автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Чибирева, Елена Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен"



Чибирева Елена Геннадьевна

МИГРАЦИЯ МОРДВЫ ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

17 ДПР 2С1'

Саранск-2014

«ио547334

005547334

Работа выполнена в отделе этнографии и этнологии ПСУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Никонова Людмила Ивановна

Официальные оппоненты:

Зеткина Ирина Александровна, доктор культурологии, доцент, кафедра всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», профессор

Еремеев Александр Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П.Огарева», профессор

Ведущая организация ФГБОУВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Защита состоится 15 мая 2014 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430005 г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» и на сайте университета: Ь«р://\¥\\тл'.тг5и.ги/гиУс11з8/с31'53.рЬр?ЕЫ:;МЕЫТ_10=27939

Автореферат разослан «_» апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кузнецова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Социокультурные процессы ХХ-нач. XXI вв. привели к глобальным изменениям в исторических судьбах народов, проживающих на территории России, и обусловили резкую активизацию миграционных процессов во многих регионах страны. Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечает, что «колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым "великим переселением народов", способным изменить привычный уклад и облик целых континентов»1.

Развитие современной культуры сформировало представление о миграции как о сложном процессе, динамично изменяющем социальные отношения и создающем новые культурные ценности и установки при взаимодействии различных народов. Интеллектуальные дискуссии вокруг влияния добровольных и вынужденных миграций на культуру общества и человека порождают необходимость в содержательном определении понятий и методологических подходов, которые освещали бы проблемную сторону динамики культурных процессов.

Миграция в современном мире приобретает черты глобального феномена, связанного с проблемами взаимодействия в системе «человек-культура-общесгво» и потому требует культурологического анализа. Рассмотрение миграции на основе методологии прикладных исследований позволяет выявить основные тенденции развития и определить ее как форму культурной динамики.

В настоящее время все больше усиливается интерес к этническим группам, расселенным вне территории основного этноса, особенно с точки зрения бытования их в новых культурных, исторических условиях. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть специфику процесса миграции мордвы.

Причинами межэтнических миграций являлись быстрое хозяйственное освоение и развитие многих регионов, создание современных промышленных и научных центров, развитие транспортной сети и коммуникаций. В результате миграций население многих республик и регионов стало дисперсным. Начиная с 50-60-х гг. XX в. большие потоки переселенцев устремились в Центральную Россию, что связано с ее промышленным развитием и нехваткой трудовых ресурсов. Если до конца 1980-х гг. миграция на территории СССР анализировалась в основном как социальное и экономическое явление, то в последнее время

Путин В. В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // URL: http://pulin2012.ru/#inde4 (дата обращения: 31.01.2012).

все больше внимания ученых и специалистов привлекает этнокультурная сторона процессов, связанных с изучением данного феномена.

Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Владимирской области. В 2011 г. Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (РМ) с участием автора диссертационного исследования была организована и проведена экспедиция, в ходе которой исследовались города и районы, где проживает наибольшее количество мордовского населения (г. Владимир, Суздаль, Гусь-Хрусгальный, Муром и Суздальский, Судогодский, Собинский и Петушинский районы). Основная цель экспедиции - сбор, описание и анализ информации о традиционной (материальной и духовной) культуре мордовского этноса. Полученные результаты опроса, анкетирования, наблюдения позволили выявить основания для исследования заявленной темы. Границы исследования определены ХХ-нач. XXI вв.

Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный характер исследования предопределил привлечение широкого круга источников, затрагивающих проблемы культуры, традиций, истории и т.д. разных народов и представляющих собой общетеоретическую основу диссертации: М. М. Бахтин, А. К. Байбурин, В. С. Библер, Ю. В. Бромлей, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, М. С. Каган, Ю. М. Лотман и Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс,

М. Хайдеггер и др.

Важным представляется изучение идей Л. Н. Гумилева, изложенных в книге «Этногенез и биосфера земли». В своей концепции ученый стремится постичь законы развития этноса (этногенеза) и взаимодействия с другими этносами. Его учение о комплиментарное™ значимо для данного исследования. Особую ценность имеют работы культуролога Г. Д. Гачева, в которых подробно исследуется национальный мир, «национальные образы мира», «идея-призвание» каждой национальной целостности, ментальное™ народов, национальные культуры.

Со второй половины XX в. в культурологии усиливается интерес к этнической истории, миграционным процессам, расселению и динамике численности различных этаосов. История и формы миграции подробно рассматриваются в работах В. А. Ионцева, Л. В. Макаровой, В. М. Моисеенко, В. И. Переведен цева, Э. П. Плетнева, Л. Л. Рыбаковского, В. А. Тишкова и др. Социокультурному значению добровольной и вынужденной миграции в современном мире посвящены исследования Т. Г. Богатыревой, С. К. Бондаревой, Г. Г. Гольдина, А. В. Дмитриева и др. Для анализа этнокультурной составляющей миграции важную роль играют исследования в области национальной, социальной и гражданской идентичности, проведенные О. Н. Астафьевой, Н. И. Ворониной, Л. Н. Захаровой, Е. В. Орлом и др. Проблема диалога

культур находит отражение в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана и др.

Вопросами изучения миграций мордовского народа, сохранению традиционной культуры в отрыве от основного этноса и в иноэтничном окружении занимались многие ученые. Так, например, в монографии «Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе» финский исследователь С. Лаллукка анализирует сложную проблему взаимосвязи политики, выступающей «катализатором

ассимиляционных процессов», и этнической истории, культуры, дает характеристику современному состоянию мордовского этноса и отмечает возросшую дисперсность его расселения. В работах В. И. Козлова освящаются вопросы расселения мордвы, содержится анализ основных причин, вызвавших изменения в территориальном размещении и численности, показаны особенности миграций мордвы по сравнению с миграциями других народов (главным образом русского), охарактеризовано влияние, которое оказало расселение мордвы.

Изучением истории переселения и сохранения традиционной культуры мордовской диаспоры занимается Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве РМ. Под руководством доктора исторических наук, профессора Л. И. Никоновой издана серия книг «Мордва России», в которых рассматривается мордовский народ, проживающий на Дальнем Востоке, Юге Сибири, Западной Сибири, Саратовской области, Урала и Зауралья, Циркумприбайкальского региона. Изучением мордовского населения Владимирской области до настоящего времени никто не занимался.

Большое значение для исследования имеет литература, содержащая сведения о природно-климатических условиях Владимирской области, играющих важную роль в адаптации переселенцев на новом месте. В этом плане оказались значимыми работы В. В. Бейлекчи, А. Л. Иванова, И. А. Карловича, И. Е. Карловича, М. И. Кичигина, А. И. Левицкой, В. А. Рябовой, А. П. Серкова и др. Сведения о природных условиях края содержатся в исследованиях Д. И. Копылова, И. П. Литвинова и др.

Вопросам топонимии посвящены работы А. А. Епанчина, О. Кобякина, А. И. Попова, В. И. Тагунова. Использованы труды А. С. Бланка, А. Д. Варганова, И. Ф. Дмитриевского, Е. Н. Добровольского и др., в которых отражены основные моменты истории развития Владимирской области в целом и отдельных ее районов.

В изучении хозяйственной деятельности мордовских переселенцев большое значение имеет освещение социально-экономического положения изучаемой области, состояния крестьянского хозяйства в годы вселения мордовского народа для определения степени сохранности традиционной культуры. Интерес представляют исследования М. Е. Гусаровой, Н. Г. Добрынкина, В. Н. Добрынкина, Э. Л. Дубман, М. А. Кожан.

