автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Мир сефевидских тканей, ХVI - ХVII вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сазонова, Наталья Владимировна
Введение. Общая характеристика предмета исследования. Историография
Глава. 1. История развития шелкоткачества в Иране
Гпава 2. Технология производства иранских тканей
Гпава 3. Сефевидские ткани в контексте художественной культуры Ирана
Гпава 4. Сфера использования сефевидских тканых изделий
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Сазонова, Наталья Владимировна
Художественная культура сефевидского Ирана (16-17 вв.) представляет собой сложный организм, в котором ясно выраженная стилевая линия определяет взаимодействие всех видов искусства. Архитектурные формы, орнаментация ковра, декор керамики и оформление рукописной книги связаны единым стилем, чутким отношением к самой природе творчества. Можно с уверенностью сказать, что драгоценные шелка и бархаты, особенно с сюжетными композициями, в полной мере представляют эту многогранную культуру - и по способу производства, и по тому месту, которое они занимали в духовной и социальной жизни. Дорогие тканые изделия, играя важную эстетическую роль, являлись и знаком социального положения. Они не только имели функциональное назначение, но и несли особую семантическую нагрузку. Широко используясь в жизни высших слоев общества, ценные материи также находили применение в пространстве культовых зданий.
Производство шелков всегда занимало значительное место в экономике страны, в товарообмене с другими государствами. В 16 в., с расширением торговых и дипломатических связей, иранские ткани стали предметом более широкого экспорта. В крупных центрах ткацкого производства наряду с относительно массовой продукцией выделывали более дорогие и редкие шелка и бархаты, особенно высоко ценившиеся за пределами Ирана. Раньше такие ткани попадали в европейские и другие страны прежде всего в качестве посольских даров. В Россию, например, иранские ткани попадали как военные трофеи, а также в качестве даров русским царям и церкви. С 16 в. помимо обмена товарами дипломатическим путем, налаживаются торговые контакты России и Ирана} хотя в ту эпоху дипломатия и внешняя торговля были еще тесно связаны, а купцы часто входили в состав посольств [77, с. 11, 46]. Однако и позже, когда Россия стала активно покупать роскошную продукцию текстильных центров Ирана, посольские подношения, или как их называли в России поминки, являлись своеобразной формой товарообмена с восточными странами (подробнее см. [44* 77]). Особенный размах приобрела торговля тканями с Ираном. Среди поминков иранские материи и изделия из них ценились наравне с драгоценными камнями и оружием. Для их хранения в Москве был специально построен Казенный двор (1494 г.). После объявления царю, производилась оценка подношений, причем помимо материальной стороны иногда фиксировалась и художественная. Казенному двору предъявляли свои товары и приезжающие в Россию купцы для отбора лучших образцов в царскую казну. Привозные ткани шли на одежды знати и высшего духовенства, к ним относились очень бережно. Широко известен такой факт, что вышедшие из употребления вещи нередко подвергались второму крою, что в равной степени относится и к высоко ценившимся иранскими изделиям. Облачения духовенства буквально составлялись по частям из разных материй: турецких, иранских, итальянских шелков и
1 С середины 16 в., после объединения в руках Русского государства всего волжского бассейна, большое значение приобрела торговля с Ираном по волго-каспийскому пути, носившая в начале этого века еще нерегулярный характер [77, с.7,19]. бархатов и затем отделывались русскими кружевами, шитьем, драгоценными камнями. В дальнейшем эти предметы часто оседали в музейных коллекциях, куда они попадали в разное время и разными путями. Сохранились документы, позволяющие идентифицировать многие вещи музейных собраний. При атрибуции памятников исследователь опирается главным образом на стилистический анализ, поэтому предметы, которые сопровождаются разного рода документами, находятся в более выигрышном положении по сравнению с остальными, в том смысле, что их можно точнее датировать, легче определять принадлежность к тому или иному производственному центру.
Продукция ткацких центров Ирана 16-17 вв., имевшая хождение внутри страны, а также служившая предметом вывоза, подробно описана и в русских, и в европейских источниках. В русских документах встречается как общее определение иранских тканей - кизылбашские, так и множество конкретных названий материй, получивших распространение в России 16-17 вв. и более позднего времени. Однако до настоящего времени дошло лишь незначительное количество из того разнообразия тканей, которые привозились. Скупые, хотя и образные описания не всегда позволяют идентифицировать эти изделия с известными восточными материями.
Поскольку Россия практически до 18 в. не имела своего шелкового производства, то дошедшие до нашего времени персидские ткани 16-17 вв., хранящиеся в российских музеях, равно как и архивные документы этого периода представляют особый интерес для изучения.
Источниковедческой базой исследования являются, с одной стороны, реальные тканые изделия сефевидского времени, находящиеся в различных музейных собраниях; с другой стороны, письменные источники, касающиеся развития текстильного производства в Иране.
Шелковые ткани 16-17 вв. представлены в собраниях Ирана (коллекции музеев Тегерана, Исфахана, усыпальниц Мешхеда, Кума, Ардебиля), Ирака, а также в музеях и частных коллекциях европейских стран и США. Особенно богаты шелковыми тканями периода Сефевидов российские музеи -Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, Государственный исторический музей (ГИМ), Государственный Эрмитаж (ГЭ), Государственный музей искусства народов Востока в Москве (ГМВ). Предпринятое автором изучение собрания ГМВ по существу положило начало данному диссертационному исследованию. К числу письменных источников относятся: 1.Источники персоязычные - произведения историографов указанного периода. Иранская историография в 16-17 вв. имела довольно широкое развитие. Одним из важнейших трудов по истории Ирана 16 в. является книга "Ахсан ат-таварих" ("Лучшая из летописей") Хасан-бека Румлу - знатного эмира. Ценным источником по истории Ирана является труд Шараф-ханаБидлиси "Шараф-наме" [80].
Первостепенным источником для этого периода является труд Искандар-бека туркемана, прозванного Мунши (15601634), который был главным секретарем великого вазира шаха Аббаса I. "Тарих-и Аламара-йи Аббаси" (Мироукрашающая
Аббасова история") [92] содержит наряду с огромной информацией описание реформ шаха Аббаса I и других событий. Сведения историографа используются в российской востоковедной литературе. В 1960 г. вышла монография A.A. Рахмани по этому труду [55], в которой автор подробно останавливается на характеристике произведения. Общую картину Сефевидского Ирана дает труд Сами Мирзы "Тазкират ал-мулук" ("Памятная записка для царей") [193], литературный памятник по сефевидскому периоду, составленный в 1720-х годах, в котором даны подробные сведения о государственном аппарате, администрации столицы Исфахана, о приходно-расходном бюджете Ирана.
Нельзя не отметить рисаде Кази Ахмада Куми 1596 г. [24]. Переведенный на русский язык и прокомментированный Б. Заходером трактат освещает художественную жизнь Ирана.
