автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Минас Аветисян. Живопись и рисунок. К вопросу о формах ассоциативно-символической образности в армянской живописи 1960-1970-х годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Курценс, Ингуна Арвидовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Минас Аветисян. Живопись и рисунок. К вопросу о формах ассоциативно-символической образности в армянской живописи 1960-1970-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Минас Аветисян. Живопись и рисунок. К вопросу о формах ассоциативно-символической образности в армянской живописи 1960-1970-х годов"

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

КУРДВНС ЙНГУНА АРВВДОВНА

УЙНАС АВЕТИСЯН«. ЖИВОПИСЬ И РИСУНОК. К вопрооу о формах аоооциативно-сш-волячеокой образности в армянской живописи 1960 - 1970-х годов

Специальность«' 17« 00.04.-Иаобрааитзльнов искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

Москва - 1993

Работа выполнена в отделе изобразительного искусства Росоийокого института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

Научный руководитель! кандидат искусствоведения В.В.Лебедева

Официальные оппонент: доктор иснуоохвоведения И.Е.Светлов

кандидат искусствоведения ОД. Юшкова

Ведущее учреждение: Институт иотории я теория искусств Академии художеств России

Защита состоится 1993 года в 14 часов

не заседании специализированного совета Д 092.10, пра Российском институте искусствознания Министерства культ Российской Федерации

С диссертацией иожно ознакомим- в библиотеке Российского мнстят^тв у~нусствоанавия

Адрес? Москва, Козицкий пер.,д.5

я8з9 худоанжаа - srs огквда не пир, кз-даьаа яавесзянй гоеи и каждому, aet» он оозервзнкс кеярягичеь: к полон тайн1;

Мккзо Азогиояв

Создагакь "lises граяага" на зопрсо,, яекяк цзв?ои осоз-

нанно передал йы он гвнку Армения, ае раздушзея огззтилг"Пунцового, яврца s açcsesor» зека"*» S stsoa опрздажеш» С<.Параджаноза1 духозккй охнидош этэрчбегж so2opo?o бак ведущая «еюдеи, валовая ошт» нивкгкй о«аосеякз не »ог&ко а зрхзеяьаоау зсечагяешю 32 дрввюй!5- зз ьгзбреягая з разных гаинах я ог этого она ке r.sps-егаэ&ш багь арвеикей*

Otese краевого цззга в произведениях армянского живописца Мкказа Дззмюяйг да£е озадачивало совреигенкияоз» Ноипознмр Хачвгуряя уджвгялся» яе слишком лк ниоро красного* Созпадеяка цзе-гэзда арадкочгеякй режасоера s живописца яе случайно,, Слова Пзрз-дханоза /"пунцовый пзрец я кровавый иак"/ яиевг сшзслвческоб зяа-чеие5 Ksosfics гонкой духовной материк гворчесгэз я цены внутренней озобогч' жудозажяоз-гзорцов.

Навемзияйся на рубеже 1950 - 1960-х годов неняонфоригзк ïbo-рчасгва ряде ooss'fcasíx лудогнккоз обззначал глубок:?Я яерело.и s sa-зик я zcstyccm* Э*о о них сказано:"Совветь, Благородство s Доо-soascsBO » sos oso езятев наша зойнс?во„//Прогякй еау свои ладокь, за неге яе етраико к з сгонь..//Лкк его высок к удкзигелено йосзя-sк ему о вой зраотяй звКс//Моао? ira станешь победигелем, во aasc у>греЕь как человеКс'УБоОкуджааа}',

Однйн из кгг был Хнкес Азетиеяк /1928-1975/=. Араяпскэау аес-тзру было отпущено судьбой 15 лег саиостоя?еяьноро гворчесгза, с Î950 года, когда он закончил ленинградскую Акадеиии худоаесга s до иоаеи?а„ когда ого вырвала из яизня "социальная енеруъ®,, Искусство Аветйсяиа_- "ятмеиие абсолютно асклвчителъаото impe^s^/â I. Циг по с!Г.:Нелли СаакянТ^трНдан]гё"ц5етаТ-Зпсха, 1950„2,сЛ1

иенский/. 3 его гворчестве почвенная самобытность, редко встречающаяся з XX зеке,, сочеталась о утонченной духовной й ашвошсной культурой армянского, русского и мирового искусства.

Особое иесто и значение Минаса Аветисяна в культуре XX вена определяется прежде воего масштабом таланта, с который «ало кто иоает сравниться» Это был художник, наделенный редким колористический даром, в которой мощный накал чувств восточного человека обуздан страстный умом правдоискателя, который, думая о себе -думает обо всех,, страдая о себе - страдает обо всех, скорбя о себе - скорбит обо всех, в духовном подвижничестве которого есть что-то от апостола.

"Самостоятельность страдания и глубина самосознания"» которые по выражению ф„ 11.Достоевского Вв подражаниях никогда не появляются", озарены в творчестве Аветисяна сватом человеческого достоинства» являющегося главной теиой многих его произведений»

Существенным к принципиальны!! отличие«, определяющим уникальность Минаоа Аветисяна, является его отношение к цели искусства» Если посмотреть на творчество молодых армянских аизопиоцев рассматриваемого в диссертации периода 60-х первой пожовинк ?0-х го-» дов с точки зрения его целеполагания, 50 «оано заметить, что оно во многих случаях отвечает тенденции "ухода", и каждый худовдн дает свой вариант этого "ухпда", Примером является аптжнруювде к подсознании творчество В.Гвлстяка, аивопись 3,б себе®, редко поддающаяся интерпретации и смысловой дешифровке А.Озаннксяна* сказочные сценки Марина Петросяна, игровая ^обода творчестве ^Рубена Адалявв, эстетически утончен? ^ отношения мастера к йзобра* эительной'форме в искусстве Аркадия Петросяна, которые и есть по едовам са ого худокнина "его иышлокио".

54»:кас Аветисян программно утверждает духовную общееиачимооть; искусства, его цель - "обогащать людей духовно", В своей творчес-

sbs он обравдегоя н проблеме совершенствования самого человека, его собственной наличности« Чтобы понять особенности авотисянов-ского антропоцентризма, необходимо понять особенности его изобразительной поэтики. Существующая литература о художнике„ казалось бы внушительная по числу наименований /более 60/, содержит лишь одну небольшую монографии более чей двадцатилетней давности, небольшие статьи и замотай s большая часть которых приурочена н персональный й групповым выставкам предисловия к каталогам и упоминания з статьях обобщающего характера. ?Лногие авторы„ писавпие с Минасе - поэты, писатели, музыканты, худокнини, журналисты, ученые, с которыии был дружен живописец.

Г.С.Йгитяк - один из первых искусствоведов безошибочно оценил талан® Аветисяне и поддержал его, написав более десяти статей я монографией охватывающую десятилетний период творчества мастера /до 1970 года/. Ок уже в i960 году приветствовал появление динаса в армянской искусстве. Зго монографин вполне отвечает задаче первого знакомства с очень сложным искусством живописца и ценна теи, что ее автор часто был свидетелей работы Мииаса, видел /и писал о них/ оперные и бзлэтные, оформленные им спектакли. Благодаря йгятяну-Минас успел буквально з последние часы жизни . < увидеть изданный "Авророй" альбом 'яйвопиеннх работ( 16 из которых погибли при пожаре в мастерской Аветисяна в 1972 году /всего пожар уничтожил около ста работ/.

