автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Мир детства в русской православной традиции

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лаза, Валентина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пятигорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Мир детства в русской православной традиции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лаза, Валентина Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ДЕТСТВО В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ

§1. ДЕТСТВО В ХРИСТИАНСКОЙ КАРТИНЕ МИРА:

ОТ АПОСТОЛОВ ДО ИСИХАСТОВ.

§2. ОБРАЗЫ ДЕТСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

ДО XVIII ВЕКА.

§3. ИДЕИ ДЕТСТВА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ

ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА.

ГЛАВА II. МИР ДЕТСТВА В УСЛОВИЯХ РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

§1. ДЕТСТВО В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ и

ПРАКТИКЕ. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО

РАЗВИТИЯ.101

§2. ИДЕИ ДЕТСТВА В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ

ТРАДИЦИИ.133

§3. ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗАМ ДЕТСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСТСОВЕТСКОГО

ПЕРИОДА.172

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Лаза, Валентина Дмитриевна

Актуальность темы исследования. Обращение к проблеме формирования образов и идей детства в русской культурной традиции вызвано кардинальным изменением общественного развития, которое произошло в нашем государстве в 1990-е годы.

Коммунистические идеалы и морально-этические нормы не выдержали проверки временем, а исторически традиционная для России мировоззренческая и методологическая база утеряна. Современная наука о воспитании оказалась вследствие этого в идеологическом тупике. Происходит разрушение демократически единой и доступной системы образования. Все это привело к возникновению нравственного вакуума, в котором, прежде всего, оказались дети и подростки. Поэтому, необходимость обращения к православным образам детства обусловлена поиском путей выхода из сложившегося духовного кризиса, который, в частности проявился в особенностях современной субкультуры детства.

Сейчас мы оцениваем подрастающее поколение с точки зрения неразрешимых проблем, вставших перед нашим обществом. Это неспособность увидеть смысл своего земного бытия, отсюда безнравственность, пьянство, наркомания, преступность, не желание учиться и работать, детский суицид.

В XX веке произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это коренным образом повлияло на современную субкультуру детства, поскольку именно в семье происходит формирование личности. В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую деятельность. Они, прежде всего, были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. В современной семье дети - прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. А это дает возможность "продлить детство".

Но в то же время происходит процесс отчуждения взрослого общества от детей, который обусловлен сложившийся системой разделения труда в области воспитания и образования. В древности процесс воспитания был жестко детерминирован теми необходимыми поведенческими актами, нормами, которые обеспечивали существование социума. Однако по мере общественного развития, дифференциации и специализации видов общественной деятельности функции воспитания переходили к специальным государственным учреждениям, что привело к известной потере общественного контроля за развитием детства. Практически оказалась нарушена та основная среда социального созревания, которая является главной основой функционирования детства. Мы как-то забыли, что школа (в широком смысле) возникла и сложилась в качестве дополнения к тому, что давалось, в прежние времена, семьею и Церковью.

На протяжении многих столетий главной идеологической формой в России было Православие. Оно являлось основой государства, общественного уклада, семьи, быта, воспитания и образования. Понятие о детстве и его образы формировались на фундаменте христианской антропологии, данной в учении Отцов Восточной христианской церкви. Такое понимание было органично для всего русского архетипа и не противоречило традиционной ментальности. Известно, что социальная или культурная среда является устойчивой, если в течение многих поколений передается основной фонд умений и представлений. Прерывистый характер передачи необходимых знаний, напротив, свидетельствует о нестабильности, неустойчивости данного этнического, социального, культурного образования. Для того чтобы сохранить себя как нечто цельное, России необходимо обратиться к своей традиционной религии и морали, признать христианские ценности базовыми в процессе формирования образов нового поколения. Поэтому идеология России нового столетия не может формироваться вне Православия как идеологической формы. Следовательно, актуальность данной работы в утверждении православного нравственного идеала формирования детства.

Возродить православные традиции в условиях, когда фактически потеряны три поколения их носителей, очень сложно. Очевидно, что одним из необходимых условий этого возрождения должно быть детальное изучение православных образов и идей детства, которые сложились в нашем обществе в процессе развития основных принципов христианского воспитания и образования.

Степень разработанности проблемы. Изучение темы детства в данной работе логически начинается с творений апостолов и святых отцов церкви, с тем, чтобы, проанализировав структуру личности в свете христианской антропологии, определить основные направления воспитания ребенка в нравственном духе Православия. Справедливо заметить, что они носят в основном богословский характер, но нельзя отрицать их натурфилософской направленности. Хотя в области антропологии святоотеческая мысль не дала нам ясного синтеза и аппарата формулировок и понятий, но в ней, несомненно, присутствуют ценнейшие элементы учения о человеке. На основе этого утверждаются ключевые принципы человеческого бытия и место в нем детства. Это, прежде всего Послания и Деяния апостолов и евангелистов, а также творения св. Григория Нисского,1 преп. Макария Великого2, Иоанна Златоуста,3 Василия Великого,4 аввы Дорофея5, Иоанна Лествичника,6 Немесия Эмесского7, Григория Паламы8 и других.9 Огромное значение при изучении трудов святых отцов и исихастов в дан

1 Григорий Нисский. Об устроении человека. - "AXIOMA". - СПб. - 1995. - 158 с.

2 Добротолюбие. - T.I. - М,- 1895. - Репринт. - Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 1992. -С.153-276.

3 Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. - СПб. - Изд. - С. - Петербургской Духовной Академии. - 1902. - Репринт. - Изд. Московского Патриархата. - 1991-1993.

4 Свт. Василий Великий. Творения. - 4.I-IV. - М. - 1845. - репринт. - М. - 1994.

5 Добротолюбие. - Т.Д. - С.599-642.; Преп Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -1900. - Репринт. - Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 1990.