2. Отчеты европейских путешественников. Свидетельства путешественников, в сочетании с другими источниками, представляют значительный интерес для истории и экономики страны. Подробно описывали текстильное производство и продукцию - Жан Шарден [111, 112], а также Жан Батист Тавернье [194]. Особо следует отметить труд Ж. Шардена, крупного коммерсанта. Собранный им материал охватывает период с 1664 по 1681 г., в течение этого времени он дважды посетил Иран. Большую часть времени он прожил в Исфахане, при дворах шахов Аббаса П и Сефи П (Сулеймана). 16 томный труд Шардена является тщательно составленным, достоверным и во многом уникальным источником по истории Ирана 17 в., из известных востоковедческой науке. Полное парижское издание относится к 1830 г. Автор подробно останавливается на описании городского ремесла и торговли в 17 в., уделяет внимание сообщениям о шахских мастерских и условиям работы в них ремесленников. По наблюдениям Шардена, ткачество было одним из наиболее развитых ремесел. Автор пишет о том, что экспорт сырого шелка, шелковых тканей, а также ковров и керамики был сопоставим с годовым бюджетом Сефевидского государства. По его наблюдениям выплаты часто производились в натуральном виде - тюками с шелком. По мнению автора, 17 в. характеризуется высокими достижениями в области техники, ремесла и искусства. Труд Ж. Шардена неоднократно издавался во Франции. Есть сокращенный его перевод на русский язык [81]. В 1994 г. была защищена диссертация Петровой И.К. "Жан Шарден как источник по истории сефевидского Ирана" (Автореферат диссертации РАН Институт Востоковедения, М., 1994).
Следует также отметить сочинение Адама Олеария, посетившего Иран в 1633-1639 гг.). Существует перевод этого источника на русский язык [42]. Будучи секретарем посольства герцога Фридриха Голынтинского он оставил разнообразные сведения, в том числе о характере русско-персидской торговли, о текстильной продукции и одежде персиян. Известны письменные свидетельства о текстильной продукции и других путешественников - Ж. Барбаро и А. Контарини [196], Т. Герберта [146].
3.Архивные документы Московской Руси. В течение 16-17 вв. наряду с путешествиями русских духовных и светских лиц совершались неоднократные поездки официальных дипломатических представительств и отдельных гонцов в Иран. Помимо официальных государственных дел послам было поручено собирать разнообразные сведения о стране. С этого времени одним из важнейших источников изучения Персии становятся многочисленные официальные документы Московской Руси. Исследования П.П. Бушева посвящены архивным документам - посольским книгам (сделано пять а публикаций, некоторые см. [6; 7]). Ряд документов, касающихся дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией, изданы в трех томах Н.И. Веселовским [44]. Следует отметить работы Б.Г. Курца о состоянии России в 1650-1655 г. по донесениям Родеса [33], A.A. Введенского [8], Г. Штадена [85]. Интересные сведения о шелковых изделиях и их привозе содержат торговые и расходные книги, описи, писцовые и переписные книги [43; 74,]. Здесь важно отметить, что в этих источниках, по справедливому замечанию Ю. Готье [14, с. 3], нет единообразных описаний, нет единой редакции, поэтому определенные сложности возникают при изучении по этим документам как самих тканых памятников, так и их исторических названий.
Торговые отношения между Ираном и Россией. В последней четверти 16 в. устанавливаются дипломатические отношения Ирана с Россией, возрастает и русско-иранская торговля. Этому вопросу посвящен ряд публикаций. В 1915 г. выходит работа А .Я. Шпаковского [84], который привлекает материал посольских книг. В 1956 г. издана монография М.В. Фехнер [77], где рассматривается вопрос о торговле России со странами Востока в 16 в. Это общая сводная работа по данной теме, не потерявшая своего значения до настоящего времени. Следует также отметить работы В.Е. Сыроечковского [72], Н.Г. Кукановой ( см., например, [32]).
Экономическое положение сефевидского Ирана и организация ремесла. Эти вопросы затрагиваются в ряде исследований H.A. Кузнецовой, (см., например, [31]). В них впервые дана социально-экономическая структура города, характеристика устройства ремесленных цехов. Сделан ряд важных выводов о том, что появляются крупные центры торговли ремесла, и неуклонно идет процесс разделения труда. М.Х. Гейдаров [12] исследует структуру ремесленных организаций, в частности эснафов. Определяет основные этапы развития ремесленного производства. Автор пишет об институте кархане, о тех изменениях, которые он претерпел в 17 в. Ремесленному производству в кархане посвящена и статья Р.К. Кикнадзе [28]. Сведения о ремесленных корпорациях содержатся также в работах К. Смирнова [68], И.П. Петрушевского [45, 46], А. Якубовского [91]. Следует назвать и ряд зарубежных публикаций: Дж. Эмерсона [121], В. Флур [129], М. Кейвани [151].
Технология ткачества.
Одним из первых фундаментальных исследований по технологии сефевидских тканей является труд Н. Рис и Э. Сакс [172]. Эта работа несмотря/на устаревшую в некотором отношении терминологию, остается примером и не утратила своего значения до настоящего времени. В ней подробно анализируются основные категории тканей 16-17 вв. на примере известных образцов. Вместе с тем, в работе многослойные материи, являющиеся сложными структурами, описаны в терминах, которые применяются для более простых по выработке тканей. Достаточно подробно описана технология ткачества и у Ф. Аккерман [96, 97, 98].
Более общая характеристика ткачества приведена в работе И. Эмери [120]. Систему, предложенную Эмери, развивает в своей работе А.П Роу и добавляет к ней описания сложных по технике выработке структур [176]. Несколько иную терминологию использует Д. Бурнхем [109]. Следует также отметить некоторые другие публикации. Джамийя Джаслин уделяет внимание истории развития бархатных тканей (Статья: A note of the weaving of velvet- опубликована [116, с. 210j). Хардин и Дюфельд пишут об использовании металлических нитей в сефевидских тканях и об их составе [145]. Исследование М. Сандея посвящено бархатам, сложным переплетениям lampas и затрагивает важные вопросы реконструкции раппортов сюжетных тканей [187].
Современные западные ученые в своих исследованиях пользуются терминологией, рекомендованной создателями словаря технических терминов [200]. Вместе с тем, это издание, как и ряд других, не снимает всех вопросов, связанных с технологией производства сефевидских тканей в плане терминологии. Так, в одном из наиболее удачных каталогов, подготовленных к выставке тканей сефевидского времени в Вашингтоне [209], при описании тканей с металлическим фоном, подчеркивается, что эта довольно разнородная группа и тканей, выделенная в отдельную группу, включает различные типы переплетений.
К сожалению, приходится констатировать, что отечественных исследований в этой области практически не существует. Исключением является небольшая по объему работа В. Клейна (1925 г.), касающаяся техники выработки тканей [29]. В качестве примеров используются образцы Оружейной палаты, причем рассматриваются не только восточные, в том числе иранские, но и европейские изделия. Ценность данного исследования заключается в том, что структура материй анализируется достаточно подробно, а кроме того приводятся исторические названия тканей, т.е. те названия, под которыми изделия, ввозимые в страну, записывались в русских документах, а затем закреплялись в русском быту. По замечанию В. Клейна, местная терминология родилась в живом языке и в быту русских торговых людей, казначеев, ризничих [29, с. 6]. Нельзя не назвать еще одну статью В. Клейна, вошедшую в капитальный труд по иранскому искусству [152]. В ней на основе одного русского торгового документа начала 18 в. описываются некоторые типы иранских тканей, ввозившихся в Россию и приводятся их персидские названия. Здесь можно отметить еще несколько публикаций. Работу П. Савваитова, вышедшую в 1896 г. [61], касающуюся описания старинных русских утварей, одежд, оружия, т.е. довольно широкого круга памятников, среди которых немало и иранских материй. Сюда включено очень много исторических названий изделий, забытых в наши дни. Автор пишет о происхождении названий, однако здесь нет техники ткачества. В 1900 г. появляется работа К.