Около десяти статей, написанных мекду 1970 и 1987 годами, посвятил творчеству Уинаса А.А.Какеиокий. В них ярко и увлекательно-показана значительность таланта живописца, рассыпано множество наблюдений, наэдоо из которых могло бы стать отправкой точкой развития исследовательской кисли, оезещаодей ту или иную грань творческой индивидуальности армянского мастера. А.Каменский с особой ооотрото:? ощутил ifлассичкость искусства Минаса Аветисяна, он рас-

виокл прадсхазланва о живописце, показаваяо тао декоративны® качества его г.оокэзэдений сжуаат гольаэ языке« возгетесаэгв шр художника х яа го» «и?о Штс ае гояько даряк9 ч*о ой гая s aspo-кс ззязому к иездфоркчасхоку изображению жгеюе совраагзивого .тара, пзрзходил s некоей »тгавоогяе

Действи13дьнос метафоричности йзобнчайно ресвиреяная а ира-за?; к возможностях наеика в 60-е рода, х кэ тоаьзо » плазтачгб-ких вскусесзах, свидетевыявовала об каизкевян з откяв$ой зеораз-ленносяк художественного творчеогва и„ э частности, в швовгев молодого поколения арияненкх художников, Ш sa« ваа жатературв об. Азагвсяне далеко не исчерпывав!? пребкекаоту ®г© вворчеотва,, пре дмекок иослэдоваякя в диссертаций квлявзск формы худохзс?гоквой условности к всплоцаекое в нше духовнс^гзг&здческоэ содержание. Это згервая попытка ааясстногс осшзкенкя ?ворчеоког® наследия армянского мастера, представленного era етвеввеиыии произведена-ян/ % рисуяпвш.

Диссертация осотом? яз грех глаз, ааклоченкя, примечаний,, описка литерагуры, яоевяз.екной МЛветзгояяу к обвей литература, ислользовакной агтором, a sag же списке годжвсйракий прилагаемого отдельно фотоальбома,

3 первой - вводной главе - Ч ВОПРОСУ О ФОРМАХ АССОЦИАТИВ-Й0-0ШСЗЙЧ1(Ж0Й ОБРАЗНОСТИ В'ДРНШШЮВ ШВОПИСЙ I960 ~ 1970 -х ГОДОВ® забор яиек художников ж рассматриваемых прокавадаикб обу-ояэввек превде возго стремление» ^ssopa" представить творчеокое окружение КвАветисяна с точки зреявд с. илист. »еокого своеобразия, "еззоевяк кзо^ра: дельных трапо» ж соеяватствуюцих а« образных сикаяop. Поэтому ^ядой с именаин молодых оказывайте., имена ijree-ossoB csevsero поколзвие З.Сарьяна, E.Kovapa, Г.Григоряна /Д«от-so/» Q ноторыми » л'Оиу же бак дружек Аветисян,

й преднамеренно останавливаюсь на жиеопйсшх полотнах have-

ла 60-х родов, созданных разними авторами!, и именно тех полотнах, которые обойдены эниманием исследователей^ но бее которых немыслимо представление о неповторимом облике армянского искусства 60-х годов и наметившихся в аеи новых тенденциях.

Этот атак развития жйвопйсй обогатился творчеством художников-репатриантов? в 1946 году приехал в Армению Арутюя Галенц /Каленц/, з 1962 году - Акогг Акопян. Имел значение и приезд в Ереван тифлисских худошиков; ъ 1953 году - Овсепа Карэлпкз9 в Х962 - Гвворка Григоряна /ДаоттоД

Невозможно йвреоаенить значение патриарха армянского испуе-отва Мартироса Сарьяна, мастерская котрого была местом паломни-чесгва0 уроков нудровтн,, огромного духовного и профессионального опыта» Минас Аветисян не случайно предложил назвать групповую выставку пявш армянских живописцев^ открывшуюся в Зреваке в 1962 : годус. *Учйнй81я Сарьяна51«. И хотя это предяонение было отклонено /что для'60-S годо-g бвло снштоаатично/, я нем ощущается понииа-авв'. Ешасом яствнншго величия Варпэта /Мастера/, которого не яо-шядаа дух лэеокЗо В.своя 78 жат НоСоСарьян "писая А.АоНавеийкому: ' MSt я окну коей аизна'/.,»/ г. ¿ояько наметал вдть я гоямо дождан . аечата,евоа ребогу« Tas иного огкрылооь лерздй мной» Так иного ирйзраоногос сфдрото» нвпостязикого, как з* самой природ幄~

Capanti йня кязыи яркиерои худоишаац зоторый «ыразяя аафоо ■ odjieeeasB 'Родины,,' возраадянсй. Аривакн, вожндаэельйуш уатренлев-• HOÓSi аз яародвр зосшг ¡как arase аз природур в оа одевая $ие ./ зо' sseopysKH яходогаорного ásase as золёно ариякокого0 но в руо-'^Ойога'к :з5падкоезрйпвй5»ог,С'жскуссгва.начала XX взва„ 3 seos аир .зосяриаималг Лраеняв яревде зсегс его глаззШо

Сарьяк стад згшиакеЕзозаторешк поесяово за чтэ зи® я в 1948 - 7949 годах подвергался упреяаа а ®орг$аййззе0 е ярвсуадвнвв

еду Деаинской ирзкйи предшествовала з 296$ году "'нешуточная боръ-IГЦит„ по кн.:А«Каиенский. Вернисанв. У»,1974» е.280

tt

tía. Сарьяв ооззрзвл оарьззшй нравственный нос гулок, не создав произведений, угодных о$кцвозу( логому оя есяессвенно оказывался на сторона ноякокфоршшхоз« для иоворкх« как в Шк него "свое видение мира" было путодной звездой незавксшю от стксянчеоних предпочтений.

Характерные для всагс советского йскуосгвас точнее его кеофк цкозной часгк, шгитшм в совшвдв связанна® с пореходоа os кой леигквяого "ыыге и индаэидувльяоиу "я", отракалкоь в изивнэнлш sao бразательной поэтинв. Уояожыо худогвннв Р.Адалинf А.Григорян, Ц.Петрооян, В.Гвзсятн, О.Ммнаояв, А.Оаашшзян, Гр.Анопян, В.Егян и другие оназалюь ъ ситуации "-'поющих г. гернмшнге". lera з os невелик в архитакууро 50-60-х rosos првдлауаегоя "доверизьов чуду обкивания'УВДвБанова/, то это справедливо я в бодез расюиригсль-ноа окыояв. Худояникв обкавалй проограисзво своего внугрзнявго икра, - оттого непозторвм был их изобразительный "вешшоя"«,'

Период "оттепелй" позволяй заявить о свози яжорчаокок "як числившаауся s разряда "форУедкогов11 в воогда поддергивавшей? молодых мягегнгнгог« Ерванду Кочару /Т899-1979/9 валиоаваейу войнни/1562/ - первое в Аривнии крупиэфорааткое полото, лииэнноа однокерносга деленйв героев на '-"овоих" з "чувих", "плохих'' и "хо-роаих"л ставящее проблеют ала з общечеловеческой иаошвабе.