Сведения о типах жилища мордвы, назначении жилых помещений, их расположении, взаимной связи построек, внутреннем устройстве и убранстве, интерьере, о наличии элементов традиционного быта в обиходе семьи, этнических особенностях жилища содержатся в исследованиях В. А. Балашова; информация о специфике архитектуры и декора жилища мордвы имеется в трудах В. Ф. Вавилина.

Пространство жилой среды Владимирской области в разные периоды рассматривали М. Т. Андрюшенко, Н. В. Большакова, Н. Н. Воронин,

A. Д. Варганов, И. Г. Георги, И. В. Дубов. В них не только говорится о структуре, способах строительства жилища, но и повествуется история создания населенных пунктов, раскрываются связанные с ними легенды (В. А. Антонов, Ю. А. Дмитриев, Н. Н. Егоров, А. А. Зенкович, М. Г. Лапуста, Р. К. Магазин, В. М. Никонов и др.).

Для определения степени сохранности обрядовой культуры у мордвы автором был изучен ряд работ. Так, обрядовую сторону жизни мордовского населения изучила Т. П. Федянович, она детально исследовала семейные и свадебные обряды мордвы в сопоставлении с аналогичными обрядами русских. Традиционные обряды мордовского народа и обрядовая пища находят отражение в работах Г. А. Корнишиной, М. И. Каргиной. Изучением отдельных аспектов духовной культуры мордвы занимаются Т. П. Девяткина, Н. Ф. Мокшин, Н. Г. Юрченкова. Обрядовая и праздничная сторона традиционной культуры рассмотрены в отдельных трудах Н. Н. Воронина, В. Т. Георгиевского,

B. Е. Добровольской, Е. Добрынкиной, И. Н. Райковой, А. А. Терещенко и др.

Неотъемлемая часть жизни мигрантов - народная медицина, поэтому изучение сохранившихся традиций имеет важное значение для сравнения с традициями коренного населения. В работе использовались материалы по народной медицине мордвы, представленные в трудах Л. И. Никоновой.

Проведенный обзор литературы свидетельствует о том, что, несмотря на наличие ряда серьезных научных работ, культура мордвы, проживающей на исследуемой территории, до настоящего времени не была предметом специального изучения. Существующий в современной литературе недостаток конкретной информации о мордве Владимирской области компенсируется разноплановыми источниками: архивными данными, статистическими материалами, архивами сельских администраций, данными полевых исследований.

Для характеристики социально-экономического положения Владимирской области в работе рассматривались материалы статистических сборников, посвященных развитию народного хозяйства. Кроме того, были задействованы материалы архивов сельских поселений, библиотек, школ. Сведения о хозяйстпе мордвы, данные о землепользовании, жилищных и хозяйственных постройках были получены из похозяйственных книг.

В ходе работы автором изучались документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ). Источники по труду и социальным вопросам, содержащиеся в фонде 473 Государственного комитета Мордовской АССР, касаются работы Переселенческого управления при Совнаркоме СССР и Переселенческого отдела при Совнаркоме МАССР. Изученные в фонде материалы (всего около 40 дел) можно разделить на несколько групп: первая - нормативно-законодательные акты, в основном, это постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров МАССР, приказы и положения Переселенческого управления при СНК СССР, постановления коллегии Главного Управления переселения и оргнабора рабочих, приказы и постановления Переселенческого отдела МАССР (в дальнейшем Государственного комитета МАССР по труду) и т.п.; вторая - анкеты и списки переселенцев из Мордовии, которые позволяют проследить динамику миграции мордвы во Владимирскую область; третья -организационно-распорядительная, докладная, учетно-статистическая, контрольно-отчетная документация и текущая переписка.

Важным источником данного исследования явились полевые материалы, записанные и обработанные автором. Опрошено 55 человек: 29 мужчин и 26 женщин; возрастной состав от 24 до 90 лет. Обследовано 7 районов Владимирской области, города Владимир и Суздаль. В ходе опросов мордовского населения на территории Владимирской области был собран значительный материал по культуре быта: обустройство жилища, хозяйство и занятия жителей, приготовление повседневной, праздничной, обрядовой пищи, сделаны многочисленные фотографии, которые легли в основу представленного исследования.

Гипотеза исследования. Миграция как феномен культуры оказала влияние на систему традиционных ценностей мордвы, которая формировалась в тесном социокультурном контакте с другими народами, проживающими во Владимирской области, в частности, с русскими, что предопределило специфику сохранения и трансформации традиционной мордовской культуры. Важную роль в сплочении людей и психологическом закреплении соответствующих этнокультурных идеалов, целей и отношений играют обряды, являясь средством идентификации человека и этноса. Среди переселенцев из Мордовии большое значение имеют обряды, связанные с жизненным циклом.

Объектом исследования является миграционные процессы этнического населения в России и проблемы сохранения культуры.

Предмет исследования - миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен.

Цель исследования - проанализировать процессы, происходящие в традиционной культуре мордвы, проживающей в отрыве от материнского этноса. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- исследовать феномен и основные причины миграции мордовского народа во Владимирскую область с культурологических позиций;

- проследить процесс освоения Владимирской области мигрантами из Мордовии, рассмотреть природный и историко-культурный ландшафт, влияющий на адаптацию переселенцев;

- проанализировать обряды и праздники, сохранившиеся в духовной жизни мордвы;

- изучить культуру жилой среды, сложившуюся в новых условиях;

- выявить степень сохранности традиций и процесс трансформации в народной медицине и культуре питания мордвы.

Методологию исследования составили культурологический подход и принцип системности, интегрирующие материал разных сфер гуманитарного знания (история, этнография, этнология, культурология и ДР-)-

Автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследователей С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, Н. И. Ворониной, В. И. Козлова, А. С. Лузгина, С. А. Токарева и др., а также ученых Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Л. И. Никонова, В. А. Юрченков, Н. Г. Юрченкова и др.).

Комплексный анализ культуры мордвы определил совокупность методов:

- аксиологический, дающий возможность определить ценностные доминанты мигрантов;

- сравнительно-исторический, позволяющий изучить традиционную культуру мордвы во взаимосвязи с другими культурами;

- историко-генетический, способствующий анализу специфики взаимодействия русской и мордовской культуры в процессе их совместного существования;

- структурно-функциональный, необходимый для выявления отдельных аспектов культуры мордовского населения Владимирской области;

- метод сравнительного анализа культурологической, исторической, этнографической литературы;

- методы этнографических исследований (опросы, анкетирование, индивидуальное интервью, непосредственное наблюдение).

Применение в совокупности всех методов позволило автору проанализировать культурный феномен миграции мордвы Владимирской области, выявить степень сохранности традиций и процессы трансформации духовной культуры мордвы.

Научная новизна работы проявляется в культурологическом исследовании феномена миграции мордвы во Владимирскую область, где впервые на основе анализа и обобщения традиционной культуры мигрантов-мордпы по историческим, этнографическим, социологическим и

фольклорным данным комплексно рассмотрены особенности этнической культуры мордвы в отрыве от материнского этноса.

Выявление и осмысление мировоззренческих оснований традиционной культуры мордвы-мигрантов Владимирской области, многие из которых анализируются впервые (специфика поселений, повседневная, обрадовая и праздничная культура, особенности питания, народная медицина), приводят соискателя к выводу о динамичном характере миграции, в ходе которой происходит не только сохранение, но и трансформация традиционной культуры.

