автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Михаил Кольцов - политический журналист

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Гаврюшина, Александра Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Михаил Кольцов - политический журналист'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Михаил Кольцов - политический журналист"

На правах рукописи

□03053465 Гаврюшина Александра Юрьевна ^ ^ ф£В ?ПП7

Михаил Кольцов — политический журналист

Специальность 10.01.10. -журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2007

003053465

Диссертация выполнена на кафедре истории отечественных СМИ факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

доцент Тобольцева Нина Михайловна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Новиков Виктор Иванович

кандидат филологических наук Лайне Светлана Васильевна

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится ¿6»рЫ<Хкс(> 2007 г. в Го часов на заседании Диссертационного совета Д. 501.001.07 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9.

Автореферат разослан «_»_2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент / В.В. Славкин

Актуальность диссертации. Работа посвящена исследованию творчества М.Е. Кольцова — одного из самых известных журналистов в советские годы. Несмотря на большое количество научных трудов, в которых авторы неоднократно рассматривали Михаила Ефимовича как публициста и редактора, в настоящее время появилась возможность для более глубокого осмысления его деятельности. Важным на сегодняшний день является введение в научный оборот ранее не изученных архивных материалов, которые позволяют составить отчетливое представление о Кольцове как о политическом журналисте Рассматривая его деятельность соответственно этому понятию, мы раскрываем принципиально новое значение творчества Кольцова в истории СМИ.

Сама категория политический журналист впервые была сформулирована в 1919 году в книге М. Вебера «Политика как призвание и профессия». С древних времен, отмечает исследователь, руководители различных государств наряду с устными выступлениями активно использовали не менее эффективные формы воздействия, которые осуществляли политические журналисты, по преимуществу становясь профессиональными политиками, правда, естественно, в меньшей степени, чем сами представители власти. «Но при всех обстоятельствах журналистская карьера, - пишет Макс Вебер, - остается одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности»1 Безусловно, речь шла о функционировании буржуазных средств массовой информации

Как считает Л Л. Реснянская, в современном обществе широко распространено мнение о том, что политический журналист - это «общественный контролер» и «оппонент» власти и одновременно «посредник» между обществом и властью. Его задачи - находить слабости в решениях профессиональных политиков, указывать на всевозможные проблемы с точки

1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения - М , 1990 С. 669

зрения общества, осуществляя таким образом влияние на политические решения.2

Исследователь В.Т. Третьяков утверждает, что «журналист - носитель

политической профессии, существенно разной в разных обществах, при разных

э

политических режимах, при разных составах правящего класса». Применительно к авторитарно-тоталитарному строю, где журналистика функционирует в жестко ограниченных властью идеологических рамках, складывается несколько иное определение. Политический журналист в советский период — это активный проводник коммунистической идеологии в массы, в своей пропагандистской и организаторской деятельности инициирующий новые формы утверждения преимуществ строя в стране и за рубежом. Конкретизируя это определение применительно к творчеству Кольцова, необходимо отметить, что в основе его выступлений было стремление способствовать очищению общества от пережитков прошлого и других имеющихся в нем недостатков.

Степень изученности наследия Кольцова можно считать не полной. В диссертационных работах А.К. Жуйковой «Кольцов - фельетонист» (Саратов, 1963), И. Александрова «Очерковое творчество Кольцова» (М, 1967) исследовалась жанровая палитра публицистики Михаила Ефимовича1 формы и методы журналистского мастерства, в то время как политическая деятельность не находила полного отражения В работе М.А. Бочининой «Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов (на опыте «Красной нови», «Прожектора, «Огонька»)» (М., 1984), в частности, описывается деятельность созданного Кольцовым акционерного общества «Огонек», впоследствии преобразованного в Журнально-газетное объединение. В диссертации подчеркивается значимость работы издательства в решении задачи идейного воспитания советского народа, рассматривается роль Кольцова в отечественной журналистике Однако Бочинина не анализирует деятельность Кольцова в политическом аспекте

2 Реснянская Л Л Десять интервью о политической журналистике - М : Пульс. 2000 С 5-6

3 Третьяков В Т Как стать знаменитым журналистом - М. Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 2004 С 586

В то же время ряд вышедших ранее работ обогатили представление диссертанта о творчестве известного журналиста В качестве обзора литературы по этой теме хотелось бы выделить следующие издания' критико-библиографические очерки «Михаил Кольцов» Г.А Скороходова (М, 1959) и А.И. Рубашкина (Л,- Изд-во «Художественная литература», 1971), а так же работу П.Б Веревкина «М.Е. Кольцов» (М.. Изд-во «Мысль», 1977). Эти труды помогли нам при разработке темы

Объектом нашего исследования является творчество ведущего журналиста советской эпохи М Е. Кольцова (его публикации, как в буржуазных изданиях Украины, так и в советской печати), а также недавно появившиеся архивные материалы.

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы определить место и значение деятельности Кольцова как политического журналиста в советских СМИ Исследование проводится на основе изучения последних работ по новейшей отечественной истории С помощью недавно появившихся материалов мы стремимся представить эволюцию творчества Михаила Ефимовича с момента его становления в журналистике в 1917 году до последних дней его работы в конце 1938 года Показать, что, являясь активным проводником политики партии в массы, Кольцов был участником политического процесса- не только выступал в русле партийных установок, способствующих утверждению социалистических идей, норм и ценностей в условиях авторитарно-тоталитарной системы, но и инициировал новые способы утверждения преимуществ советского строя в стране и за рубежом.

Для достижения цели работы нами были выделены следующие задачи:

- Проследить основные этапы творческого пути Кольцова и понять, как происходило его становление в качестве политического журналиста

- Изучить публицистику Кольцова с 1917 по 1938 гг.: проанализировав жанровую палитру и выявив присущие журналисту авторские приемы, выделить наиболее характерные материалы с точки зрения проявления политической составляющей.

- В контексте отечественной истории рассмотреть его публицистическую и организационную деятельность как активного пропагандиста социалистического строя.

- На основе изучения архивных материалов, исторической и мемуарной литературы охарактеризовать политическую деятельность Кольцова во время испанской войны.

- Проанализировать архивные материалы НКВД по делу Кольцова и попытаться составить адекватное представление о мотивах действий и высказываний журналиста во время сталинских репрессий

Научная новизна диссертации. Автор данной работы впервые ввел в научный оборот материалы киевского периода творчества Кольцова 1918-1919 гг Диссертант обратился к украинским исследователям, оказавшим помощь в поиске киевских изданий, на страницах которых Кольцов печатал свои статьи' в газетах «Вечер», (1918), «Вечерняя жизнь», (1919), «Киевское эхо» (1918), журнале «Куранты искусства, литературы, театра и общественной жизни» (1919).

В этот период Кольцов опубликовал следующие материалы' очерки «Октябрь», «Красный Китеж», «Китайские будни», «Темные залы», «Русская сатира и революция», «Семь Петербургов», «Театральные силуэты», «Жалость» и другие.