Это произведение paccaospsso .в диссергации достаточно подробно, тан как Хочар был едлносвеннын представителей "парияокой шяо— йы': в Ариенни, ок хил зо йраншгзокои езолипе о |9?3 по Т986 год й черта европейского авангарда, оштвпы самых разных зияний и %принципов £орасобразовакия, сказаяйсь в его хзорчаовю.

В "Уааоаг аойны" слита ыперЯоишроганнае аряин, рвияиио-ыэздш античной spsyeESf /фигура -ори&ея/, зляииистичеокой скуььп-sspao» гряппк "Даокоон" я одной sa взтоп храма Заг.са в Олимпии. КлассЕиЕстйческвз а пропорциях обнакзнные Фигуры инторпрбвировани

в формах "биоиорфной" ебстракция9 сочетающейся со океозной /полой/ скульптурой я прссвечяваннеа эйонарннх оболочек^ создающих впечатление преодоления гравиталша» Эяеиенгы яолииорфизиа присуг-отвувг -на голгно в плясгш<ос но а в яочарозокой "трехцветна": красный ассоциируется о теплокровный начало« жизни, голубой сяыволи-; зкруег духовность, серый - небытие» В одной и той ае to.ypa ыожно видеть новаходк краоного и голубого sr суатуаряости серого,, уподоблявшего форшу иямнэ,

В "Ужаоах войны" изображено звено йэпной реакции насилия» когда один и ïcT кв человек является одновременно убийчей и seps-вой. Кроае soro сама изобразительная структура картин» является метафорой разрушения физической и духовной целостности аира я, вкеоте- о теа, - его изменчивости, непредсказуемости, Танаи обра-зои,'рпат искусства европейского авангарда оказался веоьна продуктивный з творчестве Кочара й не подверженный художественной конъюнктуре.

. Другиы Maosepoîit для которого асооцаатнвно-скнвояичеокая об-( разность не социалистического типа била не началом,, а продолжением яачахой s Тифлйсе .деятельности, являлся Г.Григорян /Джотто/ Î897-Ï975/» От пряродм наделенный даром ионукенгалкстав он вынужден бил вса жизнь работать на маленьких холстах» Минас Аветисян любил этого художника( бескоипромиссн'о честного и преданного искусству 0 йокзг яотоиу и тянулся а его работай,, что ощущал а них неподдельное духовное величие« выраженное обобщенными фориамп, метафоричностью цвета и света.

Небольшие холсты Григоряна: пСнор0ъ"/1962/, йЯрость"УХ9бЗ/, "Горе"/1964/s "Раздуыьеп/Т9бб/, лРенвйецм/197®/ - seo sos нарти-ны-состопния, а не картины-действия^ преобладавшз а художествен^ ной практике рассматриваемого периода. Йиэнно гакого плана произведения оказались предшественниками "картйн-раааывленкйи в твор-

честве молодых живописцев. .

Нааегившиеск а армянской живописи новые яендевдда исследователи определяли san ''своеобразный нульг • йяаб.сегииу ваягляхадй сложный мир и духовное состояние героев,, м отмечали "негафориче-окий способ ыыадеяшз" /Д.СарабьянозД Надо только уточнить, что эти тенденции накетилксь до появления картины "Семья™/®67/ А.Мз-лконяна,, которая по ииенив Д,В0Сарабьикова "подтолкнула" худок-ников, и задолго до "Моих современников, Сазкенцев ™/1970/ С„Му-радяна» Подтверждение эгоиу мохшо видеть р "Чейовеке а растений" /1962/ А.Акопяна,, -его же "Мальчике в &!ор:их'71960/0 №Ренвиемэи /1962/ М.Авегисяна.

Таким сбразои уне в начале 60-х годов ыатчаетя созерцатель' но-поихологическая линия в структуре ассоциативной образности. При это« иэиеняемя отноаение к cnsesy« перестающему быть развернутый действиеи» Количество парсонааей картин резко укеныаается, ■ часто до одной йигуры /Акопян,, Г.Грагоряи, Аветисян/. Характерный становится вш аартинц-предотояния „ "карвикн-разиишеакя™.

Меняется интерпретация некоторых устойчавах мотивов» 5ан, например, в однофнгурной картина А.Аког.яна 'Юбкаss нна я,4/197 О/ «ожив наготы выступает нан ш.таФора одиночества. Тема'одиночества приобретав« в творчестве Анопянз оттенок безнадежно® апатий. Она. пояучае® довольно широкое распространение в у каждого автора имеет свои особенности; "

Вакно отметить здесь значение А.Галенца /1910-1967/, которого Н.СоСтепакяк справедливо,ставит зие конкуренции ".»„по арвас-^»ческой иеиавноииоохи от объекта прг' убедительности в передаче ; 4yE3fEac,.Ií'aoo5í4 Гаденци - прь^расный пример изобразительнойлирич ни /и в этой ой очень обливается с Двегисако;-/, где метафора яв-яяатея не х звдэ предмета, а как структура, оперируйвдя истиц» 8яэк.жг8мя языка аавопиок. Слажен, з картине.О.Зардаряна "Стрек-

I. Н. Степанян, Искусство Армении. М., 1989, с. 234

леяиз"/1960/ д&вуижа сопоставляемся с ланью - аю предметная метафора , Пряиерои отрукяуриой ие?вФоры коае? вяуаакъ "Сбор уроная" /1962/ Галэвца. Его пластическая интерпретация преображает распространенней аюге?« зыеодя ого аз под эрэузниой конкретности. Это свойсгво лирачвой!Ж образов, распроотражншоа яв «огивы труда, а творчества М,Аветисяна получаег нногоаспакткое развитие.

Вторая глава "АВТСПОРТРЗТН ШШ АВОТСЯНА, ПРИТЧА О ХУДОЖНИКИ, ОБРАЗ ЦАТЕ??»«4 .-осзяцяка рассуозузнив 5?сацзяиая личности, по визщей аналогов г аряцкгков »окусеагв.