Феномен миграции мордвы исследован диссертантом в широком многообразии связей и отношений — с точки зрения особенностей культурно-исторической динамики в приложении к различным формам традиционной культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Миграция - это сложный феномен, динамично изменяющий социальные отношения и создающий новые культурные ценности и установки при соединении культур разных народов; процесс переселения народов, формирующий культурный ландшафт; форма культурной динамики, определяющая особенности изменений современного мира. В историко-культурологическом плане понятие миграции соотносится с понятиями «диалог» (форма культурной коммуникации), «идентичность» (взаимодействие объективных и субъективных факторов), «мультикультурализм» (признание культурного многообразия).

Культурологическое значение миграции связано с идентичностью и самоидентичностью человека и этноса в целом в условиях культурного диалога. Предпосылки этнической миграции: объективные (природно-географические, экономические); субъективные (самореализация, самоидентификация личности и этноса); аксиологические (сохранение этнической ментальное™).

2. Миграция мордовского народа имеет длительную историю. В XX в. она связана с социально-экономическими и политическими процессами и проходила поэтапно: 30-е гг. - сезонная миграция; 50-60-е гг. — промышленное развитие, нехватка рабочей силы; 70-е гг. — трудоустройство молодежи.

Переселенческое движение мордвы во Владимирскую область в XX в. носило, в основном, плановый характер. Автором выведена типология миграции мордвы во Владимирскую область, которая строится с учетом хронологических (70-80-е гг. XX в.) и пространственных координат (гг. Владимир, Суздаль; Суздальский, Судогодский, Собинский, Петушинский районы); экономического уровня развития; субъективного фактора (поиск «лучшей жизни», воссоединение с родственниками).

На выбор мигрантами территории (Владимирская область) влияет природный ландшафт, по своим характеристикам близкий к территориальным условиям РМ. Историко-культурный ландшафт

способствует формированию у мигрантов бережного отношения к родной (мордовской) культуре, созданию авторских «лирических» музеев с целью сохранения традиций в семьях.

Освоению мигрантами новой территории способствовали ценностные доминанты мордовской культуры (традиционный уклад жизни, преобладание сельского хозяйства, сохранение ремесел и промыслов и т.д.). Мордва-мигранты продолжали традиционный способ ведения хозяйства, основу которого составляли земледелие, скотоводство, рыболовство, охота и в меньшей степени — промыслы; в последнее время их значение утрачивается, что является общей тенденцией развития современной духовной культуры.

3. Элементы традиционной культуры мордвы (обряды, календарные праздники) являются креативными ресурсами идентификации этничности, дают переселенцам чувство стабильности и защищенности, «встроенное™» в иной культурный мир. Обряды (хозяйственные, семейно-родовые и т.д.) и праздники (календарные) выполняют функции формирования и передачи этнокультурных ценностей, делают возможным контакты с иными культурами, обеспечивая смысловую основу для их постижения.

Во Владимирском крае в настоящее время происходит возрождение многих православных праздников: Рождественская ярмарка (Центр народного творчества, г. Суздаль); Рождество, Масленичные потехи, Святой Троицы (Музей деревянного зодчества, г. Суздаль). В рамках праздников организуются традиционные ярмарки народных ремесел («Березовые ситцы») и фестивали («Русская сказка», «Богатырские забавы»). Мордва не только участвует в них, но предлагает и параллельно проводит свои традиционные обряды и празднества.

4. Жилая среда как отражение и осмысление жизненного опыта нескольких поколений создается в ходе' освоения пространства и имеет воспитательную, познавательную и эстетическую ценность. В селениях Владимирской области наиболее распространена уличная планировка, представленная линейным, квартальным и радиальным видами.

В культуре жилой среды мордвы Владимирской области произошли изменения под влиянием русской культуры (заимствование типов строительства усадебного комплекса, художественных форм, принципов размещения построек на территории усадьбы и т. д.). Специфика жилища и хозяйственных построек определяется природно-климатическими условиями Владимирской области (стремление поселиться у проточной воды или лесного массива); хозяйственно-культурным укладом (двухчастная планировка - двор с постройками и огород); конструктивно-технологическими особенностями (бревенчатый срубный дом-пятистенок или кирпичный с четырех- или двухскатной крышей на каменном фундаменте с пристроенными «холодными» сенями - традициями

мордовского народа); семейным строем (дом как структура мира — центр и периферия, мужское и женское начала, меньшая и большая сакральность).

5. Народная медицина является показателем не только физического, но и духовного состояния народа, т.к. сохраняет и передает знания об окружающем мире, гармонизирует отношения человека и природы (использование лечебных средств растительного, минерального и животного происхождения), определяемые окружающей географической средой и особенностями хозяйственной деятельности населения. Мордва-мигранты используют широкий спектр лекарственных трав, травянистых растений, кустарников (душица, крапива, пустырник облепиха, и др.), передавая знания о способах приготовления настоек, отваров, соков и т.д. из поколения в поколение; широко распространено применение в лечебной практике комплексных методов (лекарственные средства, психотерапия и др.).

Культура питания мордвы-мигрантов связана с хозяйственной и культурной жизнью мордовского этноса и основывается на использовании растительных, зерновых культур, мясомолочных продуктов, а также продуктов собирательства, рыболовства, охоты, пчеловодства. Мордовское население Владимирской области сохраняет национальные традиции праздничной (холодец, капустная солянка, пироги) и обрядовой (поминальной) кухни (щи, каша, кисель, блины).

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при написании учебных пособий и программ по культурологии, истории мордовского народа, этнографии. Полученные результаты можно применять при разработке специальных курсов лекций в ВУЗах, посвященных этническим группам, живущим за пределами материнского этноса, особенностям их этнокультурного развития.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на конференциях различных уровней: VII Международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» (Тайланд-Паттайя, 2012); всероссийский - «Homo Eurasicus в духовных и социальных реалиях времени» (Санкт-Петербург, 2012), «Интеграционные процессы в финно-угорском мире» (Саранск, 2012), «X конгресс этнографов и антропологов России» (Москва, 2013), «Диалог финно-угорских языков и культур» (Ичалки, 2013); межрегиональный -«Менталитет и этнокультурное развитие волжских народов: история и современность» (Чебоксары, 2012); муниципальный - «Организационные модели этнокультурного образования» (Рузаевка, 2012) и отражены в 15 публикациях по теме диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 305 источников, приложений. Общий объем работы составляет 161 страницу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируется цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается методология диссертационной работы, излагаются положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Значение миграции в динамике культуры мордвы» автор ставит вопросы о специфике объекта исследования, анализирует междисциплинарный характер миграции.

В первом параграфе «Миграция как культурологическая проблема» диссертант рассматривает основные подходы к миграции, определяя данное явление как форму культурной динамики.

Понятие культурной динамики активно входит в научный обиход во второй половине XX в. и понимается как особенности изменений, происходящих в культуре, обусловленных силой выраженности, установлением механизмов и способов реализаций этих изменений. Миграция как форма культурной динамики является максимальным выражением социокультурного напряжения.

Фундаментальные идеи о феномене миграции оформились в социологии, демографии, экономике, политике в Х1Х-ХХ вв. (М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.). В работах этих исследователей понятие «миграция» определяется как базовое, обозначающее территориальное перемещение людей, существенно изменяющее социальные факторы как отдающей, так и принимающей среды. Теории миграции Ф. Дювеля, Л. Л. Рыбаковского выявляют универсальные закономерности развития данного процесса в истории культуры и моделируют культурную динамику феномена. М. Б. Денисенко, В. А. Ионцев, Б. С. Хорев выдвигают идею комплексного подхода к изучению общей миграционной подвижности населения и новом направлении науки — миграциологии.