6 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. - Сергиев Посад. -1908. - Репринт. - Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 1991. - 273 с.

7 Немессий Эмесский. О природе человека. - Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. - МГУ. - 1996. -203 с.

8 Свт. Григорий Палама. Триады. - М. - 1995.; Добротолюбие. - T.V. - С.477-482.

9 Добротолюбие. - T.I-V.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992. ной работе имеет фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна) "Антропология Григория Паламы.

Основы понимания человека, заложенные Святыми Отцами, были восприняты на Руси вместе с Восточным христианством и получили дальнейшее развитие в Словах, Посланиях, Поучениях иерархов Русской православной Церкви2 и князей-просветителей3 и имели не только теоретическое, но и практическое значение. Именно в их мы находим первые идеи детства и стремление распространить православные идеалы через образование и воспитание детей.

В самом общем виде значение Русской Православной Церкви для образования лаконично и емко выразил в своих трудах А.В.Карташев.4 Карташев, как и другой известный историк церкви П.В.Знаменский5 выделяют мировоззренческую основу сферы образования. В этом ключе "церковность" не означает непосредственной принадлежности к церкви - общественному институту, а выявляет глубинные основания, пронизывавшие и структурировавшие пространство российского менталитета.

Фундаментальные работы русских философов и педагогов В.В. Зеньков-ского6, И.А.Ильина7, Н.И. Пирогова,8 С.А.Рачинского9, Н.Д. Ушинского,10

1 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы,- М. - "Паломник". -1996.- 500 с.

2 Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский История Русской Церкви. -Кн. 2-4. - Изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - М. - 1995.

3 Нечволодов А. Сказания о земле Русской. - Репринт. - "Русская энциклопедия". - Кн. 1-2. -1991.

4 Карташев A.B. Очерки по история Русской Церкви.- М. -"Терра". - ТТ.1-П,- 1993.

5 Знаменский П.В. История Русской Церкви,- М. - Изд-во Крутицкое Патриаршее подворье. -1996.

6 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М.- Школа-Пресс,- 1996,- 223 е.; Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург. - "Деловая книга". - 1995.- 347 с.

7 Ильин И.А. Путь к очевидности. - "Эксмо-Пресс". - М. - 1998.; Ильин И.А. Путь духовного обновления. - Ук. сб. -М. - 1998.

8 Пирогов Н.И. Быть или казаться. - Избр. пед. соч. - М. - 1993.

9 Рачинский С. Христианское воспитание детей. - М. - Синодальная типография. - репринт. -1905.-М. - 1993.

10 Ушинский К.Д. Собр. сочинений. - М. - Педагогика. - 1988.

К.П.Победоносцева1, в которых проблемы детства, семьи и воспитания находят свое философское осмысление, до сих пор остаются в полной мере не "открытыми", не освоенными. Более того, идеи детства таких значительных мыслителей как A.C. Хомяков2 и И. В. Киреевский3, вообще не введены в научный оборот.

Православные идеи детства рассматриваются в данной работе в сравнении с марксистским учением о человеке и практикой формирования "нового человека" в советский период. В связи с этим рассмотрены труды Маркса, Энгельса4 и Ленина5 посвященные данной проблеме, а также постановления Советского правительства и решения съездов КПСС6 относительно идеологических проблем воспитания и образования. Для более полного критического анализа были привлечены различные учебно-методические указания советского периода.7 Представляется в этой связи уместным заметить, что в советский период преобладала оценка, примитивизирующая воспитательно-нравственную роль церкви в процессе формирования идей детства в русском обществе. В российской философской литературе нет специальных работ, посвященных заявленной теме. Однако, в ней рассматривается другой круг проблем, но тем не менее имеющих отношение к этому вопросу. Поэтому мы полагаем целесооб

1 Победоносцев К. Народное просвещение. - В сб.: Опыты православной педагогики. -М. -1993.-С. 32-38.

2 Хомяков A.C. Об общественном воспитании в России. - В сб.: О старом и новом. - М. - "Современник". - 1988. - С.222-238.

3 Киреевский И.В. Записка о направлении и методах первоначального образования народа в России. - В сб.: Критика и эстетика. - М. - 1979.; Киреевский И.В. Записка о преподавании славянского языка совместно с русским//"Человек". - 1998. -№2. -С.148-153.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - ТТ.3,4,16,47.

5 Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 10. - С.356-357.

0 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. - М,- 1970,- Т.2.-С.48.

7 См.: примерное содержание воспитания школьников. Под ред. И.С.Марьенко,- М.- 1984.-С.38-42; Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.* Избр.пед.соч.- М,- 1981.-Т.З.- С.208-213; Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. М,- 1979; Болотина JI.P., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах.- М.- 1978; Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории ,-М.- 1981; Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории,- М,- 1982; Горелин Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. Из опыта работы,- М,- 1986. и др. разным дать его краткую характеристику, поскольку на его фоне будет лучше видна рассматриваемая нами проблема.

Сегодня мы наблюдаем качественное изменение детства. Это касается и общих календарных границ детства. Их важно установить для того, чтобы определить ту возрастную группу о которой пойдет речь в данной работе. По мнению некоторых исследователей, за последние 100 лет, на глазах трех-четырех поколений, верхняя граница детства сместилась с 11 до 17-18 лет'.

Другой известный современный православный педагог священник Анатолий Гармаев удлинил детство до 24 лет, называя возраст от 12 до 24 лет последним этапом нравственного возрастания ребенка2. Но детство в истории не просто «удлиняется», оно содержательно и структурно перестраивается по мере включения в него все новых возрастов.

Другие ученые, вслед за Зеньковским, предлагают четырехчастное деление всего пути взросления на первое или раннее детство (до 6-7 лет), второе детство (до 10-11 лет), отрочество (до 16 лет) и юность (примерно до 19-21 го-да).3К началу 1980-х гг. применительно к детям и подросткам в мировой литературе существовало два полярных подхода, первый из которых можно назвать натуралистически-онтологическим, а второй - социальным конструктивизмом.