Яззесгно, чгс г,о автопортрету :«шо судить о многой:".,, я иеоге уугогянгс в хяэяй« о его позляшя, о эго роек з обкесгпе, о его надеждах я азчго, о его гшврзичях.» о оэкгляьнон саиочу?-охпги, о <гон» яай покакала ?а йлй киая эпоха суйно«ть и назначена гояусо5заявл

До б0-х годов загопоргрвты э явор^еозгз згого шга иного ху-догашка Арконвя еслй л яоявяяэавя» го нг нельзя знчязнихь а»к камерная для аиронях пбобаений, баз которого яезоахозио пошшекяэ зсаго наследи» жиопкоца. Взв они сбтяо неззлшш по размерам, ярадстазяяюц собой изобраазниэ головы, оплзчнуо, рзке - догруд-нуа та поясную композицию и вогоюлаш.каиу*-жс0з дошшируввуа чергу «шопортрзтяого образа? утонченного эо«гегп /В,ГаСфед»яяЛ зрукзнкяа» напоминающего пахаря, рыбака, путнике /С.Агадяакяа/, яяскк, уззрзняэ езгулящего р зязв& /В.йоабэяян/. яворца о аг.с-?**) з руне /М.Сарьян, Ф.Терлемздя, Я»Сз*юняг, А.Бажбзун-Мвлйкяз/. Букэарсгао автопортрета Кочара /1936/, капвсанного по приезде кг Париже ~ яонлотенлв, 5 целом худогшши нз огрвмились я углублении в ззтопорграгах психологического заммиклхзд, я г оку, чвобн т-

рагии. ооаровэнаое, о сааое "многое", о которой иогег яовздагь автопортрет.

I. Д.В.Сарябьянов. К концепции руоскоги автопортоета.-Совегсное искусствознание, 1977, вин.2. .У., 1978, о.198 '

В 60 - 70-е годы в Армении» как и других республиках, резко возрастает количество автопортретов, за разнообразием композиционно-пластических решений которых кроется широкий спектр личностных контактов о внешни« ¡в внутреннем аиром.

В десятках автопортретов Рубена Адаляна варьируется образ художника-бунтаря, их романтический герой меняет лики, демонстрируй знаточество и свободное обращение автора о историческим и натурный материалом, Нрэдо художника-артиста составляет содержание автопортретов Александра Григоряна» Необычны ретроспективные ав-топортретныз образы Грачьи Акопяна, изобрагаюадего себя ребенком в картинах "Воспоминание« Яое датсвво" й "Моя сеиья", где в любимой женщине8 жене художник видит как бы и свою кать,

Автопортреты Вруйра Галстяна представляют собой головы, сильно увеличенные в размерах и масштабах относительно поля холста.' "Модуль" взятых открытыми цветами ыазков так укрупнен, что живописная форма становится полиморфичной. Фронтально ориентированная голова воспринимается как огромная энергетическая емкость, она контактирует не со зрителе»«, а» скорее, с мирозданием космическим и собственного подсознания.

Своеобразие перечисленных автопортретов еще более оттеняет творческую индивидуальность Минаса Аветисяна, оригинальность его автопортретов, без которых невозмояно понять тематическую направленность всего его творчества и предлагаемую им ионцелпию личнооп Сегодня трудно .установить точное количество созданных Минаоо! автопортретов, их оноло тридцати» если иметь в виду кроме "чистых1 и композиции, в которых изображен зшбо сам художник, либо персона: о его чертами. Если собрать вместе с автопортретами и те работы, которые посвящены тема худохшика5. рассматривать их и примыкающие так или иначе я ним швок^сные холсты и рисунки не в хронологичес коп последовательности, & как движение от начала жизненного пути

я эго концу, то иы получим своего рода фшшсофокое "жизнеописание" художника» Небывалая з истории армянского искусства, но ха рактерная з цело« для советского искуостза рассматриваемого перг ода иоповедальнооть автопортрета« появление автопортрета-картинь с сложный подтекстов оиыоловых взаимосвязей, идеей "крестного п?, ти" художника, притчевш..;! формами изображения - все это составляет феномен Иинаоа Аветисяна«

Поскольку еще не предпринималась попытка комплексного анализа автопортретов Мияаоа, то в глава сначала разбираются "чистые" автопортреты о доанадеиичесаого "Автопортрета з шляпе"/не датирован/ и до "Автопортрета о красной повязной"/1973/, всего 7 работ. Они дают представление о незаурядной и цельной личнооте со своей-ойотеиой духовных ценностей, личнооти, которая предъявляет высокие требования а парвуи очередь к себе, не скрнзая мучительных вопросов жизни, глубоких сомнений, страдания.

Заявленная Аветисяном гена художника охватывает разные аспекты, Между крайним точками "жизнеописания" /"Рождением Тороса Рослина" ш "Оплакиваякеи"/ располагаются эпизоды? "Автопортрет в мастерской", "Раздумье" /автопортрет художника с матерью и женой/, риоунки "Путнин" и "Сельский мотив", живописные полотна "Покой", "Посвящение матеря'% "Рекэиец",

Содержание нартины "Ионойи/19,?4/ не соответствует названию. Оно напоминает своим каотроеяквм "Моление о чаше" и "Возвращение блудного сына", но не в сюжетном плянз /у Минаса не отец, а мать встречает сына/, а в степени концентрации духовной проблеиатини я в дущевной эиодиональноотя, выраженной Енвопконо-пластическим строем картины содержащей метафорическою емкость смысла и лаконичность образов притчи» Здесь, как ш везде у Аветисяна, закия семантика отдельных мотивов: приоткрытая калитка в центре композиции, ассоциирующаяся с "тесными аратами", рядом дерево, епоыы

лзгибои повторяйте изгиб sena лежащего пол яви в взкацойеиий художника. Дерзво изтефорвчйскн ярадставитеяьствуеа os швнь художника: оно многое ыше<ши утраяилс ветви к крону, но крепок его сввоа, вогшо фканчесаое битка« укорененной э рздяай яочаё.

б "Пояое" вередя»« «оока не кому* sookq ио иатвря, жалоба на тясесгь йкрва«аого пувв" к потребность 2 ооогрвгааа«» одйно-чвезво е «рвдчувс2в5« бвзноходвоойв. Зев s2c педнекает теау тра-ппшосг» судеб худоавствдяяой шгя&яянгезпшй;: габеза ноswj Сезака, пиоагегек Вашшдоаа к Шуквкка» худохнаков Иахаураднна.; Яянасяна, Попкова и «ногяг gpywix - sos sic "еецкальные еггзрти*8.,

Но б карзкцэ прочитквааток н другое - идеи вкоакой ниссан худовнвка. Sss кдэк ксоковевгея asewíosuoa ь безвроцедеятной для аваопортрэга форке, ьвволмувдвй вкояогрвфк» !¥азпяэая::г в картине «йосеяазнаа üas®?>ew/x9s9/« Ведикшяя распятого Христа assoaopapesKHW ssoopass¡¡reí; istáse водгьврздм® оооаяаЕКоегг забранного sai; шеег слой ьреог, 5го гшкго не sao-«ехяяег /.../. 0?. оаи «e«esv »stop, ü sa capas ответственность toxaxo ка зебя, расклачйааяоа э гяаак nosaoii аерой" - это

огс сдсвй*

8 юзкг epesse «шоцЕегнэво-оаавашвокое образности asso-

пора?з,2~"?азяктае!'' й»аяб«ок еквдигов» psssareasetu т бескоквч-hss ннегшогзьо онкзягзьк eoosetsJEsssynu .В asa вредояьяо заостряется кюяь о sao2«saxí082oS окер$» творчеозой котвоогя. Но з го »о врО'-ж з уды ес»ь оибяваяэятаое savejjo, развернутость ошюло-ses Е&ровокещаа'вов з провяов» и г будущее„ Худошш вде* вузом духовного лодз»жаипео*ва« &оздаа2 произвздвкая» подвергать 5s нш: "Сйчгззаю»»4' ü "яороасгавя» херпавш Beiiuoaet восходит ке не яссяа "рнеккда;" -Зуде'.- "сайт о specie" и

"onía:;:iEaü!¡6i5 /то ьоть fc3oi:nswse* ее корсак оез&сяваД •'•socio LU;i то oü.íB.Uaxavosfiss. Дорога Киксов»-iConwfнкот, 1и< ееитяб

;:•>!, 197'/

нресенае" /го есть Еииианко й иизнш худояккяа и аго творческому наследии/ и "зознесояяе" /то ость эоцареаке навени в лоно культура/.