На основании анализа современных концепций автор формулирует основную теоретико-практическую дилемму миграции: сохранение своего уникального единства и продолжение локального развития родной культуры в истории, либо растворение в поликультурных социальных сообществах ради появления новых целостностей.

Диссертант отмечает слабую разработанность миграции как культурологической проблемы, выделяя при этом такие феномены, как диалог, идентичность, поликультурность, смыслы которых выступают маркерами развития и изменения современной культуры.

Концепция диалога является основанием для осмысления современной культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман и др.), значение которой заключается в создании коммуникативного пространства, обеспечивающего возможность общения для представителей различных культур. Осуществление межкультурного диалога является оппозицией конфликтам культурных идентичностей. Если в традиционной культуре идентичность грозила растворением индивида в коллективе, то в современной культуре обособленность каждого оборачивается массовым кризисом идентичности.

Диссертант приходит к выводу, что в условиях усложнения этнической структуры мультикультурализм признает открытость, реальный диалог культур, решая проблему этнической идентичности. Причинами межэтнических миграций являлись быстрое хозяйственное освоение и развитие многих регионов, создание современных промышленных и научных центров, развитие транспортной сети и коммуникаций.

Культурологическое значение миграции связано с идентичностью и самоидентичностью человека и этноса в мультикультурной модели организации общества в условиях культурного диалога.

Во втором параграфе «Освоение Владимирской области мордвой-мигрантами» отмечается, что миграционные процессы, происходящие в нашей стране, затронули и мордовский народ, являющийся одним из крупных народов финно-угорской языковой семьи в Российской Федерации, который, несмотря на все исторические коллизии, сумел сохранить богатейшую национальную культуру и национальное самосознание.

Изучение фондов Центрального государственного архива РМ дает объективную характеристику процессам переселения мордвы во Владимирскую область. Миграция связана с объективными (социально-экономическими и политическими) причинами и проходила поэтапно: 30-е гг. - сезонная миграция; 50-60-е гг.- промышленное развитие, нехватка рабочей силы; 70-е гг. - трудоустройство молодежи. Анализируя характер переселенческого движения мордвы во Владимирскую область, автор утверждает, что оно носило плановый характер, хотя часть переселенцев ехала стихийно.

В работе отмечается, что на выбор территории (топоса) оказывает влияние природный и культурный ландшафты, местоположение, географическая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности определяют размещение населения и его хозяйственные занятия. Понятие ландшафта в работе используется для обозначения особого «ментального пространства» (М. Б. Туровский) как «очеловеченного места» в ходе культурного освоения.

Непосредственная близость расположения к Мордовии, а также сходные природно-климатические условия облегчают процесс освоения мигрантами территории Владимирской области: в повседневной

деятельности мордовский народ легко приспосабливался к обычной для него природной среде, сохраняя при этом самобытную культуру. Лес был и остается основным концептом натурфилософии мордвы, определившим основные культурные характеристики этнического ландшафта и экологическое поведение людей в нем.

Особое значение в «культурном ландшафте» Владимирской области имеет организация Национально-культурной автономии (Региональная общественная организация финно-угорских народов «Кидекша», г. Владимир), которая работает совместно с руководством РМ, постоянно организуются деловые и экскурсионные поездки в г. Саранск, проводятся концерты, выставки, конкурсы, создаются музеи и памятные уголки, выпускаются буклеты, календари о малой родине.

Диссертант отмечает, что мордву Владимирской области отличает сплоченность, организация разнообразных творческих коллективов, участие в проведение публичных мероприятий. В работе особое внимание уделяется авторским музеям, которые имеют воспитательное значение для подрастающего поколения в укреплении любви к прошлому своих предков («лирическим» музей М. Эпштейна), а в целом - патриотического чувства (школьный музей Ново-Александровского поселения Суздальского района, музей библиотеки-филиала с. Головино Петушинского района, музей семьи Борисовых и др.). Авторские музеи необходимы для самоидентификации этноса, сохранения и передачи последующим поколениям ценностей традиционной культуры.

Вторая глава «Традиционная культура мордвы» посвящена рассмотрению элементов сохранения и трансформации духовной культуры у мордвы-мигрантов.

В первом параграфе «Обрядовая культура: преемственность и сохранение» автор анализирует обряды и обычаи мордвы как этнодифференцирующие признаки идентичности. Отмечая эту особенность, Н. И. Жуков говорит, что обряд, традиционные действия, сопровождают важные моменты жизни человеческого коллектива. «В ряде случаев обряд понимается как способ установления мистического контакта со сферой божественного. Обряд возникает в мифологии как выражение действенной живой связи повседневной жизни со сферой священного, божественного (предками, богами, демонами, судьбой и т. д.)2. Соглашаясь с определением ученого, диссертант отмечает, что наиболее сохранившимися у мордвы-переселенцен на Владимирской земле являются семейные обряды, сопровождающие заключение брака, рождение ребенка, наступление совершеннолетия молодых людей и похоронно-поминальные. Основная функция обрядов - формирование и сохранение этнической идентичности. Передавая обряды, в которых проявляются разные психологические настроения (радость, ликование,

~ Жуков В. VI. Большом этнологический словарь. М.: Изл-но 1ТС У 111д-(Ю «Омега-Л», 2010. С. 471.

14

печаль, скорбь), из поколения в поколение, мордва для каждого из них создавала и создает свою национальную одежду, которая до настоящего времени сохранилась во Владимирской области.

В диссертации представлены уникальные сведения об обрядности мордвы, полученные в ходе экспедиции (информаторы - А. А. Казабеков, Е. В. Лазарева М. Ф. Пронькина, Н. 3. Шибайкина и др., всего 55 человек). Например, при опросе информаторов было выявлено сохранение языческих верований при совершении христианского обряда погребения. Со слов Е. В. Лазаревой, «при погребении мордва "выкупает душу покойного", а местные же жители монетку не бросают».

Автор заключает, что наряду с довольно стойким сохранением традиционных элементов в свадебной, похоронно-поминальной обрядности мордвы Владимирской области происходит постепенный процесс ее упрощения и сокращения, что также характерно для данного цикла обрядности мордовского населения, проживающего в РМ.

Итак, этнические группы при переселении на новую территорию привозят свои обычаи, традиции, стереотипы мышления, постепенно происходит взаимодействие, и, как результат, смешение с местным населением. Национальные традиции частично вытесняются, при этом, основополагающие обычаи, специфические ценности сохраняются. Аналогичные процессы происходят и на территории РМ, где проживают различные этнические группы, характеризующиеся своей особой культурой.

Во втором параграфе «Этнические особенности календарных праздников» автор описывает праздники Владимирской области, значимые для мигрантов-мордвы.

Соискатель характеризует праздники не только как условие социального существования человека, но и особую связь с сакральным миром. Праздники - результат определенного культурно-исторического развития этноса; форма актуализации опыта культуры предшествующих поколений.

В процессе адаптации мигрантов происходит восприятие элементов традиционной культуры коренного населения Владимирской области. Это восприятие облегчается сходством способа жизнедеятельности, образа жизни, принадлежностью к православию. Наиболее популярными остаются зимние календарные праздники, которые празднуются и во Владимирской области, и в Мордовии (Рождество, Крещение). Объединяют зимние праздники Владимирской области и Мордовии гадания, входящие в состав святочных обрядов. В народной традиции гадания были направлены на выяснение личной судьбы, либо связаны с определением будущего урожая. Значение колядок, поющихся в мордовских селах, отмечает исследователь В. С. Брыжинский3, указывая.