Иностранцева по истории старинных тканей [22], которая носит описательный характер. В 1925 и 1926 г. выходят две небольшие книги А.Н. Свирина [66, 67], где подробно описаны одежды и ткани 16-17 вв. б. Троице-Сергиевой Лавры.
Работы о сефевидских тканях. Значительные исследования в области изучения иранских тканей содержатся в работах Ф. Аккерман [95, 96, 97, 98]. Автор рассматривает технологию ткачества, дает исторический очерк и огромный свод иллюстраций самих тканей, но в целом работы носят описательный характер. Следует назвать также исследования в области текстиля таких известных авторов, как Л.В. Маки [156, 157, 158] и А. Гейер [132, 133, 134], которые включают материал о тканях не только Ирана, но и других восточных стран. Так, в публикациях А. Гейер содержится интересный фактический материал, поскольку памятники, которые она приводит нередко сопровождаются архивными документами. Сюда же можно включить труд Е. Флеминг "Энциклопедия тканей" [128] и книгу о тканях исламского мира [211]. Необходимо отметить издания обобщающего характера по иранскому (или исламскому) искусству, включающие и разделы по тканям названного периода. К их числу относятся работы, главным образом, западных ученых. "Искусство Ирана" под редакцией Р.И. Ферье [105]; труды, посвященные искусству ислама М.С. Диманда [117, 118], Р. Коха [114], Е. Грубе [141, 142], X. Глюка и Е. Диза [135], а также ряд других.
Хочется отметить две значительные работы по сефевидским тканям, вышедшие сравнительно недавно. Каталог выставки в Вашингтоне (1987 г.), изданный под ред К. Бир [209], который помимо подробного каталожного списка тканых изделий 16-19 вв. включает ряд научных статей по разным вопросам. Работу Р. Ноймана (1988 г.) о сефевидских тканях, хранящихся в музеях Германии [164].
Существуют также отдельные статьи о тканях указанного периода. Самые ранние (1897, 1899, 1901 гг.) принадлежат перу Ф.Р. Мартина [159, 160, 161]. Далее идут статьи З.В. Арнольда (1920 г.) [102], М.Т. Роу (1953 г.) [177], А. Уэйбл (1952 г.) - о тканях с фигурными изображениями Европы и Ближнего Востока [203], X. Шмидта (1933 г.) [179], Г. Виденгрена (1946 г.) [207], JI. Вилькенса (1991 г.) [208]. Следует назвать статьи, опубликованные Международным центром по изучению древних тканей (сокращенно - CIETA) таких авторов, как Д.Г. Шеферд (1974г.) [184] и др., а также книгу Дж.М. Тучшерер (1977 г.) [197].
К другой категории работ относятся публикации отдельных тканей или группы вещей, а также каталоги, включающие разделы о сефевидских тканях. Эти издания касаются различных коллекций - Cleveland Museum of Art - Д.Г. Шеферд (1949 г.) [185], Г. Андерхил (1944-1945 гг.) [198, 199]; The Detroit Institute of Arts - A.C. Уэйбл (1936, 1947 гг.) [204, 205]; Museum für Islamische Kunst - К. Брич (1986 г.) [148]; Textile Museum, Washington - JI. Маки и А.П. Роу (1976 г.) [157], Р.А. Стивене (1981 г.) [191]; The Yale University Art Gallery, New Haven - Л.Н. Степлс (1981 г.) [189], M.T. Роу (1953 г.) [177]; Walters Art Gallery, Baltimore - Д.Г. Шеферд (1974 г.) [183]; Burlington House (Burlington magazine) - каталог выставки по искусству Ирана (An Illustrated souvenir, 1931 г.) [166], А.Ф. Кендрик (1920 г.) [150], Т.В. Арнольд (1920 г.) [102], А.Дж. Вейс (1931 г.) [202]; The Metropolitan Museum of Art, N.Y. - M.C. Диманд (1935, 1947 гг. и ряд других) [117, 118]; De Young Memorial Museum, San Francisco - M. Ага-Оглу (1937 г.) [99]; The Collection of the Shrine of Imam 'Ali at al-Najaf - M. Ага-Оглу (1941 г.) [100]; Victoria and Albert Museum - (1928 r.) [108]; Los Angeles Country Museum of Art (1959 r.) [210]; Keir Collection -Ф. Спухлер (1978 г.) [188]. Существуют значительные каталоги по искусству Ирана, куда включены и ткани 16-17 вв. Это издания к Мюнхенской выставке 1910 г. [106], к международной выставке в Лондоне 1935 г. [192], выставке в Hay ward Gallery (1976 г.) [104]. Опубликованы многие частные коллекции - The David Collection [115], Collection Kelekian [143], The Kevorkian Collection [126]. Таким образом, количество изданных отдельных тканей или групп изделий велико.
Отечественная литература о тканях сефевидского времени весьма ограничена. Можно назвать только две книги на русском языке, куда вошли очерки по тканям указанного периода, а также несколько статей. В 1934 г издается книга H.H. Соболева по истории украшения тканей [69], в которой автор описывает известные памятники, во многом повторяя выводы В. Клейна. H.H. Соболев использует в историческом очерке записки путешественников, документальные источники. Однако фактическая сторона грешит ошибками, т.к. в качестве примеров часто берутся образцы турецкого производства. В 1974 г. появляется работа Б.В. Веймарна об искусстве арабских стран и Ирана, куда включен и небольшой раздел о тканях 16-17 вв. с цветными иллюстрациями [10]. Следует назвать статью Э.К. Кверфельдта [26], вышедшую в 1940 г. и касающуюся интерпретации растительных узоров на тканях и коврах времени Сефевидов. Автор пытается представить растительные мотивы как "реальное, живое создание природы со всеми функциями жизни"[26, с.Щ], однако такая трактовка восточного мотива в настоящее время представляется ошибочной. Следует отметить ряд статей В. Клейна [152, 153], Н.А. Пирвердян [49, 50, 51, 52, 65], М.Н. Левинсон-Нечаевой [34], анализирующих отдельные тканые изделия.
Что же касается российских музеев, то практически ни одна коллекция иранских тканей из их числа до сих пор не опубликована, не издано ни одной монографической работы по этой теме. Богатейшие собрания Оружейной палаты, Гос. Эрмитажа, Гос. исторического музея, Гос. музея Востока представлены в изданиях в виде статей обзорного характера, небольших каталогов к выставкам и разделов в альбомах. В 1907 г. вышел альбом П.И. Щукина о персидских вещах [89], где представлены и ткани. В 1975 г. был издан альбом С.П. Масленицыной об иранском искусстве в собрании Государственного музея искусства народов Востока с очерком о тканях 16-19 вв. [39]. Можно назвать и два каталога к выставкам из собраний Москвы и Ленинграда с очень общими каталожными описаниями и небольшим числом иллюстраций [53, 73]. И наконец нельзя не упомянуть издание 1996 г. "Сокровища Оружейной Палаты" [71], где ткани сефевидского времени называются образцами "ручного ткачества", в то время, как они создаются на сложном механизированном станке.