Мояно расскатрвгат» распятого на креста худогсаняс ;(ак екч-зоя яертвенпостй худояествзвкой культура зсобс;е{ гак пая плата тгс^вдз за озоа деятельность яродолааетск о пронязнваащей гкохи цшстчностьо, Нсяво ус «огреть я оовавщекие обеих парадигм - "гибели" з "спасения", о которая писали исследователя советского нс-дуоства б0-80-х годов /например, А.К.Якиаович/.

Сведу егшй раздел глава яосзяден работал Аветисяна5 аарьзруа-яам сиз? "худоаяив и недель", "худогяяк я муза". Характерно8 что мастер яэдеяяет модель едва ли не равной себе »«ергяей я бояызой саиоотоятелькостьв поведения. Разбор яолуоутливого расунка из альбома' /1961/, картина !'Худогн:ш я ыоделв®'/1969/ н др. яохаздот, что йкняо заграгиваез.заянув тент; духовное согласно лгдей я затрудненность обрэтеяяя второ согласия. Он естеетзенно переходит я р&зшвхеихм об отноаепдя "дзонх". В "Воспоминаниях™ язображзпч лярнчесняй гзрой о чертами автора я иолодая яенцина, образ ::ото~ РОЙ навеян "кахаия" Гойи, увлекавшей а 60-е годн армянских вя-зописцаз. роианткческои рзозвае "Вдвое«" шетер видят себя а озоо ген? з образах нуртуазаой лвршга, ие лишенной, однако» дра-мвтхчссйжг кнтояапкй.

Существует аруг работ /"Посвящайте катера '-'Поной", 'Фаз-•дунье", '•Чтение Нарекапи", "Виденио» У грсба матера"/« где Што изображает себя я своя аать. Трактовка за образа опять-таки я» аиеот аналогов в истории армянского изобразительного йск.усстза. У армянских мастеров образ аатери создавался р«з а навсе?дас. на претерпевая кзаеаеняй и чаща всего фяксарозался а« аачаиьних ата-пах т^орчаско!* деятельности.

У А.звт;:ся!!3 образ ызтери пронизшшот то творчество, лрпе-

таллизуясь в сознании Si иообрахенш. Начинай с "Посвящения кате-pn"/I%9/, созданного на следующий год после ее кончины /где Ми~ нас изобранает себя распятым на кресте/,, мать худохника - не семидесятилетняя ненщина,. какой она ушла из низни, а довольно молодая, так как явно мыслится на месте Марии /по другую сторону креста стоит вместо Иосифа отец Шнаса/, Такой хв она является и в картине "Покой". Подобная мифологизация образа позволяет развернуть символическую перспектив? подобно тому, как ато бнло сделано в отношении самого худошшка. Здесь важен то®-'высочайший уровень почитания, на который возкоснт щвописец в лице своей ма тери женщину,

В рисунке "Чтение Наре»ации/1974/. изображающем сидящего за столом Нинаса и его мать, опять нельзя узнать в молодой кавцн-не дхаджурскую нреотьянну,, общим абрисом она снорее напоминает Фигуру ангела /правую/ рублевской "Гроицы". Художник не сам читает Нарека, к то, что он в своей воображений видит иать с "Книгой скорбных песнопений",, написанной в начале второго тысячелетия Григорои Нарекапн "для всех людей к на все времена", говорит о том, что он "поручает" матери осуществление связи нежду миром образов великого поэта X зека я современный миром. Женщина олицетворяет собой духовность к молодой возраст ее» возможно, еоть метафора неподверженности человеческого духа разрушительному воздействию времени.

Хоть здесь и еще один образно-смыолозой аспекг, Плавен и неспешен легкий наклон головы и движе ае рунк чуть удлиненной ,в пропорциях фу ура молодой женщины. R3 благородство побуждает гспомнчть образы литературы и изобразительного искусства, связанные с помонеииеи Прекрасной Даме. Раскрывается подтекст: не только пеони-пвачи Нурекаии являются "врачвваньеи, целящий раны тела и души", но к этот образ ненцины, исполненный душевной.те-

плоты.

В другой листе - "Видение. У гроба матери"-, нарисованном менее чем за два месяна до гибели самого художника, опять изображена молодая нежная женщина. И не случайно композиция рисунка ассоциируется с иконографией сюжета "Успение Богоматери". Только там, где обычно изображается Христос - сам художник, горестно охвативший руками голову, не верящий в свершившееся /семь лет прошло/, не принимающий его. Ничто не могло разъединить мать и сына, даже день смерти - оба они умерли февраля.

В раздел главы, где идет речь об образе матери, включен разбор однофигурных композиций, таких как "Девушка в кресле" и "Девушка с платнони/обе 1966/, относимых исследователями к портретному жанру /Г.йгитяя, А,Каменский/. Однако, используя портретную форму, Аветисян в ряде работ стремится не к индивидуальной характеристика, он ищет типологические черты, отвечающие его представлениям о пренраснои, о его идеале женщины. Форма портрета при этом как бы утверждает желаемое как действительное. Как раз з поздней рисунке "Чтение Нарекаии" собранное в идеальных "девушках" переносится на образ-матери,, а в картине "Раздумье"/!?^/ - на образ жены художника. Духовность женщины, отношение к ней как к нравственной личности Аветисян утверждает нан высочайший идеал. В этом заключается отличительная особенность армянского мастера, определяющая недосягаемый в армянском искусстве духовный масштаб его творчества, переходящий национальные граница.

Третья глава диссертации "МОТИВ« КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТИЯ» ПРИ РОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ АВЕТИСЯНА" начинается с небольшого экскурса в 20-е годы, смысл которого - показать существенное различие интерпретации одних и тех же мотивов трудовой деятельности /сушка зерна, ткачество, зсбивание масла, выпечка хлеба, расчесывание шерсти/ в период 20-х и 60-70-х годов.

В произведениях Азззтисяна сккет как споооб вопловдиия к рас йр-лш такы на является ведуодк, Если следовать з его работах только за сьаогов. кокио прийти к дохноиу определению темы, что к делалось, к сазяо карякнк как ,!'Гкут новер,:, '"Пзкуг хлеб", "Хко-пк. Маслобойка". "Расчеокзаше вере®«" о легкость» омооклх к теме труда.