3 Брыжинский В С. Серебряные цепочки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. С. 202

15

что в них отражаются пожелания процветания, благополучия, семейного счастья.

Соискатель особо подчеркивает, что в настоящее время происходит возрождение многих православных праздников: Рождество, Масленичные потехи и др., в рамках которых организуются традиционные ярмарки народных ремесел («Березовые ситцы») и фестивали («Русская сказка», «Богатырские забавы»).

В ходе проведенного исследования по данной проблеме, становится очевидным, что проживание на новой территории привело к частичной потере многих традиционных черт праздников у мордвы-переселенцев. При сохранении основной структуры общественных праздников, ее обрядовая наполняющая изменилась: исчезли многие обряды, имевшие сакральный смысл; сохранившиеся же до наших дней обряды носят развлекательный характер, выполняя в основном компенсаторную функцию (психологическую и эмоциональную) разгрузки.

В третьей главе «Сохранение и трансформация культуры мордвы в процессе миграции» автор рассматривает особенности функционирования традиционной культуры в современных условиях.

Первый параграф «Пространство жилой среды: типология новых форм» посвящен анализу поселенческого и усадебного комплекса у мордвы. Различные аспекты жилой среды разбирались в исследованиях В. Б. Кошаева, И. В. Морозова, Т. В. Цивьяна, В. Г. Щукина и др. Основной единицей внутренней структуры любого поселения Владимирской области, в том числе и поселения, где проживает мордва, является усадьба. Развитие усадебного комплекса населения (в том числе и мордовского) приводит к формированию различных типов планировки: 1) свободная застройка двора; 2) двухрядная; 3) Г-образная (застройка глаголем); 4) П-образная (покоеобразная), замкнутая прямоугольная усадьба, которая в настоящее время является доминирующим типом планировки усадьбы. Сельские усадьбы у мордвы Владимирской области имеют в основном прямоугольную форму (двухчастная планировка - собственно двор с постройками и огород).

Диссертант рассматривает поселения в качестве конкретного социального пространства, где совершается этнический процесс. Изучение поселенческого и усадебного комплекса мордвы Владимирской области показывает, что до настоящего времени в нем остаются черты, присущие ранним периодам его существования (беспорядочная застройка селений).

Пространство жилой среды — сложный и многоплановый феномен в культуре этноса. Оно формируется под влиянием мировоззренческих, культурных, социальных особенностей этноса и создает предметную среду обитания. Соискатель отмечает, что выделить специфические черты пространства жилой среды у мордвы трудно, т.к. любое традиционное жилище представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов: жилой дом, хозяйственные постройки и земельный участок, на котором они

расположены. К хозяйственным относятся все постройки: для содержания скота, хранения хозяйственного инвентаря, различные амбары, клети, кладовые, бани и др.

Соискатель приходит к выводу, что жилище мордвы Владимирской области со временем претерпело значительные изменения во внешнем облике и внутренней планировке: стали использоваться новые строительные материалы, различные системы отопления, водоснабжения и водоотведения. Современные села укрупняются, меняется облик домов, которые строятся преимущественно из кирпича, панелей и заменяют собою деревянные постройки. Процесс эволюции мордовского жилища протекает в соответствии с закономерностями, присущими культуре других народов Владимирской области. Его результатом явилось постепенное вытеснение русской избой архаичного мордовского жилища.

Второй параграф «Народная медицина как духовная составляющая» содержит оригинальные сведения о народной медицине у мордвы Владимирской области.

Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон определяют народную медицину как «прародительницу» научной, рациональной. «У всякого народа, -отмечают энциклопедисты, — есть свое самоврачевание, начало которого скрывается в колыбели человечества. Люди обращались за врачебной помощью к природе, брали из неё то, что казалось им подходящим, экспериментировали со своим телом, вероятно, очень грубо, ощупью, наудачу и иногда наталкивались на полезные медицинские открытия»4.

Диссертант выделяет характерные черты народной медицины: 1) обладает сложной структурой и является органической частью жизни этнокультурной общности; 2) связана с системой ценностей и религиозных верований этноса; 3) активно участвует в охране здоровья; 4) имеет огромный арсенал фармакологических и иных способов воздействия на человека; 5) комплексно воздействует на человека (лекарственные средства, физиотерапия, психотерапия и др.).

С 60-х гг. XX в. анализ народной медицины становится самостоятельным направлением постфигуративной культуры (М. Мид), культурологический аспект которой состоит в изучении особенностей традиций, стереотипов поведения и национального характера (У. Ла Барре, Р. Болтон, Дж. Деверо, Р. Принс). Являясь практическим аспектом традиционной культуры, народная медицина дает представление о том, как удовлетворяются жизненные потребности этноса. Такой угол зрения, по убеждению автора, является актуальным для решения жизненно важных проблем, стоящих перед этнической культурой.

В диссертации описываются оригинальные средства народной медицины (кастой, травяные чаи), полученные от информаторов

4 Броктпу t Ф. А., Ефрон И. А. Народная медицина И Энциклопедический словарь (Электронный рес\ рс| hltt).//die.acadeaiic.ru/dic.nsf7brolccauz efron/71018/Народная (дата обращения 0Л.04. 2013).

(Г. И. Начаркина, Р. Я. Палаткина, В. А. Пронькина и др.), представлена классификация народных средств (настои, отвары, средства животного и растительного происхождения, а также заговоры от испуга, сглаза, порчи). Например, популярным растением является душица, которая хранится во всех мордовских семьях (сушится на чердаках, подвешена в пучках в чуланах, либо в коридоре), ведь душица, с точки зрения Р. Н. Палаткиной, — «лучшая трава для успокоения нервной системы». Диссертант делает вывод, что на этномедицину мордвы Владимирской области оказывает влияние природный ландшафт (знание трав, передаваемое через опыт предшествующих поколений).

В третьем параграфе «Особенности культуры питания» автор отмечает, что питание этноса складывается на протяжении длительного времени и представляет собой сложную биосоциальную систему, в которой находят отражение особенности природно-экологической среды, хозяйственной деятельности народа, его история, межэтнические взаимодействия. Набор исходных продуктов питания определяется природой, земледелием, животноводством, промыслами. Этническая и семейная культура питания формируется в зависимости от национального и родового генотипа, а также на основе природы в месте проживания, определяющей специфику продуктов питания.

У мордвы, переселившейся во Владимирскую область со схожими природными условиями, пищевой рацион практически не изменился и определяется в основном продуктами растительного, животного происхождения и рыбой.

Традиционным для мордовского народа является преобладание в повседневном меню растительной пищи (картошка, капуста, лук, хрен и т.д.). Обязательным угощением на праздники остается, как и в Мордовии, холодец (студень), капустная солянка, пироги.

Наибольший консерватизм наблюдается в поминальной трапезе, где до сих пор четко соблюдается порядок приема пищи и определенное меню. Обязательными поминальными блюдами являются: щи, каша, кисель. В обед на похороны подают: блины с медом, щи, картошку, кашу гречневую с маслом, гороховую кашу, компот, кисель, готовят разные закуски. Кутью не выставляют на стол, делают ее на поминки и только для кладбища.

Соискатель заключает, что система питания мордовского населения Владимирской области претерпела определенные изменения, важную роль сыграли исторические, социально-экономические и другие факторы. Изменился ассортимент повседневных и обрядовых блюд. Выросло потребление покупных продуктов промышленного производства, повседневная пища сельских жителей по рациону приблизилась к городской. В рацион мордвы вошли покупные продукты (колбаса, сахар, чай, кондитерские изделия, фрукты и др.). а также национальные блюда разных народов: плов, шашлыки, беляши и т.д. Увеличился ассортимент овощей. Наряду с овощами, использовавшимися в мордовской кухне.