К новизне исследования также относится анализ документов следственного дела № 21620, открытого на Кольцова в НКВД в конце 1938 года по статье 58-11 УК РСФСР. Материалы хранятся в фондах архива ФСБ, доступ к которым до сих пор закрыт. Исключение было сделано для родных Михаила Ефимовича: с разрешения соответствующих органов Б.Е. Ефимову и В.А Фрадкину были выданы копии документов в личное распоряжение. Родственники Кольцова предоставили возможность автору диссертации ознакомиться с ними Между тем, в архиве ФСБ остались закрытые страницы в деле Кольцова, которые пока недоступны для изучения. По свидетельству Фрадкина, к ним относятся доносы на журналиста, которые могут содержать

зашифрованные имена агентов НКВД, а также секретные сведения, касающиеся самого аппарата

После появления информации о том, что семья Б.Е Ефимова располагает материалами из следственного дела Кольцова, в среде историков высказываются мнения о необходимости научного осмысления этих документов Так, по словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, специалиста по истории советского периода A.B. Шубина, для того, чтобы понять истинные причины ареста Кольцова, крайне важно тщательно проанализировать уголовное дело ведущего советского журналиста4 В ряде публикаций современные исследователи5 только упоминают об этих документах, не анализируя их

Немало новых данных были извлечены нами из государственных архивов литературы и искусства и социально-политической истории, а также из Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории. В различных фондах имеются документальные свидетельства, которые помогли нам более объективно подойти к исследованию

Автор диссертации также счел необходимым лично побеседовать с родными Кольцова, которые сообщили ряд необходимых сведений о жизни и работе Михаила Ефимовича.

При разработке методологической основы диссертант использовал следующие исследования: Я Н. Засурского «Искушение свободой. Российская журналистика 1999-2004» (М., изд-во Моек ун-та, 2004), MB. Шкондина в книге «Журналистика в политической структуре общества» (Под. ред Я.Н. Засурского. М, изд-во Моск. ун-та, 1975), JIJI. Реснянской «Общественный диалог и политическая культура общества» (М : Пульс, 2003), В.Т. Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» (М/ Ладомир, 2004), А.В Груши

4 Очищение от мифов // Российская газета - 2006 - I октября // http //www readnews ru/news/mckx php"'id=15fi099

5 Боровик Г А Жестокие забавы вождя или любимый театр товарища Сталина // Совершенно секретно - 2000 - №3, Макаревич Э.Ф. Испанские страсти Журналисты и разведчики // Журналист - 2004 - № 8-И, Сопельняк БН Пуля дтя Михаила Ефимовича // Родина -20*04 - № 6

«Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики (М.: Пульс, 2001), М. Вебера «Политика как призвание и профессия» (Избранные произведения. М., 1990), В В Ученовой «Публицистика и полигака» (М, 1973), Н.М. Тобольцевой «Тоталитаризм и журналистика» (М., 2004).

Осмыслению основных категорий понятия политический журналист способствовало изучение книг по политической истории: «Наше отечество» (М., 1991), «История России- XX век» (М., 1998), «История России 1917-2004» (М.: Аспект пресс, 2006) и другие.

В работе диссертант опирался на книги по истории журналистики: И.В Кузнецова «История отечественной журналистики» (М.: Изд-во «Флинта», 2002), Р П Овсепяна «История новейшей отечественной журналистики» (М Изд-во МГУ, 1999).

Несомненную ценность для анализа творческих методов и публицистических приемов Кольцова представляют работы по теории журналистики В частности, Е.П. Прохорова «Введение в журналистику» (М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998), Е.Е Прониной «Психологические особенности творческой работы репортера» (М.: Изд-во «Пульс», 2001), А А. Тертычного «Жанры периодической печати» (М, Аспект-Пресс, 2006)

Значительную помощь в исследовании оказала книга В.А. Фрадкина «Дело Кольцова» (М: Изд-во «Вагриус», 2002), которая содержит документальные факты из жизни Михаила Ефимовича- часть документов уголовного дела репрессированного деятеля журналистики, а также сохранившиеся в семейном архиве справки, письма, воспоминания современников Весьма ценной при написании работы также стала мемуарная литература, содержащая важнейшие сведения о творчестве Кольцова, книга Б Е Ефимова «Десять десятилетий» (М: Изд-во «Вагриус», 2000) и сборник воспоминаний «Михаил Кольцов, каким он был» (М.: Изд-во «Советский писатель», 1989)

Большую помощь в исследовании оказали монографии В.З

Роговина «Мировая революция и мировая война» (М/ «Москва», 1998) и Э.Ф Макаревича «Восток-запад: звезды политического сыска» (М . Терра, 2003).

Для того чтобы полнее представить деятельность журналистов при тоталитарно-авторитарной системе диссертант также счел необходимым обратиться к официальным документам, включающим решения партийных конференций, съездов, пленумов ЦК ВКП (б). «О партийной и советской печати» (М. Изд-во «Правда», 1954)

В качестве источниковедческой базы диссертантом был изучен основной массив печатных материалов Кольцова, опубликованных на страницах «Правды» в период с 1920 по 1938 гг., журналах «Огонек» с 1923 по 1937 гг., «Чудак» за все время его существования с 1928 по 1930 гг., а также «Крокодил», в издании которого Кольцов принимал участие с 1934 по 1938 гг.

В работе проанализированы материалы Кольцова: «Генерал на свадьбе» (Правда - 1925. - 13 августа), «Миропольский правопорядок» (Правда - 1925.

- 3 июля), «Душистый бокал» (Правда - 1931. - 1 января), «В чем разница?» (Правда - 1931. - 5 февраля), «Длительное «ура» (Правда. - 1932. - 26 ноября), «Стеклянные головы» (Огонек - 1926. -№12), «Замужем за вороной» (Огонек.

- 1928 - № 26), «О пятилетке» (Чудак - 1929. - №15), «О режиме, который начинают забывать» (Чудак - 1929 - №26), «О громких словах и тихих делах» (Чудак - 1929 - №23), «О приготовлении пищи» (Чудак - 1930 - №10), «Воздушно-морские черты» (Крокодил - 1934 - №20-21), «Еще к вопросу о вечной молодости» (Крокодил. - 1934. -№21), «Доступные советы» (Крокодил.

- 1934. — №14) и многие другие.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие научные результаты, выносимые на защиту:

1 С самого начала своей творческой деятельности в 1917-1919 гг. Кольцов формировался как политический журналист В основе его публикаций, выходивших сначала в журнале «Путь студенчества», а затем в киевских буржуазных изданиях, лежит глубокий политический анализ происходящих в стране событий В своих материалах он стремился показать несоответствие

между тем, что провозглашалось большевиками во время Октябрьской революции и тем, что происходило в действительности после установления советского строя. Главной задачей разоблачительных материалов Кольцова стало желание помочь новой власти, указать ей на основные недостатки в реализации демократических начал, декларируемых ранее.

2. В принятии большевистской идеологии в 1919 г. можно увидеть проявление гражданственности Кольцова: желание лично участвовать в зарождении и своевременном очищении нового общества, что является одной из непосредственных функций политического журналиста. В начале 1920-х г. Кольцов активно включился в пропагандистскую работу. Во всех своих публикациях, появившихся в печати, он стремился разъяснить суть политического курса в стране, обосновать мотивы принятых партией решений, таким образом, консолидируя общество на выполнение поставленных властями задач

3. Все материалы Кольцова независимо от жанров имели политическую и социальную заостренность. В своих публикациях Михаил Ефимович отслеживал реакцию людей на многочисленные нововведения, демонстрируя, как сами рабочие и крестьяне борются с современными пороками, бюрократизмом, произволом и т.д, тем самым, воздействуя на общественное сознание

4. 1930-е г. стали для Кольцова временем насыщенной политической деятельности В этот период ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны В 1935 г. на Кольцова была возложена ответственная миссия' провести в Париже 1-ый международный съезд писателей в защиту культуры. Кроме того, как председатель Иностранной комиссии, Михаил Ефимович выполнял постановления Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну

5 В Испании в 1936-1937 гг. Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля. Он сотрудничал с советскими военными,

прибывшими в Испанию, а также способствовал консолидации

просоветских сил в этой стране.

6 После ареста, состоявшегося в декабре 1938 года, на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя давать разоблачительные показания на себя и своих коллег В протоколе закрытого судебного заседания со слов самого Кольцова зафиксировано, что все его признания были получены следователями с помощью пыток 6 По свидетельству современников и исследователей советской эпохи,7 это был основной метод дознания арестованных.

