной миссии в Забайкалье (Начало XIX столетия). - Улан-Удэ, 2009: Кондакова II.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края: философский и религиоведческий аспекты: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.U0.1-1. - Чита. ЧптГУ. 2010.

! Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М„ I97S: Коник В.В. Иллюзии свидетелей Иеговы. - М„ 1981; Москаленко А.Т. Современный пеговнзм. - Новосибирск, 1971.

4 Г горцев А.10. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997; Таевскпн Д.А. Синкретические религии н секты - М.. 1999: Римский В.Г1. Тоталитарный космос п человек. - Белгород, 1994.

5

M.LB. Кривельская, C.B. Маисапарес, P. Франц1, использующие данные 11 рактн11 ее ких исследова! m й.

Критически рассматривают содержание иеговистского вероучения

B.II. Никитин и B.JI. Обухов2. Осмыслению феномена «Свидетелей Иеговы» как финансовой корпорации, оказывающей деструктивное влияние на последователей, посвящены труды А.Н. Швечикова и Р.В. Шилишпанова3. Методы психологической обработки у «Свидетелей Иеговы» рассмотрены А.И. Осиновым, Э.М. Нартошевичем и Е.И. Борисоглебским4. Позиции социальной кри тики иеговизма развиты Д.В. Горюновым3, который обращает внимание на феномен «закрытости» организации «Свидетели Иеговы», распространяющей деформированное мировосприятие, приводящее к негативизму восприятия мира и, в конечном итоге, культурной «обедпеппо-сти».

Созвучна данной точке зрения конфессиональная критика иеговизма, которая отражается и трудах, связанных с 'так называемым «аитикультиз-мом». Среди православных, пишущих об организации «Свидетели Иеговы», такие авторы, как О. Казаков, И. Ефимов, Г. Дворцов, 13. Троицкий, Д. Пименов, О. Стеняев, Д. Сысоев, В.М. Чернышев, Л.И. Хвыля-Олинтер и

C.Л. Лукьянов6.

1 Арымасов И.Г1. Подлинное лицо пеговпзма. - Иркутск. 196-1: Кривельская Н.В. Секта: угроза м поиск-защиты. - М.. 1992: Мансанарес C.B. Воспоминания ('Свидетеля Иеговы». - Тбилиси, 1995: Франц Р. |Срн:ис совести. -М.. 2000.

' Никитин В.11.. Обухов В.Л. Вероучения религий мира. - СПб.. 2001.

' Швечпков А. Н. Рай земной: новая сказка. Об идеологической п социально-политической доктрине иеговизма. - СПб., 1997: Шнлпшнамов Р. В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ): дисс. канд. фил ос наук: 09.00.13. - Белгород, 2006. J Осипов А.Н. Тоталитарные секты. Технология обмана. - Мн., 2011: Бартошевпч Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М., 1969.

' Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы": автореф. дне. кайл, фплос. паук: 09.00.13. - Пермь. 2006.

" Казаков О. Пеговнзм. Культ галантерейщика. - СПб., 1995; Ефимов. II. Ложные Свидетельства Свидетелей Иеговы. - М.. 1997: Дворцов Г. (иеромонах). Подлинная история Общества Свидетелей Иеговы Текст. : KpaïKiin очерк' / иеромонах Герман Дворцов. - Иваново : Свято-Благовещенский приход г. Кох-мы. 1996: Троицкий В.А. "Помазанники" в организации "Свидетели Иеговы". В свете русскояз. жури. "Сторожевая Башня" н др. публ. О-ва за 1990-2002 гг. - М„ 2003: Евменов Д.В. История создания н учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степе.......................богословия

(на нравах рукописи). - M.. 199S; Стеняев О. Священник. «Свидетели Иеговы»: кто они? - М., 1996: Сысоев Д. Священник. Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. - М., 2002; Чернышёв Н.М. Сектовелепие. - Киев. 200К: Хвыля-Олинтер А.П., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы рс-'нп ПО!.....X сект. - М.. 1996.

У Л.Jl. Дворкипа' иеговизм выступает как прообраз и архетип современного религиозного сектантства. Конфессиональная точка зрения па исследуемый объект представлена в справочных изданиях Русской Право-сланной Церкви2. К этому же направлению можно отнести и западных авторов, имеющих конфессиональную направленность, 'таких как Д. Мак Дау:>лл, Д. Стюарт, У. Мартин и Е. Прайс3, дающих негативную, по обстоятельную оценку «Свидетелям Иеговы». Представляемые этими авторами труды выражают точку зрения протестантизма по, тем не менее, обладаю)' значительной ценностью. В них нашли отражение многие важніле аспекты вероучения, идеологии и деятельности организации «Свидетели Иеговы». Предлагаемый в них анализ вероучения ориентирован на поиск причин успеха иеговистов и предлагает собственные пути противодействия данной организации.

В то же время существует трупна отечественных религиоведов, психологов, специалистов в области юриспруденции, филологии, медицины, которые но-ипому оценивают результаты деятельности организации «Свидетели Иеговы». 'Гак, U.C. Гордиеико и С.И. Иваненко1 доказывают, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения. М.И. Одинцов (Советов)3 отстаивает мнение, в соответствии с которым, «Свидетели Иеговы» в России прошли путь от преследуемой секты до признаваемой современными законами оргаииза-

1 Дворкин Л.Л. Сектоведепне. Тоталитарные секты. Опыг систематического исследования. - Нижний

I кжгорол. 20U3.

Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерским отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород. 2002; Религии м секты в современной России: Краткий справочник. - Новосибирск, 1999.

Дж. Макдауэлл Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последовате-лей:Пер. с англ. / Дм:. Макдауэлл, Д. Стюарт. - М., 1993; Мартин У. Царство культов. - СПб., 1992; Прайс Е.Б. Свидетели Иеговы. - Калининград, 1994.

J Гор.тмепко U.C. Российские Свидетели Иеговы: мсюрпя п современность. - СПб.. 2002; Иваненко С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002; Иваненко С.И. Свидетели Пегоны - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002.

' Олипцов М.И. Совет министров СССР постановляет: ((Выселить навечно!» : Сб. док. и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (I951-I9S5 гг.) / М.И. Одпмшж - М., 2002; Одинцов (Советов) М.И. Свидетели Иеговы в России:.от преследований к признанию. Свидетели Иеговы в России. - Изд-во Zeiigen Jehovas in Deulschland, 2008.

НИИ.

О нейтральном и даже позитивном влиянии иеговизма па институт семьи и его ценности пишут Л.И. Антонов, В.И. Каган, А.И. Воробьев, А.П. Зильбе, В.К. Калпберз, В.Д. Слепушкип'. М.П. Мчедлов, А.Б. Баранов и A.IL Наговицшг, которые па основании экспертиз делают вывод том, что пет оснований для у тверждения, что предусмотренные вероучением «Свидетелей Иеговы» ограничения и запреты представляют угрозу психике й нравственности участников и последователей организации.