Первый подход заключается в том, что свойства молодости или юности имеют своей основой закономерности определенной фазы онтогенеза, более или менее универсальный набор процессов, связанных с половым созреванием, социальным самоопределением и т.д. Здесь подрастающее поколение как группа и молодость, как стадии жизненного пути обладают определенной онтологической реальностью, и задача науки заключается в том, чтобы свойства этой реальности описать, систематизировать.

1 Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Культурно образовательный статус детства// Социалистические исследования,- 2000.- № 4,- С. 59.

2 Гармаев А., священник. Этапы нравственного возрастания ребенка // Христианский собеседник,- 1998- № 43,- С. 35 и сл.

3 Рогозянский А. Хочу или надо? (О свободе и дисциплине при воспитании детей).- "Знаки",- СПб.- 2001.-С. 150.

Эту модель академик И.С. Кон назвал натуралистической потому, что в центре внимания здесь находятся некие онтогенетические универсалии, а все остальное - только специфическая форма проявления их1.

С точки зрения социального конструктивизма, напротив, подрастающее поколение - это социокультурная категория. Термины и понятия, в которых наука и обыденное сознание описывают поведение и мотивы детей, подростков, юношей, производны от того, как общество определяет их социально-возрастные границы, какая система возрастного символизма существует в данном обществе и как она, в свою очередь, связана с особенностями его социальной структуры. Возрастные категории - это своего рода нормативные определения культуры, которые задают людям определенную модель поведения. Все это позволяет говорить о возникновении современных понятий детства и юности.

Не будет преувеличением сказать, что нынешнее поколение православных в России учится воспитывать детей по книгам. За десятилетия духовные основы семейной укладности были подорваны, и этот трагический надлом в немалой степени определяет как сегодняшний, так и завтрашний день нашего религиозного воспитания. Поэтому особую тревогу внушает общая скудость и однообразие современной литературы для родителей и педагогов, в которой почти полностью отсутствует философское осмысление проблемы православных эталонных образов детства. В большинстве своем это простенькие брошюры о том, как привести всю семью от мала до велика к общему знаменателю. Как правило, редко кто из авторов решает такую задачу, как различение детей по возрастным периодам и типам. В итоге все рекомендации даются в отношении некого несуществующего среднего ребенка. В работах практически отсутствуют опытные примеры, подтверждающие высказанные гипотезы. Поэтому православную педагогику не принимают всерьез, считают несуществующей,

1 Кон И.С. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии.-1990.- № 5.- С. 12.; Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М. - Просвещение. -1989. сводящейся к морализму и сентиментально-напыщенным рассуждениям. Тем не менее, есть ряд авторов, которые в своих работах дают глубокое и целостное теоретическое понимание педагогики как области христианского знания. Это, прежде всего, Л.В.Сурова1 и А.Рогозянский,2 а так же С.С.Куломзина3 и сестра Магдалина.4 В связи с этим автор делает вывод, что заявленная проблема изучена фрагментарно, а главное, по ней отсутствуют концептуальные работы.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования является детство в русской православной традиции как социальный, философский и культурный феномен.

Предметом исследования является мир детства и его качественное изменение в различные исторические эпохи России.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы - исследовать мир детства в русской православной традиции и влияние на его формирование христианской антропологии.

Для достижения этой цели потребовалось:

1. Проанализировать структуру личности в свете христианской антропологии, данной в святоотеческом учении, с тем чтобы определить место детства в христианской картине мира.

2. Обратиться к миру детства в русской православной культуре после принятия христианства на Руси и проследить пути распространения нравственного христианского идеала в обществе через воспитательную деятельность Православной Церкви.

3. Воссоздать образы детства, рожденные русской религиозной философией и идеи православной педагогики конца XIX - начала XX века.

1 Сурова Л.В. Методика православной педагогики.- Фонд "Христианская жизнь". - Клин. -2000. - 63 е.; Сурова Л.В. Православная школа сегодня. - Изд-во Владимирской Епархии.-1996.-595 с.

2 Рогозянский А. Хочу или надо? (О свободе и дисциплине при воспитании детей).- "Знаки",- СПб.- 2001,- 190 с.

3 Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - М. - "Мартис".-1993,- 200 с.

4 Сестра Магдалина Мысли о детях в православной церкви сегодня. - М,- 1993.-48 с. и

4. На основе критического анализа произведений теоретиков марксизма-ленинизма и методических разработок советского времени оценить идеи детства, выросшие из коммунистической идеологии, и их место в деле формирования "нового человека".

5. Используя данные социологических исследований, проанализировать новые образы детства эпохи либеральных реформ с точки зрения православной традиции и определить пути возрождения традиционных православных идей детства в современной России.

Методологические основы исследования. Методологическим основанием представленной работы являются основные концепции философии культуры и философской антропологии. В связи с тем, что работа имеет междисциплинарный характер, используется историко-генетический метод так как образы и идеи детства рассматриваются в процессе исторического развития общества и государства. На конкретных этапах исследования применяются компаративный и системный подходы в силу того, что основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

Научная новизна работы определяется тем, что предлагается философское осмысление проблемы формирования образов детства в русской православной традиции, чему ранее не было уделено должного внимания в современной философской мысли. В содержательном отношении научная новизна заключается в том, что:

• выделены основные духовно-нравстенные и сакральные ценности, присущие детскому возрасту: чистота и цельность детской души, проявляющиеся в гармонии внешнего и внутреннего, сердечная вера;

• намечаются новые подходы к анализу феномена детства на различных срезах отечественной истории: от начала распространения Христианства на Руси до конца XX - начала XXI века.