7 Анализ архивных документов позволил сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД. По словам Михаила Ефимовича, давая показания, лишенные всякой логики, он рассчитывал на возможность их опровержения во время заключительного заседания суда

Апробация диссертации. Основные положения исследования и новые данные, полученные в ходе работы, нашли отражение на международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003», «Ломоносов - 2004» и «Ломоносов - 2005», а также на научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году обретения и потери, стратегии развития» В сборниках материалов этих конференций были опубликованы тезисы выступлений автора диссертации Статьи, посвященные творчеству Кольцова и журналистике, исследуемого в диссертации исторического периода 1917-1938 гг, напечатаны в межвузовском сборнике научных работ студентов и аспирантов «Журналистика Молодые ученые» (СПб., 2006) и сборнике кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ «Неизвестные страницы отечественной журналистики»

6 Протокол закрытого судебного заседания военной коллегии верховного суда СССР 1 февраля 1940 г Председательствующий - Армвоенюрист В В Ульрих // Архив НКВД Уголовное дело № 21620 //Из личного архива семьи Б Е Ефимова, предоставленного автору диссертации

7 См Гнедин Е А Выход из лабиринта - М, 1994, Макаревич Э Ф Восток-Запад Звезды политического сыска Истории, судьбы, версии - М ТЕРРА - Книжный клуб, 2003

(М, 2006). Кроме того, в «Вестнике Московского университета» (Серия 10. Журналистика. №6. - М., 2006) вышла статья «Испанский период творчества известного советского журналиста М.Е. Кольцова»

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общих курсах истории отечественной журналистики, в спецкурсах и спецсеминарах. Выводы, представленные в работе, будут полезны как издателям и составителям сборников Кольцова, так и исследователям творческого наследия журналиста

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа включает введение, главы «Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М Е. Кольцова» и «Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы», заключение и библиографию

Во введении обоснован выбор темы, указана актуальность и новизна исследования, определены объект, предмет, цели и задачи, методологическая база представленной работы, а также ее практическая значимость Кроме того, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

Глава I «Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова» охватывает период с 1917 по 1930 гг В ней рассматривается эволюция творческого пути Кольцова, прослеживается рост его журналистского мастерства, становление как общественного и политического деятеля. В русле основных задач исследования диссертант разделил главу на три параграфа.

В первом из них, озаглавленном «Публицистика Кольцова на страницах киевских изданий», анализируется его деятельность в 1917-1919 гг. Данный период стал одним из первых этапов его формирования в качестве политического журналиста. Тогда еще начинающий публицист пытался определить свои позиции в отношении происходящих в стране событий-Февральской и Октябрьской революций. Будучи студентом, Кольцов активно участвовал в работе университетского журнала, на страницах которого пытался излагать свою точку зрения и анализировать изменения во внутренней политике государства После прихода к власти большевиков, возглавив

съемочную группу зарождавшейся советской кинохроники, Михаил Ефимович переехал на Украину, где при отсутствии цензуры мог выступать со страниц еще действующих буржуазных изданий Оценив возможность свободы печати, возникшей после свержения монархии, он был уверен в необходимости ее сохранения после октябрьских событий. Об этом свидетельствует высказывание Кольцова, касающееся взглядов A.B. Луначарского,8 который считал возможным совмещать работу в советском ведомстве и одновременно выступать в бесцензурных изданиях. Разделяя эту позицию, Михаил Ефимович не задумывался над тем, что впоследствии данный факт может быть расценен как преступление против нового строя Киевская публицистка свидетельствует о некоторой дезориентации, поиске себя в постоянно менявшейся политической обстановке, попытке разобраться и найти выход из кризиса, как известно, власть на Украине до окончательного прихода большевиков менялась несколько раз. Используя бесцензурные условия, Михаил Ефимович стремился проанализировать причины столь нестабильной ситуации, указать ошибки, допущенные советской властью. Его очерки наполнены критическими замечаниями и сравнениями с прежними политическими режимами. Публикации журналиста киевского периода в конце 1930-х г. были приложены к материалам уголовного дела. А работа в буржуазных изданиях стала одним из пунктов обвинения в антисоветской деятельности. В связи с тем, что ранее в литературе о Кольцове неоднозначный для его творчества период, естественно, не мог быть оглашен, стало важно основательно разобраться в мотивах его поступков и решений, понять, с чем связано столь критическое отношение к советской власти, а затем и дальнейший переход на сторону большевиков

Второй параграф «Публицистическая и организаторская деятельность Кольцова в 1920-е годы как проявление активной политической позиции» посвящен отражению процесса его становления как ведущего советского журналиста, что свидетельствует о полном принятии им

8 Цит по Личные показания М Е Кольцова, написанные им 23 марта и появившиеся 9 апреля в материалах уголовного дела в виде машинописного текста // Архив НКВД Уголовное дело №21620 // Из личного архива семьи Б Е Ефимова, предоставленного автору диссертации

большевистских идей и готовности участвовать в формировании нового общества. После окончательного прихода большевиков на Украину Михаил Ефимович вернулся в Петроград. Он регулярно публиковался в партийных изданиях. Но наиболее значительным проявлением его активной гражданской позиции стала деятельность, направленная на развитие советской печати. На протяжении 1920-х г. он инициировал создание ряда изданий, занявших видное место в системе средств массовой информации.

В третьем параграфе «Особенности журналистского мастерства Кольцова на страницах советских изданий» выявляются индивидуальные методы и подходы к написанию его материалов, дается анализ фельетонов, очерков, статей, корреспонденций, репортажей. Как показали исследования, фельетон стал любимым жанром Кольцова, в котором он мог воздействовать на аудиторию с помощью различных сатирических приемов. Учитывая тот факт, что уровень образованности в 1920-е г. был невысоким, пропагандистские статьи вряд ли могли быть поняты основной массой людей Поэтому наибольшее воздействие на общество, как неоднократно отмечал Кольцов в своих выступлениях, можно было оказать через фельетон.

Глава II «Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы» охватывает 1930-1940 гг. Это один из самых сложных и трагических периодов в советской истории. Его характерными чертами можно назвать, с одной стороны, превращение Советского Союза в мощнейшее государство, на благо которого трудились миллионы людей, с другой, жестокие репрессии, и в том числе, известных деятелей культуры и искусства Деятельность Кольцова в это время требует более пристального рассмотрения в целях наиболее адекватного понимания мотивов ряда его высказываний и действий в определенных ситуациях, позже поставленных ему в вину.

В первом параграфе «Роль Кольцова в осуществлении сталинских внешнеполитических акций» рассматривается его деятельность как пропагандиста советского строя. Помимо выполнения поручений партийного руководства, Кольцов выдвигал собственные политические идеи, реализуя их в своей деятельности Среди них - замысел постройки агитсамолета «Максим

Горький». В 1934 году в «Огоньке» Кольцов с гордостью писал о том, что ему удалось сделать' «Пусть удивляются другие, может быть, наши враги и друзья за рубежом, не участвующие в наших праздниках и буднях Для нас это просто. Это просто, как Уралмаш. Просто, как колхозная бригада. Как Беломорканал. Как ярославский синтетический каучук».9

Особенно необходимо выделить роль Кольцова в осуществлении внешнеполитических акций В его задачи входило формирование благоприятного образа Сталина, защита интересов государственного строя за пределами СССР. Для их решения журналистом были приложены огромные усилия. Автор диссертации также анализирует материалы, связанные с посещением Советского Союза таких писателей, как Андре Жид и Лион Фейхтвангер. В организации их визитов Кольцов принимал непосредственное участие

Во втором параграфе «Особая миссия журналиста во время войны в Испании» исследуется деятельность Михаила Ефимовича в 1936-1938 гг. на основе архивных документов и книги Кольцова «Испанский дневник». В войне Кольцов участвовал не только как корреспондент «Правды», но и как политический деятель. Глава советского государства понимал, что как журналист-международник Кольцов обладал незаурядными организаторскими способностями, имея значительный опыт проведения внешнеполитических акций.