В обзоре библиографии по интересующему нас вопросу необходимо также упомянуть труды обобщающего характера. Проблемы интерпретации памятников (сефевидских шелков) затрагиваются во многих исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов, освещающих культуру, литературу, философию, религию (И.П. Петрушевский [45], Дж. Тримингэм [76], А. Шиммель [82], X. Наср [163], М. Лингс [154], Ф. Шуон [181], Дж. Клинтон [113], С. Кемман [110] и др.), а также изобразительное искусство (В.И. Брагинский [5], Е.Э. Бертельс [3, 4], А.Е. Бертельс [2], Б. Заходер [18], Н. Титлей [195], Б. Грей [140], Е.Дж. Грубе [142], М. Кейвани [151], А. Уэлч [206], И. Щукин [190], Дж.М. Роджерс [175], а также Ш.М. Шукуров [86, 87,88]).
Таким образом, опубликовано довольно много материала. Однако работы, непосредственно посвященные истории сефевидских тканей, малочисленны. Более ранние издания содержат ценный материал, но они слишком описательны. Иранский текстиль 16-17 вв. с сюжетными композициями представлен в собраниях как российских, так и зарубежных музеев. Чаще всего публикация о коллекции тканей включена в виде раздела в общую работу по искусству Ирана или каталог выставки. Значительных исследований о художественных тканях сефевидского времени не так много. Все изданные ранее работы интересны изложением фактического материала, однако, за некоторым исключением, носят общий, главным образом, описательный характер, или касаются вопросов технологии производства и атрибуции конкретных изделий с подробными ссылками на аналогичные памятники.
Несмотря на существование разного рода документальных источников, обилие реальных вещей этого времени, находящихся во многих музеях мира, а также в частных коллекциях, работы западных ученых, посвященные этой теме немногочисленны, а отечественных исследований нет вовсе. Между тем сефевидские ткани 16-17 вв. - яркое художественное явление не только иранского, но и мирового искусства -представляют интерес для историков и искусствоведов. Изучение тканых памятников сефевидского периода приобретает особую актуальность в связи с необходимостью научной обработки отечественных музейных коллекций, в основном включающих ткани этого времени.
Представляется, что выбранная автором область в истории декоративно-прикладного искусства Ирана до сих пор недостаточно исследована. Кроме того, назрела необходимость в качественно новом подходе к изучению материального наследия прошлого. Предлагаемая работа является по существу первой в научной искусствоведческой отечественной литературе попыткой обобщения и классификации сефевидских тканей, а также интерпретации представленных на них сюжетов.
Целью исследования является характеристика шелковых тканых изделий сефевидского времени, периода, когда текстильная отрасль вступает в период расцвета При этом автор ставит перед собой следующие задачи: показать, в каких условиях развивалось это производство, что определяло его подъем, а затем и упадок; кто являлся творцом тканых изделий.
В процессе работы над темой автор исследует, обрабатывает и вводит в научный оборот коллекцию иранских тканей сефевидского периода, хранящуюся в Государственном музее искусства народов Востока. Для правильного оформления каталожных описаний автором была проведена необходимая исследовательская работа, изучена современная терминология, используемая западными учеными. Вследствие этого впервые разработана терминология на русском языке, примененная в научном каталоге. Ввиду важности информации научный каталог был вынесен в приложение к тексту диссертации. В настоящей работе исследуется сложная структура иранских тканей, которые делятся на группы, связанные с технологией ткачества. Параллельно с классификацией образцы тканей музейных коллекций сопоставляются с упоминаемыми в документальных источниках известными привозными материями. Определенную помощь в этом оказали работы ряда исследователей, однако, потребовалось более глубокое изучение этого вопроса, чтобы при описании особенностей технологии изготовления ткани стало возможно приводить русское и восточное название параллельно. В результате проделанной работы впервые оказалось реальным совместить ткани определенной выработки с их историческими названиями (как русскими, так и персидскими).
В данной работе впервые анализируется весь комплекс тканых композиций, прослеживается их развитие и трансформация. Особо отмечается появление сюжетных тканей, что было связано не только с общим развитием культурной традиции, но в первую очередь, с влиянием миниатюрной живописи, которая к 16 в. подверглась значительным изменениям. Дана обзорная характеристика сюжетов, характерных для сефевидских тканей, их анализ и попытка интерпретации с точки зрения концепций суфизма. Выделены основные принципы организации композиционных построений, затронуты вопросы стилеобразования живописного пространства тканой поверхности. Раскрывается эстетическое значение ткани - сложного произведения искусства. Использован материал ранее не рассматривавшийся - ткани из усыпальниц. Исследуется существование подобных предметов в контексте сакрального пространства - проблема, ранее не привлекавшая особого внимания историков искусства.
В работе представлена "жизнь" тканого памятника не только в своей, но и в иной культурной среде. Автор счел целесообразным акцентировать внимание на проблеме бытования сефевидских тканей именно в России. В Западной Европе существовало свое шелковое производство, и импорт восточных материй не имел для нее такого значения. Впрочем, связи Ирана с европейскими странами достаточно освещены западными учеными, поэтому эта тема осталась за рамками данного исследования. В России же тканые изделия Востока имели не только широкое распространение, но и были существенной составляющей в художественной культуре 16-17 вв.
Список научной литературыСазонова, Наталья Владимировна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Бавструк Н.Ф. Курс ткацких переплетений. - М.: Искусство, 1951.342 е.: ил.
2. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV веков: (Слово, изображение). М.: Вост. лит., 1997.- 422 е., ил.
3. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана /Сост. Г.Ю.Алиев, Н.И.Пригарина; Отв. ред. В.А.Лившиц. -М.: Наука, 1988.-560 с.
4. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965.-Т. 3.-524 с.
5. Брагинский В.И. Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика //Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М.: Наука, 1988.- С.61-70.
6. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1586-1612 гг. (по русским архивам). М.: Наука, 1976.- 478 с.
7. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. (по русским архивам). М.: Наука, 1987.- 280 с.
8. Введенский A.A. Торговый дом XVI-XVII вв.: Памятники соц.-экон. истории России. Л.: Путь к знанию, 1924,- 182 е.: ил.
9. Веймарн Б.В. К вопросу об эстетических основах изобразительного искусства средневекового Ирана //Искусство Востока и античности. М, 1977.- С. 84-89.
10. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв. -М.: Искусство, 1974,- 188 е.: ил.
11. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Лита, 2001.- Т. 4.- 832 е.: ил.
12. Гейдаров М.Х. Об организации и развитии крупных ремесленных мастерских в городах сефевидского Ирана XVII в. //О генезисе капитализма в странах Востока (XV-XIX вв.): Материалы обсуждения. М.: Вост. лит., 1962.- С. 326-331.
13. Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.-Л.: АН СССР, 1941.- 199 е.: ил.
14. Готье Ю.В. Замоскворецкий край в XVII в.: Опыт исслед. по истории экон. быта Моск. Руси. 2-е изд. - М., 1937.- 411 с.
15. Денике Б.П. Живопись Ирана. М.: Искусство, 1938.- 162 е., 36 ил.
16. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М.: Вост. лит., 1961.- 443 е.: ил.
17. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. В 3 кн. М.: Книга, 1990.- Т. 1.-512 е.; Т.2.- 850 с.
18. Заход ер Б. Из истории художественной культуры Ирана XVI века//Искусство.- 1935.- № 5.- С. 121-136.
19. Иерусалимская A.A. К вопросу о торговых связях Северного Кавказа в раннем средневековье //Сообщ. Гос. Эрмитажа. JL, 1963.-Вып. 24.- С. 35-39.
20. Иерусалимская A.A. К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде //Средняя Азия и Иран /Гос. Эрмитаж.-Л., 1972.- С. 5-56.