Тема, в которой «Свидетели Иеговы» рассматриваются как одна из протестантских конфессии, появившаяся па территории Забайкалья в течение XX в., исследуется в работах H.A. Арзумапова, А.О. Барипова, М.Н. Фоминой, H.H. Константиновой, A.B. Жукова, А.Г. Янкова, A.B. Дробо-тушепко, В.П. Секерииа, O.Ii. Волковой, Н.С. Кондаковой3. Кроме того, данные о забайкальских иеговистах находятся в биографических описании

1 Научное заключение по результатам социологического исследования религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы {Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М, 2000. - Режим доступа: jw-media.org -Загл. с жрана. Дата обращения: 2J.02.20I I.; Каган В.И. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности: Свидетели Иеговы. - Независимый психиатрическом журнал, 1999 -№1; Проценко Д.Д., Леонтьев А.Е. Воздержание от крови. Исторические, библейские и медицинские причины отказа Свидетелей Иеговы от крови [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: siilvaiuik.ru>documenls/2989.hlml - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012; Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузня. Принципы и методы бескровной хирургии. - Петрозаводск. 1999: Про.хорычева Е.И. Калнберз В.К. Выступление на судебном заседании по делу Свидетелей Иеговы г. Москвы 26.02.1999 ГЭлскфоппии ресурс] - Электрон, дан. - М.. 1999. - Режим доступа: hlip://jliwww.narod.ru/bloodl3.hlni] -Загл. с жрана. Дата обращения: 05.01.2012.; Слепушкнн В. Свидетели Иеговы и переливание крови // Религия и право. 2004. - № 2.

■ Заключение Экспертного совета при Министерстве Юстиции РФ от 15.04.1999 [Электронный ресурс] -Электрон, дан. - М.. 2011. - Режим доступа: Iitlp://www.jw-riissia.org/others/exper[opinions>'expl99 90115 ii.lilm - Загл. с жрана. Дата обращения: 05.01.2012.; Независимая экспертиза в рамках иска прокуратуры Краснодара о признании материалов Свидетелей Иеговы экстремистскими [Электронный ресурс] - Электрон. лап. - М. 2009. - Режим доступа: xeno.sova-center.ru - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.: Итоювое заключение по экспертной оценке (на Заключение судебно-экспертной комиссии но результатам судебной комплексной пспхолого-лппгвпстической религиоведческой экспертизы от 04.05.2009 на основании определения Горно-Алтайского городского суда) [Электронный ресурс] - Электрон. лап. - М.. 2009. - Режим доступа: jw-nissia.org- Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.

1 Арз\мапов II. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в транса-

знатском контексте (XX-XXI вв.). - Иркутск, 2008: Барпнои А.О.. Константинова H.H., Фомина М.Н. Религии .■'.' Энциклопедия 'Забайкалья. - Новосибирск. 2000: Жуков A.B., Янков А.Г., Барннов А.О., Дро-

бопшепко A.B. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. - Чига, 2003; Жуков A.B., Кондакова Н.С. Протестантизм в Забайкалье. - Чита. ЧитГУ. 201 I; Секернн В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита, 1995; Волкова О.Н. Культурно-фплосфскнй анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: авторсф. дпсс. на сопск. уч. степ. канд. фнлос. паук: 09.00.13 - Чита, 2005; Кондакова Н.С. Протестантизм па конфессиональном поле Забайкалья: автореф. дисс. на сопск. уч. степ. канд. фнлос. паук: 09.00.14. - Чита. 2010.

ях Г.Н. Доду и С.И. Виноградова'.

Подводя итог обзору перечисленных точек зрения на негошізм, необходимо отметить, что в целом они представлены двумя противоположными концепциями, исходящими из взаимоисключающих оценок - резко отрицательной и резко положительной. Обе стороны так и не дают ответа на вопрос о причинах возникновения негативного отношения к религиозному объединению под названием «Свидетели Иеговы» и не рассматривают факторы, способствующие продолжению успешного функционирования иеговис тов в современном мире.

Объект исследования - религиозное объединение «Свидетели Иеговы».

Предметом исследования являются процессы распространения религиозного мифотворчества организации «Свидетели Иеговы» па территории Забайкалья.

Целью исследования является анализ взаимодействия религиозной организации «Свидетели Иеговы» с обществом, осуществляемого в контексте процессов конструирования, распространения и взаимодействия ие-говистских образов и образов иеговизма.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

1) осуществить сравнительный анализ основных философско-методологнчеекпх точек- зрения па иеговизм как феномен духовной и социальной культуры;

2) определит:, особенности пеиеговнстских взглядов па историю религиозной организации «Свидетели Иеговы» и иеговистской концепции истории иеговизма в Забайкалье в аспекте сравнения их мифотворчества;

3) раскрыть содержание образов вероучения и вероучительиых образов религиозной организации «Свидетели Иеговы» через сравнение содержания литературы, издаваемой Обществом «Сторожевая Башня», с одной

' Дол> г.К. Я \ шел ог сектам юн. - Чіпх 1959; Виноградов С.Ц. Кто тикне сектанты. - Чита, 1961.

9

стороны, и конфессиональной и светской критики иеговизма, с другой;

4) выявить особенности образов иеговизма и иеговистской образности, конструируемых в процессе социального функционирования организации «Свидетели Иегов),]» в Забайкалье па современном этапе;

5) охарактеризовать сущностные механизмы и закономерности выживания иеговизма в условиях современного общества в кон тексте судебных процессов, направленных на ограничение деятельности этой организации.

Гипотеза исследования базируется па предположении о том, что важным инструментом выживания иеговизма является конструирование и распространение им религиозного мифотворчества, содержанием которого является намеренное противопоставление обществу, в котором оно стремится распространить свое влияние. Модель взаимодействия иеговизма и окружающего общества включает намеренный вызов, провоцирующий противостояние различных социальных групп, которое, в конечном итоге, побуждает к широкой дискуссии, способствующей организации притока последователей и поддержанию стабильной численности последователей «Свидетелей Иеговы» за счет критики ими общественных устоев.

Исто.......соваи база исследования. В качестве источника использованы вероучительпые, «рекламные» издания организации «Свидетелей Иеговы», публикуемые издательством «Сторожевая башня»; материалы, посвященные описанию истории, структуры, деятельности и вероучению организации «Свидетели Иеговы», издаваемые иными конфессиями, в частности Центром ещмч. Ирипея, епископа Лионского. В исследовании использованы материал!,I судебного делопроизводства, государственных жеперпп, парламентские документы, публицистические материалы и публикации в СМИ, посвященные освещению отдельных аспектов деятельности и вероучения организации «Свидетели Иеговы».

1? исследование использованы материалы включенного наблюдения, полученные диссертантом в процессе работы в читинском отделении орга-

пизации «Свидетели Иеговы» в течении 2009-2012 гг. . Использованы материалы и дневниковые записи, полученные в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами организации, с бывшими «свидетелями», а также родителями и близкими иеговистов. Широко использовались материалы сети Интернет.