В Испании Кольцов стал политическим советником некоторых руководителей испанского правительства и партий Он участвовал в заседаниях ЦК испанской компартии и политкомиссариата Интербригад, давал наставления политкомиссарам

В мае 1937 г. журналисту поручили организацию 2-ого Международного антифашистского конгресса в защиту культуры. Одной из целей этого мероприятия, помимо пропаганды советского строя и дискредитации генерала Франко, стало разоблачение опального в СССР Андре Жида. Кольцов получил указания из Москвы не просто опровергнуть факты, изложенные в книге

5 Кольцов М Е Как мы это делаем // Огонек - 1934 - №16 С 5

французского писателя «Возвращение из СССР», но и причислить Жида к пособникам фашизма.10 В речи произнесенной на конгрессе в июле 1937 года в Мадриде Кольцов сказал: «Выпуская свою книжку, полную грязной клеветы на Советский Союз, этот автор пытался сохранить видимость нейтральности и надеялся остаться в кругу «левых» читателей Напрасно! Его книга сразу же стала, вместе с автором, их фашистским знаменем».11

В параграфе автор диссертации также прослеживает, как в этот период менялось отношение Сталина к Кольцову и в связи с этим поведение самого журналиста. К концу 1938 г. стало очевидно, что установление в Испании просоветского режима невозможно: республиканцы потерпели поражение. В этой обстановке было принято окончательное решение по поводу судьбы известного советского журналиста

Третий параграф «Политический журналист М.Е. Кольцов — жертва сталинской системы» посвящен последним годам его жизни На основе документов уголовного дела мы выдвигаем основные версии причин ареста и расправы над журналистом Автор диссертации стремится показать, что Кольцов до конца оставался верен принципам убежденного коммуниста, заложенным в основу всей его политической деятельности, осуществлявшейся в четком соответствии с указаниями партии и личными установками главы государства

В заключении подводится итог деятельности М.Е Кольцова как политического журналиста, содержатся основные выводы по результатам диссертации В ходе проведенной работы появилась возможность по-новому определить функциональную роль ведущего советского публициста М.Е. Кольцова и соответственно этому его место в истории СМИ как политического журналиста. Используя современный понятийный аппарат, исследование, на наш взгляд, позволяет значительно расширить представление о масштабах политической работы Кольцова, воссоздать целостное представление о жизненном и творческом пути журналиста

10 Макаревич Э Ф Испанские страсти Журналисты и разведчики // Журналист - 2004 -№11 С 88

11 Там же

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1 Гаврюшина А Ю Журнал «Звезда» - первая жертва идеологических репрессий послевоенного периода // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2003». - М.. Факультет журналистики МГУ, 2003. - 0,2 п л

2. Гаврюшина А.Ю. Киевский период творчества Михаила Кольцова (1918-1919 гг.) // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2004» - М.: Факультет журналистики МГУ, 2004. - 0,2 п л.

3. Гаврюшина А.Ю. Журнал «Звезда» - первая жертва идеологических репрессий послевоенного периода // Журналистика Молодые исследователи Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов СП-б, 2004. - 0,4 п л.

4. Гаврюшина А.Ю. Журналистская деятельность М Кольцова 19181919 гт. // Материалы научно-практической конференции Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития. - М.: фак-т журналистики МГУ, 2004 - 0,2 п.л.

5 Гаврюшина А.Ю Особенности журналистского мастерства Михаила Кольцова // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2005». - М.. Факультет журналистики МГУ, 2005 - 0,2 п.л

6 Гаврюшина А.Ю. Антисоветская публицистика Михаила Кольцова на страницах киевских изданий // Журналистика Молодые исследователи. Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. СП-б, 2006. - 0,5 п.л.

7. Гаврюшина А Ю. Литературная борьба в середине 1920-х годов на страницах журнала «Звезда» // Неизвестные страницы отечественной журналистики. Сборник статей кафедры истории отечественных средств массовой информации МГУ им. МВ. Ломоносова. - М.: Изд-во «ВК», 2006. - 0,5 п л.

8. Гаврюшина А.Ю. Испанский период творчества известного

советского журналиста М Е. Кольцова // Вестник Моек Ун-та Серия 10 Журналистика - М., 2006 - №6. - 0,4 п л.

Подписано в печать 16 января 2007

Формат 60x90/16

Объём 1,0 пл.

Тираж 100 экз.

Заказ №17010742

Оттиражировано на ризографе в ООО «УниверПринт» ИНН/КПП 7728572912\772801001

Адрес: 117292, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 8, кор. 2.

Тел. 740-76-47,125-22-73.

ЬЦрг/Ауц^.ипгуегргмй.гц

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гаврюшина, Александра Юрьевна

Введение.

ГЛАВА I Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова.

§1.1. Публицистика Кольцова на страницах киевских изданий.

§ 1.2. Публицистическая и организаторская деятельность Кольцова в 1920-е годы как проявление активной политической позиции.

§1.3. Особенности журналистского мастерства Кольцова на страницах советских изданий.

ГЛАВА II Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы.

§2.1. Роль Кольцова в осуществлении сталинских внешнеполитических акций.

§2.2. Особая миссия советского журналиста во время войны в Испании.

§2.3. Политический журналист М.Е. Кольцов - жертва сталинской системы.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Гаврюшина, Александра Юрьевна

Актуальность диссертации. Работа посвящена исследованию творчества М.Е. Кольцова - одного из самых известных журналистов в советские годы. Несмотря на большое количество научных трудов, в которых авторы неоднократно рассматривали Михаила Ефимовича как публициста и редактора, в настоящее время появилась возможность для более глубокого осмысления его деятельности. Важным на сегодняшний день является введение в научный оборот ранее не изученных архивных материалов, которые позволяют составить отчетливое представление о Кольцове как о политическом журналисте. Рассматривая его деятельность соответственно этому понятию, мы раскрываем принципиально новое значение творчества Кольцова в истории СМИ.

Сама категория политический журналист впервые была сформулирована в 1919 году в книге М. Вебера «Политика как призвание и профессия». С древних времен, отмечает исследователь, руководители различных государств наряду с устными выступлениями активно использовали не менее эффективные формы воздействия, которые осуществляли политические журналисты, по преимуществу становясь профессиональными политиками, правда, естественно, в меньшей степени, чем сами представители власти. «Но при всех обстоятельствах журналистская карьера, - пишет Макс Вебер, - остается одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности».1 Безусловно, речь шла о функционировании буржуазных средств массовой информации.

1 Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. - М., 1990. С. 669.

Как считает Л.Л. Реснянская, в современном обществе широко распространено мнение о том, что политический журналист - это «общественный контролер» и «оппонент» власти и одновременно «посредник» между обществом и властью. Его задачи - находить слабости в решениях профессиональных политиков, указывать на всевозможные проблемы с точки зрения общества, осуществляя таким образом влияние на политические решения.2

Исследователь В.Т. Третьяков утверждает, что «журналист - носитель политической профессии, существенно разной в разных обществах, при разных политических режимах, при разных составах правящего класса».3 Применительно к авторитарно-тоталитарному строю, где журналистика функционирует в жестко ограниченных властью идеологических рамках, складывается несколько иное определение. Политический журналист в советский период - это активный проводник коммунистической идеологии в массы, в своей пропагандистской и организаторской деятельности инициирующий новые формы утверждения преимуществ строя в стране и за рубежом. Конкретизируя это определение применительно к творчеству Кольцова, необходимо отметить, что в основе его выступлений было стремление способствовать очищению общества от пережитков прошлого и других имеющихся в нем недостатков.