21. Иерусалимская A.A. Новая находка так называемого сасанидского шелка с сенмурвами //Сообщ. Гос. Эрмитажа. Л., 1972.-Вып. 34. -С. 11-15.
22. Иностранцев К. Из истории старинных тканей: алтабас, дороги, зендень, миткаль, мухояр //Зап. вост. отд-ния имп. Археол. о-ва.-1900.- Т. 13, вып.4.- С. 80-86.
23. Ислам: Энцикл. слов. М.: Наука, 1991.- 315 е.: ил.
24. Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках 1596/7 1005 /Введ., пер. и коммент. Б.Н.Заходера. - М.-Л.: Искусство, 1947.201 е.: ил.
25. Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII веков. М.: Книга, 1977.-359 с.
26. Кверфельдт Э.К. Черты реализма в рисунках на тканях и коврах времени Сефевидов //Тр. Отд. Востока Гос. Эрмитажа. Л., 1940.-Т.З.- С. 263-273.
27. Керимов К. Султан Мухаммед и его школа. М.: Искусство, 1970.- 103 е.: ил.
28. Кикнадзе Р.К. Из истории ремесленного производства (карханэ) в Иране XIII-XIV вв. //Ближний и Средний Восток. М., 1962.- С. 47-55.
29. Клейн В.К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М.: Оружейн. палата, 1925.- 87 е.: ил.
30. Коран /Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. 2-е изд. - М.: Наука, 1986.- 727 е.: ил.
31. Кузнецова H.A. Материалы к характеристике ремесленного производства в иранском городе XVIII- начала XIX века //О генезисе капитализма в странах Востока (XV-XIX вв.): Материалы обсуждения. М.: Вост. лит., 1962.- С. 332-362.
32. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII первой половине XIX века: (По материалам рус. арх.). - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977.- 286 с.
33. Курц Б.Г. Состояние России в 1650-1655 годах по донесениям Родеса //Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. за 1915 г. -М., 1915.-Кн. 2,-С. 21-28.
34. Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков //Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М.: Искусство, 1954.- С. 305-386.
35. Лубо-Лесниченко Е.И. Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н.э. III в. н.э. в собрании Государственного Эрмитажа: Кат. - Л.: Гос. Эрмитаж, 1961.- 66 е., 54 л. ил.
36. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: Наука, 1987.- 296 с.
37. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М.: Искусство, 1977.232 е.: ил.
38. Маркс К. Ост-Индская компания, ее история и результаты ее деятельности //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. М., 1957.- Т. 9.-С. 151-160.
39. Масленицына С.П. Искусство Ирана в собрании Государственного музея искусства народов Востока.- Л.: Аврора, 1975.- 199 е.: ил.
40. Мистецтво кралн юляму: Кат. /Склала М.Вязьмитина; Материалы до епиграфики В.Крачковьской.- Киев: Музей Мистецтва Всеукр. АН, 1930.- 121 е., 23 л. ил.
41. Назарли М.Д. Космогония и творение в сефевидской живописи XVI в. //Восток,- М, 1993.- № i. с. 83-98.
42. Опись Московской Оружейной Палаты: Ч. 1-7.- М., 1884-1893.-Ч. 2, кн.З.- 290 е.: ил.; -Ч. 4, кн. 3.-368 е.: ил.; 4.6, кн.4.-113 е.: ил.
43. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией: в 3 т. /Под ред. Н.И. Веселовского. СПб., 18901898.- Т.1.- 453 с.
44. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. (Курс лекций). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966.- 400 с.
45. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI начале XIX вв. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1949.- 382 с.
46. Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI веках. М.-Л.: АН СССР, 1951.- 409 е.: ил.
47. Пигулевская H.B. Города Ирана в раннем Средневековье. М.-Л.: АН СССР, 1956.- 366 е.: ил.
48. Пирвердян H.A. О времени изготовления одной персидской ткани //Сообщ. Гос. Эрмитажа.- Л., 1969.- Вып. 30.- С. 39-42.
49. Пирвердян H.A. Иранские ткани сефевидского времени с сюжетными изображениями (вопросы атрибуции) //Искусство и археология Ирана /Гос. музей искусства народов Востока.- М., 1971.-С. 241-252.
50. Пирвердян H.A. К вопросу о персидских сюжетных тканях XVI-XVII вв. //Средняя Азия и Иран.- Л., 1972.- С. 157-162.
51. Пирвердян H.A. Персидские ткани сефевидского времени с сюжетными изображениями. Вопросы атрибуции //Искусство и археология Ирана.- М., 1971,- С. 235-245.
52. Пирвердян H.A. Средневековые персидские художественные ткани (на выставке Ближнего Востока).- Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1971.- 12 е.: ил.
53. Пугаченкова Г.А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV первой половины XVI вв. по данным миниатюр //Тр. Среднеаз. гос. ун-та.- Ташкент, 1956.- Вып. 81.- С. 85-119.-(Нов. сер.: История науки; Кн. 12).
54. Рахмани A.A. "Тарих-и алам арай-и Аббаси" как источник по истории Азербайджана.- Баку: Изд-во АН СССР, I960.- 192 с.
55. Рикер П. Метафорический процесс как познание, изображение и ощущение. Теория метафоры. -М.:, 1990.- 176 с.
56. Розенберг Ф.А. Аристофан о персидских тканях //Вост. зап. Ленингр. ин-та живых вост. яз.- Л., 1927.- Т. 1.- С. 37-45.
57. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л.: АН СССР, 1952.- 266 е.: ил.
58. Рухфар Зохра. Четырнадцать веков исламской культуры: Иранский музей исламского периода //Museum. 203. № 16, 2000.-С. 28-34.
59. Родник жемчужин: Персидско-таджикская классическая поэзия /Сост. М.Н.Османов; Предисл. М.Дробышева.- Душанбе: Маориф, 1986.- 446 с.
60. Савваитов П.А. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора.- 2-е изд.- Спб.: АН, 1896.- 184 е.: ил.
61. Сазонова Н.В. Коллекция П.Щукина (1853-1912) //Московские коллекционеры произведений искусства Востока.- М.: Гос. музей Востока, 1997.- С. 9-25.
62. Сазонова H.B. Иранские художественные ткани сефевидекой эпохи (к вопросу о технологии производства) //Древний и средневековый Восток. М.: Наука, 1988.- Ч. 2.- С. 307-318.
63. Сазонова Н.В. Искусство Ирана. Государственный музей Востока.- М.: РА СОРЕК, 1994.- 47 е.: ил.
64. Самгина-Пирвердян H.A. К датировке иранских парчовых тканей с сюжетами //Сообщ. Гос. Эрмитажа.- Л., 1975.- Вып. XL.-С. 53-56.
65. Свирин А.Н. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры.- Сергиев: Гос. исторический художественный музей, 1926.- 79 е.: ил.
66. Свирин А.Н. Сергиевский историко-художественный музей //Подмосковные музеи. M.-JL: Гос. изд-во, 1925.- Вып. 5.- 95 с.
67. Смирнов К. Очерк религии Персии. Тифлис, 1916.-271 с.
68. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. M.-JL: Академия, 1934.- 433 е.: ил.
69. Сокровища прикладного искусства Ирана и Турции XVI-XVIII веков. Из собрания Государственных музеев Московского Кремля: Кат. /Сост. И.И.Вишневская и др. М.: Советский художник, 1979.- 71 с.: ил.
70. Сокровища Оружейной палаты. Посольские дары //Гос. Историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".-М.: Красная площадь, 1996.- 272 е., ил.