• вводятся в научный оборот работы русских религиозных философов по проблеме детства и православного воспитания и образования: A.C. Хомякова, И.В.Киреевского, Н.И.Пирогова, В.В. Зеньковского;

• определяется укорененность идей детства в трудах русских религиозных философов, в святоотеческом учении и христианской антропологии.

• предлагаются пути выхода из современной кризисной социо-культурной ситуации, в которой оказалось новое поколение россиян;

Положения, выносимые на защиту:

1. Образы детства в святоотеческом учении формировались под воздействием христианской антропологии и основывались на вере в чистоту детской души, ее приближенности к Богу. Как такового детства в современном понимании этого социального феномена в раннехристианский период не существовало, но было понятие младенчества как эталона сердечной веры и непорочности.

2. Тайна детской веры не доступна рациональному осмыслению, но очень многое зависит от впечатлений детства, воспитания совести и воли к добру. Согласно христианской антропологии, человек - это, прежде всего образ и подобие Божие. Образ ребенок получает от рождения, и он остается в человеке на всю жизнь. Уподобление же зависит от жизненных устремлений и является актом воли.

3. Понимание детства с точки зрения христианской антропологии было воспринято на Руси вместе с восточным христианством, стало традиционным и не противоречит русскому культурному архетипу. Это обусловлено распространением образования и грамотности через византийскую книжность, культуру, государственность.

4. Хранителями православных идей детства в периоды кризисов и распространения чуждых идей Просвещенчества и Реформации в России XVIII века, являлись патриархальная семья и крестьянская община.

5. Русская религиозная философия формировала идеи и образы детства на основе святоотеческого понимания человека, христианской антропологии. Принципы воспитания, разработанные русскими философами, призваны были распространять христианский идеал в обществе. Подлинным идеалом, качественно отличающимся от различных человеческих мерок, является Христос.

6. Коммунистический идеал "нового человека" не являлся стержневым структурным элементом существования человека и общества, не обладал духовным началом, этим объясняется крах советских идей детства как в теории так и на практике.

7. Детство - живое, непосредственное, не обремененное взрослыми суждениями, уходит из жизни современных детей. Тем не менее, по критериям социализации, оно непомерно удлиняется. Не только молодежную, но и детскую субкультуру можно характеризовать как контр-культуру, существующую в оторванности от мира взрослых в противостоянии ему.

8. Обращение к проблемам детства, возвращение традиционных православных методов воспитания основанных на аскетических принципах, где внутреннее преобладает над внешним, является важным условием выхода России из духовно-нравственного кризиса.

Практическое значение диссертации состоит в доказательстве тезиса о важности и необходимости использования православной традиции в формировании подрастающего поколения. Детство является одним из самых устойчивых носителей традиций и в то же время самым уязвимым этапом жизни в период кризисных ситуаций в обществе. Поэтому практическое использование выводов и рекомендаций исследования возможно по следующим направлениям:

• в учебно-методической деятельности при разработке курсов и спецкурсов по философии образования и философской антропологии;

• в формировании методологической базы православной педагогики, распространении ее идей, как традиционных, на общее образование;

• для практической деятельности работников педагогической, социальной и психологической сфер;

14

• в процессе воспитания и образования на всех возрастных уровнях;

• в поиске путей выхода из духовно-нравственного кризиса и возрождения традиционных отношений между детьми и родителями на основе православного мировоззрения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором на Первых Феодосьевских образовательных чтениях, г. Ессентуки, июнь 2000 г. и Вторых Феодосьевских образовательных чтениях, г. Минеральные Воды, август 2001 г., на IX Рождественских чтениях, г. Москва, январь 2001 г., на международной конференции "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру", г. Пятигорск, сентябрь 2001 г. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета. По теме диссертации опубликовано 5 статей общим объемом 4 п. л. Теоретические выводы диссертации были использованы при написании учебных пособий "История церквей Кавминвод" и "Древнейшая история человечества" (приложение к учебнику "История Древнего мира"), и используются в практической деятельности автора в Свято-Никольской Православной классической гимназии города Кисловодска.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, и заключения. Общий объем - 216 страниц. Список литературы включает 201 наименование.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мир детства в русской православной традиции"

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1 .Христианская традиция, основываясь на антропологическом понимании единой природы человека, выделяет детство, лишь как период духовного возрастания, не очерчивая четко его временных рамок. Таким образом, по отношению к Богу всю православную традицию можно определить как мир детства, "младенчества во Христе".

2. На основе аскетической теории и практики, сложившейся в монастырях, были сформулированы основные правила воспитания и образования. Воспитание веры, раскрытие совести, формирование воли к добру начиналось с младенчества. При этом христиане не забывали о духовно-телесной природе ребенка. Обращали пристальное внимание на все главнейшие силы его души: на ум, волю и сердце.

3. Главная тайна христианского детства в том, что это самая святая пора жизни, и, тому, как появляется и растет нравственности и вера, никто не может найти полного объяснения. Но многое в жизни человека зависело от того, насколько его детство было наполнено впечатлениями веры, насколько была открыта его совесть.

4. В русской православной традиции детство составляло небольшой, но очень важный в духовном и нравственном отношении, период в жизни человека. Впечатления детства складывались в тот фундамент, на котором строилась вся народная жизнь, как быстролетное детство вечности. Так как от принятия христианства, русский народ сохранил свою детскую душу и ощущение бого-сыновства. Он на протяжении многих столетий оставался "младенцем во Христе". На свой лад воспринимая впечатления всего окружающего, оставался "тысячелетним ребенком", близким к матери-земле. В его душе, не смотря на всесокрушающую работу времени, не изгладилась та восприимчивость, с какой смотрит дитя на расстилающийся перед ним простор Божьего мира.

5. Основными носителями и хранителями православных образов детства являлись православная семья и община. Благодаря этому фундаменту, который не смогли поколебать даже Петровские реформы, стало возможно духовное возрождение России во второй четверти XIX века.