Степень изученности наследия Кольцова можно считать не полной. В диссертационных работах А.К. Жуйковой «Кольцов - фельетонист» (Саратов, 1963), И. Александрова «Очерковое творчество Кольцова» (М., 1967) исследовалась жанровая палитра публицистики Михаила Ефимовича: формы и методы журналистского мастерства, в то время как политическая деятельность не находила полного отражения. В работе М.А. Бочининой

Реснянская Л.Л. Десять интервью о политической журналистике. - М.: Пульс, 2000. С.5-6.

Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов (на опыте «Красной нови», «Прожектора, «Огонька»)» (М., 1984), в частности, описывается деятельность созданного Кольцовым акционерного общества «Огонек», впоследствии преобразованного в Журнально-газетное объединение. В диссертации подчеркивается значимость работы издательства в решении задачи идейного воспитания советского народа, рассматривается роль Кольцова в отечественной журналистике. Однако Бочинина не анализирует деятельность Кольцова в политическом аспекте.

В то же время ряд вышедших ранее работ обогатили представление диссертанта о творчестве известного журналиста. В качестве обзора литературы по этой теме хотелось бы выделить следующие издания: критико-библиографические очерки «Михаил Кольцов» Г.А. Скороходова (М., 1959) и А.И. Рубашкина (Л.: Изд-во «Художественная литература», 1971), а так же работу П.Б. Веревкина «М.Е. Кольцов» (М.: Изд-во «Мысль», 1977).

Объектом нашего исследования является творчество ведущего журналиста советской эпохи М.Е. Кольцова (его публикации, как в буржуазных изданиях Украины, так и в советской печати), а также недавно появившиеся архивные материалы.

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы определить место и значение деятельности Кольцова как политического журналиста в советских СМИ. Исследование проводится на основе изучения последних работ по новейшей отечественной истории. С помощью недавно появившихся материалов мы стремимся представить эволюцию творчества Михаила Ефимовича с момента его становления в журналистике в 1917 году до последних дней его работы в конце 1938 года. Показать, что, являясь активным проводником политики партии в массы, Кольцов был участником

3 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. - М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 2004. С.586. политического процесса: не только выступал в русле партийных установок, способствующих утверждению социалистических идей, норм и ценностей в условиях авторитарно-тоталитарной системы, но и инициировал новые способы утверждения преимуществ советского строя в стране и за рубежом. Для достижения цели работы нами были выделены следующие задачи:

- Проследить основные этапы творческого пути Кольцова и понять, как происходило его становление в качестве политического журналиста.

- Изучить публицистику Кольцова с 1917 по 1938 гг.: проанализировав жанровую палитру и выявив присущие журналисту авторские приемы, выделить наиболее характерные материалы с точки зрения проявления политической составляющей.

- В контексте отечественной истории рассмотреть его публицистическую и организационную деятельность как активного пропагандиста социалистического строя.

- На основе изучения архивных материалов, исторической и мемуарной литературы охарактеризовать политическую деятельность Кольцова во время испанской войны.

- Проанализировать архивные материалы НКВД по делу Кольцова и попытаться составить адекватное представление о мотивах действий и высказываний журналиста во время сталинских репрессий. Научная новизна диссертации. Автор данной работы впервые ввел в научный оборот материалы киевского периода творчества Кольцова 19181919 гг. Диссертант обратился к украинским исследователям, оказавшим помощь в поиске киевских изданий, на страницах которых Кольцов печатал свои статьи: в газетах «Вечер», (1918), «Вечерняя жизнь», (1919), «Киевское эхо» (1918), журнале «Куранты искусства, литературы, театра и общественной жизни» (1919).

К новизне исследования также относится анализ документов следственного дела № 21620, открытого на Кольцова в НКВД в конце 1938 года по статье 58-11 УК РСФСР. Материалы хранятся в фондах архива ФСБ, доступ к которым до сих пор закрыт. Исключение было сделано для родных Михаила Ефимовича: с разрешения соответствующих органов Б.Е. Ефимову и В.А. Фрадкину были выданы копии документов в личное распоряжение. Родственники Кольцова предоставили возможность автору диссертации ознакомиться с ними. Между тем, в архиве ФСБ остались закрытые страницы в деле Кольцова, которые пока недоступны для изучения. По свидетельству Фрадкина, к ним относятся доносы на журналиста, которые могут содержать зашифрованные имена агентов НКВД, а также секретные сведения, касающиеся самого аппарата.

После появления информации о том, что семья Б.Е. Ефимова располагает материалами из следственного дела Кольцова, в среде историков высказываются мнения о необходимости научного осмысления этих документов. Так, по словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, специалиста по истории советского периода A.B. Шубина, для того, чтобы понять истинные причины ареста Кольцова, крайне важно тщательно проанализировать уголовное дело ведущего советского журналиста.4 В ряде публикаций современные исследователи5 только упоминают об этих документах, не анализируя их.

Немало новых данных были извлечены нами из государственных архивов литературы и искусства и социально-политической истории, а также из Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории.

4 Очищение от мифов // Российская газета. - 2006. - 1 октября. // http://www.readnews.ru/news/index.php?id=156099

5 Боровик Г.А. Жестокие забавы вождя или любимый театр товарища Сталина // Совершенно секретно. - 2000. - №3; Макаревич Э.Ф. Испанские страсти: Журналисты и разведчики // Журналист. - 2004. -№8-11; Сопельняк Б.Н. Пуля для Михаила Ефимовича //Родина.-2004.-№6.

В различных фондах имеются документальные свидетельства, которые помогли нам более объективно подойти к исследованию.

При разработке методологической основы диссертант использовал следующие исследования: Я.Н. Засурского «Искушение свободой. Российская журналистика 1999-2004» (М., изд-во Моск. ун-та, 2004), М.В. Шкондина в книге «Журналистика в политической структуре общества» (Под. ред. Я.Н. Засурского. М., изд-во Моск. ун-та., 1975), Л.Л. Реснянской «Общественный диалог и политическая культура общества» (М.: Пульс,

2003), В.Т. Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» (М.: Ладомир,

2004), A.B. Груши «Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики (М.: Пульс, 2001), М. Вебера «Политика как призвание и профессия» (Избранные произведения. М., 1990), В.В. Ученовой «Публицистика и политика» (М., 1973), Н.М. Тобольцевой «Тоталитаризм и журналистика» (М., 2004).

Осмыслению основных категорий понятия политический журналист способствовало изучение книг по политической истории: «Наше отечество» (М., 1991), «История России: XX век» (М., 1998), «История России 19172004» (М.: Аспект пресс, 2006) и другие.

В работе диссертант опирался на книги по истории журналистики: И.В. Кузнецова «История отечественной журналистики» (М.: Изд-во «Флинта», 2002), Р.П. Овсепяна «История новейшей отечественной журналистики» (М.: Изд-во МГУ, 1999).

Несомненную ценность для анализа творческих методов и публицистических приемов Кольцова представляют работы по теории журналистики. В частности, Е.П. Прохорова «Введение в журналистику» (М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998), Е.Е. Прониной «Психологические особенности творческой работы репортера» (М.: Изд-во «Пульс», 2001), A.A. Тертычного «Жанры периодической печати» (М., Аспект-Пресс, 2006).

Значительную помощь в исследовании оказала книга В.А. Фрадкина «Дело Кольцова» (М.: Изд-во «Вагриус», 2002), которая содержит документальные факты из жизни Михаила Ефимовича: часть документов уголовного дела репрессированного деятеля журналистики, а также сохранившиеся в семейном архиве справки, письма, воспоминания современников. Весьма ценной при написании работы также стала мемуарная литература, содержащая важнейшие сведения о творчестве Кольцова: книга Б.Е. Ефимова «Десять десятилетий» (М.: Изд-во «Вагриус», 2000) и сборник воспоминаний «Михаил Кольцов, каким он был» (М.: Изд-во «Советский писатель», 1989).