Теоретико-методологические основы исследования составили основные положения религиоведения, разрабатываемые начиная с Ф.Д. Шлссрмахера', продолженные в трудах М. Хайдеггсра2, полагавшего, что религии есть сущности, сообщающие о себе миру, а также у таких пред-сташмслсй философии, как J1. Фейербах, Э. Тэйлор, М. Вебер, Э. Дюрк-гейм, К. Маркс, в феноменах религии видевших социальные причины"'. В диссертации автор исходил из концепции, сформулированной па основании трудов Р. Бар га, С.И. Булгакова, В. Иванова, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренского1, исходящей из понимания религиозного явления и религиозного сообщения в культуре социума как продуктов мифотворчества, укореняющихся в сознании населения.

Методологию исследования составляют положения, концепции и понятия, разработанные в религиоведении в отношении истоков, генезиса и -трансформации религиозных объединений в культуре общества.

Междисциплинарный характер исследования предполагает синтез социокультурного подхода, исторического и компаративистского методов. Социокультурный подход обеспечивает видение явления религиозного объединения как элемента социокультурного пространства. Исторический подход способствует выявлению фундаментальных оснований происхож-

' Шленермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Мииологп. - СПб., 199-1. -С. -19.

1 ХаЛжггер м. Введение в метафизику. - СПб., 1998. - С. 179.

J Фейербах Л. I Ьбрапные философские произведения. - M.. 1955. - Т. 2,- С. 724; Таплор Э. Первобытная культура. - М„ 1989. - С. 35; Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 61; Дюркгенм Э. О im-fcvicmm общественного .труда Meuu социологии. - M.. 1991. - С. -195; Маркс К.. Энгельс Ф. О религии и борьбе с нею. - T. I - С. 185.

J Барт Р. Риторика образа. - М„ 1989; Булгаков С.Н. Свет невечерлнй: Созерцания н умозрения. - М„ 199-1; Пианов В. Собр. соч. - Брюссель."|974. - Т. 2; Кассирер Э. Познание н действительность. - М.. 2006; Лосев Л.Ч>. Диалектика мифа. - М„ 2001; Мамардашвили М.К. Классический и некласспческий „деалн рациональности. - Тбилиси. 1984; Флоренский П. В. Реальность и символ // П.А. Флоренский: Философии, паука, техника. Препринт. Л.. I9S9.

депия протестантизма, иостпротестаптизма и генетически связанных с ними религиозных объединений. Компаративистский подход позволяет провести исследование процессов и закономерностей историко-культурного становления, вероучительной и социальной доктрины, а также социальных практик иеговизма в контексте их сравнения с социальным мифотворчеством о иеговизме. Получение эмпирических данных стало возможно благодаря исследовательскому методу антропологии религии, связанному с погружением исследователя в среду верующих, где диссертантом на протяжении 2009-2012 гг. проводились наблюдения, описания, опросы, интервью.

Научна:! новизна диссертационного исследовании заключается I!

том, что представлена одна из первых попыток концептуального рассмотрения религиозной традиции, которая исходит из представления о том, что религиозные субъекты, равно «традиционные» и «нетрадиционные», стремясь г: достижению своих целей, сталкиваются с проблемами социальной приемлемости и правового регулирования своей деятельности. Участвуя в существующем общественном дискурсе и стремясь доказать собственную социальную лояльность, многие религиозные организации, в том числе «Свидетели Иеговы», прибегают к конструированию религиозных мифов.

Новизна исследования конкретизируется следующими положениями: па основании рассмотрения основных философско-мстодологичсских точек зрения па пеговпзм впервые доказано, что данное явление социальной культуры существует в контексте научного и публицистического дискурса, посвященного его религиозной сущности. Дискур-сивпость, и недоказуемость распространяемых оценочных суждений является основанием для распространения мифотворчества, посвященного ие-говизму, равно как и для иеговистского мифотворчества;

- в результате анализа процесса исторического становления организации «Свидетели Иеговы» выявлено существование различных противопоставленных друг другу версий истории иеговизма в России и 1! Забайка-

лье. Покачано, что содержанием этих версий является мифотворчество, посвященное региональной истории иеговнзма:

- обосновано, что 1! вероисповедании и культовой практике иегови-стскне объединения используют сознательное мифотворчество, основанное на принципиальном отказе от догматики и обращении к конструированию мифологем, содержание которых зависит только от требований социальной, политической и экономической конъюнктуры;

- п контексте мифотворческой активности проанализирована социальная доктрина, идеология и виекультовая практика организации «Свидетели Иеговы» в Забайкальском крае и доказано, что миф является объективной формой социального бытия иеговистской идеи на уровне конкретного региона;

- исследованы принципы действия мифотворчества как инструмента выживания нстовнстских объединений, в этом контексте проведен анализ судебных процессов, который раскрыл мифотворческие аспекты современной иеговисткой апологетики и апологетики антикультового движения. Исследование их взаимодействия позволило дать научный прогноз развития отношений неговизма и его социального окружения.

Основные положении, выносимые па защиту.

I. Объективные условия для распространения иеговизма создаются в обыденном массовом религиозном сознании, с одной стороны, подчиненном условиям социального существования, с другой - устремленном к поиску стабильности путем обращения к религии. Это приводит- к распространению религиозного мифотворчества и объединений, связанных с ним. Особое положение среди них занимают «Свидетели Иеговы», которые в одних случаях выступают как субъект, а в других - как объект мифотворчества. Поэтому иеговизм, являющийся объективным явлением культуры современного общест ва, необходимо исследовать, опираясь не на оценочные концепции, а на описательные и сравнительные методологии, одну из

которых представляет подход, акцентирующий внимание на сравнение мифотворчества иеговистов и мифотворчества об иеговизме.

2. Исторически религиозное движение «Свидетели Иеговы», преодолевая сопротивление окружающего мира, адаптируется к нему и формируется как укоренившееся явление культуры, интегрирующее комплекс функционирующих подсистем: религиозную, идеологическую, финансовую, бюрократическую, образовательную и т.д., которые неизменно связанны с сознательным мифотворчеством, посредством которого иеговисты активно осваивают окружающую социальную реальность. Так, в Забайкалье создан концепт о «балейских иеговистах», получивший статус мифа, который позволил иеговистам не только укорениться на забайкальской земле, по и широко распространить свое влияние I! обществе.

3. Содержание доктрины организации «Свидетели Иеговы» имеет мифологический характер, в котором отсутствует догматика, а мифология «Мы - Они» основывается па релятивизме и ориентируется па конъюнктуру, что формирует основной контекст взаимоотношений со светским или ипокопфессиопальпым обществом. В то же время доктринальные положения иеговизма па уровне общественных групп структурно и функционально не отличаются от вероучнтельных положений конкурирующих религиозных объединений и совпадают с массовыми представлениями о «Своем» и «Чужом» па уровне обыденного сознания.