появились новые овощные блюда и закуски: икра из кабачков, фаршированный перец, овощные голубцы, морская капуста и др. В то же время наблюдается определенная стойкость в сохранении традиций мордовской национальной кухни, вплоть до бытования некоторых архаических блюд (блины, каши, кисели, пироги). При исследовании традиционной системы питания мордвы, переселившейся во Владимирскую область, было выяснено, что наиболее устойчивыми в сохранении традиционного меню оказались блюда праздничного, обрядового и особенно поминального стола.

В Заключении подводятся итоги и намечаются перспективы изучения проблемы миграции мордвы в XXI в.

В диссертации предложен подход, объединяющий концептуальный анализ процесса миграции и эмпирический материал, полученный в ходе этнографической экспедиции (г. Владимир и Владимирская область, 2011).

Межэтнические миграционные процессы, связанные с хозяйственное освоением и развитием многих регионов, созданием современных научных промышленно-промышленных центров, развитием транспортной сети и коммуникаций, коснулись и мордовского народа (один из народов финно-угорской языковой семьи в Российской Федерации), который, несмотря на все исторические коллизии, сумел сохранить богатейшую национальную культуру и национальное самосознание. Переселение мордвы во Владимирскую область связано с объективными (социально-экономическими и политическими) причинами и проходило поэтапно (30-е гг. — сезонная миграция; 50-60-е гг.- промышленное развитие, нехватка рабочей силы; 70-е гг. - трудоустройство молодежи).

Материальная и духовная культура мордвы Владимирской области рассматривается автором через диалектику традиций и новаций, являющихся элементами культурной памяти, «этносоциальной памяти» (И. В. Хусаинов). Культурная память не является лишь пассивным хранилищем информации, она представляет собой творческий механизм аккумуляции и трансформации культурных ценностей (одной из главных функций является сохранение и передача этнической самоидентичности). Аккумулируемая этносоциальной памятью информация транслируется от одного поколения к другому, и именно это обеспечивает самоидентичность этноса. Кодирование культурного и социального опыта этноса в памяти — многоплановый процесс, который протекает как в духовной, так и в материальной сфере, обеспечивая преемственность культуры во времени.

Основное содержание диссертации отражено в

публикациях автора:

статьи в изданиях, включенных в перечень научных журналов ВАК и изданий Министерства образования и науки РФ:

г

1. Чибирева, Е. Г. Музей и этнография: по результатам экспедиции изучения мордвы Владимирской области / Е. Г. Чибирева, Л. И. Никонова // Вестник Орловского государственного университета. - 2012. — № 7. — С. 70-72 (0,41/0,21 п. л.).

2. Чибирева, Е. Г. Текстиль в народном творчестве мордвы: на примере Владимирской и Московской областей / Е. Г. Чибирева, В. В. Митина // Научное мнение. - СПб. - 2013. - № 4. - С. 102-109 (0,54/0,27 п. л.).

3. Чибирева, Е. Г. Природа и народные знания: к вопросу этномедицины мордвы Владимирской области / Е. Г. Чибирева, Л. И. Никонова // Университетский научный журнал. - 2012. — № 3. -С. 79-85 (0,41/0,21 п. л.).

4. Чибирева, Е. Г. Новации в вышивке мордвы, проживающей во Владимирской и Московской областях / Е. Г. Чибирева, 3. И. Акимова, В. В. Митина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 10. — Ч. 1. - С.13-17 (0,36/0,12 п. л.).

5. Чибирева, Е. Г. Вышивка в народной одежде мордвы, проживающей во Владимирской И Московской областях, г. Москве / Е. Г. Чибирева, 3. И. Акимова, В. В. Митина // В мире научных открытий / Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 5 (41). - С. 237 -258 (0,47/0,15 п. л.).

монография:

6. Чибирева, Е. Г. Мордва Владимирской области / Е. Г. Чибирева, Л. И. Никонова, Т. В. Аксенова, Т. Н. Охотина, М. М. Фадеева; под ред. д-ра ист. наук, проф. В. А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л. И. Никоновой; НИИ гуманитар, наук при Правительстве РМ. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2013. - 184 с. + 72 с. илл.

статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Чибирева, Е. Г. Роль музеев в этнотуризме: по результатам этнографической экспедиции во Владимирскую область / Е. Г. Чибирева // Социально-культурная анимация: от идеи от идеи к воплощению : материалы VII Международного форума: 7-19 декабря 2012 (Тайланд-Паттайя) ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина»; [отв. ред. Е. И. Григорьева]. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - С. 190-197.

8. Чибирева, Е. Г. Мордва Владимирской обл. / Е. Г. Чибирева, Т. В. Аксёнова // Центр и периферия. - 2012. - № 4. - С. 74-81.

9. Чибирева, Е. Г. Время и традиции в контексте современной жизни мордвы: на основе этнографических экспедиций во Владимирскую и Московскую обл. (2011-212 гг.) / Е. Г. Чибирева, JI. И. Никонова, 3. И. Акимова // Homo Eurasicus в духовных и социальных реалиях времени : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 26 окт. 21012 г. / редкол.: Е. А. Окладникова (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - С. 72-82.

10. Чибирева, Е. Г. Переселение мордвы в центральную часть России и адаптационные процессы / Е. Г. Чибирева, Т. В. Аксёнова, 3. И. Акимова, Т. Н. Охотина, М. М. Фадеева // Менталитет и этнокультурное развитие волжских народов: история и современность: материалы межрегиональной научн.-практ. конф., посвященной 1150-летию зарождения российской государственности и 400-летию освобождения Москвы от польских интервентов (Чебоксары, 8-9 ноября 2012 г.). - Чебоксары, 2012. -С. 291-294.

11. Чибирева, Е. Г. Мордва Владимирской области: динамика численности и история переселения / Е.Г. Чибирева // Организационные модели этнокультурного образования. Материалы I муниципальной науч.-практ. конф. с республиканским участием, 24 декабря 2012 г. : МБОУ «СОШ № 9» Рузаевского муниципального района. - Рузаевка, 2012. -С. 36-39.

12. Чибирева, Е. Г. Миграционные процессы мордвы: историко-этнографический аспект (по итогам полевых экспедиций) / Е.Г. Чибирева // Интеграционные процессы в финно-угорском мире : материалы Всерос. науч-практ. конф., Саранск, 22 дек. 2011 г. / отв. ред. Н. И. Воронина ; сост. Е. Н. Ломшина, Н. И. Учайкина. - Саранск : изд-во Мордов. ун-та, 2012.-С. 118-120.

13. Чибирева, Е. Г. Народное творчество мордвы, проживающей в Центральной части России: на примере Владимирской и Московской обл. / Е. Г. Чибирева, 3. И. Акимова, В. В. Митина // Диалог финно-угорских языков и культур / Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф., 2 апреля 2013 г. Ичалков. пед. колледж. - Рождествено, 2013. - С. 26-34.

14. Чибирева, Е. Г. Россия и мордовский край: к истории миграций мордвы (по результатам этнографических экспедиций. 2000 - 2012 гг.) / Е. Г. Чибирева, Л. И. Никонова, Т. В. Аксёнова, 3. И. Акимова, Т. Н. Охотина, М. М. Фадеева // Научно-методический и информационный журнал Министерства образования Республики Мордовия. - Саранск, 2012.-№5-6.-С. 79-100.