Большую помощь в исследовании оказали монографии В.З. Роговина «Мировая революция и мировая воина» (М.: «Москва», 1998) и Э.Ф. Макаревича «Восток-запад: звезды политического сыска» (М.: Терра, 2003).

Для того чтобы полнее представить деятельность журналистов при тоталитарно-авторитарной системе диссертант также счел необходимым обратиться к официальным документам, включающим решения партийных конференций, съездов, пленумов ЦК ВКП (б): «О партийной и советской печати» (М.: Изд-во «Правда», 1954).

В качестве источниковедческой базы диссертантом был изучен основной массив печатных материалов Кольцова, опубликованных на страницах «Правды» в период с 1920 по 1938 гг., журналах «Огонек» с 1923 по 1937 гг., «Чудак» за все время его существования с 1928 по 1930 гг., а также «Крокодил», в издании которого Кольцов принимал участие с 1934 по 1938 гг.

В диссертации сформулированы п обоснованы следующие научные результаты, выносимые на защиту:

1. С самого начала творческой деятельности в 1917-1919 гг. Кольцов формировался как политический журналист. В основе его публикаций, выходивших сначала в журнале «Путь студенчества», а затем в киевских буржуазных изданиях, лежит глубокий политический анализ происходящих в стране событий. В материалах он стремился показать несоответствие между тем, что провозглашалось большевиками во время Октябрьской революции и тем, что происходило в действительности после установления советского строя. Главной задачей разоблачительных материалов Кольцова стало желание помочь повой власти, указать ей на основные недостатки в реализации демократических начал, декларируемых ранее.

2. В принятии большевистской идеологии в 1919 г. можно увидеть проявление гражданственности Кольцова: желание лично участвовать в зарождении и своевременном очищении нового общества, что является одной из непосредственных функций политического журналиста. В начале 1920-х г. Кольцов активно включился в пропагандистскую работу. Во всех своих публикациях, появившихся в печати, он стремился разъяснить суть политического курса в стране, обосновать мотивы принятых партией решений, таким образом, консолидируя общество на выполнение поставленных властями задач.

3. Все материалы Кольцова независимо от жанров имели политическую и социальную заостренность. В публикациях Михаил Ефимович отслеживал реакцию людей на многочисленные нововведения, демонстрируя, как сами рабочие и крестьяне борются с современными пороками: бюрократизмом, произволом и т.д., тем самым, воздействуя на общественное сознание.

4. 1930-е г. стали для Кольцова временем насыщенной политической деятельности. В этот период ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны. В 1935 г. на Кольцова была возложена ответственная миссия: провести в Париже 1-ый международный съезд писателей в защиту культуры. Кроме того, как председатель Иностранной комиссии, Михаил Ефимович выполнял постановления Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну.

5. В Испании в 1936-1937 гг. Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля. Он сотрудничал с советскими военными, прибывшими в Испанию, а также способствовал консолидации просоветских сил в этой стране.

6. После ареста, состоявшегося в декабре 1938 года, на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя давать разоблачительные показания на себя и своих коллег. В протоколе закрытого судебного заседания со слов самого Кольцова зафиксировано, что все его признания были получены следователями с помощью пыток.

7. Анализ архивных документов позволил сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД. По словам Михаила Ефимовича, давая показания, лишенные всякой логики, он рассчитывал на возможность их опровержения во время заключительного заседания суда.

Апробация диссертации. Основные положения исследования и новые данные, полученные в ходе работы, нашли отражение на международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003», «Ломоносов - 2004» и «Ломоносов - 2005», а также на научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития». В сборниках материалов этих конференций были опубликованы тезисы выступлений автора диссертации. Статьи, посвященные творчеству Кольцова и журналистике, исследуемого в диссертации исторического периода 1917-1938 гг., напечатаны в межвузовском сборнике научных работ студентов и аспирантов «Журналистика. Молодые ученые» (СПб., 2006) и сборнике кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ «Неизвестные страницы отечественной журналистики» (М., 2006). Кроме того, в «Вестнике

Московского университета» (Серия 10. Журналистика. №6. - М., 2006) вышла статья «Испанский период творчества известного советского журналиста М.Е. Кольцова».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общих курсах истории отечественной журналистики, в спецкурсах и спецсеминарах. Выводы, представленные в работе, будут полезны как издателям и составителям сборников Кольцова, так и исследователям творческого наследия журналиста.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа включает введение, главы «Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова» и «Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы», заключение и библиографию.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Михаил Кольцов - политический журналист"

ВЫВОДЫ

Как показали исследования, в 1930-е годы Кольцов находился в постоянном поиске оптимальных путей утверждения социалистических ценностей в глобальном масштабе. В частности, ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны. Именно как на политического журналиста в середине 1930-х годов Сталин возложил на Кольцова ответственную миссию: провести 1-ый международный съезд писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже, где ие действовали порядки и законы Советского Союза. Как председатель Иностранной комиссии, Кольцов воплощал в жизнь решения Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну.

В 1936-1938 гг. в Испании по заданию главы государства Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля. Под прикрытием журналистского представительства он сотрудничал с советскими военными, прибывшими в Испанию, а также сообщал нужную Кремлю информацию, участвуя в установлении в этой стране просоветских сил.

Анализ архивных материалов НКВД по следственному делу Кольцова показал, что после ареста, состоявшегося в декабре 1938 года по статье 58-11 РСФСР, на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя писать разоблачительные показания на себя и коллег. Как зафиксировано в протоколе закрытого судебного заседания, прошедшего 1 февраля 1940 года, все признания были получены с помощью пыток, которые, по свидетельству современников и исследователей советской эпохи, применялись к арестованным.

Изучение архивных документов позволило сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД по заданию Сталина. Давая показания лишенные всякой логики, Кольцов, тем самым, подчеркивал абсурдность этих высказываний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы появилась возможность по-новому определить функциональную роль ведущего советского публициста М.Е. Кольцова и соответственно этому его место в истории СМИ как политического журналиста. Ранее, из-за отсутствия необходимой информации подобные исследования о деятельности публициста не проводились. Используя современный понятийный аппарат, диссертация, на наш взгляд, дала возможность значительно расширить представление о масштабах политической работы Кольцова и воссоздать целостное описание его жизненного и творческого пути.

На основании ранее неизвестных документов были восполнены пропущенные звенья в биографии журналиста, и в частности, киевский период 1918-1919 годов, а также последний год его жизни, проведенный в тюрьме НКВД. Благодаря найденным публикациям Кольцова, появившимся документальным источникам, мемуарной и исследовательской литературе, были поставлены проблемы, в которых наиболее четко выявлялась позиция Михаила Ефимовича как политического публициста.

При анализе его публикаций удалось установить, что с самого начала своей творческой деятельности в 1917 году Михаил Ефимович формировался как политический публицист. В основе его материалов, выходивших сначала в журнале «Путь студенчества», а затем в киевских буржуазных изданиях, лежит глубокий политический анализ происходящих в стране событий. В материалах Кольцов отмечал несоответствие между тем, что провозглашалось большевиками во время Октябрьской революции и тем, что происходило в действительности после установления советского строя.

Главной задачей разоблачительных публикаций Михаил Ефимович назвал желание помочь новой власти, указать ей на основные недостатки в реализации демократических начал, декларируемых ранее, что, безусловно, относилось к прерогативе политического журналиста.