4. современном мире религиозное объединение «Свидетели Иеговы» занимает активную позицию взаимодействия с обществом, которая предлагает потенциальным последователям иную, нежели принятую в обществе, ценностную альтернативу, а также мировоззрение, которое распространяется как прозелитическими, так и традиционными методами. Эти методы, равно, как п организационные устои «Свидетелей Иеговы», критикуются со стороны оппонентов и конкурентов «Свидетелей Иеговы», однако они используются и в других религиозных объединениях, выживающих в условиях современного мира.

5. Успешно социализируясь, религиозная организация «Свидетели Иеговы» вступает в активные взаимоотношения с государством и обществом, при этом для се адептов первичными остаются их религиозные ценности и цели, для сохранения которых ими используются различные инструменты, в чом числе и сознательное мифотворчество, противопоставляющее устои «Свидетелей Иеговы» светскому миру. Его представители is ответ совершают заранее ожидаемые действия, включая собственное мифотворчество и судебные преследования в отношении «Чужих». Б последующем религиозная организация «Свидетели Иеговы» использует разоблачение лого мифотворчества в судах и па международной арене, что, в конечном тоге, способствует пропаганде, легализации и успеху «Свидетелей».

Теоретичссісаи и паучно-нраістнческаи значимості) исследования заключается в том, что разрабатываемая автором концепция религиозного мифотворчества развивает повое направление философских и религиоведческих исследований современной религиозной реальности. Материалы диссертации могу т панти применение при изучении современной религиозной ситуации в России и 'Забайкальском крае.

Методологические и теоретические выводы могут быть использованы при исследовании религиозных объединений, использующих прозели-тические методы работы, при проведении судебных разбирательств дел с участием последователен религиозных обьединеиий. Они позволят конкретизировать отношения в системе «государство - религия», культурную политику is период современного государственного, национально-культурного строительства.

Материалы диссертации могут быть использованы в курсе религиоведения, истории религий, в религиоведческих и краеведческих спецкурсах, посвященных культуре Забайкалья.

Апробация результатом исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах па Международной па-

учпо-практпческон конференции «Человек. Общество. Образование» (Уфа, 2009); на IX Всероссийской научно-практической конференции «Ку-лагипскне чтения» (Чита, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетня» (Москва, 2010). Материалы исследования представлены в научно-исследовательских журналах (Москва, в 2011 две публикации; Чита, 2011); обсуждались на методологических семинарах (2011) и заседаниях (2012) кафедры философии, теории и истории культуры Забайкальского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из «Введения», трех глав, включающих девять параграфов, «Заключения», библиографического списка, из них 187 источников на русском языке и ипос'1 рапных языках.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность исследований иегови-стского мифотворчества, характеризуется степень изученности темы, определяется цель, формулируются задачи и обозначаются методологические подходы, указывается новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Философско-мстодологпческнс основания исследований псговнстского мифотворчества» проводится анализ основных терминов и концепций, а также периодов распространения иеговизма в мире, России и Забайкалье, в частности. В параграфе 1.1 «Философско-мепюОологнческие основания исследовании феноменов религии в социальной Осиствителыюсти и проблема иеговизма» па основе анализа взаимодействия религии и религиозного сознания доказывается, что наличный уровень бытия, характеризующийся такими чертами мировосприятия, как обыденность, стереотипность, механистичность, воспитывает личность, подчиненную культурным устоям окружающего общества. С другой стороны, неудовлетворенность и конечность любого обыденного удовлетворе-

пня побуждают человека искать иные основания для своего бытия1. Поиск постоянства и устойчивости становится возможен посредством религиозных сообщении2, которые человек, метафизически устремленный в мир духовный, воспринимает как религиозные мифьЛ Поэтому значительные шансы па \спех н выживание получают религиозные организации, распространяющие мифотворчество. Яркий пример мифотворческой активности являем религиозная организация «Свидетелей Иеговы», которая в настоящее время предстает как сложный, многоуровневый объект исследования, порождающий неоднозначные толкования, зависящие от априорных установок авторов. Однако интегральное видение рисует картину, в которой основные этапы истории «Свидетелей Иеговы» показываю!' жизнестойкость этой организации, проявленную через умение трансформировать и приспосабливать продукты своего мифотворчества к 'требованиям наличного сознания, благодаря чему она даже в самых неблагоприятных условиях распространяет влияние на различные регионы.

В параграфе 1.2 «Обрспы и мифы иеговизма в отечественной истории» указывается, что существует несколько версий, по-разному интерпретирующих одни и те же события истории иеговистов в России. Несмотря па различия, все концепции сходятся в следующем. В начале XX в. российское общество реагировало па редких иеговистов с высокой степенью безразличия'. На положение Свидетелей Иеговы в СССР влиял образ «секты», которая априори понималась в контексте борьбы с антисоветизмом5. ")то привело к судебным процессам и ссылкам, а также к бурному расцвету взаимного мифотворчества, которое концентрировалось на таких концептах, как' «Свой» - «Чужой», где «Чужому» 'традиционно отводилась важная

1 Асмолов Л.Г. Психологии личности: принципы обшепенхологического анализа. - М.. 2001. -С. 359.

Хандеггер М. Введение в метафизику. -СПб.. 1998.-С. 179. ' КассирсрЭ. Познание и действительность. - СПб., 1912-С. 17.

'' CBH.ieie.ni Иеговы в России. - Германия: Общество Сторожевой башни, Библий п трактатов, 1995. -С. II.

Советов М.И. Свидетели 11сгоиы ч России от преследований к признанию // Свобода совести в России: метрический и современный аспекты. [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - М„ 2009. - Режим дос-I \ на: Ьнр^'илги'.п^г.ш/ОЗргшГО 1/4-1/ - Загл. с экрана. - С. 9.

17

мифологическая функция инициатора интеграции «Своих». Итогом стало широкое распространение этой организации на территории СССР.

Параграф 1.3 «Забайкальские «Свидетели Иеговы» в мифологеме о «оалеиских иеговистах» показывает, что на протяжении второй половины XX в. в Забайкалье происходили процессы, связанные с появлением и укоренением исговизма на забайкальской культурной почве1. Эти процессы связаны е распространением мифотворчества, в которых иеговисты выступали как объектом, так и субъектом. Социальное мифотворчество в отношении иеговистов во многом зависело от внешнего влияния, в первую очередь советской идеологии, использовавшей мифы о «сектантах-людоедах»". Впоследствии этот образ изменялся, и иеговизм стал восприниматься как религия «молдаван». Апогеем социального мифотворчества в отношении иеговистов стала мифологема о «балейских иеговистах». Копнет - «балейскпе иеговисты» приобретает статус мифа, который рассказывает об уникальном явлении - проникновении «чужих» в культуру советского Забайкалья^'. В свою очередь, иеговисты также воспринимали Забайкалье и забайкальское окружение через призму мифологии «своих» и «чужих». Наиболее распространенными мифологемами стали такие концепты, как «Налей», «лагерь», «офицер КГБ», «балейские братья», понимаемые как особый круг верующих, объединенных общей борьбой и страданием за веру.