6. Образы детства, веками формировавшиеся под воздействием Православия в традициях русского народа, воплотились и получили дальнейшее развитие в идеях русской педагогической мысли и религиозной философии XIX -начала XX века. Особое значение в деле распространения православных идей детства в русском обществе, имела деятельность и труды А.С.Хомякова, И.В. Киреевского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, И. А. Ильина, В.В. Зеньковского и других. Философско-педагогическое наследие многих из них незаслуженно мало изученное, может стать основой для духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

7. Сегодня мы способны осознать плоды наших "успехов" в строительстве нового человека. Даже беглый анализ истории социалистической системы народного просвещения свидетельствует о трагичности достигнутой трансформации общественного и индивидуального сознания. Поэтому сегодня мы оказались в ловушке сознания, - видимости человеческого обличья слов и людей, так как нами не осознается несоответствие формы и содержания слов и понятий в результате исторической подтасовки, произведенной тремя реформами школы.

8. Без христианства никакого "нового", а тем более "лучшего" человека вырастить так и не получилось. Авторитарная идеология не только не закалила, но обессилила народную душу, так что это по ее вине большинство наших сограждан, сбросив с себя узы "советской морали", остались без всякого нравственного и духовного стержня, добровольно отдав себя в рабство еще более примитивных идеалов и ценностей. Таким образом, репрессивное воспитание формировало с одной стороны тип убежденного революционера, который положит всю свою жизнь на то, чтобы разрушить основы ненавистного для него режима. А с другой стороны, податливого до аморфности, пассивно принимающего все, что решат и предложат ему, молодого ленивца, человека без внутреннего стержня, энергии, интереса к окружающей жизни. На фоне этого, в 30-е годы, начал распространяться культ молодости, приведший к инфанти-лизации общественного сознания и всей духовной культуры страны и ее народа. Именно начавшаяся работа над Эго, после провозглашения лозунга "Детям - счастливое детство", привела Россию к нынешнему нравственному вакууму. Состояние счастья в контексте такого понимания - это состояние Эго-удовлетворенности, характерное для современного поколения "мне". Поэтому, можно сделать вывод, что коммунистическая идеология, в области образования и воспитания, подготовила реванш гедонизма в России постсоветского периода.

9. В конце XX века потерпела катастрофу не только семья старого типа, но и семья вообще. Она находится в состоянии мучительной агонии, разложения заживо. Современная семья не в силах полноценно выполнять свои функции социального института и почти полностью исчезла "домашняя школа". Вследствие этого происходит формирование так называемых инфантилов - детей и подростков с искусственно заторможенным в современных малодетных семьях процессом взросления. Рухнуло традиционное вековое патриархальное мировоззрение, на котором тысячу лет держалась Русь и которое давало людям силу переносить тяготы войн, ужасы террора, бесконечные бедствия. В результате деидеологизации общества произошла деморализация, дезинтелектуали-зация, пато-психологизация масс, то есть тотальное оподление, оглупение, остервенение. Минимизировать это зло в современных условиях способна только школа, основанная на традиционно духовных приоритетах. Но единый процесс образования оказался расколот, а его духовная сердцевина - воспитание - принесена в жертву сиюминутным интересам. Последствия принижения воспитательной, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодежи. Поколение оказалось обделенным нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщиться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

10. Истоки нынешнего духовного кризиса общества и причины нравственной несостоятельности современного юношества проистекают, прежде всего, из отсутствия у большинства людей практической и живой связи между религиозным знанием и даже верой с соответствующим образом жизни, а также из недостатка какой бы то ни было религиозной мотивации решений и поступков. Они кроются в прерванной трансмиссии поколений, забвении и отказе от вековых традиций Православия.

11. Для того чтобы воплотить в жизнь православные идеи детства в современной России, прежде всего, необходимо сформировать культурную среду и обеспечить детям всестороннее педагогическое участие, в основе которого будут положены основные принципы православного образования и воспитания. Это, прежде всего, христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, опережение морально-нравственным образованием рационально-нравственным образованием рационально-информативного, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования и православного образа жизни.

 

Список научной литературыЛаза, Валентина Дмитриевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Авелизопулос А. «Сей род лукавый» // Православная беседа. 1993. -№ 3. - С. 30.

2. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М. -Паломник. - 1996.- 500 с.

3. Архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение.-Париж. -1957. Репринт. - М. - Изд. Свято-Владимирского братства. -1993.-428 с.

4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Великие христианские праздники. -СПб. 1997.

5. Архимандрит Платон. Православное нравственное Богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1994. - 206 с.

6. Антоний Великий. Наставления. В кн.: Добротолюбие. - Т.1. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. -1992.

7. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. М. - Православный Свято-Троицкий Богословский Институт. - 1997. - 138 с.

8. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М. - 1979.

9. Авдеева Н., Ашмарин И., Степанова Г. Человеческий потенциал// "Человек". 1997.-№1.-С.24 -36.

10. Ю.Бердяев H.A. Истоки русского коммунизма. М. - 1990. - 112 с.11 .Бердяев H.A. Душа России. Л. - "Сказ". - 1990. - 30 с.

11. Бердяев H.A. Самопознание. М. - "Книга". - 1991. - 446 с.

12. Бородай Т.Ю. Христианство и современная культура // Вопросы философии. 1996. - №8. -С. 140- 152.

13. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М. - 1994. - 246 с.

14. Болотина JI.P., Латышина Д.И. Методика внеклассной работы в начальных классах. М.- 1978.

15. Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории. М. - 1981.

16. Будь готов! Памятка о Всесоюзной пионерской организации имени1. B.И.Ленина. -М. 1983.

17. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. Избр. пед. соч. - М. - 1981. -Т.З. - 500 с.