15. Чибирева, Е. Г. Мордва г. Владимира: динамика численности и история переселения / Е. Г. Чибирева // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля, 2013 г. / редкол.: М. Ю. Мартынова и др. - М. ИЭА РАН, 2013. — С. 136.

16. Чибирева, Е. Г. Народные знания в формировании нравственной основы личности: по результатам этнографической экспедиции во Владимирскую область 2011 г. / Е. Г. Чибирева, Л. И. Никонова // Этнокультурное образование: опыт и перспективы : сборник материалов V Всеррссийской научно-практической конференции с международным участием, 23 ноября 2012 года, г. Саранск : в 2-х ч. / МО РМ, МРИО, Респ. межшк. центр нац. культур; сост.: С. Ю. Дмитриева, В. И. Фадеева, М. И. Живова. - Саранск, 2013. - Ч. 1. - С. 48-65.

Подписано в печать 14.03.2014г. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризограф™. Усл. печ. л. 1.48. Уч.- изд. л. 1.87. Тираж 100 экз. Заказ № 50

Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел.(8342)48-25-33.

 

Текст диссертации на тему "Миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен"

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»

ЧИБИРЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

МИГРАЦИЯ МОРДВЫ ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Н иси

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Никонова Людмила Ивановна

Саранск-2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

1 ЗНАЧЕНИЕ МИГРАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ

1.1 Миграция как культурологическая проблема...................................16

1.2 Освоение Владимирской области мордвой-мигрантами....................35

2 ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ

2.1 Обрядовая культура: преемственность и сохранение.......................61

2.2 Этнические особенности календарных праздников..........................72

3 СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ В ПРОЦЕССЕ МИГРАЦИИ

3.1 Пространство жилой среды: типология новых форм.........................84

3.2 Народная медицина как духовная составляющая............................104

3.3 Особенности культуры питания..................................................114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................127

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................154

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Социокультурные процессы ХХ-нач. XXI вв. привели к глобальным изменениям в исторических судьбах народов, проживающих на территории России, и обусловили резкую активизацию миграционных процессов во многих регионах страны. Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечает, что «колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым "великим переселением народов", способным изменить привычный уклад и облик целых континентов» [194].

Развитие современной культуры сформировало представление о миграции как о сложном процессе, динамично изменяющем социальные отношения и создающем новые культурные ценности и установки при взаимодействии различных народов. Интеллектуальные дискуссии вокруг влияния добровольных и вынужденных миграций на культуру общества и человека порождают необходимость в содержательном определении понятий и методологических подходов, которые освещали бы проблемную сторону динамики культурных процессов.

Миграция в современном мире приобретает черты глобального феномена, связанного с проблемами взаимодействия в системе «человек-культура-общество» и потому требует культурологического анализа. Рассмотрение миграции на основе методологии прикладных исследований позволяет выявить основные тенденции развития и определить ее как форму культурной динамики.

В настоящее время все больше усиливается интерес к этническим группам, расселенным вне территории основного этноса, особенно с точки зрения бытования их в новых культурных, исторических условиях. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть специфику процесса миграции мордвы.

Причинами межэтнических миграций являлись быстрое хозяйственное освоение и развитие многих регионов, создание современных промышленных и научных центров, развитие транспортной сети и коммуникаций. В результате

миграций население многих республик и регионов стало дисперсным. Начиная с 50-60-х гг. XX в. большие потоки переселенцев устремились в Центральную Россию, что связано с ее промышленным развитием и нехваткой трудовых ресурсов. Если до конца 1980-х гг. миграция на территории СССР анализировалась в основном как социальное и экономическое явление, то в последнее время все больше внимания ученых и специалистов привлекает этнокультурная сторона процессов, связанных с изучением данного феномена.

Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Владимирской области. В 2011 г. Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия с участием автора диссертационного исследования была организована и проведена экспедиция, в ходе которой исследовались города и районы, где проживает наибольшее количество мордовского населения (г. Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный, Муром и Суздальский, Судогодский, Собинский и Петушинский районы). Основная цель экспедиции - сбор, описание и анализ информации о традиционной (материальной и духовной) культуре мордовского этноса. Полученные результаты опроса, анкетирования, наблюдения позволили выявить основания для исследования заявленной темы. Границы исследования определены ХХ-нач. XXI вв.

Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный характер исследования предопределил привлечение широкого круга источников, затрагивающих проблемы культуры, традиций, истории и т.д. разных народов и представляющих собой общетеоретическую основу диссертации: М. М. Бахтин, А. К. Байбурин, В. С. Библер, Ю. В. Бромлей, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, М. С. Каган, Ю. М. Лотман и Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, М. Хайдеггер и др.

Важным представляется изучение идей Л. Н. Гумилева, изложенных в книге «Этногенез и биосфера земли». В своей концепции ученый стремится постичь законы развития этноса (этногенеза) и взаимодействия с другими этносами. Его учение о комплиментарности значимо для данного исследования. Особую

ценность имеют работы культуролога Г. Д. Гачева, в которых подробно исследуется национальный мир, «национальные образы мира», «идея-призвание» каждой национальной целостности, ментальности народов, национальные культуры.

Со второй половины XX в. в культурологии усиливается интерес к этнической истории, миграционным процессам, расселению и динамике численности различных этносов. История и формы миграции подробно рассматриваются в работах В. А. Ионцева, Л. В. Макаровой, В. М. Моисеенко, В. И. Переведенцева, Э. П. Плетнева, Л. Л. Рыбаковского, В. А. Тишкова и др. Социокультурному значению добровольной и вынужденной миграции в современном мире посвящены исследования Т. Г. Богатыревой, С. К. Бондаревой, Г. Г. Гольдина, А. В. Дмитриева и др. Для анализа этнокультурной составляющей миграции важную роль играют исследования в области национальной, социальной и гражданской идентичности, проведенные О. Н. Астафьевой, Н. И. Ворониной, Л. Н. Захаровой, Е. В. Орлом и др. Проблема диалога культур находит отражение в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана и др.

Вопросами изучения миграций мордовского народа, сохранению традиционной культуры в отрыве от основного этноса и в иноэтничном окружении занимались многие ученые. Так, например, в монографии «Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе» финский исследователь С. Лаллукка анализирует сложную проблему взаимосвязи политики, выступающей «катализатором ассимиляционных процессов», и этнической истории, культуры, дает характеристику современному состоянию мордовского этноса и отмечает возросшую дисперсность его расселения. В работах В. И. Козлова освящаются вопросы расселения мордвы, содержится анализ основных причин, вызвавших изменения в территориальном размещении и численности, показаны особенности миграций мордвы по сравнению с миграциями других народов (главным образом русского), охарактеризовано влияние, которое оказало расселение мордвы.

Изучением истории переселения и сохранения традиционной культуры мордовской диаспоры занимается Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Под руководством доктора исторических наук, профессора Л. И. Никоновой издана серия книг «Мордва России», в которых рассматривается мордовский народ, проживающий на Дальнем Востоке, Юге Сибири, Западной Сибири, Саратовской области, Урала и Зауралья, Циркумприбайкальского региона. Изучением мордовского населения Владимирской области до настоящего времени никто не занимался.

Большое значение для исследования имеет литература, содержащая сведения о природно-климатических условиях Владимирской области, играющих важную роль в адаптации переселенцев на новом месте. В этом плане оказались значимыми работы В. В. Бейлекчи, А. Л. Иванова, И. А. Карловича, И. Е. Карловича, М. И. Кичигина, А. И. Левицкой, В. А. Рябовой, А. П. Серкова и др. Сведения о природных условиях края содержатся в исследованиях Д. И. Копылова, И. П. Литвинова и др.