Во второй главе «Картина мира в неговпстааш мифотворчестве»

рассматривается система формирования иеговистского мировоззрения, социального поведения и культа, основу которого составляют образы вероучения общества Сторожевой Башни.

В параграфе 2.1 «Учение о Библии, Боге и Иисусе Христе как основа иеговистского мифотворчества» проведен анализ содержания основных

' Исптсстные страницы истории : По материалам Конференции "Уроки репрессий", г. Чита, 15 дек. 1490 г. > [Ово СюрожеиоЛ башни]. - Чита. 2000. - С. 20

' Данные получены о ходе нарративного интершло с членом организации «Свидетели Иеговы» в Чите Бчовп Л.К. в декабре 2005 года.

1 Виноградов С.И. Кто такие сектанты. - Чита. 1961. - С.8.

18

концептов иеговнстскон литературы, который показал, что, как и многие религиозные образования, в качестве инструмента взаимодействия с общественностью иеговисты используют мифотворчество'. Продуктами иеговисте ко га мифотворчества являются образы «Священного Писания», образ «Метопы», «Иисус Христос». ]3сс это приводит к убеждению в том, что ие-говнзм - это независимое религиозное образование, обладающее собственными вероучительпыми источниками, которое самостоятельно трактует религиозную мифологию, культовую и социальную практику", выводя из них авторское вероучение, 15 то же время, это не может служить причиной для отнесения исговнзма к ряду пепротестаитских конфессий. Аптикато-лнчсская направленность проповеди, наличие протестпости по отношению к предшествующим традициям христианства, стремление к самостоятельному истолкованию Нвапгелия и личности Иисуса'' и, наконец, попытки реализации в земных условиях идеала христианской жизни, делает него-визм наследником первых протестантов.

Параграф 2.2 «Оорты пеиеговистского социума и мифотворчестве «Оои/сства Сторожевой башни» посвящен исследованию содержания социальной мифологии, распространяемой о себе иеговизмом и создающей образ тоталитарной организации, деятельность которой приводит к отторжению его последователей из социальной жизни страны. В своих доктри-пальных текстах иеговисты сознательно противопоставляют себя государствам и государственным, патриотическим идеям и идеологиям. Они рассматривают пароды и народные культуры, национальные идеологии, традиционные и мировые религии как своих врагов. Перед своими последователями они ставят ограничения в использовании достижений образования, культуры, науки н, в частности медицины, а также участие в политической жизни.

' Священное II пашне Перевод нового мира. - ЫХ, ВгоокКп. 2007. - С. 5. ' Чем) на самом леде ушт Кнйлня? - ЫЛ'„ НгооЫуп. 2002. - С. 26. ;См Ч.ни.ппев Л.М. Протестант тм. - М.. 1069. - С. 110.

19

В параграфе 2.3 «Культовые практики в контексте конструирования социальной реальности иеговизма» показано, что культовые действия, а также намеренная демонстрация возможности деструктивных последствий своего влияния на людей, присоединяющихся к данной организации, противопоставляют иеговистов окружающему социуму'. В то же время культовые действия иеговистов представляют эффективно действующую мифологическую систему, оспованую на поиске и конструирование образов библейских параллелей и аналогий событиям и действующим лицам современной иеговистской истории. На этом фоне создается традиция, формирующая миф о «своей» иеговистской и «чужой» религиозной и свет-скоп культуре. Этот миф отличается действенностью, так как нацелен на инициирование конфессиональной полемики и способствует изложению специфических иеговистских основ мировидения и представлений. Отмечается, что важной частью культовых действий в иеговизме является прозелитизм, т.е. активное проповедование, понимание как инструмент спасения.

В третьей главе «Современное мифотворчество «Свидетелей Иеговы» рассмотрены условия и факторы функционирования современной организации «Свидетели Иеговы».

В параграфе 3.1 «Религиозная организация "Свидетели Иеговы" как субъект мифотворчества на территории Забайкальского края» отмечае тся, что н окружающем обществе Свидетели Иеговы создают образ централизованной организации с четко отлаженной структурой, иерархией и управлением и подчинением2. Конструирование этого образа имеет своей целью не только эффективное распространение иеговистских идей, но и привлечение внимание общественности, акцептирующей внимание на том, что решения, которые принимает Руководящая корпорация"1, едины для

: 'Im «и ist ipcü)vrCoi?-N.V.. Brooklyn. 1996.-С. 13.

' Оргаин ;onanu. чтобы исполнять волю Иеговы. - N.Y., Brooklyn, 1992. - С. 16. 5 Горднепко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб., 2000. - С. 57.

20

всех «Свидетелей Иеговы» в мире, а власть вышестоящих органов управления по отношению к нижестоящим - абсолюта.

В параграфе 3.2 «Восприятие иеговистских мифов и образы иего-визлш в светской культуре» анализируется практика восприятия иегови-скои образности в окружающем социуме, где иеговисты не сделали ничего плохого большинству соседей', однако все равно последние считают', чго эти верующие социально опасны и являются источником зла. Посредством конфессионального навета декларируется «греховность» и «неправота» представителей иеговистскои религии2. В целом, образы ритуального поведения «чужих» становятся дефинициями странного, ненормативного поведения. Основные мифологемы в отношении иеговистов - это: 1) миф об угрозе безопасности Российскому государству, российским гражданам, представляемых в качестве паствы «традиционных» конфессий, якобы подвергающихся оскорблениям и действиям, возбуждающим религиозную рознь; 2) миф о посягательстве иеговистов па статус институтов социума, армии, семьи, образования; 3) миф об объектах культового почитания у иеговистах, об обрядах, ритуалах, бытовом этикете; очень популярны рассказы о кощунственных ритуалах, связанных с запретом переливания крови; 4) для массового, бытового сознания наиболее ярко проявляется мотив «отверженности», в котором иеговисты воспринимаются в качестве граждан, лишенных социальной полноценности.

Параграф 3.3 «Иеговистское мифотворчество в современных судебных процессах против организации "Свидетели Иеговы"» посвящен исследованию процессов взаимодействия иеговизма и правоохранительной системы Российской Федерации. Выводом является убеждение в том, что нестандартная идеология, вероучение, необычный культ, а также намеренная демонстрация возможности деструктивных последствий своего влия-

' Ж_\кив A.B., Кондакова U.C., Шевченко М.С. Современная религиозная ситуация на территории Заоан-калвского крал (по материалам социологического исследования) // Вестник Читинского государственного универс! гге га. 2011. - -I (71 ). - С. 120-125.

2 Стецкевпч м. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка Анализа //Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - СПб., 2001. - Вып. № 8. - С. 300.