Киевский период стал для него судьбоносным рубежом. Журналист пытался определить свое будущее: какую власть ему принять. Многое Кольцову не нравилось в действиях большевиков, хотя ряд революционных лозунгов сразу же нашли в нем отклик. В то же время лично увиденное в первые месяцы после революции в Петербурге не позволили сразу же перейти на их сторону. Общение с A.B. Луначарским, который обладал свободными взглядами по отношению к новой печати, дали Кольцову ложное представление о возможности работать на советскую власть и легально критиковать ее в прессе. Восприняв слова члена правительства буквально, он не осознавал, что такие правила не могут быть применимы к представителям советских СМИ. В связи с этим Михаил Ефимович считал возможным откровенно высказывать свои мысли и взгляды по поводу действий советского руководства, не осознавая в тот момент, что это негативно скажется на его дальнейшей судьбе.

Как показали исследования, в принятии большевистской идеологии в 1919 году можно увидеть проявление гражданственности Кольцова: желание лично участвовать в зарождении и своевременном очищении нового общества, что является одной из непосредственных функций политического журналиста. В начале 1920-х годов Кольцов активно включился в пропагандистскую работу. Во всех публикациях, появившихся в печати, он стремился к популяризации политического курса в стране, разъяснял мотивы, принятых партией решений, таким образом, стремясь консолидировать общество на выполнение поставленных властями задач.

Анализ публицистики Кольцова в 1920-1930-х годах позволяет утверждать, что все его материалы независимо от жанров имели политическую и социальную заостренность. В публикациях Кольцов отслеживал реакцию людей па многочисленные нововведения, демонстрируя, как сами рабочие и крестьяне борются с современными им пороками: бюрократизмом, произволом и т.д., тем самым, воздействуя на общественное сознание.

Обладая высоким положением в советском обществе, Кольцов считал возможным выражать личную политическую позицию при реализации общих партийных решений и выполнении установок власти. Речь идет о применении рискованных журналистских методов при сборе информации за рубежом: он встречался с неоговоренными «протоколом» людьми, публиковал с ними интервью, печатал материалы без специального согласования. Один из самых активных пропагандистов партийной идеологии, он вовремя недооценил опасности существующего режима, которому он неистово служил.

Как показали исследования, в 1930-е годы Кольцов находился в постоянном поиске оптимальных путей утверждения социалистических ценностей в глобальном масштабе. В частности, ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны. Именно как на политического журналиста в середине 1930-х годов Сталин возложил на Кольцова ответственную миссию: провести 1-ый международный съезд писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже, где не действовали порядки и законы Советского Союза. Как председатель Иностранной комиссии, Кольцов воплощал в жизнь решения Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну.

В 1936-1938 годах в Испании по заданию главы государства Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля. Сталин понимал, что Кольцов обладал незаурядными организаторскими способностями, как журналист-международник, имея значительный опыт проведения внешнеполитический акций, не терявший самообладания в сложной военной обстановке и извлекающий при этом редкую политическую информацию, способный консолидировать вокруг себя просоветские силы. Под прикрытием журналистского представительства он сотрудничал с советскими военными, прибывшими в Испанию, а также сообщал нужную Кремлю информацию.

Анализ архивных материалов НКВД по следственному делу Кольцова показал, что после ареста, состоявшегося в декабре 1938 года по статье 58-11 РСФСР, на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя писать разоблачительные показания на себя и коллег. Как зафиксировано в протоколе закрытого судебного заседания, прошедшего 1 февраля 1940 года, все признания были получены с помощью пыток, которые, по свидетельству современников и исследователей советской эпохи, применялись к арестованным.

Изучение архивных документов позволило сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД по заданию Сталина. Давая показания лишенные всякой логики, Кольцов, тем самым, подчеркивал абсурдность этих высказываний.

Изучение фактического материала дает право утверждать, что Кольцов был верен принципам убежденного коммуниста, заложенным в основу всей его организационной и политической деятельности, осуществлявшейся в четком соответствии с указаниями партии и личными установками Сталина.

Материалы исследования могут иметь научно-практическое значение, так как позволяют сформировать адекватное представление о происходивших процессах в обществе, одним из участников которых был М.Е. Кольцов. Выводы, представленные в работе, будут полезны как издателям и составителям сборников Кольцова, так и исследователям творческого наследия журналиста.

 

Список научной литературыГаврюшина, Александра Юрьевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Александров И. Очерковое творчество Михаила Кольцова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1967.

2. Боровик Г.А. Жестокие забавы вождя или любимый театр товарища Сталина // Совершенно секретно. 2000. - №3. // http://www.sovsekretno.rU/2000/03/6.html

3. Бочинина М.А. Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов: (На опыте «Красной нови», «Прожектора», «Огонька»): Дис. канд. филол. наук. -М., 1984.

4. Вебер М. «Политика как призвание и профессия» // Избранные произведения. М., 1990.

5. Веревкин Б.П. М.Е. Кольцов. -М.: Изд-во «Мысль», 1977.

6. Верните мне свободу! Мемориальный сборник документов из архивов бывшего КГБ.-М., 1997.

7. Война и революция в Испании. 1936-1939. Т. I.-М., 1968.

8. Гнедин Е.А. Выход из лабиринта. -М., 1994.

9. Гнедин Е.А. Из истории отношений между СССР и фашистской Германией. Документы и современные комментарии. Нью-Йорк, 1987.

10. Гроссман B.C. Все течет // http://lib.sarbc.ru/koi/PROZA/GROSSMAN/techet.txt.

11. Груша A.B. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. -М.: Пульс, 2001.

12. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев. Человек и его самолеты. М.: Изд-во Московский рабочий, 1999.

13. Данилов В. Феномен первых пятилеток. Горизонт. 1988. № 5.

14. Данилов С.Ю. Гражданская война в Испании. М., «Вече», 2004.

15. Документы внешней политики СССР. Т. XX. М., 1976.

16. Документы и современные комментарии. Нью-Йорк, 1987.

17. Ефимов Б.Е. Десять десятилетий. М.: Изд-во «Вагриус», 2000.

18. Ефимов Б.Е. Судьба журналиста. М.: Изд-во «Правда». Библиотека «Огонек», 1988.-№35.

19. Ефимов Б.Е., Фрадкин В. А. О временах и людях. // http://1001.vdv.ru/books/efimov/?page=044

20. Жид А. Возвращение из СССР. М.: Московский рабочий, 1990.

21. Жид А. Поправки к моему «Возвращению из СССР». М.: Московский рабочий, 1990.

22. Жуйкова А.К. Михаил Кольцов фельетонист: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1962.

23. Журбина Е. Портрет Фельетониста // Статьи и материалы. Л.: «Akademia», 1928.

24. Журналистика в политической структуре общества. Под. ред. Я.Н. Засурского. М., изд-во Моск. ун-та, 1975.

25. Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. -М.: «Вече», 2000.

26. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 19992004. -М., изд-во Моск. ун-та, 2004.

27. История России IX-XX век. Под ред. Амона Г.А., Ионичева Н.П. М.: Инфра, 2006.

28. История России: XX век. М., 1998.

29. История России. 1917-2004. Учебное пособие для вузов. Под ред. Барсенко A.C., Вдовин А.И. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.

30. История и сталинизм. М., 1991.

31. Кольцов М.Е. Без десяти девять. М., Изд-во: «Огонек», 1926.

32. Кольцов М.Е. Восторг и Ярость. М.: Изд-во «Правда», 1990.

33. Кольцов М.Е. Писатель в газете. -М., 1961.

34. Кольцов М.Е. Испанский дневник. М.: Грифон М, 2005.

35. Кольцов М.Е. Сборник статей. — Л.: «Akademia», 1927.

36. Кольцов М.Е. Собр. Соч. в 3-х томах. Т.2. M.-JI.: Изд-во «Земля и фабрика», 1928.

37. Кольцов М.Е. Фельетоны и рассказы. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987.

38. Комарович B.JI. Китежская легенда. -M.-JI., 1936.

39. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. М.: Изд-во «Флинта», 2002.

40. Ленин В.И. Полное собр. соч. в 55-ти т. М.: Политиздат, 1979.

41. Леонгард В. Революция отвергает своих детей // http:// www.belolibrary.imwerden.de/books/Leongard/leongard-revolution.rar

42. Макаревич Э.Ф. Восток-Запад. Звезды политического сыска: Истории, судьбы, версии. -М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2003.

43. Маяковский В.В. Собр. Соч. Т. XII.

44. Михаил Кольцов, каким он был: Воспоминания, 2-е доп. изд. М.: Изд-во «Советский писатель», 1989.

45. Набатов Г.И. Решения партии о печати и рабселькоровском движении. Сб. Л., 1933.46. Наше отечество. М., 1991.

46. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики, М.: Изд-во МГУ, 1999.

47. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. -М., 1972.

48. О партийной и советской печати. Сборник документов. М., Изд-во «Правда», 1954.

49. Похвала скромности. Сборник. -М.: Изд-во «Правда», 1989.

50. Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М.: Изд-во «Пульс», 2001.

51. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. 2-е издание. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

52. Прохоров Е.П. Введение в журналистику, М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998.

53. Прохоров Е.П. Искусство публициста. М., 1984.

54. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М., 1973.

55. Раскольников Ф. Ф. О времени и о себе. Л., 1989.

56. Реснянская Л.Л. Десять интервью о политической журналистике. -М., Пульс, 2001.

57. Реснянская Л.Л. Общественный диалог и политическая культура. -М.: Изд-во Пульс, 2003.

58. Роговин В.З. Мировая революция и мировая война. М.: «Москва», 1998.

59. Розанов Г.Л. Сталин Гитлер. Документальный очерк советско-германских отношений. 1939-1941 гг.-М., 1991.

60. Рубашкин А. Михаил Кольцов. Критико-библиографический очерк. -Л.: Изд-во «Художественная литература», 1971.

61. Русаков Р. Дыхание дракона. Россия, Китай и евреи. М: «Москвитянин», 1995.

62. Сборник документов. М.: Изд. политической литературы, 1975.

63. Скороходов Г.А. Михаил Кольцов Критико-библиографический очерк. -М., 1959.

64. Сопельняк Б.Н. Смерть в рассрочку. М., 1998.

65. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

66. Статьи и материалы. Л.: «Акас1егша», 1928. Стихи и проза о русской революции. Сб. 1. 1919.

67. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. М., Аспект-Пресс, 2006.

68. Тобольцева Н.М. Основные тенденции становления и развития системы центральных газет в двадцатые годы. -М., 1996.

69. Тобольцева Н.М. Тоталитаризм и журналистика. М.2004.

70. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Ладомир, 2004.

71. Троцкий Л. Д. Преданная революция. М., 1991.

72. Ученова В.В. Публицистика и политика. -М., 1973.

73. Ученова В.В. Развитие и становление публицистики как общественно-политической деятельности. Дис. канд. филолог, наук. МГУ, 1973.

74. Фрадкин В.А. Дело Кольцова. М.: Изд-во «Вагриус», 2002.

75. Хемингуэй Э. Собр. соч. в шести томах. Т. IV. -М., 1993.

76. Эренбург И.Г. Воспоминания о Бабеле. М.: Изд-во «Книжная палата», 1989.

77. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Кн. четвертая и пятая. М., 1990.1. СТАТЬИ

78. Боровик Г.А. Жестокие забавы вождя или любимый театр товарища Сталина // Совершенно секретно. 2000. - №3.

79. Ваксберг А. .Барбюс стал жертвой преступления? // Литературная газета. 1993. - 8 декабря.

80. Владыкина Т. Очищение от мифов // Российская газета. 2006. - 1 октября. // http ://www.readnews.ru/news/index.php?id= 156099

81. Кантор Ю. К 60-летию Нюрнбергского процесса // Известия. 2005. -18 ноября.

82. Кольцов М.Е. О фельетоне. Стенограмма выступления на всесоюзном совещании очеркистов в Москве в 1934 г. // Большевистская печать. -1934.-№12.

83. Кольцов М.Е. Фельетонист в заводской газете. // Журналист. -1929. -№13.

84. Лезинский М.Л. Как Иосиф Сталин рассердился на Андрэ Жида, http:// www.proza. ru

85. Макаревич Э.Ф. Испанские страсти: Журналисты и разведчики // Журналист. -2004. -№8-11.

86. Макаревич Э.Ф. Человек глазами спецслужб // Журналист. 2003. - № 1-3.

87. Максименков Л. Очерки номенклатурной истории советской литературы. Западные полигримы у сталинского престола (Фейхтвангер и другие). Часть 1. // Вопросы литературы. 2004. - №2.

88. Паперский В. Вера и правда: Андре Жид и Лион Фейхтвангер // Неприкосновенный запас. -2003. -№30.

89. Пьер Эрбар в СССР // Митин журнал. 1997. - № 55.

90. Рубашкин А.И. Пошли толки, что деньги московские. (Письма Ильи Эренбурга Михаилу Кольцову 1935 — 1937 гг.) // Новый Мир. -1999. -№3.

91. Руссов В. Как Губерт затерялся в стране чудес // Донбасс. 2004. -№141. -4 августа.

92. Рыбаков М. Неизвестные произведения известных писателей // http://judaica.kiev.ua/

93. Сахаров В.И. Драматург М. Булгакова в театре Политбюро (По материалам секретных архивов ЦК КПСС и КГБ) // Международный интернет-журнал Русский глобус. 2005. - №4. // http://www.russian-globe.com/N3 8/Sakharov. About.htm

94. Сопельняк Б.Н. Пуля для Михаила Ефимовича // Родина. 2004.1.I ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ96. Вечер. -1918.-Киев.

95. Вечерняя жизнь. 1919. - Киев.98. Журналист. 1929. - №10.99. За рубежом.- 1933-1936.

96. Киевское эхо. 1919. - Киев.101. Крокодил.- 1934-1938.

97. Куранты искусства, литературы, театра и общественной жизни. -1918.-Киев.103. Огонек.-1923-1937.104. Правда.- 1920-1938.105. Чудак,- 1928-1930.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

98. РГАЛИ, ф. 12, он. 2, ед. хр. 668.

99. РГАСПИ. Ф. 17. Он. 114. Ед. хр. 948. Лл. 188 — 189.

100. РГАСПИ. Ф. 17. Он. 114. Ед. хр. 956. Л. 46.

101. РГАСПИ. Ф. 17. Он. 114. Ед. хр. 956. Лл. 48, 48об.

102. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Ед. хр. 956. Л. 50.

103. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Ед. хр. 1048. Л. 26.

104. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Ед. хр. 1203. Л. 89.

105. РГАСПИ. Ф. 77. Оп 1. Ед. хр. 820. Л. 91.

106. РГАСПИ. Ф. 588. On. 11. Ед. хр. 122. Лл. 42-43.

107. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Ед. хр. 203. Л. 157.

108. РГАСПИ. Ф. 558. On. 11. Ед. хр. 820. Лл. 2-22.

109. РГАСПИ. Ф. 558. On. 11. Ед. хр. 820. Л. 58об.

110. РГАСПИ. Ф. 558. On. 11. Ед. хр. 820. Лл. 84-85.

111. РГАСПИ. Ф. 671. On. 1. Д. 52. Лл. 174-175.

112. РГАСПИ. Ф. 671. On. 1. Д. 52. Л. 188.

113. РЦХИДНИ (быв. ИМЭЛ), ф. 17, оп. 3, ед. хр. 962.

114. РЦХИДНИ, ф. 88, on. 1, ед. хр. 508.

115. РЦХИДНИ, ф. 88, on. 1, ед. хр. 562.