71. Сыроечковский В.Е. Гости сурожане. О внешней торговле Московской Руси с Ближним Востоком в XIV - начале XVI в. -M.-JL: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935.- 124 с.
72. Текстильное искусство сефевидского Ирана (каталог выставки) /Сост. P.M. Поликарпова и др. М.: Советский художник, 1980.22 с.
73. Торговая книга конца XVI в. //Зап. отд-ния рус. и славян, археол. Спб., 1851.- Т.1.- С.20-28.
74. Тревер К.В. Отражение в искусстве дуалистических концепций зороастризма //Тр. Отд. Востока Гос. Эрмитажа. JL, 1939.- Т. I, С. 243-254.
75. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе /Пер. А.А.Ставиской; Ред. и предисл. О.Ф.Акимушкина. М.: Наука, 1989.- 328 с.
76. Фехнер М.В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке. 2-е изд.- М.: Госкультпросветиздат, 1956.119 с.: ил.
77. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995.- 255 е.: ил.79. аль-Халлаб Ассифа. Эстетические основы исламского орнамента. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Рос. Ак. Худ., 1999.- 115 с.
78. Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме /Пер., предисл., прим. и прил. Е.И.Васильевой: В 2 т.- М.: Наука, 19671976.- Т. 2.- 352 е.- (Пам-ки письменности Востока, 21,2).
79. Шарден Жан. Путешествие шевалье Шардена по Персии и другим странам Востока. М.: сокращенный вариант на правах рукописи ИВАН, 1937.- 37 с.
80. Шиммель А. Мир исламского мистицизма /Пер. Н.И.Пригариной, А.С.Раппопорт. М.: Алетейа, Энигма, 1999.416 е.: ил.
81. Шишкин В.А. Афрасиаб сокровищница древней культуры. -Ташкент: Фан, 1966.- 34 е.: ил
82. Шпаковский А .Я. Торговля Московской Руси с Персией в XV -XVII вв. //Сб. статей студенческого историко-этнографического кружка при Имп. ун-те Св. Владимира. Киев, 1915.- Вып. 7.- С. 1-54.
83. Штаден Г. О Москве Иоанна Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925.- 54 с.
84. Шукуров Ш.М. "Шах-наме" и ранняя иллюстративная традиция (текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI-XIV веков). М.: Наука, 1983.- 176 е.: ил.
85. Шукуров Ш.М. Средневековое искусство Ирана. М.: Наука, 1989.- 248 е.: ил.
86. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М.: Алетейя, 1999.- 248 с, 32л. ил.
87. Щукин П.И. Персидские вещи щукинского собрания. М.: Отд. Имп. Рос. Исторического музея им. Александра III. Музей П.И.Щукина, 1907.- Т. 25.-41 е., 32 л. ил.
88. Эфендиев O.A. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в. Баку: Элм, 1981.- 307 е.: ил.
89. Искандар Мунши. Тарих-и аламара-йи Аббаси. Техран, 1314.-е. 307 с.
90. Сафави Рахимзаде. Шарх-и Дженга, ва тарих-и зиндагани-йи ШахИсма'ил-и Сафави. Техран, 1341.- 105 с.
91. Хусайн Хан, Мирза Тахвилдар. Джаграфийа Исфахан. /Под ред. Манучир Ситудаха. Техран: Данёшгах-и Техран, 1342.- 290 с.
92. Ackerman Ph. A Biography of Ghiyath the Weaver //Bulletin of the American Institute for Persian Art and Archaeology, 7, December, 1934.- P. 9-13.
93. Ackerman Ph. Persian weaving Techniques. History //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman. L. and N.Y.: Oxford University Press, 1939.- V. 3.-P. 2175-2220.
94. Ackerman Ph. Textiles of the Islamic Periods. History //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U. Pope and Ph. Ackerman. L. and N.Y.: Oxford University Press, 1939.- V. 3.- P.1995-2162.
95. Ackerman Ph. Persian Textiles //CIBA Review, 98, 1953.- P. 35033532.
96. Aga-Oglu M. Exhibition of Islamic Art. San Francisco: De Young Memorial Museum, 1937.- 60 p.
97. Aga-Oglu M. Safawid Rugs and Textiles: The collection of the Shrine of Imam 'Ali at al-Najaf. N.Y.: Columbia University Press, 1941.-59 p.: ill.
98. Arnold Th.W. Book painting. The Influence of Poetry and Theology on Painting //A Survey of Persian Art from Prehistiric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman. L. and N.Y.: Oxford University Press, 1939.-Y. 3.-P. 1904-1910.
99. Arnold Th.W. Persian Stuffs with Figure-subjects //The Burlington Magazine. V. 37, 1920. P. 243.
100. Annequin G. Les trésors de L'art Persan.- Geneva: Famot, 1978.105 p.
101. The Arts of Islam. Hay ward Gallery, 8 April 4 Guly 1976. -London: The Arts Council of Great Britain. Printed in England by Westerham Press, Ltd., 1976.- 396 p.: ill.
102. The Arts of Persia /Ed by R.W. Ferrier.- New Haven and London: Yale University Press, 1989.- Tehran, 1995.- 342 p.: ill.
103. Die Ausstellung von Meisterwerken muhammedanischer Kunst in München, 1910 /Hgb. Von F. Sarre and F.R.Martin.- Bd. 1-3. -Munich: Bruckmann, 1912.- Bd 3.- 12 s, 177-257 abb.
104. Binyon L. The poems of Nisami, described by Lourence Binyon. -L., 1928.- 89 p.
105. Brief Guide to the Persian Woven Fabrics. London: Victoria and Albert Museum. Department of textiles, 1928.- 20 p., 16 p. ill.
106. Burnham D.K. Warp and Weft: A Dictionary of Textile Terms.-N.Y.:Charles Scribner's Sons, 1980.- 83 p.
107. Cammann S. The Interplay of Art, Literature and Religion in Safavid Symbolism //Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 1978.-P. 124-136.
108. Chardin J. Sir John Chardin's Travels in Persia.- London: The Argonaut Press, 1927.- 969 p.
109. Chardin J. Les voyages du Chevalier Chardin /Ed. L. Langles. V. 1-10.- Paris, 1811. V.3.-427p.
110. Clinton J. Esthetics by Implication: What Metaphors of Craft Tell us about the "Unity" of the Persian Qasida //Edebiyat, 4,1979.- P. 73-96.
111. Cox R. Les Soieries d'art depuis les origines jusqu'à nos jours. -Paris: Librairie Hachette et Cie, 1914.-35 p.
112. Davids samling Islamisk Kunst. The David Collection Islamic Art. -Kcpbenhavn, 1975.- 134 p.: ill.
113. Dhamija Jasleen. A note of the weaving of velvet //Gluck J and Gluck S. A Survey of Persian Handicraft. Tehran, N.Y., L., Ashiya, Japan: The Bank Melli Iran, 2535/1977. - P. 206-210.
114. Dimand M.S. A Handbook of Muhammadan Art. The Metropolitan Museum of Art.- Second edit, revised and enlarged. N.Y.: Hartsdale House, 1947.- 346 p.: ill.
115. Dimand M.S. A Guide to an Exhibition of Oriental Rugs and Textiles: The Metropolitan Museum of Art, New York, 1935.- 82 p.: ill.