21

пня па людей, вызывают реальные опасения со стороны иных религиозных организаций, социальных институтов, административных и государственных органов, которые мобилизуют все возможные ресурсы для борьбы со «Свидетелями Иеговы»1. На деле вышеперечисленное - часть мифотворческой компании, дслыо которой является привлечение внимания аудитории. Поэтому, противостояние иеговмзма и российской правоохранительной системы есть дело рук самих иеговистов, результат их многолетней целенаправленной политики, позволяющей использовать трибуну залов заседаний для религиозной проповеди и одновременно привлекать значительные финансовые ресурсы, объясняя это необходимостью борьбы за религиозные свободы. Поэтому осуществляя борьбу с распространением иеговизма, как и во времена СССР, современные власти Российской Федерации объективно способствуют распространению этой религии.

15 «Заключение» диссертационного исследования формулируются основные выводы, заключающиеся 1! следующих положениях.

1. Исговизм есть предмет дискурса, положения которого излагаются в светских и конфессиональных концепциях, среди которых значительное влияние на массовое сознание оказывает мифология, основанная на принципе «Спой - Чужой». Имеете с этим этапы истории «Свидетелей Иеговы» показывают жизнестойкость организации, проявленную через умение трансформироваться, приспосабливаться, широко распространяя свое влияние.

2. История разви тия Свидетелей Иеговы в России и 'Забайкалье, в частности, доказывает, что умелое сочетание иерархичности и гибкости, использование мифотворчества, регулярно дополняющего или изменяющего вероучение и культовые практики, обеспечивает иеговистам устойчивое существование.

3. Основой иеговиского вероисповедания является не догматика, а мифотворчество, конструирующее оригинальные мифологические образы,

1 {¡кюГшичм'ких мсгонютои мккпрстюг в экетремюме [Электронным ресурс]. - Электрон, дан. - М.. 201 I. - Режим доступа: ||Пр:№»№лп1ег1ах-ге1щюп.|Ч|;пен'/?ас1=пеи'5&11|Ч'=39430 - Загл. с экрана.

22

составляющие самостоятельную мифологию, культовую и социальную практику. В то же время, аптикатолическая направленность проповеди, имеющая генетические истоки 1! борьбе первых протестантов, протест-пость по отношению к предшествующим традициям христианства, стремление к самостоятельному истолкованию евангелия и личности Иисуса и, наконец, попытки реализации в земных условиях идеала евангельской жизни доказывают, ч то пеговизм является наследником протестантизма.

4. Содержание социальной мифологии, распространяемой о себе пего-иизмом, создает образ тоталитарной организации, деятельность которой приводит к отторжению его последователей из социальной жизни. В док-трппальпых текстах иеговисты сознательно противопоставляю!' себя государствам, пародам, национальностям, традиционным и мировым религиям. Это вызывает реальные опасения со стороны иных религиозных организаций, социальных институтов, административных и государственных органов, которые мобилизуют все возможные ресурсы для борьбы со «Свидетелями Иеговы». Посредством социального и конфессионального навета окружающее общество декларирует «греховность» иеговизма.

5. Длительный исторический опыт выживания иеговизма демонстрирует, ч то Свидетели Иеговы сами провоцируют судебные иски. Это является частью мифотворческой компании, цель которой является максимально возможное привлечение внимания аудитории. Многочисленные примеры активной пропагандистской кампании с использованием судебных процессов, которую ведут «Свидетели Иеговы» в мире и в пашей стране показывают, ч то они достигают своей основной цели и являются одной из самых многочисленных протестантских организаций в Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Содержание диссертационного исследования отражено в 8 публикациях автора, в том числе:

Стать», опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:

1. Шевченко М.С. Современные аспекты социальном политики религиозной группы Свидетели Иеговы в отношении Российского государства (по материалам киш и «Основательно свидетельствуем о царстве Бога» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки», 2011. - № 2. - С. 127-132., 0,4 пл. (из перечня ВАК) (лично автором -0,4 пл.)

2. [Левченко М.С. Современные проблемы государсттзенно-копфессионалыюго дискурса (па примере опыта судебных процессов против религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Российской Федерации» // Вестник Московского государственного областного университета. Серим «Философские пауки», 2011. - №4. - С. 103-108. 0,5 пл. (из перечня ВАК") (лично автором 0,5 пл.)

3. Жуков А.В., Кондакова U.C., Шевченко М.С. Современная религиозная ситуация на территории Забайкальского края (по материалам социологического исследования) // Вестник Читинского государственного университета, 2011. - № 4.(71). - С. 102-110. 0,6. пл. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,2 ил.)

4. Шевченко М.С. Образы иеговизма и иеговистская образность в кчипекстс судебного производства и России начала XXI в. // Вестник Читинского государственного университета, 2011. - № II (78). - С. 28-34. -0,5. ил. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,5. пл.)

Публикации в других изданиях

5. Шевченко М.С. Религиозность в вооруженных силах // Сборник статей по итогам научно-исследовательской работы Института социально-политических систем ЧитГУ. 2009. - Ч. 1. - С. 114-117. 0,4 пл. (лично автором - 0,4 пл.)

6. Шевченко М.С. Религиозная ситуация в вооруженных частях Забайкальского края // Кулагниские чтения: IX всероссийская научно-практическая конференция. - Чита: ЧитГУ, 2009. - Ч. IV. - С. 284-288. 0,3 пл. (лично автором - 0, 3 п.л.)

7. Шевченко М.С. Свидетели Иеговы и государство: философско -религиозный анализ // II Всероссийская научно - практическая конференция «Мировое культурно - языковое и политическое пространство: взгляд через столетия» - г. Москва, 2010. - Том 1,- С. 393-396. 0,5 п.л (лично автором 0,5 п.л.)

X. Шевченко М.С. Государство и общество в представлении «Свидетелей Иеговы» // Международная научно - практическая конференция «Человек. Общество. Образование г. Уфа: РИД БашГУ, 2010. - Ч. II - С. 78 -81. 0,5 п.л (лично автором 0,5 п.л.)

Сдано и производство Уч.-изд.л.2,5 Тираж 120 экз.