Вопросам топонимии посвящены работы А. А. Епанчина, О. Кобякина,

A. И. Попова, В. И. Тагунова. Использованы труды А. С. Бланка, А. Д. Варганова, И. Ф. Дмитриевского, Е. Н. Добровольского и др., в которых отражены основные моменты истории развития Владимирской области в целом и отдельных ее районов.

В изучении хозяйственной деятельности мордовских переселенцев большое значение имеет освещение социально-экономического положения изучаемой области, состояния крестьянского хозяйства в годы вселения мордовского народа для определения степени сохранности традиционной культуры. Интерес представляют исследования М. Е. Гусаровой, Н. Г. Добрынкина,

B. Н. Добрынкина, Э. Л. Дубман, М. А. Кожан.

Сведения о типах жилища мордвы, назначении жилых помещений, их расположении, взаимной связи построек, внутреннем устройстве и убранстве, интерьере, о наличии элементов традиционного быта в обиходе семьи, этнических особенностях жилища содержатся в исследованиях В. А. Балашова; информация о

специфике архитектуры и декора жилища мордвы имеется в трудах В. Ф. Вавилина.

Пространство жилой среды Владимирской области в разные периоды рассматривали М. Т. Андрюшенко, Н. В. Большакова, Н. Н. Воронин,

A. Д. Варганов, И. Г. Георги, И. В. Дубов. В них не только говорится о структуре, способах строительства жилища, но и повествуется история создания населенных пунктов, раскрываются связанные с ними легенд (В. А. Антонов, Ю. А. Дмитриев, Н. Н. Егоров, А. А. Зенкович, М. Г. Лапуста, Р. К. Магазин,

B. М. Никонов и др.).

Для определения степени сохранности обрядовой культуры у мордвы автором был изучен ряд работ. Так, обрядовую сторону жизни мордовского населения изучила Т. П. Федянович, она детально исследовала семейные и свадебные обряды мордвы в сопоставлении с аналогичными обрядами русских. Традиционные обряды мордовского народа и обрядовая пища находят отражение в работах Г. А. Корнишиной, М. И. Каргиной. Изучением отдельных аспектов духовной культуры мордвы занимаются Т. П. Девяткина, Н. Ф. Мокшин, Н. Г. Юрченкова. Обрядовая и праздничная сторона традиционной культуры рассмотрены в отдельных трудах Н. Н. Воронина, В. Т. Георгиевского, В. Е. Добровольской, Е. Добрынкиной, И. Н. Райковой, А. А. Терещенко и др.

Неотъемлемая часть жизни мигрантов - народная медицина, поэтому изучение сохранившихся традиций имеет важное значение для сравнения с традициями коренного населения. В работе использовались материалы по народной медицине мордвы, представленные в трудах Л. И. Никоновой.

Проведенный обзор литературы свидетельствует о том, что, несмотря на наличие ряда серьезных научных работ, культура мордвы, проживающей на исследуемой территории, до настоящего времени не была предметом специального изучения. Существующий в современной литературе недостаток конкретной информации о мордве Владимирской области компенсируется разноплановыми источниками: архивными данными, статистическими

материалами, архивами сельских администраций, данными полевых исследований.

Для характеристики социально-экономического положения Владимирской области в работе рассматривались материалы статистических сборников, посвященных развитию народного хозяйства. Кроме того, были задействованы материалы архивов сельских поселений, библиотек, школ. Сведения о хозяйстве мордвы, данные о землепользовании, жилищных и хозяйственных постройках были получены из похозяйственных книг.

В ходе работы автором изучались документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ). Источники по труду и социальным вопросам, содержащиеся в фонде 473 Государственного комитета Мордовской ССР, касаются работы Переселенческого управления при Совнаркоме СССР и Переселенческого отдела при Совнаркоме МАССР. Изученные в фонде материалы (всего около 40 дел) можно разделить на несколько групп: первая - нормативно-законодательные акты, в основном, это постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров МАССР, приказы и положения Переселенческого управления при СНК СССР, постановления коллегии Главного Управления переселения и оргнабора рабочих, приказы и постановления Переселенческого отдела МАССР (в дальнейшем Государственного комитета МАССР по труду) и т.п.; вторая - анкеты и списки переселенцев из Мордовии, которые позволяют проследить динамику миграции мордвы во Владимирскую область; третья - организационно-распорядительная, докладная, учетно-статистическая, контрольно-отчетная документация и текущая переписка.

Важным источником данного исследования явились полевые материалы, записанные и обработанные автором. Опрошено 55 человек: 29 мужчин и 26 женщин; возрастной состав от 24 до 90 лет. Обследовано 7 районов Владимирской области, города Владимир и Суздаль. В ходе опросов мордовского населения на территории Владимирской области был собран значительный материал по культуре быта: обустройство жилища, хозяйство и занятия жителей,

приготовление повседневной, праздничной, обрядовой пищи, сделаны многочисленные фотографии, которые легли в основу представленного исследования.

Гипотеза исследования. Миграция как феномен культуры оказала влияние на систему традиционных ценностей мордвы, которая формировалась в тесном социокультурном контакте с другими народами, проживающими во Владимирской области, в частности, с русскими, что предопределило специфику сохранения и трансформации традиционной мордовской культуры. Важную роль в сплочении людей и психологическом закреплении соответствующих этнокультурных идеалов, целей и отношений играют обряды, являясь средством идентификации человека и этноса. Среди переселенцев из Мордовии большое значение имеют обряды, связанные с жизненным циклом.

Объектом исследования является миграционные процессы этнического населения в России и проблемы сохранения культуры.

Предмет исследования — миграция мордвы во Владимирскую область как культурный феномен.

Цель исследования - проанализировать процессы, происходящие в традиционной культуре мордвы, проживающей в отрыве от материнского этноса. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- исследовать феномен и основные причины миграции мордовского народа во Владимирскую область с культурологических позиций;

- проследить процесс освоения Владимирской области мигрантами из Мордовии, рассмотреть природный и историко-культурный ландшафт, влияющий на адаптацию переселенцев;

- проанализировать обряды и праздники, сохранившиеся в духовной жизни мордвы;

- изучить культуру жилой среды, сложившуюся в новых условиях;

- выявить степень сохранности традиций и процесс трансформации в народной медицине и культуре питания мордвы.

Методологию исследования составили культурологический подход и принцип системности, интегрирующие материал разных сфер гуманитарного знания (история, этнография, этнология, культурология и др.).

Автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследователей С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, Н. И. Ворониной, В. И. Козлова, А. С. Лузгина, С. А. Токарева и др., а также ученых Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Л. И. Никонова, В. А. Юрченков, Н. Г. Юрченкова и др.).

Комплексный анализ культуры мордвы определил совокупность методов:

- аксиологический, дающий возможность определить ценностные доминанты мигрантов;

- сравнительно-исторический, позволяющий изучить традиционную культуру мордвы во взаимосвязи с другими культурами;

- историко-генетический, способствующий анализу специфики взаимодействия русской и мордовской культуры в процессе их совместного существования;

- структурно-функциональный, необходимый для выявления отдельных аспектов культуры мордовского населения Владимирской области;

- метод сравнительного анализа культурологической, исторической, этнографической литературы;

- методы этнографических исследований (опросы, анкетирование, индивидуальное интервью, непосредственное наблюдение).

Применение в совокупности всех методов позволило автору проанализировать культурный феномен миграции мордвы Владимирской области, выявить степень сохранности традиций и процессы трансформации духовной культуры мордвы.

Научная новизна работы проявляется в культурологическом исследовании феномена мигр