116. Early Islamic Textiles /Ed. by Rogers C.- Brighton: Roger and Podmore, 1983.- 47 p.: ill.
117. Emery I. The primary Structures of Fabrics.- Washington, D.C.: The Textile Museum, 1980.- 80 p.
118. Emerson John. Some European Sources on the Economic Structure of Persia between 1630 and 1690. Cambridge University, 1971.- 97 P
119. Errera I. Catalogue d'etoffes anciennes et modernes. Brussels: Vromant et Cie., 1927.- 348 p.
120. Etoffes merveilleuses du Musée Historique des Tissus: Musée Historique des Tissus /Ed. J.M.Tuchscherer.- 3 v. Tokyo: Gakushu Kenkyusha, 1976.- V. 2.- 206 p.: ill.
121. Ettinghausen R. Islamic Art. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1976. - 48 p.: ill.
122. Ettinghausen R. Stylistic Tendencies at the Time of Shah 'Abbas. Studies on Isfahan, pt. 2 //Journal of the Society for Iranian Studies, 7, Summer-Autumn, 1974.- P. 593-628.
123. Exhibition of the Kevorkian Collection /Preface by A.Yohannan and A.V.W.Jackson. N.Y., 1914. 48 p.: ill.
124. Ferrier R.W. British Persian Relations in the 17th Century.-Cambridge University, 1971 .-410 p.
125. Flemming E. J. R. Ancyclopedia of Textiles. N.Y., 1958.-306 p.: ill.
126. Floor W. Economy and Society: Fibers, Fabrics, Factories //Woven from the Soul, Spun from the Heart. Textile Arts of Safavid and Qajar Iran 16th 19th Centuries /Ed. by C. Bier.- Washington, D.C.: The Textile Museum, 1987.- P. 20-32.
127. Fundagäo Calouste Gulbenkian. Persian Art.- Lisbon: Fundagäo Calouste Gulbenkian, 1972.- 46 p.: ill.
128. Ghirshman R. Arte Persiana; Parti e ill. Sassanidi.- Milano: Feltrinelli, 1962. 410 p., ill.
129. Geijer A. A History of Textile Art. London, 1979.-150 p.: ill.
130. Geijer A. A Silk from Antinoe and Sasanian Textile Art //Orientalia Snuecana, XII, Uppsala, 1964.- 12 p.: ill.
131. Geijer A. Oriental Textiles in Sweden. Copenhagen: Rosenkilde andBragger, 1951.- 139 p.: ill.
132. Gluck H. and Diez E. Die Kunst des Islam.- Berlin: Propyläeti, 1925.-616 p., 39 ill.
133. Gluck J and Gluck S. A Survey of Persian Handicraft. Tehran, N.Y., L., Ashiya, Japan: The Bank Melli Iran, 2535-1977.- 416 p.: ill.
134. Goetz H. The History of Persian Costume //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman.- L. and N.Y.: Oxford University Press, 1939.- V. 3.- P. 2227-2256.
135. Gratzl E. Book covers //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman.- L. and N.Y.: Oxford University Press, 1939,- V. 3.- P. 1975-1994.
136. Gray B. An Album of Designs for Persian Textiles //In Aus der Welt der Islamischen Kunst /Ed. by E. Kuhnel. Berlin, 1959.- P.10-16: ill
137. Gray B. Persian Painting. Treasures of Asia /Ed. by A.Skira.-Cleveland: The World Publishing Company, 1961.-Y.2.- 191 p.: ill.
138. Grube E.J. Islämske Umeni. Umtni Sveta. Praha: Artia, 1973.202 p.: ill.
139. Grube E. Herat, Tabriz, Istanbul. The development of a pictorial Style //Painting from Islamic Lands. Oxford, 1969.- P. 85-109.
140. Guiffrey J. and Migeon G. La Collection Kelekian. Etoffe et tapis d'Orient et de Venice. Paris, n.d.- 26 p.
141. Gürsu N. The Art of Turkish Weaving. Istanbbul: Redhouse Press, 1988.- 197 p.
142. Hardin I.R. and Duffleld F.J. Characterization of Metallic Yarns in Historic Persian Textiles by Microanalysis //Historic Textile and PaperMaterials: Conservations and Characterization.- Washington, D.C.: American Chemical Society, 1986.- P. 231-252.
143. Herbert Sir Thomas. Thomas Herbert Travels in Persia 1627-1629 /Ed. and abrid. W.Foster. New York: Robert M. McBride and Co., 1929.-352 p.:ill.
144. Housego J. Honour is According to Habit: Persian Dress in the Sixteenth and Seventeenth Centuries //Apollo, 93, March, 1971.- P. 204-209.
145. Islamische Kunst Verborgene Schatze /Ed Brisch K. Berlin: Museum für Islamische Kunst, 1986.- 101 s.: 48 abb.
146. Islamic Textiles. Athens: Benaki Museum, 1974.- 84 p.: ill.
147. Kendrick A.F. Persian Stuffs with Figure Subjects, I //Burlington Magazine, 37, november, 1920.- P. 237-244.
148. Keyvany Mehdy. Artisans and Guild Life in the Later Safavid Period: Contributions to the Social-Economic History of Persia. -Berlin: Klaus Schwarz, 1982.- 148 p.
149. Klein V. and Ackerman Ph. A Russian Document on Persian Textiles //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman.- London and N.Y.: Oxford University Press, 1939.- V. 3.- P. 2163-2174.
150. Klein V. and Ackerman Ph. Two Safavid figural Satins //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman. London and N.Y.: Oxford University Press, 1939.-V. 3.-P. 2221-2226.
151. Lings M. What is Sufism? L., 1981.- 78 p.
152. Lombard M. Les Textiles dans le monde musulman du VII-e au XII-e siecle. Etudes d'economie medievale, 3. Paris, 1978.- 58 p.
153. Mackie L.W. and Ettinghausen R.E. The Splender of Turkish weaving: An exhibition of Silks and carpets of the 13-th 18-th centuries.- Washington, D.C.: The Textile Museum, 1973.- 88 p.: ill
154. Mackie L. and Rowe A.P. Masterpieces: The Textile Museum. -Washington, D.C.: The Textile Museum, 1976.- 112 p.
155. Mackie L.W. Toward an Understanding of Mamluk Silks: National and International Considerations //Muqurnas. An Annual on Islamic Art and Architecture. V. 2. New Haven and London: Yale University Press, 1984.-P. 127-146.
156. Martin F.R. Die Persischen Prachtstoffe im Schlosse Rosenburg in Kopenhagen. Stockholm: Gustaf Chelius in Commission, 1901. 19 s.
157. Martin F.R. Figurale persisch Stoffe aus dem Zeitraum 1550-1650. -Stockholm: Gustaf Chelius in Commission, 1899.- 23 s.: abb.
158. Martin F.R. Morgenländische Stoffe. Sammlung F.R.Martin. -Stockholm: Gustaf Chelius in Commission, 1897. 12 s.
159. Naraghi Ihsan. Tarikh-i ijtima'i-yi Kashan. Tehran, 1964.- 240 p.
160. Nasr H. Religion in Safavid Persia. Studies on Isfahan //Journal of the Society for Iranian Studies, 7, Summer-Autumn, 1974. P. 271286.
161. Neumann R. and Murza G. Persisch Seiden. Die Gewebekunst der Safawiden und ihrer Nachfolger. Leipzig: VEB E.A.Seemann Buch -und Kunstverlag, 1988. - 335 s.: abb.