.12

Усл.исч.л.2,5 Заказ №

Забайкальский государственный университет 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

Издательство ЗабГУ 26

 

Текст диссертации на тему "Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края"

61 12-9/462

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

На правах рукописи

Шевченко Михаил Сергеевич

МИФОТВОРЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: Жуков А.В., доктор философских наук, доцент

Чита-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................... 3

Глава I. Философско-методологические основания исследования иего-вистского мифотворчества

1.1. Философско-методологические основания исследований феноменов религии в социальной действительности и проблема иеговизма................. 17

1.2. Образы и мифы иеговизма в отечественной истории.......................... 37

1.3. Забайкальские Свидетели Иеговы в мифологеме о «Балейских иеговистах»....................................................................................... 53

ГЛАВА 2. Картина мира в иеговистском мифотворчестве

2.1 Учение о Библии, Боге и Иисусе Христе как основа иеговистского мифотворчества............................................................................. 78

2.2. Образы неиеговистского социума в мифотворчестве Общества «Сторожевой Башни»........................................................................... 94

2.3. Культовые практики в контексте конструирования социальной реальности иеговизма............................................................................ 121

Глава 3. Современное мифотворчество «Свидетелей Иеговы»

3.1 Религиозная организация «Свидетели Иеговы» как субъект мифотворчества на территории Забайкальского края.................................... 134

3.2. Восприятие иеговистских мифов и образы иеговизма в светской культуре..................................................................................... 145

3.3. Иеговистское мифотворчество в современных судебных процессах

против организации «Свидетели Иеговы»............................................ 168

Заключение................................................................................. 173

Библиографический список............................................................ 178

Введение

Актуальность исследования. Современное развитие конфессиональной сферы России характеризуется усиливающимся влиянием религии на культуру, политику, экономику и межнациональные отношения. Этот процесс сопровождается ростом напряженности между российским государством и религиозными объединениями, действующими на его территории. Актуализация научного интереса к религиозной сфере объясняется нерешенностью многих проблем, вызываемых распространением современного религиозного мифотворчества, которое многие из религиозных организаций используют в качестве инструмента распространения своих идей. Многие из идей, имеющих форму религиозного мифа, привлекают интенсивное внимание общества. Они обеспечивают религиозное объединение неофитами, иногда приводящее к судебным процессам.

Важный материал для размышлений о проблемах и перспективах развития государственно-конфессиональных отношений дает история организации «Свидетели Иеговы», которая известна тем, что неуклонно сохраняет высокую степень привлекательности для последователей. Это подтверждают судебные процессы, проходившие в начале XXI в. в Российской Федерации, результатами которых является регулярное изменение правового статуса региональных объединений иеговистов, что, однако, не приводит к ограничению их деятельности. Актуальность исследованию данной темы придает осознание того факта, что в религиоведении до сих пор не существует признанной типологической характеристики «Свидетелей Иеговы». Кроме этого, необходимость теоретической концептуализации иеговизма обусловлена практической неспособностью существующих теорий адекватно представить их сущность и проявления в обществе. Важную проблему представляет вопрос, почему, несмотря на господство концепций, осуждающих иеговизм, его деятельность в России продолжается? И, с другой стороны, почему, несмотря на выход в свет научных работ и

судебных решений, оправдывающих социальные и религиозные практики иеговистов, в обществе продолжается рост недовольства их деятельностью, приводящий к новым судебным разбирательствам? Актуализирует проблему теоретическая и правовая неразрешенность вопроса о причинах распространения религиозных объединений в обществах, где они встречают сопротивление практически на всех структурных уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление особенностей явления религиозного мифотворчества осуществлено в контексте проблем философии религии такими авторами, как В.М. Вундт, Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.1. В контексте философии мифа эта тема представлена в трудах Й.Г. Гердера, Я. Гримма, В.Ф. Миллера, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, В. Шмидта и др. . Специфика сознания, составляющая фундамент для распространения религиозного мифотворчества, раскрыта в трудах Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, А.Н. Елсукова, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.Я. Режабека М. Элиаде и др.3. Различные аспекты распространения религиозных объединений и их мифотворчества в обществе исследуются в трудах P.A. Лопаткина, М.П. Мчедлова, Ю.Ю. Синелиной и др., где разрабатываются и уточняются характеристики и параметры современного конфессионального пространства4. Вопро-

1 Мюллер М. Вундт В. От слова к к вере. Миф и религия. - СПб., 2002; Спенсер Г. Научные основания нравственности. Индукции этики. Этика индивидуальной жизни. - М., 2008; Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989; Фрэзер Дж.Д. Золотая ветвь. - М., 1998.

2 Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977; Герман Г. Братья Гримм. - М., 1980; Миллер В.Ф. Народный эпос и история. - М., 2005; Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения. - М., 1990; Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. - СПб., 2000; Schmidt V. Origine et évolution de la religion, les théories et les faits. - P., 1931.

3 Барт P. Мифологии. - M., 2008; Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Эпос и роман. - СПб., 2000-2001; Голосовкер Я. Логика мифа. - М., 1987; Елсуков А.Н. Познание и миф. -Минск, 1984; Кассирер Э. Познание и действительность. - M., 2006; Леви-Стросс К. Мифологики. От меда к пеплу. - М., 2007; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 2010; Лифшиц М. Мифология древняя и современная. - M., 1979; 1973; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991; Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2001; Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). - M., 2003; Элиаде M. Космос и история. - M., 1987.

4 Лопаткин P.A. Современная религиозная ситуация // От политики государственного атеизма к свободе совести. - M., 2000; Мчедлов М.П. [и др.] Религия в зеркале общественного мнения // Социол. исслед., 1994. -№5; Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. - М., 2006.

сы влияния религиозных объединений на сознание их участников в условиях современного конфессионального пространства рассмотрены в произведениях таких авторов, как Е.Г. Балагушкин, А. Баркер, П.С. Гуревич, Ю.В. Рыжов, В. Штепа1 и др. Проблемы современного состояния конфессионального пространства Забайкалья раскрываются в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, A.B. Дроботушенко, Н.С. Кондаковой, В.П. Секерина, A.B. Тиваненко2, которые создают картину целостного развития конфессиональной сферы региона, в то же время они не выделяют в качестве особого предмета исследования религиозную организацию «Свидетели Иеговы».

Труды, посвященные исследованию истории вероучения, основ социальной практики «Свидетелей Иеговы» можно подразделить на несколько направлений. Наиболее представительным из них является критика иеговизма, в рамках которой освещается история, вероучения и деятельность организации «Свидетели Иеговы» в рамках традиции атеистического религиоведения. Она характерна для таких отечественных исследователей, как A.B. Белов, В.В. Коник, А.Т. Москаленко3, относящих иеговистов к одной из наиболее опасных тоталитарных религиозных организаций. У большинства исследователей, таких как А.Ю. Егорцев, Д.А. Таевский, В.П. Римский4, в отношении конфессиональной и типологической принадлежности организации «Свидетели Иеговы» не возникает сомнений. Они определяют данную организацию как тоталитарную, деструктивную и нехристианскую. Как основанные на насилии и обмане оце-

' Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. - М., 1999; Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб., 1997; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и восточные религиозные культы. - М., 1985; Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. - М., 2006; Штепа В. Инверсия. - Петрозаводск, 1998..

2 Арзуманов И.А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. - Иркутск, 2006; Баринов А.О. Английский десант на берега Читинки // Эффект. - 1999. - 17 июня; Дроботушенко A.B. Российское Забайкалье - задачи мирного сосуществования религий // Православие и образование. - Чита, 2003; Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита, 1995; Тиваненко A.B. История Английской духовной миссии в Забайкалье (Начало XIX столетия). - Улан-Удэ, 2009; Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края: философский и религиоведческий аспекты: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.14. -Чита, ЧитГУ, 2010.