В игобразигельной лирякв Аветисяна ног речи об обыденном. Поэтическое эреия я ней ~ это как о'ы оесконвчно дляцееск созерца-нйз остановленного прекрасного ипзэззпке, уловленного плавными округлыми ретваия; Молодив я&вадаиы в "Маслобойке" не похокя не крестьянок, они напоиииаох кдоальшх "девушек", о ногрых шла речг а предыдущей главе. Прикрыв глаза, девуакк созерцают овое бигио каэд унивзрсуааш - зекнаи и небоснка.

3 сущности духовна»; работа к есть главное содержание црок»-воденвй Ыинаоэ даже г. случаях» когда, казалоь бы,, он покааы-вав2 грудовой мотив. В картинах щ сякезг выпечяк аавана хлеб трактуется не младо как оогеткчеокая я иравсгвеншя »йуегория, но к как символ, отсыяащиР зрмтелк к евангзльоккк образаи, хлеб воплощает идею жертвенное®«. Б картине «Пенуа лзз:аа"/15?2/ ок напасай красный цвзгои, ю ость как бы соединяет ,;кровь" к "тело" Спасителя. &слк яос^отрегь не духовное яричааонке г нолаеноге "крессногс яугиг худокяика, заверваекого "раопкгйеи". «огдв

«еие жергвенаост преоо'регаег ацз о дик смысл. 1сла понимать под '"ярэзьо" в "той" художнике, зге яраказедекия, то это как бе пртщеят Яскуссязу» предказнач'еь'цз леаогоуо, по мнению Аватпоя-'^на. родзггелвс *"?едаазиачению Хрксяе.

йяого зявае духовьея работа оеущасгмяет я 'Рзочеонговаг кс^игк,'/Г"1?с/. Надедвкна'« «одаоб угренке»; ¡¡ергкзй фигура яре-о'ыпз.с; сцепекеаас* усилоккок гезава нелейшк пространством пе-Т.'С,г это!! рабою "'Отдыхающей11/!'??/ к некото-

рке риоунга с изобраяонием фигуры у окна зяк яе передала оосяоя-яив непрерывно длящегося томления» Момв акт з этих случаях ярв-обретает значение подобное яону„ какое придав» вку узнш0 для яо-• торого окно олицетворение недосягаемой свободы, больного зяра. Герои Минаса -.аденнини озоей .одиноко гонящейся дуви,.

Страдаюоая дуиа бызазт гай «наела, что б некоторых произведениях это можно буквально видея&г фигура дается з неудобной повороте , тяготеет вназ0 а э картине "Сон"Д974/ она утргч.чзавг идиотическую определенность,, развошшцаемя погружаясь ® зяэкосяь йявопйсной Фактуры» ■ .

Иногда «ема одиночества человека сливается о тэиой забитой деревни /"Старое село",, 1972/, Но не всегда композиция о однгй фь гурой в деревенской орзде связана о одяиочэсгэои. На примере анализа каргййы;"Дойа0 дерзз5я„ горнга/19б?/ показано,, что живописец, нан бы дает задела отнозеннй "дома1" о природой» "Дои", ивизкеинаа в своей идее»'является з "философий яжзка" худояяияа субъектом .природы. Таким ва аотесгввшьш субъектом природа является я чело-зек» йинасовокий ^естественный .человек" осмысляется как неподвиа-ный »онпоэеня лаидпафта, подобный дереву„ дому, горе /"Джедаур. Полдень"t 1973; "'Опаданиеи0 1975/» При этом Кидас замечательно оправляемся с очень сложной шгвоттоной и психологической' яробжекой передач» ощущения переливания процесса бытия'в неподвижных фигурах,, длящегося как беоконечная непрерывность» Мотив предожоякия в хакая случаях оказывается оддач из способов захода из бигоеого материального времени.

Однофигурное юиопионог полотно "вявданив" это не гояьве ови-воличесное воплощение отношений? дои0 дерево, гзуа* чалозея, прочно увязанных комполицкрниоц что говорит об ях едиксйзв., 3 кс;-" кроется н другая тепа» "(кидание"1 - живописное виззеякяа"5 есврв-доточившее в себе терпеливое страдание, венскую Фигуру зксззодез

риги складок, уподобленных ее ооавиутим под грудью рунам..:* Ее состояние генеиг-гео:гк сзкйсйо с соотсяннэ^ ?орзсгно оаваэнаваей фигуры в картина "Дорога.. Вооноцишше родителей"/15£5-156?/ к еез более непосредсяэшс с ркоукаои кС'Еорбь,1/19?2/„ Ехзт входит в понятие живописного пскхологизка вокятиа С9хроаотопа1! нак "нэсыеаннсс-тк драгоценной субстанцией вреиьак'УМ.Герйан/, тс зга субстанция врецеии как в "ОаиданииЧ так к во многих других произведениях Аветисяна выражена в кокцэнтрйровайно-капряаенноы,, иногда до мучительного тоиления» бззврзузнько в которой предстает состояние "наразреииыостей0 мира«

Трагически;? яодтзкет приоутатзуе? в в "Пейзаже с хачкараии" /1974/» основу композкцик которого составляй* два кзщшх дерева5 онлененных друг к другу ш виекзиг развит не конпаг /в армянской ервдневекозой традиции о.вк сйвдоййзйрувт креог/. ^сть в етоы пеЛ-завэ в. другое* 3 худоазотиаккой аволюции Ювзткояна он обрзтаот статус юиоделк ияраи1; подитоЕЛвая ряд произведешь созданных: как бы в двойной скстене, варьнруюздх два беоедуюзде фигуры0 два до-ыа« два дерева /если дерево однОу то оно завершатся двойной раз-вйлкой/о Это поэтическая сяизслизация целоотноотк икра« ввевщей дгэ сторону диалогически вааашдоЕетзувадгэ друг'в другой. Диалог вообще является у Аветиояна центральной гносеологической к зтичес;. кой категорией» '■•••;'• л/ч- " '

,3 "Пейэааа с хачкарамий катафорвдеевая связь вреиев осуществляется посредством диалога, Культура прошкои» олицетворяется фигурой каиенаого рельефа; настояадэ - обравеш ванщинн б центре хол-стас Оба фигуры фронтальны, то есть выплачены из вреизнного потока, сиюминутной реальности,, обращая зриеля к более широкой масштабной реальности, иия которой - вечность»

"Пейзан с хачкараии® интересно сравнись о пейзажей Сарьяна "Арменкяй/1923/, так как в обоих речь вдет о синтеткческои образе

пряроди, о «есте человека э ней» и э dois « в другом использованы иласоицясгичвсяяе праяцагш «оппозиционной кулионостя, членения на планы и змеоге о аон-ояя ^згллдко дейопстшгруйт различие ии-роощукешш обоих художников.