18. Борисов В. Оптина Пустынь. // Наше наследие,- 1998. -№6. С. 56 - 68.

19. Благова Т.И. Соборность как философская категория у A.C. Хомякова. -Сб. статей. : Славянофильство и современность.- СПб. "Наука". - 1994.1. C.177-191.

20. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов. Сб. статей. : Славянофильство и современность.- СПб. -"Наука". - 1994. -С.77-91.

21. Воробев В. прот. Проблемы российского образования и Православие // Сб. пленарных докладов VII Международных Рождественских Образовательных Чтений. -М. 2000. - С. 132-135.

22. Воспитание детей// Отечник. Вып.2. - м. - 1997. - С.46-47.

23. Владимир Митрополит Киевский и Галицкий Азбука православного воспитания,- М. 1996. - 160 с.

24. Василевская В.Я. Н.И.Пирогов и основные вопросы воспитания. В кн.: Наша Церковь и наши дети. - М. -"Мартис". - 1993. -С. 134-149.

25. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании. В кн.: Наша Церковь и наши дети. - М. -"Мартис". - 1993. - 151 -189.

26. Варава В. Образование духа// "Москва". 2001. - №4. - С.98-105.

27. Василий Великий. Творения. М. - 1993. - Т.4. - С. 34.

28. Гармаев А., священник. Этапы нравственного развития ребенка -Христианский собеседник. 1998. -№ 43. - 127 с.

29. Гегель. Энциклопедия философских наук Т. I, Наука логики. - М.: Мысль. - 1974.

30. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии //Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 54-61.

31. Горелова Н.Г., Пивоваров Б.И. Родная история. Новосибирск. - 1995. -288 с.

32. Гвоздев A.B. Концепция "цельного духа" И.В. Киреевского.// "Человек".- 1998. -№2. С. 139-148.

33. Гончаров Ю.М. историческое развитие семьи в России в XVIII- начала XX века.// Преподавание истории в школе. 2001. - №7. - С.21-32.

34. Григорий Нисский. Об устроении человека. «AXIOMA». - СПб. - 1995.- 158 с.

35. Григорий Палама. Триады. М. - 1995. - 385 с.

36. Григорий Палама. Поучения. Добротолюбие. T.V. - 1992. - С.477-482.

37. Горелин Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. Из опыта работы. М. - 1986.

38. Дворкин А. Введение в сектоведение. Изд. Братства во имя святого великого князя Александра Невского. - Нижний Новгород. - 199. - 457 с.

39. Дронов Михаил прот. Отец психоанализа против святых отцов// Православная беседа. 1998. - №4. - С.39-42.

40. Дронов Михаил прот. Фрейдистские мифы в свете православной патристики// Православная беседа. 1998. -№5. - С.40-44.

41. Долженко О. Очерки по философии образования. М. - 1995. - 239 с.

42. Дунаев М. Плоды худые // Православная беседа. 1992. - №2. - С. 43.

43. Давидович B.E.B зеркале философии. Ростов-на-Дону. - Изд. "Феникс".- 1997.-448 с.

44. Домострой. М. -"Советская Россия". - 1990. - 300 с.

45. Данилов М.В. Письмо к приятелю, содержащее в себе краткие, но полезные и любопытства достойные для человека материи. В кн.: Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. - СПб. - "Наука". -1996. - 313 с.

46. Достоевский Ф.М. Дневники. Собр. соч. - Т. 12. - 1990. - С.44-45.

47. Достоевский Ф.М. От неверия к вере// Листки «Русская религиозная мысль». Изд. при «Религиозно-философской Библиотеке». - 1915. -№29.

48. Даль В. Письмо к издателю А.И.Кошелеву. В сб.: Опыты православной педагогики. - М. - 1993 С.39-51

49. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности.// Вопросы философии. 1990. - №3. - С.З 1-45.

50. Игнатьев A.A. Размышления о «тяжелом металле» // Вопросы философии. 1993.-№ 1.-С. 31.

51. Иоанн, митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. -СПб. 1994.-346 с.

52. Ильин И.А. Путь к очевидности. «Эксмо-Пресс». - М. - 1998.- С.671.

53. Ильин И.А. Путь духовного обновления,- В сб. Путь к очевидности. М. -"Эксмо-Пресс". - 1998. - С. 81-322.

54. Ильин И.А. Основные задачи воспитания// «Православная беседа». №1. - 1995.-С.7-10.

55. Ильин И.А. Духовный смысл сказки// «Православная беседа». 1996. -№2. -С. 14-16.

56. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. I - II. - Париж-Москва. -М. -1993.- 448 с.

57. История образования и Русская Православная Церковь. Хрестоматия в 2 частях. - Сост. Костикова М.Н.- Белгород. - 2000. - 162 с.

58. Иеромонах Серафим (Роуз). Православное мировоззрение. Изд. ИЭК. -Рига-Ленинград. - 1991. - 46 с.

59. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и «религия будущего». Алма-Ата. - 1991. - 169 с.

60. Ильин И. Трагедия русской философии. "Москва". - 2001.- №№ 3-6.

61. Иларион Митрополит. «Слово о Законе и Благодати». В кн.: Макарий Митрополит История Русской Церкви. - Кн.2. - М. - 1995. - 71-75.

62. Изучение в школе жизни и деятельности В.И.Ленина. Под ред.

63. A.Т.Кинкулькина. М. - 1980.

64. Изучение в средней школе жизни, деятельности, произведений

65. B.И.Ленина, документов КПСС и Советского государства. М. - 1984.

66. Каледа Глеб прот. Домашняя церковь. Изд. Зачатьевского монастыря. -М.- 2001.-282 с.

67. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. - №11. - С.3-11.

68. Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура // Вопросы философии. -1990. -№ 8. С. 39.

69. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Культурно-образовательный статус детства //Социологические исследования. 2000. - № 4. -С. 59-65.