3 Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1978; Коник B.B. Иллюзии свидетелей Иеговы. - М., 1981; Москаленко А.Т. Современный иеговизм. - Новосибирск, 1971.

4 Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997; Таевский Д.А. Синкретические религии и секты - М., 1999; Римский В.П. Тоталитарный космос и человек. - Белгород, 1994.

нивают социальную и культовую практику, и ценности иеговизма В.П. Арзама-сов, Н.В. Кривельская, C.B. Мансанарес, Р. Франц1, использующие данные практических исследований.

Критически рассматривают содержание иеговистского вероучения В.Н. Никитин и B.JI. Обухов2. Осмыслению феномена «Свидетелей Иеговы» как финансовой корпорации, оказывающей деструктивное влияние на последователей, посвящены труды А.Н. Швечикова и Р.В. Шилишпанова3. Методы психологической обработки у «Свидетелей Иеговы» рассмотрены А.И. Осиповым, Э.М. Бартошевичем и Е.И. Борисоглебским4. Позиции социальной критики иеговизма развиты Д.В. Горюновым5, который обращает внимание на феномен «закрытости» организации «Свидетели Иеговы», распространяющей деформированное мировосприятие, приводящее к негативизму восприятия мира и, в конечном итоге, культурной «обедненности».

Созвучна данной точке зрения конфессиональная критика иеговизма, которая отражается в трудах, связанных с так называемым «антикультизмом». Среди православных, пишущих об организации «Свидетели Иеговы», такие авторы, как О. Казаков, И. Ефимов, Г. Дворцов, В. Троицкий, Д. Евменов, О. Сте-няев, Д. Сысоев, В.М. Чернышев, А.И. Хвыля-Олинтер и С.А. Лукьянов6.

1 Арзамасов В.П. Подлинное лицо иеговизма. - Иркутск, 1964; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1992; Мансанарес C.B. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». - Тбилиси, 1995; Франц Р. Кризис совести. -М., 2000.

2 Никитин В.Н., Обухов В.Л. Вероучения религий мира. - СПб., 2001.

3 Швечиков A. H. Рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма,- СПб., 1997; Шилишпанов Р. В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ): дисс. канд. филос наук: 09.00.13. - Белгород, 2006.

4 Осипов А.И. Тоталитарные секты. Технология обмана. - Мн., 2011; Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М., 1969.

5 Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы": автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13. - Пермь, 2006.

6 Казаков О. Иеговизм. Культ галантерейщика. - СПб., 1995; Ефимов. И. Ложные Свидетельства Свидетелей Иеговы. - М., 1997; Дворцов Г. (иеромонах). Подлинная история Общества Свидетелей Иеговы Текст. : краткий очерк / иеромонах Герман Дворцов. - Иваново : Свято-Благовещенский приход г. Кохмы, 1996; Троицкий В.А. "Помазанники" в организации "Свидетели Иеговы". В свете русскояз. журн. "Сторожевая Башня" и др. публ. О-ва за 1990-2002 гг. - М., 2003; Евменов Д.В. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). - М., 1998; Стеняев О. Священник. «Свидетели Иеговы»: кто они? - М., 1996; Сысоев Д. Священник. Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. - М., 2002; Чернышёв В.М. Сектоведение. - Киев, 2008; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996.

У А.Л. Дворкина1 иеговизм выступает как прообраз и архетип современного религиозного сектантства. Конфессиональная точка зрения на исследуемый объект представлена в справочных изданиях Русской Православной Церк-

о

ви . К этому же направлению можно отнести и западных авторов, имеющих конфессиональную направленность, таких как Д. Мак Дауэлл, Д. Стюарт, У.

_______О

Мартин и Е. Прайс , дающих негативную, но обстоятельную оценку «Свидетелям Иеговы». Представляемые этими авторами труды выражают точку зрения протестантизма но, тем не менее, обладают значительной ценностью. В них нашли отражение многие важные аспекты вероучения, идеологии и деятельности организации «Свидетели Иеговы». Предлагаемый в них анализ вероучения ориентирован на поиск причин успеха иеговистов и предлагает собственные пути противодействия данной организации.

В то же время существует группа отечественных религиоведов, психологов, специалистов в области юриспруденции, филологии, медицины, которые по-иному оценивают результаты деятельности организации «Свидетели Иеговы». Так, Н.С. Гордиенко и С.И. Иваненко4 доказывают, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения. М.И. Одинцов (Советов)5 отстаивает мнение, в соответствии с которым, «Свидетели Иеговы» в России прошли путь от преследуемой секты до признаваемой современными законами организации.

1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород, 2003.

2 Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород, 2002; Религии и секты в современной России: Краткий справочник. - Новосибирск, 1999.

3 Дж. Макдауэлл Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей:Пер. с англ. / Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. - М., 1993; Мартин У. Царство культов. - СПб., 1992; Прайс Е.Б. Свидетели Иеговы. - Калининград, 1994.

4 Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб., 2002; Иваненко С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002; Иваненко С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002.

5 Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!» : Сб. док. и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.) / М.И. Одинцов. - М., 2002; Одинцов (Советов) М.И. Свидетели Иеговы в России: от преследований к признанию. Свидетели Иеговы в России. - Изд-во Zeugen Jehovas in Deutschland, 2008.

О нейтральном и даже позитивном влиянии иеговизма на институт семьи и его ценности пишут А.И. Антонов, В.И. Каган, А.И. Воробьев, А.П. Зильбе,

В.К. Калнберз, В.Д. Слепушкин1. М.П. Мчедлов, А.Б. Баранов и А.Е. Нагови-

2

цин , которые на основании экспертиз делают вывод о том, что нет основании для утверждения, что предусмотренные вероучением «Свидетелей Иеговы» ограничения и запреты представляют угрозу психике и нравственности участников и последователей организации.

Тема, в которой «Свидетели Иеговы» рассматриваются как одна из протестантских конфессий, появившаяся на территории Забайкалья в течение XX в., исследуется в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, М.Н. Фоминой, H.H. Константиновой, A.B. Жукова, А.Г. Янкова, A.B. Дроботушенко, В.П. Секери-

о

на, О.В. Волковой, Н.С. Кондаковой . Кроме того, данные о забайкальских иеговистах находятся в биографических описаниях Г.Е. Доду и С.Н. Виноградо-

1 Научное заключение по результатам социологического исследования религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2000. - Режим доступа: jw-media.org - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.02.2011.; Каган В.И. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности: Свидетели Иеговы. - Независимый психиатрическом журнал, 1999 — №1; Проценко Д.Д., Леонтьев А.Е. Воздержание от крови. Исторические, библейские и медицинские причины отказа Свидетелей Иеговы от крови [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: sutyajnik.ru>documents/2989.html - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012; Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии. - Петрозаводск, 1999; Прохорычева Е.И. Калнберз В.К. Выступление на судебном заседании по делу Свидетелей Иеговы г.Москвы 26.02.1999 [Эле