В оарьяновоаой "аодела мира" природа « эго дон, незыблемый ная отвесно вознесшиеся л(аяы» наполненный радостью, как солнечный день а танцугцие лада, зедензрдай, кал лрявотливо сбогакиз по склона« к как бы "првгвнцовыаавдав'' деревья. Храни зторяз? ритму гор, являясь лрпиздяэзг.ооты) доиа природы, Я ничто но оарача-от яязиь oîoro доиа. Чэяовен а зкгаотннв не чуготвувг в ней одя-ночаотвзо время ах быстротечной аязяи растворяется в его сияющая ввчноота«

Иянво гоаа раооимрзгавг яряраду яая дои, оберегавший я со-хракясзяй» яо доа„ который йаяслязв тревогой. Пластэтзсниэ фориы в Найзакв с хачзцра!..'1и/о5рсан!'я sa дзровьяия, ааиенная плита/, накреняясь, плотно подступам друг sf. пространство яан би

овяиааяоя, угшэЗйпЗ'кт, яря этой время одиночества человека Ивн-' ТЯГ5ШгтеОЯЙ В "бвОЯОЯВЧЙООТЬр

Зрзмя оугоя ûussez язопрвдвляао в пайзагах Аветисяна /емэют-оя ввкду Isa натурвыа гагэвзрны® работы/$ оообэяно в пейзажах ка, чага 50-я годов, з позорах онаааа фона атоль густа, а цвет тан !ÎeonptT!:5o;io огкраг, 420 ооадазгся зпзчатяенйв ночи и полыхавшего з кей волорнотячеохого. зоднколепяп пласгачззких ферм /"Дяаджур", "ДвУуст"» "Типика"/, 3 этих работах важно было доказать асалшя-яааьяу» ясность ритиичоони вываренных иевпредизтных диалогов.Зти пейзаяи оказывавшая родезгемчая saaav работам так "Рсквиеям к ''Маслобойка" с 'ix идеей чуткой дуга, являсцзйоя .scieewecxsu з яравстгэняиа адеало:.. в систэи духовкых нэляоетай &si?;ioass, 3 суаноств о ней за говорил Аряял Горки?"йскуссгво нагого зяга stat будто задыхается от недостатка столь цевкой и понятной

Теш яеиноотк как тончайшей духовной чувствительности возникает уна в t0 ^8швтаи®,8/1962/ ш обрывается предсмертные "Опла- ■ вивакием1*, Б иКаожобоййев явственна ш6'яь9 что-главное -> нэ оказать, гжазнсз « сжуашть» В разрастающейся .тишине молчания дуна зксдебна лрсЕшшуться кейзречзниой ксейкой сущего." ■

Йойив Ешкаиия шее» разные аспеввв« одвд вз тt - скорбь, fesecsaOf, что гароваз бойнк XX зэке начались'с геноцида армян» поэтову зознкйноваянэ соответствующей еиу т'зиг я й'скуестве было ваноноиерно. С оо&даямя тэвдкда Ш5тода связано йоявлениё аарткЕ "Последнее посещение &хтайараи0 ®Sep-3opres, "Дорога» Bocrto-аиыааяе poíK99Jí9jfwc ■ .Своеобразие т еостои® г той» чге Мтшс, тщательно иаугавввй декувзнтзяьгшэ иотешшг» эиавшжй. раесаазк оч#-водззе в в®рву© «даредь своих родителей я сельчан /Дкадяурр где родяжоя художникt быв оейоваа^ересейеицаии-бевещайа/,'отказы* ' ваеяок ой нзобравения-убнйц'ю ¿г'аюхеяякй» иек это било характерно джк армянского искусстве IX века»' - _ Ч' - •/. \

Меирзззойдешый «taosep .кокхокогнчэекввг состояний,, Аветисян явходие в вологве иДорог8<, Вееяоккнаяк« родягеяей" атру худокест-ааяЕой усЕозлоста» еачетаюаей ажзспксаый трепет мерцатей фактура к сочти свуамтурво® обобщение шгасадива фагуРо юпонинёпцвх -" обкатанные валуны.-Молчание зкаЕщаш^'подверзвшей голову рукой, s 8тсй йаргвка « это. коячвииа 'человека s окаиегезшего. от горя ,'н охорбк. Она аонет быть екагожой sscpto» Отголоскам этой скорбя проашзунг к ввкотордо'лорзрездй!до?£Ш$№|> какке каз бакенщик ГеЕоргй0 "Портрет аэдакг двойной Еортрве "Кон родители", в аолча-ния которая спрессована драма кяэажи - . \ . 'v

"Поежедкез посещение Axsasápa"дань нанято покинутой заняв отцовV. Сзоеобравнак ясториэка мкаяеняя Uhhscc Аветисяна становятся память к бав& об'утрачзякок огроикои пласте культурыt который неэтдеяте os эвшяй к природы Западной Аркении. Чем, если

2У.

я® носяальгкей, «сжнс обаязнигз. згедот. ччоос^ггаг* Mxhsw о гель лкЗшсге "«и кудожше 3ccsbks»ss аясдаэ, зжгазгнэтг г; хс^сряк стаз год Я0взд01Ш0и Арам: Яря зо«и чгэ еда ззтг з Аряе-

ахи» s другой я А«ер»кз, даже автора* *-гзр*гк из: •^.огэафг'" оягзгдЕОь

С20ЖЯ.

Уроженец Вана, Адоял з 15 л»? был огэрзек os редань,. ¿ж». зэ:?о Западная а?кэя«я, ае пряроде я ауяъзург Зыля ярвзвозрвмеякны, б« лая кстачкквон 5вйрчеот si пронизывающей 9?<г яоозальгик. Адояа пк-сая, чго «:eoso о «агерьа ходил з ярак Сурб /Сз, Kpsoss/ sa оозро-29 Ахгакар а о малых ле5 зосхяяадсп 8?э укгз?вль2кнк реягьефЕкк, йгкас •ses» воо-орраяоя отвм храиоч, рельеф косорото оя иадкрувз з'Йос лед-иен лооекваия Ахмиара", яо угз гольяз по зевпроковедзет«*.

Сблякае? Адэяаа и Авегисяяа я отловен«® s чзгеря, з «осорой обе иеяяг ке яояыю »ровное родство, яо s духозяссэз натура» Рисунок Адс-яка ®Мать яудохнияа Visse/ перэдавз зозвкзеяяый сбрее *е?вдккы, s гге^ заг которой зеотыл немой волроо кеалняо сграадузях, se яогорнВ зег ойге?а» В глазах азетясянозокой №Армеаяии/19?2/ «ого - яеасй? :-:о уае sryssîfi зопроо.- Обяануюш оввгаяеса оэрдце ввреозазюсх дьгаагь к яэ сзаяа счастливой х свободной оуд&ба хакего зарода - воз чяо пргаамг Мякао в своз (5 актопионей "книге скорби™ »

3 заклячеииц подчеркивается иизяа о зоы, чяо ifeao Авзткояи язва жт не впервые » история армяконого «сяусояэа о зедосягаеиой sae-я*абвоо*ъю я худоаеотшгаой силой зопгогил образа срагячеояой гягквге-ной коллизия, раскрывая их в иазвгорая "сущего" х его реалтен» яо справедливому замечания Э.В.Гайфедаяи«- sso "рвалвзм, вгремяяиЯвя быть отточенный дт символа"о Творчеств* Авегисяка обяарузяэаея экзистенциальные че^ты аотропологкчеокою я^лзкеаг s эя&оз?* ч'здог*-«a s мирв одикочеси » ощущение*, что "отрадавяе - яапрг.геааейвяЕ,. яичайшая реальность ынраи /0.Уайльд/« Груз онтологической усгаяссяе з ряде работ о образами крестьян /"Мои родители1", "Расчесывание вар-стии, "Ожидание"/, художника /иПокойлп "Оплакивание"/о коилоэадж

с одно!» 'фигурой /"Отднхаодап", "Сон"/ становится символом социально!'! стагнации. Правда жизни, отраженная Минасом,, оказалась не соответствующей "правде жизни" социалистического реализма, ока поведала о безмерной глубине тектонического духовного и душевного надлома человека в эпоху застоя.