70. Катасонов В.Н. Концепция целостного разума в русской философии и Православие. В сб. докладов // Христианство и философия. - М. -2000.1. C.97 -118.

71. Климантова Г.И. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения// Сб. пленарных докладов VII Международных Рождественских чтений. -М. 1999.-С.145-150.

72. Кестлер А. Цит. по: Маккена Теренс. Искусство и революция // в кн. -Пища богов, М., Изд. «Трансперсонального института, 1995, с. 343.

73. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Изд. отдел Московского Патриархата. -1993. - 230 с.

74. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии// Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Январь 2000.- С. 2 и сл.

75. Киреевский И.В. Записка о преподавании славянского языка совместно с русским// "Человек". 1998. -№2. - С. 148-153.

76. Киреевский И.В. О верующем разуме //Листки «Русская религиозная мысль». Изд. при «Религиозно-философской Библиотеке». - 1916. -№12.

77. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М. Просвещение. - 1989. - 255 с.

78. Каледа Г. прот. Задачи и формы православного образования в современных условиях. В сб.: Отцы, матери, дети. - М - Изд . Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 2001. - С. 14- 59.

79. Культура, культурология и образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1997. -№2. - С.З и сл.

80. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М. - "ТЕРРА". -1993.-686 с.

81. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т.2. М. - "ТЕРРА". -1993.- 568 с.

82. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. Т.1. - М. - 1992. -186 с.

83. Коринфский А. Детские годы. В кн. - Опыты православной педагогики. - «Молодая гвардия». - 1993. - С. 4-17.

84. Киреевский И.В. Записка о направлении и методах первоначального образования народа в России,- В сб.: Критика и эстетика. М. - 1979. - С. 383 -389.

85. Кошелев А. Нечто о грамотности. — В сб.: Опыты православной педагогики. М. - 1993 С.52 -59.

86. Клеман О. Вопросы о человеке. В кн. "Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси". М. - Столица. - 1991.- С.54.

87. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народа Листки «Русская религиозная мысль». Изд. при «Религиозно-философской Библиотеке». - 1916. - №28.

88. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. -Т.2.-М,- 1970.

89. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. -М. -1980.

90. Куракин А.Т. Воспитательные возможности различных коллективов. -В кн.: Коллектив, личность ребенка, внутренние отношения. М. -1970. - 54 с.

91. Лихачев А. Пути духовного рабства // Православная беседа. 1996. -№ 1. - С. 35.

92. Ленин В.И. Полн. собр. соч. О совмещении политики с педагогикой. -Т.10. с.356-357

93. Луначарский A.B. Основы просветительской политики Советской власти. -М. 1925. - 68 с.

94. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М. - 1976. - 382 с.

95. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. - 1982.

96. Лурье В.М. Догматические представления А.С.Хомякова.- Сб. статей. : Славянофильство и современность.- СПб. "Наука". - 1994. - С. 136157.

97. Махнач В. Антисистемы нового времени // Православная беседа. -1998.-№2.-С. 37.

98. Медведева И., Шишова Т. «Новые модели поведения» и будущее наших детей //Православная беседа. 1998. - №3. - С. 34.

99. Митрохин JI.H. Школа и религия. (Круглый стол)// Вопросы философии. 1999. -№3.-С.31.

100. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский История Русской Церкви. Кн. 2. - Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. -М. - 1995. - 704 с.

101. Моисеев H.H. Мир XIX века и христианская традиция// Вопросы философии. 1993. - №8. - С. 3-14.

102. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Тезисы о Фейербахе. Т.З. - С.2.

103. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штурнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. -Т.З. С.37.

104. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.47.-С. 399.

105. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Манифест Коммунистической партии. -Т.4. С.443.

106. Маркс К и Энгельс Ф. Соч. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Т. 16. - С. 198.

107. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М. -1988. - 400 с.

108. Материалы XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. - 1976.

109. Материалы XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. - 1981.

110. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. -М. 1986.

111. Мид М. Культура и мир детства. М. - 1988. - 468 с.

112. Медведев Н. Бог и человек по богословию В.Н. Лосского. Рим. -1976. - 176 с.

113. Некрасова E.H. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М. - "Мартис". - 1997. -160 с.

114. Николаева О. Современная культура и Православие. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М. - 1999. - 280 с.

115. Никифоров Ю. Да будет тебе крепость //Православная беседа. 1998.-№ 1. - С. 6-10.

116. Ничипоров Б. прот. Принципы организации детско-взрослого православного братства в российской провинции// Сб. пленарных докладов на VII Международных Рождественских чтениях. М. - 2000. - С. 196206.

117. Немессий Эмесский. О природе человека. Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла.- МГУ. - 1996. -203 с.

118. Нечволодов А. Сказания о земле Русской. Репринтное издание. -Уральское отделение всесоюзного культурного центра "Русская энциклопедия". - Кн.1. - 1991. -316 с.

119. Нечволодов А. Сказания о земле Русской. Репринтное издание. -Уральское отделение всесоюзного культурного центра "Русская энциклопедия". - Кн.2 - 1991. - 488 с.

120. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М. - 1978.

121. Народное образование в СССР. М. - 1974. - 186 с.

122. Опыты православной педагогики. Литературная учеба, кн. 5 и 6. -1993. 239 с.

123. Ортега-и-Гассет Хосе. Этика. Философия культуры. М. - Искусство. - 1991.- 678 с.

124. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. -М. - 1984. - 154 с.

125. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности.- "Эдиториал УРСС". -М. -1999. 172 с.

126. Панарин A.C. Православная цивилизация в современном мире// "Москва". 2001. - №№3-6, 9-12.

127. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А.Смирнова. -М. -2000. -512 с.

128. Писманик М.Г. Светская школа и религия. // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№4. - С.54 - 74.

129. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Репринт. - Сергиев Посад. -1908.-92 с.

130. Петрова Г.И. Русская традиция понимания человека ка фактор возрождения российского образования// Образование в Сибири. -1994. -№1. С.128-135.

131. Пестов Н.Е. Современная практика Православного благочестия. -Кн.1. -«Сатис». СПб. - 1994. - 300 с.

132. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни// Санкт -Петербургские Епархиальные ведомости. -№№2. 1991. - С.83-90

133. Победоносцев К. Народное просвещение. — В сб.: Опыты православной педагогики. М. - 1993- С.32-38.

134. Пирогов Н.И. Женский вопрос// Листки «Русская религиозная мысль». Изд. при «Религиозно-философской Библиотеке». - 1915. -№42.

135. Пирогов Н.И. О цели образования// Листки «Русская религиозная мысль». Изд. при «Религиозно-философской Библиотеке». - 1915. -№9.

136. Пирогов Н.И. Быть или казаться. Избр.пед.соч. -М. - 1993. - С. 93195.148149150151152153,154,155,156.157.158.159.160.161.162.163.

137. Поселянин Е. Воспитание веры// Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. -№№2. 1991. - С.83-90.

138. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб. - "Сатис". - 1994. -432 с.

139. Победоносцев К. Народное просвещение. — В сб.: Опыты православной педагогики. М. - 1993- С.32-38.

140. Покровский М.Н. Марксизм в программах трудовой школы 1 и 2 ступени. М. - 1924.

141. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М. 1961. Примерное содержание воспитания школьников. Под ред. И.С.Марьенко. - М. - 1984. - 264 с.

142. Ребенок в системе коллективных отношений. Под ред. Л.П.Буевой, Л.Н. Новиковой. М. - 1978. - 146 с.

143. Рахманинова И.П. Изучение в школе жизни и деятельности Карла Маркса и Фридриха Энгельса. М. - 1977.- 68 с.

144. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. СПб. - 2001. - 190 с.

145. Рогозянский А. У истоков педагогики христианства// Жизнь Московской Патриархии. №5. -С. 30-37.

146. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей. - М. - 1990.

147. Резолюции и постановления I Всесоюзного учительского съезда. -Ростов-на-Дону. 1925.

148. Рачинский С. Христианское воспитание детей. М.- Синодальная типография. - Репринт. - 1905. - 54 с.

149. Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации. //Социологические исследования. 2002. -№4. - С. 60-66.

150. Сборник пленарных докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений. Изд. Московского патриархата. - 1999. -287 с.

151. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.1. - ТТ. 1-2. -М. -Голос. - 1993.- 752 с.

152. Силуянова Е. Валеология. Погоня за здоровьем или гибель души // Православная беседа. 1999. - № 2. - С. 38.

153. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //Социологические исследования. 1998. - № 3. - С. 120.

154. Смирнов Д. Образование как задача воспитания// Православная беседа. 1998. - №5. - с. 7.

155. Смирнов Д. прот. Семья и дети. Церковный взгляд на проблему.// Сб. пленарных докладов VII Рождественских чтений. М. -2000. - 164180.

156. Стрельникова И. Русская школа и русская вера. "Москва". - 2000. -№9. - С.148-160.177178179180181182183,184,185,186,187.188.189.

157. Смысл жизни. Антология. Сокровища русской религиозно-философской мысли. Под ред. Гаврюшина H.K. - М. - Изд. группа "Прогресс" "Культура". - 1994. -591 с.

158. Сестра Магдалина Мысли о детях в православной церкви сегодня. -М. 1993.- 48 с.

159. Сидоренко A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России//Вопросы психологии.- 2000. №5. - С.48-56. Свобода совести, религия, право (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1994. - №12. - С.З и сл.

160. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека"// Вопросы философии. 1990. -№5. - С.61. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Кн.1. - ТТ. 1-2. -М. -Голос, - 1993.- 752 с.

161. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово о человеке. В сб.: Богословские труды. - № 29.- Изд Московской Патриархии. - 1989. - 600 с.

162. Сурова J1.B. Методика православной педагогики. Фонд "Христианская жизнь". - Клин. - 2000. - 63 с.

163. Сурова J1.B. Православная школа сегодня. Изд-во Владимирской Епархии. - 1996. -595 с.

164. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертания христианского нравоучения. Изд. свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд. Паломник. - 1997. - 260 с. Троицкий В. Путь русского просвещения. - "Москва". - 2000. - №9. -С.67-80.

165. Тихомиров Л. Воспитание личности// Русская религиозная мысль.

166. Р.Ф.Б." М. - 1915. -№8. Уланов М.В. Наследие A.C. Хомякова сегодня. - Сб. статей. : Славянофильство и современность.- СПб. - "Наука". - 1994. - С. 192-203.

167. Уминский А. Православное воспитание и современный мир. В сб.: Отцы, матери, дети. - М. - Изд . Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 2001. - С.60-70.

168. Ушинский К.Д. Собр. сочинений. -М. Педагогика. - 1988.

169. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. - Наука. - 1991.

170. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. "Московский рабочий". - М. -1990. -272 С.

171. Философия, культура и образование (материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1999. -№3. - С.З и сл.

172. Художественное воспитание в советской школе. Методическое руководство по художественному воспитанию для зав. облоно, Рай. ОНО, гороно и директоров школ. Ташкент. - 1951.

173. Хомяков A.C. Об общественном воспитании в России. В сб. статей// О старом и новом. - М. - "Современник". - 1988. - С.222-238.

174. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня// Вопросы философии. 1999. -№9. - С. 139-150.

175. Церковь, дети и современный мир. Сборник статей. Изд. «Новый город». - СПб.-1997,- 175 с.

176. Эллис Джейн. Русская Православная Церковь: согласие и инакомыслие." Лондон. 1990. - 189 с.