162. Pakzad M. Persisch Knüpfkunst von Aneginn bis zur Gegenwart. -Hannover: Kleeblatt-Verlag Fr.Grimsehi, 1978. -80 s.
163. Persian Art. An Illustrated souvenir of the exhibition of Persian Art at Burlington House. 2-d ed. - London: Hudson, 1931.- 101 p.: ill.
164. Persian Art in the Benaki Museum. Athens: Benaki Museum, 1972.- 120 p.: ill.
165. A Persian Sufi Poem: Vocabulary and Terminology //Scandinavian Institute of Assian Studies Monograph Series, nr. 36. L. and Malmo: Curson Press, Ltd., 1978. - 270 p.
166. Pope A.U. Carpet making. A. History //A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman. London and N.Y.: Oxford University Press, 1939.-V. 3.- p. 2257-2430.
167. Praeger. Encyclopaedia of Art. -Vol. 1-5. L., 1971.- V.l.- 253 p.
168. Rawson J. Chinese Ornament: the lotus and dragon. British Museum. London, 1984.- 268 p.: ill.
169. Reath N.A., Sachs E.B. Persian Textiles and their Technique from the Sixth to the Eighteenth Centuries Including a System for General Textile Classification. New Haven: Yale University Press, 1937.- 133 p.: ill.
170. Riefstahl R.M. Persian and Indian Textiles from the Late Sixteenth to the Early Nineteenth Century. New York: E.Weyhe, 1923.- 123 p.: ill.
171. Roberts E.H. Treasures from Near Eastern looms. Brunswick: Bowdoin College Museum of Art, 1981.- 78 p.: ill.
172. Rogers J.M. Islamic Art and Design 1500-1700. London: British Museum Publications, 1983.- 58 p.: ill.
173. Rowe A.P. After Emery: Further Considerations of Fabric Classification and Terminology //The Textile Museum journal, 23, 1984.-P. 53-72.
174. Rowe M.T.J. Persian Textiles //Yale University Art Gallery Bulletin, 20, March, 1953.- P. 3-6.
175. Sarre F. Die Kunst des alten Persien. Berlin, 1922.- 28 s.
176. Schmidt H.J. Persisch Stoffe mit Signaturen von Ghiyäs. Fahrburh der Kunst-historischen Sammlungen in Wien, N.F., 1933.- V.7.- S. 274 -285.
177. Schmitz B. On a Special Hat Introduced during the Rein of Shah Abbas the Great //Iran, 22, 1984.- P. 103-112.
178. Schuon F. Islam and Perennial Philosophy //World of Islam Festival Publishing Company. Ltd., 1976.- 76 p.
179. Serjeant R.B. Islamic Textiles: Material for a History up to the Mongol Conquest Beirut: Librairie du Liban, 1972.- 263 p.
180. Shepherd D.G. Banquet and Hant in medieval Islamic iconography. Gatherings in Honour of Dorothy E.Miner.- Baltimore: Walters Art Gallery, 1974.- 15 p.
181. Shepherd D.G. Medieval Persian Silks in fact and fancy //CIETA. Bulletin de Liaison. Lyon, 1974.- V. MI.- P. 39-40.
182. Shepherd D.G. A Persian Velvet of the Shah Tahmasp Period //Cleveland Museum of Art Bulletin, 36, April, 1949.- P. 46-48.
183. Silvan V. Investigation of Silk from Edsengol and Lob-nor. -Stckholm, 1949.- 29 p.
184. Sonday M. Pattern and Weaves: Safavid Lampas and Velvet //Woven from the Soul, Spun from the Heart. Textile Arts of Safavid and Qajar Iran 16th-19th Centuries /Ed. by C.Bier.- Washington, D.C.: The Textile Museum, 1987.- P. 57-83.
185. Spuhler F. Islamic Carpets and Textiles in the Keir Collection. -London: Faber and Faber, 1978.- 194 p.: ill.
186. Staples L.N. A Sense of Pattern: Textile Masterworks from the Yale University Art Gallery.- New Haven: Yale University Art Gallery, 1981.-71 p.
187. Stchoukine I. Les peintures des manuscrits Safavis de 1502 a 1587. -Paris, 1959.- 162 p.: ill.
188. Stevens R.A. Old Traditions /New Directions. Washington, D.C.: The Textile Museum, 1981.- 128 p.
189. A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present /Ed. by A.U.Pope and Ph.Ackerman. London and New York: Oxford University Press, 1939.- V.6.- 11 p., ill.- 981-1482.
190. Tadhkirat al-muluk a manual of Safavid administration. Minorsky V. Trans. London: Luzas, 1943.- 134 p.
191. Tavernier J. B.Voyages en Persia. Paris, 1930.- 760 p.
192. Titley N. Persian Miniature Painting. London: British Library, 1983.- 121 p.: ill.
193. Travels to Tana and Persia by Josafa Barbaro and Ambrogio Contarini. Ed by Lord Stanly of Alderley. London: Hakluer Society, 1873.-91 p.
194. Tuchscherer J.M. Le Musée Historique des Tissus de Lyon. Lyon: Albert Guillot, 1977.- 140 p.: ill.
195. Underhill G. Fragments of a Khusraw and Shirin Velvet //Cleveland Museum of Art Bulletin, 32, June, 1945.- P. 95-97.
196. Underhill G. A Shah Tahmasp Velvet //Cleveland Museum of Art Bulletin, 31, November, 1944.- P. 157-158.
197. Vocabulary of Technical Terms.- Lyons.: CIETA, 1964.- 95 p.
198. Volbach W.F. Early Decorative Textiles. London, 1969.- 37 p.
199. Wace A.J. Some Safavid silks at Burlington House //Burlington Magazine, 58, February, 1931. P. 67-73.
200. Weibel A.C. Two Thousand Years of Textiles: The Figured Textiles of Europe and the Near East.- N.Y.: Pantheon Books, 1952.- 160 p.: ill.
201. Weibel A.C. Persian Fabrics //Bulletin of the Detroit Institute of Arts, 16, 1936.- P.49-53.
202. Weibel A.C A Persian Silk Double Cloth //Bulletin of the Detroit Institute of Arts, 26, 1947.- P. 60.
203. Welch A. Shah Abbas and the Arts of Isfahan.- New York: Asia Society, 1973.-71 p.: ill.
204. Widengren G. Mesopotamian Elements in Manichaism (King and Saviour II). Studies in Manichaean. Leipzig: Uppsala, 1946.- 34 p.
205. Wilckens L. Die textilen Künste. Von der Spátantike bis um 1500.-München: Verlag C.H.Beck, 1991.- 348 s.: abb.
206. Woven from the Soul, Spun from the Heart. Textile Arts of Safavid and Qajar Iran 16th-19th Centuries /Ed. by C.Bier.- Washington, D.C.: The Textile Museum, 1987.- 336 p.: ill.
207. Woven Treasures of Persian Art: Persian Textiles from the 6-th to the 19-th Century. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, 1959.- 67 p.: ill.
208. Woven Treasures. Textiles from the world of Islam. Copenhagen, 1993.- 123 p.: ill.
209. Wulff H.E. The Traditional Crafts of Persia.- Cambridge: M.I.T. Press, 1966.-286 p.: ill.Ия.2Ил.5Ил.6Ил.8r ÄS« te.Ль. . .ГчО , * \ * -4s V Ir-V' * -s ✓ ^ .TVs -v-v;—С- -Ч-—s?-- .g - --43- Vr Vi,. F ч АV «-У •< ve -í^V / Ajfe /,^ ^^ f \О Ь