Вместе с той реализм творчества Аветисяна раскрывается и в категорий "долкшго", что зыводйт его произведения за пределы только "опознания" современной действительности.

Идея красоты органично связывается живописцем с нравственными идеалами. Красота таится не только в природе, она присуща образам сострадания, милосердия, чуткой души* человеческого достоинства. Красота "Девушки с платком" - это прежде всего "осанка духа" /выражение П.Д.Корина/« высокий уровень самосознания личности, явившиеся з пластике женской фигуры. • •

Видп миссию искусства з гом5 чтооы "обогащать людей духовно? Минас Аветисян создает определенную духовную атмосферу» Его герои нивут "высшей жизнью" в творчесних состояниях. Ото очень важно» До того как В.ИоВернадскиЯ заговорил о ноосфере, В.В.Кандинский утверждал, что духовная атмосфера ".«.подобна воздуху, который также может быть чист или наполнен разними сторонними злеиен-тами".

Духовная работа, осуществляемая человеком в сосредоточенном уединенном созерцании, заметна в произведениях Аветисяна ужа в . начале 60-х годов и она опережает приход в советское искусство размышляющего человека, который исследователи относят к середине 60-х годое /"Автопортрет на фоне Арарага", 1960/.

Характерны ш существенны при зтой двухфигурные конггозицик с безмолвными диалогами персонаней, где духовное самосозерцание происходит уяс с учетом "д: •.того" «-их "мезеду".становится носителем духовной событийности /''Встреча", 1964; "Воспоминания, Т9?3; I. 3, Кандиле к г";. О духовном в искусстве. Л.,Т??С, с.5"

"Чтение Наренаци" я др./. Художник программно утверждает диалогические отношения не только з природе, они необходимы людям. Чтобы познать себя, человек должен отразиться в -"'другом", то есть "другой3' необходим нак для существования, так и для самопознания, открытия сзоего "я"„

Во зсех случаях подчеркнут внебытовой характер общения, передана сложные психологические состояния, трудно поддающиеся элементарной дифференциации, но наводящие зрителя на разиниления о том„ "что есгь истина" и "что есть человек",

Глубокие суждения художника о жизни воплощены в его изобразительной поэтике, особенности которой были предметом исследования на протяжении второй и трезвей глав. Рассматривалась семантика ¡.реднетных мотивов з образной структура произведений, таких как книга, окно, пламя оветильника, хлеб, дерево, положение рун персонажей, а так же непредкетных, к коим относится котив молчания зо всем его многообразии смысловых аспектов.

Особое внимание уделялось анализу лежащей в основе композиционного мышления «„Аветисяна образной геометрии, ритмической логике, благодаря которой и осуществляются межпредметные диалогические овязи. Такое внимание вызвано тем, что экспрессивность произведений живописца выводилась преимущественно из одного только цвзтао Но, как существует "цвет образа" /выражение А.А.Каменского/, гочно также существует и "композиция образа", "пластика об-раза,!9 "ритм образа", "фактура", чоторые имею? свою дол» участия в изобразительной структуре, располагают своиии метафорическими ■ зозксжяостяия.

В связи с вопросом становления изобразительного стилй V.Аветисяна указивалооь на сходство Некоторых его ра^от с проязгодеки-яма евройвЙсМХ мастером «апряиеЪ определеннее сходство асан® вздв^ь; ссяЪйММ'-я р'исуноя из айьоома /1961/ и "Реквием" Азетк-

еяка с "МузкнзР" к и£енв.6«'* Mewjocat фигуру в вС*арс8 пекарне" ' /1370/ к ваекзмзсауь *5зру к& £ер?£09к/Ш1Д '"ХудокЕййаи/19бВ/ z вурязего ¿куй/1895-1800/ Сезанна» "Девушку о ала--

'л;ок"/1956/ и лаку xs ¿езаяяовэкой каргякы "В Еоинаг8хя/нач.1860Л 5-Во5речуы/1955/ к кД2г сестры* Сзкдаяяеи/1902/ Пикассо» фигуру а '•'Пеку-.1 isa^vxs&b/ зс *Ья<№.и/1Ъэг/ Гогека» Ояйвчваы бык:* я а?кз«ораб оЗеда принципы, зек или иначе с«&-двзахвил у. р&Ске:; йяшс-е к зооходещйз я араяяокой срадкавекозой градяцккь ошге^сксьу .¡ой-уоствуч Ярогореяеесгнсу.

йзксе »ятсвеазге гвоучееьва Кияаеа Аветисяна к "оршн*кзу" v усисхнзнкс»;у рефзоазяаЯ чехсззяе XX зэка» свкдательстауег с жэла-:■№; не у^рггик. аелосгксвгй икра, ясности иравзгвеано-

sssesjreeoKSEX вдв&ьов s. с проодсяеквк советского вяфваогяческого соззат * лоаьэу общвгукеиастйческих ценностей.

Публикации ас яеме дкссвргаца»;

I» Вбсаскойьаа кокк 3.Йагбекяна «-Литературная Авкения", 198б„й5 ^ 2о Худояшк "psscyes1' виишвуо-Советгкак арвеог8 1986» К?7 г»/3

Зо Изобразительная кеггФора в реезшстичсскоа пленере Л.Коджояна.-

Совегаках аргезг, I9S5, К>9 £ Л- • ■^о Выажг в сват. Рецензия ка альОовы 'Третоо Хандлян" к Трафике

Кйнасе Аветисяна"„-Советакан арвест, 19881 й>2 С,J а, . _ S« Лэгкэвздения Минасг Аввтисяиа в Государственной картинной га-

лэрее Армении, Буклет. М.,1988 Or Z а- - /— -6„ Г»Гж'о?яе /Дистто/. Буклет Ереван, 1988 О,/ ?„ CooSeasocsir. изобразительной позтиви в творчестве Ада Габриэ-

ляКс Е производствес Издание PKFA, Ереван. Q. g <г -8. Каргика Брзавда Koveoa "Ужаск войны1*«.- Латературнзя Армения.

В производстве. с>, <j ~ . ■ 5. Посзкщзние матери" ммнаса АБетисянао /К вопросу об особенностях ассоцкаькЕкс-симвояичвсуой образноств в творчестве художнике,..- Арагасто В производстве„ г? 3 а_ -